|
Массандра дворец стихиСтихотворение «Массандровский дворец», поэт Жуков ВладимирУчастники Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года не обделили своим вниманием и Массандровский дворец. Его история началась с того, что генерал-губернатора Новороссии граф Михаил Воронцов, поручил французскому архитектору Бушару построить охотничий домик. В сосновом лесу было выбрано уединенное место с живописными скалами и источниками. Но из-за внезапной смерти графа строительство приостановилось. В 1881 году князь С. Воронцов — наследник графа, решил построить свой дворец рядом с церковью Успения Иоанна Предтечи, которая была важным храмом на южном берегу Крыма. Эта местность была выбрана из-за ее удобного географического положения — территория под застройку дворца была «укрыта» скалами и гротами.
Через восемь лет массандровское имение купило семейство Романовых для Александра III. Архитектор Месмахер выстроил летнюю резиденцию для императорской семьи в стиле Людовика XIII, часто называемую «Малым Версалем». Однако членам императорской фамилии так и не пришлось пожить в Массандровском дворце, так как Александр III умер через два года после окончания строительства, а наследник династии Николай II решил поселиться в Ливадии.
В строительстве, завершенном в 1906 году, архитектору помогали его ученики из петербургского училища. Трехэтажный дворец прекрасно смотрится на склоне горной цепи. Его боковые фасады венчают крепостные башни, а центральный фасад — пирамидальная крыша. Целостно и органично выглядят элементы различных стилей: готического, романского, рококо, классицизма. Они напоминают нам о монументальном времени эпохи Возрождения и Классицизма.
В советский период во дворце был открыт санаторий, а с 1947 года он стал правительственной дачей. Как памятник архитектуры XIX века в 1990 году передан музею. Дворец окружает небольшой колоритный парк, мягко переходящий в лес. В планировке массандровского парка использованы рельефные скалы и яркая южная растительность. Ценность парка в чистом воздухе, насыщенном морскими солями и запахом хвойных растений.
Крымские дворцы не обделены вниманием взыскательных ценителей архитектуры, памятников истории. Особенно в курортный сезон к ним устремляются потоки туристов, восхищенных величием и красотой этих творений человеческого разума и рук.
Поселок Массандра известен и тем, что здесь находится главный офис знаменитого на весь мир научно-производственного аграрного объединения (НПАО) «Массандра», в которое входит ряд винодельческих хозяйств с более чем 4 тысячами виноградных плантаций уникальных сортов, расположенных в долинах и на холмах Южнобережья. Неоднократно столичные чиновники предпринимали попытки по уничтожению, раздроблению НПАО, продукция которого (элитные вина) пользуется повышенным спросом не только в стране, но и за рубежом. В период прозябания Крыма в составе Украины цель у украинских горе-реформаторов однозначна: пустить виноградники под бульдозер, а землю за крупные барыши (сотка стоит не менее 50 тыс. долл.) отдать под застройку торгово-развлекательных центров, частных пансионатов, дворцов, вилл. Поэтому в Симеизе, Гаспре, Кореизе, где еще оставались свободные земли ожидаются «горячие войны» за передел собственности. Дело дойдет и до исторических дворцов. Ведь уже госуправлением по делам президента ( скандально знаменитая ДУСя) уже предпринимались попытки все крымские дворцы взять в свое подчинение и управлении с последующей тихой сапой их приватизацией. Как это произошло с историческими виллами «Камея» и «Миро Марэ», фактически отобранных у санатория имени Н. Семашко, расположенного в Симеизе. Крым для нувориш является своеобразным Клондайком, приумножающих дармовые барыши. К счастью, после возвращения полуострова в "родную гавань!, коварные планы украинского олигархата рухнули. Главное, чтобы они не были реанимированы российскими бюрократами и нуворишами, привыкшими все измерять валютой.
г. Ялта poembook.ru Массандровский дворец - Прогулки по Вселенной — LiveJournalПохолодало на улице. Погода словно вспомнила, что зима все еще продолжается. А мы - группа учителей нашей школы - поехали на экскурсию в Массандру, во дворец Александра III. Я много слышал об этом месте, но никогда еще до этого не бывал здесь. Расположился дворец у подножия гор в поселке Верхняя Массандра. До 1992 года это был закрытый объект. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев. Теперь в помещениях первого и второго этажей располагается музей.
