Краткое содержание стихи о прекрасной даме


Краткое содержание произведения О прекрасной даме Блок

Образцом неземной любви для А. Блока стала его жена Любовь Менделеева. В первых поэзиях автор тревожится, ожидая приход той единственной светлой, которую так просит душа. Предчувствуя ее появление, он молча ждет, в то же время тоскует и уже любит. Поэт чувствует себя рыцарем, готовым служить и поклоняться своей Даме сердца.

Стихи о Прекрасной Даме – это поэтический дневник Блока, в котором отражены непростые отношения молодого человека и его возлюбленной, мистика реальной жизни. «О прекрасной даме» рассказывает о любви как о романтическом чувстве, позволяющем человеку соединиться с «мировой душой».

Лирическая героиня Блока таинственна. Неизвестно кто она, какая. Ее образ двоится и меняется: иногда она звезда, чаще земная женщина, а порой в образе иконы. Блок говорит о Прекрасной Даме, как о какой-то недосказанной тайне. Свет и Тьма имеют один огонь – Лучезарную женщину и все природное, связанное с ней. Поэт не только видит ее в звездах и лампах, но и слышит, ведь звуки тоже говорят о Ней. А остальные звуки мешают.

Любимая святая – и это безоговорочная истина. Образ Красавицы часто является лирическому герою в окружении церквей, связан со звоном колоколов, ангельским хором, иконами и соборами. При этом поэт не чувствует Даму слишком близкой к себе, ведь ему кажется, что он не вправе рассчитывать на ее благосклонность, что она скорее сурова, надменна, строга и совершенно о нем забыла. Но ему, как любящему человеку, хочется, чтобы любимая пришла, поэтому он шепотом просит ее появиться. Любовь лирического героя – это возвышенное служение Владычице Вселенной.

Лирическая героиня претерпевает три ипостаси: Душа Мира, Царица Небесная, Возлюбленная. В поэзиях А. Блока, посвященных образу Прекрасной Дамы основную идею и тему призваны расшифровать символы. Чаще всего это весна, заря, туман, сумрак, тень, сон. Все они имеют романтическое и мистическое звучание, передающееся образу Прекрасной Дамы. Идеальный мир поэт противопоставляет реальным событиям окружающей действительности.

www.allsoch.ru

Блок, "Стихи о прекрасной даме" :: SYL.ru

Русские поэты нередко посвящали свои стихотворения реальным или вымышленным объектам любви и обожания. Ими становились, таким образом, как самые обыкновенные женщины, так и неземные музы из мира грёз. Однако были случаи, когда в одном гармоническом единстве две ипостаси женственности сливались в символическое целое, и это целое для поэта становилось крайне важным, основополагающим, первостепенным. Именно такой лирике будет посвящен настоящий анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого до сих пор будоражат сердца, создал нетленный, живой образ, а потому не поговорить о нём нельзя.

История создания сборника

Лирический цикл о великой любви, посвященный лучшей из женщин, создавался поэтом в период с 1897 по 1904 год. Это было временем развития бурного, но напряженного, нервного романа Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой, всю гамму чувств к которой Александр Александрович, словно исповедуясь, и отразил в стихотворениях сборника. Благовоспитанная и хорошо образованная Люба заставляла поэта бросаться от холодности к ревности, от одержимости к равнодушию, от счастья к радости. В стихотворениях же Блока, который относил себя к направлению символизма, вся палитра любовных эмоций приобретала ещё большее значение, возводилась к недоступным для сознания рядового обывателя пределам.

Но это ещё не всё, что предварит дальнейший анализ. Блок («Стихи о Прекрасной Даме» – это первый стихотворный сборник на счету поэта) относился к возлюбленной очень неоднозначно: он считал, что земная, плотская близость двух людей является препятствием для слияния душ, в то время как Любовь хотела простого женского счастья. Возможно, такое влияние на поэта оказал его негативный интимный опыт: физическая связь, по мнению Блока, могла иметь место только с проституткой, а в случае с достойной женщиной это в его сознании отождествлялась с пороком.

Как бы там ни было, они познакомились ещё в юности: ей было 16, ему – 17. Их общение, дружба и даже взаимная симпатия оказались прерваны, но впоследствии судьба свела их снова, и Александр Александрович увидел в этом таинственное предзнаменование, знак, посланный свыше. Они поженились, хотя счастье их оказалось шатким, непрочным: Люба всегда умоляла мужа оставит мистику и целовать её не на страницах книг, а в реальной жизни.

Кто она – Прекрасная Дама?

Без описания характера Любви Менделеевой не может состояться и сам анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого в некоторой степени сыграли с девушкой злую шутку, одухотворил и идеализировал её образ настолько, что за ним потерялась реальная, земная, интересная личность. Люба была серьёзна, строга, неприступна, а вместе с тем остроумна, спокойна, радостна. Золотоволосая и румяная, внучка великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева не могла и не хотела тратить всю жизнь на поиски таинственных смыслов любви «позера с повадкам фата», как сама она однажды назвала Блока.

Все окружение поэта также видело в ней воплощение вечной, идеальной женственности, в связи с чем на разный манер истолковывало её жесты, поведение, настроение, наряды. Брак Александра Александровича и Менделеевой считался священной мистерией, способной даровать, по мнению В. Соловьёва, очищение миру. Находились и те, кто в Любви усматривал исключительно отрицательные свойства: так, Анна Ахматова именовала её «бегемотом, поднявшимся на задние лапы», и считала набитой дурой. Женщина стала буквально заложницей сложившейся ситуации. В результате она нашла то, что искала – любовь, понимание, поддержку… Но не в муже, а в другом мужчине.

