Молчание стихи тютчева


Федор Тютчев - Silentium (Силентиум, Молчание): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..
_______________
* Silentium — Молчание! (лат.)

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

Тютчев стал известен благодаря своим стихотворениям в жанре пейзажной лирики. Но в ранний период творчества он обращался к философским и глубоко личным темам. Эти произведения писались исключительно для себя, поэт не стремился к литературной известности и не пытался опубликовать свои творения. Лишь поддавшись уговорам друзей, Тютчев решился издать некоторые ранние стихотворения. Одним из них было стихотворение «Silentium!», опубликованное в 1830 г. Считается, что написано оно было гораздо раньше. Стих выдержал несколько серьезных авторских правок. Тютчев опасался передать на суд публике некоторые сугубо личные размышления.

Латинское название произведения (в пер. – «молчи», «молчание») сразу же указывает на склонность автора к романтизму, который являлся на тот момент доминирующим направлением в искусстве. Ему был присущи мотивы неудовлетворенности окружающим миром и одиночества лирического героя. Эти мотивы четко прослеживаются в стихотворении. Автор обращается к воображаемому собеседнику с призывом скрывать свои истинные чувства от остального общества. Этот монолог можно считать откровенным разговором Тютчева с самим собой. Сокровенные мечты человека являются его высшей ценностью. Автор сравнивает их со «звездами в ночи», которыми можно только безмолвно любоваться.

Внутренний мир человека уникален и неповторим. Интимные переживания невозможно выразить в словах, а тем более передать другому. Мысли чисты и совершенны, они являются высшим даром природы. Слова — лишь слабое отражение человеческой мысли, они значительно ее искажают и меняют первоначальный смысл на прямо противоположный («мысль изреченная есть ложь»). Поэтому молчание – единственный выход для человека, который хочет сохранить целостность своих сокровенных размышлений.

Внутреннее душевное богатство позволяет человеку существовать независимо от окружающего мира, только этому необходимо научиться. Способность к самосозерцанию и самосовершенствованию – особое качество человека, отличающее его от животного мира. «Наружный шум», который символизирует бессмысленную суету толпы, может повредить гармонию внутреннего мира. Человек должен тщательно беречь свою индивидуальность. В сочетании с молчанием это откроет перед ним все тайны мироздания.

Стихотворение «Silentium!» очень важно для понимания внутреннего мира Тютчева. Можно предположить, что поэт стал по преимуществу «певцом природы» потому, что не хотел больше делиться с окружающими своими философскими размышлениями.

rustih.ru

Тютчев Молчание

Федор Иванович Тютчев за время своей деятельности создал большое количество произведений. По примерным подсчетам их насчитывают не менее четырёхсот. Многие критики того времени и современности считали данного автора достоянием российской литературы и восхищались его изысканными творениями. Первые стихотворения Федор начал писать достаточно рано и создавал их до самой кончины. Одно из направлений написания стихов – это философская лирика.

История возникновения шедевра «Молчание»



Создано стихотворение Федором Ивановичем Тютчевым в конце 1829 или начале 1830 года. Размещалось оно трижды в различных средствах информации. Впервые стих увидел свет спустя три года после его создания, а именно – в марте 1833 года. Напечатала шедевр газета «Молва», в 33 своем выпуске. Следующая публикация увидела свет в 1836 году в журнале «Современник», которым руководил Александр Сергеевич Пушкин. Третья публикация также была сделана в «Современнике».

Произведение «Молчание» нравилось многим литературным деятелям того времени. К примеру, оно было одним из самых любимых у Л.Н. Толстого. Именно данный мировой писатель включил шедевр в список стихов, которые обязательно должен прочесть каждый человек. В сборнике Толстого стих «Молчание» было отмечено буквой Г, указывающей на широкую философскую мысль, а также присутствие особенной глубины лирического направления. Следует отметить, что произведение пришлось по душе и Менделееву, который даже цитировал его в предисловии к известной на весь мир таблице.

Иное название шедевра «Молчание» - это «Silentium», которое в переводе с латыни обозначает тишину. Многие критики того времени и современности выдвигали и выдвигают предположения возникновения такого названия. Некоторые исследователи утверждают, что слово пошло с Германии, где в момент написания находился Ф.И. Тютчев. Такое слово использовалось коренными жителями для того, чтобы привлечь гостей перед озвучиванием тоста, а также призыву студентов в учебных заведениях соблюдать тишину во время выступления преподавателя.

