Логопедия стихи на звук с


Автоматизация звука [С] в стихах


Материал по автоматизации звука [С] в стихах пригодится не только логопедам, но и родителям для домашних занятий, чтобы ускорить автоматизацию этого звука в речи ребенка.

На предыдущую и последующую часть подборки речевого материала по автоматизации звука [С] можно перейти по активным ссылкам.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

 

 

Предыдущую часть подборки речевого материала читайте в статье

«Звук [С]  в текстах»

 

Выучить наизусть стихотворения.

Следить за чётким произношением звука [С]:

 

Из кискиной миски пёс                                                                          

Сегодня «Вискас» унёс,                                            

А киска у пса из миски                                                                 

Ест с аппетитом сосиски.                        

 

Велосипед меня понёс,                                                                                

Понёс куда – то под откос.                                                                   

Он там остался без колёс                                                          

И дальше я его понёс.                                      

 

Аист вёз из магазина                              

На своей коляске груз:                           

Ананасы, апельсины,                    

Абрикосы и арбуз.

 

Под кустом лиса уснула,                              

И оса лису куснула.                               

Под кустом не спи, лиса,                              

Сторожит тот куст оса.        

 

Днём сонные совы                                            

На соснах сидят,                                              

Когда все уснут —                                           

На охоту летят.                                                

 

Самолёт построим сами,                                 

Понесёмся над лесами,                                              

Понесёмся над лесами,                                              

А потом вернёмся к маме!                               

 

Есть посуда – самовар,                                             

Есть машина – самоход,                                                              

Есть игрушка – самокат                                                     

И, конечно, самолёт!                                                                             

Суп могу я сам варить,                                             

В сад могу я сам ходить,                                           

Самокат мой сам катать,                        

С горки в санках сам слетать!                

Значит, сам я – самовар,                                 

Значит, сам я – самоход,                                                              

Значит, сам я – самокат,                                  

Значит, сам я – самолёт!

                                                                                                                                    

Сорок сорок                                                     

Для своих сорочат                                           

Сорок сорочек                                        

Не ссорясь строчат.                                          

Сорок сорочек                                                 

Прострочены в срок —                                             

Сразу поссорились                                          

Сорок сорок.

 

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

— Не скули, — сказал я псу —

Прогони скорей осу.

 

На кокосы, на кокосы

Налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, высоко,

А в кокосах молоко, молоко.

 

Идут гуськом

Гусак за гусаком,                                    

Смотрят с высока                                   

Гусак на гусака.                                      

                                                      

Пёс лису учуять смог —

Сразу подал голосок.

Унеслась лиса в лесок —

Сала дали псу кусок.                              

        

Мама надела цветную косынку.

Мама в косынке, как на картинке.

И вот я рисую такую картинку:

Маму и эту цветную косынку.

Я нарисую её красоту,

Но как рисовать её доброту?

                                                   

Киска, киска, где твоя миска?                                   

Ест киска суп из миски:                                    

Сыта киска – пуста миска.                                        

                                                                                                                                                

Спокойно спит сосна в лесу,                                              

А снег совсем уж на носу.                                

Снег до весны сосну хранит,                                    

И пусть сосна спокойно спит.                                   

 

В лесу темно

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

На своих совят глядит.

                           

Сосулька испугалась высоты.

Сосулька от испуга стала плакать,

И потому опять настала слякоть…



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Автоматизация звука С в стихах

Автоматизация звука С.

СА

Вот досада так досада: 
Не растёт в саду рассада! 
Кот-красавец два часа 
Любовался: «Чудеса! 
Самый, самый я усатый, 
Самый, самый полосатый! 
И любая полоса 
Мне милей, чем колбаса!»

Свисают паруса:
До рейса — три часа!..

От гиены полосатой
Нас спасал гусак носатый.
Описал писатель,
Как нас спасал спасатель!

Сахар, каша из овса, 
Сало, сайки, колбаса — 
Всё само собой явилось! 
Вот так скатерть! Чудеса!

Саня с собакой по саду гулял, 
Топал по лужам и саблей махал. 
Словно салют вылетал из-под ног 
В луже остался Санин сапог!

И с Анечкой, и с Аллочкой 
Играла Саша в салочки! 
А с Асей и с Сусанночкой 
Катался я на саночках!

СО

— Ну и сон! — сказал косой. 
— Я поссорился с лисой! 
Скрыться где? Кругом песок! 
Я — по сопкам и в лесок!

Сквозь высокую осоку 
Видно сойке, как высоко 
Сорок соколов летят, 
С сосен совушки следят! 
Спрячет сойка свой носок, 
Смолкнет сойкин голосок..

У Сомовой Сони разлился квасок -
На Сонин носок и на мой поясок... 
Подсохнет на солнышке Сонин носок, 
Подсохнет на солнце и мой поясок!

Ты — Сысой, 
И я — Сысой! 
Ты — в кроссовках, 
Я —босой!
 

СУ

С утра сухарики и сушки 
Сурки сушили и несушки.

