Нина артюхова стихи


Нина АРТЮХОВА. Детские рассказы.

Начало > Русские авторы


Нина АРТЮХОВА

Совсем одинаковые

Добавлено: 30 июля 2011  |  Просмотров: 16741

Мама защёлкнула чемодан и надела шляпку. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Приехали!

Добавлено: 30 июля 2011  |  Просмотров: 11994

Серёжа и Юра пошли за грибами в лес. День был жаркий, до леса 'нужно было почти всю деревню пройти, а Серёже пришлось взять с собой трёхлетнюю сестрёнку Лялю – не с кем было её дома оставить. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Большая береза

Добавлено: 30 июля 2011  |  Просмотров: 65467

– Идут! Идут! – закричал Глеб и стал спускаться с дерева, пыхтя и ломая ветки. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Фарфоровые шаги

Добавлено: 30 июля 2011  |  Просмотров: 15223

Вечер. Для Володи уже наступает ночь. Потому что ночь – это когда спят, и ночь приходит по-разному, для больших и для маленьких. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Подружки

Добавлено: 30 июля 2011  |  Просмотров: 106830

Галя Серебрякова и Маруся Ильина встретились, как всегда, у ворот и вместе пошли в школу. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Мяч и песочные пироги

Добавлено: 31 июля 2011  |  Просмотров: 14027

На дорожках скамейки стоят далеко друг от друга, а в середине сквера они сдвинулись тесным кольцом, будто собрались потанцевать вокруг клумбы и ящика с песком. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Трусиха

Добавлено: 31 июля 2011  |  Просмотров: 65368

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха». Читать...

Нина АРТЮХОВА

Бабушка и внук

Добавлено: 31 июля 2011  |  Просмотров: 16500

– Я ещё хочу погулять! – сказал Володя. Но бабушка уже снимала своё пальто. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Три копухи

Добавлено: 31 июля 2011  |  Просмотров: 18393

– Ребята! – сказала Евгения Николаевна, подходя к окну. – Смотрите, сколько снегу во дворе! Читать...

Нина АРТЮХОВА

Совесть заговорила

Добавлено: 19 января 2013  |  Просмотров: 18798

Дима Тепляков с тревогой раскрыл тетрадь—контрольную работу по арифметике. Первое, что ему бросилось в глаза—красным карандашом написанное весёлое слово «хорошо». Глаза обрадованно забегали по странице и увидели в правом нижнем углу невесёлую двойку. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Маринка

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 4878

— А у нас новенький! — кричал Володя Жуков своим приятелям из четвертого «Б». — Морозов, Саша. Вот он, рядом с Юркой стоит, видите? Читать...

Нина АРТЮХОВА

Компот

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 5450

Ребята съели суп и второе. Дежурные убрали тарелки и поставили вместо них чашки для компота. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Кролик и репутация

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 7768

Кролик выбежал на середину мостовой, прижал к спине длинные уши и замер в изумлении перед колесами надвигающейся на него трехтонки. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Камень

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 17652

— Ах, ты драться? Читать...

Нина АРТЮХОВА

Новые соседи

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 11990

— Ребята, вам задавали что-нибудь на каникулы? Задачи? Вот и хорошо. Расскажите мне… Читать...

Нина АРТЮХОВА

Строгая бабушка

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 16845

— У меня сейчас никак нельзя: мама увидит. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Мяу!

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 9699

— У меня есть кот… служить на задних лапах умеет! Брошу платок — он мне его назад… А если спрошу: «Кто любит Костю Новикова больше всего на свете?» — отвечает: «Мяу!» Ну, то есть «я!» по-кошачьи. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Перекормила

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 3590

В субботу папа и Лелька пошли в зоологический магазин и купили двух золотых рыбок. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Смелый лосенок

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 3446

— Мама, мне нужно купить портфель и школьную форму. Читать...

Нина АРТЮХОВА

Бульон для больного

Добавлено: 17 августа 2014  |  Просмотров: 3854

Женя Самсонов не пришел в школу в пятницу, и в субботу тоже не пришел. После занятий мы отправились к нему все втроем: я, Петя Угольков и Андрюша Демин. Читать...



peskarlib.ru

Автор: Артюхова Нина Михайловна - 15 книг.Главная страница.

Родилась Нина Артюхова в Москве в семье известного книжного издателя М. В. Сабашникова. В 1918 году Нина поступает в МГУ на агрохимическое отделение физико-математического факультета. Девушка всегда мечтала писать, но также её увлекали химия и астрономия, именно с этим связан такой странный для писателя выбор.
Писать детские рассказы Нина Артюхова начала в 20-х годах XX века, продолжая работать химиком и увлекаясь астрономией. В 1949 году стала членом Союза писателей. Известность Нине Михайловне Артюховой принесли повести «Белая коза Альба» (1945) и «Светлана» (1955). В 1949 году вышел сборник писательница «Повести о детях». Практически все произведения детской писательницы — стихи, повести, рассказы — печатались отдельными изданиями, в периодике. Собраны вместе и изданы были только в 1993 году «Избранные произведения в 2-х томах» (Москва, Издательство им. Сабашниковых; вышел лишь 1-й том).
Умерла писательница в 1990 году в Москве.

В книгу вошли рассказы, главной темой которых являются взаимоотношения родителей и детей. Рассказы согреты добротой, мягким юмором, душевной чистотой. Рассказы: Совсем одинаковые Приехали! Большая береза ... ... Полная аннотация

Разбросанные по отдельным изданиям, даже вошедшие в буквари произведения писательницы впервые собраны воедино. Дочь издателя М. В. Сабашникова, она с детства была связана с литературной средой и начала писать в 20-е годы. 50 лет творчества... ... Полная аннотация

Героиня этой повести известна читателям по книге Н. Артюховой «Светлана». Теперь читатели узнают о жизни взрослой Светланы, молодой учительницы и молодой матери. Нелегкая жизнь началась у Светланы: первые трудности в школе, домашнее хозяйство и... ... Полная аннотация

Героиня этой повести известна читателям по книге Н. Артюховой «Светлана». Теперь читатели узнают о жизни взрослой Светланы, молодой учи­тельницы и молодой матери. Нелегкая жизнь на­чалась у Светланы: первые трудности в школе, до­машнее хозяйство и... ... Полная аннотация

Рассказ Нины Артюховой об учениках четвертого класса Юре Борукаеве и Саше Морозове, о маленькой Верочке и ее любимой кукле Маринке. ... Полная аннотация

В сборник из серии «У пионерского костра» вошли рассказы С. Антонова, Н. Дубова, В. Бианки, Г. Гулиа и Н. Артюховой. ... Полная аннотация

Рассказ Нины Артюховой об учительнице, которая живет по соседству со своей ученицей. ... Полная аннотация

Рассказ Нины Артюховой «Первое сентября» был опубликован в журнале «Мурзилка» № 9 в 1952 году. ... Полная аннотация

В повести Н. Артюховой «Светлана» рассказывается о судьбе девочки-сироты, в войну потерявшей родителей и воспитывавшейся в детском доме. ... Полная аннотация

Журнальный вариант повести Нины Артюховой «Светлана». Главы из повести были опубликованы в журнале «Пионер» № 9 за 1954 год. ... Полная аннотация

ДОРОГИЕ РЕБЯТА! Вот вы уже умеете читать сами. А сумеете вы сами заметить, если кого-нибудь обидели или огорчили? Сумеете в трудную минуту прийти на помощь тому, кто слабее вас? И быть храбрыми, даже когда вам очень... ... Полная аннотация

Рассказ Нины Артюховой «Упрямые шнурки» был опубликован в журнале «Мурзилка» № 10 в 1951 году. ... Полная аннотация

litvek.com

Нина Артюхова - Избранные произведения в двух томах: том I » Страница 2 » MYBRARY: Электронная библиотека деловой и учебной литературы. Читаем онлайн.

