Нищий стих тургенев


Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Анализ  стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Нищий

     Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.

     Воспалённые,  слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. … О, как безобразно обглодала  бедность это несчастное существо!

     Он  протягивал мне красную, опухшую,  грязную руку… Он стонал, он  мычал о помощи.

     Я  стал шарить у себя во всех  карманах… Ни кошелька, ни часов,  ни даже платка… Я ничего  не взял с собой.

     А  нищий ждал… и протянутая его  рука слабо колыхалась и вздрагивала.

     Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту  грязную, трепетную руку…

« Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат».

     Нищий  уставил на меня свои воспалённые  глаза; его синие губы усмехнулись  - и он в свою очередь стиснул  мои похолодевшие пальцы.

   - Что  же, брат, - прошамкал он, - и на  том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

     Я  понял, что и я получил подаяние  от моего брата.

Февраль , 1878

Функционально-стилевая принадлежность текста. Анализ семантического пространства текста. 

1.    Концептуальное пространство:

а)   предтекстовые пресуппозиции (знания о личности автора, времени создания произведения, его связях с другими текстами, обстановке, в которой создавалось произведение).

       Данное произведение представляет  собой разновидность художественного текста – стихотворение в прозе. « Стихотворения в прозе» создавались в 1877-1882гг., в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. “Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались.

     В стихотворении «Нищий» повествование ведётся от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.

б)  анализ семантики заглавия до и после  прочтения текста:

Семантика слова  «нищий» - это (по Ожегову):

1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошенный человек (Нищий духом)1

Имеется и другое толкование: Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)2

        После прочтения становится ясно, что имелось в виду первое значение слова «нищий» - крайне бедный, живущий подаянием. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

в)  выявление ключевых слов

        Так  как темой стихотворения является  воспевание гуманного отношения к человеку, то ключевыми словами будут: «рукопожатье», «подаяние», «брат», «трепетные руки».

       Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры: 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение: « Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра». 2) XIX век: «Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда». 3) XXI век: «Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови».

       В стихотворении  автор имел в виду 3 значение.

      При обращении   к нищему автор  использует  слово «брат», то есть, используя это обращение, автор восстановил равенства двух людей,

восстановил право нищего называться человеком.

        Но  в системе деталей портрета нищего есть деталь, которая не соответствует образу -  определение «трепетные руки». Мы трепещем, испытываем трепет, когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем.

Автор хочет подчеркнуть этой деталью, что даже в таком существе все еще живёт человек, способный переживать.

       Получается, по отношению друг к другу  оба героя совершают подаяние.

Нищий, вероятно, впервые за много лет ощутил себя человеком, от которого не отвернулись: автор увидел в нём человека, равного себе, подал руку, тем самым подчеркнул, что сочувствует ему, сопереживает. И автор «получил подаяние от… брата». Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть человеком. И это самое важное.

г)  характеристика экспрессивных и  образных средств.

         Выделим глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал», которые дополняют тягостную картину. И здесь наблюдается нисходящая градация: «стонал» - «мычал» - «вздрагивал» - «прошамкал».

         Далее рассказчик, не найдя ничего у себя в карманах , просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Используя отрицательную частицу ни и нисходящую градацию, автор показывает, насколько пусто у лирического героя в карманах: «ни кошелька», «ни часов», «ни даже платка « - «ничего».

Здесь же мы можем наблюдать  состояние лирического героя через использованные в тексте эпитеты: «потерянный», «смущенный», «мои похолодевшие пальцы».

         Состояние лирического героя передано ещё и с помощью многоточий, встречающихся в тексте 7 раз. Видно, что автора переполняют чувства, он не может высказать того, что творилось в его душе, он потрясён увиденным: «шершавые лохмотья», «нечистые раны», «трепетная рука», «посинелые губы», «воспалённые, слезливые глаза» и т.д. С помощью многоточий Тургенев передаёт взволнованность и растерянность лирического героя.

       Восклицательное предложение в стихотворении встречается всего один раз. С его помощью обычно передаётся восхищение и восторг, а здесь автору нечем восхищаться, и единственное восклицательное предложение (метонимическая конструкция) употребляется для усиления возмущения: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

        У И.С.Тургенева используется эпитет «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), а также «шершавые» лохмотья (От грязи одежда стала шершавой). От этого образ нищего более жалкий   и отталкивающий.  Метафора «обглодала бедность это несчастное существо (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено все человеческое) подчеркивает состояние нищего.

д)   выявление словесных рядов, соответствующих  основным проблемам    и главным  оппозициям текста.

