Первые стихи пушкин


Первое стихотворение Пушкина

К сожалению, ни один документальный источник не сохранил тексты первых сочинений маленького Александра. Его младший брат и литературный секретарь Лев Пушкин вспоминал: «Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году (то есть примерно в 1807 году. — Прим. ред.), умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии». Эти пьески юный Пушкин обожал разыгрывать для старшей сестры Ольги.

Самые ранние из сохранившихся стихотворений поэта, датированные периодом между 1809 и 1811 годом, известны сегодня как раз благодаря Ольге Пушкиной (в замужестве — Павлищевой). Их записал с ее слов, а позже опубликовал в «Материалах для биографии А.С. Пушкина» историк литературы и литературный критик Павел Анненков:

«Первые попытки авторства, вообще рано проявляющиеся у детей, пристрастившихся к чтению, обнаружились у Пушкина, разумеется, на французском языке и отзывались влиянием знаменитого комического писателя Франции [Мольера]. Пушкин любил импровизировать комедийки и, по общему согласию с сестрой, устроил нечто вроде театра, где автором и актером был брат, а публикой — сестра. Раз как-то публика освистала его пьесу «L'Escamoteur» [«Похититель»]. Автор отделался от оскорбления эпиграммой, сохранившейся доселе в памяти тогдашнего судьи:»

Dis moi, pourquoi l'Escamoteur
Est-il sifflé par le parterre?
Hélas! c'est que le pauvre auteur
L'escamota de Molière.

Скажите мне, почему «Похититель»
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера. (Пер. с франц.)

Известно еще одно маленькое стихотворение, которое Пушкин сочинил до поступления в лицей. Его также опубликовал Павел Анненков:

Je chante ce combat, que
Toly remporta,
Où maint guerrier périt, où Paul se signala,
Nicolas Maturin et la belle Nitouche,
Dont la main fut le prix d'une horrible escarmouche.

Пою сей бой, в котором
Толи одолел,
Где погиб не один воин, где Поль отличился,
Никола Матюрин и прекрасная Нитуш,
Рука которой была трофеем ужасной стычки.
(Пер. с франц.)

«Стишки гладенькие и легкие. Они были предшественниками таких же русских стихов, которые Пушкин начал писать уже в лицее, — писал Анненков. — Авторство шло параллельно с его чтением. Ознакомившись с Лафонтеном, Пушкин стал писать басни. Начитавшись «Генриады», он задумал поэму в шести песнях, но здесь останавливает нас одна характеристическая особенность. Это была не героическая поэма, как следовало бы ожидать, а шуточная. Содержанием послужила война между карлами и карлицами во времена Дагоберта. Карло последнего, по имени Толи, был героем ее, почему и вся поэма называется «La Tolyade» («Толиада»). Начиналась она вышеуказанным четверостишием. Все это было во вкусе того, что слышал Пушкин вокруг себя и чему он довольно долго подражал, как увидим после. Гувернантка похитила тетрадку поэта и отдала мосье Шеделю, жалуясь, что «мосье Александр» за подобными вздорами забывает о своих уроках. Шедель расхохотался при первых стихах. Раздраженный автор тут же бросил в печку свое произведение».

