Памятник пушкина стих


Пушкин - Я памятник себе воздвиг нерукотворный: стих, читать текст стихотворения "Памятник" Александра Пушкина

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Стихотворение положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.

rustih.ru

Памятник (стихотворение Пушкина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Этот удивительно «простой», но чрезвычайно многогранный поэтический текст является ярким образцом позднего периода пушкинской лирики, в которой поэт на уровне максимальной универсализации как бы пытается подвести итог своей творческой деятельности и проанализировать развитие одной из самых загадочных тем не только в русской, но и в мировой литературной традиции: памяти потомков о личности и творчестве поэта.

Сам Пушкин датирует стихотворение так: «1836 авг. 21» (эта временная атрибуция заявлена в рукописи поэта). Стихотворение можно отнести к так называемому «каменноостровскому» периоду творчества Пушкина, который пришёлся на середину 1830-х; он связан с новым местом жительства поэта. Впервые поэтический текст был опубликован Василием Андреевичем Жуковским, который внёс свою правку в стихотворении при публикации первого посмертного собрания сочинений Пушкина, которое было издано в 1841 году; «Памятник» был напечатан в девятом томе этого собрания. Традиционно в научной и публицистической среде стихотворение называется по первой строчке: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Через некоторое время известный российский историк и археограф Пётр Иванович Бартенев опубликовал уточнённый текст стихотворения в журнале «Русский архив» в 1881 году.

Прямой прототипический источник пушкинского поэтического текста — знаковая ода Горация «Exegi monumentum», которая, в свою очередь, опирается на текст, созданный неизвестным автором в рамках древнеегипетской литературной традиции: он получил два названия — «Похвала писцам» и «Памятник нерукотворный». В русской литературе эпохи господства догм классицизма с опорой на оду римского поэта была сформирована традиция стихотворений-«памятников», которые поочерёдно создавались такими авторами XVIII столетия, как Михаил Васильевич Ломоносов, Гавриил Романович Державин (см. Памятник (Г. Р. Державин)), Василий Васильевич Капнист, Александр Христофорович Востоков и С. А. Тучков, каждый из которых по-своему перерабатывал и переосмыслял заданные в Античности мотивы памяти о поэте.

Пушкин А. С. Собрание сочинений. М. 1983.

ru.wikipedia.org

Антология одного стихотворения: Пушкинский "Памятник" и российская цензура: davidaidelman — LiveJournal

В продолжение поста про, то как священник переиздал сказку Александра Пушкина «О попе и работнике его Балде», при этом он заменил в ней попа на купца.

Дело в том, что священник ничего сам не менял. Он только восстановил дореволюционную издательскую версию.

После смерти Пушкина, сразу вслед за выносом тела, Василий Андреевич Жуковский запечатал кабинет Пушкина своей печатью, а затем получил разрешение перенести рукописи поэта к себе на квартиру.

Все последующие месяцы Жуковский занимается разбором рукописей Пушкина, подготовкой к изданию посмертного собрания сочинений и всеми имущественными делами, став одним из трех опекунов детей поэта (по выражению Вяземского, ангелом-хранителем семьи).

И ему хотелось, чтобы произведения, которые не могли бы в авторской версии пройти цензуру, все же были опубликованы.

И тогда Жуковский начинает редактировать. То есть менять.

За семнадцать лет до смерти гения Жуковский подарил Пушкину ее свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820 года марта 26, великая пятница»

В 1837 учитель садится править сочинения ученика, которые никак не могут пройти аттестационную комиссию.
Жуковский, вынужденный представить Пушкина потомству, как «верноподданного и христианина».
Так в сказке «О попе и работнике его Балде» попа заменяет купец.

Но были и более важные вещи. Одно из самых известных усовершенствований Жуковским пушкинского текста – это знаменитый «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».


Вот оригинальный пушкинский текст в оригинальной орфографии:

Exegi monumentum


Я памятникъ себѣ воздвигъ нерукотворный;
Къ нему не зарастетъ народная тропа;
Вознесся выше онъ главою непокорной
    Александрiйскаго столпа.

Нѣтъ! весь я не умру! Душа въ завѣтной лирѣ
Мой прахъ переживетъ и тлѣнья убѣжитъ —
И славенъ буду я, доколь въ подлунномъ мiрѣ
    Живъ будетъ хоть одинъ пiитъ.

Слухъ обо мнѣ пройдетъ по всей Руси великой,
И назоветъ меня всякъ сущiй въ ней языкъ:
И гордый внукъ славянъ, и финнъ, и нынѣ дикiй
    Тунгузъ, и другъ степей калмыкъ.

И долго буду тѣмъ любезенъ я народу,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что въ мой жестокiй вѣкъ возславилъ я свободу,
    И милость къ падшимъ призывалъ.

Велѣнью Божiю, о муза, будь послушна:
Обиды не страшась, не требуя вѣнца,
Хвалу и клевету прiемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.


