Стих цицерон тютчев


Федор Тютчев - Цицерон: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева

Это знаменитое стихотворение Тютчева Фёдора Ивановича рассказывает об истории заката Древнего Рима. Через переживания известного оратора той эпохи, который оказался в центре событий, когда люди чувствовали приближение «ночи Рима», поэт продемонстрировал напряжение всех современников Цицерона.

Согласно версии историков литературы, произведение «Цицерон» было написано под впечатлением от Июльской революции во Франции. Из этого следует, что оно появилось на свет в 1830 году, но есть и версия, что дата создания — 1829 год.

И хотя точная дата написания неизвестна, есть достоверная информация о первой печати стихотворения — это произошло в 1831 году в журнале «Десница».

Жанр стихотворения – философская лирика с романтическими элементами, в нем отражены мысли автора о дальнейшей судьбе Европы, о роли личности во время переломный моментов истории.

Композиционный план состоит из трех частей:

  1. Речь самого Цицерона — римского оратора.
  2. Слова лирического героя.
  3. Авторское обобщение.

Размер стиха — четырехстопный ямб с опоясывающей и перекрестной рифмовкой.

В произведении встречаются множество средств художественной выразительности:

  • эпитеты;
  • метафоры;
  • сравнения;

Тютчев любил историю, у него была огромная библиотека, в которой он хранил и собрание сочинений Цицерона. В него вошли письма оратора, в которых он пытался прийти к ответу на мучившие его вопросы – почему весь мир сам себя уничтожает и как остановить этот процесс. Именно этому человеку принадлежит знаменитое высказывание: «О времена! О нравы!», которое и отражает его беспокойство.

Цицерон считается последним правителем Рима, при котором он процветал. Но после его смерти по городу прошла волна гражданских войн. Поэтому в своем стихотворении Тютчев отмечает, что «прощаясь с римской славой», этот правитель «во всем величье видел» падение города и демократии, «закат звезды ее кровавый».

В строках явно читается параллель между падением Римской Империи и Французской революции. Для автора эти события имеют общие черты – подрыв государственного устоя и моральный упадок общества.

«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!».

Ночь в этих строчках подразумевает конец старой истории и ожидание новых явлений. Цицерон «поздно встал», поэтому уже не было времени что-то менять – конец был близок. Это же испытывал и Тютчев – он не видел причин для революции, и не понимал, откуда она взялась.

Подобные изменения имеют невероятную силу и люди, которым выпала возможность жить во времена таких переворотов, получат свою часть бессмертия. Именно это автор и старается передать в своих строках – счастлив будет тот, кто своими глазами увидит великие исторические события, потому что и его собственная личность будет навсегда запечатлена в книге времени.

Это стихотворение стало важным в истории творчества Тютчева, ведь мысль, изложенная в произведении «Цицерон» не раз упоминалась автором и в дальнейшем – познание истины, иногда даже путем кардинальных изменений и глобальных потерь.

rustih.ru

Цицерон Тютчев

Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в аристократической семье. Он окончил Московский университет, получив ученую степень, а после начал дипломатическую службу. Больше пятнадцати лет поэт прожил в Германии, иногда приезжая в Россию и поддерживая связи с литераторами. Позднее он работал в комитете по иностранной цензуре.

Федор Иванович написал чуть больше 400 стихотворений. Некоторые поэтические сочинения Ф.И. Тютчева были утрачены. Стихи поэта принадлежат к разным направлениям: любовная, пейзажная, гражданская и философская лирика. К последнему направлению относят его стихотворение «Цицерон». Кроме «Цицерона» самые известные поэтические сочинения Ф.И. Тютчева – «Silentium!», «Бессонница», «Современное», «Умом Россию не понять…». Помимо лирики поэт писал много публицистических статей на актуальные темы. Он был идеологом консерватизма и отстаивал мысль о необходимости союза славянских народов под эгидой Российской империи.

Цицерон


Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой!..

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Время создания «Цицерона» и его место в творчестве Тютчева


В XIX веке древние (классические) языки и античная литература были обязательной частью образования высших классов. Античные мотивы наполняют всю поэзию XIX веков – поэты используют сюжеты из мифов и исторических трудов, сравнивают себя с героями Греции и Рима. Это коснулось и творчества Ф.И. Тютчева.