Борьба двух (и более) рыцарей

Это последняя история, которая предварит стихотворный анализ. Блок, стихи о Прекрасной Даме которого не могли удовлетворить ту, которой они были посвящены, скоро оказался «за бортом»: у Любви, чувствовавшей себя ненужной и забытой, завязались отношения с близким другом мужа, поэтом Андреем Белым. Эта связь была окончательно прервана лишь в 1907 году. Впоследствии Люба вступила в неофициальные отношения с Г. Чулковым, от которого на свет даже появился ребёнок. Блок, всё это время продолжавший оставаться законным мужем Менделеевой, согласился стать отцом малыша, так как своих детей он иметь не мог, однако мальчик умер спустя чуть более неделю после своего рождения.

А что же поэт?

Сам Александр Александрович также не был безгрешен: он был замечен в связи с актрисой Н. Волоховой, которую Любовь даже просила взять на себя заботы о Сашеньке, т. к. он «нервен» и «к нему нужен особый подход». В итоге Волохова решила прервать свое присутствие в жизни этой странной семьи. Александр Александрович умер в 1921 году, Менделеева – спустя 18 лет после супруга. В течение оставшейся жизни замуж она больше не выходила.

Разделы сборника и ключевые стихотворения цикла. «Ветер принес издалека…»

Итак, как же воплотил в жизнь свое мировоззрение Блок? «Стихи о Прекрасной Даме» (анализ стихотворения, и не одного, будет представлен далее) как сборник открывается циклом «Ante Lucem», что в переводе с латинского означает «до света». Лирический герой здесь – потерянный, одинокий человек, блуждающий во мраке. Он оторван от мирского счастья и радости, не способен их испытать. Отчетливо прослеживается концепция двоемирия: творец с поэтическим мышлением и глубокой романтической душой хочет познать запредельные, небесные тайны, и в этом противостоит толпе, обитающей в ничем не примечательной земной плоскости.

Цикл стихов о Прекрасной Даме (Блок), анализ которых требует тщательного подхода, является второй и центральной частью одноименного сборника. Здесь все еще нет чувства реальности, стабильности, но творец обретает надежду – бесплотная, неясная, Прекрасная Дама должна спасти его, наполнить существование смыслом. Наблюдается трансформация средневекового мотива рыцарского служения.

Как же выглядят стихи о Прекрасной Даме? Александр Блок, анализ жизни и творчества которого уже был частично разобран, создал, например, стихотворение «Ветер принес издалека…», которое ассоциируется с ветром перемен, динамикой, изменением, перерождением. Непреходящая, мертвенная ночь из стихотворений первого цикла начинает играть новыми красками – читатель словно ощущает скорое наступление весны, слышит песни, различает цвета. Нет, Прекрасной Дамы здесь еще нет, но все говорит о ее скором приходе, о разрушении оков одиночества лирического героя, об обновлении.

«Вхожу я в темные храмы…»

Что же представляют собой наиболее значительные стихи о Прекрасной даме (Блок)? Анализ, кратко или полно описанная история появления сборника, упор на биографию поэта – ни в одном из разделов нельзя обойтись без лирического произведения «Вхожу я в темные храмы…». Написанное в 1902 году, оно являет собой квинтэссенцию символизма и мистики. Здесь читатель опять сталкивается с неопределенностью, бесплотностью описываемого образа, хотя определенность в портрете Дамы иногда встречается, например, в стихотворении «Она стройна и высока…».

Здесь же мы сталкиваемся с мотивом ожидания и… страха. Лирический герой жаждет встречи, но боится того, что она принесет ему, боится оказаться недостойным. Не случайно местом ожидания в произведении является церковь – это только возвеличивает одухотворенность Прекрасной Дамы, её кристальную чистоту и святость.

Завершающая часть сборника

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (Блок), анализ которого был подробно представлен в этой статье, закрывается циклом «Распутья». Здесь отчетливо проявляются мотивы безысходности, растерянности лирического героя, тревоги, все более становится явным преобладание реалистических составляющих. Поднимаемые социальные проблемы (в стихотворениях «Фабрика», «Из газет», «Все ли спокойно в народе?..») остаются без разрешения.

Мотив «конца мира» становится главенствующим: лирический герой, да и сам поэт, больше не надеется на спасение, на приход Прекрасной Дамы, на возможность очищения и перерождения. Он отстраняется от бездуховного существования и более не участвует в происходящем.

www.syl.ru

Краткое содержание О прекрасной даме Блок ❤️

О прекрасной даме

Образцом неземной любви для А. Блока стала его жена Любовь Менделеева. В первых поэзиях автор тревожится, ожидая приход той единственной светлой, которую так просит душа. Предчувствуя ее появление, он молча ждет, в то же время тоскует и уже любит. Поэт чувствует себя рыцарем, готовым служить и поклоняться своей Даме сердца.

Стихи о Прекрасной Даме — это поэтический дневник Блока, в котором отражены непростые отношения молодого человека и его возлюбленной, мистика реальной жизни. «О прекрасной даме» рассказывает о любви как о романтическом чувстве, позволяющем человеку соединиться с «мировой душой».

Лирическая героиня Блока таинственна. Неизвестно кто она, какая. Ее образ двоится и меняется: иногда она звезда, чаще земная женщина, а порой в образе иконы. Блок говорит о Прекрасной Даме, как о какой-то недосказанной тайне. Свет и Тьма имеют один огонь — Лучезарную женщину и все природное, связанное с ней. Поэт не только видит ее в звездах и лампах, но и слышит, ведь звуки тоже говорят о Ней. А остальные звуки мешают.

Любимая святая — и это безоговорочная истина. Образ Красавицы часто является лирическому герою в окружении церквей, связан со звоном колоколов, ангельским хором, иконами и соборами. При этом поэт не чувствует Даму слишком близкой к себе, ведь ему кажется, что он не вправе рассчитывать на ее благосклонность, что она скорее сурова, надменна, строга и совершенно о нем забыла. Но ему, как любящему человеку, хочется, чтобы любимая пришла, поэтому он шепотом просит ее появиться. Любовь лирического героя — это возвышенное служение Владычице Вселенной.

