Парнок стихи к цветаевой


Стихи Софии Парнок

Смотрят снова глазами незрячими...

 

Смотрят снова глазами незрячими
Матерь Божья и Спаситель-Младенец.
Пахнет ладаном, маслом и воском.
Церковь тихими полнится плачами.
Тают свечи у юных смиренниц
В кулачке окоченелом и жестком.
 
Ах, от смерти моей уведи меня,
Ты, чьи руки загорелы и свежи,
Ты, что мимо прошла, раззадоря!
Не в твоем ли отчаянном имени
Ветер всех буревых побережий,
О, Марина, соименница моря!

5 августа 1915, Святые Горы София Парнок

Это один из тех стихов, у которых адресат четко обозначен. У многих стихов Софии Яковлевны Парнок адресат завуалирован. 1915 год – разгар их страстного романа с Мариной Цветаевой. И как бы ни было, я думаю эти чувства, этот ураган обеим дал много, это был толчок к развитию, чувственности, огня, страсти, а затем и понимания многого, недоступного к пониманию ранее.

И здесь, я не могу по ассоциации не вспомнить стиха Марины Цветаевой, написанного после (или во время) поездки с Софией Парнок в Ростов Великий.

Как весело сиял снежинками
Ваш серый, мой соболий мех,
Как по рождественскому рынку мы
Искали ленты ярче всех.

Как розовыми и несладкими
Я вафлями объелась шесть!
Как всеми рыжими лошадками
Я умилялась в Вашу честь.

Как рыжие поддевки парусом,
Божась, сбывали нам тряпье,
Как на чудных московских барышень
Дивилось глупое бабье.

Как в час, когда народ расходится,
Мы нехотя вошли в собор,
Как на старинной Богородице
Вы приостановили взор.

Как этот лик с очами хмурыми
Был благостен и изможден
В киоте с круглыми амурами
Елисаветинских времен.

Как руку Вы мою оставили,
Сказав: "О, я ее хочу!"
С какою бережностью вставили
В подсвечник желтую свечу...

О, светская, с кольцом опаловым
Рука! О, вся моя напасть!
Как я икону обещала Вам
Сегодня ночью же украсть!

Как в монастырскую гостиницу
Гул колокольный и закат
Блаженные, как именинницы,
Мы грянули, как полк солдат.

Как я Вам хорошеть до старости
Клялась и просыпала соль,
Как трижды мне Вы были в ярости! -
Червонный выходил король.

Как голову мою сжимали Вы,
Лаская каждый завиток,
Как Вашей брошечки эмалевой
Мне губы холодил цветок.

Как я по Вашим узким пальчикам
Водила сонною щекой,
Как Вы меня дразнили мальчиком,
Как я Вам нравилась такой...

Декабрь 1914 Марина Цветаева

Почему вспомнился именно этот стих, потому что в обеих поэтах чувствуется  сильная привязанность и любовь к Богу, православию. Но противиться страсти было не возможно. Это видно из их стихотворений.

 

 

 

С пустынь доносятся колокола...

С пустынь доносятся
Колокола.
По полю, по сердцу
Тень проплыла.

Час перед вечером
В тихом краю.
С деревцем встреченным
Я говорю.

Птичьему посвисту
Внемлет душа.
Так бы я по свету
Тихо прошла.

16 марта 1915 года София Парнок

Читаю, а на душе становится спокойно. И кстати не так уж многие способны говорить с деревцами…Быть талантливым и при этом не стремиться выделяться, любить природу, людей – во всем этом душа Софии Парнок…

 

 

Как светел сегодня свет!

Как светел сегодня свет!
Как живы ручьи живые!
Сегодня весна впервые,
И миру нисколько лет!
 
И этот росток стебля,
Воистину первороден,
Как в творческий день Господен,
Когда зацвела земля.
 
Всем птицам, зверям и мне,
Затерянной между ними,
Адам нарекает имя, —
Не женщине, а жене.
 
Ни святости, ни греха!
Во мне, как во всем, дыханье,
Подземное колыханье
Вскипающего стиха.
 
Ноябрь 1915 (?) София Парнок
 
Ноябрь 1915 помечают обычно знаком вопроса, потому что в стихотворении 
речь идет о весне. Но вполне может быть, что София Парнок не ошиблась, 
указывая дату. Весна может быть в душе, а не вне ее. 

То же возможно касается стихотворения Марины Цветаевой:

Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
Взгляд отрезвленней, грудь свободней,
Опять умиротворена.

Не знаю, почему. Должно быть,
Устала попросту душа,
И как-то не хотелось трогать
Мятежного карандаша.

Так простояла я – в тумане –
Далекая добру и злу,
Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.

Душой не лучше и не хуже,
Чем первый встречный – этот вот,
Чем перламутровые лужи,
Где расплескался небосвод,

Чем пролетающая птица
И попросту бегущий пес,
И даже нищая певица
Меня не довела до слез.

Забвенья милое искусство
Душой усвоено уже.
Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.

 

24 октября 1914 Марина Цветаева

24 октября вряд ли уже был снег, чтобы что-то таяло. А вот душа,

замороженная ранее, может начать таять.

Кстати, и София Парнок в письмах Л.Я. Гуревич писала, что долгое

время читала только сказки Андерсона и ничего более читать не

могла. И все мы помним сказку «Снежная Королева»...

Марина Цветаева и София Парнок растопили души друг друга.

И стоя у окна ощущали всплеск чувств и эмоций, не испытанных

ранее.

И поэтому восклицая «Как светел сегодня свет!» София Парнок

наконец-то вновь силится открыть широко глаза, у нее получается,

и она видит радость жизни, свет, добро, красоту.

Я не претендую в своих высказываниях, что именно так и было.

Но мне почему то кажется, что я могу оказаться права. Я думаю,

такие талантливые личности, как София Парнок и Марина Цветаева, вряд ли бы ассоциировали все вокруг только по сезонам года на улице, они смотрели иным восприятием.

 

 

 

Снова на профиль гляжу я твой крутолобый...

 

Снова на профиль гляжу я твой крутолобый
И печально дивлюсь странно-близким чертам твоим.
Свершилося то, чего не быть не могло бы:
На пути на одном нам не было места двоим.

О, этих пальцев тупых и коротких сила,
И под бровью прямой этот дико-недвижный глаз!
Раскаяния,— скажи,— слеза оросила,
Оросила ль его, затуманила ли хоть раз?

Не оттого ли вражда была в нас взаимной
И страстнее любви, и правдивей любви стократ,
Что мы двойника друг в друге нашли? Скажи мне,
Не себя ли казня, казнила тебя я, мой брат?

София Парнок (около 1915 года)

София Парнок ждала раскаяния от Марины Цветаевой, как говорит

этот стих. Значит, были обманы, был негатив, о котором мы знать

не можем. Об этом же позже София Парнок пишет в стихе,

посвященном Марине Баранович, ассоциируя ее с Мариной Цветаевой.

 
Ты, молодая, длинноногая! С таким
На диво слаженным, крылатым телом!
Как трудно ты влачишь и неумело
Свой дух, оторопелый от тоски!
 
О, мне знакома эта поступь духа
Сквозь вихри ночи и провалы льдин,
И этот голос, восходящий глухо
Бог знает из каких живых глубин.
 
Я помню мрак таких же светлых глаз.
Как при тебе, все голоса стихали,
Когда она, безумствуя стихами,
Своим беспамятством воспламеняла нас.
 
Как странно мне ее напоминаешь ты!
Такая ж розоватость, золотистость
И перламутровость лица, и шелковистость,
Такое же биенье теплоты.
 
И тот же холод хитрости змеиной
И скользкости... Но я простила ей,
И я люблю тебя, и сквозь тебя, Марина,
Виденье соименницы твоей.
 
София Парнок Осень 1929
Правда признания в любви «И я люблю тебя, и сквозь тебя, Марина…» 
в автографе стиха, подаренном Марине Баранович не было, в нем были 
благословения. На «люблю тебя», вероятно, София Парнок изменила 
строки затем, осознавая, что любое упоминание о Боге в стихах в те 
времена было недопустимо. В любом случае со стороны Софии Парнок 
обид не осталось, она простила, сохранив добрые воспоминания в своей 
памяти.
 

© Адель Линская

2010-07-10

 

 

 

 

Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою.

Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою.

Сафо

«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою» –

Ах, одностишья стрелой Сафо пронзила меня!

Ночью задумалась я над курчавой головкою,

Нежностью матери страсть в бешеном сердце сменя, –

«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою».

Вспомнилось, как поцелуй отстранила уловкою,

Вспомнились эти глаза с невероятным зрачком...

В дом мой вступила ты, счастлива мной, как обновкою:

Поясом, пригоршней бус или цветным башмачком, –

«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою».

Но под ударом любви ты – что золото ковкое!

Я наклонилась к лицу, бледному в страстной тени,

Где словно смерть провела снеговою пуховкою...

