Проверить ритм стиха


24 полезных онлайн сервиса для пишущих людей

Полезные сайты, которые пригодятся любому человеку, работающему с текстами, пишущему стихи или просто мечтающему написать собственную книгу. Без них точно никуда.

  • Istio — проверит орфографию, посчитает количество знаков, ключи, плотность и другие seo-показатели.
  • Readability — оценит читабельность текста. Именно здесь вы узнаете, будет ваш текст понятен простому обывателю или нет.
  • 8nog — почитает знаки и удалит двойные пробелы.
  • Typograf — простой и удобный типограф, который сделает красивые кавычки и превратит дефисы в тире.
  • Glvrd — поможет отшлифовать текст в информационном стиле. Подходит для рекламы, новостей, инструкций, писем и коммерческих предложений. Не подходит для стихов и художественной прозы.
  • Test-the-text — еще один ресурс для проверки текста в информационном стиле.
  • Zenpen — минималистичный онлайн-редактор (когда не хочется загружать Google Docs и Word).
  • Спеллер — проверяет орфографию в русском, украинском и английском тексте.
  • Вебмастер — сообщает «Яндексу» о вашем новом оригинальном тексте.
  • Вордстат — помогает подобрать ключевые слова.
  • Translit — переведет текст в транслит и обратно.
  • Topwriter — сравнивает два текста между собой (полезно для рерайтеров).
  • Speechpad — перевод аудио в текст (не идеально, но интервью расшифровать можно).
  • Findcopy — проверка уникальности текста (результат проверки можно получить в виде ссылки).
  • Synonymizer — поможет подобрать синоним.

  • Wordassociations — сервис подбора словесных ассоциаций.
  • Text — проверка текста на антиплагиат.
  • Оrfogrammka — веб-сервис проверки правописания.
  • Quittance — отыскивает в тексте подозрительные места на предмет одной из самых распространенных стилистических погрешностей: расположенных близко по тексту фонетически и морфологически сходных слов (так называемая нечаянная тавтология).
  • ВААЛ — может пригодиться поэтам и ораторам, чтобы проанализировать подсознательное воздействие текста своего выступления. Оценивает текст любого жанра по многим параметрам. В свободное обращение выпущена версия программы ВААЛ-мини.
  • Poem Parser — благодаря программе вы сможете узнать, каким стихотворным размером вы написали очередной шедевр, а также не ошибиться с длиной рифмующихся строк.
  • TextReferent — автоматическое реферирование английских текстов. Обработав текст и проанализировав частоту появления в нем отдельных слов, программа вычленяет из него основные для понимания смысла фразы. Демоверсия бесплатна для скачивания и работает только с английским языком.
  • Neogranka/Stihi — позволяет выбрать рифму, подходящую под ударение нужного слова, а также может заняться корректировкой стихотворного размера.
  • Stihi — более актуальный и ежедневно обновляемый онлайн-подборщик рифм. Но с его рифмами нужно быть осторожным, так как за основу словаря берутся стихи пользователей сайта.

По материалам: adme.ru

cameralabs.org

Основы стихосложения и проверка стиха

 

 

Огромное количество учебников по стихосложению, казалось бы, исключает необходимость в написании еще одного. Но… Стихи молодых поэтов продолжают «радовать» своей первозданной непосвященностью с законы стихосложения. Вот и я решила написать по возможности совсем короткий учебник. Даже не учебник, а несколько советов касательно формы стиха. Претензии к содержанию молодые авторы воспринимают особенно болезненно, а вот к претензиям к форме иногда прислушиваются. А правила очень простые. Когда человек первый раз садится играть в шахматы, ему говорят: пешки ходят так, конь – так… Все понятно?...» — «Понятно» – «Играем!». Уже после, если будет на то желание, молодой игрок узнает, что есть определенные проверенные миллионом партий дебюты – он, конечно, будет противиться – и придумывать свои оригинальные – но любой мастер докажет ему в три хода – что здесь уже все придумано, и все что нужно — это следовать теории. За любое отклонение от которой молодой шахматист будет наказан быстрым проигрышем. Ситуация в стихосложении подобная. Чем меньше знает молодой поэт, тем больше он стремится к открытию новых законов. Это понятно с психологической точки зрения – свое незнание, свои ошибки куда выгодней преподносить как сознательное новшество, новаторство.


Попробуем воспитать юного шахматиста, точнее, человека умеющего правильно писать стихи – я сознательно избегаю называть его поэтом – ведь знание элементарных правил ходов не делает из любителя гроссмейстера-поэта.

Итак, первые шаги.

 

Шаг первый. Метр. Это то, что часто называют ритмом – но ритм и метр вещи несколько разные. Ритмом обладают очень многие процессы – сердцебиение, работа автомобильного мотора, времена года и смена фаз луны. Все эти процессы повторяются по определенным правилам, а именно повторяемость, чередование определенных элементов и называется ритмом. В работе сердца повторяются одни элементы, в смене времен года – другие. Ритмом обладает и прозаическая речь. В основе поэтического языка лежит чередование ударных и неударных гласных. В русском стихосложении всего пять вариантов таких комбинаций, они и называются стихотворным размером или метром. Два размера двусложные – состоящие из двух слогов, три размера трехсложные – соответственно, состоящие из трех слогов. Двусложные размеры: ямб и хорей. Хорей – это когда первый слог ударный (можно проиллюстрировать как /-, где /  ударная гласная, а — безударная), а второй нет, ямб – наоборот -/. В трехсложных размерах такие комбинации: дактиль (/--), амфибрахий (-/-), анапест (--/). Эти маленькие фрагменты называются стопой, из них и состоит стих, по их количеству стих называется одностопным, двустопным, трехстопныи и т.д.  Количество стоп может быть произвольным, но если начали писать стих пятистопным ямбом, то рекомендуется, и продолжать в том же темпе.

Варианты хорея: /-,  /-/-,  /-/-/-,  /-/-/-/-  и т.д.

бУря мглОю нЕбо крОет  /- /- /- /- четырехстопный хорей.

Ямб: -/,  -/-/,  -/-/-/,  -/-/-/-/  и т.д.

открЫлась бЕздна звЕзд полнА  -/- /- /-/ четырехстопный ямб.

В двусложных размерах возможны пропуски ударений – называется пиррихием. Например, строки трехстопного хорея могут иметь вид: /-/-/-, --/-/-, /---/-

трехстопный ямб:  -/-/-/, ---/-/, -/---/. Это не считается ошибкой и придает двусложным размерам большее разнообразие звучания.

Дактиль: /--,  /--/--,  /--/--/--,  /--/--/--/--  и т.д.

тУчки небЕсные вЕчные стрАнники /--/--/--/-- четырехстопный дактиль.

