Плещеев стихи 2 класс


План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева                                                        (Слайд № 5)

- Что вы знаете об этом поэте?

Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад.  Это русский писатель, поэт, переводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым.  В 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения «На праздник».

Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).

Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи.

- Рассмотрите портрет. -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

 -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»

 - Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

Сначала читаю стих-ие я, а потом 2-3 ученика.

- Что описывает поэт?

 (Приход весны)

- Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

- Найдите объяснение слова «лазурь»?                                           

(Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день)

- Прочитайте стих-ие выразительно. Читают 3-4 человека.

- Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

 - Что сказано о лесе, о соловьях, о метели?

- Какие приметы весны мы можем слышать?

(Пение птиц, звон ручейков)

- Какую картину вы можете представить по этому стих-ию?

Физминутка

Стихотворение «Сельская песенка»

- На с. 113 прочитайте название стих-ия. Как вы думаете, о чем оно?

Читают стих-ие дети один человек.

- Слышали вы это стих-ие раньше? Кто помнит?

(стих-ие звучит в фильме 12 месяцев)

- Прочитайте стих-ие выразительно.

- Радуется поэт приходу весны или нет?

- В каких строках это выражено?

- Какие приметы весны можно услышать, а какие увидеть? Найдите и прочитайте о них.

(Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

Услышать: прощебечь с дороги, песню спой)

- Что означает слово «сени»? 

( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)

- Как вы думаете, почему автор дал такое название?

(Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)

- Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева?

(Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)

- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

(о ласточке)

(Гнездо деревенской ласточки                                                         

Гнездо городской ласточки                                                         

 Гнёзда ласточек – береговушек)                                                   

К сведению:  В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.

 Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.

Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

 Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

nsportal.ru

Презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс) на тему: Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс "Стихотворения Алексея Николаевича Плещеева о весне", УМК "Школа России"

Слайд 1

Тема: Стихотворения Алексея Николаевича Плещеева о весне.

Слайд 2

Речевая разминка: ра – ра – ра – Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

Слайд 3

Весенняя гостья Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьётся С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою…» К.Льдов

Слайд 4

Проверка домашнего задания

Слайд 5

Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893

Слайд 6

Жизнь и творчество А.Н.Плещеева Отец и мать принадлежали к старинному родовитому дворянству. Однако семья Плещеевых жила небогато. Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование.

Слайд 7

Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник». Поэт, переводчик, прозаик, драматург, критик

Слайд 8

Подпись поэта

Слайд 9

Алексей Николаевич Плещеев 1825-1893 Поэт, переводчик, прозаик, драматург, критик

Слайд 10

Лазурь

Слайд 11

ПЕРЕ- РЫВ! ПЕРЕ- РЫВ!

Слайд 12

Гнездо деревенской ласточки

Слайд 13

Гнездо городской ласточки

Слайд 14

Гнёзда ласточек – береговушек

Слайд 15

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка» А.Барто , А.Плещеев, Ф.Тютчев 2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев Весна, зима, осень 3. Название птиц из стихотворения «Весна» Ласточки, воробьи, соловьи 4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева? Природа, солнце, птицы

Слайд 16

сегодня я узнал... я смог… было трудно… было интересно узнать, что… мне захотелось… я понял, что… меня удивило… я научился…

Слайд 18

Домашнее задание: Выучить любое стихотворение А. Плещеева

Слайд 19

Молодцы! Всем спасибо за работу!!!

nsportal.ru

Все стихи Алексея Плещеева


Notturno (Ночь тиха... Едва колышет...)

Ночь тиха... Едва колышет Ветер темные листы. Грудь моя томленьем дышит, И тоской полны мечты... Звуки дивные несутся, Слышу я, в тиши ночной: То замрут, то вновь польются Гармонической волной. Вот вдали между кустами Свет в окне ее мелькнул... Как бы жаркими устами Я к устам ее прильнул! Ночь бы целую в забвенье Всё лобзал ее, лобзал... И слезами упоенья Грудь младую б обливал... Но один я... Грустно, скучно! Огонек в окне погас... Глухо колокол докучный Прогудел полночный час... * Notturno - Ноктюрн (итал.).- Ред.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Notturno (Я слышу, знакомые звуки...)

Я слышу, знакомые звуки Несутся в ночной тишине - Былые заснувшие муки Они пробудили во мне. Я слышу знакомые звуки, Я жадно им прежде внимал И молча на белые руки, На светлые очи взирал. Я слышу знакомые звуки, И сердце стеснилось мое: Я помню, в минуту разлуки, Рыдая, я слушал ее. Я слышу знакомые звуки И вижу, опять предо мной По клавишам белые руки Скользят, серебримы луной... * Notturno - Ноктюрн (итал.).- Ред.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Бал