Суслик был судья суровый: 
В суд лису он вызвал снова!

Что носят в сумках судаки?
Сукно себе на сюртуки!

Рисую сугробы, косулю в лесу 
Косуле в посуде я рису несу.

СЫ

У гусыни, у гусыни 
Сыновья всегда босые! 
Сыновья её босы, 
А в поле сыро от росы!

У сычихи — бусы, клипсы, 
У сыча — часы и чипсы; 
А сычонок, их сынок, 
Ест с изюмчиком сырок!

 

СА, СО, СУ, СЫ, С

Я — большой усатый сом. 
Пью я соки перед сном. 
Жаль, что соли в речке нет — 
Суп без соли ем в обед!

Соня спит и видит сон: 
Сук с огромным сундуком!
Кто залез на этот сук 
И повесил там сундук?

У меня — красавица коса. 
Как-то в ней запуталась оса. 
Были бы не косы, а усы — 
В них бы не запуталось осы!

— Как блестит в траве роса! 
— Молвит рыжая лиса. 
— Вот бы бусы для лисы 
Сделали из той росы!

Положите на весы 
Двести граммов колбасы, 
Сыра тоже граммов двести, 
И сосисок вкусных взвесьте!

Сокол и сова в лесу 
Ели сыр и колбасу, 
Со сметаной и соусы, 
С уксусом анчоусы!

Смело сын на санки сел, 
Смело с горки полетел!

Рис в кастрюлю, Соня, сыпь! 
Осторожно, не просыпь!

С куклами Соня играла в песок. 
— Кусать! — услышали мы голосок. 
Села собачка, не в силах понять: «Кусать?» 
А может быть, надо «кусать?»

Был курносым Санин нос. 
Саня вырос — нос подрос!

Пылесосить Саша стал —
Пылесос носок всосал! 
— Сам достану я носок! 
Стойте! Это ж поясок! 
Длинным пояс получился — 
Весь носок мой распустился!

Весь наш класс любит квас! 
Квас и сок в чести у нас!

Вон, смотри, лесок сосновый! 
А у Сани — компас новый! 
Наш весёлый класс в тот лес 
Вёз автобус «Мерседес»!

— Что там, в посылке?
— Странный вопрос! 
Компас, посуда, 
Поднос и насос!

Дописать сумел Борис 
Букву «и» — и вот сюрприз! 
Превратился «рис» в «ирис»
Срочно фокуснику приз!

Кактус на нас 
Посмотрел сверху вниз: 
— Стоит ли стройным быть 
Как кипарис?
 

СТ, СН, СК, СВ и др.

Есть у нас овечек стадо —
Выпасать в степи их надо!

Стая соек скок-поскок! 
Со скамейки на песок!

Сколько снегу намело! 
Стало всё светлым-светло 
Сосны снежные стоят, 
Словно в сказке лес и сад!

На стадион студент Степан стремится! 
Свой баскетбол он пропустить боится!

В столовой — стулья и столы, 
А на столах стоят стаканы... 
Студенты студень есть должны, 
Бифштексы есть студенты станут!..

Нас ступеньки на скалу ведут! 
Сказочной принцессы замок тут!

Сотня сосен — сто стволов, 
Светлых сказочных столбов! 
И стоит на тех стволах 
Царство света в облаках!

Про лису со скалочкой 
Слушай сказку, Славочка!

По степи стрелой несутся скакуны!
Сколько света, сколько солнца и весны!

nsportal.ru

Автоматизация звука [С] на материале чистоговорок, двустиший, фраз, стихотворений - Автоматизация звуков - Каталог статей

Подготовила: учитель - логопед Черенкова Мария Анатольевна
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад "Лучик"

Известно, что картинный материал способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. При соотнесении слова с картинкой, у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.      

Роль картинного материала достаточно велика, как в интеллектуальном, так и в речевом развитии детей. В.П. Глухов отмечал: «Чтобы ребенок заговорил - лучшее средство показать ему красивую и яркую картинку». Это и натолкнуло меня на мысль о необходимости подобрать речевой материал на автоматизацию звука [С] в чистоговорках, двустишиях, фразах, стихах, сопровождая его картинками.

Представленный материал, на автоматизацию свистящих звуков, исключает в своем содержании шипящие и сонорные звуки (р, рь), это дает возможность использовать его в полном объеме для детей, у которых еще не поставлены или не автоматизированы в речи сонорные и шипящие звуки. Красочные картинки подобраны в соответствии с содержанием речевого материала.

Рекомендуется использовать данный материал логопедам, родителям, педагогам.

Желаю Вам успеха!

 

logopeddoma.ru

Логопедические стихи для автоматизации произношения звука "С"

СА

Вот досада так досада:
Не растёт в саду рассада!
Кот-красавец два часа
Любовался: «Чудеса!
Самый, самый я усатый,
Самый, самый полосатый!
И любая полоса
Мне милей, чем колбаса!»

Свисают паруса:
До рейса — три часа!..

