Первая женщина евтушенко стихи


Евгений Евтушенко - Первая женщина

Любиночки – что за словечко... 
На посиделках у крылечка 
шепнула ты: «Смелее будь. 
Зайди под кофту. Там, как печка», 
и пригласила руку в грудь. 
 
Медведь тряс цепью во дворе. 
Изба встречала, скрипнув глухо. 
«Я, коль сравнить с тобой, старуха. 
Шестнадцать есть?» Набравшись духа, 
я сдунул с губ небрежней пуха: 
«Давно уж было... В январе...», 
и золотилась медовуха, 
шипя в брезентовом ведре. 
 
Как танцевали мои зубы 
по краю острого ковша, 
когда поверх овчинной шубы 
я ждал тебя, любить спеша. 
 
И ты сказала: «Отвернись», 
а я совсем не отвернулся 
и от восторга задохнулся, 
взмывая в ангельскую высь. 
 
Ты пригрозила, вскинув ступку: 
«Бесстыжий, зыркать не моги!», 
и, сделав мне в душе зарубку, 
легко перешагнула юбку, 
и трусики, и сапоги, 
став нежным ангелом тайги. 
 
Давно вдова, а не девчонка, 
белым-бела, лицом смугла, 
меня раздела, как ребёнка, 
рукой голодной помогла. 
 
На пасеке в алтайской чаще 
смущался я того, что гол, 
но я в тебя, дрожа от счастья, 
как во вселенную вошёл. 
 
И стал впервые я мужчиной 
на шубе возчицкой, овчинной. 
 
Тебе с отвычки было больно – 
пять лет назад был муж убит. 
Закрыла ты глаза невольно, 
его представив, может быть. 
 
Был пчёлами твой лоб искусан. 
Узнав, что мне пятнадцать лет, 
упала ты перед Иисусом, 
рыдая: «Мне прощенья нет». 
 
И он простил тебя, конечно, 
за то, что ты, почти любя, 
стекляшкой бедного колечка 
в меня вцарапала себя. 
 
И всею истовостью тела, 
грудей нетроганно тугих 
ты наперед тогда хотела – 
чтоб я любил тебя в других. 
 
 17–25 января 2005

45ll.net

"Первая женщина" /Е.Евтушенко/ (Виктор Харламов)

Любіночки - слівце що тіше,
Побачення - цікава, гарна річ.
Ти шепотіла: "Сміливіше,
Йди під кофтину, там як піч..."

Ти запросила в груди лише.
Медвідь тряс цепом на подвір’ї,
Зустріла хата скрипом сухо.
"Як порівняти, я - старуха...

Шістнадцять є?" Зібравшись духом,
Я здунув з губ невинність пухом:
"Давно було вже...Взимку ще..."
Шипіла піна, медовуха доповнювала серця щем...

Як танцювали мої зуби,
По краю загостривши ківш.
Поверх палаючої шуби,
Тебе чекав кохати лиш...

Казала ти: "Та не дивись!"
Та зовсім я не відвернувся,
Здавалось тричі задихнувся,
Бо краю височінь вже скрізь!

Погрожувала взявши ступку:
"Де совість? Може все за звичку?!"
В душі лишаючи зарубку,
Підлозі кинула спідничку,
Ще й трусики, та чобітки,
Як янгол ніжний, та меткий...

Вдова і зовсім не дівча,
Біліша тілом, личком мила.
Ти, роздягла, бо так хотіла,
Спалахуючи, як свіча...

На пасіці алтайських хащ, я,
Зашарівся від голих звершень.
І в тебе, у тремтливе щастя,
Як в всесвіт увійшов я вперше!

Відчув уперше - я мужчина...
На шубі візника причинна.
Їй боляче було, незвично...
Загинув чоловік у лісі.

Прикривши очі поетично,
Себе з ним бачила у тиші?
Чоло пашить, як бджіл укус,
Мені п’ятнадцять, ти дізналась.
Ікону, на якій Ісус,

Благала, в прощі ти каралась.
Тебе Господь простив, я знаю,
За те, що ти майже кохала.
Склом бідної обручки раю
Мене в себе ти вкарбувала.

Жагою усією тіла,
Грудей незаймано тугіших,
Ти, наперед тоді хотіла,
Щоб я кохав тебе у інших.

lit-salon.ru

Великие женщины великого поэта: кого любил Евгений Евтушенко

Белла Ахмадулина

У любви рок-звезд советской литературы было поэтическое начало. «Голову уронив на рычаг, крепко спит телефонная трубка...» - эти Ахмадулинские строчки в журнале «Октябрь» поразили воображение Евтушенко. Поэт немедленно позвонил редактору Евгению Винокурову: «Кто эта Ахмадулина?» - и вскоре явился в литературный кружок при ЗИЛе, где 18-летняя Белла Ахатовна читала свои стихи. Картинка совпала с «журнальным» впечатлением: «На самом деле равных соперниц, во всяком случае - молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте», - вспоминал потом Евгений Александрович. Однако им не суждено было стать Филемоном и Бавкидой русской литературы: союз продлился всего три года. Ахмадулина поняла, что ждет ребенка. Но молодой супруг и слышать не хотел об отцовстве. Юная жена сделала аборт, а отношения распались.