(Отрывок) Я помню бал. Горели ярко свечи, И группы пестрые мелькали предо мной. Я слушал то отрывистые речи, То Ланнера мотив унылый и простой. Но слушал их небрежно и зевая, А взорами ее - одну ее искал. Где ты, всегда нарядная, живая, Как мотылек? Тебя давно я не видал, Но все к тебе мои неслися думы, Тобой и в этот миг они еще полны; И жду тебя, усталый и угрюмый, Я, как природа ждет дыхания весны! И длился скучный бал до поздней ночи, Я покидал его с досадою немой, Но вдруг ее лазуревые очи, Как будто две звезды, зажглися предо мной. И увидал я вновь, отрады полный, И плечи белые, как первый снег полей, И смоляных волос густые волны, И легкий стройный стан красавицы моей. Но на щеках нет прежнего румянца... Ты улыбаешься сквозь слезы? Ты грустна? Устала ль ты, кружася в вихре танца, Иль скорбь на дне души твоей затаена? Ужель и ты обманута мечтами И на страдания судьбой обречена?.. Вот руку мне дрожащими руками Схватив, "Я замужем",- произнесла она; А грудь ее высоко волновалась, И томный взор горел болезненным огнем; И мука в этом взоре отражалась, Как отражалось в дни былые счастье в нем. И я поник в раздумье головою; Сначала речь завесть о прошлом был готов, Но, удручен тяжелою тоскою, Остался, будто тень, и мрачен и без слов. Я помню бал, горели ярко свечи... За пестрою толпой следил я в стороне. Но не искал мой взор отрадной встречи,- Я никого не ждал, и скучно было мне. Вдруг Ланнера послышались мне звуки - Унылый вальс! Знаком он сердцу с давних дней, И вспомнил я любви тревожной муки, Я вспомнил блеск давно угаснувших очей! Да! как листок, весною пожелтелый, На утре дней и ты увяла, ангел мой; И видел я, как ты в одежде белой, В венке из белых роз лежала под парчой... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я вспомнил всё... А музыка гремела, И пестрая толпа кружилась предо мной!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Безотчетная грусть

Fuhit das Herz ein Schen Und ein susses Weh. Ruckert * Ночь весенняя прохладна, Ароматна и ясна; В небе чистом тихо светит Серебристая луна, И лучом она лобзает Грудь холодную реки; За рекою слышны песни И мелькают огоньки. Грустно мне! Тоска на сердце Безотчетная лежит, По щеке слеза бежит! Вот луну сокрыли тучи - Огоньков уж не видать... Стихли песни... Скоро ль, сердце, Перестанешь ты страдать! * Сердце чувствует томленье и сладостную скорбь. Рюккерт.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Бледный луч луны пробился Сквозь таинственной листвы, И приносит ветер теплый Запах скошенной травы. Всё бы только здесь лежал я, Под навесом этих ив, В даль немую, в купол звездный, Взор бесцельно устремив; Всё бы слушал, как вершина Ивы дремлющей шумит, Как на темном дне оврага По камням родник журчит. Это тихое журчанье, Шелест листьев, свет луны - На меня всё навевает Примиряющие сны... Ночь! с твоим сияньем кротким, Для усталого меня, Ты дороже и милее Ярко блещущего дня...

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

В суде он слушал приговор - Его галеры ожидали: Он был бедняк, и был он вор. Неделю дети голодали, И, нищетой удручена, Глядела в гроб его жена; Труды, заботы, огорченья, Знать, не по силам были ей; И поддался он искушенью: Украл на хлеб семье своей. И осуждение бесстрастно Прочел ему синедрион; Казалось, нищетой ужасной Никто из них не поражен; Пример не нов, да и напрасно Жалеть - неумолим закон! Лишь одному людское горе Доступно было в этот миг, Любовь в одном светилась взоре: Глядел - и кроток и велик - Среди безмолвной тишины Христос распятый - со стены...

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Весна (Опять весной в окно мое пахнуло...)

Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней... В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега... Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны... И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось - на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор. В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит... В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Весна (Уж тает снег...)

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Вперед! без страха и сомненья На подвиг доблестный, друзья! Зарю святого искупленья Уж в небесах завидел я! Смелей! Дадим друг другу руки И вместе двинемся вперед. И пусть под знаменем науки Союз наш крепнет и растет. Жрецов греха и лжи мы будем Глаголом истины карать, И спящих мы от сна разбудим И поведем на битву рать! Не сотворим себе кумира Ни на земле, ни в небесах; За все дары и блага мира Мы не падем пред ним во прах!.. Провозглашать любви ученье Мы будем нищим, богачам, И за него снесем гоненье, Простив безумным палачам! Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой, В заботах тяжких истощил; Как раб ленивый и лукавый, Талант свой в землю не зарыл! Пусть нам звездою путеводной Святая истина горит; И верьте, голос благородный Не даром в мире прозвучит! Внемлите ж, братья, слову брата, Пока мы полны юных сил: Вперед, вперед, и без возврата, Что б рок вдали нам не сулил!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Гидальго

Полночь. Улицы Мадрида И безлюдны и темны. Не звучат шаги о плиты, И балконы не облиты Светом палевым луны. Ароматом ветер дышит, Зелень темную ветвей Он едва-едва колышет... И никто нас не услышит, О сестра души моей! Завернись в свой плащ атласный И в аллею выходи. Муж заснул... Боязнь напрасна. Отдохнешь ты безопасно У гидальго на груди. Иль как червь до утра гложет Ревность сердце старика?.. Если сны его встревожат, Шпага острая поможет,- Не дрожит моя рука! Поклялся твоей красою Мстить я мужу твоему... Не владеть ему тобою! Знаю я: ты злой семьею Продана была ему! Выходи же на свиданье, Донья чудная моя! Ночь полна благоуханья, И давно твои лобзанья Жду под сенью миртов я!..

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Дачи

Люблю я вас, дачки! Идешь себе ночью, А окна, балконы отворены все; И звук фортепьяно оттуда несется, И льются напевы в ночной тишине. А вот у окна вдруг явилась головка; Вот черные очи как звезды блестят, На плечах лилейных шелковые кудри, Атласные щечки румянцем горят! И смотришь - а ночь так свежа и ясна, И розами пахнет, и светит луна!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Дездемоне

