Массандра дворец стихи


Стихотворение «Массандровский дворец», поэт Жуков Владимир

Участники Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года не обделили своим вниманием и Массандровский дворец. Его история началась с того, что генерал-губернатора Новороссии граф Михаил Воронцов, поручил французскому архитектору Бушару построить охотничий домик. В сосновом лесу было выбрано уединенное место с живописными скалами и источниками. Но из-за внезапной смерти графа строительство приостановилось. В 1881 году князь С. Воронцов — наследник графа, решил построить свой дворец рядом с церковью Успения Иоанна Предтечи, которая была важным храмом на южном берегу Крыма. Эта местность была выбрана из-за ее удобного географического положения — территория под застройку дворца была «укрыта» скалами и гротами.

 

Через восемь лет массандровское имение купило семейство Романовых для Александра III. Архитектор Месмахер выстроил летнюю резиденцию для императорской семьи в стиле Людовика XIII, часто называемую «Малым Версалем». Однако членам императорской фамилии так и не пришлось пожить в Массандровском дворце, так как Александр III умер через два года после окончания строительства, а наследник династии Николай II решил поселиться в Ливадии.

 

В строительстве, завершенном в 1906 году, архитектору помогали его ученики из петербургского училища. Трехэтажный дворец прекрасно смотрится на склоне горной цепи. Его боковые фасады венчают крепостные башни, а центральный фасад — пирамидальная крыша. Целостно и органично выглядят элементы различных стилей: готического, романского, рококо, классицизма. Они напоминают нам о монументальном времени эпохи Возрождения и Классицизма.

 

В советский период во дворце был открыт санаторий, а с 1947 года он стал правительственной дачей. Как памятник архитектуры XIX века в 1990 году передан музею. Дворец окружает небольшой колоритный парк, мягко переходящий в лес. В планировке массандровского парка использованы рельефные скалы и яркая южная растительность. Ценность парка в чистом воздухе, насыщенном морскими солями и запахом хвойных растений.

 

Крымские дворцы не обделены вниманием взыскательных ценителей архитектуры, памятников истории. Особенно в курортный сезон к ним устремляются потоки туристов, восхищенных величием и красотой этих творений человеческого разума и рук.

 

Поселок Массандра известен и тем, что здесь находится главный офис знаменитого на весь мир научно-производственного аграрного объединения (НПАО) «Массандра», в которое входит ряд винодельческих хозяйств с более чем 4 тысячами виноградных плантаций уникальных сортов, расположенных в долинах и на холмах Южнобережья. Неоднократно столичные чиновники предпринимали попытки по уничтожению, раздроблению НПАО, продукция которого (элитные вина) пользуется повышенным спросом не только в стране, но и за рубежом. В период прозябания Крыма в составе Украины цель у украинских горе-реформаторов однозначна: пустить виноградники под бульдозер, а землю за крупные барыши (сотка стоит не менее 50 тыс. долл.) отдать под застройку торгово-развлекательных центров, частных пансионатов, дворцов, вилл. Поэтому в Симеизе, Гаспре, Кореизе, где еще оставались свободные земли ожидаются «горячие войны» за передел собственности. Дело дойдет и до исторических дворцов. Ведь уже госуправлением по делам президента ( скандально знаменитая ДУСя) уже предпринимались попытки все крымские дворцы взять в свое подчинение и управлении с последующей тихой сапой их приватизацией. Как это произошло с историческими виллами «Камея» и «Миро Марэ», фактически отобранных у санатория имени Н. Семашко, расположенного в Симеизе. Крым для нувориш является своеобразным Клондайком, приумножающих дармовые барыши. К счастью, после возвращения полуострова в "родную гавань!, коварные планы украинского олигархата рухнули. Главное, чтобы они не были реанимированы российскими бюрократами и нуворишами, привыкшими все измерять валютой.

 

г. Ялта

poembook.ru

Массандровский дворец - Прогулки по Вселенной — LiveJournal

Похолодало на улице. Погода словно вспомнила, что зима все еще продолжается. А мы - группа учителей нашей школы - поехали на экскурсию в Массандру, во дворец Александра III. Я много слышал об этом месте, но никогда еще до этого не бывал здесь. Расположился дворец у подножия гор в поселке Верхняя Массандра. До 1992 года это был закрытый объект. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев. Теперь в помещениях первого и второго этажей располагается музей.


Микроавтобус довез нас до Верхней Массандры. Отсюда мы двинулись в путь. Нужно было пройти пешком еще 800 метров.

Поднимаемся по улицам поселка.

Мы уже на территории музея.

Здесь вовсю цветут подснежники, хотя за окном февраль.

Нас встречают каштаны, пихты, секвойи, лавр.

Отсюда хорошо видна Ай-Петри.

Сам дворец построен в стиле необарокко. Заметно, что первым архитектором был француз. Похожие замки стоят в Париже и других городах Франции.

Еще несколько видов дворца с тыльной его стороны.

А это уже парадный вход. Мы заходим во дворец.

Перед нашим приездом во дворце отключили свет. Так что половину экскурсии мы слушали и смотрели в потемках, при свете фонарика.

