О детстве стихи барто


Агния Барто и её "дети"

Плюшевый мишка с оторванной лапой, тонущий в реке Танин мяч, бычок, который вот-вот упадёт… У кого из нас эти образы не ассоциируются с детством? Сначала мы просили родителей читать нам вслух книжки со стихами Агнии Барто, а теперь наши собственные дети слушают те же стихи в нашем исполнении. 

Своими стихами поэтесса, возможно, изменила к лучшему судьбы миллионов детей по всему миру. О её биографии, которую можно считать образцовой, говорят нечасто. 

Сегодня можно смело утверждать, что Агния Барто составила  некое собрание произведений по которому и мы и наши дети каждый раз проходим уроки нравственности.

Цель данной статьи — соединить воедино все известные и не очень факты о жизни известной поэтессы рассказом о её недетском труде «Найти человека».

Павел и Агния Барто

Биография

Агния Львовна Барто (Гетель Лейбовна Волова) появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. Девочка родилась в образованной семье еврейского происхождения, единственный и любимый ребёнок. Отец Лев Николаевич Волов — ветеринарный врач, и мать Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох) — домохозяйка.

Агния Львовна получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил её отец. Лев Николаевич Волов (Абрам-Лев Нахманович Валов) очень любил басни Крылова и с самого детства читал дочери их на ночь. Он же учил девочку читать по книге Льва Николаевича Толстого, чьи произведения очень любил.

Ещё в раннем детстве Агния начала писать стихи. Слушателем первых стихов был отец, он же выступал критиком. Ему хотелось, чтобы дочка писала «правильно», строго соблюдая определённый размер стихотворения, а в её строчках, как нарочно, размер то и дело менялся (что отец считал упрямством с её стороны). Потом окажется, что смена размера — одна из отличительных черт поэзии Барто. Правда, и позже именно за это Маршак критиковал её стихи.

Как впоследствии признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдала предпочтение любовной тематике: исписала ни один лист наивными стихотворными рассказами о «влюблённых маркизах и пажах». Впрочем, сочинять стишки о томных красавицах и их пылких возлюбленных девочке достаточно быстро надоело, и постепенно подобные стихотворения в её тетрадях сменились смелыми эпиграммами на подруг и учителей.

Как и все дети из интеллигентных семей тех времён, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Среди увлечений будущей поэтессы были танцы. В балетную школу она пошла, чтобы не перечить отцу, который хотел видеть свою дочь на сцене.

Позднее финансовое положение семьи, да ещё и в условиях Октябрьской революции, стало плачевным. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в магазин «Одежда» — очень уж ей хотелось помочь семье (сотрудникам магазина выдавали на паёк селёдочные головы, из которых можно было варить суп).

Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года. Однако построить успешную карьеру на сцене ей всё же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить её из Москвы. Однако любовь к музыке и танцам она сохранила навсегда.

Профессия поэта

В 1924 году на показательном концерте выпускников хореографического училища присутствовал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он обратил внимание на то, как юная поэтесса под аккомпанемент музыки Шопена зачитывала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девушка будет писать прекрасные, весёлые и радостные стихи. Тогда это обидело Агнию, но, как оказалось позже, пророчество Луначарского сбылось. Через несколько дней он пригласил её на приём к себе в наркомат, где посоветовал всерьёз заняться литературой.

Свои первые произведения поэтесса понесла в Госиздат в 1925 году. «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству и стихотворения были опубликованы. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.

Первым мужем Агнии Львовны Воловой был поэт Павел Барто. Они поженились в 1921 году. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». 

В 1927 году у них родился сын Игорь (Гарик), а через 6 лет супруги развелись.

В 1936 году выходит цикл поэтических миниатюр Барто для самых маленьких под названием «Игрушки». С этого момента Агния Львовна стала классиком советской детской литературы, её произведения вошли в хрестоматии и стали переводиться на многие языки мира. Ритм, рифмы, образы и сюжеты её стихов оказались близки и понятны миллионам маленьких читателей и их родителям. Однако, было бы не совсем правильно воспринимать Барто исключительно как детскую поэтессу. Она много и успешно занималась общественной работой. Видимо потому неслучайно, что в 1937 году Агния Львовна была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, проходившего в Испании.

В годы Войны

Когда началась война, 35-летнюю Агнию Барто вместе с другими советскими писателями должны были эвакуировать из Москвы в Татарстан. Но писательница отказалась. Её  мужа, теплоэнергетика, командировали на одну из электростанций Урала, и Агния решила поехать вместе с ним (вторым мужем Барто был теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Щегляев). Однако, на режимный объект звезду советской литературы вместе с супругом не пустили. И Барто в одиночку пришлось ехать за 200 километров от мужа в Свердловск. Её поселили в новом доме почти в самом центре города.

Агния Барто с мужем Андреем на Урале

Но сидеть без дела детская поэтесса не умела. Она участвовала в агитационных собраниях, ездила в приюты и устраивала бесплатные поэтические вечера по всей области.

Вечерами Агния садилась сочинять стихотворение про детей, которые вынуждены были работать на оборонных заводах. Но строчки, как её казалось, получались какими-то фальшивыми. Этими опасениями Барто однажды поделилась со своим новым уральским другом –— писателем Павлом Бажовым. 

«А вы пройдите с мальчишками весь их путь в училище и на заводе до того момента, когда они получат разряд», 

— предложил сказочник. 

Из разговоров с детьми поэтесса черпала вдохновение для своего творчества, а где ж ещё можно было встретить детей во время эвакуации на Урал? Конечно, на заводе, ведь многие из них встали к станкам вместо ушедших на фронт взрослых… Так Барто и стала заводской работницей. Осваивала профессию токарного слесаря для того, чтобы… общаться с подростками! 

«Ребята недолго чуждались меня, привыкли к моему присутствию, некоторым из них нравилось меня обучать, я была явно отстающей, ведь стремилась не столько овладеть профессией токаря, сколько понять, какими должны быть герои моих будущих стихов», 

— вспоминала Агния Барто.

Параллельно с работой на заводе, Агния Барто устроилась корреспондентом в местную газету. 

Во время Великой Отечественной войны она часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942-м была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.

Из воспоминаний дочери поэтессы Татьяны Андреевны Щегляевой:  

«Мама всё время рвалась в действующую армию. И, в конце концов, добилась своего: её командировали на месяц. На фронте мама писала листовки и читала бойцам детские стихи. Она вспоминала потом, что солдаты плакали, слушая стихи, ведь они напоминали им о детях».

Встреча с детьми в Доме пионеров

Трагедия Барто и послевоенный период

После войны поэтесса очень часто посещала детские дома, общалась с сиротами, читала свои стихи, над некоторыми детскими домами даже шефствовала. Агния Барто не понаслышке знала, как тяжело терять близких.

В 1944 году семья вернулась в Москву. А за четыре дня до Победы, 5 мая 1945 года в возрасте 18 лет погиб сын Игорь (Гарик) — был сбит грузовиком во время катания на велосипеде. С горечью потери тогда помогло справиться творчество. Барто стала очень активно ездить по детским домам. А в 1947 году она написала поэму «Звенигород».  В ней шла речь о детях, оставшихся без родителей во время войны и воспитывающихся в детских домах.

