Роберт рождественский самые известные стихи


Роберт Рождественский. Лучшие стихи Роберта Рождественского на портале ~ Beesona.Ru

Рождественский Роберт Иванович (Роберт Станиславович Петкевич) (1932 - 1994) - известный советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР. Огромное количество его стихотворений положено на музыку известными композиторами.

НазваниеТемаДата
Тихо летят паутинные нити
Я верующим был...
Может быть, все-таки мне повезло...
Филологов не понимает физтех,-
Булату Окуджаве
Д С Лихачеву
А. Пахмутовой
Памяти Хемингуэя
Ты мне сказала:
Надо верить в обычное
Неправда, что время уходит.
Человеку надо мало: 1973 г.
Я родился - нескладным и длинным...
Помогите мне, стихи!..
Утро Стихи о любви
Таежные цветы 1960 г.
Реки идут к океану 1961 г.
Ноктюрн Стихи о любви
* * *
Я жизнь люблю безбожно...
Тихо летят паутинные нити.
Неправда, что время уходит
Нахожусь ли Стихи о любви
A. K.
Этих снежинок Стихи о природе, Стихи про зиму
Давнее
- Отдать тебе любовь? Стихи о любви 1969 г.
Я жизнь люблю Стихи о жизни, Стихи о любви
На дрейфующем проспекте ты живешь...
Слова бывают грустными...
Человек
Богини
Снег Стихи о любви
Смеркается...
Д. С. Лихачеву
Слова бывают грустными
Я верующим был.
Гром прогрохотал незрячий.
Я верующим был
Парни с поднятыми воротниками 1960 г.
Необитаемые острова Стихи о любви
За тобой через года...
Зал ожидания 1963 г.
Над головой 1970 г.
Будем горевать
Горбуша в сентябре
Отдать тебе любовь? Стихи о любви
Мир
Дружище, поспеши
Этих снежинок...
Я родился — 1960 г.
Нелетная погода
Дружище, поспеши.
Гром прогрохотал незрячий
Ровесникам
Смеркается
Письмо про дождь 1964 г.
Филологов не понимает физтех...
Я буквы выучил еще до школы...
Хотя б во сне давай увидимся с тобой
Ежедневное чудо - не чудо...
A K Стихи о любви
Города Стихи о любви 1960 г.
Дочке Стихи о войне
Человеку надо мало...
А Пахмутовой
Алене
Нервы
Хотя б во сне давай увидимся с тобой.
Хотя б во сне давай увидимся с тобой... Стихи о любви
Не верю 1965 г.
Снег (Этой ночью...) Стихи о природе, Стихи про зиму
За тобой 1962 г.
Все начинается с любви Стихи о любви
Нахожусь ли в дальних краях...
Тишина
Может быть, все-таки мне повезло
Людям, чьих фамилии я не знаю 1960 г.
Памяти Михаила Светлова 1966 г.
Хиросима
О разлуке
Жизнь Стихи о жизни
Смеркается.
Творчество 1961 г.
Наверно, будут глохнуть историки...
Баллада о красках Стихи о войне 1972 г.
Не убий!
Над головой созвездия мигают...
Аленке
Будь, пожалуйста, послабее...

www.beesona.ru

Роберт Рождественский. Лучшие стихи Роберта Рождественского на портале ~ Beesona.Ru

Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Роберт Рождественский

В этом разделе представлены лучшие стихи замечательного русского писателя Роберта Рождественского написанные на рубеже 18-20 вв.

Лучшие стихи Роберта Рождественского

НазваниеТемаДата
Помогите мне, стихи!
Наверно, будут глохнуть историки
Подкупленный
Алене
Тихо летят паутинные нити...
Ремонт часов
Не верю в принцесс на горошинах...
Эхо любви Стихи о любви
Марк Шагал
Сауна 1964 г.
Гитара ахала
Ты мне сказала... Стихи о любви
В поисках счастья, работы, гражданства
Надо верить в обычное...
Голос
Бренный мир, будто лодка, раскачивается...
Будь, пожалуйста 1962 г.
Гром прогрохотал незрячий...
Реквием (Вечная слава героям...) Стихи о войне 1962 г.
Следы Стихи о природе, Стихи про зиму, Стихи о любви 1961 г.
Алене
Долги
Отдать тебе любовь?.. Стихи о любви
Надо верить в обычное.
Я буквы выучил еще до школы
Я родился
Прогноз погоды
Филологов не понимает физтех
На Земле, безжалостно маленькой...
Не убий!—
Дружище, поспеши...
Бег
На Земле 1969 г.
Мгновения

www.beesona.ru

Все стихи Роберта Рождественского

Байкальская баллада

 

