Кушнер александр стихи


Все стихи Александра Кушнера

Альпинист

 

Когда альпинист

          в специальных ботинках

И шлеме, и куртке идёт с ледорубом

На приступ,-

          что ищет в таких поединках

Он, к диким камням припадая и грубым?

Что нужно ему от ущелий, и трещин,

И смерти, стоящей за каждым неловким

Движеньем? Того же,

          что надо от женщин:

Её восхищенья,- висит на верёвке,-

И страха её за него, и смущенья

Он, видимо, жаждет, и, может быть,

                    мщенья.

 

Когда альпинист, ненавижу безумца,

По выступу шарит рукою в перчатке,

Решая в сомненье,

          как лучше приткнуться,

А ноги скользят по сыпучей площадке,

Терпеть не могу гордеца, роковое

Движенье способного сделать, распятый

На камне, он, видишь, предать всё живое

Готов ради славы минутной, проклятой!

А скалы так жёстки, а небо так чисто

И пусто. Терпеть не могу эгоиста!

 

Когда альпинист далеко под собою,

Как детскую видит бумажную птичку -

Парящего ястреба с тенью скупою,

Скользящей по склону,-

          и жаждет табличку

Прибить на вершине как знак покоренья

Её или яркий оставить на пике

Флажок - это всё?

          Нет, не всё, ещё мненье

Своё утвердить о себе: что там книги?

Что формулы? физика? он из физтеха.

Вот счастье -

          под ветром дрожащая веха!

 

Когда альпинист, свою куртку от пыли

И глины, и птичьего чистит помёта...

Но в этом году мы его посрамили.

Нам было предложено большее что-то,

Мы, сидя на кухне, мы, стоя в передней,

Мы в тусклой конторе,

          мы в комнате тесной

Хребет покорили двухтысячелетний,

С волшебной его панорамой чудесной,

И видим внизу Абеляра-поэта

И, может быть, Генриха Плантагенета.

 

Я знаю, мрачнее быть надо и суше,

Как мрачен, на фоне победных реляций

У пушки расчёт, затыкающий уши.

Но «Осень» написана,

          что ж повторяться?

И сказано всё про тщету урожая,

Про жалкое, тщетное дело поэта,

Как, падая, плачет звезда, завывая,

А новорождённая смотрит на это.

Я лучше скажу про звезду по-другому,

Зарывшись в её золотую солому.

 

Мы городом, комнатой, кладбищем,

                    садом,

Просёлком брели, просыпались в вагоне,

Мне дороги те,

          кто страдал с нами рядом,

Заботясь о смысле, и умер на склоне,

Каких я людей замечательных встретил

И добрых,

          спасаясь в одной с ними связке;

О, беды, обиды, отчаянья эти,

И кое-что понял я сам, без подсказки,

И что-то во мраке мерцает и брезжит,

И тот альпинист - с нами рядом,

                    а где же?

 

1996

45ll.net

Александр Кушнер — Журнальный зал

Список публикаций

Наш Пруст

журнал Новый Мир 2001/8

Стихи

журнал Арион 1995/3

журнал Арион 1997/2

журнал Арион 1998/3

Заметки на полях

журнал Арион 1999/1

журнал Арион 2000/1

На черный день

журнал Новый Мир 1993/6

Средь детей ничтожных мира

журнал Новый Мир 1994/10

За блеснувшим в снегу серебром

журнал Новый Мир 1994/7

В зеленоватом, потом золотом

журнал Новый Мир 1995/2

Под швейцарским флагом

журнал Новый Мир 1996/1

Это я говорю тебе, вопреки

журнал Новый Мир 1996/3

Заметки на полях

журнал Новый Мир 1996/5

«Среди людей, которые не слышат…»

журнал Новый Мир 1997/12

Дельфтский мастер

журнал Новый Мир 1997/8

Проплывшим вдвоем

журнал Новый Мир 1997/1

С серебряной изнанкой

журнал Новый Мир 1998/1

Начать сначала

журнал Новый Мир 1999/2

Заметки на полях

журнал Новый Мир 1999/8

Присутствие поэзии в самой жизни

журнал Новый Мир 1999/8

Огорчаться поздно!

журнал Новый Мир 2000/1

Анна Андреевна и Анна Аркадьевна

журнал Новый Мир 2000/2

Третья платформа

журнал Новый Мир 2001/1

Подтасовка

журнал Новый Мир 2001/1

Стихи для меня ? образ жизни…

журнал Вопросы литературы 1997/3

Кто поэт, того нету в живых…

журнал Знамя 1997/1

Алексей Малашевский. Признания

журнал Знамя 1997/7

Не надо лишнего билетика!

журнал Знамя 1998/9

Аполлон в снегу. 1999

журнал Знамя 1999/8

Потому что наскучил вымысел…

журнал Знамя 2000/7

Стихи

журнал Звезда 1997/1

Стихи

журнал Звезда 1998/8

Стихи

журнал Звезда 1999/1

Путешествие

журнал Звезда 2000/1

Стихи

журнал Звезда 2001/1

Ответы на вопросы журнала ?Звезда.

журнал Звезда 2001/1

"С Гомером долго ты беседовал один… "

журнал Звезда 2001/3

журнал Арион 2001/3

Путешествие

журнал Новый Мир 2002/1

Стихи

журнал Звезда 2002/1

Заметки на полях

журнал Арион 2002/1

Сквозь ночь..

журнал Новый Мир 2002/10

Почему они не любили Чехова?

журнал Звезда 2002/11

Стихи

журнал Звезда 2003/1

Первое впечатление

журнал Звезда 2003/8

Заболоцкий и Пастернак

журнал Новый Мир 2003/9

Мимо жимолости и сирени

журнал Новый Мир 2003/10

журнал Арион 2003/3

Стихи

журнал Звезда 2004/1

Белый флот

журнал Знамя 2004/4

Не дерево, а роща

журнал Новый Мир 2004/6

Препинание — честь соловья

журнал Новый Мир 2005/1

Лишь бы все оставалось

журнал Арион 2004/4

Стрекоза

журнал Знамя 2005/2

Стихи

журнал Звезда 2005/1

Связь времен

журнал Нева 2005/2

«Это не литературный факт, а самоубийство»

журнал Новый Мир 2005/7

Путевой дневник в стихах и прозе

журнал Вопросы литературы 2005/5

Идти сквозь снег, любить опять…

журнал Новый Мир 2006/1

На вашей стороне

журнал Знамя 2006/1

Стихи

журнал Звезда 2006/1

В закатном свете

журнал Арион 2006/1

Стихи

журнал СловоWord 2006/51

Не иссохнут стихи…

журнал Зарубежные записки 2005/2

Римский узор

журнал Новый Берег 2006/12

Заметки на полях стихотворений Батюшкова

журнал Новый Мир 2006/9

Возвращенное время

журнал Звезда 2006/9

Заметки на полях

журнал Вопросы литературы 2006/5

Стихи

журнал Нева 2006/9

Как желтый костер в тумане…

журнал Новый Мир 2007/1

Стихи

журнал Звезда 2007/1

«Два старика, два тихих дурака…».

