Самый популярный стих есенина


список из 10 популярных произведений

Сергей Александрович Есенин – известный русский поэт, один из ярчайших представителей новокрестьянской лирики.

Его позднее творчество можно отнести к такому литературному направлению 20 века, как имажинизм (цель творчества – это создание образа, для поэзии этого направления характерно использование метафор, эпатажа и анархических мотивов).

Первое стихотворение автора было напечатано в 1914 году в детском журнале, оно называлось «Береза».

Жизнь поэта была яркой, насыщенной, но короткой. За время своей творческой деятельности он сумел написать немало произведений. В нашей статье вы сможете ознакомиться со списком, куда вошли 10 самых известных стихов Есенина.

10. Шаганэ ты моя, Шаганэ...

Шаганэ ты моя, Шаганэ… – стихотворение было написано в 1924 году, в этот период автор пребывал на Кавказе. Литературоведы считают, что в нем удивительным образом переплетается восхищение русской природой и симпатия к женщине.

Для справки: с данным произведением школьники знакомятся в 11 классе.

Многие исследователи творчества Есенина предполагали, что лирическая героиня стихотворения Шаганэ – это вымышленный персонаж. Но оказалось, что это не так, В. Белоусову удалось найти реальную женщину по имени Шаганэ, с которой общался поэт и посвятил ей произведение.

Композиционно стих представляет собой монолог-обращение к лирической героине. Причем, сам лирический герой максимально приближен к автору произведения.

9. Пой же, пой. На проклятой гитаре…

Стихотворение Пой же, пой. На проклятой гитаре… автор написал в 1922 году. 20-е гг. прошлого столетия были для поэта кризисными, он испытал немалое разочарование от революции 1917 года.

Его мироощущение от происшедших событий отражается на литературных произведениях, лирический герой которых старается забыться в пьяном угаре.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре…» входит в сборник «Москва кабацкая», прочитав текст стиха можно понять, что его лирический герой страдает от любви к даме, любуется ею в первых строках, но далее его настроение резко меняется, он употребляет ругательства по отношению к женщине.

Но позже герой стихотворения говорит о том, что не держит зла на ту, которая не смогла одарить его любовью.

Далее в произведении чувство любви сводится лишь к постельным победам и физической близости. Завершается текст произведения оптимистической нотой.

8. Гой ты, Русь, моя родная...

Популярное произведение Гой ты, Русь, моя родная… было написано в 1914 году, напечатано в сборнике «Радуница». Основной его темой является передача любви к русской природе, восхищение просторами родного края.

Для справки: в школе стихотворение изучают в 10 классе.

Произведение представляет собой развернутый монолог лирического героя, в котором можно увидеть описание быта русского народа, природы и простора Руси.

Автор активно использовал при написании стиха метафоры, эпитеты и сравнения.

Интересный факт: Есенин создал это стихотворение вскоре после своего переезда из отчего дома в Москву, в столице он часто тосковал по родному краю, эту печаль и грусть он привносил в свои произведения, то есть, как говорят исследователи его творчества, обращался к деревенской тематике.

7. Собаке Качалова

Знаменитый стих Собаке Качалова был написан в 1925 году, считается, что в нем автор обращается к Джиму – собаке известного артиста В. И. Качалова, с которым поэт был дружен.

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. В первой лирический герой ведет разговор с собакой.
  2. Во второй предается философским размышлениям.
  3. В третьей вспоминает и говорит о любимой женщине.

Для создания образов в стихотворении автор также использует метафоры, сравнения и эпитеты.

Интересный факт: Есенин написал этот стих незадолго до своей смерти, многие исследователи его творчества считали, что в этот период автор переосмыслил свою жизнь, в ней присутствовало немало потерь, личных трагедий, поэт понял, что популярность имеет не только положительные стороны.

6. Сукин сын

Произведение Сукин сын было написано в 1924 году. Многие исследователи творчества поэта предполагают, что оно посвящалось Анне Сардановской, именно ею поэт увлекся, когда ему было около 16 лет.

Также литературоведы предполагают, что это стихотворение является своеобразным выражением на бумаге тоски по молодым, даже юным, ушедшим навсегда годам, первой чистой любви к женщине.

5. Письмо к женщине

Стихотворение Письмо к женщине написано в 1924 году, литературоведы называют его одним из ярчайших образцов любовной лирики поэта.

Для справки: школьники изучают и анализируют произведение на уроках литературы в 9 классе.

Стих можно назвать своеобразным покаянием, с которым лирический герой обращается к женщине, но помимо любовных отношений в тексте проскальзывают думы о настоящем и будущем родины.

Исследователи творчества поэта выяснили, что данное произведение адресовано реальной женщине, а именно его бывшей супруге Зинаиде, которая после развода с Есениным смогла снова выйти замуж и быть счастливой в браке, ее новый муж смог принять детей поэта как родных.

4. Письмо матери

Автор написал стихотворение Письмо матери в 1924 году, в это время он уже был известным поэтом, окруженным славой и многочисленными поклонниками.