Благодарю и за то, сладостная, что в те дни

«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою».

Февраль 1915 (?)

Есть стихи, прочитав которые слова почти теряются.

Это можно сказать и об этом.

«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою»…

Страстность, бледное лицо, тень, любовь…

Марина Цветаева много позже укажет, что этот стих София Парнок посвятила ей. Один из немногих стихов, где адресат четко оговорен... А ведь в письмах Борису Пастернаку, где Марина Цветаева пишет, что он не посвящает ей стихов и что мало кто посвящал, пишет, что "много и хороших" написала София Парнок, которую тогда в эмиграции Марина Цветаева поэтом уже не считала (может быть, поэтессой, но не поэтом), а это еще и при том, что лучшие произведения Софии Парнок Марина Цветаева вряд ли могла читать. То есть по словам Марины Цветаевой стихов, которые София Парнок ей посвятила было много, нам остается лишь догадываться какие именно это были стихи и все ли дошли до нас.

А вот о стихотворении «Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою» можно с уверенностью говорить, что оно посвящено Марине Цветаевой.

 

© Адель Линская

2010-07-04

 

 

К чему узор расцвечивать пестро?

 

 К чему узор расцвечивать пестро?

 Нет упоения сильней, чем в ритме.

 Два такта перед бурным болеро

 Пускай оркестр гремучий повторит мне.

 

 Не поцелуй, — предпоцелуйный миг,

 Не музыка, а то, что перед нею, —

 Яд предвкушений в кровь мою проник,

 И загораюсь я и леденею.

 

Чем мне дорог этот стих, особо тем, что он звучит в воспоминаниях 
Анастасии Цветаевой. Что в Коктебеле у Макса Волошина София Парнок 
читала этот стих. 
Конечно же, она читала и другие. Только вот воспоминаний о ней во время 
чтения стихов нет, практически нет, только о нескольких стихах… 
«Ну хорошо, — говорит Соня Парнок, — буду читать, голова не болит 
сегодня. — И, помедлив: — Что прочесть? — произносит она своим живым, 
как медленно набегающая волна голосом (нет, не так — какая-то пушистость 
в голосе, что-то от движенья её тяжёлой от волос головы на высокой шее и 
от смычка по пчелиному звуку струны, смычка по виолончели...)».
Да… тут задумываешься с легкой грустью, как жаль, что не сохранились 
записи голоса ни Софии Парнок, ни Марины Цветаевой. Тем более возможность 
сделать запись была, но никому не пришло в голову… 

 Но какая живая Соня в этих воспоминаниях Анастасии Цветаевой…

«И не только стихами её я, как и все вокруг, восхищалась, вся она,

каждым движением своим, заразительностью веселья, необычайной

силой сочувствия каждому огорчению рядом, способностью войти в любую

судьбу, всё отдать, всё повернуть в своём дне, с размаху, на себя не

оглядываясь, неуёмная страсть — помочь. И сама Соня была подобна

какому-то произведению искусства, словно — оживший портрет

первоклассного мастера, — оживший, — чудо природы!

Побыв полдня с ней, в стихии её понимания, её юмора, её смеха,

её самоотдачи — от неё выходил как после симфонического концерта,

потрясённый тем, что есть на свете — такое...»

 

А я бы, пожалуй, добавила, что симфонический оркестр с ней тягаться

не смог бы…

 

 

 

www.sparnok.ru

Тайна отношений Марины Цветаевой и Софии Парнок

Влюбленности обычных людей остаются фактами их личной биографии, любовные же отношения поэтов оставляют заметный след в их творчестве. Так было и с романом двух представительниц Серебряного века — Марины Цветаевой и Софии Парнок.

С.Парнок и М.Цветаева. Источник: www.ru.wikipedia.orgС.Парнок и М.Цветаева. Источник: www.ru.wikipedia.org

Поэт и лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский считал Марину Цветаеву первым поэтом XX века. Что касается Софии Парнок, то она была известной поэтессой своего времени, которую больше ценили как блестящего литературного критика. Она стала первым в истории отечественной литературы автором, заявившем о праве женщины на неординарную любовь, за что и была прозвана «русской Сафо».

Факт: Сафо — поэтесса и писательница (ок. 640 до н. э.) с греческого острова Лесбос, обучавшая поэзии в своем литературном салоне юных девушек. В античную эпоху современники называли ее «десятой музой» и музой Эроса за особенность тематики ее творчества.

Они познакомились, когда Цветаевой было 22 года, а Парнок — 29. У Марины был трепетно любимый муж Сергей Эфрон и двухлетняя дочь Ариадна, за плечами Парнок — особенная репутация и несколько громких романов с женщинами, о которых шепталась Москва.

Стихотворение Сафо, написанное рукой М.Цветаевой. Источник: ic.pics.livejournal.comСтихотворение Сафо, написанное рукой М.Цветаевой. Источник: ic.pics.livejournal.com

Их пылкая любовь началась с первого взгляда и осталась в истории литературы обжигающе откровенным цветаевским циклом из 17 стихотворений «Подруга». Стихи Цветаевой, посвященные этим отношениям, были настолько шокирующими, что впервые их позволили напечатать аж 1976 году.

Марина и София познакомились 16 октября 1914 года и тем же вечером Цветаева написала предельно искреннее признание:

Я Вас люблю. — Как грозовая туча
Над Вами — грех —
За то, что Вы язвительны и жгучи
И лучше всех,

За то, что мы, что наши жизни — разны
Во тьме дорог,
За Ваши вдохновенные соблазны
И тёмный рок.

Надо сказать, что страстная поэтическая натура Цветаевой проявлялась с детства — она болезненно пылко влюблялась, при этом пол объекта внимания был не важен, так же, как и его реальное существование.  По ее собственному признанию в автобиографической повести «Мой Пушкин» еще девочкой она «не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немного больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее — немножко больше), не в двух, а в их любовь».

Факт: Аромат однополых отношений в начале XX века пронизывал воздух литературных и театральных салонов —  такие связи были не редки и не считались невозможными.

Об ограничениях в праве выбора Марина говорила категорически прямо: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!».

Влюбленные вели себя смело — в литературных салонах барышни сидели, обнявшись, и курили одну сигарету. В 1932 году в автобиографической прозе «Письма к Амазонке» Цветаева объяснила, что вызвало эту страсть: «этой улыбающейся молодой девушке встречается на повороте дороги другая я, она: ее не надо бояться, от нее не надо защищаться, она свободна любить сердцем, без тела, любить без страха, любить, не причиняя боли». Своим самым большим страхом молодая женщина считала страх «упустить волну. Я все боялась больше не любить: ничего больше не познать».

Кем же были эти две яркие женщины и почему их так влекло друг к другу?

Русская Сафо

Поэтесса, критик и переводчица София Парнок (1885-1933) родилась Таганроге в семье медиков. У девочки были сложные отношения с отцом, который после смерти матери быстро женился на гувернантке. Она окончила гимназию с золотой медалью, после чего училась в консерватории в Женеве и на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.  После короткого брака с литератором В. Волькенштейном Парнок стала известна благодаря своим романам с женщинами и лирике, посвященной гомосексуальной тематике.

По воспоминаниям одной из современниц, в ней было «какое-то обаяние — она умела слушать, вовремя задать вопрос, ободряющий или сбивающий с толку едва заметной иронией, — словом, это была женщина, которую могли слушаться».

София Парнок. Источник: ru.wikipedia.orgСофия Парнок. Источник: ru.wikipedia.org

Страстная бунтарка

Крупнейший поэт, прозаик и переводчица Марина Цветаева (1892—1941) была дочерью профессора Московского университета Ивана Цветаева — основателя Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке). Детство детей Цветаевых прошло в «царстве белых статуй и старых книг». Марина называла музей «нашим гигантским младшим братом», потому что родители неистово занимались его обустройством.

Отец был очень занятым и добрым, своей мягкостью он сглаживал буйный темперамент молодой и талантливой матери, чьими картинами, музыкой и настроением был наполнен весь дом. Марина с сестрами и братом достаточно рано остались без родителей — ей было всего 14, когда мама умерла от чахотки, и 21 год, когда умер отец. В будущем поэте всю жизнь гремучей смесью кипели два разных родительских характера — отцовская преданность идее, трудолюбие и материнская страстная нетерпимость.

Марина Цветаева. источник: ru.wikipedia.orgМарина Цветаева. источник: ru.wikipedia.org

В 19 лет Марина познакомилась с 18-летним Сергеем Эфроном в Крыму на коктебельской даче у поэта и художника Максимилиана Волошина и через полгода с ним обвенчалась.

