Прокопия явтысого стихи


"Я рожден под звук копыт белого оленя"

Во  все времена эпические сказания, сказки, песни были силой, соединяющей людей друг с другом и с мудростью прошедших поколений. В них сберегалась и передавалась потомкам духовная культура, нематериальное богатство народа.

Не будет преувеличением назвать народным ненецким поэтом Прокопия Явтысого. Он создал произведения высокого мастерства, в которых проявилась мудрость родного народа, звучит голос тундры, представлены лучшие ненецкие традиции.

Ненцы – поэтичный народ с образным мышлением, издавна привыкшие «песней многоцветной вышивать свой вседневный труд». «Если в спичке скрыт костер, –  в каждом ненце скрыт художник», - пишет Прокопий Явтысый. Острый взгляд тундровика подмечает красоту окружающего мира, а поэт говорит о себе: «Опять нахожу предрассветных мгновений стихи».

Я не выдумал это.
Встречал наяву
в пробудившейся тундре
звенящей весной:
ручейки
заплетали
в косички траву.
Их к Печоре-реке
посылала весна,
чтоб её пробудить
от студеного сна.

Трудолюбивые и стойкие люди, из рода в род пасшие оленей, растившие детей и учившие их жить по-людски, по неписаному закону добра: «Люби человека!» Найти приют, стол и кров у незнакомых людей – обычное дело, обычай предков. «Лед души подобен смерти…»

Законы добра едины для всех народов, к какой бы национальности и вере они не принадлежали. Учение всех религий одно: «Не делай другому того, чего не хочешь себе».

«И мне радостно, что не один мой народ по законам добра и участья живет». У Прокопия Явтысого можно найти полное выражение ненецкого менталитета. Это способы воспитания, которые мало где сохранились в современном мире. От поколения к поколению они передают не только свод идей и учений, но и уникальный образ жизни, в котором эти обычаи осуществлены. У поэта можно найти детальное описание не только образа мыслей, но и образа действий. Вот как он дает в стихах метод поиска верной дороги:

Упряжку на пути остановлю
и осмотрюсь внимательнее, чтобы
не потерять внезапно колею,
не угодить в глубокие сугробы.
Приноровлюсь к мелькающей вдали
дороге, что по тундровому краю
ведет меня,
и голоса земли
я чутким ухом бережно поймаю.

Эти простые слова настолько универсальны, что подходят (если отвлечься от «упряжки», «тундры») для выбора верного пути в любой ситуации: используется логическое и интуитивное мышление, творчески сочетается действие и созерцание. У Прокопия Андреевича такое встречается часто. Тем и ценны его стихи, что, как и в любой хорошей книге, в них можно найти то, что недополучено в воспитании.

В ледяной пустыне люди жили полноценной жизнью. Они обустраивали не отдельное место, а все бескрайние пространства родной тундры. «Трудно добиться признанья у бесстрастных просторов потратишь года, прежде чем приручишь, обживешь расстоянья».  «Тундра моя, колыбель ледяная, я на брусничниках вырос твоих и возмужал на твоих расстояньях. Разве я что-нибудь значу без них?

Жизнь его лирического героя – в единении с природой: «Я тундры слушаю шаги и в ритме их настраиваю сердце». Поэт находит окрыленные слова, изумительные метафоры.

Его стихи-песни полны гуманизма: «Ты найди слова для песни с этой песнею воскресни». Песня помогает выстоять, пробуждает мужество и терпение. Стихи – о добре и любви: «от добра погибнет сила злая», «в мороз сердца греют нас не хуже меха белого песца».

Какой любовью наполнены стихи поэта об отце и матери!..

Многие ли из нас смогли бы сказать «этот свет отцовской ласки, что в душе всегда». Так вспоминает он слова отца:

Эй, вставайте, пострелята,
А не то цинга полюбит!
Стать её беззубым мужем,
что ещё на свете хуже!

Пожалуй, большинство припомнили бы совсем другое, не стихи, а окрики: «Скорей, опоздаешь!» В урбанизированной современности порой теряется нечто очень важное и человеческое: полнота жизни, связь с природой, с корнями рода. Жизнь и развитие идут все-таки по спирали. Старое возвращается, но на новом уровне. Для преодоления «цивильного» варварства необходимо обращение к вечным этическим ценностям, дающим смысл всему. У «молодых» народов (вышедших позднее на историческую арену) было умение жить в согласии не только с природой, но и с собой.

Понятия «напутствие», «благословение», ненавязчивая забота во многом утрачены и современный человек в суете жизни даже не понимает их смысла.

Бабушка
всю ночь очаг топила,
будто бы удачу торопила.

«Тундра меня научила смывать снегом нетронутым мрачные думы. Так очищала золой моя мать медный котел – отражались в нем чумы». Родители научили его «жить наверняка», делать дело надежно и крепко. «Отец меня учил всему тому, что станет в жизни мне опорой верной». Юноша и девушка получали закалку, они могли не только заарканить оленя или осадить оленью упряжку, но и самих себя: владели собой. «Кто сохранил свой норов тяжкий, хотя в пелей впряжет их жизнь, негаданно, уже в упряжке, такое выдадут – держись! Так тундровик за чашкой чая дарил мне мудрости цветы. Меня от спеси отучая и от ненужной суеты».

Счастье - что?
Не дар, не выигрыш.
Не навяжут, не вручат.
По наезженной дороге
на оленях не примчат.
Сам его расти и пестуй
как оленя, сам найди,
обучи - и сам упряжку
счастья
к чуму приведи.

«Хочу держать свою судьбу, свою удачу, стянув аркан на золотых рогах...». Поэт учит безупречному выбору, жизни без суеты и «дурной прыти». Верным поступкам вовремя, а не когда вздумается – не отставать, но и не торопиться, быть в согласии с естественным ходом вещей. Призывает быть самими собой и жить своей
жизнью:

И если еду,
то иной дорогой,
и если песню,
то свою пою.
И ты меня не понукай,
не трогай,
ведь от себя-то
я не отстаю.

Достоинство и сила – в умении не путаться у других в ногах, но и не наступать на пятки. Стихи помогают пониманию важных вещей, которые известны давно, но как-то забываются. Соединяют разорвавшуюся связь времен, когда «в глубине человеческой культуры поднимаются какие-то стихии варварства и человек теряет образ свой», - как сказал русский философ Николай Бердяев о притуплении нравственных чувств.

Пути народов переплелись так тесно, что к «молодым народам» идут за духовностью, необходимым условием обретения достоинства и внутренней свободы. В стихотворении «Кедр» поэт вспоминает о нравственном и физическом подвиге человека, совершенно свободного внутренне – защитника «древлего» православия протопопа Аввакума. Триста лет назад в Пустозерске он был сожжен на костре за «великие на царский дом хулы», за то, что исповедовал православную веру по догматам, принятым при крещении Руси и соблюдавшимся свыше 600 лет до «раскола», который начал патриарх Никон. Было объявлено, что каждый, кто не согласен с новыми обрядами – «враг царю», государственный преступник. Искренние православные не могли понять, почему их заставляют под предлогом исправления сжигать святые книги и иконы, в том числе «рублевские», и молиться по-новому, ходить «против солнца» во времявенчания, крещения и крестного хода вокруг церкви.

Прокопий Явтысый пишет о «аввакумовом» кедре, срубленном современными дикарями. Но остались другие кедры, точнее, кедровые сосны, найденные геоботанической экспедицией в районе Пустозерска. Это реликтовая растительность, уцелевшая с того времени, когда климат в Заполярье был намного теплее. При Аввакумовом «сидении» в Пустозерске таких деревьев было довольно много, недаром свои рукописи он пересылал в тайниках, сделанных в кедровых крестах.

У поэта можно найти образы северного края земли, где «мхи драгоценные,  словно меха и взглядом сияет озер аметист»:

Серебро монеток
вод озер безлесых
ночи полнолуний
до утра чеканят,
и сидят русалки
на пустынных плесах,
пастуха от стада
для веселья манят.

Поэзия первозданной природы перемежается у него с темой социального звучания. «Цель моя - достичь всего, что может человек.  Несчастья, беды - все к добру, лишь крепче становлюсь». Ему так же, как всему ненецкому народу, «все изведать довелось». Прокопий Явтысый далек от идеализации прошлого и приветствует жизнь новую.

С благодарностью он вспоминает школу: «Меня ученьем Родина вспоила, как олененка теплым молоком. И стало мне светло, как будто недра передо мною распахнулись вширь, и стало мне легко, как будто к небу я дотянулся, чудо-богатырь».

Но входят в мой напев и стих
Среди других примет
И грохот вышек нефтяных,
И в селах яркий свет.

Много замечательных стихов о друге, который никогда не подводил, о северном олене («Старый олень»). Олень для ненца значит – жизнь.

