Название вида стихов в древней греции состоящие из шести метров


Словарь древнегреческой культуры • Arzamas

Дельфийский оракул. Роспись краснофигурного килика. Аттика, 440–430 годы до н. э. Килик — плоская чаша на ножке с двумя ручками.

Wikimedia Commons

В русском, как и во многих других языках, слово «оракул» имеет два значения: святилище, в которое обращались за прорицанием, и само прорицание. Главным богом-прорицателем в Греции считался Аполлон, затем — Зевс (Аполлон, впрочем, воспринимался как своего рода «наместник Зевса на земле», возвещающий в своих святилищах его волю). Основной целью вопрошающих было не узнать будущее, а получить разъяснения по поводу настоящего или прошлого. Причем вопросы оракулу всегда формулировались так, чтобы снизить вероятность ошибки и недопонимания. К примеру, греческий историк Ксенофонт спрашивал у Дельфий­ского оракула не о том, присоединиться ли ему к походу царевича Кира, а о том, каким богам принести жертву, чтобы поход прошел благополучно.

Самым древним греческим оракулом была Додона, святилище Зевса в Эпире. Согласно античной традиции, местные жрецы интерпретировали шелест листьев священного дуба Зевса — как именно, не сообщается. Существовали оракулы, основанные на принципе так называемой инкубации, когда вопрошающий проводил какое-то время в святилище в состоянии сна, или полуобморока, или транса; во сне его посещало видение, которое затем ему помогали истолковывать жрецы. Но в большинстве случаев прорицания осуществлялись посредством так называемой вдохновенной дивинации, когда жрец или жрица выступал как медиум, устами которого говорило божество.

Именно так прорицал самый знаменитый из всех греческих оракулов — пифó (или пифия) в святилище Аполлона в Дельфах. Ни об одном оракуле не известно так много — и в то же время ни об одном не ведется столько споров, как об этом храме на склоне горы Парнас у Кастальского источника.

Согласно дельфийскому мифу, название «пифо» происходит от имени убитого в этом месте Аполлоном дракона Пифона: тело дракона бог бросил гнить (pytho) на том самом месте, где был воздвигнут храм. Что каса­ется названия Дельфы, миф гласит, что Аполлон, превратившись в дельфина (delphis), явился неким плывшим на корабле критянам и сделал их жрецами в своем святилище.

Основной жреческий персонал Дельф состоял из жрецов, происходивших от тех самых критян, их пяти помощников и самой прорицательницы пифии. Это была женщина местного происхождения, из простой семьи, которая после принятия жреческого сана оставалась в храме пожизненно, соблюдая обет безбрачия. В начале пифия прорицала только раз в году, но с ростом популярности святилища стала делать это каждый месяц, всегда седьмого числа, поскольку этот день считался священным днем Аполлона. Омывшись в Кастальском источнике, пифия заходила во внутреннюю закрытую часть храма (адитон), садилась на треножник (большую полукруглую закрытую чашу на высокой трехногой подставке) и, видимо, впадала в транс. В этот момент в нее «вселялся» бог Аполлон и прорицал ее устами. О природе этого транса до сих пор ведутся споры: одни исследователи считают, что транс был вызван какой-то реальной наркотической либо ядовитой субстанцией (к примеру, небольшим количеством синильной кислоты, содержащейся в лавровых листьях, которые она якобы жевала), другие, напротив, полагают, что экстатическое состояние пифии было в чистом виде автогенным. До недавнего времени ученые скептически относились к сообщениям античных авторов о том, что пифия дышала некими парами, поднимавшимися из трещины в скале, расположенной под адитоном, но недавние археологические раскопки подтвердили, что адитон находился над расщелиной, из которой поднимались пары газа этилена, обладающего сильным наркотическим действием.

Чаще всего к Дельфийскому оракулу обращались не частные лица, а города — главным образом по вопросам, связанным с установлением культа и с основанием колоний. Видимо, расцвет Дельфийского святилища в VIII веке связан именно с греческой колонизацией — ни одна колония не основывалась без обращения в Дельфы, и Аполлон считался богом-покровителем колонистов.

arzamas.academy

Соревнования античных Олимпийских игр — Википедия

Дискобол. Римская копия греческой статуи V в. до н. э. Античный бег (530 г. до н. э.) Панкратионисты. Бронзовая репродукция римской скульптуры, выполненной по греческому оригиналу III в. до н. э. Борьба. Античный барельеф Изображение на древнегреческой вазе 3 видов пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями). Справа частично сохранилось изображение прыжка

Соревнования античных Олимпийских игр — виды спортивных олимпийских состязаний Древней Греции с 776 г. до н. э. до конца IV века нашей эры.

Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни мифического Геракла, которое сами же определили в XIII в. до н. э. Геракл, как и полагается герою, одерживал победы в борьбе и панкратионе.

В честь победы Зевса над своим отцом начали проводить Олимпийские игры. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках, боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья.[1] Именно бег стал основным видом состязаний на античных Олимпиадах, когда после тёмных веков греческой истории возобновили проведение Олимпиад в IX в. до н. э. (см. Олимпиада (хронология)).

  • Бег на дистанцию- (греч. στάδιον, лат. stadium) — бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в одну олимпийскую стадию (192 м). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду (до 724 до н. э.). Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. С бега на стадию начинались соревнования среди взрослых, затем соревновались в двойном беге. Атлеты выходили на старт в обнажённом виде. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший во II в. до н. э. 12 побед на 4 Олимпиадах.[2]
  • Двойной бег (греч. Δίαυλος, diaulos)— бег на две стадии (384 м). Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту.[3] Добавлен в Олимпийские состязания на 14-й Олимпиаде в 724 до н. э..[4]
  • Долгий бег (греч. δόλιχος, dolichos) — бег на 7 стадий (1344 м). Атлеты, пробегая стадию, разворачивались вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в Олимпийские состязания на 15-й Олимпиаде в 720 до н. э.[5] Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м).
  • Бег в полном вооружении или бег гоплитов, «гоплитодром» (греч. ὁπλίτης, hoplitodromos) — бег в шлеме, поножах и со щитом на две стадии. Позднее из вооружения оставили только щит. Добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.
  • Кулачный бой (др.-греч. πυγμή, лат. pugilatus) добавлен в Олимпийские состязания на 23-й Олимпиаде (688 до н. э.). Особым уважением пользовались бойцы, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в кулачном бою запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Бойцы обматывали кисти кожаными ремнями, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным. Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным.

Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:

«На Немейских играх аргосцы присудили венок победы уже мёртвому Кревге, потому что бившийся с ним сиракузянин Дамоксен нарушил их взаимный договор. Уже наступил вечер, когда они приступили к кулачному бою; и вот они при свидетелях уговорились наносить удары друг другу поочерёдно. Кулачные бойцы в то время ещё не носили на запястьях жёстких ремней, но сражались в мягких ремнях, прикрепляя их под выгибом руки так, чтобы пальцы у них оставались свободными. Эти мягкие ремни делались из тонких полос сырой воловьей кожи и переплетались между собой по какому-то старинному способу. И вот в том случае, о котором я рассказываю, Кревга опустил свой удар на голову Дамоксена; в свою очередь Дамоксен приказал Кревге приподнять руки, и, когда он это исполнил, Дамоксен ударил его вытянутыми пальцами под рёбра: ввиду крепости ногтей и силы удара рука вошла внутрь, и Дамоксен, схватившись за внутренности, оторвал их и вытащил наружу. Кревга тотчас же испустил дух, а аргивяне за то, что Дамоксен нарушил договор и вместо одного удара воспользовался против своего соперника многими, изгнали его. Кревге, хотя и умершему, они приписали победу и поставили ему в Аргосе статую.»[6]

Если бойцы уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то бойцы обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали кулачный бой хорошим средством против хронических головных болей.

На 72-й Олимпиаде в 492 до н. э. Клеомед из Астипалеи убил во время поединка Икка из Эпидавра и был лишён титула победителя в кулачном бою. Великим бойцом был Тисандр из Наксоса на Сицилии, победивший в четырёх Олимпиадах. Павсаний замечает, что от Наксоса не осталось даже руин и только благодаря Тисандру сохраняется память о городе[7].

  • Панкратион (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. Слово является производным от греческих слов пан и кратос, то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Добавлен как вид Олимпийских состязаний на 33-й Олимпиаде в 648 до н. э., для юношей панкратион введён только на 145-й Олимпиаде в 200 до н. э.

Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец.[8]

Арихион из Фигалеи на 54-й Олимпиаде был задушен и умер, выигрывая панкратион в третий раз. Даже мёртвым он стал победителем, потому что его соперник первым признал поражение, не в силах терпеть боль от сломанного Арихионом большого пальца на ноге[9]. Труп Арихиона увенчали венком под рукоплескания зрителей.

Сострат из Сикиона получил прозвище Пальчик, потому что одержал победы в панкратионе на трёх Олимпиадах (начиная со 104-й), захватывая и ломая фаланги пальцев у соперника[10].

Артемидор из Тралл должен был сражаться среди юношей по возрасту, но, оскорблённый одним из взрослых панкратионистов, вступил в более старшую категорию и одержал победу в панкратионе среди мужчин в 212-ю Олимпиаду[11].

Полидам из Скотусс выиграл панкратион в 93-ю Олимпиаду. Про него говорили, что он одолел льва голыми руками, а в схватке с тремя сильнейшими персами убил их всех[12].

  • Борьба (греч. πάλη, лат. lucta) добавлена в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде (708 до н. э.). Правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее, мягком грунте, посыпанном песком.

Леонтиск из Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживал победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника[13]. Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Затем он одержал победы в борьбе для взрослых на пяти последующих Олимпиадах и потерпел поражение на 66-й Олимпиаде (516 до н. э.). Считается,что в детстве Милон бегал с телёнком на спине.Со временем телёнок превратился в быка, но Милон по прежнему с лёгкостью поднимал его и бегал. Про Милона Павсаний рассказывает следующее: он обвязывал вокруг головы верёвку и, задерживая дыхание, рвал верёвку вздувшимися от напора крови венами[14].

Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника три вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара[15].

Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.

Горг из Элиды был единственным атлетом, выигравшим четыре Олимпиады в пятиборье, а кроме того он также одержал победы в двойном беге и беге гоплитов (гоплитодроме)[16]. Пятиборье для юношей проводилось только один раз, на 38-й Олимпиаде, видимо из-за ограниченности времени, в течение которого шли игры.

Единственный вид соревнований, в котором могли участвовать женщины, потому что чемпионами объявлялись владельцы коней и колесниц, а не жокеи. Первой этой уловкой воспользовалась родная сестра спартанского царя Киниска, ставшая первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр.

Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях, и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке. Аналогично тому как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы.

В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком[17].

На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей[18], а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии[19].

  1. ↑ Павс., 5.8.1
  2. ↑ Павс., 6.13.4
  3. ↑ Суда, delta, 807
  4. ↑ Павс., 5.8.4; Евсевий, «Хронография»
  5. ↑ Павс., 5.8.6; Евсевий, «Хронография»
  6. ↑ Павс., 8.40.4
  7. ↑ Павс., 6.13.8
  8. ↑ Филострат. Gymnastic 36
  9. ↑ Павс., 8.40.1
  10. ↑ Павс., 6.4.1
  11. ↑ Павс., 6.14.3
  12. ↑ Павс., 6.5
  13. ↑ Павс., 6.4.3
  14. ↑ Павс., 6.14.7
  15. ↑ Prof. Percy Gardner, «The Pentathlon of the Greeks» («Journal of Hellenic Studies», vol. i.9, p. 210 foll. pl. viii.)
  16. ↑ Павс., 6.15.9
  17. ↑ Павс., 6.13.10
  18. ↑ олимпионики (неопр.) (недоступная ссылка). // 0lympic.ru. Дата обращения 19 сентября 2011. Архивировано 3 января 2012 года.
  19. ↑ Энкомий (неопр.) (недоступная ссылка). // violakey.narod.ru. Дата обращения 19 сентября 2011. Архивировано 8 января 2006 года.

ru.wikipedia.org

Ответы к кроссворду по творчеству Мандельштама

1: Литературное течение в русской поэзии, к которому тяготел Мандельштам на одном из ранних этапов своего творческого пути.
Ответ: акмеизм

2: Памятник архитектуры Санкт-Петербурга, которому Мандельштам посвятил одно из своих стихотворений.
Ответ: Адмиралтейство

3: Название первого сборника стихов Осипа Мандельштама.
Ответ: Камень

4: Сборник стихотворений поэта, написанных во время Первой мировой войны и Революции в России.
Ответ: Тристии

5: Название последнего, изданного при жизни поэта, сборника стихов Мандельштама.
Ответ: Стихотворения

6: Античный писатель, о котором во время бессонницы размышляет лирический герой одного из стихотворений Мандельштама.
Ответ: Гомер