Судьба их семьи была непростой и даже жестокой — война, послереволюционная неустроенность, участие Сергея в Белом движении и трехгодичная разлука, смерть младшей дочери, эмиграция, безденежье, возвращение на родину, арест Эфрона, арест старшей дочери Ариадны, Великая Отечественная война и эвакуация, закончившаяся гибелью Цветаевой. Быть мужем поэта – участь нелегкая, но Эфрон понимал цветаевскую «безбрежность в мире мер» и был терпелив к Марининым страстям на протяжении всей супружеской жизни. «…Ты уцелеешь на скрижалях», — пообещала Цветаева и увековечила мужа в стихах, подчеркивая его рыцарство и порядочность.

Молодожены С.Эфрон и М.Цветаева. источник: ru.wikipedia.orgМолодожены С.Эфрон и М.Цветаева. источник: ru.wikipedia.org

Анатомия страсти

Изначально первый любовный цикл в своем творчестве Цветаева назвала «Ошибка», но затем изменила на нейтральное «Подруга». По этим стихам можно пошагово проследить за развитием отношений с Парнок: от магнетизма первой встречи и желания спасти другую, раствориться в ней, до ревности и обвинений, в том, что подруга завела в такие «любовные дебри».

Цитата: «Голубчик мой, перечитайте стихи Цветаевой к Софье Парнок! Она там по части эротики всех за пояс затыкает…». «Я любовь узнаю по боли всего тела вдоль». Дальше чего еще надо! Другое дело, что здесь опять-таки не эротика главное, а звук. У Цветаевой звук — всегда самое главное, независимо от того, о чем идет речь…». И. Бродский.

София безоговорочно принимала гениальность подруги и воздерживалась от прямого литературного поединка. Для Цветаевой же Парнок сыграла роль музы и вдохновила на творческий прорыв.

Их отношения развивались стремительно. В январе 1915 года молодые женщины уезжают на рождественские каникулы в Ростов Великий.

…вспомяни
Незакатные оны дни,
Материнские и дочерние,
Незакатные, невечерние.

Парнок отвечала Цветаевой пылкой любовью:

Благодарю и за то, сладостная, что в те дни
«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою».

Влюбленные провели вместе лето 1915 года — сначала в Коктебеле, потом в Святых Горах под Харьковом. Их непростая любовь разъедалась ревностью – Парнок ревновала младшую подругу к мужу, поэтам Волошину и Мандельштаму – и небезосновательно, и прежде всего к ее желанию иметь детей.

Бурный женский роман продолжался полтора года и завершился драматично. Зимой 1916 года в Петербурге после конфликта из-за визита к друзьям, к которым уехала Цветаева, пара рассталась.

После этого Цветаева и слышать не хотела о Софии, называя этот странный роман «часом своей первой катастрофы». Парнок умерла через 18 лет, и, по свидетельству очевидцев, на прикроватном столике у нее стояла фотография юной Марины.

teleprogramma.pro

София Парнок и любовь всей ее жизни

Каждая творческая личность имеет свою музу. Она, воплощаясь в реальном человеке, порождает бурю в сердце творца и способствует созданию художественных шедевров. Для великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой такой вдохновительницей, любовью и катастрофой в жизни стала София Парнок. Ей посвящено большое количество известных стихов, цитируя которые многие даже не представляют адресата обращения.

Сонечка увидела свет в августе 1885 в Таганроге. Ее отец, Яков Соломонович Парнох (таково истинное звучание этой фамилии) был почетным гражданином города и владельцем аптеки, где сам трудился провизором. Мать, Александра Абрамовна, была из числа первого поколения женщин-врачей России. Семейство Парнох было состоятельным и входило в интеллектуально-культурную городскую элиту. Их дети получили отличное образование. С ранних лет они обучались музыкальной грамоте, чтению, изучали немецкий и французский языки.

Соня была старшим ребенком в семье. С рождением близнецов Валентина и Елизаветы, появившихся спустя 10 лет после Софии, связана трагедия в благополучной жизни семьи. Александра Абрамовна, подарив жизнь своим потомкам, умерла во время родов. Через некоторое время отец сочетался браком с гувернанткой, которая практически сразу вызвала неприязнь у Сони. Это привело к появлению отчуждения и холодным отношениям отца со старшей дочкой, для которой жизнь в родном доме стала тяжелейшей ношей.

С раннего возраста Соня стала писать стихи, в которых после смерти матери изливала всю свою боль и тоску. Вероятно, с того времени у замкнутой и своенравной девочки в глазах появилась трагическая безысходность, которая осталась с ней на всю оставшуюся жизнь.

После окончания с золотой медалью Женской Мариинской гимназии в Таганроге София в 1903 отправилась в Женевскую консерваторию. Стихи периода ученичества остались в поэтических строках и набросках, записанных в тетрадях. В течение года она обучалась в Швейцарии, в Женевской консерватории, научившись великолепно играть на фортепиано. Вернувшись в Россию, София в Петербурге предприняла попытку продолжить свое музыкальное образование. Но спустя некоторое время поняла, что профессионально заниматься музыкой она не хочет. В 1905 она оставила городскую консерваторию. Не пошла на пользу и ее учеба на юридическом факультете Бестужевских курсов, которые девушка не закончила. К этому времени относится ее кратковременная страсть к Надежде Поляковой, которая быстро остыла, чуть было не завершившись трагедией.

Вскоре София и известный литератор Владимир Волькштейн сочетались законным браком по иудейским канонам. Однако совместная жизнь была кратковременной. Молодая женщина вновь стала искать утешения у подруг.

Перед Первой мировой литературный салон критика Аделаиды Герцык считался местом, где собирались талантливые московские поэтессы. Там и повстречались Цветаева и Парнок. 23-летняя Марина была замужем за любящим ее Сергеем Эфроном, имела двухлетнюю дочку Ариадну.

В гостиной, куда вошла София, Цветаева полулежала в кресле. Аромат дорогих сигарет и изысканных духов, бело-черное одеяние, подчеркивающее противоречивость личности, грациозные движения, властные губы, резко очерченный подбородок – все это сразу привлекло внимание Марины. Очарование исходило от притягательной ауры греха, нежного хрипловатого голоса, соблазнительного взгляда зовущих глаз, трепетного движения изящных пальчиков Софии, которыми она доставала платок из сумочки. Против всего этого Цветаева устоять не могла. Зажженная спичка, поднесенная к сигарете незнакомки, стала началом их бурного романа.

Марина была представлена гостье в качестве названной дочери хозяйки салона. После этой встречи было несколько безудержных лет, когда сердце буквально неслось вскачь в неведомую даль.

Однажды Марина увидела Софию, которая каталась на извозчике с симпатичной девицей. Пламя негодования охватило поэтессу, укрепив ее любовные чувства. В это время ею было создано первое произведение, посвященное подруге, а также пришла уверенность в том, что сердце Сони должно всецело принадлежать ей одной.

Мне кажется, нам было бы с тобой
Так нежно, так остро, так нестерпимо...
Не оттого ль в строптивости тупой,
Не откликаясь, ты проходишь мимо?

И лучше так! Пускай же хлынет мгла
И ночь разверзнется ещё бездонней -
А то я умереть бы не могла:
Я жизнь пила бы из твоих ладоней!

Какие б сны нам снились наяву,
Какою музыкой бы нас качало -
Как лодочку качает у причала!..
Но полно. Проходи. Я не зову.

Невзирая на общественное мнение, зимой 1915 молодые женщины отправились в путешествие, посетив Ростов, Коктебель, Святогорье. Цветаева не обращала ни на кого внимания, считая себя не такой, как все.

А Сергей Эфрон терпеливо ожидал, когда пагубная страсть остынет. Не дождавшись, отправился воевать. В это время Марина написала цикл стихотворений под недвусмысленным названием «Подруге», в которых откровенно признавалась Софии в любви. Это может показаться странным, но Цветаева искренне любила и своего супруга, переживала за него.

И хотя к моменту встречи с Парнок Марина уже была матерью, однако ощущала себя дитем, которому недостает нежности. Она существовала в собственном иллюзорном поэтическом мире. Вероятно, не познав истинной страсти с супругом, Цветаева с легкостью вступила в интимные отношения с эротичной женщиной с наклонностями лесбиянки, которая стала для нее и опытной любовницей, и нежной матерью.

В тот период Парнок и Цветаева были признанными авторами, стихи которых активно публиковались. Естественно, что между ними возникло творческое соперничество. Поначалу София пыталась сдерживаться, ставя на первое место удовлетворение желаний плоти. Но постепенно теперь уже у Марины стали прослеживаться мрачные нотки, которые касались любимой подруги. Но все же она продолжала считать, что любовь мужчин скучна и неинтересна, и предаваться неге в квартире, специально снятой для этих целей на Арбате.

Но связь во грехе будущего не имеет. Она обречена. Так произошло у Цветаевой и Парнок. Зимой 1916 в гостях у Марины был Осип Мандельштам, с которым она гуляла по городу, читала ему новые стихотворения, обсуждала творчество собратьев по литературе. А потом Поэтесса пришла к подруге, у которой застала другую женщину. Нестерпимая боль пронзила сердце Цветаевой, которая, тем не менее, гордо, ни слова не сказав, покинула квартиру.