Позже поэт раскаялся в своем легкомыслии: «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе... Потом я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей - так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она все-таки родила дочь, я возблагодарил Бога...»

Галина Луконина-Сокол

Эта любовь выросла из 12-летней дружбы. Галина Семеновна была замужем за другом Евтушенко, Михаилом Лукониным. Евгений Александрович признавался, что «ни разу не перешагнул черты, пока их брак с Мишей и мой брак с Беллой не начали разваливаться...». Потом он признавался, что испытывал перед Лукониным чувство вины, хотя поэты продолжали дружить.

Галина Семеновна не могла иметь детей, и в 1968 году пара усыновила мальчика Петю (В 2015 году приемный сын поэта Петр, ставший художником, умер в Москве). Родительство не уберегло семью от распада.

Галина была мощной личностью, «кремень», как пишут современники. Иногда она критиковала мужа, упрекала в недостатке характера: «Я хорошо шью, и мы как-нибудь проживем на это. Зачем ты идешь иногда на поправки и портишь стихи! Всё равно всё лучшее прорвется..». Поэт ощущал себя немножко под прессингом. «Я еще любил ее, но уже старался влюбиться в кого-нибудь, именно старался…», - вспоминал Евтушенко об истории разрыва со второй женой. Когда он ушел от нее, она попыталась покончить с собой, перерезав вены. Но удержать любимого человека не удалось...

Джан Батлер

Летом 1974 года третьей избранницей становится ирландка Джан Батлер, переводчица в издательстве «Прогресс». В интервью Евгений Александрович рассказывал, как она остроумно покорила его. Поэт увидел яркую рыжеволосую девушку в ресторане, спросил: «Вы американка?». И получил бойкий ответ, что Англия пока ещё не входит в число североамериканских Соединённых Штатов... В этом браке родились двое мальчиков - Александр и Антон. Отношения стали охладевать после рождения второго, тяжелобольного сына. Понятно, что жена, обремененная двумя детьми, не могла сопровождать в бесконечных творческих командировках. Конечно, у нее была обида на мужа, Сам Евгений Александрович вспоминал этот развод как довольно спокойный. Отношения продлились 12 лет.

Евгений Евтушенко с женой Джан Батлер. 1979 год

Мария Евтушенко (Новикова)

Летом 1986 года в Петрозаводске поэт встретил свою четвертую музу, выпускницу медучилища. Мария попросила у мэтра автограф для мамы. А уже 31 декабря влюбленные поженились. Впоследствии поэт посвятил своей молодой жене строки: Последняя попытка стать счастливым,

Как будто призрак мой перед обрывом

И хочет прыгнуть ото всех обид

Туда, где я давным-давно разбит...

Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, «попытка стать счастливым» получилась совсем не призрачная и не трагическая. Супруги 30 лет прожили в любви и согласии - до самой кончины поэта, подарив друг другу сыновей Евгения и Дмитрия.

Летом 1986 года в Петрозаводске поэт встретил свою четвертую музу. Фото Семен Майстерман/ТАСС

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мария Евтушенко: Сыновья Евгения Александровича в папиных ярких рубашках читали его стихи

В американском городе Талса, где жил и работал Евгений Евтушенко и где он скончался в первый день апреля, прошла церемония прощания с великим поэтом. (После этого гроб с его телом будет отправлен на Родину - в Россию.) О подробностях по телефону нам рассказала Мария Евтушенко... (подробности)

ПАМЯТЬ

Евгений Евтушенко: рок-звезда советской поэзии

Поэты Серебряного века, перешагнувшие в сталинскую пору, были приговорены судьбой к страданию; Евтушенко, один из символов хрущевской оттепели, был приговорен к безоговорочному огромному успеху. В 60-е он был одним из самых знаменитых людей не только в СССР, но и во всем мире: едва разменяв четвертый десяток, стал живой легендой. Его воспоминания похожи были на рассказы барона Мюнхгаузена, с той разницей, что все, в них описанное - правда (подробности)

www.nnov.kp.ru

Все стихи Евгения Евтушенко

Алла

 

У могилы поэта,

презревшего все мировые базары,

я не встретил в тот день

ни души - даже призрака Лары,

но когда подошел,

обходя неизбежную русскую лужу,

я увидел одну знаменитую,

но никому не известную душу.

 

На скамеечке тихо сидела не кто-нибудь,

а Пугачева -

одиноко, задумчиво,

поглощенно в затрапезном платочке,

без всяких подмазок и блесток,

угловатая, будто бы скрытая в диве базарной

девчонка-подросток,

На колени она

перед камнем надгробным отнюдь не валилась,

но чуть-чуть шевелила губами,

как будто молилась.