Этому стихотворению А.С. Пушкина посвящена огромная литература. (Существует даже специальная двухсотстраничная работа: Алексеев М. П. «Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...». Л., «Наука», 1967.). По своему жанру это стихотворение восходит к длинной вековой традиции. Можно анализировать чем предшествовавшие русские и французские переводы и переложения Оды (III.XXX) Горация отличаются от пушкинского текста, что внес Пушкин в трактовку темы и т.д. Но соревноваться с Алексеевым в пределах краткого поста не стоит.

Окончательный пушкинский текст – уже подвергнут самоцензуре. Если смотреть на

черновые варианты, то мы видим более четко, что собственно хотел сказать Александр Сергеевич более точно. Видим направленность.

В первоначальном варианте было: «Что въ слѣдъ Радищеву возславилъ я свободу»

Но и глядя на окончательный вариант, Жуковский понимает, что это стихотворение цензуру не пройдет.

Чего стоит хотя бы этот упомянутый в стихотворение «Александрийский столп». Понятно, что имеется ввиду не архитектурное чудо «Помпеев столб» в далекой египетской Александрии, а колонна в честь Александра Первого в городе Петербурге (особенно если учесть, что оно находится по соседству с выражением «главою непокорной»).

Пушкин противопоставляет свою „нерукотворную“ славу памятнику материальной славы, созданному в честь того, кого он называл „врагом труда, нечаянно пригретым славой“. Противопоставление, которое сам Пушкин также не мог и мечтать видеть в печати, как и сожженную главу своего „романа в стихах“.

Александровская колонна незадолго до пушкинских стихов была воздвигнута (1832 г.) и открыта (1834 г.) вблизи от места, где позже находилась последняя квартира поэта.

Колонна была прославлена как символ нерушимой самодержавной власти в ряде брошюр и стихов „шинельных“ стихотворцев. Пушкин, уклонившийся от присутствия на торжестве открытия колонны, в своих стихах безбоязненно заявил, что его слава выше Александрийского столпа.

Что делает Жуковский? Он заменяет «Александрийского» на «Наполеонова».

Вознесся выше он главою непокорной
Наполеонова столпа.


Вместо противостояния "Поэт-Власть" появляется оппозиция "Россия-Наполеон". Тоже ничего. Но о другом.

Еще большая проблема со строчкой: «Что в мой жестокий век восславил я свободу» — это прямое напоминание о бунтарской оды «Вольность» молодого Пушкина, той воспетой «свободы», что стало причиной его шестилетней ссылки, а позже — тщательного жандармского наблюдения над ним.

Что делает Жуковский?

Вместо:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал
Жуковский ставит:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью живой стихов я был полезен
    И милость к падшим призывал


Как писал об этих подменах великий текстолог Сергей Михайлович Бонди:

Подмена одного стиха в предпоследней строфе другим, сочиненным Жуковским, совершенно изменила содержание всей строфы, придала новый смысл даже тем стихам Пушкина, которые Жуковский оставил без изменения.

И долго буду тем народу я любезен...

Здесь Жуковский только переставил слова пушкинскою текста («И долго буду тем любезен я народу»), для того чтобы избавиться от пушкинской рифмы «народу» — «свободу».

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Слово «добрые» имеет в русском языке множество значений. В данном контексте («чувства добрые») может быть выбор только между двумя значениями: «добрые» в смысле «хорошие» (ср. выражения «добрый вечер», «доброго здоровья») или в моральном смысле — «чувства доброты по отношению к людям». Переделка Жуковским следующего стиха придает выражению «чувства добрые» именно второй, моральный смысл.

Что прелестью живой стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.

«Живая прелесть» стихов Пушкина не только радует читателей, доставляет им эстетическое наслаждение, но (по Жуковскому) и приносит им прямую пользу. Какую пользу, ясно из всего контекста: стихи Пушкина пробуждают чувства доброты к людям и призывают милостиво относиться к «падшим», то есть согрешившим против нравственного закона, не осуждать их, помогать им».

Интересно, что Жуковский умудрился сотворить совершенно антипушкинскую по своему содержанию строфу. Он подменил. Он поставил вместо Моцарта Сальери.

Ведь именно завистливый отравитель Сальери, уверенный, что талант даётся за прилежность и усердие требует от искусства пользы иупрекает Моцарта: « Что пользы, если Моцарт будет жить и новой высоты ещё достигнет?» и .д. А вот Моцарту на пользу наплевать. «Нас мало избранных, счастливцев праздных, пре-небрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов.» И у Пушкина совершенно моцартовское отношение к пользе. «Тебе бы пользы всё – на вес кумир ты ценишь Бельведерский».

А Жуковский ставит «Что прелестью живой стихов я был ПОЛЕЗЕН»

Далее именно эти антипушкинские строчки украсили памятник Пушкину.

1870 году в Москве был создан комитет по сбору пожертвований на установку памятника великому русскому поэту А.С.Пушкину. В результате конкурса жюри выбрало проект скульптора А.М.Опекушина. 18 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника.