журнал Звезда 2007/5

Иерархия ценностей

журнал Вопросы литературы 2007/3

За рощицей статуй, за лесом колонн…

журнал Знамя 2007/7

Новые заметки на полях

журнал Знамя 2007/10

Возвращение Нонны Слепаковой

журнал Нева 2007/7

Стихи

журнал Звезда 2008/1

Меж двумя дождями, в перерыве…

журнал Новый Мир 2008/1

На фоне притихшей страны

журнал Знамя 2008/7

Вечерний свет

журнал Зарубежные записки 2008/14

журнал Арион 2008/4

Стихи

журнал Звезда 2009/1

Десять стихотворений

журнал Новый Мир 2009/2

Стихи

журнал Нева 2009/3

С той стороны стекла

журнал Знамя 2009/4

Метонимия

журнал Арион 2009/3

Стихи

журнал Звезда 2009/12

Невероятный случай

журнал Новый Мир 2010/2

Опыт

журнал Звезда 2010/1

Тютчев (В новом ракурсе)

журнал Звезда 2010/4

Стихи

журнал Нева 2010/4

Продолжение молний

журнал Знамя 2010/5

Вперед, к Грибоедову! Новые заметки на полях

журнал Вопросы литературы 2010/4

Объем и сквозняк

журнал Арион 2010/4

Стихи

журнал Звезда 2011/1

Последний луч зари

журнал Знамя 2011/2

Другой дороги нет

журнал Новый Мир 2011/3

Стихи

журнал Нева 2011/5

Баснописец Крылов и другие

журнал День и ночь 2011/3

Стихи

журнал Звезда 2011/9

Снимок с Нероном

журнал Арион 2011/3

Розоватый воздух бессмертия

журнал Урал 2011/10

Облака в полете

журнал Новый Мир 2012/1

Стихи

журнал Звезда 2012/2

Такой волшебный свет

журнал Знамя 2012/4

Стихи

журнал Нева 2012/6

журнал Арион 2012/2

Зимние звезды

журнал Урал 2012/7

Стихи

журнал Звезда 2013/1

Ещё раз о жизни

журнал Новый Мир 2013/3

Большое зеркало

журнал Знамя 2013/5

журнал Звезда 2013/6

Не бойся ласточки…

журнал Урал 2013/6

Ты думаешь: я здесь

журнал Арион 2013/4

Стихи

журнал Звезда 2014/1

Заветный гул

журнал Новый Мир 2014/2

Стихи и переводы

журнал Дружба Народов 2014/6

В жизни пламенной и мглистой

журнал Знамя 2014/7

Жизнь не горше, не слаще, чем эта…

журнал Урал 2014/8

журнал Арион 2014/4

Прекрасная бездна

журнал Новый Мир 2015/1

Стихи

журнал Звезда 2015/3

Стихи

журнал Нева 2015/4

Стихотворенье молчаливо…

журнал Урал 2015/5

Тихий разговор

журнал Знамя 2015/6

журнал Арион 2015/4

В Китае

журнал Звезда 2016/1

Над обрывом

журнал Знамя 2016/6

Вместо «величанья»

журнал Знамя 2016/6

Я о ласточке подумал, о стриже…

журнал Урал 2016/5

Осенний театр

журнал Новый Мир 2016/2

Стихи

журнал Звезда 2016/9

Низшая милость

журнал Арион 2016/4

Стихи

журнал Звезда 2017/3

Продолжение жизни

журнал Знамя 2017/4

Небо погаснет не всё и не сразу…

журнал Урал 2017/6

Стихи

журнал Нева 2017/9

Мировое правительство

журнал Арион 2017/4

Стихи

журнал Звезда 2018/1

Камеронова галерея

журнал Знамя 2018/5

Стихи

журнал Звезда 2018/7

Тростник

журнал Урал 2018/7

журнал Prosōdia 2018/9

журнал Арион 2018/4

Стихи

журнал Звезда 2019/3

О стихах и прозе

журнал Звезда 2019/5

Стихи

журнал Звезда 2019/1

О чём же ещё?

журнал Знамя 2019/2

Пять стихотворений

журнал Звезда 2019/7

Таинственный смысл бытия

журнал Урал 2019/7

Стихи

журнал Звезда 2020/1

Заметки на полях

журнал Звезда 2020/2

magazines.gorky.media

Александр Кушнер стихи для детей. Читать онлайн бесплатно все тексты

Стихи для детей современного русского лирика Александра Кушнера полны светлых надежд и тонкого юмора. Они умны и немного наивны. Взрослому поколению, мамам и папам, с детства знакомо творчество известного детского поэта по публикациям в «Мурзилке», «Весёлых картинках» или в «Костре». Сегодня книжки Александра Кушнера доступными всем. Читайте и радуйте ими ваших детей.

Содержание статьи:

Творчество Александра Кушнера

Известный и талантливый, современный русский поэт Александр Семенович Кушнер, был рождён в семье морского офицера, 14 сентября 1936 года, в городе Ленинграде. В годы Второй мировой войны вместе с матерью был в эвакуации. Получил высшее образование в Педагогическом институте им. А. Герцена по специальности филолог.

В студенческие годы Кушнер начинал публиковать свои поэтические сочинения не только в университетской газете, но и в ленинградских периодических изданиях.

После окончания ВУЗа в 1959, Александр Кушнер преподаёт русский язык и литературу в школе (этой деятельности он посвятил более 10 лет) и, в то же время, он вступает в группу литераторов, публикующих свои сочинения в альтернативном журнале «Синтаксис». Руководил группой в то время Глеб Семенов, а собрания литературного общества проводились в здании Горного института.

В 1969 году журнал «Грани», издаваемый на Западе, перепечатал стихи А. Кушнера из «Синтаксиса», что обеспечило молодому поэту известность в русском мире, проживающем в Европе.

С начала 70-х гг. Александр Семёнович Кушнер начинает профессионально заниматься литературной деятельностью. В это же время в его сердце, наряду с высокой поэзией, зарождается новое направление – детская лирика.

