Маршак стихи для детей 2 класса распечатать


Самуил Маршак - Круглый год: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

ЯНВАРЬ

Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

АПРЕЛЬ

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

МАЙ

Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

ИЮНЬ

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

ИЮЛЬ

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

СЕНТЯБРЬ

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

НОЯБРЬ

День седьмого ноября
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ — и млад и стар
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.

Анализ стихотворения «Круглый год» Маршака

Дебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды».

Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность.

«Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом.

rustih.ru

Веселый счет от 1 до 10

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри
Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка
Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О
Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

 

 

1

В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.

А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

2

Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

3

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:

Красный свет
Проезда нет.
Желтый
Будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!

4

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они - за две минуты.

5

Пред тобой - пятерка братьев.
Дома все они без платьев.

А на улице зато
Нужно каждому пальто.

6

Шесть
Котят
Есть
Хотят.

Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

7

Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь - приятель ваш.

8

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой
Седьмая,
А в седьмой
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!

9

К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.
Начинается урок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать
Носом будете клевать!

0

Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто,
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!

nukadeti.ru

Стихи А.Милна в переводе Маршака. Читать с картинками.

Алан Милн — классик английской поэзии для детей. Книги его стихов пользуются большой популярностью среди детей со всего света. На нашем сайте представлены несколько его стихотворений в свободном переводе С.Я.Маршака, сохраняющем характерные интонации и ритмы английского поэта.

 

Баллада о королевском бутерброде

Король,
Его величество,
Просил ее величество,
Чтобы ее величество
Спросила у молочницы:
Нельзя ль доставить масла
На завтрак королю.

 

Придворная молочница
Сказала: — Разумеется,
Схожу,
Скажу
Корове,
Покуда я не сплю!

 

Придворная молочница
Пошла к своей корове
И говорит корове,
Лежащей на полу:

— Велели их величество
Известное количество
Отборнейшего масла
Доставить к их столу!

Ленивая корова
Ответила спросонья:
— Скажите их величествам,
Что нынче очень многие
Двуногие-безрогие
Предпочитают мармелад,
А также пастилу!

Придворная молочница
Сказала: — Вы подумайте! —
И тут же королеве
Представила доклад:

— Сто раз прошу прощения
За это предложение.
Но если вы намажете
На тонкий ломтик хлеба
Фруктовый мармелад,
Король, его величество,
Наверно, будет рад!

 

Тотчас же королева
Пошла к его величеству
И, будто между прочим,
Сказала невпопад:


— Ах да, мой друг, по поводу
Обещанного масла…
Хотите ли попробовать
На завтрак мармелад?

Король ответил:
— Глупости! —
Король сказал:
— О боже мой! —
Король вздохнул: — О господи! —
И снова лег в кровать.

 

— Еще никто, — сказал он, —
Никто меня на свете
Не называл капризным…
Просил я только масла
На завтрак мне подать!

На это королева
Сказала: — Ну, конечно! —
И тут же приказала
Молочницу позвать.


Придворная молочница
Сказала: — Ну, конечно! —
И тут же побежала
В коровий хлев опять.

 

Придворная корова
Сказала: — В чем же дело?
Я ничего дурного
Сказать вам не хотела.
Возьмите простокваши,
И молока для каши,
И сливочного масла
Могу вам тоже дать!

 

Придворная молочница
Сказала: — Благодарствуйте! —
И масло на подносе
Послала королю.

Король воскликнул: — Масло!
Отличнейшее масло!
Прекраснейшее масло!
Я так его люблю!

— Никто, никто, — сказал он
И вылез из кровати.
— Никто, никто, — сказал он,
Спускаясь вниз в халате.
— Никто, никто, — сказал он,
Намылив руки мылом.
— Никто, никто, — сказал он,
Съезжая по перилам, —


Никто не скажет, будто я
Тиран и сумасброд
За то, что к чаю я люблю
Хороший бутерброд!

 

Непослушная мама

Джеймс Джеймс
Моррисон Моррисон,
А попросту —
Маленький Джим,
Смотрел за упрямой,
Рассеянной мамой
Лучше,
Чем мама за ним.