Их напрасно весь день искали.

Вдалеке

от привычных дорог

катерок посадило на камни.

Уходил на дно  

катерок.

Экипаж катерочка -

четверо,

да еще пассажирка одна...

Видно, так судьбою начертано,

что вода

чересчур холодна.

Знали все

(зачем утешаться

и надеяться на чудеса?) -

в этом климате можно держаться

на поверхности

полчаса,

а потом...

Да ну его к черту!

Все равно не спасется никто...

Капитан

взглянул на девчонку:

- Парни,

ей-то это

за что?!

Мы

        пожили не так уж мало,

а она

всего ничего...

Но ведь есть на катере

мачта!

Это ж -

лодка на одного!..

И не надо, сестренка, плакать...

Мы немножко

обманем смерть...

А она:

- Не умею плавать...-

Он:

- Тебе и не надо уметь!..

Мы привяжем тебя,

спеленаем -

не утонешь во веки веков...

Только ты постарайся, родная,

доплыви за нас,

мужиков.

Может, холод взять не успеет...

В общем,

кончим этот базар!

Передашь наши письма на берег.

Приготовься.

Я все сказал...

...Первый написал коротко:

«Извини за почерк -

холодно.

Извини за кляксы -

мокро.

Так и потонуть

можно.

Если не придет к нам

спасенье,

выйди замуж.

Твой Сеня...»

А второй

на лоб сдвинул шапку.

Передал письмо.

Ножкой шаркнул.

А в письме:

«Натаха!

Рыдать погоди!

Слезы

неполезны для красавицы...

Мы еще поплаваем!

Все впереди!

Все впереди,

кроме задницы...»

Третий

к рубке вздыбленной

              плечом привалился,

шевелил губами -

широк да невезуч.

То ли - матерился,

то ли - молился,

то ли - что-то важное

учил наизусть.

«Бывшая жена моя,

кончай свою дележку -

простыни-подушки,

чашки-сапоги...

Сбереги Алешку!

Алешку.

           Алешку.

Сбереги мне

сына.

Алешку

сбереги...

Знаю, что меня ты

любила

           понарошку.

Но теперь -

хоть мертвому!-

перечить не моги:

сбереги Алешку.

Алешку.

          Алешку.

Я тебя прощаю.

Алешку сбереги!..»

А четвертый

буркнул нехотя:

- Некому писать!..

Да и - некогда...

...Письма спрятаны в целлофане.

(Лица мокрые,

будто в крови.)

Помолчали.

Поцеловали.

И сказали глухо:

- Живи...-

Подступившие слезы вытерши,

привязали,

сказали:

- Выдержи...-

оттолкнули,

сказали:

- Выплыви...-

И смотрели вслед,

пока видели...

И плыла она по Байкалу.

И кричала,

сходя с ума!

То ль-

           от гибели убегала,

то ли -

           к гибели

     шла сама.

Паутинка ее дыханья

обрывалась у самого

рта.

И накатывалась,

громыхая,

фиолетовая темнота!

И давили

чужие письма.

И волна как ожог была...

Почтальонша,

самоубийца -

все плыла она,

все плыла.

Все качалась

под ветром

           отчаянным,

ослепительным,

низовым...

И была она

Чрезвычайным

Полномочным Послом

к живым!

Долгим эхом,

посмертным жестом,

вдовьим стоном

на много дней...

...А потом

вертолетный прожектор,

чуть качаясь

повис

        над ней.