Вышеописанное толкование не понаслышке знакомо Ф. И. Тютчеву. Ведь автор с 22-го года находился и служил в качестве посла в Мюнхене (Бавария). Он работал в госколлегии по иностранным делам и весьма часто посещал различные лекции, сформированные на базе местного университета. Название «Silentium» призывает читателя к сосредоточиванию на сюжете и мысли произведения, а также к полной концентрации внимания на строках.

Анализ шедевра «Молчание»



Произведение можно смело отнести к лирике с философской направленностью, которая была присуща многим стихам Ф.И. Тютчева. Лирика произведения «Молчание» раскрывает изысканный романтический и значимый смысл. Жанр шедевра – лирика.

Многие критик и исследовали данное произведение понимали по-разному. К примеру, известный на весь мир исследователь по фамилии Тынянов назвал произведения автора лирическим элементом. Здесь отслеживаются различные ораторские, дидактические интонации, имитирующие речи, связанные с Цицероном и многими философами античности. Именно такие шедевры любил Федор Иванович Тютчев.

Главная тематика произведения «Молчание» — это описание образа вечного противостояния между внешним миром (природой) и особенной душевной жизни практически каждого человека. Многие критики прошлых лет и современности отмечают, что практически во всех произведениях автора отслеживается изысканный дуализм, а также достойная полярность в мироощущениях.

Особенности первой строфы



Особенные ощущения и явления передаются поэтом для читателя совместно с антиподом. Именно такую схему построения имеет и шедевр «Молчание». Первая часть шедевра представляет собой своеобразное обращение лирического героя к невидимому собеседнику, который, возможно, является его другом. Некоторые критики считаю, что автор обращается к самому себе. Сюжет произведения переносит действия из внешнего мира во внутренний духовный мир человека. Строки настойчиво убеждают читателя.

Чтобы передать особенную энергию и изысканный волевой напор, Федор Иванович Тютчев использует глаголы, имеющие повелительное наклонение. К примеру, молчать, скрываться, таять. Фразы в первой строфе построены особенным образом – они соединены в единое предложение.

Именно первая строфа позволяет смотреть за противостоянием как внутреннего, так и внешнего мира. Первый вариант автор соотносит с ночным временем, а особенные ощущения и присутствующие у человека мечты сравнимы с присутствующими на небе безмолвным звездным небом. Такие особенные сравнения позволяют максимально качественно передать романтику в произведении, обозначающую приметы жизнедеятельности души. Это и тонкость, и исключительная неуловимость, и смутность. Все эти ощущения навевают у читателя особенные мыли, желания, думы и грезы о хорошем.

Следует отметить, что используемые чувства и мечты имеют своеобразную автономность и исключительную значительность. Каждое явление живет своей жизнью. Таким образом, Ф.И. Тютчев старается показать, что в определенные жизненные моменты человек не в силах разобраться в своих ощущениях. С таким выводом заканчивается первая строфа шедеврального творения.

Особенности строк во второй строфе



Вторая строфа шедевра «Молчание» представляет собой специфическое обращение внутреннего мира человека к внешним явлениям. Спустя несколько строк вопрос исходит уже из внешнего мира к душе человека.

Используемый в произведении энергетический напор, а также настойчивость постепенно сменяются особенно холодным рассуждением, подтверждающимся логическим пояснением. Первым делом автор ставит перед читателем риторические вопросы, которые переполнены сомнения о необходимости создания плодотворного контакта души человека и внешнего мира.

Повседневная душевная жизнь сравнима с незамутненными ключами. Это особенность шедевра еще раз подчеркивает использование автономности в строках. А также прихотливости. Присутствующие ощущения и особенные переживания практически полностью владеют человеческой личностью, подчиняют внешнее поведение. Это указывает на очевидное мироощущение самого автора.

Ф. И. Тютчев указывает на то, что человек не в состоянии самостоятельно передать свои ощущения и мысли. Он отмечает, что сознание и речь, разделены воображаемой пропастью, которую не так уж и просто преодолеть. Эта особенность является одним из типов законов, используемых во время человеческого общения. Во второй строфе присутствуют особенные выводы, которые требуют восприятия поступающей информации таковой, какая она есть. Данная особенность указывает на самодостаточность, присутствующую у лирического героя. Согласно мнению Ф.И. Тютчева, человеческая сущность – это большой мир, имеющий бесконечное сознание и душу.

Выразительные средства



Федор Иванович Тютчев имеет особенную тонкость слуха, именно эту особенность он желает развить и в лирическом герое. Только такие личности способны насладиться особенным «пением», которое льется в душе. Внешний мир, окружающий человека с доисторических времён весьма прост и понятен.

