Краткое содержание лермонтов стихи


Краткое содержание Лермонтов для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Михаил Лермонтов передал в прозе прекрасную турецкую сказку со всем колоритом этой страны: имена, реалии, верования… Всё это создаёт атмосферу восточной сказки Читать далее

В данном стихотворении рассказывается о юноше, который бежал с поля боя, где пали его отец и братья. Гонимый страхом он идет в родной аул, где его все отвергают. Читать далее

Баллада «Бородино» была написана в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Автор в содержании стихотворения показывает рассказ мужчины, который участвовал в Отечественной войне 1812 года. Все повествования солдата наполнены гордостью Читать далее

Боярин, прозванный Иваном Грозным Орша, после долгой службы отправляется домой. Его единственным утешением является молодая дочь. Читать далее

Печорин приехал служить в опасные кавказские горы. Местные жители от рождения головорезы, обманщики, ещё и пьяницы. Как позже признается Григорий, он думал под пулями забыть свою тоску. Всегда у него так: чем-то увлекается, а после ему от этого тошно Читать далее

Молодой нищий, который к тому же горбач, встречает возле церкви дворянина Палицына. Он просится к нему на работу и представляется Вадимом. Читать далее

Стихотворение предстает в форме письма рассказчика к своей возлюбленной. В первых строках прослеживается намек на послание Онегина к небезызвестной Татьяне. В данном случае герой сообщает даме, что после продолжительной разлуки не имеет смысла пробуждать Читать далее

В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Воздушный корабль» рассказывается о волшебном корабле-призраке, который ежегодно в день смерти великого полководца и императора Наполеона причаливает к берегам острова Читать далее

Григорий Печорин – человек очень эгоистичен, что иногда не сразу можно понять. Он очень холоден и замкнут, но когда ему очень надо, он проявляет все самые лучшие стороны своего характера. Читать далее

Предисловие. В нём автор рассуждает о том, что публика не понимает рассказов с иронией, им надо, чтобы всё было просто и понятно Читать далее

Высоко в небе летал Демон. Он летал испокон веков и его не привлекало ничего внизу, а только вызывало бурю ненависти и злобы. Злой дух повсюду, где только видел, сеял ненависть в сердцах людей для собственного удовлетворения. Его власть была безгранична. Читать далее

В тихом ауле на Кавказе появляется наездник, который тащит на себе русского человека, взятого им в плен. Раб, как всем кажется, умер от ран. Но только солнце на небе успело достигнуть наивысшей точки Читать далее

События разворачиваются в Санкт-Петербурге. Некое чиновное лицо, попав на одной из улиц под колеса повозки, замечает обидчика, которым является молодой не бедный Григорий Александрович Печорин. Читать далее

Печорин – красивый, породистый молодой человек, но уже с большим опытом. Он уже не молоденький парень, а достаточно взрослый мужчина. Печорин отправляется в Пятигорск, так как это место славиться своими лечебницами, и очень целебными водами Читать далее

Максим Максимыч снова встречается со своим недавним путником, с которым общался до этого в поездке. Они встречаются вновь на одной станции. Когда порадовавшись, что снова встретились, вместе хорошенько пообедали Читать далее

Главный герой Арбенин показан в компании старых друзей (гуляк и картёжников), впрочем, он давно у них не бывал – стал серьёзным человеком, верным мужем. Они даже посмеиваются над ним, мол, всё у человека дела. (А дела настоящего нет!) Читать далее

В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил. 8 класс Читать далее

Начало истории создания знаменитой поэмы «Мцыри», одной из самых романтических поэм Лермонтова Михаила, при грамотной обработке могла бы сама по себе очень легко лечь в основу сюжета для целой повести, а не одной лишь поэмы Читать далее

Песня про царя Ивана Васильевича... — знаменитая поэма Лермонтова, написана в 1837 году. Начало поэмы заключается в обращении к Ивану Грозному. Читать далее

В рассказе поднимается проблема безразличия одного человека к другому человеку, пока не вскроется хоть какая-нибудь выгода. Читать далее

На поверхности ночной реки плывет русалка, ее освещает полная луна. Она играет серебристой пеной от волны и хочет, чтобы она долетела до луны. Читать далее