 

Джеймс Джеймс
Говорил: — Дорогая,
Помни, что ездить одна
В город
До самого
Дальнего края
Ты без меня не должна!

 

Но очень упряма
Была его мама
(Так люди о ней говорят.)
Упрямая мама
Надела упрямо
Свой самый
Красивый наряд.

«Поеду, поеду, —
Подумала мама, —
И буду к обеду
Назад!»

Искали-искали
Пропавшую маму,
Искали три ночи,
Три дня.
Был очень
Английский король озабочен,
И свита его,
И родня.

 

Английский король
Говорил королеве:
— Ну, кто же из нас виноват,
Что многие мамы
Ужасно упрямы
И ездят одни, без ребят?

Я знаю, —
Сказал он, —
Ту площадь в столице,
Где мой расположен дворец.
Но в нашей столице
Легко заблудиться,
Попав
В отдаленный конец!

 

Джеймс Джеймс
Моррисон Моррисон,
А попросту —
Маленький Джим,
Смотрел за упрямой,
Рассеянной мамой
Лучше, чем мама за ним.

 

Но вот отыскалась
Пропавшая мама,
С дороги
Пришла от нее телеграмма,
В которой писала она:
«Целую, здорова,
И — честное слово —
Не буду я ездить
Одна!»

У Тимофея-Тима

У Тимофея-Тима
На ножках десять пальцев.
Чулки на десять пальцев
Натягивает Тим,
Натянет и сапожки
И новые галошки,
И весь десяток пальцев
Гулять уходит с ним.

 

У Тима-Тимофия
На ручках десять пальцев,
И делают все пальцы,
Что им прикажет Тим.
Он сунет их в перчатки
На меховой подкладке —
И десять пальцев в прятки
Зимой играют с ним.

У Тимофея-Тима
Два синих-синих глаза.
Они всегда смеются,
Когда смеется Тим.
А если мальчик болен
Иль чем-то недоволен,
То сразу
Оба глаза
Заплачут вместе с ним.

У Тима-Тимофея
На ручках десять пальцев,
На ножках десять пальцев,
А голова одна.

Когда, зевая сладко,
Ложится он в кроватку —
На мягкую подушку
Ложится и она.

У окна

Вот две капли дождевые
На стекле. Они живые.

 

Кто скорей домчится вниз,
Та получит первый приз.

 

Каждой капле дал я имя:
Это — Джонни, это — Джимми.

 

Первым в путь пустился Джим.
Джон покуда недвижим.

 

Джим немножко тяжелее,
Но за Джона я болею.

 

С места сдвинулся и он.
Поторапливайся, Джон!

 

Джим вперед летит без страха.
Джон ползет, как черепаха.

 

Но и Джим застрял в пути —
Должен муху обойти.

 

Джон догнал в дороге Джима
И спокойно мчится мимо,

 

Но и Джим неутомим —
Нажимает снова Джим,

 

Вниз несется что есть духу,
Налетел опять на муху.

 

Джон его и обогнал.
Молодец! Я так и знал.

Но изчез он, словно не был…
Тут и солнце вышло в небо!

 

Гоп-гоп

Мой Робин не ходит,
Как люди,-
Топ-топ,-
А мчится вприпрыжку,
Галопом —
Гоп-гоп!

 

Он мчится вприпрыжку,
Галопом — гоп-гоп!
И если гуляем мы вместе,
Напрасно в пути
Я кричу ему: «Стоп!»-
Не может стоять он на месте.

 

А если бы Робин
Не прыгал в пути,
Шагов десяти
Он не мог бы пройти
И скоро бы снова
Пустился в галоп —
Гоп!
Гоп!
Гоп!

 

Хвосты


У льва есть хвост — могучий, длинный,
А у осла есть хвост ослиный.
У кошки хвост и у коня,
Но нет у вас и у меня.

 

Когда я буду именинник,
Куплю я хвостик за полтинник.
Мне продавец измерит рост
И подберет отличный хвост.

Скажу я льву, киту, верблюду:
— Я вам завидовать не буду.
Смотрите, — с нынешнего дня
Завелся хвост и у меня!