А.Кушнер. Стихотворения для детей

Продолжая широко печататься в альманахах и литературных журналах СССР, он выходит на лидирующие позиции и детской периодике. Композиторы на его стихи пишут песни:

«Песня о картинах».
Стихи Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова.

Киностудия «Союзмультфильм» снимает мультипликационные фильмы:

«Пластиковая ворона».

Книги для детей

Александр Кушнер в стихах для детей достиг значительно большего, чем это удавалось другим поэтам. Потому что он, как бы сам, лично перевоплощался в маленького героя своего сочинения. Поэтому мальчишки и девчонки живут в его лирике полноценной жизнью. Интересной и доброй, но иногда, трудной.

Все герои его – маленькие личности. Они тактичны, деликатны и очень любят город, корабли и белые ночи. Мечтают о взрослой жизни, ищут и находят доброту и справедливость.

В его библиографию детской литературы входят следующие книги:

  • А. Кушнер. Заветное желание.
  • А. Кушнер. Большая новость.
  • А. Кушнер. Город в подарок.
  • А. Кушнер. Велосипед.
  • А. Кушнер. Веселая прогулка.
  • А. Кушнер. Что я узнал!
  • А. Кушнер. Как живете?
  • А. Кушнер. Чтобы всех напугать: [Книжка-игрушка].
  • А. Кушнер. Что лежит в кармане?
  • А. Кушнер. Хорошо иметь слона!..

Все книги впервые издавались в 1970 – 1980 годах, а позднее были неоднократно переизданы крупными тиражами.

Стихи А Кушнера для детей от 3 до 7 лет

Сюжетные стишки для детей очень важны для развития. Они тренируют память, логику, учат постигать мелодию рифмованной речи, управлять мимикой.

Предлагаем небольшой анонс к книге А. Кушнера «Веселая прогулка». Яркие и выразительные иллюстрации к ней подготовила Елена Станикова. Книга написана для поклонников творчества поэта дошкольного и школьного возраста, а также для их родителей.

Стихов в книге много и каждый имеет небольшой сюжет, по которому можно с малышом сыграть забавную сценку, в чём-то хулиганистую, в чём-то веселую, что можно наблюдать, например, в «Большая новость» или «Не шумите!

В стихе «Когда я буду взрослым» автор удивительным образом перевоплощается в маленького героя и наблюдает за окружающим миром удивлёнными глазами. Он для каждого события находит собственное объяснение и пытается передать его всем.

В стихотворении «Корабли» маленький герой мечтает о море и путешествиях. На Васильевском острове он любуется кораблями, восхищается их блеском и видит себя в капитанской рубке.

Свою любовь к северному городу, к Неве и к Мойке, автор передаёт: в «Петровских пушках», в «Белой ночи», в «Петербургских реках». Герои покоряют своей милой наивность и откровенностью. Они любят мир, они доверяют ему. Поэтому чтение детских книг Александра Кушнера благотворно влияет на атмосферу семьи. Привносит в неё теплоту и доверие.

Книга стихов от 7 до 10 лет

С ребятами младшего школьного возраста рекомендовано читать стихотворения, вошедшие в книгу «Велосипед», где герои весело передают свои настроения, вникают в мир звуков («Не шумите»), находят новые формы общения («Кто сказал, что мы подрались»), осваивают механику устной речи («Игра»). И всё у них весело, задорно и с огоньком.

Вот уже два десятилетия, как детские стихи и книжки Александра Кушнера стали активно переводить на языки других народов мира. поэзия автора стала доступна в странах Европы и на Ближнем Востоке. Приятно, что русская детская лирика наполняет любовью и их сердца, и что они вместе с нашими детьми находят радость в поэтическом общении.

Список самых известных стихотворений А.Кушнера для детей:

  • ЧТО ЛЕЖИТ В КАРМАНЕ?
  • КОГДА Я БУДУ ВЗРОСЛЫМ
  • НЕ ШУМИТЕ!
  • КТО СКАЗАЛ, ЧТО МЫ ПОДРАЛИСЬ?
  • ИГРА
  • ЧТО ТЫ ВИДИШЬ НА КАРТИНКАХ
  • БЕДНЫЙ ПАПА
  • ЧТО Я УЗНАЛ

Стихи для детей

ХИЩНИК

Мяли, мяли пластилин —
Получился круглый блин.
Блин на части разрывали,
Снова в пальцах разминали,
Скоро стали получаться
Лапы, туловище, пасть.
Страшно будет повстречаться,
Если вздумает напасть
Этот тигр, на льва похожий,
Этот лев, точнее, рысь,
Ягуар! Пантера тоже!
Кто бы ни был — берегись!

ПЕНЬЕ

Мы сказали дяде Коле:
«Дядя Коля, спойте, что ли,
Спойте, что ли, что-нибудь,
Хоть немного, хоть чуть-чуть».

«Что ж вам спеть?» — ответил дядя.
Стал он петь, на нас не глядя.
То, что дядя спел для нас,
Называется «романс».

В нём слова такие были —
Жаль, что мы их позабыли:
Про вскипающую кровь,
Про несчастную любовь.

«Вот, — сказала Таня с чувством, —
Настоящее искусство,
А не песни для детей!»
Мы согласны были с ней.

ХОРОШО ИМЕТЬ ЧИЖА

Хорошо иметь чижа,
Слушать пенье, не дыша.
Не шумите, помолчите:
Очень песня хороша!

Хорошо иметь щенка,
Отпустить без поводка,
Размахнуться, бросить палку —
Принесёт издалека.

Хорошо иметь кота.
Не наскучит никогда.
Он пушистый, полосатый
От макушки до хвоста.

Хорошо иметь слона!
Жаль, что комната тесна.

ПОЗОВИТЕ СОКОЛОВА

Позвонили полвторого:
— Позовите Соколова.
— Вы ошиблись, — говорим, —
Не знакомы мы с таким.

Позвонили нам в четыре:
— Соколов живёт в квартире?
— Нет, и не жил никогда.
Вы попали не туда.

Позвонили полшестого:
— Позовите Соколова.
Отвечаем в третий раз:
— Соколова нет у нас.

Мы не знаем Соколова!
Нет и не было такого!
Я — Андрюша, он — Тарас,
Соколова нет у нас.

Есть ещё у нас два Вити.
Вы нам больше не звоните.
Вдруг мне вспомнилось:
Друзья!
Соколов — ведь это я!

ФОТОГРАФИЯ

Фотограф велел улыбаться.
Но я не хотел притворяться.
«Ведь мне не смешно —
ни к чему
Смеяться», — сказал я ему.