7: Поэтическое эллинизированное название Петербурга, рисуемого как царство смерти в одном из стихотворений поэта .
Ответ: Петрополь

8: Член оппозиционного дворянского движения в России первой половины XIX века и название одного из стихотворений Мандельштама.
Ответ: Декабрист

9: Знаменитый голландский художник, названный Мандельштамом «мучеником светотени».
Ответ: Рембрандт

10: Персонаж древнегреческой мифологии, троянская царевна, наделённая даром прорицания, к которой обращается герой одного из стихотворений Мандельштама в своих размышлениях о Февральской революции.
Ответ: Кассандра

11: Мыс на полуострове Крым, которому Мандельштам посвящает одно из своих стихотворений.
Ответ: Меганом

12: Кому посвящено стихотворение-эпиграмма «Мы живём, под собою не чуя страны...»
Ответ: Сталин

13: Знаменитый древнегреческий поэт, с которым Мандельштам вступает в поэтический диалог в стихотворении «Нашедший подкову».
Ответ: Пиндар

14: Фамилия русского поэта, мужа Анны Ахматовой, которому Мандельштам посвятил своё стихотворение «Петербургские строфы».
Ответ: Гумилёв

15: Город, о котором Мандельштам написал стихотворение «Где лягушки фонтанов, расквакавшись...»
Ответ: Рим

16: Фамилия известного американского киноактёра, которому Мандельштам посвятил одно из своих поздних стихотворений.
Ответ: Чаплин

17: «Суровость» этого русского поэта должна сочетаться с ребячеством француза Поля Верлена в одном из стихотворений Мандельштама.
Ответ: Тютчев

18: Какой памятник московской архитектуры наделяется эпитетом «разбойный» в одном из стихотворений Мандельштама.
Ответ: Кремль

19: Время года, которое приветствует лирический герой в стихотворении «Вы, с квадратными окошками, невысокие дома...»
Ответ: зима

20: Этой профессией занимается афинский драматург Софокл в стихотворении Мандельштама «Где связанный и пригвождённый стон...»
Ответ: лесоруб

21: С этой мифической рекой сравнивается Россия в стихотворении «Декабрист».
Ответ: Лета

22: Название стихотворения Мандельштама о Первой мировой войне.
Ответ: Зверинец

23: Фамилия известного русского политического деятеля начала XX века, которого требует распять революционный солдат, в одном из стихотворений Мандельштама.
Ответ: Керенский

24: Герой сказки Г. Х. Андерсона, которому Мандельштам посвящает одно из своих стихотворений.
Ответ: Щелкунчик

25: Город в Грузии, который сниться лирическому герою одного из стихотворений Мандельштама.
Ответ: Тифлис

26: Финское озеро, которому посвящено одно из стихотворений Мандельштама.
Ответ: Сайма

27: К этому предмету, которой можно обнаружить на морском берегу, обращается лирический герой одного из стихотворений Мандельштама.
Ответ: раковина

28: Этого «диктатора-выродка» Мандельштам упоминает в своём стихотворении Рим.
Ответ: Муссолини

29: Этим стихотворным размером написано стихотворение Мандельштама «И я выхожу из пространства».
Ответ: амфибрахий

30: Эти игрушечные звери «глазами страшными глядят» в одном из ранних стихотворений Мандельштама.
Ответ: волки

kupidonia.ru

Словарь поэтических терминов

Этот краткий словарь составлен на основе поэтического словаря А.П. Квятковского и содержит информацию по  основному разделу теории литературы — поэтике. Науке,  которая изучает выразительные средства, жанры и формы поэзии и прозы. В наш словарь помещены термины, относящиеся главным образом к теории поэзии и встречающиеся в курсе литературы средней школы.

Акцентный стих, или ударник -

форма тонического стихосложения; стих, в котором регулируется только число ударений.

Аллитерационный стих -
преимущественно акцентный стих с системой обязательных (в зависимости от национальной традиции) звуковых повторов.

Аллитерация -
повторение согласных звуков, чаще в начале слов; является организующим элементом стиха.

Амфибрахий
(греч. amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х стопный.

Анаколуф
синтаксическая несогласованность членов предложения.

Анакруза
безударные слоги в начале стиха до первого ударения.

Анапест
(от греч. anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный.

Анафора
(греч. anaphora, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."