Вежливость


Когда я родных
И знакомых встречаю,
Я кланяюсь,
Шляпу сорвав с головы,
И вежливо
Всем на вопрос отвечаю:
— Большое спасибо.
Прекрасно. А вы?

 

Но знаете,
Взрослые дяди и тети,
Я мог бы счастливее
Жить-поживать,
Когда бы любезный
Вопрос «Как живете?»
Никто мне при встрече
Не стал задавать!

 

(Илл.Е.Мешкова, изд. Детская литература, Москва, 1985 г.)

 

mishka-knizhka.ru

Самуил Маршак - Угомон: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Сон приходит втихомолку,
Пробирается сквозь щелку.
Он для каждого из нас
Сны счастливые припас.

Он показывает сказки,
Да не всем они видны.
Вот закрой покрепче глазки
И тогда увидишь сны!

А кого унять не может
Младший брат — спокойный сон,
Старший брат в постель уложит
Тихий, строгий Угомон.
Спи, мой мальчик, не шуми.
Угомон тебя возьми!

Опустела мостовая.
По дороге с двух сторон
Все троллейбусы, трамваи
Гонит в парки Угомон.

Говорит он: — Спать пора.
Завтра выйдете с утра!
И троллейбусы, трамваи
На ночлег спешат, зевая…

Там, где гомон, там и он
Тихий, строгий Угомон.
Всех, кто ночью гомонит,
Угомон угомонит.

Он людей зовет на отдых
В деревнях и городах,
На высоких пароходах,
В длинных скорых поездах.

Ночью в сумраке вагона
Вы найдете Угомона.
Унимает он ребят,
Что улечься не хотят.

Ходит он по всем квартирам.
А подчас летит над миром
В самолете Угомон:
И воздушным пассажирам
Тоже ночью нужен сон.

Под спокойный гул моторов,
В синем свете ночника
Люди спят среди просторов,
Пробивая облака.

Поздней ночью
Угомону
Говорят по телефону:
— Приходи к нам, Угомон.
Есть у нас на Малой Бронной
Паренек неугомонный,
А зовут его Антон.

По ночам он спать не хочет,
Не ложится на кровать,
А хохочет
И грохочет
И другим мешает спать.

Люди просят: — Не шуми,
Угомон тебя возьми!
Говорит неугомонный:
— Не боюсь я Угомона.
Посмотрю я, кто кого:
Он меня иль я его!

Спать ложатся все на свете.
Спят и взрослые и дети,
Спит и ласточка и слон,
Но не спит один Антон.

До утра не спит и слышит,
Как во сне другие дышат,
Тихо тикают часы,
За окошком лают псы.

Стал он песни петь от скуки,
Взял от скуки книгу в руки.
Но раздался громкий стук
Книга выпала из рук.

Да и как читать в постели:
Лампа светит еле-еле…
Начал пальцы он считать:
— Раз-два-три-четыре-пять,
Но сбивается со счета
Не дает считать дремота…
Вдруг он слышит: — Дили-дон!
Появился Угомон.

Проскользнул он в дом украдкой,
Наклонился над кроваткой,
А на нитке над собой
Держит шарик голубой.

Да как будто и не шарик,
А светящийся фонарик.
Синим светом он горит,
Тихо-тихо говорит:

— Раз. Два.
Три. Четыре.
Кто не спит у вас в квартире?
Всем на свете нужен сон.
Кто не спит, тот выйди вон!

Перестал фонарь светиться,
А из всех его дверей
Разом выпорхнули птицы
Стая быстрых снегирей.

Шу! Над мальчиком в постели
Шумно крылья просвистели.
Просит шепотом Антон:
— Дай мне птичку, Угомон!

— Нет, мой мальчик, эта птица
Нам с тобою только снится.
Ты давно уж крепко спишь…
Сладких снов тебе, малыш!

В лес, луною озаренный,
Угомон тропой идет.
Есть и там неугомонный,
Непоседливый народ.

Где листвою шелестящий
Лес в дремоту погружен,
Там прошел лесною чащей
Седобровый Угомон.

Он грозит синичке юной,
Говорит птенцам дрозда,
Чтоб не смели ночью лунной
Отлучаться из гнезда.

