Майков детям стихи


Стихи для детей Аполлона Майкова

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Стихи о животных Аполлона Майкова

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Все стихи Аполлона Майкова

В городце в 1263 г.

 

Ночь на дворе и мороз.

Месяц – два радужных светлых венца вкруг него...

    По небу словно идет торжество;

В келье ж игуменской зрелище скорби и слез...

 

Тихо лампада пред образом Спаса горит;

Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

    Тихо бояре стоят по углам;

Тих и недвижим лежит, головой к образам,

    Князь Александр, черной схимой покрыт...

Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!

Слышится в келье порой лишь болящего бред.

    Тихо лампада пред образом Спаса горит...

    Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...

Сон ли проходит пред ним, иль видений таинственных цепь –

    Видит он: степь, беспредельная бурая степь...

    Войлок разостлан на выжженной солнцем земле.

        Видит: отец! смертный пот на челе,

        Весь изможден он, и бледен, и слаб...

        Шел из Орды он, как данник, как раб...

    В сердце, знать, сил не хватило обиду стерпеть...

    И простонал Александр: «Так и мне умереть...»

 

    Тихо лампада пред образом Спаса горит...

    Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...

    Видит: шатер, дорогой, златотканый шатер...

    Трон золотой на пурпурный поставлен ковер...

    Хан восседает средь тысячи мурз и князей...

    Князь Михаил** перед ставкой стоит у дверей...

    Подняты копья над княжеской светлой главой...

        Молят бояре горячей мольбой...

    «Не поклонюсь истуканам вовек», – он твердит...

        Миг – и повержен во прах он лежит...

    Топчут ногами и копьями колют его...

    Хан, изумленный, глядит из шатра своего...

    Князь отвернулся со стоном и, очи закрыв,

«Я ж, – говорит, – поклонился болванам, чрез огнь я прошел,

        Жизнь я святому венцу предпочел...

        Но, – на Спасителя взор устремив, –

        Боже! ты знаешь – не ради себя –

Многострадальный народ свой лишь паче души возлюбя!..»

        Слышат бояре и шепчут, крестясь:

            «Грех твой, кормилец, на нас!»

 

    Тихо лампада пред образом Спаса горит...

    Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...

    Снится ему Ярославов в Новгороде двор..

        В шумной толпе и мятеж, и раздор...

        Все собралися концы и шумят...

    «Все постоим за святую Софию, – вопят, –

    Дань ей несут от Угорской земли до Ганзы...

        Немцам и шведам страшней нет грозы...

        Сам ты водил нас, и Биргер твое

        Помнит досель на лице, чай, копье!..

    Рыцари, – памятен им пооттаявший лед!..

    Конница словно как в море летит кровяном!..

        Бейте, колите, берите живьем

        Лживый, коварный, пришельческий род!..

            Нам ли баскаков пустить

        Грабить казну, на правеж нас водить?

    Злата и серебра горы у нас в погребах, –

        Нам ли валяться у хана в ногах!

    Бей их, руби их, баскаков поганых, татар!..»

    И разлилася река, взволновался пожар...

        Князь приподнялся на ложе своем;

            Очи сверкнули огнем,

    Грозно сверкнули всем гневом высокой души, –

            Крикнул: «Эй, вы, торгаши!

        Бог на всю землю послал злую мзду.

Вы ли одни не хотите его покориться суду?

Ломятся тьмами ордынцы на Русь – я себя не щажу,

        Я лишь один на плечах их держу!..

        Бремя нести – так всем миром нести!

    Дружно, что бор вековой, подыматься, расти,

        Веруя в чаянье лучших времен, –

        Всё лишь в конец претерпевый – спасен!..»

 

    Тихо лампада пред образом Спаса горит...

    Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...

    Тьма, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним...

    Видит он: облитый словно лучом золотым,

        Берег Невы, где разил он врага...

Вдруг возникает там город... Народом кишат берега...

    Флагами веют цветными кругом корабли...

    Гром раздается; корабль показался вдали...

    Правит им кормчий с открытым высоким челом...

            Кормчего все называют царем...

    Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,

    Звон раздается, священные гимны поют...

    Крышу открыли... Царь что–то толпе говорит...

    Вот – перед гробом земные поклоны творит...

    Следом – все люди идут приложиться к мощам...

