Пастернак стихи быть знаменитым некрасиво


Борис Пастернак - Быть знаменитым некрасиво: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

rustih.ru

Б Пастернак "Быть знаменитым некрасиво"

Славу каждый переносит по-разному – кто-то одевает доспехи гордыни, другой старается пройти мимо лавров незаметно, не отвлекаясь от служения музе. Ко второму типу относил себя Борис Пастернак, не принимающий известности, считая творчество, а не знаменитость целью.

Эта позиция хорошо просматривается в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», анализ которого я и предлагаю. Уже во втором четверостишье Пастернак чётко обрисовывает цель творчества:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.

Без самоотдачи знаменитость растает, как лёд под июльским солнцем – разовые лавры нельзя примерять долго, а лучше вообще пройти мимо них. Стихи написаны в 1956 году, за два года до Нобелевской премии, не столько для читателей, сколько для коллег по цеху. Многие из них гонятся за известностью, как кот за мышью, теряя в этой беготне идеалы и размазывая себя во времени. Скорое вручение премии подтверждает правоту поэта.

Пастернак жил сложной жизнью, стараясь не поступаться идеалами и не закрываться в раковину самодостаточности. Именно Пастернак заступился за мужа Ахматовой, когда тот был арестован и никто не подавал голоса в его защиту. Борис Леонидович написал несколько стихотворение Сталину, а после попал в опалу, которая отразилась на стилистике творчества.

Эти моменты  важны для глубокого анализа строк, так как помогают понять жизнь Пастернака и те условия, в которых строки пишутся. В стихотворении «Быть знаменитым» поэт выражает своё мнение насчёт знаменитости и делится им с коллегами по поэтическому цеху. Он не обвиняет их, не указывает путь, а просто выражает своё мнение, которое он перенёс на свою жизнь. Автор призывает жить честно, работать на максимуме самоотдачи и не почивать на лаврах. По мнению Бориса Леонидовича, жизнь и творчество неразрывны – нельзя поступать подло, но быть великим поэтом!

Вызывают интерес строки:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Много будет тех, кто попытается скопировать путь знаменитости, взять её мысли и идеи, изложив их в своей форме. Это плагиат и не надо на него обращать внимания, выиграл ты или проиграл в битве творчества, решит будущее. Не стоит самому относить себя к лику гениальных людей – суд свершит день завтрашний.

Самое важное, самое сокровенное, Пастернак оставил на последнее четверостишье:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Самое главное в творчестве – оставаться живым и не отступаться от пути под влиянием внешних обстоятельств. Оставаясь человеком в первую очередь, можно быть и хорошим поэтом, став плохим человеком, нельзя рассчитывать на восторг публики. Идти по жизни с поднятой головой, не прятать стыдливо взгляд, ошибаться, исправлять ошибки и идти дальше с открытым забралом, не снижая самоотдачи в творчестве при успехе – вот основной посыл стихотворения.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Отлично выражает смысл стихотворения Михаил Казаков, послушать которого и предлагаю напоследок.

stihirus24.ru

397. Быть знаменитым некрасиво (Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Борис Пастернак)

            Посох


Посох мой, моя свобода –
Сердцевина бытия,
Скоро ль истиной народа
Станет истина моя?

Я земле не поклонился
Прежде, чем себя нашёл;
Посох взял, развеселился
И в далёкий Рим пошёл.

А снега на чёрных пашнях
Не растают никогда,
И печаль моих домашних
Мне по-прежнему чужда.

Снег растает на утёсах,
Солнцем истины палим,
Прав народ, вручивший посох
Мне, увидевшему Рим!

1914, 1927


И вот, навьючив на верблюжий горб,
На добрый – стопудовую заботу,
Отправимся – верблюд смирен и горд –
Справлять неисправимую работу.

Под тёмной тяжестью верблюжьих тел –
Мечтать о Ниле, радоваться луже,
Как господин и как Господь велел –
Нести свой крест по-божьи, по-верблюжьи.

И будут в зареве пустынных зорь
Горбы – болеть, купцы – гадать: откуда,
Какая это вдруг напала хворь
На доброго, покорного верблюда?

Но, ни единым взглядом не моля,
Вперёд, вперёд, с сожженными губами,
Пока Обетованная земля
Большим горбом не встанет над горбами.