Держался я строго и прямо.
Смеялись фотограф и мама.
А я рассмеялся за ней.
И вышел я — рот до ушей.

НЕ ШУМИТЕ!

Не шумите! А разве шумели
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу её отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом, но негромко и редко.
— Не шумите! — сказал соседка.
А никто и не думал шуметь,
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
А что голос у Васи скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей,
Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,
Чтобы он не смущался и пел!

БЕЛАЯ НОЧЬ

Белою ночью
деревья в саду
как на ладони
у нас на виду.

Вот я без лампы
сижу у окна —
в книге любая
картинка видна.

Тихо скользят
по Неве корабли.
Шпиль Петропавловки
блещет вдали.

Всю бы я ночь
не ложился в кровать.
Был бы я взрослым —
пошёл бы гулять.

КОРАБЛИ

У моста Тучкова
средь яркого льда
толпятся, как звери,
речные суда.
Прижавшись друг к другу,
всю зиму стоят.
Сверкают их трубы
и люки блестят.

И я представляю,
что я капитан,
веду пароход
по реке сквозь туман,
блестит
капитанская рубка моя,
дымит
капитанская трубка моя.

Всю долгую зиму
ходил я смотреть
на белые мачты
и яркую медь.
Васильевский остров!
Весёлый маршрут!
Стоят пароходы
и солнышка ждут.

Как только наступят
весенние дни,
в оживших каютах
зажгутся огни.
Войдёт капитан
и не знает того,
что в рубке просторной
я был до него!

ИГРА

Антон Антонович Антонов!
Фонтан Фонтанович Фонтанов!
Вагон Вагонович Вагонов!
Диван Диванович Диванов!

Федот Федотович Федотов!
Борис Борисович Борисов!
Компот Компотович Компотов!
Редис Редисович Редисов!

Захар Захарович Захаров!
Матвей Матвеевич Матвеев!
Кошмар Кошмарович Кошмаров!
Злодей Злодеевич Злодеев!

Сысой Сысоевич Сысоев!
Болтай Болтаевич Болтаев!
Постой Постоевич Постоев!
Устал-я-больше-не-желаев…

Это я!

Я надел бы наизнанку
Шапку, брюки и пальто,
Я пошёл бы на Фонтанку,
Чтобы все кричали: «Кто?
Это кто такой ужасный,
Непонятно-безобразный?
Это кто такой опасный?
Кто он? Где его семья?
Эй, держи его за лапку!
Эй, хватай его в охапку!»
Я бы снял пальто и шапку
И ответил: «Это я!»

КОГДА Я БУДУ ВЗРОСЛЫМ

Когда я буду взрослым,
Я буду очень грозным,
И скажут мои детки:
«Нельзя ли погулять?» —
«А час какой? Девятый?
Пожалуй, поздновато.
А ну, — скажу, — ребята,
Сейчас же марш в кровать!»
Когда я буду взрослым,
Я буду очень грозным,
И скажут мои детки:
«Нельзя ли поиграть?»
Скажу:
«Весь день играли?
Коробку поломали?
Катушку потеряли?
Сейчас же марш в кровать!»

ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА

Мы пошли по переулку
С дядей Колей на прогулку,
Покупали пирожки,
А попозже — петушки.

Три фигурных шоколадки,
Два пирожных, очень сладких,
Заходили в магазин,
Там купили апельсин.
Пили соки: я — томатный.
Дядя Коля — виноградный,
А потом наоборот.
Чуть не лопнул мой живот!
Два молочные брикета —
Я отлично помню это.
Очень вкусным пряник был.
Остальное я забыл.
Говорят, что дядя Коля
После той прогулки болен,
Как поправится, опять
С ним отправлюсь погулять.

КТО СКАЗАЛ, что МЫ ПОДРАЛИСЬ?

Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
Кто сказал, что это драка?
Правда, он мне руку стиснул,
Правда, я чуть-чуть заплакал,
Правда, он немножко взвизгнул.
И расстались мы, поссорясь.
И так сердце громко билось.
Но сначала мы боролись.
Драка после получилась.

kidteam.ru

Кушнер Александр – Стихи о любви

Вы здесь

Четко вижу двенадцатый век...

В тире

Какое счастье, благодать...

Кто-то плачет всю ночь.

Ну прощай, прощай до завтра...

Расположение вещей...

Телефонный звонок и дверной...

Быть нелюбимым! Боже мой!..

Четко вижу двенадцатый век.
Два-три моря да несколько рек.
Крикнешь здесь — там услышат твой голос.
Так что ласточки в клюве могли
Занести, обогнав корабли,
В Корнуэльс из Ирландии волос.
А сейчас что за век, что за тьма!
Где письмо? Не
...Читать далее
В тире, с яркой подсветкой,
С облаками, как дым,
Мы с винтовочкой меткой
Два часа простоим.
Он устроен коробкой,
Светел ночью и днем,
С механической, робкой,
Сладкой музычкой в нем.
Вот я выстрелю в гуся,
Что из тучки возник,
...Читать далее
Какое счастье, благодать
Ложиться, укрываться,
С тобою рядом засыпать,
С тобою просыпаться!
Пока мы спали, ты и я,
В саду листва шумела
И неба темные края
Сверкали то и дело.
Пока мы спали, у стола
Чудак с дремотой спорил,
Но
...Читать далее
Кто-то плачет всю ночь.
Кто-то плачет у нас за стеною.
Я и рад бы помочь —
Не пошлет тот, кто плачет, за мною.
Вот затих. Вот опять.
— Спи,— ты мне говоришь,— показалось.
Надо спать, надо спать.
Если б сердце во тьме не сжималось!
Разве
...Читать далее
Ну прощай, прощай до завтра,
Послезавтра, до зимы.
Ну прощай, прощай до марта.
Зиму порознь встретим мы.
Порознь встретим и проводим.
Ну прощай до лучших дней.
До весны. Глаза отводим.
До весны. Еще поздней.
Ну прощай, прощай до лета.
...Читать далее
Расположение вещей
На плоскости стола,
И преломление лучей,
И синий лед стекла.
Сюда — цветы, тюльпан и мак,
Бокал с вином — туда.
Скажи, ты счастлив?— Нет.— А так?
Почти.— А так?— О да!
Читать далее
Телефонный звонок и дверной -
Словно ангела два надо мной.
Вот сорвался один и летит,
Молоточек в железку стучит.
В это время другой со стены
Грянул вниз - и с другой стороны.
И, серебряным звоном звеня,
Разрывают на части меня.
И
...Читать далее
Быть нелюбимым! Боже мой!
Какое счастье быть несчастным!
Идти под дождиком домой
С лицом потерянным и красным.
Какая мука, благодать
Сидеть с закушенной губою,
Раз десять на день умирать
И говорить с самим собою.
Какая жизнь - сходить с
...Читать далее

www.romanticcollection.ru

Кушнер, Александр Семёнович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кушнер.

Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (род 14 сентября 1936, Ленинград) — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в семи книгах.

Родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец будущего поэта подполковник С. С. Кушнер (1911—1980) был военно-морским инженером. А. С. Кушнер учился на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена. В 1959—1970 годах преподавал в школе русский язык и литературу. В конце 1950-х - начале 1960-х входил в литературное объединение (лито) при Горном институте под руководством Глеба Семёнова. Стихи начал публиковать в 1956-1957 в ленинградских альманахах и периодических изданиях. В 1960 году стихи Кушнера вошли в "ленинградский" выпуск подпольного журнала "Синтаксис" и были перепечатаны на Западе в журнале "Грани". С 1970 года перешёл на профессиональную литературную деятельность. В советское время широко печатался в СССР, но при этом дважды подвергался публичному остракизму, в 1963 году в журнале "Крокодил" (№ 11) и ленинградской газете "Смена" (28 марта) и в 1985 году в газете "Правда" (17 апр.).[1]

Член СП СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987). Главный редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 — «Новой библиотеки поэта»). Член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального журнала «Арт-Петербург» (с 1996 года). В апреле 2015 года в связи с присуждением национальной премии «Поэт» Юлию Киму и отказом жюри номинировать на премию Алексея Пурина вместе с Евгением Рейном вышел из состава жюри.

Женат на Елене Всеволодовне Невзглядовой (филолог, критик, поэтесса, публикующая стихи под псевдонимом Елена Ушакова). Единственный сын (от первого брака — с Татьяной Николаевной Никитиной) Евгений Кушнер с семьёй живёт в Израиле.

Александр Кушнер

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого города («Он и не мыслит счастья без примет / Топографических, неотразимых» — стихотворение «Что мне весна? Возьми её себе!..»). Кушнер чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству; в то же время его работа с традиционными стихотворными размерами в стихах 1970-х - 90-х годов отличается утончённостью и рефлективностью, искусным использованием разностопных стихов, синтагмическими переносами. В творчестве последних десятилетий заметно сравнительное упрощение формы, в духе позднего Пастернака с его тяготением к "незаметному" стилю. Выразительную характеристику языка Кушнера дал его современник и приятель Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».

Тот же Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский»[2].

Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.[3]

Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский, сербский, каталанский, китайский языки. Стихотворения переводились также на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.

Литературное объединение под руководством Александра Семеновича Кушнера существует в Санкт-Петербурге с начала 1970-х. Среди первого состава участников ЛИТО были такие поэты, как Владимир Ханан, Валерий Скобло, Юрий Колкер, Борис Лихтенфельд, Константин Ескин, Татьяна Костина, Александр Танков. За время своего существования ЛИТО многократно переезжало с одной площадки на другую: от швейного объединения «Большевичка» до нынешнего местонахождения в Доме писателя на Звенигородской улице. Когда А. С. Кушнеру стало трудно вести занятия, эстафету перенял его давний ученик: в настоящее время литобъединением руководит поэт Александр Танков.

Участников ЛИТО А. С. Кушнера объединяет преданность русской поэзии и высокая требовательность к слову[4]. Многие бывшие ученики давно стали самостоятельными известными поэтами — так, из ЛИТО Кушнера вышли Алексей Пурин, Алексей Машевский, Николай Кононов. С 1980-х годов состав ЛИТО практически не менялся: его участники по-прежнему встречаются хотя бы раз в месяц, чтобы послушать новые стихи своих друзей и узнать их мнение о своих стихах. Среди сегодняшних участников числятся Александр Танков, Александр Фролов, Вероника Капустина, Иван Дуда, Лариса Шушунова. Все эти поэты давно вступили в Союз писателей Санкт-Петербурга, имеют собственные сборники стихов, они — лауреаты литературных премий имени Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого, журнала "Звезда". Двух значительных поэтов семинар потерял — трагически рано умерли Александр Гуревич и Василий Русаков.

По словам Александра Танкова:

…входящие в ЛИТО поэты очень разные, у каждого свой голос, своя собственная интонация. Сухая, твердая, даже жесткая философская лирика Давида Раскина ничуть не похожа на странные, иногда кажущиеся абсурдными, но завораживающие и трогающие за сердце стихи Ивана Дуды, блестящие, нанизанные на тщательно построенный сюжет стихи Александра Фролова — на ассоциативно-фонетические строки Александра Танкова, трагические, мучительные, словно кровоточащие стихи Сергея Николаева — на щемящие, прозрачные, светящиеся ночным неоном строфы Василия Ковалева. Кто-то, сравнивая поэтов этого ЛИТО с живописцами, поставил рядом с Иваном Дудой Филонова, рядом с Давидом Раскиным — немецких экспрессионистов, рядом с Вероникой Капустиной — Модильяни, рядом с Аллой Михалевич — цветные гравюры Хокусая.[5]

Сборники стихотворений[править | править код]

Курсивом выделены книги, содержащие, помимо стихотворений, литературно-критическую прозу и эссе.