Поднимаемся по улицам поселка. Мы уже на территории музея. Здесь вовсю цветут подснежники, хотя за окном февраль. Нас встречают каштаны, пихты, секвойи, лавр. Отсюда хорошо видна Ай-Петри. Сам дворец построен в стиле необарокко. Заметно, что первым архитектором был француз. Похожие замки стоят в Париже и других городах Франции. Еще несколько видов дворца с тыльной его стороны. А это уже парадный вход. Мы заходим во дворец. Перед нашим приездом во дворце отключили свет. Так что половину экскурсии мы слушали и смотрели в потемках, при свете фонарика. Парадная. Здесь нас попросили надеть бахилы. Плитка на полу, как и вся отделка дворца, сохранилась практически неизменной еще со времен Александра III. Переходим из зала в зал. Биллиардная. Самая красивая комната во дворце - столовая. А это уже приемная Императрицы Приемная Императора. Опочивальня. Покои Императрицы. Здесь включился свет. Парадная, куда входил сам Император. Еще несколько снимков комнат дворца, сделанных при другом освещении. После экскурсии мы еще немного побродили по парку. Сам дворец по размерам довольно маленький. Но с другой стороны, он прекрасно сохранился. А внутри него чувствуешь себя довольно уютно. Может это от того, что мы были единственными, кто осматривал замок внутри в этот день. gojuon.livejournal.com Зеркало и душа (Воронцовский дворец) ~ Поэзия (Поэмы и циклы стихов)В предыдущее произведение – https://www.chitalnya.ru/work/231016/Дворец таинственный у моря - Вечнозелёной пышной хвоей Пленяет строгий кипарис, Пылает золото аллей, А ночью тихо освещает Глаза окон огромных, чёрных В старинном замке подрастала Но в старой башне угловой Будили жгучее желанье "Мала ещё, - княгиня строго Однажды светлой лунной ночью Здесь пахло плесенью и гнилью. Комоды, сундуки, старьё... В углу под нежным лунным светом Оправа не горела златом, Смахнула пыль с него княгиня В нём душу ты свою увидишь Елена ближе подошла Кудряшки золотом горели Иное что-то в отраженье, Родные девочку Елену И в родовой свой замок к морю Серебряный замок открыла, Елена к зеркалу подходит. И брови чёрные дугой, Но что в глазах? Изображенье И интересно в то же время. А слева - чёрное пятно, И вспомнила Елена случай, Я думала, что всё забыто. Но вскоре девичьи рыданья Теперь у зеркала бывала А так хотелось обмануться, (Как часто нам нужны льстецы - Гордыня - главный наш порок, Вот и жестокости есть складки, Вот перед зеркалом однажды В глазах огромных - Рай и Ева, Что это? Рядом с Авраамом - Вирсавия... Её узнала Вот Суламиты нежный стан А это кто? Она - Елена Татьяна... Снова с нею сходство. Наташа и Андрей Болконский, Большие чувства ощущала - Но надо уезжать Елене, Прошло лет двадцать на чужбине, Ушли наивность и беспечность, Угасла вера в Божью Милость, Себя искала в новом деле, Презренье к людям и злорадство, Порожистой холодной речкой, В злом промысле винила Бога, Пресытившись богатством, властью, Вот и дворец, его недавно Пусть диссонансы нынче в моде, Вот к башне угловой Елена Как в первый день, сжимает грудь Вот дверь, серебряный замок, Смахнула пыль она платком, "Богатство, славу наживала, Свой выбор делала сама, Как снова веру обрести? Тут вспомнила молитвы детства, И долго под луною в башне Смывало Богу покаянье Казалось, сброшены оковы, Тут стук раздался в дверь. Убогий Елена в дом его ввела "Кто ты? Не Бога ли посланник?" Ищу Прекрасную Елену, Елена вдруг его узнала. Весенним цветом счастья дни ...Однажды светлой лунной ночью "Дарю тебе подарок я. Вот внучка ближе подошла * * * https://www.chitalnya.ru/work/138366/ www.chitalnya.ru Стихотворение «Воронцовский дворец», поэт Жуков ВладимирДворец построен из местного камня диабаза в городе Алупка у подножия горы Ай-Петри. На сооружение этой летней резиденции видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова ушло двадцать лет, с 1828 по 1848 годы. Спроектировал дворец английский архитектор Эдвард Блор (1789-1879). Хотя зодчий ни разу не посетил Алупку, но был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы, ведь изначально дворец строился по другому проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.
