Лермонтов сижу за решеткой в темнице сырой стих


9 мифов о Лермонтове • Arzamas

Свободолюбивый красавец-русофоб, презиравший свет, ученик Пушкина, убитый снайпером с горы, и другие знания, полученные на школьных уроках и из просветительских телепередач, которые срочно нужно забыть

Автор  Кристина Сарычева

Лермонтов в аудитории Московского университета. Рисунок Владимира Милашевского. 1939 год © Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год
1. Лермонтов родился в Тарханах
Нет; об этом писал троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей, но он ошибался. На самом деле Лермонтов родился в Москве, в доме генерал-майора Ф. Н. Толя, находившемся напротив Красных Ворот. Сейчас на этом месте стоит памятник Лермонтову скульптора И. Д. Бродского.
2. Лермонтов покинул Московский университет из-за гонений
Якобы поэта преследовали в связи с так называемой маловской историей, случившейся в марте 1831 года, когда М. Я. Малову, профессору уголовного права, студенты объявили бойкот и вынудили покинуть аудиторию во время лекции, за что были наказаны. Нет; в действительности Лермонтов решил продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете, для чего в 1832 го­ду уехал в Петербург. В прошении об увольнении он написал: «По домашним обстоятельствам более продолжать учения в здешнем университете не могу и потому правление Императорского Московского университета покорнейше прошу, уволив меня из оного, снабдить надлежащим свидетельством для пере­вода в Императорский Санкт-Петербургский университет». (Впрочем, Лермон­тов не стал там учиться, а поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)
Маршировка юнкеров Школы подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Литография с рисунка Акима Шан-Гирея. 1834 год © Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год
3. Лермонтов был убит в результате заговора, по приказу Николая I. В поэта стрелял не Мартынов, а снайпер с горы
Все это ни на чем не осно­ванные домыслы. Достоверно известные обстоятельства дуэли были изложены князем А. И. Васильчиковым, оставившим воспоминания, А. А. Столыпиным, составлявшим протокол, и Н. С. Мартыновым во время следствия. Из них следует, что Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль из-за оскорбления, кото­рое поэт ему нанес. Версия о снайпере, в частности, была озвучена на канале «Культура» и высказана В. Г. Бондаренко в последней биографии Лермонтова, вышедшей в серии ЖЗЛ. По свидетельству Васильчикова и Столыпина, кото­рые присутствовали на месте дуэли, стрелял именно Мартынов. Оснований считать иначе нет.
4. Лермонтову было плохо в юнкерской школе, и он не мог писать стихи
На самом деле, хотя Лермонтов пробыл в юнкерской школе всего два года, за это время он написал не так и мало: ряд стихотворений, роман «Вадим», поэму «Хаджи Абрек», пятую редакцию «Демона». И это не считая специфиче­ского юнкерского творчества, носившего в основном непристойный характер. Кроме того, в юнкерской школе Лермонтов много рисовал: сохранилось более 200 рисунков.
Герой Вальтера Скотта, шотландский бард Томас Лермонт, которого Лермонтов считал своим предком. Гравюра Фрэнсиса Энгелхарта. 1812 год © Folger Shakespeare library
5. Лермонтов был романтическим красавцем типа Печорина
Видимо, такое представление о внешности Лермонтова сложилось под влиянием его персонажа. Так, в мемуарах и беллетристике периодически встречается упоминание о взгляде Лермонтова: язвительном, злобном, преследующем. Но большинство современников вспоминали о Лермонтове совсем не как о романтическом красавце: маленького роста, коренастый, широкий в плечах, в шинели, которая ему не по размеру, с большой головой и седой прядью в черных волосах. В юнкерской школе он сломал ногу и потом прихрамывал. Один из мемуаристов отмечал, что из-за какой-то врожденной болезни лицо Лермонтова иногда покрывалось пятнами и меняло цвет. Впрочем, есть и упоминания о том, что Лермонтов обладал почти богатырским здоровьем и силой. Например, А. П. Шан-Гирей писал, что в детстве ни разу не видел Лермонтова серьезно болевшим, а А. М. Меринский, юнкерский товарищ поэта, вспоминал, как Лермонтов гнул и завязывал в узел шомпола.
6. Пушкин был учителем Лермонтова
Часто говорят, что Пушкин был учителем Лермонтова; иногда рассказывают, что, переехав в Петербург и познакомившись с пушкинским окружением, поэт из благоговения боялся знакомиться со своим кумиром. Лермонтов действительно находился под впечатлением от романтических поэм Пушкина и под их влиянием создал несколько своих собственных. Например, у Лермонтова есть поэма с тем же названием, что и у Пушкина, — «Кавказский пленник». В «Герое нашего времени» многое взято из «Евгения Онегина». Но влияние Пушкина не стоит преувеличивать, он был далеко не единственным образцом для Лермонтова.
Пушкин и Гоголь. Миниатюра А. Алексеева. 1847 год © Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