И припомнился он круторогим,
Крепконогим и легким, как луч.
Повелитель снегов и дороги,
И в любви, и в движенье могуч.
Нас и ливень, и стужа ломали,
Нас и ветер, и гнус стерегли, -
Мы осилили всё, что смогли,
И усвоили всё, что познали.

Он разговаривает с оленем, как с человеком. Поэт одухотворяет простор родной тундры: «тундра стоокая...», «кроме нас, на земле ни души. Только ветер, да крик лебединый, только небо, вода, да трава. Да – в любви и в дороге едины, мы – родные навек существа».

Прокопий Явтысый не только запечатлел в литературном слове культурные традиции своего народа, но и призывает уберечь в них то, что утрачивается в современном мире. «Вы тем и дороги навек, что и уйдя, остались в силе». «С каждым годом сильней и жесточе веют ветры в родимом краю. Я навалу полярному ночи, как умею, противостою». В его голосе звучит боль за
родную землю, призы и бережного отношения к ней. «Что мы оставим: птицу, зверье или одно комарье?» Поэт думает о том, как надо жить народу, чтобы сохранить свою долю, идти своей дорогой.

Но тундровик в цивильном стане,
Уйдя от родовых корней,
Средь дерзких городских парней,
Им ровней никогда не станет,
Хоть будет к этому стремиться
и навыки их обретет,
но счастья в этом не найдет,
не сможет перевоплотиться.
Что заложила в нас природа
,
Навек –  основа из основ.

Новая жизнь, жизнь по-людски, но в сочетании с традициями родного народа. А это, прежде всего – выпас оленей. Сохранить пастбища! Ведь ягелю, чтобы набрать силу, нужно 20 лет. Ну, а там, где разольется нефть, вообще ничего расти не будет... В его стихах – призыв к мерам по настоящей охране природы в округе, чтобы не было так, что «пустые слова взошли миражами никчемных затей».

Будущее ненецкого народа, прежде всего, в сохранении природы, среды традиционного обитания. «Люди! Люди! Озера любви вашей стоят. От недоброй судьбы охраните вы их!» Поэт призывает к тому, чтобы в людях «взошел росток души», открылось человеческое отношение друг к другу и к земле. Он верит в новую Россию:

Россия моя – орлиным крылом
нас защищала
и потому с понятьем «Держава»
не нужно смешивать понятие – власть,
когда чиновники с душою ржавой
за счет народа жить стремятся всласть.

Поэт представляет человека как орудие космической эволюции, «космический зов», на котором сходится влияние вселенских сил. Призывает людей «открыть свои души перед тайною миров». Пишет о суровых, неистовых духах предков, о «знаках судьбы», которые умеет читать. Одухотворение природы, Солнца, космоса вообще далеко не  исчерпало себя в духовной жизни человечества. Мировоззрение вполне современное: вера в космический Разум. «Мне однажды душою к созвездьям придется взлететь», - говорит поэт. Стихийные духи как иерархические управители природных стихий вполне согласуются с религией – от ведической до современных peлигиозно-философских воззрений.

Стихи поэта ненецкого народа воздействуют на силы небесных иерархий Российского этноса [«Силы небесных иерархий Российского этноса» - Даниил Андреев. К метаистории Древней Руси // «Роза мира»] и укрепляют его северный форпост. Недаром поэтов и писателей называют «каменщики невидимой крепости души народной». Они ведут духовную борьбу за свой народ, будят его самосознание, предохраняет от духовной деградации. Прокопий Явтысый навсегда запечатлел в стихах удивительный мир тундры прошлых десятилетий, который противостоит «цивильному варварству» даже сейчас.

Классик ненецкой литературы представляет ненецкий народ в литературе России и всего мира. Его поэзия – не просто литература, это часть народа, часть северной природы.

Без этих стихов невозможно представить духовную атмосферу Нарьян-Мара. Нарьянмарцы – выходцы из всех регионов России: потомки новгородцев, древних племен печеры и чуди, частично ассимилированные пришедшими на север самодийцами, русские, ненцы, коми – считают свой город и эту землю особенными. Эта удивительная любовь нашла поэтическое воплощение в стихах северных поэтов, которые стали народными на своей родине: Прокопия Андреевича Явтысого и его товарища по перу Алексея Ильича Пичкова.

В наш суетный век стихи продолжают свое дело – на них вырастают новые поколения северян, причастившихся к миру прекрасного. Метафоричность литературного языка П.А. Явтысого, сохраненная в переводе, дает представление о «цветистом узорочье» и образности оригинала.

Большинство стихотворений переведены на русский язык Владимиром Гордеевым из Подмосковья, с которым у автора сложилась многолетняя дружба. «У них было две головы и одно сердце», - наверное, поэтому поэты-побратимы сумели преодолеть лингвистические трудности переводного процесса, и появились изумляющие своей свежестью, простотой и ясностью стихи о жизни ненецкого народа.

Назад в раздел

www.finnougoria.ru

Литературные страницы: Прокопий Явтысый

* * *

Что несет война, —
я знаю!
Потому-то в эту ночь
я природу заклинаю —
людям всей земли
помочь.

Заклинаю я морозы:
– Заморозьте тех, кто вновь
хочет,
чтоб вскипали слезы
и текла рекою кровь!

Заклинаю я бураны:
– Заметите злобы вал!
Чтобы в мире жили страны,
чтоб никто не воевал!

Заклинаю я и ветер:
– Затуши войны костер!
Чтоб он злобно,
на рассвете,
крылья смерти не простер!

Заклинаю мощь Печоры:
– Половодьем вешним смой
тех,
кто хочет в злобе черной
в пепел сжечь
край отчий мой!

Заклинаю я и море:
– Поднимись своей волной,
утопи в пучине
горе,
порожденное войной!..

Встанет солнце на рассвете,
крикну:
– Эй!
Вовсю свети!
Чтобы люди на планете
шли по мирному пути!

У обелисков

У обелисков голову склоняю,
где нет имен,
одни лишь только даты…
Кто здесь лежит?..
Я этого не знаю.
Но знаю я — в бою легли солдаты,
чтоб над Отчизной голубело небо,
чтоб золотились мирные поля,
чтоб у детишек было вдоволь хлеба,
чтоб на земле со всеми
жил и я!

Забвения героям павшим нет.
Как наша память —
эти обелиски.
И на гранит кладу я свой букет,
тем — неизвестным воинам,
но близким.

Ездовым оленбатальонов

Поправив ушанки,
ременные пряжки,
привычно взяв в руки хорей,
вы вновь
поднимали оленьи упряжки,
спешили на гром батарей.

Вы целыми днями возили снаряды.
Ваш путь —
жизнь тонкая нить…
И вновь батарейцы
вам искренне рады:
– Теперь мы дадим прикурить!

А вам возвращаться…
От пушек — до складов,
чуть-чуть отдохнуть и обратно.
Туда, где просьба одна лишь:
– Снарядов!
Снарядов!!!

Солдатские будни
большого труда.

Бывало и так:
взрыв взметнется вдруг близко!
Ударит воздушной волной
прямо в грудь!
…И новой фанерной звездой обелиска отметится воинский путь.

Но
вновь торопить вам усталых оленей:
груз прежний
и прежний маршрут…

И вам
от спасенных в войне поколений
спасибо за воинский труд!

перевод В. Гордеева

osiktakan.ru

Поэт Прокопий Явтысый — Литсайт.ру

ПРОКОПИЙ ЯВТЫСЫЙ:
“Я РОЖДЕН ПОД СТУК КОПЫТ БЕЛОГО ОЛЕНЯ”

Во все времена эпические сказания, сказки, песни были силой, соединяющей людей друг с другом и с мудростью прошедших поколений. В них сберегалась и передавалась потомкам духовная культура, нематериальное богатство народа. Правда, до XX века те, кто относили себя к “приличному” и образованному русскому обществу, принимали культуру, в основном, чужеземную, иностранную. Вспомним пушкинскую Татьяну! “Она по-русски плохо знала” и писала знаменитое письмо Онегину по-французски.

Литература, музыка, язык, одежда, – все, что подразумевает отношение к культуре, – приветствовалось только иностранное. У Грибоедова в ‘Горе от ума”... “французик из Бордо”, проехав пол-России, в состоятельном обществе “ни звука русского, ни русского лица не встретил”... Представить царя в народном костюме так же невозможно, как царицу в сарафане, исполняющую народную песню или танец.