Так легко попасть скворчатам,
Что выходят по ночам,
В плен к разбойникам крылатым
Совам, филинам, сычам…

С Угомоном ночью дружен
Младший брат — спокойный сон.
Но и днем бывает нужен
Тихий, строгий Угомон.

Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: — Ребята, тише!
— Тише! — крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.

— Тише, тише! — закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
— Тише-тише-тишина!
Крикнул Игорь у окна.

— Тише, тише! Не шумите!
Заорали Витя, Митя.
— Замолчите! — на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
— Не учи
Молчать
Другого,
А молчи
Побольше
Сам!

Анализ стихотворения «Угомон» Маршака

Первая публикация «Угомона» Самуила Яковлевича Маршака состоялась в журнале «Огонек». Вскоре история вышла отдельной книгой, с иллюстрациями М. Митурича.

Стихотворение создано в конце 1958 года. Автору его в эту пору перевалило за семьдесят, он уже отошел от активной книгоиздательской работы, засел за мемуары, восстановил дружеские связи с К. Чуковским, ведет обширную переписку, в том числе, с начинающими литераторами. Между тем, здоровье С. Маршака оставляет желать лучшего. И все же новые стихи выходят, как и сборники избранного, растет и число переводов его произведений на другие языки. По жанру – сказка (именно так называл эти стихи сам автор), по размеру – хорей, рифмовка преимущественно смежная и перекрестная. Два брата, Угомон и Сон, одушевляются. Оба, в сущности, явились прямиком из устного народного творчества, колыбельных. И если о первом сказано мало (он укладывает спать послушных ребятишек), то труды второго описаны в мельчайших подробностях. Это своеобразная попытка поместить в советский пейзаж мифологический персонаж. Также старичок явно родственник Оле-Лукойе. Его характеризуют два эпитета: тихий, строгий. Похоже, он умеет успокаивать одним своим видом и авторитетом скупых слов. Концовка 2 строфы – почти цитирование фольклора. С 3 строфы современность вторгается в сказку. В его обязанности входит и водворение тишины на улицах города. Он утихомиривает даже грохочущие трамваи, не говоря уж о вредном мальчике Антоне. Заглядывает старичок и в иллюминатор самолета. Некоторые родители даже знают его номер телефона. С приходом старичка в дом начинается волшебство: в комнате появляется стайка снегирей. Оказывается, мальчик уже спит и видит птиц во сне. В нескольких строфах (например, в двадцатой) приведены считалочки. Есть и звукоподражание (дили-дон), и перечислительные градации, и уменьшительные словечки. Старичок приходит и днем на источник всякого чрезмерного бестолкового шума. Как, например, на уроке пенья. Неопытная учительница не справилась с первоклассниками. Дети, помогая учительнице, кричат друг другу: тише! Неразбериху прекратил, как всегда, суровый Угомон с готовым афоризмом о пользе молчания. В стихах легко прочитывается мораль, назидание: не шали, знай меру. Автор предложил художнику нарисовать старого Угомона, хотя художественный редактор Детгиза возражал против визуализации образа. В конечном счете, седобровый блюститель порядка по-хозяйски устроился на страницах книжки.

В творчестве С. Маршака угадываются фольклорные мотивы. «Угомон» — сочетание традиции и современности.

rustih.ru

Самуил Маршак - Про все на свете: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.

Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.

Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.

Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, елка тоже.

Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.

Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.

Hосорог бодает рогом —
Hе шутите с носорогом.

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он — осел.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот —
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.

Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.

Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорек —
Хищный маленький зверек.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты — силач:
Шар земной несешь, как мяч.

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.

Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.

Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

Анализ стихотворения «Про все на свете» Маршака

Стихи «Про все на свете» Самуила Яковлевича Маршака впервые были напечатаны в журнале «Чиж».