От гиены полосатой
Нас спасал гусак носатый.
Описал писатель,
Как нас спасал спасатель!

Сахар, каша из овса,
Сало, сайки, колбаса —
Всё само собой явилось!
Вот так скатерть! Чудеса!

Саня с собакой по саду гулял,
Топал по лужам и саблей махал.
Словно салют вылетал из-под ног
В луже остался Санин сапог!

И с Анечкой, и с Аллочкой
Играла Саша в салочки!
А с Асей и с Сусанночкой
Катался я на саночках!

СО

— Ну и сон! — сказал косой.
— Я поссорился с лисой!
Скрыться где? Кругом песок!
Я — по сопкам и в лесок!

Сквозь высокую осоку
Видно сойке, как высоко
Сорок соколов летят,
С сосен совушки следят!
Спрячет сойка свой носок,
Смолкнет сойкин голосок..

У Сомовой Сони разлился квасок -
На Сонин носок и на мой поясок...
Подсохнет на солнышке Сонин носок,
Подсохнет на солнце и мой поясок!

Ты — Сысой,
И я — Сысой!
Ты — в кроссовках,
Я —босой!
 

СУ

С утра сухарики и сушки
Сурки сушили и несушки.

Суслик был судья суровый:
В суд лису он вызвал снова!

Что носят в сумках судаки?
Сукно себе на сюртуки!

Рисую сугробы, косулю в лесу
Косуле в посуде я рису несу.

СЫ

У гусыни, у гусыни
Сыновья всегда босые!
Сыновья её босы,
А в поле сыро от росы!

У сычихи — бусы, клипсы,
У сыча — часы и чипсы;
А сычонок, их сынок,
Ест с изюмчиком сырок!

 

СА, СО, СУ, СЫ, С

Я — большой усатый сом.
Пью я соки перед сном.
Жаль, что соли в речке нет —
Суп без соли ем в обед!

Соня спит и видит сон:
Сук с огромным сундуком!
Кто залез на этот сук
И повесил там сундук?

У меня — красавица коса.
Как-то в ней запуталась оса.
Были бы не косы, а усы —
В них бы не запуталось осы!

— Как блестит в траве роса!
— Молвит рыжая лиса.
— Вот бы бусы для лисы
Сделали из той росы!

Положите на весы
Двести граммов колбасы,
Сыра тоже граммов двести,
И сосисок вкусных взвесьте!

Сокол и сова в лесу
Ели сыр и колбасу,
Со сметаной и соусы,
С уксусом анчоусы!

Смело сын на санки сел,
Смело с горки полетел!

Рис в кастрюлю, Соня, сыпь!
Осторожно, не просыпь!

С куклами Соня играла в песок.
— Кусать! — услышали мы голосок.
Села собачка, не в силах понять: «Кусать?»
А может быть, надо «кусать?»

Был курносым Санин нос.
Саня вырос — нос подрос!

Пылесосить Саша стал —
Пылесос носок всосал!
— Сам достану я носок!
Стойте! Это ж поясок!
Длинным пояс получился — 
Весь носок мой распустился!

Весь наш класс любит квас!
Квас и сок в чести у нас!

Вон, смотри, лесок сосновый!
А у Сани — компас новый!
Наш весёлый класс в тот лес
Вёз автобус «Мерседес»!

— Что там, в посылке?
— Странный вопрос!
Компас, посуда,
Поднос и насос!

Дописать сумел Борис
Букву «и» — и вот сюрприз!
Превратился «рис» в «ирис»
Срочно фокуснику приз!

Кактус на нас
Посмотрел сверху вниз:
— Стоит ли стройным быть
Как кипарис?
 

СТ, СН, СК, СВ и др.

Есть у нас овечек стадо —
Выпасать в степи их надо!

Стая соек скок-поскок!
Со скамейки на песок!

Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!

На стадион студент Степан стремится!
Свой баскетбол он пропустить боится!

В столовой — стулья и столы,
А на столах стоят стаканы...
Студенты студень есть должны,
Бифштексы есть студенты станут!..

Нас ступеньки на скалу ведут!
Сказочной принцессы замок тут!

Сотня сосен — сто стволов,
Светлых сказочных столбов!
И стоит на тех стволах
Царство света в облаках!

Про лису со скалочкой
Слушай сказку, Славочка!

По степи стрелой несутся скакуны!
Сколько света, сколько солнца и весны!

Помоги другим! Жми

doshkolenok.kiev.ua

Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа): Веселые стихи на автоматизацию трудных звуков.

Веселые стихи, рифмовки на трудные звуки                Хенсон С.А.


Правила автоматизации звуков в стихах.        2

Автоматизация звука С        4

Автоматизация звука Ш        5

Автоматизация звука Л        6

Автоматизация звука Р        8


Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.

После постановки звука, переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука (СССС), затем слогов с этим звуком (СА, СЭ, СЫ, СО, СУ), далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, стихи, пересказы, самостоятельная речь.

Автоматизация нового звука в стихах, а затем в рассказах – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни.

Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи.


На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку?

  • Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф).
  • Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее, или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того, и другого звука.
  • Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста.
  • Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм (какие-то личные переживания, ассоциации), не стоит настаивать, возьмите другое стихотворение.
  • Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях (например, инверсивные фразы, где подлежащее и сказуемое стоят не в начале фразы) – это также усложняет восприятие смысла, снижает качество работы.
  • После этого читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Это называется отраженное проговаривание. Совместное произношение (сопряженное проговаривание) текста (на данном этапе) недопустимо. Очень трудно услышать, что и как ты говоришь, если параллельно слушаешь другого человека. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова или неправильно произносит отрабатываемый звук в некоторых словах), перейдите на вариант повторения по одному - два слова. Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно.
  • Читая ребенку текст, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым вы облегчите ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
  • Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить: «Сова», «Корова», «Дуб» - эти слова читаются так: «Сава, КАрова, ДуП». Логопедические тексты специально подобраны с учетом оглушения звонких звуков.
  • Не стоит заучивать стихи наизусть – внимание у ребенка одно, если мы отрабатываем звук, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста. К тому же дети непроизвольно и незаметно сами очень часто запоминают стихи, главное не ставьте ему такую задачу, пусть это происходит неосознанно.
  • Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. По сути, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.

С – звук-«ветерок». Стихи на автоматизацию звука С.[1]

Тихо-тихо сон идет.
Сказки новые несет.
Сказки обо всем на свете…
Так бегом в постели, дети !

Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поет.

Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.

Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет – самокат.

Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.

Днем сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут -
На охоту летят.

Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.

Сойка, сидя на сосне,
Поет песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

Ш – звук, как шипит змея. Стихи на автоматизацию звука Ш[2].

Мошки и букашки
Мешают Гоше и Пашке.

Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.

Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Маши котенок Тимошка,
У Миши мышонок Тотошка
Не могут Тимошка с Тотошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой понемножку
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.

Уж шипит мышонку:
- Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь

У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.

Л – звук «колокольчик», «болтушка». Стихи на автоматизацию звука Л.[3]

Искала белка дуб с дуплом.
Дупло у белок – это дом.

Клоун Милу удивил:
Он за хвост слона водил.

Кипятила Клава молоко.
Молоко кипятить нелегко.
Внимательно Клава глядит,
Когда молоко закипит.

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Болонка лайку удивила:
Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант:
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать.

Павел ел ни много, ни мало:
Клубнику и хлеб,
Молока полбокала,
Булку и лук,
Лимон и малину,
Похлебку, бульон
И блина половину.

В полнолуние под елкой
Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, телки.
Плохо, голодно ему

Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

Р – звук-«мотор», как рычит тигр. Стихи на автоматизацию звука Р[4]

Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобер и выдра поутру
Играют в новую игру.

Есть у Ромы огород,
В нем морковка растет
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.

Два брата у Прохора
Захар и Егор.
Захар дрова рубит,
Егор метет двор.

Громыхает грозныц гром,
Где-то в роще за бугром, -
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.

Знает Рома и Егор:
Несъедобен мухомор.
Не смотря на красоту,
Не годится он в еду.

У самого забора
Будка Трезора.
Не пустит Трезор
Гостей за забор.

На пруду и шум, и драка,
Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Кобра хочет всем добра
И гостей зовет с утра,
Но никто из зверей
Не приходит в гости к ней.
Почему-то звери
Кобре той не верят.

Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад ее не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
(Работать раку неохота,
Не радует его работа).


[1] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.

[2] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.

[3] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.

[4] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.

nsportal.ru

Стихи и чистоговорки на разные звуки (Автоматизация)

Правила автоматизации звуков в стихах.

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука

После постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука (СССС), затем слогов с этим звуком (СА, СЭ, СЫ, СО, СУ), далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, самостоятельная речь.

Автоматизация нового звука в стихах (или в рассказах) – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни.

Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи.

На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку?

 Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Ть – Ч, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф).

Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того и другого звука…

Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста…..

Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм (какие-то личные переживания, ассоциации), не стоит настаивать, возьмите другое стихотворение.

Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержа

www.sites.google.com

Стихотворения на автоматизацию звуков: (л), (ль)

Листья летели плавно в лесу,
Видел я вдалеке лису.
Бежала тихонько, шумя по листве.
е нужны сапожки на лапки лисе.

***

Луна желтою была,
Луна по небу плыла.
Я из дома наблюдала,
Звезды в небе я считала.

***

Слепила Лена  из глины слона,
А у слона большая голова,
Хобот длинный у слона,
Глиняный слон — вот такие дела.

***

Клюв большой у пеликана.
Ловит  им лягушек  он.
Пеликан — ты удалец,
Пеликан- ты молодец.

***

Ложкой Лида суп мешала
И сметану  добавляла.
Ложку Лида облизала
И  « спасибо» всем сказала.

***

Лунтик с пчелками гулял,
Лунтик медленно шагал.
Всё  шагал и шагал,
Он цветочки им искал.