В этот же период его сильно накрывала тоска по родному дому, съездить туда он по различным обстоятельствам не мог.

Есенин не был на родине около 8 лет, собравшись домой, перед самым отъездом, он написал этот стих.

Мать поэта была простой крестьянской женщиной, и ей была непонятна слава сына, она желала ему обычной жизни, очень переживала за него, об этом есть строки в стихотворении.

Поэт же старается убедить мать, что все же он такой скандалист и хулиган, каким его представляет людская молва. В конце стихотворения автор выражает надежду на счастливую встречу с матерью.

3. Отговорила роща золотая…

Произведение Отговорила роща золотая… было создано в 1924 году, в нем автор сумел показать не только прекрасные зарисовки осенней поры, но и передал свои размышления о смысле жизни, о прожитых днях.

Литературоведы относят стихотворение к пейзажной лирике. При его написании поэт активно использовал метафоры, эпитеты и сравнения.

Есенин написал стих в последние годы своей жизни, находясь в родном селе.

2. Не жалею, не зову, не плачу...

Стихотворение Не жалею, не зову, не плачу… вышло из-под пера поэта в 1921 году. В нем Есенин размышляет о быстротечности жизни человека, предается воспоминаниям о молодости.

На момент создания этого произведения поэту было всего 26 лет, в этом возрасте мало кто задумывается об ушедшей молодости.

Но автор не понаслышке был знаком с войной и бедами, которые она несла с собой, смерть могла подстеречь человека в любой момент.

Стихотворение написано от первого лица единственного числа, его центральным персонажем является лирический герой.

Наиболее интересным в этом тексте исследователи творчества поэта находят метафорический образ юности, автор пишет о ней как о розовом коне.

1. Да! Теперь — решено. Без возврата...

Автор написал стихотворение Да! Теперь — решено. Без возврата… в 1922 году. В 20-е гг. прошлого столетия творчество Есенина стало сильно меняться, он все больше отдалялся от образа «сельского поэта».

Он видел, как мир вокруг него делается другим, места в нем его лирическому герою оставалось все меньше и меньше, поэзия не нужна была людям, занятым коллективизацией хозяйства.

Именно в этот период он понял, что не сможет больше восхищаться природой родного края, в селах царила разруха и голод.

Разгульная жизнь в столице тоже не манила лирического героя поэта, единственным разумным выходом из всего этого он видел смерть.

top10a.ru

Цитаты Есенина: высказывания, афоризмы, мысли поэта Сергея Александровича Есенина

Стихи Сергея Есенина


Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем.

Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны.


Чем сгнивать на ветках — Уж лучше сгореть на ветру.


Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.


Жизнь — обман с чарующей тоскою.


Времени нет. Серьезно? Это желания нет, а время есть всегда.


Любовь — это купание, нужно либо нырять с головой, либо вообще не лезть в воду. Если будешь слоняться вдоль берега по колено в воде, то тебя только обрызгает брызгами и ты будешь мёрзнуть и злиться.


Лицом к лицу-лица не увидать: большое видится на расстоянии


Жить нужно легче, жить нужно проще, все принимая, что есть на свете.


Жить с раскрытой нараспашку душой — все равно, что ходить с раскрытой ширинкой.


Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.


Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему.


О любви в словах не говорят,
О любви мечтают лишь украдкой,
да глаза как яхонты горят…


По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял…


Коль гореть, так уж гореть сгорая.


Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.


Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…


Совершенно лишняя штука эта душа. С грустью, с испугом, но я уже начинаю учиться говорить себе: застегни, Есенин, свою душу, это так же неприятно, как расстегнутые брюки.


Чем больнее, тем звонче
То здесь, то там.
Я с собой не покончу,
Иди к чертям…


Грубым дается радость, нежным дается печаль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

rustih.ru

Цитаты Есенина: высказывания, афоризмы, мысли поэта Сергея Александровича Есенина - РуСтих

Время даже камень крошит.


Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод… зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину.


О! Эти американцы. Они — неуничтожимая моль. Сегодня он в оборванцах, а завтра золотой король.


Я б навеки забыл кабаки, и стихи бы писать забросил, только б тонко касаться руки, и волос твоих цветом в осень…


«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…»


Я хочу быть тихим и строгим. Я молчанью у звезд учусь.


Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.


Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь.


Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.


Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды.


Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.


Странный и смешной вы народ! Жили весь век свой нищими и строили храмы божие.


Чтобы быть счастливым – не нужны наркотики или случайные связи. Человеку нужен другой человек, который будет любить его без остатка.


Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в «Business» и остального знать не желает.