            В гробе ж, – князь видит, – он сам...

 

    Тихо лампада пред образом Спаса горит...

            Князь неподвижен лежит...

    Словно как свет над его просиял головой –

        Чудной лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

        Сердце ощупал его и чело –

    И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

 

Примечания:

*  Городец на Волге; там умер на возвратном пути

   из Орды в.к. Александр Ярославич Невский в

   1263 г.

** Кн. Михаил Черниговский.

 

1875

45ll.net

50 великих стихотворений. Аполлон Майков "Дорог мне, перед иконой…"

Если попросить современного читателя назвать главных поэтов XIX века, то он вряд ли вспомнит Аполлона Майкова. Однако при жизни он был очень популярен и считался лучшим поэтом послепушкинской эпохи. О нем говорили, что он талантливее Лермонтова; Чернышевский и Некрасов утверждали, что равного Майкову поэта «едва ли имеет Россия». «После Пушкина никто еще не писал на русском языке такими неподражаемо-прекрасными стихами», — сказал о нем Дмитрий Мережковский.

Вспоминаем незаслуженно забытого поэта в проекте «50 великих стихотворений».

 

Дорог мне, перед иконой…

Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжённый
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поёт:
Чьё-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льёт,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой…
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это — медный грош вдовицы,
Это — лепта бедняка,
Это… может быть… убийцы
Покаянная тоска…
Это — светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слёз и умиленья
В вечность глянувшей души…

Исторический контекст

Стихотворение Аполлона Майкова написано в 1868 году. 1860-е годы в литературной среде зрело противостояние между новаторами-реалистами и консерваторами. Это было время расцвета русской прозы: Лев Толстой печатает «Войну и мир» (1865–1869), Достоевский пишет три романа из своего «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868–1869) и «Игрок» (1866), Иван Гончаров создает роман «Обрыв» (1869). Поэзия же в эти годы уходит на второй план, однако в ней существует особое направление — «чистое искусство».

Драматург Александр Островский, актер и мемуарист Иван Горбунов и Аполлон Майков (фото 1860-х годов)

«Чистое искусство» — это течение в русской литературе и критике 50–60-х ХIХ в. Чистое — значит духовно наполненное, совершенное, выразительное литературное искусство, восходящее к пушкинской лирике. Поэты «чистого искусства» были равнодушны к запросам общественно-политической жизни, чуждались либеральных и революционных настроений. Прежде всего их интересовала поэзия как источник нравственного преображения человека, способ приобщения людей к высшим ценностям. Поэтому авторы обращались к вечным темам и сюжетам. Главная ситуация, в которую попадает лирический герой и которую описывает автор, — это спокойное созерцание чего-либо и впечатления от него. Ведущими поэтами «чистого искусства» были Афанасий Фет, Алексей Толстой и Аполлон Майков.

Автор

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897) происходил из старинного дворянского рода, известного со времен правления Ивана Грозного. К роду Майковых принадлежал православный святой, основатель скитского жительства на Руси Нил Сорский (XV в.). Отец поэта был знаменитым академическим живописцем. Родные братья Аполлона Майкова — литературный критик Валериан Майков и историк литературы Леонид Майков.

Фотография Аполлона Майкова в последние годы жизни

Майков воспитывался в атмосфере любви к литературе и искусству. После окончания юридического факультета Петербургского университета он издал свой первый стихотворный сборник, который посвятил матери. В этих ранних стихах Майков обращался к античным образам и мифологическим мотивам. В его стихотворениях упоминались боги Олимпа, фавны и нимфы, вакханки и сатиры. Читатели и литераторы приняли дебютный сборник благосклонно. Маститый и строгий критик Виссарион Белинский восторгался лирикой Майкова. Сборником Майкова восхитился сам Николай I, который поспособствовал путешествию молодого автора за границу. Вернувшись из поездки по Италии, Австрии и Франции, Майков поступил на службу в Министерство финансов, а с 1867 года занял должность цензора Петербургского комитета иностранной цензуры, где проработал много лет.

