Лермонтов стихи кинжал


Михаил Лермонтов - Кинжал: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова

Лермонтов считал Пушкина своим непосредственным предшественником и учителем. Во многих стихотворениях он обращается к темам и образам, созданным великим поэтом. Стихотворение «Кинжал» (1837 г.) также отсылает читателя к одноименному произведению Пушкина. Но лермонтовский вариант гораздо более «земной», он не содержит горячего гражданского призыва. Поводом для написания послужил реальный случай: во время кавказской ссылки поэт получил кинжал в подарок от одной из дочерей князя Чавчавадзе. Эта история и описана в произведении.

Стихотворение напоминает «Кинжал» Пушкина только по форме. Это также монолог лирического героя, обращенный к грозному оружию. Для Лермонтова кинжал не является символом сопротивления и непримиримой борьбы за свободу. Он был создан для того, чтобы стать орудием убийства. Причем поэт подчеркивает, что начальный процесс ковки был связан с обычной местью «задумчивого грузина». Лишь окончательная заточка должна была привести его «на грозный бой».

Лермонтов лишь косвенно упоминает о том, что когда-то кинжал выполнял свою непосредственную функцию («кровь… по тебе текла»). Для поэта это прежде всего дорогой подарок на память от прекрасной девушки. Расставание, по-видимому, было нелегким, так как первый раз в жизни по кинжалу прокатилась слеза. Лермонтов использует очень поэтичное сравнение слезы с «жемчужиной страданья». Поэт продолжает цепочку сравнений. Стальной блеск кинжала напоминает ему глаза девушки, которые от волнения «то… тускнели, то сверкали».

Подарок из рук любимой девушки приобретает для Лермонтова символическое значение. Он перестает быть просто орудием для убийства. Он словно становится одушевленным спутником поэта, к которому можно обратиться в трудную минуту за поддержкой. Кинжал – «залог любви», его единственный недостаток заключается в том, что он не может разговаривать. Но это не так важно. Кинжал будет постоянным напоминанием автору о той девушке, которая с любовью провожала его. Он станет невидимым звеном, связывающим воедино две души.

В финальных строках Лермонтов заявляет, что сам уподобится кинжалу в твердости духа. Можно предположить, что поэт также имеет в виду свою верность любимой, которая подобна преданности кинжала своему хозяину.

rustih.ru

Кинжал (Лермонтов) — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Авторские и издательские редакции текста[править]

Кинжал («Люблю тебя, булатный мой кинжал…»)
Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1914. — Т. II. — С. 259. (РГБ)

Кинжал



Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И чёрные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
1838

357. ОЗ. 1841, № 6, с искажением ст. 11. - - Печ. по ОЗ с уточнением ст. 11 по черн. автографу ГИМ, тетр. Чертк. б-ки. Копия — ПД, тетр. 15, с первоначальным зачеркнутым и замененным загл. «Подарок». Судя по содержанию, написано после возвращения Лермонтова в Россию из первой ссылки, что подтверждается черн. автографом ст-ния, находящимся на одном листе с черн. наброском посвящения к «Тамбовской казначейше» (начало 1838 г.).


Комментарий:

Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse

ru.wikisource.org

Лермонтов Михаил - Кинжал. Слушать онлайн

В стихотворении звучит клятва: ”Да, я не изменюсь и буду тверд душой, как ты, как ты, мой друг железный.” Притом эта клятва дана женщине, которая и преподнесла ему этот кинжал:” Лилейная рука тебя мне поднесла, в знак памяти, в минуту расставанья…”

Из воспоминаний Н. Николадзе мы узнаем, что Лермонтов и Одоевский, находясь в Грузии, часто беседовали с вдовой Грибоедова, Ниной, ходили на могилу бессмертного творца “Горя от ума”. Нина была тронута их вниманием и в знак благодарности подарила каждому из них по кинжалу из коллекции своего отца и мужа. Лермонтов был очень тронут таким подарком и на следующий день прочел Николозу Бараташвили “первый вариант своего “Кинжала”, который несколько отличался от более позднего,окончательного текста. Так, общение с замечательной семьей Чавчавадзе оказало большое влияние на развитие творчества поэта.