         Так как в стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню, то он и стоит в центре описания. Автор даёт этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «шершавые лохмотья», «посинелые губы» и т.д.

      Получается такой образный ряд:

Воспаленные, слезливые глаза

Посинелые, синие  губы

Нечистые раны

                                         Шершавые лохмотья

Дряхлый старик

Несчастное  существо

Красная, опухшая, грязная, трепетная рука

 

      Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и  задумавшись, лирический герой говорит, что это его «брат». Слово «нищий» употребляется в стихотворении 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), а слово брат используется 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим). И причём слово «нищий» в основном употребляется в первой части стихотворения, а брат - во второй. А это значит, что остановившийся возле нищего (а это был наверняка богатый человек, об этом мы можем судить по тому, что он искал в карманах кошелёк, часы, платок), понял, что этот старик такой же, как и многие другие люди, только попавший в трудную жизненную ситуацию.

       И в самом конце стихотворения герой говорит не просто «брат», а «получил подаяние от моего брата». Местоимение «моего» подчёркивает изменившееся отношение героя к нищему. В стихотворении  использована в основном нейтральная лексика, встречается также устаревшая, книжная, возвышенная или торжественная и разговорная (общение на равных.)

Таблица №1

             Слово

Лексическое значение

          Лексика

Брат.

Человек, близкий  другому по духу, по деятельности, вообще кто - нибудь близкий.

Высокая.

Нищий.

1) Очень бедный, неимущий.

2) Человек, живущий  подаянием, собирающий милостыню.

Устаревшая  и книжная.

Обглодала.

Обгрызла.

Разговорная               

Шарить.

Искать ощупью или перебирая, перекладывая что-нибудь.

Разговорная.

Шамкать

Говорить невнятно, пришёптывать.

Разговорная

Подаяние.

То же, что  милостыня.

Устаревшая

Мычать.

Говорить невнятно, издавать тягучие, нечленораздельные  звуки.

Разговорная.

Стонать

Издавать стоны.

Устаревшая.

Дряхлый

Одряхлевший от старости, утративший силу и крепость

Нейтральная

Лохмотья

Клочья, лоскутья, тряпьё

Нейтральная

Трепетная

Дрожащий, колеблющийся

Устаревшая

Потерянный 

Расстроенный, растерянный

Разговорная

Смущенный

Полный смущения, выражающий смущение

Нейтральная

Не взыщи 

Просьба быть снисходительным, не осуждать, не обижаться

Устаревшая 

Уставил

Начать смотреть пристально, не сводя глаз

Разговорная

Стиснул

Сдавить, сжать

Нейтральная

       Использование разной лексики указывает на то, что лирический герой близок по духу нищему.

       Обратим внимание на то, как «работают» в стихотворении части речи.

Таблица 2.

Существительные

Прилагательные

Глаголы и его  формы

Местоимения

Улица

старик

глаза

губы 

лохмотья

раны

бедность 

существо 

руку

помощи 

карманах 

кошелька

часов

платка

нищий

рука

руку 

брат

брат

нищий

глаза

губы 

очередь

пальцы

брат

подаяния 

брат 

подаяния 

брата.

Нищий

дряхлый

слезливые

посинелые

шершавые

нечистые 

несчастное

красную

грязную

грязную

трепетную

синие.

 

Проходил 

остановил

обглодала

протягивал 

стонал 

мычал

стал 

шарить

не взял

ждал 

колыхалась 

вздрагивала

пожал

не взыщи 

уставил

усмехнулись

стиснул

прошамкал

понял

получил

потерянный

смущённый

воспалённые

похолодевшие

 

Я

меня

он

мне

он

он

с собою

я

себя

всех

я

его

я

эту

меня

меня

свои

его

он

мои

он

я

я

моего

29

12

24

24

        В этой миниатюре больше всего существительных, это говорит о статичности стихотворения. Автору важно запечатлеть жизненную картину.

       Употребление  большого количества личных местоимений  придаёт этому произведению оттенок  искренности, взволнованности, лирический герой потрясён увиденным.

      Глаголы и причастия, использованные в данном стихотворении, передают не быстрые, динамичные действия, а такие, которые могут происходить на одном месте: «протягивал руку», «стал шарить в карманах», «нищий ждал», «уставил глаза», «стиснул пальцы» и т.д. Слова этой части речи служат здесь в основном средством характеристики героев: «он стонал, он мычал о помощи», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «потерянный, смущённый», «прошамкал» и др.

       Прилагательные, которых в стихотворении  не очень много (12), выразительно характеризуют нищего: «дряхлый старик», «грязную руку», «синие губы», «слезливые глаза» и т.д.

е)  анализ интертекстуальных связей.

      Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека. И.С. Тургенев в стихотворении продолжает тему библейской притчи: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).

2.   Денотативное пространство:

а)  анализ событийной структуры текста (основные и сопутствующие ситуации).

Событийная  структура стихотворения включает в себя несколько микроситуаций:

1.   Портрет нищего старика. 

2. Крик о помощи.

3. Растерянность лирического героя

4. Подаяние от  брата

       Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно 2-3 предложения и может быть разбито на еще более мелкие ситуации. Однако все они объединены одной событийной макроструктурой – каким должно быть отношение к человеку. Эта главная тема стихотворения задается еще в первых  строках: «Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик»). Далее тема переходит в другие микроситуации.

б)  особенности художественного пространства.

      Художественное пространство данного текста  не ограничено и практически не определено. Хотя присутствует лексика, с пространственным значением, называющая конкретные реалии, указывающая на положение в пространстве: «Я проходил по улице». В художественный мир проникает пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Художественное пространство, казалось бы, сужается до пределов небольшого конкретного пространства. Мы видим улицу, по которой движется лирический герой. Однако все эти реалии не столько конкретные места, сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела пространство. Это может быть любой город, даже любая страна. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство данного текста не ограничено. Неизвестно, куда шел лирический герой, что там, впереди.

student.zoomru.ru

Анализ стихотворения Тургенева Нищий 👍

Произведение Тургенева “Нищий” входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

В стихотворении “Нищий” автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи.

Рука старика дрожала.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с

нищими, с презрением отворачиваются от них.

И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный

смысл.

Именно на этот момент оба мужчины были равны.

Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием.

Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи.

Но и жесту героя он тоже не удивлен.

Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности.

И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое.

И нищий принял это его “подаяние”.

Анализ стихотворения Нищий по плану

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Тургенева Нищий

Иван Сергеевич Тургенев был довольно интересным человеком. У него было много увлечений и занятий, хотя самое главное было то, что поэт мог тонко чувствовать душу человека. Тургенев пытался бороться с несправедливостью в жизни, хоть это и было только на бумаге. В своих произведениях он хотел объединить поэзию и прозу, которые так долго конкурировали между собой. Поэт все-таки нашел свое призвание, его стали считать поэтом в прозе.

Переживая много чего в жизни, наблюдая за проблемами других людей и самой жизни в целом, Тургенев пишет интересное, переполненное чувствами стихотворение. Новому произведению поэт дает название "Нищий". Само стихотворение предстает перед читателями в виде диалога. Диалог в свою очередь описывает встречу самого рассказчика с Нищим. Казалось бы, обычный прохожий, идущий по своим делам, встречает на пути бедного нищего человека. Возникает ощущение того, что люди давно видели беднягу, просто многим было не до него. Кто-то просто отворачивался и делал вид, что не замечает мужчину, а кому-то было просто все равно.

Начало стихотворения открывает картину происходящего. На холодной земле оказался голодный мужчина, он словно кричит, умоляет и стонет о помощи. Когда же главный герой подходит к нему, оба мужчины находятся в замешательстве. Главный герой, при всем его желании помочь нищему, не может ничего дать, так как у него у самого пустые карманы. А второй просто уже не ожидал, что простой прохожий обернет на него взор, слишком долго его никто не замечал.

Автор превосходно описывает образ нищего. Старый человек, с трясущимися руками, он явно замерз и ему нечего есть, вдобавок ко всему, он наверно еще и болен. Главный герой проникается жалостью и когда понимает, что помочь ничем не может, просто протягивает свою руку. Замерзший, дрожащий старик не оставит равнодушным чувства героя. Положение в обществе этих двух встретившихся людей абсолютно разное, но главный герой, не обращая на это внимание, протягивает свою руку. Это своего рода жест, наглядный пример того, что герой и Нищий равны.

Скорее всего, они похожи душами, кто-то, имея полные карманы, кажется несчастным, а кто-то, имея пустые, обретает что-то важное в своей жизни. По мнению главного героя, бедный старик хоть и не имеет ничего, точно такой же человек, как и простой прохожий. Он человек с чувствами, мыслями и жизнью, хоть и такой непростой. Герой считает его братом равным ему самому. Своим стихотворением Тургенев пытается объяснить, что богатая в духовном плане душа, может томиться даже в обычном, просящем милостыню человеке. В такие моменты не стоит проходить мимо, ведь не имея денег, помочь человеку можно просто выслушав и поддержав в трудную для него минуту.