 

1980

45ll.net

Поэт Рождественский Роберт :: Поэмбук

Роберт Станиславович Петкевич, известный широкой аудитории как Роберт Рождественский, скончался от инфаркта в Москве 19 августа 1994 года. Он – один из ярких представителей так называемой «молодой поэзии», того же поколения советских поэтов, к которому принадлежат Ахмадулина, Евтушенко, Вознесенский. Стихи Роберта Рождественского были преимущественно лирикой, он не касался острых политических и социальных вопросов, а потому не бывал в конфликтах с властью – так что его творчеству ничто не препятствовало.
 
Заслуги Роберта Рождественского были отмечены серьёзными государственными наградами – премией Ленинского Комсомола и Государственной Премией СССР. На его стихи написаны многие десятки популярных песен, им были опубликовано множество сборников стихов и поэм, занимался переводами зарубежных авторов. Но именно работа для эстрады, сотрудничество с композиторами, стала основным его вкладом в советскую культуру.
 
Детство, юность и начало творческого пути
Роберт Станиславович родился 20 июня 1932 года в Алтайском крае. Его отец был сотрудником НКВД, и погиб в годы Великой Отечественной войны. Мать, до войны учившаяся на медика, также участвовала в боевых действиях. Большую часть военного времени Роберт прожил у родственников в Омске, учился там в музыкальной школе.
 
Вскоре после гибели отца в 1945, мать вышла замуж за сослуживца Ивана Рождественского, чьей фамилией поэт впоследствии и пользовался. Семья, как обычно и бывает с военными, много переезжала – Кёнигсберг, Ленинград, Петрозаводск.
 
Впервые Роберт Рождественский стихи опубликовал в 1950 году, в Петрозаводске. Через год после этого, со второй попытки, ему удалось поступить в Литературный институт имени Горького в Москве. Рождественский проучился в нём до 1956 года, к тому времени уже опубликовав две поэмы и три сборника стихов. Тогда же он начал писать тексты для песен, что вскоре принесёт ему большую славу.
 
Творческий расцвет Рождественского
Стихи Роберта Рождественского оказались очень своевременными, именно такие поэты были не только нужны эпохе, но и весьма приветствовались советской властью. Лирика, патриотизм, молодая энергетика – то, чего в достатке было в поэзии Рождественского, и то, что как раз требовалось широкой публике.
 
Стоит отметить, что Роберт Рождественский внимательно относился к творчеству тех советских поэтов, чьи отношения с цензурой сложились хуже, чем у него. В 1980-е годы он много сделал для реабилитации репрессированных деятелей литературы, был членом комиссий по творческому наследию Мандельштама, Цветаевой, Высоцкого. Многое, что было издано после длительного официального забвения, увидело свет именно стараниями Роберта Рождественского. К примеру, именно он составил первый официально изданный в СССР сборник стихов Владимира Высоцкого.
 
Роберт Рождественский стихи для песен писал ещё с середины 1950-х, но по-настоящему большую известность они принесли ему в следующем десятилетии. Он сотрудничал с десятками композиторов, песни на его стихи исполняли Кобзон, Лещенко, Магомаев, Пьеха и многие другие звёзды советской эстрады.
                                            
В последние годы, как и многие деятели поэзии и литературы того времени, Роберт Станиславович много времени проводил в подмосковном Переделкино. Там же он и похоронен, рядом с десятками других выдающихся людей. 

© Poembook, 2013
Все права защищены.
 

poembook.ru

Роберт Рождественский - Алешкины мысли: Стихи для детей на РуСтих

1.
Значит, так:
завтра нужно ежа отыскать,
до калитки на левой ноге проскакать,
и обратно — на правой ноге — до крыльца,
макаронину спрятать в карман
(для скворца!),
с лягушонком по-ихнему поговорить,
дверь в сарай
самому попытаться открыть,
повстречаться, побыть с дождевым червяком,-
он под камнем живет,
я давно с ним знаком…
Нужно столько узнать,
нужно столько успеть!
А еще —
покричать, посмеяться, попеть!
После
вылепить из пластилина коня…
Так что вы разбудите пораньше
меня!

