Примеры размер стиха


Стихотворный размер стихотворения. Примеры стихотворных размеров

Здравствуйте, уважаемые читатели LITER-RM.RU! Продолжим постигать азы поэтического творчества. Ранее, определившись с тем, как стать поэтом, мы подробно говорили об основах написания стихов, там вкратце упоминали и о стихотворных размерах, но только очень кратенько. Сегодняшняя статья сосредоточена исключительно на  видах стихотворных размеров стиха с приведением конкретных примеров.

Кроме того, настоятельно рекомендую прочитать статью о рифмах и рифмовках: статья эта здесь.

 

Стихотворный размер стихотворения

Была у меня одна знакомая, которая очень не любила следить за расстановкой ударений в стихотворениях и объясняла это тем, что поэзия идёт от души, а не подчиняется грубой силе литературной теории. Стоит признаться, что творения её читать было очень сложно, они напоминали маленьких лохматых домовых, которые прячутся от любознательного взора читателя. Точнее от его внимания, литературного вкуса и прочих атрибутов, необходимых при чтении. Стихи эти не цепляли, не покоряли и оказались невостребованными. Впрочем, человек просто писал для себя, не претендуя на большее.

Со стихотворным размером мы знакомимся ещё в школе, дабы понимать, как тот или иной поэт использует обычное сочетание ударных и безударных звуков для создания особого настроения. Когда же ты пишешь сам, то должен прекрасно понимать: причёсанное и гладкое стихотворение легче воспринимается и больше нравится читателю. Если же хочется выделить что-то особо, то всегда есть исключения из правил. Но не более того. Отвергать значимость размера стихотворения – это значит, проявлять необъяснимое упрямство и выставлять напоказ своё невежество. Мы же — это люди грамотные, поэтому попытаемся разобраться и в этой области. Надо признаться, весьма непростой. Помните, что известный Онегин так и не научился отличать ямб от хорея?

 

Начнём с нескольких важных определений.

 

Стихотворный размер стихотворения

– это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

Стопа – это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке вы насчитаете, столько стоп и будет.

 

 

Различают двусложные стихотворные размеры (сочетание двух слогов) и трёхсложные (сочетание трёх слогов). Есть, правда, и другие, о которых мы упомянем в самом конце.

 

Двусложные размеры – это как раз те самые ямб и хорей.

 

Примеры стихотворных размеров

 

Ямб

Ямб подразумевает сочетание безударного слога с ударным.

Хорей

Хорей – подразумевает сочетание ударного с безударным слогом. Для того чтобы стало понятно, приведём несколько примеров.

 

Пример ямба:

 

ОнА всё Ярче, блИже-блИже,

И Оком Ярким, кАк алмАз…

 

Наблюдаем уверенное чередование безударного слога с ударным, и понимаем, что перед нами ямб. Считаем количество стоп, и вот уже профессионально отмечаем, что имеем дело с четырёхстопным ямбом. Как видно, пока ничего сложного.

 

            Пример хорея:

МАло, мАло в жИзни скАзок,

МАло Очень в нЕй чудЕс…

 

 

 

Очень хочется верить, что на этом этапе каждый испытал некоторое удовлетворение и стал считать себя гораздо разумнее героя А.С. Пушкина. Что ж… Шагаем дальше.

 

Трёхсложные стихотворные размеры

 

  1. Дактиль

    В сочетании трёх слогов ударение будет падать на первый. Кстати, если переводить название термина с греческого языка, то мы наткнёмся на слово «палец». Не лишено смысла, если подумать. Автор будто поднимает палец и заставляет прислушаться к последующему шелесту звуков.

 

дактиль (примеры):

МОлча сижУ, ожидАя сигнАла,

СлЫшен стук сЕрдца да стУк темнотЫ

Если вы определяете шестистопный дактиль, то речь идёт непосредственно о гекзаметре, который известен ещё с античных времён и отлично используется Гомером в его культовых эпических произведениях. Наверное, «Илиада» и «Одиссея» известны почти всем.

 

  1. Амфибрахий. Уже в самом названии, если руководствоваться переводом, заложена его сущность: «с двух сторон». Ударный слог расположен между двумя безударными.

 

Амфибрахий (примеры):

Я пОмню звонкИ и порОй тишинУ,

СомнЕния, пОлные рОбких намЁков.

 

3.

Анапест

– это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний. Перевод тоже достаточно любопытный: «отражённый назад».

 

Анапест примеры:

ГлубокО-глубокО всей душОй

Я вдохнУ запах двУх городОв,

 

 

Стоит честно признаться, что в чистом виде размер стихотворения встречается очень редко. Наверное, именно поэтому в качестве примера всегда предлагаются одни и те же стихи, известные по школьной программе. Всё-таки стихотворение передаёт внутреннюю жизнь человека, веления его души, а значит, оно обязано быть живым. Оно должно дышать, содрогаться, обрываться и делать всё то, что делает обычно лирический герой. Именно поэтому следует знать два таких термина, как пиррихий и спондей.

