Пушкина вот север тучи нагоняя стих


Александр Пушкин - Вот север, тучи нагоняя: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
____________
Отрывок из поэмы Евгений Онегин.

Анализ стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» Пушкина

Произведение «Вот север, тучи нагоняя» Александра Сергеевича Пушкина – отрывок с пейзажной картиной из седьмой главы «Евгения Онегина».

Стихотворение написано примерно осенью 1828 года. В эту пору поэту исполнилось 29 лет, он вернулся в столицу после ссылки в Михайловском, встретился с друзьями. Однако над ним уже нависла угроза нового разбирательства по поводу написанных им стихов. Одно с обвинением в кощунстве, другое – за вольнодумство и восхваление декабристов. Впрочем, в обоих случаях ему удалось оправдаться без последствий. Близится первая встреча с его будущей женой Н. Гончаровой. По жанру – пейзажная миниатюра, размер же – четырехстопный ямб с определенной рифмовкой, присущей так называемой онегинской строфе: перекрестная, смежная и опоясывающая. Здесь уже традиционное для романа лирическое авторское отступление, посвященное смене времен года. Поэт употребляет местоимение «мы», чтобы приобщить к своему настроению и читателей. Начинается описание с олицетворения: север дохнул, завыл. Следом появляется «волшебница-зима» (двойное слово, пример фольклорной лексики). «Сама»: собственной персоной, как живое существо, как повелительница. Далее идет перечислительная градация, искрящаяся снегом и морозом: пришла, рассыпалась, повисла. Природа словно наряжается, участвуют в преображении все: дубы, на суках которых наросли снежные шапки, поля и холмы, укрытые отныне «волнистыми коврами» (сравнение с эпитетом), брега (устаревшая форма слова) с замершей до весны рекой также облачились в радующую глаз «пухлую пелену». «Блеснул мороз»: кульминация фрагмента, выраженная инверсией. Завершается зарисовка энтузиазмом предвкушения «проказ», которые принято затевать в это время года, от бешеной езды в санях до игры в снежки. Осенняя хандра позади, поэт приветствует «матушку-зиму» (и вновь двойное слово, привычное для русского устного народного творчества) и зовет разделить свою радость всех читателей. Следует отметить, что героиня самого романа к этому веселью не присоединяется. Это момент подготовки отъезда семейства из деревни в город, в Москву. Ее сердце навсегда сроднилось с уголком уединенным, местами мирными. Здесь она полюбила, пусть и сердце ее с тех пор разбито. По всем этим причинам ей «страшен зимний путь». Лексика стихотворения живая, со сказочным колоритом. «Матушкой» зима стала неспроста: здесь и уважение к ее летам, и почтение к суровому нраву, и своеобразное выражение любви.

Седьмая глава «Евгения Онегина» А. Пушкина впервые была напечатана в 1830 году, в период повторного сватовства поэта к Н. Гончаровой, которое увенчалось заключением брачного союза.

rustih.ru

Русские писатели. А. С. Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя…"

Ответы к стр. 35 - 36

  • Тема выставки "Русские писатели". Какие книги на выставке соответствуют этой теме?

                                                            

  • Какими другими книгами ты мог бы дополнить выставку?

М. Пришвин "Лисичкин хлеб", В. Драгунский "Денискины рассказы", А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

  • Запиши название твоей любимой сказки Пушкина.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

  • Прочитай стихотворение ещё раз. Выпиши слова, которые рассказывают о зиме.

***

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

     (Из романа "Евгений Онегин)

Идёт волшебница зима, пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов; брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою; рады мы проказам матушки-зимы...

  • Какие чудеса творит волшебница-зима?

Пришла, заколдовала всё живое, сровняла берега с недвижною рекою, легла волнистыми коврами, клоками повисла на суках дубов, радует проказами.

  • Подчеркни олицетворения.

Летят снежинки, кружатся в воздухе снежинки, воет ветер, скребётся под крышей ветер, завывает вьюга, наступила зима.

  • Используя выбранные слова, придумай рассказ "А вот и зима..."

А вот и зима-царица

Похолодало. Скребётся ветер под крышей, нагоняет тучи с севера. Стелется туман по земле. Расступаются деревья в лесу перед царицей-зимой. Снится подо льдом озёрам и рекам, как кружатся в воздухе снежинки. Уверенно вступает зима в свои владения. Трещат деревья, завывает вьюга, воет ветер, приветствуя Снежную королеву.