Обложка книги «Звенигород»

Найти человека

С книги «Звенигород» начался очень важный этап в жизни Агнии Барто — долгие годы поисков людей, потерянных родственниками во время войны. В её радиопередаче «Найти человека» дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времён, когда они ещё жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли друг друга.

В 1954 году о книге узнала уборщица Карагандинского дома инвалидов Софья Гудеева, восьмилетняя дочь которой Нина потерялась во время войны. Софья Гудеева написала Агнии Барто письмо о своей истории. Агния Барто решила попытаться найти пропавшую девочку. При помощи милиции после восьми лет поисков Нина нашлась. 

Журнал «Огонёк» и многие газеты рассказали, как воссоединилась семья. И люди стали писать, в надежде, что она сможет помочь. Родители искали детей, дети родителей, сёстры братьев. Многие дети во время войны терялись совсем маленькими, они не могли назвать свои имена и фамилии, им давали новые имена. Так родилась передача «Найти человека», которая выходила в течение девяти лет на радио «Маяк». 

Агния Львовна просто зачитывала письма людей, потерявшихся во время войны. Именно она придумала способ искать людей лишь по обрывочным, фрагментарным воспоминаниям детства. Для официальных поисков этого было мало, для Барто — достаточно. Она, как никто другой, знала способность детей запоминать острые моменты жизни и решила свой поиск построить именно на них.

 В 1969 году на материале историй, с которыми Агния Львовна познакомилась, работая на «Маяке», она издала свою первую книгу прозы, которая тоже получила название «Найти человека». Позднее по этой книге был снят фильм, получивший приз на международном кинофестивале в Локарно.

Отрывок из книги:

«Читаю письма. В одних есть более или менее точные данные, а в других только детские воспоминания. Но ребёнок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь. Пришла мне в голову такая мысль: не может ли детская память помочь в поисках? не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по детским воспоминаниям?…

…Для официального розыска нужны точные данные. А как быть если ребёнок потерялся маленьким, совсем маленьким, и не мог сказать где родился, не знал как зовут отца и мать? Таких детей, испуганных, растерянных приводили в детские приёмники, и часто они даже фамилию свою не могли назвать. Им давали новые фамилии , а иногда даже имена, врач определял их возраст.

Многие из них так и выросли, не знаю, кто они, откуда. Примириться с этим они не хотят и в течение многих лет тщетно пытаются искать своих родных.

Отрывок из письма: «была очень непослушная. Один раз падала в колодец. Между бровями у меня шрам — клюнул петух. Очень любила спать с кошкой» 

— воспоминания просившей о помощи В. Смирновой.

Вот так и шла работа — из маленьких фрагментов из нелепых и нескладных детских воспоминаний о шраме на правой брови, о прыжках с крыши сарая, о мелких перебежках босыми ногами по снегу в поисках матери, о собаке Джульбе, о катании на воротах и так далее Агния Львовна Барто собирала большую мозаику надежды и веры. Соединяла и заново знакомила людей близких, но разбросанных войной. 

В книге «Найти человека» говорится о тринадцати историях в письмах в конце книги есть последняя строчка: 

Из воспоминаний дочери поэтессы Татьяны Андреевны Щегляевой:

«Все эти девять лет к нам домой приходило по 70-100 писем каждый день! Иногда на них был такой адрес: «Москва, писательнице Барто». В коридоре стояла гора чемоданов с письмами, один на другом. Мама читала их с утра до поздней ночи. Если данных было достаточно для организаций, которые занимались поиском, она передавала письма им. А сама бралась за безнадёжные случаи! Она всегда искала «путеводную нить» — эпизоды, которые могли бы вспомнить и ребёнок, и его семья. Например, малыша в детстве сильно клюнул голубь или брат вырвал сестре зуб, привязав его ниточкой, — зуб вырвали, а мальчик упал. Эти истории яркие, очень индивидуальные, их невозможно забыть!..

Встречи происходили здесь. Иногда люди приходили сразу к нам, рассказывали свои истории. Мама их выслушивала все: она не могла отказать. Но она никогда не плакала. Мама вообще плакала очень редко… Она не плакала — она искала».

Работа на радиостанции «Маяк»

За всё время, что она работала в передаче, с 64-го по 73-й годы Агнии Львовне удалось соединить больше тысячи семей. Точная цифра, которую она упоминает в своей книге «Найти человека», — 927 семей. 

Позже формат программы был взят за основу программы «Жди меня».

В 1973 году по сценарию Барто была поставлена драма «Ищу человека». В основе фильма, поставленного по одноимённой книге и по циклу радиопередач писательницы, — подлинные истории о разлуках и встречах, о поисках близких, продолжавшихся много лет после войны.

В 1974 году, после того, как передача закончила выходить в эфир, Агния Барто напишет: 

«С трудом привыкаю к тому, что 13 число каждого месяца теперь день для меня обычный. В течение почти девяти лет он был для меня днём особенным. По 13 числам я подходила к микрофону в радиостудии, чтобы рассказать по «Маяку» тысячам, нет, миллионам людей о том, что ещё одна мать нашла своего сына, потерянного маленьким в годы войны, и, может быть, в эту самую минуту где-то, на вокзальной платформе или на аэродроме, обнимает его, давно ставшего взрослым. Или рассказать о том, что в каком-то доме открылись двери и навстречу друг другу кинулись — тоже теперь уже взрослые — братья или сёстры. Бывали передачи, когда я могла сообщить, что соединено несколько семейств, бывало и затишье. Радость приходит не по расписанию. Но с первых передач «Найти человека» я почувствовала, что множество людей, слушающих «Маяк», полны горячей готовности помочь каждому поиску, каждой трудной судьбе. В чувстве общности тоже была своя радость. И хотя поиски — почти девять лет — подчиняли себе мои мысли, всё моё время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное».

Встреча с юными читателями 

«Записки детского поэта» и «Перевод с детского»

Агния Львовна считала, что «детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность»: об этом сказано и в «Записках детского поэта», вышедших в конце 1970-х — это своеобразный итог и обобщение всего её богатейшего опыта в вопросах воспитания детей ни одного поколения. 

Книга «Записки детского поэта» охватывает разные стороны жизни. Наблюдения автора выходят далеко за рамки чисто литературных проблем, её внимание сосредоточено главным образом на проблемах нравственных. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми поэтами, о воспитании, о тревогах родителей, об отношениях отцов и детей в книге затронуты вопросы сложных человеческих взаимоотношений, любви, жизни и смерти.

Агния Барто вспоминает о своём детстве, о юных годах, но приводит лишь те страницы своей биографии, которые необходимы, чтобы подчеркнуть нравственный аспект того или иного факта. В «Записках детского поэта» ясно вырисовывается личность писательницы, её отношение к жизни, её горячая заинтересованность в духовном воспитании человека.

Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В составе советских делегаций поэтесса много путешествовала, причём не только по нашей огромной стране, но и за её пределами, а так как стихи Барто были переведены на многие языки мира поэтессу знали дети из разных стран.  Многочисленные встречи с детьми, горячее стремление понять их мысли и чувства вызвали у писательницы особенный интерес к стихам самих детей. Стихи детей, живущих в разных странах, встречи, разговоры с ними для Агнии Барто — своеобразный барометр, по которому она может себе представить «погоду» в стране. И в какой бы стране она не находилась — она собирала стихи детей  и рисунки. Сначала для себя, а потом Барто решила, нашим «советским» детям захочется узнать, о чём пишут их сверстники — «невеликие поэты» в разных концах Земли.

«Невеликие поэты» — так шутливо Агния Львовна называла маленьких авторов. В книге собраны стихи детей, а написаны они поэтессой. В подстрочном переводе Барто старалась уловить чувства детей, понять, что они думают о дружбе, о мире, о людях.

По мнению поэтессы многое роднит «невеликих поэтов», но часто их переживания глубже, богаче, чем ребёнок способен выразить. Как могла Агния Львовна сохраняла смысл каждого стихотворения, старалась найти ту поэтическую форму, которая позволит прояснить, точнее передать сказанное ребёнком.

Стихи в книжке написаны от имени детей разных стран, а рисунки в ней — наших советских ребят. 

Обложка книги «Переводы с детского»

В 1976 году вышел сборник «Переводы с детского» где вышли в свет детские стихотворения многих иностранных поэтов.

«Дарю тебе сердце
Рисуй что захочешь,
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй, где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Сердиться не буду,
Но лучше на нём
Рисовать не учись ты,
Пускай моё сердце
Останется чистым»

Барто была не только знаменитой поэтессой, но и талантливым сценаристом. Именно она стала автором сценариев к фильмам «Подкидыш» 1939 год,

«Слон и верёвочка» (1945),

и «Алеша Птицын вырабатывает характер» 1953 год.,

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти — проблемы с сердцем. 

Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали её фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» — и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.

Работа на радиостанции

«У детей нет вчерашнего дня, у них всё — впереди, всё — сегодня и завтра».

«Разве не главное — детей надо изучать. Охранять их нравственную чистоту… Раскрывать им мир, обращаясь к их воображению… детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

Источник

www.planet-kob.ru

Агния Барто: «Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится»

В выстуженном нелюбовью взрослом мире все меньше доброты, но и в зимние дни нас согревают воспоминания о детстве. Тогда  у каждого ребенка была книжка Агнии Барто. Первый опыт любви в младенчестве мы получили благодаря её стихам. Проникнуться сочувствием к мишке, которого уронили на пол, к зайке, которого бросила хозяйка, значило получить прививку доброты на всю жизнь. Для вас и ваших детей – зимние стихи Барто и немного о ней самой.

 

Есть ли у доброты сравнительная степень? Или превосходная?  Можем ли мы  быть слишком добры?  Измерить доброту детской поэзии Агнии Барто невозможно ни по одной известной науке шкале – она пронизана бесконечной любовью ко всему и всем.

Не полюбить всей душой  ближних  будущий  детский поэт просто не могла. А начала с малого – полюбила зверей. Дочка врача-ветеринара, она родилась в столице за 12 лет до революции,  занималась  балетом и рано начала писать стихи. В юности ей пришлось преодолевать голод и денежные затруднения – работать в магазине, чтобы поддержать семью, а для этого прибавить себе год к возрасту.

Раннее замужество не было счастливым – брак с  поэтом Павлом Барто не сложился, тогда ее и спасли стихи, в которых она обрела смысл жизни. Поначалу они ни у кого не вызывали интереса. Но когда в 1925 году  напечатали ее детские произведения, их заметил Корней Чуковский.

А потом появились наизусть известные «Игрушки»  с их бычком и  лошадкой, которые усваиваются нашими  детьми вместе с молоком матери и первыми словами речи. В конце 30-х годов пришла известность – книги Барто печатали огромными тиражами и развозили вагонами по всей стране.

Выбор в пользу своего призвания оказался верным. Следуя Промыслу о себе, Агния обрела и семейное счастье. Муж Агнии, теплоэнергетик, впоследствии член-корреспондент РАН, был далек от поэзии, но очень любил и оберегал свою жену.

Их дочке Тане достались в наследство от мамы лучшие стихи, а стихотворение о плачущей Тане, оказывается, появилось ещё до её рождения.

Войну семья пережила без жертв и трагедий – на Урале, куда уехал работать муж.

На Урале поэтесса поработала токарем, пробовала себя фронтовым корреспондентом, но все это было далеко от её предназначения. Увы, в войну детская поэзия для страны и маленьких читателей отступила на второй план.

Возвращение в Москву  ознаменовалось несчастьем: 15-летний  сын  Игорь от первого брака погиб в нелепой аварии возле самого их дома. После трагедии она еще глубже погрузилась в поэзию и творчество: создание сценариев к детскому кино, выступления по радио, поездки  и встречи с читателями  по всей стране.

Агния Львовна долго занималась деятельностью, которую можно назвать по-христиански-подвижнической и благотворительной – она помогала в розыске детей и взрослых, потерявших друг друга в военное время. В радио-эфире она читала письма слушателей, и по самым неброским приметам находились свидетели, знакомые, которые  узнавали эти детали. Семьи воссоединялись, родные обретали друг друга. Итогом  этих розысков и обретений стала повесть «Найти человека».

Агния Львовна всегда вдумчиво и глубоко работала с текстом, вносила много правки  в свои стихи – советовалась с коллегами по поэтическому цеху, с домочадцами. С виду простые и незамысловатые стихи А. Барто  отточены и огранены до совершенства – они гармонично звучат как естественная повседневная речь, но эта видимая простота давалась очень непросто.

Радостные  и четкие ритмы, настроение игры и чуда, превращения и развития, благих перемен, просто беспричинного счастья от полноты жизни, словом, детская картина бытия, – в ее стихах есть всё то, что отличает лучшие образцы поэзии для детей. Именно поэтому ее стихи до сих пор не устаревают.

Да, есть отдельные произведения, отдавшие дань времени и его советскому колориту – но даже ярко выраженные «партийно-пионерские»  стихи  Барто  выше любой пропаганды –  в них всё преображает  опоэтизированная  детскость.

Неслучайно Барто всю жизнь изучала детей, их образ мыслей, видение мира и во многом сама оставалась ребенком – решительным, свободным, умеющим забывать обиды, радоваться  и  смеяться вопреки бедам и  самым сложным житейским обстоятельствам. И сами дети всегда к ней тяну

azbyka.ru

Стихи про детей Агнии Барто

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Агния Барто - биография, личная жизнь, фото, стихи, книги и последние новости

Биография

Агния Львовна Барто появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель Лейбовна Волова. Агния родилась в образованной семье еврейского происхождения. Ее отцом стал Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, и Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох), которая после рождения дочери занялась домашним хозяйством.

Отец девочки очень любил басни Крылова и с самого детства своей дочери регулярно читал ей их на ночь. Он же учил маленькую дочку читать, по книге Льва Толстого. Отец Агнии очень любил произведения классика русской литературы, потому на первый же День рождения подарил своей дочери книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».