Марина внешне показывала равнодушие к случившемуся. Она хладнокровно отнеслась и к известию о смерти Софии. Однако это была только видимость. Как известно, от прошедших событий убежать нельзя.

Расставшись с Цветаевой, Парнок имела любовные связи с несколькими дамами. Одна из них – Нина Веденеева, отношения с которой оставили след в замечательных поэтических произведениях Софии, и на руках которой у нее разорвалось сердце. Однако память о Марине была жива, о чем свидетельствует фото Цветаевой, стоявшее до последнего дня у кровати Парнок.

isralove.org

1914–1916 «Подруга» (София Парнок). Цветаева без глянца

1914–1916

«Подруга» (София Парнок)

Майя Кудашева-Роллан. В записи В. Лосской:

У Крандиевской Марина познакомилась с Софьей Парнок. Это тема ее стихов «Подруга»… Мне кажется, что это было чисто физическое увлечение.

Я думаю, когда Марина вышла замуж за Сережу Эфрона, это была обычная любовь между мужчиной и женщиной и, как вы знаете, в таких случаях женщина ничего не испытывает.

А в любви между женщинами — другое. Женщины умеют дать другу все почувствовать: «жуир»… и с Софьей Парнок у Марины было чисто физическое увлечение. Но, как бывает, ввиду того, что это было только физическое, Марина потом Софью возненавидела…

На самом деле Софья Парнок открыла Марине, что такое физическая любовь, отсюда ее охлаждение и ненависть потом.

Марина женщин вообще любила, так же как и мужчин. А в любви к Софье Парнок — любовь Сафо. Остались только стихи. И один стих о Сафо:

«Девочкой маленькой ты мне предстала неловкой…»

А дальше я не помню.

Но у нее было тяготение к женщинам: в Сарру Бернар в Париже была настоящая влюбленность. Когда Марина была в Париже, она ее поджидала у выхода из театра, бросала ей под ноги цветы и т. д. <…>

Я сама не люблю женщин, они завистливые, она же была не такая, она не завидовала, она их любила [5; 57].

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886–1939), поэт, литературный критик, историк литературы. С 1922 г. в эмиграции. Постоянный автор газеты «Возрождение» (Париж):

Среднего, скорее даже небольшого роста, с белокурыми волосами, зачесанными на косой пробор и на затылке связанными простым узлом; с бледным лицом, которое, казалось, никогда не было молодо, София Яковлевна не была хороша собой. Но было что-то обаятельное и необыкновенно благородное в ее серых, выпуклых глазах, смотрящих пристально, в ее тяжеловатом, «лермонтовском» взгляде, в повороте головы, слегка надменном, незвучном, но мягком, довольно низком голосе. Ее суждения были независимы, разговор прям[47].

Петр Петрович Сувчинский (1892–1985), музыковед, философ, один из основателей евразийского движения. В записи В. Лосской:

Первое мое воспоминание о ней относится к 14-му или 16-му году приблизительно. Я в Москве издавал журнал, который назывался «Музыкальный современник», с Римским-Корсаковым. Его жену звали Юлия Лазаревна Вайсберг. Два раза я был приглашен к ним на такие очень странные сеансы. Марина Цветаева тогда считалась лесбиянкой, и там, на этих сеансах, я два раза ее видел. Она приходила с поэтом Софьей Парнок. Обе сидели в обнимку и вдвоем, по очереди, курили одну папиросу. Для меня она была тогда «une lesbienne classique»[48]. Кто из них доминировал? Что писала Софья Парнок? Не знаю [5; 156].

Анастасия Ивановна Цветаева:

Лето. <…> Мы сидим на террасе максиного дома (М. Волошина в Коктебеле. — Сост.), на открытом воздухе. Было нас — не помню точно — двенадцать-пятнадцать человек. Сегодня будет читать Соня Парнок. Марина высоко ставила поэзию Парнок, ее кованый стих, ее владение инструментовкой. Мы все, тогда жившие в Коктебеле, часто просили ее стихов.

— Ну, хорошо, — говорит Соня Парнок, — буду читать, голова не болит сегодня. — И, помедлив: — Что прочесть? — произносит она своим живым, как медленно набегающая волна голосом (нет, не так — какая-то пушистость в голосе, что-то от движенья ее тяжелой от волос головы на высокой шее и от смычка по пчелиному звуку струны, смычка по виолончели…).

— К чему узор! — говорит просяще Марина. — Мое любимое!

И, кивнув ей, Соня впадает в ее желание:

К чему узор расцвечивает пёстро?

Нет упоения сильней, чем в ритме.

Два акта перед бурным болеро

Пускай оркестр гремучий повторит мне.

Не поцелуй, — предпоцелуйный миг,

Не музыка, а то, что перед нею, —

Яд предвкушений в кровь мою проник,

И загораюсь я и леденею. <…>

Мы просим еще. <…>

— Соня, еще одно! — говорит Марина. — Нас еще не зовут, скажите еще одно!

Тогда Соня, встав, бегло поправив «шлем» темнорыжей прически, тем давая знать, что последнее, на ходу, в шутку почти что:

Окиньте беглым мимолетным взглядом

Мою ладонь:

Здесь две судьбы, одна с другою рядом,

Двойной огонь.

Двух жизней линии проходят остро,

Здесь «да» и «нет» —

Вот мой ответ, прелестный Калиостро,

Вот мой ответ.

Блеснут ли мне спасительные дали,

Пойду ль ко дну

Одну судьбу мою Вы разгадали,

Но лишь одну.

Щелкнул портсигар. Соня устала? Ее низкий голос, чуть хриплый: — Идем ужинать?

Тонкие пальцы с перстнем несут ко рту мундштук с папиросой — затяжка, клуб дыма. (А как часто над высоким великолепным лбом, скрыв короною змею косы, — белизна смоченного в воде полотенца — от частой головной боли!) <…>

Маринина дружба с Софьей Яковлевной Парнок продолжалась. Они появлялись вместе на литературных вечерах, увлекались стихами друг друга. И каждое новое стихотворение одной из них встречалось двойной радостью. Марина была много моложе Сони, но Соня прекрасно понимала, какой поэт вырастает из Марины.

Как эффектны, как хороши они были вдвоем: Марина — выше, стройнее, с пышной, как цветок, головой, в платье старинной моды — узком в талии, широком внизу. Соня — чуть ниже, тяжелоглазая, в вязаной куртке с отложным воротником. <…>

Я была в восторге от Сони. И не только стихами ее я, как и все вокруг, восхищалась, вся она, каждым движением своим, заразительностью веселья, необычайной силой сочувствия каждому огорчению рядом, способностью войти в любую судьбу, всё отдать, всё повернуть в своем дне, с размаху, на себя не оглядываясь, неуемная страсть — помочь. И сама Соня была подобна какому-то произведению искусства, словно — оживший портрет первоклассного мастера, — оживший, — чудо природы! Побыв полдня с ней, в стихии ее понимания, ее юмора, ее смеха, ее самоотдачи — от нее выходил как после симфонического концерта, потрясенный тем, что есть на свете — такое [16; 35–36,38–40].

Елизавета Яковлевна Тараховская:

Однажды она, Вера Инбер и моя сестра Софья Парнок гадали о своей судьбе, наугад отыскивая строчку стихов. На долю Марины выпало слово «плаха» [2; 67].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Стихи Марины Цветаевой — портал поэзии русской поэтессы