На пьедестале с правой стороны было вырезано:
И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

В таком виде памятник простоял 57 лет. Уже после революции, находящаяся в изгнание Цветаева

возмущалась в одной из своих статей: «Несмытый и несмываемый позор. Вот с чего должны были начать большевики! С чем покончить! Но лже-строки красуются. Ложь царя, ставшая ныне ложью народа».

Большевики исправят строчки на памятнике.


Как ни странно именно жесточайший 1937 год станет годом посмертной реабилитации стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Старый текст срубили, поверхность отшлифовали, камень вокруг новых букв вырубили на глубину 3 миллиметра, что создало светло-серый фон для текста. Кроме того, вместо двустиший высекли четверостишья, а устаревшую грамматику заменили современной.

Это произошло на столетний юбилей со дня смерти Пушкина, который в СССР праздновали со сталинским размахом.

А к 150-летию со дня рождения стихотворение пережило другое усечение.

«

Сто пятьдесят лет со дня рождения Пушкина (в 1949 году) страна отмечала не так громко, как двухсотлетие, но все-таки достаточно помпезно.

Было, как водится, торжественное заседание в Большом театре. В президиуме сидели члены Политбюро и другие, как принято тогда было говорить, «знатные люди нашей Родины».

Доклад о жизни и творчестве великого поэта делал Константин Симонов.

Само собой, и весь ход этого торжественного заседания, и симоновский доклад транслировались по радио на всю страну.

Но широкие народные массы, — особенно где-нибудь там, в глубинке, — большого интереса к этому мероприятию не проявляли.

Во всяком случае, в маленьком казахском городке, на центральной площади которого был установлен репродуктор, никто — в том числе и местное начальство — не ожидал, что доклад Симонова вдруг вызовет у населения такой жгучий интерес.

Репродуктор хрипел что-то свое, не слишком разборчивое. Площадь, по обыкновению, была пуста. Но к началу торжественного заседания, транслировавшегося из Большого театра, вернее — к началу симоновского доклада — вся площадь вдруг заполнилась толпой всадников, прискакавших неведомо откуда. Всадники спешились и молча застыли у репродуктора.


Менее всего были они похожи на тонких ценителей изящной словесности. Это были совсем простые люди, худо одетые, с усталыми, изможденными лицами. Но в казенные слова симоновского доклада они вслушивались так, словно от того, что сейчас скажет там, в Большом театре, знаменитый поэт, зависела вся их жизнь.

Но в какой-то момент, где-то примерно в середине доклада, они вдруг потеряли к нему всякий интерес. Вскочили на своих лошадок и ускакали — так же неожиданно и так же стремительно, как появились.

Это были сосланные в Казахстан калмыки. И примчались они из дальних мест своего поселения в этот городок, на эту площадь, с одной-единственной целью: услышать, произнесет ли московский докладчик, когда он будет цитировать текст пушкинского «Памятника» (а он ведь непременно будет его цитировать! Как же без этого?), слова: «И друг степей калмык».

Если бы он их произнес, это означало бы, что мрачная судьба сосланного народа вдруг озарилась слабым лучом надежды.
Но, вопреки их робким ожиданиям, Симонов этих слов так и не произнес.

«Памятник» он, конечно, процитировал. И даже соответствующую строфу прочел. Но — не всю. Не до конца:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус…

И — всё. На «тунгусе» цитата была оборвана.

Я тоже слушал тогда (по радио, конечно) этот доклад. И тоже обратил внимание на то, как странно и неожиданно переполовинил докладчик пушкинскую строку. Но о том, что стоит за этой оборванной цитатой, узнал гораздо позже. И историю эту про калмыков, примчавшихся из дальних мест, чтобы послушать симоновский доклад, мне тоже рассказали потом, много лет спустя. А тогда я только с удивлением отметил, что при цитировании пушкинского «Памятника» у докладчика почему-то пропала рифма. И очень удивился, что Симонов (поэт все-таки!) ни с того ни с сего вдруг изувечил прекрасную пушкинскую строку.

Пропавшую рифму Пушкину вернули лишь восемь лет спустя. Только в 57-м (после смерти Сталина, после XX съезда) сосланный народ возвратился в родные калмыцкие степи, и текст пушкинского «Памятника» мог наконец цитироваться в своем первозданном виде. Даже со сцены Большого театра».
                            Бенедикт Сарнов « Сталин и писатели Книга первая ».

