Лермонтов стих сон


Лермонтов Михаил - Сон. Слушать онлайн

Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон».
Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора - обретение душевной гармонии и истинной любви.

СОН
(В полдневный жар в долине Дагестана)

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй
1841

читает В.Маратов

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

teatr.audio

М. Ю. Лермонтов "Сон" | Николай Ященко

В.И.Качалов

Послушайте стихотворение «Сон».
Читает великий русский артист В. И. Качалов.

В полдневный жар в долине Дагестана            
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя. 

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном. 

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир, в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне. 

Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена; 

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

1841 год.

Короткая справка
Стихотворние позднего Лермонтова, написано в 1841 году. Впервые опубликовано в 4-м номере «Отечественных записок» за 1843 год.
Что явилось поводом к написанию данного стихотворения неизвестно. В литературных и исследовательских кругах, высказывались предположения связывающие его с именами В. А.Лопухиной,

 

 

 

 

nikpoetry.ru

Сон Лермонтов

Большая часть произведений Михаила Юрьевича Лермонтова посвящена любви к Родине, восславлению народного подвига, поиску истины и роли поэта в сложном мире. Однако среди них можно видеть стихотворения, основной темой которых является одиночество, поиск любви, взаимности. К одному из таких произведений относят стихотворение «Сон», написанное поэтом во время его второй ссылки на Кавказ, в 1841 году.

«Сон» написан Лермонтовым в тот период его жизни, когда поэта терзали сомнения о собственном будущем. Как офицер Российской армии, он понимал, что после второй ссылки, его карьере пришёл конец. В этом направлении его ждала отставка. Как поэт он боялся не состояться. Те отношения, которые сложились у Михаила Юрьевича с режимной властью, давали основания полагать, что его вовсе не допустят к печати. Остроты и сарказм, с которым писались стихи не вытерпели бы никакой цензуры.

Анализ содержания произведения



Особенностью стихотворения является то, что в нем описываются две реальности. В одной события происходят в жаркий полдень, в Дагестане. Именно там находится человек, получивший смертельную рану, чувствующий, как жизнь покидает его. Особый акцент Михаил Юрьевич делает на то, что герой в последние минуты остался один. Пейзаж, окружающий лирического героя, описан автором как враждебный:

горячий песок долины;

голые, неприступные скалы с желтыми вершинами, которые окружают героя как тюремные стены;

палящее солнце, выжигающее все в округе.


Во второй реальности, описываемой Лермонтовым, действие происходит прохладным вечером, в родных краях. При этом автор отмечает веселую обстановку пира, красивых молодых девушек, украшенных цветами, и разговор, основной темой которого является сам герой. В этих словах отражены мечты поэта о возвращении домой. Со свойственным творческим людям романтизмом автор описывает то, о чем мечтал — многочисленные друзья, любимая женщина, возвращение в отчий дом. На самом деле, кроме пожилой бабушки и небольшого количества друзей, которые искренне верили в его талант и поддерживали поэта, на родине Лермонтова никто не ждал.

В четвертой строфе автор использует зеркальную композицию, описывая образ возлюбленной лирического героя, которая сидит в отдалении, одна. Душа ее погружена в сон, в котором она видит молодого человека, умирающего в далеком Дагестане. Описание одних и тех же событий в первой и последней строфах стихотворения не оставляет читателю возможности размышлять об итоге. Концовка однозначна — герой умирает.

Тема одиночества в творчестве Лермонтова



Мотив одиночества просматривается в лирике Михаила Юрьевича на протяжении всей жизни. Многочисленные исследователи связывают это с особенностями биографии поэта. С раннего детства он находился в определенной изоляции. Его мать рано ушла из жизни, взаимоотношения с отцом у маленького Миши не сложились. Воспитывала мальчика бабушка, которая, хоть и вложила в него всю любовь и заботу, так и не смогла заменить родительского тепла. Кроме того, мальчик долго и тяжело болел. Для восстановления здоровья он большую часть времени проводил в горах. Долгие прогулки по одиноким склонам навевали на юного Михаила чувство глубокой тоски.