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Русские писатели. А. С. Пушкин. “Вот север, тучи нагоняя…”

4.7 (93.79%) от 29 голосующих

razviwaika.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Теме: Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

1. Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги писателя,музыкальная физминутка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок.

 - Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.

II.Актуализация знаний. 

 - Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А. С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта. )

 - Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?

 - Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве.

 - Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )

 - Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

 - Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )

 - О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)

 - Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. )

 - Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь. )

III. Целеполагание.

- Как вы думаете , о ком мы будем разговаривать на уроке, с чьим творчеством продолжим знакомство?

lV. Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам учителя.

- Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин…

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно - красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где - то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.

2. Чтение стихотворения учителем.

Учитель выразительно читает стихотворение, по возможности наизусть. Дети слушают при закрытых книгах.

3.Словарная работа.

-Какие слова были непонятны?

клок – пучок, кусок,

брега – берега (старая форма слова),

пелена – покров,

недвижная река – неподвижная река.

3. Работа над содержанием стихотворения.

 В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.

 - А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)

 - Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )

 - Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)

 - Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.

 - Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )

4. Повторное чтение стихотворения учащимися самостоятельно (вполголоса)

 Как, по-вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.)

- Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.)

- Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно красиво и при этом правдиво.

- Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.)

V. Физминутка

VI. Исследовательская работа

Класс работает по вариантам.

- Первый вариант – подчеркните слова, которые обозначают действия предмета.

- Второй вариант – подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов.

Проводится самостоятельная работа с последующей  коллективной 

проверкой.

VII. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа над выразительным чтением.

- Посмотрите и подумайте, сколько частей в стихотворении?

- Прочитайте первую часть. О чём говорится в этой части?

- Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…»

Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?

- После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы - более длительная пауза, так как заканчивается первая часть стихотворения.

- Прочитайте первые две строчки второй части стихотворения: «…Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов…»

- Где необходимо сделать паузу? Почему? Прочитайте.

(Паузу надо сделать после слова «рассыпалась», потому что зима «клоками повисла на суках дубов»)

- Как вы это понимаете? (На деревьях клочья снега лежат.

Он не всех ветках задержался)

- Читаем дальше и называем слова, которые должны выделяться, произноситься с большей силой?

(Читают по две строки и называют слова, которые должны выделяться).

2. Чтение хором.

Сейчас поучимся выразительно читать стихотворение хором.

-Каким же словом называет поэт чудеса зимы?

- А вы любите зиму? Почему?

- Все рады проказам матушки-зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щёки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенный красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги.

3. Индивидуальное чтение

   (на листочках, соблюдая интонацию. I- пауза, II –более длительная пауза)

VIII. Рефлексия.

-Какие открытия вы сделали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

IX. Итог урока.

- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы). 
- Как поэту удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения? (Тон торжественный, выражения использует: идет волшебница зима. Говорит: пришла, рассыпалась, и как бы, подведя итог всему, говорит в конце стихотворения: И рады мы проказам матушки-зимы, как своей родной маме). 

X. Домашнее задание:

выучить стихотворение наизусть и нарисовать картину к стихотворению, по желанию -написать сказку о зиме.

nsportal.ru

Урок чтения и развития речи " А.С. Пушкин Вот север тучи нагоняя"

Тема урока: А.С. Пушкин Вот север тучи нагоняя….

Задачи:

  1. Образовательные:

познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»,

формировать навыки чтения: выразительность, правильность, осознанность;

учить анализу стихотворного текста;

  1. Коррекционные:

развитие речи посредством изучения новых слов;

коррекция мышления путем сопоставления геометрических фигур, путем работы над деформированным планом, на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

развитие творческого воображения при работе над зарисовками к стихотворению;

3. Воспитательная:

воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы

Оборудование: презентация к уроку, карточки с текстом стихотворения, карточка для индивидуальной работы, синий картон, мелки, снежинки рисунок с изображением ёлки.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок.

-Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.

-Здравствуйте, ребята!

  1. Речевая разминка.

- Прежде чем мы начнем работать по теме, проведем речевую разминку.

а) Упражнения на постановку дыхания.

- Давайте представим, что нам на ладонь упала снежинка. Давайте её сдуем.

- Вдох носом, выдох ртом на 1,2,3,4.

б) Работа со скороговоркой

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

- Прочитайте про себя.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте вслух.