1917


Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свой шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

1956

lib.rmvoz.ru

Пастернак «Быть знаменитым некрасиво» - читает А.Петров

Пастернак «Быть знаменитым некрасиво» - читает А.Петров

Борис Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Саша Петров читает стихотворение Пастернака, что слушатель затаив дыхание сам переживает эти строки.

Читать поэзию не такое уж и простое дело, особенно, когда произведение принадлежит легендарному автору-классику. Не каждому удается передать те самые эмоции, которые вкладывал туда писатель, чтобы донести весь смысл до слушателей и затронуть их души – это самое настоящее искусство.

Молодой российской актер Александр Петров участвует в различных конкурсах чтецов. В своей передаче Иван Ургант попросил его прочитать стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».


Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

isralove.org

Поэзия.ру - Юрий Лифшиц - Еще раз о «быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернака

Еще раз о «быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернака

 

В книге Б. Сарнова «Сталин и писатели» (глава «Сталин и Пастернак») автор пишет следующее:

   «После доклада Бухарина на Первом писательском съезде, после командировки в Париж на съезд писателей-антифашистов, где весь зал при его появлении встал, а потом, после его выступления провожал долго не смолкающей овацией, у Пастернака были все основания считать, что теперь время выдвинуло его, а Маяковский ушел в тень. И вот — сталинские слова вновь все расставили по своим местам. Сама эпоха устами вождя выдвинула Маяковского «в главный фокус литературы», а он, Пастернак, теперь, наконец, опять уйдет в тень.

   Он не кривил душой и не лукавил, уверяя Сталина, что такая перспектива его радует. Еще бы она его не радовала! Ведь помимо всего прочего, она означала, что Сталин уже не ждет от него выполнения того «социального заказа», который, по словам Л. Горнунга, привел его в ужас.

   Да и без этого «заказа» он был далек от желания попасть в сонм приближенных к трону. Выступая на Первом съезде, отчасти уже попавший в этот круг «приближенных», он говорил:

    ...При огромном тепле, которым окружают нас народ и     государство, слишком велика опасность стать литературным сановником. Подальше от этой ласки…

   (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М. 1934. Стр. 549.)

   Тут он тоже был искренен, говорил то, что думал и чувствовал.

   И все-таки не так все это было просто, в чем у нас еще будет случай убедиться.

   <...> В очерке «Люди и положения», писавшемся весной 1956-го и осенью 1957-го, когда тема эта была уже не актуальна (Сталин в то время был уже мертв и даже похоронен — не только политически, но и физически: вынесен из Мавзолея), Борис Леонидович счел нужным еще раз к ней обратиться:

   Были две знаменитые фразы о времени. Что жить стало лучше, жить стало веселее и что Маяковский был и остался лучшим и талантливейшим поэтом эпохи. За вторую я личным письмом благодарил автора этих слов, потому что они избавляли меня от раздувания моего значения, которому я стал подвергаться в середине тридцатых годов, к поре Съезда писателей. Я люблю свою жизнь и доволен ей. Я не нуждаюсь в ее дополнительной позолоте. Жизни вне тайны и незаметности, жизни в зеркальном блеске выставочной витрины я не мыслю.

   (Борис Пастернак. Поли. собр. соч. Том 3. М. 2004. Стр. 337.)

   Грандиозный мировой скандал вокруг романа «Доктор Живаго» поместил его в самый центр этой «выставочной витрины». И нельзя сказать, чтобы, очутившись вдруг в ее «зеркальном блеске», он чувствовал себя там так уж неуютно.

   Вот несколько отрывков из его писем той поры:

   За эти несколько дней я испытал счастливое и подымающее чувство спокойствия и внутренней правоты и ловил кругом взгляды, полные ужаса и обожания. Я также при этом испытании натолкнулся на вещи, о которых раньше не имел понятия, на свидетельства и доказательства того, что на долю мне выпало счастье жить большой значительной жизнью, в главном существе даже неизвестной мне.

   Ничего не потеряно, я незаслуженно, во много раз больше, чем мною сделано, вознагражден со всех сторон света.

   (21 августа 1957.)

 

   Я утопаю в грудах писем из-за границы. Говорил ли я Вам, что однажды наша переделкинская сельская почтальонша принесла их мне целую сумку, пятьдесят четыре штуки сразу. И каждый день по двадцати. В какой-то большой доле это все же упоенье и радость…

   (2 декабря 1958.)

