Пушкин я пережил свои желанья стих


Александр Пушкин - Я пережил свои желанья: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..

Анализ стихотворения «Я пережил свои желанья» Пушкина

В стихотворении «Я пережил свои желанья» Александра Сергеевича Пушкина образ лирического героя решен в романтическом духе.

Стихотворение написано в 1821 году. Его автору в этот момент исполнилось 22 года, он отправлен в ссылку на юг. Это печальное обстоятельство подарило ему возможность большого путешествия, знакомства с Крымом. Впрочем, он разлучен с привычным кругом общения, образом жизни, не может сочинять свободно, без оглядки на цензуру. По жанру – элегия, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Есть и открытые, и закрытые рифмы. Лирический герой – сам подавленный автор. Интонация жалобная. Лексика самая возвышенная. Он словно никнет под ударами безжалостной судьбы. Итак, лирический герой явственно обозначает себя уже с первой строки: я пережил, я разлюбил. Будущность, которая представлялась ему в мечтах, больше не заботит героя. Он уверен, что впереди только страдания. Источником их служит образовавшаяся «сердечная пустота». Знавшие поэта в тот период жизни в мемуарах отмечали перемену его настроений, внезапные переходы от мрачности к безудержному веселью. Чувствовалось также, что поэт не особенно дорожит своей жизнью и с пессимизмом смотрит в будущее. Впрочем, известен и довольно обширный перечень любовных увлечений А. Пушкина того времени. Однако, действительно, большинство из них были кратковременными. Метафора «бури судьбы» с тех пор порядком поизносилась, стала «общим местом» в поэтическом лексиконе. «Увял венец»: словно осень, даже зима, вдруг коснулась своей рукой цветущего венца герой. Здесь подразумевается и его жажда жизни, впечатлений, полет вдохновения, страстные увлечения. Все покрылось инеем и гнилью. «Живу печальный, одинокой»: поэту казалось, что он едва ли сможет вернуться к полноценной творческой работе. Сама его дальнейшая участь казалась ему туманной: будет ли он служить? Как отреагирует семья на его злоключения? «Придет ли мой конец» с ожесточением спрашивает герой. В заключительных строках – развернутое сравнение человека с листом на ветке. Последний оставшийся лист все еще сопротивляется ветру и холоду, однако время его ушло, а гибель неизбежна. Один риторический вопрос, одно восклицание. Эпитеты: запоздалый, зимний, обнаженной, жестокой. Инверсия: трепещет лист.

Стихи А. Пушкина «Я пережил свои желанья» были положены на музыку композитором М. Шишкиным.

rustih.ru

«Я пережил свои желанья…», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Я пережил свои желанья» написано в 1821 году, когда Пушкин был в южной ссылке. Это тяжёлый период в жизни 22-летнего поэта. Он разочарован, сломлен жизненными обстоятельствами, не верит в лучшее. Яркая жизнь и блестящее будущее сменились одиноким существованием и неизвестностью. У Пушкина и в ссылке остались друзья, например, генерал Раевский и его семья, но поэт разлучён с лицейскими друзьями, лишён привычного круга общения.

Литературное направление, жанр

В период южной ссылки Пушкин создавал преимущественно романтические стихотворения. Свой собственный образ юного изгнанника он ассоциировал с образом романтического героя, который должен быть печален и одинок, страдать, разочаровываться. Жанр этих рассуждений о превратностях судьбы и одиночестве – элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.

Риторический вопрос в конце второй строфы тоже оставляет шанс: «Придёт ли мой конец?» Конец, конечно, придёт, но его можно отсрочить.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углублённому созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрёстная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные. Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья – страданья, мечты – пустоты, жестокой - одинокой, венец – конец.

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец.

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокаяпечальный, одинокий. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнажённая, запоздалый лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет, обнажённый, венец, хлад.

На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора «увял цветущий мой венец». Венец для Пушкина – это не только бьющая ключом энергия молодости, но и самое важное для поэта – его муза, его стихи. Творчество увяло из-за сердечной пустоты, в свою очередь вызванной чередой обстоятельств. Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.

Пушкин использует одно и то же слово «буря» и для описания житейских невзгод во второй строфе, и для создания образа природного волнения. Это ещё усиливает сходство между лирическим героем и листом. Первый раз слово употреблено как метафора, второй раз – в прямом смысле.

Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье...», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

По произведению: «Я пережил свои желанья»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич


goldlit.ru

Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья 👍

Свое произведение “Я пережил свои желанья” А. С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни его буквально сломили: он был обречен на одинокое существование вдали от лицейских друзей.

Стихотворения, которые писал автор в 20-ые годы, пропитаны духом романтизма. Поэт наделил лирического героя в этих произведениях чертами своего собственного образа – образа молодого изгнанника, одинокого и тоскующего, обреченного на страдание и разочарования

в жизни. Содержание стихотворений предопределило и жанр, в котором А. С. Пушкин творил, – это был жанр элегии.

В основе этого жанра лежат рассуждения о превратностях судьбы, разочарованиях в жизни и одиночестве. Ключевая тема может быть выражена в форме вопроса: есть ли смысл бороться с житейскими трудностями, если одиночества и смерти избежать невозможно? Поэт своеобразно отвечает на поставленный вопрос: он создает романтическую картину, центром изображения которой становится единственно оставшийся на ветке лист.

Композиция стихотворения составляют три строфы, в которых раскрывается вся внутренняя

жизнь лирического героя, а также и его трагедия. В первой строфе отражается нынешнее состояние, в котором пребывает герой.

Его мучают страдания, и он чувствует внутри себя опустошенность из-за того, что пропали желания и утратились мечты.

Во второй строфе скрыто указывается на первопричины подобного состояния и описываются последствия. Несчастья в жизни способствовали преждевременному увяданию лирического героя. Одинокое существование ему кажется только томительным ожиданием грядущей смерти.

Третья строфа полностью построена на приеме сравнения жизни лирического героя с листиком на дереве. Лист оказался последним; хотя и держался дольше всех, но и он обречен на гибель. Вопреки мрачному и безнадежному пафосу, поэт вложил в стихотворение и надежду: когда дерево теряет последний лист, оно не умирает, и новая жизнь начнется с того момента, как наступит весна.

Принцип сравнения определяет композицию стихотворения. Метафоры, которые использует автор, олицетворяют внутренний мир лирического героя: плоды сердечной пустоты, бури судьбы и др.

Для поэта становится значимым использование многозначных слов: слово “буря” он использует и при описании неудач в жизни, и при создании образа, который олицетворяет волнения природы. Такой прием еще сильнее утверждает тождество лирического героя и листа. В первом случае слово употребляется в качестве метафоры, а во втором случае используется его прямой смысл.

Последний лист, образ которого является центральным в этом стихотворении, является символом стойкости и внутренней силы, которая позволяет бороться там, где иные сдаются.

Анализ стихотворения Я пережил свои желанья по плану

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

За свою жизнь А.С.Пушкин создал много красивых стихотворений: грустных и веселых, спокойных и тяжелых. Среди них можно выделить «Я пережил свои желания». Это грустное и даже депрессивное произведение было написано автором в 1820 г., когда ему едва исполнилось 21 год. В нем он называет свою судьбу «жестокой», жизнь – «печальной, одинокой». В столь раннем возрасте автор уже думает о «конце». Чтобы понять его настроение , стоит вспомнить при каких обстоятельствах было написано данное стихотворение.

Весной 1820 г. коллежский секретарь Коллегии иностранных дел А.С.Пушкин был вызван для выяснения и пояснения содержания его стихов, в том числе эпиграмм. За подобные «вольности» государственных чиновников ссылали в Сибирь, но Александр Сергеевич был отправлен в удаленную канцелярию в г. Кишинев благодаря содействию друзей. По пути на новую службу с семьей Раевских он посещает Кавказ и Крым, где восстанавливается после событий столицы. Душевное состояние его подорвано, надежды на удачную государственную службу не оправдались. Возникают материальные сложности, ведь основной источник заработка потерян, а в Кишиневе его ждет другая жизнь. В это сложное время  его поддерживает семья Раевских и письма от друзей, но он чувство одиночества его не покидает. Это его состояние и находит отражение в строках стихотворения.