Иногда говорят, что даже в гибели на дуэли Лермонтов «подражал» Пушкину, но это мистическая интерпретация, не основанная на фактах. На последнюю пушкинскую дуэль скорее похожа первая лермонтовская — с французом Эрне­стом де Барантом, ранее одолжившим оружие секунданту Дантеса. Дуэль Лермонтова с де Барантом окончилась без урона для обоих противников, однако поэт был отправлен в ссылку, из которой уже не вернулся.

7. Лермонтов написал «Сижу за решеткой в темнице сырой…»
Нет, это стихи Пушкина. В авторах классических русских стихотворений неред­ко путаются даже школьные учителя: «Весеннюю грозу» Тютчева приписывают Фету, «Под насыпью, в рву некошеном» Блока — Некрасову и так далее. Обыч­но под текст «подбирают» автора с соответствующей репутацией; за Лермонто­вым в русской культуре прочно закреплен ореол мрачного изгнанничества, романтического одиночества и порыва к свободе. Поэтому кажется, что пуш­кин­ский «Узник» больше подходит Лермонтову, чем его собственное стихо­тво­рение с тем же названием («Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня…»).
Лермонтов, Белинский и Панаев. Иллюстрация к «Журналисту, читателю и писателю». Рисунок Михаила Врубеля. 1890–1891 годы© Государственная Третьяковская галерея
8. Лермонтов с ранней юности был гениальным поэтом
Поэт якобы состоялся в ранней юности, как и Пушкин. На самом деле раннее поэтическое творчество Лермонтова в значительной степени подражательно и содержит множество прямых заимствований, которые без труда были распознаны современниками. Белинский предполагал, что стихотворения Лермонтова, которые ему не нравились, «принадлежат к самым первым его опытам, — и нам, понимающим и ценящим его поэтический талант, приятно думать, что они [первые опыты] не войдут в собрание его сочинений». 
9. Лермонтов, свободолюбивый, словно Мцыри, скучал в высшем свете и презирал его
Лермонтов действительно тяготился неестественностью поведения людей в высшем свете. Но одновременно сам участвовал во всем, чем жило светское общество: в балах, маскарадах, светских вечерах и дуэлях. Скучая, поэт, как и многие молодые люди в 1820–1830-е годы, подражал Байрону и его герою Чайльд-Гарольду. Представление о Лермонтове как о противнике высшего света закрепилось в литературоведении в советское время, очевидно, благодаря «Смерти поэта», в которой речь идет об ответственности император­ского двора за смерть Пушкина.  

arzamas.academy

кто написал "сижуза решеткой в темнице сырой"?

Написал А. С. Пушкин, стихотворение называется Узник. Вот полный текст: УЗНИК. Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой. Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай, улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер.. . да я!... " PS: у Лермонтова тоже есть стихотворение Узник: Михаил Лермонтов Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем, Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой.