- Прочитайте быстро.

-Ребята, как вы думаете почему я выбрала эту скороговорку?

(Она о зиме)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу над произведениями о зиме. Ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

  1. Проверка домашнего задания.

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

(Теплый снег)

- Кто автор этого рассказа?

(А.Дорохов)

а) Работа с деформированным планом. Пересказ по плану.

- Что было задано на дом?

(пересказ по плану)

- На экране вы видите план, по которому вы можете пересказать рассказ.

- Ребята, посмотрите, части нашего плана перепутались. Кто нашел ошибку?

План.

  1. Снег выпал.

  2. Едем в лес.

  3. Заснеженный спящий лес.

  4. Заяц-беляк.

б) Индивидуальное задание

- Прочитай. Скажите, кого описывает автор?

« .. ОН, БОЛЬШОЙ, БЕЛЫЙ, С ДЛИННЫМИ УШАМИ ВСЕ ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ УБЕГАЛ ОТ НАС».

в) Фронтальный опрос.

- Какие чувства вызвал у мальчика заснеженный лес?

- Посмотрите на экран. У меня зашифрованы слова. Прочитайте их.

генс,

язца,

итшани

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова? Как они связаны с нашим рассказом? Найдите, как об этом сказано в рассказе.

( Снег, заяц, тишина лесная запомнились мне с той поры на всю жизнь)

Физкультминутка

Вот студеною зимой                              Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.                    Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                                  несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.                          Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.                      Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса.                            Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся                Ходьба.
И домой к себе вернемся.                     Дети садятся за столы.

4. Работа над новым материалом.

- Посмотрите на доску и прочитайте фамилию автора и название произведения, с которым мы познакомимся на уроке?

- Правильно, ребята, сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы «Евгений Онегин» «Вот север тучи нагоняя…» автор, которого великий русский писатель А.С .Пушкин.

- С какими произведениями А.С. Пушкина вы знакомы?

- Ребята, творчество А.С. Пушкина связано с нашим Тверским краем. Нам с вами посчастливилось жить на земле, где бывал Александр Сергеевич, где он творил, создавал свои удивительные строки. В Тверские края Пушкин приезжал к своим друзьям. Более 20-ти раз бывал он в Тверском крае. Здесь в тверских деревеньках под пером поэта рождались прекрасные стихи, строки романа «Евгений Онегин»

- – Давайте совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин…

Звучит музыка ( П.Чайковский «У камелька»)


– Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали последние листья. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму.

Утром Александр Сергеевич подошёл к окну… И увидел необыкновенно красивую картину….Всё белым-бело, нарядно, празднично ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

- Ребята, а хотите послушать, какое стихотворение родилось у Пушкина в это утро?

2) Чтение учителем отрывка «Вот север, тучи нагоняя…».


                            А. С. Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя..."        
   
                                                   * * *
                                   Вот   север,  тучи   нагоняя,
                                   Дохнул, завыл — и вот сама
                                   Идет волшебница зима.

                                   Пришла, рассыпалась; клоками
                                   Повисла на суках дубов;
                                   Легла волнистыми коврами
                                   Среди полей, вокруг холмов;

                                   Брега с недвижною рекою
                                   Сравняла пухлой пеленою;
                                   Блеснул мороз. И рады мы
                                   Проказам матушки зимы.

2) Работа над стихотворением.

- Прочитайте стихотворение про себя.

– Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.

клок – пучок, кусок
брега – берега (старая форма слова)
пелена – покров
недвижная река – неподвижная река

- Чтение вслух.

3) Беседа по содержанию.

– Какой вам представилась зима?
– А как Пушкин называет зиму?
- Почему А. С. Пушкин называет ее волшебницей?
- Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница-зима?

- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы.

– Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо.

4) Работа над выразительным чтением (работа по карточкам)

- На сколько частей мы можем разделить это стихотворение? Почему?

(В первой части говориться о том, что зима идет, а во второй – пришла.)

- Прочитайте первую часть.

Вот север , тучи нагоняя,

Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима. ¦¦

- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

- Какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

–  Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?

- Прочитайте вторую часть.

Пришла, рассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми
коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой
пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.


– О чём говорится в этой части?
– Какие слова во второй части следует при произношении голосом выделить?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

– Каким словом называет поэт чудеса зимы?

(Проказы)


– Все рады проказам матушки зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щеки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенно красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги.

