Мальчик на лафете стих


Константин Симонов — Майор привез мальчишку на лафете: Стих читать онлайн бесплатно

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.

Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.

Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова

К. Симонов стал самым известным и популярным советским автором, посвятившим свое творчество теме войны. Его произведения, написанные под влиянием непосредственных наблюдений, с максимальной точностью передают атмосферу суровых военных лет. Особой болью проникнуты стихотворения первых месяцев войны. Одним из них является «Майор привез мальчишку на лафете…» (1941 г.).

В основе сюжета лежит история об эвакуированном из под Брестской крепости мальчике, которого доставил в тыл отец. Неизвестно, был ли реальный прототип этого ребенка. Хотя это совершенно неважно, подобные истории случались каждый день на всем протяжении фронта. Мастерство Симонова позволяло ему изображать наиболее типичные ситуации, которые находили отклик в душе каждого солдата.

За обычной историей скрывается искалеченное детство миллионов советских детей. Брестская крепость первой подверглась нападению превосходящих сил фашистских войск. Ее героическая оборона продолжалась до 30 июня. Симонов не уточняет подробности эвакуации мальчика. Достаточно того, что первые десять дней войны обойдутся для него десятью годами «на том и этом свете». Ребенок потерял мать. Самая страшная картина стихотворения – «седой мальчишка» с «уснувшей игрушкой», привязанный для надежности к пушечному лафету.

Вторая часть стихотворения описывает чувства автора при виде этого мальчика. Он находится в рядах солдат, которые только отправляются на фронт и еще не знакомы со всеми ужасами войны. Зловещим прологом к будущим боям становится вид седого ребенка, машущего солдатам рукой. Это одновременно и приветствие и прощание. Лирический герой поражен увиденным. До этого он не представлял себе, до чего может довести ненависть и жестокость. С этого дня образ мальчика всегда стоит перед его глазами. Он не сможет успокоиться, пока не увидит освобожденным тот участок земли, где ребенок навсегда потерял свое детство. Автор отрекается от собственного дома, он считает, что не заслужит права на личные переживания, пока не вернет мальчику утраченное ощущение родного дома.

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.

www.skazo4ka.ru

Анализ стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» — Kid-mama

Майор привез мальчишку на лафете,
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете,
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был весь исклёван пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Майор был ранен и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России,
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был, и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке!
А нам оно оборвало сердца —
Кто раз увидел этого мальчишку
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили.
Призвал нас к бою воинский закон.
Мой дом теперь не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верил — мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.

Но если нет — когда придется свято
Ему, как мне, идти в такие дни,
Вслед за отцом, по праву, как солдату,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.

Константин Симонов. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
«Красная звезда», 20 декабря 1941 года.

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Симонов был откомандирован в Действующую армию почти в самые первые дни начала  Великой Отечественной войны. Корреспондентом он исколесил все фронты от юга до севера, отметился в Румынии, Югославии, Болгарии, Польше и закончил военный путь в Берлине.

Львиная доля всех его военных материалов и произведений были напечатаны в центральном органе РККА — газете «Красная звезда». После войны К. Симонов обобщив весь свой пережитой военный опыт приступил к главному труду своей жизни-роману, состоящему из трёх частей под названием «Живые и мёртвые».

Часть первая вышла в 1959 г., вторая — в 1962 г.  и заключительная — в 1971 году. Во время войны стихотворения Симонова были широко известны солдатам Красной армии. Солдаты даже переписывали их и заучивали наизусть.

И одним из самых известных, в одном ряду вместе с блестящими  «Жди меня и я вернусь…»,»Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины…», «Убей его…» было  «Майор привез мальчишку на лафете…».

В этом своём произведении Симонов потрясает читателя неожиданной перипитией детства, детства внезапно разрушенного войной. Паренёк едет на лафете, (тележке пушки) от самого Бреста — пограничной  крепости, принявшей на себя первый удар нацистов. Ему всего десять лет, а его волосы уже запорошены сединой  от увиденной своими глазами  смерти матери, из-за пережитых бомбёжек городка, ранения папы и почти бегства под разрывы снарядов, грохот авиабомб и свист пуль. Маленький человек словно побывал в аду, преисподней, по словам Симонова…

Первая половина стихотворения — это  история мальчика. Но достигнув середины повествования его тональность меняется. Лиризм  исчезает и на передний план выступает ненависть. Ненависть к врагам. Автор объявляет своей любимой, не имеющей никакого представления об ужасах и кровавых буднях  войны, что теперь он не может вернуться с фронта, пока мальчонка не вернётся домой и не «поцелует горсть своей земли».