Амфибрахий: -/-,  -/--/-,  -/--/--/-,  -/--/--/--/-  и т.д.

вечЕрнее зИмнее сОлнце -/--/--/- трехстопный амфибрахий.

Анапест: --/,  --/--/,  --/--/--/,  --/--/--/--/  и т.д.

несказАнное лУнное сИнее --/--/--/-- трехстопный анапест.

В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения.

Если Вы освоили эти правила, считайте, что первый шаг уже можете делать. Даже больше – можете сделать несколько шагов и подойти к концу первой строки.

 

Шаг второй. Конец строки особое место – здесь располагается рифма, но о ней мы поговорим позже, пока нам важно выяснить, какие варианты возможны в конце стиха. А их тоже немного – всего лишь три. Рифма мужская – ударение на последнем слоге – мужИк (это слово просто для запоминания), рифма женская: бАба, и рифма дактилическая (от размера дактиль /--), третья от конца ударная гласная – примем ее за средний род – сОлнышко. Таким образом в каждом стихотворном размере мы получаем три варианта завершения стиха – мужской, женской или дактилической рифмой. Выходит приблизительно следующее:

Хорей:

1. /-/мужИк – концовка -/

2. /-/-бАба  -  концовка /-

3. /-/-сОлнышко – концовка /--

В зависимости от количества стоп и вида рифмы в хорее может быть только определенное число гласных. В трехстопном: для мужской рифмы 3х2-1=5 гласных, для женской 3х2=6 гласных, для дактилической рифмы 3х2+1=7 гласных.

Ямб:

1. -/-/мужИк

2. -/-/-бАба

3. -/-/-сОлнышко

выходит иная математика. Берем для наглядности трехстопный ямб: Для муж. рифмы 3х2=6 гласных, для жен. 3х2+1=7 гласных, для дактил. 3Х2+2=8.

Дактиль

1. /--/-мужИк

2. /--/--бАба

3. /--/--сОлнышко


Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе.

 

хорей ямб дактиль амфибрахий анапест

мужская Х*2-1 Х*2 Х*3-2 Х*3-1 Х*3

женская Х*2 Х*2+1 Х*3-1 Х*3 Х*3+1

дактилическая Х*2+1 Х*2+2 Х*3 Х*3+1 Х*3+2

 

Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):

 

хорей ямб дактиль амфибрахий анапест

мужская 1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 1,4,7,10,13,16 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18

женская 2,4,6,8,10,12 3,5,7,9,11,13 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19

дактилическая 3,5,7,9,11,13 4,6,8,10,12,14 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19 5,8,11,14,17,20

 

Современное стихосложение называется силлабо-тоническим, оно завершило развитие двух систем стихосложения – силлабического и тонического. В силлабическом стихосложении в каждом стихе (стих – это не всегда «стихотворение», стих – это одна строка стихотворения) было определенное количество гласных – независимо от того, ударные они или нет. В тоническом важно было число именно ударных гласных. Силлабо-тоническое стихосложение объединило оба вида и в нем важно и число ударных, и общее число гласных.


Буря мглою небо кроет – 8 гласных (четырехстопный хорей, женская рифма = 4Х2)

Вихри снежные крутя,  — 7 гласных (четырехстопный хорей, мужская рифма = 4Х2-1)

То как зверь она завоет,  — 8 гласных (число гласных соответствует первой строке)

То заплачет, как дитя. -  7 гласных (число гласных соответствует второй строке)


Таким образом, подсчитывая гласные в стихах, мы можем проверить верно ли они написаны. Этот способ не дает стопроцентного результата, но может помочь начинающему обнаружить многие ошибки-сбои в метре. Хороший способ – это игра на гитаре. Гитарный бой тоже вскроет все сбои в ритме. Многие поэты писали стихи на ходу – проверяя шагом метр.

 

Шаг три. Рифма. Итак, мы знаем, как написать строку в стихе. Это достаточно просто: нужно только верно, согласно выбранному размеру чередовать ударные и безударные гласные. Строка заканчивается рифмой. Рифма — это созвучие: стих-затих, верь-зверь, хорей-скорей, вечности-человечности. Как мы уже знаем, рифмы бывают мужские, женские и дактилические. Чем больше в рифме общих звуков, тем богаче она звучит. Например, верь-зверь  — богатая рифма, а такая популярная в стихах молодых поэтов: меня-тебя – рифма неточная, я бы даже сказала, что это вообще не рифма – потому что здесь нет никакого созвучия кроме общей гласной, чего явно мало. В этом нужно всегда отдавать отчет. К неточной рифме мы можем отнести так называемую бахрому: она-гранат, меня-хранят, хотел-животе.  Эти просчеты очень хорошо слышны, и подсознательно хочется рифмовать: она-грана, меня-храня и хотел-животел. Нельзя рифмовать однокоренные слова хотел-перехотел, свет-рассвет. Плюс ко всему, «правилом дурного тона» является глагольная рифма – любил-убил, знал-гнал. Маяковский не рекомендовал использовать при написании стихов словари рифм, я же наоборот рекомендовала их для молодых поэтов. Да они дают уже готовые результаты, но такие рифмы куда лучше, чем меня-тебя. Это будет полезно для развития слуха у начинающего поэта, после он сможет сам подбирать хорошие рифмы без словаря.

 

Шаг четыре. Строфика. Как соединять строки в стихе? Есть три варианта: охватная, парная и перекрестная. Предположим что А – это окончание одной строки, а Б – другой. Соединить их можно следующим способом:

ААББ, АБАБ, АББА. Это три самые распространенные варианта четверостишия. Для строф больших размеров есть и больше возможных вариантов:

АБААБ, АБАБА, АБАББ, АББАА, АББАБ и т.д.

Если мы введем еще одны строку, то получим такие варианты для шестистиший.

ААББСС, АБСАБС, АБСАСБ, АББАСС и т.д.

Есть варианты рифмовки ставшие классическими: секстины АБАБСС, октава АБАБАБСС.

Есть и другие разновидности: сонет, онегинская строфа, триолет и прочие. Но самым распространенным видом строфы является обычное четверостишие.

 

Шаг пять. Назовем его законом симметрии. Предположим, Вы написали строфу:

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя, 

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

Как ее продолжить? Что можно сказать о следующей строфе? Это будет четырехстопный хорей с рифмовкой АБАБ, где А – женская рифма, Б — мужская.  Пишем следующую строфу:

Выпьем, милая подружка

Грустной юности моей,

Выпьем с горя, где же кружка?

Сердцу будет веселей…

Ну, или что-то вроде этого…

Т.е. написать иначе нельзя, например:

Черт возьми, а где же кружка?

Отыщи ее, старушка.

