Николай заболоцкий некрасивая девочка стихи


Некрасивая девочка - Заболоцкий Николай

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1955

При первом наступлении зимы,
Блуждая над просторною Невою,
Сиянье лета сравниваем мы
С разбросанной по берегу листвою.
Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги.
Как между нами сходство описать?
И я, подобно тополю, не молод,
И мне бы нужно в панцире встречать
Приход зимы, ее смертельный холод.
1955

classicpoems.ru

Заболоцкий Николай - Некрасивая девочка. Слушать онлайн

Н. А. Заболоцкий "Некрасивая девочка"

Стихотворение было создано Н. Заболоцким в 1955 году. Условно мы можем выделить в нем описательную часть и рассуждение. Вначале мы, вместе с лирическим героем наблюдаем происходящую во дворе бытовую сцену. Два мальчика на новых велосипедах катаются по двору, забыв про свою некрасивую сверстницу, которая всюду бегает за ними. Описание внешности девочки приведено довольно подробно: растрепанные волосы, длинный рот, кривые зубы, острые и некрасивые черты лица. Автор сравнивает ее с лягушонком. Даже прелесть детства ничуть не сглаживает эти черты, а в юности она будет совсем не привлекательна («нечем прельстить воображение»). Лирический герой предчувствует те неприятности, те слезы и горечь разочарований, которые ожидают девочку в будущем. В ней может развиться неуверенность, и она навсегда так и останется лишь серой тенью среди своих красивых подруг. Но на фоне ничем не складного описания внешности особенно ярко выделяется красота ее души. Она распахнута для радости существования. В ней отсутствуют чувства зависти и мести, она способна разделять чужую радость, испытывать ее как свою собственную: «Чужая радость так же, как своя томит ее и вон из сердца рвется…». Героиня так невинна перед этим миром, открытым для познания всего прекрасного, в ней «ликует и смеется» жизнь. Она готова узнавать его снова и снова, видеть что-то новое. Она такая живая среди других, настоящая. Несмотря на то, что отсутствие внешней красоты обрекает девочку на одиночество, лирический герой верит в то, что ее внутренняя скрытая сила справится со всеми будущими разочарованиями и не пропадает в ней несмотря ни на что: «Мне верить хочется, что чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень!» Эта картина во дворе приводит лирического героя к раздумьям о том, что же такое красота на самом деле, в каком виде она присутствует в людях. Он пытается разобраться, почему мы пренебрегаем этой самой «грацией души» и боготворим идеальную внешность. Вопрос, которым оканчивается стихотворение – риторический, в нем заключен и ответ. Для лирического героя красота это не только наружная оболочка. Ее нужно не только созерцать, но и осмысливать ее истинность. Настоящая красота это тот огонек, который освещает нашу душу и греет своим теплом.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

читает Д.Самойлов

teatr.audio

Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка». (8 класс)

Тема урока: Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка». (8 класс)

Цель урока: выявление художественной идеи стихотворений, проявляющийся в поэтизации людей, способных к подлинной самоотверженной любви; противопоставляя подлинность красоты и счастья мнимому сверканию.

Формирование навыков выразительного чтения, работы с произведениями живописи, созвучными по проблематике с изучаемыми произведениями, лексической работы; коммуникативных умений учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет Н.А.Заболоцкого, сборники стихов.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированного, проблемного, диалогового обучения, формы: коллективная, групповая;

методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение, а также такие типы отношений, как субъект - субъектные.

Три добродетели украшают душу:

красота, мудрость и любовь.

Человек должен чтить и

стремиться постичь их.

Хорхе Анхель Ливрага

…. что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А. Заболоцкий

Ход урока

  1. Актуализация знаний учащихся.

Беседа с учащимися:

- Что, в вашем понимании, означает слово красота?

- Чем красив и богат человек?

- Какая бывает красота?

- Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете слова Хорхе Анхель Ливрага?

Вступительное слово.

«Рукописи не горят»,- говорит М.Булгаков.

«Всякая рукопись беззащитна»,- пишет М.Цветаева.

В каждом утверждении своя правда: рукописи не горят в Вечности и беззащитны в земном обиходе, ибо теряют первозданную свежесть и изначальный смысл.

Мы произносим имя поэта Н.А.Заболоцкого и сразу же вспоминаем:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..