Стихотворение создано в 1939 году. Автору его в этот момент исполнилось 52 года, не так давно возглавляемое им детское издательство было разогнано (часть сотрудников была арестована). Поэт переезжает в Москву, углубляется в переводческую деятельность, впрочем, выходят и его детские книги. В жанровом отношении – занимательная азбука, по размеру – хореический стих с парной рифмовкой, состоит из множества афористичных двустиший. Рифмы точные, звучные, открытые и закрытые. Образы яркие, графичные (собственно, часть успеха истории принадлежит иллюстратору В. Конашевичу). Сами мгновенные зарисовки энергичны, динамичны, без слащавости, с большим запасом познавательности. Каждая строка коротких строф начинается строго со своей буквы алфавита. Поэт широко пользуется приемом противопоставления (аист и мыши), параллелизма (кот и кролик), портрета (хорек), взаимодействия двух персонажей (человек и щенок), обращения к школьной теме (ученик и глобус), дразнилки (школьник и чернила), детализирования городского пейзажа (Кремль, бегемот в зоопарке), прозаизмов (кнопка и звонок), звукописи (дуб долбил), причинно-следственной связи (юнга и аквариумные рыбки), наконец, в финале – чистый парадокс (кислая клюква в одной упряжке с ребенком, выучившим буквы). Местоимение «мы» с легкостью меняется на «я». Среди адресатов обширной переписки С. Маршака есть и педагогический работник, узнавший о скором выходе в свет алфавитной истории. В ответном письме писатель поясняет, что не ставил перед собой лишь педагогическую задачу. Целью создания стихотворения было желание предложить детям «весело учиться грамоте», облегчить запоминание, познакомить с окружающим миром во всем его многообразии. Следуя собственным правилам в отношении детской литературы, поэт сводит к минимуму количество прилагательных (а те, что есть – сугубо прикладные, доступные), практически не использует эпитеты. Зато в тексте мелькают сравнения: ель на ежика, как статуя. Уменьшительные суффиксы: ослик, ножке, часики. Инверсия: роет крот (зверек представлен лишь как огородный вредитель). Лексические повторы и перечисления. Лексика разговорная и нейтральная, интонация хоть и поучительная, но с большой долей шутливости. Есть даже отсылка к сказке А. Пушкина (пассаж о лодках).

«Про все на свете» С. Маршака – успешная попытка придать изучению букваря занимательности.

rustih.ru

Самуил Маршак - Детки в клетке: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

В зоопарке

Тигрёнок

Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Зебры

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Совята

Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Пингвин

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.

На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Лебедёнок

Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Страусёнок

Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Обезьяна

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:

«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

Белые медведи

У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!

Эскимосская собака

На прутике — записка:
«Не подходите близко!»

Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Собака динго

Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост,
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду,
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Где обедал воробей

— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Анализ стихотворения «Детки в клетке» Маршака

Не смотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии.

Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника — детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты.

Удивительно в цикле деткой прозы именно то, что автор не просто рисует образ животного, а создает эмоционально окрашенное художественное изображение. Пользуясь самыми простыми словами, С.Я. Маршак с точностью передает не только внешний вид, но и повадки животных. Читая строки про белых медведей «Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине» в воображении возникает образ степенных и больших животных, неторопливо плавающих в своем водоеме в летнюю жару. Ребёнка словно приглашают в занимательное путешествие, в шутливой форме рассказывая, обучая и даже предостерегая «Эй, не стойте слишком близко — я тигрёнок, а не киска!».

Видя картинку в книжке, ребенок вспоминает знакомые строки, и наоборот, слыша стихи, он представляет образ обитателя зоопарка -это тренирует память и образность мышления. Звери представляются своему маленькому читателю, удерживают внимание яркими деталями, фразами и предлагают продолжить путешествие дальше. Знакомство со слоном происходит всего в четырех строчках, но в них разворачивается целая история: у слона не было туфелек, кто-то (скорее всего ребенок) поделился своими туфельками, слон взял ее, осмотрел и удивился. Автор одними только рифмами передает и удивление: «слону» — «одну»? И требование: «пошире» — «четыре».

Маршак смотрит на своих героев глазами ребенка, сохраняя детскую непосредственность и наивность. Перед читателем раскрывается сказка, в которой звери умеют говорить и рассуждать, слону можно протянуть свою туфельку, а веселый воробей расскажет об обеде у соседей. Автор воплотил детское мышление в идеальную форму и передал нам ее в цикле замечательного литературного произведения «Детки в клетке».

rustih.ru

Круглый год - стихотворение Маршака, читать онлайн

ЯНВАРЬ

Открываем календарь —
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

АПРЕЛЬ

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

МАЙ

Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.