Парадная. Здесь нас попросили надеть бахилы.

Плитка на полу, как и вся отделка дворца, сохранилась практически неизменной еще со времен Александра III.

Переходим из зала в зал.

Биллиардная.

Самая красивая комната во дворце - столовая.

А это уже приемная Императрицы

Приемная Императора.

Опочивальня.

Покои Императрицы. Здесь включился свет.

Парадная, куда входил сам Император.

Еще несколько снимков комнат дворца, сделанных при другом освещении.

После экскурсии мы еще немного побродили по парку.

Сам дворец по размерам довольно маленький. Но с другой стороны, он прекрасно сохранился. А внутри него чувствуешь себя довольно уютно. Может это от того, что мы были единственными, кто осматривал замок внутри в этот день.


gojuon.livejournal.com

Зеркало и душа (Воронцовский дворец) ~ Поэзия (Поэмы и циклы стихов)

В предыдущее произведение – https://www.chitalnya.ru/work/231016/

Дворец таинственный у моря -
Как будто вечность здесь стоит,
В нём знали радость, знали горе.
Был род владельцев знаменит.

Вечнозелёной пышной хвоей
В округе переполнен парк,
Ручьев хрустальных бег спокоен
Под сводами ветвистых арк.

Пленяет строгий кипарис,
Ласкают взор просторы моря,
Ступени мраморные вниз
И львы по сторонам в дозоре.

Пылает золото аллей,
Террасы кружатся над морем,
Как ожерелья, и своей
Игрой тебя закружат вскоре.

А ночью тихо освещает
Красоты южные луна,
И свет мистичный погружает
Дворец и парки в грёзы сна.

Глаза окон огромных, чёрных
Вдруг зажигаются луной -
Ожил Дворец, хозяин сонный.
Львы стерегут его покой.

В старинном замке подрастала
Девчушка-ангел лет семи,
Во многих комнатах играла,
Их было около восьми.

Но в старой башне угловой
Она ни разу не была.
Лишь только бабушка порой
Зайти туда одна могла.

Будили жгучее желанье
Зашторенные окна, дверь.
Дитя томилось в ожиданье
Увидеть тайное… теперь.

"Мала ещё, - княгиня строго
Ей говорила, - ждать немного".

Однажды светлой лунной ночью
Княгиня внучку разбудила,
И та увидела воочью
Ту комнату, что так манила.

Здесь пахло плесенью и гнилью.
Как шторы тёмные взвились,
Поднялись тучи серой пыли.
Но где обещанный сюрприз?

Комоды, сундуки, старьё...
"Но где сокровище моё,
Которое века хранится,
И, драгоценное, пылится?"

В углу под нежным лунным светом
Блестело зеркало, но цветом
Оно девчушку не прельщало,
Ничто чудес не обещало.

Оправа не горела златом,
Была узором не богата.

Смахнула пыль с него княгиня
И подвела к нему Елену.
"Старинная сия святыня,
Запомни, милая, бесценна.

В нём душу ты свою увидишь
И добродетели, пороки,
Его порой возненавидишь
За то, что глаз имеет зоркий".

Елена ближе подошла
И видит чудное созданье,
А справа - светлых два крыла,
В глазах - Младенца очертанье.

Кудряшки золотом горели
Под лунным благостным лучом,
Глаза и губы будто пели,
Светилось всё лицо добром.

Иное что-то в отраженье,
Чем в ей знакомых зеркалах,
При лунном странном освещенье
Внушало безотчетный страх.

Родные девочку Елену
Из замка вскоре увезли -
Княгиня умерла смиренно.
Жизнь продолжалась... Годы шли.

И в родовой свой замок к морю
Вернулась лишь в шестнадцать лет.
Елена повстречалась с горем -
Родителей уж больше нет.
Спешит она скорее в башню -
Ей любопытно, но и страшно.

Серебряный замок открыла,
За шёлковый шнурок взялась
И потянула - осветила
Луна всю комнату. Крестясь,

Елена к зеркалу подходит.
Стирает пыль платком... и вот
Себя в том зеркале находит -
В глазах - печаль, дрожащий рот,

И брови чёрные дугой,
И локон, будто золотой,
А справа за её спиной
Двух крыльев свет, свет неземной.

Но что в глазах? Изображенье
Девчонки, девочки, малютки.
Она! Её здесь отраженье,
Вся жизнь её. Ей стало жутко

И интересно в то же время.
Вот девочка - глазами лжёт -
Взошло лукавства злое семя,
Греховный видится налёт.

А слева - чёрное пятно,
Подобие руки оно.

И вспомнила Елена случай,
Да, не один, когда лгала.
"Не мучай ты меня, не мучай!" -
В сердцах она произнесла.

Я думала, что всё забыто.
Нет? Навсегда теперь со мной?
Не умирает, не изжито?
О, Боже мой! О, Боже мой!

Но вскоре девичьи рыданья
В молитвы перешли шептанья.

Теперь у зеркала бывала
(Не так, чтоб часто, в месяц раз),
Частенько ей оно мешало,
Изобразив всё без прикрас.