Более того, совершенно невероятно было, скажем, чтение при дворе своих произведений Достоевским или Львом Толстым, особенно после того как тот был отлучен от церкви. Владимир Даль восемь лет не мог опубликовать свой (знаменитый теперь и доступный каждому) двухтомник “Пословицы русского народа”. Официальное мнение было непреклонно: книга признавалась собранием “народных глупостей”, вредной для государства и православия. Все народное глубоко презиралось как низменное. Это предпочтение иностранного (но тоже не народного) было во многих других странах. Для царей и знати как раз чужеземное было родным, их пристрастия естественны... Обращение к тому, что называется демократией, открыло путь для народного духовного богатства. Выяснилось, что именно народные истоки питают лучшие произведения классической культуры. Таковы приведения Пушкина, Достоевского, Льва Толстого и многих других.
В Российской Федерации нет звания народного поэта или писателя. Есть Народные артисты и особенно актрисы, певцы... А русского народного поэта нет. Причина проста – поэты были, только... не народные. Яснее всех сказал об этом Саша Чёрный:
«Что дам я за хлеб их и вкусный крупник? Стихи? непременно вернут мне и скажут: – Шутник!” Некрасова многие называли “певцом скорби народной”, а он писал “таким же чуждым народу умираю, как жизнь начинал”. Велимир Хлебников молил о том, чтобы у земли русской появились уста (многие его собственные произведения эпические по сути).

Пришел Есенин, но городская жизнь быстро повернула творчество совсем по-другому. Кто, кроме него? Никто живым не был признан властью русским народным поэтом: ни Пушкин , ни Высоцкий... Их третировали, ими пренебрегали. Истинное значение их творчества мало кто осознавал (известный вопрос Пушкииу ”Кто вы такой, по какому ведомству служите?” и его ответ: ”Я служу по России”).

При жизни Владимира Высоцкого ни одно союзное издательство не напечатало его стихов. Когда он называл себя поэтом, многие только пожимали плечами. ”Пророков нет в отечестве своем да и в других отечествах – не густо”. Звание высокое и утверждает его сам народ – признанием и всеобщей любовью – и то, многие годы спустя.

Мне известно только одно имя поэта, которому при жизни официально присвоено звание народного: Имант Зиедонис, народный поэт Латвии. Его великолепные стихи переведены на русский язык и изданы. В них открывается мир более чем двухтысячелетней общности латвийского и русского! Ведь до нашей эры был единый славяно-германо-балтийский народ, ответвившийся от общего индоевропейского ствола.

Наверное, не будет преувеличением считать поэтами ненецкого народа основателей ненецкой литературы: Василия Ледкова, Алексея Пичкова и Прокопия Явтысого. Они создали произведения высокого мастерства, в которых проявилась сила отчего края и мудрость народа. В них звучит голос тундры. Их песни – от имени народа и для народа, чтобы “силой земли наполнялись сердца”. “Целебное родное слово тебе нежданных сил придаст”, – говорит Прокопии Явтысый. “Земляки мои, моя опора”, “в земле нашей отчей сплелись мои корни”, – строки из стихов Прокопия Андреевича. В стихах классиков ненецкой литературы слышна душа ненецкого народа. “Жди таинственного зова, чтоб с души мученье снять. И к тебе вернется слово, что способно окрылять".

Настоящий поэт создает свои произведения творит двойной волей: своей и Бога. “Я хочу, чтоб фразы-маги, мир творили новизной” (поэт делает его в своих стихах как бы созданным вновь и нетленным). Это и голос родной земли “безграничная тундра мне душу свою открывает”. В стихах-песнях душа народа открывается всему большому миру. Искусство соединяет людей, они узнают друг друга и начинают осознавать, что едины и живут одинаковыми общечеловеческими ценностями.

Стихи ненецких поэтов родились от свободного избытка творческой силы, от полноты жизни, а не от страдания, как почти вся русская литература, особенно в XIX в. Это мощное проявление северных стихий в творчестве Василия Ледкова, живое и ясное понимание смысла поэзии и воплощение его в стихах Алексея Пичкова, широкое представление лучших ненецких традиций в поэтическом слове Прокопия Явтысого. Их стихи наполнены внутренней энергией и свежестью, крепко связаны с природой и народными корнями. Они воспринимают действительность осмысленно и объективно, с полным осознанием своего творческого и социального призвания.

Ненецкие поэты с детства умели работать по-настоящему: хорошо и надежно делать дело; от этого в их стихах – жизнелюбие, раскованность, уверенная меткость слов, естественность и точность образов. В них находит свое выражение национальный идеал: лучшее и наиболее выразительное. Ненцы – поэтичный народ с образным мышлением, издавна привыкшие “песней многоцветной вышивать свой вседневный труд”. “Если в спичке скрыт костер, в каждом ненце – скрыт художник...” – слова Прокопия Явтысого. Острый взгляд охотника подмечает всю красоту окружающего мира.”Опять нахожу предрасветных мгновений стихи”...

Я не выдумал это.
Встречал наяву
в пробудившейся тундре
звенящей весной:
пробиваясь сквозь лед –
кружевной, нарезной,
ручейки
заплетали в косички траву.
Их к Печоре-реке посылала весна
чтоб ее пробудить от студеного сна.

Ненцы – трудолюбивый и стойкий народ, из рода в род пасшие оленей, растившие детей и учившие их жить по неписанному закону добра: “Люби человека”. Найти кров у незнакомых людей – обычное дело, священный обычай предков. Они жили в единении с природой и учились у нее: “Я слушаю шаги и в ритме их настраиваю сердце”...”мы сберегаем от унынья души”, ”лед души подобен смерти и болтливый ветер лжив в беспросветной круговерти сам не знаешь: мертв ли, жив.” Законы добра едины для всех народов, к какой бы национальности и вере они не принадлежали. Моральное учение всех мировых религий одно: ”Не делай другому того, чего не хочешь себе”.

Это уже более ста лет доказано Львом Толстым в России, Рамакришной и Вивеканандой – в Индии.

“И мне радостно, что не один мой народ по законам добра и участья живет”. В книгах Прокопия Явтысого можно найти весьма полное выражение ненецкого образа мыслей и действий; это способы воспитания, которые мало где сохранились в современном мире. “От поколения к поколению необходимо передавать не только свод идей и учений, но и определенный образ жизни, в котором эти идеи осуществлены” (Эрих Фромм). Это не меняющийся с веками стержень человеческого бытия: мастерство в своем деле. На бескрайних просторах тундры, в ледяной пустыне, люди жили красивой полноценной жизнью.

Они обустраивали не отдельное место, а пространство. “Трудно добиться признанья у бесстрастных просторов – потратишь года, прежде чем приручишь, обживешь расстоянья.” “Тундра моя, колыбель ледяная, я на брусничниках вырос твоих и возмужал на твоих расстояньях. Разве я что-нибудь значу без них?” Поэт находит окрыленные слова, взятые из основ жизни. У Прокопия Явтысого часто встречается описание не только образа мыслей, но так же и образа действия; вот как он закрепляет в стихах метод поиска верной дороги.

Упряжку на пути остановлю
и осмотрюсь попристальнее,
чтобы не потерять внезапно колею,
не угодить в глубокие сугробы.
Приноровлюсь к мелькающей вдали дороге,
что по тундровому краю ведет меня, –
и голоса земли я чутким ухом бережно поймаю.

В этих строках заключается настолько глубокая, универсальная характеристика способа действий, что описанные приемы подходят (если абстрагироваться от “упряжки”,”тундры” ) для выбора верного пути в любой ситуации. Используется логическое и интуитивное мышление, творчески сочетается действие и созерцание (“голоса земли я чутким ухом бережно поймаю”). У Прокопия Андреевича такое встречается часто. Тем и ценны его стихи (как и любая хорошая книга), что можно найти здесь то, что по каким либо причинам недополучено в воспитании.

Мировосприятие поэта исполнено действенного гуманизма. “Ты найди слова для песни, с этой песнею воскресни”. Людям, занимавшимся вечным и неизменным делом – беречь и взращивать – песня помогала жить, пробуждала мужество и терпение, помогала выстоять.

Ненецкий менталитет доброй силы: “от добра погибнет сила злая”. Умение жить по законам добра передавалось из рода в род.”В мороз сердца греют нас не хуже меха белого песца”. Ненцы говорят: “костер живет”, “согрейся сердцем очага”. Жить – значит гореть, излучать свет и добро. “Любовь – костер среди снега, костер среди льда”, “худо, если станет сердце зоной вечной мерзлоты...”.

Великой любовью наполнены слова поэта об отце и матери. Они зажгли в его сердце огонь, потому что сами любили его не пустыми эмоциями, а настоящей действенной любовью. Многие ли из вас могли бы сказать так как Прокопий Явтысый: “Этот свет отцовской ласки, что в душе всегда”... Он знал в детстве, что такое умное внимание и умная любовь родителей. Так он вспоминает свое пробуждение, слова отца:

Эй, вставайте, пострелята,
а не то цинга полюбит!
Стать ее беззубым мужем,
что еще на свете хуже !