Разбросанные по отдельным изданиям, даже вошедшие в буквари произведения писательницы впервые собраны воедино. Дочь издателя М. В. Сабашникова, она с детства была связана с литературной средой и начала писать в 20-е годы. 50 лет творчества представлены в двухтомнике.

В той же поэме ее как бы ведет звезда, вернее планета Меркурий, противостояние которой, редкое в наших широтах, она мечтала увидеть с шестнадцати лет. Она вспоминает астрономические таблицы и уже в восемьдесят лет мечтает осуществить свою отроческую мечту, которую не забыла и в самый страшный год войны:

Уйду подальше от высоких зданий
И все-таки когда-нибудь найду
Свою неуловимую звезду.

Нина Артюхова помнила о своей звезде и не потеряла свою дорогу, вновь нашла ее, как это было с летчиком Костей, героем ее повести «Светлана»: «Сам не помню как, руками нащупал тропинку, нашел роту и до рассвета вывел ее из болот». А какие это были «болота», можно понять по повести «Светлана». Светлане 13 лет, она была в оккупации и вынуждена продолжать ученье с маленькими девочками, ей совестно в столь «поздние» годы вступать в пионеры. И что же? «Она в оккупации жила, ее фашисты научили, вот она и не хочет», — предполагают две ее одноклассницы, отравленные той атмосферой подозрительности, в которой мы жили столько лет. Артюхова сумела и в то время написать правду о времени, и эта правда была высокой и человечной.

Валентин Берестов

«Сан-Франциско далеко…»

Сан-Франциско далеко,
Если ехать низко.
Если ехать высоко —
Сан-Франциско близко!

Отдыхаю в гамаке,
Как большой.
Покачаться в холодке —
Хорошо!
Подошел ко мне Сережа,
На гамак уселся тоже.
Сколько нас,
Сколько нас
В гамаке сидит сейчас?
Сам я — раз,
А с Сережей будет — два!
Опустилась голова,
Ноги кверху поднялись.
Вверх — вниз!
Вверх — вниз!
Мы качались хорошо,
К нам Володя подошел,
Мы ему местечко дали
И опять качаться стали.
Сколько нас,
Сколько нас
В гамаке сидит сейчас?
Без Володи — было двое,
А с Володей — стало трое.
Опустилась голова,
Поднимается трава,
Опускается трава,
Мчится кверху голова.
Подбежали Вадя с Валей,
Тоже сели на гамак,
Оттолкнулись, раскачали,
Раскачали —
Вот так!
Сколько нас,
Сколько нас
В гамаке сидит сейчас?
— Без Володи — было двое,
А с Володей — стало трое,
С Вадей, с Валей — значит пять!
— Не умеете считать!
В гамаке —
Никого!
— Почему?
Отчего?
— Потому что Вадя с Валей
Нам веревку оборвали!
Все лежим под гамаком
Впятером!

Приходили утром рано
Два веселых маляра.
Отодвинули диваны,
Притащили два ведра —

И пошла у них работа!
Пляшут кисти взад-вперед.
На полу у них болото,
По стене ручей течет…

Перепачкана рубаха,
В пятнах брюки и пальто —
И никто не станет ахать,
И не чистит их никто!

К двери белая дорога,
Всюду в комнатах разгром…
Подрасту еще немного —
Буду тоже маляром!

Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик!

Проводим новую линию

Проволоку длинную
На сарай закину я,
Плоскогубцами загну
И к воротам протяну.
Вот и все готово!
На цепочке новой
От сарая до ворот,
Как троллейбус, пес идет!

На ветке домик деревянный,
А в доме маленький певец.
Он улетал в чужие страны
И вот вернулся наконец!

Кругом снежок порхает редкий,
В оврагах не растаял лед,
А он сидит на голой ветке
И громко, радостно поет.

Поет о том, что лето скоро,
Поет про знойные просторы,
Где он скучал в чужом краю,
О том, как смело и упорно
Над морем бурным, морем Черным
Летал на родину свою!

Молодая травка
У калитки в сад,
Под ногой зачавкал
Жидкий шоколад.
Скоро будет жарко
Мне гулять в пальто,
Не надену шарфа
Больше ни за что!
Пахнет нафталином
В комнатах с утра,
Всем рейтузам длинным
Отдохнуть пора.
Пусть моя шубенка
Не пылится зря,
В сундуке, в сторонке,
Спит до ноября!

Мальчик дунул на цветок —
Разлетелся шар пушистый.
Это — массовый прыжок
Маленьких парашютистов.

Ветер, ветер озорной,
К нам неси парашютиста!
Расцветет у нас весной
Одуванчик золотистый.

— Скорей, Володя, побежим
Гулять по лужам голубым!
Вот море целое, а в нем
Высокий отразился дом,
Дверями кверху, крышей вниз…
Под крышу трубы забрались.
Володя! Посмотри на дно:
Открылось там, внизу, окно,
И мама…
             сверху нам кричит:
— Володя! Ног не промочи!

Наш живой уголок

I

Галчонок-хромоножка
Барахтался в пыли.
За ним гонялась кошка,
А мы его спасли.
У нас галчонку нравится,
Хороший аппетит;
Когда совсем поправится,
В окошко улетит.

II

Рыбка к сестрам подплывает,
Что-то ловит ротиком,
Будто крылышком взмахнет
Плавником коротеньким.
А в окошке им светло,
Весело в аквариуме.
Мы всегда через стекло
С ними разговариваем!

III

А вот морские свинки
Жуют морковь в корзинке…
Но свинками за что же
Морскими их зовут?
На свинок непохожи
И в море не живут?!

В тихом, жарком переулке
Опустевший детский сад.
Прогудит машина гулко —
Стекла чуть задребезжат.

Уж давно ребята в зале
Не смеялись, не играли…
Скучно рыбкам на окне
В непривычной тишине.

Но открылась дверь в передней,
Кто-то входит не спеша,
Ходит в комнате соседней,
Щеткой по полу шурша…

Тетя Маша в светлом зале
Паутинки все смахнет,
Вытирает пыль с рояля,
Все цветы в горшках польет.

Подойдет к окну с улыбкой,
Что-то рыбкам говоря,—
И скучать не будут рыбки,
Подождут до сентября!

До свидания, Москва!

Зеленые вагоны
Стучат: «Прощай, Москва!»
Навстречу лес зеленый,
Зеленая трава.
Веселые березы
Танцуя к нам бегут.
Малюсенькие козы
Пасутся на лугу.
От нас отстали птицы,
Автобус отстает.
И кажется, что мчится
Он задом наперед!
Навстречу дым несется,
Ныряет под мосты,
В лесу на ветках рвется
И прячется в кусты…
Зеленые вагоны
Стучат: «Прощай, Москва!»
Навстречу лес зеленый,
Зеленая трава!

Пахнут белые ромашки,
Я лежу на берегу,
Ходят белые барашки
За рекою, на лугу.

А над ними, над ромашкой,
В синем небе, там и тут,
Тоже белые барашки
Потихонечку идут.

А под ними, будто в яме,
В глубине, на самом дне,
Вверх ногами, вниз рогами
Третье стадо видно мне!

