Стих анна ахматова мужество


Ахматова Анна - Мужество. Слушать онлайн

Анна Ахматова - Стихи о войне

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942
Ташкент

«... Творческая судьба Анны Ахматовой сложилась так, что только пять ее поэтических книг – „Вечер“ (1912), „Четки“ (1914), „Белая стая“ (1917), „Подорожник“ (1921) и „Anno Domini“ (в двух редакциях 1921-го и 1922—1923 гг.) составлены ею самой. В течение последующих двух лет ахматовские стихи изредка еще появлялись в периодике, но в 1925-м, после очередного Идеологического Совещания, на котором, по выражению самой Анны Андреевны, она была приговорена к „гражданской смерти“, ее перестали печатать. В настоящее издание включены тексты первых пяти книг Анны Ахматовой, в той редакции и в том порядке, в каком они впервые увидели свет. Первые четыре сборника – „Вечер“, „Четки“, „Белая стая“ и „Подорожник“ публикуются по первому изданию, „Anno Domini“ – по второму, более полному, берлинскому, отпечатанному в октябре 1922-го, но вышедшему с пометкой: 1923. ...»

А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Творчество великого художника — реалиста ли, модерниста — заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах.
Пожалуй, для меня Ахматова, прежде всего, певец любви — того “высокого и огненного чувства”, которое Анна Андреевна считала властелином мира (некогда еще Шекспир сказал: “Любовь и голод правят миром”). Тему любви Ахматова разрабатывает по-своему, не так, как ее великие современники. У нее нет ни мистических прозрений, ни социальной обусловленности любовных конфликтов: первое характерно для поэзии Блока, второе — для творчества Маяковского. В лирике же Ахматовой драматизм страсти основывается на отношениях двух характеров, психологическом подходе. Воссоздавая в стихах женскую сущность, она избегает абстракций, символичности, философских и социальных обобщений: любовная лирика Ахматовой реалистична и психологична в лучших традициях русской классической литературы. Любовь — чувство, которое определяет для героини смысл жизни, ее ход; оно — естественное состояние человеческого сердца. Оно — “роковое душ слиянье” и их “поединок роковой”, говоря словами Тютчева. Оно — боль и мука, для описания которых поэт прибегает к почти натуралистическим деталям:

teatr.audio

rrulibs.com : Поэзия : Поэзия: прочее : Мужество : Анна Ахматова : читать онлайн : читать бесплатно

Мужество


Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
                                  Навеки!

23 февраля 1942 Ташкент

«Стихотворения военного времени в цикле «Ветер войны», которые заслужили Ахматовой официальное одобрение и официальный перевод из камерных поэтесс в поэты общественного звучания, были написаны в той же манере, что и «Реквием», точнее – в истощении этой манеры. Так, ставшее хрестоматийным стихотворение «Мужество», на которое неукоснительно и привычно ссылались всякий раз, когда приходила нужда похвалить поэтессу, противопоставить многочисленным ее винам ее патриотизм, хотя и написано во время войны и, как сказали бы раньше, «по случаю войны», выбивается из рамок темы. Ахматова опубликовала его через четверть века после крутой перемены в своей и общей судьбе и, как оказалось, за четверть века до собственной смерти. <…>

Нисколько не отменяя сиюминутного, «военного» содержания этой клятвы, стихи прочитываются и в более широком, и более узком контексте. При всей катастрофичности тогдашнего положения, при угрозе возможного порабощения врагом, разговор о запрещении, об уничтожении русского языка не шел, русская речь была вне конкретной опасности. Стихотворение говорит о мужестве, которое требовалось от поэта, чтобы противостоять уничтожению великой русской культуры новым – и до, и после войны – временем. Чтобы сохранить свободным и чистым русское слово Гумилева, легшего под пулями, повесившейся Цветаевой, сгинувшего за колючей проволокой Мандельштама и десятков других, продолжающих поминальный список. Это ответ на отчаянный выкрик друга: “Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма...”».