Федор Тютчев познакомился с латынью и античной литературой, когда ему было десять лет. Как многие дворянские дети он получил домашнее образование, и его наставником был переводчик и поэт С.Е. Раич. Полученные познания оставались у Федора Ивановича всю жизнь, и в последние свои месяцы тяжело больной поэт мог на память цитировать римских писателей, которых когда-то читал.

В 1822 году поэт приехал в Мюнхен и прожил там много лет. В эти годы он общался с Генрихом Гейне, Фридрихом Шеллингом и мюнхенским филологом-классиком Фридрихом Тиршем. В библиотеке поэта был экземпляр писем Цицерона в переводе на немецкий. Возможно, именно он вызвал у Федора Тютчева интерес к личности оратора и послужил одним из источников вдохновения. Стихотворение датируют 1830 годом. Предполагают, что его написание могло быть откликом на события во Франции. В 1830 году в этом государстве прошла т.н. «Июльская революция», свергнувшая власть Бурбонов. За событиями во Франции последовали волнения в других европейских странах, в частности – Германии.

Стихотворение было создано в зрелый период творчества поэта, когда он отошел от подражательных опытов своих юношеских стихов. В этот период своего творчества он обращается к проблемам философской лирики. «Цицерон» – одно из стихотворений Тютчева, где поэт рассматривает вопрос отношений олимпийских богов и смертных людей. В «Цицероне» и созданном в то же время «Страннике» он дает картины общения небожителей и достойных смертных: «бедный странник» угоден Зевсу, а римский оратор удостоен честь быть собеседником «всеблагих» богов.

В более поздних стихах «Кончен пир» и «Два голоса» небожители не выглядят расположенными к людям. В первом – они равнодушны к миру смертных и отделены от него, во втором – боги изображены завистливыми. И поэт утверждает, что человек, побежденный только роком, выше этих богов. Мотив стихотворения «Два голоса» противопоставлен «Цицерону». В первом случае человек за свои труды удостаивается чести быть собеседником богов, во втором – через поражение оказывается выше их.

В двух этих поздних стихотворениях Тютчев возвращается к мотивам «Цицерона». Здесь можно найти созвучные фразы: «бури и тревога» из «Цицерона» и «тревога и труд» из «Двух голосов». В стихотворении «Кончен пир» повторяется мотив человека, который поздно встал для жизни.

Особенности стихотворения и основная мысль


Стихотворение Федора Тютчева «Цицерон» написано четырехстопным ямбом (двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог). Стихотворение состоит из четырех четверостиший с опоясанной (кольцевой) рифмовкой в первых трех четверостишиях и перекрестной – в последнем. Произведение Тютчева делится на две равные по числу строк строфы.

Один из стилистических приемов, использованных поэтом – инверсия: «оратор римский», «бурь гражданских». Другой прием – аллитерация, которая проявляется в повторе звука «р» в первой строке. Выразительные средства стихотворения – эпитеты, подчеркивающие трагизм ситуации: «минуты роковые», «звезды кровавой». Другое средство – метафора, которая уподобляет падение Римской республике закату кровавой звезды. Пафос и торжественный тон «Цицерона» усиливают архаизмы и слова, относившиеся в XIX веке к высокому стилю.
Стихотворение носит имя выдающегося римского оратора и политика Цицерона. Он был одним из противников Цезаря и защитником идеалов римской республики. В третьей и четвертой строках первого четверостишия Федор Иванович приводит переработанную цитату из сочинения самого Цицерона.

Стихотворение можно разделить на три части. Первая представляет собой поэтическое переложение слов самого Цицерона из главы 96 его трактата «Брут». В нем оратор сожалеет, что слишком поздно вступил на жизненный путь и застал упадок Римской республики прежде, чем его жизнь закончилась.

Вторая часть – обращение самого поэта к Цицерону. В нем Ф.И. Тютчев дает свою оценку исторической эпохе, в которую довелось жить древнему оратору. Два последних четверостишия – размышления поэта о соотношении личности человека и исторических процессов.
Основной мыслью стихотворения считают идею о том, что трагическое возвышает человека. А стать свидетелем грандиозного и трагического исторического события – великая честь.