   В 1956 году Пастернак написал очень важное для тогдашнего его душевного состояния, поистине программное стихотворение — «Быть знаменитым некрасиво...». И вот, спустя два года, став знаменитым, он словно бы начисто забыл об этой своей заповеди. Он не просто радуется своей знаменитости, но прямо-таки упивается ею!

   Упоминание об этом понадобилось мне тут потому, что эта, — казалось бы, такая неожиданная — реакция на вдруг пришедшую к нему знаменитость бросает некий дополнительный свет на процитированный выше отрывок из его очерка «Люди и положения».

   Впрочем, и без этого дополнительного света в том отрывке явственно ощущается некоторая уязвленность:

   Я люблю свою жизнь и доволен ей. Я не нуждаюсь в ее дополнительной позолоте.

   Конечно, он был искренне рад, что Сталин позволил ему уйти «в тень». Но не был ли он при этом и несколько разочарован?»

   Что же получается? Пастернак написал стишок «Быть знаменитым некрасиво» для всех, кроме себя самого? Выходит именно так.

poezia.ru

Быть знаменитым некрасиво?.. ПрОмельк Бориса Леонидовича Пастернака

Юрий Иванович Пименов. Борис Пастернак. Оттепель.

Я люблю свою жизнь и доволен ей. Я не нуждаюсь в её дополнительной позолоте. Жизни вне тайны и незаметности, жизни в зеркальном блеске выставочной витрины я не мыслю.

                                                                                            Б.Пастернак "Люди и положения"

                                                                                   ...Художники уходят
                                                                                   Без шапок,
                                                                                                     будто в храм,
                                                                                   В гудящие угодья
                                                                                   К березам и дубам.

                                                                                   Побеги их -- победы.
                                                                                   Уход их -- как восход
                                                                                   К полянам и планетам
                                                                                   От ложных позолот...

                                                                              А. Вознесенский "Кроны и корни", 1960г.

 

Снимаю с полки домашней библиотеки книги Б.Л. Пастернака. Вот двухтомник его поэзии, вот роман "Доктор Живаго", здесь и брошюрка "Охранная грамота. Шопен".

А вот  распечатанные из интернета писательские изыскания "Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ" И.Н. Толстого...

Но заглянувшим сейчас ко мне на огонёк предлагаю ограничиться поэзией.

Недавно на канале Культура в программе "Наблюдатель" Б.А. Мессерер презентовал только что вышедшую его книгу "Промельк Беллы". Это фолиант, работа над которым продолжалась в течение 6 лет. На вопрос ведущей о слове прОмельк в названии автор ответил, что в тарусских стихах Беллы Ахмадулиной он встретил это слово. И что их совместная жизнь около сорока лет будто бы промелькнула.

Это слово ПРОМЕЛЬК меня заинтересовало ещё в 2011 году, когда в журнале "Знамя" (номера 9-12) я прочитала главы из будущей книги Бориса Мессерера. Мне оно тогда впервые увиделось, но, как оказалось позднее, не впервые услышалось. Конечно же, в словаре я тогда нашла значение слова и его синоним - ПРОБЛЕСК. И у поэта Серебряного Века Игоря Северянина есть стихотворение декабря 1917 года с названием "Промельк".

Но  только сейчас, набирая материал для этой публикации, просматривая телевизионные выпуски архива канала Культуры "Гении и злодеи", в передаче о Борисе Пастернаке, в кадре, где поэт на фото стоит у незашторенного окна, звучат его стихи, а я слышу:

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин...
 

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, -- никого...

И тут в памяти моей зазвучал  голос Сергея Никитина, поющего за Андрея Мягкова в популярном телевизионном фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". Музыка Микаэла Таривердиева. Вот он, промельк маховой!

И ведь о жизни Бориса Леонидовича Пастернака из семьи долгожителей можно сказать, что и она есть промельк. И я не уверена, что быть ему знаменитым некрасиво. Эти слова из известного стихотворения поэта 1956 года:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись...

...Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать...

Думаю, что я, в литературном творчестве любительница, имею право, опираясь на большой опыт читательницы, поразмышлять над некоторыми посылами  поэта в его стихотворении.

В.С. Бушин в статье "Недоноски и отморозки великих наций", здесь в "Завтра" от 2 сентября 2016 года цитирует строки Ильи Сельвинского:

..Люблю тебя, мой русский стих,

Еще не понятый, однако,

И всех учителей моих –

От Пушкина до Пастернака...