Пиррихий – это два безударных слога рядом, спондей – это сочетание двух ударных слогов подряд. Если вы пытаетесь определить размер стихотворения, но в нескольких местах идёт явное нарушение ритма, то есть вероятность, что использован именно один из этих приемов. Конечно, речь идёт об однократном, двукратном нарушении при условии, что правильное чередование слогов всё-таки просматривается и явно выделяется. В противном случае, когда слоги просто хаотично сплетаются между собой, мы не говорим о стихотворном размере, а заявляем о дилетантстве и непрофессионализме автора. Впрочем, поспешных выводов никогда делать не следует.

Помимо обозначенных стихотворных размеров, можно упомянуть ещё несколько.

 

  1. Брахиколон – это самый простой и самый оригинальный стихотворный размер, так как подразумевает наличие только ударных слогов. Естественно, что часто такое не встретишь, однако можно обратиться к поэтам Серебряного века, которые крайне любили новые формы и новые приёмы. Таким вот поэтом-гурманом был и Владислав Ходасевич. Первое четверостишье его творения таково:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

  1. Александрийский стих имеет прямое отношение к ямбу. Но есть ряд оговорок: ямб обязательно должен быть шестистопным, а рифмовка – парной. О рифмовке мы говорили совсем недавно.
  2. Логаэд – это союз неодинаковых стоп. Например, ямб будет чередоваться с анапестом или дактилем. Главное условие: правильное повторение той или иной последовательности. Сейчас данный размер не используется или используется редко, однако именно им писались древнегреческие трагедии и лирические песни. В эпоху Серебряного века к подобному размеру пришёл, например, В. Брюсов.

Пожалуй, это то, что действительно необходимо знать каждому начинающему поэту и знатоку литературы. Сколько угодно, можно отрицать теорию и правила, однако они есть, и это факт. Никто не заставляет вас действовать так и не иначе. Мы – это явно творческие люди. Многие из нас – неоспоримые новаторы. Мы ищем всё новое и пытаемся оставить в истории литературы что-то своё. Это ценно и это очень важно. Но согласитесь, что прежде чем что-то нарушить, прежде чем выступать против чего-то, это что-то надо выучить и знать. В этом нужно разбираться. Это нужно понимать. Поэтому не стоит зацикливаться только на своей оригинальности и постоянно проявлять бунтарский дух. Мы учимся, а учиться следует всё-таки на лучших образцах. Успехов!

liter-rm.ru

Какие бывают стихотворные размеры? | Музыкальный класс

В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.

Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.

Двусложные. Слогов два и размера тоже два.

Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.

Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.

Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.

На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».

Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же.

Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.

Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001

Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.

Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:

Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.

Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.

Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:

Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих. Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.

Автор – Галина Шутова

Предлагаю вам немного отдохнуть. Посмотрите видео с красивой музыкой и напишите в комментариях, как можно назвать необычный музыкальный инструмент, который вы там увидите?



music-education.ru

Статья по литературе на тему "Стихотворные размеры"

Стихотворные размеры.

Стихотворная речь – речь, по-особому организованная.

РИТМ – равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя.

СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными.

УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса.

СТИХ – одна строка.

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Понятие стихосложение (иначе версификация, от лат. versus — стих и facio — делаю) употребляется в двух значениях:

1. Учение о принципах стихотворной организации речи — стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу.

2. В более точном смысле, конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

Звуковая организация стиха в принципе должна учитываться каждым стихотворцем. В случаях выдающихся уровень звука не просто учитывается, а задается.

Простейший и одновременно наиболее выразительный прием акцентирования — тавтограмма, такое стихотворение, в котором все (или почти все) слова начинаются с одной и той же буквы.

Скороговорки.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Петр Петрович

Пошел погулять.

Поймал перепелку —

Пошел продавать.

Примеры (А.С.Пушкин)

«Ночное небо над Невою...», «Прочтя печальное посланье...», «Прелестным пальчиком писала...», «Сомненья сердца своего...».

«Тавтограмма нередко придает стихотворной строке особую, пословичную афористичность», - комментирует В. Хромов.

Пример тавтограммы.

Валерий Брюсов

Мой маяк

Мадригал

Мой милый маг, моя Мария,—

Мечтам мерцающий маяк.

Мятежны маревы морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак...

Мне метит мели мировые

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк!

1914

Брахиколон (др.-греч. βραχύς — короткий и κῶλον — член) — однодольный стихотворный размер, иначе говоря, стих из одних ударных слогов.

Примеры брахиколона встречались уже в позднеримской поэзии[1]. В русской поэтической практике брахиколон, по-видимому, впервые появляется у поэтов-экспериментаторов начала XX века. К наиболее известным примерам брахиколона относится, в частности, стихотворение Владислава Ходасевича (1928):

« Лоб —

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел —

День

Свят!

Склеп

Слеп.