Агния Барто в молодостиАгния Барто в молодости

Еще в раннем детстве Агния начала писать стихи. Как впоследствии признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдала дань любовной тематике: исписала не один лист наивными стихотворными рассказами о «влюбленных маркизах и пажах». Впрочем, сочинять стишки о томных красавицах и их пылких возлюбленных девочке достаточно быстро надоело, и постепенно подобные стихотворения в ее тетрадях сменились смелыми эпиграммами на подруг и учителей.

Агния Барто в молодостиАгния Барто в молодости

Как и все дети из интеллигентных семей тех времен, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Кроме того, она поступила в хореографическое училище, намереваясь стать балериной. При этом финансовое положение еврейской семьи, да еще и в условиях Октябрьской революции, оставляло желать лучшего. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в магазин «Одежда» (его сотрудникам выдавали селедочные головы, из которых можно было варить суп).

Творческая карьера

Однажды хореографическое училище, в котором занималась Агния Барто, посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он пришел на выпускные зачеты воспитанников училища и, помимо прочего, услышал, как юная поэтесса под аккомпанемент музыки Шопена зачитывала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девушка будет писать прекрасные, веселые и радостные стихи.

Агния Барто в балетной труппеАгния Барто в балетной труппе

В 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей все же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы.

Свои первые произведения поэтесса понесла в Госиздат в 1925 году. «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству, и стихотворения были опубликованы. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.

Агния Барто и ее читателиАгния Барто и ее читатели

Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она не была поклонницей небылиц, а создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихотворения читались не как занудные нотации, а как забавные дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20-го века.

При этом Агния Львовна всегда оставалась очень скромным и застенчивым человеком. Так, она была без ума от Маяковского, но при первой встрече с ним даже не посмела открыть рта. Впрочем, впоследствии разговор о детской поэзии у Барто и Маяковского все же состоялся, и Агния много почерпнула из него для своего будущего творчества. А когда один из стихов Агнии прослушал Корней Чуковский, она заявила, что его написал пятилетний мальчик. Не менее волнительным для писательницы стал и разговор с Максимом Горьким.

Агния Барто и Владимир МаяковскийАгния Барто и Владимир Маяковский

Как в молодости, так и в более зрелые годы Агния Львовна отличалась своеобразным лингвистическим перфекционизмом. Однажды она отправилась на книжный конгресс, который проводился в Бразилии. Ей предстояло выступить с докладом, причем переведенным на английский язык. Тем не менее, Барто многократно меняла текст русскоязычной версии своего выступления, чем чуть не свела с ума переводчика.

Агния БартоАгния Барто

В военные годы Агния Барто вместе с семьей была эвакуирована в Свердловск. Она много выступала по радио, печатала военные статьи, очерки и стихотворения в газетах. В 1940-ых годах у нее возник замысел произведения о юных подростках, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. Чтобы овладеть темой, она даже овладела профессией токаря, и в 1943 году написала долгожданное произведение «Идет ученик».

Послевоенный период

После войны поэтесса очень часто посещала детские дома, общалась с сиротами, читала свои стихи, над некоторыми детскими домами даже шефствовала. В 1947 году Агния Барто опубликовала одно из самых психологических тяжелых своих произведений – поэму «Звенигород», посвященную многочисленным детям, у которых война забрала родителей.

После публикации «Звенигорода» ей написала женщина из Караганды, потерявшая дочку в военные годы. Она попросила Агнию Львовну помочь найти ее. Поэтесса отнесла письмо в организацию, которая занималась поисками людей, и чудо свершилось: мать и дочь нашли друг друга спустя несколько лет разлуки. Об этом случае написали в прессе, и вскоре к Барто начали приходить многочисленные письма от детей и родителей, жаждущих найти друг друга.

Поэтесса взялась за работу, которая была не по силам никому. В ее радиопередаче «Найти человека» дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времен, когда они еще жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли своих родных именно благодаря Агнии Львовне.

Агния БартоАгния Барто

Естественно, о творчестве поэтесса не забывала, и продолжала писать книги для самых маленьких. Ее стихи для детей «Дедушка и внучка», «Лешенька, Лешенька», «Медведь и Дядя Вова», «Первоклассница», «Вовка добрая душа» и многие другие публиковались большими тиражами и с удовольствием прочитывались детьми по всей стране.

Кроме того, по сценариям Агнии были сняты фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». Небольшая фильмография поэтессы включает в себя также картину «Подкидыш», написать сценарий для которой Барто помогла Рина Зеленая.

Личная жизнь

Первый муж Агнии Львовны – поэт Павел Барто, фамилию которого поэтесса впоследствии носила всю жизнь. Этот брак, заключенный в молодости обоих поэтов, продлился менее десяти лет.

Агния Барто с первым мужемАгния Барто с первым мужем

У Павла и Агнии родился сын Эдгар, погибший в 18-летнем возраста в ДТП.

Вторым супругом писательницы стал Андрей Щегляев, с которым она прожила в счастье и любви вплоть до 1970 года, когда Андрей Владимирович умер из-за онкологического заболевания.

Агния Барто с мужем АндреемАгния Барто с мужем Андреем

В этом браке родилась дочь Татьяна, впоследствии ставшая кандидатом технических наук.

Смерть

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти – проблемы с сердцем. После вскрытия врачи были поражены тем, что поэтесса прожила достаточно долгую жизнь при том, что у нее были крайне слабые сосуды.

Могила Агнии БартоМогила Агнии Барто

Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали ее фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» - и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.

24smi.org

Биография Агнии Барто - РИА Новости, 17.02.2016

Стихи она начала писать еще в детстве. Профессиональной литературной работой занялась по совету наркома просвещения Анатолия Луначарского, который присутствовал на выпускном экзамене хореографического училища и слышал, как Агния читала собственные стихи.

В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". За ними последовали "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928). Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом Павлом Барто, — "Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка" (1930).

В 1937 году Агния Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 году она была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.

В 1940-1950-х годах вышли ее сборники "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи".

В 1950 году за сборник "Стихи детям" (1949) она была удостоена Государственной премии СССР.

В 1958 году Барто написала большой цикл сатирических стихов для детей "Лешенька, Лешенька", "Дедушкина внучка" и др.

С 1965 года в течение нескольких лет Барто вела на радио "Маяк" передачу "Найти человека", в которой занималась поисками людей, разлученных войной.

С ее помощью было воссоединено около тысячи семей. Об этой работе Барто написала повесть "Найти человека", опубликованную в 1968 году.

В 1977 году Барто опубликовала поэтический сборник "Переводы с детского", в котором поэтесса перевела с разных языков детские стихи.

В 1976 году вышла ее книга "Записки детского поэта".

В кино как сценарист Агния Барто дебютировала в 1939 году в кинофильме "Подкидыш", снискавшем большую популярность у зрителей.

Затем она написала сценарии детских фильмов "Слон и веревочка" (1946) и "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953), "10 000 мальчиков" (1961), а также новеллы "Черный котенок" в киноальманахе "От семи до двенадцати" (1965).

