Она сидела на полу стих


Она сидела на полу… — стихи Фёдора Тютчева — Сказки. Рассказы. Стихи

Она сидела на полу… — стихи Фёдора Тютчева

 
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
 
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
 
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
 
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
 

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу»

 
Стихотворение «Она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни Тютчева. Он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с Е. Денисьевой, подругой своих дочерей. Поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. Увлечение переросло в серьезный роман. Некоторое время Тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у Денисьевой ребенка этот роман привел к скандалу. Жена поэта Эрнестина была поражена изменой мужа. В порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые Тютчев когда-то написал ей. Этому эпизоду и посвящено стихотворение.
 
Автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». Эти письма когда-то имели для нее огромное значение. Они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. Его измена превратила письма в «остывшую золу». Она символизирует давно сгоревшие чувства. В стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. Предательство мужа убило остатки любви и в самой Эрнестине, поэтому ее взгляд на письма Тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».
 
В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.
 
В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.
 
Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.
 

Читать другие стихи Фёдора Тютчева  

skazkibasni.com

"Она сидела на полу" - анализ, краткое содержание, образы стихотворения Федора Тютчева

Меню статьи:

В литературоведении сложилось общее мнение, что Тютчев принадлежит к тем поэтам, у которых интимная лирика обязательно связана с биографией. Произведение русского поэта «Она сидела на полу» не является исключением из этого правила. Прежде всего, следует обратиться к истории создания стихотворения.

Ремарка: из истории написания стиха «Она сидела на полу»

Представьте, что за окном 1858 год. Российская империя. Федор Тютчев – поэт, чьи стихи способны тронуть сердце поистине любой женщины, но у самого мастера пера в жизни было лишь пять великих историй.

Любовь – противоречие и жестокое, но одновременно вдохновляющее, окрыляющее творческого человека. Пожалуй, добрая половина произведений – великих романов, кажущейся вечной лирики, портретов и даже сонат – написана из-за любви. Чаще это чувство оставляет поэта в мучениях, побуждающих к творчеству. Однако порой случаются и счастливые истории.

Катерина Кругликова

Первую любовь Тютчева звали Катюшей Кругликовой. Казалось бы, ничем не примечательная безродная простушка, наивная дворовая девушка. Но малозначимость личности не играет никакой роли, когда дело в свои руки берет Любовь. Роман, развившийся между писателем и Катериной, оказался отнюдь не мимолетным. В итоге отношения молодых людей зашли настолько далеко, что отец и мать поэта решили вмешаться. Федор Иванович родился в дворянской семье, и родители писателя отличались влиятельным положением. Понятно, что родственники писателя воспротивились увлечению Федора дворовой девушкой. Обратившись к обширным связям, семья писателя добилась, чтобы сын досрочно окончил учебу в университете. После этого, родители увезли будущего писателя как можно дальше от Петербурга, а значит и от Катерины.

Тютчев путешествовал по Европе, посетил Германию. В Мюнхене Тютчев словно обрел новый дом, поселившись в городе на долгих 22 года.

Что же стало с Катюшей? Родители писателя выхлопотали для девушки вольную, ведь Катюша была крепостной, и даже дали Кругликовой неплохое приданое. Катюша вышла замуж – не по своей воле, как говорят. Как ни странно, эта девушка не стала для Тютчева музой, хоть и является первой возлюбленной поэта. Федор Иванович не посвящал Кругликовой стихов. Почему? Есть несколько версий. Первая: сердечная рана писателя оказалась слишком глубокой, чтобы увековечить девушку в творчестве. И вторая: роман молодых людей отличался скоротечностью, а потому юность не позволила Тютчеву оставить об этой истории лирической памяти.

Амалия фон Лерхенфельд

Итак, конечно, проведя в Мюнхене 22 года, Тютчев не мог не встретить здесь девушку, которая покорила бы писательское сердце. Амалию считают внебрачной дочкой Фридриха Вильгельма III (короля, который правил Пруссией в то время) и высокородной дамы. Аристократка, мать Амалии была княгиней Турн-и-Таксис. Госпожа фон Лерхенфельд отличалась обаянием юности, а еще отвечала взаимностью на чувства Тютчева.

Федор Иванович даже сделал девушке предложение, однако на этот раз причиной разрыва стало недовольство избранником, выказанное семьей девушки. Родственники Амалии отказались принять Тютчева как члена семьи. Федор выехал из Мюнхена, но за время отсутствия писателя в городе Амалию успели сделать женой барона Крюндера. Вернувшись, Тютчев вызвал барона на дуэль.