  • Первое впечатление. — М.-Л.: Советский писатель, 1962. — 96 с.
  • Ночной дозор. — М.-Л.: Советский писатель, 1966. — 124 с.
  • Приметы. — Л.: Советский писатель, 1969. — 112 с., 10 000 экз.
  • Письмо. — Л.: Советский писатель, 1974. — 96 с.
  • Прямая речь. — Л.: Лениздат, 1975. — 112 с. — 25 000 экз.
  • Голос. — Л.: Советский писатель, 1978. — 128 c. — 20 000 экз.
  • Канва: Из шести книг. — Л.: Советский писатель, 1981. — 207 с.  — 50 000 экз.
  • Таврический сад. — Л.: Сов. писатель, 1984. — 103 с.
  • Дневные сны. — Л.: Лениздат, 1986. — 86 с.
  • Стихотворения. — Л.: Художественная литература, 1986. — 302 с.
  • Живая изгородь. — Л.: Советский писатель, 1988. — 142 с. — 27 000 экз.
  • Память / Сост. и пер. с рус. И. Аузиньш — Рига: Лиесма, 1989. — 106 с.
  • Флейтист. — М.: Правда, 1990. — (Б-ка «Огонёк»; № 8). — 29 с.
  • Аполлон в снегу: Заметки на полях. — Л.: Советский писатель, 1991. — 512 с. — 30 000 экз. ISBN 5-265-01145-5
  • Ночная музыка. — Л.: Лениздат, 1991. — 110 с. — 10 000 экз. ISBN 5-289-01086-6
  • Apollo in the snow. — New-York: Farras, Straus and Giroux, 1991.
  • На сумрачной звезде. — СПб: Акрополь, 1994. — 103 с. — 2 000 экз. ISBN 5-86585-022-9
  • Избранное. — СПб: Художественная литература, 1997. — 494 с. —
  • Тысячелистник: [Книга стихов; Заметки на полях]. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1998. — 367 с. — ISBN 5-86789-073-2
  • La poesia di San Pietroburgo. — Milano: 1998.
  • Летучая гряда. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2000. — 95 с. — ISBN 978-5-86789-115-2
  • Стихотворения: Четыре десятилетия. — М.: Прогресс-Плеяда, 2000. — 288 с. — ISBN 5-93006-010-X
  • Пятая стихия: [Избр.]. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 384 с. — ISBN 5-04-005458-0
  • Кустарник. — СПб: Пушкинский фонд, 2002. — 88 с. — ISBN 5-89803-100-6
  • Волна и камень. Стихи и проза. — СПб: Logos, 2003. — 768 с. — ISBN 5-87288-242-4
  • Холодный май. — СПб: Геликон + Амфора, 2005. — 96 с. — ISBN 5-93682-189-7
  • Избранное. — М.: Время, 2005. — 270 с. — ISBN 5-94117-093-9
  • Аполлон в траве: Эссе; Стихи. — М.: Прогресс-Плеяда, 2005. — 632 с. — ISBN 5-93006-036-3
  • В новом веке. — М.: Прогресс-Плеяда, 2006. — 336 с. — ISBN 5-93006-057-6
  • Времена не выбирают: Пять десятилетий. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 224 с. — ISBN 978-5-91181-580-6
  • Избранные стихотворения: [Буклет с текстом в составе мультимедийной книги]. — СПб.: Геликон Плюс, 2007. — (Серия «Живые стихи»).
  • Таврический сад: Избранное. — М.: Время, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-9691-0200-2
  • Облака выбирают анапест. — Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. — 95 с. — ISBN 978-5-98986-156-9
  • Мелом и углём. — М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель; Полиграфиздат, 2010. — 128 с. — ISBN 978-5-98986-393-8; — ISBN 978-5-271-283-75-8; — ISBN 978-5-42-15-1045-1
  • По эту сторону таинственной черты: Стихотворения, статьи о поэзии. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. — 544 с. — ISBN 978-5-389-01520-3
  • Вечерний свет. — СПб.: Издат. группа «Лениздат», 2013. — 112 с. — ISBN 978-5-4453-0055-7
  • Времена не выбирают…: [Избр.] — М.: Эксмо, 2014. — 416 с. — ISBN 978-5-699-72989-0
  • Античные мотивы: [Стихотворения; Эссе]. — СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга; Геликон Плюс, 2014. — 160 с. — ISBN 978-5-93682-963-5
  • Земное притяжение. — М.: Время, 2015. — 96 с. — ISBN 978-5-9691-1390-9
  • Избранные стихи. — СПб.: Журнал «Звезда», 2016. — 472 с. — ISBN 978-5-7439-0204-0
  • Меж Фонтанкой и Мойкой...: Книга стихов. — СПб.: Арка, 2016 (то же — 2019). — 288 c. — ISBN 978-5-91208-221-4
  • Испытание счастьем: (Стихи о Вырице). — СПб.: Умозрение, 2016. — 92 с. — ISBN 978-5-9906730-2-1
  • Над обрывом. — М.: Время, 2018. — 96 с. — ISBN 978-5-9691-1748-8
  • О поэтах и поэзии. — СПб.: СПб ОО "Союз писателей Санкт-Петербурга"; Геликон-Плюс, 2018. — 640 с. — ISBN 978-5-9909707-9-3

Книги для детей[править | править код]

  • Заветное желание. — Л.: Детская литература, 1973.
  • Большая новость. — Л.: Детская литература, 1975. — 16 с.— 300 000 экз.
  • Город в подарок. — Л.: Детская литература, 1976. — 128 с.
  • Велосипед. — Л.: Детская литература, 1979. — 12 с. — 300 000 экз.
  • Веселая прогулка. — Л.: Детская литература, 1984. — 36 с. — 150 000 экз.
  • Что я узнал!: Альбом для раскрашивания. — Киев: Вэсэлка, 1988. — 12 с.
  • Как живете? — Л.: Детская литература, 1988. — 47 с.
  • Чтобы всех напугать: [Книжка-игрушка]. — М.: Журнал «На боевом посту»; КООП «ИСО», 1992.
  • Что лежит в кармане? — М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. — 8 с. — ISBN 5-94847-001-6
  • Что я узнал! — М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2003. — 8 с. — ISBN 5-94847-001-6
  • Весёлая прогулка. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. — (Сер. «44 весёлых стиха»). — 48 с. — ISBN 978-5-389-01777-1
  • Хорошо иметь слона!.. / Послесл. М. Яснова. — СПб.: Детгиз, 2015. — 92 с. ISBN 978-5-8452-0504-9
  • Заветное желание. — СПб.; М.: Речь, 2016. — (Сер. "Любимая мамина книжка.) — 20 с. — [Переизд. одноимённой кн. 1973 г.; см. выше.] — ISBN 978-5-9268-2003-1

Новейшая литература о творчестве А. С. Кушнера[править | править код]