А так хотелось обмануться,
Себя тщеславием потешить,
И в наслажденья окунуться,
В мир чувств уйти и "я" понежить.

(Как часто нам нужны льстецы -
Все мы, к несчастью, гордецы.

Гордыня - главный наш порок,
И за уроком жизнь урок
Дает за дорогую плату,
А платим не рублем, не златом.)

Вот и жестокости есть складки,
И жадностью искривлен рот,
Лицо бывало просто гадким,
Был ясно слева виден чёрт.

Вот перед зеркалом однажды
Елена юная сидит.
Душа любви в томленье жаждет,
Щека горит, и взор горит.

В глазах огромных - Рай и Ева,
С Адамом первая любовь.
Себя узнала тотчас дева,
А крылья справа светят вновь.

Что это? Рядом с Авраамом -
Седая Сарра - свет в глазах,
Глаза её самой... иль мамы?
И крыльев светлых легких взмах.

Вирсавия... Её узнала
И грешником - Давид святой.
Черты любви своей искала
В глазах, наполненных тоской
С любовью светлой и могучей,
Как речка горная, кипучей.

Вот Суламиты нежный стан
И неземная красота.
Ей дар любви был Богом дан,
А без любви ведь жизнь пуста.

А это кто? Она - Елена
Прекрасная, а с ней Парис
И Минелай... Война, измена...
И взлёты, и паденья вниз...

Татьяна... Снова с нею сходство.
К Онегину письмо... скамья.
Его, её ли превосходство?
В глазах любовь... "Так это ж я?!"

Наташа и Андрей Болконский,
И лунная, как эта, ночь.
Каренина, а рядом Вронский...
Такая, как она... точь в точь.
Всё воедино - в ней самой.
Воспоминаний хлынул рой.

Большие чувства ощущала -
Божественной любовь была.
Теперь Елена точно знала,
Любить душа её могла.

Но надо уезжать Елене,
А зеркало навек в стене.
"Его не увезти, но тени
Меня самой живут во мне".

Прошло лет двадцать на чужбине,
Елене нашей сорок лет,
И поиска любви в помине
Уже давно как будто нет.

Ушли наивность и беспечность,
Туда, куда ушла Весна.
Измен, обманов бесконечность
Смешала с горечью она.

Угасла вера в Божью Милость,
В Божественный огонь любви.
И сердце женское не билось
И не шептало: "Им живи!"

Себя искала в новом деле,
Богатств узнала дождь златой,
И о любви глаза не пели,
В них алчность зрела силой злой.

Презренье к людям и злорадство,
И зависть с ропотом слились.
Казалось, что души богатство
Исчезло. Дни рекой неслись,

Порожистой холодной речкой,
Несущей не цветы, а грязь.
Казалось - в юности овечкой
Она была, а жизнь есть - пасть,
Что жертвы, крови ожидает
И бьёт, и мелет, и терзает.

В злом промысле винила Бога,
Подвохов от людей ждала,
Была несчастною, убогой,
Бывало, смерть к себе звала.

Пресытившись богатством, властью,
Тоской и скукой сражена,
Отправилась туда, где счастье
Когда-то видела она.

Вот и дворец, его недавно
Она решила продавать,
А вот сейчас, нет, не забавно,
Хотелось землю целовать.

Пусть диссонансы нынче в моде,
Здесь торжествует красота.
Дворец и парк - былых угодий
Благословенные места.

Вот к башне угловой Елена
Подходит первой лунной ночью,
И в памяти её мгновенно
Возникли пламенные очи.

Как в первый день, сжимает грудь
Предчувствие какой-то тайны,
И мысли навевают жуть:
Её приезд сей не случайный.

Вот дверь, серебряный замок,
И тот же шелковый шнурок,
И пахнет плесенью и гнилью,
И зеркало покрыто пылью.

Смахнула пыль она платком,
Со страхом в зеркало глядит.
Но стало что с её лицом?!
Оно как маска - жалкий вид.
И взмахи чёрных крыл, а справа...
Темно... В глаза глядит Лукавый.

"Богатство, славу наживала,
Себя, лицо своё теряла.
Мне сорок лет... мне сорок лет...
Вокруг - пустыня, тёмный след.

Свой выбор делала сама,
Искала счастья на чужбине
Совсем не в том, не там, и тьма
В душе и в зеркале отныне.

Как снова веру обрести?
Как мне лицо своё спасти?!"

Тут вспомнила молитвы детства,
Надежды ей давал Христос.
Небесное поможет средство,
Бог разрешит её вопрос.
В себе самой Христа найти,
Возможно так лицо спасти.

И долго под луною в башне
Елена с верою молилась.
Спокойно стало вдруг, не страшно.
Слеза пречистая катилась.

Смывало Богу покаянье
С души и зеркала всю грязь.
Исчезла маска, и сиянье
Потоком хлынуло из глаз.

Казалось, сброшены оковы,
В душе покой: "Я с Богом снова!"
Бог есть Любовь! Его нашла!
К себе самой я вновь пришла.