Полотенце возьму,
Рубашонку сниму —
И бегом
Босиком
По песку
К ручейку!
Ручеек, ручеек,
Ты широк,
Ты глубок!
Вот я лег
Поперек —
Запрудил ручеек!

Смелые мореплаватели

mybrary.ru

И опять, к сожалению, рубрика "Забытые имена":(

Всего 16 страничек и всего 3 рассказика в книжке этой:(
А так хотелось бы ТАКУЮ книгу толстую, чтоб читать-не-перечитать!
Потому как рассказы чудесные просто (мне больше всего понравился третий, про копух:)))!

Автор книги -

Нина Михайловна Артюхова

Родилась в 1901 году в Москве. Для отца Нины – известного книжного издателя и потомственного почётного гражданина М.В. Сабашникова, литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Нина полностью разделяла стремления отца и старалась помогать ему во всём.

В 1918, после окончания гимназии Потоцкой (несмотря на то, что она всегда мечтала писать), Нина поступила в Московский университет (агрохимическое отделение физико-математического факультета). Работала химиком, увлекалась астрономией.

В 20-х годах прошлого века девушка начала создавать свои первые произведения. Читателем её стал самый придирчивый критик – ребёнок. Нина Михайловна быстро завоевала доверие маленьких книголюбов тем, что все они излучают тепло, свет и безграничную доброту. Рассказы писательницы помогают маленьким читателям видеть в мире добро, смеяться над своими ошибками, сохранять душевную чистоту.
Самые известные произведения Нины Михайловны были созданы во второй половине 1940-х годов. В 1945 году была написана повесть "Белая коза Альба", до сих пор любимая юными читателями. В 1949 году вышел в свет сборник произведений "Повести о детях" и Нина Артюхова стала членом Союза писателей. А в 1955 году Нина Артюхова написала повесть "Светлана", вошедшую в ряд лучших произведений отечественной детской литературы.

Повести, рассказы и стихи Нины Артюховой долгое время публиковались в разрозненном виде, отдельными сборниками. Только спустя пятьдесят лет, в 1993 году (писательница умерла в 1990 году, в Москве), произведения Артюховой были собраны и опубликованы в подготовленном к печати издании Избранные произведения в 2-х томах (Москва, Издательство им. Сабашниковых; вышел лишь 1-й том).

... книг Нины Артюховой с той поры не переиздано НИ ОДНОЙ!:(((

Н.Артюхова
"Мяч и песочные пироги"


Издательство - Детгиз
Год - 1963
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 16
Тираж - 300 000 экземпляров

Художник - Н.КНОРРИНГ

[СМОТРИМ КНИГУ]

trukhina.livejournal.com

Читать Избранные произведения в двух томах: том I - Артюхова Нина Михайловна - Страница 1

Нина Михайловна Артюхова

Избранные произведения в двух томах: том I

Если ехать высоко

Вступительная статья

В тридцатых годах Чкалов и Громов с экипажами впервые перелетели из Москвы через Северный полюс в Америку без посадки. Помню, как мы (а мне был 8 лет) восхищались героями-летчиками. Сколько же об этих перелетах было написано статей, рассказов, стихов! Но ничто не могло сравниться с четырьмя строчками, сочиненными детской писательницей Ниной Артюховой. Мы повторяли их нараспев, как считалку:

Сан-Франциско далеко,

Если ехать низко.

Если ехать высоко,

Сан-Франциско — близко!

Казалось бы, вот то, чего ждали тогда от детской поэзии, — прославление строя, создавшего героев. Теперь бы что-нибудь такое же классически чеканное и звонкое про товарища Сталина, про рубиновые звезды над Кремлем, недавно сменившие прежних двуглавых орлов… Но ничего равного стихотворению про Сан-Франциско не получилось. А эти четыре строки пережили уже несколько эпох. Бывало, зайдет речь о создании антологии лучших советских стихов для детей, и тут же кто-нибудь спросит: «А „Сан-Франциско“ Нины Артюховой там будет?»

Перелеты через Северный полюс давно стали обычными пассажирскими рейсами, а стишок все так же радует. В чем же дело? А дело в том, что в нем высокое торжествует над низким, добро над злом, мир над враждой, любовь к человечеству над классовой ненавистью и железным занавесом. Оказывается, полюбив его, мы обрадовались еще и победе искусства!

Нина Михайловна Артюхова родилась в 1901 году в семье известного книгоиздателя М. В. Сабашникова, московского купца. Она окончила Московский университет, стала химиком, увлекалась астрономией, вышла замуж за агронома М. Артюхова, с которым познакомилась еще до революции, а в двадцатых годах написала первые рассказы и стала писательницей. Всю жизнь она провела среди детей и внуков, своих и чужих. Не стань она детской писательницей, детство все равно бы осталось одной из главных ее тем.

Детская литература даже в условиях жесткого идеологического контроля долгое время была более свободной, чем «взрослая». Она дала не только приют «взрослым» Пришвину, Зощенко, Катаеву, А. Толстому, Каверину, но и сделала своими классиками, скажем, лирика, юмориста, переводчика английской народной и классической поэзии С. Маршака или литературного критика, культуролога, чьи прогнозы, данные в начале века, полностью оправдались, и исследователя детской психики Корнея Чуковского. Да и многое из классики всех веков ушло к детям.

Впрочем, Нина Артюхова при всех обстоятельствах писала бы такие книги, какие, говоря словами Пушкина, мать позволит дочери читать. Лев Толстой в черновиках к своим статьям об искусстве объявил три чувства, господствующие во «взрослой» литературе, неинтересными: 1) гордость с ее самолюбованием, 2) похоть, 3) горечь жизни. Писатель, которому скучно выражать эти чувства, в конце концов попадет к детям, оставаясь интересным и для взрослых.

Нина Артюхова выросла в семье, все благосостояние, самоуважение и духовная жизнь которой зависели от издания книг для народа. Они должны были просветить ум и дойти до сердца каждого, от профессора до плотника, от гимназиста до деревенского грамотея-пастуха. Издателям братьям Сабашниковым был важен живой отклик на издаваемые ими книги. Его ждала и вся их семья. Вот, наверное, почему Нине Артюховой всю ее долгую жизнь (она умерла в 1990 году) были так важны встречи с читателями, их письма. Писательница Е. Таратута, до войны работавшая в «Мурзилке», рассказывала, как Нина Михайловна приходила в редакцию за читательскими письмами, как радовалась, что дети ей откликнулись.

Все, что она написала, как бы рассчитано на немедленный живой отклик. Может, потому она иногда сочиняла загадки. Ведь любой, прочитав загадку, захочет выкрикнуть ответ и загадать эту загадку кому-нибудь еще. Загадка все привычное для нас делает таинственным, даже паутину в углу:

Рыбак в углу раскинул сеть,

Крылатых рыбок жадно встретит,

И будет сеть

В углу висеть,

Пока хозяйка не заметит.

Все на свете загадочно, хотя бы потому, что про все можно сочинить загадку. Но не только поэтому. Тайны все время возникают перед большими и маленькими героями Артюховой. В рассказе «Бабушка и внук» малыш Володя замечает на картошке будущие ростки. Они, оказывается, потянутся к солнцу, корешки — в землю. «Бабушка, а куда люди тянутся?» — «А люди тянутся друг к другу», — объясняет бабушка. «Человек, — сказано в повести о войне и послевоенных бедах „Белая коза Альба“, — устроен так, что он должен кого-нибудь любить». А не ответ ли это на одну из главнейших загадок бытия?