Чувство одиночества становится привычным поэту. Однако он не может не чувствовать себя особенным. Лермонтов понимает, что именно поэтический дар делает его таковым, в творчестве находит он утешение и отдушину. Время юношеских стремлений, бурных эмоций и мечтаний для поэта проходит в осознании того, что мечты тщетны, он одинок в обществе, среди таких же людей. Соотечественники отмечали, что Михаил Юрьевич был на редкость прямолинейным, скрытным человеком, держался обособленно, за что многие его ненавидели. Во многих произведениях автор противопоставляет лирического героя обществу с его пороками и страстями.

Личная жизнь также не стала утешением. Его любовь не раз была предана. Варвара Лопухина, чей образ нашел отражение во многих произведениях поэта, связала себя брачными узами с другим. Другие возлюбленные лишь играли его чувствами и изменяли. Именно поэтому любовная лирика молодого автора пронизана чувством одиночества и обреченности. Лермонтов признавал, что любовные отношения его разрушают. Исследователи его творчества отмечают, что в отношениях Михаил Юрьевич любил не сам объект вожделения, а те эмоции, которые испытывал он сам. Поэт наслаждался чувствами, но был твердо уверен в том, что они обречены.

Мистические предсказания



Стихотворение «Сон» часто относят к предсказаниям, сделанным Лермонтовым о собственной судьбе и судьбе России. Перед поездкой на Кавказ, во вторую ссылку, поэт получил от своего друга, Владимира Одоевского, блокнот и наставления заполнить его полностью стихами. Таким образом близкие люди пытались поддержать автора, укрепить веру в свой талант. Михаил Юрьевич старательно выполнял пожелания друга. Уже после гибели поэта блокнот был прочитан, в нем и было обнаружено мистическое предсказание под названием «Сон».

От стихотворения веет фатализмом. Лермонтов не верил, что по возвращении с Кавказа сможет продолжать воинскую службу. Он понимал, что карьера на этом окончена. Кроме того, поэт искренне считал, что стихотворения, написанные в период ссылки опубликованы не будут, поэтому вложил в них всю искренность и сарказм. Его взаимоотношения с правительством и открытое противостояние царскому режиму становились непреодолимой преградой на пути к развитию. Данная версия принадлежит скептикам.

Однако есть и иная версия, мистическая. Многие современники отмечали удивительное совпадение, которое состояло в том, что неосторожно сказанные Лермонтовым слова имели свойство сбываться. Поскольку стихотворение «Сон» отличается по стилю и композиции от других, занесенных в поэтические тетради, его относят к предсказанию собственной гибели, сделанному поэтом. Ведь стихотворение является точным описанием того, что произошло 15 июля 1841 года в Пятигорске.

Даже поведение Лермонтова на той дуэли свидетельствовало о том, что поэт смирился со смертью. Ведь имея возможность первого выстрела, он выстрелил в воздух. Мартынов также не собирался стрелять на поражение, однако роковая случайность все же привела к смерти поэта. По одной из версий причиной стала простая женская заколка для волос, случайно подобранная Лермонтовым и спрятанная в карман. Мартынов целился в бедро поэту, но пуля попала непосредственно в заколку, срикошетила и ушла вверх, поразив сердце. Таким образом, многие современники и исследователи отмечают определенный фатализм в непродолжительной жизни поэта.

Написанию стихотворения «Сон» предшествовало «Предсказание». В 1830 году поэт написал мистические строки, с точностью описывающие события 1917 года. Яркие образы, описанные Лермонтовым, воплотились в жизнь во время революции. Здесь и падение короны с глав правителей, и народная любовь, которая оставила царей в тот же день, и кровавые события Гражданской войны. В образе «мощного человека», который придет вместе с тем черным годом, многие узнают Владимира Ильича Ленина. Лермонтов делает акцент на плаще и «высоком челе» вождя, которые узнаваемы потомками по многим памятникам.

Тема сна



Для многих людей сон является возможностью отдохнуть, восстановить силы после тяжелых событий или длительной болезни. Однако такие писатели, как Вильям Шекспир или Педро Кальдерон придают сновидениям особый, порой мистический, смысл. Для Михаила Юрьевича Лермонтова сон предстает в нескольких вариантах. Особенно явно это представлено в стихотворении, написанном незадолго до гибели.