www.culture.ru

Стихотворения Пушкина 1809—1825 — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к навигации Перейти к поиску См. также Стихотворения в алфавитном порядке
Стихотворения 1809—1812 г.[править]
Стихотворения 1813 г.[править]
Стихотворения 1814 г.[править]
  • К другу стихотворцу («Арист! И ты в толпе служителей Парнасса…»)
  • Кольна. (Подражение Оссиану) («Источник быстрый Каломоны…») → Макферсон/Костров
  • Эвлега («Вдали ты зришь утес уединенный…») → Парни
  • Осгар («По камням гробовым, в туманах полуночи…»)
  • Рассудок и любовь («Младой Дафнис, гоняясь за Доридой…»)
  •  К сестре («Ты хочешь, друг бесценный…»)
  • Красавице, которая нюхала табак («Возможно ль? вместо роз, Амуром насажденных…»)
  • Эпиграмма («Арист нам обещал трагедию такую…»)
  • Козак («Раз, полунощной порою…») → Из фольклорных источников
  • Князю А. М. Горчакову («Пускай, не знаясь с Аполлоном…»)
  • Опытность («Кто с минуту переможет…»)
  • Блаженство («В роще сумрачной, тенистой…»)
  • Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало («Вот зеркало моё — прими его, Киприда…») → Платон/Авсоний/Вольтер
  • К Наташе («Вянет, вянет лето красно…»)
  • Пирующие студенты («Друзья! досужный час настал…»)
  • Бова. (Отрывок из поэмы) («Часто, часто я беседовал…»)
  • К Батюшкову («Философ резвый и пиит…»)
  • Эпиграмма. (Подражание французскому) («Супругою твоей я так пленился…») → Секунд/Руссо
  • К Н. Г. Ломоносову («И ты, любезный друг, оставил…»)
  • На Рыбушкина («Бывало, прежних лет герой…»)
  • Воспоминания в Царском Селе («Навис покров угрюмой нощи…»)
  • Романс («Под вечер, осенью ненастной…»)
  • Леда. (Кантата) («Средь темной рощицы, под тенью лип душистых…»)
  • Stances («Avez-vous vu la tendre rose…»)
  • Mon portrait («Vous me demandez mon portrait…»)
  • «Мы недавно от печали…» — (Отрывки)
Стихотворения 1815 г.[править]
  •  Городок. (К ***) («Прости мне, милый друг…»)
  •  Вода и вино («Люблю я в полдень воспаленный…»)
  •  Измены («Всё миновалось…»)
  •  К Лицинию. (С латинского) («Лициний, зришь ли ты? на быстрой колеснице…»)
  •  Батюшкову («В пещерах Геликона…»)
  •  Наполеон на Эльбе (1815) («Вечерняя заря в пучине догорала…»)
  •  К Пущину. (4 мая) («Любезный именинник…»)
  •  К Галичу («Пускай угрюмый рифмотвор…»)
  •  Мечтатель («По небу крадется луна…»
  •  Моё завещание. Друзьям («Хочу я завтра умереть…»)
  •  К ней («Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку…»)
  •  К молодой актрисе («Ты не наследница Клероны…»)
  •  Воспоминание. (К Пущину) («Помнишь ли, мой брат по чаше…»)
  •  Послание к Галичу («Где ты, ленивец мой…»)
  •  Моя эпитафия («Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою…»)
  •  Сражённый рыцарь («Последним сияньем за лесом горя…»)
  •  К Дельвигу («Послушай, муз невинных…»)
  •  Роза («Где наша роза…»)
  •  На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году («Утихла брань племен; в пределах отдаленных…»)
  •  «Итак я счастлив был, итак я наслаждался…»
  •  Слеза («Вчера за чашей пуншевою…»)
  •  «Угрюмых тройка есть певцов…»
  •  К бар. М. А. Дельвиг («Вам восемь лет, а мне семнадцать било…»)
  •  Моему Аристарху («Помилуй, трезвый Аристарх…»)
  •  Тень Фон-Визина («В раю, за грустным Ахероном…»)
  •  Гроб Анакреона («Всё в таинственном молчаньи…»)
  •  Послание к Юдину («Ты хочешь, милый друг, узнать…»)
  •  К живописцу («Дитя Харит и вображенья…»)
Стихотворения 1816 г.[править]
  •  «Заутра с свечкой грошевою…»
  •  Усы. Философическая ода («Глаза скосив на ус кудрявый…»)
  •  <Из письма к кн. П. А. Вяземскому.> («Блажен, кто в шуме городском…»)
  •  <Из письма к В. Л. Пушкину.> («Христос воскрес, питомец Феба…»)
  •  Принцу Оранскому («Довольно битвы мчался гром…»)
  •  Сон. (Отрывок) («Пускай Поэт с кадильницей наемной…»)
  •  Кж. В. М. Волконской («On peut très bien, mademoiselle…»)
  •  Экспромт на Агареву («В молчаньи пред тобой сижу…»)
  •  Окно («Недавно темною порою…»)
  •  К Жуковскому («Благослови, поэт! В тиши Парнасской сени…»)
  •  Осеннее утро («Поднялся шум; свирелью полевой…»)
  •  Разлука («Когда пробил последний счастью час…»)
  •  Истинна («Издавна мудрые искали…»)
  •  На Пучкову («Зачем кричишь ты, что ты дева…»)
  •  Дяде, назвавшему сочинителя братом («Я не совсем ещё рассудок потерял…»)
  •  Наездники («Глубокой ночи на полях…»)
  •   Элегия («Счастлив, кто в страсти сам себе…»)
  •  Месяц («Зачем из облака выходишь…»)
  •  Певец («Слыхали ль вы за рощей глас ночной…»)
  •   К сну («Знакомец милый и старинный…»)
  •   Слово милой («Я Лилу слушал у клавира…»)
  •  «Любовь одна — веселье жизни хладной…»
  •   Элегия («Я видел смерть; она в молчаньи села…»)
  •  Желание («Медлительно влекутся дни мои…»)
  •  Друзьям («К чему, весёлые друзья…»)