Мир для писательницы полон чудес. «Каждая весна — это чудо», — говорится в повести «Просто так» о детях, эвакуированных в обезлюдевшую от войны деревню. «Мне одной таинственнее», — говорит девочка, оставаясь на ночь одна с чужим ребенком. Мир остался для Артюховой чудесным и таинственным на всю ее жизнь. Загадки бытия не покидают ее героев. «Что мне всю жизнь хотелось, — делится с внучками дед в рассказе „Уловить мгновение“, — прямо какое-то неутолимое желание! — посмотреть, как распускается цветок и вырастает гриб». Ему почти удалось это сделать, но тайна осталась тайной. Легче, как в детстве, объяснить ее «вмешательством волшебных сил»: ночью прилетает фея и касается бутонов волшебной палочкой.

Среди героев Нины Артюховой много хороших людей. А так как сюжеты ее рассказов и повестей очень интересны («а что дальше будет?»), то читатель, ставя себя на место героя или героини, видит мир с его бедами, радостями и проблемами глазами очень хорошего человека, и это укрепляет в читателе его собственное светлое начало. Он же от природы устроен так, чтобы кого-нибудь любить!

Только в повестях о войне (они в свое время были горячо приняты читателями у нас и за рубежом) писательнице удалось в полную свою силу изобразить и горе, и беду, и тяжкий быт, и внутреннюю силу людей. А потом редакторы на всех уровнях снова начали следить, чтобы в книги не проникало то, что могло бы огорчить читателей, а главное — начальство. Еще в 1987 году, скажем, из сборника моей лирики попытались изгнать упоминания о храмах и все стихи, где встречались слова «честь» и «совесть». В так называемых школьных повестях дети в сотрудничестве со взрослыми должны были, как тогда говорили, бороться за успеваемость, то есть за оценки, за формальные показатели. В ту пору очень любили все выражать в процентах. Главное несчастье — не тот балл в табеле или в классном журнале, главный порок — списывание и подсказка. Артюхова и тут умела придумывать захватывающие ситуации. «Пионер, а списываешь», — произносит таинственный голос в рассказе «Совесть заговорила». Мальчик в ужасе. А это в трубу, которую прокладывают через его комнату, кричат его приятели. Впрочем, писательнице были скучны такие темы и правила и она не писала годами.

В повести «Мама» уже в годы «оттепели» Артюхова рассчиталась с теми, кто мучил и писателей, и читателей, и героев книг, изобразив завуча Ирину Петровну. Вот ей показывают младенца. «Ирина Петровна сказала со сладкой улыбкой: — Очаровательное существо!» Но, замечает автор, «было видно, что она маленьким детям не доверяет, как потенциальным нарушителям дисциплины и будущим снижателям процента успеваемости». Зато своего племянника она выручает из всех неприятностей, пока тот не становится преступником, чуть не убившим летчика, героя войны. Добрейшая и скромнейшая Нина Артюхова прямо-таки ненавидит тех, кто, говоря словами великой Книги, совращает малых сих. В замечательной поэме «Грибное лето» (она публикуется впервые) во время войны солдатская мать в переполненном поезде везет в учебный лагерь сыну и его товарищам мешок сухарей, который она так и не отдала поездным грабителям. Самое страшное, что этих мальчишек сделал преступниками солидный взрослый человек:

online-knigi.com

Читать Первое сентября - Артюхова Нина Михайловна - Страница 1

Нина Михайловна Артюхова

Первое сентября

Рано-рано начинают хлопать калитки 1 сентября. И кажется, что все астры, георгины и золотые шары выходят из садов за калитки, двигаются по широкой зелёной улице вместе с ребятами — к школе…

Весёлая сегодня улица. Весёлая и в то же время серьёзная, деловая. Самые серьёзные лица у тех, кто идёт в школу в первый раз.

А самый серьёзный из всех серьёзных первоклассников — Вася Нежданов.

В одной руке у Васи портфель, а в другой — огромный букет. Мама предлагала что-нибудь понести, но Вася никак не мог согласиться. С сегодняшнего дня он школьник и всё школьное должен нести сам. Сегодня даже цветы школьные.

— Что, Васютка, и ты учиться пошёл? — окликнули его знакомые четвероклассники. — Разве тебе уже семь лет?

Вася хотел ответить: «Да, мне уже давно исполнилось семь лет, ещё две недели тому назад было семь». Но слова от волнения застряли где-то глубоко в горле и не хотели выходить. Как он сможет отвечать в классе, когда такой сиплый голос?!.

У ворот зашептали новички:

— Валентина Петровна идёт!..

Учительницу Валентину Петровну Вася уже видел раньше. Она приходила ещё летом, записывала ребят, поступающих в школу в этом году.

И Валентина Петровна не только Васю, а и других ребят тоже уже знала немножко. Когда вошли в класс, она уверенно подобрала каждому подходящего соседа. Рядом с Васей, на вторую парту у окна села девочка Наташа. Голубоглазая, в тёмном платье с прямым стоячим воротничком. А на голове твёрдый, тоже стоячий, коричневый бант. Незнакомая… Должно быть, на другой улице, около станции живёт.

Потом Валентина Петровна заставила нескольких мальчиков и девочек перемениться местами, будто ещё раз перетасовала карты лото. Наконец всё затихло, и урок начался.

Вася думал, что на первом же уроке их будут учить читать и писать. Буквы он уже знал и считать умел до сорока девяти. Но оказалось, что школьнику буквы нужны не сразу. Школьников сначала учат самым простым вещам. Например, здороваться, вставать, садиться… Впрочем, всё это было не так просто.

Дома и на улице люди говорят друг другу «здравствуйте». А в школе, когда входит учительница, нужно молча встать. Валентина Петровна объяснила это ребятам и сказала:

— Теперь я выйду из класса и опять к вам войду, а вы со мной поздоровайтесь.

И вышла в коридор. А когда вернулась, ребята вразнобой крикнули:

— Здравствуйте! — и почти никто не встал. Прямо даже стыдно, какие все оказались бестолковые.

На первом уроке учили стихи. Вася быстро запомнил слова, но когда Валентина Петровна спросила его, Вася забыл встать. В конце урока Валентина Петровна спросила его ещё раз. Вася встал, но забыл откинуть крышку парты, она упала с грохотом. Вася даже расстроился. Когда же он станет настоящим школьником? На перемене стоял у крыльца, не бегал, не играл, только смотрел, как другие ребята бегают, смеются, догоняют друг друга.

После перемены Валентина Петровна стала объяснять ребятам, что такое предложение. Вася понял довольно быстро. «Маленький мальчик», — предложение это или нет? Нет, это ещё не предложение. А вот если сказать: «Маленький мальчик учится», — это уже будет предложение.

«Предложение, — решил Вася, — когда кто-нибудь что-нибудь делает».

Валентина Петровна сказала:

— А теперь, ребята, сами придумайте какое-нибудь предложение.

Сразу поднялось несколько рук. Некоторые придумывали очень удачно:

— «Я умею играть в футбол».

— «Я ловил рыбу».

— «Мой папа работает на заводе».

Другие отмалчивались или повторяли уже сказанное раньше с небольшими изменениями:

— «Маленький мальчик учится».

— «Маленькая девочка учится».

Это было, конечно, неправильно, но ведь для того и учатся маленькие мальчики и девочки, чтобы научиться правильно отвечать!

Валентина Петровна ходила по рядам, подбадривала робких, напоминала, что нужно вставать, когда отвечаешь.

— А ты, Вася, придумал какое-нибудь предложение?