Главная идея произведения перекликается с исключительными основными идеями многих литературных деятелей того времени, к примеру, с В.А. Жуковским.

Композиция произведения «Молчание» подразделяется на три отдельные части (три определенные строфы). Каждая часть имеет свой особенный смысл, интонацию, а также синтаксические и музыкальные особенности. Связь отдельных эпизодов сопровождается лишь развитой лирической мыслью, которая и соединяет весь сюжет воедино. Главная особенность – это настойчиво повторяющиеся рифмовки, подчеркивающие единство сюжета.

Стих «Молчание» написан четырехстопным ямбом. Сюда также включены амфибрахии, секстины. Основа написания строк – это рифмовка парного типа словосочетаний. В данном стихе весьма скромно используются выразительные средства. Это и эпитеты, и сравнительные метафоры, и афоризмы.

Вывод

Стихотворение «Молчание» — это прощание Фёдора Ивановича с иллюзиями молодости, это смутное чувство тревоги, это попытка разобраться в собственной душе. Молодой автор будто боится признаться самому себе в собственном благополучии, и осторожно приказывает оставаться с собственными чувствами и мыслями наедине.

Это очень лиричное и интимное произведение, где Тютчев словно пророк даёт себе советы и задаёт вопросы, зная ответы за ранее. Такая философия — это ключ к разгадке о великом таланте нашего соотечественника, жившего в XIX веке и оставившего такое наследие, которое остаётся актуальным и в наши дни.

gfom.ru

«Silentium!» («Силентиум») анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, композиция, лирический герой

Стихотворение “Silentium!” подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в его творчестве. Краткий анализ “Силентиум” по плану можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трехчастная, причем сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”. Все они

Жанр – это философская лирика, которая, со свойственной Тютчеву неоднозначностью, раскрывает тему взаимопонимания людей или его отсутствия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры“встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты“в душевной глубине”

Сравнение“как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.

История создания

О точной дате написание стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.

Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается еще один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в свое время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Тема

Посвящен стих теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие идеи, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скрепленное общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трехчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет все-то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом композиция своеобразно закольцовывается.

Жанр

По жанру стихотворение является философской лирикой. Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырехстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

Средства выразительности

Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие как:

  • Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.
  • Эпитеты “в душевной глубине”
  • Сравнение “как звезды в ночи”, “мысль изреченная”, “целый мир”, “таинственно-волшебные думы”, “дневные лучи”.

Одна из строчек этого стихотворения – “Мысль изреченная есть ложь“- быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 96.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения «Силентиум!» («Silentium!», «Молчи!»)

Нам известно, что Федор Тютчев писал свои произведения только для себя, и таким образом он формулировал то, что чувствовал и о чем думал. Автор не стремился к литературной славе, так как долгое время был дипломатом и серьезным государственным деятелем. Один из его приятелей настоял на том, чтобы поэт опубликовал свои стихи, считая их действительно замечательными и стоящими внимания. Одним из первых его публикаций стало как раз произведение с названием «Silentium», которое принесло славу начинающему поэту и опытному дипломату.

История создания

Данное произведение появилось в 1830 году, но также существует мнение, что оно было написано раньше. Стихотворение носит название «Silentium», что в переводе с латинского означает «Молчание». Тютчев много раз изменял это произведение, так как для него оно было слишком личным.

Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого интересного стихотворения. Поэт был действительно влюблён в свою избранницу и считал себя по истине счастливым.

Несмотря на это, его не покидало невыносимое чувство беспокойства и тревоги. Поэтому, само стихотворение посвящено именно осмыслению предчувствия приближающейся беды, попытке выяснить, почему у него появляется чувство беспокойства. Кроме того, Тютчев был сдержанным и закрытым человеком, и многие дамы могли принять его спокойствие за холодность. Чтобы убедить невесту в обратном, он написал эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом. Так избранница лучше поняла его стеснительную душу.

Жанр, направление и размер

Произведение Тютчева «Молчи» кажется сложным для восприятия, ведь, как уже было отмечено, Фёдор Иванович писал стихи только для себя, и соответственно, только он знал смысл слов, написанных им. По жанру данное произведение имеет название «лирическое стихотворение», что означает отсутствие сюжета, действующих лиц, и выражается ясностью и краткостью содержания.