Лирическая героиня претерпевает три ипостаси: Душа Мира, Царица Небесная, Возлюбленная. В поэзиях А. Блока, посвященных образу Прекрасной Дамы основную идею и тему призваны расшифровать символы. Чаще всего это весна, заря, туман, сумрак, тень, сон. Все они имеют романтическое и мистическое звучание, передающееся образу Прекрасной Дамы. Идеальный мир поэт противопоставляет реальным событиям окружающей действительности.

rus-lit.com

О Прекрасной Даме

Дорогие участники проекта, вашему вниманию предлагается статья о поэтическом сборнике А.А. Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». Ведь этот первый поэтический сборник поэта, принесший ему славу, вдохновлён любовью, и все 687 стихотворений, входящих в него, посвящены возлюбленной.

Блок начал создавать этот сборник в 1901 году, летом. Сам он называл это лето «мистическим». Тому были две главные причины. Именно в это лето он познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Менделеева, и страстно в неё влюбился. А вторая причина заключается в том, что 1901 год – это год знакомства поэта с философией и поэзией Владимира Соловьёва.

Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Именно эта идея ложится в основу поэтического сборника Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В нём автор по-разному называет Прекрасную Даму – Таинственная Дева, Лучезарное Виденье, Заря, Купина, Величавая Вечная Жена,Святая, Царевна, Вечная Надежда, Вечная Весна, Непостижимая, Недостижимая, Хранительница - и все эти эпитеты непременно с заглавной буквы. В одном этом мы уже видим ту высоту, на которую поднимает поэт образ возлюбленной.

Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни - строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.

Главная антитеза сборника – Он и Она – лирический герой и Прекрасная Дама. Он олицетворяет собой земное начало, Она – небесное. И движет сюжетом всего цикла ожидание встречи с возлюбленной, встречи, которая соединит небесное и земное, встречи, которая преобразит весь мир.

Проследим это внутреннее движение лирического сюжета, опираясь на стихи сборника.

До появления возлюбленной поэт рисует мир, лишённый каких бы то ни было красок и звуков («Душа молчит, в холодном небе …»). Душа поэта также равнодушна и холодна, как всё вокруг, как само небо. И лишь одна только мысль о возлюбленной, даже не сам приход её, а только мысль об этом, кардинально меняет пейзаж вокруг:

Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.

Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В поэтическом мире Блока всё символично, особенно на раннем этапе творчества. Если обратить внимание на символику цвета в этом стихотворении, то мы увидим, что образ героини несёт в мир разнообразие цвета – «синеют без границы моря, поля, и горы, и леса», «алеют небеса». Природа как будто оживает в присутствии Прекрасной Дамы. В других стихах начала цикла появляются цвета белый, золотой, лазурь.

А единственный цвет земли, низа – всего лишь пыль.

Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней, Он всё же жаждет встречи всей душой:

Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось мое воззванье.

Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.

Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше...
Ночную тайну разрушит слово...
Помилуй, боже, ночные души!

На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье
.

Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В чём причина тревоги? Во-первых, известно, что Блок не был долгое время до конца уверен во взаимном чувстве Любови Дмитриевны, а,

во-вторых, сама философия раннего Блока, взращенная на идеях

В. Соловьёва, противоречила мысли о простом земном счастье лирического героя и Прекрасной Дамы. «Земной» Он и «небесная» Она в принципе не могут быть вместе.

«Но страшно мне: изменишь облик ты» - ключевая фраза, знаменующая поворот всего сюжета. Поэту страшно, что Идеал перестанет быть идеалом, что земная оболочка поглотит его и лишит Божественного совершенства.

И что же происходит – предчувствие не обманывает поэта, возлюбленная, действительно, меняет облик:

Ты - другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.

Но во что обратишься - не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,

А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.

По логике поэта, сойдя с небес на землю, возлюбленная неминуемо должна измениться.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю - вечером снова придешь.

Однако, и изменённая, то есть уже не такая недосягаемо возвышенная, совершенная, а вполне земная, реальная, с недостатками, слабостями, она нужна ему, как воздух.

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.

Итак, мы видим, что в начале цикла Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, но возлюбленная не становится от этого менее дорога.

«Стихи о Прекрасной Даме» - это своеобразный гимн любви и образу возлюбленной, это и книга личных, интимных переживаний поэта.

Стихи Блока читать и понимать не просто, и мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы по-новому посмотрите на эту кажущуюся сложность и возьмёте в руки томик с его стихами. А, возможно, и проанализируете блоковскую лирику в рамках нашего проекта! Удачи вам!


Дорогие участники проекта, вашему вниманию предлагается статья о поэтическом сборнике А.А. Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». Ведь этот первый поэтический сборник поэта, принесший ему славу, вдохновлён любовью, и все 687 стихотворений, входящих в него, посвящены возлюбленной.

Блок начал создавать этот сборник в 1901 году, летом. Сам он называл это лето «мистическим». Тому были две главные причины. Именно в это лето он познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Менделеева, и страстно в неё влюбился. А вторая причина заключается в том, что 1901 год – это год знакомства поэта с философией и поэзией Владимира Соловьёва.

Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Именно эта идея ложится в основу поэтического сборника Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В нём автор по-разному называет Прекрасную Даму – Таинственная Дева, Лучезарное Виденье, Заря, Купина, Величавая Вечная Жена,Святая, Царевна, Вечная Надежда, Вечная Весна, Непостижимая, Недостижимая, Хранительница - и все эти эпитеты непременно с заглавной буквы. В одном этом мы уже видим ту высоту, на которую поднимает поэт образ возлюбленной.

Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни - строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.

Главная антитеза сборника – Он и Она – лирический герой и Прекрасная Дама. Он олицетворяет собой земное начало, Она – небесное. И движет сюжетом всего цикла ожидание встречи с возлюбленной, встречи, которая соединит небесное и земное, встречи, которая преобразит весь мир.