Здесь понятие сна представляется в трех разных значениях. Для умирающего лирического героя Лермонтов словом «сон» выражает состояние умирающего человека. Он находится в забытье, на грани жизни и смерти. При этом она видит другой сон, в котором его родные и близкие живы и здоровы, веселятся на вечернем пиру и говорят именно о нем. Это дает герою возможность надеяться на то, что он не забыт, его многочисленные друзья помнят его, что он не одинок. Хотя, в самом начале стихотворения поэт делает акцент на то, что лирический герой один среди неприветливых гор.

В третьей ипостаси Лермонтов рассматривает сон как состояние души девушки, которая вдруг почувствовала смерть своего возлюбленного. Именно поэтому в эту минуту она не ведет светской беседы, а сидит чуть поодаль, одна.

Критики отмечали такую особенность данного стихотворения, как зеркальность сна. Сон лирического героя в далекой жаркой пустыне и душевный сон девушки позволяют им в одну минуту взглянуть друг на друга, почувствовать свою любовь. Таким образом, автор оставляет надежду на то, что он не будет более одинок. Смерть для него перестает быть трагедией.

Особенности строения стихотворения, использование автором как простых, так и возвышенных слов, позволяют стереть грань между ужасающей реальностью, где человек погибает в муках и одиночестве, и миром сновидений, мистическим местом, где счастье совсем близко, любимые не предают, где нет места забвению.

gfom.ru

«Сон» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – композиция, рифма, эпитеты, главная мысль

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
  • Метафоры “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 44.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)

Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.

История создания

М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.

Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.

Жанр, направление и размер

«Сон» относится к любовной и философской лирике, так как автор говорит не только о своих чувствах, но и о вечных проблемах: жизнь и смерть, тайны бытия, существование загробного мира и судьбы и т.д.

Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.

Образы и символы

Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана. Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.

  1. Солнце – это символ жизни, которая покидает героя, но в то же время остается после него. Он уже умер, а лучи продолжают свою созидательную работу и щедро рассыпаются золотом по долинам. От его смерти в мире ничего не изменилось, и от осознания ненужности этой жертвы читатель начинает грустить.
  2. Свинец в груди – пуля, которая убила героя. Металл ассоциируется с могильным холодом, который уже коснулся крови умершего. Так его по капле покидает жизнь, унесенная метким выстрелом.
  3. Скалы и пустыни – печальный вид, вселяющий тоску. Это одинокое место контрастирует с суетой города и бала, где люди веселы и беспечны. Этот контраст очерчивает пропасть между поэтом и обществом. Он чувствует себя выжженной пустыней, думает о смерти, а его окружение беспечно веселится вдали от него, и лишь одна душа живет в унисон с героем – его избранница.

Темы и настроение

  1. Лермонтов продолжает свою тему одиночества: лирический герой, отчужденный от общества, от мира, один покидает свой родной край с высоко поднятой головой, не оборачиваясь назад. И только лишь душа его испытывает тоску по дому, по взаимопониманию, которое было возможно лишь с одной девушкой.
  2. Смерть – основная тема стихотворения. Поэт принимает ее в одиночестве, расставляя все на свои места: один он пришел в этот мир, один он его покидает. Автор напророчил себе насильственную смерть, ведь служил в горячей точке и каждый день рисковал собой. Как видно, он ни о чем не жалеет, уходя так рано, его лишь смутно тревожит та боль, что испытывает девушка, которая, быть может, все еще ждет его.
  3. Любовь. Она предстает в виде духовной близости людей, которая связывает их даже на расстоянии. Страсть приобретает таинственную волшебную силу и погружает девушку в сон, где провидение показывает ей участь возлюбленного.
  4. Природа обрамляет смерть лирического героя, становится яркой и весьма показательной декорацией. В острых скалах, сухом песке мы видим аскетизм и бесплодность пейзажа, которые невольно выдают характер самого поэта. В его душе при жизни были те же выжженные и бесприютные земли.
  5. Настроение в стихотворении печальное, грустное. Читателю остается лишь сожалеть об утрате и сочувствовать той девушке, которая не дождется героя, даже не узнает, где можно почтить его память. Он навсегда остается заложником своей внутренней пустыни, так и не впустив в нее любовь.