- А вы за что любите зиму?
– В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.

Рисование этюдов к стихотворению.

- Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок.

- Давайте мы попробуем изобразить на наших листках с помощью мелков то, что автор изобразил словами.

Выставка и анализ работ.

- Посмотрите, какие замечательные рисунки получились у вас.

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской !

Итог урока. Рефлексия.

- Итак, ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

- Сегодня вы хорошо поработали и получили следующие оценки.

- У каждого из вас на столе лежит снежинка. Всех кому на уроке было интересно, кому было всё понятно, я попрошу выйти и украсить нашу елку снежинками, а те кому было что-то непонятно могут подойти и повесить снежинку под елку.

Д.з.

Выучить стихотворение наизусть.

Ксюша учит 1 часть, а Алексей выразительно читает.

Найти ёще стихи о зиме Пушкина и подготовит их выразительное чтение.

infourok.ru

Читать книгу Стихотворения Александра Пушкина : онлайн чтение

  • Просмотров: 1299

    Блеск и нищета инстаграма

    Дарья Донцова

    Если вы решили в очередной раз наступить на грабли, но предусмотрительно надели на голову…

  • Просмотров: 1206

    Воображаемые девушки

    Нова Рен Сума

    Когда сестры Хлоя и Руби отправились ночью купаться, то даже в страшном сне не могли…

  • Просмотров: 1015

    Герцог моей мечты

    Анна Беннетт

    Рецепт идеальной авантюры: чопорный, но чертовски привлекательный герцог, который не без…

  • Просмотров: 669

    Академия пяти дорог

    Лара Ингвар

    Меня зовут Маримар, и я принадлежу к древнему клану Синего Огня, но, увы, я абсолютно…

  • Просмотров: 662

    Стальной излом. Остановить Гудериана!

    Даниил Веков

    Осень 1941 года – страшное и тяжелое время: немецкие войска захватили Прибалтику,…

  • Просмотров: 637

    Ее последнее прощай

    Мелинда Ли

    Молодая женщина выходит из дома… и бесследно исчезает. Под подозрение попадает муж…

  • Просмотров: 560

    Разведчик Петра Великого

    Эдгар Крейс

    Оперативник МУРа Николай Бельский в центре бурных событий семнадцатого столетия. По…

  • Просмотров: 500

    Двести первый шаг

    Сергей Лукьяненко

    Эпидемия ковид-19 серьезно и не в лучшую сторону изменила нашу жизнь. Но уже скоро она…

  • Просмотров: 493

    Реваншист. Цвет сакуры – красный

    Борис Орлов

    Отец и сын Волковы, инженер-химик и студент старшего курса из-за ошибки загадочных…

  • Просмотров: 468

    Я найду тебя

    Лиз Лоулер

    Год назад бесследно пропала Зои Джейкобс. Ее сестра Эмили не может смириться с потерей и…

  • Просмотров: 433

    Фурии

    Кэти Лоуэ

    Вайолет поступает в «Элм Холлоу» – частную школу для девочек на окраине сонного…

  • Просмотров: 410

    Неукротимый шторм

    Юлия Диппель

    Ариана осталась одна. Люциан покинул ее навсегда. Одержимая местью, Изара отправляется на…

  • Просмотров: 386

    Русалка

    Кристина Генри

    На холодном скалистом берегу жил-был рыбак. Он и представить не мог, что когда-нибудь…

  • Просмотров: 378

    Стальной излом. Волоколамский рубеж

    Даниил Веков

    Ноябрь 1941-го года… Под Москвой продолжается операция «Тайфун» – последняя попытка…

  • Просмотров: 353

    Пропавшие девушки Парижа

    Пэм Дженофф

    1946, Манхэттен. Грейс Хили пережила Вторую мировую войну, потеряв любимого человека. Она…

  • Просмотров: 344

    Пропавшая жена

    Шейла О'Фланаган

    Исчезновение Имоджен шокирует всех, кто ее знал. Идеальная жена, обожаемая ее мужем… Она…

  • Просмотров: 338

    Выжившие

    Ханна Джеймесон

    Историк Джон Келлер находился на конференции в одном из отелей Швейцарии, когда ядерное…

  • Просмотров: 322

    В бой ради жизни

    Леонид Андреев

    Командир Красной Армии лейтенант Егор Кузьмин и его боевые товарищи попадают в пекло…