Анатолий Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой»

«Поэт и гражданин. Противопоставление было создано в русской поэзии одой Рылеева «Гражданское мужество», развито Некрасовым («Поэт и Гражданин») и снято окончательно в стихотворении Ахматовой «Мужество»: «Мы знаем, что ныне лежит на весах <…> / И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово». Здесь говорится о спасении русского языка, и местоимение «мы» включает в себя и бойца и поэта; мужество – их общее мужество. Эти строки Ахматовой содержали ответ на призыв Мандельштама в стихах 1931 года, по ее просьбе посвященных ей: «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…» Снятие этого рокового для русской словесности контраста сам Мандельштам выводил из нравственной силы акмеизма как поэзии «совершенной мужественности» (в отличие от «вечной женственности» символизма): “Общественный пафос русской поэзии до сих пор поднимался только до «гражданина», но есть более высокое начало, чем «гражданин»,– понятие «мужа». В отличие от старой гражданской поэзии, новая русская поэзия должна воспитывать не только граждан, но и «мужа». Идеал совершенной мужественности подготовлен стилем и практическими требованиями нашей эпохи”».

Омри Ронен. «Акмеизм»

Памяти Вали  

1. «Щели в саду вырыты...»


Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

2. «Постучись кулачком – я открою...»


Постучись кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

23 апреля 1942 Ташкент

1. «Щели в саду вырыты...»


Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

2. «Постучись кулачком – я открою...»


Постучись кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

23 апреля 1942 Ташкент

Стихотворения посвящены памяти Вали Смирнова, погибшего во время бомбардировки Ленинграда. Лидия Чуковская пишет о мальчиках Смирновых, Вале и маленьком Вове, «которого почему-то называли Шакаликом», – соседях Ахматовой по квартире в Фонтанном Доме:

«А. А. их очень любила.

Когда во время войны, в эвакуации, в Ташкенте, до Анны Андреевны дошли слухи, будто один из них – Вова – умер, она посвятила его памяти стихотворение «Постучись кулачком – я открою...» (На самом деле умер от голода не Вова, а Валя)» (Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой).

NOX

Статуя «Ночь» в Летнем саду


Ноченька!
В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой...
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Пусты теперь Дионисовы чаши,
Заплаканы взоры Любви...
Это проходят над городом нашим
Страшные сестры твои.

30 мая 1942 Ташкент

In memoriam


А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена.
Да что там имена! – захлопываю святцы;
И на колени все! – багровый хлынул свет,
Рядами стройными проходят ленинградцы,
Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет.

Август 1942 Дюрмень

«Важно с девочками простились...»


Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних...
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних...
Все они опочили там.

1943 Ташкент

Победителям


Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!

29 февраля 1944 Ташкент

«Справа раскинулись пустыри...»


Справа раскинулись пустыри,
С древней, как мир, полоской зари.


Слева, как виселицы, фонари.
Раз, два, три...


А надо всем еще галочий крик
И помертвелого месяца лик
Совсем ни к чему возник.


Это – из жизни не той и не той,
Это – когда будет век золотой,


Это – когда окончится бой,
Это – когда я встречусь с тобой.

29 апреля 1944 Ташкент

Причитание


Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
    Я не словом, не упреком,
    Я не взглядом, не намеком,
    Я не песенкой наемной,
    Я не похвальбой нескромной
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А земным поклоном
В поле зеленом
    Помяну...

1944 Ленинград

Победа 

1. «Славно начато славное дело...»


Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки, и ждут, и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

Январь 1942

2. «Вспыхнул над молом первый маяк...»


Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча, —
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.

3. «Победа у наших стоит дверей...»


Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей, —
Так мы долгожданной ответим.

1942—1945

1. «Славно начато славное дело...»


Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки, и ждут, и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

Январь 1942

2. «Вспыхнул над молом первый маяк...»


Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча, —
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.

3. «Победа у наших стоит дверей...»


Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей, —
Так мы долгожданной ответим.

1942—1945

Памяти друга


И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

8 ноября 1945

Первый дальнобойный в Ленинграде


И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов —
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить – по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес
Ребенку моему.

Сентябрь 1941

«Птицы смерти в зените стоят...»


Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?


Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит:


Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,


Как из недр его вопли: «Хлеба!» —
До седьмого доходят неба...


Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.