Проследим это внутреннее движение лирического сюжета, опираясь на стихи сборника.

До появления возлюбленной поэт рисует мир, лишённый каких бы то ни было красок и звуков («Душа молчит, в холодном небе …»). Душа поэта также равнодушна и холодна, как всё вокруг, как само небо. И лишь одна только мысль о возлюбленной, даже не сам приход её, а только мысль об этом, кардинально меняет пейзаж вокруг:

Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.

Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В поэтическом мире Блока всё символично, особенно на раннем этапе творчества. Если обратить внимание на символику цвета в этом стихотворении, то мы увидим, что образ героини несёт в мир разнообразие цвета – «синеют без границы моря, поля, и горы, и леса», «алеют небеса». Природа как будто оживает в присутствии Прекрасной Дамы. В других стихах начала цикла появляются цвета белый, золотой, лазурь.

А единственный цвет земли, низа – всего лишь пыль.

Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней, Он всё же жаждет встречи всей душой:

Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось мое воззванье.

Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.

Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше...
Ночную тайну разрушит слово...
Помилуй, боже, ночные души!

На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье
.

Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В чём причина тревоги? Во-первых, известно, что Блок не был долгое время до конца уверен во взаимном чувстве Любови Дмитриевны, а,

во-вторых, сама философия раннего Блока, взращенная на идеях

В. Соловьёва, противоречила мысли о простом земном счастье лирического героя и Прекрасной Дамы. «Земной» Он и «небесная» Она в принципе не могут быть вместе.

«Но страшно мне: изменишь облик ты» - ключевая фраза, знаменующая поворот всего сюжета. Поэту страшно, что Идеал перестанет быть идеалом, что земная оболочка поглотит его и лишит Божественного совершенства.

И что же происходит – предчувствие не обманывает поэта, возлюбленная, действительно, меняет облик:

Ты - другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.

Но во что обратишься - не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,

А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.

По логике поэта, сойдя с небес на землю, возлюбленная неминуемо должна измениться.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю - вечером снова придешь.

Однако, и изменённая, то есть уже не такая недосягаемо возвышенная, совершенная, а вполне земная, реальная, с недостатками, слабостями, она нужна ему, как воздух.

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.

Итак, мы видим, что в начале цикла Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, но возлюбленная не становится от этого менее дорога.

«Стихи о Прекрасной Даме» - это своеобразный гимн любви и образу возлюбленной, это и книга личных, интимных переживаний поэта.

Стихи Блока читать и понимать не просто, и мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы по-новому посмотрите на эту кажущуюся сложность и возьмёте в руки томик с его стихами. А, возможно, и проанализируете блоковскую лирику в рамках нашего проекта! Удачи вам!


globallab.org

Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А

Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме»? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой — слуга, порою — милый; и вечно — раб»,- как пишет в стихах поэт.

Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую.

Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге. Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая — Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.

Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А

4 (80%) 1 vote

sochinyshka.ru

Анализ цикла стихотворений «Стихи о Прекрасной даме» А. А. Блока | сочинение, краткое содержание, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Первый серьезный поэтический сборник А.А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых — Боблово — находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божествен­ном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женствен­ность» как явление космического масштаба. Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божест­венного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Сти­хи о Прекрасной даме». Героиня цикла — непостижимый, мистиче­ский образ («Дева», «Святая», «Непостижимая»), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова…

Поэтические эпитеты «белое платье», «неведомые тени», «в тихой заводи» усиливают ощущение нереальности происходящего; окру­жают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лириче­ского героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полуто­нов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинствен­ный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме». Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…» наполне­но символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое платье», которое «пело в луче». Эпитет белый («на бе­лом плече», «белое платье») подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «ле­тящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Фи­нал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:

Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в тем­ные храмы…» (1902), в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены», Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства: Материал с сайта //iEssay.ru

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
(«Вхожу я в темные храмы…»)

Книгу «Стихи о Прекрасной даме» замыкает цикл «Распутья» (1902-1904), стоящий как бы особняком. В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности об­ретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального горо­да, мистику природы и страсти. Первый том в основном составляют «Стихи о Прекрасной Даме» (А.А. Блок сам подготовил к изданию собственное собрание стихотворений, распределив их по трем книгам и назвав «трилогией вочеловечевания»), но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с «повседневностью» («Фабри­ка», «Плачет ребенок. Под лунным серпом…», «Все ли спокойно в на­роде?…», «Из газет», «По берегу плелся больной человек…» и др.). Появляется мотив «конца мира». Современный город, полный при­зраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса («Кон­ца Мира»): женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, симво­листская сущность стихотворений остается. В стихотворении «Фаб­рика» желтый и черный цвета («окна желты», «черный кто-то», «в желтых окнах засмеются») символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами. Поэт, «все слышавший со своей вершины», не является участником происходящего:

Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
(«Фабрика»)

iessay.ru

"Стихи о Прекрасной Даме": описание сборника, издания, анализ - Блок А.А.

«Стихи о Прекрасной Даме» - лирический цикл А.А. Блока. Цикл составил сердцевину первого тома собрания стихотворений Блока и стал важнейшим событием в духовной биографии поэта, а также в истории русской поэзии начала XX в. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых знаменовал определенный этап пройденного им жизненного и творческого пути. Три тома вместе составили целостную «трилогию», «посвященную одному кругу чувств и мыслей». В этой картине целого первый том воплотил блоковское переживание мистического идеала, а центральное место в нем отведено самому обширному по объему циклу — «Стихам о Прекрасной Даме». В последнем прижизненном издании блоковской лирики 1922 г. цикл включает 164 стихотворения, написанных в период с весны 1901 по осень 1902 г. Однако этот состав, воспринимаемый сегодня в качестве канона, сложился не сразу. История его формирования отражает движение во времени заветных поэтических идей Блока, который в одном из писем А. Белому признавался: «...Вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Название будущего цикла впервые появилось в печати в 1903 г. в связи с публикацией в московском альманахе «Северные цвета» десяти лирических стихотворений Блока и было предложено составителем и редактором альманаха В.Я. Брюсовым. В дальнейшем это название традиционно использовалось Блоком для обозначения своей ранней мистической лирики, издававшейся в разные годы в разных тематических и композиционных составах. Так, в конце октября 1904 г. в московском издательстве «Гриф» вышла первая отдельная книга поэта с тем же названием «Стихи о Прекрасной Даме». В позднейший окончательный текст цикла вошло вдвое больше стихотворений, а также существенно изменилась его композиция.