  • Арьев А. Маленькие тайны, или Явление Александра Кушнера // Арьев А. Царская ветка. — СПб., 2000. — С. 85—185.
  • Арьев А. Привычка жить: К 80-летию Александра Кушнера // Знамя. — 2016. — № 9. — С. 169—182.
  • Арьев А. "На расстоянье стиха": Поэзия Александра Кушнера // Арьев А. За медленным и золотым орлом: О петерб. поэзии. — СПб., 2018. — С. 443-491.
  • Бак Д. Сто поэтов начала столетия: Пособие по современной русской поэзии. — М., 2015. — С. 305—310.
  • Беляева Н. Александр Кушнер: восемь граней таланта // Нева. — 2016. — № 9. — С. 182—193.
  • Гельфонд М. М. «Читателя найду в потомстве я…»: Боратынский и поэты XX века. — М., 2012. — С. 163—178 (и др.).
  • Гловко О. Имя в лирическом контексте: (На основе стихотворения Александра Кушнера «Война была закончена») // Имя текста, имя в тексте: Сб. науч. трудов. — Тверь, 2004. — С. 61—70.
  • Казарин Ю. Часть вечности: о поэзии Александра Кушнера // Урал. — 2012. — № 4. — С. 219—236.
  • Калинников Л. А. Вопросы поэта А. С. Кушнера к философу И. Канту о проблемах потусторонних // Кантовский сборник: Науч. журн. — Калининград, 2010. — № 3 (33). — С. 33—51.
  • Королёва Н. В. Встречи в пути: [Воспоминания]. — СПб., 2010 (по ук. имён).
  • Кудрявцева И. А. Поэт и процесс творчества в художественном сознании А. Кушнера: Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. — Череповец, 2004.
  • Кулагин А. В. Кушнер и русские классики: Сб. статей. — Коломна, 2017. — 240 с.
  • Кулагин А. В. «Я в этом городе провёл всю жизнь свою…»: Поэтический Петербург Александра Кушнера. — Коломна, 2014. — 142 с.
  • Кумпан Е. А. Ближний подступ к легенде: [Воспоминания]. — СПб.: Журнал «Звезда», 2016 (по ук. имён).
  • Ляпина Л. Е. «Таврический сад» А. С. Кушнера: контекстуальное прочтение // Ляпина Л. Е. Мир Петербурга в русской поэзии: Очерки исторической поэтики. — СПб., 2010. — С. 126—137.
  • Невзглядова Е. Пятая стихия: (О книге стихов А. Кушнера «Таврический сад») // Невзглядова Е. О стихе. — СПб., 2005. — С. 193—212.
  • Новиков Вл. Бродский — Кушнер — Соснора: Академическое эссе // Новиков Вл. Роман с литературой. — М., 2007. — С. 114—119.
  • Новикова Е. История одной эпиграммы: (Пушкин — Кушнер — Быков) // Собрание сочинений: К шестидесятилетию Л. И. Соболева. — М., 2006. — С. 411—416.
  • Поддубко Ю. В. Античные мотивы и образы в поэзии А. Кушнера // Література в контекстi культури: Зб. наук. праць. — Вып. 22 (2). — Киев, 2012. — С. 252—259.
  • Поддубко Ю. В. Мотивно-образная система лирики А. Кушнера: Дисс. … канд. филолог. наук. — Харьков, 2015. — 219 с.
  • Роднянская И. «И много ль нас, внимательных, как я…» // Новый мир. 1992. № 6;
  • Смирнов А. Прямая речь: Заметки о поэзии Александра Кушнера // Сноб. — 2015. — № 5. — С. 166—171.
  • Суханова С. Ю., Цыпилёва П. А. Функции античного претекста в лирике А. Кушнера // Вестник Томск. гос. ун-та: Филология. — 2014. — № 2 (28). — С. 126—141.
  • Шайтанов И. О. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. — М., 2007.— С. 535—544.
  • Шаховская Н. Н. Русская история в художественном сознании А. С. Кушнера: Дисс. ... канд. филолог. наук. — М., 2018. — 172 с.
  • Яснов М. Большая новость: Александр Кушнер // Яснов М. Путешествие в чудетство: Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах. — СПб., 2014. — С. 173—176.
  • Ячник Л. Н. Интертекстуальность и русская поэтическая традиция в творчестве Александра Кушнера: Дисс. … канд. филолог. наук. — Киев, 2014. 

Справочные материалы[править | править код]

  • Александр Семёнович Кушнер / Сост. Н. И. Кузнецова // Русские советские писатели. Поэты: Биобиблиогр. указатель. — [Т.] 12. — М.: Кн. палата, 1989. — С. 4—34.
  • Роднянская И. Б. Кушнер Александр Семёнович // Русские писатели 20 века: Биографич. словарь. — М., 2000. — С. 399—402.
  • Пьяных М. Ф. Кушнер Александр Семёнович // Русские писатели XX века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографич. словарь: В 3 т. — М., 2005. — Т. 2. — С. 389—392.
  • «Стихов неотразимый строй…»: Указатель стихотворений Александра Кушнера, вошедших в его авторские сборники. 1962—2016. Изд. 2-е, испр. и доп. / Сост. А. В. Кулагин. — Коломна: Инлайт, 2016. — 80 с. — ISBN 978-5-905529-42-9

Поэзия Александра Кушнера[править | править код]

Автограф А. С. Кушнера

Критики об Александре Кушнере[править | править код]

Интервью с Александром Кушнером[править | править код]

  1. Maxim D. Shrayer, ed. An Anthology of Jewish-Russian Literature: Two Centuries of Dual Identity in Prose and Poetry. Vol. 2.. — Armonk, NY: M. E. Sharpe, 2007. — С. 753-755.
  2. ↑ «Форма существования души». Предисловие Иосифа Бродского к сборнику А. С. Кушнера «Избранное», СПб, изд. «Художественная литература»
  3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 217.
  4. ↑ см. статью А.Танкова «Литературный университет Александра Кушнера» в книге «6 ЛИТО». — СПб: Геликон Плюс, 2012. — С. 280.
  5. ↑ «6 ЛИТО». — СПб: Геликон Плюс, 2012., предисловие к разделу «Литературный университет Александра Кушнера». СПб, 2012
  6. ↑ Александр Кушнер стал лауреатом «Книги года» на книжной ярмарке в Москве (рус.). Jewish.ru (8.09.2011). Дата обращения 20 сентября 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.

ru.wikipedia.org

Александр Кушнер - 1974 год: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

В Италию я не поехал так же,
Как за два года до того меня
Во Францию, подумав, не пустили,
Поскольку провокации возможны,
И в Англию поехали другие
Писатели.
Италия, прощай!

Ты снилась мне, Венеция, по Джеймсу,
Завернутая в летнюю жару,
С клочком земли, засаженным цветами,
И полуразвалившимся жильем,
Каналами изрезанная сплошь.

Ты снилась мне, Венеция, по Манну,
С мертвеющим на пляже Ашенбахом
И смертью, образ мальчика принявшей.
С каналами? С каналами, мой друг.

Подмочены мои анкеты; где-то
Не то сказал; мои знакомства что-то
Не так чисты, чтоб не бросалось это
В глаза кому-то; трудная работа
У комитета. Башня в древней Пизе
Без нас благополучно упадет.

Достану с полки блоковские письма:
Флоренция, Милан, девятый год.
Италия ему внушила чувства,
Которые не вытащишь на свет:

Прогнило все. Он любит лишь искусство,
Детей и смерть. России ж вовсе нет
И не было. И вообще Россия —
Лирическая лишь величина.