КИНЖАЛ

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза - жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, — 10 ноября 1987, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября [15 октября] 1814, Москва — 15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

teatr.audio

Стихотворение Лермонтова "Кинжал" - читать

 

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И чёрные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Стихи Лермонтова удивительно биографичны. В них он пишет о себе, передает свои чувства и переживания. Вот и стихотворение «Кинжал», написанное в 1837 году, имеет свою удивительную историю. Будучи в Тбилиси или, как его называли в те времена – в Тифлисе, Лермонтов познакомился с вдовой погибшего в Персии А.С. Грибоедова. Он не раз посещал могилу русского поэта и дипломата, бывал и в доме у вдовы.

Однажды он пришел к Нине Александровне Грибоедовой (В девичестве – Чавчавадзе) вместе с Одоевским, и она им обоим подарила по кинжалу из коллекции своего отца, не менее известного в России и в Грузии поэта, генерал-лейтенанта русской армии Александра Чавчавадзе. Лермонтов был бесконечно тронут подарком. Уже на следующий день он прочитал новое стихотворение «Кинжал» своему знакомому, тоже поэту Николозу Бараташвили. Правда, впоследствии он немного переделал это произведение, и мы знаем не те стихи, которые слушал 20-летний романтик.

lermontovm.ru

Кинжал Лермонтов

Поездки Михаила Юрьевича Лермонтова на Кавказ являлись толчком к написанию многих произведений. Среди них и романтические поэмы, и стихотворения, восхваляющие бесконечную красоту края и особенности восточного народа.

Однако стихотворение «Кинжал», написанное автором в 1837 году, выделяется из ряда других. В нем звучат слова клятвы, обращенные к холодному металлу.

Кинжал


Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.


Анализ содержания


Четыре строфы стихотворения наполнены особым смыслом. В первых четырех строках автор признается в бесконечной любви кинжалу, называя его своим «светлым и холодным» товарищем, Лермонтов понимает, что этот подарок станет его вечным спутником. Особое внимание уделяется происхождению и предназначению кинжала:

- грузин ковал его для кровной мести;

- черкес — для освободительного сражения.

Во второй строфе автор рассказывает, что кинжал подарила ему женщина. Это становится понятно из слов «лилейная рука». При этом подарок сделан не для применения его во время боевых действий, не для защиты или убийства. Женщина подарила его на память, в знак глубокого уважения.

О самой дарительнице автор говорит, что она твердого характера. Ее черные глаза печальны, они то тускнеют под тяжестью воспоминаний, то загораются яростным пламенем. Натуру женщины Лермонтов сравнивает со сталью клинка, которую невозможно сломить. В четвертой строфе автор приносит торжественную клятву вечно хранить кинжал, оставаться верным своим непреклонным принципам, долгу поэта.

История написания стихотворения


Путешествия на Кавказ притягивали Лермонтова. Однако, наиболее привлекательным краем всегда оставалась Грузия. Каждый раз, бывая в тех местах, юный поэт посещал могилу трагически погибшего дипломата и писателя, автора гениального произведения «Горе от ума», Александра Сергеевича Грибоедова. Загадочная гибель дипломатической миссии в Персии потрясла всё светское общество. Однако не меньшую ошеломленность вызывало и поведение его вдовы, Нины Чавчавадзе. Юная красавица проявила такую стойкость и мужество, что вызвала уважение всех поклонников творчества ее супруга. На горе Мтацминда по настоянию вдовы был возведен памятник Грибоедову. Стоящая на коленях горько рыдающая женщина — это и есть сама скорбящая вдова. Поэтому, творческие люди и деятели искусств, при каждом удобном случае не только посещали могилу Грибоедова, но и навещали Нину.

Лермонтов, как и многие другие, с глубоким уважением относился к вдове. История ее жизни, беззаветной любви к великому драматургу, волновали поэта. Поэтому каждый раз, проезжая мимо Тифлиса, он навещал Чавчавадзе, вел с нею долгие философские беседы.