Боюсь, большинство из нас припомнили бы не стихи, а окрики: Пора!!! Скорей, опоздаешь!”
Большая часть человечества в рутине отчуждающего труда превращается в разумную машину и теряет нечто очень человеческое: по-настоящему теплые отношения между близкими, полноту жизни, связь с природой, с корнями рода.
У Прокопия Явтысого есть чудесное стихотворение о детстве: “Малыш мурлыкал, как котенок, в своей постели меховой. А за окном вторые сутки пурги не утихает вой...
А мало ли из нас сказали бы о своих: “малыш орал, как чертенок”... Стрессы от урбанистической жизни начинаются еще до рождения. Непрерывная активность, которая требуется от человека, превращенного в орудие, обслуживающее технический прогресс, порабощает людей. “В этой гонке не отдышаться, некогда понять смысл своей жизни” (Эрих Фромм).

Люди живут поклонением кумирам: верой во власть силы денег, успех любой ценой. Единственное представление о счастье современного идолопоклонника – счастлив тот кто в этом мире может себе позволить все. Они стремятся иметь все больше, менять все чаще; в этой активности истощаются, целиком растрачивая себя; к ним прекращается приток энергии изнутри.

Современная “массовая культура” – средство удержания масс на уровне слабоумия. “Люди живут иллюзией, что следуют собственным идеалам”(Эрих Фромм). Они внушаемы и привыкли видеть и слышать только то, что должно и быть лояльными культу успехов, в жертву которому приносится все. “Человек живет удовлетворением своих желаний, страхами, борьбой, тщеславием, интеллектуальными и азартными играми, приобретательством, чувственностью, отупляющим трудом с повседневными заботами и беспокойствами” (Ник. Бердяев). “Оставя промысл своего Творца, да дьяволу работаете безчинники” (Аввакум).

Забыли, что есть вечная жизнь что человек на земле еще и для того, чтобы создать гармонию духа; преодолеть все страхи, стать настоящим, а не марионеткой страстей и внушений, то есть сочетать в себе земное и небесное . Жизнь и эволюция идут все-таки спирали (старое возвращается, но на новом уровне). У молодых народов, вышедших позднее на историческую арену), было единство с природой, умение жить в согласии с ней.

Понятия НАПУТСТВИЕ, БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ненавязчивая забота – ныне во многом утрачены и современный человек в суете и спешке своей жизни даже не понимает их смысла.

Бабушка
всю ночь очаг топила
будто бы удачу торопила...

С благодарностью поэт пишет о мире, окружавшем его с детства: Это ты мне дал опору, путеводную мечту.

С ней я рос, взрослел, стремился
ввысь, где с Черным Духом бился,
воспевая Красоту
“Тундра меня научила смывать снегом нетронутым мрачные думы. Так очищала золой моя мать медный котел – отражались в нем чумы”... Родители научили делать дело умело, надежно и крепко,”жить наверняка”.

И когда начинаю
выслеживать зверя,
то всегда за удачей
иду до конца...

“Отец меня учил всему тому, что станет в жизни мне опорой верной”. Юноша и девушка получали закалку, они могли осилить не только оленью упряжку, но и самих себя – владели собой.

“К чему свои ошибки множишь? Не отставай, не поспешай. Коль сам везти аргиш не можешь, то хоть пелею не мешай”. Достоинство и сила-умение не путаться у других в ногах, но и не наступать на пятки. Стихи Прокопия Явтысого написаны для того, чтобы в новую жизнь естественным образом переходили вечные вещи. А иначе “цивилизация похожа на существо, наделенное громадным телом (материальная культура) и почти лишенным головы (душа, духовная культура). Никогда сердца не были так опустошены, как теперь”, – Уолт Уитмен, Штаты, XIX век.

К нашему времени это хорошо подходит...
Чтобы не была разорвана связь времен, Божественное Провидение предусмотрело неравномерное развитие народов и этносов: преемственность от “старых”, ставших геополитической силой давно, к “молодым” и наоборот. К “молодым” идут за духовностью. В ненецком характере сохранились те особенности этики, которые во многом утрачены у русских и (тем более) у “технократически цивилизованных” народов на большей части Земли. “В глубине человеческой культуры поднимаются какие-то внутренние стихии варварства... человек теряет образ свой” (Николай Бердяев “Судьба человека в современном мире”). Нравственные чувства притупляются.

За удобства “цивилизованной” жизни человек платит своей душой. Он боится остаться наедине с самим собой. “Все и всегда некогда: думать, чувствовать, любить, некогда жить душою и для души и только умирать есть врсмя”(Панаев о петербургской жизни, ХIХ в.)

Пути народов переплелись так тесно, что для того, чтобы понять как жить сейчас, необходимо начать со старых корней. Только после этого начнется обретение достоинства, внутренней свободы.

Прокопий Явтысый в стихотворении “Кедр” напоминает о нравственном и физическом подвиге человека, полностью свободного внутренне – протопопа Аввакума. Триста лет назад в Пустозерске он был сожжен на костре “за великие хулы на царя”, за то, что крепко стоял за свое право на свободу совести; он исповедовал ту веру, которой живет его душа (догматы, принятые при крещении Руси и соблюдавшиеся свыше 600 лет). Сила Аввакума, заключенная в мощном и свободном слове (за 15 лет, проведенных в подземной тюрьме в Заполярье, им написано целое собрание сочинений -проповедей и знаменитое “Житие”) ощущается по сей день. “Под титлом исправления ... во дно адово себе низводите... и тому мнимому вашему исправлению конца не будет, дондеже не останется в вас ни единой малейшей части христианства”...”Бедной, бедное, безумноцаришко... полно христиан тех мучить!”

Прокопий Явтысый пишет о срубленном дикарями кедре, свидетеле подвига Аввакума. Но остались другие кедры: летом геоботаническая экспедиция обнаружила еще несколько реликтовых деревьев, чудом сохранившихся от растительности тех лесов, что были здесь в 4- 6 тыс. до н.э., когда климат был настолько теплым, что даже на Шпицбергене росли дубы. Триста лет назад, когда начался раскол православия в России, таких кедров оставалось, наверное, довольно много – недаром рукописи Аввакум пересылал в тайниках, сделанных в кедровых крестах...

Сейчас начинается очередное повышение среднегодовой температуры, – по некоторым моделям изменения климата предполагается, что через 500 лет на Крайнем севере может снова произойти потепление. Есть опасения, что оно наступит слишком быстро: природа сама не сможет естественным образом “отодвинуть” на север границу лесов и степей, как это не раз было в прошлом, когда техногенная деятельность человека на климат не влияла. Если относительно резко потеплеет, современными средствами, наверное, можно будет посадить леса на Крайнем Севере, но для этого надо прежде сохранить землю от нефтяного и радиоактивного загрязнения.

Здесь мхи драгоценные, словно меха
и взглядом сияет озер аметист.

У поэта можно найти поэтичные образы первозданной природы:

Серебро монеток вод озер безлесых
ночи полнолуний
до утра чеканят,
и сидят русалки на пустынных плесах...

Поэт и гражданин... “Цель моя – достичь всего, что может человек. Несчастья, беды – все к добру: лишь тверже становлюсь”. Ему так же, как всему ненецкому народу, все изведать довелось. Прокопий Явтысый далек от идеализации прежней жизни и приветствует жизнь новую. С благодарностью вспоминает школу: “Меня ученьем Родина вспоила, как олененка теплым молоком. И стало мне светло, как будто недра передо мною распахнулись вширь и стало мне легко, как будто к небу я дотянулся, чудо-богатырь...”.

Но входят в мой напев и стих
Среди других примет
и грохот вышек нефтяных,
и в селах яркий свет.

Поэт любит мир и жизнь: “А в груди смешались чувства: радостно, светло и грустно от того, что жизнь мне дорога”, “у меня в душе, как в тундре, звездно”...

Конечно в его стихах есть строки о крепкой мужской дружбе:” Друг, с тобою надо встретиться мне, чтоб себя обрести”. Любовь... Прокопий Явтысый нашел чудесные слова, вспоминая первую встречу с любимой, будущей матерью его детей, и возникшее тогда чувство “как будто мир был создан снова”. В любви и согласии осуществилась полнота жизни двух людей.
У него много замечательных стихов о друге, который никогда не подводил. О северном олене. Олень для ненца означает – жизнь.

СТАРЫЙ ОЛЕНЬ
И припомнился он круторогим,
крепконогим и легким, как луч.
Повелитель снегов и дороги,
и в любви, и в движенье могуч.
Нас и ливень, и стужа ломали,
нас и ветер и гнус стерегли.
Мы осилили все, что смогли
И усвоили все, что познали.