  •  Элегия («Я думал, что любовь погасла навсегда…»)
  •  Наслажденье («В неволе скучной увядает…»)
  •  К Маше («Вчера мне Маша приказала…»)
  •  Заздравный кубок («Кубок янтарный…»)
  •   Послание Лиде («Тебе, наперсница Венеры…»)
  •  Амур и Гименей. (Сказка) («Сегодня, добрые мужья…»)
  •  Фиал Анакреона («Когда на поклоненье…»)
  •  К Шишкову («Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…»)
  •  Пробуждение (Мечты, мечты…)
  •  Ноэль на лейб-гусарский полк («В конюшнях Левашова…») — (Отрывки)
Стихотворения 1817 г. (Лицей)[править]
  • К Каверину («Забудь, любезный мой Каверин…»)
  • Элегия («Опять я ваш, о юные друзья…»)
  • К молодой вдове («Лида, друг мой неизменный…»)
  • Безверие («О вы, которые с язвительным упреком…»)
  • К Дельвигу («Блажен, кто с юных лет увидел пред собою…»)
  • Стансы. (Из Вольтера) («Ты мне велишь пылать душою…») → Вольтер
  • Послание к В. Л. Пушкину («Скажи, Парнасский мой отец…»)
  • Письмо к Лиде («Лишь благосклонный мрак раскинет…»)
  • Князю А. М. Горчакову («Встречаюсь я с осьмнадцатой весной…»)
  • В альбом («Пройдет любовь, умрут желанья…»)
  • В альбом Илличевскому («Мой друг! неславный я поэт…»)
  • Товарищам («Промчались годы заточенья…»)
  • Надпись на стене больницы («Вот здесь лежит больной студент…»)
  • В альбом Пущину («Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок…»)
  • Кюхельбекеру («В последний раз, в тиши уединенья…»)
  • К портрету Каверина («В нем пунша и войны кипит всегдашни жар…»)
  • К письму («В нем радости мои; когда померкну я»)
  • Сновидение («Недавно, обольщен прелестным сновиденьем…») → Вольтер
  • Она («Печален ты; признайся, что с тобой…»)
Стихотворения 1813—1817 гг.[править]
  • Старик. (Из Марота) («Уж я не тот философ страстный…») → Маро
  •  К Делии («О Делия драгая…»)
  •  Делия («Ты ль передо мною…»)
  • Фавн и Пастушка. Картины («С пятнадцатой весною…»)
  • Погреб («О сжальтесь надо мною…»)
  • «И останешься с вопросом…»
  • «От всенощной вечор идя домой…»
  • «Я сам в себе уверен…»
  • Couplets («Quand un poète en son extase…»)
  • Эпиграмма («„ Скажи, что нового.“ — Ни слова…»)
  • «Больны вы, дядюшка? Нет мочи…»
  • Надпись к беседке («С благоговейною душой…»)
  • «Вот Виля — он любовью дышет…»
  • На гр. А. К. Разумовского («Ах! боже мой, какую…»)
  • На Баболовский дворец («Прекрасная! пускай восторгом насладится…»)
  • «Пожарский, Минин, Гермоген…»
  • Эпиграмма на смерть стихотворца («Покойник Клит в раю не будет…»
  • Портрет («Вот карапузик наш, монах…»)
  • Сравнение («Не хочешь ли узнать, моя драгая…»)
  • На Пучкову («Пучкова, право, не смешна…»)
  • Твой и мой («Бог весть, за что философы, пииты…»)
  • «Тошней идиллии и холодней чем ода…»
Коллективные стихотворения 1816 г.[править]
Dubia, 1813—1817 гг.[править]
Лицейские стихотворения, переделанные после Лицея[править]
  •  Лицинию («Лициний, зришь ли ты: на быстрой колеснице…»)
  •   Старик (версия 2, «Уж я не тот любовник страстный…») → Маро
  •  Роза (версия 2, «Где наша роза…»)
  •  Гроб Анакреона (версия 2, «Всё в таинственном молчаньи…»)
  •  Певец (версия 2, «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…»)
  •  К Морфею («Морфей, до утра дай отраду…»)
  •  Друзьям («Богами вам ещё даны…»)
  •   Амур и Гименей (версия 2, «Сегодня, добрые мужья…»)
  •  Шишкову (версия 2. «Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…»)
  •  Пробуждение (версия 2, «Мечты, мечты…»)
  •  Любопытный («— Что ж нового?» «Ей-богу, ничего…»)
  •  К Каверину (версия 2, «Забудь, любезный мой Каверин…»)
  •   Дельвигу («Любовью, дружеством и ленью…»)
  •  В. Л. Пушкину («Что восхитительней, живей…»)
  •  Разлука («В последний раз, в сени уединенья…»)
Стихотворения 1817 г. (После Лицея)[править]
Стихотворения 1818 г.[править]
  • Торжество Вакха («Откуда чудный шум, неистовые клики?..»)
  • Кн. Голицыной. Посылая ей оду «Вольность» («Простой воспитанник Природы…»)
  • «Когда сожмёшь ты снова руку…»
  • Выздоровление («Тебя ль я видел, милый друг?..»)
  • Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»)   
  • К портрету Жуковского («Его стихов пленительная сладость…»)   
  • <На Каченовского> («Бессмертною рукой раздавленный Зоил…»)
  • «Могущий бог садов — паду перед тобой…»
  • «Дубравы, где в тиши свободы…»
  • Мечтателю («Ты в страсти горестной находишь наслажденье…»)
  • К Н. Я. Плюсковой («На лире скромной, благородной…»)
  • К *** («Счастлив, кто близ тебя, любовник упоенный…»)
  • «И я слыхал, что Божий свет…»
  • «Как сладостно!.. но, боги, как опасно…»
  • Сказки. Noёl («Ура! в Россию скачет…»)
  • Прелестнице («К чему нескромным сим убором…»)
  • К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…»)
Стихотворения 1819 г.[править]