***

Желтые тюльпаны
Дали милой Алле.
Лёва дал тюльпаны
Для ласковой Аллы.

***

Мила песню сочинила,
Мила песню полюбила.
Пела песню каждый день.
Петь ей песенки не лень.

***

Лучшие  пилоты управляют самолётами.
В небо высоко взлетают
И полоски оставляют

***

Лето наше убежало
И ни слова не сказало.
Осень холод позвала,
Осень плаксою была.

***

Маленький лисенок
Бегал шалунишка,
Маме спать  не давал,
Своим бегом он мешал.

***

Ласточки свили к лету гнездо.
Стало уютно в нем и тепло.
Ласточки мошек ловили себе.
Жилось им отлично в их дружной семье.

***

Ласка под землёй жила.
Ласка смелая была.
Когти, зубы показала
И галчонка напугала.

***

Козлик Лютик любит ласку
И Светлану синеглазку.

***

Коля лопатой землю копал,
Коля с мамой свеклу сажал.
Коля маме помогал
И нисколько не устал.

***

Лось по лесу гулял,
С веток листья поедал,
А малыш лосенок следом
Смело за лосем шагал.

***

Чай с липовым медом Лена пила.
Очень довольная Лена была.

***

Мама блинов напекла
И за стол всех позвала.
Очень вкусные блины!
Все поели от души.

***

Лапы моет кот себе.
Лапы были все в воде.
Кот по лужам всё ходил,
В луже лапы намочил.

***

Лана куклу усыпила,
Ей на ушко говорила:
«Спи, усни ,моя ты Мила,
Одеяльцем я укрыла».

***

Соловей пел целый день.
Петь соловью совсем не лень.
Голос звонкий, голосистый,
Голос светлый и лучистый.

***

Лада весело жила,
Не скучала никогда.
Было некогда скучать
Надо маме помогать
Прополоть, помыть полы
И испечь еще блины,
Да с малиновым вареньем
Вот какое объедение!

***

Голубое платье надела Катя.
Очень идет ей это платье.
Завязала бантик желтенький себе,
Как идет все это Катенька тебе!

Андрианова Марина Геннадьевна
учитель-логопед, МБОУ»Веревская СОШ» дошкольное подразделение
Лен.обл., Гатчинский район. д. Малое Верево

smollogoped.ru

Логопедические стихи и скороговорки для развития речи (С, Т, Ф, Х)

Логопедические стихотворения и скороговорки со звуками С, Т, Ф, Х.


Звук (буква) С


Стихотворения со звуком [С]

Сорочата у Сороки
Срочно делают уроки:
Сто и сорок сорочат
Строчки весело строчат.


Симпатичный дядя-Слон,
Слушать Сказки любит он.
Сказки озорные,
Самые Смешные.


Страшный сон увидел слон,
Что проспал Свой завтрак он.
Ананасовый Салат
Съели Сорок Семь слонят.


Свинка соседей своих созвала.
Ставит на стол сухари и салат,
сахар, смородину, сок, пастилу.
Гости, скорее садитесь к столу!


ca-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
сы-сы-сы, сы-сы-сы
не боимся мы осы!

су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.

са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса.
са-са-са, са-са-са
Укусила в нос оса.

со-со-со, со-со-со
стал мой нос как колесо.


Скороговорки со звуком [С]

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.


Словили семь сельдей
Сема, Слава и Евсей.


Саша любит сушки,
а Соня – ватрушки.


Один Семён с сошкой,
а семь его сестёр – с ложкой.


Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.


Звук (буква) Т


Стихотворения со звуком [Т]

Троллейбус по городу едет,
Его обгоняет трамвай,
На них на вокзал не успеем!
Скорее такси вызывай!


Я смотрю на букву эту,
В букве этой нет секрета,
Молоточек «Тук-Тук-Тук» —
Букву знают все вокруг!


Трактор трижды затрещал —
И прицеп затрепетал.
Громко тарахтел мотор,
Словно ротор-метеор.


Тигр, наверно, та же кошка,
Только выросла немножко.
Те же уши, тот же хвост,
Только чуть повыше рост.


На рисунке три тигренка
и два сереньких котенка,
если вместе сосчитать,
то получим цифру пять


Скороговорки со звуком [Т]

Ткет ткач ткани
на платки Тане.


Топали да топали,
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.


Топтыгин в тапочках
протаптывал тропу.
Топтыгин в кофточке
потопывал в поту.


Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят.


У тридцати трех полосатых поросят,
Тридцать три хвостика висят.


Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки.


Звук (буква) Ф


Стихотворения со звуком [Ф]

Фонарём висит луна,
Фея-ночь чудес полна:
Филин ухал — всех пугал,
Фыркнул ёжик: «Вот нахал!»


Фиолетовый флажок,
Фляжку и фонарик,
Филин разыскать помог
Фокуснику Ване.


Филин любит яркость фар,
Звуки флейты и фанфар,
И фонтаны и фарФор,
Он философ-фантазер.