Антитеза
(от греческого antithesis - противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я червь, - я бог!")

Аритмия
нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.

Ассонанс 
(франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (например: "огромность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.

Астрофичность
свободное расположение рифмованных метрических стихов.

Белый стих
нерифмованный метрический стих.

Буколика
общее название двух часто смешиваемых родов античной "пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от заглавия цикла стихов Виргилия.

Былинный стих
тонический стих, которым создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях. Различают формы былинного стиха:

  •  фразовик - дисметрический интонационно-фразовый свободный стих;
  •  тактовик - метризованный интонационно-тактовый стих;
  •  акцентный стих - чаще всего трехударный с одно-двусложной анакрузой и двух-трехсложной клаузулой, с объемом межударных интервалов от одного до трех слогов.
Венок сонетов –
поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.

Верлибр –
(франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза…" А. Блока)

Вирши –
первоначально - духовные, а затем и светские стихи в России 16-18 веков; силлабические двустишья, скрепленные рифмой.

Внутренняя рифма –
созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов.

Вольный стих –
обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.

Гекзаметр –
стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским.

Дактиль –
(греч. daktylos, буквально - палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.)

Двустишье –
простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши.

Девяти-десятистишье (децима) –
виды строф из (соответственно) девяти, десяти стихов с разнообразными системами рифмовки.

Дипиррихий –
двойной пиррихий.

Диссонанс –
неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.

Дифирамб –

  1. Первоначально - хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее - литературная форма, близкая к гимну и оде.  
  2. Преувеличенная похвала.

Долгий слог –
в античном стихосложении слог двойной длительности, равный двум морам, в отличие от краткого, равного одной море.

Доля или такт –
сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.

Дольник –
русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов.

Звукопись –
фонетическая инструментовка стиха.

Идиллия –

  1. в античности - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 
  2. ироническое - мирное беззаботное существование.

Инверсия ритмическая –
несовпадение ударного слога с метрическим акцентом.

Инверсия синтаксическая –
неправильный порядок расположения членов предложения.

Интонация поэтическая –
средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.

Катрен –
четверостишье с законченной мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой рифмовки.

Клаузула –
(лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:

  • мужская - огневой
  • женская - огневою
  • дактилическая - огневеющей 
  • гипердактилическая - огневеющею

Кольцо –
звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.

Константный ритм –
ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом.

Краткий слог –
слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море.

Лимерики –
особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки (а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая).

Магистрал –
заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.

Метр –

  1. В античном понимании - длительность звучания стопы; 
  2. Основа звукового ритма стиха, дающая возможность предсказать появление определенных звуковых элементов на определенных позициях.
Метрика –
  1. Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной системе стихосложения; 
  2. Учение о строении стихотворной строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

Многосоюзие –
избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску.
Противоположная фигура - бессоюзие.

Монорим –
стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.

Напевный стих –
один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

Народный стих –
тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).

Одиннадцатисложник –
силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.

Октава –
восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.

Опорный согласный –
согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.

Параллелизм –
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

Парцелляция –
интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Н

blog.nextcamp.ru

Греция — Википедия

Греческая Республика
греч. Ελληνική Δημοκρατία
Девиз: «Ἐλευθερία ἢ Θάνατος (Свобода или смерть)»
Гимн: «Гимн свободе (Ύμνος εις την Ελευθερία)»
Дата независимости 25 марта 1821 года как Первая Греческая республика (от Османской империи)
Официальный язык греческий
Столица Афины
Крупнейшие города Афины, Салоники, Патры, Ираклион, Лариса
Форма правления парламентская республика[1]
Президент Катерина Сакелларопулу
Премьер-министр Кириакос Мицотакис
Спикер парламента Никос Вуцис
Гос. религия православие
Территория
 • Всего >131 957 км² (95-я в мире)
 • % водной поверхн. 0,86
Население
 • Оценка (2018) ↘ 10 741 165[2] чел. (75-е)
 • Плотность 81 чел./км² (90-я)
ВВП (ППС)
 • Итого (2019) 326,7 млрд[3] долл. (57-й)
 • На душу населения 30 522[3] долл. (47-й)
ВВП (номинал)
 • Итого (2019) 224,033[3] долл. (52-й)
 • На душу населения 20 930[3] долл. (38-й)
ИЧР (2019) ▲ 0,872[4] (очень высокий; 32-е место)
Названия жителей грек, гречанка, греки
Валюта евро[5] (EUR, код 978)
Интернет-домены .gr, также .eu[6]
Код ISO GR
Код МОК GRE
Телефонный код +30
Часовой пояс EET (UTC+2, летом UTC+3)
Автомобильное движение справа[7]