  • …… коль делать нечего!..
  • «Курлык»
  • «Он был синеглазый и рыжий…»
  • «Прости» волшебному дому
  • «Прости» Нине
  • «Так»
  • Aeternum vale*
  • Beau tenebreux!* — Вам грустно. — Вы больны…
  • Boheme*
  • Die stille Strasse
  • DOUCE FRANCE*
  • EX — CI-DEVANT* (отзвук Стаховича)
  • ICI-HAUT*
  • PERPETUUM MOBILE
  • Ricordo di Tivoli*
  • ROUGE ET BLEUE* (Красное и голубое)
  • А Бог с вами!..
  • А была я когда-то цветами увенчана…
  • А взойдешь — на краешке стола…
  • А во лбу моём — знай!..
  • А все же спорить и петь устанет…
  • А всему предпочла…
  • А и простор у нас татарским стрелам!..
  • А любовь? Для подпаска…
  • А плакала я уже бабьей…
  • А пока твои глаза…
  • А потом поили медом…
  • А следующий раз — глухонемая…
  • А царит над нашей стороной…
  • А человек идет за плугом…
  • Август — астры…
  • Азраил
  • Аймек-гуарузим — долина роз…
  • Акварель
  • Але
  • Але (18 июля 1919 г)
  • Але (1914 г)
  • Але (1917 г)
  • Але (1918 г)
  • Але (1919 г)
  • Але (октябрь 1919 г)
  • Аля
  • Андрей Шенье
  • Анжелика
  • Анне Ахматовой
  • Ариадна
  • Асе
  • Асе (1913 г)
  • Асе (1915 г)
  • Ахилл на валу
  • Ахматовой
  • Бoроды — цвета кофейной гущи…
  • Бабушка
  • Бабушке
  • Бабушкин внучек
  • Байрону
  • Балкон
  • Баллада о проходимке
  • Баловство
  • Бальмонту
  • Барабан
  • Барабанщик
  • Баярд
  • Без Бога, без хлеба, без крова…
  • Без повороту и без возврату…
  • Без самовластия…
  • Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!..
  • Безумье — и благоразумье…
  • Безупречен и горд…
  • Бел, как мука, которую мелет…
  • Белизна — угроза Черноте…
  • Белогвардейцы! Гордиев узел…
  • Белое солнце и низкие, низкие тучи…
  • Белоснежка
  • Белье на речке полощу…
  • Берлину
  • Бессонница
  • Бессрочно кораблю не плыть…
  • Благая весть
  • Благодарю, о Господь…
  • Благословляю ежедневный труд…
  • Благоухала целую ночь…
  • Блоку
  • Бог
  • Бог — прав…
  • Бог согнулся от заботы…
  • Бог, внемли рабе послушной!..
  • Бог! — Я живу! — Бог! — Значит ты не умер!..
  • Божественно и безоглядно…
  • Болезнь
  • Бонапартисты
  • Брат
  • Братья
  • Братья, один нам путь прямохожий…
  • Брожу — не дом же плотничать…
  • Буду выспрашивать воды широкого Дона…
  • Буду жалеть, умирая, цыганские песни…
  • Бузина
  • Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли…
  • Бывшему чародею
  • Был Вечный Жид за то наказан…
  • Был мне подан с высоких небес…
  • Были огромные очи…
  • Быть в аду нам, сестры пылкие…
  • Быть нежной, бешеной и шумной…
  • В Ouchy
  • В гибельном фолианте…
  • В день Благовещенья…
  • В зале
  • В зеркале книги М. Д.-В.*
  • В классе
  • В Кремле
  • В лоб целовать — заботу стереть…
  • В Люксембургском саду
  • В огромном городе моем — ночь…
  • В огромном липовом саду…
  • В оны дни ты мне была, как мать…
  • В ответ на стихотворение
  • В очи взглянула…
  • В Париже
  • В подвалах — красные окошки…
  • В пустынной хрaмине…
  • В пятнадцать лет
  • В раю
  • В седину — висок…
  • В синем небе — розан пламенный…
  • В сиром воздухе загробном…
  • В сквере
  • В сновидящий час мой бессонный, совиный…
  • В сонном царстве
  • В стекло… Ночные шепота: шелка…
  • В субботу
  • В сумерках
  • В темных вагонах…
  • В тумане, синее ладана…
  • В тяжелой мантии торжественных обрядов…
  • В чёрном небе слова начертаны…
  • В чужой лагерь
  • В Шенбрунне
  • В шитой серебром рубашечке…
  • В. Я. Брюсову
  • Ваши белые могилки рядом…
  • Ввечеру выходят семьи…
  • Вдруг вошла…
  • Веками, веками…
  • Венера
  • Верстами — врозь — разлетаются брови…
  • Веселись, душа, пей и ешь!..
  • Весна в вагоне
  • Вестнику
  • Ветер звонок, ветер нищ…
  • Ветер, ветер, выметающий…
  • Взгляните внимательно и если возможно — нежнее…
  • Взятие Крыма
  • Вифлеем
  • Вкрадчивостию волос…
  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа…
  • Вождям
  • Возвращение вождя
  • Вокзальный силуэт
  • Волей луны
  • Волк
  • Волшебник
  • Волшебство
  • Восклицательный знак
  • Вот опять окно
  • Вот: слышится — а слов не слышу…
  • Все братья в жалости моей!..
  • Все Георгии на стройном мундире…
  • Все повторяю первый стих…
  • Все сызнова: опять рукою робкой…
  • Все так же, так же в морскую синь…
  • Все у Боженьки — сердце! Для Бога…
  • Всем покадили и потрафили…
  • Вскрыла жилы: неостановимо…
  • Встреча
  • Встреча (1910 г)
  • Встреча с Пушкиным
  • Всю меня — с зеленью…
  • Всюду бегут дороги…
  • Второе путешествие
  • Втроем
  • Вы родились певцом и пажем…
  • Вы, идущие мимо меня
  • Высокo мое оконце!..
  • Высокомерье — каста…
  • Вьюга наметает в полы…
  • Вячеславу Иванову
  • Где лебеди? — А лебеди ушли…
  • Где слезиночки роняла…
  • Генералам двенадцатого года
  • Гению
  • Георгий
  • Германии
  • Героизму пристало стынуть…
  • Герцог рейхштадтский
  • Гибель от женщины. Вот знак…
  • Гимназистка
  • Глаза
  • Говорила мне бабка лютая…
  • Годы твои — гора…
  • Голос — сладкий для слуха…
  • Голоса с их игрой сулящей…
  • Голуби реют серебряные, растерянные, вечерние…
  • Голубиная купель…
  • Голубые, как небо, воды…
  • Гордость и робость — рoдные сестры…
  • Горечь! Горечь! Вечный привкус…
  • Грудь женская! Души застывший вздох…
  • Дoроги — хлебушек и мука!..
  • Да с этой львиною…
  • Дабы ты меня не видел…
  • Дама в голубом
  • Даме с камелиями
  • Даниил
  • Даны мне были и голос любый…
  • Два в квадрате
  • Два дерева хотят друг к другу…
  • Два зарева! — нет, зеркалa!..
  • Два исхода
  • Два солнца стынут — о Господи, пощади!..
  • Два цветка ко мне на грудь…
  • Две руки, легко опущенные…
  • Двое
  • Двух — жарче меха! Рук — жарче пуха!..
  • Двух станов не боец, а — если гость случайный…
  • Девочка-смерть
  • Декабрь и январь
  • Декабрьская сказка
  • Дело Царского Сына…
  • День — плащ широкошумный…
  • День идет…
  • День угасший…
  • Деревья
  • Деревья (1935 г)
  • Детская
  • Детский день
  • Детский юг
  • Диалог Гамлета с совестью
  • Дикая воля
  • Димитрий! Марина! В мире…
  • Дитя разгула и разлуки…
  • Дней сползающие слизни…
  • До первой звезды
  • До убедительности, до…
  • Доблесть и девственность! — Сей союз…
  • Доброй ночи чужестранцу в новой келье!..
  • Добрый колдун
  • Добрый путь!
  • Дом
  • Дом, в который не стучатся…
  • Дом, с зеленою гущей…
  • Домики старой Москвы
  • Дон
  • Дон-Жуан
  • Дорожкою простонародною…
  • Дортуар весной
  • Дочь Иаира
  • Древняя тщета течет по жилам…
  • Другие — с очами и с личиком светлым…
  • Думалось: будут легки…
  • Душа
  • Душа и имя
  • Душа, не знающая меры…
  • Евреям
  • Евреям (1916 г)
  • Ее слова
  • Емче органа и звонче бубна…
  • Если душа родилась крылатой…
  • Если счастье
  • Есть в стане моем — офицерская прямость…
  • Есть колосья тучные, есть колосья тощие…
  • Есть подвиги. — По селам стих…
  • Есть счастливцы и счастливицы…
  • Есть час на те слова…
  • Еще и еще песни…
  • Еще молитва
  • Жажда
  • Жар-птица
  • Жертвам школьных сумерок
  • Жив, а не умер…
  • Живая цепочка
  • Живу — не трогаю…
  • Жизни
  • Жизни с краю…
  • За девками доглядывать, не скис…
  • За книгами
  • За Отрока — за Голубя — за Сына…
  • Заводские
  • Завораживающая! Крест…
  • Закинув голову и опустив глаза…
  • Заклинаю тебя от злата…
  • Закрыв глаза — раз иначе нельзя…
  • Занавес
  • Заочность
  • Запах, запах…
  • Заповедей не блюла, не ходила к причастью…
  • Заря пылала, догорая…
  • Звезда над люлькой — и звезда над гробом!..
  • Здравствуй! Не стрела, не камень…
  • Зеленое ожерелье
  • Земное имя
  • Зима
  • Зимняя сказка
  • Зимой
  • Змея оправдана звездой…
  • Знакомец! Отколева в наши страны?…
  • Знаю, умру на заре! На которой из двух…
  • Золото моих волос…
  • И была у Дон-Жуана — шпага…
  • И в заточеньи зимних комнат…
  • И взглянул, как в первые раза…
  • И вот исчез, в черную ночь исчез…
  • И вот, навьючив на верблюжий горб…
  • И всe вы идете в сестры…
  • И другу на руку легло…
  • И если руку я даю…
  • И зажег, голубчик, спичку…
  • И как прежде оне улыбались…
  • И кто-то, упав на карту…
  • И не плача зря…
  • И не спасут ни стансы, ни созвездья…
  • И поплыл себе — Моисей в корзине!..
  • И скажешь ты…
  • И сказал Господь…
  • И уж опять они в полуистоме…
  • Идет по луговинам лития…
  • Идешь, на меня похожий
  • Идите же! — Мой голос нем…
  • Из Польши своей спесивой…
  • Из сказки — в сказку
  • Из сказки в жизнь
  • Из строгого, стройного храма…
  • Из-под копыт грязь летит…
  • Инцидент за супом