Начало стихотворения рассказывает читателю о гибели знаменитого российского стихотворца, погибшего во время дуэли, стремясь восстановить свою репутацию, которую унизили слухами его род и семью Читать далее

Печорин – весьма загадочная натура, которая может быть порывистой, так и холодно-расчетливой. Но он далеко не прост, но в этом случае – в Тамани, его обвели вокруг пальца. Именно там Печорин останавливает в доме одной старушки Читать далее

В известном стихотворении Михаила Лермонтова «Три пальмы» зеленые красавицы безуспешно ждут на отдых в тени своих ветвей путников. Журчит студеная струя родниковой воды среди пустыни у пальм. Читать далее

Этот небольшой сонет написан накануне отъезда высланного поэта на Кавказ. В последний вечер на родине молодой человек видит за окном проплывающие в небе тучи Читать далее

Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий Читать далее

Михаил Лермонтов считается одним из лучших писателей России. Несмотря на короткий творческий путь, автор создал более 400 произведений, которые включают в себя поэзию и крупную прозу. Писательская карьера Михаила Юрьевича длилась около 12 лет. Его деятельность разделяется на ранний и поздний периоды. Но Лермонтов всегда хранил верность своим идеалам, не отходил от установленных принципов.

Большое влияние на мировоззрение Михаила Юрьевича оказали Пушкин и Байрон. Первые лирические произведения поэта описывали его бунтарский характер, где романтизм граничил с экстримом и экспрессией. Именно в раннем творчестве поэта отражается вся любовь Лермонтова к Кавказу.

После нескольких лет обучения в Московском пансионе Михаил Юрьевич начинает трудиться над более объемными произведениями. В период с 1828 по 1830 года писатель создает несколько поэм: «Преступник», «Корсар» и «Кавказский пленник». В то же время Лермонтов начинает работу над поэмой «Демон».

Следующей ступенькой, к формированию поэтического мировоззрения Михаила Юрьевича, стала учеба в Московском университете. Лермонтов с легкостью поступил на нравственно-политическое отделение вуза. Но характер писателя, его дерзость и наличие собственного мнения не позволили окончить учебное заведение.

С 1834 года Михаил часто посещает светское общество Петербурга. Наблюдая за столичной элитой, Лермонтов пишет драматическую пьесу «Маскарад». Следующее произведение – «На смерть поэта», стало для автора «билетом» в ссылку на Кавказ. Но в тоже время, именно это стихотворение делает Михаила Юрьевича популярным в определенных кругах.

Кавказ вновь вдохновляет писателя, и он создает свой культовый роман «Герой нашего времени». Литературное общество признает Лермонтова, как талантливого автора. Знакомство с известными критиками и их одобрение, подталкивает Михаила Юрьевича на написание новых произведений. Можно сказать, что все творчество Лермонтова пронизано и реализмом, и романтизмом одновременно.

chitatelskij-dnevnik.ru

Лермонтов М.Ю. краткое содержание произведений

Бэла

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика — старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России. Тот рассказывает ему историю о молодом офицере Григории Печорине, прибывшем служить под его командование. Печорин был сослан на Кавказ после какой-то неприятной истории.

Офицер был «славный малый», «но из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи». Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями. Однажды местный горский князь пригласил их на свадьбу дочери. Там Печорин встретил Бэлу, младшую дочь князя. Красавица горянка, она так разительно отличалась от всех светских красавиц, которые были в жизни Печорина, что он решил выкрасть её из отцовского дома.

На эту мысль Печорина подтолкнул рассказ Максима Максимыча о случайно услышанном разговоре брата Бэлы и Казбича — одного из гостей князя, которому тоже очень нравилась девушка. Мальчик очень просил Казбича продать ему своего коня, лучшего во всей Кабарде, за любые деньги, был согласен на всё и даже предложил украсть для него свою сестру. Но тот отказался, и это было на руку Печорину.

Герой нашего времени-краткое содержание Лермонтов М.Ю.

Видите, как иногда маловажный случай имеет жестокие последствия.