Стоит отметить, что в период своего пребывания на юге основная направленность произведений поэта была романтической: вечными спутниками героя выступают печаль и одиночество, мысли о конце и неизбежности. В начале элегии автор замечает, что желания и мечты для его потеряны, ему остаются только «плоды сердечной пустоты». Из-за превратностей судьбы автор увядает, его жизнь становится печальной, грустной и одинокой. В конце он сравнивает себя с оставшимся в одиночестве на голой ветке «запоздалым листом», который борется из последних сил с зимней бурей. Данное стихотворение, как и большинство произведений Пушкина, написаны ямбом. Поэт использует метафоры, чтобы передать сложность и глубину своих переживаний: «плоды сердечной пустоты», «увял цветущий мой венец».  Эпитеты, используемые автором для описания, имеют в основном грустный характер: «печальный», «поздний», «зимний».

Общее настроение стихотворения грустное, безрадостное, унылое. Однако, образ последнего листа на ветке оставляет надежду на светлое будущее. Есть вероятность, что он устоит, выдержит все бури и превратности судьбы. Это символ стойкости и внутренней силы.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Я пережил свои желанья

Популярные темы анализов

  • Суриков

    Суриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880)— выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.

  • Анализ стихотворения Пушкина Товарищам

    В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное

  • Анализ стихотворения Гумилева Мои читатели

    Элегию Н. Гумилев «Мои читатели», сочинил в 1921 году. Это творение считают самым невероятным и необычным завещанием. В этом произведение описывается его мировоззрение, креативное мышление, отражающее на его биографии. В первый раз

  • Анализ стихотворения Блока Мы встречались на закате

    1898 год стал для великого писателя Александра Блока годом терзаний и любовных переживаний. В один прекрасный день он взял и отправился в Петербург, в родовое имение, в котором не появлялся довольно долго. Здесь и произошла встреча поэта

  • Анализ стихотворения Есенина Дед

    Стихотворение написано в 1915 году. Есенин переезжает с Москвы в Петроград и начинает печататься в детских изданиях. Много его произведений это воспоминания из его детства и юности о природе и его родном крае. В этом стихотворении

analiz-stihov.ru

“Я пережил свои желанья…” анализ стихотворения Пушкина 👍

История создания

Стихотворение “Я пережил свои желанья” написано в 1821 году, когда Пушкин был в южной ссылке. Это тяжелый период в жизни 22-летнего поэта. Он разочарован, сломлен жизненными обстоятельствами, не верит в лучшее. Яркая жизнь и блестящее будущее сменились одиноким существованием и неизвестностью.

У Пушкина и в ссылке остались друзья, например, генерал Раевский и его семья, но поэт разлучен с лицейскими друзьями, лишен привычного круга общения.

Литературное направление, жанр

В период южной ссылки Пушкин создавал

преимущественно романтические стихотворения. Свой собственный образ юного изгнанника он ассоциировал с образом романтического героя, который должен быть печален и одинок, страдать, разочаровываться. Жанр этих рассуждений о превратностях судьбы и одиночестве – элегия.
Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель

от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех.

Смерть листа неизбежна, но он все еще живет, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трех строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя.

Он страдает и внутренне опустошен, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Все его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды.

Потеряв последний лист, дерево не умрет. Жизнь продолжится с наступлением весны.

Риторический вопрос в конце второй строфы тоже оставляет шанс: “Придет ли мой конец?” Конец, конечно, придет, но его можно отсрочить.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырехстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углубленному созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрестная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные.

Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья – страданья, мечты – пустоты, жестокой – одинокой, венец – конец.

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнаженном дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец.

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая – печальный, одинокий. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнаженная, запоздалый лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет, обнаженный, венец, хлад.

На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора “увял цветущий мой венец”. Венец для Пушкина – это не только бьющая ключом энергия молодости, но и самое важное для поэта – его муза, его стихи. Творчество увяло из-за сердечной пустоты, в свою очередь вызванной чередой обстоятельств.

Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.

Пушкин использует одно и то же слово “буря” и для описания житейских невзгод во второй строфе, и для создания образа природного волнения. Это еще усиливает сходство между лирическим героем и листом. Первый раз слово употреблено как метафора, второй раз – в прямом смысле.

Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Я пережил свои желанья»???? | Пушкин А.С.

Стихотворение написано в 1820 году, когда поэту было двадцать два года. И именно поэтому оно является важным и показательным в творчестве Пушкина. Оно стало реакцией на те события, которые происходили в жизни писателя.

Вольнодумство поэта было пресечено его высылкой из Санкт-Петербурга. Это вынужденное путешествие в Кишинев болезненно воспринималось поэтом. В этот период рухнули все его романтические мечты и идеалы. Вместо блестящей карьеры ему сулила лишь ссылка по бескрайним просторам Российской Империи и никакие развлечения не могли

настроить поэта на позитив. Ему казалось, что жизнь закончилась, что нет надежды вернуться в столицу и устроить свои дела.