Товарищ Блок, писать такие письма,
В такое время, маме, накануне
Таких событий…
Вам и невдомек,
В какой стране прекрасной вы живете!

Каких еще нам надо объяснений
Неотразимых, в случае отказа:
Из-за таких, как вы, теперь на Запад
Я не пускал бы сам таких, как мы.
Италия, прощай!
В воображенье
Ты еще лучше: многое теряет
Предмет любви в глазах от приближенья
К нему; пусть он, как облако, пленяет
На горизонте; близость ненадежна
И разрушает образ, и убого
Осуществленье. То, что невозможно,
Внушает страсть. Италия, прости!

Я не увижу знаменитой башни,
Что, в сущности, такая же потеря,
Как не увидеть знаменитой Федры.
А в Магадан не хочешь? Не хочу.
Я в Вырицу поеду, там в тенечке,
Такой сквозняк, и перелески щедры
На лютики, подснежники, листочки,
Которыми я рану залечу.

А те, кто был в Италии, кого
Туда пустили, смотрят виновато,
Стыдясь сказать с решительностью Фета:
«Италия, ты сердцу солгала».
Иль говорят застенчиво, какие
На перекрестках топчутся красотки.
Иль вспоминают стены Колизея
И Перуджино… эти хуже всех.
Есть и такие: охают полгода
Или вздыхают — толку не добиться.
Спрошу: «Ну что Италия?» — «Как сон».
А снам чужим завидовать нельзя.

rustih.ru

Александр Кушнер - Времена не выбирают: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время — это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

Анализ стихотворения «Времена не выбирают» Кушнера

Произведение «Времена не выбирают» Александра Семеновича Кушнера было положено на музыку музыкантом С. Никитиным.

Стихотворение написано в 1978 году. Его автору в эту пору исполнилось 42 года, он уже регулярно публикуется, даже руководит литературным объединением. По жанру – философская, гражданская лирика, по размеру – хорей со сложной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор, будто полемизирующий с читателем, задающим вопросы об эпохе, в которой приходится жить. В первом шестистишии звучит афоризм, ставший визитной карточкой поэта. Он же вынесен в название стихотворения. Поэт обозревает минувшие столетия и объясняет, что смерть, несчастье, предательство могут ожидать в любом времени. «Что ни век, то век железный». Он с читателем на «ты», общается часто в повелительном наклонении: при Грозном жить не хочешь? Осыпает инфантильного, обиженного визави тысячей вопросов, показывающих абсурдность пустых мечтаний о кисельных берегах. Выдержки из мировой истории обрушиваются на голову приунывшего собеседника: не мечтаешь о чуме? И вновь рефрен, опять анафора, уже звучавшая во 2 строфе. «Век мой, рок мой»: в традициях классической русской поэзии А. Кушнер благодарит жизнь «за все». Далее он делает вывод: не завидуй никому. Природа («блещет тучка») всегда одинакова, люди те же. Выбор жизненного пути каждый совершает в тайне своего сердца. И каждый несет ответственность за сделанный выбор. «Время – кожа»: в этой метафоре звучит тема предопределения. Каждый человек органичен в своем времени. Даже недоумевающий читатель – и тот и свидетель, и действующее лицо, и герой, и антигерой своего века. И не важно, стал он известным или нет. «Крепко тесное объятье»: отпечатки, следы эпохи ложатся нестираемыми тенями на людей. Именно по людям судят о времени. Сам А. Кушнер говорил о том, что ему, как ни странно, с веком почти повезло. Его литературный дебют состоялся в годы, когда появилась возможность заявить о себе. Последствия для творческой молодежи тех лет оказались разными, но он никогда не планировал, например, покинуть Россию, обосноваться на Западе. Он не был так называемым борцом с системой, но вместе с тем не стал в нее и вписываться. Стихотворение глагольно, в том числе, в рифмах. Произведение наполнено метафорами, сравнениями, лексическими повторами, обращениями.

Творчество А. Кушнера в свое время получило высокую оценку И. Бродского.

rustih.ru

Александр Кушнер «В Италию я не поехал так же...»

В Италию я не поехал так же,
Как за два года до того меня
Во Францию, подумав, не пустили,
Поскольку провокации возможны,
И в Англию поехали другие
Писатели. Италия, прощай!

Ты снилась мне, Венеция, по Джеймсу,
Завёрнутая в летнюю жару,
С клочком земли, засаженным цветами,
И полуразвалившимся жильём,
Каналами изрезанная сплошь.

Ты снилась мне, Венеция, по Манну,
С мертвеющим на пляже Ашенбахом
И смертью, образ мальчика принявшей,
С каналами? С каналами, мой друг.

Подмочены мои анкеты; где-то
Не то сказал; мои знакомства что-то
Не так чисты, чтоб не бросалось это
В глаза кому-то; трудная работа
У комитета. Башня в древней Пизе
Без нас благополучно упадёт.

Достану с полки блоковские письма:
Флоренция, Милан, девятый год.
Италия ему внушила чувства,
Которые не вытащишь на свет:
Прогнило всё. Он любит лишь искусство,
Детей и смерть. России ж вовсе нет
И не было. И вообще Россия
Лирическая лишь величина.

Товарищ Блок, писать такие письма,
В такое время, маме, накануне
Таких событий... Вам и невдомёк,
В какой стране прекрасной вы живёте!

Каких ещё нам надо объяснений
Неотразимых, в случае отказа:
Из-за таких, как вы, теперь на Запад
Я не пускал бы сам таких, как мы.
Италия, прощай!

В воображенье
Ты ещё лучше: многое теряет
Предмет любви в глазах от приближенья
К нему; пусть он, как облако, пленяет
На горизонте; близость ненадёжна
И разрушает образ, и убого
Осуществленье. То, что невозможно,
Внушает страсть. Италия, прости!

Я не увижу знаменитой башни,
Что, в сущности, такая же потеря,
Как не увидеть знаменитой Федры.
А в Магадан не хочешь? Не хочу.
Я в Вырицу поеду, там, в тенёчке,
Такой сквозняк, и перелески щедры
На лютики, подснежники, листочки,
Которыми я рану залечу.

А те, кто был в Италии, кого
Туда пустили, смотрят виновато,
Стыдясь сказать с решительностью Фета:
"Италия, ты сердцу солгала".
Иль говорят застенчиво, какие
На перекрёстках топчутся красотки.
Иль вспоминают стены Колизея
И Перуджино... эти хуже всех.
Есть и такие: охают полгода
Или вздыхают - толку не добиться.
Спрошу: "Ну что Италия?" - "Как сон".
А снам чужим завидовать нельзя.

www.askbooka.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.