 

davidaidelman.livejournal.com

ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. «Памятник». Анализ стихотворения

Общий анализ стихотворения

История создания Стихотворение написано 21 августа 1836 г., за несколько месяцев до гибели поэта.А.С.Пушкин предчувствовал гибель, и это стихотворение — духовное завещание поэта. Он подводит итог своей творческой деятельности.автор продолжает традиции Г.Р.Державина ,который тоже написал произведение с таким названием.Интонация стихотворения отличается торжественностью, возвышенностью.Велико значение стихотворения. В нём автор не только подводит итог творчества. Но и словно отмечает, какой вообще должна быть поэзия. Это станет ориентиром для многих поэтов последующего времени.
тема тема поэта и поэзии, её роли в жизни общества, прославление истинной поэзии, утверждение высокого назначения человека в обществе.
идея идея смысла творчества и его оценки
композиция композиционно состоит из пяти строф.
жанр одапо интонации — торжественная речь поэта-гражданина
литературное направление реализм
размер каждая строфа написана катреном (то есть законченной строфой из четырёх строк): 3 строки – шестистопный ямб, 4-ая строка- четырёхстопный ямб, это делает её ударной и сосредотачивает на ней внимание.
рифма перекрёстная( абаб): женская рифма ( ударение падает на предпоследний слог)чередуется с мужской(ударение падает на последний слог).
тропы эпитеты: памятник «нерукотворный», главою «непокорной»,Русь « великая», «жестокий век», «заветная» лира;

 

метафора: «Не зарастёт народная тропа»

 

метонимия: «Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

стилистические фигуры антитеза: «хвалу и клевету»

 

анафора:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу

синтаксические средства Инверсия: «И славен буду я…», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду тем любезен…»

 

Ряды однородных членов: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…».

 

Полисиндетон( многосоюзие): «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».Это средство помогает читателю воспринимать людей разных национальностей как единый народ страны.

поэтическая фонетика аллитерация:Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа
лексические средства возвышенная лексика(старославянизмы): «главою непокорной», «приемли»,»вознёсся», «пиит»

literatura-ege.ru

Алексей Жемчужников - Памятник Пушкину: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Из вольных мысли сфер к нам ветер потянул
В мир душный чувств немых и дум, объятых тайной;
В честь слова на Руси, как колокола гул,
Пронесся к торжеству призыв необычайный.
И рады были мы увидеть лик певца,
В ком духа русского живут краса и сила;
Великолепная фигура мертвеца
Нас, жизнь влачащих, оживила.

Теперь узнал я всё, что там произошло.
Хоть не было меня на празднике народном,
Но сердцем был я с тем, кто честно и светло,
Кто речью смелою и разумом свободным
Поэту памятник почтил в стенах Москвы;
И пусть бы он в толпе хвалы не вызвал шумной,
Лишь был привета бы достоин этой умной,
К нему склоненной головы.

Но кончен праздник… Что ж! гость пушкинского пира
В грязь жизни нашей вновь ужель сойти готов?
Мне дело не до них, детей суровых мира,
Сказавших напрямик, что им не до стихов,
Пока есть на земле бедняк, просящий хлеба.
Так пахарь-труженик, желающий дождя,
Не станет петь, в пыли за плугом вслед идя,
Красу безоблачного неба.

Я спрашиваю вас, ценители искусств:
Откройтесь же и вы, как те, без отговорок,
Вот ты хоть, например, отборных полный чувств,
В ком тонкий вкус развит, кому так Пушкин дорог;
Ты, в ком рождают пыл возвышенной мечты
Стихи и музыка, статуя и картина,-
Но до седых волос лишь в чести гражданина
Не усмотревший красоты.

Или вот ты еще… Но вас теперь так много,
Нас поучающих прекрасному писак!
Вы совесть, родину, науку, власть и бога
Кладете под перо и пишете вы так,
Как удержал бы стыд писать порою прошлой…
Но наш читатель добр; он уж давно привык,
Чтобы язык родной, чтоб Пушкина язык
Звучал так подло и так пошло.

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна,
Любовь, которая всё лучшее в нем губит,-
И хочется сказать, что в наши времена
Тот — честный человек, кто родину не любит.
И ты особенно, кем дышит клевета
И чья такая ж роль в событьях светлых мира,
Как рядом с действием высоким у Шекспира
Роль злая мрачного шута…

О, докажите же, рассеяв все сомненья,
Что славный тризны день в вас вызвал честь и стыд!
И смолкнут голоса укора и презренья,
И будет старый грех отпущен и забыт…
Но если низкая еще вас гложет злоба
И миг раскаянья исчезнул без следа,-
Пусть вас народная преследует вражда,
Вражда без устали до гроба!

rustih.ru

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

История создания – стих написан в 1836 году и опубликован в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внес Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и пего произведений в общественной жизни, их важного предназначения.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “не зарастет народная тропа“.

Эпитеты – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук“.

Инверсии – “главою непокорной“, “и славен буду я…“.

Анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу“.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Тема

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

Жанр

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении только одна метафора “не зарастёт народная тропа”, однако остальных выразительных средств и образов гораздо больше. Так, в произведении есть такие стилистические фигура, как антитеза “хвалу и клевету” – и анафора “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”, эпитеты “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук”, “жестокий век”, инверсии “главою непокорной”, “и славен буду я…”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счет анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию – свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 183.

obrazovaka.ru

«Памятник Пушкину» - Стихотворение Алексея Жемчужникова

Из вольных мысли сфер к нам ветер потянул В мир душный чувств немых и дум, объятых тайной; В честь слова на Руси, как колокола гул, Пронесся к торжеству призыв необычайный. И рады были мы увидеть лик певца, В ком духа русского живут краса и сила; Великолепная фигура мертвеца Нас, жизнь влачащих, оживила. Теперь узнал я всё, что там произошло. Хоть не было меня на празднике народном, Но сердцем был я с тем, кто честно и светло, Кто речью смелою и разумом свободным Поэту памятник почтил в стенах Москвы; И пусть бы он в толпе хвалы не вызвал шумной, Лишь был привета бы достоин этой умной, К нему склоненной головы. Но кончен праздник... Что ж! гость пушкинского пира В грязь жизни нашей вновь ужель сойти готов? Мне дело не до них, детей суровых мира, Сказавших напрямик, что им не до стихов, Пока есть на земле бедняк, просящий хлеба. Так пахарь-труженик, желающий дождя, Не станет петь, в пыли за плугом вслед идя, Красу безоблачного неба. Я спрашиваю вас, ценители искусств: Откройтесь же и вы, как те, без отговорок, Вот ты хоть, например, отборных полный чувств, В ком тонкий вкус развит, кому так Пушкин дорог; Ты, в ком рождают пыл возвышенной мечты Стихи и музыка, статуя и картина,- Но до седых волос лишь в чести гражданина Не усмотревший красоты. Или вот ты еще... Но вас теперь так много, Нас поучающих прекрасному писак! Вы совесть, родину, науку, власть и бога Кладете под перо и пишете вы так, Как удержал бы стыд писать порою прошлой... Но наш читатель добр; он уж давно привык, Чтобы язык родной, чтоб Пушкина язык Звучал так подло и так пошло. Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна, Любовь, которая всё лучшее в нем губит,- И хочется сказать, что в наши времена Тот - честный человек, кто родину не любит. И ты особенно, кем дышит клевета И чья такая ж роль в событьях светлых мира, Как рядом с действием высоким у Шекспира Роль злая мрачного шута... О, докажите же, рассеяв все сомненья, Что славный тризны день в вас вызвал честь и стыд! И смолкнут голоса укора и презренья, И будет старый грех отпущен и забыт... Но если низкая еще вас гложет злоба И миг раскаянья исчезнул без следа,- Пусть вас народная преследует вражда, Вражда без устали до гроба!

А.М.Жемчужников. Стихотворения. Поэтическая Россия. Москва: Советская Россия, 1988.

rupoem.ru

Гавриил Державин - Памятник: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так!— весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Анализ стихотворения «Памятник» Державина

В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами. Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).

Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.

К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.

Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.

В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.

В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.

rustih.ru

Анализ стиха Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: история создания, выразительные средства

Александр Сергеевич всегда интересовался местом поэзии и поэта в мире и обществе. Его ранние работы на эту тему были пропитаны романтизмом и походили на произведения древнегреческих творцов. Но в зрелости поэзия становилась более глубокой и первобытной, он рассуждал о природе своего дара и его назначении. Анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина поможет понять, почему произведение называют духовным завещанием поэта, в котором он подвел итоги жизни.

Краткий анализ

Анализ стихотворения «Памятник» Пушкина можно проводить по плану. В нем кратко раскрыты ключевые особенности произведения:

  1. История написания — стих был завершен в августе 1836 года. Он был опубликован посмертно в сборнике, вышедшем в 1841 году.
  2. Тема — осмысление роли поэта и поэзии и их предназначения.
  3. Литературное направление — классицизм с признаками романтизма.
  4. По роду стих относится к гражданской лирике. По жанру — ода.
  5. Композиция состоит из пяти строф.
  6. Размер — трех- и четырехстопный ямб.
  7. Средства выразительности — метафора, эпитет, инверсия, анафора.

Лирическим героем произведения выступает сам Пушкин. Он также вводит образ памятника и музы.

История написания

Александр Сергеевич закончил произведение 21 августа 1836 года незадолго до своей гибели. Оно было написано в тяжелые времена для поэта: его работы подвергались жесткой цензуре и находились под запретом, а враги говорили о неверности его молодой супруги, и, вероятно, он также переживал кризис среднего возраста.

В стихе Пушкин подводит итог своей творческой деятельности. Идею он почерпнул у предшественников, но внес свои личные переживания и философские мысли. Кажется, словно Александр последовал идее Гавриила Державина, который ранее написал стихотворение с таким же названием. Но, с другой стороны, эта работа могла быть ответом на стих, созданный Дельвигом — друга поэта с лицея.

За счет того, что Александр умер на дуэли с Дантесом спустя несколько месяцев после написания стихотворения, его в будущем назовут духовным завещанием автора.

Стих найдут уже после его кончины. Первая публикация работы была с редакцией Василия Жуковского в 1841 году в сборнике стихотворений Пушкина.