Пообещав мальчику помочь увести коня у Казбича в награду за Бэлу, Печорин получил желаемое, хотя и без одобрения Максима Максимыча. Брат девушки привёз её в крепость, забрал коня, пока Печорин отвлекал Казбича, и исчез навсегда, боясь мести лихого горца. Казбич тяжело переживал обман и потерю коня, рано или поздно его месть должна была коснуться участников событий.

Бэла жила в русской крепости, тоскуя по дому и не отвечая на ухаживания Печорина. Ему не удалось растопить лёд в её сердце ни словами любви, ни подарками. Но со временем её сердце оттаяло, и она полюбила его. Печорин же к этому времени начал охладевать к Бэле и тяготиться ею.

Любовь, как огонь, — без пищи гаснет.

Скука, вечная спутница Печорина, снова начала одолевать его. Все чаще он надолго уезжал на охоту, оставляя девушку одну в крепости.

Вскоре объявился Казбич и похитил Бэлу. Услышав её крик, Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню. Казбич, понимая, что ему не уйти, бросил девушку, смертельно ранив её. Бэла умерла через два дня на руках у Печорина. Утрату он пережил глубоко в себе и о Бэле больше никогда не говорил. Вскоре после похорон его перевели в другую часть. С Максимом Максимычем они встретятся только через пять лет.

Герой нашего времени-краткое содержание Лермонтов М.Ю.

Максим Максимыч

Продолжая своё путешествие, офицер-рассказчик снова встречает Максима Максимыча в придорожной гостинице. В это же время, здесь же, по пути в Персию, останав­ливается Печорин. Старый комендант очень рад предстоящей встрече и в нетерпении просит лакея доложить Печорину, что ждёт его у себя. Максиму Максимычу приходится ждать его очень долго — весь вечер и ночь. Он не понимает, почему Григорий, его старый друг, не спешит увидеться с ним.

Когда, наконец, Печорин появляется, то, вопреки ожиданиям старика, лишь холодно и вскользь приветствует сослуживца и сразу же собирается уезжать. Максим Максимыч просит его остаться подольше, но тот, ссылаясь на спешку, отказывается. Старик с огорчением говорит: «Не так я думал с вами встретиться», и слышит в ответ: «Полно, всякому своя дорога». Максим Максимыч спрашивает у Печорина, что делать с его журналом, который старик хранил всё это время, надеясь вернуть при случае, и слышит в ответ: «Что хотите».

Печорин уезжает.

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

Максим Максимыч, глубоко огорчённый, отдаёт журнал Печорина рассказчику. Ему он уже без надобности.

Путевые заметки офицера вместе с дневником Григория Печорина становятся романом, который он решает опубликовать, узнав, что героя уже нет в живых. Григорий умер по пути домой из Персии. Этот журнал — наблюдение ума над терзаниями души, написанный без тщеславия и честно. Главный вопрос, который занимает Печорина, — в какой мере человек может распоряжаться своей судьбой?

Находясь в поездке по казённой надобности, Печорин остановился в Тамани. Ему пришлось поселиться в доме на берегу, в котором «сильно нечисто». В мрачном доме жили глухая старуха и слепой мальчик.

Ночью Печорин заметил, что слепой отпрааился к берегу моря и, ведомый любопытством, решил проследить за ним.

На берегу он увидел незнакомую девушку — вместе с мальчиком она ждала кого-то с моря. Спустя некоторое время к берегу причалила лодка, и мужчина в ней спустил на берег груз, а мальчик и девушка ему помогли. Наутро, снова увидев девушку, Печорин познакомился с ней и спросил о ночном происшествии. Но странная девушка, смеясь и говоря загадками, так и не ответила ему. Тогда Печорин пригрозил рассказать властям о своей догадке про контрабандную переправку товара, о чём впоследствии пожалел: эти слова едва не стоили ему жизни.

Ближе к ночи девушка позвала Печорина на свидание у моря. Это вызвало у него опасение, но он пошёл, и вместе они отплыли на лодке в море.

И щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание.

Неожиданно девушка бросилась на Печорина и попыталась столкнуть его в воду, но ему удалось удержаться в лодке, сбросить эту ундину в море и вернуться на берег.