Стихи написаны  Симоновым в период летней катастрофы 41-го года. РККА непрерывно отступала на Восток. В это тяжёлейшее время партия большевиков вновь приравняла перья поэтов и писателей к оружию войны. Необходимо было укрепить дух деморализованных поражениями и бегством солдат и офицеров, с тем, чтобы не дать катастрофе усугубиться и окончательно потерять громадные территории да и всю страну целиком.

Симонов как и многие его коллеги по писательско-поэтическим войскам призывал красноармейцев стоять насмерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. И мастерски выполненные стихотворения Симонова находили своих благодарных читателей и отклик в огрубевших, но остававшихся человечными сердцах солдатской массы.

kid-mama.ru

Майор привез мальчишку на лафете… К.Симонов / Ветеран Белово

«Майор привез мальчишку на лафете…» Константин Симонов

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, — роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя — в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть.

Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…».

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».

Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

Стихотворение Константина Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» читает народный артист России Сергей Никоненко.

veteranbelovo.ru

О чём стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете»?

О чём стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете»?

В стихотворении Симонова раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребёнок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия.

Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребёнок словно погостил на том свете.

История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит людям, знающим о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в мирном Бресте, не «поцелует горсть своей земли».

Во второй части автор обращается к своей жене и сообщает ей, что война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Тот, кто столкнулся с этим мальчишкой, не сможет развернуться и уйти домой. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка вернется вместе с нами и поцелует горсть своей земли»

Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.

«Майор привез мальчишку на лафете…» Симонов полностью

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

kratkoe.com

Симонов К. "Майор привез мальчишку на лафете"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Майор привез мальчишку на лафете" и их характеристика


  1. Солдат, боец, автор. Смелый,мужественный солдат, любящий свою Родину.
  2. Мальчишка. Сирота. Седой. Верящий, что мы победим.

План пересказа стихотворения "Майор привез мальчишку на лафете"


  1. Смерть матери
  2. Мальчик на лафете
  3. Раненый отец
  4. Встречные бойцы
  5. Вера в возвращение
  6. Защита дома
  7. За Уралом
  8. Наказ солдата

Главная мысль стихотворения "Майор привез мальчишку на лафете"
Война ради защиты Родины всегда правая.

Чему учит стихотворение "Майор привез мальчишку на лафете"
Стихотворение учит тому, что война несет боль и горе, что она оставляет детей сиротами. Учит мужеству и бесстрашию, умению смотреть в лицо смерти. Учит патриотизму и любви к Родине. Учит защищать свою Родину, свой родной дом.

Отзыв на стихотворение "Майор привез мальчишку на лафете"
Это очень трогательное стихотворение, о мальчике, которого отец вывез из Брестской крепости. Мальчик остался сиротой и сердца бойцов сжимались от боли за этого мальчика. Но бойцы верили, что победа будет за ними, и этот же мальчик еще вернется на родную землю. Эта вера вела их к победе.

Анализ стихотворения "Майор привез мальчишку на лафете"

Стихотворение было написано Константином Симоновым в 1941 году.
По жанру это военная, патриотическая лирика.
В стихотворении поэт описывает реальную историю мальчика, который был эвакуирован из-под Бреста. Автор очень трогательно и вместе с тем гневно описывает чувства бойцов, которые видели несчастного ребенка. Он заставляет сопереживать своим героям, верить, что они добьются победы, верить в справедливость, которая обязательно восторжествует. Это стихотворение заставляет каждого задуматься о том, что он может сделать ради блага своей Родины.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Майор привез мальчишку на лафете"

Эпитеты: заснувшая игрушка, седой мальчишка, воинский закон.

Метафоры:зачтутся десять дней,  горе оборвало сердца, плакал глазами.

Олицетворения: исцарапан пулями, испытанный судьбой, призвал закон.

Пословицы к стихотворению "Майор привез мальчишку на лафете"
Родина - мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.
Русский солдат не знает преград.
Если хочешь мира, будь готов к войне.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Майор привез мальчишку на лафете"
Майор привез сына на лафете. Мать мальчика погибла, а сын даже не успел с ней проститься. И его отцу казалось, что безопасней лафета для ребенка нет места.
Но отец был ранен, а пушка разбита. И только поседевший мальчик спал на лафете.
Навстречу шли наши войска, а он махал рукой бойцам. И солдат сочувствовал его горю. Он считал, что мальчик должен будут обязательно вернуться с ним, и хотел увидеть, как он поцелует горсть родной земли. Солдата призвали защищать Родину и теперь его дом там, где был дом мальчика.
А мальчик спит где-то за Уралом, но солдат верит, что встретится с ним. Но если судьба этого не даст, то в тот час, когда мальчик пойдет защищать Родину, он должен помянуть павших бойцов.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Майор привез мальчишку на лафете"



coolchtivo.blogspot.com

Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова

Великая Отечественная война стала почвой для создания патриотической лирики. Одним из самых популярных произведений этого трагического периода стало творение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». В школе его изучают 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Майор привез мальчишку на лафете» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1941 г., когда советские войска готовы были отступить под натиском врага.