Пушкин. Называется стихотворение "Узник".

М. Ю. Лермонтов

Давно не ходили в школу? Лермонтов Юрий.

Поэт, Настоящий арменин, возлеего памятника табличка воткнута - Газон ЗасеЯн"

М. Ю. Лермонтов -Узник. Вы в школе что учите по классикам?

Друзья, это точно ПУШКИН! Стихотворение написано им в Кишинёве, в ссылке. Во дворе дома, где жил Пушкин, он видел на цепи орла и использовал этот образ в своём стихотворении. У Лермонтова тоже есть "Узник", но начинается строчками "Отворите мне темницу... "

Когда видишь, что мнения расходятся даже в ТАКОМ вопросе, становится очень грустно и обидно :-(

Лермонтов Михаил Юрьевич.

вы совсем дураки ведь это ПУШКИН ПУШКИН"!!!!

И У ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА ЕСТЬ СТИх - УЗНИК. А так это Пушкин конечно

Написал Лермонтов, но так как произошёл сбой матрицы в связи с запуском андроидного колаидра это стихотворение считается написал Пушкин, а помять наша помнит что Лермонтов. Сбой атрицы.

Вопрос звучит так: Кто написал "Сижу за решеткой в темноте сырой"? Все кто написал Лермонтов, вы идиоты или в школе не учились? Стихотворение Узник действительно есть и у Пушкина и у Лермонтова, но где вы у Лермонтова нашли эти строчки? Автор: М. Ю. Лермонтов Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив... Одинок я - нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой. Автор: А. С. Пушкин УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...» Так что, народ, очнитесь и еще раз прочитайте классиков.

Это называется эффект Мандэлы.

по поводу пушкина, лермонтова, и эффекта манделы <a rel="nofollow" href="http://medvedo.org/viewtopic.php?t=382" target="_blank">http://medvedo.org/viewtopic.php?t=382</a>

Конечно это М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Когда его на Кавказ заслали. В Кисловодске есть даже памятник этому самому орлу за решёткой и надпись Лермонтов

touch.otvet.mail.ru

Стихотворения «Узник» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1. Творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
2. Своеобразие стихотворений «Узник» каждого из поэтов.
3. Сходство и различие стихотворений.

А. С. Пушкина по праву считают «солнцем русской поэзии», его творчество так многогранно и богато разнообразными оттенками, как только может быть богато творчество истинного гения. М. Ю. Лермонтова очень часто называют последователем Пушкина, многие исследователи и просто поклонники его дарования утверждают, что если бы он прожил дольше, его творения могли бы затмить творчество Пушкина. Мне лично кажется, что и Лермонтов и его предшественник являются гениальными, самобытными писателями, конечно, каждый человек волен выбирать между ними, ценить то или иное произведение, сравнивать их. Стихотворение Пушкина «Узник» хрестоматийно, все мы знаем его наизусть. Оно написано от лица орла — гордой, свободолюбивой птицы, символа бесстрашия и героизма. Именно такой образ, заключенный в «темницу» вызывает наибольшее сочувствие. Орлу как никакой другой птице трудно примириться с заточением. Первые строки говорят нам о его судьбе:

Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе орел молодой.

Мы понимаем, что орел не знал иной жизни, его посадили за решетку еще птенцом. Однако в глубинах его памяти всегда существует тоска по воле. Возможно о том, что существует иная, привольная жизнь, поведал другой орел:

Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.

Пушкинский узник не только прозябает в неволе, что само по себе тяжело, он еще и вынужден наблюдать, как:

Клюет и бросает и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.

Вольная птица сопереживает узнику, сочувствует, призывает покинуть свою темницу:

 

Зовет меня взглядом криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим».

Чтобы у невольника не осталось сомнений, свободный орел добавляет:

Мы — вольные птицы. Пора, брат, пора!