Первая поэтическая книга, написанная эзотерическим языком, адресована немногим «посвященным». Необходимость последующих переизданий была вызвана в том числе стремлением Блока «прояснить» содержание «Стихов о Прекрасной Даме». Второе издание этого корпуса стихов Блок начал готовить по предложению издательства «Мусагет» осенью 1910 г. Это издание, предназначенное уже для собрания стихотворений, Блок предварил предисловием, в котором называл всю лирику «трилогией». Первый том собрания, вышедший в мае 1911 г., включал «Стихи о Прекрасной Даме» в новом качестве. 300 стихотворений были разделены на семь частей, помеченных годами с 1891 по 1904. А.А. Блок использовал здесь хронологический принцип построения тома. В 1916 г. издательство «Мусагет» осуществило новое издание произведений Блока в четырех книгах. Это вызвало повторную переработку состава «Стихов о Прекрасной Даме»: исключение 89 стихотворений и введение других 27, не входивших в предыдущее издание. Впервые в этом издании стихи первого тома разделены на три лирических цикла: «Ante Lucem» (1898—1900 гг.), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901—1902 гг.) и «Распутья» (1902—1904 гг.). В пятом издании Собрания сочинений (Пг., 1922) Блок хотел написать прозаический комментарий к «Стихам о Прекрасной Даме», но замысел не был осуществлен. Именно в этом издании цикл включал 164 стихотворения и был разделен на шесть рубрик, отмеченных местом и временем написания стихотворений. Теперь можно сказать, что первое издание «Стихов о Прекрасной Даме» (книга 1904 г.) явилась основой не столько для последующего одноименного цикла, сколько для последнего раздела первого тома — цикла «Распутья».

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» произошло открытие новой для всей литературы 1900-х гг. темы мистического женского начала мира. Родословная образа Прекрасной Дамы достаточно широка. Блоку близки характерный мотив средневековой культуры — рыцарского поклонения Даме; традиции мистической лирики Ренессанса, в особенности Данте и Петрарки, в творчестве которых освоение бытия происходит через любовное чувство, а женский образ (Беатриче, Лаура) отождествляется с образом мира в его идеальном воплощении, в примирении всех противоречий. В русской поэзии А.А. Блок видит своих предшественников в Жуковском и особенно в Фете, достигшем необыкновенной изощренности в изображении человеческих чувств и их соотнесении с явлениями природной жизни. Блок находит близкие для себя мотивы и в поэме Я.П. Полонского «Царь-Девица» с ее древнерусским и сказочным колоритом. Но главным источником влияний в момент написания стихотворений будущего цикла явилась поэзия В.С. Соловьева, с которым он познакомился на рубеже веков и которая «овладела всем его существом». От Соловьева Блок воспринял культ Вечной Женственности — Души Мира, плененной мировой пошлостью и ждущей своего освобождения. Молодой Блок охвачен в это время тревогой и ожиданием мировых катастроф. Наступление нового века воспринимается им как начало всеобщего обновления и перерождения человека. В 1901—1902 гг. поэта посещают видения. Ему является она, и в ее чертах он узнает Мировую Душу, образ которой причудливо переплетается в его сознании с чертами реальной женщины, его будущей невесты — Л.Д. Менделеевой (в 1901—1902 гг. развиваются их любовные отношения). Почитание неземной Прекрасной Дамы и влюбленность в конкретную женщину слились в единое чувство и породили творческое напряжение невиданной силы.

«Стихи о Прекрасной Даме» — единый текст, продуманный в каждой частности и организованный по законам большой музыкальной формы. В основе цикла лежит простой мотив: лирический герой — «рыцарь» (инок, юноша, поэт) стремится к ней. За этим стремлением скрыто самое разнообразное содержание: поиски жизненного пути и цельного мировоззрения, порывы к идеальному и красоте, постижение Бога. Эти мистические переживания, которыми был охвачен поэт, потребовали создания особого эзотерического языка. В цикле разработана всеобъемлющая система символов. В предметах и явлениях эмпирической действительности Блок провидел намеки на иной, совершенный трансцендентальный мир. Подлинное содержание символов соотносится с запредельным, но базу для них Блок ищет и находит в окружающей жизни. Вслед за Соловьевым Блок считал, что только в экстатическом состоянии можно проникнуть в тайны бытия. В философской лирике цикла, оформленной почти как дневниковые «записи» внутренних состояний лирического героя, его главным «поступком» становится углубленное созерцание, предчувствие посланницы «миров иных».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

classlit.ru

Блок стихи О прекрасной даме

Александр Блок вошел в литературу, как поэт-символист. Сам он говорил об этом так: «Символистом можно только родиться…быть художником – значит, выдерживать ветер из миров искусства, совершенно непохожих на этот мир, только влияющих на него; в тех мирах нет причин и следствий, времени и пространства, плотного и бесплотного, и мирам этим нет числа…».

Во время его восхождения на литературный Олимп, европейская культура переживала далеко не самые лучшие времена. Возник глубокий кризис, в связи с разочарованием о прежних, ставших уже своеобразным достоянием общественности, идеалах. Гибель прежнего общественного строя казалась неизбежной, поэтому неизбежным казался и вопрос, связанный с пересмотром прежних, устоявшихся моральных ценностей. В результате чего и появился символизм.