Тема стихотворения – жизнь детей во времена Великой Отечественной войны.

Композиция – Стихотворение построено как монолог солдата о судьбе мальчика. В нем можно выделить несколько смысловых частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально произведение делится на катрены.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца».

Эпитеты«исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано в 1941 г. Его автор был военным корреспондентом, поэтому был в курсе всего, что происходило на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они готовы были отступать.

Писатели поднимали боевой дух войска своими произведениями. Не исключение и К. Симонов. Его стихотворения были очень популярными. Защитники Отечества переписывали их, заучивали. Произведение «Майор привез мальчишку на лафете…» тоже быстро распространилось на фронте и до сегодняшнего дня является одним из самых известных военных стихотворений в русской литературе.

Тема

Главная тема произведения К. Симонова – судьба детей войны. В контексте нее автор поднимает проблемы сиротства, взаимопомощи, долга перед родиной. В центре стихотворения мальчик, привезенный майором. Об истории ребенка рассказывает лирический герой, под образом которого скрывается солдат-очевидец. Второстепенные герои – отец мальчика, майор и невидимый адресат, к которому обращается лирический герой.

В первых катренах лирический герой рассказывает, как маленький мальчик попал к солдатам. Его мать погибла, а раненный отец решил отдать судьбу сына в руки сослуживцам: «Отцу казалось, что надежней места отныне в мире для ребенка нет». Отец знал, что боевые товарищи не бросят мальчишку.

Портрет главного героя схематичный. Автор обращает внимания лишь на отдельные детали, играющие важную роль в раскрытии темы. Ребенок спит на лафете, обняв игрушку. Он, наверное, еще не осознал, что стал сиротой. От такой картины сжимается сердце. Поэт замечает, что ребенок седой. Эта детали достаточно, чтобы представить, что пришлось вытерпеть маленькому человеку.

После лаконичного портрета следуют стихи обращенные к невидимому адресату, который никогда не бывал на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этим образом скрывается женщина, которая просит солдата вернуться домой, доказывая, что всех не спасешь. Лирический герой рассказывает, почему не может так просто оставить фронт: горе мальчика «оборвало сердце» солдата. Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив родные земли от врага. Он знает, что только так можно защитить детей от несчастливой военной судьбы.

Композиция

По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально стихотворение состоит из катренов.

Жанр

Жанр – элегия, так как лирический герой печально рассказывает об увиденном, заканчивая свой монолог раздумьями о проблеме долга перед Родиной, детьми. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Для объединения строк использована перекрестная рифмовка.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и создания образа ребенка К. Симонов использовал языковые средства. Их в тексте не очень много, так как строки написаны от имени простого солдата. В стихотворении есть метафоры «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца» и эпитеты «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 125.

obrazovaka.ru

К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – Москва: Просвещение, 2014 г.

Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей и отсутствие посторонних предметов.

Учащиеся оценивают свою готовность к уроку.

Личностные: самоопределение
Регулятивные:
самоконтроль готовности

Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

1. На экране отрывок из фильма «Офицеры» («От героев былых времён..») (1 слайд)
2. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
3. -Правильно, на уроке мы будем знакомиться с одним из произведений о В.О.В. и авторе К.Симонове «Майор привёз мальчишку на лафете» (2 слайд)
4. -Что вы знаете о войне?

 

Дети дают предположения…

 

 

Звучат  ответы детей.
Учащиеся читают стихотворения о войне, приготовленные дома.2-3 человека

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание
Познавательные:
Логический анализ объектов с целью выделения признаков

 

В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллио­нов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло 70 лет?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей и поэтов, помогавших бороться и побеждать?

Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, когда совсем недавно мы отмечали 70-летие Великой Победы. Война приносит горе, страдания, слезы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека.
Что несёт с собою война? 