Далее собрат орла рисует ему картины, которых несчастный узник никогда не видел. Он зовет товарища в те места, где бывал сам:

Туда, где за тучей белеет гора,
Туда где синеют морские края,
Туда, где бываем лишь ветер, да я.

Мы можем только догадываться, что творится в душе у пленника после таких рассказов. Вряд ли он сможет покинуть свою темницу и устремиться в те прекрасные дали, о которых ему поведал «грустный товарищ». Скорее ему предстоит сделать жестокий выбор между продолжением такого жалкого существования в неволе или смертью. Автор предоставляет читателям самим додумать финал этой печальной истории. И хоть мы не слышим жалоб узника, но представляем, что творится у него в душе.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» также повествует о томящемся в неволе лирическом герое. Однако сразу хочется сказать, что в нем нет того щемящего трагизма, который пронизывает пушкинское произведение. Стихотворение начинается с призыва:

 

Отворите мне темницу!
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!

Далее узник делится своими мечтами о свободе:

Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,
В степь как ветер улечу! -

Герой не выглядит сломленным или подавленным. Напротив, в его душе живы воспоминания о вольной жизни, он способен мысленно перенестись за мрачные стены темницы, воскресить в памяти светлые и радостные картины. Однако герой отдает себе отчет, что в данный момент вольная жизнь для него под запретом:

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком.
Черноокая далеко, —
В пышном тереме своем.
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, на воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.

Герой осознает, что его мечты несбыточны. Заточенному в темницу узнику остается только вспоминать о светлых и радостных минутах свободной жизни. Конечно, он вызывает в читателе сочувствие, но вместе с тем мы понимаем, что скорее всего герой стихотворения несет заслуженное наказание. Возможно, он совершил преступление. Почему-то кажется, что он вполне мог оказаться разбойником, слишком много удали в его словах. А, возможно, узник был военным человеком и теперь томится в плену. Но и в этом случае подобное стечение обстоятельств можно было предполагать и ожидать.

Финал стихотворения трагичен. Герой понимает, что для него нет выхода из мрачных стен темницы:

Одинок я, нет отрады!
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Только слышно, за стенами
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Я считаю, что каждое из проанализированных стихотворений является шедевром поэтического творчества. И Пушкину, и Лермонтову удалось гениально изобразить тоску свободолюбивой души, заключенной в неволю. И каждое стихотворение красиво, насыщено разными художественными средствами. Пушкин и Лермонтов — это два истинных гения. И каждый силой своего безграничного таланта сумел воплотить одну и туже идею, создав два самобытных произведения.

lit-helper.com

"Узник" ("Сижу за решеткой в темнице сырой...")

Стихотворение «Узник» было написано в 1922 году, когда Пушкин находился в ссылке в Кишиневе. В это время он близко сошелся с М.Ф Орловым и будущим декабристов В.Ф. Раевским. Орлов в 1920 году принял командование 16-й дивизией. Он был настроен воинственно, планировал принять участие в греческом восстании, которое, по его мнению, входило «в план русской революции».

После разгрома кишиневского кружка, которым руководил М. Орлов, и ареста В. Раевского Пушкин написал стихотворение «Узник». Но в этом стихотворении поэт считал себя узником лишь отчасти, тем более что вскоре ему представилась возможность уехать из Кишинева, где стало неуютно и небезопасно.

На тему этого произведения, конечно, повлияло и увлечение поэта романтическими идеями. Одной из основных тем (едва ли не ведущей) у революционных романтиков была в тот момент тема свободы. Литераторы-романтики описывали выразительные образы невольника, тюрьмы, мотивы бегства, освобождения из неволи. Достаточно вспомнить «Братьев-разбойников», «Птичку» и «Кавказского пленника». Стихотворение «Узник» — из того же тематического ряда.

На сюжет стиха оказала влияние его поездка на Кавказ, где сама природа подсказывала романтические сюжеты, образы, картины и сравнения.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Также вы можете прослушать стихотворение Пушкина «Узник» в исполнении замечательного артиста Авангарда Леонтьева.

