|
Маршак стихи для детей 2 класса распечататьСамуил Маршак - Круглый год: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихЯНВАРЬ Открываем календарь ФЕВРАЛЬ Дуют ветры в феврале, МАРТ Рыхлый снег темнеет в марте. АПРЕЛЬ Апрель, апрель! МАЙ Распустился ландыш в мае ИЮНЬ Пришел июнь. ИЮЛЬ Сенокос идет в июле, АВГУСТ Собираем в августе СЕНТЯБРЬ Ясным утром сентября ОКТЯБРЬ В октябре, в октябре НОЯБРЬ День седьмого ноября ДЕКАБРЬ В декабре, в декабре Год прошел, как день вчерашний. Анализ стихотворения «Круглый год» МаршакаДебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды». Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность. «Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом. rustih.ru Веселый счет от 1 до 10Вот один иль единица, А вот это цифра два. Выгибает двойка шею, А за двойкой - посмотри Тройка - третий из значков За тремя идут четыре, А потом пошла плясать Руку вправо протянула, Цифра шесть - дверной замочек: Вот семерка - кочерга. У восьмерки два кольца Цифра девять иль девятка Если на голову встанет, Цифра вроде буквы О Круглый ноль такой хорошенький, Если ж слева, рядом с ним Эти цифры по порядку
1В задачнике жили Но скоро один А если б дружили 2Две сестрицы - две руки Рвут на грядке сорняки Месят тесто две руки 3Три цвета есть у светофора, Красный свет 4Четыре в комнате угла. Бегут четыре колеса, 5Пред тобой - пятерка братьев. А на улице зато 6Шесть Дай им каши с молоком. 7Семь ночей и дней в неделе. 8Восемь кукол деревянных, Кукла первая толста, Разнимается она Эту куколку открой Половинку отвинти, И сумеешь ты найти Вынь ее да посмотри, Прячется в ней пятая Эта кукла меньше всех, Вот, поставленные в ряд, - Сколько вас? - у них мы спросим, 9К девяти без десяти, В девять слышится звонок. К девяти без десяти 0Вот это ноль иль ничего. Сказал веселый, круглый ноль Она окинула его Ответил ноль: - Я признаю, Так одинока ты сейчас, Напрасно думают, что ноль Мы двойку в двадцать превратим. Пусть говорят, что мы ничто, nukadeti.ru Стихи А.Милна в переводе Маршака. Читать с картинками.Алан Милн — классик английской поэзии для детей. Книги его стихов пользуются большой популярностью среди детей со всего света. На нашем сайте представлены несколько его стихотворений в свободном переводе С.Я.Маршака, сохраняющем характерные интонации и ритмы английского поэта.
Баллада о королевском бутерброде
Король,
Придворная молочница
Придворная молочница — Велели их величество Ленивая корова Придворная молочница — Сто раз прошу прощения
Тотчас же королева — Ах да, мой друг, по поводу Обещанного масла… Хотите ли попробовать На завтрак мармелад? Король ответил:
— Еще никто, — сказал он, — На это королева Придворная молочница Сказала: — Ну, конечно! — И тут же побежала В коровий хлев опять.
Придворная корова
Придворная молочница Король воскликнул: — Масло! — Никто, никто, — сказал он Никто не скажет, будто я Тиран и сумасброд За то, что к чаю я люблю Хороший бутерброд!
Непослушная мамаДжеймс Джеймс
Джеймс Джеймс
Но очень упряма «Поеду, поеду, — Искали-искали
Английский король Я знаю, —
Джеймс Джеймс
Но вот отыскалась У Тимофея-ТимаУ Тимофея-Тима
У Тима-Тимофия У Тимофея-Тима У Тима-Тимофея Когда, зевая сладко, У окнаВот две капли дождевые
Кто скорей домчится вниз,
Каждой капле дал я имя:
Первым в путь пустился Джим.
Джим немножко тяжелее,
С места сдвинулся и он.
Джим вперед летит без страха.
Но и Джим застрял в пути —
Джон догнал в дороге Джима
Но и Джим неутомим —
Вниз несется что есть духу,
Джон его и обогнал. Но изчез он, словно не был…
Гоп-гопМой Робин не ходит,
Он мчится вприпрыжку,
А если бы Робин
ХвостыУ льва есть хвост — могучий, длинный, А у осла есть хвост ослиный. У кошки хвост и у коня, Но нет у вас и у меня.