 Описание красоты природных ландшафтов – очень важная составляющая творчества у каждого поэта. Федор Тютчев – автор стихотворения “Есть в осени первоначальной”, с анализом которого мы предлагаем ознакомиться.

Образ Амалии Тютчев увековечил в произведении «Я помню время золотое». Более того, девушка на протяжении всей жизни поддерживала теплые дружеские отношения с Федоров Ивановичем.

Элеонора Петерсон

Эта женщина – особенная в жизни поэта, так как именно эта девушка становится первой женой Федора Ивановича. В девичестве Элеонора называлась графиней Ботмер, а до Тютчева была также супругой некоего Петерсона. Тютчев встречает Элеонору во время пребывания в Мюнхене. В этот период Тютчев находится в городе как атташе дипломатического отдела Российской империи.

Семья с Элеонорой принесла писателю много счастливых моментов. Любовь между молодыми людьми вспыхнула мгновенно. Девушка любила супруга самозабвенной, трогательной, заботливой и даже попечительской любовью, как родители любят своих детей. Об Элеоноре пишут как о хрупкой и нежной, трогательной и доброй девушке. Супруга обеспечила Тютчеву надежную опору, верную поддержку в жизни.

Тютчевы жили в достатке, однако, в скромном достатке, без роскоши. Несмотря на это, Элеонора взяла на себя хлопоты по хозяйству, обустроив уютный дом, где хозяева всегда радовались приходу гостей. Счастье супругов казалось совершенно безоблачным и идиллическим.

Переезд в Италию и смерть Элеоноры

Вскоре семейство переехало в Турин – город, где Тютчевых настигли недюжинные финансовые трудности. Супруги погрязли в долгах. Тютчев впал в хандру, и Элеоноре пришлось водрузить хлопоты, связанные с торгами и долгами, на собственные плечи. Но Элеонора – хрупкая, нежная девушка – не была создана для столь тяжелой жизни. Здоровье Тютчевой ухудшалось, силы покидали Элеонору. Последней точкой, окончательно подточившей и без того слабое здоровье женщины, стал кораблекрушение судна «Николай I», которое везло Элеонору и детей к супругу. Переутомление и нервный срыв из-за крушения корабля привели к тому, что Элеонора заболела и больше не оправилась. Подхватив легкую простуду, женщина скончалась. Тютчевой едва ли исполнилось 37 лет.

Федор Иванович сильно любил жену. Согласно воспоминаниям близких друзей, когда тело Элеоноры положили в гроб и убрали цветами, Тютчев провел около одра покойницы много часов. За это время волосы писатели полностью поседели. Элеоноре посвящен эмоциональный и чувственный стих «В часы, когда бывает тяжко на груди…». Это произведение Тютчев написал в 1858 году – к годовщине кончины жены.

Эрнестина Дернберг

Аристократка, баронесса увлекла сердце русского поэта, когда еще была жива супруга Тютчева – Элеонора. Эрнестина давала Федору Ивановичу тот уровень духовной близости, который был так необходим Тютчеву. В частности, именно этой девушке посвящен стих, начинающийся словами «Люблю глаза твои, мой друг, с игрой их пламенно-чудесной…».

Узнав о романе супруга и Эрнестины, Элеонора совершила (неудавшуюся, конечно) попытку суицида. После этого фатального случая Федор прекратил отношения с Дернберг. По-крайней мере, поэт искренне пытался это сделать. Но спустя время снова вернулся к Эрнестине. Любовница поехала вслед за Тютчевыми в Италию.

Со смерти Элеоноры проходит несколько лет, и Тютчев просил Эрнестину стать его женой. На самом деле, девушка обладала массой выдающихся и хороших качеств: острый ум, деньги (что немаловажно в прискорбном на то время положении писателя), великодушие и доброта. Эрнестина приняла предложение Тютчева, но и эту женщину судьба не уберегла от измены мужа. Впрочем, Эрнестина простила Тютчеву этот грех и вернулась к супругу.

Елена Денисьева

Произведение, которое интересует нас в этой статье, предстало как результат сердечного раскола, пережитого поэтом. Тютчев разрывался между двумя возлюбленными: законной женой, верной соратницей, спутницей и другом – Эрнестиной Дернберг, а также Еленой Денисьевой – юной и красивой девушкой, которая стала пятой великой любовью поэта.