Данный текст – чистейшая философская лирика, посвященная размышлениям человека над вечной темой. В данном случае – о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешних посягательств любопытного окружения. Чтобы жить в гармонии с собой, нужно таить чувства и мысли от посторонних.

Стихотворный размер произведения — это четырехстопный ямб (с включением анфибрахия), для его получения автор использовал парную рифмовку и небогатую рифму. В таком виде стихотворение лучше воспринимается и хорошо запоминается. Воздержанность в оформлении показывает идею автора о том, что не так важен внешний вид произведения, как внутренний посыл и смысл.

Композиция

Стихотворение по структуре делится на три части – три строфы. Композиция кольцевая: автор начинает и заключает послание одним и тем же призывом к молчанию.

Поэт противопоставляет внешний и внутренний миры: в первой строфе он описывает, что в души мысли и чувства подобны звездам, а во второй уже упоминает, что «мыль изреченная есть ложь». То есть, в зависимости от нахождения в одном из миров, наши эмоции и убеждения меняют качество: то они были красивы и таинственны, то превратились в ложь.

Третья строфа посвящена подведению итогов столкновения: слова портят мысли, а не выражают их. Если чем-то дорожишь, скрой это в своей душе.

Образы и символы

Произведение Тютчева «Силентиум» носит характер призыва героя к неоднократному действию — молчанию. Таким образом, он обращается к самому себе, к своему собственному сердцу. В первой строфе сложно понять, почему же он должен молчать и скрывать свои чувства, наоборот, их нужно показывать и ими восхищаться. Но во второй строфе мы видим, что лирический герой откровенно противостоит окружающим. Здесь он показывает нам, что люди не способны понять чувств другого человека. Более того, сама мысль перестает быть правдой, когда наши уста искажают ее сакральную суть. Лирический герой предстает зрелым и честным мыслителем, который познал одну из тайн бытия и теперь делится с нами ее сутью.

Стихотворение «Молчи» не богато образами, но все же они есть:

  • Звезды в ночи – мысли и чувства, скрывающиеся в недрах души и сумерках молчания. Этот образ весьма точно передает содержание, ведь звезды днем никто не видит, как и те эмоции и умозаключения, которые покинули пределы внутреннего мира.
  • Взрывая, возмутишь ключи – это отражение попытки высказать свои чувства и мысли. Они подобны взрыву, который предпринимает человек, чтобы дотянуться до подземных вод и черпать из источника. Но своими действиями он лишь портит воду, как и тот, кто пытается показать миру свою подноготную. Только у него в душе она прекрасна и правдива, но за ее пределами она опошлится и потеряет суть.

Темы и проблемы

  • Основная тема этого произведения – необходимость сохранения и защиты внутренних ощущений и мыслей от внешнего воздействия. Оборона внутреннего мира происходит путём молчания, и «невысказывания» своих сокровенных переживаний кому-либо.
  • Тютчев также пишет о том, что людей разделяет разница восприятия, то есть поднимает тему индивидуальности. Познание мира — это явление исключительно индивидуальное, и нет смысла говорить о своих познаниях другому человеку, ведь что истина для одного, то ложь для другого.
  • И еще одна тема – самодостаточность и независимость личности. Для достижения полного удовлетворения от своих внутренних ощущений, людям не нужно показывать их, делиться ими с кем-то, чтобы получить положительный отзыв, или одобрение. Человек, который уверен в своих чувствах, не нуждается в посторонних комментариях

Проблематика этого стихотворения состоит в восприятии обществом проблем другого человека. Во-первых, оно не в силах понять его, во-вторых, любая попытка добиться невозможного чревата замутнением внутренних источников, загрязнению самого себя ложью.

  1. Тютчев поднимает очень серьезный социальный вопрос влияния общественного мнения на личность. Оно уже ранних стадиях искажает то, что человек пытался сказать. Люди не могут понять других и будут лишь лицемерно поддакивать, тем самым снижая ценность сказанного до праздной болтовни.
  2. Несоответствие внутреннего и внешнего миров. Автор говорит о том, что не стоит выставлять свои чувства и переживания напоказ, куда лучше промолчать, ведь уже в формулировке тайны зарождается ложь: сами люди не могут высказать того, что лежит у них на сердце. Они не найдут нужных слов и лишь опошлят содержание своей души.

Основная идея

Главная мысль произведения кроется в самом названии — «Молчание». По мнению Ф.И. Тютчева, именно в нем хранятся самые тайные и сокровенные мечты, желания и чувства человека. Именно так нужно охранять душу от постороннего вмешательства, чтобы сохранить себя и свои думы от пошлости и грязи окружающего мира.