 

А однажды я видел ее,

на банкете хлеставшую водку.

В чью-то кофту вцепилась она:

«Слушай, ты не толкнешь эту шмотку?»

Как смешалось в ней все -

и воинственная вульгарность,

и при этом при всем -

Пастернаку таинственная благодарность.

Персианка и Стенька в едином лице.

Гениальности с пошлостью Ниагара.

 

Пастернаковская свеча,

на которой так много нагара.

Фаворитов меняет,

как Екатерина Великая плебса,

но в невидимом скипетре

столько у ней неподдельного блеска!

 

Все народы похожи

на собственных идолов.

Их слепив из себя,

из фантазий несбывшихся выдумав.

На кого ты похожа, Россия?

Похожа на Пугачеву.

Ты идеи

с чужого плеча примеряешь опять, как обнову,

но марксизм не налез,

да и капитализм

на Россию никак не налезет.

Не по нам эти шмотки.

Чужое напяливать нам бесполезно.

На всемирные конкурсы

рваться не надо сейчас ни России, ни Алле.

Если в первые мы не попали,

не значит еще,

что пропали.

Мы буксуем в грязи,

но пока хоть в одномуголочке

души мы чисты,

«еще идут старинные часы...»

 

Мы не все потеряли еще,

распадаясь под собственный гогот.

Только те могут петь,

кто молчать над могилами могут.

Я Россию люблю,

как шахтер свою шахту,

не меньше во время обвала.

Я любимых артистов люблю,

как ни горько,

не меньше во время провала.

Я люблю тебя, русская Пьяф,

соловьиха-разбойница и задавала,

над могилой поэта притихшая,

будто монашенка, Алла.

 

1957

45ll.net

Евтушенко, Евгений Александрович — Википедия

Евгений Александрович Евтушенко
Имя при рождении Евгений Александрович Гангнус
Дата рождения 18 июля 1932(1932-07-18)
Место рождения Зима, Восточно-Сибирский край, РСФСР, СССР
Дата смерти 1 апреля 2017(2017-04-01) (84 года)
Место смерти Талса, штат Оклахома, США
Гражданство  СССР→
 Россия
Род деятельности поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр
Годы творчества 1949—2017
Жанр поэзия, проза
Язык произведений русский
Премии
Награды
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Евге́ний Алекса́ндрович Евтуше́нко (фамилия при рождении — Гангнус[1][2][3], 18 июля 1932[2] [по паспорту — 1933][4], Зима[3]; по другим данным — Нижнеудинск[5][6], Иркутская область; — 1 апреля 2017, Талса, Оклахома, США[7]) — русский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе[8].

Родился 18 июля 1932 года в семье поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (1910—1976) и Зинаиды Ермолаевны Евтушенко (1910—2002), геолога, актрисы, заслуженного деятеля культуры РСФСР. Внук педагога-математика Рудольфа Вильгельмовича Гангнуса.

В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом — в поэме «Мама и нейтронная бомба») — при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 год, чтобы не получать пропуск, который положено было иметь в 12 лет[2][9].

Учился в московских школах № 254 и № 607, в школе у него были плохие отметки.[10] Занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров в Москве.[11]

В 1948 году его несправедливо заподозрили в школе № 607 в поджоге школьных журналов с отметками, поэтому в 15 лет его исключили из школы. Поскольку его после этого никуда не принимали, отец послал его с рекомендательным письмом в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан, где под его началом оказалось 15 расконвоированных уголовников.[12] Затем он работал на Алтае.[10]

Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952[13] по 1957 год учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания»[2], а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым»[14].

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР[15], минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».

Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

Заодно он был оформлен секретарём комсомольской организации при Союзе писателей.[11]

Время второй половины 1950-х, начала 1960-х годов — период поэтического бума, когда большая популярность пришла к таким поэтам как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они воодушевили многих любителей поэзии, их стихи казались свежими и независимыми по сравнению с произведениями поэтов предыдущей эпохи. Выступления этих авторов собирали полные концертные и спортивные залы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

В последующие годы Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина» (Правда, 21 октября 1962 года) или «Братская ГЭС» (1965)), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр» (1961) или «Баллада о браконьерстве» (1965)). <…> Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант — как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды» — казалось, ослабевает.

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

Результат выборов-1989 в Харькове, на которых с огромным отрывом (в 19 раз от ближайшего кандидата) победил Евтушенко

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года — член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где жил постоянно, иногда приезжая в Россию[16].

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «И́дут белые сне́ги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Последние годы и смерть[править | править код]

12 марта 2017 года Евтушенко был госпитализирован в тяжёлом состоянии в США[17]. У него был рак в последней четвёртой стадии, вернувшийся после операционного удаления почки, прошедшего около шести лет назад[18]. По свидетельству Михаила Моргулиса, Евтушенко до последнего оставался в сознании[19]. Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года во сне от остановки сердца в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США)[20][21][22][23][24][25][26]. Соболезнования выразили президент России Владимир Путин[27] и мэр Москвы Сергей Собянин[28].