Основная идея

М. Ю. Лермонтов изобразил духовную связь между людьми, которая реализуется на уровне подсознания. Посредством сна влюбленные понимают, что им больше не увидеться на этом свете. Главная мысль автора – показать, что любовь побеждает смерть, возвышается над реальностью и находит способ воплотиться, пусть даже и во сне. Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.

Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.

Средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.

Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».

Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».

Автор: Виктория Арфано

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Анализ стихотворения «Сон» (М.Ю. Лермонтов)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения М.Ю. Лермонтова «Сон» по плану. Здесь он отразит идейно-тематические особенности стихотворения, его место в творчестве поэта, а также приведет примеры средств художественной выразительности и обозначит главные черты уникального стиля автора.

История создания 

Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций  и переживаний Михаила Юрьевича. 

Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки». 

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм. 

  • К чертам этого художественного метода можно отнести детальное воплощение идеального мира лирического героя. В его представлении та самая гармония с возлюбленной достигается именно благодаря духовному воссоединению, несмотря ни на что, будь это смерть или другие преграды. Любовь способна одолеть все, что угодно, она помогает героям воссоединиться. Именно сон является иллюстрацией романтической мечты лирического «я» поэта. 
  • Горная местность тоже является маркером романтизма. Ведь именно экзотический пейзаж наделяет произведение атмосферой мистики и неизвестности. Экзотика в романтизме сравнима с неведомым миром в мыслях самого героя, его иллюзией или даже призрачным воплощением.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

В полднев/ный жар/ в доли/не да/геста/на
С свинцом/ в груди/ лежал/ недви/жим я;

Смысл названия

Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения.

Сон в стихотворении Лермонтова означает не только свое прямое значение (то, что привиделось девушке), но и смерть — «мертвый сон» лирического героя. Таким образом, временный уход из реального мира — это маленькая смерть, которая переносит человека в паранормальный мир, где уже не действуют законы мироздания.

Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном. 

Композиция

Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части. 

  1. В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон. 
  2. Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь. 

Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.

Образы и символы

Как уже было сказано, экзотический  пейзаж предстает в образе скалистого Дагестана. Именно образ отдаленного места, обгороженного горами символизирует отрешенность от общества, мотив изгнания. «Уступы скал теснилися кругом», — этими строчками герой отдаляет себя от мира людей, обрекая на смерть в одиночестве. 

Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу. 

Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.

Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает. 

Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Работы поэта пронизывает одиночество, которое является лейтмотивом и одновременно одной из тем произведения «Сон». Описание палящего солнца, чувство отчужденности от общества за пластами гор и скал, — все это указывает на нахождение героя в Дагестане против своей воли. Скорее всего он находится в ссылке, как и сам Лермонтов.  
  • Смерть выступает основной темой произведения «Сон». Она напрямую связана с темой любви. Существуя вместе, они будто символизируют добро и зло. Первое всегда побеждает второе, но без зла мира бы не было. Именно с этой идеей примиряется герой, полностью осознавая и принимая свою смерть. 

Настроение стихотворения «Сон» задается не только внутренними переживаниями героя и героини, но и в первую очередь пейзажем. Природа в стихотворении представляет собою острые голые и такие же одинокие как сам герой скалы. Над ними возвышается солнце, выжигающее все живое. Мертвый и сухой пейзаж передает характер лирического «я» Лермонтова. Чувство обреченности и безысходности из всего букета эмоций умирает последним вместе с дымящимся телом. Этим и ознаменовывается трагический пафос стихотворения. 

Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней. 

Основная идея

Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви. 

Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.

Средства выразительности

Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами. 

  • Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества  безысходности:  «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
  • Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом». 

Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.