Когда я буду именинник, Скажу я льву, киту, верблюду: ВежливостьКогда я родных И знакомых встречаю, Я кланяюсь, Шляпу сорвав с головы, И вежливо Всем на вопрос отвечаю: — Большое спасибо. Прекрасно. А вы?
Но знаете,
(Илл.Е.Мешкова, изд. Детская литература, Москва, 1985 г.)
mishka-knizhka.ru Самуил Маршак - Угомон: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихСон приходит втихомолку, Он показывает сказки, А кого унять не может Опустела мостовая. Говорит он: — Спать пора. Там, где гомон, там и он Он людей зовет на отдых Ночью в сумраке вагона Ходит он по всем квартирам. Под спокойный гул моторов, Поздней ночью По ночам он спать не хочет, Люди просят: — Не шуми, Спать ложатся все на свете. До утра не спит и слышит, Стал он песни петь от скуки, Да и как читать в постели: Проскользнул он в дом украдкой, Да как будто и не шарик, — Раз. Два. Перестал фонарь светиться, Шу! Над мальчиком в постели — Нет, мой мальчик, эта птица В лес, луною озаренный, Где листвою шелестящий Он грозит синичке юной, Так легко попасть скворчатам, С Угомоном ночью дружен Что случилось нынче в школе? Поднял шум дежурный Миша. — Тише, тише! — закричали — Тише, тише! Не шумите! Тут учительница пенья Оглядел он всех сурово Анализ стихотворения «Угомон» МаршакаПервая публикация «Угомона» Самуила Яковлевича Маршака состоялась в журнале «Огонек». Вскоре история вышла отдельной книгой, с иллюстрациями М. Митурича. Стихотворение создано в конце 1958 года. Автору его в эту пору перевалило за семьдесят, он уже отошел от активной книгоиздательской работы, засел за мемуары, восстановил дружеские связи с К. Чуковским, ведет обширную переписку, в том числе, с начинающими литераторами. Между тем, здоровье С. Маршака оставляет желать лучшего. И все же новые стихи выходят, как и сборники избранного, растет и число переводов его произведений на другие языки. По жанру – сказка (именно так называл эти стихи сам автор), по размеру – хорей, рифмовка преимущественно смежная и перекрестная. Два брата, Угомон и Сон, одушевляются. Оба, в сущности, явились прямиком из устного народного творчества, колыбельных. И если о первом сказано мало (он укладывает спать послушных ребятишек), то труды второго описаны в мельчайших подробностях. Это своеобразная попытка поместить в советский пейзаж мифологический персонаж. Также старичок явно родственник Оле-Лукойе. Его характеризуют два эпитета: тихий, строгий. Похоже, он умеет успокаивать одним своим видом и авторитетом скупых слов. Концовка 2 строфы – почти цитирование фольклора. С 3 строфы современность вторгается в сказку. В его обязанности входит и водворение тишины на улицах города. Он утихомиривает даже грохочущие трамваи, не говоря уж о вредном мальчике Антоне. Заглядывает старичок и в иллюминатор самолета. Некоторые родители даже знают его номер телефона. С приходом старичка в дом начинается волшебство: в комнате появляется стайка снегирей. Оказывается, мальчик уже спит и видит птиц во сне. В нескольких строфах (например, в двадцатой) приведены считалочки. Есть и звукоподражание (дили-дон), и перечислительные градации, и уменьшительные словечки. Старичок приходит и днем на источник всякого чрезмерного бестолкового шума. Как, например, на уроке пенья. Неопытная учительница не справилась с первоклассниками. Дети, помогая учительнице, кричат друг другу: тише! Неразбериху прекратил, как всегда, суровый Угомон с готовым афоризмом о пользе молчания. В стихах легко прочитывается мораль, назидание: не шали, знай меру. Автор предложил художнику нарисовать старого Угомона, хотя художественный редактор Детгиза возражал против визуализации образа. В конечном счете, седобровый блюститель порядка по-хозяйски устроился на страницах книжки. В творчестве С. Маршака угадываются фольклорные мотивы. «Угомон» — сочетание традиции и современности. rustih.ru Самуил Маршак - Про все на свете: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихАист жил у нас на крыше, Бегемот разинул рот — Воробей влетел в окно, Гриб растет среди дорожки, Дятел жил в дупле пустом, Ель на ёжика похожа: Жук упал и встать не может, Звезды видели мы днем Иней лег на ветви ели, Кот ловил мышей и крыс, Лодки по морю плывут, Мед в лесу медведь нашел: Hосорог бодает рогом — Ослик был сегодня зол: Панцирь носит черепаха, Роет землю серый крот — Спит спокойно старый слон, Таракан живет за печкой, Ученик учил уроки — Флот плывет к родной земле, Ходит по лесу хорек — Цапля важная, носатая Часовщик прищурил глаз: Школьник, школьник, ты — силач: Щеткой чищу я щенка, Эта кнопка и шнурок — Юнга, будущий матрос, Ягод нет кислее клюквы, Анализ стихотворения «Про все на свете» МаршакаСтихи «Про все на свете» Самуила Яковлевича Маршака впервые были напечатаны в журнале «Чиж». Стихотворение создано в 1939 году. Автору его в этот момент исполнилось 52 года, не так давно возглавляемое им детское издательство было разогнано (часть сотрудников была арестована). Поэт переезжает в Москву, углубляется в переводческую деятельность, впрочем, выходят и его детские книги. В жанровом отношении – занимательная азбука, по размеру – хореический стих с парной рифмовкой, состоит из множества афористичных двустиший. Рифмы точные, звучные, открытые и закрытые. Образы яркие, графичные (собственно, часть успеха истории принадлежит иллюстратору В. Конашевичу). Сами мгновенные зарисовки энергичны, динамичны, без слащавости, с большим запасом познавательности. Каждая строка коротких строф начинается строго со своей буквы алфавита. Поэт широко пользуется приемом противопоставления (аист и мыши), параллелизма (кот и кролик), портрета (хорек), взаимодействия двух персонажей (человек и щенок), обращения к школьной теме (ученик и глобус), дразнилки (школьник и чернила), детализирования городского пейзажа (Кремль, бегемот в зоопарке), прозаизмов (кнопка и звонок), звукописи (дуб долбил), причинно-следственной связи (юнга и аквариумные рыбки), наконец, в финале – чистый парадокс (кислая клюква в одной упряжке с ребенком, выучившим буквы). Местоимение «мы» с легкостью меняется на «я». Среди адресатов обширной переписки С. Маршака есть и педагогический работник, узнавший о скором выходе в свет алфавитной истории. В ответном письме писатель поясняет, что не ставил перед собой лишь педагогическую задачу. Целью создания стихотворения было желание предложить детям «весело учиться грамоте», облегчить запоминание, познакомить с окружающим миром во всем его многообразии. Следуя собственным правилам в отношении детской литературы, поэт сводит к минимуму количество прилагательных (а те, что есть – сугубо прикладные, доступные), практически не использует эпитеты. Зато в тексте мелькают сравнения: ель на ежика, как статуя. Уменьшительные суффиксы: ослик, ножке, часики. Инверсия: роет крот (зверек представлен лишь как огородный вредитель). Лексические повторы и перечисления. Лексика разговорная и нейтральная, интонация хоть и поучительная, но с большой долей шутливости. Есть даже отсылка к сказке А. Пушкина (пассаж о лодках). «Про все на свете» С. Маршака – успешная попытка придать изучению букваря занимательности. rustih.ru Самуил Маршак - Детки в клетке: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихВ зоопаркеТигрёнок Эй, не стойте слишком близко — Слон Дали туфельки слону. Зебры Полосатые лошадки, Разлинованы лошадки, Жираф Рвать цветы легко и просто Совята Взгляни на маленьких совят — Пингвин Правда, дети, я хорош? На морях в былые годы А теперь я здесь в саду Лебедёнок Отчего течёт вода Страусёнок Я — страусёнок молодой, Когда пугаюсь, я бегу, Обезьяна Приплыл по океану Сидит она, тоскуя, «На дальнем жарком юге, Чудесные бананы Белые медведи У нас просторный водоём. Вода прохладна и свежа. Мы от стены плывем к стене Держись правее, дорогой. Эскимосская собака На прутике — записка: Записке ты не верь — За что сижу я в клетке, Собака динго Нет, я не волк и не лиса. Пусть вам расскажет кенгуру, Она в кусты — и я за ней, Она хитра, и я не прост, Теперь у всех я на виду, Верблюд Бедный маленький верблюд: Где обедал воробей — Где обедал, воробей? Пообедал я сперва Подкрепился у лисицы. Ел морковку у слона. Погостил у носорога, Побывал я на пиру Был на праздничном обеде А зубастый крокодил Анализ стихотворения «Детки в клетке» МаршакаНе смотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии. Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника — детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты. Удивительно в цикле деткой прозы именно то, что автор не просто рисует образ животного, а создает эмоционально окрашенное художественное изображение. Пользуясь самыми простыми словами, С.Я. Маршак с точностью передает не только внешний вид, но и повадки животных. Читая строки про белых медведей «Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине» в воображении возникает образ степенных и больших животных, неторопливо плавающих в своем водоеме в летнюю жару. Ребёнка словно приглашают в занимательное путешествие, в шутливой форме рассказывая, обучая и даже предостерегая «Эй, не стойте слишком близко — я тигрёнок, а не киска!». Видя картинку в книжке, ребенок вспоминает знакомые строки, и наоборот, слыша стихи, он представляет образ обитателя зоопарка -это тренирует память и образность мышления. Звери представляются своему маленькому читателю, удерживают внимание яркими деталями, фразами и предлагают продолжить путешествие дальше. Знакомство со слоном происходит всего в четырех строчках, но в них разворачивается целая история: у слона не было туфелек, кто-то (скорее всего ребенок) поделился своими туфельками, слон взял ее, осмотрел и удивился. Автор одними только рифмами передает и удивление: «слону» — «одну»? И требование: «пошире» — «четыре». Маршак смотрит на своих героев глазами ребенка, сохраняя детскую непосредственность и наивность. Перед читателем раскрывается сказка, в которой звери умеют говорить и рассуждать, слону можно протянуть свою туфельку, а веселый воробей расскажет об обеде у соседей. Автор воплотил детское мышление в идеальную форму и передал нам ее в цикле замечательного литературного произведения «Детки в клетке». rustih.ru Круглый год - стихотворение Маршака, читать онлайнЯНВАРЬОткрываем календарь — В январе, в январе Снег — на крыше, на крылечке. ФЕВРАЛЬДуют ветры в феврале, Поднимаясь, мчатся вдаль МАРТРыхлый снег темнеет в марте. АПРЕЛЬАпрель, апрель! По полям бегут ручьи, Пробирается медведь МАЙРаспустился ландыш в мае Май цветами провожая, ИЮНЬПришел июнь. ИЮЛЬСенокос идет в июле, АВГУСТСобираем в августе Солнце над просторными СЕНТЯБРЬЯсным утром сентября ОКТЯБРЬВ октябре, в октябре На лугах мертва трава, НОЯБРЬДень седьмого ноября — Вьются флаги у ворот, Весь народ — и млад и стар — ДЕКАБРЬВ декабре, в декабре Нашу речку, словно в сказке, Елка плакала сначала Чуть дрожат ее иголки, Блещут золотом хлопушки. ____________ Год прошел, как день вчерашний. nukadeti.ru Самуил Маршак - Кот и лодыри: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихСобирались лодыри Толстый ранец с книжками Видят, видят лодыри: Спрашивают лодыри Замяукал жалобно И красив я, лодыри, Школа не построена А теперь без грамоты Ни попить без грамоты, Отвечают лодыри: Учат нас и грамоте Нам учиться, лодырям, Мы не пишем грифелем Отвечает лодырям Много знал я лодырей Анализ стихотворения «Кот и лодыри» МаршакаТворчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.
Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе. rustih.ru От 1 до 10 - Самуил Маршак. Читать онлайн с картинками.Вот один иль единица,
А вот это цифра два. Выгибает двойка шею, А за двойкой — посмотри- Тройка — третий из значков — За тремя идyт четыре, А потом пошла плясать Рyкy вправо протянyла, Цифра шесть — дверной замочек: Вот семерка — кочерга. У восьмерки два кольца Цифра девять иль девятка, Если на головy встанет, Цифра вроде бyквы О — Крyглый ноль, такой хорошенький, Если ж слева, рядом с ним
Эти цифры по порядкy 1 В задачнике жили И скоро один; А если б дрyжили; 2 Две сестрицы — две рyки Месят тесто две рyки — 3 Три цвета есть y светофора, Красный цвет — 4 Четыре в комнате yгла. Бегyт четыре колеса, 5 Перед тобой — пятерка братьев. 6 Шесть 7 Семь ночей и дней в неделе.