 

poetpushkin.ru

Сижу за решеткой в темнице сырой

Меню статьи:

Не только любители, гурманы, русской литературы, но и широко эрудированные в целом люди, безусловно, знают следующие факты:

  • и Лермонтова, и Пушкина по праву считают гениями русской литературы;
  • оба писателя, в своем время, пребывали в ссылке – за свои бунтарские высказывания и вызывающие действия;
  • а также, и у Лермонтова, и у Пушкина в ящике письменного стола затерялось произведение со словами «Сижу за решеткой в темнице сырой…»

В этой статье мы хотим разобраться в том, а в чем же состоит своеобразие творчества этих русских поэтов, а также выяснить для себя особенности произведения под названием «Узник». В чем сходства, в чем различия стихотворений с одинаковым названием? Что ж, скоро мы это узнаем.

Пушкинский флер, или о месте поэта в русской литературе

Александр Сергеевич – «солнце русской поэзии». Именно так частенько литературная критика именует этот светоч русской культуры. И не зря. Творческое наследие писателя отличается многогранностью и разнообразием, сотнями оттенков разных тонов, что еще раз доказывает: Пушкин – безусловно, гений. Как и все гении, писатель славился тяжелым характером, так что не удивительно – однажды Пушкин попал в опалу. Поэта выслали из Петербурга в глубинку Российской империи. Стихотворение, которое интересует нас в нашем небольшом исследовании, Александр Сергеевич написал в 1822 году, как раз во время отбывания ссылки. Конечно, Пушкин ценил свободу, и поэтому этот стих – своеобразный памятник пушкинскому свободолюбию.

Произведение «Вновь я посетил…» Александра Пушкина относится к той поэзии, которая действительно постоянно вспоминается. Предлагаем  читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения.

В этот год опальный писатель оказался в Кишиневе, там же Пушкин и написал это произведение. О чем стих? Скажем вкратце (перед более детальным анализом): человек, которому более всего мила свобода, вдруг оказывается в клетки, взаперти, и единственное, чего хочет достичь наш узник, – это долгожданная свобода, чтобы ни стена, ни решётка больше не заграждала ему путь. Композиция произведения – классическая: это четверостишия, разделенные на три смысловые части. Тема заточения, путешествия, свободы граничит с идеями свободолюбия и революционности, бунта, а это, в свою очередь, напоминает знатокам литературы о романтиках. Вот и пушкинский текст, очевидно, вдохновился романтическим направлением.

Подробнее об истории создания произведения

Как мы уже говорили, произведение датируется 1822 годом. Пушкин – не по доброй воле, но по принуждению – выезжает в Кишинев (нынешнюю Молдову). На самом деле, пребывание в ссылке отобразилось на многих произведениях этого автора, да и в целом – на атмосфере творчества.

Ратмир,  князь Хазарский – герой поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”.  Это пылкий и мечтательный герой. Предлагаем читателям ознакомиться с его характеристикой

В то время Бессарабия (этническое название этих территорий) очень отличалась от приглаженного и роскошного Петербурга. Да и от Москвы тоже: что говорить, то были столичные города. Бессарабия, в свою очередь, привлекала этническим колоритом, легкой дикостью и экстравагантностью казацкого быта. Да, в этих местах обитали известные донские казаки. С ними-то, с их культурой, обычаями, образом жизни и знакомится русский поэт в период своих странствий. Идеи казаков во многом вдохновили Пушкина, повлияли на мировоззрение поэта.

Насытившись новыми впечатлениями, стремлением быть независимым, жить светской, свободной жизнью, напитавшись новыми, непривычными мыслями, Пушкин создает новый текст. И называет свое стихотворение «Узником». И слова «Сижу за решеткой в темнице сырой…» поневоле становятся символом независимости, намекают на ценности свободы, а еще – ложатся на музыку и превращаются в песню.