Гре́ция (греч. Ελλάδα [eˈlaða] слушать, в древности — греч. Ελλάς [eˈlas] слушать), официально — Гре́ческая Респу́блика (греч. Ελληνική Δημοκρατία [eliniˈci ðimokraˈti.a]) — государство в Южной Европе. Входит в Евросоюз и НАТО. Население — 10,8 млн чел. (на 1 января 2017 года, по оценкам Евростата), площадь территории — 131 957 км². Занимает 84-е место в мире по численности населения и 95-е по площади территории.

Столица — город Афины. Государственный язык — греческий.

Унитарная, парламентская республика. В марте 2015 года пост президента занял Прокопис Павлопулос. Подразделяется на 13 регионов.

Страна расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским (включая Икарийское и Фракийское моря) морем на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями.

Имеет сухопутную границу с Албанией на северо-западе, Северной Македонией и Болгарией на севере, с Турцией на северо-востоке.

Около 98 % населения исповедует православие.

Современная Греция — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии[8] и западной философии[9], основных принципов физико-математических наук, театра[10] и современных Олимпийских игр[11]. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира[12].

Греция — индустриально-аграрная страна. Объём ВВП за 2011 год составил 294,339 миллиардов долларов США (около 24 543 долларов США на душу населения). Денежная единица — евро.

Независимость страны провозглашена 25 марта 1821 года. До этого она входила в состав Османской империи.

Самоназвание греками своей страны — «Эллада» (греч. Ελλάδα) или «Эллас»[13]. Слово «Греция» имеет латинское происхождение и в греческом языке не используется. Изначально название области в южной Фессалии — Фтиотиден, постепенно распространилось на всю Грецию. С принятием термина эллин общим для обозначения всех греков, Эллада стала собирательным именем для всей материковой Греции, а затем и всей Греции, включая архипелаги, острова и области в Малой Азии (в противоположность исторической Великой Греции, расположенной в Южной Италии) В. Щеглов, В. Арчер. Словарь античности. Москва, ACT, Астрель, 2005, стр. 394.

В настоящее время в Греции слово Эллада является официальным самоназванием, а слова грек или Греция (лат. Greco, Greek, Greece) не признаются населением и употребляются только в общении с иностранцами. В других странах Эллада часто служит синонимом понятия Древняя Греция.

Государственный флаг — 9 бело-голубых полос с крестом — соответствуют девяти слогам национального девиза — «Свобода или смерть». Первый национальный флаг был создан в 1821 году генералом Александром Ипсиланти — красный с белым крестом. С 1833 года красный цвет был заменён голубым.

Государственный герб — голубой щит с белым крестом в обрамлении двух оливковых ветвей как символы ведущей религии в Греции — православия.

Гимн Греции с 1860 года — «Гимн свободе», написанный основателем новогреческой поэзии Дионисиосом Соломосом в 1823 году и положенный на музыку первым заметным новогреческим композитором Николаосом Мандзаросом.

Греческие территории и колонии периода Архаики.

Греция считается колыбелью западной цивилизации. В период около 3 тысяч лет до нашей эры на острове Крит возникла высокоразвитая минойская цивилизация, культура которой впоследствии распространилась и на материк. За ней последовала эпоха крито-микенской или эгейской цивилизации. Позже возникли греческие полисы, а также античные колонии Северного Причерноморья, Великой Греции и Малой Азии. Культурный уровень развития распространялся на весь средиземноморский регион, что нашло отражение в архитектуре, театре, науке и философии.

Полисы Афины и Спарта сыграли ведущую роль в победе над Персией, однако позже сами были побеждены Фивами, а впоследствии и Македонским царством. Последнее, под руководством Филиппа II Македонского и его сына Александра Великого, достигло чрезвычайной мощи, которая была предвестницей начала эпохи эллинизма. Однако Македония была уничтожена римлянами в 146 году до нашей эры, и Эллада стала зависимой от Римской республики.