Он представляет собой одно из наиболее ярких литературных течений в литературе на рубеже веков. Данное направление можно назвать своеобразной попыткой человека-писателя уйти от противоречий в реальности и окунуться с головой в омут вечных идей и истин.

Именно таким человеком и является Блок. Особенно заметно это в «Стихах о Прекрасной даме». Сборник вышел в свет в 1904 году. Сборник в «Стихах о Прекрасной Даме» состоит из 129 небольших стихотворений, каждое из которых богато своей историей. В большинстве своем здесь звучат грезы об идеале, идея-мечта, поразившая собой Блока о неких грандиозных событиях. Собственно, можно сказать, что весь символизм писателя был сосредоточен именно в этом сборнике. Последующие произведения творца в дальнейшем частично меняются. Чаще всего они пронизывают чувство необходимости установить новые отношения с реальностью, без каких-либо возвышенных идеалов и грез, как в «Стихах о Прекрасной Даме». Сам Блок говорил об этом в своем письме С.М. Соловьеву так: «Во мне что-то обрывается, и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как когда реже».

Стихи о Прекрасной Даме


«Стихи о Прекрасной Даме», вышедшие в свет в 1904 году, представляют собой первый поэтический сборник Александра Блока. Впоследствии оно станет по-настоящему оригинальным, единственным в своем роде гениальным произведением, такого же гениального человека. Специалисты называют этот сборник лирическим дневником. Это вполне логично и понятно, так как сам писатель во многом изложил в стихах некоторые факты из своей собственной биографии. В сборнике он повествует читателям о собственных переживаниях, чувствах и размышлениях. Сам цикл «Стихов о Прекрасной Даме» представляет собой центральную часть сборника. Однако его особенности трудно понять без обращения к тем стихотворениям, которые составили раздел «Ante Lucem», открывающий книгу. В переводе с латинского это означает «во мраке». Тем самым автор как бы намекает читателю о том, что его герой в это время – сугубо лирический, который пребывает в одиночестве и, естественно, страдает от этого. Его герой буквально находится в беспросветном мраке. Особенно заметно это в произведении «Пусть светит месяц - ночь темна…». Здесь и рассказывается об отреченности главного героя от внешнего мира, его душевных терзаниях:

«Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье-
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.
И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле передрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье-
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.»

Тут Блок связывает состояние души главного героя с темной ночью. Ночь распростерлась над ним, а в душе его царит и властвует такая же темнота. Одиночество усугубляется оторванностью человека от реальной жизни, так как главный герой обладает характерным романтическим мироощущением. Несмотря на то что автор не указывает никакого прямого противопоставления «я» или «мы», он все равно указывает, что главный герой находится где-то среди людей. Тем не менее они живут совершенно по-другому, в отличие от нашего главного героя, который не может никак порвать со своим одиночеством. Его позиция весьма странна: «Пусть жизнь приносит людям счастье», но сам он о себе этого не говорит. Сам человек – творческая личность, он пытается постигнуть тайны неземного, мироздания, а самая лучшая пора для таких размышлений – ночь.
Стихотворение и начинается, и заканчивается одним и тем же четверостишием. Главный герой убежден, что ночь так и останется для него темной, хотя и светит месяц.

«Ветер принес издалека…»


Как можно догадаться, ключевыми произведениями в цикле стихов являются «Стихи о Прекрасной Даме», которые так и озаглавлены. Они отражают сложность любовных взаимоотношений между самим писателем и его будущей женой, Любой Менделеевой. Как и в первом случае, в стихотворении все далеко неоднозначно, неясно и неопределенно. Единственная разница заключается лишь в том, что поэт намекает нам на приближение чего-то хорошего, того, что сможет наполнить жизнь человека смыслом. Это отчетливо видно в произведении «Ветер принес издалека…», хотя образ человека так и остается неизвестным для читателя, мы не видим той, которая сможет наполнить жизнь смыслом, но понимаем, что ее скорое появление неминуемо.

«Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.»

29 января 1901


Тут у Блока начинают проявляться и новые образцы. В частности, непросветная ночь, которая, казалось бы, должна была быть бесконечной, изменяется. Теперь у главного героя появляется небольшой «клочок неба». Этот клочок постепенно увеличивается, превращаясь ближе к концу произведения в «бездонную лазурь». Кроме внешнего облика, изменяется и звук вокруг. Если раньше была лишь тихая, беззвучная ночь, то теперь ветер приносит главному персонажу «песни намек».

До появления Прекрасной Дамы, жизнь главного героя сравнивается с зимой. Появляется намек на то, что в скором будущем, зима должна смениться весной, но ее, как таковой еще нет. Герой ощущает только ее предвестники, но прекрасно понимает, что эта весна уже близка. Это же заметно и в стихотворении «Тихо вечерние тени…»:


«Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене...
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах...
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое — не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов...
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.»

2 февраля 1901


Заключение


В сборнике «Стихов о Прекрасной Даме» в полной мере воплотилась характерная для большинства символистов идея «двойного мира». В подобных произведениях присутствует противопоставление «земли» и «неба», а также материального и духовного состояния человека. В образе Прекрасной Дамы Блок воплощает Душу мира, которая сама по себе представляет собой женственную натуру.

В общем и целом для подобного поэтического сборника характерными можно назвать некие возвышенные чувства, регулярный разрыв человека с действующей реальностью, а также святость неземных идеалов и своеобразный культ красоты.

Если отождествлять все стихи в этом сборнике, то можно сказать, что везде главный герой представляет собой обычное земное существо, которое томится в ожидании той самой Прекрасной Дамы, а она, в свою очередь, является чем-то божественным, неземным идеалом.