Сооружение дворца началось со столового, а затем центрального корпусов и бильярдной. В 1838-1844 годах построен гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус. А самый большой объем земляных работ с помощью солдат саперного батальона, соорудивших террасы парка перед южным фасадом дворца, был выполнен с 1840 по 1848 год.
Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему он очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. Расположение элементов идет от западных ворот. Чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль органично сочетается с неомавританским. Готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».
Подлинным шедевром садово-паркового искусства предстает парк. Его создал талантливый немецкий садовник-ботаник, в ту пору главный садовник Южного берега Крыма Карл-Август Кебах (1799-1851). Он занимался планировкой и посадками растений более четверти века. Ныне парк, как памятник общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 квадратных метров.
Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Эта терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля. В возведении дворца в основном использовался труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами
До Октябрьской революции 1917 года дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых, затем был национализирован и с середины 1921 года обрел статус музея. В годы минувшей войны перед оккупацией полуострова захватчиками, экспонаты музея из Алупки и многих других музеев Крыма эвакуировать не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник С. Щеколдин. Из 537 произведений живописи и графики, вывезенных из музея, лишь небольшую часть картин удалось разыскать и вернуть во дворец.
Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Гюбера Робера (1733-1808).
В Алупкинском дворце-музее размещены несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись А. Я. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» — выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII—XIX вв.».
Пять лет назад в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В ее основе — ранее неизвестные предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века. Собрание дворцовопаркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг. Одна из картин «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого подарена музею меценатом, основателем заповедника «Аскания-Нова» бароном Фальц-Фейном.
г. Алупка poembook.ru
vadimrazumov.ru Поэтическая страница Воронцовского дворца - Министерство культуры Республики Крым. ГАУК РК «Алупкинский музей-заповедник»Алупка, расположенная на Южном берегу, обладает неповторимыми природными условиями и уникальным дворцово-парковым комплексом, и это привлекает многие таланты и художественные силы. В 1784 г. после присоединения Крыма к России Екатериной II известный поэт и государственный деятель Гавриил Державин (1743-1816) посвятил этому величайшему в истории событию «Оду на приобретение Крыма». Великий русский поэт А.С. Пушкин оставил нам несколько произведений, где переданы его впечатления о путешествии по Тавриде в 1820 г. В них он восхищается природой края и преклоняется перед его древней историей. Кто видел край, где роскошью природы (Из стихотворения 1821 г.) Светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, фельдмаршал и государственный деятель, основатель своего имения «Алупка» тоже был прославлен в поэзии с детства, не только в злой эпиграмме А.С. Пушкина. Будущий известный писатель и историограф Н.М. Карамзин, когда гостил в доме Семена Романовича в Англии, написал стихотворение «Мишеньке. В тот день, когда ты родился…», посвященное восьмилетнему М.С. Воронцову. Поэт-сатирик, автор лирических стихов и эпиграмм Сергей Марин (1776-1813), будучи поручиком Преображенского полка познакомился с молодым Воронцовым, только прибывшим в Россию в 1801 г.. Всю жизнь их связывала дружба. Сам М.С. Воронцов обожал поэзию, песни и романсы. Как-то в письме к другу Марину он прислал стихотворение, уверив его, что написал его сам. Марин стихотворение очень хвалил, но усомнился в авторстве приятеля, просив открыть имя поэта. Во время Отечественной войны 1812 г. В.