Дальнейшее взаимовлияние эллинской и римской культур формализуется в культуре Византийской империи. Она оставалась основным культурным центром на протяжении тысячи лет, до своего падения под натиском Османской империи 29 мая 1453 года. Во времена османского владычества существовала система османских миллетов, помогавшая православным грекам сохранять свои традиции на протяжении 4 веков и способствовавшая их сплочённости на основе религии, которая сыграла важную роль в формировании современного греческого самосознания.

Новогреческий период[править | править код]

Свою независимость от Османской империи Греция получила в 1830 году, после национально-освободительной войны 1821—1829 годов. Первым президентом независимой Греции стал Иоанн Каподистрия, однако вскоре в Греции была установлена монархия и на престол был приглашён несовершеннолетний Оттон Баварский из династии Виттельсбахов. Восстание 3 сентября 1843 г. заставило короля Оттона предоставить Конституцию и основать представительское Национальное собрание. В 1863 году Оттон был свергнут, а на греческий престол был приглашён датский принц Вильгельм, который стал Георгом I. В честь его коронации Великобритания подарила Греции Ионические острова. В 1877 году по инициативе Харилаоса Трикуписа, наиболее яркой фигуры греческой политики того времени, король был лишён права влиять на Национальное собрание путём выдвижения вотума недоверия премьер-министру страны.

После завершения Балканских войн 1912—1913 годов Греция значительно расширила свою территорию. В последующие годы политическая борьба между королём Константином I и премьер-министром Элефтериосом Венизелосом расколола греческое общество накануне Первой мировой войны. После завершения последней Греция вступила в войну с Турцией, возглавляемой тогда Мустафой Кемалем Ататюрком. Эта война привела к потере Грецией части территории и массовому обмену населением между двумя странами в рамках подписанного 24 июля 1923 года Лозаннского мирного договора.

28 октября 1940 года фашистская Италия потребовала от Греции предоставить плацдарм для размещения своих сил, на что премьер-министр Иоаннис Метаксас отказал категорическим «нет», понимая, что теперь война для Греции становится неотвратимой. Хотя немецкие войска были выведены с территории страны в 1944 году в результате наступления советской армии в направлении Югославии, с 28 октября 1942 года в Греции празднуют день ответа «Нет» на ультиматум стран оси Италии и Германии как общенациональный праздник — день Охи (Όχι с греч. — «нет»).

В Гражданской войне 1946 года Коммунистическая партия Греции потерпела поражение. В 1949 году в Греции восстановлена монархия, которая была окончательно отменена 21 апреля 1967 года, после военного переворота «чёрных полковников», поддерживаемых Соединёнными Штатами Америки. После свержения военной хунты в 1975 году была принята новая Конституция, в страну из Парижа вернулся предыдущий премьер-министр Константинос Караманлис, а по результатам всенародного референдума монархия была упразднена и Греция стала парламентской республикой. В противоположность Новой демократии Караманлиса Андреас Папандреу основал ПАСОК; эти партии и сейчас остаются наиболее влиятельными в стране.

В 1980 году Греция повторно присоединилась к военному союзу НАТО (в 1974 году она вышла из него в знак протеста против оккупации северного Кипра). Членом Евросоюза Греция стала 1 января 1981 года.

В декабре 2008 года в Афинах вспыхнули массовые беспорядки, которые быстро охватили и всколыхнули всю Европу. Причиной беспорядков было давно нарастающее недовольство экономическим положением, которое значительно осложнялось в связи с начавшимся в том же году Всемирным экономическим кризисом. Поводом к развёртыванию массовых акций протеста, которые нередко перерастали в погромы и беспорядки, стало убийство 6 декабря 15-летнего подростка патрульным афинской полиции. С весны 2010 года настоящим испытанием для правительства стали почти непрерывные общенациональные забастовки, беспорядки и теракты[14].

25 января 2015 года были проведены внеочередные парламентские выборы. Победу одержала Коалиция радикальных левых (СИРИЗА), за которую проголосовало 36,34 % избирателей[15]. Из 300 мест в парламенте Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) получила 149 мест.

Греция — унитарное государство, состоящее из 52 административных единиц — областей (номов). В 1983 году законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путём прямых выборов.

Действующая Конституция вступила в силу 11 июня 1975 года. По форме правления Греция — парламентская республика. Политический режим демократический.