Дети высказывают свои мысли и предположения

 

 

Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей

 

Сообщения учащихся. Биография К.М.Симонова

 

(3 и 4 слайды) Константин Михайлович Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М.Горького.
В1938 году К Симонов окончил литературный институт. К  этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году - были напечатаны его первые стихотворения.
Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт, он работал военным корреспондентом в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде".
За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Он хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска. Умер К.Симонов 28 августа 1979 в Москве

 

Первичное закрепление

Прослушать стихотворение К.Симонова в исполнении народного артиста России Сергея Никоненко. (5 слайд)
Анализ услышанного ( 6 слайд)
Какое настроение создало стихотворение?
Какое впечатление оно произвело на вас?
Какой эпизод больше всего запомнился?
Какова тема этого стихотворения?
Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

 

Личностные:
самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания.
Коммуникативные:
Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе.

Развитие образного мышления

Нарисуйте словесно картину, которая предстаёт перед вами

 

 

Построение проекта выхода из затруднения
Работа с текстом
1. Найдите описание мальчика, зачитайте.
2. Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»?
3. Почему мальчик стал « седым»?
4. Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете  Ему зачтутся эти десять дней»?  (Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг)
Мальчик быстро повзрослел от горя. Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал.
Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста.
Познавательные:
Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Словарная работа (7 слайд)
Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
Лафет - станок артиллерийского орудия.
   

Коллективная работа.

Кто, по-вашему, был собеседником автора стихотворения?
Что хотел сказать Симонов своим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете?

Автор вспоминает о женщине, которая, очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.
Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю.
Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины защищать свою страну

Регулятивные:
Рефлексия
Коммуникативные:
Умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные:
Смыслообразование

Самостоятельная работа «Современные дети о войне»

(слайд 8) Напишите какие у вас вызывает чувства война и своё пожелание всем людям, живущим на планете - Земля…..

Дети пишут, зачитывают

Регулятивные:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Итог урока.
Рефлексия

(слайд 9) Какова главная тема стихотворения К.М.Симонова " Майор привёз мальчишку на лафете"? 
Так что же такое - война? 
Какая главная идея этого стихотворения?

Война
Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких Защита Родины

Познавательные.

Самооценка

Пожалуйста, самостоятельно оцените свою работу на уроке и обоснуйте свой ответ

Дети оценивают свою работу

 

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть

 

 

urok.1sept.ru

Что поразило рассказчика и что он хочет сказать своим стихотворением? К. М. Симонов. Майор привез мальчишку на лафете.

Я думаю что его поразило положение мальчика в этой ситуации, то что у него умерла мать, и то что он пережил, и живет на войне.

его поразило война и мальчик живущий в её года, но хочет рассказать о ужасе войны

Я думаю что его поразило положение мальчика в этой ситуации, то что у него умерла мать, и то что он пережил, и живет на войне.

поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны, жестокости и стремление людей к миру путем описания маленького СЕДОГО мальчика, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников. Мальчика, который поседел, что само по себе является ужасным. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства. Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен. Как-то так)) ) А вообще старайся сочинения писать самостоятельно....

поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны, жестокости и стремление людей к миру путем описания маленького СЕДОГО мальчика, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников. Мальчика, который поседел, что само по себе является ужасным. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства. Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен. Я думаю что его поразило положение мальчика в этой ситуации, то что у него умерла мать, и то что он пережил, и живет на войнеего поразило война и мальчик живущий в её года, но хочет рассказать о ужасе войны

поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны, жестокости и стремление людей к миру путем описания маленького СЕДОГО мальчика, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников. Мальчика, который поседел, что само по себе является ужасным. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства. Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен. Я думаю что его поразило положение мальчика в этой ситуации, то что у него умерла мать, и то что он пережил, и живет на войнеего поразило война и мальчик живущий в её года, но хочет рассказать о ужасе войны

поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны, жестокости и стремление людей к миру путем описания маленького СЕДОГО мальчика, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников. Мальчика, который поседел, что само по себе является ужасным. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства. Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен. Как-то так)) ) А вообще старайся сочинения писать самостоятельно..

большое спосибо

Рассказчика поразил весь ужас войны, стремление людей к миру путем описания маленького седого мальчика, его поразило положение мальчика его поразило положение мальчика в этой ситуации, что у него умерла мать, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников.

его порозила жистокость и страз войны. мальчику было сложно во время войны и быть без родителей. тот кто раз увидел этого мальчишку домой прийти не сможет до конца кстать ========================================================================= некоторые сочинения пиши сам =========================================================================

Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, — роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя — в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…». В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли». Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны, жестокости и стремление людей к миру путем описания маленького СЕДОГО мальчика, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников. Мальчика, который поседел, что само по себе является ужасным. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства. Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен.