Слова кажутся обычным нравоучением, хотя авторское «ты» обращено не к читателю,

а к самому себе. Или вот еще:

А если это так, то, что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Стремление разгадать тайну красоты и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» - заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка» (1955 г.)

Это стихотворение вызвало бурю споров, совершенно противоположные суждения, что в нем «утерян» и , наоборот, найден секрет поэтического вдохновения. И опять Заболоцкий нас удивляет и заставляет задуматься над этим вечным вопросом:

-Что есть красота?

(сообщение темы и целей урока)

2. Работа над темой урока.

1. Задание на развитие смысловой догадки, умения прогнозировать.

Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может

говориться в стихотворении с таким названием?

( высказывания учащихся)

2. Чтение текста учителем.

Вопрос: Чей прогноз оказался правильным?

Чтение наизусть стихотворения.

3. Первичный анализ текста. Вопросы по прочитанному:

- Какое впечатление оставило у вас содержание этого стихотворения?

- Какой смысл приобретают слова «среди других играющих детей»?

- Почему автор сравнивает девочку с лягушонком?

- Найдите описание девочки. Какое возникло у вас впечатление о девочке? Что подчеркивает эпитет худая?

- Какой внутренний мир у этой девочки?

- В чем же заключается счастье бытия, по мысли автора?

4. Работа с текстом:

- Сколько частей можно выделить в стихотворении?

- Какое художественное средство лежит в основе первой части?

- Какую основную мысль пытается донести автор? («бедная дурнушка» в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя»…

-А вторая часть? (Авторское размышление по поводу увиденного, убежденность в силе и красоте человеческой души, в том, что с нами происходит чудо: ведь хотя мы и помним «некрасивость» девочки ( портрет) , но все-таки любуемся ею, потому что поэт дал нам разглядеть драгоценный огонь, таящийся в этом крохотном существе. «Ни тени зависти, ни умысла худого», « ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для других мертво!»

-Какую сокровенную мысль доносит до нас автор? («Младенческую грацию души, охваченную счастьем бытия»).

5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Работа в группах:

Первая группа готовит выразительное чтение первой части.

Вторая группа готовит выразительное чтение второй части.

Третья группа проводит лексическую работу со словами грация, мерцать.

А. Выразительное чтение 1 части текста учащимися первой группы.

Вопросы:

1.О чём рассказывается в 1 части?

2. Чем привлекает вас девочка?

(обсуждение вопроса, подтверждение ответа текстом)

3. Какой она вам представляется?

Как иллюстрация помогает вам лучше представить

себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации

строчки из стихотворения.

Б. Выразительное чтение 2 части текста учащимися второй группы.

Диспут: О чём рассуждает автор в этой части текста?

Вопросы:

1. Что поймёт девочка, когда подрастёт?

2. Какое чувство испытает она?

3. Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль?

4. Что ей поможет в этом? (слайд 6)

5. Что Заболоцкий говорит о красоте человека?

6. О какой красоте говорит поэт?

7. Что такое внутренняя красота?

Что вы по этому поводу думаете?

8. С чем её сравнивает поэт в стихотворении?

Объясните, как вы это понимаете?

В. Лексическая работа.

Грация (лат. gratia — красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.

Как понимаете высказывание: «грация души»?

Мерцать. Подберите синонимы к словам. Почему автор выбрал именно это слово?

(синонимы: мигать, сиять, сверкать, светиться)

6. Учитель: Человек в жизни приобретает различные ценности.

Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Здесь перечислены разные ценности, выберете те, которые вам близки и понятны.

Ценности повседневной жизни: 

Прилежание,

Пунктуальность,

Трудолюбие,

Бережливость,

Ответственность,

Любовь к порядку.

Ценности человеческих отношений: 

Благодарность,

Уважение,

Сострадание,

Толерантность.

Ценности высшей сферы духовной жизни: 

Чуткость,

Способность сопереживать,

Милосердие

Словарная работа

Милосердие — в словаре В. Даля читаем: милосердие- сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность.

Толерантность - ( лат.) терпение.

7. Работа с репродукцией картины Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской».

Слово учителя.

Поэт считал, что красота человеческой души сотворена Богом, имеет бездонную глубину, свою реальность, свою прелесть, в которой отражается вся скорбь бытия.