В 1973 году по сценарию Барто была поставлена драма "Ищу человека". В основе фильма, поставленного по одноименной книге и по циклу радиопередач писательницы, — подлинные истории о разлуках и встречах, о поисках близких, продолжавшихся много лет после войны.

Агния Барто — лауреат Государственной премии СССР (1950), Ленинской премии (1972). Награждена орденом "Знак почета".

В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.

В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Г.Х. Андерсена.

1 апреля 1981 года Агния Барто скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Агния Барто была дважды замужем. После развода с первым мужем — поэтом Павлом Барто, она вышла замуж за ученого-энергетика Андрея Щегляева, от брака с которым родилась дочь Татьяна. Ее сын от первого брака Игорь погиб в 1945 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Агния Барто писала стихи и воссоединяла семьи

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ БАЛЕРИНА

В детстве Агния Львовна и думать не могла, что свяжет свою жизнь с поэзией. Она мечтала стать балериной и с утра до вечера занималась у балетного станка. Правда, в перерывах между занятиями с упоением читала стихи Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, а также записывала в тетрадку и свои творения.

Окончив хореографическое училище, Агния поступила в балетную труппу. Вполне возможно, что она стала бы хорошей танцовщицей, если бы не влюбилась. С Павлом Барто они вместе занимались в балетной студии, и он тоже писал стихи. Через год после свадьбы у молодоженов родится сын Гарик. Но роль домохозяйки Барто не устраивала.

Поэтесса Агния Барто в 1950 году. Фото Владимира Савостьянова /Фотохроника ТАСС/.

НАРУШИЛА АВТОРСКИЕ ПРАВА

И тогда Павел, посвятивший себя писательству, предложил супруге стать соавтором. «Что за вой? Что за рёв? Там не стадо ли коров?» Когда Агния и Павел принесли эти стихи в издательство, редколлегия сразу же утвердила их в печать. Но больше супруги вместе писать не будут. Так решила сама Агния. Она прямо сказала: «Я стала поэтом под этой фамилией. А ты как знаешь - либо меняй фамилию, либо не пиши вовсе». С мужем она вскоре рассталась и начала писать сама. Как только к Агнии пришла известность, она сразу переиздала книжки «Девочка рёвушка» и «Девочка чумазая», которые были написаны вместе с Павлом. С обложек исчезает его имя. Авторство этих стихов поэтесса полностью присвоила себе.

Алма-Ата, 1964 год. Агния Барто среди юных читателей. Фото П.Федорова /Фотохроника ТАСС/

ЕЕ РИФМЫ НЕ ПОНРАВИЛИСЬ МЭТРАМ

Вскоре после расставания с мужем к Барто пришла известность, которую принес сборник «Игрушки». Решение о публикации в те годы принималось на собрании. Молодой поэтессе сказали:«Стихи хорошие, но рифмы надо переделать, они трудны для детского восприятия». Союзу писателей особенно не понравилось стихотворение про мишку. Да- да, то самое: «Уронили Мишку на пол, Оторвали мишке лапу...». Его публикацию хотели запретить. Тогда, в 1934-м, за Барто заступился Корней Чуковский. К его мнению прислушались, и поэтесса не стала переделывать рифмы.

Пройдет много лет, и Юрий Гагарин на листочке блокнота напишет первые строки этого стихотворения, поставит автограф и подарит Агнии Львовне. По признанию космонавта, это были первые стихи о добре в его жизни.

КТО БЫЛА ТА ТАНЯ, ЧТО УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК

Сборник «Игрушки», который включает стихотворения «Слон», «Зайка», «Резиновая Зина» и многие другие, адресованы детям 2-3 лет. Писать для этого возраста сложнее всего. Агнии Львовне это удалось. И она стала самой известной детской поэтессой. Все хорошо складывалось у нее и в личной жизни. После развода с первым мужем Агния Львовна выходит замуж во второй раз. Ее избранник – молодой теплоэнергетик, ученый Андрей Щегляев. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна. Это радостное событие вскоре найдет отклик в ее стихотворении «Наша Таня громко плачет».

Поэтесса читает свои стихи со сцены Колонного зала Дома Союзов, 1970 г. Фото Валентина Кузьмина /Фотохроника ТАСС/

КОРРЕСПОНДЕНТ "КОМСОМОЛКИ"

Началась война. В 1942-м она - корреспондент «Комсомольской правды». Не раз бывала в действующей армии, в окопах читала бойцам свои стихи.

Поэтесса задумывает написать книгу о войне для детей. Так появляется поэма «Звенигород» о сиротах войны. Стихи совсем не похожи на ее прежние веселые четверостишья. После публикации поэмы почтальоны стали мешками доставлять ей письма со всех концов страны. В одном письме была пронзительная просьба найти дочь. Барто нашла девочку, и в «Огоньке» появилась об этом статья.

ИСКАЛА ЛЮДЕЙ ПО ИХ ВОСПОМИНАНИЯМ

После этого случая Агнии Львовне стали приходить и другие письма с похожими просьбами. Так на радиостанции «Маяк» появилась авторская программа Барто «Найти человека». За 9 лет поэтессе удалось воссоединить почти 1000 семей. В послевоенные годы и милиция, и Красный Крест делали много, чтобы найти пропавших родственников, но часто данных для поиска не хватало. Агния Львовна решила искать людей по их детским воспоминаниям. Благодаря передаче произошли встречи, в возможность которых сложно поверить. Например, один мальчик запомнил, как брат предложил ему удалить зуб с помощью крепкой нитки. Брат привязал нитку к зубу, но дернул так сильно, что не только зуб вырвал, но и малыша сбил с ног. По этому детскому воспоминанию братья нашли друг друга.

Агния Барто и Лев Кассиль на съезде писателей СССР в 1967 году. Фото Владимира Савостьянова и Евгения Кассина (Фотохроника ТАСС)

ИЗВЕСТНЫЙ СЦЕНАРИСТ

По сценарию Агнии Львовны в 1973-м был снят фильм «Ищу человека». Это картина о людях, которые потерялись во время войны и встретились через много лет. Барто написала сценарии и к другим фильмам, в том числе к комедии «Подкидыш». Кстати, именно она, а не Фаина Раевская - автор знаменитой фразы «Муля, не нервируй меня».

Спустя несколько лет после выхода комедии «Подкидыш» поэтессе предложили написать сценарий еще к одному детскому фильму «Слон и веревочка». За основу картины режиссер взял стихотворение Барто «Веревочка». Поэтесса стала сценаристом и других детских фильмов: «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «10 000 мальчиков».

ПЕРЕВОДЧИК С ДЕТСКОГО

В 1972-м Барто получила Ленинскую премию. Будучи в поездках за рубежом, поэтесса общалась с детьми других стран, а потом переводила их стихотворения. Ребята Финляндии, Франции, Болгарии, Греции писали о маме, временах года, домашних животных, а Агния Львовна делала подстрочные переводы. По этим переводам писала стихи. Многие так и называются: «От имени …» а дальше следовали имя и фамилия ребенка.

Переводы детских стихов вошли в сборник, который так и называется «Переводы с детского». Он вышел в 1977-м.