В 1837 году, во время одного из таких посещений, вдова писателя одарила Лермонтова и Одоевского кинжалами, ранее принадлежавшими Грибоедову. Юный поэт был настолько взволнован и потрясен таким подарком, что, по возвращении домой, написал стихотворение, в котором поклялся быть стойким и верным судьбе поэта. Уже вечером следующего дня Лермонтов читает строки своего «Кинжала» Николозу Бараташвили и получает самые положительные отзывы. В 1838 году стихотворение было доработано.

Клятву, данную в произведении, Лермонтов свято хранил всю жизнь, как и подарок великой, по его мнению, женщины. Также, как и Нина Чавчавадзе хранила верность своему погибшему супругу на протяжении тридцати лет, поэт почетно нес бремя своего таланта все свои недолгие годы жизни. Никогда не изменял он литературному дару. Даже со службой в армии собирался покончить и посвятить себя полностью поэтическому служению народу. Однако, в силу обстоятельств, не успел.

Литературные приемы, используемые автором


Главной отличительной чертой произведения является обобщение. Лермонтов широко использует этот прием в своем творчестве для того, чтобы уйти от конкретной личности, местности, обстоятельств. При этом читателю предоставляется возможность дать свободу фантазии, размышлять, философствовать. Например, не зная предысторию написания стихотворения «Кинжал» невозможно сделать вывод о том, кто сделал лирическому герою столь драгоценный и неожиданный подарок. На то, что это женщина, читателя наталкивают слова «черные глаза», «лилейная рука». Однако, описание настолько обобщенное, что под него подходит множество грузинских девушек.

Прием олицетворения, используемый автором, помогает «оживить» кинжал, придает ему черты, которые поэт уважает. Обращаясь к клинку «ты», автор позиционирует его как своего вечного спутника, друга и товарища. При этом кинжал для Лермонтова — пример для подражания. Сопоставляя себя с холодным оружием, лирический герой стремится к такой же душевной твердости. Эпитеты, используемые для усиления впечатления, подчеркивают мужественность оружия. Михаил Юрьевич использует такие слова, как «светлый», «холодный».

Стихотворение написано разностопным ямбом. Данный размер присуще произведениям русской литературы патриотической направленности. Лиричность и возвышенно-эмоциональное настроение «Кинжала» подчеркиваются перекрестной рифмой.

Сопоставительный анализ со стихотворением Пушкина


Известно, что у Пушкина тоже было стихотворение с названием «Кинжал», написанное в 1821 году.

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина кинжал выступает карательным орудием. Многие современники после прочтения делали вывод о призыве к свержению действующего режима, основанном на анализе исторических фактов. Пушкинский клинок скован богами для сохранения свободы. У Лермонтова же он создан руками человека, хотя и предназначен для кровопролития.

Так же, как и Пушкин, Михаил Юрьевич использует монолог лирического героя, повествующий историю кинжала. Первая строфа также перекликается с соответствующим произведением великого поэта. Однако, в отличие от пушкинского призыва к свержению действующего режима, лермонтовский кинжал является символом мужественности, любви, расставания и верности. При этом Пушкин использует возвышенные образы, стихотворение Лермонтова написано простыми и понятными словами.

Образ кинжала в творчестве Лермонтова


Используя своеобразное «кодирование» образов, Лермонтов представляет вниманию читателя диалог с оружием, которое ему подарили. Если не рассматривать стихотворение с точки зрения истории написания, не зная, кто стал прообразом дарительницы, оно выглядит скорее как констатация факта любования подарком. Однако, заложенный глубинный смысл позволяет восторгаться кинжалом, представлять его как символ некоего светлого и мужественного будущего.