Ведущей темой произведения является одиночество. Поэт одинок в своей печали, он отправлен в ссылку, разлучен с тем кругом, который был ему всегда привычен, лишен привычных развлечений и далек от политической жизни. Совершенно один, без друзей и товарищей, без родных и близких, в чужой стороне. Одиночество влечет за собой грусть и тоску. Каждая строка наполнена грустью и безысходностью. И ярко показывает, какие чувства переживал поэт. Его лирический герой имеет те же чувства, те же настроения.

И можно догадываться, сколько отчаяния было в душе у лирического героя, раз в столь юные годы мечтал о смерти. О смерти герой говорит без всякого страха, без сожаления, он ждет ее.

Состояние героя сравнивается с природой. Зима или поздняя осень, когда все живое умирает. Сам же герой сравнивается с одиноким листом, пораженный холодами. Он остался один на обнаженной ветке. Его гибель лишь дело времени. Осень часто ассоциировалась у Пушкина со смертью. Именно это время года поэт ассоциировал с закатом жизни. Именно это время года решил описать в стихотворении.

Композиция стихотворения линейная, последовательная. Состоит из трех строф. Строфы объединяются общей мыслью и идеей. Рифма полная и перекрестная. Метафоричные образы одинокого листа, яркие эпитеты погружают читателя в мрачное настроение лирического героя.

Время ссылки наложило на творчества автора характерный отпечаток грусти и отчаяния. Впереди была пугающая неизвестность. Депрессивное настроение ощущается практически в каждом стихотворении того времени. Одиночество, так остро переживаемое поэтом, переживают и его герои. Им кажется, что надежды на светлое будущее нет. Они навечно останутся трепещущими листами на холодном ветру.

school-essay.ru

Александр Пушкин - Желание: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Анализ стихотворения «Желание» Пушкина

Поэтический талант Пушкина раскрылся еще в годы обучения в Царскосельском лицее. Это отмечали как преподаватели, так и сверстники, которые с огромным уважением относились к первым стихотворным опытам своего товарища. Пушкин писал очень много на самые разнообразные темы. Вместе с шутливыми и, мягко говоря, нескромными творениями из под его пера выходили блестящие произведения, делающие честь молодому лицеисту. Большое место в творчестве Пушкина, естественно, занимала любовь. Будущий великий поэт очень рано начал увлекаться женщинами. По воспоминаниям самого Пушкина, первое серьезное чувство он испытал к сестре своего лицейского товарища — Е. П. Бакуниной. Девушка часто посещала Лицей, принимая участие в устраиваемых балах. Судя по всему, роман между молодыми людьми не возник, но Пушкин действительно был влюблен и посвятил Бакуниной несколько стихотворений. Среди них можно выделить «Желание» (1816 г.).

Несколько наивное произведение посвящено страданиям молодого человека от неразделенной любви. Лирический герой в слезах вспоминает свою возлюбленную. Первая настоящая любовь для каждого человека имеет огромное значение. Тем более, если она не находит отклика. Автор упивается своей тоской, видит в ней особое мрачное «наслажденье». Увлечение Пушкина романтизмом находит выражение в торжественном высокопарном заявлении: «Пуская умру, но пусть умру любя!». Поэт никому не жалуется на свое горе («не слышен ропот мой»), предпочитая преодолеть его в одиночестве.

Молодой лицеист не случайно замечает: «Мне дорого любви моей мученье». Для замкнутого и необщительного человека первая любовная неудача может обернуться серьезной душевной травмой. Но для Пушкина она становится мощным источником вдохновения, хоть и вызывает у него печальное меланхолическое настроение. В каком-то смысле это даже закаляет характер молодого человека. Впоследствии Пушкину неоднократно придется обманываться в своих любовных ожиданиях. И каждый раз тоска не сможет поглотить его душу, а выльется на бумагу в очередном произведении. Пушкин был уверен, что лучше испытывать горечь от возможных неудач, чем никогда никого не любить.

Стихотворение «Желание» занимает достойное место в раннем творчестве Пушкина.17-летний лицеист очень удачно смог передать свои страдания, что не всегда удается даже поэтам с громким именем.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.