Нет, Вася ещё ничего не придумал. Очень хотелось, но пока ещё ничего не выходило. Может быть, сказать: «Я ходил в лес за грибами»? Или лучше — за земляникой?»

Рядом качнулся коричневый бант. Наташа подняла руку.

— Говори, Наташа.

Наташа заторопилась и забыла откинуть крышку парты. Ей было неудобно стоять, но это было неважно; хотелось поскорее выговорить то, что задумала.

Радостным голосом она сказала:

— Мы не хотим войны!

— Очень хорошо! — похвалила Валентина Петровна.

Вася с уважением посмотрел на соседку. Молодец, как хорошо сказала! Теперь ему не хотелось говорить ни о грибах, ни о землянике. Хотелось сказать такое же что-нибудь большое, самое главное…

К концу урока ребята стали отвечать живее, это было вроде интересной игры — кто лучше придумает? Некоторые вставали уже два раза и в третий раз поднимали руки. Но Валентине Петровне хотелось всех расшевелить, чтобы никто не сидел молчком…

Несколько раз она поглядывала на Васю. А Вася то опускал глаза, то, вздыхая, смотрел по сторонам.

Портрет на стене… Сталин чуть-чуть усмехается, как будто сочувствует Васе и хочет помочь. Вот оно большое, самое главное! У Васи загорелись щёки, рука высоко взлетела над партой.

Валентина Петровна сразу повернулась к нему, даже подошла поближе и наклонилась немного.

Вася осторожно откинул крышку парты, чтобы не стукнула. Встал. И громко, на всю комнату, произнёс:

— Я люблю Сталина!

— Очень хорошо! — сказала Валентина Петровна и даже погладила Васю по волосам.

Как раз в эту минуту зазвенел звонок. Началась вторая перемена. Ребята вышли во двор. Опять во дворе всё закружилось, перемешалось, забегало…

Вася потянул за руку Наташу, стоявшую у крыльца:

— Пойдём играть!

Ему хотелось смеяться, бегать вместе со всеми. Он хорошо ответил на уроке, он чувствовал себя настоящим школьником.

online-knigi.com

Нина Артюхова - Светлана читать онлайн

На соседней фотографии, на том же кэлькэшозе, в тот же солнечный день — Костя. Солнце успело отойти только на одну полоску обоев. На коленях у Кости все тот же учебник литературы. Внизу подпись в стихах, сделанная не Костиной рукой:

Я в печальной позе
Сижу на кэлькэшозе.

Нет, поза не печальная. Правда, Костя не осмеливается (на своем же кэлькэшозе!) сидеть, поджав под себя ноги, он скромно спустил их вниз, но на лице у него — сияние, он смотрит прямо в аппарат (или на того, кто снимает?) с таким выражением, будто ждет, что из объектива сейчас «птичка вылетит».

Увидев Зинаиду Львовну в столовой, Светлана сказала:

— Какие у этой девочки косы чудесные!

— Да. Это Надя Зимина, Костина одноклассница. Они и сейчас дружат.

Опять Костин класс во дворе школы. Все стоят. Маленькая учительница как будто обнесена высоченным забором из девятиклассников. Некоторые уже с усиками. Рядом с учительницей — девочки, конечно не такие большущие, как эти усатые дяди, но тоже совсем почти взрослые. Надя — во втором ряду. За ее плечом — Костя. Они стоят с краю. У обоих сдержанно счастливые лица.

Дальше — несколько групповых снимков: в лесу на лыжах, в саду перед домом, в маленькой столовой. По-видимому, Костины ближайшие друзья. И всюду Надя немножко впереди, а за ее плечом — сдержанно счастливый, а иногда и откровенно счастливый Костя.

Ой, что это?.. Лужайка в лесу, двое ребят затаптывают костер, остальные надевают заплечные мешки, а в стороне под деревом, схватившись за ствол, — Костя. У него расстроенное, покорное лицо, а Надя уходит от него с гордым и независимым видом. Сейчас уйдет, прямо сейчас выйдет из кадра… Поссорились, что ли?

Вот еще моментальный снимок. Опять никто не позирует, все идут по дороге с заплечными мешками, в том же лесу. Надя с девочками ушла вперед, за ними — ребята, а позади всех — мрачный Костя… Даже по выражению спины видно, что жизнь ему не мила!

Светлана торопливо листала альбом. Ей хотелось опять увидеть счастливого Костю.

Да, он развеселился на следующих снимках. И Надя, снятая отдельно, опять доброжелательно смотрит в аппарат.

Светлана медленно закрыла альбом. Ей было жалко Костю на том снимке, в лесу… Поправила заколку в волосах… задумалась… Потом явилась неожиданная мысль: «А что, если начать отпускать косу?» У Мух длинные волосы, Галя тоже отпускает, да и многие девочки в детском доме. Галя и Мухи не советуют, говорят, что Светлане так лучше…

Светлана обеими руками прихватила волосы сзади, разделив их как бы на две косы, и подошла к зеркалу в столовой.

Волосы натянулись, пригладились надо лбом, лицо от этого покруглело, пополнело, стало чужим и странным… Да, Галя и Мухи правы: не идет. Уж, видно, кому какая судьба. Одному — длинные косы, другому — вот такая черная копна на голове…

В коридоре послышались шаги Зинаиды Львовны, и Светлана еле успела отойти от зеркала и взлохматить волосы.

Маленькая квартира насыщена радостным запахом елки. Колючки и зеленые лапки на ступеньках около двери и в узком месте у ворот.

А дальше, от ворот, тянется след полозьев. Длинные полосы на снегу. Это елку везли вчера на санках из леса, через овраг, а она царапала снег растопыренными ветками.

Светлана вышла за ворота и остановилась посередине белой улицы, щуря глаза от яркого утреннего солнца. Много таких следов на снегу — у каждых ворот царапины и мохнатые лапки. В каждом коме — мохнатая зелень и блеск за окном.

Три года елка была вычеркнута из жизни девочки. Елка и все, что связано с ней. И вот опять…

Хорошо встретили вчера Новый год. Весело было. Удивительно даже, сколько народу поместилось за небольшим круглым столом. Да, не меньше десяти человек сидело только на диване. Люди, впрочем, были разной величины. Зинаида Львовна сказала:

— Это мой актив — самые прилежные читатели в библиотеке.

У старших мальчиков уже по-петушиному ломался голос, а самая маленькая девочка в разгар веселья положила на валик старенького дивана все три диванные подушки и ринулась вниз, визжа от восторга и страха, — для нее это была огромная высота.

Ну и кавардак был в комнатах! Светлане казалось, что Зинаиде Львовне дня два по крайней мере придется заниматься уборкой. А вышло совсем не так. Зинаида Львовна посмотрела на часы, похлопала в ладоши:

— Ну, ребятушки… Я обещала вашим мамам…

Можно было подумать, что она Аладдин и потерла волшебную лампу; всё остальное сделали духи. Светлана успела поставить на место только один стул и вытереть одну чашку. Да и то девочки говорили ей:

— Оставь, не трогай, ты у нас в гостях!

На широкой улице по-праздничному тихо. Рано еще. И большие и маленькие отдыхают после встречи Нового года. Этот год — тысяча девятьсот сорок пятый — должен быть особенным годом. Вчера поднимали бокалы за победу, за то, чтобы война окончилась в новом году.

Не все местные жители отдыхают. Вот совсем свежие следы в проулке между заборами. Какой-то запоздалый дед Мороз только что протащил на санях елку из леса. О чем он думал вчера, нераспорядительный дедушка?