Отец поэта - Николай Аполлонович Майков, исторический живописец. Художник В. А. Тропинин, 1821 год

На Майкова оказал сильнейшее влияние Фёдор Тютчев, с которым Майков долгое время работал и которого считал учителем и наставником. Интересно, что , в отличие и от Тютчева и от других поэтов «чистого искусства», Майков в своем творчестве как ни странно, не касается темы любви. Сам он говорил об этом так: «Меня <...> упрекали в холодности, указывая на то, что нет у меня любовных стихотворений <...> Но о любви своей мне всегда было писать и говорить стыдно. Что кому до этого за дело! Каждого пускать с своим носом к себе в сердце!»

Федор Тютчев

Еще один человек, который оставил свой след в жизни и творчестве Майкова — Достоевский. Они дружили с юности и до кончины писателя, Майков был крестным отцом детей Фёдора Михайловича.

Интересуясь античной лирикой, особенно Гомером и Горацием, Майков был также прекрасным переводчиком европейской поэзии — Гёте, Лонгфелло, Мицкевича и др.

Одним из любимых занятий Майкова была рыбалка

В зрелом возрасте интерес поэта к античной истории и культуре угасает. Чем старше становится Майков, тем больше он концентрируется на духовном прошлом России, — древнерусской истории и фольклоре славян, пишет произведения на исторические темы, переводит песни славянских народов. Вершиной этого интереса стал один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866–1870).

 

Язычник или христианин?

С легкой руки писателя и литературного критика Дмитрия Мережковского и ряда литераторов возникло мнение, будто Майков, несмотря на частое обращение к христианским образам и мотивам в своей лирике, обладает языческим мироощущением — его неподдельный интерес к античной литературе и истории, пластичность и зримость образов способствовали появлению такого представления.

Аполлон Майков. Фото 1890-х годов

Однако сам Аполлон Майков, выросший в православной семье, называл себя христианином.

Столкновение двух непримиримых начал — языческого и христианского — стало главной проблемой творчества поэта. Это наиболее ярко отразилось в драматической поэме «Три смерти», где показан Рим времён жестокого императора Нерона, а также в трагедии «Два мира». Во внимании Майкова к античности просвечивается главная мысль - убежденность в победе и торжестве христианской религии в столкновении с язычеством в первые века нашей эры.

Подпись Майкова

Многие стихотворения Майкова лучшими поэтическими образцами подлинного христианского переживания:

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…

О произведении

Фёдору Достоевскому очень нравилось стихотворение Майкова «Дорог мне, перед иконой…». О нем он писал в письме автору: «…бесподобно. И откуда Вы слов таких достали! Это одно из лучших стихотворений Ваших…».

"Лепта вдовы". Гюстав Доре

Герой стихотворения Майкова находится в состоянии деятельного созерцания, наблюдения (что свойственно лирике «чистого искусства»).

Для поэзии Майкова характерна точность и конкретность в описаниях, поэтому и здесь образы, использованные поэтом, просты. Однако текст обладает дополнительным, духовным планом. Внимание стоящего в храме сосредоточено на свете церковных свечей. Возжигание и горение свечей — это особая часть службы, добровольное подношение жертвы Богу и храму. Свет свечи — это свет веры. Горение свечи перед иконой являет всю теплоту искренней любви к Богу, Божией Матери и святым.

Молящаяся девушка, 1851. Яков Капков

С каждой свечой герой стихотворения постепенно связывает чью-то конкретную молитву. В храме, освещенном свечными огнями, к Божественному свету устремлены молитвы одинокой вдовицы, бедняка, убийцы и самого героя, от лица которого ведется поэтический рассказ и душе которого удалось сквозь свет свечи на мгновение узреть вечность.

Религиозная лексика

В своем небольшом стихотворении Аполлон Майков использует много слов из церковного обихода.

Риза — здесь слово употреблено в значении металлического оклада на иконе, оставляющего открытыми только руки и лицо образа.

Ярый — здесь Майков использует не основное значение прилагательного («яростный»), а более редкое — яркий, сверкающий, чистый.

Клир — в христианской традиции так называется состав служителей (как священнослужителей — священника и дьякона, так и церковнослужителей — псаломщиков и других) какой-либо одной церкви; хор.

Упованье — твердая, стойкая надежда на что-нибудь или на кого-нибудь.

Лепта — здесь употреблено в значении подаяния, скромного пожертвования, малого посильного вклада.