Фунтик и Фантик финики ели,
Фрукты у Феклы в компоте кипели,
Бойкий фламинго клюнул фазана,
Фыркала кошка, наевшись сметаны.


Федя полез
за конфетой в буфет.
Факт, что не будет
в буфете конфет.


Скороговорки со звуком [Ф]

У Феофана Митрофаныча три сына Митрофаныча.


У Марфы нет арфы,
У Глафиры нет кефира.


Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.


Филин с филинихой
Лелеют филинят.
Фильке с Филимонкой
Клеваться не велят.


У кафе Фома,
У Фомы кофе.


Звук (буква) Х


Стихотворения со звуком [Х]

Хомяк себе построил дом:
Хороший, под землёй.
Хранит зерно он в доме том
Холодною зимой.


Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья -дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.


ха-ха-ха, ха-ха-ха
Есть у нас два петуха,

хи-хи-хи, хи-хи-хи
Всё дерутся петухи,

ху-ху-ху, ху-ху-ху
Клювы все у них в пуху.

хи-хи-хи, хи-хи-хи
— Хватит драться, петухи !

ха-ха-ха, ха-ха-ха
Без хвостов два петуха.


Ходики ходят,
они на ходу.

Ходики встали:
попали в беду.


Хорошей хозяйкой хавронья слыла:
Хлебушка вдоволь себе напекла,
Хату и двор убрала, подмела,
Хрюкала, хрюкала — в лужу легла.


Скороговорки со звуком [Х]

Крича Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.


Хвала халве,
вкусна халва,
халве хвала.


Прохор хныкал, Архип хихикал.


Ехали верхом Прохор и Пахом.
Прохор и Пахом ехали верхом.


Что сделано наспех,
Сделано насмех.


mamontenok-online.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]. КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

Составитель картотеки - Дубинина Татьяна Алексеевна

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

"Песенка насоса"                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."

Автоматизация звука  [с] в прямых слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА – СА – СА – СА – СА                   

СО – СО – СО – СО – СО                  

СУ – СУ – СУ – СУ – СУ                   

СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ

СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ                  

                                                                                                                          

Автоматизация звука  [с] в обратных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АС – АС – АС – АС – АС

ОС – ОС – ОС – ОС – ОС

ИС – ИС – ИС – ИС – ИС

УС – УС – УС – УС – УС

ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС

ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС

ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС

ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС

Автоматизация звука  [с] в интервокальных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АСА – АСА           УСА – УСА        ОСА – ОСА        ИСА – ИСА

АСО – АСО           УСО – УСО        ОСО – ОСО        ИСО – ИСО

АСУ – АСУ           УСУ – УСУ        ОСУ – ОСУ        ИСУ – ИСУ

АСЫ – АСЫ          УСЫ – УСЫ       ОСЫ – ОСЫ      ИСЫ – ИСЫ

АСА – УСА – ОСА – ИСА

АСО – УСО – ОСО – ИСО

АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ

АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

 Автоматизация звука  [с] в   слогах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

      СТА – СТА – СТА – СТА – СТА            

СТО – СТО – СТО – СТО – СТО

СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ

СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ

СПА – СПА – СПА – СПА – СПА

СПО – СПО – СПО – СПО – СПО

СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ

СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ

СКА – СКО – СКУ – СКЫ     

     СВА – СВО – СВУ– СВЫ

     СФА – СФО – СФУ – СФЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

СМА – СМО – СМУ – СМЫ

СНА – СНО – СНУ – СНЫ

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

      СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо,  са-у-на,

     са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва,  со-фа;

СО:  сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка,   сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;

СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;

СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Автоматизация звука  [с] в словах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

      Автоматизация звука  [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;

АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;

СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;

ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;

СУ: не-су, па-су, по-су-да;

УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;

ЫС: выс-туп, вы-став-ка;

ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;

ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;

ЮС: бюст;

ЯС: яс-ный.

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в конце слова

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС:
нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС:
вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС:
мыс, ку-мыс.
ИС:
Де-нис.
ЁС:
пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС:
на-вес.
ЯС:
по-яс.

Автоматизация звука  [с] в словах с двумя этими звуками

Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска,                 медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.          

Сдобное тесто, сафьяновые сапоги, пустая миска, густой сок, тенистый сад, ананасовый сок, сатиновый поясок, пустой автобус, сытный студень,         мясной соус, автобусная остановка, тонкое сукно, пустая комната.


      Автоматизация звука  [с] в предложениях из 3 слов

В саду – осы. У сома – усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьет кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду. Соня ест кекс. Денис пьёт сок. Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолёт летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 4 слов

В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт сливовый сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Саня готовит суп киске. В  саду посадили  кусты. Скамейка стоит в саду. Денис сам снял  сапоги.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 5 слов

В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони – коса  до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки скользят сами. На сосновом суку сидят совы. Стас и Соня идут в сад. У высокой скалы – навесной  мост.  По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный суп.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 6 слов

В субботу Стас идёт в сад. Соня готовит вкусный суп с капустой.