Рассмотрите репродукцию картины Ф.Рокотова «Портрет А.Струйской».

Опишите красоту этой женщины.

Сообщение учащегося.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого «Портрет»: (выразительное чтение стихотворения)

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова 
Смотрела Струйская на нас? 
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач, 
Ее глаза – как два обмана, 
Покрытых мглою неудач...

  1. Итог урока.

  1. Практическая работа. «Лестница жизни». Задание для учащихся:

Учащимся предлагается на листе бумаги нарисовать « свою лестницу жизни». На каждой ступеньке написать истинные ценности, которые они хотели бы обрести.

Обмен мнениями.

Слово учителя:

«Огонь сочувственный», позволяющий чужое горе и радость воспринимать как свое собственное, зоркая наблюдательная поэзия правды жизни и ее сердца, поэтизация людей, способных к подлинной самоотверженной любви, сдержанное сопоставление подлинной красоты и счастья мнимому сверканию – все это характеризует стихотворения

Н.А. Заболоцкого.

  1. Оценивание учащихся.

5. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение «Некрасивая девочка» наизусть.

2. Написать сочинение-рассуждение «Что есть красота?»

Приложение:

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

«Портрет» Николай Заболоцкий

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

infourok.ru

"Некрасивая девочка" ☑️ анализ стихотворения Николая Заболоцкого, почему автор так назвал, тема произведения

Рождение произведения

На период написания (а написано оно было в 1948 году) автор этого сочинения немало задавался философскими вопросами как в своей голове, так и в своём творчестве. Тема общественного отвержения была очень близка Заболоцкому. Если изучить его биографию, в которой есть место для трёхлетней ссылки, пятилетнего пребывания в сталинских лагерях, продолжительных гонений со стороны советского литературного сообщества, то становится вполне понятно почему.

Стихотворение «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий назвал в честь его главной героини — маленькой девочки, гуляющей во дворе с друзьями. Неизвестно, что первым привлекло внимание поэта — отталкивающий внешний вид ребёнка или его же симпатичное поведение, но на написание элегии он вдохновился, когда наблюдал за играющей малышкой.

Тема, идея и содержание

Основная проблематика произведения — человеческая красота и её влияние на жизнь индивидуума. Внутренняя красота — тихий, но чарующий, ни с чем не сравнимый, обжигающе прекрасный «мерцающий огонь», противопоставляется внешней — «сосуду», в котором часто «пустота». Рассказывая о невзрачной с виду, но совершенной внутри девочке, автор с грустью размышляет о том, что второе часто играет гораздо большую роль в нашем обществе, в то время как первое вовсе упускается из виду.

Первая часть

В первой половине стихотворения идёт повествовательная и описательная часть произведения. Сначала автор приводит нам краткое описание внешности главной героини, затем описывает её поведение и эмоции.

Первое, что делает поэт — это пытается передать читателю своё общее впечатление от наблюдаемой, сравнивая маленькую девчушку с «лягушонком», и выделяя её этим «среди толпы играющих детей». Затем внимание автора перемещается на неказистый наряд девчонки — ветхую рубашку, заправленную в трусы. Одежда хотя и не является показателем природной внешней красоты человека, но зато отлично вписывается в общую картину, подчёркивая её.

У малышки неприбранные рыжие кудряшки — эта деталь тоже усиливает ощущение потрёпанности и нескладности. Следом идёт указание уже на сами неприглядные черты — кривые зубы, длинный рот, слишком острое и в целом неприглядное лицо.

В преддверии главных событий сообщается, что «двум мальчуганам, сверстникам её, отцы купили по велосипеду». Казалось бы, каким образом это может относиться к теме девичьей красоты? Следуем дальше — а дальше ситуация накаляется. «Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё». Как мог бы повести себя любой другой ребёнок в ответ на подобное? Как правило, на такое отвечают обидой, завистью, злобой. И вряд ли кого-то можно было бы за это винить, ведь это вполне справедливая реакция на пренебрежение. Но тем героиня и поражает поэта: вместо того, чтобы обижаться, ябедничать, злиться и плакать, «она ж за ними бегает по следу» и «ликует», «смеётся».

«Чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», — вот что приводит поэта в восхищение, поневоле заставляет любоваться внутренней красотой ребёнка. То, что обычный человек встретил бы обидой, ненавистью, завистью, она встречает совершенно противоположным — она на седьмом небе от счастья уже оттого, что счастливы другие, уже просто потому, что живёт на этом свете. Способность так искренне радоваться за другого, особенно когда ты сам при этом оказался далеко не в лучшем положении, дана далеко не каждому. И среди этих немногих счастливчиков оказался несчастный «лягушонок».

На этом первая часть прерывается и начинается вторая. Если до этого писатель просто наблюдал и обрисовывал увиденное, то дальше он активно делится своими измышлениями по поводу описанной картины.

Вторая половина стихотворения

Во второй части идёт рассуждение на тему внутренней и внешней красоты. Писатель, подводя итог своим наблюдениям, пытается сделать адекватный прогноз дальнейшей жизни ребёнка, излагает свои надежды на светлое развитие событий, и печально задаётся вопросом на тему «что есть красота».

Юное создание не склонно к таким деструктивным чувствам, как зависть, желчь, обида, желание отомстить — вот главное качество, которое так сильно привлекло Заболоцкого в играющей девочке. Он восторгается её детской чистотой, непосредственностью, умению радоваться простым жизненным мелочам — «ей всё на свете так безмерно ново, так живо всё, что для иных мертво!».

Автор так проникается симпатией к ребёнку, что всерьёз переживает по поводу её наступающего будущего. И первое, что приходит ему на ум — это, к сожалению, суровая проза жизни. «И не хочу я думать, наблюдая, что будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!» В нашем мире внешняя привлекательность и правда играет значительную роль, и, конечно, особенно это касается прекрасной половины человечества.

Красивая женщина всегда имеет преимущество перед некрасивой, чувствует себя более уверенной и счастливой даже в далёких от любви сферах жизни. Поэтому душевная красота малютки рискует испортиться и поломаться о жестокий и несправедливый мир.

Повзрослев и осознав свою непривлекательность, девушка имеет все шансы впасть в глубокое отчаяние и растерять все внутренние сокровища. Но Заболоцкий питает надежду, что такая пора для неё никогда не наступит. «Чистый пламень», который горит в сердце этого маленького человека, по убеждению поэта, должен стать очищающим огнём, уберегающим девушку от всей грязи этого мира, способным спасти её прекрасную душу от одиночества и страданий.

Следом подводится итог всему вышесказанному. По мнению писателя, совершенно неважно, что девочка не отличается хорошими внешними данными, и вряд ли способна усладить чей-то взор. Ведь несмотря на это, девочка всё равно обладает таким чудесным свойством, как «младенческая грация души», которая отчётливо «сквозит в любом её движенье». А значит, истинная красота уже при ней. И именно в ней малышка найдёт спасение от будущих насмешек, и с помощью неё переживёт все невзгоды, которые встретятся ей на пути.

Приближаясь к концу, Заболоцкий напрямую задаёт риторический вопрос, ответ на который уже ясен: «что есть красота и почему её обожествляют люди?» Автор напоминает читателям, что по-настоящему красивым человека делают его мысли и поступки, а вовсе не внешний лоск. «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» По мнению писателя, конечно, красота заключается именно в этом самом внутреннем «огне».

Стилистические особенности

По сути, всё произведение представлено в виде монолога писателя. Стихотворение состоит из двух смысловых частей:

  • Описание главной героини.
  • Размышление над её дальнейшей судьбой, а также над понятием «красоты».

Формальная и смысловая композиции совпадают: каждая из смысловых частей текста занимает ровно одну строфу. Всего их получается две.

Это произведение представляет собой философское размышление над важной жизненной проблемой, поэтому его вполне можно отнести к жанру элегии. Также его можно назвать философской лирикой. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Используются перекрёстная, параллельная и кольцевая (АВВА) рифмовки. Последняя явно преобладает над остальными.

Для передачи образа девочки активно используются эпитеты и метафоры:

  • «худая рубашонка»;
  • «бедная дурнушка»;
  • «чистый пламень»;
  • «охваченная счастьем бытия»;
  • «в глубине ее горит»;
  • «всю боль свою один переболит»;
  • «младенческая грация души».