ru.wikisource.org

Пушкин Александр Сергеевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Александр Пушкин начал писать свои первые произведения уже в семь лет. В годы учебы в Лицее он прославился, когда прочитал свое стихотворение Гавриилу Державину. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом. Он создавал не только лирические стихи, но и сказки, историческую прозу и произведения в поддержку революционеров — за вольнодумство поэта даже отправляли в ссылки.

«Из одной крайности в другую»

Ксавье де Местр. Портрет Александра Пушкина в детстве (фрагмент). 1801-1802. Частное собрание

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе (фрагмент). 1954. Частное собрание

Юрий Иванов. Пушкин-лицеист (фрагмент). Комплект открыток. Москва. «Изобразительное искусство». 1984

Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье 6 июня 1799 года. В раннем детстве он был молчаливым и малоподвижным ребенком — старшая сестра Ольга вспоминала, что до шести лет мальчик «был просто увалень». Начальное образование Пушкин получил дома. Воспитание его ничем не отличалось от общепринятой тогда в дворянских семьях системы: родители нанимали ему гувернеров и учителей из Франции, Германии, Англии, России.

Учеба давалась Пушкину тяжело, а преподаватели отмечали, что он не прилежен. Однако вскоре мальчик увлекся чтением. «Проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой», — вспоминал позже его младший брат Лев.

Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.

Любовь к чтению переросла в попытки создавать собственные тексты. Уже в семь лет Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии, подражая Мольеру. Позже, прочитав произведения Лафонтена, юный автор захотел писать басни. А ознакомившись с «Генриадой» Вольтера, Пушкин задумал поэму в шести песнях: все прочитанные книги вдохновляли начинающего автора.

«Француз» в Царскосельском лицее

Илья Репин. Александр Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года (фрагмент). 1911. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1811 году родители Пушкина решили отдать сына в Иезуитский коллегиум, но их планы изменились, когда в Царском Селе открылся лицей для дворянских детей. По протекции друзей Пушкины устроили 12-летнего сына в элитное заведение. Изначально здесь собирались готовить детей из императорской семьи и их сверстников к высшим гражданским чинам. Но статус Лицея понизился: Пушкин учился в привилегированном и закрытом учреждении, но среди равных себе детей из обедневших фамилий. В стенах Лицея многие крепко сдружились. Три товарища — Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер — остались друзьями Пушкина на всю жизнь.

В Лицее преподавали известный юрист Александр Куницын, философ Александр Галич, филолог Николай Кошанский. Именно профессора в большей степени влияли на интеллектуальное и нравственное становление лицеистов — родные могли навещать своих детей только по выходным. В будние дни занятия начинались в семь утра и продолжались до позднего вечера. В годы учебы Александр Пушкин воспринимал альма-матер как «монастырь» и мечтал о свободе, которая наступит с окончанием Лицея.

Учился Пушкин не очень хорошо, особенно тяжело юному писателю давались логика и математика. При блестящей памяти ему недоставало усидчивости и внимания. Однако преподаватели отмечали эрудицию воспитанника. В Лицее он продолжал много читать и писать тексты на французском языке. Лицеист Сергей Комовский вспоминал, что из-за любви к этому языку Пушкина «называли… в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною и даже смесью обезьяны с тигром».

На русском языке Александр Пушкин составлял небольшие эпиграммы и послания, а также намечал структуру будущей автобиографии. Юного автора настолько увлекало литературное творчество, что идеи произведений рождались одна за другой на несколько месяцев вперед: «Вчера написал я третью главу «Фатама, или Разум человеческий». Начал я комедию — не знаю, кончу ли ее. Третьего дня хотел я написать ироическую поэму «Игорь и Ольга». Летом напишу я «Картину Царского Села»». Писал Пушкин и стихотворения. В 1814 году он впервые опубликовал одно из них — «К другу-стихотворцу» — под псевдонимом Александр Н.к.ш.п. в журнале «Вестник Европы».

Первый крупный успех ждал Пушкина в 1815 году во время зимнего переводного экзамена — 15-летний лицеист прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал Гавриил Державин, он был потрясен творением юного поэта. Пушкин позже писал: «Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли».