(Виардо Гарсии) 1 Когда твой голос серебристый, О Дездемона, слушал я, Восторгом пламенным и чистым Была полна душа моя! Я говорил: нет, эти звуки С небесной льются вышины; Пустой, бесплодной жизни муки Нам усладить они даны! Я в это чудное мгновенье Людей и мир - всё позабыл: Я весь был слух и восхищенье, Я жадно каждый звук ловил! Молилась ты, или рыдала, Иль тихо пела песнь любви - Как сердце билось, замирало При звуках тех в моей груди! Шекспира светлое созданье Ты так глубоко поняла И Дездемоны все страданья Так верно нам передала! 2 Меж тем как шум рукоплесканья И кликов залу оглашал, Лишь я один сидел в молчанье, Ничем восторг не выражал. Я не бросал тебе букеты, Не бросил я тебе венок; Но стих созрел в душе поэта - Прими же: вот и мой цветок! Прими его... Хоть не блистает Красой он южного цветка, Но солнце так же оживляет Листки и роз... и василька!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Дети века все больные,— Мне повсюду говорят,— Ходят бледные, худые, С жизнью всё у них разлад. Нет! Напрасно стариками Оклеветан бедный век; Посмотрите: перед вами Современный человек. Щеки словно как с морозу, Так румянцем и горят; Как прилична эта поза, Как спокоен этот взгляд. Вы порывов увлеченья Не заметите за ним; Но как полон уваженья Он к достоинствам своим. Все вопросы разрешает Он легко, без дальних дум; Не тревожит, не смущает Никогда сомненье ум. И насмешкой острой, милой Как умеет он кольнуть Недовольных, что уныло На житейский смотрят путь, Предрассудки ненавидят, Всё твердят про идеал И лишь зло и гибель видят В том, что благом мир признал. Свет приятным разговором И умом его пленен; Восклицают дамы хором: «Как он мил! как он умен!» Нет! Напрасно старость взводит Клевету на бедный век: Жизнь блаженствуя проводит Современный человек!

Всеволод Рождественский. Избранное. М., Л.: Художественная литература, 1965.


Дума (Как дети иль рабы...)

Как дети иль рабы, преданию послушны, Как часто в жизни мы бываем равнодушны К тому, что сердце нам должно бы разрывать, Что слезы из очей должно бы исторгать. Мы плакать не хотим, мы не хотим терзаться И предрассудкам казнь в сомнениях искать; Не лучше ль слепо им во всем повиноваться, А в бедствиях судьбу спокойно обвинять! И, мимо жертв идя шумящею толпою, Вздыхать и говорить: так велено судьбою! Когда же совесть вдруг, проснувшись, скажет нам: "Виновник бед своих - ты, жалкий смертный, сам... Ты глух, как истукан, на глас мой оставался И, призрака создав, ему повиновался!"- Вопль сердца заглушить мы поспешим скорей, Чтобы не отравить покоя наших дней! Когда ж среди толпы является порою Пророк с могучею, великою душою, С глаголом истины священной на устах,- Увы, отвержен он! Толпа в его словах Учения любви и правды не находит... Ей кажется стыдом речам его внимать, И, вдохновенный, он когда начнет вещать - С насмешкой каждый прочь, махнув рукой, отходит. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Ее мне жаль

(Графу Д. А. Толстому) Дай руку мне... Я понимаю Твою зловещую печаль И, полон тайных мук, внимаю Твоим словам: "Ее мне жаль". Как иногда в реке широкой Грозой оторванный листок Несется бледный, одинокой, Куда влечет его поток,- Так и она, веленью рока Всегда покорная, пойдет Без слез, без жалоб и упрека, Куда ее он поведет. В ее груди таится ныне Любви так много... Боже мой, Не дай растратить ей в пустыне Огня, зажженного тобой! Но этот взор, спокойный, ясный, Да будет вечно им согрет, И пусть на зов души прекрасной Душа другая даст ответ. Да, верь мне, друг, я понимаю Твою зловещую печаль И, полон грусти, повторяю С тобою сам: "Ее мне жаль".

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Если хочешь ты, чтоб мирно, Ясно дни твои летели, Брось тревожные вопросы И возвышенные цели. Пусть орлы парят высоко Где-то там, под облаками; Что тебе до них! По-волчьи Вой себе, живя с волками. Верь, гораздо ближе к делу, Отложив пустые бредни О воздушных этих замках, Постоять часок в передней; Чаще льстить тому, кто силен (Но не грубо льстить - с уменьем), Чем без проку на неправду Нападать с ожесточеньем. Не гнушайся дураками - Это сила в наше время; Ты насмешкой не убавишь Их плодящееся племя. Слушай вздор их терпеливо: В люди выскочить поможет Кто-нибудь из них, пожалуй; Насолить же всякий может. Общепринятой морали Ты придерживайся строго И иди, не уклоняясь, Торной, битою дорогой. В тех же, кто с нее своротит, Полон рьяного усердья, И каменьями и грязью Ты швыряй без милосердья. Чтоб беды какой не вышло, Дипломата изреченью Верен будь: "Не поддавайся Сердца первому движенью"; Брось мечты о благе ближних, Семьянином будь примерным; И жену и ребятишек Обеспечь доходом верным. И твой век пройдет счастливо; А покинешь мир наш бренный, Скажут все, идя за гробом: "Вот скончался муж почтенный; Слишком был хорош для мира, Потому и взят он богом". И почтит тебя, быть может, Даже пресса некрологом.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Есть дни: ни злоба, ни любовь, Ни жажда дел, ни к истине стремленье - Ничто мне не волнует кровь; И сердце спит, и ум в оцепененьи. Я остаюсь к призывам жизни глух; Так холодно взираю, так бесстрастно На все, что некогда мой дух Тревожило и мучило всечасно. И ласка женская во мне В те дни ответа даже не находит; В бездействии, в позорном сне Душевных сил за часом час проходит. Мне страшно, страшно за себя; Боюсь, чтоб сердце вовсе не остыло, Чтоб не утратил чувства я, Пока в крови огонь и в теле сила. Годами я еще не стар... О боже, всех, кто жаждет искупленья, Не дай, чтоб пеплом сердца жар Засыпало мертвящее сомненье!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Зачем при звуках этих песен, Знакомых песен старины, Ты, сердце, сильно так забилось, Как будто в дни своей весны? Ужель восторги и печали, Все бури юношеских лет, В тебе оставили навеки Ничем неизгладимый след? Ты жарко верило, любило - Но жизнь разбила все мечты. Жизнь ничего не пощадила, Пред чем благоговело ты! И холоднее год от году В тебе струиться стала кровь... Что ж встрепенулось ты? Иль пламень, Давно угасший, вспыхнул вновь? Иль просто жаль тебе былого: Тревог и чувств пережитых? Но, как волну, что вдаль умчалась, Не воротить нам больше их! Оставь напрасные порывы, Тревоги старые забудь... О! лучше б нам под эти звуки С тобой последним сном заснуть!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Звуки