Тень —

В ад! »

Брахиколон - это достаточно серьезная форма, хорошо передающая энергичный ритм, подчеркивающий нерв какого-то эпизода стихотворения или поэмы. Например, у Маяковского:

Мальчик шел, в закат глаза уставя.

Был закат непревзойдимо желт.

Даже снег желтел к Тверской заставе.

Ничего не видя, мальчик шел.

Шел,

вдруг

встал.

В шелк

рук

сталь.

Среди других авторов, чьи произведения или отрывки написаны в форме брахиколона, —

Николай Асеев, Александр Безыменский.

Логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь: __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Кузне́чиков хо́р спи́т, __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

И су́мрачных ска́л се́нь - __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́

О. Мандельштам

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

Двусложные размеры.

Хорей — двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Пример четырёхстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_

Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́

А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Пример пятистопного ямба:

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́

А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Спонде́й (др.-греч. σπονδή возлияние) - стопа, состоящая из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.

Пример.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Трёхсложные размеры.

Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Примеры:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

М. Ю. Лермонтов

Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

Мнемоническая фраза для запоминания размера.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

Не с го́р побежа́ли ручьи́ -

Моро́з-воево́да дозо́ром

Обхо́дит владе́нья свои́.

(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

(Н. А. Некрасов)

Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.

Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

И приве́тствую зво́ном щита́!

Пример (также А. Блок):

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

Рокова́я о ги́бели ве́сть.

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

Поруга́ние сча́стия е́сть.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

Вместе с тем, размеры стихотворений, примеры которых часто можно найти в произведениях известных поэтов: Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока и др. - не ограничиваются только названными выше. Кроме основных перечисленных стихотворных размеров существуют еще такие, как пиррихий или дибрахий. В таких двусложных размерах стихотворения стоят два безударных слога. А в спондее (двусложный размер) рядом расположены два ударных слога. Еще можно встретить трибрахий, в таком произведении подряд стоят три безударных слога.

Основные стихотворные размеры

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весн6ой шумят...

(А.Фет)

Хорей

1,3,5,7…

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость…

(С.Есенин)

Пиррихий

Сочетание двух подряд безударных слогов в стопе

Топи да болота,

Синий плат небес…

(С.Есенин)

Спондей

«лишнее» ударение в стихотворной строке

Швед, русский колет, рубит, режет…

(А.С.Пушкин)

Трехсложные

Дактиль

1,4,7,10…

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит…

(Н.А.Некрасов)

Амфибрахий

2,5,8,11…

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

(М.Ю.Лермонтов)

Анапест

3,6,9,12…

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталось лохматой….

(А.А.Блок)

Как определять стихотворный размер?

1. Чтобы определить количество слогов в строке, подчеркнем все гласные буквы.

2. Произнесем строку нараспев и расставим ударения.

3. Теперь проверим, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

4. Остается разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.

Литература

Шульговский H. Прикладное стихосложение. Л.,1929.

Хромов В. Тавтограмма // Наука и жизнь, 1971,

Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 63—65.

Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, М., 1933;

infourok.ru

Как определить размер стихотворения: что это такое и как называется стихотворный размер

Поэтические литературные произведения отличаются от прозаических наличием определённого ритма. Он возникает потому, что большинство стихотворений имеет размер и рифму. Определение стихотворных размеров нередко бывает связано с трудностями, но оно необходимо как при исследовании поэтических текстов, так и при их создании. Чтобы понять, как определить размер стихотворения, необходимо прежде разобраться, что понимается под этим названием.

Определение понятия

Что такое стихотворный классический размер. Ритмический рисунок стихотворения в современной русской литературе задаётся порядком чередования ударных слогов с безударными и их количеством в строке. Такая система стихосложения называется силлабо-тонической. В России она сложилась в первой половине XVIII века. Для более раннего времени была характерна силлабическая система, то есть такая, при которой значение имело только количество слогов в строке без учета ударений.

Пять основных стихотворных размеров, сейчас относящихся к классическим, возникли ещё в Древней Греции, только в греческой системе вместо ударных и безударных звуков использовались долгие и краткие.

Виры размеров стихов

Виды

Со времени перехода на силлабо-тоническое стихосложение на протяжении почти двух веков в русской поэзии использовались две разновидности стихотворных размеров: двусложные и трехсложные.

Виды двусложных размеров:

  • Хорей. Под ударением первый из двух слогов.
  • Ямб. Ударный второй слог каждой стопы.

Это интересно! Детальный анализ стихотворения Александра Пушкина К Чаадаеву

Двусложными называются те размеры, в которых между двумя ударными слогами находится один безударный. Ударный и безударный слоги образуют единицу, называемую стопой. Под ударением в стопе из двух слогов может оказаться либо первый, либо второй слог.

Типы трёхсложных:

  • Дактиль. Первый слог ударный.
  • Амфибрахий. Второй слог.
  • Анапест. Третий попадает под ударение.

Здесь стопа содержит три слога. Соответственно возможны три варианта расположения ударений.