Использование образа кинжала в стихотворении «Поэт» имеет противоположное назначение. Здесь прекрасный сверкающий клинок становится бесполезным. Он без дела висит на стене, пылится, «Никто привычною, заботливой рукой его не чистит, не ласкает». Здесь клинок также сравнивается с творчеством поэта. Однако, если в «Кинжале» автор присягает ему на верность, делает своим постоянным спутником, главная миссия которого — напоминать о верности своему предназначению, в «Поэте» клинок бесполезен. Предназначенный для славных сражений и отважный битв, выкованный рукой славного горца, кинжал потерял хозяина, а, значит, стал бесславной игрушкой в чужих руках.

Таким образом, в стихотворении «Кинжал» Лермонтов клянется поставить творчество на службу народу. Для произведения «Поэт» характерно разочарование. Роль литературы уже не так значима в жизни общества, она не несет того побудительного, божественного начала, как прежде.

Лирика в стихотворении «Кинжал»


Недолгая, но такая сильная любовь Нины Чавчавадзе и Грибоедова поражали умы многих творческих людей того времени. Кроме того, красота и ум Нины не могли оставаться незамеченными. Однако не меньше внимания со стороны сильного пола привлекала и вторая дочь Александра Чавчавадзе — красавица Екатерина. Лермонтов, за время пребывания в Грузии в 1837 году, посвятил ей два стихотворения.

При этом современники разграничивали двух девушек. Екатерина была воплощением красоты, веселья и жизнерадостности. Нина же отличалась спокойным нравом, рассудительностью и сдержанностью. На тот момент, когда юный Лермонтов познакомился с обеими девушками, Нина уже 8 лет, как потеряла мужа, ей было 25. Катеньке — 21 год. Девушки вызывали у Михаила Юрьевича неодинаковые чувства. К Екатерине он испытывал нечто вроде пылкой влюбленности. Нина же вызывала благоговение и бесконечное почтение.

gfom.ru

"Кинжал", Лермонтов, Михаил Юрьевич — Поэзия


Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Кинжал" 

Известны обстоятельства, побудившие поэта к созданию «Кинжала», позже опубликованного в редакции 1838 г. Во время первой кавказской ссылки автор познакомился с семьей князя Чавчавадзе — военного, чиновника и поэта. Корнета Лермонтоваочаровали радушные, благожелательные и образованные хозяева богатой усадьбы. Одной из дочерей князя, Екатерине, молодой поэт посвятил два стихотворения. Хотя точных свидетельств не сохранилось, распространено мнение, что старинный клинок автор получил из рук старшей сестры Екатерины — Нины, вдовы Грибоедова. Грузинская красавица-аристократка с трагической историей любви произвела впечатление на Лермонтова.

Пушкинские мотивы «Кинжала», заданные идентичным названием, поддерживаются в первом четверостишии. Аналогична и форма: избран вариант монолога лирического героя, обращенного к беспощадному орудию возмездия.

Развивая тему, Лермонтов действует самостоятельно: он не вносит в произведение революционный пафос, пронизывающий пламенное творение Пушкина. Здесь интонации менее возвышенны и отвлеченны: характерно, что пушкинский кинжал создан богом Гефестом, а лермонтовский «экземпляр» сковал простой смертный, безымянный грузинский мастер. Тема романтической любви и расставания, возникающая с началом второго катрена, также оригинальна и не имеет совпадений с текстом Пушкина.

В изображении кинжала выделяются два определения — «светлый» и «холодный». При помощи этих лексем формируется композиционная структура стихотворения: к ним, как к маякам, постоянно возвращается лирический герой. «Светлая слеза» возлюбленной, мерцание ее черных глаз, напоминающее блеск стали, — система сравнений придает поэтическому тексту стройность, отточенность и красоту. Интересно, что картина расставания с возлюбленной полностью организована через призму «кинжальной» лексики. Подарок получает новую ассоциацию: он символизирует не только месть и честную битву, но преданность в любви.