Автор: Полина Борискина

litrekon.ru

Михаил Лермонтов - Одиночество: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землёй?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моём…

Анализ стихотворения «Одиночество» Лермонтова

Стихотворение «Одиночество» (1830 г.) относится к раннему периоду творчества Лермонтова. Молодой человек преклонялся перед поэтами-романтиками, особенно перед Байроном. Лермонтову еще предстояло ощутить настоящее одиночество, но он уже восхищался образом независимого гордого изгнанника.

Поэт еще находился во власти юношеского максимализма. Он часто представлял себя в роли независимого от людей героя, которому суждена бурная жизнь, наполненная опасностями и страданиями. Такой герой очень одинок. Автор утверждает, что «делить веселье – все готовы», но далеко не каждый способен разделить грусть и печаль. В этом можно заметить зародыш темы противостояния поэта и толпы, которую Лермонтов впоследствии будет очень детально разрабатывать.

Поэт сравнивает себя с «царем воздушным», грустно взирающим на проходящие годы. Этот образ пока еще очень расплывчат. Неясно, что подразумевает под ним Лермонтов. Это явно не Бог и не Дьявол, так как испытывает страдания и зависит от течения времени. В позднем творчестве поэта ближе всего к нему падший ангел (демон), обреченный на вечное одиночество.

Юного автора уже привлекает тема неизбежной смерти. Он видит «гроб уединенный». Жизнь трудна и приносит только огорчения. Из этого Лермонтов делает неутешительный вывод: лучше поскорее прекратить страдания и встретить смерть, чем пытаться что-то изменить. Поэт считает, что его гибель ни в ком не вызовет чувства сострадания. Он уверен, что она доставит людям больше радости, чем его появление на свет.

Такой крайний пессимизм молодого человека может удивить. Но не стоит считать его искренним проявлением мыслей и чувств Лермонтова. В то время многим романтически настроенным юношам было свойственно аналогичное мнение. Оно было своеобразной данью популярному направлению в литературе и искусстве. С другой стороны, с возрастом люди избавлялись от таких взглядов. Но для Лермонтова такой образ мыслей стал определяющим на всю жизнь. Судьба, как назло, была к нему крайне неблагосклонна, и это лишь укрепляло пессимизм поэта. В результате ощущение одиночества стало настолько сильным, что подтолкнуло его на осознанное стремление к смерти. Косвенным образом оно стало причиной его трагической гибели на дуэли.

rustih.ru

Лермонтов "сон" Тема и проблема стихотворения Лермонтова "Сон"

В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон» . В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь. Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа) . Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека. Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном» . Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне. Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана» , с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот. Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле» ) , «дымилась рана» , то во втором – «кровь лилась хладеющей струей» , «дымясь, чернела рана» . Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние. Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном» . В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна. В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий» , «увенчанных» , «младая» ) создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего. Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

touch.otvet.mail.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее, в произведениях М.Ю. Лермонтова, мистицизм не наблюдался.

Стихотворение «Сон», наполнено трагизмом, лирикой и мистикой. В нем, как и во многих творениях М.Ю. Лермонтова, раскрывается тема отчужденного героя и его внутреннего мира, который покидает мир живых, в одиночестве. Не понятно, почему он один? Если это солдат, то где его сослуживцы? Напрашивается мысль о мести, или дуэли. К сожалению, этот вопрос остался без ответа.

Стихотворение «Сон» нельзя назвать обычным, или заурядным произведением. Несмотря на то, что сцена смерти описывается всего в нескольких предложениях, и автор не использует возвышенных слов, читателю передаётся детальное представление о происходящем. Из первых строк, становится понятно, что умирающий находился в долине, среди гор, не по своему желанию. На это размышление, читателя наталкивает враждебный пейзаж: жгуче солнце, нагромождение скал, горячий песок. Все это вызывает муку у главного героя.

В произведение описан медленный переход от жизни к смерти. Тема сна, наиболее сильно раскрывает его. Человек ещё жив, но медленно душа покидает его тело. Можно почувствовать, как горечь и тоска, медленно и необратимо поглощает ещё живое сознание человека. Возникает ощущение, что главный герой не видит сон, а это его душа устремилась в родные края, что бы в последний раз увидеть родных и близких людей.