Смысл стихотворения, бесспорно, состоит в том, что окружающим не дано понять то, что чувствует другой человек. Ведь что является верным и истинным для одного, оказывается совершенно неправильным для другого. Кроме того, мы сами не можем правильно высказать свои убеждения, ведь внутренний мир на то и внутренний, что не может быть снаружи. Любая попытка лишить себя внутреннего уединения обернется непониманием.

Средства выразительности

В своём произведении автор использовал огромное количество средств выразительности, которые, на первый взгляд, кажутся не такими примечательными. Тропы, особенно в стихотворении подобного рода, используются для придания тексту яркости и уникальности, а в случае с Фёдором Тютчевым, для большей загадочности.

  1. В тексте используются эпитеты, например, «таинственно-волшебных дум», что придаёт красочности этому высказыванию.
  2. Так же присутствует метафоры, например, «в душевной глубине». Они показывают отношение автора к понятию души, и ее образ.
  3. Но больший смысл автор вложил в стихотворение, передав его через такое средство выразительности как сравнение. Например, «безмолвно, как звезды в ночи». Этим автор передал всю суть своего творения. Звезды светят сами по себе, и не пытаются кому-либо что-то доказать. Они прекрасны в своём роде.
  4. Также мы видим слова высокого стиля, подчеркивающие торжественность и серьезность сказанного («оне», «звезды»).
  5. Кроме того, автор использует афоризмы («Мысль изреченная есть ложь»).
  6. В качестве фонетического художественного средства выступает аллитерация («Их оглушит наружный шум»).

Критика

Основная мысль Тютчева в стихотворении «Молчи» схожа с идеей В.А. Жуковского в отрывке произведения «Невыразимое». Автор говорит о том, что художник не способен передать свои чувства, так как он способен видеть только внешнюю оболочку. Поэтому современники Тютчева были готовы к подобной теме, и стихотворение не вызвало ни особых восторгов, ни резких выпадов.

Например, В.Гиппиус писал о Тютчеве, что в его трудах описывается свобода, но она неясна и невообразима, как и произведения Тютчева, в которых не проясняются понятия «поэт и люди».

В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода… Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет поэтическая тема – «поэт и люди». И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко мрачное стихотворение «Silentium!»…, в котором даны резкие формулы, отделяющие «я» не только от пушкинской «непосвященной» черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения…

Как отмечает Н.Ф. Королева, автору удалось предельно ясно описать сущность внутреннего мира человека:

Таинственно-волшебные думы – это… романтические мечтания, оттенки состояний, подслушивать которые в себе так интересно юному романтическому воображению. В зрелом возрасте они могут вызвать улыбку, но не будут смешны, если были искренними. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают.

Автор: Марина Оганнисян

litrekon.ru

Краткий анализ стихотворения "Силентиум" Тютчева

4 ноября 2019       админ            Просмотров:   1537

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ SILENTIUM (СИЛЕНТИУМ)

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!

Философское стихотворение, которое отражает главный для Тютчева вопрос: возможно ли вообще выразить мысли и чувства словами?

Автор приходит к выводу о невозможности адекватно рассказать свое внутреннее: откровенность возможна лишь в собственной душе.

Слово «Silentium» в переводе с латыни означает молчание: именно к молчанию Тютчев и призывает.

В стихотворении используются эпитеты («душевной», «безмолвно», «изречённая», «таинственно-волшебных», «наружный», «дневные»), метафоры («Мысль изречённая есть ложь», «взрывая, возмутишь ключи»), сравнение «как звёзды в ночи»), олицетворение («Их оглушит наружный шум») и значимый повтор слова «молчи».

Особенно значимо в данном стихотворении употребление риторических вопросов: автор словно ведёт диалог с самим собой.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка смежная.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Silеntium — в переводе с лат. «молчание».
Произведение состоит из трёх строф.

1-я строфа

Убеждение, приказ человеку: «Молчи, скрывайся и таи // и чувства и мечты свои…»

2-я строфа

Объяснение причин молчания: мысли и чувства невозможно точно передать словом, поэтому человек будет не понят:

Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.

З-я строфа

Высказывается мысль: нужно быть в гармонии с собой и держать сокровенное внутри:

Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей.