Тютчев повстречался с Денисьевой – будущей любовницей писателя – в пансионе, куда поэт отдал на обучение и воспитание дочерей. Между Еленой и Федоров завязался длительный, глубокий и бурный роман. Чтобы встречаться с возлюбленной, писатель арендовал отдельное жилье. Отношения любовников зашли так далеко, что Тютчев, фактически, обзавелся второй семьей. Какое-то время писателю удавалось скрывать этот роман, но однажды тайные отношения стали явными.

Эта история длилась 14 лет – приличный срок! Все это время Федор Иванович бегал то к жене, то к любовнице, разрываясь между двумя возлюбленными. Биографы поэта даже порой называют Елену «гражданской» женой Тютчева. Эрнестина обижалась на мужа за измену. Федор безуспешно старался поддерживать с законной женой теплые отношения, периодически порываясь уйти от Денисьевой. Однако, тщетно.

Появление «Денисьевского цикла»

Для Елены связь с Тютчевым закрыла многие двери в высокое общество. Например, родной отец девушки не желал иметь с дочерью ничего общего, друзья отвернулись от несчастной музы поэта, ну а карьера фрейлины, о которой мечтала Денисьева, осталась только мечтой, без возможности воплотить планы в реальность. При этом, девушка выказывала готовность жертвовать собой, родителями, карьерой, оставаясь лишь «гражданской» женой писателя. Елена родила от Тютчева нескольких детей, записанных на имя поэта. Когда девушка делала это, Денисьева не понимала, что только выпячивает происхождение детей, ведь те были бастардами. Елена считала себя «настоящей Тютчевой» и жестко доказывала это людям, которые возражали против этого утверждения.

Денисьева прожила недолгую жизнь. Осуждение общества, нападки со стороны родителей и друзей привели к нервному истощению девушки. Здоровье Елены отличалось хрупкостью, поэтому третья беременность окончательно подточила физическое состояние девушки. Елена умерла от обострения чахотки. Когда Денисьева умирала, Тютчев находился рядом с ней. Как и первая супруга писателя, девушке скончалась, не достигнув и 40-ка лет.

Любовь Тютчева и Елены – трагическая и пронзительная, вдохновившая писателя создать целый цикл произведений, посвященных Елене. Пожалуй, один из самых знаменитых текстов этого цикла – это «Последняя любовь».

Любовь к Денисьевой и творчество Тютчева

Собственно, именно только что пробудившееся чувство писателя к юной Елене и стало причиной появления анализируемого нами стиха. Знакомство Денисьевой и Федора Ивановича состоялось в 1849-м. Между Тютчевым и новой возлюбленной имелась существенная разница в возрасте: 23 года. Однако даже это не помешало для появления со стороны Елены сильного и, как оказалось впоследствии, сильного чувства. Любовь Денисьевой и автора произведения «Она сидела на полу» продолжалась вплоть до смерти девушки.

Поначалу, как мы писали выше, отношения между Еленой и Тютчевым носили характер тайной связи. Однако в скором времени девушка сообщила возлюбленному о беременности. Конечно, в такой ситуации скрываться роман стало сложно. И тогда Тютчев начал жить на два дома. Влюбленных ждало общественное осуждение и неприятие, семья и близкое окружение полностью отвернулось от Денисьевой, однако это не испугало юную красавицу.

Эрнестина тяжело реагировала на измену Тютчева. Писатель стремился примириться с законной супругой, однако это было крайне трудно. В порыве отчаянья и обиды Эрнестина сожгла связку писем, которые когда-то писал женщине супруг. К сожалению, в письмах скрывались и строки многих произведений – любовной лирики поэта, которые навсегда потерялись вместе с остатками сгоревших конвертов. Сам писатель однажды лично застал жену за сожжением корреспонденции. Эта картина навсегда врезалась в память Федора Ивановича. Когда Денисьева умерла, поэт вернулся к законной жене. Эрнестина, хоть и таила обиду на Тютчева, все же разрешила супругу вернуться.

Тематика произведения Тютчева

В центре лирического повествования – несчастная любовь и образ этого тяжелого чувства.

Конечно, такая тема отнюдь не новая для литературы в целом, а для русской литературы – тем более. Однако, как отмечают литераторы, особенность тютчевского творчества состоит в том, каждый мотив, отображенный в стихах, – это часть биографии писателя. Автор пишет не столько о событиях, сколько о чувствах, эмоциях, о волнениях внутреннего мира лирического героя.