История публикаций и переводов


Автограф стихотворения хранится в РГАЛИ и представляет собой лист с тщательно написанными строками стихотворения. На обратной стороне листа написан текст другого стихотворения поэта – «Silentium!». Автограф датируют 1829-1830 годами.

«Цицерон» был впервые опубликован в литературном альманахе «Денница» за 1831 год. В 1836 году Ф.И. Тютчев отправил тетрадь с 36 своими стихами (среди которых был и «Цицерон») в Россию. В июне 1836 года друг жившего в Мюнхене Федора Ивановича И.С. Гагарин передал рукопись Петру Вяземскому. Через некоторое время И.С. Гагарин писал в Мюнхен, что стихи прочитали известные поэты Петр Вяземский и Василий Жуковский. Они решили напечатать несколько из них в журнале «Современник», который незадолго до этого начал издавать Александр Пушкин.

По словам автора письма, сам А.С. Пушкин ознакомился с предложенными ему для печати стихами Ф.И. Тютчева и отозвался о них одобрительно. Федор Иванович в ответном письме был очень рад, что его стихотворения получили признание у трех выдающихся поэтов его времени.

В июле рукописи Ф.И. Тютчева в числе других материалов для готовящегося «Современника» были отвезены А.С. Пушкиным в цензурный комитет. Одно из стихотворений Ф.И. Тютчева лишилось в комитете двух строф, а стихотворение «Два демона ему служили…» после долгих обсуждений не было допущено к печати, но «Цицерон» нареканий цензоров не вызвал. Так стихотворение «Цицерон» в 1836 году было напечатано в третьем томе основанного Александром Пушкиным журнала «Современник». Публикация была подписана «Ф.Т.».
В 1854 году «Цицерон» снова появился в подборке стихов Ф.И. Тютчева, опубликованных в «Современнике» В том же году вышла первая отдельная книга поэта, в которую вошел и «Цицерон». В 1868 году он был опубликован и во второй прижизненной поэтической книге Ф.И. Тютчева.

После смерти поэта «Цицерон» вошел в изданную в 1886 году книгу его стихов и статей на политические темы, подготовленную Аполлоном Майковым и вдовой поэта Эрнестиной Федоровной. В 1900 году дети поэта Дарья и Иван подготовили новое издание стихов отца, в которое также вошло стихотворение «Цицерон». Через двенадцать лет произведение было включено в наиболее фундаментальное дореволюционное издание стихов Ф.И. Тютчева, вышедшее под редакцией литературоведа Петра Быкова. В XX веке стихотворение «Цицерон», как правило, входило в издававшиеся сборники стихов Ф.И. Тютчева. В 2002 году оно вошло в первый том фундаментального собрания сочинений поэта. Там же были представлены разночтения в его редакциях.

В первых публикациях «Цицерона» есть разночтения. В автографе в первой строке второй строфы употреблено прилагательное «счастлив». Но в публикации 1831 года оно заменено на «блажен». В «Современнике» – снова «счастлив». В последующих изданиях «Цицерона» варианты чередовались. В современных публикациях воспроизводят вариант стихотворения, сохранившийся в автографе. Также в разных публикациях XIX века отличается пунктуация стихотворения.

Есть три перевода стихотворения «Цицерон» на английский язык, один из которых выполнил известный переводчик русской поэзии Евгений Бонвер. Существуют переводы сочинения Тютчева на французский и польский.

Восприятие «Цицерона» читателями и критиками


Первую рецензию на стихотворение написал известный публицист и критик Степан Дудышкин. Он высоко оценил «Цицерона», отметив, что поэту в равной мере интересны мир мыслей и «мир исторический».

В начале XX века в связи с революционными идеями произведение стало вызывать больший интерес. «Цицерона» Тютчева цитировали поэты Александр Блок и Валерий Брюсов во время размышлений о судьбах своей эпохи.