его поразило война и мальчик живущий в её года, но хочет рассказать о ужасе войны

поэт своим стихотворением хочет передать весь ужас войны, жестокости и стремление людей к миру путем описания маленького СЕДОГО мальчика, спящего на лафете пушки и радующегося приходу воинов-защитников. Мальчика, который поседел, что само по себе является ужасным. Поэт рассказывает своим стихотворением о самых страшных лишениях, которые могут быть у человека - потеря матери, потеря детства. Так же он говорит, что никогда и никто не сможет жить спокойно пока есть насилие, не сможет вернуться солдат домой пока не увидит мальчика, вернувшегося в родные места, на родную землю, то есть пока враг не будет изгнан и повержен. Я думаю что его поразило положение мальчика в этой ситуации, то что у него умерла мать, и то что он пережил, и живет на войнеего поразило война и мальчик живущий в её года, но хочет рассказать о ужасе войны Как-то так)) ) А вообще старайся сочинения писать самостоятельно....

Я думаю что его поразило положение мальчика в этой ситуации, то что у него умерла мать, и то что он пережил, и живет на войне.

Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Брестской крепости. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт. Автор хочет сказать, что он должен участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть родной земли".

Я думаю что его поразило положение мальчика в этой ситуации, то что у него умерла мать, и то что он пережил, и живет на войне.

touch.otvet.mail.ru

«Майор привез мальчишку» 🖋️ анализ стихотворения Константина Михайловича Симонова, основная тема, текст стиха о войне

Главная тема

Стихотворения Симонова солдаты переписывали друг у друга и учили наизусть. Сегодня детей с его творчеством знакомят на уроках русской литературы в 5 классе. Известное произведение «Майор привез мальчишку на лафете, седой мальчишка на лафете спал» очень быстро набрало популярность на фронте.

Основа стиха — проблемы маленьких детей, которые потеряли родителей и были лишены детства. Главными персонажами являются мальчишка и герой, который представлен читателям как солдат. Кроме этого, присутствуют и другие роли: отец мальчика, майор и адресат, к которому все время обращается лирический герой.

В первой части произведения рассказывается о судьбе мальчика. Его мать погибла, а отец был ранен. Из-за состояния здоровья он решил передать сына в руки солдатам своего полка. Папа мальчика был уверен в своих товарищах и понимал, что они не оставят сына одного.

Автор кратко представляет читателям портрет главного героя. Он описывает лишь, что ребенок спит на лафете, обнимая игрушку. Мальчик не понимает, что остался сиротой. В этом месте ощущается трагизм. Автор указывает, что мальчик седой. Эта мысль дает полностью понять, с какими трудностями ему пришлось столкнуться.

После такого описания поэт обращается к адресату. Есть предположения, в которых женщина просит солдата вернуться домой. Она утверждает, что невозможно всех спасти.

Герой описывает свои чувства и объясняет, почему не может уехать домой. Он намерен освободить родные земли от натиска врага.

Смысловая структура текста разделена на несколько основных разделов:

  1. Часть, где отец передал мальчика солдатам.
  2. Обращение лирического героя к собеседнику.

Жанр стихотворения — элегия. Это подтверждено тем, что главный персонаж с грустью рассказывает о происходящем на фронте и раздумывает о долге Родины.

Основы выразительности

Для передачи точного настроения и чувств лирического героя автор использует различные языковые средства выразительности. В произведении их встречается немного, так как это обращение простого солдата. В стихотворении имеются:

  1. Метафоры — «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оборвало сердца».
  2. Эпитеты — «разбита пушка».

Константин Симонов, как и многие писатели, призывал всех бороться до конца, за своих детей, родителей и возлюбленных. Его сильно трогала тема того, что у детей забирают детство.

Каждый солдат, прочитав стихотворение, узнавал в главном герое реальных детей, страдающих от страшной войны. Это побуждало многих бороться до самого конца, не оставляя надежду на победу.

Стихотворение раскрывает главный мотив детства, загубленного войной. Мальчик, оставшийся сиротой, находился в Бресте. Это место, которое приняло на себя первый удар армии противника. Симонов, описывая мальчишку, указывает его возраст. Ему всего 10 лет, а он уже потерял мать, пережил обстрел родного города и эвакуацию.

Произведение Симонова было создано в самом начале войны. Это было тяжелое время для страны. Неподготовленность и неожиданность заставила бойцов отступать.

Лирические стихи были просто необходимы солдатам. Они наполняли духом и помогали в противостоянии.

nauka.club


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.