Тема и идея

Произведение считается у Пушкина одним из самых глубоких по смыслу. В нем он поднял ряд важных для себя, как для поэта, в тот период тем и проблем, провел их разбор и объяснение для читателя:

  1. Основной темой «Памятника» является осознание роли творца в общественной жизни. Александр Сергеевич показал, как слово влияет на читателя, и что писатель всегда за это ответственен. Он может пробудить в человеке доброту, замотивировать гуманно относится к другим и тем самым сделать этот мир лучше.
  2. Свобода стала следующей проблемой, затронутой автором. По его мнению, свободолюбие всегда было и будет неотъемлемой частью настоящего творца, потому в его «памятнике» есть строфа непокорности. Ведь настоящий поэт должен быть независимым и способным писать не о том, что диктует власть и требует общественность, а свое личное мнение, взгляды и убеждения и стоять на стороне простого народа.
  3. Другой темой стал важный для Пушкина вопрос смерти и победы над ней через творчество. Поэт уверен, что его литературное наследие будет жить в веках. А вместе с творчеством не умрет и память о нем, как о человеке, существовавшем когда-то на этом свете. Эта мысль выражается в строке «Душа в заветной лире мой прах переживет».

По своему настроению стихотворение было написано в торжественных и серьезных тонах.

Ключевая идея стиха «Памятник» — признание божественного происхождения поэзии и ее высокого гуманистического значения.

Александр Сергеевич превозносит величие поэзии выше славы и подвигов знаменитых императоров и полководцев. В этом и заключается смысл стиха. Творец и его муза подвластны только воле бога, они равнодушны к похвале и критике «подлунного мира», но воспевают идею добра и свободы, и тем самым становятся достойны бессмертия.

Композиция произведения

Стихотворение состоит из пяти катренов. Каждый из них выражает отдельную мысль автора:

  1. В первом четверостишии зарождается идея создания вечного памятника и бессмертия поэта в его литературном наследии. При этом творчество является более ценным, чем земные ощутимые памятники.
  2. Следующая строфа развивает мысль словами творца о том, что возможность такого бессмертия реальна лишь при условии существовании поэзии и до тех пор, пока «будет жить хоть один пиит», будет жива и отражаемая в текстах душа поэта.
  3. В третьей строфе Александр Сергеевич предвещает свою всенародную славу. Автор видит Россию в будущем великой страной, где в мире и понимании живут свободные народы, что воедино связаны общей историей, традициями, культурой. При этом он верит: его литературное наследие станет одной из причин, соединяющих людей, и будет неотъемлемой частью общей культуры.
  4. Дальше Пушкин объясняет, почему его творчество должно стать вечным и остаться в памяти людей. Автор рассказывает, что его поэзия наполнена сочувствием к падшим, гуманностью и человечностью. Он также воспевал свободу в тяжелые времена, а потому будет близок народу и в будущем. Надеяться на бессмертие ему также позволяет то, что его стихи вызывали у людей добрые чувства и внушали надежду на лучшую жизнь, а потому народ не забудет его тексты.
  5. В последней строфе звучит обращение лирического героя к музе. В ней Пушкин подчеркивает, что поэт и вдохновительница ответственны за свои творения не перед людьми, а перед небом.

В последних строках автор призвал всех творцов быть равнодушными к земному признанию, а работать так, чтобы быть чистыми перед богом.

Направление в литературе и жанр

Проводя анализ «Памятника» Пушкина, нельзя не заметить, что произведение имеет отсылки к античности. К примеру, в первой строфе была использована цитата Горация, известного римского поэта, а потому оно относится к классицизму. При этом в стихотворении присутствуют элементы романтизма.

По роду литературы это гражданская лирика. По жанру относится к оде, она наполнена торжественностью и высоким пафосом. Поэт говорит свою речь торжественно, демонстрируя читателю свою непреклонность в творческой и гражданской позиции, поэтому этот жанр подходит наилучшим образом.

Стихотворный размер оды — ямб. Причем в первых трех строках каждого четверостишия он трехстопный, а в четвертом — четырехстопный. За счет этого Пушкин акцентирует внимание на мысли, которую он высказывал в катрене, подытоживает свои умозаключения. Рифма перекрестная.

Образы и герои

Главные персонажи в произведении отсутствуют, можно лишь выделить лирического героя, как литературную проекцию самого Александра Сергеевича, что сотворил вечный, но неощутимый памятник. Произведение написано от первого лица, оно точно передает чувства, что испытывал автор в момент его создания.

Главный образ стихотворения — это «нерукотворный памятник». Он отражает все, что успел написать автор и все, что после него останется. Он относится к своему наследию с особым трепетом и любовью, ведь надеется, что память о нем будет жить в веках спустя много лет после кончины. В этом автор оказался прав. Чтение его работ теперь обязательно для освоения школьной программы по литературе и творчество его по-прежнему почитаемо.

Александр Сергеевич также ввел образ Музы — верной, доброй подруги поэта, что всегда готова творить. Без нее стих был бы неполноценным, так как поэт и она здесь стали единым целым. Она повинуется исключительно Богу и говорит от его имени. Это несозерцаемое создание не страшится гонений и спокойно относится к похвале и ругани.