Здесь та большая высота,
Что и не пахнет трын-травою,
Недаром русское всегда
Звучало в них как мировое...

Поэт Евгений Евтушенко называет Бориса Пастернака"самым знаменитым русским поэтом XX века". Видна аналогия с Пушкиным века XIX, чьё имя сделало тот век ЗОЛОТЫМ.

И наверное, по явно неслучайному совпадению Борис Леонидович Пастернак родился в годовщину смерти Александра Сергеевича Пушкина, 29 января (по ст. ст.). И его удивительные стихи, словно вобрали в себя одновременно выразительную силу поэтического слова, музыки и живописи. Он прожил непростую жизнь, но любовь к жизни, которую он так замечательно назвал своей сестрой, и вера в силу любви как главную силу бытия никогда ему не изменяли.

Я прочитала несколько вариантов анализа этого стихотворения в интернете, касаемых конкретики его написания, т.е. времени, обстановки в стране, взаимоотношений поэта и власти, поэта и его товарищей по перу, а также отношения к нему почитателей его таланта. Особенно мне понравился материал на сайте  pishi-stihi.ru (http://pishi-stihi.ru/byt-znamenitym-nekrasivo-pasternak.html).

Но хочу к отдельным цитатам из стихотворения, часто используемым в отрыве от первоисточника, подойти по-иному, т.е. разобраться в словосочетаниях по их содержанию-смыслу.

 

I.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

1.  

Быть знаменитым некрасиво.

Как это понимать?

Знаменитым называют человека, которого знают и уважают многие люди, и который известен (так пишут словари).

На мой взгляд из множества синонимов к слову "некрасиво" здесь подходит "нехорошо", т.е. "плохо". Но почему "быть знаменитым плохо"?

Красиво это или некрасиво для Б.Л. Пастернака, но  его популярность в Советском Союзе, как и за рубежом, была высока. С 1946 года он шесть раз номинировался на Нобелевскую премию за достижения в области современной лирической поэзии. Законченный в 1955 году роман "Доктор Живаго" читался в списках. Но так как  разрешения на его печатание не было, в 1956 году (когда и написано названное стихотворение в тишине Переделкина) рукопись писателем передаётся в зарубежное издательство. Тогда вопрос, для чего?

А теперь вернёмся к Пастернаку рядом с Пушкиным. Как Александр Сергеевич относился к своей известности? Не о ней ли в стихотворении 1836г.:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа...

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык...

А вот от Анны Андреевны Ахматовой, немало времени посвятившей изучению и анализу творчества и личности Пушкина, стихотворение "Нас четверо" с эпиграфом трёх поэтов:

                               Ужели и гитане гибкой

                               Все муки Данта суждены.

                                      О.М.

                               Таким я вижу облик Ваш и взгляд.

                                        Б.П.

                               О, Муза Плача...

                                       М.Ц.

      Комаровские наброски

Все мы немного у жизни в гостях,

Жить - это только привычка.

Чудится мне на воздушных путях

Двух голосов перекличка.

 

Двух? А ещё у восточной стены,

В зарослях крепкой малины,

Тёмная, свежая ветвь бузины...

Это - письмо от Марины.

1961 г.

Так Ахматова называет четыре знаменитых имени поэтов Серебряного века: себя, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Марину Цветаеву. "Духовный поэтический квадрат", в то время уже виртуальный, так как в живых оставалась только Анна Андреевна.

Б. Мессерер в книге "Промельк Беллы" пишет:

"Как-то один корреспондент спросил Высоцкого:

- А вы хотите быть знаменитым?

И ответ Высоцкого:

- Хочу и буду.

Он понимал себе цену. По-моему, убедительно".

 

Давно храню в записной книжке рассуждения героев фильма 1981г. "С вечера до полудня" по пьесе Виктора Розова "На беговой дорожке":

В семье известного писателя идёт такая игра: для характеристики окружающих людей, стремящихся к достижению личных целей,  используются два термина: "Всадники" и "Избранники".

Всадники, те которые лихо вскакивают на спину коня и скачут по жизни, не обращая внимания на тех, кого топчут по дороге. 

Избранники же те, у которых  кони из бронзы, они заслуживают уважение и признание народа. Так ведь это же определение "знаменитых" людей! (см. выше). Значит знаменитыми становятся избранные.

P.S.