Сердцу будет лучше и веселее,

Наливай ее скорее.

Что изменилось  (нас интересует только форма)?

1. Изменилась рифмовка — была АБАБ, стала ААББ.

2. Была рифма мужская веселей-моей, стала женская веселее-скорее.

3. Третья строка сбойная. /-/-/----/-  11 гласных, она не только выделяется по длине, но и не является правильным хореем.

В принципе, следуя даже правилу симметрии, не обязательно писать все строфы одинаково. Главное, чтоб был порядок. Например, можно написать такое стихотворение:

АБАБ

АББА

АБАБ

Естественно, в каждой строфе будут разные А и Б, но нам важна именно симметрия. Средний столбик зарифмован другим способом, но это только придает стиху неожиданность, совершенно не нарушая симметричность стиха в целом.

Или другой вариант. Будем рифмовать не просто А и Б, а добавим к ним показатели м (мужская рифма) и ж (женская рифма).

Могут быть такие варианты стиха их трех четверостиший.

АжБмАжБм

АмБжАмБж

АжБмАжБм

Или

АжБжАжБж

АмБмАмБм

АжБжАжБм

Или

АмБмАмБм

АжБмАжБм

АмБмАмБм

Вариантов много.

Но рифмовать

АмБмАмБм

АмАмБжБж

АжБмБмАж

не следует, именно по причине правила симметрии. В этом варианте меняется не только система рифмовки, но и сами рифмы. Это создает впечатление небрежности стиха.

 

Шаг шесть. И хотя я обещала говорить в этой статье только о форме, но не могу обойти вниманием такое явление, как литературный штамп. Многие на меня уже обозлились за то, что я направо и налево навешиваю этот ярлык настоящим «шедеврам». Что такое штамп? Это словосочетание или слово, которое из-за своего частого употребления потеряло свою информативность, новизну, стало избитым выражением. В поэзии начального периода в силу сложившегося тогда порядка наоборот приветствовались штампы. Для высокого стиля груди назывались персями, щеки ланитами, глаза очами. Для описания многих событий были определенные заготовки. Например, о войне говорили: «игры Марса», о любви «дар Амура» и т.д.  Друг Минервы, Музы, Аполлона, сын роскоши, Эти определения переходили из одного стиха к другому подобно кубикам, из которых пытались сложить новое стихотворение. В статье «Как НЕ следует писать стихи» Леонид Каганов пишет:  «Следует употреблять следующие шаблонные выражение: «боль утрат », «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце », «темная ночь», «слова Тебе» и т.п. «Прекрасен голубых небес полет». Это внесет в стихотворение свежесть…». Подчеркну, что это совет, как не следует писать стихи. За  последние столетия правила стихосложения ушли далеко от Ломоносова и  Державина, и теперь использование таких штампов считается недостаточной зрелостью автора.  Это и понятно, какая польза для читателя, если он еще раз прочитает уже сказанное тысячу раз. В  статье «Формула поэзии» (dm_drozd/Biblioteka/Esenin/biblioteka1.htm) приведен небольшой список из таких литературных штампов.


В одной из последних рецензий упрекнула автора стиха за стихотворение:

 

***

Прилетаю, милая, сегодня прилетаю,

Праздник сердца в день рождения дарю.

Словно льдинка, от тебя я таю,

Будто свечка, от любви горю.

 

Сквозь все бури и ненастья прилетаю,

Приплываю сквозь туманы и дожди,

Пусть хожу по самому по краю,

Подожди меня, родная, подожди…

 

Подожди меня, хорошая, немного -

Крик души приходит вновь и вновь –

Будет радужной у нас дорога,

Будет счАстливой у нас  Любовь!!!

Оно словно написано по статье, как не нужно писать стихи. Здесь все: и банальные рифмы: вновь-любовь, дожди-подожди… и глагольные: прилетаю-таю, дарю-горю, и штампы: крик души, праздник сердца, и про льдинку, и горю от любви, и нарушение ударения.
Даже, если бы это написал мой внук, и я не могла не похвалить его – по-родственному – я бы при всем желании не набрала в этом наборе слов ни одной оригинальной мысли. Мне бы пришлось сказать: ну что ж, по крайней мере нет сбоев в метре…

А автор ответил мне:

---«Благодарю Вас за неравнодушную рецензию.

У Вас свой взгляд на то, как надо ПРАВИЛЬНО писать стихи, у меня — СВОЙ, и я его вам не навязываю.

Мои стихи публикуются в районных и областных газетах и нравятся «простому» читателю. Это для меня наивысшая похвала. Писать вычурно для избранного «эстетствующего» круга не буду в принципе. Если вы мне на нашем сайте приведёте пример поэтов масштаба Вознесенского, Евтушенко (а не передовиков-стихопатов номинируемых), т.е. ИСТИННЫХ поэтов и дадите ссылки, Вам буду искренне благодарен.

С уважением, Сергей
<СЕРГЕЙ НИЖЕГОРОДЦЕВ>»----


Что можно  объяснить этому автору? При всей технической верности написания автор полностью лишен поэтического взгляда на мир.

Так что:

 

Шаг семь. Даже освоив правила стихосложения, вы не становитесь поэтом. Для этого необходимо еще наполнить форму содержанием. Поэтому, читайте больше классиков, учитесь у них и, ради бога, не повторяйте то, что они уже сказали. Банальность – один из худших пороков в стихах. Правильная форма Ваших стихов будет свидетельствовать о том, что Вы не новичок в стихосложении, а небрежность – удел новичков и дилетантов. 

 

Приложение. Пример «проверки» стиха на стихотворении «Маме» Лунева Геннадия

 

Мамочка, тебя давно со мною нет.

Я тогда совсем был маленьким ребенком,

Из гнезда упавшим голубенком.

Мальчиком в двенадцать с лишним лет.

 

Вспоминаю — набегают слезы.

Помню, ты прижмешь к себе рукой,

И такой в душе моей покой.

Плачу, обнимая ствол твоей березы.

 

Ты меня своим стихам учила.

Я не слушал и сидел, игрался,

А подрос, проказничал и дрался.

Ты мне раны те надолго залечила

 

А теперь ты спишь, и шумят березы.

На столе лежит твой любимый Фет.

И течет из уст рифмой много лет,

Соль из глаз моих, как берёзьи слезы

 

1. Определение размера стиха и системы рифмовки. По первой строфе:

/---/-/-/-/

/-/-/-/---/-

Шестистопный хорей с рифмовкой А(муж.)Б(жен.)БА. Т.е. по правилам в каждой строке должно быть 11 и 12 гласных.