  • Иоанн
  • Иосиф
  • Искательница приключений…
  • Исповедь
  • Итог дня
  • Ищи себе доверчивых подруг…
  • Июль-апрелю
  • Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи…
  • К озеру вышла. Крут берег…
  • Кабы нас с тобой да судьба свела…
  • Кавалер де Гриэ! — Напрасно…
  • Каждый день все кажется мне: суббота!..
  • Каждый стих — дитя любви…
  • Как бы дым твоих ни горек…
  • Как жгучая, отточенная лесть…
  • Как закон голубиный вымарывая…
  • Как много красавиц, а ты — один…
  • Как мы читали «Lichtenstein»
  • Как настигаемый олень…
  • Как начнут меня колеса…
  • Как перед царями да князьями стены падают…
  • Как по тем донским боям..
  • Как правая и левая рука…
  • Как простор наших горестных нив…
  • Как разгораются — каким валежником!..
  • Как рука с твоей рукой…
  • Какой-нибудь предок мой был — скрипач…
  • Каменногрудый…
  • Камерата
  • Канун Благовещенья…
  • Кармен
  • Картинка с конфеты
  • Каток растаял
  • Клинок
  • Клонится, клонится лоб тяжелый…
  • КН. С. М. Волконскому
  • Книги в красном переплете
  • Князь тьмы
  • Когда же, Господин…
  • Когда я гляжу на летящие листья…
  • Когда-нибудь, прелестное созданье…
  • Когда-то сверстнику (о медь…
  • Колдунья
  • Коли в землю солдаты всадили — штык…
  • Коли милым назову — не соскучишься!..
  • Колыбель, овеянная красным!..
  • Колыбельная песня Асе
  • Комедьянт
  • Конец сказки
  • Консуэла! — Утешенье!..
  • Контрабандисты и бандиты
  • Конькобежцы
  • Корнилов
  • Короткие крылья волос я помню…
  • Косматая звезда…
  • Кошки
  • Красный бант в волосах!..
  • Красный бычок
  • Кремлю
  • Крестины
  • Крик станций
  • Кричали женщины ура…
  • Кровных коней запрягайте в дровни!..
  • Кроме любви
  • Кружка, хлеба краюшка…
  • Крутогорьями глаголь…
  • Крысолов
  • Кто — мы? Потонул в медведях…
  • Кто дoма не строил…
  • Кто спит по ночам? Никто не спит!..
  • Куст
  • Ладонь
  • Легкомыслие! — Милый грех…
  • Лежат они, написанные наспех…
  • Лес: сплошная маслобойня…
  • Лесное царство
  • Летом
  • Леты подводный свет…
  • Леты слепотекущий всхлип…
  • Листья ли с древа рушатся…
  • Литературным прокурорам
  • Ломающимся голосом…
  • Лорд Байрон! — Вы меня забыли!..
  • Луна — лунатику
  • Луч серебристый
  • Лучина
  • Лучший союз
  • Любви старинные туманы
  • Люблю — но мука еще жива…
  • Люблю ли вас?..
  • Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…
  • Любовь! Любовь! Куда ушла ты?..
  • Люди на душу мою льстятся…
  • Людовик XVII
  • Лютая юдоль…
  • Лютня
  • Магдалина
  • Макс Волошин первый был…
  • Маленький паж
  • Малиновый и бирюзовый…
  • Мальчик с розой
  • Мальчик-бред
  • Мальчиком, бегущим резво…
  • Мама в саду
  • Мама за книгой
  • Мама на даче
  • Мама на лугу
  • Маме
  • Маме (В старом вальсе штраусовском впервые…)
  • Марина
  • Марина! Спасибо за мир!
  • Маска — музыка… А третье…
  • Мать из хаты за водой..
  • Маяковскому
  • Маяковскому (1921 г)
  • Между воскресеньем и субботой…
  • Месяц высокий над городом лег
  • Милые спутники, делившие с нами ночлег!..
  • Милый читатель! Смеясь, как ребёнок
  • Минута
  • Мир окончится потопом…
  • Мировое началось во мгле кочевье…
  • Мирок
  • Мне ль, которой ничего не надо…
  • Мне нравится, что Вы больны не мной
  • Мне полюбить Вас не довелось…
  • Много тобой пройдено…
  • Мое последнее величье…
  • Мое убежище от диких орд…
  • Моим стихам, написанным так рано
  • Мой день беспутен и нелеп…
  • Мой путь не лежит мимо дому — твоего…
  • Молитва
  • Молитва в столовой
  • Молитва лодки
  • Молитва морю
  • Молодец
  • Молодой колоколенкой…
  • Молодость
  • Молодую рощу шумную…
  • Мореплаватель
  • Москве
  • Москве (1917 г)
  • Московский герб: герой пронзает гада…
  • Мракобесие. — Смерч. — Содом…
  • Муза
  • Муза (1916 г)
  • Мука’ и му’ка
  • Мы с тобою лишь два отголоска…
  • Мятежники
  • Н. Н. В.
  • Нa тебе, ласковый мой, лохмотья…
  • На бульваре
  • На возу
  • На вокзале
  • На завитки ресниц…
  • На заре
  • На заре — наимедленнейшая кровь…
  • На концерте
  • На кортике своем: Марина…
  • На красном коне
  • На крыльцо выхожу — слушаю…
  • На назначенное свиданье…
  • На плече моем на правом…
  • На прощанье
  • На пушок девичий, нежный…
  • На радость
  • На скалах
  • На солнце, на ветер, на вольный простор…
  • На царевича похож он…
  • На што мне облака и степи…
  • Наградил меня Господь…
  • Над синеморскою лоханью…
  • Над Феодосией угас…
  • Над церкoвкой — голубые облака…
  • Над черною пучиной водною…
  • Надгробие
  • Надобно смело признаться, Лира!..
  • Надпись в альбоме
  • Наклон
  • Нам вместе было тридцать шесть…
  • Насмарку твой стих!..
  • Наука Фомы
  • Наша зала
  • Наши души, не правда ль, еще не привыкли к разлуке?..
  • Наши царства
  • Наяда
  • Не в нашей власти
  • Не в споре, а в мире…
  • Не ветром ветреным — до — осени…
  • Не гони мою память! Лазурны края…
  • Не для льстивых этих риз, лживых ряс…
  • Не думаю, не жалуюсь, не спорю…
  • Не знаю, где ты и где я…
  • Не знаю, какая столица…
  • Не колесо громовое…
  • Не моя печаль, не моя забота…
  • Не надо ее окликать…
  • Не называй меня никому…
  • Не нужен твой стих…
  • Не по нраву я тебе — и тебе…
  • Не похорошела за годы разлуки!..
  • Не приземист — высокоросл…
  • Не ревновать и не клясть…
  • Не самозванка — я пришла домой…
  • Не сегодня-завтра растает снег…
  • Не смейтесь вы над юным поколеньем!..
  • Не смущаю, не пою…
  • Не хочу ни любви, ни почестей…
  • Небо — синей знамени!..
  • Невестам мудрецов
  • Недоумение
  • Нежно-нежно, тонко-тонко…
  • Некоторым — не закон…
  • Необычайная она! Сверх сил!..
  • Неподражаемо лжет жизнь…
  • Неравные братья
  • Неразлучной в дорогу
  • Нет, правды не оспаривай…
  • Нет, с тобой, дружочек чудный…
  • Нет! Еще любовный голод…
  • Ни здесь, ни там
  • Никому не отмстила и не отмщу…
  • Никто ничего не отнял!..
  • Никуда не уехали — ты да я…
  • Нине
  • Но тесна вдвоем…
  • Новогоднее
  • Новогодняя
  • Новогодняя, вторая
  • Новолунье
  • Новый год я встретила одна…
  • Новый Год. Ворох роз…
  • Ночи без любимого — и ночи…
  • Ночного гостя не застанешь…
  • Ночные ласточки Интриги…
  • Ночные места
  • Ночь
  • Ночь — преступница и монашка…
  • Ночь (1923 г)
  • Ночь. — Норд-Ост. — Рев солдат. — Рев волн…
  • Ну вот и окончена метка…
  • Нынче я гость небесный…
  • О души бессмертный дар!..
  • О нет, не узнает никто из вас…
  • О первое солнце над первым лбом!..
  • О поэте не подумал…
  • О, самозванцев жалкие усилья!..
  • О, скромный мой кров! Нищий дым!..
  • Об ушедших — отошедших…
  • Оба луча
  • Обвела мне глаза кольцом…
  • Облака
  • Облака — вокруг…
  • Облачко
  • Обреченная
  • Овраг
  • Ода пешему ходу
  • Одна половинка окна растворилась…
  • Ока
  • Окно
  • Окно раскрыло створки…
  • Око
  • Он приблизился, крылатый…
  • Она подкрадется неслышно…
  • Они и мы
  • Оперением зим…
  • Опустивши забрало…
  • Орел и архангел! Господень гром!..
  • Осень в Тарусе
  • Оставленного зала тронного…
  • Осторожный троекратный стук…
  • Остров
  • Осуждённые
  • От гнева в печени, мечты во лбу…
  • От родимых сёл, сёл!..
  • От семи и до семи…
  • От четырех до семи
  • Отголоски стола
  • Откуда такая нежность?
  • Отмыкала ларец железный…
  • Отнимите жемчуг — останутся слезы…
  • Отрок
  • Отрывок
  • Отрывок (1923 г)
  • Отрывок из стихов к Ахматовой
  • Отцам
  • Отъезд
  • Офелия — в защиту королевы
  • Офелия — Гамлету
  • Офицер гуляет с саблей
  • Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..
  • Ох, речи мои морoчные…
  • Очаг мудреца
  • Ошибка
  • П. Антокольскому
  • П. Э.
  • Памяти А. А. Стаховича
  • Памяти А. А. Стаховича
  • Памяти Беранже
  • Памяти Г. Гейне
  • Памяти Нины Джаваха
  • Памяти Т. Ф. Скрябиной
  • Память о Вас — легким дымком…
  • Памятью сердца
  • Паром
  • Пасха в апреле
  • Пахнет ладаном воздух. Дождь был и прошел…
  • Педаль
  • Пела как стрелы и как морены…
  • Пела рана в груди у князя…
  • Первая роза
  • Первое путешествие
  • Первый бал
  • Перекоп
  • Переселенцами…
  • Переулочки
  • Песенки из пьесы «Ученик»
  • Песня поется, как милый любится…
  • Петров конь роняет подкову
  • Петру
  • Писала я на аспидной доске…
  • Письмо
  • Письмо на розовой бумаге
  • Плач матери по новобранцу
  • Плач цыганки по графу Зубову
  • Плач Ярославны
  • Плащ
  • Пленница
  • Плоти — плоть, духу — дух…
  • Плохо сильным и богатым…
  • Плохое оправданье
  • Площадь
  • По дорогам, от мороза звонким…