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: непонимание между людьми.
Идея: сочувствие человеку, обречённому на внутреннее одиночество из-за непонимания.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитет: таинственно-волшебных дум.
⦁ Сравнение и метафора:
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи …

    Метки: Тютчев     

info-shkola.ru

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium» | Литерагуру

Поэзия Федора Ивановича Тютчева – классический образец стихосложения золотого века русской поэзии. Легкость и плавность языковых оборотов, певучесть и музыкальность стиха являются отличительными чертами лирики того периода, которые автор воплотил в своем творчестве. Самым интересным направлением творческой энергии этого поэта считается философская лирика. В частности, исследователей и читателей занимает трактовка знаменитого стихотворения «Silentium» (что в переводе означает «молчание»).

История создания

Ф. М. Тютчев сочинил стихотворение «Силентиум» в 1830 году, но опубликовал впервые только через 3 года в журнале «Молва». Еще через три года произведение заняло почетное место в более престижном издании «Современник», причем печаталось там неоднократно. Лирическое воззвание отметили выдающиеся представители эпохи. Чрезвычайно высоко его оценил, например, Лев Толстой, говоря об исключительной глубине мысли поэта. Писатель тоже вел аскетический образ жизни и полностью воплотил заветы Федора Ивановича.

Любопытно происхождение названия произведения. История создания «Silentium» началась еще в Германии, когда автор служил в посольстве и посещал лекции в Мюнхенском Университете. Там емкое латинское выражение служило призывом к тишине и вниманию, когда начиналось занятие. Тем же словом предваряли тост на студенческих застольях. Именно тогда Тютчев задумался об оригинальном заглавии для своего призыва к молчанию, которое должно сохранить возвышенные помыслы таковыми, а не уронить их в бесчисленных попытках быть понятым.

Жанр и размер

Федор Иванович Тютчев в зрелые годы увлекался трудами древнегреческих мыслителей, поэтому его лирика приобрела философское направление. Жанр «Silentium» так и называется «лирическое стихотворение» (еще его называют фрагментом). Его характеризует краткость, ясность, отсутствие героев и сюжета. Главным объектом внимания художника слова являются его же мысли и чувства. Дидактическая, убеждающая интонация берет свое начало из оды. Она «унаследовала» от этого жанра пафос и напор, которые необходимы для реализации авторского замысла. «Молчи, скрывайся и таи», — властное приказание, что повторяется трижды, надолго оседая в памяти.

Написано произведение секстинами, размер стихотворения «Силентиум» — четырехстопный ямб. Такая форма упрощает восприятие, делает посыл ясным и доходчивым. Предельный аскетизм оформления лишь дополняет авторскую задумку: не нужно производить внешний эффект, главное – иметь богатое внутреннее содержание. Так и «Молчание» не блещет лоском изощренной стилистики, зато пленяет глубиной идеи.

Композиция

Стихотворение «Silentium» состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия. Каждое из них относительно самостоятельно как в смысловом, так и в интонационно-синтаксическом  отношении. Однако развитие лирической темы скрепляет их единое композиционное целое. Из формальных средств автор избирает однородные концевые рифмы. Это точные, мужские, ударные рифмы, которые акцентируют внимание читателя на основных моментах произведения.

  1. В первой строфе лирический герой обращает к читателю пламенную речь с призывом хранить искренние чувства и мысли в глубинах души.
  2. Во второй строфе повелительная интонация становится убеждающей, она разъясняет, почему искренние порывы ума и сердца нужно сдерживать и скрывать. Автор логически доказывает свою точку зрения.
  3. В третьей строфе автор сформулировал угрозу, которая сулит неприятности тем, кто захотел выложить всю свою подноготную:

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!

«Таинственные думы» возвращают мысль к первой строфе, они аналогичны «чувствам и мечтам» , которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, а оттенки состояний души, чувств и грез. Их то и могут «разогнать» лучи и «оглушить» наружный шум.

Тема

  • Целостность внутреннего мира – это основная тема стихотворения «Silentium». Высказывая все и всем, человек только нарушит внутреннюю гармонию. Лучше пребывать в ней и развиваться, чтобы только близкие люди оценили богатства души. Житейская суета, сумятица быта отвлекают человека, его чувственный мир страдает от соприкосновения с грубой действительностью. Поэтому жизнь души не должна выходить за ее пределы, только внутри она сохранит гармонию.
  • Ложь. Молчание обеспечит человеку необходимую чистоту помыслов, незамутненную желанием понравиться и произвести эффект. Изреченная мысль уже имеет корыстное побуждение вызвать определенную реакцию у собеседника, то есть смысл ее искажается в зависимости от интонации и контекста. Поэтому истинное звучание то или иное соображение обретает лишь в голове, а все дальнейшие ее воспроизведения меняют изначальное значение, оно обрастает фальшью.
  • Одиночество. В данном контексте автор призывает человека к уединению во имя созидания. Оно позволяет ему приблизиться к истине на максимально близкое расстояние. В бесконечных разговорах, напротив, любая, даже самая правдивая мысль, становится банальностью.