Он разговаривает с оленем, как с человеком. Родной простор он одухотворяет тоже : “тундра стоокая”, “кроме нас на земле ни души. Только ветер да крик лебединый, только небо, вода да трава. Да, в любви и в дороге едины, мы – родные навек существа”. В стихах он не только запечатлел навсегда культурные традиции своих предков, но призывает сохранить и уберечь в них то, что утрачивается в современном мире. “Вы тем и дороги навек, что, и уйдя, остались в силе...”.

“С каждым годом сильней и жесточе воют ветры в родимом краю... Я навалу полярному ночи, как умею, противостою”. Все чаще в его голосе звучит боль за родимую землю, призыв к бережному отношению к ней. “Что мы оставим: птицу, зверье или – одно комарье?” Магия слов для отвращения всякого зла...
“Стержень рода в человеке нельзя так просто поломать?” – восклицает он. Поэт думает о будущем отчей земли, о том, как ненецкому народу надо жить, чтобы сохранить свою долю? “нет выше счастья в жизни, если сам своей дорогой сможешь ты пройти”.

Но тундровик в цивильном стане,
Уйдя от родовых корней
Средь дерзких городских парней
им ровней никогда не станет,
Хоть будет к этому стремиться,
и навыки их обретет,
но счастья в этом не найдет,
не сможет перевоплотиться.
Что зеложила в нас природа –
Навек – основа из основ.

Новая жизнь, жизнь по-людски, но с сохранением традиций, а для ненца это, прежде всего – выпас оленей. Сохранить пастбища, ведь ягелю, чтобы набрать силу, нужно 20 лет? В его стихах – горячий призыв к действенным мерам по сохранению природы в округе, чтобы не было того, чтобы “пустые слова взошли миражами никчемных затей”. Традиционный образ жизни следует осознать как абсолютно достойный. “Молюсь, чтоб вам родная тундра открыла к возвращенью путь?” Обрести чувство собственного достоинства, чтобы человек с гордостью говорил: “Я – ненец” или “Я – русский”. Одни смотрят снизу вверх на Запад, другие (так же) – друг на друга. Да когда же люди научатся уважать себя и других?!

Только изменив свое отношение, исправив что-то в голове можно изменить свою реальную жизнь. Овладеть судьбой способен тот, кто справился сам с собой, стал зрелой личностью.

Прежде, в патриархальные времена, человек как бы не имел индивидуальности, он подчинялся общественному сознанию, воле рода. Поэтому он был лишен настоящей личной ответственности. Теперь настало время, когда “готовых” авторитетов нет. Все труднее видеть в родителях своих образ Божий. Каждый переходит на другой, более высокий уровень индивидуализации. Человек, в известной степени, предоставлен самому себе и делает личный выбор часто вопреки внушаемой массовой идеологии и отвечает за этот выбор своей бессмертной душой. Чтобы найти точку опоры, свой толк и лад, нужно обратиться к корням своего народа.

Жизнь меняется, это неизбежно, но изменения эти, в конечном счете, должны быть все-таки на пользу, а не во вред. Владимир Соловьев писал: “Для проявления духовных сил народа необходимо принять и деятельно усвоить те общечеловеческие нормы жизни, которые выработаны на Западе, отказаться от права силы и поверить в силу права”. Разве не актуальны эти слова? В “ученье” этом важно соблюдать меру, не впадая в пошлую крайность самоотрицания и восхищения всем чужеземным без разбора. Владимир Маяковский в свое время доходчиво объяснил: ”Смотрите на жизнь без очков и без шор, глазами жадными цапайте, все то, что на нашей земле хорошо и что хорошо на Западе”.

Хочу, чтоб с новою Россией
край возрождался мой.
Пусть навеки нас минуют беды.
Мы выстрадали это-всей судьбой!

В стихотворении УПРЯЖКА ВРЕМЕНИ Явтысый пишет:

Нужна недюжинная стать –
упряжкой века управлять,
как лодкой в половодье...

Мир испокон веку лежит во зле и соблазнах. Как у Петрарки: “Весь мир окутан щупальцами зла. Успех ты ставишь во главе угла", – слова вполне современные, а им 700 лет. Так же есть вечно молодые и новые, как первый снег, слова: Любовь, Бог, Свет. Это реальные жизненные силы, неистребимые и вечные и человеку только нужно разделить в душе своей добро и зло, не потакать наклонностям. Обрести тем самым самого себя и Бога. Это – дело каждой личности, которое она должна сделать сама (потому что Бог создал ее свободной, но и отмечающей за применение этой свободы).

Все народы в историческом развитии проходили сходный путь. Вначале действовали авторитарные традиции, им подчинялись, чтобы не стать изгоями. Аналогично ребенок (в соответствии с биогенетическим законом психики) проходит стадию послушания, предохраняющего его от ранней растраты сил, пока он не обретет собственного “царя в голове”: у него сформируется “Сверх-Я” по Фрейду. В современном мире “спасти и сохранить” каждый должен себя сам. Сначала разобраться со своими проблемами, а потом только “мир спасать”.

Динамика исторических сил говорит о том, что у народа, пренебрегающего единством, порядком и организацией, бывает только жесткая государственная власть, которая (какой бы злотворной она не воспринималась) все-таки предохраняет народ от исчезновения. Недаром говорится о том, что народ получает таких правителей, которых он достоин. Каждому воздается его же мерой. Долг обычного человека – упорядочить прежде себя самого, противостоять ложным внушениям и найти истинных учителей ( во всем широком мире) которые помогут принять вековой опыт. После этого – навести порядок в ближайшей окружающей его жизни. Это относится ко всем людям, не только к ненцам. Прокопий Явтысый не сомневается в будущем своего народа: “Мы на ветру, как тоненькие ивы, – сломать нельзя нас, можно лишь согнуть”. Это будущее, прежде всего, в сохранении природы. “Люди! Люди! Озера любви вашей стоят. От недоброй судьбы охраните вы их”. Поэт призывает к тому, чтобы в людях “взошел росток души”, открылось человеческое отношение к друг другу и Земле. Он верит в новую Россию.

Россия моя – орлиным крылом нас защищала
и потому с понятьем “Держава”
не нужно смешивать понятие власть,
когда чиновники с душою ржавой
за счет народа жить стремятся всласть.

Поэт представляет человека как орудие космической эволюции, это “космический зов”, на котором сходится действие различных космических сил. Он призывает людей “открыть свои души перед тайною миров”. Пишет о суровых, неистовых духах предков, о “знаках судьбы”, которые умеет читать. Одухотворение духов природы, космоса, далеко не исчерпало себя в духовной жизни. Мировоззрение вполне современное: вера в космические силы, Космический Разум “Мне однажды душою к созвездьям придется взлететь,” – говорит Явтысый. Стихийные духи – существа вполне согласующиеся с менталитетом современных эзотерических учений (стихиали Даниила Андреева).

Своим творчеством поэты ненецкого народа: Василий Ледков, Алексей Пичков и Прокопий Явтысый воздействуют на силы небесных иерархий Российского этноса (этнический эгрегор по Даниилу Андрееву) и укрепляют его северный форпост. Недаром поэтов и писателей называют “каменщики крепости невидимой души народной”. Они ведут духовную борьбу за свой народ, будят его самосознание, предохраняют от духовной деградации.

Поэты-классики представляют ненецкий народ в литературе России и всего мира Их поэзия – часть народа, часть северной природа... Песни на стихи Прокопия Явтысого поют молодые ненцы, ненецкий ансамбль “Хаяр”. Скоро выйдет из печати еще один новый сборник стихов (на этот раз в Эстонии на трех языках, в том числе на ненецком). А если поют песни, пишут новые стихи, – значит, жизнь идет куда нужно! Поэзия Прокопия Явтысого замечательна своим многообразием и внимательный читатель найдет много интересного и поучительного. Можно только позавидовать тем, кто имеет возможность читать стихи в подлиннике.
 

litsait.ru

Прокопий Андреевич Явтысый, Ненецкий автономный округ.

Прокопий Андреевич Явтысый - писатель, учитель, художник, общественный деятель - родился 11 июля 1932 года в кочевом чуме в Малоземельской тундре. В своей автобиографии он писал: "Конкретное место моего рождения никому не известно, потому что, родившись 11 июля 1932 года, я своим криком огласил просторы Малоземельской тундры, лёжа на кочевой нарте далеко за пределами Полярного края. Далее все пошло, как у всех ненецких мальчишек: я вместе с семьей кочевал по тундре за оленьими стадами, играл с прирученным оленёнком, учился бросать тынзей - ременный аркан - и вслушивался в скупые, но мудрые советы отца… А потом началась Великая Отечественная война. Нашего отца оставили при оленях по брони, так как он один, без жены, воспитывал семерых своих детей…". С малых лет пришлось Прокопию Явтысому пасти оленей и тянуть тяжелый невод наравне с взрослыми рыбаками.