Однако лучше читать полностью «Некрасивую девочку» Заболоцкого, не ограничиваясь кратким анализом стихотворения. Только так можно понять философский замысел автора и сделать собственные выводы.


nauka.club

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразоавтельная школа № 4 г.Ак-Довурака

Работа на муниципальный этап НПК «Шаг в будущее»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»,

«О красоте человеческих лиц»

Автор: Шагалан Саяра,

учащаяся8 «А» класса

Руководитель: Бутанаева Л.Г.,

учительница русского языка 

и литературы.

2015-2016

Содержание

  1. Введение………………………………………………..........стр. 2


I .Основная часть:

1.1 Три этапа творческого пути Николая Алексеевича Заболоцкого

1.2. Сопоставительный анализ стихотворений Н.Заболоцкого……..………………………….стр.4

1.3 Критики о произведениях………………………………….стр.

Заключение

2.Мои выводы…………………………………………………..стр. 8


3.Список использованной литературы……………………….стр.9

4. Приложение

Введение

Меня зовут Шагалан Саяра, мне 15 лет, и учусь я в 8 классе МБОУ СОШ №4. В свободное от учебы время люблю читать, рисовать, петь, слушать классическую музыку, танцевать. Литературное творчество – мое хобби. Мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опытвеликих поэтов.,чтобыучитьсяуних.

У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи великих классиков:стихи Николая Заболоцкого всегда притягивают мое внимание. В его

стихах много поэзии, они прекрасно передают настроение. 

Во время их прочтения , у меня возникали вопросы за вопросом, и у меня созрела идея сравнить два стихотворения поэта, объединенных общей темой, найти ответы на них. Я решила провести небольшое исследование. 

Целью моей исследовательской работы является сопоставительный анализ двух названных выше стихотворений. Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, какие сходства и различия есть в этих стихотворениях, что их объединяет, чем они отличаются, имеют ли свои особенности его манера письма, какой у него язык, кроме этого я хочу выработать у себя навыки анализа стихотворений.

Но чтобы сравнить, я должна научиться проводить полный анализ одного лирического произведения. На уроке мы, конечно, занимаемся разбором стихов, но глубокий анализ не проводим. Я знаю, что каждое стихотворение – это загадка. За каждым словом, за каждой строчкой скрыто намного больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Стихотворение – это айсберг, у которого лишь небольшая часть лежит на поверхности воды, но самая значительная, а порой и самая интересная часть открывается только очень внимательному читателю.


Чтобы провести анализ стихотворения, я решила воспользоваться схемой, или примерным планом, такого анализа. В книге Н.В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе», например, приведена такая схема:

Схема анализа стихотворения

1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Темы и основные мотивы.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

 8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

9. Приемы звукописи. 

10. Особенности строфики и рифмовки.

11. Смысл названия произведения.

При анализе каждого стихотворения мне нужно придерживаться этого плана. Только ответив на все эти вопросы, я смогу сопоставить, сравнить эти два произведения. 

При сравнении нескольких стихотворений автор этой же книги предлагает воспользоваться таким планом:

 1) о чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?

2) Какая проблема затронута в произведениях?

3) Идейное содержание произведений.

4) Композиционные особенности произведений.

5) Какими художественными средствами пользовался поэт при создании образов? Какова роль этих средств в тексте?

6) Художественные особенности стихотворений.

7) Особенности строфики и рифмовки.

Итак, мне известен материал для анализа, дан примерный план анализа. Я выбираю наиболее удобную, на мой взгляд, форму анализа – построение таблицы, в которой последовательно, шаг за шагом буду разбирать стихотворения поэта. Найду сходства и различия между ними в содержании (тематике, идее, системе образов, настроении), и в форме (на лексическом и фоническом уровне). К каким выводам я приду? Что интересного мне удастся открыть? Насколько полным будет мой анализ? Наконец, я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, пытливой и любознательной. И может быть, великие поэты поделятся со мной секретами своего мастерства?

I .Основная часть:

1.1 Три этапа творческого пути Николая Алексеевича Заболоцкого

Творческий путь этого поэта можно разделить на три шага.

1926—1933 — создание и участие в ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), книжка стихов «Столбцы» (1929), стихотворная книжка для детей «Хорошие сапоги» (1928), работа в детской секции Госиздата. Об обэриутах: хотелось бы не только «организовывать вещи смыслом», но и вырабатывать органически свежее мироощущение, новый способ познания мира. Свойства такового способа и проявляются в «Столбцах».