 

2. Подсчет гласных во всем стихе:

 

Мамочка, тебя давно со мною нет. 11

Я тогда совсем был маленьким ребенком, 12

Из гнезда упавшим голубенком. 10

Мальчиком в двенадцать с лишним лет. 9

 

Вспоминаю — набегают слезы. 10

Помню, ты прижмешь к себе рукой, 9

И такой в душе моей покой. 9

Плачу, обнимая ствол твоей березы. 12

 

Ты меня своим стихам учила. 10

Я не слушал и сидел, игрался, 10

А подрос, проказничал и дрался. 10

Ты мне раны те надолго залечила 12

 

А теперь ты спишь, и шумят березы. 11 --/-/--/-/-

На столе лежит твой любимый Фет. 10 --/-/--/-/

И течет из уст рифмой много лет, 10 --/-//-/-/

Соль из глаз моих, как берёзьи слезы 11 /-/-/--/-/-

 

В процессе подсчета выявили следующее: 1. весь стих написан строками разной длины. 2. автор не придерживается одной системы рифмовки по строфам: 1. АмБжБжАм, 2.АжБмБжАм 3. АжБжБжАж 4. АжБмБжАм. Первая строфа не повторяется, вторая подобна четвертой, третья вся на женских рифмах. 3. Четвертая строфа написана не правильным хореем, это хорей с цезурой. Этот сбой очень сильно заметен при чтении. Стих требует очень внимательной переделки – выравнивания строк по длине и исправление последней строфы.

Также нужно исправить рифмовку. Автор дважды рифмует березы-слезы (что довольно избито), рифмует глаголы: игрался-дрался, учила-залечила.

В конце немного по содержанию.
Как правило, такие стихи очень тяжело критиковать, испытывая некий трепет и скорбь от потери близкого человека. В данном случае тяжелейшей: потеря в детстве матери. Но высока ответственность в таких стихах – для матери нужно постараться и написать в ее память настоящее стихотворение. Тем более, что сама мать писала стихи и любила стихи Фета. Безусловно, этот стих не оставит никого равнодушным – но волнует стих или само событие: потеря матери. Я думаю, что во многом второе.

Вот что мне не совсем понравилось:

Из гнезда упавшим голубенком. Мне кажется, именно, выпавшим, а не упавшим. Я видела много выпавших из гнезда птенцов, но почему-то ни разу не видела выпавшего птенца голубя. Может  быть по тому, что они ютятся где-то на крышах, да и городские коты вряд ли оставляют им шанс. Чаще выпадают птенцы из гнезд на деревьях, а как мне кажется, голуби не вьют гнезда на деревьях. Голубенок – представляется слишком натянутым словом – вынужденной рифмой к слову ребенок. Куда лучше были бы рифмы типа ребенком-звОнком.

 

Все три строки:

Я тогда совсем был маленьким ребенком,

Из гнезда упавшим голубенком.

Мальчиком в двенадцать с лишним лет

Говорят об одном: я тогда был ребенком.


Далее:

Вспоминаю — набегают слезы.

Помню, ты прижмешь к себе рукой


прижмешь к себе рукой – понятно, что прижмешь рукой, – чем еще можно прижать к себе? Два раза: помню, вспоминаю.


Плачу, обнимая ствол твоей березы – опять о слезах – было в начале строки. Но что такое «твоей березы»? Мне кажется, очень неточно. Может быть, любимой, посаженной тобой – но «твоей березы»? Спорно.

Ты меня своим стихам учила.

Я не слушал и сидел, игрался, — три глагола, – но главный из них – не слушал – все остальные просто комментарии, из которых «сидел» не самый лучший в сочетании с «игрался».

А подрос, проказничал и дрался – опять три глагола в ряд.

Ты мне раны те надолго залечила – строка тоже звучит натянуто. Раны ТЕ – ведь ни слова о ранах еще не было, поэтому «те» — представляется вставленным для соблюдения метра. надолго залечила – как можно раны – детские – залечить надолго? Она их залечила навсегда. Ведь тяжело представить, что какие-то из детских царапин дали о себе знать через 20 лет. Мне кажется раны или заживают или нет.

На столе лежит твой любимый Фет – очень некрасиво, что Фет (а не книга) лежит на столе.

И течет из уст рифмой много лет,

Соль из глаз моих, как берёзьи слезы

Вообще непонятные строки – течет из уст… соль из глаз моих. Так соль течет из уст или из глаз? Слово уста – это все от высокого стиля. К устам лучше подходят очи, а не глаза. Как и уста «слезы березы» – это… штамп. Увы.

Итого: над стихом, конечно, следует еще работать и работать.

 

 

 

© Copyright: Правда Горькая,

Свидетельство о публикации №1405240221 

www.stihi.ru/2004/05/24-221

 

litcult.ru

Ритм, рифма, строфа, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр » Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2020 и Итоговое сочинение

Ритм, рифма, строфа, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр. Из всего перечня этих терминов за пять лет работы с КИМами встретились те 3, что выделены жирным цветом. Остальные пока моего взора не коснулись. Но, разумеется, есть смысл коротко пройтись по каждому, потому что каждый год составители КИМов стараются хоть чем-нибудь удивить.



Повторение ударных и безударных слогов задает ритм стихотворению и единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм. А определенная последовательность ударных и безударных формирует стихотворные размеры. А если нет четкой последовательности, то мы имеем дело с тонической системой стихосложения. Она существовала давно, со времен М.В. Ломоносова, который как раз и ввёл силлабо-тонику, практически не использовалась, но в ХХ веке символисты вернули ее в оборот, поэтому термины дольник, акцентный стих и верлибр попали в раздел с теорией…

Два примера четверостиший, силлабо-тонический стих (размерный) и тонический (безразмерный), чтоб вы почувствовали разницу:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

(А.С. Пушкин)

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре
О все́х уста́лых в чужо́м краю́,
О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре,
О все́х, забы́вших ра́дость свою́».

(А. А. Блок).
Пример стихотворения Блока – это дольник. Суть в том, что у дольника количество ударений в строке всегда одинаковое (в нашем случае их 4), но они могут иметь разные позиции. Если же стих не имеет одинакового количества ударений, то это уже верлибр.

У акцентного стиха тоже одинаковое количество ударений в строках, но они имеют разные интервалы, тогда как у дольника эти интервалы одинаковые. Примером акцентного стиха может выступать также и русский рэпчик, ссылаться на конкретных авторов не буду.

Остались 2 термина – это белый стих и рифма. У белого стиха есть всё, кроме рифмы, поэтому пусть они хотя бы здесь побудут вместе. Пример:
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

(А.С. Пушкин)

С рифмой всё просто – это созвучие концов стихотворных строк. Она бывает разной.
Парная, когда совпадения идут поочередно:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.