После окончания Нарьян-Марской ненецкой школы-интерната Прокопий Явтысый поступил на подготовительное отделение факультета Народов Крайнего Севера при Ленинградском институте им. Герцена, по окончании которого поступил на факультет естествознания того же института. Заочно учился на факультете физического воспитания. Получив высшее образование, вернулся в родные места. С 1960г. работал в Нарьян-Маре учителем биологии и физкультуры в ненецкой школе-интернате им. А.П. Пырерки. С 1963 по 1986 гг. руководил окружной федерацией по национальным видам спорта (судья республиканской категории по национальным видам спорта), удостоен звания "Отличник физической культуры Российской Федерации" (1973). Целое поколение детей прошло через его руки и сердце. Много лет П.А. Явтысый боролся за необходимость преподавания в школах округа ненецкого языка, написал и издал три сборника литературных произведений для внеклассного чтения на ненецком языке.

За плодотворную педагогическую работу Прокопий Андреевич в 1978г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В литературу П.Явтысый пришел уже в зрелом возрасте. Первое стихотворение "Птицы спешат" он опубликовал в окружной газете "Няръяна вындер" в 1962г. и долгое время считался "поэтом одного стихотворения". Признание пришло к нему после выхода в 1973г. поэтического сборника "В белой панице земля". Писал он на ненецком языке. На русском стихи выходили в переводах многих поэтов. Первая его поэтическая книжка была переведена Н.Журавлевым. Затем появились сборники "Бег оленя" (перевод А.Преловского), "След аргиша" (перевод М. Яснова). За последнюю книгу П. Явтысый был удостоен премии Архангельского комсомола в области литературы и искусства (1982).

В Союз писателей П.А. Явтысый был принят в 1978 году. В 1985г. в Москве в издательстве "Современник" вышла ещё одна его книжка - "Праздник оленевода" (перевод В.Гордеева).

Поэт с любовью пишет о родном крае, о необъятных просторах тундры, о её людях. Жизнь его лирического героя - в единении с природой: "Я тундры слушаю шаги / и в ритме их настраиваю сердце".

В последующие годы он не только работает над стихами, но и пишет прозу. Прокопий Явтысый - автор многих рассказов и нескольких повестей.

В 1983г. журнал "Север" опубликовал первую повесть П.Явтысого "Рожденные в нартах". В ней автор обращается к своему детству, опаленному войной, рассказывает, как подростки, заменив отцов, трудились во имя победы. В 1988 году в издательстве "Современник" выходит книга прозы П.Явтысого "Схватка", в которую вошли повести "Тундры моей хэкоры" и "Схватка".

Многие годы П.Явтысый активно участвовал в работе литературного объединения "Заполярье", оказывал постоянную помощь молодым авторам-ненцам.

В 1990 году Прокопий Андреевич впервые попробовал свои силы как художник. Персональные выставки его работ состоялись в Ненецком округе (1993, 1994) и Норвегии (1994, 1995). Он - участник Всемирной выставки аборигенных народов мира, которая проходила на Аляске, в Канаде, Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, России.

В последние годы жизни, являясь вице-президентом Ассоциации ненецкого народа "Ясавэй", П.Явтысый добился организации в Нарьян-Маре первого ненецкого театра "Илебц" (Жизнь), создал для него репертуарные пьесы, организовал гастрольные поездки в Норвегию и Финляндию.

В 1998г. вместе с А.Пичковым создал детскую литературно-творческую группу "Суюкоця" (Олененок) при окружном Этно-культурном центре НАО. Принимал участие в работе Международного детского литературного лагеря стран Баренц-региона в г.Нарьян-Маре (1998).

23 декабря 2005г. Прокопий Андреевич Явтысый оставил этот мир.

writers.aonb.ru

Ян’ тэнако сяхарт ни’’ ныклаӈгу’’ | Общественно-политическая газета Ненецкого АО

Тюку по’ округханана’’ илена’’ хибяри’’ ненэцие’ паднана Прокопий Андреевич Явтысой’ со’’яма ялям’ мэ’’манзь хамяку’’. Илевы’ ӈэбнанда 85 пода пангусь. По’ ямбан округна’’ хусувэй ӈэсыхы’’на, Няръяна маркана тарця ӈарка ялян’ хамадавы’’ мероприятия’’ ваераӈгу’’.

Прокопий Явтысой’ 1932 по’ неняӈг’’ ирий’ 11 яляхана Нюдя яхана мюсерта ненэця’ мякана соявысь. Нюдякоходанда хусувэй ӈамгэм’ теневаван’ харванаӈэ’ вадюданась, нянанда хусувэй ӈамгэ мэкадархась. Тоходанванда’ мальӈгана ӈокавна толанзёдась, Пушкин’ падвы вадако’’ ивнянда ӈаць, баянхана сянаковам’ тохолавысь. Сававна тоходанась, школандо’ стенгазета редколлегияхана манзарась, таняна ненэця’ вадавна паднась. Си’’ив классм’ ёльцесь, школа-интернат директор’ Авенир Торков’ табековна Ленинград’ март’ тамна’ нерня тоходанвась ӈэдалавыць. Студентӈэ тараванда’ мальӈгана ӈарка явнана’’ ӈокавна ӈэдалёрмысь, спорт’ харвабтась, ӈани’’ тэнз’ ненэцие’’ культурам’ торомдабись. По’’ ваерась ӈопой книгахананда тарця’ вади’’ падась: – Сиднтет по’’ ямбан Ленинград’ маркана иледамзь, ӈокавна манзарадамзь, ӈока ӈамгэм’ манэ’’ӈадамзь, намдадамзь. Мал’’ тикы нерня’ илеваханан’ таравнда’’. Хар’’н’ вадавнан’ паднавам’ пядамзь, тарем’ паднава’ серм’ торомдадамзь. Тамальӈгана по’’ ваерась паднанаӈэ хэвндяӈэ пыдув нивась пэр’’. Тамна ехэрадамзь, по’’ ваерась падвы манзаин’ нин’’ толабаӈгудо’. Луца’ вадава’’ падвын’ таминдя падтаӈгуда, мань’ манзаин’ ӈани’’ ӈахы’ яхана’’, ӈани’’ тэнз’ хибяри’’ толабаӈгудо’.
1963 похона округна’’ «Няръяна вындер’» газетахана Прокопий Явтысой’ ненэця’ вадавна падвы’’ нертей манзая’’ ӈадимяць. Тюку яля’ Прокопий Явтысой’ мэбета ненэцие’’ паднана. Пыда харта янда’ тер’’ нита’’ нямна, мэнена янда’ нямна падна. Хусувэй падвы манзаяханда и’ӈута паклемби.
Стихда, пьесыда иринана’’, нисянана’’ илм’ нерня’ минре’’, манэ’’лабтаби’’. Сян’ пирувна вадава’’ паской, падвы манзаида’ толабась маниева’’. Тикы те’’ны похо’’на саць тарана сер’’. Паднана’’ нява’’ вадава тю’’ури’ пэрӈадась. Тарця хибярина таняхая, вадава’’ тамна тюку яляха’’ тэвы’’, иле, ӈацекына’’ тохолабидо’, нерня’ ӈод’’ илевнда.
Прокопий Явтысой’ харта ямда саць мэнедась. Ненэцие’ тэнз’ культурана’’ нямна ида’ илеванда’ ямбан няркнась, тикы’ нямна ӈокавна манзарась. Пыда пуданда хаевы культурава’’, вадава’’ теда’ нерня’ минрева’’.
Паднанава’’ Нюдя ямда саць мэнедась, соя’’мя яханда пилибт’ тэворцеты. Тарем’ еримбнанда, хоян’ танасеты. Тыбэртя’’ няха’’та тэвабата хусувэй хой’ манзаям’ харвась пэрцетыда: еванзь’ ӈэдалёрцеты, ёрцеты. « Хари’ ян’ тэвормав сёнзян’ мюй масабтасьты. Тыбэртя’’ ня лаханакурць саць мэнесетыв, пыдо’ вадидо’ намдась, иландо’ нямна нин’’ хонрась, нядандо’ невхы сё падась, хуний иринана’’ ирихит’ някуна тэввыдаць., – хоян’ тэвормита’ нямна Прокопий Явтысой тарця вади’’ падвысь.
Прокопий Андреевич Явтысой’ саць мэбета хибярись, тарцяӈэ пыда хусувэй хибяри ихиня иле. Сидя юд’ мян книгам’ падась, сидя ю’’ ӈопой мастер’ спорта РСФСР по национальным видам спорта вадась, «Илебц’» театрава’’ пыда’ ватовнанда ӈадимясь, театрана нертей нерм’пэртяӈэ тарась. 1998 похона этнокультурной центрхана «Суюкоцям’» нюбета литературно-творческой группам’ ӈадимдесь. Ӈацекы’’ е’’эмня сертабада «Пунушка» журнал’ ӈани’ пыда манзаяда, паднана няна’’ табековна ӈадимясь.
Прокопий Явтысой’ манзаи’’ толабась, хусувэй хибяри’ хамадабида – сянпирувна ява’ паской, тюку яхана илена’’ хибяри’’ паӈгудо’ мэё’’. Тарем’ нерня’ ӈод’’ ӈэбнанда тара, паднана няна’’ вато’ сяхаӈгарт нёя ныклу.