Денис ставит свой самокат у скамейки.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 7 - 8 слов

     У Сани в сумке – ананас  и капуста. У Саввы – фикус, а у Сони – кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. У Сани в банке – сом  с усами. У нас в саду – кусты  и высокие сосны.

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

СА – СА – СА   длинная коса

СА – СА – СА  хитрая лиса

СА – СА – СА   вот летит оса

СА – СА – СА   укусила в нос оса

СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы

СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы

СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы

СЫ – СЫ – СЫ  новые весы

СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы

СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы

СУ – СУ – СУ   воду я несу

СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу

СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу

СО – СО – СО   у Сони колесо

СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо

АС – АС – АС  дети  входят в класс

АС – АС – АС  дети пили квас

АС – АС – АС  свет у нас погас

АС – АС – АС  я корову пас

АС – АС – АС  вкусный ананас

ОС – ОС – ОС  на поляне много коз

ОС – ОС – ОС  я несу поднос

УС – УС – УС  я несу арбуз

УС – УС – УС  у Сони много бус

ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес

ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис

АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы

УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы

ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист

ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист

ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост

АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста

АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска

АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска

АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка

ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска

ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски

ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто

УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста

УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто

ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто

ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны

СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы

СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты

СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты

СТА – СТА – СТА  У Сони два листа

СТА – СТА – СТА стояли у моста

СТА – СТА – СТА мы видели аиста

     СТА – СТА – СТА сели на места

СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту

СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту

СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту

СКИ – СКИ – СКИ новые носки

СКА – СКА – СКА длинная доска

СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску

СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны

СНА – СНА – СНА  на улице весна

Автоматизация звука [с] в стихах

***

Есть у дождика сестричка: «С – с – с».

Это быстрая водичка: «С – с – с».

«С – с – с», - она свистит.

«С – с – с», - она поёт

И струёй из крана льёт: «С – с – с».

Эту песенку послушай: «С – с – с».

Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».

***

Стынет суп у Сони, Светы,

А они сосут конфеты.

***

Санин папа купит сыну снегокат,

А когда весна настанет – самокат.

***

Сом беседует с сомом:

Где сому поставить дом?

— На песке, само собой!

Есть и свет там, и покой.

***

Днём сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут —

На охоту летят.

***

Тихо-тихо сон идёт.

Сказки новые несёт.

Сказки обо всём на свете…

Так бегом в постели, дети!

***

Из кискиной миски пёс

Сегодня «Вискас» унёс,

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.

***

    Сам сказать сумей-ка:

                      В саду стоит скамейка,                       

                                     На скамейке сидит кот,                         

                                                 Он нам песенки поёт.         

***

Сколько всего у Сони котят,

Если два — под скамейкой сидят,

А пять на софе спокойно спят?

***

Соня спит и видит сон –

Снова снегом занесён

Дом и сад,  и всюду иней –

Синий, синий, синий.

***

Есть у Сани снегокат,

Есть у Сани сани.

Дайте Сане снегопад -

Он катать всех станет.

***

У Светы о сове есть сказка.

Сова в ней надевает маску

И, сев в кусты, свистит, сопит.

Не спит сама, и лес не спит.

***

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.

Автоматизация звука  [с] в текстах

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бе­гает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под со­сной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не уме­ют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти до­мой. До свиданья, сова!

САМОКАТ

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!»  Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.

Едет мимо Денис на своём самокате. «Ага, вот, как надо ехать!» - думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.

Атоматизация звука  [с] в скороговорках

Без пастуха – не  стадо.

У Сысоя – усы  до пояса.

Сани у Сани едут сами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2.                 Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –

32 с. (Конфетка)

3.                 Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 40 с.

tatyana1972.blogspot.com

Стихи для звука [З]

Звук [З].
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе. 
 С.Маршак.
 
***
Знакомы вам её угрозы.
Она всем нам грозит морозом,
хоть в снег закуталась сама.
Кто гостья грозная?  - Зима.
 
***
Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Нам название напомнит,
что её забыть нельзя.
 
***
Мы заходим на вокзал,
и входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.
 
***
Летит оса! Гудит оса!
Оса-гроза! Оса-слеза!
А чья слеза? Моя слеза.
А. Кондратьев.
 
***
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
 
***
— Заяц, заяц, чем ты занят?
— Кочерыжку разгрызаю.
— А чему ты, заяц, рад?
— Рад, что зубы не болят.
Г. Сапгир.

***
 
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы слова считать.
Зайка, зонтик, змей, корзина,
ваза, воздух и резина,
зубы, козлик и тазы,
зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка не ленись,
да смотри не ошибись.
 
***
Знать бы, зачем залилась спозаранку
в зарослях в зелени крошка - зарянка?
Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,
звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем зашуршала змея?
Знать бы, зачем зеленеет земля?
Знать бы...
В. Лунин.

***
 
Звездолёт
Зажглась зелёная звезда...
Запустят звездолёт туда.
Е. Благинина.