  • По загарам — топор и плуг…
  • По набережным, где седые деревья…
  • По нагориям…
  • По ночам все комнаты черны…
  • По тебе тоскует наша зала…
  • По-небывалому…
  • Побег
  • Победа
  • Погоди, дружок!..
  • Под дождем
  • Под Новый год
  • Под рокот гражданских бурь…
  • Под шалью
  • Подрастающей
  • Подруга (1921 г)
  • Подруга (1923 г)
  • Подруга (Под лаской плюшевого пледа)
  • Поезд жизни
  • Пожалей…
  • Пожирающий огонь — мой конь!..
  • Поздний свет тебя тревожит?..
  • Поклонник Байрона
  • Полнолунье и мех медвежий…
  • Полночь
  • Полотерская
  • Полюбил богатый — бедную…
  • Помни закон: Здесь не владей!..
  • Попытка комнаты
  • Попытка ревности
  • Пора снимать янтарь…
  • Пора! для этого огня…
  • Посадила яблоньку…
  • Посвящаю эти строки…
  • Поскорее бы с тобою разделаться…
  • После бессонной ночи слабеет тело…
  • После гостей
  • После праздника
  • После чтения «LES RENCONTRES DE М. DE BREOT» REGNER*
  • Последнее слово
  • Последний моряк
  • Последняя встреча
  • Посмертный марш
  • Поступь легкая моя…
  • Поступью сановнически-гордой…
  • Посылка к маленькой сигарере
  • Потомок шведских королей
  • Поцеловала в голову…
  • Поэма воздуха
  • Поэма горы
  • Поэма заставы
  • Поэма конца
  • Поэма лестницы
  • Поэты
  • Правда
  • Править тройкой и гитарой…
  • Прага
  • Пражский рыцарь
  • Предсказанье
  • Привет из башни
  • Привет из вагона
  • Приезд
  • Призрак царевны
  • Приключилась с ним странная хворь…
  • Приметы
  • Принц и лебеди
  • Пробужденье
  • Провода
  • Продаю! Продаю! Продаю!..
  • Прокрасться
  • Променявши на стремя…
  • Проснулась улица. Глядит, усталая…
  • Проста моя осанка…
  • Простите Любви — она нищая!..
  • Простите меня, мои горы!..
  • Прощай! — Как плещет через край…
  • Проще и проще…
  • Прямо в эфир…
  • Психея
  • Психея (стихи моей дочери)
  • Пусть не помнят юные…
  • Путь креста
  • Радость — что сахар…
  • Радость всех невинных глаз…
  • Развела тебе в стакане…
  • Разговор с гением
  • Разлетелось в серебряные дребезги…
  • Разлука
  • Разные дети
  • Раковина
  • Рано еще — не быть!..
  • Рас — стояние: версты, мили…
  • Распятие
  • Рассвет на рельсах
  • Расставание
  • Расцветает сад, отцветает сад…
  • Расщелина
  • Резеда и роза
  • Реквием
  • Рельсы
  • Родина
  • Рождественская дама
  • Розовая юность
  • Розовый домик
  • Рок приходит не с грохотом и громом…
  • Роландов рог
  • Руан
  • Руки — и в круг…
  • Руки заживо скрещены…
  • Руки люблю…
  • Руки, которые не нужны…
  • Русской ржи от меня поклон…
  • Ручьи
  • Рыцарь ангелоподобный…
  • Рябину…
  • С большою нежностью — потому…
  • С вербочкою светлошерстой…
  • С головою на блещущем блюде…
  • С моря
  • С Новым Годом, Лебединый стан!..
  • С такою силой в подбородок руку…
  • С этой горы, как с крыши…
  • С.Э.
  • С.Э. (1914 г)
  • Савойские отрывки
  • Сад
  • Сам посуди: так топором рубила…
  • Самоубийство
  • Сара в Версальском монастыре
  • Сахара
  • Свете тихий
  • Светло-серебряная цвель…
  • Свинцовый полдень деревенский…
  • Связь через сны
  • Сегодня ночью я одна в ночи…
  • Семеро, семеро…
  • Семь мечей пронзали сердце…
  • Серафим — на орла! Вот бой!..
  • Сергею Эфрон-Дурново
  • Сердца и души
  • Сердце, пламени капризней…
  • Сереже
  • Сестра
  • Сестры
  • Сибирь
  • Сивилла
  • Сижу без света, и без хлеба…
  • Сказки Соловьева
  • Сказочный Шварцвальд
  • Скифские
  • Сколько у тебя дружочков?..
  • Скучные игры
  • Слава падает так, как слива…
  • Сладко вдвоем — на одном коне…
  • Следующей
  • Следующему
  • Слёзы
  • Слезы — на лисе моей облезлой!..
  • Слёзы, слёзы — живая вода!..
  • Слова и мысли
  • Словно ветер над нивой, словно…
  • Смерть — это нет…
  • Со мной не надо говорить…
  • Собаки спущены с цепи…
  • Собирая любимых в путь…
  • Собрались, льстецы и щеголи…
  • Совет
  • Сок лотоса
  • Солнцем жилки налиты — не кровью…
  • Соловьиное горло — всему взамен!..
  • Сомкнутым строем…
  • Сон
  • Соперница, а я к тебе приду…
  • Соревнования короста…
  • Спаси Господи, дым!..
  • Справа, справа — баран круторогий!..
  • Спят трещотки и псы соседовы…
  • Старинное благоговенье
  • Старуха
  • Стенька Разин
  • Стихи к Ахматовой
  • Стихи к Блоку
  • Стихи к Пушкину
  • Стихи к Сонечке
  • Стихи к сыну
  • Стихи к Чехии
  • Стихи о Москве
  • Стихи растут, как звезды и как розы…
  • Стихи сироте
  • Стол
  • Столовая
  • Страна
  • Страстный стон, смертный стон…
  • Строительница струн — приструню…
  • Стройте и пойте стройку!..
  • Стук в дверь
  • Сугробы
  • Существования котловиною…
  • Счастие или грусть…
  • Счастье
  • Сын
  • Тaк — только Елена глядит над кровлями…
  • Та ж молодость, и те же дыры…
  • Так будет
  • Так вслушиваются…
  • Так говорю, ибо дарован взгляд…
  • Так и буду лежать, лежать…
  • Так плыли: голова и лира…
  • Так ясно сиявшие…
  • Так, в скудном труженичестве дней…
  • Так, высоко запрокинув лоб…
  • Так, заживо раздав…
  • Так, не дано мне ничего…
  • Так, одним из легких вечеров…
  • Так, от века здесь, на земле, до века…
  • Там, где мед — там и жало…
  • Тверская
  • Тебе — через сто лет
  • Темная сила!..
  • Тень достигла половины дома…
  • Тише, хвала!..
  • То-то в зеркальце — чуть брезжит…
  • Только в очи мы взглянули — без остатка…
  • Только девочка
  • Только живите! — Я уронила руки…
  • Только закрою горячие веки…
  • Тоска по родине! Давно
  • Тот — щеголем наполовину мертвым…
  • Три поцелуя
  • Тройственный союз
  • Трудно и чудно — верность до гроба!
  • Ты дал нам мужества…
  • Ты думаешь: очередной обман!..
  • Ты запрокидываешь голову…
  • Ты мне чужой и не чужой…
  • Ты персияночка — луна, а месяц — турок…
  • Ты разбойнику и вору…
  • Ты тогда дышал и бредил Кантом…
  • Ты, меня любивший фальшью…
  • Ты, мерящий меня по дням…
  • Ты, чьи сны еще непробудны…
  • У гробика
  • У камина, у камина…
  • У кроватки
  • У первой бабки — четыре сына…
  • Угольки
  • Ударило в виноградник…
  • Удостоверишься — повремени!..
  • Уедешь в дальние края…
  • Уединение: уйди…
  • Уж если кораллы на шее…
  • Уж и лед сошел, и сады в цвету…
  • Уж часы — который час?..
  • Умирая, не скажу: была…
  • Упадешь — перстом не двину…
  • Уравнены: как да и нет…
  • Устилают — мои — сени…
  • Утомленье
  • Утро. Надо чистить чаши…
  • Уходящее лето, раздвинув лазоревый полог…
  • Ученик
  • Ушел — не ем…
  • Федра
  • Ханский полон
  • Хвала Афродите
  • Хвала богатым
  • Хвала времени
  • Ходит сон с своим серпом…
  • Хочешь знать мое богачество?..
  • Царь и Бог! Простите малым…
  • Царь-девица
  • Царю — на Пасху
  • Цветок к груди приколот…
  • Целовалась с нищим, с вором, с горбачом…
  • Целую червонные листья и сонные рты…
  • Цыганская свадьба
  • Цыганская страсть разлуки!..
  • Чародей
  • Чародею
  • Час души
  • Человека защищать не надо…
  • Челюскинцы
  • Чем — не боги же — поэты!..
  • Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!..
  • Через снега, снега…
  • Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая…
  • Четверостишия
  • Четвертый год…
  • Читатели газет
  • Что видят они? — Пальто…
  • Что другим не нужно — несите мне…
  • Что же! Коли кинут жребий…
  • Что, Муза моя! Жива ли еще?..
  • Чтоб дойти до уст и ложа…
  • Чтобы помнил не часочек, не годок…
  • Чужому
  • Чуть светает…
  • Шарманка весной
  • Шуточное стихотворение
  • Эвредика — Орфею
  • Эльфочка в зале
  • Эмигрант
  • Эпилог
  • Эпитафия
  • Эпитафия (Тому, кто здесь лежит под травкой вешней…)
  • Эстеты
  • Это жизнь моя пропела — провыла…
  • Это пеплы сокровищ…
  • Это просто, как кровь и пот…
  • Юнге
  • Юнкерам, убитым в Нижнем
  • Юношам — жарко…
  • Я — есмь. Ты — будешь. Между нами — бездна…
  • Я — страница твоему перу…
  • Я берег покидал туманный Альбиона…
  • Я бы хотела жить с Вами…
  • Я Вас люблю всю жизнь и каждый день
  • Я видела Вас три раза…
  • Я вижу тебя черноокой, — разлука!..
  • Я знаю правду! Все прежние правды — прочь!..
  • Я знаю эту бархатную бренность…
  • Я ли красному как жар киоту…
  • Я не хочу ни есть, ни пить, ни жить…
  • Я помню ночь на склоне ноября…
  • Я помню первый день, младенческое зверство…
  • Я пришла к тебе черной полночью…
  • Я расскажу тебе — про великий обман…
  • Я сейчас лежу ничком…
  • Я сказала, а другой услышал…
  • Я страшно нищ, Вы так бедны…
  • Я счастлива жить образцово и просто…
  • Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес
  • Я эту книгу поручаю ветру…
  • Ятаган? Огонь?..