И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

28 сентября 1941 Самолет

rulibs.com

А Ахматова стих "Мужество" с анализом

В 1941 году Анна Ахматова эвакуируется из Ленинграда в тыл, где через Казань попадает на место временного жительства в Ташкент. Под узбекским солнцем в 1942 году поэтессой написано немного стихотворений, одно из них «Мужество», строки которого полнятся болью и неотвратимостью победы.

Что такое настоящий патриотизм

Сегодня многие с сарказмом смотрят на патриотизм, часто путая его с раболепием к власти. Патриотические порывы нередко являются синонимом аплодисментов властной верхушке, бытовой же патриотизм чаще обращён к наполнению холодильника и собственному возвышению путём унижения другого. В годы Великой Отечественной войны тоже хватало такого, но основой были искренние порывы, когда патриотам становились за землю русскую, а не за царя-батюшку или тех, кто пришёл ему на смену. Безусловно, одним из настоящих патриотов земли русской была Анна Ахматова.

Анна Андреевна не была обласкана верхами, единственная возможная ласка, доставшаяся ей от власти, была сохранённая жизнь в страшные 30-е годы. Это введение важно для анализа стихотворения, оно даёт понять, что поэтесса пишет строки «Мужество» не для подачки от барского стола, а по зову сердца. Может быть и души, хотя известно, что Бога в СССР не было…

С болью эвакуации

Из Ленинграда Ахматову эвакуировали на самолёте, которому надо было приземлиться для дозаправки на секретном аэродроме. Во время заправки поэтесса вышла в вечерних сумерках из самолёта и обратилась к молчаливым силуэтам охраны объекта с вопросом «Где мы?». Вопрос повторился несколько раз, но в ответ была тишина. Ужасная тишина, как потом вспоминала сама Анна Андреевна.

В 1941 году поэтесса пишет:

Человечество еще не знало войны такого великого смысла.

Этот момент важен для понимания эвакуации и ситуации в стране. Все поставлено на кон, это не сегодняшние «битвы» за демократию, когда сменяются владельцы тронов и направления финансовых потоков. Тогда на кон было поставлено реально всё – в случае проигрыша не останется ни земли, ни культуры, ни жизни.

Позиция русского человека

Ахматова в стихотворении отражает свою позицию русского человека, его устами за год до написания строк она говорит, как рупор истины:

Мы выиграем войну для того, чтобы люди жили в преображенном мире.

Анна Андреевна призывает не к защите власти, а к защите земли русской, своей веры, культуры и традиций. В начале XXI века мне рассказывал дед, который всю войну прошёл на танке, о настроении в тот момент у народа и армии. Только малая часть искренне шла в атаку с криками «За Сталина», большинство поднимались на смертный бой за свою семью и землю. Кстати, в начале войны оборону в СССР держали более по приказу, со всей душой стали подниматься в атаку, когда увидели бесчинства фашистов на захваченной территории.

Примерно в момент исторического осознания смысла борьбы Ахматова и пишет строки:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

Страшные весы

Да, в эти годы не весы положено всё. Если Россия, пусть и с кровью, пережила свержение монархии и расстрел царской семьи, то захват Гитлером Русь бы не пережила. Каждый в это время встаёт на бой смертельный. Кто-то с винтовкой, кто-то за баранкой полуторки, кто-то с молитвой, кто-то с пером. Анна Андреевна была в ряду поэтов-защитников, причём делала это не в угоду общему призыву, а исключительно по собственной вере. Золотые слова:

И мы сохраним тебя, русская речь.

Тогда русскую речь и землю удалось сохранить, пусть и огромными жертвами. Стихотворение показывает нам, что в лихую годину на защиту Родины должен встать каждый, не дожидаясь громких речей с высоких трибун, не ожидая, когда натянется парус мужества у других.

Стих сложен из одного дистиха и двух катренов и написан в стиле гражданской лирики. Стихотворение Мужество имеет перекрёстную рифмовку и создано в размере четырёхстопного амфибрахия. Эпитеты – Великое русское слово, Горько остаться и метафоры:

Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет.

Мы знаем, что ныне лежит на весах.

И внукам дадим, и от плена спасём.


Вопросы и ответы

Какова главная идея стихотворения?