Позже Печорин вернулся на то место, где видел контрабандистов, и встретил их там вновь. На этот раз мужчина уплыл отсюда вместе с девушкой навсегда, а слепого мальчика оставили на произвол судьбы. На следующее утро Печорин уехал из Тамани. Он жалел, что невольно нарушил покой честных контрабандистов.

Княжна Мери

После ранения Печорин прибыл долечиваться на воды, в Пятигорск. Тут он встретил своего старого приятеля — юнкера Грушницкого, который тоже лечился после ранения, и с которым они были «наружно в самых дружеских отношениях». Однако, Печорин чувствовал: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Из всей почтенной публики, проходящей лечение на водах, выделялись Лиговские — княгиня и её прелестная дочь Мери. Грушницкий, целью которого было «сделаться героем романа», моментально очаровался княжной и начал искать повод для знакомства с Мери и официального визита в их дом. Княжна не спешила заводить с ним знакомство, хотя он был очень романтичен в своей старой солдатской шинели. Ей казалось, что этот офицер был разжалован за дуэль.

Печорин же, напротив, подчёркнуто избегал возможности знакомства и не спешил нанести визит в дом княгини, чем вызвал немалое удивление, недоумение и интерес Лиговских. Об этом он узнал от своего нового знакомого — местного доктора Вернера, с которым они сдружились. Печорин, спасаясь от скуки провинци­ального городка, решил покорить сердце девушки, прекрасно понимая, что этим вызовет ревность Грушницкого, который уже страстно влюблён в Мери. Эта идея его позабавила и добавила интригу в происходящее.

Вряд ли найдётся молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, ‹…› не был этим поражён неприятно.

От Вернера он узнал, что у княгини гостит очень больная родственница. По описанию доктора Печорин узнал Веру, свою давнюю возлюбленную. Они встретились, и в его душе всколыхнулись забытые чувства. Чтобы они могли чаще видеться, не вызывая слухов и разговоров в городе, Вера предложила Печорину чаще бывать в доме княгини и начать ухаживать за Мери для отвода глаз. Он согласился — хоть какое-то развлечение.

На балу Печорин спас Мери от приставаний пьяного офицера, и княгиня из благодарности пригласила его нанести визит в их дом. Но и во время приёма в доме княгини Печорин проявил равнодушие к Мери, чем разозлил её. Она не понимала его холодности, и это лишь добавило накала страстей в игре Печорина. У него был свой план обольщения неопытной барышни.

Все мысли княжны Мери теперь занимал Печорин, а ухаживания Грушницкого ей уже порядком надоели. Даже когда Грушницкий появился в новом офицерском мундире, это не произвело на неё должного впечатления — она становилась всё холоднее с ним. Грушницкий видел причину этой холодности в её увлечении Печориным, он ревновал и подчёркнуто сторонился бывшего приятеля.

Обиженный тем, что Печорин насмехается над его чувствами к Мери, Грушницкий с друзьями решает проучить бывшего приятеля, чтобы сбить с него его спесь: при случае вызвать на дуэль, а пистолет его оставить незараженным. Печорин случайно услышал этот разговор. Ему стало обидно, что друг, пусть и бывший, решил выставить его на посмешище. В голове Печорина сложился иной план.

Мери всё больше влюблялась в Печорина, а Вера начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне.

Во время одной из прогулок Мери призналась Печорину в любви, но он не ответил ей. «Хотите ли этого?» — продолжала она, но Печорин безразлично промолвил: «Зачем?». После этого Мери спешно вернулась к себе. Печорин наслаждался своим достижением — он влюбил в себя девушку, не зная зачем.

О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!

Тем временем город уже полнился слухами, что Печорин собирается жениться на Мери. Печорин догадывался, кто является их источником. Вернер предостерегал его, а княгиня ждала, что он в скором времени предложит Мери руку и сердце. Но Печорин опроверг эти слухи, ведь свободу он ценил больше всего.