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (по некоторым данным 26 сентября) 1892 г. Через 2 года, в 1894 году, у неё появилась сестра — Анастасия Цветаева. Будущая поэтесса родилась в интеллигентной семье, что дало толчок для развития её таланта. Она рано начала читать, уже в 6 лет писала стихи. Её отец — Иван Владимирович Цветаев, был известным филологом, хорошим искусствоведом, профессором университета.

Её мать, Мария Александровна мечтала о том, чтобы дочка выучилась на музыканта. В 10 лет её детство было омрачено болезнью мамы: у М. А. Цветаевой диагностировали туберкулёз. Вся семья переехала во Французскую Ривьеру. Девочка обучалась в разных гимназиях. В 12 лет она попадает в элитный пансион господ Бринкман. В 1906 году поступает в женскую гимназию, из которой была исключена за нестандартное мышление и вольнодумство. В 16 лет будущая поэтесса переходит в 6 класс гимназии М. Т. Брюхоненко.

В 1910 году появилась дебютная подборка её произведений «Вечерний альбом». В конце весны 1911 года М. Цветаева гостила в крымском Коктебеле, в особняке у М. А. Волошина. С М. Волошиным она росла не лишь в плане таланта. Там она познакомилась со своим возлюбленным. Сергей Эфрон известен как публицист и литератор. В 1912 году они обвенчались, у них произошло рождение дочери Ариадны Эфрон. Позже появилась Ирина, которая скончалась в детском приюте. В гражданскую С. Эфрон участвовал в движении белогвардейцев, попал в эмиграцию. Этому мужчине она смогла посвятить лучшие годы жизни, но в итоге он погубил всю её семью, став агентом НКВД.

В 1912 году выходит второй и третий сборник её стихов. Юную Цветаеву быстро подмечают таланты того времени. Творчеством Цветаевой были зачарованы многие её современники: Гумилев, Максимилиан Волошин, Блок и др. В 1914 году она знакомится с Софией Парнок, с которой у неё были двухлетние романтические связи. С. Парнок была её творческой коллегой. Выход поэтического сборника «Подруга» связывают именно с этой дамой.

После революции она участвует в литературных вечерах, где можно было слушать молодых поэтов и знаменитых литераторов. В 1922 году публикуется сборник стихотворений «Вёрсты» и подборка «Разлука». В 1925 году у неё появляется сын Георгий, а вся семья перебирается во Францию. Загадочное самоубийство Маяковского потрясло Цветаеву, Она написала цикл стихотворений «Маяковскому». Но с 1930-х годов она больше прозаик. Из литературной эмиграции она возвращается в 1939 году. Великая Отечественная война застала её за переводами уникальных творений Гарсиа Лорки. В конце лета начала фашистской агрессии её ждала эвакуация.

В последний день лета 1941 года она распрощалась с жизнью, решив повеситься. Событие потрясло всю литературную богему. По воспоминаниям близких она жила в нищете, есть факты — Марина была вынуждена зарабатывать посудомойкой. Что заставило Цветаеву повеситься? Причина может скрываться в творческих переживаниях и гонениях. Похоронена Марина на кладбище в г. Елабуге, у надгробного камня всегда цветы и убрано.

Интерес к её творениям не проходит с возрастом. В многочисленных музеях хранятся её вещи, рукописи, старинные издания книг. Дом-музей М. Цветаевой есть в Москве и других городах. Творчество поэтессы — прекрасный вклад в русский язык и литературу, а лирика помогла рождению некоторых песен. Она упоминается в стихотворениях Пастернака. Её поэзия полна любви, многое посвящено природе. Книги и сборники поэтессы отлично продаются по всему миру.

Стихи Цветаевой интересные и ёмкие, длинные и короткие, некоторые известные разобраны на цитаты. Обязательно познакомьтесь с некоторыми произведениями: «Повесть о Сонечке», «Чёрт», «Вчера ещё в глаза глядел». По многим рассказам, которые она смогла написать, легко составить психологический портрет писательницы. Только в бедах и лишениях способны рождаться такие шедевры. На основе её творения создан сценарий фильма «Луна в зените». Цветаева — не просто литератор, но и переводчик. У неё учатся многие молодые таланты.

cvetaeva.su


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.