|
Майя никулина стихиЖурнал «Урал» - Майя Никулина - Стихи*** С ночи штормило, пугало, морозило... Только к исходу свинцового дня белое солнышко встало над озером. — Так моя бабушка любит меня. Птица пролётом с недальнего севера села на ветку и песню поёт. — Так и тоскует лиловым по серому, чёрным по белому так и ведёт... *** Как он привольно лежит, — долго и много, — древний догреческий Крит, логово бога, что не забыт, невредим, не осязаем, — выжил один, и один здешний хозяин. Спрятанный в тёмном нутре, видит и слышит, в небе, в горе, по горе ходит и дышит. Кто же ещё в облаках, в белом безлюдье, кормит надежду и страх каменной грудью? Кто насылает узор на полотенца и с незапамятных пор снится младенцам? Чьё баловство-торжество ветры и грозы? Чьи же, когда не его, люди и козы? *** Всё обернулось к лучшему, к сроку сбылось, сошлось, вызрело, перемучалось, во-че-ло-ве-чи-лось... и никому не хочется плакать и падать ниц в молодость, в одиночество, в проводы синих птиц. Вынеся из чистилища право на прочный дом, снова в силки, в узилище, в птичий базар, в содом, в пере-полёты свальные, в ломкие этажи, в чайки многострадальные, в ласточки и стрижи? В гибельную, подспудную жажду: не уходи, в селезня с изумрудными звёздами на груди?.. *** По козьей тропинке, цепляясь за корни и камни, подняться на берег и сверху, со стенки отвесной, смотреть, как они веселятся и машут руками, приветствуя парус, летящий над лакомой бездной. И долго идти, доверяясь дороге колёсной и силясь не помнить про то, как они, отплывая, — минойцы мои, финикийцы, — налягут на вёсла и выбросят пену на берег ненужного рая. Поднявшийся ветер закрутит небесные розы; уже с перевала, уже поглядев через спину, глотая сухие слова и бессолые слёзы, увидеть вокруг только камень и верную глину... Прощание с морем прощания с жизнью не проще — затихнешь в автобусном чреве, в людском коридоре — оно просияет в окне над оливковой рощей, над крышей, над белой горой и останется морем. *** Всё степи, степи, серые пески, сухие травы, каменные реки... Тут перед нами проходили греки и выпили всю воду из реки. А может, скифы... Или крымчаки. Мы едем долго, правим путь по звёздам, живём в телеге, спим у колеса, у нас в коленях птицы строят гнёзда, нам бабочки садятся на глаза. Мы обрастаем травяной трухой, мы слепнем, глядя в меркнущие дали, зной тяжелеет, лошади устали... Но держатся, они идут домой. Возница, размечтавшись о ночлеге, торопит сам себя: “Пошёл, пошёл... мы едем, едем, накрывайте стол, готовьте пахлаву и чебуреки...” Закат за нами страшен, как пожар. Но ветер сладок, но светла дорога. Мы живы, живы, едем, слава богу, из Ак-Мечети в Карасубазар. *** По стрекозиному лету в зелёной рубахе бегать за тенью зелёной, и детские сказки ночью читать, чтобы наши привычные страхи сами собой исчезали к счастливой развязке. Чтобы, проснувшись в сплошной просветлевшей природе, мы понимали, что — вот она, наша отрада, — в поле, в лесу и вернее всего в огороде, в прочных пределах любовного слова и взгляда. Вот оно, детское царство зелёного мрака, где с топорами гуляют жуки-лесорубы, вот она, краткая сладость гороха и мака юности бедной усахарить жадные губы. Долго ли нам красоваться на милом пороге, хвастая силой и волю в кулак собирая — кто ещё знает, успеют ли вырасти к сроку красные розы и яблочки здешнего рая... Кто там из нас, заступивших железные тропы, вдруг, наклонившись с крыльца за вчерашней игрушкой, снова увидит, что нежные перья укропа выше, чем сосны на вечнозелёной опушке?.. *** Только вдруг, различив следы птицы, порхнувшей из гнезда, ты припомнишь, откуда ты и зачем ты пришёл сюда. Только выскользнув из сетей переулков и площадей, перекрученных, — как чалма, — жёлтый — солнце и синий — тьма, — только выбравшись из тенёт домотканых цветных трущоб, выйдя враз из пяти ворот, затворяющий гору, чтоб из других долин и времён, прикрывая ладонью взгляд, зажимая блаженный стон, обернуться на вечный град... Так старик, большеротый гном, не скрывая дурной слезы, смотрит в меркнущий окоём нежной порченой бирюзы, не затем, что так хороша и прекрасней не может быть, а затем, что она — душа, и другой ему не нажить. Исход Не псами по корням и буеракам, — военным строем, под российским флагом, в погонах — честь имею, господа, — но с семьями, с детьми и навсегда. Грузились — “Не задерживай. Скорей.” — спокойно. Замолчали и застыли навытяжку, поскольку проходили вдоль Северной и главной батарей. Уже потом, уже в открытом море, в однообразном общем разговоре сошлись на том, что дом у нас один, бог милостив, потерпим, перебьёмся, что в Севастополь всё равно вернёмся и никому его не отдадим. Смотрели вдоль. По ходу корабля. Но обернулись, словно по приказу, Спеша увидеть, как из моря разом, В два белых неба, — Крымом и Кавказом, — За ними поднимается земля. *** С толпой туристов, школяров и прочих, от краткого безделия охочих в истории копаться по слогам — в саму архитектуру, в Нотр-Дам, со страхом подмастерья, не с любовью по праву потребителя: “Хорош...”, почти стесняясь и скрывая дрожь — под каменный надзор средневековья, отринув поучительный рассказ о витражах, орнаментах и кладках, усилием пустых и жадных глаз я вижу всё, как надо, — по порядку — в предчувствии, в начале, в двух словах, в первоначальных авторских расчётах, и в паутинах вечности, в тенётах, в ремонтных и строительных лесах, во времени минувшем и ещё не наступившем, с нами и над нами, как тёмный лес с цветами и плодами, обёрнутыми каменным плющом... uraljournal.ru Под единым сводом... Стихи Майи НикулинойПубликуем стихи екатеринбургской поэтессы Майи Никулиной, напечатанные в июньском номере журнала «Урал» за 2016 год. *** Да чем она, молодость, молода, *** В усадьбе беготня: *** Кто из рук судьбы назначенной *** Только погаснет бег *** Выйдешь из ворот — Грядки, огород, *** Мы ушли в песок. Мы вросли в поля.
Майя НикулинаРодилась в Екатеринбурге, окончила филфак УрГУ. Работала библиографом, заместителем главного редактора журнала «Урал». В настоящее время — ведущий преподаватель гуманитарной гимназии «Корифей». Автор многих поэтических сборников, а также книг прозы и исследований, посвященных культуре и истории Урала. Лауреат нескольких литературных премий. www.labirint.ru В сердце такая боль, будто уходит флотПочему-то если ищут таланты, то ищут обязательно молодые. Словно помешались на молодых поэтах, молодых музыкантах, молодых исполнителях. А куда деваться пожилым? У нас огромное количество немолодых нераскрытых и неизвестных талантов. И найти пожилого и талантливого - не меньшая радость, чем обнаружить молодого и подающего надежды. "В сердце такая боль, словно уходит флот", - эти строки написала восьмидесятилетняя поэтесса Майя Никулина, преподаватель из Екатеринбурга. В этом году мне выпала честь быть номинатором на "Григорьевку" - так называется одна из самых престижных поэтических премий, получившей имя в честь поэта Геннадия Григорьева. Одно из первых имен, вспомнившихся в связи с необходимостью номинировать - было имя Майи Петровны Никулиной. На Урале имя поэтессы знают хорошо, а вот за пределами региона - Никулина не особо известна. Просто Майя Петровна - совсем не публичный человек. Она не участвует в конкурсах, не пользуется соцсетями, чужда поэтических тусовок. Она родилась в 1937 году в Свердловске, в семье лесного инженера. Ее отец, Петр Михайлович, происходил из служивых дворян, а мать была потомственной столбовой дворянкой. И номинироваться на "Григорьевку" Майя Петровна тоже не хотела. Говорила, что ей это совершенно не нужно, что конкурсы - совсем не поэтическое дело и еще, что преподавательский опыт подсказывает: поэзия неинтересна школьникам и студентам. Но она оказалась не права. Когда одно из стихотворений Майи Петровны я опубликовала у себя в фейсбуке - оно произвело фурор. Читатели не верили, что так точно, мощно и энергично может писать женщина восьмидесяти лет. Спрашивали, кто она, откуда, и почему никто среди молодых писателей фейсбука о ней не слышал. Особенно впечатлял ее взгляд на молодость. О чем жалеет человек на излете жизни? "Жалко пуговки костяной, надо было поднять..." Майя Петровна - совсем не публичный человек. Она не участвует в конкурсах, не пользуется соцсетями, чужда поэтических тусовок Видимо, каждому времени нужен свой девайс, а каждому девайсу соответствует свой жанр. Когда появились сцена и микрофоны - возникла эстрадная поэзия. Когда массово запустили магнитофоны с катушками - оказался востребован жанр, в котором работали Окуджава, Галич, Высоцкий. Девайс сегодняшнего времени - соцсети. К сожалению, Майя Петровна не присутствует в них, потому даже не представляет, как нужны ее стихотворения современному формату соцсетей. Молодые - это хорошо, но даже они, оккупировавшие современные площадки, страдают от обилия пустоты и нехватки глубины. Как много слов, и как мало мудрости. Той самой мудрости, которую читатель находит в поэзии Майи Петровны Никулиной. *** Сохнет на камне соль. Море о берег бьёт. В сердце такая боль, будто уходит флот. Парусный, молодой, яростный, как тоска, выпростав над водой белые облака. Просто глядеть вперед с легкого корабля. Он — ещё весь полет, мы — уже все земля. Нами уже стократ вычерпаны до дна суть и цена утрат. Только теперь догнал юный несмертный грех — все мы в урочный час недолюбили тех, что провожали нас. *** Да чем она, молодость, молода, чем она стоит слёз? — Жалко впалого живота, жалко ржаных волос, вот не доблести показной — с горла рубахи рвать — жалко пуговки костяной... Надо было поднять... *** За поворотом возраста и лета земля белым-бела, черным-черна, линяют непреложные приметы, и камнем обрастают имена. В большом обезголосевшем лесу просторно, пусто, ветрено и голо — одни жизнеспособные глаголы удерживают время на весу; убил, обидел, разорил, ославил, извёл, измучил, руки развязал, пришёл, разделся, сапоги оставил, согрелся, лёг, ни слова не сказал. *** Всё громы, грозы, беспорядки, крапива разоряет грядки и клумбы... Упаси господь увязнуть в этой лихорадке... Малину разве прополоть... А то ещё зимой, на святки, ты снился мне один, в саду, с кровавой ягодкой во рту... *** Был живой и молодой с молодыми и живыми. А какой он был со мной? — А такой же, как с другими. О погоде говорил — все старухи молодели. По дороге проходил — облака над ним редели. www.kp.ru Майя Никулина: mary_hr5 — LiveJournal***С ночи штормило, пугало, морозило... Птица пролётом с недальнего севера *** И пусть моей души не тронет зависть Осенняя тоска всепониманья Когда все было розово и пусто… *** Теперь как хочешь назови… Никулина Майя Петровна родилась в 1937 г. в Свердловске. Окончила геологический и филологический факультеты Уральского государственного университета. Автор многочисленных журнальных публикаций и шести книг стихотворений: «Мой дом и сад» (1969), «Имена» (1977), «Душа права» (1977), «Колея» (1983), «Бабья трава» (1987), «Стихи» (2002), «Камень. Пещера. Гора» (2002), «Избранное в 2-х томах: стихотворения и переводы. Проза» (2008). Лауреат литературной премии им. П.П. Бажова и других литературных премий. Участница второго тома «Антологии современной уральской поэзии». Живёт в Екатеринбурге. mary-hr5.livejournal.com |
||
|