  • Просмотров: 294

    Библиотека потерянных вещей

    Лора Тейлор Нейми

    Дарси Уэллс привыкла бежать от проблем и скрывать, что ее квартира давно превратилась в…

  • Просмотров: 280

    Хранитель кладов

    Андрей Васильев

    Клады – они бывают разные. Какие-то лежат в земле и ждут, пока их выкопают. Какие-то…

  • Просмотров: 264

    Тайная жизнь домашних микробов: все о…

    Дирк Бокмюль

    Мы живем бок о бок с крошечными организмами и даже не знаем об их существовании – до тех…

  • Просмотров: 255

    Гномон

    Ник Харкуэй

    Это мир, в котором следят за каждым. Это мир, в котором демократия достигла абсолютной…

  • Просмотров: 232

    След молнии

    Ребекка Роанхорс

    Большую часть мира накрыла Большая Вода, но резервация навахо Динета возродилась. На…

  • Просмотров: 231

    Ковчег 1.0

    Евгения Кретова

    2030 год, Лунная база. Группа российских монтажников обнаруживает неизвестный объект –…

  • iknigi.net

    А.С.Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    Литературное чтение А.С.Пушкин «Вот север , тучи нагоняя…» 3 класс Учителям Урок

    2 слайд Описание слайда:

    Способны ли ученики младших классов увидеть и почувствовать красоту природы? Конечно. Для этого учителю самому надо внимательно вчитаться, вжиться в картину, в изучаемый стихотворный отрывок. Знакомя учащихся со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север ,тучи нагоняя…», обращаю внимание детей на прелесть пейзажей, их яркость, живое движение. Дети чувствуют глубину пушкинского слова, его любовь к родной природе и… проникаются этим чувством. Им хочется выразить себя: кто-то хочет нарисовать картину зимней природы, кто-то сочинить собственное художественное произведение в прозе или в стихах. Зримая картинка на глазах оживает в слове. Такое творчество развивает художественное воображение, фантазию, формирует гармоничное восприятие окружающего мира.

    3 слайд Описание слайда:

    Цели: Через анализ литературного произведения показать красоту зимней природы. Совершенствовать навыки литературного анализа, отработать навыки правильного, беглого чтения. Развивать устную монологическую речь, познавательную активность , расширять кругозор, словарный запас ;воспевать любовь к родной природе . Оборудование: учебник Чураковой Н. А. «Литературное чтение», тетрадь для чтения , карандаш . В начало

    4 слайд Описание слайда:

    Ход урока: Организационный этап; Актуализация знаний; Новая тема Словарная работа; Анализ текста; Работа над выразительностью чтения; Творческая работа; Итоги урока.

    5 слайд Описание слайда:

    Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима» демонстрируются картины художников И. Шишкина и А. Саврасова.

    6 слайд Описание слайда:

    «Вот север, тучи нагоняя…» Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл, - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою… Дохнул мороз…И рады мы Проказам матушки-зимы. Какое настроение вызвало у вас стихотворение? Какие картины возникли перед глазами?

    7 слайд Описание слайда:

    Словарная работа Пухлой пеленой Клоками Проказам Брега Кусок, вырванная или отделенная от чего-либо часть. Берег реки Шалости, дурачества, вредные шутки или затеи, забавы. Недвижною рекой Река без движения, застывшая река, замерзшая. Широкая ткань для покрытия или укутывания чего-либо.

    8 слайд Описание слайда:

    Подберите синонимы к словам Клок Пухлая Кусок Пучок Часть Пушистая Мягкая Большая Упитанная

    9 слайд Описание слайда:

    Анализ поэтического текста

    10 слайд Описание слайда:

    Анализ поэтического текста Какой прием лежит в основе образов севера и зимы? С какой целью автор использует прием олицетворения? Почему автор называет зиму волшебницей? Как еще названа зима? Найдите в тексте глаголы. Сколько их? С какой целью автор использует столько глаголов? Прочитайте последнее предложение. Какое чувство выражено в нем?

    11 слайд Описание слайда:

    Выразительное чтение текста

    12 слайд Описание слайда:

    Творческая работа На уроке изобразительного искусства вы рисовали зимний пейзаж. Выступили в роли художников. Сейчас к этим рисункам вы напишете сочинения-миниатюры. Как называют в литературе людей, которые пишут собственные сочинения?