2-й этап

1933—1945 — поэма «Торжество земледелия» (1933) расценена как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный сборник Заболоцкого не заметил света. Именно в это время складывается формула поэтического творчества Зaбoлoцкoгo МОМ: мысль — образ — музыка. Под музыкой понимается затаенная гармония повальной жизни, родственная гармонии душевной. Подлинными человеческими свойствами поэт считает разум и волю.

Н. А. Заболоцкий усиленно занимается переводами, делает для детей прозаические переложения романов Ф. Рабле, Дж. Свифта, Ш. де Костера. В 1937 году выходит «Вторая книга»: критики говорят о «втором рождении» поданная, избавляющегося от «старых ошибок». Но в 1938 году Заболоцкий осужден по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду. На допросах, невзирая на тяжелые физические испытания, он не признал себя виноватым в создании контрреволюционной организации. Это спасло его от смертной экзекуции.

Заболоцкий четыре года провел в районе Комсомольска-на-Амуре, после этого год на Алтае в Кулундинских степях. Потом еще два года живет в Караганде под надзором. Креативный подвиг Заболоцкого — поэтическое переложение «Слова о полку Игореве». Оно было начато в 1937 году и завершено в лагере. Непосредственно завершение этой работы помогло ему добиться освобождения.

3-й период

1946—1958 годы. Сначала Н. А. Заболоцкий выпускает небольшой сборник «Стихотворения» (1948), хотя он проходит не замеченным критикой. Заболоцкий переводит «Витязя в тигровой шкуре», стихотворения грузинских поэтов.

Сталин погибает, начинается период «оттепели». В 1957 году новая книга с обычным названием «Стихотворения» заново открывает для читателей поэзию Н. А. Заболоцкого.

Ум и воля уже не являются главными в системе ценностей Заболоцкого. Не ум, а чувство утверждает теперь поэт, воспевает «огонь сочувствия» — непосредственно это становится основой красоты и творчества для поэта. Первый раз к концу жизни он пишет стихи о любви — не о любви вообще, а о собственной, личной (цикл «Последняя любовь»). Именно стихи, написанные впоследствии войны, становятся самыми известными и любимыми стихами поэта.

1.2. Сопоставительный анализ стихотворений Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц»

На протяжении веков люди пытаются понять, что же такое красота. Эта тема волновала и продолжает волновать многих писателей, поэтов, художников, которые в своих творениях постигали истину красоты. Среди них – Николай Заболоцкий, поэт трудной судьбы, для которого вопрос «Что есть красота И почему ее обожествляют люди»? составил предмет его художественных раздумий в стихотворениях «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц» и др.

Что есть красота?

Попробуем дать научное определение данному понятию.

Большой толковый словарь русского языка.

Гл. ред. С. А. Кузнецов.

КРАСОТА

1. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте.

2. Красивое, прекрасное. Какая красота кругом!

3. Красивая, привлекательная внешность. Она была наделена красотой и талантом.

5. мн.: красоты

Красивые места (в природе, в произведениях искусства).Осматривать местные красоты. Разг. О том, что вызывает восхищение; замечательно, поразительно. Хорошо поработали, красота!^

Толковый словарь Ожегова

1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы.

2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.

3. красота! в знач. сказано о чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. Красота!^

Толковый словарь Ушакова

КРАСОТА

  1. Отвлеченное существительное к красивый. Красота рисунка. 2. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.). Истина, добро и красота. 3. Красивые места; то, что производит художественное впечатление. Красоты Крыма. Поэтические красоты. 4. Красивая, привлекательная наружность. Он не отличался красотой. 5. Красавица (устар.). Влюблен я, дева-красота. Языков. Его (Гименея) завистливые взоры теперь не страшны красотам. Пушкин. 6. в знач. междометия. Очень красиво, хорошо, ловко (простореч., часто ирон.). Поскользнулся, упал в грязь - красота! Во всей красоте, для красоты - то же, что во всей красе, для красы (см. краса).

Исходя из сказанного: Красота-это…

1.Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

2.Привлекательная внешность.

3.Душевная красота.

Какое же понятие «красоты» вкладывает автор Николай Алексеевич Заболоцкий в стихотворения «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц».Каковы сходства и различия названных стихотворений?

Сходства произведений.

Рассмотрим композицию стихотворений.

В стихотворении «Некрасивая девочка» 2 части: описание внешности девочки, размышления автора о её будущем.