Тут стук раздался в дверь. Убогий
Какой-то странник на пороге.

Елена в дом его ввела
И накормила, и одела.
Казалось, гостя век ждала
И обогреть его хотела.

"Кто ты? Не Бога ли посланник?"
"Я - одинок, ищу Любовь.
Я - в одиночество изгнанник.
Устало сердце, стынет кровь.

Ищу Прекрасную Елену,
Во сне тебя увидел я.
По звёздам шёл. Я знаю цену
Любви. Я - твой. Судьба твоя".

Елена вдруг его узнала.
В нём лица милые слились,
Те лица, что она видала
В 16 лет. "Вот мой Парис!"

Весенним цветом счастья дни
Летели в вечность, как огни.

...Однажды светлой лунной ночью
Елена внучку разбудила,
И та увидела воочью
Ту комнату, что так манила.

"Дарю тебе подарок я.
Вот - зеркало, душа твоя".

Вот внучка ближе подошла
И видит чудное созданье,
А справа светлых два крыла,
В глазах - Младенца очертанья.

* * *

https://www.chitalnya.ru/work/138366/

www.chitalnya.ru

Стихотворение «Воронцовский дворец», поэт Жуков Владимир

Дворец построен из местного камня диабаза в городе Алупка у подножия горы Ай-Петри. На сооружение этой летней резиденции видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова ушло двадцать лет, с 1828 по 1848 годы. Спроектировал дворец английский архитектор Эдвард Блор (1789-1879). Хотя зодчий ни разу не посетил Алупку, но был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы, ведь изначально дворец строился по другому проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

 

Сооружение дворца началось со столового, а затем центрального корпусов и бильярдной. В 1838-1844 годах построен гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус. А самый большой объем земляных работ с помощью солдат саперного батальона, соорудивших террасы парка перед южным фасадом дворца, был выполнен с 1840 по 1848 год.

 

Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему он очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. Расположение элементов идет от западных ворот. Чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль органично сочетается с неомавританским. Готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

 

Подлинным шедевром садово-паркового искусства предстает парк. Его создал талантливый немецкий садовник-ботаник, в ту пору главный садовник Южного берега Крыма Карл-Август Кебах (1799-1851). Он занимался планировкой и посадками растений более четверти века. Ныне парк, как памятник общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 квадратных метров.

 

Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Эта терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля. В возведении дворца в основном использовался труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами

 

До Октябрьской революции 1917 года дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых, затем был национализирован и с середины 1921 года обрел статус музея.

В годы минувшей войны перед оккупацией полуострова захватчиками, экспонаты музея из Алупки и многих других музеев Крыма эвакуировать не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник С. Щеколдин. Из 537 произведений живописи и графики, вывезенных из музея, лишь небольшую часть картин удалось разыскать и вернуть во дворец.

 

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Гюбера Робера (1733-1808).

 

В Алупкинском дворце-музее размещены несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись А. Я. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» — выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII—XIX вв.».

 

Пять лет назад в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В ее основе — ранее неизвестные предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века. Собрание дворцовопаркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг. Одна из картин «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого подарена музею меценатом, основателем заповедника «Аскания-Нова» бароном Фальц-Фейном.

 

г. Алупка

poembook.ru

МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворец Александра III в Массандре), Крым, Большая Ялта (часть 1): vadimrazumov.ru — LiveJournal

2. Верхней Массандре была предназначена роль своеобразного ландшафтного заповедника. Роскошные сенокосные луга обширными террасами взбирались к самому подножию гор, лиственные леса чередовались с сосновыми, можжевеловыми и тисовыми. На их фоне живописно выделялись серые глыбы скал с таинственными каменными гротами. Парк формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых самшит, тис ягодный, пиния, катальпа.

 

Территория Массандры была заселена с древних времен. Археологи обнаружили остатки таврского поселения и руины средневековых храмов XIV—XV веков. В Античные времена здесь появилось поселение, когда — точно не установлено, но видимо, не раньше XV или начала XVI веков. Рядом с источником Ай-Ян (святой Иоанн) греки построили церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. И хотя после выхода христиан из Крыма храм был разрушен татарами, оставшиеся греки приходили сюда 24 июля в день Рождества Иоанна Предтечи и совершали богослужения. В повелительном листе хана Крым-Гирея за 1782 год упоминаются покинутые греческие деревни «Марсанда» и «Мгараш». К моменту присоединения Крыма к России местность представляла собой развалины, заросшие лесом и дикими виноградными лозами. Академик П.С. Паллас, совершив путешествие по Крыму в 1793—1794 годах, описывает заброшенные земли греческой деревни Марсанда, жители которой в 1778 году были переселены в Мариупольский уезд.

 

3. Западный фасад дворца обращен в сторону Ялты, он опоясан открытыми галереями, террасами, балюстрадами, витыми лестницами с ажурными решетками.

 

4. С площадки у дворца открывается прекрасный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри. 