Богоизбранность — одна из самых знаковых в творчестве поэта. Она, словно красная ниточка, проходит сквозь многие его стихотворения.

По мнению Пушкина, любой творческий человек- это пророк, что доносит голос Бога через себя до народа.

Средства выразительности

Ода Александра Пушкина написана, придерживаясь традиций классицизма, возвышенным языком, что увеличивает пафосность стихотворения. Для создания такого эффекта поэтом были использованы старославянские слова «глава» и «пиит»:

  1. Автор использовал целый ряд метафор, чтобы сделать произведение более мелодичным и уникальным. «Памятник нерукотворный» олицетворяет вечную славу поэта и всеобщую любовь. Пушкин при этом акцентирует, что народная тропа к нему не сможет зарасти, а значит, слава не померкнет. Землю автор называет «миром подлунным».
  2. За счет эпитетов образность стиха только увеличилась: великая Русь, непокорная глава, жестокий век.
  3. Олицетворение памятника строками «вознесся он главою непокорной». За счет этого слава Пушкина оживает и становится настоящим персонажем стиха.

Усилили пафос такие синтаксические выразительные приемы, как анафора и инверсия («восславил я свободу»).

В своем стихотворении Пушкин обращается ко всем тем, кто творит при помощи Музы и показывает какой, по его мнению, должна быть идеальная поэзия — свободная от человеческих пороков и слабостей и подвластная одному лишь богу.

1001student.ru

Анализ стихотворения «Памятник» (А. С. Пушкин)

А. С. Пушкина живо интересовала тема поэзии и места поэта в мире и обществе – одна из классических тем искусства, впервые поднятая в текстах древнегреческих поэтов. В ранних стихотворениях о поэзии Пушкин следовал романтической традиции, однако со временем его позиция становилась более глубокой, он размышлял о взаимоотношениях поэта с читателем, о природе поэтического дара и его назначении. Эти размышления нашли отражение в лирике Пушкина, а своеобразным подведением итогов стал гордый, написанный всего за несколько месяцев до смерти «Памятник».

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор стихотворения «Памятник» по плану. 

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» по теме восходит к оде Горация «К Мельпомене», именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.

Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение «Памятник» он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.

Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Памятник» ближе всего к оде. Торжественный пафос, воодушевление и возвышенная лексика, свойственные данному жанру, создают яркий текст, который позволяет автору выразить свою поэтическую позицию. 

Художественное направление «Памятника» больше всего походит на классицизм. В нем мы видим многочисленные отсылки к античной культуре и торжественный настрой.

Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.

Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.

Композиция

Стихотворение «Памятник» состоит из 5 строф, каждая из которых последовательно развивает определенную мысль.

  1. В первой строфе появляется сама идея о создании «нерукотворного памятника», о бессмертии поэтического наследия. Причем наследие это оказывается более ценным, чем многие земные «материальные» памятники.
  2. Вторая строфа говорит, что возможность такого бессмертия напрямую связана с существованием поэзии как таковой: пока «жив будет хоть один пиит» — будет жить воплощенная в текстах душа поэта.
  3. Далее Пушкин предрекает свою всенародную славу. Он видит широту России и единство в ней свободных народов, неразрывно связанных общей историей и культурой. Поэт верит, что его творческое наследие станет одной из объединяющих идей и неотъемлемой частью этой культуры.
  4. В четвертой строфе поэт открывает, почему его творчество должно остаться в веках. Он говорит о прославлении свободы и милости к падшим, гуманизм и «чувства добрые», которые вызывает в читателе его лирика, — это те столпы, которые не дадут его текстам быть забытыми.
  5. Наконец, в финале звучит обращение к музе. Здесь подчеркивается, что поэт и его муза в первую очередь ответственны не перед людьми и их критикой, а перед небом и своим предназначением, которые должны гордо нести.

Образы и символы

  • Ключевой образ стихотворения «Памятник» – сам «нерукотворный памятник». Это то поэтическое наследие, которое лирический герой оставит после себя. Пушкин делает образ памятника гордым и величественным, пророчески рисует его центром культурного притяжения, к которому «не зарастет народная тропа», слух о котором распространяется по всем уголкам России.
  • Лирический герой здесь – поэтическая проекция самого А. С. Пушкина. Перед нами сформировавшийся одаренный поэт, познавший главный смысл своего дара: воспевать гуманизм и свободу и следовать своему пути, не озираясь на мнение критиков и недоброжелателей.  
  • Помощником и проводником поэта становится его муза. Именно она демонстрирует творцу образец поведения: не стремится к славе и всеобщему одобрению, не боится быть непонятой и осмеянной, но остается послушной лишь «веленью божию» и избранному пути.