Служба и карьера Пушкина

Иван Айвазовский. Портрет Александра Пушкина на берегу Черного моря (фрагмент). 1897. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря (фрагмент). 1887. Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина, Николаев, Украина

Иван Айвазовский, Илья Репин. Прощание Александра Пушкина с морем (фрагмент). 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1817 году Александр Пушкин окончил Лицей. По успеваемости он был 24-м из 29 выпускников. Пушкина направили в Коллегию иностранных дел — чиновником X класса. Но там он только числился: государственная служба мало привлекала юношу. После шести лет учебы Пушкин с головой окунулся в светскую жизнь столицы и, как известный и заслуженный автор, попал в общество петербургских писателей. Еще в Лицее он стал членом литературного кружка «Арзамас», который боролся с архаическими языковыми традициями.

В 1819 году Пушкин вступил в литературно-театральное общество «Зеленая лампа» при декабристском «Союзе благоденствия». Его участники пропагандировали свободолюбивые идеи. На собраниях читали стихи, обсуждали театральные премьеры, критиковали публицистические статьи. Здесь велись не только светские споры, но и политические беседы. Все это отразилось на творчестве Пушкина: он написал несколько эпиграмм на государственных деятелей того времени, оду «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня».

Острые политические произведения навлекли гнев Александра I, и император решил сослать Пушкина в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Однако за поэта заступился Николай Карамзин: по службе Пушкина перевели из столицы на Юг. Перед отъездом, в 1820 году, Александр Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила». Василий Жуковский очень высоко оценил это произведение и подарил поэту свой портрет с подписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

Южная ссылка

Борис Щербаков. Пушкин над озером в вечерний час (фрагмент). 1978. Частное собрание

Весной 1820 года Александр Пушкин отправился в Кишинев, в канцелярию главного попечителя колонистов Южного края. По пути к новому месту службы поэт сильно заболел. Чтобы поправить здоровье, Пушкин поехал сначала на Кавказ, затем — в Крым. Путевые впечатления от юга империи позже отразились в некоторых его произведениях. Наконец, в сентябре 1820 года Пушкин прибыл в Кишинев.

Новый начальник генерал-лейтенант Иван Инзов относился к службе своего подчиненного снисходительно и никаких должностных дел ему не поручал. Своим временем Пушкин распоряжался как хотел: общался с членами «Союза благоденствия», вступил в масонскую ложу «Овидий». В свободные часы он по-прежнему писал. В этот период появились «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Песнь о вещем Олеге». Также Пушкин начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин».

В это время в Петербурге стали выходить книги поэта — «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». С них и началась профессиональная деятельность Пушкина: он первым из писателей в России стал зарабатывать литературным трудом.

В 1823 году Пушкин переехал в Одессу. Здесь он устроился в канцелярию графа Воронцова. Однако вскоре служебные и личные конфликты привели к тому, что Пушкин попросил отставки.

Воронцов — вандал, придворный хам и мелкий эгоист. Он видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое. Удаляюсь от зла и сотворю благо: брошу службу, займусь рифмой.

Меж тем в Москве в 1824 году полиция вскрыла письмо Пушкина: тот писал Кюхельбекеру об увлечении «атеистическими учениями». За такие высказывания поэту грозила не просто отставка. Пушкина отправили в настоящую ссылку в семейное имение в селе Михайловском Псковской губернии — Юг все-таки выдавали за принудительную командировку. Писателя лишили скромного жалованья, установили надзор, а конец срока наказания никак не обозначили.

Пушкин в Михайловском

Леонид Непомнящий. Аринушкины сказки (фрагмент). 2005. Частное собрание

Николай Репин. Осень в Михайловском (фрагмент). 1999. Частное собрание

Николай Ге. Портрет Александра Пушкина в селе Михайловском (фрагмент). 1875. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

В Михайловском Пушкин вел уединенный образ жизни. Родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом покинули имение, чтобы ссыльный дурно не влиял на семью. Поэт поначалу обрадовался тишине и спокойствию, но с наступлением осенних холодов затосковал. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной. Ее сказки, как говорил поэт, исправляли недостатки французского воспитания. Он записывал сюжеты волшебных историй, а позднее использовал их в своих произведениях.

Затворнический образ жизни не стал губительным для Пушкина, скорее наоборот: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. В первую михайловскую осень он начал писать «Бориса Годунова». Эта трагедия стала важным этапом в творчестве поэта: он перешел от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению персонажей.

По примеру Шекспира я ограничился изображением эпох и лиц исторических, не гоняясь за сценическими эффектами, романтическими вспышками и проч.

Из творчества поэта ушли экзотика и отвлеченность, на первый план вышли современные ему реалии. Завершив трагедию, Пушкин написал князю Петру Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

Пушкин завершил начатое в Одессе стихотворение «К морю», возобновил работу над автобиографическими записками, написал шуточную поэму «Граф Нулин», любовное стихотворение-посвящение «К ***».