2.
Это ж интересно прямо:
значит, у мамы есть мама?!
И у этой мамы — мама?!
И у папы — тоже мама?!
Ну, куда не погляжу,
всюду мамы,
мамы,
мамы!
Это ж интересно прямо!…

А я опять
один сижу.

3.
Если папа бы раз в день
залезал бы под диван,
если мама бы раз в день бы
залезала под диван,
если бабушка раз в день бы
залезала под диван,
то узнали бы,
как это интересно!!

4.
Мне на месте не сидится.
Мне — бежится!
Мне — кричится!
Мне — играется,
рисуется,
лазается и танцуется!
Вертится,
ногами дрыгается,
ползается и подпрыгивается.
Мне — кривляется,
дурачится,
улыбается и плачется,
ерзается и поется,
падается
и встается!
Лично
и со всеми вместе
к небу
хочется взлететь!
Не сидится мне
на месте…
А чего на нем
сидеть?!

5.
«Комары-комары-комарики,
не кусайте меня!
Я же — маленький!..»
Но летят они,
и жужжат они:
«Сильно сладкий ты…
Извини».

6.
Со мною бабушка моя,
и, значит, главный в доме —
я!..
Шкафы мне можно открывать,
цветы кефиром поливать,
играть подушкою в футбол
и полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
нарочно
хлопать дверью!..
А с мамой
это не пройдет.
Я уже проверил.

7.
Я иду по хрустящему гравию
и тащу два батона торжественно.
У меня и у папы правило:
помогать
этим слабым женщинам.
От рождения
крест наш таков…
Что они без нас — мужиков!

8.
Пока меня не было,
взрослые
чего только не придумали!
Придумали снег
с морозами,
придумали море
с дюнами.
Придумали кашу вкусную,
ванну
и мыло пенное.
Придумали песню грустную,
которая —
колыбельная.
И хлеб с поджаристой коркою!
И елку
в конце декабря!..

Вот только
лекарства горькие
они придумали
зря!

9.
Мой папа большой,
мне спокойно с ним,
мы под небом шагаем все дальше и дальше…

Я когда-нибудь
тоже стану большим.
Как небо.
А может, как папа даже!

10.
Все меня настырно учат —
от зари и до зари:
«Это — мама…
Это — туча…
Это — ложка…
Повтори!..»
Ну, а я в ответ молчу.
Или — изредка — мычу.
Говорить я
не у-ме-ю,
а не то что —
не хочу…

Только это все — до срока!
День придет,
чего скрывать,-
буду я ходить
и громко
все на свете
называть!
Назову я птицей — птицу,
дымом — дым,
травой- траву.
И горчицею — горчицу,
вспомнив,
сразу назову!…
Назову я домом — дом,
маму — мамой,
ложку — ложкой…

«Помолчал бы ты немножко!..»-
сами скажете
потом.

11.
Мне сегодня засыпается
не очень.
Темнота в окно крадется сквозь кусты.
Каждый вечер
солнце прячется от ночи…
Может,
тоже боится
темноты?

12.
Собака меня толкнула,
и я
собаку толкнул.
Собака меня лизнула,
и я
собаку лизнул.
Собака вздохнула громко.

А я
собаку погладил,
щекою прижался к собаке,
задумался
и уснул.

13.
В сарай, где нету света,
я храбро заходил!
Ворону со двора
прогнал отважно!..
Но вдруг приснилось ночью,
что я
совсем один.
И я заплакал.
Так мне стало страшно.

14.
Очень толстую книгу сейчас я,
попыхтев,
разобрал на части.
Вместо книги толстой
возник
целый поезд
из тоненьких книг!..
У меня,
когда книги читаются,
почему-то всегда разлетаются.

15.
Я себя испытываю —
родителей
воспитываю.

«Сиди!..» —
а я встаю.
«Не пой!..» —
а я пою.
«Молчи!..» —
а я кричу.
«Нельзя!..»-
а я хо- чу-у!!
После этого всего
в дому
что-то нарастает…

Любопытно,
кто кого
в результате воспитает?