8 Восемь кyкол деревянных, Разнимается она Этy кyколкy открой — Половинкy отвинти, Вынь ее да посмотри, Прячется в ней пятая Эта кyкла меньше всех, Вот, поставленные в ряд, Сестры-кyколки стоят. — Сколько вас? — y них мы спросим, 9 К девяти без десяти, В девять слышится звонок. Начинается yрок. К девяти без десяти 0 Вот это ноль иль ничего. Сказал веселый, крyглый ноль
Она окинyла его
Ответил ноль: — Я признаю,
Так одинока ты сейчас, Напрасно дyмают, что ноль Мы двойкy в двадцать превратим. Пyсть говорят, что мы ничто, — mishka-knizhka.ru Самуил Маршак - Почта: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихКто стучится в дверь ко мне — Заказное из Ростова Житков за границу Пакеты по полкам Идет берлинский почтальон, На темно-синем пиджаке Кругом прохожие спешат. Подводит к двери почтальон, — Вчера в одиннадцать часов Письмо само Нетрудно письму В дороге оно Бежит, подбрасывая груз, По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит Идёт в четырнадцатый дом, Пароход отойдет Но в одну из кают Под пальмами Бразилии, В руке он держит странное, И надпись над фамилией Кто стучится в дверь ко мне Мой сосед вскочил с постели: Честь и слава почтальонам, Анализ стихотворения «Почта» МаршакаПроизведение «Почта» Самуила Яковлевича Маршака впервые появилось в осеннем номере журнала «Дружные ребята». Стихотворение написано не позднее 1927 года. Сорокалетний поэт активно публикуется, сотрудничает с различными детскими журналами, знакомится с Б. Пастернаком, проводит весну в Северо-Кавказском крае, переписывается с маленьким сыном. В жанровом отношении – это целая поэма, сюжет которой повествует о бешеной гонке заказного письма за путешествующим детским писателем Б. Житковым, другом С. Маршака. Автор поражает воображение советского ребенка одним только перечислением стран, имен и названий. При этом он преследует несколько целей, среди которых важнейшие – обогатить кругозор ребенка и сформировать у него позитивный настрой к простым жителям далеких стран, к людям рабочим и служащим, таким похожим, несмотря на разницу в часовых поясах и климате. Адресатами подобных стихов с. Маршака были дети переломной эпохи – уже не знавшие, в большинстве своем, нянь и собственных детских комнат, основная, как тогда говорили, «масса» потребителей новой советской поэзии для детей. Автор взялся объяснить им некоторые явления современной жизни, впрочем, не совсем и новые, но упущенные детской литературой дореволюционных лет. На первый план здесь выходит не просто человек, а его полезная функция, в данном случае, труд почтальона. Начало давно стало афоризмом. Современного ребенка поражает сама униформа (ведь сегодня не везде ее можно увидеть на почтальоне), бляшка из настоящей меди и загадочная цифра «5» — не иначе как принадлежность к какому-то тайному обществу (впрочем, скорее всего, номер почтового участка). «Герр Житков» также непонятная личность без контекста того времени. А вот советские дети знали такого писателя и путешественника. Также перечислены города СССР, которые обошло письмо в поисках адресата-непоседы. С важной точностью переданы переговоры работников учреждений, сообщающих: вылетел, уехал, отправился. Парадоксальным образом письмо догнало адресата опять-таки в Ленинграде, куда он успел вернуться. В финале, вполне в духе К. Чуковского, поется слава (ода) «честным почтальонам» всего мира. Композицию, соответственно, можно считать кольцевой. Рифмовка типичная для С. Маршака – смежная и перекрестная, ритм – быстрого шага, глагольность, восклицания, вопросы, россыпь чисел, диалогов, словесный портрет сотрудников почты разных стран и континентов, олицетворение (пролетит, пробежит, заклеенный пассажир). Инверсия: качаются плакаты. Базилио: стойкая ассоциация имени с историей про Буратино. Впрочем, она еще не была написана. Динамичная история «Почта» С. Маршака — один из образцов новаторской поэзии 1920-х годов. rustih.ru Самуил