 

В 1788 году эти земли были подарены Екатериной II французскому контр-адмиралу принцу Карл Нассай-Зигену, начальнику Черноморской гребной флотилии за участие в штурме Очакова. Красота этих мест произвела на маршала неизгладимое впечатление, принц хотел поселиться здесь навечно, но вскоре был вынужден вернуться на родину. Земли Массандры снова перешли в казну, и в 1796 году они были пожалованы помещику Матвею Никитину.

Первым владельцем Массандры был экономсоветник Н.М. Смирнов, который свое имение назвал «Дача Богоданная». Землемерный план дачи, снятый в 1797 году, сохранился в Никитском саду. Территория этой дачи огромная — около трех тысяч десятин, она простиралась от Ялты и деревни Ай-Василь на западе, до деревни Ай-Даниль на востоке.  В связи с тем, что Смирнов не занимался ни строительством, ни сельским хозяйством, дача уже в 1811 году снова принадлежит казне. Из территории этой дачи по распоряжению дюка Ришелье Х.Х. Стевеном было выбрано место (деревня Никита и разоренная деревня Магарач) для организации Императорского Никитского ботанического сада. В это же время принимается решение о продаже земель деревни «Марсанды».

 

5. В центральной части партера, напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами, у входа каменная ограда с балюстрадой и двумя сфинксами. 

 

6. Каменные резные колонны со стилизованным факелообразным завершением. Очевидно колонны предназначались для укрепления световых фонарей.

 

7. Различные по высоте фигурные кровли, дымовые и вентиляционные трубы сложного профиля, резные из камня фронтоны, наличники, картуши, вазы составляют сложное убранство фасада и создают его неповторимый облик.

 

В путеводителе того времени пишется: «Миновавший по шоссе Ялтинский церковный бугор заметит тропинку, ведущую на возвышенность, лежащую с правой стороны почтовой дороги. Дорожка эта ведет в крошечную татарскую деревушку Масандру, о существовании которой могут знать только туземцы, потому что она покоится в углублении двух возвышенностей, препятствующих видеть ее со всех сторон, и почти неизвестна официально за отдельное селение, потому что показана внутри округа соседственного с нею помещика».

В 1815 году имение купила Софья Константиновна Потоцкая, женщина с романтической судьбой. Графине очень нравились массандровские просторы, и прекрасный климат. Виноградарством и виноделием она тоже не занималась, но мечтала на холмах Массандры построить город — центр всего Южного берега и назвать его Софиополис. Ялта в то время была маленькой рыбацкой деревушкой на побережье. Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Новороссийского края дюка Армана де Ришелье, Софья Константиновна начала строительство замка и парка. Но вскоре Ришелье по политическим мотивам вынужден был оставить свой пост, и идея постройки крупного города умирает.

 

8. В отделке фасадов архитектор использовал метлахскую плитку.

 

9.

 

10.

 

После кончины красавицы гречанки дача «Богоданная» перешла по наследству ее дочери Ольге Нарышкиной, супруге генерал-адъютанта Льва Нарышкина, двоюродного брата Михаила Воронцова — генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. У неё-то и покупает Массандру графиня Александра Васильевна Браницкая (теща М.С. Воронцова) для своих внуков, но всеми делами ведал и распоряжался Михаил Семенович Воронцов. Граф, оценив красоту здешних мест, устроил парк и возродил церковь.

Новый храм, построенный по проекту архитектора Филиппа Федоровича Эльсона (1793—1867), оригинально смотрелся среди окружавшего его леса. Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм в древнегреческом стиле. Он был построен довольно просто, главный вход украшали четыре колонны дорического ордена и треугольный фронтон, который венчал крест, к входу вели девять мраморных ступеней. Колокольню разместили прямо на ветвях могучего дуба (похожая колокольня была сделана в Ореанде в 1885 году), росшего рядом с церковью. Строительство храма закончили в 1832 году и освятили в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Из под алтаря церкви вытекал источник, который собирался недалеко от церкви в небольшой водоём, украшенный иконами. Храм Иоанна Предтечи посещали члены императорской семьи, в 1837 году здесь молилась императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I.

 

11. Верхнее окно южной башни.

 

12.

 

В 1879 году рядом с церковью наследник генерал-губернатора князь С.М. Воронцов решил построить дворец. Для строительства была выбрана местность, изобилующая живописными скалами, гротами и источниками. Проект дворца, в основе которого лежал тип французского замка эпохи позднего Возрождения  со средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами и затейливыми мансардами, был готов к 1880 году. Французский архитектор М.А. Бушар поселился в Массандре, и строительство шло довольно успешно.

К середине 1881 года дворец был подведен под крышу, но в конце ноября Бушар неожиданно скончался. Вскоре умер и сам заказчик С.М. Воронцов. Строительство дворца надолго остановилось, и жизнь здесь замерла до 1889 года, когда Массандру приобрело удельное ведомство для императора Александра III. В собственность царя перешло «здание в два этажа… сложенное из местной известковой породы камня», с цинковой крышей и подвалами, но абсолютно не оборудованное внутри. Он поручает достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Руководил строительством дворца архитектор О.Е. Вегенер. В декор фасада вносятся многие изменения в стиле модерн. Строительство идет быстрыми темпами, но внезапная смерть императора в 1894 году, отодвигает его окончание.