Нельзя… Нельзя, мой друг родной.
Любить одну, гулять с другой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

rustih.ru

Сергей Есенин - Какая ночь, я не могу: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Анализ стихотворения «Какая ночь! Я не могу…» Есенина

Последние годы жизни Есенина отмечены глубочайшим душевным кризисом. Поэт мучительно искал выход из этого тяжелого положения. Стремясь отгородиться от проблем, он находил утешение в алкоголе и беспорядочных любовных связях. Настоящим спасением для Есенина могла стать С. Толстая – внучка великого писателя. Они познакомились в начале 1925 г. Толстая с первого взгляда безумно влюбилась в скандального поэта, который ответил ей взаимностью. Есенин оценил, с каким вниманием и заботой женщина отнеслась к нему. Он надеялся, что с ее помощью сможет избавиться от своей пагубной привычки и наконец-то обрести покой. Но даже совместная жизнь и официальное заключение брака мало что изменили. Трезвый и плодотворный образ жизни перемежался у поэта с днями тяжелых запоев. После одного из наиболее страшных в ноябре 1925 г. Есенин под давлением супруги и близких друзей лег на лечение в психиатрическую клинику. В ней он написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», которое посвящено С. Толстой. Поэт мучается от бессонницы и размышляет над своими чувствами к жене.

Современники вспоминали, что Толстая боготворила поэта. Многие отговаривали ее от брака, указывая, что Есенин уже неисправим. Но она надеялась на силу своей любви, которая принесет им обоим счастье. В стихотворении поэт обращается к своей последней жене с очень горькими и обидными для нее словами. Он признается, что вся эта затея со свадьбой с самого начала была просто игрой. Есенин знал, насколько женщина ему предана. Поэтому он заявляет, что она уже не сможет его разлюбить. При этом и ее чувство он считает ненастоящим («полюбить ты не сумела»). Поэт высказывает мысль, что любовь к человеку приходит «только раз» в жизни. Про его бесчисленные романы и так известно. Толстая в момент знакомства с Есениным также состояла в браке.

Поэт традиционно обращается к образам природы. Супруги создали в своем воображении иллюзорную картину новой весны, связанную с майским зовом лип. Но «лунный свет» развеял этот фантастический образ, показав, что на липах «не цветы», а всего лишь «снег да иней». Поэтому Есенин называет свою последнюю любовь «недорогой». Принимая горячие ласки жены, он все равно в душе обращается к прошлому. В финале поэт намекает, что до сих пор предан своей первой и единственной любви. Вероятно, он имеет в виду А. Сардановскую.

rustih.ru

Сергей Есенин - Черный человек: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

Анализ поэмы «Чёрный человек» Есенина

Поэма «Черный человек», пожалуй, наиболее мрачное и зловещее произведение Есенина. Замысел поэмы возник у поэта еще во время заграничной поездки с А. Дункан. В 1923 г. он читал первый вариант своим друзьям. Они были поражены безысходностью, исходившей от стихотворения. Есенин долго работал над текстом. Окончательный вариант для публикации был готов лишь к концу 1925 г. Те, кто слышал первоначальную редакцию, утверждали, что она была больше по объему и намного трагичнее и страшнее.

С первых же строк Есенин заявляет о своей мучительной болезни, связанной с алкоголем. Учитывая обстоятельства его жизни, это заявление вполне закономерно. Неумеренное пьянство с буйными выходками серьезно воздействовало на поэта. Психика творческого человека особенно чувствительна к внешним раздражителям.

Есенин с ужасом говорит о том, что каждую ночь страдает от посещений таинственного черного человека. Известно, что поэт неоднократно подвергался приступам белой горячки и даже проходил курс лечения. Вероятно, образ черного человека порожден этими приступами полусумасшедшего состояния. Он рассказывает Есенину по книге все обстоятельства безумной жизни «какого-то прохвоста и забулдыги». Незнакомец упоминает не только о негативном, он отмечает, что человек был «к тому ж поэт», полный «прекраснейших мыслей и планов». В книге фигурирует «женщина сорока с лишним лет», в образе которой угадывается А. Дункан.

Измученный рассказом лирический герой начинает отчаянно кричать, пытаясь прогнать черного человека и прекратить эту пытку с чтением чьей-то бесполезной жизни. Но это не помогает: незнакомец упорно сидит и не отрывает от него тяжелого взгляда.

На следующую ночь визит повторяется. Автор пытается избавиться от невыносимого видения и проклинает свою бессонницу. Есенин начинает вспоминать о своем детстве, о простом деревенском мальчике «с голубыми глазами». Дойдя в воспоминаниях до «женщины сорока с лишним лет», он с внезапным ужасом понимает, что в книге, которую читает черный человек, рассказывается о нем самом. Разъяренный поэт кидает трость прямо в «морду» незнакомца…

Приходя утром в сознание, автор видит осколки зеркала и осознает, что ночные визиты черного незнакомца – сумасшедшие разговоры с самим собой.

«Черный человек» — не просто бред страдающего от алкоголизма поэта. Есенин был гением. Настоящий талант всегда расценивается как определенный вид сумасшествия. «Черный человек» — беспощадный самоанализ автора, вызванный стремлением донести до читателя весь ужас своего душевного конфликта.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.