Законодательная власть принадлежит Парламенту, однопалатному представительному органу, который избирается путём всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В его состав должно входить не менее 200 и не более 300 человек. Палата собирается один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. В начале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии в целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений. Законодательная деятельность осуществляется, как правило, в ходе пленарных заседаний. Однако часть законопроектов рассматривается и принимается на секциях, число которых не может превышать 2. Конституция определяет, по каким вопросам законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций. Законопроекты, принимаемые парламентом, должны быть ратифицированы президентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.

Глава государства — Президент, который избирается парламентом сроком на 5 лет. Конституция наделила президента широкими полномочиями, возложив на него осуществление исполнительной власти. Президент назначает премьер-министра и по его рекомендации назначает и отзывает других членов правительства. По заключению Совета республики — консультативного органа, который образуется при Президенте в предусмотренных Конституцией случаях, президент может сместить правительство, если оно утратило доверие парламента. В исключительных случаях он председательствует в Совете министров. Президент созывает парламент на очередные сессии один раз в год и на чрезвычайные, когда найдёт нужным. Он вправе отложить проведение парламентской сессии на срок до 30 дней. В полномочия президента входит также утверждение и промульгация законов, принятых парламентом, и возможность возвратить проект закона в парламент для повторного рассмотрения. Президент может назначать референдум и направлять послания нации. Наконец, он является главой вооружённых сил. Помимо этого президент осуществляет ряд прав с министерской контрасигнацией. К их числу относятся право представлять страну во внешних сношениях, объявлять войну и заключать мир, а также право распускать парламент, если он после 3 голосований не может избрать Президента или когда парламент находится в разногласиях с общественным мнением либо не может обеспечить стабильность правительства.

В марте 1986 года была принята серия поправок, лишивших Президента ряда важных полномочий, в том числе права смещать премьер-министра. Распустить парламент он может только в том случае, если отставка 2 правительств подряд показывает отсутствие политической стабильности. Ограничено его право объявлять референдум, а право провозглашать чрезвычайное положение передано парламенту.

Исполнительная власть осуществляется правительством Греции, которое состоит из премьер-министра и министров (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, получившей большинство мест в парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесёт присягу, правительство должно поставить вопрос о доверии перед парламентом. Палата депутатов вправе «взять обратно своё доверие» правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6 месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана по меньшей мере 1/6 частью депутатов. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершённые при выполнении своих функций, согласно положениям законов об ответственности министров.

Местное самоуправление в областях осуществляют губернаторы (греч. Περιφερειάρχης), вице-губернаторы (греч. αντιπεριφερειάρχες) и областные советы (греч. περιφερειακό συμβούλιο) избираемые населением. Местное самоуправление в номах осуществляют префекты (греч. Νομάρχης) и советы номов (греч. Νομαρχιακό συμβούλιο). Местное самоуправление в каждом из муниципалитетов осуществляют мэр (греч. Δήμαρχος), муниципальный совет (греч. Δημοτικό Συμβούλιο) состоящий из 15—20 муниципальных советников (греч. Δημοτικοί Σύμβουλοι).

Верховной судебной инстанцией является Ареопаг (Άρειος Πάγος), суды апелляционной инстанции — эфетии (Εφετείο), суды первой инстанции — первые суды (Πρωτοδικείο), низшее звено судебной системы — мировые суды (Ειρηνοδικείο), высшая судебная инстанция административной юстиции — Государственный совет (Συμβούλιο της Επικρατείας), суды апелляционные инстанции административной юстиции — административные эфетии (Διοικητικό Εφετείο), суды первой инстанции административной юстиции — административные первые суды (Διοικητικό Πρωτοδικείο).

Политические партии[править | править код]

Профсоюзы[править | править код]

Крупнейший профсоюзный центр — Всеобщая конфедерация труда Греции (Γενική Συνομοσπονδία Εργατών Ελλάδας). Однако в годы экономического кризиса Всерабочий боевой фронт Греции (ПАМЕ; Πανεργατικό Αγωνιστικό Μέτωπο) — связанное с Коммунистической партией Греции профобъединение — приблизился по численности к миллиону человек. Крупнейшая конфедерация профсоюзов госслужащих — АДЕДИ (Ανώτατη Διοίκηση Ενώσεων Δημόσιων Υπαλλήλων).

Также существуют Союз уборщиков и дворников (секретарь — Константина Кунева) и анархо-синдикалистские профсоюзы.

ru.wikipedia.org


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.