Май цветами провожая,
Распускается сирень.

ИЮНЬ

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

ИЮЛЬ

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

СЕНТЯБРЬ

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря —
И открылась школа.

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

НОЯБРЬ

День седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.

Весь народ — и млад и стар —
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

____________

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.

nukadeti.ru

Самуил Маршак - Кот и лодыри: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Эпиграмма

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

rustih.ru

От 1 до 10 - Самуил Маршак. Читать онлайн с картинками.

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.
Полюбyйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой — посмотри-
Выстyпает цифра три.

Тройка — третий из значков —
Состоит из двyх крючков.

За тремя идyт четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бyмаге цифра пять.

Рyкy вправо протянyла,
Ножкy крyто изогнyла.

Цифра шесть — дверной замочек:
Сверхy крюк, внизy крyжочек.

Вот семерка — кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:

Если на головy встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде бyквы О —
Это ноль, иль ничего.

Крyглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним
Единицy примостим,
Он побольше станет весить,
Потомy что это — десять.

 

Эти цифры по порядкy
Запиши в свою тетрадкy,
Я для каждой сейчас
Сочиню тебе рассказ.

1

В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

И скоро один;
Зачеркнyл одного
И вот не осталось;
От них ничего.

А если б дрyжили;
Они меж собою,
То долго бы жили;
И было б их двое!

2

Две сестрицы — две рyки
Рyбят, строят, роют,
Рвyт на грядке сорняки
И дрyг дрyжкy моют.

Месят тесто две рyки —
Левая и правая,
Водy моря и реки
Загребают, плавая.

3

Три цвета есть y светофора,
Они понятны для шофера:

Красный цвет —
Проезда нет.
Желтый —
Бyдь готов к пyти,
А зеленый цвет — кати!

4

Четыре в комнате yгла.
Четыре ножки y стола.
И по четыре ножки
У мышки и y кошки.

Бегyт четыре колеса,
Резиною обyты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за пол минyты.

5

Перед тобой — пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
Но на yлице зато
Нyжно каждомy пальто.

6

Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пyсть лакают языком,
Потомy что кошки
Не едят из ложки.

7

Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей y нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккyратно,
И пенал, и карандаш,
И бyкварь — приятель наш.

 

8

Восемь кyкол деревянных,
Крyглолицых и рyмяных,
В разноцветных сарафанах
На столе y нас живyт.
Всех матрешками зовyт.
Кyкла первая толста,
А внyтри она пyста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кyкла в серединке.

Этy кyколкy открой —
Бyдет третья во второй.

Половинкy отвинти,
Плотнyю, притертyю, —
И сyмеешь ты найти
Кyколкy четвертyю.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внyтри.

Прячется в ней пятая
Кyколка пyзатая,
А внyтри пyстая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.

Эта кyкла меньше всех,
Чyть побольше чем орех.


Вот, поставленные в ряд,
Сестры-кyколки стоят.

— Сколько вас? — y них мы спросим,
И ответят кyклы: — ВОСЕМЬ!

9

К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школy вам идти.


В девять слышится звонок.
Начинается yрок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать —
Носом бyдете клевать!

0

Вот это ноль иль ничего.
Послyшай сказкy про него.

Сказал веселый, крyглый ноль
Соседке — единице:
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

 

Она окинyла его
Сердитым, гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

 

Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль бyдy я с тобою.

 

Так одинока ты сейчас,
Мала и хyдощава,
Но бyдешь больше в десять раз,
Когда я бyдy справа.

Напрасно дyмают, что ноль
Играет маленькyю роль.

Мы двойкy в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пyсть говорят, что мы ничто, —
С двyмя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести!

mishka-knizhka.ru

Самуил Маршак - Почта: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.

Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.