«Я самого себя хочу издать или выдать в свет»

Александр Кравчук. Александр Пушкин на Мойке (фрагмент). 2000. Частное собрание

1 декабря 1825 года умер Александр I. Император не оставил наследников, а предполагаемый император Константин, следующий по старшинству брат, от престола отрекся. Претендентом на власть стал Николай Павлович. Междувластием решили воспользоваться члены Северного тайного общества. На утро 26 декабря было назначено восстание. Участники планировали вывести войска на Сенатскую площадь и заставить сенаторов вместо присяги Николаю подписать манифест к русскому народу о созыве Учредительного собрания. В России должна была установиться конституционная монархия или республика. Однако попытка государственного переворота провалилась.

О восстании декабристов Пушкин узнал, будучи в ссылке. Следствие по этому делу не сулило ничего хорошего: стихи поэта нашли у всех арестованных. Литератору пришлось дать расписку, что в тайных обществах он не состоял, об их существовании не знал. Пушкин хоть и переживал о своем положении, но надеялся, что новый император простит его и освободит из ссылки.

Я уже писал царю, тотчас по окончании следствия, заключая прошение точно твоими словами. Жду ответа, но плохо надеюсь. Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем, как все похабные ходят под именем Баркова. Если б я был потребован комиссией, то я бы конечно оправдался, но меня оставили в покое, и кажется это не к добру. Впрочем, чорт знает.

В 1826 году вышел первый сборник «Стихи Александра Пушкина». Успех был огромный: том разошелся в несколько недель. В этом году Пушкин написал следующие главы «Евгения Онегина», но публиковать их не торопился, впрочем как и другие произведения. В ответ издателю Петру Плетневу он резко отвечал: «Я самого себя хочу издать или выдать в свет» — то есть освободиться из ссылки.

8 сентября 1826 года Пушкина вызвали на аудиенцию к царю Николаю I. После жестокой расправы с декабристами император хотел расположить к себе общество, поэтому вернул из ссылки любимого всеми известного поэта. Монарх не только освободил Пушкина, но гарантировал высочайшее покровительство и предложил стать его личным цензором.

После беседы с Николаем I литератор надеялся получить полную свободу в творчестве. Однако у царя были иные планы: Пушкин должен был стать поэтом при дворе. Расчет не оправдался. В 1827 году Пушкин написал стихотворение «Арион», в котором выразил верность освободительным идеям. А через жену декабриста, Александру Муравьеву, передал на сибирскую каторгу стихотворение «Во глубине сибирских руд» — послание революционерам.

Цензура усилилась, личную переписку поэта просматривали, о каждом его шаге докладывали шефу Третьего отделения жандармов Александру Бенкендорфу. Пушкину даже запретили свободно ездить по стране и публично читать свои произведения. Несмотря на жесткий контроль, он продолжил отстаивать вольнолюбивые идеи и посвятил этой теме стихотворения «Поэт и толпа», «Поэт».

Личная жизнь Пушкина

Леонид Непомнящий. В аллеях Михайловского (фрагмент). 2005. Частное собрание

Михаил Шаньков. Дворцовая площадь (фрагмент). 1999. Частное собрание

Леонид Непомнящий. Семейный портрет Пушкиных в Михайловском (фрагмент). 2005. Частное собрание

В 1829 году на одном из балов Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Девушке на тот момент было 16 лет, поэту — почти 30. Первая красавица Москвы сразу покорила Пушкина, и через несколько месяцев он сделал Гончаровой предложение. Однако ее мать сослалась на юный возраст девушки и сразу согласия не дала. Расстроенный литератор уехал из Москвы к брату на Кавказ, где в то время шла война.

Когда я увидел ее [Наталью Гончарову] в первый раз, красоту ее только что начинали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась, я просил ее руки. Ответ ваш, при всей его неопределенности, едва не свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию. Вы спросите меня — зачем? Клянусь, сам не умею сказать; но тоска непроизвольная гнала меня из Москвы: я бы не мог в ней вынести присутствия вашего и ее.

На Кавказе Пушкин написал цикл стихов, посвященных этому краю: «Кавказ», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Обвал», «Делибаш» и «Монастырь на Казбеке». В 1830 году литератор вернулся в Москву и снова сделал предложение Наталье Гончаровой. На этот раз родители благословили пару.

Однако свадьбе мешал тот факт, что у Пушкина не было никакого имущества. Тогда отец поэта выделил сыну часть родового имения Болдино Нижегородской губернии, деревню Кистенево, вместе с двумя сотнями крестьян. Летом 1830 года Пушкин отправился туда, чтобы уладить юридические вопросы.

Болдинская осень

Евгений Муковнин. Пушкин в Болдино (фрагмент). 2007. Частное собрание

Писатель рассчитывал пробыть в Болдино не более месяца, но эпидемия холеры изменила его планы. Выехать из села было нельзя, поэтому писатель провел здесь три месяца.

Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Я совершенно пал духом и, право, не знаю, что предпринять. Ясно, что в этом году (будь он проклят) нашей свадьбе не бывать. Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь.

Болдинская осень — период небывалого творческого взлета. В Болдине Пушкин закончил «Евгения Онегина», написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Историю села Горюхина», «Маленькие трагедии», драму «Русалка», поэму «Домик в Коломне» и множество стихотворений.