Образы лирических героев

Под маской лирического героя скрывается сама Тютчев. Картина, где несчастная Эрнестина с болью сжигает старые конверты с письмами и стихами, сильно впечатлила писателя. Поэтому Тютчев навсегда увековечил этот образ в лирике. Итак, Федор Иванович описывает сидящую на полу героиню, бросающую в огонь бумаги.

Возлюбленный героини наблюдает происходящую сцену из-за угла. Эмоции, которые испытывают оба героя произведения, безусловно, отсылают к грусти. Давайте посмотрим на фрагмент стиха, чтобы лучше понять, о чем идет речь:

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

Особенно привлекает внимание последнее четверостишие, приведенное нами. Тютчев сравнивает письма с золой, но в образе писем скрывается и мотив чувств: ведь это любовная переписка. Чувства проходят, остывают, и даже пламя костра не способно вернуть тепло и душу этим мертвецам: огонь лишь превращает бумаги в золу.

Героиня произведения на письма необычным взглядом: этот взгляд таит грусть, печаль, отчаянье и понимание, что былые чувства остались в прошлом и вернуть назад утраченные сокровища невозможно. В биографическом контексте, для Эрнестины подобная ситуация представлялась в сто раз тяжелее, чем это могло быть, ведь когда-то те же эмоции отчаяния испытывала и первая жена Тютчева – Элеонора. Эрнестина в то время разделяла участь Денисьевой: была любовницей поэта. Теперь ситуация изменилась на противоположную, и Эрнестина поняла, как ужасно чувствовала себя Элеонора.

Образы писем

Мотиву писем стоит уделить побольше внимания. Читатель, незнакомый с биографией (а особенно с любовной биографией) русского писателя, возможно, не сразу поймет, о чем пишет Тютчев. О том, что автор описывает именно любовные письма, читатель узнает лишь из четвертого катрена (частично – из третьего):

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой…

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Таким образом, читатель понимает, что женщина, изображенная в начале стихотворения, перебирает не просто корреспонденцию, а письма – воплощение молодости, наивных и живых чувств из прошлого. Когда на «сцене» появляется лирический герой (сам автор), становится понятным, что эпизод, описанный Тютчевым, касается мотива горького расставания с любовью. Несмотря на то, что во втором доме писателя ждала верная и преданная Денисьева, пожертвовавшая карьерой, родителями и надеждами на законную семью, Тютчев ощущал ужасную грусть. Эрнестина занимала особое место в жизни писателя, и на определенном этапе жизни Федора Ивановича так же самоотверженно следовала за возлюбленным. Кроме разочарования, грусти и отчаянья, в стихе прослеживается еще одно спрятанное чувство. Это раскаяние.

Композиционные и стилистические детали стихотворения

В литературной критике принято называть жанр этого произведения монологом-воспоминанием. Возлюбленная героя сжигает в камине письма, однако, внешнее событие – это только поверхность, оболочка, скрывающая мощный внутренний, духовный смысл. Прежде всего, образ корреспонденции отсылает к прошлому, к памяти. Тютчев признавал наличие особого рода близости между ним и Эрнестиной. Это было духовное родство. Боль измены, предательства, разрыв между двумя дорогими сердцу женщинами сопровождает образ героя стихотворения.

Анализ произведения позволяет охарактеризовать композицию стиха Тютчева. Здесь явно прослеживаются несколько содержательных частей:

  • в начале произведения поэт занят описанием женщины, героини стиха;
  • далее упоминаются письма, писатель рассказывает о корреспонденции, находит удачные образы, чтобы передать содержание этой переписки;
  • лирическое повествование перемежевывается рассказом о чувствах, которые сопровождают эту сцену;
  • наконец, герой стихотворения заканчивает свое лирическое изложение, намекая на связанность наблюдаемой картины с некими событиями из прошлого.

Что касается структуры стиха, то формальная композиция произведения включает четыре четверостишия (катрена).

Еще несколько слов о жанре стиха

Выше мы сказали, что, по мнению литературоведов, анализируемое произведение является – по жанру – монологом-воспоминанием. Это собственное изобретение Тютчева. Однако существует и более формальное жанровое определение стиха – элегия.