(С.А. Есенин)

Перекрёстная, когда совпадения идут через раз:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(А.А. Фет)

Кольцевая, когда первая строка с последней:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

(Ф.И. Тютчев)

В том случае, если ударение в стихотворной строке падает на последний слог – это мужская рифма. Если на предпоследний – женская. Когда в заданиях мы видим словосочетание – тип рифмы, то надо указать мужская или женская, если способ рифмовки, то либо парная, либо перекрёстная, либо кольцевая.
На этом всё! Если возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте!

neznaika.info

Что такое ритм в стихотворении, как его определить?

Размер и ритм в стихотворении - это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.

Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.

Влияние гармонии на восприятие произведения

Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах - это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.

Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация "Памятник" написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.

Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.

Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.

Определение ритма в стихотворении

Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм - это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы - в стопы.

Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.

Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.

Разнообразие чередований звуковых элементов

Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.

Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.

Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.

В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки - это благозвучие.

Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.

Образ маятника

Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность - это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.

Образующие элементы ритма - это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.

Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.

Первый уровень - это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй - тропы, третий - поэтические строки, четвертый уровень - это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.

Сложные строфы и ритмика

Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм - это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.

Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, - это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.

Ритм и рифма

Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.

Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае - под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.

Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.

Какие бывают ритмы

Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.

Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:

Утро ту/манное, /утро се/дое,

Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест - три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.

Это стихотворение А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.

Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.

На́ш бо́г бе́г,

Се́рдце — на́ш бараба́н

Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.

Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма

Поясним эти основные понятия. Ассонанс - это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.

Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.

Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.

И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.

Вывод

Разбор стихотворений по стопам и определение размера - это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.

Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, - взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.

fb.ru

Оценка стихотворений. Скорик-тест

СКОРИК-ТЕСТ
 Показатель качества стихотворения

Оценка

  Стилистическая грамотность
  Метафоричность и единство образной системы
  Точность рифм
  Стройность ритма, его соответствие задаче
  Глубина подачи материала, логическая связность
  Использование классических поэтических приемов
  Эмоциональное воздействие
  Нестандартность освещения темы
  Неожиданность, свежесть рифм стихотворения
 Мелодичность проговаривания стиха
  Использование современных поэтических приемов
  Оригинальность ритма стиха
  Неожиданность выбора темы стиха
  Актуальность стиха
  Отсутствие смысла или подача ложных сведений
  Депрессивное воздействие стихотворения
  Фактор неуместности, разрушающий впечатление

ОБЩАЯ ОЦЕНКА СТИХА
:

stihi.pro

Заказали стихи? Узнайте, как проверить качество работы

Если сами вы не поэт, в ямбах и хореях не разбираетесь, как понять, что стихотворение действительно хорошее? А вдруг оно просто скопировано где-то в интернете и преподносится вам, как оригинальное произведение? Попасть впросак с таким подарком очень не хочется. Ответить на все эти вопросы поможет моя статья.

Итак, давайте разберемся, что собственно следует проверять:

Прочитайте вслух
Первое, с чего стоит начать – это просто прочитать стихотворение вслух. Если вы планируете зачитывать его во время торжества, то следует убедиться, что вы можете легко и без запинки произносить текст.

Проверьте рифму
Далее обратите внимание, нравятся ли вам рифмы. Рифмы бывают сильные и не очень. Чтобы отличить, приведу примеры.
испуг-недуг – это сильная рифма
испуг-продукт – средняя
испуг-скрипуч – слабая

Если в каких-то местах рифма вас смущает, кажется, что срифмовано плохо, обратитесь к автору, попросите исправить это место. Конечно, бывают стихи и без рифмы, например, есть такой юмористический жанр стихосложения, как пирожки, я и сама люблю их писать. Но если вы заказывали поздравительный романтический стих, он однозначно должен быть зарифмован, и желательно, сильными рифмами.

Проверьте ритм
Иногда бывает так, что рифма вроде бы есть, но теряется ритм стихотворения, а он не менее важен. Что такое ритм? Это те самые ямб, хорей и амфибрахий. Но вам не нужно во всем этом разбираться, главное – знать принцип. Каждое стихотворение пишется в определенном ритме. Ритм задают чередования ударных и безударных слогов в словах. Вспомните мультфильм про Винни-Пуха, в котором он шел и долго напевал себе под нос «пум-пу-рУм-пу-рУм-пу-рУм-пум-рУм-пум-пУм», а только потом сочинял «хо-ро-шО жи-вЁт на свЕ-те ВИн-ни-ПУх!» Вот это «пум-пу-рУм-пум» и есть ритм. Когда ритма нет, рифма не спасает, стих разваливается и читать его невозможно. Такую работу нельзя назвать профессиональной. Смело обращайтесь к автору за переделкой. Чтобы вам было легче разобраться, привожу два примера – с ритмом и без.

Ритм есть:
Я к вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презрением наказать.

Ритма нет:
Ты ушла, и агония ночи
Пробежала за тобой по пятам,
Так люблю тебя, что нет моей мочи,
И тебя я никому не отдам.

А вот этот же стих, но исправленный и с ритмом:
Ты ушла, и агония ночи
Пронеслась за тобой по пятам,
Так люблю, что расстаться нет мочи,
Никому я тебя не отдам.

Глубина
Авторские стихотворные произведения могут быть очень разными по глубине. Вы, конечно, можете получить банальное «С днём рождения поздравляем, счастья, радости желаем». Но хороший автор напишет так, что душа развернется и свернется, используя красивые сравнительные обороты, эпитеты, затронет ваши эмоции и чувства. Нужная вам глубина зависит от того, для какого случая пишется стих. Если вы идете на юбилей или свадьбу – это одно, а если хотите признаться в любви, это требует совершенно другого подхода. Иногда клиенты даже сами просят автора писать попроще, чтобы было легче вслух зачитывать или можно было выучить и рассказать по памяти. Эти пожелания лучше озвучить до начала работы, чтобы не пришлось потом переделывать ваш заказ.

Уникальность текста
Осталось только убедиться, что поэт постарался лично для вас, а не скачал свой шедевр где-нибудь в сети. Конечно, обычно этот момент не нужно даже проверять. Опытный автор опишет виновника торжества, вставит его имя, расскажет в стихах об истории ваших взаимоотношений, зарифмует именно те пожелания, которые вы выразили желание добавить в стих. Но местами даже в авторском стихотворении могут промелькнуть пару строк или даже четверостишие общего характера. Такие строки могут подходить практически любому юбиляру или молодоженам. Здесь возникают сомнения, а не заимствованы ли какие-то части. Если все стихотворение написано такими общими фразами, то либо вы не предоставили автору всей необходимой информации, либо он попросту схалтурил. Чтобы разрешить возникшие сомнения, не надо пытаться впихнуть в строчку поисковика все стихотворение. Для этого есть специальные сервисы. Наберите в поисковой строке «определить уникальность текста онлайн» и вам выпадет множество сайтов, на которых можно это сделать абсолютно бесплатно. Например, можно использовать http://www.content-watch.ru/text. В окошко вставляете скопированное стихотворение и нажимаете кнопку проверки. Если текст не уникален, сервис вам это покажет и приведет даже список сайтов, на которых размещен этот текст или его части.