16.
Вся жизнь моя (буквально вся!)
пока что —
из одних «нельзя»!
Нельзя крутить собаке хвост,
нельзя из книжек строить мост
(а может, даже — замок
из книжек
толстых самых!)

Кран у плиты нельзя вертеть,
на подоконнике сидеть,
рукой огня касаться,
ну, и еще — кусаться.

Нельзя солонку в чай бросать,
нельзя на скатерти писать,
грызть грязную морковку
и открывать духовку.
Чинить электропровода
(пусть даже осторожно)…

Ух, я вам покажу, когда
все-все
мне будет можно!

17.
Жду
уже четыре дня,
кто бы мне ответил:
где я был,
когда меня
не было
на свете?

18.
Есть такое слово —
«горячо!»
Надо дуть,
когда горячо,
и не подходить
к горячо.
Чайник зашумел —
горячо!
Пироги в духовке —
горячо!..
Над тарелкой пар —
горячо!..

…А «тепло» —
это мамино плечо.

19.
Высоко на небе —
туча,
чуть пониже тучи —
птица,
а еще пониже —
белка,
и совсем пониже —
я…
Эх бы, прыгнуть
выше белки!

А потом бы —
выше птицы!
А потом бы —
выше тучи!
И оттуда крикнуть:
«Э-э-э-эй!!»

20.
Приехали гости.
Я весел и рад.
Пьют чай
эти гости,
едят мармелад.
Но мне не дают
мармелада.
… Не хочется плакать,
а —
надо!

21.
Эта песенка проста:
жили-были два кота —
черный кот и белый кот-
в нашем доме.
Вот.

Эта песенка проста:
как-то ночью два кота —
черный кот и белый кот —
убежали!
Вот.

Эта песенка проста:
верю я, что два кота —
черный кот и белый кот —
к нам вернутся!
Вот.

22.
Ничего в тарелке не осталось.
Пообедал я.
Сижу. Молчу…
Как же это мама догадалась,
что теперь я
только спать хочу?!

23.
Дождик бежит по траве
с радугой
на голове!
Дождика я не боюь,
весело мне,
я смеюсь!
Трогаю дождик рукой:
«Здравствуй!

Так вот ты какой!…»
Мокрую глажу траву…

Мне хорошо!
Я — живу.

24.
Да, некоторые слова
легко
запоминаются.
К примеру,
есть одна трава,-
крапивой
называется…

Эту вредную траву
я, как вспомню,
так реву!

25.
Эта зелень до самых небес
называется тихо:
Лес-с-с…
Эта ягода слаще всего
называется громко:
О-о-о!
А вот это косматое,
черное
(говорят,
что очень ученое),
растянувшееся среди трав,
называется просто:
Ав!

26.
Я только что с постели встал
и чувствую:
уже устал!!
Устал всерьез, а не слегка.
Устала
правая щека,
плечо устало,
голова…

Я даже заревел сперва!
Потом, подумав,
перестал:
да это же я спать
устал!

27.
Я, наверно, жить спешу,-
бабушка права.
Я уже произношу
разные
слова.
Только я их сокращаю,
сокращаю,
упрощаю:
до свиданья —
«данья»,
машина —
«сина»,
большое —
«шое»,
спасибо —
«сиба»…

Гости к нам вчера пришли,
я был одет красиво.
Гостей я встретил и сказал:
«Данья!..
Шое сиба!..»

28.
Я вспоминал сегодня прошлое.
И вот о чем
подумал я:
конечно,
мамы все — хорошие.
Но только лучше всех —
моя!

29.
Виноград я ем,
уверенно держу его в горсти.
Просит мама,
просит папа,
просит тетя:
«Угости!…»
Я стараюсь их не слышать,
мне их слышать не резон.
«Да неужто наш Алеша — жадный?!
Ах, какой позор!..»
Я не жадный, я не жадный,
у меня в душе разлад.
Я не жадный!
Но попался очень вкусный виноград!..
Я ни капельки не жадный!
Но сперва наемся сам…
…Если что-нибудь останется,
я все другим отдам!

rustih.ru

Роберт Рождественский - Если вы есть будьте первыми: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Если вы есть – будьте первыми,
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – настоящими книгами.