В стихотворении «Цицерон» Федор Тютчев размышляет о проблемах, которые всегда будут волновать человека любой эпохи. Торжественный пафос произведения и размышления поэта о роли испытаний в судьбе человека делают «Цицерона» одним из лучших стихотворении Тютчева.

gfom.ru

Цицерон (Тютчев)/ПСС 2002 (СО) — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Цицерон[2]

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»[3]
5 Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты[4]
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..[5]

Счастлив, кто посетил сей мир
10 В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие[6]
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
15 И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!


Примечания

  1. ↑ Впервые напечатано в альманахе «Денница» на 1831 г., стр. 40.
  2. Цицерон (106-43 до нашей эры) — римский политический деятель, оратор и философ.
  3. ↑ Тютчев имел в виду произведение Цицерона «Брут, или Диалоги о славных ораторах», где сказано: «Скорблю, что, выйдя в жизненный путь несколько позже, чем следовало бы, я, прежде чем закончил дорогу, впал в эту ночь республики».
  4. ↑ Главный из семи холмов, на которых расположен Рим; здесь находилась цитадель города и центр его политической жизни.
  5. ↑ Речь идет о гибели потопленной в крови гражданской войны 48—45 гг. до н. э. римской аристократической республики, идеологом которой был Цицерон. Результатом этой войны было установление диктатуры Юлия Цезаря. Мотив 2-й строфы ст-ния заимствован из ст-ния Шиллера «Боги Греции».
  6. ↑ Мифологические божества древних.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse

ru.wikisource.org

«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Посвященное судьбе европейской культуры стихотворение “Цицерон” является, безусловно, одним из самых интересных в творческом наследии Тютчева. Краткий анализ “Цицерон” по плану поможет ученикам 8 класса лучше понять суть того, о чем хотел сказать поэт. Материал может быть использован на уроке литературы как основной и как дополнительный.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон.

История создания – точная дата его написание неизвестна, но предположительно это произошло в промежутке между 1829 и 1830 годом. Напечатано он было в журнале “Десница” в 1831 году.

Тема стихотворения – европейская культура с ее необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты.

Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесенная оратором времен Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор.

Жанр – философская лирика с романтическими элементами.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с опоясывающей м перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавая звезда”.

Метафоры“из чаши их бессмертье пил!”, “во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!”, “ночь Рима”.

Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.

История создания

Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия и о том, что поэт написал его раньше – 1829 году.

В любом случае достоверна известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нем “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.

Тема

Автор стихотворения размышляет о том, какую роль может играть в судьбе целой эпохи отдельная личность. Он говорит о том, что она невероятно важна, особенно если речь идет о судьбах европейской культуры. В этом произведении нашли отражение все размышления поэта на данную тему.

Композиция

Несмотря на то, что “Цицерон” достаточно небольшой по объему (в нем всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно он подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.

Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу свое мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.

И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своем мнение о том, что судьба личности, которая стала участником исторических событий и повлияла на них – это большое счастье.

Жанр

Несмотря на то, что это произведение достаточно легко можно отнести к философской лирике, в нем все же явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии соответственно.

Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.

Поэт умело передает как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.

Все это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырехстопного ямба, причем части стиха он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.

Средства выразительности

Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:

  • Эпитеты “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавая звезда”.
  • Метафоры “из чаши их бессмертье пил!”, “во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!”, “ночь Рима”.
  • Сравнения“как собеседника на пир”, “как небожитель”.

С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 20.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения Тютчева "Цицерон" - Учеба и наука

Произведение мы можем отнести к философской лирике. Отличительная черта его – жанровая многоплановость. Исследователи отмечают, что в «Цицероне» «сложно соединены традиции «вечерней» элегии (мотив сумерек индивидуального существования), «ночной» оды… и нравоучительного аполога». Нравоучительный аполог, восходящий к поэтической традиции XVIII века, представлял собой своеобразный разговор с «мудрецом» прошлого. Нечто подобное мы встречаем и в произведении Тютчева. Однако здесь поэт апеллирует не к мудрости, а к личному опыту римского оратора. И в произведении Тютчева в функции «мудреца» выступает скорее сам лирический герой. Одические черты также проявляются в стиле стихотворения.  Основная тема произведения – особая миссия личности в переломную, грандиозную эпоху.
В первой части стихотворения мы находим реминисценцию из произведения Цицерона «Брут, или О знаменитых ораторах»: «Brutus sive de claris oratoribus» – «Мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь». У Тютчева читаем:

«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»

Римский оратор здесь выражает сожаление о том, что он родился слишком поздно, когда славная эпоха римской республики уже закончилась. Эта цитата определенным образом характеризует Цицерона, как бы приближает к читателям этого общественного деятеля, в определенном смысле развенчивая ореол мудреца-философа и стоика. Поэт обнажает здесь «глубоко личное переживание исторического момента»[4]. Здесь звучат элегические нотки. Далее в разговор вступает лирический герой:

Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..