Заказывайте стихи, убеждайтесь в качестве и радуйте своих близких!

stihi-na-zakaz.net

Как определить ритм в стихе?

Человек постоянно чувствует ритм. Это ритм его сердца, биение пульса. Это ритм музыки, которую он слышит. Это ритмичные звуки идущих часов.

Чувство ритма

Ритм всегда имеет воздействие на человека. Монотонная речь, ритмически состоящая из идентичных по громкости слогов, составляет невыразительное речевое полотно. Только ударение в словах позволяет отличать их друг от друга.

Через короткое время, непроизвольно, звуки структурируются мозгом и воспринимаются как повторяющиеся тихие и громкие слоги, чередующиеся между собой. Записав более громкий слог как «/», а тихий как «-», получим следующую схему:

  • /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.

Скучно и нудно, не правда ли? Легко отключиться от собеседника и улететь мыслями далеко-далеко. Или вообще заснуть. Как известно, самая убаюкивающая вещь – это лекция. Тем не менее определились самые маленькие элементы стиха – слоги. Их называют единицами ритма первого уровня.

Чтобы речь перестала быть монотонной, читают с выражением. Выделяют ударные слоги и ставят смысловое ударение во всей фразе.

Ритм в прозе

Ритмы стиха и ритмы прозы подчиняются одним законам. Более того, музыкальный ритм тоже соответствует им. Когда строится фраза, в словах ставится ударение и выделяется ключевое слово или словосочетание. В музыкальной фразе ударение делается выделением какого-либо фрагмента с помощью усиления или уменьшения звука или паузой.

Ритм в прозе непостоянен и этим отличается от ритма стиха. В стихотворении весь текст структурирован и подчинен определенному ритму. Он может меняться, возвращаться к первоначальному, но он есть всегда. В прозе же он присутствует иногда, для выражения определенной мысли. Писатель использует этот инструмент для подчеркивания перечисления, например:

  • Поезд чертил свою линию с запада на восток, мелькали в окнах поля, леса и убогие деревеньки. Их сменяли дачные участки, которые плавно переходили в предместья, а затем и в провинциальные городки.

Ритмическая запись этой фразы будет выглядеть так:

  • /- -/- -/- -/- - - - /, -/- - - -/, -/- -/- - - - /- . /- - - /- - - /- , -/- - /- - - - /- - /- , - - /- - - - /- - - - /.

Есть что-то от ритма поезда, не правда ли? А вот запись фразы другого настроения:

  • Нет, я не стану этого делать. Не на того напал! Это что? Деньги? Мне? Вон! Вон из моей квартиры и из моей жизни!
  • /, - -/- /- -/-. - - -/- /! - -/ ? /- ?/ ?/! /- -/- /- - - - - /-!

Если в эту фразу вставить какое-либо рассуждение, изменится динамика действия, а вместе с ней уйдут экспрессивные выражения, окраска речи персонажа изменится, у него будет другой характер:

  • Нет, я не стану этого делать. Да за кого ты меня принимаешь? Чтобы я собственными руками подписал этот документ? Стал твоим поручителем, рискуя благополучием собственной семьи? Что это? Деньги? Сейчас ты готов платить за мое предательство, а кто заплатит мне, когда ты меня предашь? Уходи. Разговор окончен.
  • /, - -/- /- -/-. - - - / - -/- -/-? - -/, - - - - - /-, - -/- - - -/? / - - - - /- -, -/- - - - /- -/ - - -/? /- - ?/- ? -/ - - - - /- - - - /- -, - - - - -/, - -/- - - /? - -/. - -/ - /-.

Так может сказать мягкий человек, сама противоположность легко закипающему неврастенику из первого примера. Как видно, ритм в прозе служит для придания окраски повествованию или регулирования динамики действия.

Единица ритма в стихе – стопа

Звуки одинаковой длительности, которые выражаются в записи как «/» и «-», составляют какой-либо элемент. Их насчитывается довольно большое количество, приведем лишь некоторые:

Называются они единицами второго уровня - стопами. Название пришло из античности, когда танцовщик опускался на полную стопу. Рисунок его танца состоял из двух символов: ударный (стопа) и безударные (танец на носках). Со временем классическая стопа изменила свой вид, и сейчас так называют повторяющийся элемент стиха, где есть один ударный слог и один или несколько безударных.

Если на первом уровне еще нет рисунка, то на втором он появляется. Вот из этих «кирпичиков» будут слагаться стихи. Чаще всего они состоят из двух, трех или четырех долей. Поэтому называются двух-, трех- и четырехдольными стопами.

Строка

Для красоты звучания единиц ритма второго уровня недостаточно. Они группируются в строки или ритмические единицы третьего уровня:

  • /-/-/-/-
  • -/-/-/-/-
  • /- -/- -/- -/
  • - - /- -/- -/
  • -/- -/- -/-

Для примера попробуем записать ритм в стихе, выделяя слоги, на которые падает усиление:

  • Давайте мы будем смеяться и плакать
  • и искренних чувств друг от друга не прятать.
  • - - - -/- - - - -/-
  • -/- -/- - - - -/-.

Размер и ритм стиха могут не совпадать, хотя и записываются одинаковыми знаками.

Размер стиха

Сальери говорил Моцарту, что он «алгеброй гармонию измерил». В этом есть глубокий смысл: стихи можно измерить, и единицей измерения станет размер стиха.

Существуют пять основных размеров в русском стихосложении:

  1. /-
  2. -/
  3. /- -
  4. -/-
  5. - - /

Называются они соответственно хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. В определении размера стиха важную роль играет ударение. И если ритм – величина непостоянная, зависящая от исполнителя, то размер он изменить не может. Вот как выглядит запись размера предыдущего стиха:

  • - /- - /- - /- -/-
  • - /- - /- - /- -/-.

Это как нотная запись. Играть ли с большим чувством, выразительно, или отбивать такт, как играют на занятиях танцами, – это зависит от концертмейстера. Ноты остаются те же в обоих случаях.

То же самое и с декламатором стихов: он может прочитать их с большим подъемом, выделяя некоторые слова и делая паузы. Тогда его выступление станет похожим на хорошее исполнение музыкальной пьесы. А теперь представьте себе школьного зубрилу, который вышел к доске и прочитал стихотворение на одной ноте, монотонно. Он отразил размер стиха, но не придал ему ритма. Стихи без ритм-деления безжизненны.