Великан этот дед Мороз — следы огромные, от вмятины до вмятины почти три Светланиных шага. И елку себе выбрал по вкусу. Она не просто царапала снег ветками — она не помещалась на санках, она сгребала снег направо и налево, оставляя за собой широкую полосатую дорогу.

Светлана помчалась вперед по этой дороге. Обогнула забор, очутилась на незнакомой улице… Направо, налево… еще забор, еще поворот…

Большущая елка лежала так близко за углом, что Светлана чуть не споткнулась о ветки, еле успела затормозить.

Дед Мороз, длинный-предлинный, сравнительно еще молодой, стоял тут же, с папиросой в зубах.

Умаявшись и желая отдохнуть, он с задумчивым видом протирал круглые стекла очков.

— Здравствуйте, дедушка Мороз! — выпалила Светлана.

На нее смотрели удивленные близорукие глаза. Дед Мороз неторопливо надел очки, отчего стал немножко похож на Аллу Нежданову, и приветливо сказал:

— Здравствуй, Светлана.

Теперь удивилась Светлана:

— Откуда вы знаете, как меня зовут? Ведь вы меня никогда не видели!

— Именно потому и знаю, что это ты. Всех остальных здешних ребят видел, а тебя нет. Значит, именно ты — приезжая.

— Но почему приезжая должна быть именно Светланой?

— Потому что именно Светлана приехала. И елку надумали делать как раз в честь твоего приезда. Как же мне не знать?

Он уже опять тащил за собой огромную елку, совсем скрывавшую маленькие узкие сани. Светлана бежала рядом, недоумевающая и заинтересованная.


libking.ru

Урок 53. г. кружков. «ррры!». н. артюхова. «саша-дразнилка» - Литературное чтение - 1 класс

Литературное чтение, 1 класс

Урок 53. Г. Кружков. «РРРЫ!». Н. Артюхова. «Саша-дразнилка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Произведения детских поэтов. Г. Кружков. «РРРЫ!». Н. Артюхова. «Саша-дразнилка»
  2. Характеристика героев
  3. Нравственное содержание текста

Тезаурус

1. Интонация – это изменение силы, темпа и тона речи, т. е. изменение звучания голоса

2. Звукопись – система звуковых повторов, направленная на условное воспроизведение звуков природы, звуков, производимых предметами, и т.д. Игра звуками для усиления выразительности

3. Литературный герой – это важное для выражения идеи произведения действующее лицо

4. Нравственно-этические представления - форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру.

5. Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

6. Дразнилка - насмешливая прибаутка, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, подтрунивать над кем-нибудь.

Ключевые слова

Юмористическое произведение; звукопись, нравственность.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 /(Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 8-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 79с.:ил. – С. 8 - 11
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. С. 47
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

Цель нашего урока:

- познакомиться со стихотворением Г. Кружкова «Ррры!» и рассказом Н. Артюховой «Саша – дразнилка».

Задачи урока:

- научиться прогнозировать содержание произведения по заголовку;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- научиться находить слова, которые отражают характер героя;

- научиться находить характерные черты юмористического текста.

На уроке вы познакомитесь со стихотворением Г. Кружкова «Ррры!» и рассказом Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка».

Научитесь находить слова, которые отражают характер героя.

Сможете узнать, что такое мораль и нравственность.

Основное содержание урока

Путь наш проходит по станице 8 учебника.

Сегодня мы познакомимся с детским писателем Григорием Михайловичем Кружковым. Автор книг для детей: «Приключения Миклуши и Маклая», «Нос картошкой», «Холодно-горячо».

Прочитайте название стихотворения. «Ррры!». Что вам напоминает этот звук? Ррры – рёв льва. Григорий Кружков использует в стихотворении литературный приём – звукопись.

Звукопись – это игра звуками для усиления выразительности. Прочитайте стихотворение Григория Кружкова «Ррры!»

Кто герой стихотворения? Литературный герой - это важное действующее лицо произведения.

В стихотворении "Ррры" главный герой - это лев, он выходит в хорошем настроении погулять. Появление льва в этом стихотворении сопровождается звуком Ррры. К нему подлетели какаду. Какаду – это птица, попугай, который относится ко льву с уважением и опаской.

Какаду заинтересовались, зачем лев сказал: «Ррры», при этом сами пытались угадать ответ на свой вопрос. Можно сказать, что эти герои нетерпеливые. Слова какаду следует произносить с преувеличенной заинтересованность, с уважением, попугаи стараются угодить льву, польстить ему, имитируя голос грозного хищника.

Лев ответил, что он «просто Рад». У этого героя есть терпение и достоинство. Поэтому интонация радостная, но с оттенком превосходства, снисхождения - лев разговаривает с подчиненными, он – царь, но довольный и счастливый.

Почему поэт так необычно назвал своё произведение? Наверное, чтобы сразу догадались, о ком пойдёт речь, и какой звук будет повторяться. Стихотворение Григория Кружкова юмористическое, так как заставляет нас посмотреть на свои поступки и поведение со стороны. Мы, тоже иногда не дослушав ответ, пытаемся его угадать.

Есть очень много хороших человеческих качеств: доброта, отзывчивость, терпение, честность, трудолюбие… Есть и отрицательные черты характера: злобность, леность, завистливость, нетерпимость, равнодушие. Сегодня мы познакомимся с героями произведения Нины Михайловны Артюховой «Саша-дразнилка» и узнаем ещё об одном качестве характера.

Нина Михайловна Артюхова родилась в Москве в семье книжного издателя. Прожила долгую жизнь - 89 лет. Увлекалась химией, астрономией, историей. Очень любила писать рассказы для детей, поэтому и стала детской писательницей. Её произведения легко читаются, учат быть честными и смелыми.

Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся называется «Саша-дразнилка». Дразнить -это хорошо или плохо?

В толковом словаре Ушакова есть такое определение этому слову: «Дразнить -злить, сердить, намеренно раздражать шутками, приставанием». А кто же такой тогда дразнилка? Это - человек, который дразнит другого. Так о чём же пойдёт речь в рассказе? Наверное, о Саше, который любит всех дразнить.

Прочитайте внимательно рассказ и подумайте, о каком качестве характера идёт речь.

Саша любил дразнить сестру из вредности. Ляля долго обижалась и плакала, пока не обратилась за помощью к отцу. Папа не стал ругать сына, а дочке дал хороший совет. Ляля перестала обращать внимание на дразнилки брата. Саше это показалось обидным, и он заплакал с досады. Девочка помогла ему осознать, что дразниться нехорошо.

Из этого следует вывод: обидчивость – отрицательная черта характера, она мешает человеку быть уверенным в себе. А спокойствие, вежливость и чувство юмора помогают справляться с обидой и правильно вести себя с обидчиками.

Недаром есть золотое правило нравственности; относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Разбор типового тренировочного задания

Выбор элемента из выпадающего списка

Допишите слово

Саша очень любил_________ свою сестрёнку.

А) кормить

Б) веселить

В) дразнить

Ответ

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку.

resh.edu.ru

Артюхова, Нина Михайловна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2015; проверки требуют 8 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Артюхова.

Нина Михайловна Артюхова (1901—1990) — русская детская писательница.

Родилась Нина Артюхова в Москве в семье известного книжного издателя М. В. Сабашникова. В 1918 году Нина поступает в МГУ на агрохимическое отделение физико-математического факультета. Девушка всегда мечтала писать, но также её увлекали химия и астрономия, именно с этим связан такой странный для писателя выбор.