УМЕРЛА В САМЫЙ ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ГОДА

Но 70-е годы оказались для поэтессы тяжелыми. Смерть мужа выбила Агнию Львовну из колеи. Она страдала от одиночества. В эти годы на Барто обрушился еще один удар. В 1974-м закрыли ее передачу «Найти человека».

Агния Барто незадолго до своей смерти, в феврале 1981 года. Фото Владимира Савостьянова (Фотохроника ТАСС)

25 марта 1981 года Агния Львовна должна была открывать неделю детской книги в Москве. Накануне она плохо себя почувствовала. У поэтессы случился сердечный приступ. Первого апреля жизнерадостного детского поэта не стало.

ТЕСТ

Тест "КП": продолжи стих Агнии Барто

17 февраля 1906 года родилась поэтесса, на чьих произведениях выросли многие поколения советских и не только детей (подробности)

www.kp.ru

Классики Советского Союза. Агния Барто

Шла вчера я за водою,
А у нас ведро худое.
Из-за этого ведра
Я наплакалась вчера.

Залепила я дыру.
Только воду наберу —
А она опять наружу
Так и льется по ведру.

Вдруг ребята мне кричат:
— К вам приехал Шурка!
У него шинель до пят,
Форменная куртка.

Я смотрю — в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришел на выходной.

Мать хлопочет у стола,
К чаю шанежек дала.
Я, конечно, не зевала —
Сразу две себе взяла.

Шурка — слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный..

Утром долго я спала,
Встала позже брата.
Вижу — ведра у стола,
На одном заплата.

Брат стоит смеется:
— Операция легка!
Не такие у станка
Выполнять придется!

Я вам к завтрашнему дню
В доме все перечиню.—

Шурка денег не берет,
Все он чинит даром:
То сосед к нему идет
Со старым самоваром,

То он бабке для замка
Сделал новый ключик.
Хвалят все ученика:
— Хорошо вас учат!

Мы в ответе за тех, кого приручили.

УЕХАЛИ

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

Все, кто родом из советского детства, узнаЮт себя в стихах Агнии Барто. 

 СНЕГИРЬ

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла…
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится —
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим —
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
— Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной —
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
— Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

СЕРЁЖА УЧИТ УРОКИ

Сережа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.

— Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. —
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.

РЕКА РАЗЛИЛАСЬ

Возвращался третий класс
С книжками с урока.
Видит — речка поднялась,
Разлилась широко.

Где недавно был каток,
Там бушующий поток.

Речка сбросила мостки,
Вырвалась из плена.
Все ей нынче пустяки.
Море по колено!

Затопила огород,
Мчится по оврагу,
По реке петух плывет
Унесло беднягу.

Ну, теперь ему конец.
Он неопытный пловец.

Но с волной вперегонки
Вниз с крутого ската
Мчатся берегом реки
Школьники-ребята.

Они бегут к оврагу,
Вокруг ручьи текут.
Тяжелую корягу
Ребята волокут.

Петух плывет куда-то,
Несет его вода.
— Сюда!- кричат ребята.
Сюда плыви, сюда!

К реке бежит ватага,
В волну летит коряга.
За корягу, за сучки,
Зацепился край доски.

Машет крыльями петух,
Он летит на берег.
Озирается вокруг,
Счастью он не верит.

Знают все, что третий класс
Петуха сегодня спас.

СТЕКЛО

Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

Оно под солнечным лучом
Сверкало и горело,
А я нечаянно — мячом!
Уж как мне нагорело!

И вот с тех пор,
С тех самых пор,
Как только выбегу
Во двор,
Кричит вдогонку кто-то:
— Стекло разбить охота?

Воды немало утекло
С тех пор, как я разбил стекло.

Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь:
— Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал?

Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

Идет навстречу мне вчера,
Задумавшись о чем-то,
Девчонка с нашего двора,
Хорошая девчонка.

Хочу начать с ней разговор,
Но, поправляя локон,
Она несет какой-то вздор
Насчет разбитых окон.

Нет, в жизни мне не повезло,
Меня преследует стекло.

Когда мне стукнет двести лет,
Ко мне пристанут внуки.
Они мне скажут:
— Правда, дед,
Ты брал булыжник в руки,
Пулял по каждому окну?-
Я не отвечу, я вздохну.

Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

ЗВОНКИ

Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой
Раздается три звонка.

Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой —
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.

Ну, а если единица —
Он тихонько в дверь стучится.

И снова о человеческих ценностях. А ведь правильно написано.

 ДЕДУШКИНА ВНУЧКА

Шагает утром в школы
Вся юная Москва,
Народ твердит глаголы
И сложные слова.

А Клава-ученица
С утра в машине мчится
По Садовому кольцу
Прямо к школьному крыльцу.

Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка — в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?

— Я дедушкина внучка,
Мой дедя — Герой Труда…—
Но внучка — белоручка,
И в этом вся беда!

Сидит она, скучая
И отложив тетрадь,
Но деду чашки чая
Не вздумает подать.

Зато попросит деда:
— Ты мне машину дашь?
Я на каток поеду!—
И позвонит в гараж.

Случается порою —
Дивится весь народ:
У дедушки-героя
Бездельница растет.

Вроде, не о чем, а сколько всего сказано.

В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ

Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчён,
Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!
Могу я делать, что хочу,-
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: «Не шуми!»
Никто не скажет: «Не свисти!»
Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу…
Но почему-то я молчу,
И ничего я не хочу
Один в пустой квартире.

narzur.ru

Весело о серьёзном и важном или чему учат стихи Агнии Барто

Весело о серьёзном и важном или чему учат стихи Агнии Барто

Вожакова С.О. 1

1МБОУ ООШ №2 г.Нытва

Вожакова Н.Д. 1

1МБОУ ООШ №2 г.Нытва

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В пять лет я научилась читать и сразу полюбила удивительный мир книг. Мне нравятся сказки и рассказы. А особенно я люблю читать стихи. В них можно найти прекрасные описания природы, интересные истории о взаимоотношениях людей, в стихотворениях раскрываются переживания героев.

Одними из первых в моей детской библиотеке были книги Агнии Барто. Она считается одной из лучших писательниц для детей. На стихах Агнии Барто выросло не одно поколение людей не только нашей страны, но и других государств. Мои мама, папа и бабушка в детстве тоже были увлечены творчеством этой поэтессы. Кто не знает Таню, которая потеряла мячик и плачет? Или кто-то, может быть, не знаком с бычком, который вот-вот упадёт? Её стихи наполнены добротой и настоящей любовью к детям. Агния Барто находила поэзию там, где её не сразу разглядишь и доступным языком рассказывала в стихах своим читателям.

Моя исследовательская работа посвящена творчеству Агнии Львовны Барто – поэтессы, которая стала классиком еще при жизни.

Гипотеза: Если внимательно прочитать стихи Агнии Барто, то можно сформулировать основные правила поведения для детей.

Цель -  рассмотреть тему воспитания в творчестве А. Барто.

Задачи:

1.Прочитать стихи А. Барто из сборников «За цветами в зимний лес», «Я расту», «Подростки, подростки …»

2.Выяснить, как раскрывается тема воспитания в лирике поэтессы.

3.Сформулировать основные правила поведения, составить памятку для детей и взрослых «Чему учат стихи А.Барто».