Литературоведы, конечно, будучи убежденными, что каждое произведение обязательно кому-то посвящается, до сих пор думают о том, кто же – адресат пушкинского стиха. Наиболее вероятное предположение: адресат – это в целом народ, ведь герой стиха является образом собирательным, здесь собраны черты разных людей, а также – самого автора. Этих людей объединяет одно – любовь к свободе, ценность независимости, уважение собственного достоинства.

О тематике текста

Основной тематический посыл произведения понятен. Однако тема свободы – стара, как мир, и нова, как неожиданное приключение. Человек родился свободным, но философы до сих спорят, что такое свобода: проклятие или великий дар? В пушкинском стихе описывается человек, наблюдающий за птицей. За стенами решетки несчастного узника парит гордый орел – пожалуй, наиболее свободолюбивая птица. На самом деле, человек ценит свободу, жизнь на воле не меньше, чем это существо, касающееся крыльями облаков.

Пушкин всего лишь хочет сказать, что человеческое стремление к воле невозможно ограничить. Человек – по природе своей – борец, бунтарь, яростно воюющий за свою свободу, за независимость и справедливость.

Иногда потенциал борца в человеке спит, но это временно – энергия лишь ждет нужного часа, чтобы высвободиться. Порой литературоведы, да и биографы Пушкина, ищут параллели между этим произведением и жизнью поэта. Ведь Александр Сергеевич, вопреки цензуре, запретам, ссылке, опале, непринятию общества не бросает пера, продолжая создавать свои вечные шедевры. Герой в «Узнике» тоже понимает, что час пробил, и пора подняться в небо, как этот прекрасный орел. Пожалуй, в пушкинском произведении слышится больше мечтательности. Если вчитаться в текст повнимательнее, то станет ясно: герой никогда не знал свободы, поэтому может лишь представлять, какова вольная жизнь. О том, чего мы не имели в опыте, мы не в состоянии составить адекватного представления. Но от этого мечты становятся лишь слаще.

Пару слов о композиции «Узника»

Структурно текст – это набор четверостиший или же катренов. Однако по смыслу эти четверостишия делятся на части:

  • в первой части писатель создает тоскливую картину: Пушкин описывает тюрьму, решетки на окнах, а также пленника, который следит за движениями орла, наслаждающегося трапезой – на свободе;
  • вторая часть уже более жизнерадостна, ведь здесь узник словно слышит клич орла, который будто говорит: пришла пора улетать из клетки;
  • наконец, в третьей части отражается уверенность героя (и автора, вероятно) в правдивости этого факта: пробил час разбить оковы несвободы и вырваться из тюрьмы, чтобы снова увидеть высоту гор, насладиться морским бризом и, в конце концов, почувствовать свободу.

О жанре и средствах выразительности произведения

Очевидно, что это лирическое сочинение. Однако с деталями среди литературоведов возникают противоречия: специалисты спорят, романтическое ли это произведение или же нет. Конечно, с романтизмом «Узника» роднит ряд характеристик: эмоциональность, бунтарский дух, порывистость, война против ограничений и оков навязанного порядка. Да и образы, используемые авторов, явно вдохновлены романтизмом: моря и горы, свежий ветер, свобода…

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно…

Четверостишия написаны амфибрахием с использованием точной мужской рифмы. Также автор избирает парную рифмовку. Тропы, с помощью которых Пушкин выстраивает образную структуру произведения, направлены, прежде всего, на акцентуацию фигур орла и узника. Это антитеза. С одной стороны, автор выводит образ свободной жизни, а с другой – жизни в заточении. Как же писателю удалось достичь такого контрастного эффекта? Во-первых, с помощью антитезы, о которой мы уже сказали. В чем она выражается? В противопоставлении сырой тюремной камеры вольным просторам, узника – гордому орлу и т. д. Приводя эти образы, автор одновременно использует в своем тексте сравнение как средство художественной выразительности. Что он сравнивает? Грустную, тоскливую несвободу и прекрасную, великолепную, желанную волю. Учитывая, что писатель представляет читателю орла как вполне самостоятельную фигуру произведения, мы можем сказать о том, что Пушкин обращается к олицетворению (к примеру, «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет», «…гуляем лишь ветер… да я!» и т. д.).

…Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Также подчеркнем, что автор предпочитает использовать глаголы, поставленные в форму настоящего времени (орел «клюет», узник «сидит», «смотрит» и т. д.). Таким образом достигается особая ритмичность, а стих получается на удивление динамичным. Читатель не найдет здесь трудных, сложных и заковыристых фраз, все – легко, просто, точно, ясно. Поэтому-то стих кажется таким удачным, отображающим мгновенность, резкость порыва души сочинителя.

Эхо Лермонтова, или опальный бунтарь

Молодого и так рано покинувшего мир поэта часто именуют творческим наследником Пушкина. Вероятно, действительно, Лермонтова вдохновляло творчество старшего коллеги, и Михаил Юрьевич, пожалуй, и правда последователь Пушкина. Поклонники творчества этого юного бунтаря считают, что проживи Лермонтов чуть дольше и уже не Пушкин был бы иконой русской литературы, а этот «герой нашего времени». Но не будем спорить: оба писателя – самобытны и гениальны, и творчество и того, и другого одинаково заслуживают внимания и пристального анализа.

Тема узничества, между тем, отразилась в творчестве и первого, и второго поэта. Но пушкинский «Узник» уже давно стал хрестоматийным экспонатом, выражением гордости, смелости, героизма, свободолюбия. Молодой орел, о котором пишет автор, – это птенец, которого воспитали здесь, в темнице, и поэтому несчастному неведом вкус настоящей воли, приволья. Вторая птица – с большим сердцем – напоминает брату по крови о том, кто он. И что темница – это не место для рожденного летать в облаках. Конечно, жизнерадостный настрой – это следствие бесплодных мечтаний, потому что так мало шансов у этого молодого узника покинуть свою тюрьму. Все, что осталось, – думать о прекрасных далях, которые существуют, но не для этого бедняги. Какой выбор, если выбрать свободу нельзя? Это очевидно: жизнь или смерть. Не каждый читатель найдет в пушкинском стихотворении такой посыл, однако эта идея, действительно, спрятана между строк. Но писатель не так жесток, как кажется: Пушкин оставляет выбор читателю, не навязывает однозначную трагедию.

Лермонтовский «Узник»

А теперь поговорим об аналогичном произведении, но уже у Лермонтова. Тема стиха похожая на описанный нами выше сюжет. Однако здесь, безусловно, отсутствует тот трагизм, щемящий душу, который читатель прежде находил у Пушкина. Первым делом автор обращается к своему адресату с призывом:

Отворите мне темницу!
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!..

В лермонтовском стихе узник все так же томится в тюрьме, однако ум несчастного заключенного устремился далеко – в мечты и грезы о свободной жизни:

Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь как ветер улечу!..

Если у коллеги по перу Лермонтова пленник явно сломлен и подавлен, то здесь читатель не найдет намека на подобное душевное состояние. Этот пленник живет воспоминаниями о былой свободе, которые согревают и оживляют душу героя. Узник порой мысленно переносится в прошлое, за рамки мрачной тюрьмы, вспоминая картины вольного бытия, радости и счастья. Но это не значит, что наш герой окончательно утопил себя в мечтал и оторвался от реальности. Нет, пленник прекрасно отдает себе отчет в том, что сейчас действительность – это лишение свободы:

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком.
Черноокая далеко, –
В пышном тереме своем.
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, на воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…

Идейная наполненность произведения

Несмотря на схожесть тематики этих сочинений, все же произведения несут разные посылы и таят в себе разные идеи. У Лермонтова пленник осознает, что мечты не сбудутся, но здесь нет выбора между жизнь и смертью, потому что у этого узника есть вольное прошлое.