10 апреля в храме Святого благоверного князя Игоря Черниговского посёлка Переделкино прошло отпевание поэта; отпевание совершил протоиерей Владимир Вигилянский[29].

11 апреля в Центральном доме литераторов состоялось прощание с Евтушенко[30].

Могила Е. Евтушенко на Переделкинском кладбище

В тот же день он, согласно своей последней воле, был похоронен на Переделкинском кладбище рядом с другими поэтами — Борисом Пастернаком[31] и Виктором Боковым.

В городе Зима Иркутской области 11 апреля 2017 года был объявлен траур[32].

И сквозь рыла, ряшки, хари
целовальников, менял,
словно блики среди хмари,
Стенька лица увидал.
Были в лицах даль и высь,
и в глазах угрюмо-вольных,
словно в тайных малых Волгах,
струги Стенькины неслись.
Стоит всё стерпеть бесслёзно,
быть на дыбе, колесе,
если рано или поздно
прорастают лица грозно
у безликих на лице.
Братская ГЭС
глава «Казнь Стеньки Разина»
[33]

В первый сборник стихов Евтушенко вошли стихотворения, прославляющие Сталина[34]. Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) — следствие влияния пропаганды[35].

Ранним стихам Евтушенко свойственны оптимизм и вера в светлое коммунистическое будущее, характерное для поколения «шестидесятников»[36]. Так, в одном из своих произведений он писал[37]:

Если мы коммунизм построить хотим,
трепачи на трибунах не требуются.
Коммунизм для меня — самый высший интим,
а о самом интимном не треплются.

В 1962 году в газете «Правда» было опубликовано ставшее широко известным[38] стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из Мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения: «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Последнее стихотворение было написано 23 августа 1968 года, через два дня после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж.

Под впечатлением от военного переворота 1973 года в Чили и гибели президента Сальвадора Альенде, с которым он лично встречался, Евтушенко написал поэму «Голубь в Сантьяго». После падения диктаторского режима Пиночета, в 2009 году президент Мишель Бачелет удостоила Евтушенко высшей награды Чили для иностранцев — ордена Бернардо О’Хиггинса, после чего он прочёл свою поэму многотысячной толпе с балкона президентского дворца Ла-Монеда в Сантьяго[39][40].

Евгений Евтушенко печатался в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый мир», «Знамя». Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля[41]. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я — за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году. Однако, по воспоминаниям М. И. Веллера, это не мешало Бродскому просить у Евтушенко помощи в сложные жизненные моменты, причём Евтушенко никогда ему не отказывал[42].

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку Перестройки «Апрель».

После реакции[en] некоторых россиян на теракты в Лондоне, выраженной в злорадстве, прикрытом некоторым сочувствием[43][44], в 2005 году Евтушенко написал стихотворение «Так им и надо!», в котором отметил, что радость чужим бедам — наследство сталинского и гулаговского облучения, но «станции лондонского метро —/родственницы Беслана», и так как «Родины разными могут быть,/но при войне и терроре/разве не может нас объединить/общая родина — горе?»[45].

В феврале 2014 года Евтушенко обратился к народу Украины со словами поддержки и стихотворением «Государство, будь человеком!», написанным в ночь с 18 на 19 февраля, в разгар столкновений протестующих с милицией и внутренними войсками МВД во время Евромайдана. Отметив, что «невидимками на Майдане/вместе — Пушкин, Брюллов, мы стоим», Евтушенко выступил против политической вражды и в поддержку конвергенции, выразив надежду, что «всем Европой нам стать удастся»[46][47][48].

Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, в интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, поэт Иосиф Бродский крайне негативно отзывался об Евтушенко как о поэте и человеке[49]:

Евтушенко? Вы знаете — это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела.

Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард <…> Жалкий какой-то Женя. Кокетка <…> В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…»[50].

Автограф Е. Евтушенко, 1989

Евгений Евтушенко был официально женат четыре раза[51]. Его жёны:

  • Александр,
  • Антон;
  • Мария Владимировна Новикова (род. 1962)[52], в браке с 1987 года,
  • Евгений,
  • Дмитрий[53].
  • В 1963 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
  • Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times от 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко: «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
  • В 1967 году Евгений Евтушенко полулегально посетил Португалию, с которой при салазаровском режиме Советский Союз не поддерживал никаких отношений. Однодневный приезд организовала издательница Сну Абекассиш, имевшая по этой причине серьёзные проблемы с ПИДЕ. Под впечатлением увиденного Евтушенко написал стихотворение «Любовь по-португальски»[54].
  • Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния»[55]. Однако в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя»[56]. Юрий Фельштинский также заявляет, что Евтушенко сотрудничал с КГБ, и его куратором в КГБ был генерал Питовранов[57].
  • Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками — Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании[58].
  • Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм и является одной из десяти самых маленьких книг в мире[59].
  • «Карельский зять» — такое прозвище Евгений Евтушенко приобрёл, женившись на петрозаводской студентке медфака Маше. В настоящее время Мария Владимировна Евтушенко — уже дважды выпускница ПетрГУ (медицинский и филологический факультеты) и мать двоих сыновей знаменитого поэта[60][61].
  • Евтушенко назвал любимой из написанных им поэм поэму «Голубь в Сантьяго», которая, по его собственному утверждению, спасла от самоубийства более трёхсот человек в разных странах[62][63].