Писать детские рассказы Нина Артюхова начала в 20-х годах XX века, продолжая работать химиком и увлекаясь астрономией. В 1949 году стала членом Союза писателей. Известность Нине Михайловне Артюховой принесли повести «Белая коза Альба» (1945) и «Светлана» (1955). В 1949 году вышел сборник писательница «Повести о детях». Практически все произведения детской писательницы — стихи, повести, рассказы — печатались отдельными изданиями, в периодике. Собраны вместе и изданы были только в 1993 году «Избранные произведения в 2-х томах» (Москва, Издательство им. Сабашниковых; вышел лишь 1-й том).

Умерла писательница в 1990 году в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Все произведения Нины Артюховой учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Самая известная повесть Н. Артюховой «Светлана» была напечатана в 1955 году и рассказывала об осиротевшей во время войны девочке, которой предстоит снова научиться быть ребёнком, забыть ужасы военных лет, радоваться жизни, обрести счастье.

Повести и рассказы[править | править код]

  • «Белая коза Альба» (1945)
  • «Светлана» (1955)
  • «Мама»
  • «Подружки»
  • «Фарфоровые шаги»
  • «Совесть заговорила»
  • «Мяч и песочные часы»
  • «Три копухи»
  • Артюхова Н. Н. Трудный вечер. — М.: ГИДЛ (Детгиз), 1958. — 16 с. Тираж: 425 000 экз. (М., Фабрика детской книги Детгиза.)

Сканы книг Артюховой Н. М. для детей

ru.wikipedia.org

Нина Артюхова - Мама читать онлайн

— Наша закрыта на ремонт.

Как все просто и как… В комнатах тепло и сухо. Пахнет флоксами — большой букет на обеденном столе. Уже начали увядать немножко: роняют на скатерть белые и розовые звездочки, у каждой пять лепестков и хвостик, в тон лепесткам. Другие звездочки не успели упасть, висят на тонких, почти невидимых зеленоватых ниточках-паутинках — хвостиком вверх — и чуть покачиваются.

Светлана жалеет бросать цветы, когда они еще живые, каждый день обирает подвядшие лепестки — со стола и те, которые еще не упали… А вот сегодня не оживила букет, забыла про него.

Константин одну за другой собрал в ладонь все опавшие звездочки, осторожно снял висевшие на зеленых паутинках. Кучкой сложил на подоконнике, спрятал Димкины пол-литра в буфет.

Светлана вошла в столовую в жакете, юбке и высоких ботах.

— Костя, если ты уйдешь, скажи тете Леле, попроси ее послушать Димку, она лежит у себя. Я ненадолго схожу к Зиминым.

— Да ведь дождь! Куда ты пойдешь! Грязь такая!

— Ничего, я ботики надела. Я встретила Александру Павловну, когда на станцию шла, она просила меня купить Верочке рыбий жир.

— Неужели завтра нельзя?

Светлана завернула в бумагу пузырек с рыбьим жиром и сунула в авоську.

— Нет уж, лучше сейчас.

Может быть, она не хочет идти завтра днем, чтобы не встретиться с Надей?

Или хочет узнать, где сейчас Надя — в Москву уехала или тоже вернулась домой?..

— Я тебя провожу, темень такая!

Эти слова звучали вопросом.

Светлана молча снимала с вешалки плащ. Константин заглянул в комнату к тете Леле. Она не спала.

— Тетя Леля, мы уйдем ненадолго.

Разумеется, самое простое было бы пойти одному, передать Александре Павловне этот нелепый рыбий жир, а Светлане остаться. Но если он пойдет к Зиминым один…

Дождь был уже не такой сильный, будто устал к ночи, а дорога еще грязнее.

Шли молча. Константин думал с ужасом: нам не о чем говорить! И еще думал с досадой и неприязнью: почему, собственно, Александра Павловна Светлане поручила купить рыбий жир для Верочки, а не поручила Наде, которая ехала в Москву? Что за бесцеремонность такая! Да еще с доставкой на дом!

— Осторожнее, здесь очень скользко! — Он взял Светлану под локоть.

Когда обошли лужу около моста, Светлана отстранила его руку. Поправила капюшон таким знакомым движением….

Им открыл Алексей, растерянно принял из рук Светланы пузырек с рыбьим жиром.

— Светланочка, да зачем ты сама! Да я бы завтра зашел!

Он не сразу заметил, что Светлана не одна, очень удивился.

— Здравствуйте, Костя! А я ведь думал… Проходите, проходите, пожалуйста, мы как раз чай пьем. Садитесь.

Верочка уже давно спала, никакой рыбий жир ей был сегодня, конечно, не нужен. Александра Павловна разливала чай.

— Спасибо тебе, Светланочка! Что же ты в такую погоду! И разве можно вечером одной ходить! Ты имей в виду: говорят, у нас неспокойно. Стали возвращаться эти… ну, как их… выпущенные уголовники. Ах, и Костя здесь! А я ведь думала… — И договорила наконец за всех троих, и за себя, и за Светлану, и за Алешу: — Я ведь думала, что ты с Надей в Москву уехал!

Константин ответил, размешивая ложечкой сахар, устраивая маленькую бурю в стакане с чаем:

— Да, мы поехали вместе. Три остановки проехали. А потом я вдруг из окна Светланку увидел на платформе… То есть мне показалось, что это она, темно уже было, я плохо разглядел. И вдруг как-то тревожно стало… Бывает с вами? — Он смотрел на Александру Павловну, только на нее. — Бывает — вдруг покажется, что сейчас, сию минуту, что-то должно случиться… нехорошее! Ну, я взял и сошел с поезда.

Александра Павловна удивлялась все больше и больше.

А Константин все с тем же напряжением в голосе рассказал, как он бегал вокруг станции, искал Светлану, потом розовый плащ в вагоне…

— Должно быть, именно это мы называем предчувствием… Когда потом случается что-нибудь, говорим: сбылось предчувствие, а когда ничего не случается — забудем, правда?

— Ну, а… где же Надя? — спросила вдруг Александра Павловна.

— А Надя в Москву поехала. Все это так быстро… и поезд уже стоял. Я, собственно, уже на ходу спрыгнул. Ничего даже ей не успел сказать.

Он повернулся к Алексею, посмотрел ему прямо в глаза. Очкарик сидел бледный, обхватив длинными узкими пальцами свой стакан, будто грел их. Кажется, первый раз в жизни Константин смотрел на него без неприязни. Вспомнились вдруг Светланины слова:

«Он очень хороший, Костя!»

И еще вспомнилось, как Светланка рассуждала о ревности и как это казалось смешно тогда.

— Спасибо, Александра Павловна. Я думаю, что нам пора идти. — Он встал. — Алеша, вы передайте Наде, что я прошу ее меня извинить.

Надолго запомнилось пожатие длинной узкой руки.

…Дождь совсем прекратился. В темных провалах между облаками были видны звезды. Мостик. Поворот к дому. Лужа на перекрестке разлилась во всю ширину дороги.

Светлана, придерживаясь рукой за забор, опустила в воду ботик, измеряя глубину.

— Осторожнее, зачерпнешь. Дай я тебя перенесу.

Вода доходила до половины сапога. Рука Светланы лежала на его плече.

Лужа кончилась. Светлана сделала движение, желая спуститься, но он только крепче прижал ее к себе.

Темно было и поздно. На улицах никого. Рука Светланы обвилась вокруг его шеи.

Вот за какое молчание десять лет жизни отдать не жалко!

Но все-таки сказать нужно именно сейчас, пока она так близко, пока совсем темно и они одни в целом свете.