Не умолкай, не умолкай! Отрадны сердцу эти звуки, Хоть на единый миг пускай В груди больной задремлют муки. Волненья прошлых, давних дней Мне песнь твоя напоминает; И льются слезы из очей, И сладко сердце замирает... И мнится мне, что слышу я Знакомый голос, сердцу милый; Бывало, он влечет меня К себе какой-то чудной силой; И будто снова предо мной Спокойный, тихий взор сияет И душу сладостной тоской, Тоской блаженства наполняет... Так пой же! Легче дышит грудь, И стихли в ней сомненья муки... О, если б мог когда-нибудь Я умереть под эти звуки!

Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва: Художественная литература, 1988.


* * *

Знакомые звуки, чудесные звуки! О, сколько вам силы дано! Прошедшее счастье, прошедшие муки, И радость свиданья, и слезы разлуки... Вам всё воскресить суждено. Знакомые тени являются снова, Проходят одна за другой... И сердце поверить обману готово, И жаждет, и молит всей жизни былого, Согретое страстью былой. И всё, что убито бесплодной борьбою, Опять шевельнулось в груди... На доблестный подвиг, на битву с судьбою Иду я отважно, и яркой звездою Надежда горит впереди. В возлюбленном взоре, в улыбке участья Прочел я давно, что любим; Не страшны мне грозы, не страшно ненастье; Я знаю — любви бесконечное счастье Меня ожидает за ним! Довольно, довольно!.. замолкните, звуки! Мою вы терзаете грудь... Прошедшее счастье, прошедшие муки, И радость свиданья, и слезы разлуки, О сердце! навеки забудь!..

Всеволод Рождественский. Избранное. М., Л.: Художественная литература, 1965.


Из Гейне (Возьми барабан...)

Возьми барабан и не бойся, Целуй маркитанку звучней! Вот смысл глубочайший искусства, Вот смысл философии всей! Сильнее стучи, и тревогой Ты спящих от сна пробуди! Вот смысл глубочайший искусства; А сам маршируй впереди! Вот Гегель! Вот книжная мудрость! Вот дух философских начал! Давно я постиг эту тайну, Давно барабанщиком стал!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Ипохондрия

Подумать страшно, что такой Конец сужден житейской драме; Что будешь в узкой, темной яме Лежать недвижный и немой; Что черви примутся точить Твое покинутое тело - Точить то сердце, что умело И ненавидеть и любить. И после многих, многих лет Какой-нибудь мечтатель праздный Найдет твой череп безобразный И унесет в свой кабинет, Чтоб вместо мрамора лежал Он на листах бумаги пыльной Или детей, жилец могильный, Как зашалят они, пугал.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


К Д... (Когда я прижимал...)

(Из Байрона) Когда я прижимал тебя к груди своей, Любви и счастья полн и примирен с судьбою, Я думал: только смерть нас разлучит с тобою; Но вот разлучены мы завистью людей! Пускай тебя навек, прелестное созданье, Отторгла злоба их от сердца моего; Но, верь, им не изгнать твой образ из него, Пока не пал твой друг под бременем страданья! И если мертвецы приют покинут свой И к вечной жизни прах из тлена возродится, Опять чело мое на грудь твою склонится: Нет рая для меня, где нет тебя со мной!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Когда мне встретится истерзанный борьбою, Под гнетом опыта поникший человек; И речью горькой он, насмешливой и злою Позору предает во лжи погрязший век; И вера в род людской в груди его угасла, И дух, что некогда был полон мощных сил, Подобно ночнику, потухшему без масла, Без веры и любви стал немощен и хил; И правды луч, сверкающий за далью Грядущих дней, очам его незрим,— Как больно мне! Глубокою печалью При встрече той бываю я томим. И говорю тогда: явись, явись к нам снова, Господь, в наш бедный мир, где горе и разлад; Да прозвучит еще божественное слово И к жизни воззовет твоих отпадших чад!

Всеволод Рождественский. Избранное. М., Л.: Художественная литература, 1965.


* * *

Когда я в зале многолюдном, Тревогой тайною томим, Внимаю Штрауса звукам чудным, То полным грусти, то живым; Когда пестреет предо мною Толпа при свете ярких свеч; И вот, улыбкой молодою И белизной прозрачных плеч Блистая, ты ко мне подходишь, В меня вперяя долгий взор, И разговор со мной заводишь, Летучий, бальный разговор... О, отчего так грустно, больно Мне станет вдруг?.. Тебе едва Я отвечаю, и невольно На грудь клонится голова. И всё мне кажется, судьбою На муки ты обречена, Что будет тяжкою борьбою И эта грудь изнурена; Что взор горит огнем страданья, Слезу напрасно затая; Что безотрадное рыданье За смехом звонким слышу я! И жаль мне, жаль тебя - и слезы Готовы кануть из очей... Но это всё больные грезы Души расстроенной моей! Прости мне, друг; не зная скуки, Забыв пророческую речь, Кружись, порхай под эти звуки При ярком свете бальных свеч!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Легенда

Был у Христа-младенца сад, И много роз взрастил он в нем; Он трижды в день их поливал, Чтоб сплесть венок себе потом. Когда же розы расцвели, Детей еврейский созвал он; Они сорвали по цветку, И сад весь был опустошен. «Как ты сплетешь теперь венок? В твоем саду нет больше роз!» - «Вы позабыли, что шипы Остались мне»,- сказал Христос. И из шипов они сплели Венок колючий для него, И капли крови вместо роз Чело украсили его. Примечание: перевод из неизвестного английского поэта.
 