Этот образ кровавого заката также можем рассматривать как литературную реминисценцию. Мы встречаем, к примеру, подобный образ в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». У Тютчева же эта тема приобретает метафорический смысл: поэт имеет в виду падение римской аристократической республики, идеологом которой был Цицерон. В результате гражданской войны 48–45 гг. до н. э. в Риме была установлена диктатура Юлия Цезаря. И здесь уже стиль становится торжественным, патетическим, в речи лирического героя появляются одические интонации. Цицерон явился свидетелем величайших исторических событий, что само по себе очень важно. Здесь звучит мотив избранника, человека, чья жизнь сопряжена с переломными моментами истории.
Далее мысль Тютчева достигает глубины философского обобщения:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Поэт приравнивает такого героя-избранника к богам и небожителям, так как, приобщаясь к роковым и великим событиям истории, человек может передать свои впечатления будущим поколениям:

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Вторая строфа «Цицерона» перекликается с пушкинскими строчками из трагедии «Пир во время чумы»:

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Таким образом, Тютчев также здесь следует традициям романтизма.
Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – речь римского оратора. Вторая часть – слова лирического героя. Третья часть – авторское обобщение (вторая строфа).
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, восьмистишиями, рифмовка – кольцевая и перекрестная. В «Цицероне» использованы следующие средства художественной выразительности: метафора («Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавой!», «Из чаши их бессмертье пил!»), эпитеты («звезды… кровавой», «минуты роковые»), инверсии («оратор римский», «средь бурь гражданских», «закат звезды ее кровавой»), аллитерация («Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги»). Мы находим архаизмы и выражения «высокого стиля»: «всеблагие», «небожитель», «оратор», «величье», «минуты роковые», «чаша бессмертья».
Стихотворение стало важнейшей вехой в поэзии Тютчева. Тема «Цицерона» возникает и в его поздней лирике («Кончен пир, умолкли хоры…», «Два голоса»). Однако мы должны рассматривать это произведение в контексте всего творчества поэта. В подтексте «Цицерона» присутствует та же мысль, что и во многих лирических фрагментах Тютчева, – мысль о познании истины, проникновении в суть явления, пусть даже ценой разрушений и потерь.

Cтихотворение состоит из 2-х строф (всего 16 строк).
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ()
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа — 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: говорил-тревоги-дороге-был
              славой-высоты-ты-кровавой.

Рифмовка: ABBA CDDC

2-я cтрофа — 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: мир-роковые-всеблагие-пир
              зритель-был-небожитель-пил.

Рифмовка: ABBA CDCD
------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 72

 

Р.S. Уважаемые клиенты, не забывайте оценивать ответы наших экспертов, которые потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваши вопросы. 

www.liveexpert.ru

«Цицерон», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».

В стихотворении, принадлежащем к философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема «Цицерона» - миссия личности в переломные моменты истории. Особенностью стихотворения является его жанровая многоплановость: в нем соединены воедино элегические мотивы, одические черты и восходящие к XVIII веку традиции нравоучительного аполога (своеобразного диалога с «мудрецом» прошлого).

Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.

В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.

В первых четырех строках, имеющих элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!» (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.

В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам - «небожителям», поскольку такой человек может передать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией «пира во время чумы», «упоения» среди катастрофы.

Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и аллитерация (повтор звука «р» в строках: «Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги»).

Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» (небожитель, величье, чаша бессмертия) и архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.

Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и метафоры («Из чаши их бессмертье пил!», «Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!»).

Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Цицерон»

По писателю: Тютчев Федор Иванович


goldlit.ru

Анализ стихотворения «Цицерон» Ф. И. Тютчева.