По плану, кратко

Картинка к стихотворению Нищий

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Буря

    Стихотворение Фета «Буря» - это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

  • Анализ стихотворения Пушкина Птичка

    Будучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение "Птичка". На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь,

  • Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 3, 6 класс

    Данное стихотворение написано 3 ноября 1829г., когда поэт находился в селе Михайловском. В данном тексте, как ни в одном другом Пушкину удалось максимально ярко и точно изобразить всю прелесть русской зимы.

  • Анализ стихотворения Ахмадулиной В тот месяц май, в тот месяц

    Белла Ахатовна родилась в 1937 году. На момент написания стихотворения «В тот месяц май, в тот месяц мой…» поэтессе было 22 года. На основе всего произведения можно предположить, что описываемый май был не простой, не обычный,

  • Анализ стихотворения Некрасова Возвращение

    Николай Алексеевич Некрасов в 1864 году несколько месяцев путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поэт начал сомневаться в том, что его творчество представляет какую-либо ценность для соотечественников.

analiz-stihov.ru

Иван Бунин - Деревенский нищий: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Первое напечатанное стихотворение

В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит
В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый нищий, седой инвалид;

Изнемог он от дальней дороги
И прилег под межой отдохнуть…
Солнце жжет истомленные ноги,
Обнаженную шею и грудь…

Видно, слишком нужда одолела,
Видно, негде приюта сыскать,
И судьба беспощадно велела
Со слезами по окнам стонать…

Не увидишь такого в столице:
Тут уж впрям истомленный нуждой!
За железной решеткой в темнице
Редко виден страдалец такой.

В долгий век свой немало он силы
За тяжелой работой убил,
Но, должно быть, у края могилы
Уж не стало хватать ему сил.

Он идет из селенья в селенье,
А мольбу чуть лепечет язык,
Смерть близка уж, но много мученья
Перетерпит несчастный старик.

Он заснул… А потом со стенаньем
Христа ради проси и проси…
Грустно видеть, ка много страданья
И тоски и нужды на Руси!

Анализ стихотворения «Деревенский нищий» Бунина

Иван Алексеевич Бунин на заре своей писательской деятельности часто обращался к теме социальной несправедливости. Примером такого творчества служит стихотворение «Деревенский нищий».

Стихотворение написано в 1886 году (в печати появилось годом позже), его автору было 16 лет. В этот период он оставил гимназию и перешел на домашнее обучение. Считается первым опубликованным произведением. По жанру — элегия, размышление, по размеру — анапест с перекрестной рифмой, 7 строф. Рифма открытая, закрытая, мужская, женская. Лирический герой — сам поэт. Оно создано в русле некрасовской традиции не только по содержанию, но и по форме. Близок к нему и «Нищий» Ивана Никитина. Чувствуется, что зарисовка с натуры, а не умозрительная. Поэт задумался над спящим человеком. Юность глядит на старость.

Стихотворение полно многоточий и жалобных восклицаний: истомленный нуждой! По окнам стонать… Даже природа кажется немилосердной: палящими, жжет. И судьба «беспощадна». Сам нищий стенает, стонет, лепечет. Несколько раз автор употребляет эпитет «истомленный», подчеркивает, что «сил» у «страдальца» уж нет. И. Бунин предполагает, что нищий себя в былые годы «тяжелой работой убил». Уменьшительный суффикс в слове «зипунишке» выдает волнение поэта. Грубая штопка — знак того, что нет родных рук, которые заботились бы о «несчастном». Поэт не избегает глагольных рифм. Более того, как раз глаголы помогают рисовать живые картины из прошлого уснувшего нищего. Повторы: видно, проси, из селенья в селенье. «Христа ради»: именно так просили подаяние нищие в дореволюционной России. Кстати, форма слова «Русь» дает понять: эта беда не нова. Не стоит делать слишком широких обобщений из увиденной поэтом картины: ему действительно встретился «старый инвалид». Однако не только в столицах, но и в деревнях состав нищенствующих был очень пестрым.

Заключительная строка «как много страданья и тоски и нужды на Руси!», пожалуй, имеет не только социальную остроту, но и общечеловеческую: рая не земле нет, и не будет. Поэт чувствует, что и сам не в состоянии помочь этому человеку, ему остается только пройти мимо. Но право на сострадание, вздох у него есть.

И. Бунин, лауреат Пушкинской и Нобелевской премий, уже с юности тяготел в своем творчестве к реализму. В произведении «Деревенский нищий» он пытается проникнуть в тайну бедственного положения встреченного им нищего.

rustih.ru

Иван Тургенев - Милостыня (Стихотворение в прозе): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.

А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.

Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову — и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

— Ты всё свое богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

— Не жалею, — ответил со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.

— И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил — и задумался.

— Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.