Таблица классических размеров стиха с примерами

Название Схема Примеры
Двусложные Хорей _́ _ Ве́тер, ве́тер! Ты́ могу́ч,

Ты́ гоня́ешь ста́и ту́ч…

(А.С. Пушкин)

Ямб _ _́ Встаё́т заря́ во мгле́ холо́дной,

На ни́вах шу́м рабо́т умо́лк.

(А.С. Пушкин)

Трёхсложные Дактиль _́ _ _ Ти́хое, до́лгое, кра́сное за́рево

Ка́ждую но́чь над стано́вьем твои́м…

(А.А. Блок)

Амфибрахий _ _́ _ Гляжу́, поднима́ется ме́дленно в го́ру

Лоша́дка, везу́щая хво́росту во́з.

(Н.А. Некрасов)

Анапест _ _ _́ Не гляди́ же с тоско́й на доро́гу

И за тро́йкой восле́д не спеши́…

(Н.А. Некрасов)

В поэзии XVIII и начала XIX века чаще использовался двусложный размер стиха. Примером тому может служить любимый стихотворный размер Пушкина – четырёхстопный ямб. Правда, поэму «Домик в Коломне» поэт начинает с признания: «Четырёхстопный ямб мне надоел». Однако поэт от ямба не отступает, хотя на этот раз использует пятистопный.

Важно! К XX веку возникли неклассические варианты, например, дольники. В них чередуются стопы, различные по числу слогов.

Определение размера

Узнать размер стиха можно несколькими способами:

  1. Скандирование.
  2. Отбивание ритма.
  3. Подсчёт ударных и безударных гласных.
  4. Составление схемы.
  5. Подстановка созвучного слова.

Как определить размер стихотворения

Скандирование

Способ подходит людям с преобладающим слуховым восприятием. Заключается он в прочтении стихотворения ритмично, тем же образом, каким дети произносят считалки. В этом случае даже при пропуске ударения, например, из-за длины слова, на этом месте появляется интонационное:

На́-ша Та́-ня гро́м-ко пла́-чет:

У́-ро-ни́-ла в ре́ч-ку мя́-чик.

Вторая строчка начинается с длинного слова, в котором при скандировании появляется второе, интонационное ударение на первом гласном звуке. В результате акцент и слабое звучание чётко чередуются, позволяя определить, что стихотворение написано хореем.

Скандирование

Отбивание ритма подсчет гласных

Находясь на экзамене, в читальном зале или в ином месте, где шум нежелателен, к скандированию прибегнуть невозможно, а мысленный вариант не всем помогает. В этой ситуации можно отбивать ритм сильными и слабыми ударами пальца или карандаша по ладони.

При наличии перед глазами текста есть возможность прибегнуть к подсчёту ударных и безударных гласных. Для этого расставляются ударения в нескольких строках стихотворения, а затем подсчитывается количество безударных слогов между ударными.

Подсчет гласных

Составление схемы

При преобладании зрительного восприятия и развитом абстрактном мышлении помогает составление схемы (примеры схем были приведены в таблице выше). Делается это следующим образом. Предположим, требуется повести анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…». Для этого рекомендуется исследовать не одну строчку, а больше из-за возможного выпадения или добавления ударений. При наличии опыта достаточно двустишия, но поначалу лучше лишний раз проверить на последующих строках.

Шё́пот, ро́бкое дыха́нье.

Тре́ли соловья́,

Серебро́ и колыха́нье

Со́нного ручья́.

Схематически обозначается количество слогов, отмечаются ударные:

_́ _ _́ _ _ _ _́ _

_́ _ _ _ _́

_ _ _́ _ _ _ _́ _

_́ _ _ _ _́

На схеме видно, что минимальное расстояние между ударными – один безударный. Следовательно, стопа состоит из двух слогов. При разделении на стопы схема выглядит так:

_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /

_́ _ / _ _ / _́

_ _ / _́ _ / _ _ / _́ _ /

_́ _ / _ _ / _́

Согласно таблице, стопа в стихотворении А.А. Фета соответствует схеме хорея. О пропущенных ударениях будет сказано ниже.

Это интересно! Для чего используют и что такое олицетворение в художественной литературе

Подстановка созвучного слова

Способ заключается в том, что для каждого двусложного и трехсложного размера подбирается слово соответствующей длины и с ударением на нужном слоге.

Например:

  • мо́ре – хорей,
  • река́ – ямб,
  • о́зеро – дактиль,
  • боло́то – амфибрахий,
  • океа́н – анапест.

При подстановке нужного слова в строку и его повторении ритм стихотворения не изменяется.

Пример:

Ах, бы́-ли счаст-ли́-вы-е го́-ды! (Н.А. Некрасов)

Бо-ло́-то, бо-ло́-то, бо-ло́-то.

Ритмический рисунок совпадает с образцом амфибрахия.

Практика показывает, что труднее всего даётся различие между анапестом и амфибрахием, причём запомнить сложно не строение, а то, какой из них как называется.