В принципе, такое жанровое определение очень подходит стихотворению Тютчева. Элегия всегда обращается к печали, меланхолии, к сложности душевного состояния героя. Эмоциональность, философский характер, мотив скорби, размышления над трудными жизненными ситуациями и проблемами – это яркие отличительные черты элегии (как жанра). В контексте русской литературы элегия занимает особое место. Великими мастерами элегии признавали Фонвизина, Богдановича, Давыдова, Нарышкина и, конечно, легендарную фигуру русской литературной жизни – Василия Жуковского.

Интимная лирика Тютчева уходит корнями в романтизм. Автор изображает картину, выдающую высшую напряженность чувств. Герои чувствуют одиночество, хоть и находятся в комнате вдвоем. Но одиночество – это следствие духовного разлада, возникшего между героями стихотворения. Страсти накаляются, но за этим накалом не следует никакого облегчения или выхода из сложившейся ситуации.

Художественные средства произведения

Тютчев на удивление лаконичен. Читатель не знает имени героини, автор не приводит также описания внешности женщины.

Внутренний мир персонажа Тютчев раскрывает, прибегая к помощи жестов, позы и других деталей такого рода. Следует также понимать, что женщина, сидящая на полу, – это образ, который, вероятно, шокировал читателя середины XIX века. В то время такая поза отсылала к мысли, что в жизни женщины случилось нечто из ряда вон выходящее, или хуже – что особа не в себе или даже сошла с ума.

Также подчеркнем, что образ золы, с которой сравниваются письма, намекает на бесполезность корреспонденции. Однако даже фактическая бесполезность не помешала героине взять письма в руки, что означает ценность переписки для женщины.

Чтобы представить картину из собственного воображения наиболее полноценным образом, Тютчев прибегает к использованию обширной палитры средств художественной выразительности:

  • это обращение к метафорам, например: любви и радости убитой…
  • использование эпитетов: знакомые листы…
  • а также применение сравнений: так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело…

Элегия предполагает, что скорбное настроение передается также посредством интонации и ритма. Если героиня теряет самообладание, отдаваясь порыву эмоций, то герой остается спокойным, однако его охватывают чувства скорби и раскаяния в совершенных поступках. Порой литераторы (возможно, из-за страсти к излишнему анализу) говорят, что герой Тютчева на самом деле не считает себя однозначно виновным, а потому сохраняет большее самообладание, чем героиня стиха. С другой стороны, готовность пасть на колени, но при этом отсутствие этого действия, отсылают к рациональности мужчины, который понимает, что сжигать письма бесполезно. Огонь не поглотит воспоминания.

r-book.club

«Она сидела на полу» 🖋️ анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, история создания, жанр, размер стиха, основная тема

История создания

Тютчев влюблялся много раз и мог любить сразу нескольких женщин. К каждой из них это проявлялось по-разному, но чувства его были полны и глубоки. Стихотворение «Она сидела на полу», посвященное жене Эрнестине, было написано в 1858 году. История написания связана с любовью к юной красавице Елене Денисьевой, отношения с которой у него начались в 1851 году. Тогда в свете только и были разговоры о них. Жена Эрнестина очень мучилась от измены мужа, но любила его, не показывала виду и много путешествовала.

Эта любовная драматическая история длилась 14 лет. Елена родила от поэта троих детей. Третья беременность далась женщине очень тяжело, так как к тому времени у нее обнаружили туберкулез. Вскоре она умерла. Тютчев тяжело переживал потерю любимой и во многом винил себя, что поставил ее в такое положение. Тогда все отвернулись от девушки, хотя до знакомства с ним ей прочили блестящее будущее.

После смерти Елены Федор Иванович остался с женой и умер у нее на руках, дожив до 69 лет. Тютчев чувствовал свою вину, ведь первый десяток лет они были счастливы в браке, но после встречи с Еленой все изменилось.

Он понимал, что делает больно Эрнестине, но поделать с собой ничего не мог. Однажды в порыве обиды и гнева жена уничтожила часть писем, которые он писал ей. Эта картина очень подействовала на поэта.

Тематика, жанр, композиция

В этом стихотворении поэт раскрывает тему трагической любви. В нем два действующих лица: сам автор, он же лирический герой, и женщина, разбирающая письма. Она брала каждое в руки, вчитывалась в отдельные места, затем бросала в сторону: «Она сидела на полу и груду писем разбирала». Внимательно наблюдая за ней, лирический герой пытается понять ее состояние.