Не могу здесь не упомянуть услышанное мной в программе "Острова" на канале "Культура" рассуждение Виктора Розова: "Человек - это одновременно и конь и всадник. Конь - это бушующие страсти. А всадник - это воля и руки, которые держат поводья и управляют этим конём".

И вот теперь по моему разумению получается, что быть знаменитым почётно, но и ответственно. Нельзя таковому опускаться в творчестве ниже поднятой планки. "Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!", чтобы не стать "Позорно ничего не знача,... притчей на устах у всех".

2.  

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь...

Конечно же, под словом "ввысь" поэт подразумевал не пьедестал для знаменитостей, а "заоблачную", божественную высь, о которой говорит и Александр Дольский:

Стремись в заоблачные выси... 
Спеши, дорога коротка. 
И ты пришёл не на века - 
на миг расцвета чувств и мысли. 
И всё, что было до тебя 
Прими, как милостыню нищий. 
Раздай ту радость, что отыщешь, 
печали пряча и копя. 
Поставь себе любой предел, 
перешагни его... и снова, 
И пусть в сердцах осядет слово, 
которое сказать посмел... 

И Константин Романов в стихотворении "Поэту" с эпиграфом от Пушкина:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

                                 Пушкин

Пусть гордый ум вещает миру,

Что всё незримое - лишь сон,

Пусть знанье молится кумиру

И лишь науки чтит закон.

Но ты, поэт, верь в жизнь иную:

Тебе небес открыта дверь;

Верь в силу творчества живую,

Во всё несбыточное верь!

Лишь тем, что свято, безупречно,

Что полно чистой красоты,

Лишь тем, что светит правдой вечной,

Певец, пленяться должен ты.

Любовь - твоё да будет знанье:

Проникнись ей, и песнь твоя

В себя включит и всё страданье,

И всё блаженство бытия.

         К. Р.

Не о той ли большой высоте поэзии говорит и Илья Сельвинский в выше приведённом стихотворении?

А возможно ЗДЕСЬ ответ от Бориса Леонидовича вот в этих  отрывках из трёх его стихотворений.

"Смерть сапёра":

...Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

"Гефсиманский сад":

...Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь... 

"В больнице":

...Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук Твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр.

Соглашусь и с Беллой Ахмадулиной, интервьюируемой литературоведом Валентиной Полухиной:

В.П.: ...вы согласны с теми, кто считает что поэт НЕ может быть НЕ верующим по существу?

Б.А.: ...Да,  Дар - это Божья милость...

 

В романе "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернак написал: «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь". Memento mori - помни о смерти.

А как можно размышлять о смерти, не веря в жизнь вечную?

Вечность - предположенье -
Есть набиранье сил
Для остановки движенья
В круговращенье светил.

Время - только отсрочка,
Пространство - только порог.
А цель Вселенной - точка.
И эта точка - Бог.
          Давид Самойлов

Вот Вера, как мне кажется, и подымает ввысь любого Человека, знаменитого и незаметного.

 

3.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись
.

Эти две последние строки строфы я категорически не понимаю.
Пробую разобраться. Речь идёт о писательских рукописях и архивах.

Рукопись - это черновик литературного произведения. А архив - папка, шкаф, где рукописи хранятся. И по-моему для всякого пишущего человека, будь то известный или начинающий писатель, его место хранения черновиков - это нечто сокровенное "за семью печатями". (В то время, помним, не было компьютеров и флешек).

И как же не трястись над рукописями? Ведь слова Воланда из "Мастера и Маргариты" М.А. Булгакова  "Рукописи не горят" должны пониматься как то, что слово, живая человеческая мысль не могут быть уничтожены и запрещены.

А как горят в действительности  рукописи мы знаем из истории:

- В конце 1825 года после раскрытия заговора декабристов в Михайловском Пушкиным были сожжены Записки с биографией,  в которой он говорил и о знакомых людях, ставших историческими лицами.

- В 1949 году после третьего ареста Льва Гумилёва Анна Ахматова в отчаянии сожгла свой архив.

И сколько рукописей "сгорело" вместе с авторами в годы репрессий, одному Богу известно.

Что же с рукописями и архивом самого Б.Л. Пастернака?

Наверное, он не "трясся" над своими творениями, разве только за рукопись романа "Доктор Живаго", переданную в Италию издателю, коммунисту Джанджакомо Фельтринелли, "немного" попереживал.