У заключенного же в пушкинском стихе такого прошлого нет и потому вспомнить тому герою нечего. Лермонтовского героя держит на земле не возможность выбрать смерть и освободиться, а возможность найти крылья в ностальгии, в воспоминаниях о былом приволье. С одной стороны, читатель сочувствует этому бедняге, а с другой – понимает, что наказание – заслужено. Почему этот человек оказался в тюрьме? Потому что совершил зло, на душе пленника – некий грех. Это может быть разбойник или убийца, или же солдат, который, впрочем, все равно убивал других людей. Но тюрьма – вполне логичных результат любого из этих сценариев. В конце повествования герой еще раз подчеркивает, что другой участи ожидать не приходится:

Одинок я, нет отрады!
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Только слышно, за стенами
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Романтика или романтизм?

Романтики в этом стихе, конечно, мало, а вот от романтизма – просто целая корзинка смыслов и средств выразительности. Во-первых, стоит упомянуть о мотиве узничества, характерном для романтизма. Этот мотив уже не впервые встречается в горизонтах русской литературы. Конечно, романтики чаще используют узничество в качестве метафоры (это символ, слово, употребляемое в переносном смысле: например, душа может быть узником тела и т. д.). Но в данном случае речь идет об элементах биографии: оба поэта пережили ссылку, а невозможность вернуться на родину – это тоже, в каком-то смысле, тюрьма. Кроме того, Михаил Юрьевич знал, что такое быть арестованным, взятым под стражу, лишенным компании родственников и друзей. Но даже в таких тяжелых условиях, во время столь непростых жизненных испытаний Лермонтов не оставил то, что дарило свободу, то есть творчество. Кстати, поводом для ареста писателя послужило произведение, написанное как реакция на кончину Пушкина. Когда Михаил Юрьевич находился в тюрьме, то видел только камердинера, который приносил заключенному поесть. Поэт просил, чтобы еда приносили завернутой в листы бумаги, чтобы иметь возможность писать.

Жизнелюбие, надежды, юношеский оптимизм и максимализм, жажда свободы, безумие порывов, энергия, молодость, желание жить – вот призывы лермонтовского стиха. Конечно, тюрьма также порождает – пусть и невольно – в человеке чувство безысходного одиночества, тоски, грусти, пессимизма, отчаяния. Это тоже читается в глубине строк стихотворения.

Композиционные орнаменты стиха

Произведение Михаила Юрьевича слегка напоминает музыку, по крайней мере, тем, что писатель за основу берет октавы. В литературе это, конечно, восьмистишие. Рифмовка здесь порой перекрестная (первая половина произведения), а порой – парная (соответственно, вторая половина текста). Такое строение не вполне характерно для русского литературного поля, однако так Лермонтов показывает свободу мысли, не ограниченной никакими рамками. Парная рифмовка также хорошо подходит для передачи безверия и потери оптимизма. Писатель пользуется четырехстопным хореем, который идеален для передачи трагизма. А трагизм – одна из характерных черт мира, возникающего под пером нашего поэта.

Порой литературоведы подчеркивают, что в своем «Узнике» Михаил Юрьевич полемизирует с пушкинским произведением. И свидетельство этого предположения – обратное пушкинскому построение текста. У Александра Сергеевича перспектива обратная: маленькая точка тюремной камеры становится огромным пространством небес. У Лермонтова же – наоборот – перспектива линейная: сначала читатель видит просторы и вольности, а потом происходит приближение и, наконец, все линии сходятся в маленькой точке узкой клетки. Также у Лермонтова больше реализма, а у Пушкина – больше черт, характерных для чистого романтизма. Михаил Юрьевич рисует вполне реальную картину, когда существуют мечты о свободе, с одной стороны, но с другой – эти мечты разбиваются о жестокую реальность жизни.

r-book.club


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.