Ахматова в строках призывает сохранить в себе мужество во время войны и стоять за Родину до конца. Поэтесса уверена в победе и хочет передать уверенность русским людям.

К какому жанру относится стихотворение?

Это гражданская лирика.

Текст

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

1942 год, Ташкент

Слушаем аудио стиха

Стихотворение Ахматовой читает Ирина Алексимова, красиво, сильно до мозга костей, чувствуется мощь и внутренне напряжение стихотворения.

 

stihirus24.ru

Стихотворение "Мужество" Анны Ахматовой, анализ произведения, композиция

Меню статьи:

Анна Ахматова традиционно славится любовной лирикой. Однако творческое наследие русской писательницы включает и гражданскую лирику. Анна Ахматова, «Мужество» как пример таких гражданских мотивов в поэзии писательницы и является темой нашей статьи. Но – перед тем, как перейти непосредственно к анализу «Мужества» – мы скажем несколько слов о лирике Ахматовой в целом.

Ахматову называют самобытной поэтессой, которая открыла путь для настоящей женской поэзии в русской литературе. В контексте гражданской лирики лирическая героиня писательницы предстает в роли гражданина. Не матери, невесты или жены, но в довольно непривычной роли, традиционно считающейся мужской. Однако Ахматовой удалось лишить образ гражданина пола, снабдив его как женскими, так и мужскими чертами.

Несколько штрихов к образу лирики Анны Ахматовой

Первая поэтическая книга поэтессы называлась «Вечер». Хотя Ахматова холодно оценивала этот первый опыт, все же именно книга «Вечер» предвосхитила появление акмеизма. Поэтому этот сборник часто называют теоретической выкладкой такого литературного течения, как акмеизм. Лирика Ахматовой, кроме того, отличается особым ритмом и интонацией – и здесь поэтесса противостоит символистам с их музыкальностью и мелодичностью. Ахматовский слог разговорный, приближенный к правде повседневной жизни. Поэтесса стремится называть каждую вещь «своим именем».

Слово «реквием» означает покой, успокоение, или заупокойная месса в католической церкви. Такое название для этой поэмы Анна Ахматова выбрала неслучайно. Предлагаем читателям ознакомиться с детальным анализом этого произведения

Акмеизм возникает в форме реакции на символизм. Поэты-акмеисты желали не мечтать о далях и не предаваться бесплодным фантазиям, а жить «здесь и сейчас». Ахматова вошла в русскую поэзию стихами, написанными о вечной теме – о любовных чувствах. Однако стихотворения поэтессы отличались от типичных сентиментальных «женских» строк, как и от стиля символистов. Ахматовой присуждают роль новатора в русской лирике, потому что поэтесса сумела вместить в стихотворные строки всю сложность и глубину романов, прозы. Это правда, ведь в лирике Ахматова «примеряла» на свою литературную героиню множество ролей: например, роль невесты или покорной жены, рыбачки, маркизы, брошенной женщины, безответной возлюбленной…

Загадочность стихотворений Ахматовой часто вынуждала поклонников поэтессы выискивать в текстах писательницы намеки на личную жизнь, романтические приключения и любовные переживания. Таким образом, для произведений Ахматовой, а особенно для ранних текстов русской поэтессы, характерно новеллистическое построение стихотворений. Ахматова строит лирику по форме прозаического повествования: здесь читатель находит детали о первых свиданиях юных влюбленных, о подробностях отягчающего быта, описания встреч, расставаний, прощаний и других событий.

Гражданская лирика Ахматовой

Гражданская лирика начинает занимать особое место в творческом наследии Ахматовой в период Первой мировой войны, а потом и во время Гражданской войны в Российской империи. Тема родины, все чаще появляющаяся в творчестве поэтессы, служит не только средством самовыражения, но также одновременно и рупоров общественной позиции Ахматовой. В этот период интеллигенция продуцирует произведения, риторика которых кардинально отличается от официальной пропаганды.