Строфа

Из ударных и безударных слогов формируются стопы, из них – строки, а из строк – строфы. Строфа – это единица ритма четвертого уровня. Она может иметь один размер для всех строк, а может менять его. А. С. Пушкин изобрел «онегинскую строфу», где совместил несколько размеров.

Но все же строфа – это ритм. Повторяясь от двух до множества раз, она придает рисунок стихотворению.

Наиболее часто встречаются строфы из четырех строк. И строфы содержат рифму.

Рифма

Некоторые слова одинаково заканчиваются. В таком случае одно слово для другого является рифмой. С ними человек знакомится с самого рождения: колыбельные песенки и детские считалочки, поговорки, прибаутки и присказки содержат рифмующиеся слова. Особенностью рифмы в современном стихосложении стало то, что она может быть взята из другого языка.

Земфира спокойно рифмует к слову «дискотеки»:

  • Меньше всего нужны мне твои comeback'и...

Более того, рифмовать можно слова, которых вовсе нет ни в одном языке. Именно так поступил Льюис Кэрролл, вставив в свою сказку стишок о Бармаглоте:

  • «Варкалось… Хливкие шорьки…».

С его легкой руки пошло экспериментирование поэтами начала двадцатого века. Хармс, например, написал:

  • Люди спят:
  • урлы-мурлы.
  • Над людьми
  • парят орлы.

Здесь рифма "орлы – мурлы". От того, что такого слова нет, стихи не перестали быть стихами. Выдержан размер стиха, ритм и рифма. Хотя ее может и не быть. Есть несколько форм, где стихи составляются без рифмы.

Гекзаметры и белый стих

Размер гекзаметра известен по «Одиссее» Гомера. После перевода ее на русский язык поэты стали чаще подражать древнему метру. Он имеет следующую схему:

Античный размер гекзаметров не часто применяют в русских стихах. Однако некоторые гекзаметры стали широко известными. Например, в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» во время репетиции античной пьесы, написанной гекзаметрами, на сцену выходит Бубенцов в тулупе и обращается к греческим богам: «Братцы мои дорогие, плебеи и фавны!» Сохраняя размер гекзаметра, он просит их провести его через сцену. Актеры мгновенно перестраиваются и отвечают в том же духе.

Еще один образчик этого стиха встречается в «Золотом теленке» - второй книге про О. Бендера писателей Ильфа и Петрова. Едва спасшись от пожара, В. Лоханкин заговорил античным стихом:

  • «Я к вам пришел навеки поселиться, надеюсь я найти у вас приют».

Главное в таком стихе – не рифма, а размер. Он распространяется на все строки, и повествование становится похожим на балладу:

  • Солнце давно уже скрылось, ушло на покой до рассвета.
  • И не торопится выйти на небо светило ночное.
  • В волнах поют, моряков зазывая, сирены.
  • Только огонь маяка жизнерадостно светит.

Стихи без рифмы носят название «белый стих». Есть очень красивые стихи А. Блока и С. Черного, написанные этим стилем. Они структурированы, имеют ритм стиха, стихотворный размер, и это настоящая поэзия.

Буриме

Для написания простеньких стишков не требуется вдохновение. Нужно лишь знать основные законы стихосложения. На этих законах построена игра "буриме". Задаются две пары рифм, и игроки сочиняют четверостишие. После зачитывают творения и выбирают наиболее удачное. Эта салонная игра позволяет быстро разобраться в понятиях ритма стиха, стихотворного размера и построения строфы с рифмующимися строками. Допустим, даны две пары таких рифм: «гипюр - маникюр» и «конфитюр – от кутюр». Вот что может получиться:

  • Тончайшей перчатки гипюр
  • Французский не скрыл маникюр.
  • Я сегодня на кухне варю конфитюр,
  • Облачившись в наряд от кутюр.

В этом четверостишии парные рифмы стоят в соседних строчках. Можно было бы поменять их местами. Хотя о размере не договариваются, в заданных словах уже читается анапест:

Это слова с двумя безударными слогами и одним, последним, ударным. Известно, что они должны стоять в конце строки. Поэтому вариантов выбора размера стиха остается немного.

Можно записать ритм стиха, предполагая исполнение его гламурной особой:

  • - - - - - - - /
  • - - - - - - - /
  • - - / - - / - - / - - /
  • - - / - - / - - /.

Определение ритма

В учебных заведениях, где учат актерскому мастерству, есть такое упражнение: прочитать четверостишие или скороговорку с разными выражениями. Например, как прочитала бы его Б. Ахмадуллина, В. Маяковский, Р. Литвинова. Ритм в стихе будет меняться в зависимости от характера чтеца.

Рубленые фразы В. Маяковского позволяют предположить выделение почти каждого слова и многозначительные паузы. Б. Ахмадуллина, скорее всего, прочитала бы его мечтательным тоном, делая акцент только в конце строки. А Р. Литвинова, возможно, выделяла бы начало и конец строки, остальной текст произнося тихо, как бы про себя.

Можно сделать вывод: ритм – это творческий подход к тексту. Выделяя определенные фразы, делая паузы, расставляя другие акценты, чтец делает текст живым, динамичным. Ритм в стихе – непостоянная величина. Он меняется в зависимости от настроения декламатора. Вопросительная интонация или восклицание не изменят ни текста стиха, ни его размера, но создадут противоположное впечатление от творения автора. Вот почему очень важно уметь владеть передачей ритма при чтении стихов.

fb.ru

Статья №1. Ритм, размер, рифма, стопа. ~ Стихи и проза (Литературоведение)