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

[М. П. Я-И] Люблю стремиться я мечтою В ту благодатную страну, Где мирт, поникнув головою, Лобзает светлую волну; Где кипарисы величаво К лазури неба вознеслись, Где сладкозвучные октавы Из уст Торкватовых лились; Где Дант, угрюмый и суровый, Из ада тени вызывал; К стопам Лауры свой лавровый Венец Петрарка повергал; Где Рафаэль, благоговея, Изображал мадонны лик; Из массы мрамора Психею Кановы мощный перст воздвиг; Где в час, когда луны сияньем Залив широкий осребрен И ароматное дыханье Льют всюду роза и лимон,- Скользит таинственно гондола По влаге зыбкой и немой, И замирает баркарола, Как поцелуй, в тиши ночной!.. Где жили вы... Где расцветали Роскошно-гордою красой! О, расскажите ж, как мечтали Вы в стороне волшебной той! Я вас заслушаюсь... И в очи Вам устремлю я тихий взгляд - И небо южной, дивной ночи Они поэту заменят!..

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Любовь певца

На грудь ко мне челом прекрасным, Молю, склонись, друг верный мой! Мы хоть на миг в лобзаньи страстном Найдем забвенье и покой! А там дай руку - и с тобою Мы гордо крест наш понесем И к небесам в борьбе с судьбою Мольбы о счастье не пошлем... Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой, В заботах тяжких истощил,- Как раб ленивый и лукавый, Талант свой в землю не зарыл! Страдать за всех, страдать безмерно, Лишь в муках счастье находить, Жрецов Ваала лицемерных Глаголом истины разить, Провозглашать любви ученье Повсюду - нищим, богачам - Удел поэта... Я волнений За блага мира не отдам. А ты! В груди твоей мученья Таятся также, знаю я, И ждет не чаша наслажденья,- Фиал отравленный тебя! Для страсти знойной и глубокой Ты рождена - и с давних пор Толпы бессмысленной, жестокой Тебе не страшен приговор. И с давних пор, без сожаленья О глупом счастье дней былых, Страдаешь ты, одним прощеньем Платя врагам за злобу их! О, дай же руку - и с тобою Мы гордо крест наш понесем И к небесам в борьбе с судьбою Мольбы о счастье не пошлем!..

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


* * *

Мною злых и глупых шуток, Жизнь, играла ты со мной, И стою на перепутье Я с поникшей головой. Сердца лучшие порывы И любимые мечты Осмеяла беспощадно, В пух и прах разбила ты. Подстрекнула ты лукаво На неравный бой меня, И в бою том я потратил Много страсти и огня. Только людям на потеху Скоро выбился из сил; И осталось мне сознанье, Что я немощен и хил. Что ж! Пойду дорогой торной, Думал я, толпе вослед, Скромен, тих, благонамерен, Бросив юношеский бред. Что за гладкая дорога! Камни здесь не режут ног. Если б шел по ней я прежде, Я бы так не изнемог. Да и цель гораздо ближе; Пристань мирная в виду... Сколько там я наслаждений Неизведанных найду! Но увы! пришлось недолго К этой цели мне идти, И опять я очутился На проселочном пути. А виной всё эти грезы, Эти сны поры былой... Безотвязные, со мною Шли они рука с рукой. И манили всё куда-то, И шептали что-то мне, Милых образов так много Показали в стороне. Им навстречу устремился Я, исполнен новых сил: Шел по терниям колючим, В бездны мрачные сходил. И уж думал — подхожу я К милым призракам моим, Но напрасно, утомленный, Простирал я руки к ним. Отдалялись, улетали Дорогие от меня... И внезапно на распутье Ночью был застигнут я. Долго ль ночь моя продлится И что ждет меня за ней, Я не знаю; знаю только, Что тоска в душе моей. Но не торная дорога, Рано брошенная мной, Пробуждает сожаленье В этот миг в душе больной. Жаль мне призраков любимых, Жаль роскошных ярких грез, Что так рано день, сокрывшись, На лучах своих унес!

Всеволод Рождественский. Избранное. М., Л.: Художественная литература, 1965.


Могила

Листья шумели уныло Ночью осенней порой; Гроб опускали в могилу, Гроб, озаренный луной. Тихо, без плача, зарыли И удалились все прочь, Только луна на могилу Грустно смотрела всю ночь.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Мой знакомый