В финальных строках актуализируется еще одно качество неодушевленного «товарища», «спутника» и «друга» — его прочность. Приемы однотипных олицетворений, разбросанных по тексту, подготавливают читателя к сравнению другого порядка. Оно сосредоточено не на внешних характеристиках — слезах или блеске глаз. Душевные качества лирического героя — верность любви и долгу, мужество и крепость духа — уподобляются кинжальной стали по признаку твердости.

poesy.site

Михаил Лермонтов - Поэт: читать стих "Отделкой золотой блистает мой кинжал", текст стихотворения

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Анализ стихотворения «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал)» Лермонтова

После стихотворения «На смерть поэта» Лермонтов получил скандальную славу. Высшее общество во главе с императором видели в нем угрозу существующему режиму. Революционные и демократические круги считали его достойным наследником Пушкина, воспевающим в своем творчестве лучшие идеалы. Лермонтов действительно продолжил и развил многие темы, затронутые Пушкиным. Одна из них – место и роль поэта в обществе. В 1838 г. он написал стихотворение «Поэт», которое можно считать его программным заявлением.

Произведение построено на сравнении кинжала с поэтом. Первая часть посвящена описанию «клинка надежного». Кинжал много лет выполнял свое непосредственное предназначение, заключающееся в убийстве людей. Его ценность заключалась только в остроте. Страшное орудие не нуждалось в бессмысленных украшениях. После убийства хозяина кинжал долгое время пролежал у торговца, пока не был куплен. Теперь он стал безобидной «игрушкой золотой», висящей на стене. Он нужен только для того, чтобы радовать чей-нибудь взгляд. Боевое оружие превратилось в декоративное украшение.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с современным поэтом. Явно виден намек на эпоху декабристов. Автор считает, что после убийства Пушкина не осталось настоящих поэтов, которые могут призвать народ на битву. Продавшись власти, современники предпочитают не затрагивать в своем творчестве острых вопросов, ограничиваясь описанием природы или великих деятелей. Литературная деятельность стала источником дохода, она не способна на подвиг. Лермонтов использует символический образ вечевого колокола, который был популярен среди декабристов. Он напоминает о древнерусских традициях народной вольности.

Поэт считает, что в современном лживом и порочном обществе не могут появиться гении и пророки. Люди настолько испорчены, что предпочитают не замечать правды и скрывать ее за «блестками и обманами».

В последней строфе образы кинжала и поэта сливаются воедино. Лермонтов выражает надежду на то, что настанет день пробуждения «осмеянного пророка», который найдет в себе силы обнажить кинжал и направить его острие против прогнившего общества. До тех пор кинжал будет все больше и больше покрываться «ржавчиной презренья».

Стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике. Обычно Лермонтов придерживался темы противостояния поэта и толпы, его одиночества. Но в этом случае он указывает на гражданский долг и прямое предназначение поэта. Большое влияние на него оказала смерть Пушкина и реакция общества на это событие. Лермонтов осознал, насколько значимой может быть роль поэта и какой силой обладает его творчество.

rustih.ru

анализ. История прощального подарка :: SYL.ru

В творчестве М.Ю. Лермонтова не раз можно встретить упоминание о Кавказе и Грузии. В этом нет ничего удивительного, потому что поэт много времени провел в тех краях. Стихотворение "Кинжал" Лермонтова, анализ которого представлен ниже, о силе и твердости человеческого духа.

История создания

Анализ "Кинжала" Лермонтова начинается с истории его написания. Оно было написано в 1837 г., когда поэт находился в Грузии. Он не раз приходил на могилу А.С. Грибоедова, со вдовой которого, Ниной Чавчавадзе, был знаком. Они часто беседовали, и молодой поэт был покорен стойкостью и мужеством этой женщины.

Восхищение Лермонтова походило на влюбленность, настолько его тронула трагическая история Нины Чавчавадзе. Когда поэту настала пора вернуться в Россию, она подарила ему кинжал, который когда-то принадлежал Грибоедову. Лермонтов был так тронут прощальным подарком, что уже на следующий день написал черновой вариант своего творения.

Главная тема стихотворения

В анализе "Кинжала" Лермонтова нужно отметить, что кинжал в нем представлен не как символ оружия, но как символ твердости духа, верность долгу. Так же как и Нина Чавчавадзе хранила светлую память о муже много лет, Михаил Юрьевич доказывал верность выбранному им пути поэта каждым своим творением.