«Стихи о Прекрасной Даме» написаны утонченным и довольно изысканным языком. Каждое произведение в сборнике пропитано поиском, ожиданием идеала, гармонии, красоты. Естественно, что главный герой в этих произведениях обладает резким неприятием будничной действительности. Он пытается стремиться к совершенству, ждет положительных изменений и, кажется, что уже вот-вот дождется их. Сама же Прекрасная Дама в цикле – неземное существо, которое лишь отдаленно чем-то напоминает женский облик. На самом деле, это идея человека, его мечта, надежда которая греет душу главного героя, но и одновременно с этим вызывает тоску по непостижимому.

gfom.ru

"Стихи о Прекрасной Даме": анализ цикла стихотворений - Блок А.А.

Особенностью «Стихов о Прекрасной Даме» является то, что стихотворения, выступающие как самостоятельные произведения, вместе с тем представляют собой части единого целого; описываемые в стихотворениях события предстают как эпизоды единого сюжета. На поверхностном уровне содержание цикла похоже на «лирический дневник», историю любви героя: Блок датирует все стихотворения цикла и располагает их строго хронологически. На глубинном уровне — связано с соловьевским мифом о Душе Мира (Вечной Женственности). В «Стихах о Прекрасной Даме» «я», «Ты» (Прекрасная Дама), постоянно ожидаемая мистическая встреча героев, детали их окружения (город, природа) одновременно являются знаками мистических сущностей. Таким образом, рождается смысловая многоплановость образов цикла.

Наличие «ключевых» текстов с ярко выраженным мистическим смыслом способствует восприятию в символическом плане стихотворений, в которых нет явной символики. Одним из «ключевых» в цикле является стихотворение «Вхожу я в темные храмы...» (25 октября 1902), в котором героиня впервые названа Прекрасной Дамой. При публикации этого стихотворения в 1903 г. В. Брюсов воспринял его как программное: поставил цифру «1» и дал заглавие циклу «Стихи о Прекрасной Даме».

Действительно, в этом стихотворении определяются основные мотивы, связанные с образами героев. Помимо «Прекрасной Дамы» героиня в стихотворении получает наименование «Жена», вызывающее ассоциации в первую очередь с «Женой, облеченной в солнце» из Откровения:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Определяется мистическая сущность героини — «Святая»:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Героиня связывается с храмом, с богослужением и молитвой: «храмы», «обряд», «лампады», «ризы», «свечи». В образе Прекрасной Дамы проглядывают черты Пресвятой Девы, Богоматери.

Основное содержание стихотворения — ожидание героем мистической встречи с героиней; при этом создается контекст «встречи», этого ключевого символа цикла: «темные храмы», «в мерцаньи красных лампад», «в тени у высокой колонны». За «Ней» закрепляется определенное пространство — «высота»:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней <...>

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Сопоставление с ключевыми текстами цикла (в частности, со стихотворением «Вхожу я в темные храмы...») высвечивает символический смысл стихотворения «Я и молод, и свеж, и влюблен...» (31 июля 1902), не столь очевидный при изолированном прочтении. Сюжет, стихотворения — любовь героя к героине и ожидание свидания с ней, представленные в метафорической форме (влюбленный «я» — «склоненный клен»):

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Ты придешь под широкий шатер <...>

Размечтаться в зеленой тени.

Однако «Ты» — это не только земная любовь героя, но и Прекрасная Дама, Жена. Ожидание свидания — это еще и ожидание мистической встречи с Вечной Женственностью. Символический смысл получает и отводимое героине пространство:

На лице, обращенном к звездам, —

Ароматные слезы хвалы.

В «Стихах о Прекрасной Даме» обращает на себя внимание складывающаяся в объеме всего цикла устойчивость изображения лирических персонажей («я» и «Ты») и связанных с ними ситуаций. Так, героиня занимает определенное художественное пространство: «высшие миры» неба, зари, звезд, солнца, «высокой горы»; ее время — Вечность; знаки ее приближения — вечерняя заря, закат, весна; ее цветовые характеристики — «светлая», «розовая», «алая», «голубая», «золотая»; ее звуковая гамма — «песня», «смех», «звучная тишина». Лирический герой, «я», принадлежит «нижнему миру», миру «долин», «болот», городских улиц и в то же время устремлен к небу, к свету, к «Деве». Встреча героев — это выход «я» за границы его привычного земного пространства (открывание окон, проникновение в Ее «терем») или нисхождение «Ты» на землю, приближение к «я»: вхождение в дом, «на крыльцо». Несостоявшаяся встреча — уход «Ее», возникновение непреодолимой преграды. В результате постоянного повторения в определенных ситуациях или при описании персонажей одних и тех же образов эти образы становятся заместителями данных ситуаций или персонажей: «заря» — «Ты», открывание окна — Встреча.

Так как весь цикл воспринимается как единый текст, то образы-мифологемы («Прекрасная Дама») и образы-символы («огонь») приносят приобретенные ими в одном стихотворении значения в другие стихи цикла, возникает смысловая многозначность образов. Так, например, «огонь» может выступать и в пейзажном знамении (заря, закат), и как знак «Ее» появления, и как огонь земной страсти. Героиня «Стихов о Прекрасной Даме» — это и Дама, и Богоматерь, и Беатриче, и Офелия, и «спящая красавица». Лирический герой цикла — это юный поэт, средневековый поклонник Дамы, евангельский Иоанн Предтеча, пушкинский «рыцарь бедный».

Ассоциации с фольклором, Библией, античной мифологией, средневековой литературой, немецким романтизмом и русской литературой XIX в. — характерная черта не только «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока, но и символизма вообще. Множество «чужих» слов — это не подражательство, а способ раскрытия связи человека с человечеством и со всем миром.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

classlit.ru

Анализ стихотворения Блока О прекрасной даме

Александр Блок – великий символист. Он мыслит мир метафорами, соединяет мистическое и обыденное, небесное и земное. И в его жизни, конечно, была женщина, которая перевернула душевный строй поэта. Женщиной этой была Любовь Менделеева, дочь великого химика Дмитрия Менделеева.