Первыми будьте и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
“Кто же тогда останется,
Если все будут первыми,
Кто пойдёт в замыкающих?”

А вы трусливых не слушайте,
Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими,
Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте
Горечь зелёных побегов,
Примериваясь, потрогайте
Великую ношу первых.

Как самое неизбежное
Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми,
Первым труднее и легче!

Анализ стихотворения «Если вы есть будьте первыми» Рождественского

Дерзать и творить призывает Роберт Иванович Рождественский в своем вдохновляющем произведении «Если вы есть – будьте первыми».

Стихотворение создано не позднее 1972 года. Поэту исполнилось сорок лет, его книги востребованы читателями и отмечены государственными наградами. Поэт пробует себя в жанре документальной телепередачи, становится соавтором целого ряда популярных песен. В жанровом отношении – напутствие, послание, прежде всего, к подрастающему поколению. Рифмовка сложная, есть и холостая, много неточных рифм, 6 строф. Все существующее обязано стремиться к совершенству. Человек может сделать из своей жизни песню. Или книгу, которую с благодарностью прочтут современники и потомки. Настойчивый рефрен держит боевой ритм. Во второй строфе обыгрывается момент аллитерации. В результате рождается сравнение «пенными, как моря». Ловкий маляр ценнее посредственного художника. Третья строфа – ответ филистерам, обывателям, привыкшим ходить в «замыкающих». Поэт требует не слушать малодушных, сдуть их, «как пену» (должно быть, с кружки пива). Как заклинание звучит анафора в начале строк: если вы есть. В предпоследней строфе поэт соглашается, что первопроходец порой срывает незрелые плоды. Однако это тоже вкус победы, прежде всего, над собой. В другой раз ошибок будет меньше. «Ноша первых» велика, не всякому по плечу, но примериваться к ней просто необходимо. В заключительном четверостишии готовый афоризм. Парадоксальное утверждение «труднее и легче». Как говорится, смелость города берет, а часть трудностей может быть и вовсе выдуманной. Энергичный темп стихотворения подчеркнут каскадом тире. Лексический повтор: будьте (в повелительном наклонении, обращение к огромной аудитории). Эпитеты: лучшими, настоящими. Есть и эпифоры, и прямая речь. Поэт напоминает, что второго шанса не будет. Чем впоследствии предаваться бесплодным сожалениям, не лучше ли идти вперед, пусть иногда и набивая шишки? Чувствуется, что автор излагает свое собственное кредо, видение мира. Есть в этих строках и интонация произведений В. Маяковского. Созидательный труд – лейтмотив произведения. Поэт бескомпромиссен и не признает полутонов, промедления.

Совершенствование себя и мира – вот задача, которую ставит перед человечеством Р. Рождественский в своем оптимистичном стихотворении «Если вы есть – будьте первыми».

rustih.ru

Роберт Рождественский - Помните: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Отрывок из стиха Роберта Рождественского — Реквием

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

Анализ стихотворения «Помните» Рождественского

Стихи «Помните» Роберта Ивановича Рождественского – завершающий фрагмент поэмы «Реквием», посвященной Великой Отечественной войне.