Среди филологов бытует забавное двустишие, которое облегчает запоминание:

«Ана́пест, ана́пест, ана́пест!» –

Вот та́к амфибра́хий звучи́т.

Это интересно! Что такое перифраза: виды и примеры из художественной литературы

Полезное видео: стихотворные размеры

Сложные случаи

Ритм поэтического произведения бывает трудно уловить из-за пропущенных ударений, что связано с длиной слов, превышающей стопу, или из-за добавления лишнего ударного гласного. То и другое может быть использовано автором в качестве литературного приёма.

Важно! Отсутствие ударения на ритмически заданном месте называется пиррихий, появление лишнего – спондей.

Примеры пиррихия уже встречались в приведённом выше фрагменте из стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».

Спондей встречается, например, в последней строфе стихотворения А.К. Толстого «Благовест»:

И се́рдце ра́достно

Дрожи́т и та́ет,

Пока́ зво́н бла́гостный

Не замира́ет

Стихотворение написано ямбом, но в трёх строчках из четырёх обнаруживается уже знакомый пиррихий, словно придающий повествованию плавность. А на этом фоне, будто имитируя удары церковного колокола, выделяется третья – с тремя ударениями подряд. Её схема выглядит так:

_ _́ / _́ _́ / _ _

Эффект колокольного звона создаётся спондеем во второй стопе.

Данный пример доказывает, что умение определять стихотворные размеры пригодится не только специалистам-литературоведам или тем, кто сам занимается поэтическим творчеством. Понимание законов поэзии даёт возможность глубже проникнуть в замысел автора, получить максимальное наслаждение от прочитанного стихотворения.

Это интересно! Стих Жираф Николая Гумилева: анализ по плану

Полезное видео: как определить стихотворный размер

Вывод

С развитием интернета, во многом облегчающего жизнь тем, кто умеет его правильно использовать, появились и ресурсы, позволяющие определять размер онлайн. Услуга полезная, однако наиболее оправданно её использование в случае литературоведческого анализа достаточного количества текстов. Прочувствовать настроение, ритм, мелодию стихотворения с помощью подобных сервисов не удается. Чтобы всё богатство выразительных средств, заложенное поэтом в своё творение, не прошло мимо восприятия читателя, последнему лучше уметь разбираться в ритме стиха самостоятельно.

tvercult.ru

Тест по литературе "Стихотворные размеры"

Тест «Стихотворные размеры»

Вариант 1

1. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на первый слог.

А)хорей

Б)ямб

В)дактиль

Г)амфибрахий

2. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

А)ямб

Б)хорей

В)дактиль

Г)амфибрахий

3. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную…

А)анапест

Б)ямб

В)дактиль

Г)амфибрахий

4. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды…

А)хорей

Б)анапест

В)амфибрахий

Г)ямб

5. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи -

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

А)анапест

Б)амфибрахий

В)дактиль

Г)хорей

6. Укажите, каким размером написано стихотворение:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

А)анапест

Б)ямб

В)дактиль

Г)амфибрахий

7. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на второй слог.

А)дактиль

Б)хорей

В)анапест

Г)амфибрахий

Тест «Стихотворные размеры»

Вариант 2

1. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на второй слог.

А)хорей

Б)анапест

В)дактиль

Г)ямб

2. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу…

А)амфибрахий

Б)дактиль

В)анапест

Г)хорей

3. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Наряжены мы вместе город ведать,
Но, кажется, нам не за кем смотреть…

А)ямб

Б)хорей

В)дактиль

Г)анапест

4. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

А)анапест

Б)дактиль

В)ямб

Г)хорей

5. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…

А)хорей

Б)дактиль

В)анапест

Г)амфибрахий

6. Укажите, каким размером написано стихотворение:

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

А)хорей

Б)ямб

В)дактиль

Г)амфибрахий

7. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на первый слог.

А)анапест

Б)амфибрахий

В)дактиль

Г)ямб

Тест «Стихотворные размеры»

Вариант 3

1. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на второй слог.

А)ямб

Б)амфибрахий

В)анапест

Г)дактиль

2. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Капризен март с дождём и снегом,
Озябших улиц кутерьма.
И с высоты осветит Вега
Не убежавшие дома…

А)хорей

Б)дактиль

В)ямб

Г)амфибрахий

3. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!

А)ямб

Б)анапест

В)амфибрахий

Г)дактиль

4. Укажите, каким размером написано стихотворение:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…

А)амфибрахий

Б)дактиль

В)анапест

Г)хорей

5. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней…

А)ямб

Б)анапест

В)хорей

Г)дактиль

6. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...

А)ямб

Б)дактиль

В)хорей

Г)амфибрахий

7. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на первый слог.

А)хорей

Б)дактиль

В)анапест

Г)ямб

Тест «Стихотворные размеры»

Вариант 4

1. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на третий слог.