Он беден был. Его отец... Он беден был. (Его отец В гусарах век служил, Любил танцовщиц и вконец Именье разорил.) И ярый был он либерал: Все слабости людей Он энергически карал, Хоть не писал статей. Не мог терпеть он спину гнуть, Любил он бедный класс, Любил помещиков кольнуть Сатирой злой подчас. И Жоржем Зандом и Леру Был страстно увлечен, Мужей он поучал добру, Развить старался жен. Когда же друга моего Толкнула в глушь судьба, Он думал — закалит его С невежеством борьба. Всех лихоимцев, подлецов Мечтал он быть грозой; И за права сирот и вдов Клялся стоять горой. Но, ах! грядущее от нас Густой скрывает мрак; Не думал он, что близок час Вступить в законный брак. Хоть предавал проклятью он Пустой, бездушный свет, Но был в губернии пленен Девицей в тридцать лет. Она была иных идей... Ей не был Занд знаком, Но дали триста душ за ней И трехэтажный дом. Женился он, ему пришлась По сердцу жизнь сам-друг... Жена ввела его тотчас В губернский высший круг. И стал обеды он давать, И почитал за честь, Когда к нему съезжалась знать, Чтоб хорошо поесть. И если в дом к нему порой Являлся генерал, Его, от счастья сам не свой, Он на крыльце встречал. Жена крутой имела нрав; А дом и триста душ Давали ей так много прав... И покорился муж. Хоть иногда еще карал Он зло в кругу друзей, Но снисходительней взирал На слабости людей. Хоть не утратил он вполне Могучий слова дар, Но как-то стынул при жене Его душевный жар. Бывало, только заведет О крепостных он спор, Глядишь, и зажимает рот Ему супруги взор. И встретил я его потом В губернии другой; Он был с порядочным брюшком И чин имел большой. Пред ним чиновный весь народ И трепетал и млел; И уж не триста душ — пятьсот Он собственных имел. О добродетели судил Он за колодой карт... Когда же юноша входил Порой пред ним в азарт, Он непокорность порицал Как истый бюрократ... И на виновного бросал Молниеносный взгляд...

Всеволод Рождественский. Избранное. М., Л.: Художественная литература, 1965.


Молчание

(Из М. Гартмана) Ни слова, о друг мой, ни вздоха... Мы будем с тобой молчаливы... Ведь молча над камнем могильным Склоняются грустные ивы... И только склонившись, читают, Как я, в твоем взоре усталом, Что были дни ясного счастья, Что этого счастья - не стало!

Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва: Художественная литература, 1988.


Мольба

И к небу взор поднявши свой, Они - исполнены печали - Из глубины души больной, Души измученной, взывали: «У нас на подвиг нету сил! Исходит сердце наше кровью, Неравный бой нас истомил, Взгляни, взгляни на нас с любовью!» С глаголом мира на устах Мы шли навстречу наших братий, Откуда ж их внезапный страх, Откуда этот вопль проклятий? Услышав нашу речь, они Мечи хватали и каменья И судьям в диком озлобленьи Кричали бешено: «Распни!&raquot; Ужель вражду и злобу мы В сердцах людей воспламенили Лишь тем, что больше зла и тьмы Добро и свет мы возлюбили? Что призывали богачей, И сильных мира, и свободных Не гнать от трапезы своей Нагих, и сирых, и голодных? И вот, отверженны людьми, Изнемогли мы в долгой битве. О боже истины! вонми Гонимых чад твоих молитве! Сердца озлобленных смягчи, Открой слепым и спящим очи, И пусть хоть бледные лучи Блеснут в глубоком мраке ночи!

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


На зов друзей

К чему ваш зов, друзья? Тревожною тоскою Веселый, шумный пир к чему мне отравлять? В восторженных стихах, за влагой золотою, Давно уж Вакха я не в силах прославлять! Не веселит меня разгульное похмелье, И не кипит во мне отвагой прежней кровь; Исчезло дней былых безумное веселье, Иссякла дней былых безумная любовь! А кажется, давно ль, исполнен упованья, В грядущее я взор доверчиво вперял, И чужды были мне сомненья и страданья, И, простодушный, я о счастье помышлял. В ужасной наготе еще не представали Мне бедствия тогда страны моей родной, И муки братьев дух еще не волновали; Но ныне он прозрел, и чужд ему покой! Вхожу ли я порой в палаты золотые, Где в наслажденьях жизнь проводит сибарит, Гляжу ль я на дворцы, на храмы вековые,- Всё мне о вековых страданьях говорит. Сижу ли окружен шумящею толпою На пиршестве большом,- мне слышен звук цепей; И предстает вдали, как призрак, предо мною Распятый на кресте божественный плебей!.. И стыдно, стыдно мне... От места ликованья, Взволнован, я бегу под мой смиренный кров; Но там гнетет меня ничтожества сознанье, И душу всю тогда я выплакать готов! Счастлив, кто прожил век без тягостных сомнений, Кто взоры устремлял с надеждой к небесам; Но я о счастье том не знаю сожалений И за него моих страданий не отдам! О, не зовите ж вы меня - я умоляю,- Веселые друзья, на шумный праздник ваш: Уж бога гроздий я давно не прославляю, И не забыться мне под говор звонких чаш!..

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


На память

Когда назло моим желаньям Нас воля рока разлучит, Пускай мой стих воспоминанье В вас о минувшем пробудит; Напомнит вам о том, кто счастье Лишь с вами в жизни находил, Кто вам за дружбу и участье Любовью искренней платил; Кто никогда перед толпою Вам льстивых слов не расточал, Но, вдохновенный красотою, Вам тайно стих свой посвящал... Напомнит всё - и, на досуге Прочтя заветный ваш альбом, Вы пожалеете о друге, Вздохнете, может быть, о нем. Так нам порой напоминает Цветок засохший о весне, Звук песни грустной исторгает Из глаз слезу о старине.

А.Н.Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва, Ленинград: Советский писатель, 1964.


Напев

О, отчего полна томленья И странных грез душа моя, Когда в тиши уединенья Напев знакомый слышу я? Не будят в сердце эти звуки Печали, смолкнувшей давно, Ни мук любви, ни слез разлуки Им воскресить не суждено. Но я люблю твой глас призывный, Напев далекой стороны, Как ропот моря заунывный В часы вечерней тишины...

rupoem.ru

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Стихи А.Н. Плещеева о весне"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Стихи А. Плещеева о весне».

Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

  • Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.

  • Познавательные: анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.