Пакеты по полкам
Разложены с толком,
В дороге разборка идёт,
И два почтальона
На лавках вагона
Качаются ночь напролёт.
Открытка — В Дубровку,
Посылка — В Покровку,
Газета — В Ростов-на-Дону.
Письмо — В Бологое.
А вот заказное
Пойдет за границу —
В Берлин.

Идет берлинский почтальон,
Последней почтой нагружен.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.

На темно-синем пиджаке
Лазурные петлицы.
Идет и держит он в руке
Письмо из-за границы.

Кругом прохожие спешат.
Машины шинами шуршат,
Одна другой быстрее,
По Липовой аллее.

Подводит к двери почтальон,
Швейцару старому поклон.
— Письмо для герр Житкова
Из номера шестого!

— Вчера в одиннадцать часов
Уехал в Англию Житков!

Письмо само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

В дороге оно
Не пьёт и не ест
И только одно
Говорит:
— Срочное.
Англия. Лондон.
Вест, 14, Бобкин-стрит.

Бежит, подбрасывая груз,
За автобусом автобус.
Качаются на крыше
Плакаты и афиши.
Кондуктор с лесенки кричит:
— Конец маршрута. Бобкин-стрит!

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он вроде щепки.

Идёт в четырнадцатый дом,
Стучит висячим молотком
И говорит сурово:
— Для мистера Житкова.
Швейцар глядит из-под очков
На имя и фамилию
И говорит: — Борис Житков
Отправился в Бразилию.

Пароход отойдет
Через две минуты.
Чемоданами народ
Занял все каюты.

Но в одну из кают
Чемоданов не несут.
Там поедет вот что:
Почтальон и почта.

Под пальмами Бразилии,
От зноя утомлён,
Бредёт седой Базилио,
Бразильский почтальон.

В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке — иностранное
Почтовое клеймо.

И надпись над фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон!
Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
— Для Житкова?
Эй, Борис,
Получи и распишись!

Мой сосед вскочил с постели:
— Вот так чудо в самом деле.
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной,
Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и корабли.
По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.

Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым,
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

Анализ стихотворения «Почта» Маршака

Произведение «Почта» Самуила Яковлевича Маршака впервые появилось в осеннем номере журнала «Дружные ребята».

Стихотворение написано не позднее 1927 года. Сорокалетний поэт активно публикуется, сотрудничает с различными детскими журналами, знакомится с Б. Пастернаком, проводит весну в Северо-Кавказском крае, переписывается с маленьким сыном. В жанровом отношении – это целая поэма, сюжет которой повествует о бешеной гонке заказного письма за путешествующим детским писателем Б. Житковым, другом С. Маршака. Автор поражает воображение советского ребенка одним только перечислением стран, имен и названий. При этом он преследует несколько целей, среди которых важнейшие – обогатить кругозор ребенка и сформировать у него позитивный настрой к простым жителям далеких стран, к людям рабочим и служащим, таким похожим, несмотря на разницу в часовых поясах и климате. Адресатами подобных стихов с. Маршака были дети переломной эпохи – уже не знавшие, в большинстве своем, нянь и собственных детских комнат, основная, как тогда говорили, «масса» потребителей новой советской поэзии для детей. Автор взялся объяснить им некоторые явления современной жизни, впрочем, не совсем и новые, но упущенные детской литературой дореволюционных лет. На первый план здесь выходит не просто человек, а его полезная функция, в данном случае, труд почтальона. Начало давно стало афоризмом. Современного ребенка поражает сама униформа (ведь сегодня не везде ее можно увидеть на почтальоне), бляшка из настоящей меди и загадочная цифра «5» — не иначе как принадлежность к какому-то тайному обществу (впрочем, скорее всего, номер почтового участка). «Герр Житков» также непонятная личность без контекста того времени. А вот советские дети знали такого писателя и путешественника. Также перечислены города СССР, которые обошло письмо в поисках адресата-непоседы. С важной точностью переданы переговоры работников учреждений, сообщающих: вылетел, уехал, отправился. Парадоксальным образом письмо догнало адресата опять-таки в Ленинграде, куда он успел вернуться. В финале, вполне в духе К. Чуковского, поется слава (ода) «честным почтальонам» всего мира. Композицию, соответственно, можно считать кольцевой. Рифмовка типичная для С. Маршака – смежная и перекрестная, ритм – быстрого шага, глагольность, восклицания, вопросы, россыпь чисел, диалогов, словесный портрет сотрудников почты разных стран и континентов, олицетворение (пролетит, пробежит, заклеенный пассажир). Инверсия: качаются плакаты. Базилио: стойкая ассоциация имени с историей про Буратино. Впрочем, она еще не была написана.