Он тоже переживает, глядя на ее, но помочь ей не в силах, поэтому все отчаяние и грусть по былой горячей любви выражает в поэтических строчках. В плане композиции это произведение состоит из четырех строф и является лирическим монологом героя, ставшего свидетелем сожжения любовных писем.

Стихотворение можно поделить на следующие части:

  • описание действий женщины;
  • вид писем;
  • чувства лирического героя.

Идея произведения в том, что герой ничего не может изменить, прежних чувств уже не вернуть, остается только раскаиваться в совершенных когда-то ошибках. По жанру это элегия. Поэт размышляет об увиденном, на него нахлынули былые чувства. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, наблюдается чередование женской и мужской рифмы.

Выразительные средства стихотворения

Приступая к изучению и анализу лирического произведения, особенно такого пронзительного по силе выражения чувств, следует прослушать его аудио в хорошей записи. В стихотворении «Она сидела на полу» автор использует различные средства выразительности, поэтому оно такое теплое, красивое и чувственное. Основным приемом является сравнение: «как на остывшую золу», «как души смотрят с высоты».

Тютчев использует и свои любимые риторические восклицания, которые делают поэтический слог эмоционально насыщенным. Инверсия (неправильный порядок слов в предложении) помогает выделить слова, нужные в конкретный момент, и задает особую тональность. Многоточия помогают ощутить душевное волнение героев, почувствовать какую-то недосказанность. Иногда молчание говорит больше, чем слова, так как не все, что у человека на душе, можно высказать вслух.


nauka.club

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф. И. Тютчев)

Особое место в поэтическом наследии Ф. И. Тютчева занимает любовная лирика, в которой нашли отражения личные переживания поэта и его непростые отношения с любимыми женщинами. Так, в тексте «Она сидела на полу» Тютчев рисует трагичную картину воспоминания об ушедшем чувстве. Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор стихотворения «Она сидела на полу» по плану, который позволит увидеть все своеобразие текста и глубже понять чувства лирических героев.

История создания

Стихотворение «Она сидела на полу» было написано Тютчевым в 1858 году, опубликовано было в том же году в журнале «Русская беседа».

Принято считать, что текст «Она сидела на полу» посвящен второй жене поэта, Эрнестине. После трагической гибели первой жены, Элеоноры, Тютчев вскоре женился на Эрнестине, с которой был давно знаком и даже имел любовную связь. Она была вдовой одного немецкого вельможи и могла спокойно располагать собой. Через десять лет счастливого брака история повторилась. Поэт познакомился с молодой красавицей, Еленой Денисьевой, которая была почти в два раза младше него, и быстро в нее влюбился. Отношения с Денисьевой продлились четырнадцать лет, до самой смерти женщины. Эрнестина любила Тютчева, и ей хватило мудрости сохранить брак, но измена мужа принесла ей немало страданий. Сплетни в обществе, осуждение, ревность — все это копилось бременем в душе женщины.

В стихотворении раскрывается сцена, когда Эрнестина в порыве отчаянья бросила в огонь часть написанных мужем любовных писем. 

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Она сидела на полу» можно отнести к любовной лирике, оно раскрывает личные чувства и страдания героев. Любовь в тексте предстает не как светлое и возвышающее, а как опустошающее чувство, навсегда остающееся в душе человека даже после угасания. 

Текст написан в традиции Романтизма: лирический герой и лирическая героиня изображены в момент высшего напряжения чувств, каждый из них одинок перед лицом своих переживаний и терзаний. Они готовы на решительные действия, но не совершают их, потому что не видят в этом никакого смысла.

Написан текст четырехстопным ямбом. Поэт использовал перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф-катренов.

  1. Две первые строфы обрисовывают жанровую сценку. Мы видим сидящую на полу женщину, разбирающую груду писем. В нескольких точно подмеченных деталях поэту удается описать ее сметенное состояние и разлитое по комнате нервное напряжение.
  2. Третья строфа открывает содержание писем, известное лирическому герою: «О, сколько жизни было тут невозвратимо-пережитой!». Можно догадаться, что письма – это то, что прежде связывало героя и героиню, то, воспоминание о чем вызывает теперь столько боли в душе женщины.
  3. Четвертая строфа переключает внимание на состояние самого героя. Он так же готов пасть на колени перед некогда любимой женщиной и перед призраком ушедшего чувства.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения «Она сидела на полу» становится лирическая героиня, с описания которой начинается текст. В ее портрете нет никакой конкретики, не указывается имен, но можно понять, что перед нами женщина — любящая и страдающая. В ее облике подчеркнута одна деталь – «чудной взгляд», то есть странный взгляд человека, который много пережил и доведен до отчаяния. То, что героиня сидит на полу, также указывает на ее беспокойное состояние.