Поэмы[править | править код]

Стихи[править | править код]

Сборники стихов[править | править код]

  • «Разведчики грядущего». — М.: Советский писатель, 1952
  • «Третий снег». — М., 1955
  • «Шоссе Энтузиастов». — М., 1956
  • «Обещание». — М.: Советский писатель, 1957
  • «Лук и лира». — Тбилиси, 1959
  • «Стихи разных лет». — М.: Молодая гвардия, 1959
  • «Яблоко». — М.: Советский писатель, 1960. 100 с. — 20 000 экз.
  • «Взмах руки». — М.: Молодая гвардия, 1962. 352 с. — 100 000 экз.
  • «Нежность». — М.: Советский писатель, 1962. 192 с. — 100 000 экз.
  • «Братская ГЭС». — Chicago, 1965
  • «Катер связи». — М.: Молодая гвардия, 1966
  • «Качка». — London, 1966
  • «Со мною вот что происходит». — М.: Правда, 1966
  • «Стихи и поэма „Братская ГЭС“». — М.: Советский писатель, 1967
  • «Стихи». — М.: Художественная литература, 1967
  • «Идут белые снеги». — М.: Художественная литература, 1969
  • «Я сибирской породы». / Предислов. Б. Слуцкий — Иркутск: Восточ.-Сибир. книж. изд., 1971. — 216 с. — 15 000 экз.
  • «Казанский университет». — Казань, 1971
  • «Поющая дамба». — М.: Советский писатель, 1972
  • «Дорога № 1». — М.: Современник, 1972
  • «Интимная лирика». — М.: Молодая гвардия, 1973. — 192 с. — 75 000 экз.
  • «Поэт в России — больше, чем поэт». — М.: Советская Россия, 1973
  • «Отцовский слух». — М.: Советский писатель, 1975, 1978
  • «Спасибо». — М.: Правда, 1976
  • «В полный рост». — М.: Современник, 1977
  • «Просека». — М.: Детская литература, 1977
  • «Утренний народ». — М.: Молодая гвардия, 1978
  • «Присяга простору». — Иркутск, 1978
  • Тяжелее земли. — Тбилиси, 1979
  • «Сварка взрывом». — М.: Московский рабочий, 1980
  • «Компромисс Компромиссович». — М.: Правда, 1978; 48 с. — 75 000 экз.
  • «Стихи». — М., 1981
  • «Две пары лыж». — М.: Современник, 1982
  • «„Мама и нейтронная бомба“ и другие поэмы». — М., 1983, 1986
  • «Откуда родом я». — Л.: Детская литература, 1983
  • «Почти напоследок». — М.: Молодая гвардия, 1985
  • «Полтравиночки». — М.: Правда, 1986
  • «Завтрашний ветер». — 1987
  • «Стихи». — М., 1987
  • «Последняя попытка». — Петрозаводск, 1988
  • «1989»
  • «Граждане, послушайте меня». — М.: Художественная литература, 1989
  • «Любимая, спи». — М.: СП «Вся Москва», 1989; 206 с. — 25 000 экз.
  • «Зелёная калитка». — Тбилиси, 1990
  • «Последняя попытка». — М.: Советская Россия, 1990
  • «Белорусская кровинка». — Минск, 1990
  • «Стихи и поэмы». — М., 1990
  • «Нет лет: любовная лирика». — СПб., 1993
  • «Золотая загадка моя». — Иркутск, 1994
  • «Моё самое-самое». — М.: Х. Г. С., 1995
  • «Последние слёзы». — М.: Терра, 1995
  • «Медленная любовь». — М.: Эксмо, 1997
  • «Невыливашка». — 1997
  • «Краденные яблоки». — 1999
  • «Я прорвусь в XXI век…». — 2001
  • «Окно выходит в белые деревья». — 2007
  • «Гимн России»
  • «Стихи XXI века». — М.: Эксмо, 2008, 352 с. — 3000 экз.
  • «Моя футболиада» (1969—2009)
  • «Можно всё ещё спасти». — 2011
  • «Счастья и расплаты». — 2012
  • «Не умею прощаться». — 2013

Романы[править | править код]

Повести[править | править код]

Публицистика[править | править код]

  • «Примечания к автобиографии» (около 1970) — рукопись, циркулировала в самиздате.
  • «Талант есть чудо неслучайное». — М.: Советский писатель, 1980 (книга критических статей)
  • «Война — это антикультура» (По ту сторону) — М.: Советская Россия, 1983
  • «Завтр

ru.wikipedia.org

Евгений Евтушенко - Всегда найдется женская рука: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.

Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.

Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.

Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.

Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.

Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.

А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз…
Ты предавал их в жизни столько раз!

И вот оно — возмездье — настает.
«Предатель!»- дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!»- ветки хлещут по лицу.
«Предатель!»- эхо слышится в лесу.

Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,

и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя…

Анализ стихотворения «Всегда найдется женская рука» Евтушенко

Произведение «Всегда найдется женская рука» Евгения Александровича Евтушенко – ода женщине и ее мудрости.

Стихотворение датируется 1961 годом. В этот период поэту исполнилось 29 лет, он автор нескольких сборников стихов, давно принят в члены Союза писателей, уже оправился после мучительного развода с Б. Ахмадулиной и вступил в брак с Г. Сокол-Лукониной. Еще недавно, кстати, она была женой его друга. В жанровом отношении – элегия, рифмовка смежная, 10 строф. Лирический герой – сам автор. В первом же четверостишии он признается, что «женская рука» способна исцелить любые душевные раны. Женщина, по уверению поэта, мгновенно откликается сочувствием. Уменьшительный суффикс «немножечко» подчеркивает, что и этого достаточно исстрадавшемуся сердцу героя. «Беспутной головой»: возможно, после кутежа. И тут появляется молчаливая, все понимающая «она», чтобы стеречь всю ночь его неровное дыханье. В третьем четверостишии воспевается чуткость. Действительно, не каждый способен различить за показным весельем «страдание твое». Впрочем, здесь еще образы разных женщин, встречаемых героем на жизненном пути. А вот в следующей строфе поэт славит уже женское самопожертвование. «Неведомо за что»: всепрощение – то, о чем молит герой, однако, как сильно обличает совесть каждый раз, когда приходится обманывать эти кроткие глаза. Собственно, с каждым четверостишием все явственнее проступает образ Женщины, именно с большой буквы. Той самой, одной единственной, что всегда рядом, которая вдохновляет, оберегает, верит в силы и талант своего избранника, готова вместе с ним противостоять всему миру. Впрочем, трактовка стихотворения позволяет различить в некоторых строфах и образ матери. Действительно, поэт всегда тепло отзывался о своей матери Зинаиде Ермолаевне, прожившей долгую жизнь. Однако в этих строчках рисуется и образ той самой идеальной возлюбленной (а может, утраченной возлюбленной – как знать, не Б. Ахмадулиной ли?). «Предатель!» — в этом хлестком рефрене самобичевание героя, признание в своей слабости. «Простит, хотя обида тяжка»: вот потому и появляется на свет эта ода самоотверженности женщин. «Чего прощать нельзя»: по собственному кодексу чести, принципов. Множество перечислительных градаций (например, в предпоследней строфе), эпитеты (усталое, измученного, мятежный), олицетворение (дождь бьет), сравнение (как брата), лексические повторы, восклицания и многоточия.

Стихи «Всегда найдется женская рука» Е. Евтушенко созданы поэтом в кризисный период его личной жизни.

rustih.ru

Евтушенко Евгений Александрович - Стихи о женщине

По ягоды
Евгений Евтушенко

Три женщины и две девчонки куцых,
да я...
Летел набитый сеном кузов
среди полей шумящих широко.
И, глядя на мелькание косилок,
коней,
колосьев,
кепок
и косынок,
мы доставали булки из корзинок
и пили молодое молоко.
Из-под колес взметались перепелки,
трещали, оглушая перепонки.
Мир трепыхался, зеленел, галдел.
А я - я слушал, слушал и глядел.
Мальчишки у ручья швыряли камни,
и солнце распалившееся жгло.
Но облака накапливали капли,
ворочались, дышали тяжело.
Все становилось мглистей, молчаливей,
уже в стога народ колхозный лез,
и без оглядки мы влетели в ливень,
и вместе с ним и с молниями - в лес!
Весь кузов перестраивая с толком,
мы разгребали сена вороха
и укрывались...
Не укрылась только
попутчица одна лет сорока.
Она глядела целый день устало,
молчала нелюдимо за едой
и вдруг сейчас приподнялась и встала,
и стала молодою-молодой.
Она сняла с волос платочек белый,
какой-то шалой лихости полна,
и повела плечами и запела,

...


Всегда найдется женская рука
Евгений Евтушенко

Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.

Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.

Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.

Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.

Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.

Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.

А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз...
Ты предавал их в жизни столько раз!

И вот оно - возмездье - настает.
"Предатель!"- дождь тебя наотмашь бьет.
"Предатель!"- ветки хлещут по лицу.
"Предатель!"- эхо слышится в лесу.

Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,

и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя...


Из воды выходила женщина
Евгений Евтушенко

Из воды выходила женщина,
удивленно глазами кося.
Выходила свободно, торжественно,
молодая и сильная вся.

Я глядел на летящие линии...
Рядом громко играли в «козла»,
но тяжелая белая лилия
из волос ее черных росла.