Темы, настроение и проблемы

Тематика «Памятника» интересна даже сегодняшнему читателю:

  1. Поэт и поэзия. Основной темой стихотворения «Памятник» становится осмысление роли поэта и поэзии в мире и обществе. Пушкин показывает значение поэтического творчества: это то, что пробуждает в читателе добрые чувства, заставляет вспомнить о главных человеческих ценностях и гуманнее относиться друг к другу.
  2. Свобода. Пушкин подчеркивает, что неотъемлемая черта настоящего поэтического дара – свободолюбие, отсюда «непокорная глава» его памятника и способность даже в «жестокий век» не писать под диктовку власти или общественного мнения, но прославлять свободу и гуманизм.
  3. Бессмертие и историческая память. Еще одной центральной темой стихотворения становится важная для Пушкина тема смерти и ее преодоления через творчество. «Душа в заветной лире мой прах переживет», — говорит поэт, выражая уверенность, что его поэтическое наследие будет жить в веках. 
  4. Настроение стихотворения — торжественное и серьезное. 

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Памятник» – признание божественной природы поэзии и ее высокого гуманистического значения. Пушкин в этой мысли продолжает традицию поэтов предшествующих эпох, но добавляет собственные размышления на эту тему.

Пушкин демонстрирует величие поэзии, помещая ее славу выше славы императоров и полководцев, ведь его памятник «вознесся выше Александрийского столпа». 

Смысл стихотворения «Памятник» заключается в том, что поэзия таким образом возносится над всеми земными ориентирами, утверждается ее божественное происхождение. Поэт и его муза послушны лишь «веленью божию», они беспристрастны к похвале и осуждении «подлунного мира», но воспевают свободу и добро, и именно поэтому оказываются достойны бессмертия. 

Средства выразительности

Ода Пушкина, согласно традиции Классицизма, написана возвышенным языком, что усиливает пафос произведения. Для этого автор использует старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «пиит».

  • Текст «Памятника» строится на целом ряде метафор, ключевая из которых – «нерукотворный памятник», то есть слава поэта и его творческое наследие. «К нему не зарастет народная тропа», говорит поэт, показывая, что слава эта никогда не померкнет и не будет забыта. Также метафорически поэт называет землю «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей».
  • Образность стихотворения усиливают многочисленные эпитеты: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век». 
  • Интересно, что при описании памятника используется олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», так слава поэта одушевляется и становится самостоятельным действующим лицом, центром внимания и притяжения.
  • Есть в стихотворении примеры использования метонимии, например «непокорная глава» памятника – это одновременно и голова самого лирического героя, а назовет поэта в веках не сам «всяк сущий язык», а каждый его носитель.
  • Усиливают пафос стихотворения и его значение также синтаксические средства выразительности: инверсия («восславил я свободу»), анафора и многосоюзие.

Стихотворение «Памятник» становится подведением итогов и своеобразным поэтическим завещанием Пушкина. В нем поэт не только утверждает величие и значимость поэзии как таковой, но оценивает роль своего поэтического вклада и уверенно предрекает, что продолжит жить в культуре страны и памяти потомков.

Автор: Юлия Филипская

litrekon.ru

Памятник (стихотворение Пушкина) — Википедия. Что такое Памятник (стихотворение Пушкина)

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Этот удивительно «простой», но чрезвычайно многогранный поэтический текст является ярким образцом позднего периода пушкинской лирики, в которой поэт на уровне максимальной универсализации как бы пытается подвести итог своей творческой деятельности и проанализировать развитие одной из самых загадочных тем не только в русской, но и в мировой литературной традиции: памяти потомков о личности и творчестве поэта.

Авторская датировка текста

Сам Пушкин датирует стихотворение так: «1836 авг. 21» (эта временная атрибуция заявлена в рукописи поэта). Стихотворение можно отнести к так называемому «каменноостровскому» периоду творчества Пушкина, который пришёлся на середину 1830-х; он связан с новым местом жительства поэта. Впервые поэтический текст был опубликован Василием Андреевичем Жуковским, который внёс свою правку в стихотворении при публикации первого посмертного собрания сочинений Пушкина, которое было издано в 1841 году; «Памятник» был напечатан в девятом томе этого собрания. Традиционно в научной и публицистической среде стихотворение называется по первой строчке: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Через некоторое время известный российский историк и археограф Пётр Иванович Бартенев опубликовал уточнённый текст стихотворения в журнале «Русский архив» в 1881 году.

Контекст литературной традиции

Прямой прототипический источник пушкинского поэтического текста — знаковая ода Горация «Exegi monumentum», которая, в свою очередь, опирается на текст, созданный неизвестным автором в рамках древнеегипетской литературной традиции: он получил два названия — «Похвала писцам» и «Памятник нерукотворный». В русской литературе эпохи господства догм классицизма с опорой на оду римского поэта была сформирована традиция стихотворений-«памятников», которые поочерёдно создавались такими авторами XVIII столетия, как Михаил Васильевич Ломоносов, Гавриил Романович Державин (см. Памятник (Г. Р. Державин)), Василий Васильевич Капнист, Александр Христофорович Востоков и С. А. Тучков, каждый из которых по-своему перерабатывал и переосмыслял заданные в Античности мотивы памяти о поэте.

Литература

Пушкин А. С. Собрание сочинений. М. 1983.

wiki.bio


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.