    13 слайд Описание слайда:

    Пришла волшебница-зима. Падает пушистый снег. Елочка стоит в красивой шубке, а кустики накинули белые платочки. Так красиво и тихо, как в сказке. Майтаев Максим.

    14 слайд Описание слайда:

    Тихо стоит темный лес в глубоком снегу. Кругом искрится белый снег. Крепко-крепко спит лес. Только мороз скачет по веткам. Бадмаева Женя.

    15 слайд Описание слайда:

    Снеговик. - Снеговик, снеговик, Покажи-ка мне язык! - Я хороший снеговик и кривляться не привык. Полютова Кристина Наступила зима. Ребятишки начали кататься на лыжах и на санках. Снег падает на елочку. Ребятишки построили снеговика. Снеговик улыбается. Федосеева Юля

    16 слайд Описание слайда:

    Белый снег пушистый Пляшет во дворе! Кружатся снежинки, Праздник во дворе! Вот снежок порхает, Белый вот такой! Пляшет и танцует Снежочек молодой! Норбоева Эржена. Зайчик-попрыгайчик, Черненький носик, Гуляет по снегу, Выбегает ко мне. На улице светло, На улице свежо. Как же мне легко! Жигжитова Баярма.

    17 слайд Описание слайда:

    С неба падали снежинки. С неба падали пушинки. А пушистый снеговик Словно мягкий пуховик! Ну, а Дедушка Мороз, Словно в сказке, красный нос. Ботясова Наташа.

    18 слайд Описание слайда:

    Сегодня на уроке вы были читателями, слушателями, художниками, писателями. Какая роль вам больше понравилась? Кто помог вам увидеть красоту зимней природы?

    Курс профессиональной переподготовки

    Учитель начальных классов

    Курс повышения квалификации

    Курс повышения квалификации

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник: Все учебники

    Выберите тему: Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Проверен экспертом

    Общая информация

    Номер материала: ДБ-839941

    Похожие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    infourok.ru

    А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

    Урок литературного чтения 2 класс

    А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

    Урок изучения нового материала

    Задачи:

    • Учить читать стихи выразительно;

    • Учить находить в стихах олицетворение;

    • Учить на основе опорных слов создавать собственные тексты.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • Читать стихи выразительно, сохраняя интонацию конца предложения;

    • Знать, что такое олицетворение,

    сравнение;

    Метапредметные:

    • Анализировать текст произведения, находить информацию на заданную тему;

    • Составлять рассказ на основе полученных сведений.

    Личностные:

    • Проявлять интерес к творчеству А.Пушкина;

    • Осознавать, что А.Пушкин – великий русский писатель

    Межпредметные связи: окружающий мир, тема «В гости к зиме», русский язык, тема «Текст, признаки текста, тема главная мысль текста»

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности ученика

    Орг. Момент и подготовка к чтению.

    Задача нашего урока быть внимательными, слушать друг друга, дополнять, давать полные ответы на поставленные вопросы.

    Пятиминутка чтения. (Жужжащее чтение).

    (1,2слайд) Найдите лишнее слово в строчке

    Январь, Декабрь, Март, Февраль

    Снег, пурга, метель, иней.

    -Какой темой можно объединить оставшиеся слова?

    - Предположите, какая тема урока нас ожидает?

    (3 слайд) Чтение скороговоркой. Выучить наизусть за 1 мин.

    Белые шапки

    На белых берёзах.

    Белый зайчишка

    На белом снегу.

    Белый узор

    На ветвях от мороза.

    По белому лесу

    На лыжах бегу.

    - Как бы вы озаглавили?

    Предлагается рассказать или прочитать выразительно.

    Приветствуют, садятся, проверяют глазами рабочее место.

    Обучающиеся читают. Работают в парах, задают свои вопросы на понимание.

    Ответы детей: Месяц март, т.к весенний месяц, остальные зимние.

    Снег,

    Слова связаны с зимой.

    Возможно произведения о зиме.

    Читают, заучиваю.

    - Зима

    2 ученика рассказывают либо читают.

    Проверка домашнего задания.

    Предлагается 2 – 3 учащимся рассказать стих наизусть

    Дети читают стих

    (4 слайд) Определите, кто автор произведения с которым мы будем сегодня знакомиться по опорным словам на слайде,

    подготовить рассказ:

    Великий, сказки, русский,

    стихи, Сказка о царе

    Салтане, народные,

    Москва, лицей, друзья,

    Арина Родионовна, в

    Царском селе, поэт.