В центре рассуждений Ахматовой находится тема войны. Ахматова потеряла из-за войны многих близких людей, поэтому для нее – страдающей жены и матери – война всегда представляется горем, злом и трагическим событием. Впрочем, даже в контексте гражданской проблематики поэтесса не отходит от обязательной для нее темы любви. Ведь любовь принимает разные образы и оказывается под разными ликами: как любовь между мужчиной и женщиной, любовь к родной земле, любовь к детям…

О том, как создавалось «Мужество»

Отдельное место – рядом с войной – заняла революция. Коренная ломка старого порядка и тотальная переоценка ценностей не оправдали возложенных на эти перемены надежд. Интеллигенция, мыслившая себя преданной и задавленной, массово покидала пределы России. Однако Ахматова осталась в родных пенатах, потому что сама мысль о том, что придется жить в чужих краях, отдавала в душе поэтессы болью. Поэтому, несмотря на то, что имя Анны Ахматовой ассоциируется, прежде всего, с любовной темой, поэтесса писала также произведения, насыщенные гражданскими мотивами. Прекрасным примером такого типа произведений является «Мужество». Вот некоторые строки из этого произведения:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужеств пробил а наших часах,
И мужество нас не покинет…

Аудитория «Мужества» Ахматовой

Основное предназначение гражданской лирики – подъем боевого духа и сохранение бодрости и силы воли народа, сражающегося за родную землю. «Мужество», написанное в 1942 году, заняло почетное место на страницах сборника под названием «Ветер войны», работу над которым писательница начала еще в 1941-м. Ахматова – противница коммунистического режима, который отобрал у поэтессы самых родных и близких людей. Логично, что Ахматова не поддерживала коммунизм – в его советском воплощении, по крайней мере.

Супруг поэтессы был расстрелян, а сын – сослан в сибирские холода. Антисоветская позиция Ахматовой часто препятствовала печати стихов писательницы.

Однако поэтесса до безумия любила Россию – родину, а также свой народ, который, как верила Ахматова, способен пережить любую «непогоду». Что могла дать народу Ахматова? Моральную поддержку, вдохновение через слово:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…

Намек на лишения, которые не страшно претерпеть в военное время, отсылает к интеллигенции, к людям творчества. Ахматовой и самой пришлось пережить страдания – и душевные, и физические. Однако писательница настаивает, что утрата культуры, наследия не сравниться с отсутствием комфортных условий жизни. Это хорошо понимали немцы, которые стремились уничтожить не просто население или солдат, а, прежде всего, убить культуру, устранить культурную память и уничтожить язык. Даже немецкий философ Мартин Хайдеггер (пусть и в несколько другом контексте) говорил, что «язык – это дома бытия».

Анализ произведения «Мужество»

Теперь, когда мы имеем некоторое представление о разных вехах и измерениях творчества Ахматовой, мы можем перейти непосредственно к анализу произведения под названием «Мужество». Ахматова пишет этот стих в 1942 году – в период, когда за окном в самом разгаре бушевала Великая Отечественная война. Ахматова в это время эвакуирована в Ташкент, откуда и пишет строки «Мужества». О чем же это произведение? Безусловно, центральная тема стиха – чувство смелости, храбрости, которое проявляют люди порой неожиданно для себя во время катаклизмов. Война – как раз такой катаклизм, который сеет страх и ужас, вынуждая людей брать оружие и воевать за идеалы свободы, а также за сохранность своей культуры.

Особенности композиции «Мужества»

«Мужество» композиционно разделяется на отдельные смысловые части. Всего произведение включает два катрена и один дистих. Первая смысловая часть посвящена непосредственно размышлениям о мужестве, а вторая обращается к русскому народу, который, как верит поэтесса, обязательно выстоит в сражении и одержит победу. Цели войны, сражения раскрываются в двустишье:

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Набор средства выразительности стиха

По жанру литературоведы единогласно относят «Мужество» к гражданской лирике, ведь здесь поэтесса выражает переживания о судьбе народа России, описывает чувства печали и грусти, потому что война – это всегда кровь и брат выступает против брата. Чтобы передать смысл и настроение произведения, Ахматова использует метафоры, повторы, эпитеты и аллитерации, придающие изюминку средствам выразительности стиха.

Метафоры, в частности, служат для выражения абстрактных образов (час мужества; мы знаем, что ныне лежит на весах и т. д.). Эпитеты автор вводит как классического характера, так и уникально-индивидуального стиля, собственного изобретения (великое русское слово; слово свободное и другие).