Основная идея

Лирический герой имеет в виду даже не мысли, а духовную сущность, которую невозможно передать словами. Чувство, заключенное в робу будничного разговора, будет отрывочным, неполным, ложным, ведь не будет выражено в полной мере. Смысл стихотворения «Silentium» в том, что, пытаясь обрушить на людей свои откровения о жизни души, человек не достигнет цели, все испортит и опошлит.

Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Вечная разобщенность людей, которую мы боимся и пытаемся преодолеть, показана автором в этих строках. Изливать душу – не выход, ведь все люди разные и многие просто не способны понять друг друга. В многообразии людей, характеров, типажей заключается прелесть нашего мира, поэтому нельзя считать ее проблемой, подравнивая человека на прокрустовом ложе. Все и не должны понимать одного. Чтобы избежать конфликта, глубины своей души мы можем открывать только очень близкому окружению: семье или закадычному другу. В этой своеобразной избирательности заключается главная мысль Тютчева в стихотворении «Силентиум».

Художественные средства выразительности

Тютчев, как уже было сказано в начале статьи, не делает акцент на форме произведения. Его привлекают лаконичность и простота слога, которые обеспечивают читателю главное – понимание. Витиеватые фразы, конечно, оригинально смотрятся, но не соответствуют идейно-тематическому своеобразию стихотворения. Таким образом, тропы в «Silentium» не бросаются в глаза, а подчеркивают суть написанного. Они заставляют взглянуть между строк и поразмышлять над тем, что выражает автор.

Стих включает в себя нижеследующие изобразительно-выразительные средства: эпитеты («таинственно-волшебных дум»), сравнения и метафоры («Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи…»). «Оне» — лексическая форма, принадлежащая к высокому штилю. Такие слова можно встретить в одах Державина, например. Здесь же оно употреблено, как дань традиции и атмосфере, настраивающей читателя на торжественный лад. Также поэт рождает настоящие афоризмы: «Мысль изреченная есть ложь». Это выражение сегодня можно нередко встретить без привязки к автору, ведь оно стало по-настоящему народным крылатым выражением. Кроме того, Тютчев создает нежную аллитерацию: «Их оглушит наружный шум». Подобный звуковой эффект рождает ощущение шепота.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Анализ стихотворения “Silentium” (“Молчание”) 👍

В 1830 году Тютчев пишет стихотворение “Silentium” (“Молчание”). Ведущая тема “Silentiuma” связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей:

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, Любуйся ими и молчи. Как сердцу высказать себя: Другому как понять тебя: Поймет ли он, чем ты живешь: Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, Питайся ими и молчи.

Лишь жить в себе самом умей Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных

дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, Внимай их пенью – и молчи!..

Это стихотворение описывает душевное одиночество людей и самого поэта. Мысли человека обречены на безмолвие, так же как и “звезды в ночи”. Тютчев пытается сказать, что слова – ничто по сравнению с мыслями. Стихотворением “Silentium…” он как будто предвидел свое молчание и принял его как жизненную, поэтическую программу.

Тютчев пропустил через себя, через всю свою жизнь смысл этого стихотворения. И мне кажется, что именно в этом стиль лирики Тютчева: в том, что он отдается полностью своим мыслям, если

Фет пытался поправить свои мысли чувством меры, содержания и спокойствия, то Ф. И. Тютчев доставал до самой глубины мысли, взрывались эмоции; Фет, анализируя его стихотворение “Итальянская villa”, утверждал: “Художественная прелесть… погибла от избытка содержания”. Но я считаю, что автор в первых 5-6 четверостишиях показывает нам спокойствие и именно им подводит нас к какой-то неясности и жестокости. Гармонии природы, простору Вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца, замершего в тревожном ожидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исход которой – смерть:

Что это, друг? Иль зная жизнь недаром, Та жизнь, – увы! – что в нас тогда текла, Та злая жизнь, с ее мятежным жаром, Через порог заветный перешла? Тема природа в творчестве Тютчева

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание) 👍

Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум

Федор Тютчев – не был с юности поэтом, он даже никогда не задумывался о таком роде деятельности. В свои зрелые года, Тютчев стал и был впоследствии многих лет – дипломатом. Тютчев стал создавать стихотворения, не думая о славе или о том, как бы красивее написать и подобрать слова.