  • Коммуникативные: обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою точку зрения.

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, портрет А. Плещеева; выставка книг, учебник (Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. ч.2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др./ - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – (Школа России)), мультимедийная презентация, мультфильм «Двенадцать месяцев», романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

2.Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационно - деятельностный момент

Настрой на работу

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,

Пожелайте мысленно удачи.

Подготовка класса к работе.

Дети настраиваются на урок

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

  1. Отгадайте загадку Слайд 2

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...

О каком времени года мы будем говорить на уроке?

  1. Возьмите карточку № 1.

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою…» К. Льдов

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Начните читать шёпотом и постепенно

усиливайте голос.

- Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.

Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение стихотворений наизусть.

3. Чтение стихотворений Ф. Тютчева наизусть (по выбору обучающихся).

Ученики отгадывают загадку.

Весна

О весне

Ученики читают стихотворение

Ученики читают наизусть стихотворения Ф. Тютчева по выбору.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

- Вместе с весною к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут.

Давайте рассмотрим книжную выставку. Назовите книги, которые вы видите на выставке? Слайд 3

Может кто – то догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? Слайд 4

Кто может сформулировать тему урока?

Ответы детей

Дети разгадывают тему.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

  1. Разговор об А. Н. Плещееве

Слайд 5

Что вы знаете об этом поэте? Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки". Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели – будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

Ответы детей

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное знакомство

Физкультминутка

Словарная работа Слайд 6

Чтение слов по слогам, а затем целыми словами

По – ве – я - ло – повеяло

за – сви – щут – засвищут

о - де – нет – ся – оденется

ла – зурь – лазурь

ми – но – ва – ла – миновала

се – ни – сени

про – ще – бечь – прощебечь

Что обозначают данные слова? Слайд 7

Найдите слова синонимы?

Чтение стихотворения «Весна»

Слайды 8 - 16

— Что описывает поэт?

— Какие картины весны наблюдает поэт?

— С каким настроением говорит о них? Воспользуйтесь словарём настроения. Слайд 17

—Какие строчки из стихотворения придают праздничное настроение?

—Прочитайте стихотворение. Какой литературный приём использует автор?

Найдите подтверждение текстом.

Физкультминутка для глаз

Чтение стихотворения «Сельская песенка»

—Как вы думаете, о чём оно?

—Слышали вы это стихотворение раньше?

—Кто помнит?

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

—Нравится ли весна поэту?

—Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

—С какой просьбой обращается поэт к ласточке?

—Какие приметы весны можно увидеть, а какие - услышать?

—Найдите и прочитайте о них.

Работа в парах

—Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению, воспользуйтесь памяткой. Слайд 18

—Какая пара прочитала выразительнее?

—На многие стихи композиторы наложили музыку.

—А как вы думаете, можно ли на эти стихи наложить музыку?

—Стихи А. Н. Плещеева очень лиричны. Вспомните, какую песню на слова А. Плещеева вы учили?

А сейчас послушаем романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

Значение непонятных слов смотрят в словаре

С. И. Ожегова

дуть

запоют

светло-синий цвет, синева

прошла

сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей.

Учитель читают стихотворение, а ученик (подготовленный) на компьютере иллюстрирует.

Приход весны

Ответы детей

Олицетворение (бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало)

Стихотворение звучит в фильме «Двенадцать месяцев»

Ответы детей

Работа в парах

Дети сами выбирают стихотворение, распределяют строфу, тренируются читать, а затем читают.

«Осень» музыка Ц. Кюи

(Осень наступила, высохли цветы…)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

6. Закрепление изученного

Слайд 19 Возьмите карточки и соотнесите название стихотворения с автором.

«Весенние воды» А. Плещеев

«Весна» Ф. Тютчев

«Зима недаром злится…»

«Сельская песенка»

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.

Работа на компьютере. Слайды 20 - 22

Вставьте пропущенные олицетворения
«Уж тает снег,…… ручьи».
« Засвищут скоро соловьи

И лес ……. листвою»».
«Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце……»

Взаимопроверка

Выполнение на компьютере

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Подошёл к концу наш урок.

Стихи какого русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи?

-Какой приём использует поэт, чтобы мы могли ярче представить весенние картины?

— Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?

- Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поразмышлять?

Выбери утверждение Слайд 23

На уроке я работал: активно, пассивно

Своей работой я: доволен, недоволен

За урок я: устал, не устал

Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен.

Ответы детей

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

8. Домашнее задание

( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь. Слайд 24

1. Придумать свою историю о весне.

2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы.

( Обязательное задание)

1. Выразительно читать стихотворение.

2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Источники:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др./ - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – (Школа России)

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.:ВАКО, 2013.

3. Алексей Николаевич Плещеев биография поэта to-name.ru›biography/aleksej-pleschev.htm

Приложение № 1

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою…» К. Льдов

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

- Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.

Приложение № 2

Словарь настроения

  • Восхищение Любование

  • Интерес Веселье

  • Нежность Грусть

Приложение № 3

Соотнесите название стихотворения с автором.

«Весенние воды»

«Весна» Ф. Тютчев

«Зима недаром злится…» А. Плещеев

«Сельская песенка»

Приложение № 4

Домашнее задание

( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь.

1. Придумать свою историю о весне.

2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Сельская песенка», можно объединиться в группы.

( Обязательное задание)

1. Выразительно читать стихотворение.

2. Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

infourok.ru

Конспект урока с презентацией по литературному чтению 2 класс." Стихотворения А. Плещеева о весне"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 47 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

учитель начальных классов

Мужецкая Светлана Дмитриевна

высшая категория

Чтение

2 класс

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.