    Рассказ представить в паре, дополнять, оценивать по параметрам логика, факты, достоверность

    (5 слайд) Определите задачи нашего урока.

    На каждом уроке мы учимся, давайте поставим задачи нашего урока.

    Готовят рассказ на основе опорных слов.

    Рассказывают о А.Пушкине

    Познакомиться со стихотворением.

    Учиться читать выразительно.

    Определить, что обозначают незнакомые слова.

    Заучивание.

    Мотивация познавательной деятельности

    1. (6слайд) портрет А.С.Пушкина

    Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные сказки этого великого русского поэта.

    (7 слайд) Кто из вас любит время года зима?

    А чем оно вам нравится?

    Конечно зимние развлечения…

    И это время года многих композиторов, художников и поэтов вдохновляло и вдохновляет на творчество.

    Посмотрите, на репродукцию Константина Фёдоровича Юона, слушая музыку Петра Ильича Чайковского.

    Беседа после просмотра.

    Зимние забавы катание на коньках, лыжах, санках, игры в снежки…

    Дети слушают представляют картину

    (8 слайд) Послушайте чтение народного артиста Олега Табакова.

    Представьте картину, которую рисуют эти волшебные строки

    Что вы увидели?

    Блеснул мороз. Разве мороз может блестеть?

    Как автор пишет о снеге, он какой?

    Стр 88 чтение детьми самостоятельно

    Дохнул, завыл, ветер подул, деревья закачались

    Это блестит снег.

    Снег первый, сравнивает с пухом.

    Словарно-лексическая работа.

    (9слайд)

    Дохнул – сделал

    Брега - берега

    Недвижная река - неподвижная река

    Пухлая пелена – лёгкий, воздушный покров, покрывало

    Проказы – шалости, проделки, озорство

    Повторное чтение детьми в парах. Работа над эмоционально-выразительным чтением.

    (10 слайд – 21 слайд)

    Вот север, тучи нагоняя,

    - Кто помогает зиме?

    -Какими словами можно заменить?

    Дохнул, завыл,

    -и вот сама

    Идет волшебница – зима.

    • Почему поэт называет зиму волшебницей? Ответьте авторскими словами.

    • Зима рассыпалась. Как по-другому сказать?

    -«Клоками повисла на суках дубов». Вы видели сами, как на соснах зима повесила шапки снежные. А тут?

    - Как гладкие ковры, разостлала зима снег, закрыла все поля, холмы.

    • Теперь найдите, какие слова нашел поэт, чтобы обрисовать место, где текла речка. Прочитайте только о речке и ее берегах.

    • Почему река недвижная?

    • Перечитайте последние строки. Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что он рассматривает картину зимы в солнечный день?

    • Как поэт называет все изменения в природе, которые принесла с собой матушка зима?

    • Что это значит?

    Север. Он нагнал туч, «дохнул, завыл»…)

    Подул северный ветер.

    Поднялась вьюга , метель

    Творит чудеса (Идет зима, как о живом существе.)

    (Подул северный ветер, поднялась вьюга, ветер завыл.)

    Пришла, рассыпалась, повисла, легла?

    (Превратилась в снег, она ведь сказочная волшебница: что захочет, то и сделает…)

    Подбор словесной замены: снег повис (застрял, задержался) клочьями на суках дуба.

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов.

    Брега с недвижною рекою

    Сравняла пухлой пеленою.

    (Покрыта льдом, засыпана толстым слоем снега, не видно берегов).

    Блеснул мороз.

    (Проказы).

    (Шалости, шутки)

    И рады мы

    Проказам матушки зимы.

    Работа над эмоционально-выразительным чтением стихотворения.

    - Прочитайте стихотворные строки так, чтобы показать, что вы рады наступлению зимы. Похвалите зиму, порадуйтесь ее приходу.

    Заслушивается чтение 2-3 учеников.

    Диагностика достижения планируемых результатов:

    1.Опишите зимние картины, которые увидели в стихотворении

    2.Назовите слова, которые помогают эти картины создать

    3.Назовите олицетворения

    4.привидите примеры своих олицетворений

    Итог урока.

    Домашнее задание: выучить стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» наизусть.

    infourok.ru


    Смотрите также



    © 2011-
    www.mirstiha.ru
    Карта сайта, XML.