Все образы в этом стихотворении лишены конкретных черт, читатель может лишь догадываться, о ком шла речь. Образ женщины, подарившей кинжал, описывается размыто, неясно. Когда-то у воинов был обычай давать имена своему оружию. Для Лермонтова кинжал является боевым товарищем, и он восхищается его твердостью, обещая не изменять себе и сохранить стойкость духа.

Размер и рифма

В анализе "Кинжала" Лермонтова по плану следующий пункт - это определение стихотворного размера и способа рифмования. Творение написано разностопным ямбом, который часто использовался для написания стихотворений на гражданскую тему. Перекрестный способ рифмования придает еще больше лиричности произведению, а строкам - эмоционально-приподнятую окраску.

В стихотворении отсутствует пафосность образов, высокопарность слога. Все строки органично соединены между собой, что придает композиции целостность. Последние написаны возвышенным слогом, потому что поэт в них восхваляет высшее достоинство человека - его стойкость и нравственность духа.

Художественные средства выразительности

В анализе "Кинжала" Лермонтова нужно выделить и литературные тропы, которые использовал поэт. Михаил Юрьевич применил олицетворение в создании образа кинжала. Также в стихотворении имеется частое повторение местоимения "ты". Это подчеркивает особое отношение героя к прощальному подарку.

Основными эпитетами, вокруг которых построено стихотворение, являются слова "светлый" и "холодный". Они органично подходят к теме мужества, твердости духа и верности долгу. Художественные средства выразительности, которые использовал поэт в своем стихотворении, подчеркивали не столько внешние характеристики кинжала, сколько душевные качества, больше всего ценимые поэтом.

Анализ стиха "Кинжал" Лермонтова можно дополнить сравнением с творением А.С. Пушкина с аналогичным названием. В отличие от пушкинского стихотворения, у Лермонтова нет того пафоса, той пламенности монолога. Интонация в творении Михаила Юрьевича менее возвышенна. Характерной особенностью является то, что у Александра Сергеевича кинжал выковал бог Гефест. У Лермонтова же он является творением простого грузинского мастера. И это подчеркивает лиричность его стихотворения.

М.Ю. Лермонтов в своем произведении сделал акцент не на внешних качествах человека и кинжала. Для него важнее внутренняя сторона: в оружии он ценит прочность и твердость, а в человеке - верность своим идеалам и душевную стойкость.

www.syl.ru

Лермонтов - Смерть поэта: Читать стих, текст стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, 1837

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» было написано Лермонтовым спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно очень быстро распространилось в обществе. В творческих кругах произведение вызвало бурю сочувственных откликов, в высшем свете – яростное негодование. В ответ Лермонтов пишет вторую часть («А вы, надменные потомки…»), обращаясь напрямую к тем, кого он считает виновными в смерти поэта. Это продолжение было невероятно дерзким и смелым поступком. Оно было расценено императором как прямое воззвание к революции. Незамедлительно последовала ссылка Лермонтова на Кавказ.

Стихотворение «Смерть поэта» стало переломным этапом в творчестве Лермонтова. Его потрясла нелепая и трагическая гибель человека, которого он считал своим учителем и наставником. За убийством на дуэли скрываются тайные причины. Лермонтов развивает тему противостояния поэта и толпы. Только на этот раз в образе толпы он усматривает не рядовую чернь, а высшее общество. Известно, с каким пренебрежением относились к великому таланту Пушкина сам император и его окружение. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям. Человек, значение которого для русской литературы трудно переоценить, был намеренно вовлечен в грязную сплетню.

Лермонтов с презрением описывает убийцу Пушкина, который не представлял себе «на что он руку поднимал!…». По крайней мере, Дантес был иностранцем. Ему действительно не было никакого дела до русского гения. Лермонтов считает его слепым орудием в руках настоящих убийц. На них он обрушивает всю свою ярость и негодование.

Преклонение перед Пушкиным особенно заметно в конце первой части стиха. Лермонтов проводит прямую аналогию между поэтом и Христом, принявшим мучительную и несправедливую смерть («венец терновый… надели на него»).