А. Жуковский пишет известное стихотворение «Певец во стане русских воинов», где прославляются многие полководцы, отличившиеся героизмом в защите родины, и где Воронцову посвящены 24 строчки. Более популярной стала «Песня», сочиненная военным, чиновником и поэтом Владимиром Филимоновым (1787-1858): «Кто, борец с Наполеоном, Кто царю сподвижник нужной, Кто избранник, вождь маститой, Елизавете Ксаверьевне Воронцовой посвящал стихи сам Александр Пушкин, которую впервые увидел в сентябре 1823 г. Рисунки с изображением Воронцовой встречаются в черновиках Пушкина. С ней связаны следующие стихи: «Талисман», «Сожженое письмо», «Желанье славы» и другие. Под Началом М.С. Воронцова в Одессе служили Василий Туманский и Виктор Тепляков, они также сотрудничали с изданием «Одесский вестник». Поэт Василий Туманский (1800-1860) с 1823 г. служил в канцелярии генерал-губернатора М.С. Воронцова и часто совершал по его поручениям служебные поездки в Крым. В 1824 г. в Алупке было написано знаменитое стихотворение «Элегия». Отставной поручик Виктор Тепляков (1804-1842) с 1826 г. он жил в Херсоне, с 1828 г. – в Одессе, совершал археологические экспедиции, пополнял фонды Одесского музея. Его стихотворение «Надпись к фонтану» можно связать и с фонтаном в Бахчисарайском дворике Воронцовского дворца в Алупке. «Алупка» – одно из стихотворений Андрея Муравьева (1806-1874) из цикла «Таврида», своеобразного лирического дневника его паломничества по христианским святыням Крыма. Иван Бороздна (1804-1858) – поэт из малороссийского села Медведево, создал уникальные «Поэтические очерки Украины, Одессы и Крыма», вышедшие в печать в 1837 г. Отрывок из 12-го письма посвящен Алупке и дворцу Воронцова из диабаза. Поэт и переводчик Владимир Бенедиктов (1807-1873) в мае-сентябре 1839 г. побывал в Одессе и Крыму. В цикле «Путевые заметки и впечатления (В Крыму)» присутствует стихотворение «Дом в цветах, Алупка». Поэты Серебряного века русской поэзии осыпали Алупку целым звездопадом своих творений. Поэт, драматург, переводчик Валерий Брюсов (1873-1924) неоднократно бывал в Крыму. В 1896-98 гг. он создал стихотворный цикл, одно из стихотворений «Где подступает к морю сад…» было написано 30 апреля 1898 г. Местом вдохновения этого произведения считают тихий уголок Алупкинского парка. Поэтесса и переводчица Ольга Чюмина (1858-1909) известна своими фельетонами в стихах и стихотворением «Дворец в Алупке». В 1918 г. В Крыму оказалась семья Набоковых. Молодой поэт, драматург Владимир Набоков (1899-1977) напечатал свои первые стихотворения в ялтинской газете «Ялтинский голос». 15 апреля 1918 г. семья Набоковых покинула Крым и Россию навсегда. 27 апреля 1918 г. было написано стихотворение «Береза в Воронцовском парке». В «Ялтинском голосе» в 1918 и 1920 г. было напечатано несколько стихотворений Набокова и его стихотворный фельетон с подписью «Дельфин». Посвятили свои стихи Алупке Сергей Сергеев-Ценский («Алупка. Их было двое: князь, вельможа…»), Ада Чумаченко («В Алупке. Стемнело. День угас. Прозрачно-синей мглою…»), Александров Черемнов («Алупка. Многозвучный, многоцветный…») и другие поэты. Современные поэты Крыма не остаются в стороне и продолжают выражать свои поэтические восторги, посвящая стихи Алупке и Крыму. Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807-1873) Многоуважаемые посетители майоратного имения графа М.С. Воронцова в Алупке и дворца Императора-Миротворца Александра III в Массандре, коль скоро и Вас посещает вдохновение в воспоминаниях о прекрасных дворцах южнобережья, превращаясь в стихи, эпиграммы или же прозу, не сочтите за труд направить Ваше творчество на наш электронный адрес: [email protected] worontsovpalace.org фотографии, история, описание дворца в Крыму.Пока владельцы были малолетними, обустройством 731 гектара массандровских земель занимался их отец. За это время был выстроен двухэтажный особняк с обширной верандой, разбит сад и выложены дорожки для прогулок в окружающих лесах. Графиня Елена Горчакова, проезжая мимо имения, записала: «Когда проезжаешь по лесам Массандры, таинственный мрак, царствующий повсюду, напоминает о священных рощах древней Галлии. Издали можно любоваться красивым дачным домиком князя Воронцова, построенным на полугорье в лесах Верхней Массандры: он окружен густой зеленью и освежается горным ручьем». Спокойный уклад курортной жизни нарушила буря 1878 года, не пощадившая творение графа. Его сын Семен Михайлович Воронцов приступил к строительству нового дома и заказал проект французскому архитектору Этьену Бушару. В 1881 году начались работы по строительству дворца, который в эскизах архитектора походил на средневековый замок. 