Еще одна особенность, отличительная черта «Мужества» Ахматовой – наличие восклицательной интонации, которая, в общем-то, не требуется по содержанию. Аллитерации – это способ буквально выразить образы и ассоциации, возникающие при упоминании мужества, смелости, войны. Например, здесь можно вспомнить частое употребление слов с буквой «р», а также обилие в произведении шипящих. Ахматова не обошла вниманием такую редкую фигуру, как синекдоха (русское слово).

Ремарка о тематике стиха Ахматовой

Итак, мы уже говорили о том, что в центре лирического повествования стоит тема мужества. Этот же мотив выносится и в название стихотворения. Народная борьба происходит, прежде всего, за культуру и идеалы свободы. Защитить культуру – значить защитить и родную страну. Ахматова выстраивает логику стиха и цепочку образов из трех ключевых позиций: это слово, народ («мы»), а также непосредственно мужество. Идея, которую старается донести поэтесса, усиливается способом выражения, избранным Ахматовой. Автор пишет от первого лица множественного числа, постоянно повторяя «мы». Это отсылает к идее о единстве народа, который становится словно единым целым, когда борется за одни, общие ценности. С другой стороны, «мы» намекает на то, что Ахматова причисляет к народу и себя в том числе.

По мнению поэтессы, мужество – это основной союзник русских в борьбе против недруга. Ахматова на собственной «шкуре» испытала все тяжести войны и революции, поэтому писательница не скрывает, что прекрасно осознает цену свободы и плату, которую требует война. Народ остается свободным и независимым, пока существует его культура, а культура хранится, прежде всего, в слове. В этом стихе на первый план выдвигается особая форма любви – любовь к родной стране, к Родине, к Отечеству.

r-book.club

идея стиха мужество а. а. ахматовай

Стихотворение Анны Ахматовой - "Мужество" было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло - от войны. Все содержание стиха заключается в его названии. Данное стихотворение - это крик души поэта, наставление гражданам - не опускать руки и быть мужественными. В строках: "Мы знаем, что ныне лежит на весах", ясно видно о том, что Анна Ахматова указывает на то, что на кону судьба не только Родины, но и всего мира. Все указывает на то, что спокойное и безмятежное время прошло, настал час мужества и необходимо взять в руки оружие, встать на защиту мира. Произведение "Мужество" отражает столь сильную идеологию того времени. Люди были готовы на все ради общего блага. Никого не страшила ни вероятность остаться без крыши над головой, ни даже смерть от вражеской пули на поле боя. Образом русской речи в стихотворении подчеркивается единость русского народа. Именно речь является тем, что связывает вместе всех советских людей. Защищая русскую речь, Великое русское слово - мы защищаем Родину, именно это пытается донести до нас в строках своего стиха Анна Ахматова. Данное стихотворение скорее можно назвать клятвой. Этому способствует великий, торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания также подчеркивают размеренную величественность стиха - лишь запятые да точки. Лишь в конце стоит восклицательный знак, как апогей, наивысшая точка напряжения. Так же скуп автор и на тропы, которые используются лишь несколько раз. Ключевой троп - это эпитет "свободное и чистое русское слово", который показывает, что страна должна остаться такой же чистой и свободной от западной напасти.

В стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени. «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении, сдержанном, емком и поражающем своей суровой красотой. Быть вместе со своим народом для Ахматовой означает разделить с ним общую судьбу. Поэтому в стихотворении «Мужество» она отождествляет себя с ним и выступает от его лица. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово». Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым». Таким образом, Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» очень четко обозначила свою цель и роль в историческом процессе. Уже тогда поэтесса понимала, что восстановить разрушенные бомбежкой фабрики и заводы будет гораздо проще, чем вернуть людям духовное богатство, растраченное и фактически растоптанное во время войны. Поэтому поэзия является одним из немногих средств, которое сможет заставить людей вновь научиться чувствовать прекрасное.

Я считаю, что в этом стихотворении поэтесса призывает всех к защите своей родины. Призывает не боятся, не сдаваться и верить в победу.

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.