В Москву Пушкин вернулся в декабре 1830 года, а через несколько месяцев обвенчался с Натальей Гончаровой. Поэт мечтал об уединении, тихой семейной жизни и спокойной работе над книгами. Однако его желаниям не суждено было сбыться.

Николай I пожаловал Пушкину младшее придворное звание — чин камер-юнкера. Теперь чету Пушкиных могли официально приглашать на придворные балы. Эту должность поэт считал оскорбительной для своего возраста. Писатель хотел отказаться от нового звания, но пришлось смириться.

Друзья, Вельегорский и Жуковский, должны были обливать холодною водою нового камер-юнкера, до того он [Пушкин] был взволнован этим пожалованием! Если б не они, он, будучи вне себя, разгоревшись, с пылающим лицом, хотел идти во дворец и наговорить грубостей самому царю.

Дуэль и смерть поэта

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом (фрагмент). 1884. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Адриан Волков. Последний выстрел Александра Пушкина (фрагмент). 1869. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Михаил Шаньков (фрагмент). Дуэль. 2002. Частное собрание

В 1831 году Александра Пушкина приняли на службу в качестве историографа, чтобы тот писал «Историю Петра». Но писателя больше увлекала биография бунтаря Емельяна Пугачева. Пушкин замыслил создать эпический роман об этой эпохе. Сначала он собирал информацию в архивах, затем отправился по районам пугачевского восстания — Поволжью и Приуралью, чтобы достоверно описать события того времени.

После экспедиции Александр Пушкин уехал в Болдино. В родовом имении он работал над научным сочинением «История Пугачева», написал «Медного всадника», «Анджело», «Пиковую даму», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Вторая Болдинская осень оказалась вдвое короче предыдущей, но не менее продуктивной для Пушкина.

В 1830-е годы Пушкин писал уже только реалистичные произведения. Но его современники не были готовы к новому литературному направлению, которое описывало социальное неравенство, исторические феномены и другие сложные стороны жизни. Собратья по перу не принимали новые произведения писателя, в придворных кругах он тоже не встречал поддержки. В Петербурге ходили сплетни о жене Пушкина и ее поклонниках, поэту приходили анонимные письма. Поэт не мог оставаться хладнокровным и выносить оскорбительные слухи.

8 февраля 1837 года состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом — главным интриганом, порочащим репутацию Натальи Пушкиной. Во время поединка поэт был тяжело ранен и скончался через два дня. Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

Интересные факты

Виктор Федоров. Пушкин. По следам Пугачева (фрагмент). 1991. Частное собрание

1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на е

www.culture.ru

Первые стихи Пушкина на французском - при жизни не публиковавшиеся

"Stances" и "Mon Portrait" по воспоминаниям лицейских товарищей Пушкина, являются одними из первых стихотворений, написанным поэтом в Лицее. Известно, что еще в семье, до поступления в Лицей, Пушкин по примеру отца писал французские стихи. Оба эти стихотворения были опубликованы только после его смерти.

Mon portrait
Alexandre Pouchkine - (1814 г.)

Vous me demandez mon portrait,
Mais peint d'apres nature:
Mon cher, il sera bientot fait
Quoiqu'en miniature.

Je suis un jeune polisson
Encore dans les classes;
Point sot, je le dis sans facon
Et sans fades grimaces.

Oui, il ne fut babillard,
Ni docteur en Sorbonne,
Plus ennuyeux et plus braillard
Que moi-meme en personne.

Ma taille a celle des plus longs
Las! n'est point egalee;
J'ai la teint fraiche, les cheveux blonds
Et la tete bouclee.

J'aime et le monde et son fracas,
Je hais la solitude;
J'abhorre et noises et debats
Et tant soit peu l'etude.

Spectacles, bals me plaisent fort,
Et d'apres ma pensee
Je dirais ce que j'aime encore
Si je n'etais au Licee.

Apres cela, mon cher ami,
L'on peut me reconnaitre;
Oui, tel que le bon Dieu me fit,
Je veux toujours paraitre.

Vrai demon pour l'espieglerie,
Vrai singe pour la mine,
Beaucoup et trop d'etourderie,
Ma foi, voila Pouchkine.

(ecrit en francais, 1814)

перевод на русский / не очень удачный/

Мой портрет

Вы мой желаете портрет,
Но чтобы без купюр:
Мой друг, его я дам в ответ
Чредой миниатюр.

Проказник юный, озорник
Еще хожу я в класс;
Не глуп, скажу вам напрямик
Без приторных гримас.

До сей поры не жил болтун,
Ни доктор всех Сорбонн
Скучней и более крикун,
Чем я, в себя влюблен.

Мой рост с высоким школяром,
Увы! сравню ль едва;
Я белокур и свеж лицом,
Кудрява голова.

Люблю я свет, его задор,
Быть одному – тоска;
Противны ссоры мне и спор,
Ученья час слегка.