 

 

Моей земли во мне не рвется нить…

В этом году общественность НАО готовится широко отметить 85-летие со дня рождения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого. В течение года в населенных пунктах округа и в Нарьян-Маре пройдут мероприятия, посвященные этой дате.

Прокопий Явтысый родился в Малоземельской тундре 11 июля 1932 года в семье оленевода. Любознательному ребенку было интересно все. Во время учебы в школе много читал, восхищался сказками Пушкина, научился играть на баяне. Был отличником, членом редколлегии школьной стенгазеты, которая выходила на родном ему языке.
После окончания семилетки в Нарьян-Маре способный ученик получает рекомендацию от директора школы-интерната Авенира Торкова для продолжения учебы в Ленинграде. Студентом он много путешествует по стране, его интересует культура других народов.
Позднее в книге воспоминаний поэт напишет:
– Восемь лет я прожил в Ленинграде, упорно трудясь, обретал сумму нужных мне знаний, тех, что в будущем так пригодятся. И хотя я еще не совсем осознал всю бесценность главнейшего клада, что за все эти годы обрел, все ж я знал: этот клад – овладение Словом! Но тогда я не ведал того, что со временем стану Поэтом! И что книги стихов моих будут читать земляки. И что русский великий язык мое творчество ярче окрасит, что читателей я обрету в дальних странах, у разных народов.
В мае 1963 года в окружной газете «Няръяна вындер» были опубликованы первые стихи Прокопия Явтысого на родном языке. Прокопий Андреевич – признанный ненецкий поэт. Он писал о своих земляках, о своей земле. В каждом стихотворении сквозят раздумья и переживания.
Его стихи и пьесы – продолжение эпических традиций наших дедов и отцов. Сегодня это имеет огромное значение, поскольку ненецкий разговорный язык теряет поэтическую силу и красоту.
Родина для поэта – родительский очаг, отчий чум, которому он благодарен за теплоту, заботу, нежность, мудрую науку жизни. Это знакомая до боли родная природа, суровому нраву которой противостоит тепло человеческих сердец. Это уникальная древняя культура дедов и прадедов. Это память о тех, кто пришел на нашу землю много лет назад, прочно обосновался на ней и украшал своим трудом.
Поэт любил свою малую родину, часто бывал в родных местах. При любой возможности отправлялся в тундру. Попав к оленеводам, с любовью и со знанием дела выполнял любую работу – охранял оленей, рыбачил.
О таких поездках поэт писал:
– Как волнует меня встреча с краем родимым. До чего же люблю побывать с пастухами, разговор их послушать, вопросы задать, расспросить, записать старинные песни, что пришли как наследство от прадедов к нам.
Прокопий Андреевич Явтысый написал 18 книг, воспитал и подготовил 21 мастера спорта РСФСР по национальным видам спорта, организовал ненецкий театр «Илебц» и был его первым руководителем. В 1998 году при Этнокультурном центре создал литературно-творческую группу «Суюкоця». По его предложению в округе появился детский журнал «Пунушка».
Читая стихи и прозу Прокопия Явтысого, понимаешь, отчего на протяжении тысячелетий наш народ не расстался со своим краем, держался корней, избегая разрушительных ломок уклада и отказа от традиционных ценностей.
А залог движения вперед поэт ясно обозначил в строках:
– Моей земли во мне не рвется нить...

nvinder.ru

Явтысый, Прокопий Андреевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2013; проверки требуют 25 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2013; проверки требуют 25 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Явтысый.
Прокопий Андреевич Явтысый
Дата рождения 11 июля 1932(1932-07-11)
Место рождения Малоземельская тундра, Ненецкий национальный округ, Северный край,
РСФСР, СССР
Дата смерти 23 декабря 2005(2005-12-23) (73 года)
Место смерти Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Россия
Гражданство (подданство)
Род деятельности поэт, прозаик, художник
Язык произведений русский, ненецкий
Награды

Проко́пий Андре́евич Явты́сый (1 июля 1932 — 23 декабря 2005) — ненецкий поэт, прозаик, художник. Почетный гражданин города Нарьян-Мар (2002)[2].

Окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена (1960). С 1960 года работал учителем биологии и физкультуры в ненецкой средней школе-интернате в Нарьян-Маре. Участник агитационно-спортивного лыжного перехода по маршруту Нарьян-Мар — Усть-Цильма — Архангельск, посвященного 40-летию Ненецкого АО (1969). Член Союза писателей РСФСР. Автор книг «В белой панице земля», «Бег оленя», «След аргиша», «Зов Морошковой земли» и др. Автор учебного пособия по ненецкому языку «Вытерко». В конце 1980-х гг. начал заниматься графикой. Выставки графических работ в Нарьян-Маре (1991, 1992), в Норвегии (1993, 1994). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1978), бронзовой медалью ВДНХ СССР (1982). Лауреат премии Архангельского комсомола в области литературы и искусства (1982).

Племянник[3] - Семён Николаевич Явтысый (1941—1973) — первый ненецкий пилот.

Жизни С. Н. Явтысого посвящена поэма Прокопия Явтысого «Крылатые нарты».

ru.wikipedia.org

Пять тундровых лепестков | Общественно-политическая газета Ненецкого АО

Что холодна и даже слишком

в реке осенняя вода

узнал я, будучи мальчишкой,

когда нам дали невода…

 

Именно это стихотворение Прокопия Явтысого «Что холодна и даже слишком…», а еще «Военные нарты» и «Ненецкая баллада» послужили для мастериц клуба «Мел не» творческим толчком для создания выставки, посвященной юбилею ненецкого поэта. 

Выставка рассказывает не только о творчестве Прокопия Андреевича, но и затрагивает его трудовую биографию. 

– Впервые я познакомилась с Прокопием Андреевичем Явтысым как с преподавателем и только потом узнала его как поэта, художника, общественного деятеля, – рассказывает участница клуба и инициатор выставки Галина Артеева. – В те годы он работал учителем физкультуры в Ненецкой школе-интернате и широко использовал на своих уроках элементы национальных видов спорта. Даже составил свои методические указания на тему «Северное многоборье». 

«Пять тундровых лепестков, пять национальных видов спорта, пять лепестков морошечного цветка» – так Прокопий Явтысый называл тройной национальный прыжок, метание топора на дальность, метание тынзея на хорей, бег с палкой по пересеченной местности и прыжки через нарты. 

К сожалению, эти методические указания в нашем округе не были введены, и свои наработки Прокопий Андреевич передал в ДЮСШ города Салехарда, где их успешно внедрили в жизнь. И в настоящее время Ямало-Ненецкий автономный округ является лидером по национальным видам спорта, мы в этом виде спорта уступаем, хотя их инициатор и разработчик – наш земляк. 

Выставка продлится до 8 ноября. Основной образ выставочной композиции – ненецкая кукла. Для их изготовления участницы клуба «Мел не» используют традиционные для шитья материалы, мех, сукно, замшу. 

Клуб создан в 2008 году при центре декоративно прикладного творчества ЭКЦ НАО. Руководитель клуба – Маргарита Латышева.

 

nvinder.ru

Нарьян-Мар | Творец, новатор, просветитель

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия

narianmar.bezformata.com

Стихи о родном крае | Общественно-политическая газета Ненецкого АО

В Нарьян-Маре состоялся окружной конкурс художественного слова чтецов-любителей «Нити словесного жемчуга». Конкурс был посвящен 85-летию со дня образования Ненецкого автономного округа. Участие в нем приняли любители поэзии из Оксино, Красного, Тельвиски, Нижней Пёши, Куи, Великовисочного, Искателей, Нарьян-Мара.

Тема конкурса определила репертуар чтецов. Конкурсанты читали стихи Алексея Пичкова, Прокопия Явтысого, Василия Ледкова, Игоря Лавриненко, Инги Артеевой, Татьяны Сядейской, Николая Епифановского, Лукерии Валей и других местных поэтов, прославляющих в своих произведениях Ненецкий край, красоту северной природы.