Шум и смех пораженной компанийки:
«Ишь ты, лилия — чудеса!» —
а на синем ее купальнике
бились алые паруса.

Шла она, белозубая, смуглая,
желтым берегом наискосок,
только слышались капли смутные
с загорелого тела — в песок.

Будет в жизни хорошее, скверное,
будут годы дробиться, мельчась,
но и нынче я знаю наверное,
что увижу я в смертный мой час.

Будет много святого и вещего,
много радости и беды,
но увижу я эту женщину,
выходящую из воды...


Женщина особенное море
Евгений Евтушенко

Женщина всегда чуть-чуть как море,
Море в чем-то женщина чуть-чуть
Ходят волны где-нибудь в каморке
спрятанные в худенькую грудь.
Это волны чувств или предчувствий.
Будто то надо бездной роковой,
завитки причёсочки причудной
чайками кричат над головой.
Женщина от пошлых пятен жирных
штормом очищается сама,
и под кожей в беззащитных жилках
закипают с грохотом шторма.
Там, на дне у памяти, сокрыты
столькие обломки – хоть кричи,
а надежды – радужные рыбы —
снова попадают на крючки.
Женщина, как море, так взывает,
но мужчины, словно корабли,
только сверху душу задевают —
глубиной они пренебрегли.
Женщина, как море, небо молит,
если штиль, послать хоть что-нибудь.
Женщина – особенное море,
то, что в море может утонуть.


Мужчины женщинам не отдаются
Евгений Евтушенко

Мужчины женщинам не отдаются
а их, как водку, судорожно пьют,
и если, прости Господи, упьются,
то под руку горячую их бъют.
Мужская нежность выглядит как слабость?
Отдаться – как по-рабски шею гнуть?
Играя в силу, любят хапать, лапать,
грабастать даже душу, словно грудь.
Успел и я за жизнь поистаскаться,
но я, наверно, женщинам сестра,
и так люблю к ним просто приласкаться,
и гладить их во сне или со сна.
Во всех грехах я ласковостью каюсь,
а женщинам грехи со мной сойдут,
и мои пальцы, нежно спотыкаясь,
по позвонкам и родинкам бредут.
Поднимут меня женщины из мёртвых,
на свете никому не изменя,
когда в лицо моё бесстрашно смотрят
и просят чуда жизни изменя.
Спасён я ими, когда было туго,
и бережно привык не без причин
выслушивать, как тайная подруга,
их горькие обиды на мужчин.
Мужчин, чтобы других мужчин мочили,
не сотворили ни Господь, ни Русь.
Как женщина, сокрытая в мужчине,
я женщине любимой отдаюсь.


Женщинам
Евгений Евтушенко

Женщины, вы все, конечно, слабые!
Вы уж по природе таковы.
Ваши позолоченные статуи
со снопами пышными — не вы.
И когда я вижу вас над рельсами
с ломами тяжелыми в руках,
в сердце моем боль звенит надтреснуто:
‘Как же это вам под силу, как?’
А девчонки с ломами веселые:
‘Ишь жалетель! Гляньте-ка каков!’
И глаза синющие высовывают,
шалые глаза из-под платков.
Женщин в геологию нашествие.
Что вы, право, тянетесь туда?
Это дело наше, а не женское.
Для мужчин, а не для вас тайга.
Вы идете, губы чуть прикусывая,
не боясь загара и морщин,
и от ветки кедровой прикуривая,
шуткой ободряете мужчин.
Вы, хозяйки нервные домашние,
Так порой на все ворчите зло
Над супами, над бельем дымящимся.…
Как в тайге, на кухне тяжело.
Но помимо этой горькой нервности
слезы вызывающей подчас,
сколько в вас возвышенности, нежности,
сколько героического в вас!
Я не верю в слабость вашу, жертвенность,
от рожденья вы не таковы.
Женственней намного ваша женственность
от того что мужественны вы.
Я люблю вас нежно и жалеюще,
но на вас завидуя смотрю,
Лучшие мужчины — это женщины.
Это вам я точно говорю.

ruspoeti.ru

Евгений Евтушенко - Людей неинтересных в мире нет: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Анализ стихотворения «Людей неинтересных в мире нет» Евтушенко

Лирика Е. Евтушенко невероятно многообразна и посвящена самым различным темам. Большое место в ней занимают философские размышления. Одним из таких стихотворений является «Людей неинтересных в мире нет…» (1961 г.), посвященное известному журналисту С. Н. Преображенскому. В этом произведении Евтушенко размышляет над смыслом человеческой жизни и ее значимостью.

В советское время провозглашался приоритет общества над личностью. Отдельный человек заслуживал внимания, только если он действовал на благо всего общества или совершал общественно значимый поступок. Евтушенко выступает против такого одностороннего взгляда.

«Людей неинтересных в мире нет…» — так начинается размышление поэта. Судьбу каждого человека он сравнивает с судьбой планеты. Этим он подчеркивает ее масштабность и уникальность. Даже тот, кто прожил незаметно всю жизнь, ничем не выделяясь и не совершив ничего великого, заслуживает внимания именно за свою незаметность. Даже неинтересные люди разительно отличаются друг от друга.