4. Узнать, знакомы ли учащиеся МБОУ ООШ №2 с творчеством А.Л.Барто.

Объект исследования – творчество А.Л. Барто.

Предмет исследования – стихи А.Л. Барто, в которых затрагиваются проблемы поведения и воспитания.

Методы исследования - изучение научной и художественной литературы; наблюдение; метод поиска, анализа.

Практическая значимость: Данную работу можно использовать на уроках литературного чтения в начальных классах при изучении творчества Агнии Барто, а также на классных часах при рассмотрении проблем поведения и воспитания учащихся. Пригодится моя работа и всем родителям, которые хотят вырастить воспитанных детей.

Основная часть

1. Биография Агнии Барто

Агния Львовна Барто, урождённая Волова, (1906-1981) родилась в Москве в семье врача-ветеринара.

Стихами она увлекалась с детства. Учась в школе, издавала рукописные школьные журналы, писала для стенгазет лирические зарисовки и эпиграммы, но будущее видела только в балете. Но карьера в балете не получилась.

С первых же стихов Агния Барто стала выразительницей современных тем. Она много писала о пионерах и октябрятах. Её произведения были нацелены на сближение народов разных стран, чтобы прибавить счастья взрослым и детям. [6, с.32]

Всеобщую любовь читателей Агния Львовна получила вместе с выходом в свет в 1936 году книжки «Игрушки». Ещё до того, как дети учатся читать, они знают наизусть стихи из этого сборника, потому что об игрушках рассказано, как о живых людях и животных. Ребёнок любит игрушку только потому, что она напоминает ему нечто настоящее. Чувства, испытываемые ребёнком к игрушкам, вовсе не игрушечные. В цикле «Игрушки» это точно угадано.

В конце тридцатых годов Агния Барто ездила в Германию, где слышала нацистские лозунги даже от детей. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно.

В военные годы А.Барто вместе с семьёй была отправлена на Урал, в город Свердловск.

Вместе с уральскими подростками работала на оборонном заводе. Поэтому у неё и возник замысел создать произведение о детях, которые неустанно трудились на заводах у станков наравне со взрослыми.

В 1943 году А.Барто написала долгожданное произведение «Идёт ученик».

В Москву Агния Барто вернулась в 1944 году.

4 мая 1945 года произошла трагедия - погиб сын Агнии Львовны, Гарик. Велосипед мальчика сбил грузовик. После его смерти А. Барто стала активно ездить по детским домам. И в 1947 году А.Барто опубликовала одно из самых психологически тяжёлых произведений - поэму «Звенигород», в которой рассказывалось о детях, потерявших родителей во время войны.

После этого в 60-е годы в течение девяти лет А. Барто вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека». В студии дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времен, когда они еще жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли своих родных именно благодаря Агнии Львовне.

Поэтесса много путешествовала (в послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии), даже в пожилом возрасте играла в теннис, танцевала, в том числе на своем 75-летии.

За свой многолетний труд А.Барто была удостоена многих наград и премий.

Она поднимала в своей поэзии важные проблемы как социального, так и личного характера. Сила её стихов в том, что в них сочетается детское и взрослое. А. Барто через свои произведения говорит с читателем занимательно, весело о серьезном и важном.

2. Весело о серьёзном и важном или чему учат стихи Агнии Барто?

Прочитав три сборника стихов А.Барто («Я расту», «За цветами в зимний лес», «Подростки, подростки …»), я сделала вывод, что каждое её произведение, маленькое или большое, чему-то учит, заставляет читателя задуматься над той или иной проблемой. В сборник «Я расту» вошли стихи из цикла "Игрушки" (1936г.) С помощью этих небольших всем знакомых произведений Агния Барто не только открывает ребёнку мир — мир игрушек, вещей, природы, людей, но и закладывает в детскую душу начало правильного доброго отношения ко всему окружающему. Не забросить Мишку с оторванной лапой, не оставить зайку под дождем, дать щеглу напиться, пожалеть щенка — всё это со временем становится привычным поведением ребёнка. Если обычные игрушки учат малышей различать форму и цвет предметов, то «крошечные» стихи А. Барто позволяют им сделать первые шаги в мире чувств, образов и слов.

Именно благодаря этому циклу многие дети ещё в раннем возрасте получили первые уроки гуманизма.

Гуманизм – человечность как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности. [5, с.146]

В стихах Агнии Барто гуманизм понимается как соотношение добра и зла в пользу добра. Её стихи учат детей различать правду и ложь, добро и зло.

Зайку бросила хозяйка, -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.[3, с.10]

Читая это небольшое стихотворение, переживаешь отношение жестокой «хозяйки» к игрушке как предательство друга.

Но в истории про Мишку возникает другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с

ним, «потому что он хороший»[3, с.5] Так в детской привязанности к старой игрушке А.Барто показала прекраснейшие свойства души: верность друзьям и близким, благородство и любовь [4, с.31].

Стихотворение «Лягушата» [3, с.26] учит нас ничего не бояться. О повадках животных и о необходимости заботиться о братьях наших меньших можно прочитать в стихотворениях «Котёнок», «Мой пёс», «Дикарка», «Воробей», «Лебединое горе» и др. [3. с. 22,24, 25, 27, 84]

В этом цикле поэтесса выражает детское естественное нравственное чувство, которое формируется не поучением взрослых, а общением с игрушками.

Главный герой стихотворений А. Барто - ребёнок. Есть персонажи положительные, а есть такие, с которых пример брать нельзя. Но всегда этот человек четко понимает своё место в жизни. На это указывает местоимение «Я» в названиях многих стихов: «Я расту», «Если буду я усат», «Я выросла» [3. с. 69, 96, 130], «Мама или я?», «Я была в стране Суоми», «Я знаю, где живут моржи», [1. с. 32, 35,42], «Кто я?», «Я думал, взрослые не врут…» [2. с. 31,37],

В стихотворении «Я расту» [3. с. 69], малыш (герой стихотворения) сделал необыкновенное открытие:

А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул —

Но я расту,

Расту, шагая в класс.

В этом открытии — и удивление, и гордость, и какое-то новое ощущение себя в мире. В стихах мир как будто расширяется, растёт. Через стихи уже по-другому понимается мир, животные, птицы, деревья, ощущается доброе

содружество с природой. Осенью, когда птицы готовятся к отлету в теплые

края, скворец вдруг вернулся в сад к своему скворечнику, и автор вместе с ребенком говорит грустно и радостно:

К нам прилетела птица

Проститься...

(«Перед отлетом»). [1. с. 30]

На зиму закрыли рамы, случайно оставив жука. И герой зовёт на помощь маму, чтобы освободить насекомое от неожиданного плена.

И я зову на помощь маму:

- Там жук живой!

Раскроем раму! («Мы не заметили жука»). [3. с. 77]

В стихах Агнии Барто персонажи сохраняют индивидуальность, как в своих достоинствах, так и в своих недостатках. Они понимают личную ответственность за свои поступки.

Когда мне стукнет двести лет,

Ко мне пристанут внуки.