Конкурс проходил в двух номинациях: поэзия на русском языке и на национальных языках. В первой номинации выступления участников оценивали по трем возрастным категориям: «Молодость» (от 14 до 30 лет), «Зрелость» (от 31 года до 50 лет), «Мудрость» (от 50 лет и старше).

В жюри конкурса вошли авторитетные специалисты в области художественного чтения: ветеран окружного радиовещания Галина Зиненкова, руководитель театральной студии «Арлекин», педагог дополнительного образования Дома детского творчества г.Нарьян-Мара Ольга Соловьева и председатель жюри, начальник отдела культуры администрации г. Нарьян-Мара, Сергей Никулин.

Вместе с жюри работали эксперты: специалист по коми-языку Людмила Семяшкина и учитель ненецкого языка школы-интерната им. А.П. Пырерки Юлия Ледкова.

Как отметили члены жюри, исполнительский уровень участников конкурса с каждым годом растет.

– В этом году тема конкурса очень хорошая. И участники представили довольно интересный репертуар, в некоторых выступлениях – трудный. И это здорово, – заметил Сергей Никулин. – Приятно видеть исполнителей, которые давно участвуют в конкурсе, приятно видеть и новичков. Отрадно, что число участников-мужчин растет. К сожалению, в каждой номинации только три призовых места. Если бы была возможность, мы отметили бы гораздо больше участников.

Самой многочисленной на конкурсе стала номинация «Молодость». Из сорока участников – молодежи была половина. Не у всех конкурсантов получилось совладать с волнением. Впрочем, волновались не только новички. Даже опытная участница Надежда Кренц из Тельвиски слова забыла и, в итоге, осталась без привычного призового места.

Жюри отметило хорошее выступление Ярослава Булдакова из Оксино, Валентины Семяшкиной из Тельвиски, нарьянмарцев Виктора Могилата, Артема Руля, Дарины Талеевой, Константина Тарасенко, Андрея Рочева.

Дмитрий Хозяинов свое выступление сопровождал перебором гитарных струн. Людмила Фомина из Красного прочитала сразу в нескольких лицах отрывок из поэмы Прокопия Явтысого «Красный чум».

Запомнилось яркое выступ-ление Светланы Безумовой из Великовисочного, которая прочитала отрывок из поэмы «Быль о Пустозерске» своей землячки Елены Безумовой.

Всех без исключения удивила участница из возрастной категории «Мудрость» Тамара Филиппова. Учитель начальных классов из Нижней Пёши, она в Нарьян-Маре оказалась в командировке. Это ее первое выступление на конкурсе.

Тамара Октябриновна выступила в обеих номинациях. На русском языке прочитала стихотворение Вячеслава Козлова «Про морошечку», сорвав шквал аплодисментов, а в номинации «Поэзия на национальных языках» выступила с авторским произведением на коми-языке. Дебют оказался оглушительным. Тамара Филиппова стала победителем сразу в обеих номинациях в своей возрастной группе.

Второе место в категории «Мудрость» заняла Валентина Шевелёва из Тельвиски, третье место – Василий Корепанов из Нарьян-Мара.

В категории «Зрелость» места распределились следующим образом: первое место – Ирина Ржаницына из Великовисочного, второе место – Андрей Рочев из Нарьян-Мара, третье место – Светлана Безумова из Великовисочного.

В категории «Молодость» победителем стала Людмила Фомина из Красного, на втором месте – Константин Тарасенко из Искателей, третье место занял Дмитрий Хозяинов из Нарьян-Мара.

В номинации «Поэзия на национальных языках» первое место заняла Тамара Филиппова, второе место – Надежда Талеева, третье – Серафима Дуркина.

Все участники конкурса получили благодарственные письма, а призеры конкурса – дипломы и памятные призы.

Фото автора

nvinder.ru

«Семь кочевий» Прокопия Явтысого - GrandKid

1 декабря в концертном зале Дворца культуры «Арктика» состоялся вечер памяти ненецкого поэта с символичным названием «Семь кочевий к горизонту».

В НАО завершился год, посвященный Прокопию Явтысому. В Нарьян-Маре и окружных поселениях проводились различные мероприятия, связанные с творческим наследием ненецкого поэта и прозаика: литературные творческие конкурсы, памятные вечера, где люди, хорошо знавшие Прокопия Андреевича, делились воспоминаниями. Это и выставки книг, картин, музейных экспозиций.

Собравшихся в этот вечер объединили воспоминания людей, знавших этого талантливого человека не один десяток лет.

Исполняли песни на стихи поэта, танцевал «Хаяр», в том числе его детская группа. Выступали коллективы Дворца культуры «Арктика», театр «Илебц». Все подчеркивало необычную атмосферу события.

Голос самого поэта, звучавший со сцены, будто превратил воспоминания в живое общение.

На «Семь кочевий к горизонту» приехали люди из разных регионов России. Они познавали Заполярье через его стихи и картины, всех их когда-то поразило творчество ненецкого поэта.

Поэт Валерий Аушев, долгое время работавший в газете «Няръяна вындер» и переводивший его стихи на русский язык, Вячеслав Выучейский, руководитель окружного землячества в Москве и первый председатель окружного Собрания депутатов, делились воспоминаниями о поэте. Стихи Явтысого звучали со сцены в исполнении его дочерей и представителей власти округа. Наивно и трогательно прочитал стихотворение и внук Саша.

Не забыли и юного поклонника, специально приглашенного из Ленинградской области в Нарьян-Мар. Как оказалось, 14-летний Василий Алексеев впервые познакомился с творчеством Прокопия Андреевича, взяв в руки его книгу «Зов морошковой земли». С тех пор юноша воспринимает Заполярье через призму жизненных наблюдений ненецкого поэта. Как было сказано на вечере, Москва, Санкт-Петербург, весь Российский Север, Норвегия и Финляндия, где и сегодня живут друзья Прокопия Явтысого, любят его творчество, помнят, знают и бережно хранят воспоминания об этом человеке.

Поэтическим завещанием поэта со сцены прозвучали строки, адресованные каждому сидящему в зале, каждому жителю Ненецкого округа:

Земляки мои, моя опора
Посреди бескрайних зим и стуж.
Нет на свете большего простора,
чем просторы добрых ваших душ.

Если я в пути сломаю полоз,
И споткнутся нарты на ходу,
мне придет на помощь близкий голос,
остановит, отведет беду.

Финальные аккорды поэтических сонетов Явтысого. Аплодисменты. Страницы книг поэта, появившиеся на экране сцены концертного зала, разлетелись и стали белокрылыми птицами, птичьими стаями, символизирующими человеческую память и вечность поэтического слова.

Ирина Ханзерова

Ссылка на источник — nvinder.ru от 05 декабря 2017 г.

grandkid.ru

Виртуальная выставка: Прокопий Явтысый о Пустозерске

БАЛЛАДА О КЕДРЕ.

 

 

                      Недалеко от Нарьян - Мара, на месте городка 
                      Пустозерска, где три века тому назад был сожжен 
                      протопоп Аввакум, автор знаменитого "Жития", 
                      рос вековой кедр, столь необычный для тундры. Совсем 
                      недавно этот кедр был варваски уничтожен.

 

 

    Он

    возносится к небу -   коряв и велик. 

    Но откуда тот кедр в нашей тундре возник?

    Отразив солнца блик и гусей слыша крик,

    кедр к земле заполярной корнями приник...

    Я расспрашивал всюду седых стариков -

    пастухов и охотников, и рыбаков...

    И ответ умудренных людей был таков:

    "Этот кедр

          в вечной тундре -

                            ровесник веков!"

                           

II.

    В мерзлой тундре стоит этот кедр на ветру.

    Вновь с волненьем к нему подхожу поутру.

    И, хотя я ладонью ласкаю кору,

    все боюсь, что незримую запись сотру.

    На корявой коре записали века

    все:

                   что пели ветра,

                   что несли облака,

                   что шептала

                               волною Печора - река,

                   отразив берега и кусты ивняка...

    Может, помнит тот кедр,

                                   что так Времени люб:

    как стрельцы для острога рубили здесь сруб,

    как прыщавый палач с Протопопом был груб,

    как коснулся огонь Аввакумовских губ?..

    Сталь стрелецких секир - холодна и остра -

    отражала гудящую ярость костра!

     Смрадным дымом чернит синеву береста...

    Но творца "Жития" не безмолвны уста!

    Может быть, этот кедр, что стоит, как утес, -

    записал на коре и сквозь время пронес,

    обращаясь к толпе, уж ослепшей от слез...

    Опаленный столетьями, стыну я тут

    и в душе безутешной лелею мечту:

    люди тайну сумеют раскрыть!

                                        И прочтут

    на корявом стволе, что закручен, как жгут,

   те слова,

          неподвластные даже костру...

pustozersk-nao.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.