Словно роковая печать довлела над этим дворцом, не позволяя завершить строительство. Дворец строился 20 лет, но даже в 1902 году строители сдали его не пригодным для жизни: не было внутренней отделки, мебели, освещения. Массандровскому имению не находилось применения. В конце концов, решили сделать из него путевой дворец — император Николай II заинтересовался созданием в Массандре центра Крымского виноделия и собирался приезжать сюда для наблюдения за работами. К тому же дворец служил охотничьим домом Романовых. Внутреннее убранство, следовательно, было весьма скромным, никаких хозяйственных построек, кроме сторожевого дома, не предполагалось. Царское семейство ни разу даже не оставалось здесь на ночлег — отдохнув несколько часов и посетив церковь, ехали в любимую Ливадию.

 

13.

 

14. В начале XX века двуглавый орел был завершением башни. В традициях французской архитектуры кровля была выложена графитным чешуйчатым шифером-аспидом.

 

15.

 

Достроили дворец уже после 1921 года, устроив в нем санаторий для больных туберкулёзом. Окружающее пространство изменилось: Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох. На память о тех временах остались лишь несколько мраморных ступеней. В советское время этот прекрасный архитектурный памятник был «закрытым объектом». В 1948 году его переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин. Здесь регулярно бывали Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев.

В 1990 году дворец был передан музейному объединению «Дворцы и парки Южного берега Крыма» для восстановления в нем интерьера-экспозиции времен Александра III. В настоящее время дворец является филиалом Алупкинского дворцово-паркового заповедника и открыт для посещения. На первом и втором этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.

 

16. Архитектор М.Е. Месмахер перестроил дворец, переосмыслив замысел Э. Бушара, сохранив средневековые детали старой постройки, ввел в декор здания много барочных элементов, придал черты архитектуры раннего барокко - стиля Людовика XIII.

 

17. Полукруглая лестница в подпорной стене. За ней находилась дорога, которая вела к гротам и церкви Иоанна Предтечи, возведенной в 1834 г. на средства графа М.С. Воронцова.

 

18. С восточной стороны построена подпорная стена с практической целью: чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушали дворец. Но украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она выглядит как неотъемлемая часть дворцового комплекса.

 

19. Восточный фасад. Две круглые башни с островерхими завершениями и узкими окнами-бойницами фланкируют нарядный барочный ризалит, увенчатый богато орнаментированным фронтоном из резного камня.

 

20. Второй и третий этаж восточного фасада.

 

21. В подпорной стене, покрытой майлоиковыми плитами и красной поливной черепицей, устроены шесть фонтанов с львиными масками (прежде на их месте были маскароны сатиров) и большими чашами-раковинами.

 

22. В арках раньше размещались копии античных скульптур Аполлона и Гермеса.

 

23. Дверь на втором этаже.

 

24. Детали двери на втором этаже.

 

25. Дверная ручка.

 

26. На второй этаж дворца ведет закругленная в плане лестница.

 

27. Дверь на второй этаж.

 

28. Дворец служил охотничьим домом Романовых. Внутреннее убранство дома было весьма скромным, никаких хозяйственных построек, кроме сторожевого дома, не предполагалось.

 

29. Цветочный партер, пруд, сфинксы и две могучие секвойи завершают завершают вид со стороны западного фасада.

 

30.

 

31. Вокруг дворца при строительстве были установлены 29 скульптур - копии античной коллекции Имераторского Берлинского музея изящных искусств. К настоящему времени уцелели лишь 6 скульптур - два сатира, две химеры, два сфинкса.

 

32. Сатир.

 

33. Химера.

vadimrazumov.ru

Поэтическая страница Воронцовского дворца - Министерство культуры Республики Крым. ГАУК РК «Алупкинский музей-заповедник»

Алупка, расположенная на Южном берегу, обладает неповторимыми природными условиями и уникальным  дворцово-парковым комплексом, и это привлекает многие таланты и художественные силы. В 1784 г. после присоединения Крыма к России Екатериной II  известный поэт и государственный деятель Гавриил Державин (1743-1816) посвятил этому величайшему в истории событию «Оду на приобретение Крыма». Великий русский поэт А.С. Пушкин оставил нам несколько произведений, где переданы его впечатления о путешествии по Тавриде в 1820 г. В них он восхищается природой края и преклоняется перед его древней историей.

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга.
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне: кто видел край прелестней,
Где я любил, изгнанник неизвестный?

(Из стихотворения 1821 г.)

Светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, фельдмаршал и государственный деятель, основатель своего имения «Алупка» тоже был прославлен в поэзии с детства, не только в злой эпиграмме А.С. Пушкина. Будущий известный писатель и историограф Н.М. Карамзин, когда гостил в доме Семена Романовича в Англии, написал стихотворение «Мишеньке. В тот день, когда ты родился…», посвященное восьмилетнему М.С. Воронцову. Поэт-сатирик, автор лирических стихов и эпиграмм Сергей Марин (1776-1813), будучи поручиком Преображенского полка познакомился с молодым Воронцовым, только прибывшим в Россию в 1801 г.. Всю жизнь их связывала дружба. Сам М.С. Воронцов обожал поэзию, песни и романсы.  Как-то в письме к другу Марину он прислал стихотворение, уверив его, что написал его сам. Марин стихотворение очень хвалил, но усомнился в авторстве приятеля, просив открыть имя поэта. Во время Отечественной войны 1812 г. В.А. Жуковский  пишет известное стихотворение «Певец во стане русских воинов», где прославляются многие полководцы, отличившиеся героизмом в защите родины, и где Воронцову посвящены 24 строчки. Более популярной стала «Песня», сочиненная военным, чиновником и поэтом Владимиром Филимоновым (1787-1858):

«Кто, борец с Наполеоном,
Поборол грозу бойцов
В славной битве под Краоном?
Ратный вождь наш Воронцов!

Кто царю сподвижник нужной,
Вождь-правитель городов,
Устроитель Руси южной?
Наш вельможа Воронцов.

Кто избранник, вождь маститой,
На Кавказе от врагов
Стал отечества защитой?
Руси честь – наш Воронцов!».

Елизавете Ксаверьевне Воронцовой посвящал стихи сам Александр Пушкин, которую впервые увидел в сентябре 1823 г. Рисунки с изображением Воронцовой встречаются в черновиках Пушкина. С ней связаны следующие стихи: «Талисман», «Сожженое письмо», «Желанье славы» и другие.

Под Началом М.С. Воронцова в Одессе служили Василий Туманский и Виктор Тепляков, они также сотрудничали с изданием «Одесский вестник». Поэт Василий Туманский (1800-1860) с 1823 г. служил  в канцелярии генерал-губернатора М.С. Воронцова и часто совершал по его поручениям служебные поездки в Крым. В 1824 г. в Алупке было написано знаменитое стихотворение «Элегия». Отставной поручик Виктор Тепляков (1804-1842) с 1826 г. он жил в Херсоне, с 1828 г. – в Одессе, совершал археологические экспедиции, пополнял фонды  Одесского музея. Его стихотворение «Надпись к фонтану» можно связать и с фонтаном в Бахчисарайском дворике Воронцовского дворца в Алупке.

«Алупка» – одно из стихотворений Андрея Муравьева (1806-1874) из цикла «Таврида», своеобразного лирического дневника его паломничества по христианским святыням Крыма.  Иван Бороздна (1804-1858) –  поэт из  малороссийского села Медведево, создал уникальные «Поэтические очерки Украины, Одессы и Крыма», вышедшие в печать в 1837 г. Отрывок из 12-го письма посвящен Алупке и дворцу Воронцова из диабаза. Поэт и переводчик Владимир Бенедиктов (1807-1873)  в мае-сентябре 1839 г. побывал в Одессе и Крыму. В цикле «Путевые заметки и впечатления (В Крыму)» присутствует стихотворение «Дом в цветах, Алупка».

Поэты Серебряного века русской поэзии осыпали Алупку целым звездопадом своих творений. Поэт, драматург, переводчик Валерий Брюсов (1873-1924) неоднократно бывал в Крыму. В 1896-98 гг. он создал стихотворный цикл, одно из стихотворений «Где подступает к морю сад…» было написано 30 апреля 1898 г.  Местом вдохновения этого произведения   считают  тихий уголок Алупкинского парка. Поэтесса и переводчица Ольга Чюмина (1858-1909) известна своими фельетонами в стихах и стихотворением «Дворец в Алупке».

В 1918 г. В Крыму оказалась семья Набоковых. Молодой поэт, драматург Владимир Набоков (1899-1977) напечатал свои первые стихотворения в ялтинской газете «Ялтинский голос». 15 апреля 1918 г. семья Набоковых покинула Крым и Россию навсегда. 27 апреля 1918 г. было написано стихотворение «Береза в Воронцовском парке». В «Ялтинском голосе» в 1918 и 1920 г.  было напечатано несколько стихотворений Набокова и его стихотворный фельетон с подписью «Дельфин».

Посвятили свои стихи Алупке Сергей Сергеев-Ценский  («Алупка. Их было двое: князь, вельможа…»), Ада Чумаченко («В Алупке. Стемнело. День угас. Прозрачно-синей мглою…»), Александров Черемнов («Алупка. Многозвучный, многоцветный…») и другие поэты.

Современные поэты Крыма не остаются в стороне и продолжают выражать свои поэтические восторги, посвящая стихи Алупке и Крыму.

Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807-1873)
Бороздна Иван Петрович (1804-1858)
Муравьев Андрей Николаевич (1806-1874)
Набоков Владимир Владимирович (1899-1977)
Сергиев-Ценский Сергей Николаевич  (1875-1958)
Тепляков Виктор Григорьевич (1804-1842)
Туманский Василий Иванович (1800-1860)
Черемнов Александр Сергеевич (1881-1919)
Чумаченко Ада Артемьевна (1887-1954)
Чюмина Ольга Николаевна (1858-1909)

Многоуважаемые посетители майоратного имения графа М.С. Воронцова в Алупке и дворца Императора-Миротворца Александра III в Массандре, коль скоро и Вас посещает вдохновение в воспоминаниях о прекрасных дворцах южнобережья, превращаясь в стихи, эпиграммы или же прозу, не сочтите за труд направить Ваше творчество на наш электронный адрес: [email protected]
Мы, в свою очередь, с превеликим удовольствием разместим Ваши лирические дневники на нашем официальном сайте.

worontsovpalace.org

фотографии, история, описание дворца в Крыму.

Пока владельцы были малолетними, обустройством 731 гектара массандровских земель занимался их отец. За это время был выстроен двухэтажный особняк с обширной верандой, разбит сад и выложены дорожки для прогулок в окружающих лесах. Графиня Елена Горчакова, проезжая мимо имения, записала: «Когда проезжаешь по лесам Массандры, таинственный мрак, царствующий повсюду, напоминает о священных рощах древней Галлии. Издали можно любоваться красивым дачным домиком князя Воронцова, построенным на полугорье в лесах Верхней Массандры: он окружен густой зеленью и освежается горным ручьем».

Спокойный уклад курортной жизни нарушила буря 1878 года, не пощадившая творение графа. Его сын Семен Михайлович Воронцов приступил к строительству нового дома и заказал проект французскому архитектору Этьену Бушару.

В 1881 году начались работы по строительству дворца, который в эскизах архитектора походил на средневековый замок. 30 ноября 1881 года Бушар скончался, не успев окончить проект. В 1882 году ушел из жизни и князь Семен Воронцов, завещав поместье и недостроенный дворец своей супруге Марии Васильевне, которая передала его на условиях пожизненной ренты Екатерине Андреевне Балашовой.

Дворец Александра III

В 1889 году начинается история Массандры как императорской резиденции. Новым владельцем становится Александр III, который вместе с семьей любил отдыхать в Крыму. Для того чтобы дворец соответствовал новому статусу, его необходимо было перестроить. Государь пригласил для этой цели архитектора Максимилиана Месмахера, чей проект был утвержден в апреле 1893 года.

Площадь дворца значительно увеличилась за счет дополнительных галерей, террас и балконов, за год строительства здание обрело новый облик. Месмахер выбрал стиль раннего барокко — говоря иначе, стиль Людовика XIV. По проекту предполагалась пристройка кухонного и конюшенного флигелей, но в связи со смертью императора работы были приостановлены. Николай II в память об отце повелел закончить дворец, были завершены отделочные работы, но особого интереса к Массандре молодой царь не проявлял, иногда останавливаясь здесь на отдых после пикников или охоты в окрестностях. Новый дворец так и не был обжит. Летнюю резиденцию Николая II обустроили в Ливадии.

Интерьеры дворца

На первом этаже располагались парадные залы, бильярдная комната с дубовыми панелями в стиле английского ренессанса, столовая, приемная и кабинет Его Императорского Величества. Нижний вестибюль при входе украшен сине-голубой изразцовой плиткой. Месмахер одним из первых в свою эпоху стал использовать изразцовые печи как элемент декора. На втором этаже находились комнаты для отдыха и царские опочивальни. Комнаты на третьем этаже планировались как спальни для императорских детей, но так и простояли пустыми долгие годы после строительства дворца.

Во внутреннем убранстве здания преобладает дерево разных пород: дуб, орех, клен, красное дерево. Потолки украшены лепниной и росписями. Полы внутренних помещений, террас и балконов отделаны различными по конфигурации и цвету метлахскими изразцами. В декоре комнат дворца соседствуют различные стили — готика и барокко, романский стиль и классицизм.

Парк

Максимилиан Месмахер также спроектировал придворцовую часть парка. Перед западным фасадом был разбит французский регулярный парк с террасами, цветочными партерами и фигурным бассейном. В парке были расставлены 29 статуй и 6 декоративных ваз. За террасами располагались фруктовые сады, высаженные еще при Воронцовых.

Массандровский дворец в XX веке

С приходом советской власти дворец был национализирован, в нем организовали санаторий для больных туберкулезом. После Великой Отечественной войны во дворце разместился НИИ «Магарач», который занимался исследованиями в области виноградарства. Вскоре Массандровский дворец стал использоваться как дача для государственных чиновников СССР, на верхних этажах дворца были обустроены жилые комнаты.

Музей во дворце

Начало музею было положено еще во времена Николая II; здесь, как и в других резиденциях, залы были украшены предметами декоративно-прикладного искусства и коллекцией живописи. В XIX веке можно было приобрести билет на посещение парка дворца, для особо важных персон выдавались именные приглашения.

В советское время дворец и территория парка были закрытым объектом. С 1 июня 1992 года дворец открыл свои двери для посетителей, в нем начал действовать музей. На первых двух этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера 2-й половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея.

Кроме убранства залов, посетители могут ознакомиться с документами и фотоматериалами, повествующими о жизни императора Александра III и Николая II, узнать историю Массандровского дворца. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.

www.culture.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.