Динамичная история «Почта» С. Маршака — один из образцов новаторской поэзии 1920-х годов.

rustih.ru

Самуил Маршак - Веселый счет: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

— 1 —

В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.

А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

— 2 —

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

— 3 —

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:

Красный свет —
Проезда нет.
Желтый —
Будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!

— 4 —

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за две минуты.

— 5 —

Пред тобой — пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.

— 6 —

Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

— 7 —

Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.

— 8 —

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой —
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!

— 9 —

К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать —
Носом будете клевать!

— 0 —

Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, —
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести!

Анализ стихотворения «Веселый счет» Маршака

«Веселый счет» Самуила Яковлевича Маршака впервые был представлен читателям на страницах журнала «Огонек».

Стихотворение написано не позднее 1958 года. Поэт к этому времени пребывает в почтенном возрасте, признанный классик детской литературы, лауреат нескольких государственных премий, автор собрания сочинений, переводчик. По жанру – урок в игровой форме. Яркий образный ряд позволяет ребенку быстрее усвоить азы счета. Поначалу стихотворение состояло из 2 частей. Первая называется «Давайте познакомимся». Позднее она стала отдельным произведением с описанием внешнего вида чисел. Размер – преимущественно хореический стих, рифмовка парная, самая легкая для запоминания и восприятия ребенка. Десять рассказов про цифры. Сперва зачин про двух драчливых единиц, которые уничтожили друг друга. Идет поучение о дружбе. Две собственные руки – хороший повод запомнить цифру «2». Схожей цели служат светофор, углы в комнате и пятерня. Дальше сложнее. Поэту приходится прибегнуть к безотказному наглядному приему – шестерке котят с хорошим аппетитом. Семь дней недели – подсказка для цифры «7». А вот «семь вещей в портфеле» для современного школьника уже местами спорны. Матрешки олицетворяют «восемь». Девятку поэт предлагает запомнить по часам. В девять начинается первый урок в школе, в это же время мама укладывает первоклассника спать. Про ноль сочинена целая сказка. Разворачивается церемонный диалог веселого ноля с сердитой единицей. Оказывается, он тот еще волшебник: с ним цифры становятся просто астрономическими. Мелькают «сто» и «двести», к которым страшно подступиться. В финале – победное восклицание ноля. Каскад перечислительных градаций из глаголов (рубят, строят, рвут). Попутно идет знакомство с окружающим миром. Руки – трудятся (описан мужской и женский труд), и даже приходятся весьма кстати при плавании. Соответственно, разноцветный светофор – не только повод запомнить тройку, но и узнать ПДД. Есть и игра омонимов: ножки стола и кошачьи. А также – у мышки, на которых она и удирает от кошки. Затем – загадки про автомобиль (транспорт) и пальчики (зимой – в перчатках). Имеется и ценный совет по выкармливанию котят: дай им каши с молоком. Забывчивым поэт напоминает, что положить в портфель. Наконец, самый развернутый рассказ – про семейство матрешек, часть народного художественного ремесла. Здесь довольно много эпитетов и прилагательных, в том числе, кратких: румяных, толста, пузата. Сравнение: чем орех (видимо, лесной). Тут же коротко перечислены ранее изученные цифры от 1 до 8. Множество лексических повторов (к девяти без десяти – почти головоломка для ребенка), инверсия (начинается урок). Стихи графичны, каждая строфа (или ряд строф) – просятся быть изображенными в картинках. Собственно, именно это и сделал замечательный художник В. Конашевич. Его иллюстрации получили одобрение самого автора.

«Веселый счет» С. Маршака – сочетание дидактики, приемов социализации и немножечко игры.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.