Вторая часть стихотворения начинается достаточно позитивно. В ней описан пир, на котором присутствуют девушки. Они веселы и ведут разговоры о главном герое. Но есть одна которая не весела. Её душа погружена в сон, практически полностью повторяющий первую часть стихотворения. Только видит она не умирающего, а труп.

В произведении отражена связь двух людей, мысли их переплетаются. Возможно эта девушка возлюбленная главного героя, или сестра, которая знает где он находится, и предвидит беду. Именно поэтому не участвует в веселых разговорах с другими девушками. Одиночество умирающего отходит, в этот миг он не один. Она рядом, хотя и далеко. Из стихотворения ясно, что эта девушка очень дорога умирающему, так как в последние минуты своей жизни, он тянется именно к ней.

Повтор одной и той же картины, в начале и в завершении – придаёт произведению законченность. Читателю ясно - благополучный исход не возможен, все определено. Никто не придёт и не спасёт главного героя. Девушка и юноша никогда больше не встретятся.

Анализ стихотворения Сон Лермонтова

Многие стихотворения Михаила Лермонтова окутаны ореолом трагичности и писимизма. Почти все стихотворения были  построены, но основе этих чувств, где они являлись основной темой и мыслю произведения. Так же стоить учитывать еще один характер творчества Лермонтова, который относиться к способности поэта предчувствовать грядущие события, как к примеру свою смерть. Все эти качества можно наглядно рассмотреть в одном из последних произведений писателя, под названием « Сон ». В этом стихе идет повествование, о лирическом герое который видит себя в качестве убитого трупа. Но помимо этого есть видимая параллель между ним и некой невесты, который видится сон, где герой лежит убитый в долине Дагестана.

В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе. И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества. Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп. Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя. Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине. Эта часть особо добавляет трагизма в стихотворение, так как создается как бы духовная связь между двумя людьми и один из них чувствует смерть ближнего. Тем более обстановка, соответствует празднику, где все веселятся под мирным небом, и они говорят о том, кто уже погиб. Такое соотношение контраста трудно не заметить.

Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей  жизни писателя. Стих мне очень понравился.

Вариант №3

Стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтов написал в 1841 году незадолго до своей смерти. Поэт предчувствовал свою трагическую гибель и отождествлял себя с лирическим героем произведения. Этот факт неудивителен, ведь поэт и до этого писал стихотворения, которые можно счесть пророческими.

Героем стихотворения является человек, лежащий в долине Дагестана с простреленной грудью. По тому, как героя угнетает пейзаж, становится ясно, что в этом месте он оказался не по своей воле. Здесь прослеживается параллель с судьбой автора: на момент написания произведения М. Ю. Лермонтов пребывал в ссылке на Кавказе.

Герой умирает, и в последние минуты жизни ему видится сон о родных землях. Лирическому герою снится пышный вечерний пир, где о нем непринужденно говорят молодые девушки. Эта част произведения резко контрастирует с образами, описанными в начале.

Однако одна из девушек не наслаждается празднеством. Она погружена в тревожный сон, в котором видит смерть своего возлюбленного в Дагестане.

Повторение одного и того же образа в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию произведения, укрепляя в читателях осознание безнадежности и трагичности описанной ситуации.

Стихотворение «Сон», как и большинство произведений автора, пронизано чувством одиночества. Герой умирает один, возле него ни души, неизвестно, почему его оставили в предсмертные минуты. А его любимая осталась вдовой, не успев стать женой.

Однако в образе невинной девушки, потерявшей любимого, можно увидеть несбыточную мечту самого автора. М. Ю. Лермонтов всю жизнь остро страдал от одиночества и непонимания окружающих, поэтому можно предположить, что поэт хотел искренней и чистой любви. В отличие от героя стихотворения, которого в родных краях ждала невеста, поэт был никому не нужен.