Цели: познакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева; расширять, углублять эстетические представления о поэзии; развивать навыки правильного, выразительного чтения.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1

2. Речевая разминка. Слайд 2

а) Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

б) Читай считалку ясно, чётко. Слайд 3

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

3. Постановка целей урока.

- Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение наизусть, познакомимся с новыми авторами и их произведениями.

4. Проверка Д/З. Слайд 4

Чтение стихотворений наизусть.

5. Работа по теме урока.

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева. Слайд 5

- Что вы знаете об этом поэте?

Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад. Это русский писатель, поэт, переводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым. В 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения «На праздник».

Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).

Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи.

- Рассмотрите портрет.

- Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

- Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».

- Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

Сначала читаю стихотворение я, а потом 2-3 ученика.

- Что описывает поэт? (Приход весны)

- Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

- Найдите объяснение слова «лазурь»? Слайд 6

(Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день)

- Прочитайте стихотворение выразительно. Читают 3-4 человека.

- Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

- Что сказано о лесе, о соловьях, о метели?

- Какие приметы весны мы можем слышать? (Пение птиц, звон ручейков)

- Какую картину вы можете представить по этому стихотворению?

Физкультминутка. Слайд 7

На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать

И два прыжка.
Вместе весело всегда.

6. Продолжение работы по теме урока.

Стихотворение «Сельская песенка».

- На с. 113 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?

Читают стихотворение дети.

- Слышали вы это стихотворение раньше? Кто помнит? (Стихотворение звучит в фильме 12 месяцев)

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Радуется поэт приходу весны или нет?

- В каких строках это выражено?

- Какие приметы весны можно услышать, а какие увидеть? Найдите и прочитайте о них. (Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит. Услышать: прощебечь с дороги, песню спой).

- Что означает слово «сени»? (Сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).

- Как вы думаете, почему автор дал такое название? (Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому).

- Что объединяет оба произведения А. Н. Плещеева? (Описывает приход весны, передаёт радостные чувства).

- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»? (О ласточке).

(Гнездо деревенской ласточки Слайд 8

Гнездо городской ласточки Слайд 9

Гнёзда ласточек – береговушек) Слайд 10

К сведению: Наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки. Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками. Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов. Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

7. Мини-тест. Слайд 11

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка»

А.Барто, А.Плещеев, Ф.Тютчев

2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев

Весна, зима, осень

3. Название птиц из стихотворения «Весна»

Ласточки, воробьи, соловьи

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева?

Природа, солнце, птицы - Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?

8. Рефлексия. Слайд 12

- Закончите фразу «Весна – это…»

- Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку. 9. Д/З. Слайд 13

Выучить любое стихотворение А. Плещеева

Слайд 14

infourok.ru

А.Н. Плещеев "В бурю" (с презентацией)

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Конспект урока литературного чтения

по теме:

А.Н.Плещеев «В бурю»

Приготовила: Комалова Любовь Александровна

Категория: 1

2015 - 2016 учебный год

Тема урока: Н.А.Плещеев «В бурю»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Уч-ся должны уметь:

- прогнозировать содержание произведения;

- читать выразительно;

- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Личностные.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение

Содержание урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Начинаем мы урок.

Прозвенел давно звонок.

Мы отставим все дела!

Заниматься нам пора!

  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Матери». Чтение мини сочинений «Как любовь матери помогает».

  1. Постановка учебной задачи. Подготовка к восприятию текста.

Слайд 2

Отгадайте ребус: буря.

Слайд 3

Что такое буря? Видели ли вы это явление? Какая у вас была реакция?

Стихотворение известного вам русского поэта Алексея Николаевича Плещеева, с которым мы сегодня познакомимся, называется « В бурю».

Слайд 4

Как думаете, какая цель нашего урока?

О чём может быть произведение с таким названием?

4.Знакомство с текстом (аудиозапись)

Слайд 5

  1. Первичное восприятие

Верны ли наши предположения о содержании текста по его названию?

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? О чём оно?

Какова главная мысль стихотворения? Какие чувства хотел вызвать автор у читателей?

Давайте проанализируем стихотворение и посмотрим, правильно ли мы определили идею автора?

Прежде чем мы приступим к более глубокому анализу текста, прочитаем незнакомые слова.

6. Словарная работа

Слайд 6 – 10

7.Физкультминутка

8.Вторичное самостоятельное чтение и анализ произведения

Слайд 11

Кто рассказывает о буре?

Какие чувства буря вызывает у малыша?

Какие чувства вызывает у матери буря?

А какие чувства вызывает буря у автора?

Начинается ли стихотворение с описания бури?

Найдите слова, которые подтверждают отношение автора к буре.

Что изменится, если прочитать так… (Сначала описание бури, а затем всё остальное)

Почему автор именно так расположил описание?

Слайд 12

Автор противопоставляет маму в комнате и бурю за окном.

1 вариант - найдите слова, описывающие маму.

1 вариант - найдите слова, описывающие бурю.

Какой художественный приём использует автор? (сравнение)

Какие краски будете использовать, рисуя маму?

Какие краски будете использовать, рисуя бурю?

9. Работа над выразительным чтением.

Слайд 13 (аудиозапись колыбельной матери)

Найдите песню матери в тексте. Прочитайте её .

Как нужно читать песню: громко, возмущённо или сдержанно, тихо? Почему?

Кому мать пела песню?

Какие чувства ты испытываешь, читая песню?

10. Итоги урока

Слайд 14

Кто победил в противостоянии: буря или мать?

О чём переживает мать? Что её волнует?

Сможет ли мать всегда быть рядом и защитить?

Итак, какова главная мысль стихотворения?

Какие чувства хотел вызвать автор у читателей?

11. Рефлексия

Оцените свою работу.

12. Домашнее задание.

Слайд 15

1) Научиться читать выразительно стр.117-118

2) написать мини-сочинение о маме.

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.