А)анапест

Б)амфибрахий

В)дактиль

Г)хорей

2. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Танго времени
лист закружит,
жёлтым парусом,
уплывёт
по сиреневой
мутной луже
в графство осени
лёгкий плот…

А)ямб

Б)хорей

В)дактиль

Г)анапест

3. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

А)хорей

Б)амфибрахий

В)ямб

Г)анапест

4. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
А)анапест

Б)ямб

В)амфибрахий

Г)дактиль

5. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день…

А)анапест

Б)амфибрахий

В)дактиль

Г)хорей

6. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть…

А)анапест

Б)дактиль

В)амфибрахий

Г)хорей

7. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на второй слог.

А)хорей

Б)амфибрахий

В)ямб

Г)анапест

Тест «Стихотворные размеры»

Вариант 5

1. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на первый слог.

А)анапест

Б)дактиль

В)амфибрахий

Г)ямб

2. Укажите, каким размером написано стихотворение:

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит…

А)дактиль

Б)амфибрахий

В)анапест

Г)хорей

3. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил... А)амфибрахий

Б)хорей

В)ямб

Г)дактиль

4. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум…

А)хорей

Б)анапест

В)ямб

Г)дактиль

5. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

А)ямб

Б)хорей

В)дактиль

Г)анапест

6. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч…

А)ямб

Б)хорей

В)амфибрахий

Г)анапест

7. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на первый слог.

А)амфибрахий

Б)дактиль

В)ямб

Г)хорей

Тест «Стихотворные размеры»

Вариант 6

1. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на второй слог.

А)анапест

Б)ямб

В)амфибрахий

Г)дактиль

2. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

А)ямб

Б)хорей

В)анапест

Г)дактиль

3. Укажите, каким размером написано стихотворение:

В рабстве спасённое
Сердце свободное — 
Золото, золото
Сердце народное!

А)дактиль

Б)ямб

В)амфибрахий

Г)хорей

4. Укажите, каким размером написано стихотворение:

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах.

А)амфибрахий

Б)анапест

В)хорей

Г)амфибрахий

5. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать забило сердечко тревогу,
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг…

А)хорей

Б)дактиль

В)анапест

Г)амфибрахий

6. Укажите, каким размером написано стихотворение:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня…

А)хорей

Б)ямб

В)дактиль

Г)амфибрахий

7. Укажите, как называется трёхсложный размер стиха с ударением на третий слог.

А)анапест

Б)дактиль

В)амфибрахий

Г)ямб

infourok.ru

Алгоритм определения стихотворного размера

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА

М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам.

Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда:

1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит…

2. Шаг второй. Расставим ударения ( ˉ). Помните, что в русском языке есть слова (как правило, состоящие из одного слога), которые не имеют самостоятельного ударения. Чаще всего такими словами оказываются служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия; в некоторых случаях — местоимения. Однако следует иметь в виду, что в некоторых сочетаниях, напротив, служебная часть речи может «перетянуть» ударение на себя, и тогда стоящее рядом с ним слово лишится ударности: «неˉ был» (частица становится ударной, а глагол попадает в безударную позицию). Довольно часто такое явление встречается в народно-поэтической речи: воˉ полеиˉздому. Учтём эти особенности при расстановке ударений в нашем примере:

Выхожуˉ одиˉн я на дороˉгу;

Сквозь тумаˉн кремниˉстый пуˉть блестиˉт…

Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».

3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :

Выˆоуˉ оиˉн я наˆ дооˉу;

Сквоˆзь туаˉн кре-мниˉ-стый пуˉть бле-стиˉт…

Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:

ˆ ˉ ˉ ˆ ˉ .

ˆ ˉ ˉ ˉ ˉ

Остаётся разделить наши строки на стопы — повторяющиеся ритмические фрагменты. Совершенно очевидно, что в нашем примере повторяющимся фрагментом будет такой: ˉ . Это и будет являться стопой стиха:

ˆ ˉ | ˉ | ˆ ˉ .

ˆ ˉ | ˉ |  ˉ | ˉ

Итак, в каждой стопе содержится по два слога, первый из которых — ударный, значит, перед нами — хорей*. А поскольку каждом стихе содержится по пять стоп («хвостик» из одного слога после четвёртой стопы во второй строчке называется усеченной стопой), то размер стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — пятистопный хорей.

 

______________

*Хорей — двусложная (т. е. состоящая из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ.

Дактиль — трёхсложная (т. е. состоящая из трёх слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .

Амфибрахий — трёхсложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ .

Анапест — трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге: ˉ.

ОПОРНАЯ СХЕМА
ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ

ЯНВАРЬ метет, ЯМБ

ДАШЕНЬКА ДАКТИЛЬ

В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ

АНАНАС берет АНАПЕСТ

Анна Ахматова - дактиль
Марина Цветаева - амфибрахий
Николай Гумилев – анапест

С заданными рифмами сочинить четверостишия, использова все стихотворные размеры (групповая работа).
Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек. 
Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.


Рифмы: Саня – в кармане Раздался – остался


Возможные варианты:
Хорей: Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался.


Ямб (пропеть): Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался!


Дактиль: Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался.


Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался.
Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался.
ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах.

Определите размер стиха  (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…
+++++++++

мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь
++++++++++

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

++++++++++++++++++++

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт
+++++++++++++++++++++++

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

  1. Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

  1. Что ты ржёшь, мой конь ретивый,

Что ты шею опустил,

Не потряхиваешь гривой,

Не грызешь своих удил?

  1. В Европе удобно, но родины ласки

Ни с чем не сравнимы. Вернувшись домой,

В телегу спешу пересесть из коляски

И марш на охоту! Денек не дурной…

  1. Раз у отца в кабинете

Саша портрет увидал,

Изображен на портрете

Был молодой генерал.

  1. Бесконечно унылы и жалки

Эти пастбища, нивы, луга,

Эти мокрые, сонные галки,

Что сидят на вершине стога…

  1. Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

              Русский народ…

  1. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  1. Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

  1. И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

  1. Заря окликает другую,

Дымится овсяная гладь…

Я вспомнил тебя, дорогую,

Моя одряхлевшая мать.

 

  1. Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

  1. Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

  1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

  1. Гляну в поле, гляну в небо –

И в полях и в небе рай.

Слова тонет в копнах хлеба

Незапаханный мой край.

  1. Прощай, родная пуща,

Прости, златой родник.

Плывут и рвутся тучи

О солнечный сошник.

  1. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

  1. Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

       

  1. Ты поила коня из горстей в поводу.

Отражаясь, березы ломались в пруду.

  1. Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам…

  1. Прибежали в избу дети,

Второпях зовут отца:

«Тятя! Тятя! Наши сети

Самостоятельная работа «Размеры стиха», 6 класс

1 вариант

      1. На севере диком стоит одиноко

         На голой вершине сосна,

         И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

         Одета, как ризой, она.     (амфибрахий)

      2. Слова слышны и здесь и там,

         На улице и дома.

         Одно - давно привычно нам,

         Другое – незнакомо.       (ямб)

3.  Вот ворона на крыше покатой

    Так с зимы  и осталась лохматой. (анапест)

4. Книга – учитель.

    Книга – наставница.

    Книга – лучший товарищ и друг. (хорей)

  5. Тучки небесные, вечные странники!

       Степью лазурною, цепью жемчужною

       Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

      С  милого севера в сторону южную. (дактиль)

2 вариант

     1. Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.

    Только серые вороны

    Расшумелись на лугу. ( хорей)

  1. Сижу за решёткой в темнице сырой.

     Вскормлённый в неволе орёл молодой,

     Мой грустный товарищ, махая крылом,

     Кровавую пищу клюёт под окном.   (амфибрахий)

  1. Душой весны природа ожила,

    И блещет всё в торжественном покое:

    Лазурь небес, и море голубое,

    И дивная гробница, и скала!   ( ямб)

4. В полном разгаре страда деревенская…

    Доля ты! – русская долюшка женская!

    Вряд ли труднее сыскать.  (дактиль)

5.  Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая  стая

С замираньем летит на звезду.   (анапест)

infourok.ru

как определять, особенности и примеры :: SYL.ru

На уроках письменности в средней школе обязательно проходят стихотворные размеры. Как определять их и что они вообще означают - узнаем дальше.

Значение

Как определить стихотворный размер стихотворения? Сначала нужно разобраться с понятием этих слов. Стихотворным размером называют частную подачу стихотворения, его индивидуальную ритмику и вариацию. Стихотворные размеры - обязательная составляющая анализа любого стиха.

Стихотворные размеры: как определять

Чтобы научиться разбирать размеры стихов, стоит ознакомиться с его видами и главными частицами. Важным элементом в определении размера является стопа.

Она означает группу слогов, которых связывает одно ударение. Второстепенную роль играет сам слог. Именно от ударного слова зависит яркость и эмоциональность стиха.

Виды

В русском языке более актуальна в стихотворении длина строки. Ярким примером этого выступает ямбический метр. Он может быть:

  • одностопным;
  • двухстопным;
  • трехстопным;
  • четырехстопным и так далее.

Характеристики размера стиха могут давать цезуры (необходимость паузы в ритмике стиха) или каталектики (окончание строки неполной стопой).

Виды стихотворных размеров

Метрическая составная и ритмика любого стиха устанавливает стихотворные размеры. Как определять их? Для этого нужно запомнить следующие пояснения:

1. Односложный размер, он же брахиколон - размер однодольный, в каждой стопе которого содержится маленькое слово, состоящее из одного слога. При этом в строке может быть несколько стоп.

Пример: Ночь, день. Свет, тень. Вдруг звук. То - стук.

2. Двусложные размеры. К ним относят хорей - размер двудольный, в стопе ударение ставится на первом слоге.

Пример: Туча темная, ночь огромная.

Ямб также относится к двудольному размеру. От хорея он отличается постановкой ударения на последнем слоге стопы. Парные слоги являются ударными в строке.

Пример: Наряжены мы вместе город ведать. Но, кажется, нам не за кем смотреть.