***
 
Затея
Вот весёлая затея —
запускать на нитке змея.
Змей летит выше берёз!
Ветер змея не жалея
прямо к солнышку понёс.
И. Демьянов.
 
***
Зайка, заинька косой,
что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу —
я ботинки принесу.
И. Кузьмин.
 
***
Зайка не спит, Зою зовёт.
Зайке коза спать не даёт.
Возьмите козу, козу-егозу,—
И зайка мой заснёт в тазу.
Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.
Зайка заснёт и Зоя заснёт.

Чистоговорки:

за-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза,
зы-зы-зы, зы-зы-зы
Мало травки у козы,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Отвязали мы козу.
за-за-за, за-за-за
Залезает в  сад  коза,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Привязали мы козу,
за-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза...
(Начинай сначала!)

logoznanie.ru

Стихотворения со звуком З

 Проговаривать и учить чистоговорки.

 

* * *

У зайки Бубы заболели зубы.

 

                                              * * *

                            Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 

 

 

 

 

 

 

 А у нашей Зины бузина в корзине.             

  

 

                              * * *

                На возу лоза, у воза коза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать, читать и повторять стихотворения

 

                          * * *

                В сад залезли козы,

                Потоптали розы.

 

 

 

 

     
                  * * *                                              

Пошел спозаранку Назар на базар,               

Купил там козу и корзинку Назар.                      

   

                  * * * 

    Заяц в поле зёрна ел.               

    Зуб у зайца заболел.

 

 

 

 

  

   *  *  *

Зебра азбуку учила,                  

Буквы зебра позабыла.                  

                                                        

                                                              * * *

            Загремела гроза, 

           Забралась стрекоза 

            На развесистый дубок, 

           Под зелененький листок.

 

 

 

 

* * *

Есть у Зои резвый змей.                              

Змей не ползает за ней. 

Он взлетает высь отважно 

Змей воздушный, 

Змей бумажный.                            

  

                                                            * * *

           Подвязала Лиза розы,

          Засадила две занозы.

 

 

 

 

 

 

 

* * *                                                 

Ездил в праздники Захар

За арбузом на базар.

За арбузом на обед

Карапузу пяти лет.                           

  

 

                   * * *

      Зимним утром от мороза

      На заре звенят березы.

 

 

 

 

 

* * *                                                     

Лезут козы в грозу в лозу.              

Лозу козы грызут  в грозу.

 

 

 

* * * 

Из кузова в кузов перегружали арбузы.

В грозу в грязи от груза развалился кузов.

 

 

 

* * *

Лиза ставит в вазу розу,

Незабудки и мимозу.

 

* * *

Грузовик привез арбузы,

Много – много, полный кузов.

 

* * *

У Зины много забот,

Заболел у зайки живот.

 

* * *

Все озера – зеркала

Из зеленого стекла.

 

* * *

Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

 

* * *

Зоя – незнайка,

А Зина – зазнайка.

 

* * *

Звенит звонок, звонок зовет,

И Зоя в класс к себе идет.

 

* * *

Зоя – зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои  зайка.

 

 * * *

Поросята были розовые,

От загара стали бронзовые.

 

 * * *

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки измазала?

             

* * *

Ползун ползет и иголки везет.               (ежик)

* * *

Зажглась зеленая звезда,

Запустим звездолет туда!

 

* * *

Вот веселая затея –

Запускать на нитке змея.

 

* * *

Скоро снова зашумят

Листья молодые.

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

 

* * *

Не забудут Зоя с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

 

 

 

 

* * *

Вот веселая затея – 

Запускать на нитке змея.

Змей летит выше берез.

Ветер, змея не жалея,

Прямо к солнышку понес.

 

* * *

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Ах, какая красота,

Заиграли в дудки.

 

* * *

- Заяц, заяц, чем ты занят?

-Кочерыжку разгрызаю.

-А чему ты заяц рад?

- Рад, что зубы не болят.

 

* * *

К нам зайдет Новый год,

Заведет хоровод,

Зазвенят голоса,

Засверкают глаза.

 

* * *

Захар змея запускает,

Зоя с зайкою играет,

Зина в лес пошла,

Землянику нашла.

 

* * *

Козу козленок обозлил,

Козе козленок надерзил.

Но ты не злись, коза, не злись,

А ты, козленок, извинись.

 

* * *

В зеленом, зеленом, зеленом лесу,

Зеленый листок, как флажок, я несу.

Зеленая шишка под  елкой молчит,

Зеленая музыка где – то звучит.

 

* * *

Зайке холодно зимой,

Зайке голодно зимой.

Зубки зайкины стучат,

Так капустки хотят.

 

* * *

Зеленая береза

Стоит в лесу.

Зоя под березой

Привязала козу.

 

* * *

Зверь забавный грыз лозу.

Не заметил зверь козу:

- Здравствуй! – козочка сказала.

- Ты  же зайчик!  Я узнала.

logopediy-dly-detey.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.