А вот за "заведённый" всё же писателем архив уже пришлось поволноваться законным его наследникам и семье последней возлюбленной и Музы знаменитого человека. 

В течение 14 лет совместной жизни творческого тандема Ольга Ивинская исполняла обязанности литературного секретаря. После смерти Пастернака   архив писателя, находящийся в квартире их проживания,  конфискуется властями и передаётся на хранение в ЦГАЛИ.

В 1988 году Ольга Всеволодовна  реабилитирована после двух тюремных сроков, и по решению суда архив писателя был ей возвращён.

Однако в 1994 году законные наследники писателя, его невестка и внучка (жена и дочь сына Леонида от второго брака) оспорили в суде право собственности Ивинской на материалы архива. Тяжба длилась много лет. Лишь только в 2001 году наследники стали правообладателями семейной ценности.

Так и хочется перефразировать известное крылатое выражение "Нет человека - нет проблемы" на "Нет архива - нет проблемы".

И всё-таки: Архивы заводить!

 

II.

...Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать...

Выделенное двустишие мне понятно с юности, с пушкинского "монумента", помните:

...Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
‎И не оспоривай глупца.

Позже Пушкину вторил Редьрд Киплинг в стихотворении "Заповедь":

...Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,    
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать c основ...

А вот и священнослужитель Андрей Логвинов призывает нас:
Не тешь себя удачей,
Мечтой о продвижении -
Ценнее чаша плача
И горечь поражения.

Они ведут к итогу,
Ничем не заменимому:
Душа прижмётся к Богу -
Единому, родимому...

P.S. 

Вот и завершила я своё путешествие в Страну поэзии.

Поэзия Пастернака  отличается особой, какой-то утончённой, вызывающей желание петь музыкальностью. Недаром множество его стихов стало песнями. Как тут опять не помянуть Пушкина, романсам на стихи которого несть числа.

Вот и 10 февраля мы вспомним их вместе. Зажжём поминальные свечи. Это ничего, что у Бориса Леонидовича - День рождения, его нет, но все жизненные даты ушедших, ставших бессмертными, - памятны.

А что же нам?

...(Нам) надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов...

...И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

 

zavtra.ru

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” является его программным произведением: в нем автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво” по плану на уроке литературы в 9 классе, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический сборник “Когда разгуляется”, вместе с другими произведениями, написанными Пастернаком за три плодотворных года.

Тема стихотворения – сущность творчества и кодекс жизни поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части композиции Пастернак говорит о том, что следование кодексу жизни в итоге приведет творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует переходы от одного размера к другому по схеме спондей — пиррихий — пиррихий — ямб.

Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,

Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.

Сравнения – “как прячется в тумане местность“.

Антитеза – “поражения – победа“.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано после целой череды событий в жизни поэта – его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”, но общая окололитературная суета волновала его все меньше, в основном Пастернак занимался переводами. В то же время он много размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение поэт включил в свой сборник “Когда разгуляется”, который наполнился более чем сорока стихотворениями в период с 1956 по 1958 годы.

Тема

Общая тема – это суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.

Композиция

Композиционное строение стиха достаточно несложное – он трехчастный. В первой части поэт как будто выливает на читателя ушат ледяной воды, говоря о творцах, которые являются притчей у всех на устах, ничего при этом не знача.

Вторая часть представляет собой рразмышления о том, каким все-таки должно быть человеку. занимающемуся творчеством, – Пастернак видит его человеком, живущим без самозванства, но ради вечности. Он должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность.

И третья часть – это указания другим поэтам, что нужно сделать для того, чтобы остаться в вечности, а не приобрести только сиюминутную славу. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно быть живым до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в “Быть знаменитым некрасиво”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя.

Жанр

Это философское произведение, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к чему-то далекому и вечному. Пастернак использует сложные переходы от одного размера к другому, спондей сменяется пиррихием, а том, в свою очередь – ямбом. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифма же вежде одинаковая – перекрестная.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – все это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительные средств, таких как:

  • Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,
  • Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
  • Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
  • Антитеза – “поражения – победа“.

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 43.

obrazovaka.ru

история создания, тема, жанр и композиция

Борис Пастернак — один из самых известных поэтов XX века. Анализ его стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» расскажет об основных идеях, заложенных автором в произведение. В этой поэзии Пастернак размышляет о том, каким должен быть творческий человек, и выражает свои взгляды на литературу.