3. Трехсложные: это дактиль, амфибрахий, анапест.

Дактиль - трехсложный размер, в котором ударение ставится на первый слог. Это означает что начальный первый слог дактиля ударный, и последующие два безударные. Затем идет вторая строка, в которой ударными получаются слоги: четвертый, пятый и шестой.

Анапест является трехсложным размером со вторым ударным слогом. Первый и третий слоги не имеют экспрессивного оттенка, они безударные. Вторая стопа стихотворения такова: пятый - ударный, четвертый и шестой - безударные.

Амфибрахий представляет собой размер трехсложный, где ударение ставится на последнем слоге, а первые два – безударные.

Логаэд

Вышеуказанные стихотворные размеры основываются на последовательном порядке нескольких схожих стоп. Это является главным отличаем их с логаэдом. Последний означает строчный размер, в котором чередуются несколько разных стоп.

Например: Сегодня мрачный день. Кузнечиков хор спит. И сумрачных скал сень темней гробовых плит.

Как определить стихотворный размер

Если вы работаете над сочинением, что подразумевает полный анализ стихотворения, вам непременно не помешает проанализировать его стихотворные размеры. Как определять их и для чего? Потому что поэтическое произведение требует оценки именно по ритму и своему звучанию. Эта мелодичность стиха и образует само стихотворение. Поэтому каждый филолог знает, что стих не разбирается без определения в нем стихотворного размера.

Вторая важная задача в определении

Еще одна не менее важная задача в проведении анализа поэтического произведения заключается в том, чтобы определить и назвать цель стихотворного размера.

Например, ямб отображает энергичное повествование, хорей - более нежен и спокоен.

Ночные пейзажи и тихая водная гладь всегда описывались хореем. К его размерам также относят все колыбельные стихи.

Разговорная речь в стихах характерна для трехсложных размеров. Такие произведения любил сочинять Некрасов.

Стихотворные размеры в таблице на примере двухсложных размеров представлены далее.

Стихотворные размерыХорейЯмб
Определенияразмер стиха двусложный, ударение ставится на первом слоге.размер стихотворный, в котором ударение ставится на второй слог.
Рисунок ритмический‑ U|- U|‑ U|‑ U|U ‑|U ‑|U ‑|U ‑|

Давайте рассмотрим произведение "Зимнее утро" А. С. Пушкина.

Определите стихотворный размер:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры.

Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Поэтическое произведение "Зимнее утро" само по себе состоит из 30 строчек. Это четырехстопный ямб, придающий стиху мажорность и выразительность. Строки стихотворения рифмуются таким способом: 1-2, 3-6, 4-5.

Как научиться писать стихи

Выразить свои мысли и чувства не всегда получается сказанными словами. Порой легче написать к какому-нибудь особенному эпизоду стихи. Но так ли это просто? Итак, если вы хотите опробовать это ремесло, то начните с самых простых правил:

1. Талантливы вы или нет, но вы должны помнить, что какие бы стихи вы не собрались писать (одно-, двух-, трехсложные), вам необходимо начать с простого.

2. Рифма к слову должна идти в соседней строке или через строку.

3. Избегайте сложных слов и словосочетаний, а также банальных рифм типа "любовь-морковь".

4. Начните творчество с обычного поздравления дорогого вам человека. Поздравление в открытке, написанное вашими собственными словами - редкий и оригинальный подарок.

5. Перед тем как начать писать стих, подготовьтесь. Например, выпишите на листок слова, которые обязательно будут присутствовать в вашем поэтическом произведении. После чего подберите к ним несколько рифм.

6. Напишите примерный текст того, о чем хотите сказать в прозе.

7. После того как напишите свое стихотворение, прочитайте его внимательно несколько раз. Если почувствуете несостыковку по звучанию или смыслу - попробуйте изменить предложение или заменить какое-то слово.

Если будете следовать этим нехитрым правилам, у вас должен будет получиться простой ямб - поздравление, написанное на мажорной ноте!

Вывод

Теперь мы узнали, что такое стихотворные размеры. Как определить, на какой ноте написан стих, и его ритмику, мы так же разобрались. Если в будущем вам необходимо будет проанализировать написанный автором стих, вы сделаете это с легкостью. А если захотите творить поэзию самостоятельно, то предпосылки того, с чего начать и с какой ритмикой писать, у вас уже есть.

www.syl.ru

Стихотворные размеры » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

 

 

Название Краткая характеристика Пример
Хорей Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М. Ю. Лермонтов)
Ямб Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога...
(А. С. Пушкин)
Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
(А. А. Блок)
Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)
Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(А. А. Фет)

Как определить стихотворный размер?

Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:

о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел 

тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей

2. Готово. Теперь ставим ударения.

о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел

тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й

3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

о - ми' / - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел /

тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й

Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /

тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й 

Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий

Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.

Он немного проще. 

Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.

Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.

Выбирайте любой понравившийся способ

Неужели это так сложно - определить размер стиха?


 Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.

5litra.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.