Майков использует устойчивый образ, истоки которого — в Новом Завете. В Евангелии от Марка (12:41–44) и в Евангелии от Луки (21:1–4) рассказывается о том, как некая вдова пожертвовала в сокровищницу храма скромное подаяние — всего две лепты (медная монета). Это приношение в Библии противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то такие дары не имеют никакой ценности. Вдова, будучи бедной женщиной, внесла подаяние, лишив себя всего необходимого. Для Господа такая жертва гораздо важнее и дороже. Интересно, что в стихотворении Майкова появляется образ вдовицы с мелкой медной монетой. Слово же лепта употреблено применительно к бедняку, который тоже сделал скромное пожертвование.

 

foma.ru

Весна — Майков. Полный текст стихотворения — Весна

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Стихи о весне Аполлона Майкова

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Все стихи Василия Майкова

Письмо Графу Петру Александровичу Румянцеву

 

Дивяся твоему числу великих дел,

Румянцев, я тебя особенно не пел —

И разумом твоим, и мужеством прельщался;

Но что ж?.. в молчании я только восхищался

И мнил всегда сие: писателя хвала

Для мужа славного, таков как ты, мала,

И может ли тебя моя прославить лира,

Когда прославлен ты в концах пространна мира,

О имени твоем гремит оружий гром,

И воздух, и земля наполнены Петром,

Твоею славою шумят леса и реки,

И разглагольствуют в беседах человеки:

Едины речь ведут о славной той горе,

Под коею рыдал Кагул о визире

И, кровию своих защитников багрея,

Стенал о участи несчастного Гирея,

Которого пред тем при Ларгских ты струях

Развеял всю орду, как вихрь легчайший прах;

Другие за Дунай поход твой прославляют

И тот не менее побед постановляют;

Но мир, преславный мир, всего превыше чтут

И честь Румянцеву повсюду отдают,

Тебя перед тобой самим превозвышают

И часто о тебе в восторге возглашают:

«Не хитрый ль Мазарин, не храбрый ль Мальборух

Воскресли в муже сем пленить наш славой слух?»

Итак, кто в разум твой тончайший проницает,

Тот Мазарином тя, Румянцев, нарицает,

А кто все действия войны, твоей проник,

Тому, как Мальборух, ты кажешься велик!..

Не лучше ли сказать: в Румянцеве едином

Сияют Мальборух и купно с Мазарином?

Но слава о делах великих сих мужей

Едва ли бы дошла до наших днесь ушей,

Когда б история о них не возвещала;

Их смерть бы все дела в ничто преобращала;

Не знал бы храброго Ахилла ныне мир,

Когда бы не воспел нам дел его Омир;

Мароновых стихов на свете не имея,

Не ведали бы мы троянского Энея;

Все, коим память мы героям днесь творим,

Каких рождали в свет и Греция, и Рим,

Ко сожалению пространныя вселенны,

Со временем от нас все были бы забвенны;

Подобно яко день вчерашний ввек погиб,

Так славные дела погибнуть их могли б.

То ради славных дел от времени защиты

Рождаются во свет с героями пииты,

Дабы на оное оковы наложить

И силу едкости его уничижить.

Итак, когда певцы героев воспевали,

С героями они жить вечно уповали.

Прости, великий муж, ты слабости моей,

Я вечно жить хочу со славою твоей;

Когда сии стихи читать потомки станут,

Конечно, и меня с тобою воспомянут.

Но что я говорю? Тебя ль какой пиит

В восторге песнию своею не почтит,

Иль будешь ты у нас в истории гремети,

И будут Марсовы по ней учиться дети?

На что им Фемистокл, Перикл, Филипемен,

На что им знать войны? героев тех времен!

Когда Румянцева прочтут дела военны,

Довольно хитрости той будут изученны.

Они покажут им, как грады осаждать,

Они покажут им, как в поле побеждать;

Покажет Колберг им своею то судьбою,

Колико крепости суть слабы пред тобою;

Кагул со Ларгою, доколе будут течь,

Рекут, колико твой ужасен в поле меч;

Дунай, лия свои в пучины быстры воды,

Явит твои чрез них искусные походы;

Тот край, отколе в мир является заря,

Покажет, как стеснял ты горда визиря,

Где Вейсман мертв упал, на том кровавом поле,

Держа срацинские ты воинства в неволе,

Со малым войск числом их тьме отважных сил

Отчаяние, страх и гибель наносил;

И в день, в который муж, быв выше смертных рода,

Со новым воинством российского народа,

Едва противился опасным сим врагам,

В тот день их гордый вождь упал к твоим ногам,

Просящий и себе, и воинству пощады, —

Ты, внемля кротости российския Паллады,

Прияв оливну ветвь геройскою рукой,

И Порте даровал желаемый покой.