Он просто выражал свои мысли и чувства через строки

в стихах. Стихи выходили красивые, поэтические и даже – иногда романтические, смотря какие мысли и эмоции были в тот момент. Тютчев очень интересный деятель, который смог многого добиться в своем деле, и также – в своем интересном хобби, которое после прославило его на весь свет. Один из его сотрудников по работе, видел его стихи, и ему очень понравились они.

Этот человек упросил Федора Тютчева опубликовать некоторые стихи, хотя бы несколько. Тютчев, сначала нехотя, а потом все же согласился, хотя бы ради эксперимента.

Первое стихотворение, которое было опубликовано в обычных журналах, читающиеся всеми

простыми гражданами, “Силентиум!”. Это произведение переводиться с латинского языка на русский – молчи. Тютчев недаром написал это стихотворение, ведь он многими выражениями и уже самим названием хотел, как бы выразить свое мнение о том, что нужно молчать, что бы то ни стоило.

Потому что чувства и эмоции могут быть кем-то не понятыми, а потому нужно молчать и не говорить о своих настоящих чувствах в данный момент. Произведение очень сильно со стороны философских выражениях и размышлениях о смысле молчания, и для чего это важно так делать.

Именно в 1830 году было опубликовано это произведение, название которого – на латинском языке. Были сведение, что Тютчев написал это произведение в преддверии чего-то плохого, потому душой чувствовал что-то это нехорошее. Тютчев, сам того не зная, стал после немногих лет – самим основателем русского романтизма.

Анализ стихотворения Тютчева Молчание

Федор Иванович (1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения. Тютчев отправляется с рабочим визитом в Мюнхен и остается на 22 года, там он встречает свою будущую жену по имени Элеонора Петерсон.

Его творческое направление: романтизм и русская лирика.

Тютчев написал стих “Молчание” в 1830 году (было мнение, что он посвятил его Элеоноре и, написано оно было намного раньше). Подано стихотворение немного трагично, в нем автор говорит о молчании, о том, что все глубокие чувства следует держать в себе. Он считает, что так безопаснее, для сохранения прекрасного нужно меньше к этому прикасаться, а именно любоваться моментами, удивительными видами.

Автор во 2 абзаце пишет о том, как сердцу высказаться, то есть он хочет озвучить мысль, но как донести ее в нужной форме неясно, как можно получить истинное понимание от других людей, тоже загадка.

Говорится, что слово, сказанное вслух – это ложь, понимать это можно так: все что произнесено вслух, может быть искривлено неправильным пониманием, чистота мысли тогда будет потеряна. Федор Иванович считает, что поняв себя можно обрести счастье, необъятный мир кроется в нас самих, а внешняя суета мешает понять самого себя. Так же автор в последних строчках передает мысли о том, что нужно уважать чужое мнение.

Интересное восприятие окружающей среды у Федора Ивановича. Чувствуется в “Молчании”, что в авторе присутствует страх. К сожалению, у него случилось позже горе, от которого он быстро поседел – умерла Элеонора. Как будто автор боялся потерять счастье и так произошло.

Как и многие, он пытается в своем творчестве найти понимание других людей, желание быть услышанным. Не каждый может проникнуться строчкам.

У автора чуть больше 400 сот стихотворений. Он пишет о природе, о чувствах, о трагедии. Многие его работы вошли в программу школьников различных классов. Посвящает своим любимым женщинам стихи, два посвятил А. С. Пушкину.

У него появилось 9 детей от разных браков. Также Тютчев Ф. И. не получил звание профессионального литератора, он всю жизнь занимался государственной службой. Его авторский период можно разделить категории: в юношеские годы похожи стихи на поэзию предыдущего века, 1820-1840 года лиричные мотивы, и далее более изысканный слог.

10 класс

Анализ стихотворения Силентиум Молчание по плану

lit.ukrtvory.ru

15. Почему Ф. И Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию?

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2020
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
      • ВЫПУСКНОЕ 2020
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 - 2013. Презентации
      • 15.2 - сочинение 2018
      • 15.3 - сочинение 2018
      • 15.2 - сочинение 2017
      • 15.3 - сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)
      • Сочинение 15.3 (2016)
    • Сочинения 2015 года
      • задание 15.1
      • задание 15.2
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.2)
      • задание 15.3
        • По текстам банка заданий
        • Сочинения о войне (15.3)
    • Сочинения 2013 года

www.xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.