Маршак - Веселый счет: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихЭти цифры по порядку — 1 — В задачнике жили Но скоро один А если б дружили — 2 — Две сестрицы — две руки Месят тесто две руки — — 3 — Три цвета есть у светофора, Красный свет — — 4 — Четыре в комнате угла. Бегут четыре колеса, — 5 — Пред тобой — пятерка братьев. — 6 — Шесть — 7 — Семь ночей и дней в неделе. — 8 — Восемь кукол деревянных, Кукла первая толста, Разнимается она Эту куколку открой — Половинку отвинти, Вынь ее да посмотри, Прячется в ней пятая Эта кукла меньше всех, — Вот, поставленные в ряд, — Сколько вас? — у них мы спросим, — 9 — К девяти без десяти, К девяти без десяти — 0 — Вот это ноль иль ничего. Сказал веселый, круглый ноль Она окинула его Ответил ноль: — Я признаю, Так одинока ты сейчас, Напрасно думают, что ноль Мы двойку в двадцать превратим. Пусть говорят, что мы ничто, — Анализ стихотворения «Веселый счет» Маршака«Веселый счет» Самуила Яковлевича Маршака впервые был представлен читателям на страницах журнала «Огонек». Стихотворение написано не позднее 1958 года. Поэт к этому времени пребывает в почтенном возрасте, признанный классик детской литературы, лауреат нескольких государственных премий, автор собрания сочинений, переводчик. По жанру – урок в игровой форме. Яркий образный ряд позволяет ребенку быстрее усвоить азы счета. Поначалу стихотворение состояло из 2 частей. Первая называется «Давайте познакомимся». Позднее она стала отдельным произведением с описанием внешнего вида чисел. Размер – преимущественно хореический стих, рифмовка парная, самая легкая для запоминания и восприятия ребенка. Десять рассказов про цифры. Сперва зачин про двух драчливых единиц, которые уничтожили друг друга. Идет поучение о дружбе. Две собственные руки – хороший повод запомнить цифру «2». Схожей цели служат светофор, углы в комнате и пятерня. Дальше сложнее. Поэту приходится прибегнуть к безотказному наглядному приему – шестерке котят с хорошим аппетитом. Семь дней недели – подсказка для цифры «7». А вот «семь вещей в портфеле» для современного школьника уже местами спорны. Матрешки олицетворяют «восемь». Девятку поэт предлагает запомнить по часам. В девять начинается первый урок в школе, в это же время мама укладывает первоклассника спать. Про ноль сочинена целая сказка. Разворачивается церемонный диалог веселого ноля с сердитой единицей. Оказывается, он тот еще волшебник: с ним цифры становятся просто астрономическими. Мелькают «сто» и «двести», к которым страшно подступиться. В финале – победное восклицание ноля. Каскад перечислительных градаций из глаголов (рубят, строят, рвут). Попутно идет знакомство с окружающим миром. Руки – трудятся (описан мужской и женский труд), и даже приходятся весьма кстати при плавании. Соответственно, разноцветный светофор – не только повод запомнить тройку, но и узнать ПДД. Есть и игра омонимов: ножки стола и кошачьи. А также – у мышки, на которых она и удирает от кошки. Затем – загадки про автомобиль (транспорт) и пальчики (зимой – в перчатках). Имеется и ценный совет по выкармливанию котят: дай им каши с молоком. Забывчивым поэт напоминает, что положить в портфель. Наконец, самый развернутый рассказ – про семейство матрешек, часть народного художественного ремесла. Здесь довольно много эпитетов и прилагательных, в том числе, кратких: румяных, толста, пузата. Сравнение: чем орех (видимо, лесной). Тут же коротко перечислены ранее изученные цифры от 1 до 8. Множество лексических повторов (к девяти без десяти – почти головоломка для ребенка), инверсия (начинается урок). Стихи графичны, каждая строфа (или ряд строф) – просятся быть изображенными в картинках. Собственно, именно это и сделал замечательный художник В. Конашевич. Его иллюстрации получили одобрение самого автора. «Веселый счет» С. Маршака – сочетание дидактики, приемов социализации и немножечко игры. rustih.ru |
||||||||||||||||||||||||||
|