Но мне ль дела твои, Румянцев, исчисляти,

Которыми весь свет ты можешь удивляти?

Ты прямо должен в нем гласитися велик

И должен быть включен героев в светлый лик.

Я мню, что тем себя природа услаждает,

Когда она таких людей во свет рождает,

Каких желается ей свету даровать,

Лишь только бы умел монарх их познавать;

А ежели на чью способность он не взглянет,

Способность с летами без пользы в нем увянет.

И ты, Румянцев, сам, с способностью своей,

Едва ли бы достичь возмог до славы сей:

Екатерина путь тебе к тому открыла;

Она, предвидя то, писаньем предварила,

При начинании прошедшия войны,

Что будут варвары тобой побеждены.

И се монаршее предвестие свершилось:

Срацинско воинство всей бодрости лишилось;

Ты только с россами пришел на их поля,

Уже покрылася их кровию земля,

Не множеством полков, не тяжкими громады

Разил противников и рушил тверды грады,

Но боле разумом ты их одолевал.

Когда с искусством в их пределах воевал.

Теперь, оставя лавр, взложи на шлем оливы.

Вложи в влагалище свой меч, и в дни счастливы,

В которые твое отечество цветет

И коего судьбе завидует весь свет,

Ты, став содетелем их мирного покоя,

Преобразися нам во брата из героя,

И, быв отечества всегда любезный сын,

Ты был в полях герой, здесь буди гражданин;

Спокойство наших душ на наших лицах види

И в радость твоея монархини днесь вниди.

Ликует ныне ей подвластная страна,

Ликует о ее спокойстве и она:

Такие, как она, полезны нам владыки,

Такие, как и ты, герои суть велики.

Не лесть тебе сию хвалу теперь плетет:

Известен о тебе, Румянцев, целый свет;

Тебе ж за подвиги приятна та награда,

Что знает цену им российская Паллада.

А ты, великий муж, за все твои труды

Вкушай спокойствия приятные плоды.

 

1775

45ll.net

Стихи Майкова про лето

Стихи Майкова про лето выразительны. Картины, написанные художником слова, вызывают восторги. Вся наша жизнь связана незримыми нитями с красотами природы…

«Летний дождь»
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождём…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
1856 год

Вот уже вовсю господствует лето. Для большинства это самое милое, долгожданное, счастливое время года. В зимний и весенний период ждёшь эти сладкие, райские денёчки, а пробегают они скоротечно. Успевайте! Успевайте насладиться летом!

«Сенокос»
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там – сухое убирают:
Мужики его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растет, растет, как дом…

В ожиданьи конь убогий,
Точно вкопанный, стоит…
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит…

Только Жучка удалая,
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
1856 г.

Аполлон Николаевич Майков принадлежит к старинной дворянской фамилии, представители которой немало потрудились на поприще русского искусства и народного просвещения. Отец его был академиком живописи, мать – писателем. Произведения А.Майкова мелодичны, много его стихов положено на музыку Чайковским, Римским-Корсаковым и другими композиторами.

«Нива»
По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь — повсюду рожь густая!
Иду — с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной,
И колют мне лицо… Иду я, наклоняясь,
Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,
Когда, перескочив чрез ивовый плетень,
Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, божья благодать!.. О, как прилечь отрадно
В тени высокой ржи, где сыро и прохладно!
Заботы полные, колосья надо мной
Беседу важную ведут между собой.
Им внемля, вижу я — на всем полей просторе
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы;
Вон на заре стучат проворные цепы;
В амбарах воздух полн и розана и меда;
Везде скрипят возы; средь шумного народа
На пристанях кули валятся; вдоль реки,
Гуськом, как журавли, проходят бурлаки,
Нагнувши головы, плечами напирая
И длинной бечевой по влаге ударяя…
1856 г.

detskiychas.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.