30 ноября 1881 года Бушар скончался, не успев окончить проект. В 1882 году ушел из жизни и князь Семен Воронцов, завещав поместье и недостроенный дворец своей супруге Марии Васильевне, которая передала его на условиях пожизненной ренты Екатерине Андреевне Балашовой. Дворец Александра IIIВ 1889 году начинается история Массандры как императорской резиденции. Новым владельцем становится Александр III, который вместе с семьей любил отдыхать в Крыму. Для того чтобы дворец соответствовал новому статусу, его необходимо было перестроить. Государь пригласил для этой цели архитектора Максимилиана Месмахера, чей проект был утвержден в апреле 1893 года. Площадь дворца значительно увеличилась за счет дополнительных галерей, террас и балконов, за год строительства здание обрело новый облик. Месмахер выбрал стиль раннего барокко — говоря иначе, стиль Людовика XIV. По проекту предполагалась пристройка кухонного и конюшенного флигелей, но в связи со смертью императора работы были приостановлены. Николай II в память об отце повелел закончить дворец, были завершены отделочные работы, но особого интереса к Массандре молодой царь не проявлял, иногда останавливаясь здесь на отдых после пикников или охоты в окрестностях. Новый дворец так и не был обжит. Летнюю резиденцию Николая II обустроили в Ливадии. Интерьеры дворцаНа первом этаже располагались парадные залы, бильярдная комната с дубовыми панелями в стиле английского ренессанса, столовая, приемная и кабинет Его Императорского Величества. Нижний вестибюль при входе украшен сине-голубой изразцовой плиткой. Месмахер одним из первых в свою эпоху стал использовать изразцовые печи как элемент декора. На втором этаже находились комнаты для отдыха и царские опочивальни. Комнаты на третьем этаже планировались как спальни для императорских детей, но так и простояли пустыми долгие годы после строительства дворца. Во внутреннем убранстве здания преобладает дерево разных пород: дуб, орех, клен, красное дерево. Потолки украшены лепниной и росписями. Полы внутренних помещений, террас и балконов отделаны различными по конфигурации и цвету метлахскими изразцами. В декоре комнат дворца соседствуют различные стили — готика и барокко, романский стиль и классицизм. ПаркМаксимилиан Месмахер также спроектировал придворцовую часть парка. Перед западным фасадом был разбит французский регулярный парк с террасами, цветочными партерами и фигурным бассейном. В парке были расставлены 29 статуй и 6 декоративных ваз. За террасами располагались фруктовые сады, высаженные еще при Воронцовых. Массандровский дворец в XX векеС приходом советской власти дворец был национализирован, в нем организовали санаторий для больных туберкулезом. После Великой Отечественной войны во дворце разместился НИИ «Магарач», который занимался исследованиями в области виноградарства. Вскоре Массандровский дворец стал использоваться как дача для государственных чиновников СССР, на верхних этажах дворца были обустроены жилые комнаты. Музей во дворцеНачало музею было положено еще во времена Николая II; здесь, как и в других резиденциях, залы были украшены предметами декоративно-прикладного искусства и коллекцией живописи. В XIX веке можно было приобрести билет на посещение парка дворца, для особо важных персон выдавались именные приглашения. В советское время дворец и территория парка были закрытым объектом. С 1 июня 1992 года дворец открыл свои двери для посетителей, в нем начал действовать музей. На первых двух этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера 2-й половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея. Кроме убранства залов, посетители могут ознакомиться с документами и фотоматериалами, повествующими о жизни императора Александра III и Николая II, узнать историю Массандровского дворца. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки. www.culture.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|