Люблю спектакли я, балы
И мог бы в этот лист
Добавить тех, кто мне милы,
Коль был не лицеист.

Теперь же вы, мой милый друг,
Вольны меня узнать;
Да, вот таким, как создал Бог
Хочу всегда блистать.

Проказлив словно сущий бес
Что с обезьянкой смесь,
Избыток ветреных словес,
Клянусь - в том Пушкин весь!

pushkinskij-dom.livejournal.com

Первое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина в печати

16 июля 1814 года в 13-м номере московского журнала «Вестник Европы» под псевдонимом «Александр Н. к. ш. п» было опубликовано первое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «К другу стихотворцу». На момент выхода журнала Пушкину было только 15 лет.


К другу стихотворцу

Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают - и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды
Сокрыт другой отец второй "Тилемахиды".
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия!- Что, если Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит - спасительной лозою?

Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
"Пожалуй,- скажешь мне,- не трать излишних слов;
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт".

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас,
Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!
Творенья громкие Рифматова, Графова
С тяжелым Бибрусом гниют у Глазунова;
Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
И Фебова на них проклятия печать.

Положим, что, на Пинд взобравшися счастливо,
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки -
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов - хвалят все, питают - лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:

teachron.livejournal.com

Первое опубликованное стихотворение Пушкина

Самым первым опубликованным стихотворением Александра Сергеевича Пушкина стало произведение «К другу стихотворцу«.

Считается, что Александр отправил свое стихотворение в журнал за компанию со своим лицейским другом Антоном Дельвигом.

Так как многие из лицейских товарищей Пушкина писали стихи, до сих пор ведутся споры: кому же было адресовано стихотворение. Предполагается, что оно было посвящено Вильгельму Кюхельбекеру.

Арист! И ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды [1]
Сокрыт другой отец второй «Тилемахиды» [2]
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздних дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия! — Что, если Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит — спасительной лозою?

Но что? Ты хмуришься и отвечать готов;
«Пожалуй,— скажешь мне,— не трать излишних слов
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,— а я таки поэт».

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштейну французов побеждать.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат пас,
Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!
Творенья громкие Рифматова, Графова
С тяжелым Бибрусом [3] гниют у Глазунова;
Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
И Фебова на них проклятия печать.

Положим, что, на Пиид взобравшися счастливо.
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки!
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо; [4]
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.

Ты, кажется, теперь задумался немного.
«Да что же,— говоришь,— судя о всех так строго,
Перебирая всё, как новый Ювенал,
Ты о поэзии со мною толковал;
А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
Что сделалось с тобой? В уме ли ты иль нет?»
Арист, без дальних слов, вот мой тебе ответ:

В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;
Попалися ему навстречу мужики.
«Послушай, батюшка,— сказали простяки,—
Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь,
Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
И верим мы тебе; да что ж сегодня сам…»
«Послушайте,— сказал священник мужикам,—
Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне — не подражайте».

И мне то самое пришлося отвечать;
Я не хочу себя нимало оправдать:
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!
Не любит он гулять по высотам Парнаса,
Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса;
Его с пером в руке Рамаков [5] не страшит;
Спокоен, весел он. Арист, он — не пиит.

Но полно рассуждать — боюсь тебе наскучить
И сатирическим пером тебя замучить.
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.

[1] То есть в школе. (Примеч. А. С. Пушкина.)
[2] Поэма В. К. Тредиаковского.
[3] Подразумеваются С. А. Ширинский-Шихматов, гр. Д. И. Хвостов и С. С. Бобров — бездарные писатели-графоманы, приверженцы «Беседы любителей русского слова».
[4] Жан-Батист Руссо — французский лирик.
[5] Имеется в виду П. И. Макаров — критик, последователь Н. М. Карамзина.

hronika.su

Герой — Пушкин. Полный текст стихотворения — Герой

Что есть истина?

Друг.

Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык;
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?

Поэт.

Все он, все он — пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.

Друг.

Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
Тогда ль, как с Альпов он взирает
На дно Италии святой;
Тогда ли, как хватает знамя
Иль жезл диктаторский; тогда ль,
Как водит и кругом и вдаль
Войны стремительное пламя,
И пролетает ряд побед
Над ним одна другой вослед;
Тогда ль, как рать героя плещет
Перед громадой пирамид,
Иль, как Москва пустынно блещет,
Его приемля, — и молчит?

Поэт.

Нет, не у счастия на лоне
Его я вижу, не в бою,
Не зятем кесаря на троне;
Не там, где на скалу свою
Сев, мучим казнию покоя,
Осмеян прозвищем героя,
Он угасает недвижим,
Плащом закрывшись боевым.
Не та картина предо мною!
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней… он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость… Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой…

Друг.

Мечты поэта —
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, —
И где ж очарованье света!

Поэт.

Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…

Друг.

Утешься…

www.culture.ru

Стихи о школе Александра Пушкина

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.