Вторая часть значительно эмоциональнее первой. Лермонтова буквально распирает от переизбытка чувств. Он переходит к прямому обращению к виновникам смерти Пушкина и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Лермонтов перечисляют и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах.

Поэт вновь прибегает к религиозной символике. Он считает, что ничто не окажется безнаказанным перед лицом «грозного Судии». Преступники рано или поздно получат по заслугам.

Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» гения и мученика.

rustih.ru

Александр Пушкин - Кинжал: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина

Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки. Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию. Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.

Пушкин утверждает права «последнего судьи Позора и Обиды» — кинжала. Когда все законные средства борьбы против деспотизма исчерпаны, остается единственный выход — тираноубийство. Это самый решительный и беспощадный способ, не оставляющий всесильному деспоту никакой надежды на спасение. «Карающий кинжал» может до поры до времени таиться в непосредственной близости от тирана, поджидая подходящего момента. Решающий удар с неумолимостью будет нанесен «на суше, на морях, во храме…».

Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.

Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.

Пушкин отдает дань уважения «деве Эвмениде». Имеется в виду Шарлотта Корде, убившая вождя якобинцев Марата. В этом нет никакого противоречия. Пушкин признавал значение Великой французской революции. Но завоевания революции не должны были выходить за рамки Закона. Якобинский террор, по мнению поэта, стал новой формой тирании, извращением идеалов свободы и господством гильотины. Поэтому Шарлотта действовала не против революции, а против ее предателя — «апостола гибели».

Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.

Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.

rustih.ru

Анализ стихотворения Лермонтова “Кинжал” 🤓 [Есть ответ]

В 1837 году М.Ю. Лермонтов, находившийся в Грузии, не раз посещал могилу А. С. Грибоедова и часто беседовал с его вдовою, Ниной Чавчавадзе. Трагически оборванная история любви, определившая жизнь этой удивительной женщины, поражала воображение многих поэтов. Михаил Юрьевич, вхожий в дом Чавчавадзе, испытывал перед стойкостью и мужеством Нины благоговейный трепет, граничащий с влюбленностью.

Перед отъездом на родину, поэт получает из рук Нины подарок, кинжал, принадлежащий некогда создателю бессмертной комедии.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья

Тронутый и взволнованный таким подношением, Лермонтов уже на следующий день читает черновой вариант стихотворения «Кинжал» Николозу Бараташвили.

Символом твердости духа, благородства явился заветный дар Нины, потому звучат в стихотворении клятвы верности долгу. Подобно тому, как тридцать лет хранила вдова светлую память о возлюбленном супруге, каждым своим произведением доказывал Лермонтов верность своему таланту.

В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается:

Лилейная рука…
И черные глаза

также угадываются эмоции, так лаконично и глубоко описанные поэтом.

Основной прием, используемый в изображении кинжала, – олицетворение. Неоднократный повтор местоимения ты свидетельствует об особом отношении к булатному товарищу. У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства.

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Эпитеты, определяющие основной образ стихотворения, «светлый и холодный», сопряжены с основной темой произведения, темой мужества.

Лирическое «Я» в «Кинжале» постоянно соотносится со смысловым центром текста, образом орудия. Называя кинжал товарищем, поэт обрисовывает исходное качество мироощущения, влияющее на своеобразие поэтической мысли. Клятва верности самому себе, своим идеалам – именно к этому приводитлирический сюжет.

В основе ритмической структуры стихотворения – разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику.

Перекрестная рифмовка усиливает лиризм и создает эмоционально-приподнятый характер повествованию.

Язык произведения очень органичен. В нем нет нарочитой образности, но удивительно емкие сравнения создают ощущение безграничности художественной мысли, перекликающейся с прошлым и устремленной в настоящее.

Финал стихотворения, соприкасающийся с началом, исполнен высокого звучания: нравственное достоинство человека – высшая ценность, утверждаемая поэтом в «Кинжале».

Оценка: 4.2 (17 голосов)

obrazovaka.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.