План краткого анализа

Анализ стихотворение следует делать, согласно плану. Его можно по желанию расширить и добавить еще несколько пунктов:

  1. История написания — стих был создан в 1956 году, а впервые напечатан в сборнике поэзий «Когда разгуляется», который включал в себя произведения, написанные Пастернаком за последние три года.
  2. Основная тема — суть творчества, путь поэта и его предназначение.
  3. Композиция — стихотворение трехчастное. Написано при использовании ямба, спондея и пиррихия. Автор переходит от одного размера к другому, используя перекрестную рифму.
  4. Жанр — философская лирика.

В качестве средств художественной выразительности поэт применил метафоры, сравнения, эпитеты и антитезу. А также он задействовал множество глаголов и деепричастных оборотов.

История создания

Борис Леонидович написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» в 1856 году. Он создал его, пережив целую череду событий: поэта наконец-то признали и сделали членом союза писателей, но литература в тот период волновала его меньше всего, в основном поэт занимался переводческой деятельностью. Пастернак много размышлял о смысле творчества, а результат своих раздумий и постигшую истину поместил в анализируемое стихотворение.

Незадолго до признания в литературных кругах на поэта обрушилась волна критики в прессе, и такая известность его отнюдь не радовала. Поэтому он и предостерегал других, что слава прекрасна, только когда ее нет. В реальности же это отвратительное явление.

Стихотворение Пастернак включил в свой поэтический сборник «Когда разгуляется», в который вошли его произведения периода 1956−1958 годов. Конечная его версия была опубликована уже посмертно в 1961 году.

Темы и настроения

У произведения торжественное настроение. Борис Леонидович высказывает мысли, которые стоят в фундаменте его мировоззрения:

  1. Основная тема — поэт и творчество. Пастернак размышляет о предназначении творческого человека и терниях его пути. Он считает, что весь смысл поэзии состоит не в том, чтобы стать известным, а в возможности создать и донести до читателя что-то новое, чего ранее еще никто не говорил. И так в любой области: главное, оставить значимый след там, где ты жаждешь реализовать себя.
  2. Поэт поднимает проблему самоотдачи. Отнюдь не каждый человек способен пожертвовать собой в пользу высоких идеалов. Люди, как правило, жаждут получить все, ничего не отдавая и не делая взамен. Но легкий успех, по мнению поэта, позорен.
  3. Автор поднимает тему подлинной и ложной известности. Поэту стоит писать без украшательства себя, ведь его значимость и вклад в культуру оценит время и потомки, а не он сам. Поэтому не нужно строить из себя великого человека, если не являешься таким на самом деле, и оставлять о себе бесполезную стопку бумаг. Некрасивый тот, кто пытается быть знаменитым искусственно.
  4. В поэзии можно заметить проблему поиска себя в жизни, а также своего стиля и направления в литературе. И только пытаясь делать что-то новое, можно оставить о себе что-то поистине прекрасное.
  5. Тема скромности — относиться к себе и людям вокруг следует проще, без попыток пустить пыль в глаза. Даже о своих явных достоинствах человеку стоит говорить без излишнего хвастовства.

Важную проблему в поэзии также играет слава. Многие творцы не выдерживают испытания известностью и успехом и под напором славы меняются. Хотя важно до последнего оставаться собой и не обращать внимания на любовь масс — это состояние непостоянно и легко может пройти.

Основная идея

Главная мысль стихотворения состоит в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, а от их качества и от того, насколько велика их ценность в истории человечества, и какой вклад он вносит в культуру. И только тем, кто создает что-то первобытное и неповторимое, в будущем будет дан статус гениев, поскольку на них равняется человечество.

Борис Леонидович призывает творить не ради славы и богатства, а для своего читателя и будущего человечества. Цель настоящего творца состоит в том, чтобы провести дорогу в неизвестность, и тогда люди последуют за ним. Но даже достигнув высот в своей сфере, человек должен оставаться скромным и спокойно относиться к своему успеху и любви публики. Этими явлениями не следует увлекаться, поскольку поэт — это прежде всего художник слова, а не эгоист, стремящийся прославиться и наживиться.

Образы и символы

Лирическим героем произведения выступает сам Борис Пастернак. В своей жизни он пережил взлеты и падения и осознал, каково настоящее лицо славы, публики и признания. Автор понял немало в этом мире и потому желает поделиться своими выводами в поэтической форме. Лирический герой спокоен, он живет в гармонии и умиротворении. Он понял, кто такой настоящий творец. И пусть персонаж довольно уверен в себе, он не останавливается в поисках новых путей для реализаций своих идей.