Впервые Блок увидел её, когда ей было всего 16. Она была гимназисткой. Новое, неведомое доселе чувство поселилось в сердце Александра. Невинная девушка чуть не свела поэта с ума. Сама же она была к нему равнодушна и считала его лёгкой добычей.

Да, Блок слишком легко попался в сети этой девушки. Он и сам это понимал. Когда Блок попытался в первый раз объясниться в своих чувствах, Любовь высмеяла его. Александр был унижен. Его любовь не находила взаимности, но она была, она существовала в сердце поэта.

И Блок решил воплотить это чувство в поэзии. Так появился цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Посвящён он Любови Менделеевой и никому больше. Только она имеет право носить титул Прекрасной Дамы. Блок пишет возвышенно, страстно, и читателю видно, как сильно поэт любит Прекрасную Даму.

Блок понимает, что недостоин её. Она высока, а он низок. Она божественна, а он – земной червь. Как такую приручить, сделать своей? Блок не знает. Он принижает себя по сравнению с ней, потому что он и вправду считает себя недостойным её внимания, ласки, величия.

Но Блоку не нужен лишь идеал. Ему нужна также и женщина. Прекрасная Дама нужна ему как простой человек, которым она также является. Исследователи отмечают три облика Прекрасной Дамы: космический, религиозный и бытовой. Блоку нужно всё триединство, но он считает себя недостойным его.

Как обычно у Блока, мир реальный и мир символический представляют собой единой целое. Звуки приглушены, их едва слышно. А из всех цветов господствует один лишь белый – цвет святости. В образе Прекрасной Дамы это основной цвет.

Лирический герой испытывает разные настроения. Он и надеется, и сомневается, и любит Прекрасную Даму, и осознаёт, что она погибнет, как гибнет всё на белом свете. Потом появляется разлад с действительностью: Блок боится, что Прекрасная Дама постареет и изменит свой облик…

Но действительность на этот раз оказалась милосердной. Любовь Менделеева в итоге ответила взаимностью Александру, и они поженились. Прекрасная Дама стала прекрасной женой Александра Блока.

Анализ стихотворения О прекрасной даме Блока

Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление общества, когда поэт выпускает свой сборник, назвав его «Стихи о Прекрасной Даме». На самом деле, ответ был очень просто. В те моменты, когда каждая личность, будь это крестьянин или дворянин, боролась с постоянными протестами и перестройками, нужно было что-то, что позволило бы немного оттолкнуться от ужасной действительности. Именно поэтому большинство писателей стали использовать символизм в своих творениях, среди которых оказался и А.А. Блок.

История создания сборника

Автор решил найти свое спасение от серых будней в таком прекрасном и чистом чувстве, как любовь. Не зря же верят, что именно она может возвести до небес, придать сил в трудную минуту и заставить просто жить, несмотря на любые невзгоды. Вот так и появился этот сборник. Если прочитать стихи о Прекрасной Даме, то можно обратить внимание на то, что Блок ищет спасение в каждом своем произведении, пытается таким образом укрыть свою душу от давления тех серых будней, и стоит заметить, что ему это удавалось. Поэт во время своих трудов воображал, что находится в невероятно прекрасном месте, похожим на настоящий рай. Стихи открывают нам замечательный мир любви.

Кому был посвящен сборник

Но, несмотря на все это, на самом деле Александр Александрович очень боялся, что в настоящей жизни ему не удастся встретить такую же прекрасную женщину, как и в его стихах. Что тот образ, который он создал, никогда не реализуется и потеряется: «…изменишь облик Ты». 

Свое истинное счастье автор все-таки находит, благодаря истинной даме – Менделеевой Лидии. Он стал с еще большим рвением изливать все свои эмоции на бумаге. Однако долгое время не мог сделать первый шаг, боясь, спугнуть Лидию, хотя на подсознательном уровне прекрасно понимал, что именно она – «Величавая Вечная Жена». И вскоре Блок делает предложение своей возлюбленной, а после продолжает расписывать свои неугасающие чувства в собственном сборнике.

Вывод

А.А. Блок создал уникальный сборник стихотворений, в котором смог отразить и материальные, и духовные чувства. Благодаря поэту, читатели смогли насладиться тишиной и спокойствием, наполнить свою душу светлыми и чистыми эмоциями, немного отвлечься от суровой действительности и найти в себе силы двигаться дальше.

Картинка к стихотворению О прекрасной даме

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс

    Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался

  • Анализ стихотворения Есенина Сестре Шуре

    Стихотворение было написано сестре Александре оно называется "Ты запой мне песню, что прежде". Анализируя данный текст можно прочувствовать всю любовь поэта к родимым местам

  • Тютчев

    Тютчев Фёдор Иванович - сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.

  • Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла

    Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

    Лирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его, с обворожительной, присущей только детям

analiz-stihov.ru

Срочно нужен анализ стихотворения А. Блока из цикла "стихи о прекрасной даме". Блока из цикла "стихи о прекрасной даме".

«Стихи о Прекрасной Даме» многоплановы. Там, где в них говорится о реальных чувствах и передается история «земной» любви, — это произведения интимной лирики. Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле Блока важны не сами по себе — они используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном» . Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета — «он» и «она» . Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина, каждое свидание с которой открывает в ней лирическому герою какую-либо новую черту. «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова» . Герой видит ее «каждый день издалека» или встречается с ней «на закате» . В разные встречи на ней может быть «сребристо-черный мех» или «белое платье» . Она скрывается «в темные ворота» и т. п. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы» , «Зари» , «Величавой Вечной жены» , «Святой» , «Ясной» , «Непостижимой».. . То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен» — вполне «земная» самохарактеристика. А далее он уже «безрадостный и темный инок» или «отрок» , зажигающий свечи. Драматизм ситуации ожидания — в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, его поведение определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» — влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» — безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя. Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти. Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах. “Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир — грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами. По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.

о доблестях, о подвигах, о славе. проанализируй это стихотворение. это произведение о глубоком чувстве, ушедшей любви.

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.