Написание стихов может быть как приятным хобби, так и любимым делом жизни. В любом случае новичку придётся освоить термины, некоторые правила и законы стихосложения. Многие совершают простую ошибку: берут какое-то известное стихотворение в качестве шаблона и по нему пытаются писать сами.
Сначала необходимо усвоить , что такое ритм, размер, стопа и рифма.
Стихотворение схоже с музыкальным произведением в области ритма. Как и в музыке, есть ударения, стопы( такты), паузы, чёткий ритмический рисунок.
Ритм образуют ударения в словах и паузы внутри строфы:
Двадцать пЕрвое. НОчь. ПонедЕльник...
Не каждое слово в стихотворной строке обязано иметь ударение и в одном слове могут быть несколько ударений, которые требует размер. В строке может быть сверхсхемное ударение, которое нарушает классический размер и создаёт новый ритмический рисунок.
Дополнительное сверхсхемное ударение называют спондеем, пропуск сильного слога, создающий стопу без ударения- это пиррихий, если пропускаются 2 слога и получается не меньше трёх безударных слогов подряд, то это трибрахий.
Размер стиха или строки определяется количеством безударных слогов в стопе.
Для начинающего автора лучше всего последователньо освоить сначала двусложные размеры:
хорей ----
Еду. ТИхо. СлЫшны звОны...
ямб ----
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный...
потом трёхсложные:
дактиль --------
РАнними лЕтними рОсами...
амфибрахий -- -- --
Не вЕтер бушУет над бОром...
анапест -- -- --
О, веснА без концА и без крАю
Чтоб определить стихотворный размер, лучше всего попробовать подирижировать строкой, как музыкальным отрывком. Если у вас получается дирижировать на счёт раз-два, то это двусложный размер, если на раз-два-три- трёхсложный. При этом нужно учитывать возможные пропуски ударений, сверхсхемные и смешанные размеры.
Для написания стиха важно понимать, в каком размере вы пишете стих. Старайтесь придерживаться одного размера и одной длины строк( по количеству стоп), однообразия в рифме( женской и мужской).
Для определения размера стиха вам важны первые слоги в строке, а для определения рифмы- последние. Если ударение падает на последний слог, то это мужская рифма, если на предпоследний- женская, если на третий от конца - дактиллическая. Чаще всего используют чёткое чередование рифм в строфе: аабб, абаб и абба и чередование женской и мужской рифмы, либо придерживаются одной женской или мужской.
Проще всего начинать с хорея и ямба 4-6 стопного абаб со сменой женской и мужской рифмы.
Для вашего стиха важна техническая стройность, поэтому обязательно выдерживайте везде один рисунок.
Мой дЯ дя сА мых чЕст ных прА вил, 4стопный ямб, женская рифма
КогдА не в шУт ку зА немОг, 4стопный ямб, мужская рифма
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. рифмовка абаб
Рифма- это не совпадение букв!, а совпадение ударных звуков и всех звуков после ударения в последней стопе с рифмуемой.
Поэтому зачастую очень далёкие сочетания являются хорошей рифмой:
вестник- местных, Париж- коришь, веселиться- виселица.
Для пишущего стихи важно знать, что большинство звуков речи в конце слов мы изменяем: ая, оё, эе, и мы превращаем в один полузакрытый гласный в фонетике обозначаемый как ( ъ ). Мы НЕ изменяем ы, у!
Поэтому можно рифмовать : реки-в аптеке-аптека-веко. Но иногда на конце слова о получает призвук у и мы можем рифмовать: реку-веко.
Большинство согласный на конце нами оглушается, поэтому правомерны смещения: б-п-в-ф-г-к-д-т-ж-ш-щ-з-с-ц. Определять правомерность смещения нужно на слух!
Сверхзвонкие р,л,м,н, й не оглушаются на конце!
Здесь же отмечу, что звукопись важна не только для определения рифмы, но и для всей строки. Звукопись влияет на восприятие содержания стиха. Красивые повторы звуков способствуют эстетике стиха:
Ты волна моя, волна
Ты гульлива и вольна - красивая аллитерация( повторение согласного Л ) помогает поэту создать образ.
Но многие скопления свистящих и шипящих звуков портят звукопись текста или делают его двусмыссленным ( с ракит..., плох. Уйду... и пр.)
Хорошая рифма - это не самое точное созвучие, но приблизительное. Самые точные грамматические рифмы считаются слабыми и неинтересными.Это формы одной части речи - близкие или совпадающие: делиться- мелется, носков- кусков. Это слова с совпадающими и рифмуемыми окончаниями и суффиксами одной части речи: растение- затмение, удивляющий- окружающий, кружок- дружок, вазочка- фразочка.
отнюдь не всегда начинающий автор может обойтись без грамматической рифмы, но необходимо отрабатывать своё мастерство и в подборе рифм.
Для отработки первичного навыка написания стиха помогает игра буриме.
Для буриме лучше использовать по 2 парных хороших рифмы, определиться с размером( ямб или хорей), с количеством стоп и как будет выглядеть в нём клаузула( конец строки-рифма). Нужно обязательно определиться с темой стиха( проще всего брать пейзаж или описание образа). Прочитав полученное, нужно убедиться в том, что мысль выражена . нет речевых и грамматических ошибок.
Следующим этапом полезно пописать пейзажные стихи или описания образов( образ щенка, цыплёнка, внука и пр.). Обязательно изначально приучать себя изменять и редактировать написанное, писать варианты стиха.

В личку принимаю стихи для разбора. Эта статья и последующие будут выкладываться в рубрике этого сайта и его группы в ВК.

www.chitalnya.ru

Как определить размер и ритм стихотворения??

Я уже несколько раз писал об этом здесь на "Ответах". Что касается определения размера, то я предлагаю Вам метод, который я сам придумал для себя ещё в школьные годы и после некоторой тренировки стал определять стихотворные размеры быстрее своей учительницы. Объявить себя изобретателем не могу: хотя я и не знаю предшественников, но метод настолько прост, что его наверняка кто-нибудь придумывал и до меня, причём это могли сделать и несколько людей, независимо друг от друга в разное время. Но не в этом суть. Вернёмся к стихам. Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто: "Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик" А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова: "Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой... " Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырёхстопным хореем, а второе - четырёхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный. А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещё слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) . Я предлагаю Вам воспользоваться способом, который я придумал для себя ещё школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок. Например, требуется определить, каким размером написана строка "Адмиралтейская игла". Не пытайтесь считать ударения - собьётесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама". Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадёт ритм. Итак Адмиралтейская игла Мама Мама Мама Мама Совпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей! Адмиралтейская игла Фома Фома Фома Фома Совпадает ритм? Да! Значит, это ямб! А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ! Такой же принцип и определения трёхсложных размеров ("бабушка" - для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста) . Надо также помнить, что безударные слоги, которые стоят в строке ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога определяют уже не размер, а вид рифмы (если безударных слогов нет, то рифма мужская, если безударный слог один, то рифма женская, если безударных слогов два, то дактилическая и т. д. ) Попробуем Ваш пример: Прощай, письмо любви, прощай! Она велела.. . Фома Фома Фома Фома Фома Фома-то ПОДХОДИТ СРАЗУ - значит, это шестистопный ямб с женской рифмой. Рука предать огню все радости мои!. . Фома Фома Фома Фома Фома Фома А ЭТО - ШЕСТИСТОПНЫЙ ЯМБ С МУЖСКОЙ РИФМОЙ. ИТАК: стихотворение написано шестистопным ямбом, строфа - четверостишие, система рифмовки - парная, рифма - женская в первой и второй строках строфы) и мужская (в третьей и четвёртой строках строфы) . Как видите, всё просто!

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.