Они мне скажут:

- Правда, дед,

Ты брал булыжник в руки,

Пулял по каждому окну? –

Я не отвечу, я вздохну. (Однажды я разбил стекло») [2. с. 8]

Иногда герои А.Л. Барто умеют взглянуть на себя со стороны.

«Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать – летят слова,

как пробка из бутылки», - сообщает один дерзкий подросток в стихотворении «Когда закусишь удила» [2, с. 14] . Мальчишка признает свои слабости, мечтает о приличном поведении: «Я сам хотел бы, может быть,

спокойным быть, разумным быть,

невозмутимым, кротким».

Герои в стихах поэтессы всегда отличаются тем, что они простодушны, искренни, добры и читателям хочется брать с них пример.

Он был и дерзок и горяч,

Но был он честный малый. («Пугач») [1, с. 38]

Но встречаются персонажи, недостатки которых А.Барто разоблачала и высмеивала. В стихотворении «Приходите мне помочь» [2. Стр. 7] поэтесса рассказала о мальчике, который добрые дела делал только для собственной выгоды, напоказ.

Он сестрёнке – при гостях –

Нёс конфеты в двух горстях,

А потом - без посторонних –

Пригрозил: - Попробуй, тронь их!

Большое удивление и даже возмущение у меня вызвали герои стихотворения «Три очка за старичка» [2, с. 10]. Они каждый свой поступок (помощь старичку, купание брата) оценивали в определённое количество очков.

И переводит на очки

Вниманье и заботы.

Автор ненавязчиво, в доступной форме говорит с читателями о том, что так вести себя недопустимо.

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому-то плата.

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена!

Когда читаешь А.Л. Барто, появляется ощущение, что автор близко знает и понимает тебя. Стихотворение «Ботаника больна» [2, с. 21]. напоминает наше поведение в классе.

…Отменяется урок.

Пляшут, как на празднике,

юные проказники.

Сколько раз мы дружно кричали «ура» и радовались, когда нам объявляли, что учитель заболел. А можно ли такому радоваться? Мне кажется, что в таких ситуациях, надо посочувствовать человеку.

Серьезное у Агнии Барто соседствует с веселым, драматическое с юмористическим.

Читать стихи Барто весело, легко, интересно. В них нет навязчивых поучений, они будят в читателе самые добрые чувства и учат быть честным, уважать товарищей и родителей, оказывать взаимную поддержку, ценить красоту, природу.

3. Результаты опроса

Для того, чтобы выяснить, знакомы ли ученики нашей школы с творчеством Агнии Барто, я провела опрос среди них. В общей сложности было опрошено 132 человека (учащихся 4-8 классов). Им было предложено ответить на 2 вопроса. Ответы на вопросы я занесла в таблицы.

1 вопрос. Какие стихи Агнии Барто вы знаете?

Результаты показали, что большая часть участников опроса (81 человек) не знает или не помнит стихи А.Барто.

2 вопрос. Каким правилам поведения учат стихи А.Барто?

Большинство (84 человека) ответили, что не знают, чему учат стихи А.Барто. 48 человек предполагают, что стихи учат доброте, уважительному отношению, дружбе, хорошему отношению к животным, жалеть, не оставлять свои вещи без присмотра, хорошему поведению, слушаться родителей, помогать взрослым, как надо себя вести.

Можно сделать вывод, что большинство опрошенных не помнит эти стихи. Небольшая часть учеников (51 человек из 132) помнит стихи о Тане, зайке, мишке, бычке из цикла «Игрушки», но о других сборниках они даже не подозревают.

Очень жаль, что, вырастая, мы не продолжаем знакомиться с творчеством этой прекрасной поэтессы.

Заключение

Агния Барто поднимает в своей поэзии важные проблемы как социального, так и личного характера. Произведения писательницы учат детей, которые только познают мир, быть добрыми к окружающим людям и животным. Языком поэзии она учит ценить и уважать родителей, любить свою Родину, оставаться верным другом, быть прилежным и ответственным учеником.

Стихи Агнии Барто полны юмора и энергии, в них искренняя вера в светлое будущее каждого ребёнка. Произведения учат нас, детей, как стать полноценным членом общества: знать правила поведения, уметь прощать, защищать слабых, помогать старшим, хорошо учиться и многому другому.

Я надеюсь, что дети и взрослые будут читать и перечитывать интересные, юмористические, поучительные стихи этого всемирно известного автора.

Что популярность её книг снова начнёт расти, потому что тексты Барто никогда не теряют актуальности. Надеюсь, что дети и их родители неизменно будут выбирать для чтения именно эти стихи. Ведь поэзия Агнии Барто призвана помочь как растущему человеку, так и взрослому, оглянуться на себя, пробудить в себе самокритичность, совестливость.

Список использованных источников и литературы

Барто А.Л. За цветами в зимний лес. - М.: Детская литература, 1980

Барто А.Л. Подростки, подростки … - М.: Детская литература, 1984

Барто А.Л. Я расту. -М.: Эксмо, 2009

Жизнь и творчество Агнии Барто: Сб. – М.: Детская литература, 1989

Современный толковый словарь русского языка. – СПб.,: Норинт, 2003

Тубельская Г.Н. Детские писатели России. –М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007

Интернет-ресурсы

http://www.agniyabarto.ru/00_barto-100-biografiya.htm.

http://family.booknik.ru/parents/adults/?id=27901.

https://24smi.org/celebrity/3979-agniia-barto.html

Приложение 1

Портрет Агнии Львовны Барто

Приложение 2

Награды Агнии Барто.

Лауреат Государственной премии за книгу «Стихи детям» (1950 г.)

В 1972-м за сборник «За цветами в зимний сад» писательница удостоена Ленинской премии.

Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орден Октябрьской революции, медаль Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества».

Агния Львовна была членом Международного совета по детской литературе, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза Советских обществ дружбы с народами зарубежных стран.

Приложение 3

Результаты опроса

1 вопрос. Какие стихи Агнии Барто вы знаете?

Не знаю, не помню

81 чел

Мишка

30

Зайка

6

Мячик

21

Самолёт

2

Кораблик

1

Котёнок

1

Бычок

16

Лошадка

6

Слон

12

Любочка

2

Садик

7

У Танюши дел немало

1

Было у бабушки 40 внучат

1

Мы с Тамарой ходим парой

1

Верёвочка

1

Сборник «Игрушки»

3

2 вопрос. Каким правилам поведения учат стихи А.Барто?

НЕ знаю

84 человека

Учат доброте

10

Уважительному отношению

5

Дружбе

7

Слушаться родителей

6

Помогать взрослым

9

Не оставлять свои вещи без присмотра

1

Хорошему отношению к животным

5

Как надо себя вести

5

Приложение 4

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Стихи для детей и подростков А.Л.Барто учат:

верности друзьям и близким,

благородству и любви

ничего не бояться

любить животных

искренности, доброте, честности

различать правду и ложь, добро и зло

стремиться стать лучше

быть ответственным, невозмутимым

уважать взрослых

любить и слушаться родителей

и ещё многому другому учат эти замечательные произведения.

Читайте, друзья! Становитесь добрей и лучше!

Просмотров работы: 2164

school-science.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.