История создания


Стихотворение «Цицерон» не имеет точной даты написания. Опубликовано оно было в 1831 г на страницах журнала «Десница» Ф. И. Тютчев–многогранный поэт. В своих стихотворениях он говорит о любви, о взаимосвязи природы и человека, о космосе, об истории человеческого существования. Поэт с детства проявлял интерес к античной поэзии, привитый его учителем Семеном Раичем.

Смысл названия


Стихотворение «Цицерон» названо в честь древнеримского оратора Марка Туллия Цицерона, жившего в 1-ом веке до нашей эры, и посвящено его вкладу в развитие Римской республики. Тема стихотворения – роль поэта в роковое для страны время. Основная идея: только избранные могут стать частью такого глобального явления как римская республика.

Художественное своеобразие


Стихотворение представляет собой монолог лирического героя по поводу сожалений Цицерона о том, что он слишком мало успел сделать во благо римской республики.
Произведение состоит из 2 восьмистиший. В первой строфе приводятся слова Цицерона, а затем начинаются рассуждения лирического героя о роли римского оратора в революционном движении страны. Политик и общественный деятель, Цицерон всю жизнь защищал идеалы республики и погиб за нее. Второе восьмистишие – осмысление важности быть сопричастным к судьбе страны. Пусть это время заката, но оратор может рассказать о нем будущим поколениям.
Читая тютчевское произведение, понимаешь, как высоко оценивает лирический герой наследие великого ритора. Упоминание Капитолийского холма тоже неспроста: здесь селились самые знатные и известные персоны государства. Если для первых 4 строк характерны нейтральные интонации, то в остальной части речь героя становится торжественной. Произведение приобретает форму оды. Поэтический язык Ф.И.Тютчева удивляет читателя своей первозданностью: «величье», «чаша», «неизъяснимы». Поэт использовал русский язык только для поэтических произведений, говорил и писал письма автор на немецком и французском языках. Отсюда присутствие архаизмов и возвышенной лексики в тексте. Вторую строфу можно назвать короткой одой в честь Цицерона, что приближает его с державинскими одами. Во второй половине 19-го века этот жанр был забыт, поэтому стихотворение Тютчева можно назвать самобытным и уникальным для его современников. Лирический герой ставит оратора в один ряд с богами (…его призвали всеблагие как собеседника на пир…), сравнивает его с «небожителями», говорит о его бессмертии. Эпитеты «роковые», «кровавый» свидетельствуют о масштабной трагедии, ожидавшей и римскую республику, и его певца. Эти определения можно отнести и к Французской революции 1830 года, которая, по мнению литературоведов, и стала поводом для создания произведения. Не зря автор использует лексическую анафору в 5-ом и 6-ом строках второго восьмистишия. Экспрессивность стихотворения подчеркивается инверсиями «минуты роковые», «закат кровавый», «призвали всеблагие».

Место стихотворения в творчестве поэта


Размер стихотворения, четырехстопный ямб, упрощает понимание стихотворения, придает ему современный характер, отдаляя от од Державина, написанных шестистопным ямбом. Если говорить о месте этого стихотворения в творчестве автора, то можно утверждать, что это не единственное произведение Тютчева исторически-философского характера, привязанное к определенному событию и проводящее параллель между прошлым и настоящим. Это еще одна работа мысли, еще один отпечаток истории в творчестве автора.

www.istmira.com

Анализ стихотворения Тютчева "Цицерон": философская лирика

Ф. И. Тютчев жил в сложное для России время. Сознание общества, перейдя на новую ступень, порождает массу волнений, ведь меняются и отношения между людьми. Тютчев, будучи дипломатом, не мог этого не видеть. Он увлекался историей, и известно, что в его библиотеке были произведения Цицерона. Одноименное стихотворение он пишет в 1829-1830 годах.

Лирическая и жанровая принадлежность стихотворения

Исследователи считают, что стихотворение Тютчева «Цицерон» - это отклик поэта на Июльскую революцию во Франции. Он много размышлял о судьбе Европы, ее революционно настроенных гражданах и возможной гибели культуры.