Внешне некрасивая девочка («лягушонок», «рот длинен», «зубки кривы») бегает за мальчиками по следу, которым купили по велосипеду. Она искренне радуется за них («ликует и смеется, охваченная счастьем бытия»). И если бы у мальчишек случилось несчастье, девочка сочувствовала бы им. Она умеет сострадать, радоваться чужому счастью.

Во второй части автор рассуждает о будущем этой девочки. («Рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! ») Мне кажется, если человек добрый, способный сопереживать, то к ней потянуться люди, и тогда внешность не будет столь важна. («Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье»). Автор говорит о доброте, чистоте души девочки.

Для автора важна красота внутренняя, красота души. В конце он задает риторический вопрос, ответ на который очевиден.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях В нем тоже можно выделить две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

Портал -это главный вход большого здания. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество.

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг- это один из отделов желудка жвачных животных. Автор подразумевает нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен!

Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет:

Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого.

Исходя из сказанного, два стихотворения объединены общей темой(красота), проблемой ( что есть красота), идеей (для автора важна красота внутренняя, красота души; он ценит такие качества в человеке, как умение сострадать, сопереживать, радоваться чужому счастью, искренность, открытость, жизнерадостность ).

Различия вышеназванных стихотворений.

Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «Некрасивая девочка»

лягушонок, колечки кудрей, радость томит и рвется, сердце не игрушка, сломать, пламень горит, боль переболит, перетопит камень, грация души сквозит, сосуд или огонь.

создание образа

усиление впечатления, выражение эмоционального состояния, выделение предмета из ряда подобных [cм.Речеведение.И.В.Пекарская,1997]

12

эпитеты: худая рубашонка, рот длинен, зубки кривы, чужая радость, ни умысла худого, так живо, для иных мертво, бедная дурнушка, чистый пламень, тяжкий камень, младенческая грация, огонь мерцающий (дающий тепло)

12

всего 24 тропа

Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «О красоте человеческих лиц»

пышные порталы, жалкие лачуги, холодные, мертвые лица, малая хижинка,неказиста, небогата, мир и велик и чудесен, ликующие песни, сияющие ноты, небесных высот.

создание образа

усиление впечатления, выражение эмоционального состояния, выделение предмета из ряда подобных [cм.Речеведение.И.В.Пекарская,1997]

12

Сравнения: лица, подобные порталам, лица-подобия лачуг, иные лица закрыты решетками, словно темница, другие-как башни, лица-подобья песен, как солнце, составлена песня.

6

Метафоры: струилось дыханье дня, из этих сияющих нот составлена песня небесных высот

2

стилистическая фигура:анафора(повторение отдельных слов или оборотов в начале строк):

есть лица…(повторяется 3 раза)

привлечение внимание читателей, усиление уже сказанного формой слова

1

антитеза(противопоставление), выраженная союзом но

подчеркнуть своеобразие описываемого предмета с целью его выделения из ряда однородных

1

всего 22 тропа

Особенности строфики и рифмовки в произведениях

1 строфа: 4 четверостишия

В первой строфе в четверостишиях использован кольцевой способ рифмовки: мжжм; в двустишии- парный способ : жж;

во второй строфе в первом четверостишии-перекрестный способ : жмжм; во втором и третьем- кольцевой: мжжм, жммж; в четвертом и пятом- перекрестный: мжмж, мжмж; в двустишии- парный: жж.

В четверостишиях использован парный способ рифмовки:

жжмм.

Размер стихотворений

-/- -/- -/-

Трехстопный амфибрахий.

-/- -/- -/- -/-

Четырехстопный амфибрахий

1.3 Критики о произведениях Н.А. Заболоцкого

«Проблема истинной и ложной красоты, приоритет красоты внутренней, духовной свойственны для лирики Заболоцкого. <...> Эта идейно-эстетическая позиция в заключении проблемы человеческой красоты сближает лирику Заболоцкого с российской литературной традицией, идеями и образами произведений Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, М. Горького», — сообщает Н. В. Беляева1.

Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).

“Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд” (А. Зорин, “Литература”, №14, 2001 год)

Заключение.