Стихотворение датируется 1960 годом. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он окончил Литературный институт, опубликовал несколько сборников, известен в читательских кругах, женат на А. Киреевой, с которой прожил всю жизнь. Обращение к теме войны неслучайно в его творчестве. Его отец погиб на фронте, а также четверо братьев матери. Да и сам он ребенок военных лет. С самого начала произведение задумывалось как вокально-симфоническое, на музыку композитора Д. Кабалевского. В жанровом отношении – поэма, реквием, посвящение, синтез нескольких жанров, рифмовка сложная, графически материал располагается интонационной лесенкой, подчеркивающей ритм и темп произведения, его торжественность. В строках слышится звук памятного метронома. Лексика возвышенная. Автор обращается ко всем жителям «бессмертной Земли». Град горьких восклицаний пронизывает ткань стихотворения: помните! Не плачьте! Люди! Расскажите. Поэт заклинает и предостерегает людей от беспамятства. Практически каждая строка – готовый афоризм: памяти павших будьте достойны. Лексические повторы, настойчивые рефрены усиливают напряженность трагического воззвания поэта. Умоляющее «пожалуйста» — как последний призыв к совести. Каждое мгновенье мирной жизнь оплачено слишком высокой ценой. Счастье не пришло само собой, оно было именно «завоевано». Миллионы погибших незримо присутствуют с теми, чьи сердца еще бьются. Поэт описывает, на каких основаниях должна стоять жизнь человечества после войны: труд, творчество, мечта. В ней обязан появиться особый простор, великодушие, благородство. Без червоточины, двуличия, эгоизма. Много образов адресованы поэзии, песне как выражению души народа. Множество раз звучит призыв рассказать правду детям, грядущим поколениям. Эта рана всегда должна быть свежа, всегда отрезвляюща. «К звездам корабли»: особенно актуальная для 1960-х годов тема покорения человеком космоса. Однако и устремленность в будущее, технический прогресс не могут заслонить памяти о пережитом. Образ весны здесь относится не только к пробуждению природы, но и к надежде, которой живут после войны люди. «Убейте войну»: мощное, парадоксальное заклинание. Оно усилено также проклятием. Во имя памяти тех, кто «не придет никогда» — берегите мир. Эпитеты: трепетную, мерцающим, горькие. Повелительное наклонение, обращения ко всем и каждому.

Первая публикация лирико-публицистической поэмы «Реквием» Р. Рождественского состоялась на страницах журнала «Юность».

rustih.ru

Роберт Рождественский - Учителям: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих – будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Анализ стихотворения «Учителям» Рождественского

Впервые посвящение «Учителям» Роберта Ивановича Рождественского было опубликовано на страницах газеты «Советская культура».

Стихотворение создано не позднее 1987 года. Страна, по сути, больше не живет советскими идеалами, которым поэт был искренне предан. Наступившее время кажется ему смутным, двуличным. И Р. Рождественский обращается к одному из последних бастионов «разумного, доброго, вечного» – школе. В его жизни школ было несколько, первая – омская, а последняя – ленинградская. В жанровом отношении – обращение, призыв, послание. Рифмовка перекрестная (и одна омофонная рифма), деления на строфы нет. Поэт желает «удачи» педагогам всей все еще необъятной страны, столичным и деревенским. В те годы профессия уже подрастеряла престиж, уважение в обществе, однако сам поэт сохраняет к ней старомодное почтение. Впрочем, стих не просто поздравительный или патетический. Автор знает, что в профессию приходят разные люди: «добрые, злые и никакие». Однако каждый такой капитан все еще выводит свой корабль в бурное житейское море. «Дебютанты»: наиболее чувствительные к настроениям времени, неопытные, нуждающиеся в помощи. «Асы»: учителя старой закалки, которым предстоит учить детей на сломе эпох. «Как в клетку»: ведь только на словах легко найти подход к любому классу и ребенку. Для кого-то работа – испытание на прочность, прежде всего, нервов. «Как в храм»: храм знаний. Для тех, кто любит свой предмет и умеет увлечь своим энтузиазмом учеников. «Окриков из гороно»: критика отделов образования, ставящих во главу угла лишь эффектную отчетность и наращивание показателей. «Будь они трижды…»: довольно смелое умолчание. Впрочем, подходит не только «прокляты», но и «благословенны». «Если останется Земля»: кажется, в эту пору у автора появились в этом сомнения. Однако оптимизм берет верх. «Солнце нести на крыле»: в будущем обращение «злые и никакие» станет невозможным. «Профессия дальнего действия» создаст новое человечество, мудрое, «талантливо-дерзкое». Лексика и возвышенная, и разговорная, интонация сердечная, вдохновляющая. Афористичность (скажем, строки последней трети стиха). Инверсия: станут учителя. Несколько энергичных восклицаний. Метафоры: солнце нести, скованные кандалами. Повторы, перечисления, параллелизм, противопоставление.

Произведение «Учителям» Р. Рождественского – напутствие педагогам и планка, к которой надо стремиться.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.