Сам лирический герой сначала представляется читателю холодным наблюдателем, но постепенно проявляется и его внутренний мир. Он помнит страсть, с которой писал эти письма, он видит, до какого отчаяния довели близкого человека его метания. «Страшно грустно» становится герою, и в этом усиливающем «страшно» сосредоточена невыразимая бездна грусти и сожаления.

Наконец, большое значение в произведении приобретает образ писем. Они сравниваются поэтом с «остывшей золой» и становятся символом ушедших чувств героев.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Она сидела на полу» может быть обозначена более подробно, если читатель даст знак о том, что ему необходимы преобразования в этом разделе. Многомудрый Литрекон с удовольствием это сделает.

  1. Основная тема стихотворения «Она сидела на полу» – угасшие между некогда близкими людьми чувства. Через образ писем поэт показывает, сколько было в жизни героев радости, жизни и любви и как больно теперь смотреть на отголоски прежнего счастья.
  2. Настроение стихотворения мрачное и болезненное. Любящая, но обманутая и надломленная героиня остается наедине с призраками прежних чувств и собственным отчаянием, а наблюдающий за сценой герой разделяет ее боль, но не имеет возможности что-либо исправить.

Проблематика текста «Она сидела на полу» обусловлена выбором темы. 

  1. На первый план выходит проблема невзаимной или угасшей любви. Героиня смотрит на обращенные к ней любовные письма, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». В этом взгляде можно предположить горькую нежность к утраченному, боль и отчуждение. 
  2. Чувство вины и безысходности — еще одна проблема, описанная в стихотворении. Лирический герой осознает, что причиной этой боли стали его чувства и его поведение. Он испытывал любовь и делился ею, а теперь молча стоит «в стороне», потому что в душе не осталось ничего, кроме страшной грусти, «как от присущей милой тени». 

Основная идея

Смысл стихотворения «Она сидела на полу» сводится к тому, что любовь никогда не уходит бесследно. Даже остывая, она оставляет в душе человека грусть и боль.

Весь текст проникнут печальным настроением, а к финалу появляются мотив убитой любви и мотив смерти. Угасшие чувства сравниваются Тютчевым с «милой тенью», с призраком ушедшего человека. 

Лирическая героиня не винит героя, но она доведена до отчаяния и опустошена его непостоянной любовью. Стихотворение изображает ее сильной женщиной, и оттого особенно страшно герою и читателю смотреть на ее страдания. Сам герой осознает, что причиняет любимому некогда человеку боль, но уже не испытывает былого чувства и ничего не может изменить. Такова главная мысль стихотворения «Она сидела на полу» — смерть чувства и боль от памяти.

Средства выразительности

Идею и настроение стихотворения Тютчев передает с помощью создания ярких образов и использования разнообразных средств выразительности. Тропы в стихотворении «Она сидела на полу» отражают мрачную палитру чувств героев:

  • Описать содержание перебираемых женщиной писем помогают эпитеты: «невозвратимо-пережитая» жизнь, «горестные» минуты, «убитая» радость.
  • Необыкновенно образные сравнения памяти об утраченных чувствах с «милой тенью», а любовных писем – с «остывшей золой» помогают поэту наиболее точно изобразить чувства центральных персонажей текста. «Остывшая зола» — это остатки огня, который некогда дарил тепло и жизнь, а сейчас служит лишь напоминанием о счастливом времени.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» раскрывает перед читателем трагичную историю ушедшей любви. Текст автобиографичен, поэтому поэту удается так тонко и пронзительно изобразить драму, развернувшуюся в душах героев. 

Вся любовная лирика Ф. И. Тютчева необыкновенно экспрессивна, очень часто любовь предстает у него иррациональной силой, выжигающей души людей и разрушающей их судьбы. Именно такое чувство заставляет доведенную до отчаяния героиню разбирать на полу старые любовные письма, а героя – со «страшной грустью», но без прежней теплоты отрешенно наблюдать за этой картиной со стороны.

Автор: Юлия Филипская

litrekon.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.