Стихотворение относится к философской лирике. Оно вмещает в себя черты многих жанров: здесь есть и элегия, и ода, и нравоучительный аполог. Аполог – это разговор с мудрецом, а в данном стихотворении в роли мудреца выступил сам автор, одновременно и лирический герой. Черты оды – это просматривающийся пафос оратора, элегии – мотив заката существования человека как индивида.

Стих Тютчева «Цицерон» выводит читателя на сложную тематику – жизнь человека в переломный исторический момент.

Строфика и композиция произведения

Первая строфа вводит читателя в мир реального Цицерона, гласом автора здесь произносит свои известные слова великий римлянин: «Я поздно встал, и на дороге застигнут ночью Рима был!» Оратор сожалеет, что родился слишком поздно, и славная эпоха существования Римской империи уже завершена. Эта цитата, взятая из произведения Цицерона, очеловечивает оратора, развенчивает его ореол стоика. Тютчев обнажил это личное переживание (в чем тоже видится черта элегической лирики).

«Закат звезды ее кровавый» - именно с такими метафоричными словами вступает в произведение сам лирический герой. Цицерон был идеологом Римской империи, и вот она рушится.

В этой части стихотворения Тютчева «Цицерон» проявляются черты оды, оно становится пышным и торжественным. Здесь же появляется мотив избранничества.

Во второй строфе произведения можно увидеть перекличку с пушкинской пьесой «Пир во время чумы». Этим приемом поэт впускает в стихотворение «Цицерон» черты романтизма.

С точки зрения композиции стих делится на три части: речь оратора, речь лирического героя и обращение автора к читателям.

Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева: языковые средства

Автор пишет произведение четырехстопным ямбом с использованием кольцевой и перекрестной рифмовки. Средства художественной выразительности, использованные поэтом, это: метафора («закат звезды ее кровавой»), инверсия («оратор римский», «минуты роковые»). Активно использованы поэтом эпитеты и аллитерация. Часто применяет он и слова высокого стиля, такие как «величье», «чаша бессмертья», «всеблагие».

Параллель между революцией во Франции и падением Римской империи

Понятно, что в стихотворении Тютчева «Цицерон» проведена параллель между двумя важными историческими событиями. Поэт видит в них общую нить – разрушение основы государства и последующее разложение общества.

Борьба за власть и интриги видятся автору основными причинами этих печальных событий, хотя прямо он и не называет их. При этом в стихотворении Тютчева «Цицерон» можно увидеть и некую гордость автора за то, что он лично переживает один из этих моментов мировой истории. Героя, видевшего такие значительные события, он даже приравнивает к небожителю. Он может передать своим потомкам незабываемые впечатления.

Как настоящий дипломат, автор держит многие свои мысли в душе, не оценивая событие с политической точки зрения.

Произведение оказалось очень важным в наследии поэта-философа. Тему древнеримского оратора он использует и в поздней лирике. Мысль о познании правды, проникновении внутрь истины путем разрушения пронизывает многие произведения великого поэта.

fb.ru

“Цицерон” анализ стихотворения Тютчева 👍

Стихотворение “Цицерон” Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе “Десница” на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал “Современник”.

В стихотворении, принадлежащем к Философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема “Цицерона”

– миссия личности в переломные моменты истории. Особенностью стихотворения является его жанровая многоплановость: в нем соединены воедино элегические мотивы, одические черты и восходящие к XVIII веку традиции нравоучительного аполога (своеобразного диалога с “мудрецом” прошлого).

Созданное в Романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – Четырехстопным ямбом. Поэт использовал в “Цицероне” охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.

В композиционном плане стихотворение

включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.

В первых четырех строках, имеющих Элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона “Брут” поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: “Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!” (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются Одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.

В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам – “небожителям”, поскольку такой человек может передать свои впечатления от “высоких зрелищ” будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией “пира во время чумы”, “упоения” среди катастрофы.

Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как Инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и Аллитерация (повтор звука “р” в строках: “Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги”).

Произведение насыщено лексикой “высокого стиля” (небожитель, величье, чаша бессмертия) и Архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.

Средствами художественной выразительности в “Цицероне” выступают Эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и Метафоры (“Из чаши их бессмертье пил!”, “Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!”).

Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: “блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.

lit.ukrtvory.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.