10 класс кратко, по плану, Тема идея

Картинка к стихотворению Сон

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Цветаевой Имя твое

    В 1916г. М. Цветаева издала элегию «Имя твое – птица в руке...». Стиль написания произведений поэтессы очень отличался от других поэтов. Поэтесса славилась вольнолюбивым нравом. Она уважала людей созидательных , но это почтение не переходило

  • Анализ стихов

    Неоценим вклад русских поэтов в мировую литературу. И, не могло быть иначе. Ведь в то время, как западноевропейская культура находилась в кризисном состоянии, русская стремительно развивалась и совершенствовалась.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет я не байрон я другой

    Увлечение Михаила Юрьевича Лермонтова английской литературой и поэзией началось в период его обучения в Московском университетском благородном пансионе, где его преподаватель, англичанин Виндсон, открыл юноше этот новый, доселе

  • Анализ стихотворения Брюсова Сонет к форме

    Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и

  • Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

    Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

analiz-stihov.ru

Ответы@Mail.Ru: анализ стиха "сон" Лермонтова

В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон» . В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь. Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа) . Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека. Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном» . Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне. Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана» , с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот. Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле») , «дымилась рана» , то во втором – «кровь лилась хладеющей струей» , «дымясь, чернела рана» . Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние. Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном» . В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна. В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий» , «увенчанных» , «младая» ) создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего. Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз. Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит. Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов. Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими. Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения. Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Стихотворение "Сон" не описывает биографических событий из жиз- ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об- разов его поэзии. Герой, погибая, видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное существо ("она") Таким образом, стихотворение "Сон" посвящено трагической для Лермонтова мечте - преодолению одиночества. Стихотворение "Сон" имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня видит сон о нем: И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди дымясь чернела рана, И кровь лилась хладеющей струёй. Таким образом, сюжет развернут два раза - с точки зрения героя и с точки зрения героини. Стихотворение "Сон" делится на две части. Первая часть пей- зажна. Причем природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая его, сила. Раненый герой стихотворения "Сон" погибает от зноя Нагромождение камней, голых и не прикрытых раститель- ностью, создает у Лермонтова всегда тягостный, "злой" пейзаж. Вторая часть стихотворения начинается откровенной параллелью: И снился мне.. . Следует обратить внимание не только на параллелизм смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион- ные обороты - начало периода с союзом "и". Если в пер- вой части стихотворения скалы Дагестана выступают как своего рода синонимы, то во второй в такой же роли оказывается ""вечерний пир в родимой стороне". Мечта героя летит к родимой стороне. Героиня ("одна") сидит задумчиво "меж юных жен, увенчанных цветами". Т И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена.. . Сон в употреблении Лермонтова по аналогии с фран- цузским "reve" может означать не только усыпление (сон в прямом смысле) , но и мечту. Таким образом, слово "сон" в стихотворении имеет следующие значения: 1) усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают смысл заглавия постепенно, Так, слова "Но спал я мертвым сном... " в общея- зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон; выражение "он спит мертвым сном" само по себе в разго- ворном языке образа смерти не вызывает. Но в сочетании с выражениями "с свинцом в груди", "по капле кровь то- чилася" этот фразеологизм раскрывает свое второе значе- ние и начинает говорить о смерти. В этом контексте "И снилось мне... " становится обозначением предсмертного бреда. Сон героини ("И снилось ей... ") имеет уже другое значение - это видение, которое уносит ее в далекий край. Стихотворение Лермонтова "Сон" посвящено романтической теме трагического одиночества.

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз. Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит. Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов. Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими. Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения. Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

тоже долго искала работы на эту тему <a rel="nofollow" href="https://www.kritika24.ru/page.php?id=68140" target="_blank">https://www.kritika24.ru/page.php?id=68140</a>

touch.otvet.mail.ru

Выхожу один я на дорогу - Лермонтов: Стихотворение, читать текст стиха Михаила Лермонтова

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» является одним из последних произведений поэта перед своей трагической гибелью. Многие талантливые люди заранее предчувствовали смерть, что отражалось в их творчестве. Рассматриваемый стих удивительно напоминает предсмертное завещание поэта.

В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.

Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.

Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».

Лермонтов понимает, что единственный выход – физическая смерть, но она пугает поэта, так как означает и духовную смерть. Мрачная неизвестность, поджидающая каждого человека в конце жизни, связана с потерей личности. Лирический герой хотел бы сохраниться в бесплотном образе, существующем вечно под сенью зеленеющего дуба.

Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.

Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.