— Светланка! Я даже не знаю, что это было! Наваждение какое-то! Слушай, давай уедем отсюда.

Она ответила своим прежним голосом, даже вроде со смешинкой:

— Если, чтобы наваждение кончилось, тебе приходится уезжать, — пожалуй, лучше будет уехать мне одной, то есть мне с Димкой, конечно!

— Так я вас и отпустил!

Большое облако отодвинулось, выглянул месяц, ущербный, совсем сказочный, такой рисуют на картинках.

Дубы за прудом на том берегу блестели влажной листвой, казались какими-то цельнометаллическими. Ветер стих. Ни один листок не шевелился.

А вода все еще не могла успокоиться. Трепетал и блестел лунный столбик, трепетали деревья, опрокинутые в воду. Казалось, все тревоги этого дня остались только в подводном царстве отражения.

Если у Кости все это было, как он сказал, «наваждение», то что же было… или еще есть — у Нади?

Через два дня, вечером, Надя опять пришла, и опять не одна.

Светлана любила сидеть на скамье за калиткой и смотреть на закат.

Улица широкая, вся в зелени, от каждой травинки длинные тени протянулись. И от маленького Димки тоже длинная тень. Длинноногая черная тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика, любимого котенка тети Лели.


libking.ru

Нина Артюхова - Первое сентября читать онлайн

Нина Михайловна Артюхова

Первое сентября

Рано-рано начинают хлопать калитки 1 сентября. И кажется, что все астры, георгины и золотые шары выходят из садов за калитки, двигаются по широкой зелёной улице вместе с ребятами — к школе…

Весёлая сегодня улица. Весёлая и в то же время серьёзная, деловая. Самые серьёзные лица у тех, кто идёт в школу в первый раз.

А самый серьёзный из всех серьёзных первоклассников — Вася Нежданов.

В одной руке у Васи портфель, а в другой — огромный букет. Мама предлагала что-нибудь понести, но Вася никак не мог согласиться. С сегодняшнего дня он школьник и всё школьное должен нести сам. Сегодня даже цветы школьные.

— Что, Васютка, и ты учиться пошёл? — окликнули его знакомые четвероклассники. — Разве тебе уже семь лет?

Вася хотел ответить: «Да, мне уже давно исполнилось семь лет, ещё две недели тому назад было семь». Но слова от волнения застряли где-то глубоко в горле и не хотели выходить. Как он сможет отвечать в классе, когда такой сиплый голос?!.

У ворот зашептали новички:

— Валентина Петровна идёт!..

Учительницу Валентину Петровну Вася уже видел раньше. Она приходила ещё летом, записывала ребят, поступающих в школу в этом году.

И Валентина Петровна не только Васю, а и других ребят тоже уже знала немножко. Когда вошли в класс, она уверенно подобрала каждому подходящего соседа. Рядом с Васей, на вторую парту у окна села девочка Наташа. Голубоглазая, в тёмном платье с прямым стоячим воротничком. А на голове твёрдый, тоже стоячий, коричневый бант. Незнакомая… Должно быть, на другой улице, около станции живёт.

Потом Валентина Петровна заставила нескольких мальчиков и девочек перемениться местами, будто ещё раз перетасовала карты лото. Наконец всё затихло, и урок начался.

Вася думал, что на первом же уроке их будут учить читать и писать. Буквы он уже знал и считать умел до сорока девяти. Но оказалось, что школьнику буквы нужны не сразу. Школьников сначала учат самым простым вещам. Например, здороваться, вставать, садиться… Впрочем, всё это было не так просто.

Дома и на улице люди говорят друг другу «здравствуйте». А в школе, когда входит учительница, нужно молча встать. Валентина Петровна объяснила это ребятам и сказала:

— Теперь я выйду из класса и опять к вам войду, а вы со мной поздоровайтесь.

И вышла в коридор. А когда вернулась, ребята вразнобой крикнули:

— Здравствуйте! — и почти никто не встал. Прямо даже стыдно, какие все оказались бестолковые.

На первом уроке учили стихи. Вася быстро запомнил слова, но когда Валентина Петровна спросила его, Вася забыл встать. В конце урока Валентина Петровна спросила его ещё раз. Вася встал, но забыл откинуть крышку парты, она упала с грохотом. Вася даже расстроился. Когда же он станет настоящим школьником? На перемене стоял у крыльца, не бегал, не играл, только смотрел, как другие ребята бегают, смеются, догоняют друг друга.

После перемены Валентина Петровна стала объяснять ребятам, что такое предложение. Вася понял довольно быстро. «Маленький мальчик», — предложение это или нет? Нет, это ещё не предложение. А вот если сказать: «Маленький мальчик учится», — это уже будет предложение.

«Предложение, — решил Вася, — когда кто-нибудь что-нибудь делает».

Валентина Петровна сказала:

— А теперь, ребята, сами придумайте какое-нибудь предложение.

Сразу поднялось несколько рук. Некоторые придумывали очень удачно:

— «Я умею играть в футбол».

— «Я ловил рыбу».

— «Мой папа работает на заводе».

Другие отмалчивались или повторяли уже сказанное раньше с небольшими изменениями:

— «Маленький мальчик учится».

— «Маленькая девочка учится».

Это было, конечно, неправильно, но ведь для того и учатся маленькие мальчики и девочки, чтобы научиться правильно отвечать!

Валентина Петровна ходила по рядам, подбадривала робких, напоминала, что нужно вставать, когда отвечаешь.

— А ты, Вася, придумал какое-нибудь предложение?

Нет, Вася ещё ничего не придумал. Очень хотелось, но пока ещё ничего не выходило. Может быть, сказать: «Я ходил в лес за грибами»? Или лучше — за земляникой?»

Рядом качнулся коричневый бант. Наташа подняла руку.

— Говори, Наташа.

Наташа заторопилась и забыла откинуть крышку парты. Ей было неудобно стоять, но это было неважно; хотелось поскорее выговорить то, что задумала.

Радостным голосом она сказала:

— Мы не хотим войны!

— Очень хорошо! — похвалила Валентина Петровна.

Вася с уважением посмотрел на соседку. Молодец, как хорошо сказала! Теперь ему не хотелось говорить ни о грибах, ни о землянике. Хотелось сказать такое же что-нибудь большое, самое главное…

К концу урока ребята стали отвечать живее, это было вроде интересной игры — кто лучше придумает? Некоторые вставали уже два раза и в третий раз поднимали руки. Но Валентине Петровне хотелось всех расшевелить, чтобы никто не сидел молчком…

Несколько раз она поглядывала на Васю. А Вася то опускал глаза, то, вздыхая, смотрел по сторонам.

Портрет на стене… Сталин чуть-чуть усмехается, как будто сочувствует Васе и хочет помочь. Вот оно большое, самое главное! У Васи загорелись щёки, рука высоко взлетела над партой.

Валентина Петровна сразу повернулась к нему, даже подошла поближе и наклонилась немного.

Вася осторожно откинул крышку парты, чтобы не стукнула. Встал. И громко, на всю комнату, произнёс:

— Я люблю Сталина!

— Очень хорошо! — сказала Валентина Петровна и даже погладила Васю по волосам.

Как раз в эту минуту зазвенел звонок. Началась вторая перемена. Ребята вышли во двор. Опять во дворе всё закружилось, перемешалось, забегало…

Вася потянул за руку Наташу, стоявшую у крыльца:

— Пойдём играть!

Ему хотелось смеяться, бегать вместе со всеми. Он хорошо ответил на уроке, он чувствовал себя настоящим школьником.


libking.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.