Путь и след в стихотворении символизируют творческую и жизненную дорогу. Поэт вытаптывает дорогу в неизвестность, открывая неизведанные горизонты, куда по его примеру придут люди. Туда творца ведет зов будущего.

Туман в стихе олицетворяет неизвестность. Именно туда каждый раз отправляются творцы, придумывая нечто новое.

Композиция стихотворения

Композиция поэзии — трехчастная. В первой части автор говорит о творческих людях, о которых пусть и все говорят, но сами из себя они ничего не представляют.

Во второй части поэт предается размышлениям о том, какой должен быть творческий человек. Поэт видит творца как личность, которая живет, думая о вечном, а не о собственной выгоде. Настоящий поэт должен оставить себя и свою жизнь за кадром и показывать только результат своего творчества.

В последней части Пастернак дает советы другим поэтам о том, как следует жить и что делать, чтобы войти в историю, а не обрести «минуту славы». По мнению автора, для этого стоит оставаться настоящим до самого конца, даже если удалось достичь успеха. Но указания поэта — это не просто слова, он сам следует этим заповедям.

Ключевой мотив поэзии — изучение и поиск себя.

Жанр и стихотворный размер

По жанру произведение относится к философской лирике.

Делая анализ «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака, хочется отметить, что стихотворение написано в форме послания от автора потомкам и современникам, это его поучение людям, в особенности творческим. Он объясняет читателю, что у истинного пути конечной целью должно быть не признание масс, а нечто более высокое и вечное.

Стихотворный размер в поэзии сложный, автор делает множество переходов, сменяя спондей на пиррихий и на ямб. Этот прием позволил ему свободно передавать свои мысли, не будучи скованным формой. Рифма во всех строках перекрестная.

Художественные приемы

Автор для придания динамичности произведению использует много глаголов и деепричастных оборотов. Это делает его более энергичным и позволяет ярче передать эмоциональное настроение. Помимо этого, в стихотворении присутствуют и другие средства художественной выразительности:

  • метафоры — «оставлять пробелы в судьбе», «быть притчей на устах у всех»;
  • противопоставление — «поражение» и «победа», «шумиха» и «любовь пространства»;
  • эпитеты — «жизни целой», «живому следу», «единой долькой»;
  • сравнения — «как прячется в тумане местность».

Все средства художественной выразительности в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво, не это подымает ввысь» подобраны очень гармонично и точно — они способствуют раскрытию идей автора. Анализ поэзии поможет школьникам во время подготовки к урокам литературы, к примеру, в написании сочинения по произведению.

1001student.ru

"Быть знаменитым некрасиво...", Пастернак, Борис Леонидович — Поэзия


Анализ стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака "Быть знаменитым не красиво..."

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, Пастернакнаписал в эпоху становления и развития СССР. Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства как на публике, так и в произведениях. Этому Пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки. Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали. Тем более, что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами. Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству. Поэтому в 1956 году Пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху. После публикации этого произведения, которое вошло в сборник «Когда разгуляется», многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что свое рифмованное послание он адресовал лично им. На самом же деле автор создал своеобразный кодекс чести литератора, рассказав о том, каким он видит настоящего поэта или же писателя. По его мнению, современным литераторам не следует заботиться о своем творческом наследии, создавать архивы и «над рукописями трястись». Пройдут годы, и если эти люди были по-настоящему талантливы, то будущие поколения читателей это оценят. Если же нет, то тщательно собранные и рассортированные бумаги будут вечно пылиться в музейных и библиотечных запасниках, так никем и невостребованные. Поэт убежден, что «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех». Он призывает своих коллег «жить без самозванства», т.е. не присваивать себе чужие заслуги и не пытаться выглядеть лучше в глазах окружающих. По мнению Пастернака, жизнь все равно все расставит по своим местам, и для потомков будет гораздо важнее знать, что человек, произведениями которого они восхищаются, не был подлецом. Поэтому автор убежден, что жить надо так, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Кроме этого, поэт призывает собратьев по перу «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги», а не упиваться властью, деньгами и благосостоянием, которые предопределяют судьбу и лишают человека той искры в творчестве, которая именуется талантом.

Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов. Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному. Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему. И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т.е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.

poesy.site


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.