Человек со своим чувствами и переживаниями представляет собой отдельный неповторимый мир, живущий по своим законам. Этот мир наполнен событиями, радостями и огорчениями, поражениями и победами. В нем есть свои торжественные и траурные даты. В отличие от общечеловеческого мира все эти события неизвестны окружающим. Поэтому смерть любого, даже самого незначительного человека, — огромная трагедия. Умирает не только он один, умирает целый мир.

Евтушенко не отрицает вклада известных людей. Даже в общепринятом смысле человек обязан оставить после себя дерево, дом и сына. Люди работают и наполняют мир продуктами своей деятельности. Замыслы человека обретают физическое воплощение. Но что может сказать о человеке построенный им мост или собранный автомобиль? Даже выдающиеся произведения искусства смогут под определенным углом осветить лишь одну из сторон многогранной человеческой личности. Большая и самая ценная часть внутреннего мира человека умирает вместе с ним.

Евтушенко переходит к философскому вопросу о познаваемости человека. О каждом складывается определенное мнение, которому очень далеко до истины. «Грешный и земной» человек остается в памяти по своим делам и поступкам. Но никто не знает, насколько они соответствовали его внутреннему миру. Поэт утверждает, что никто по-настоящему не понимает даже самых близких людей, даже «отца родного своего».

Евтушенко приводит в отчаяние мысль, что человечество открывает для себя космос, но спокойно воспринимает гибель целых неизведанных миров на своей планете. Их уже никогда не вернуть. У поэта только один выход: «от этой невозвратности кричать».

rustih.ru

Евгений Евтушенко - Нежность: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Разве же можно,
чтоб все это длилось?
Это какая-то несправедливость…
Где и когда это сделалось модным:
«Живым — равнодушье,
внимание — мертвым?»
Люди сутулятся,
выпивают.
Люди один за другим
выбывают,
и произносятся
для истории
нежные речи о них —
в крематории…
Что Маяковского жизни лишило?
Что револьвер ему в руки вложило?
Ему бы —
при всем его голосе,
внешности —
дать бы при жизни
хоть чуточку нежности.
Люди живые —
они утруждают.
Нежностью
только за смерть награждают.

Анализ стихотворения «Нежность» Евтушенко

Лейтмотив раннего стихотворения «Нежность» Евгения Александровича Евтушенко – убийственная людская несправедливость, черствость.

Стихотворение датируется 1955 годом. Его автору исполнилось 23 года, он уже выпустил дебютную книгу стихов, принят в качестве перспективного начинающего поэта в студенты Литературного института, более того, в члены Союза писателей, повстречал свою большую любовь – Б. Ахмадулину. Также полным ходом идет подготовка к печати следующей поэтической книги. В жанровом отношении – философская лирика, обращение к современникам. Графически текст располагается почти лесенкой, в целом рифму можно назвать смежной, деления на строфы нет. Волнение первой строки подчеркнуто звукописью (аллитерацией) и вопросительной интонацией. У поэта рождается готовый афоризм: живым – равнодушье, внимание – мертвым. В сущности, это перифраз известной поговорки: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Обычные вроде бы слова «люди сутулятся» в контексте стихотворения звучат метафорой. Ведь люди опускают голову и плечи от жизненных невзгод, отсутствия поддержки и надежды. «Выпивают»: известный порок, особенно в творческой среде, в которую молодой поэт уже вошел. «Выбывают»: прозаическое понятие, связанное с переменой местожительства. В данном случае означает уход из жизни, переезд на тот свет. И если покойный был хоть сколько-нибудь известен, как из-под земли, вдруг появляется горюющая общественность. Речи нередко составлены заранее и впоследствии могут быть опубликованы в каком-нибудь сборнике. Так сказать, история вершится в крематории. Е. Евтушенко живо интересовался поэзией Серебряного века, особым его вниманием пользовалось творчество В. Маяковского. Он участвовал в литературной конференции его памяти, посетил похороны матери поэта, где читал прощальные стихи. Наконец, образ В. Маяковского возникает и в его «Нежности». Его смерть Е. Евтушенко трактует однозначно: капелька нежности, понимания могла спасти ему жизнь, уберечь от рокового шага. Автор набрасывает портрет В. Маяковского хрестоматийными мазками: голос, внешность, тот самый револьвер в руке. В заключительных строках поэт подытоживает: живые – утруждают. Они почему-то оказываются не такими, как их представляли, какими хотели бы видеть. В конечном счете, должное им отдадут лишь у могилы. Тогда и поймут, и пожалеют, и посмертно наградят. Тревожная анафора «люди». Поэт говорит не о ком-то одном, а о множестве погибающих. Просторечные, красноречивые приставочные глаголы, ирония (нежные речи), вопросы, многоточие.

В произведении «Нежность» Е. Евтушенко размышляет о трагических судьбах художников слова.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.