Выводы:

  1. Подведу итоги моей исследовательской работы. Сравнительный анализ стихотворений показывает, что у них много общего: они объединены общей темой(красота), проблемой ( что есть красота), идеей (для автора важна красота внутренняя, красота души; он ценит такие качества в человеке, как умение сострадать, сопереживать, радоваться чужому счастью, искренность, открытость, жизнерадостность ).

  1. В то же время у стихотворений много отличий. В первом стихотворении «Некрасивая девочка»использованы только тропы: метафоры, эпитеты ; во втором «О красоте человеческих лиц» не только тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, но и стилистические фигуры: анафора и антитеза.

  1. Язык первого стихотворения гораздо богаче. И разнообразием интонаций, и особенностями строфики и рифмовки. Все эти средства помогают автору выразить главную мысль, идею стихотворения.

  1. Стихотворения написаны одним размером-амфибрахием, что придает стиху спокойное, неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть. Но последовательность чередования ударных и безударных слогов в стихотворных строках у них разное: в первом произведении 3 стопы, во втором- 4 .

  1. Из обзора критических статей я соглашусь с мнением А.Зорина, который считал, что «…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд». Все зависит от самого человека, если он сам будет внимателен к окружающим людям, то и к нему тоже потянутся.

Список литературы:

  1. Пекарская И.В. Речеведение. В 2ух частях. Часть 1. г.Абакан, 2000

  1. Русская советская поэзия/Ред.Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков.-М.: Худож.лит.,1990

3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М.,2004

4.Францова Н.В., Доронина Т.В. и др. литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. - М., 2005

Приложение

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

О красоте человеческих лиц

infourok.ru

Заболоцкий Николай - Некрасивая девочка. Слушать онлайн

Н. А. Заболоцкий "Некрасивая девочка"

Стихотворение было создано Н. Заболоцким в 1955 году. Условно мы можем выделить в нем описательную часть и рассуждение. Вначале мы, вместе с лирическим героем наблюдаем происходящую во дворе бытовую сцену. Два мальчика на новых велосипедах катаются по двору, забыв про свою некрасивую сверстницу, которая всюду бегает за ними. Описание внешности девочки приведено довольно подробно: растрепанные волосы, длинный рот, кривые зубы, острые и некрасивые черты лица. Автор сравнивает ее с лягушонком. Даже прелесть детства ничуть не сглаживает эти черты, а в юности она будет совсем не привлекательна («нечем прельстить воображение»). Лирический герой предчувствует те неприятности, те слезы и горечь разочарований, которые ожидают девочку в будущем. В ней может развиться неуверенность, и она навсегда так и останется лишь серой тенью среди своих красивых подруг. Но на фоне ничем не складного описания внешности особенно ярко выделяется красота ее души. Она распахнута для радости существования. В ней отсутствуют чувства зависти и мести, она способна разделять чужую радость, испытывать ее как свою собственную: «Чужая радость так же, как своя томит ее и вон из сердца рвется…». Героиня так невинна перед этим миром, открытым для познания всего прекрасного, в ней «ликует и смеется» жизнь. Она готова узнавать его снова и снова, видеть что-то новое. Она такая живая среди других, настоящая. Несмотря на то, что отсутствие внешней красоты обрекает девочку на одиночество, лирический герой верит в то, что ее внутренняя скрытая сила справится со всеми будущими разочарованиями и не пропадает в ней несмотря ни на что: «Мне верить хочется, что чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень!» Эта картина во дворе приводит лирического героя к раздумьям о том, что же такое красота на самом деле, в каком виде она присутствует в людях. Он пытается разобраться, почему мы пренебрегаем этой самой «грацией души» и боготворим идеальную внешность. Вопрос, которым оканчивается стихотворение – риторический, в нем заключен и ответ. Для лирического героя красота это не только наружная оболочка. Ее нужно не только созерцать, но и осмысливать ее истинность. Настоящая красота это тот огонек, который освещает нашу душу и греет своим теплом.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

читает А.Мартынов

teatr.audio

Анализ стихотворения Заболоцкого Некрасивая девочка сочинения и текст

Роль частей речи в художественном произведении

Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николай Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

анализ стихотворения заболоцкого-некрасивая девочка

Tent Ученик (195) 1 год назад

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

Билл Шифер Ученик (122) 3 месяца назад

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

«Некрасивая девочка» Н.Заболоцкий

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

Слушать стихотворение Заболоцкого Некрасивая девочка

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Некрасивая девочка

ostihe.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.