Вера и Печорин продолжали видеться. В один из вечеров, когда весь город собрался на представлении приезжего фокусника, Вера пригласила Печорина к себе на тайное свидание. Спускаясь глубокой ночью с её балкона, он оказался напротив окон княжны Мери, которая жила этажом ниже — она тоже осталась дома и не пошла на представление. Печорин заглянул в окно, увидел девушку, спрыгнул на траву и наткнулся на людей, в одном из которых узнал Грушницкого. Они притворились, что приняли его за вора, и завязали потасовку. Печорин убежал. На следующий день Грушницкий во всеуслышание объявил, что знает, кто был в эту ночь на свидании в спальне у Мери. Имя её любовника — Печорин.

Оскорбленный Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Придя домой, он рассказал Вернеру о предстоящей дуэли и о том, что Грушницкий задумал сделать с пистолетами. Вернер согласился быть его секундантом.

В назначенное время участники дуэли собрались в условленном месте. Грушницкий, следуя плану розыгрыша, предложил стреляться с шести шагов. Печорин же захотел переместиться на скалу, и стреляться на самом краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной. Труп в этом случае спишут на черкесов.

По жребию — вот она, Судьба — стрелять первым выпало Грушницкому. Перед ним встал сложный выбор — признаться в низком поступке, недостойном офицера, или стать убийцей. Но отступать офицеру не к лицу — он выстрелил и ранил Печорина в ногу.

Настала очередь Печорина. Он посоветовал Грушницкому помолиться и прислушаться — не говорит ли с ним его совесть? Но на лице Грушницкого не было даже «лёгкого следа раскаяния». Он настаивал на продолжении дуэли. Тогда Печорин сообщил своему секунданту, что его пистолет забыли зарядить. Второй секундант возмутился возможностью этого и отказался менять пистолеты. Но Грушницкий признал правоту Печорина и, испытывая в душе бурю чувств, потребовал продолжения дуэли — «нам на земле вдвоём нет места…». Печорин был вынужден стрелять.

Убийство Грушницкого приписали, как и задумывалось, черкесам. Вера, узнав о дуэли, в сильном волнении призналась мужу, что любит Печорина, и муж в негодовании увёз её из города. Печорин, получив её прощальную записку, бросился за ней, но не догнал. Только сейчас он понял, что Вера — единственная женщина, которая ему дорога, она одна любит и принимает его безоговорочно.

Я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.

Начальство Печорина всё же заподозрило, что тот участвовал в дуэли, и тихо перевело его служить в крепость на Кавказе. Перед отбытием он нанёс визит в дом княгини Лиговской. Она поблагодарила Печорина за то, что он спас доброе имя её дочери и поинтере­совалась, почему он не делает предложение Мери, ведь она богата, хороша собой, и очень его любит. Но Печорин попросил уединённого разговора с княжной, во время которого сообщил, что не любит её и смеялся над ней всё это время. В ответ он услышал: «Я вас ненавижу». Через час Печорин уехал.

Как-то раз батальон Печорина стоял в одной из казачьих станиц. По вечерам офицеры развлекали себя игрой в карты. Во время одной из них зашёл разговор о судьбе — написана она на небесах или нет, предопределена ли жизнь и смерть человеческая? Разговор перешёл в спор, офицеры разделились на тех, кто за, и тех, кто против.

Один из офицеров, Вулич, страстный игрок и фаталист, предложил проверить, «может ли человек своевольно распоряжаться своей жизнью, или каждому из нас назначена роковая минута». Печорин объявил пари, и Вулич согласился — если суждено ему умереть сегодня, он умрёт, если нет, останется жив.

Вулич взял наугад пистолет, все присутствующие замерли — сейчас может случиться непоправимое. Печорину показалось, что он видит печать смерти в глазах Вулича. Он сказал ему об этом: «Вы нынче умрёте». Вулич выстрелил себе в висок — осечка! Все облегчённо вздохнули, обрадовавшись, что пистолет не заряжен и никто не погиб. Но Вулич сделал выстрел в сторону — пуля пробила фуражку на стене, пистолет был заряжен. Ошеломлённые офицеры вскоре разошлись, а Печорин так и не понял, почему ему всё ещё кажется, что Вулич сегодня должен умереть.

Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.

Под утро Печорина разбудили известием, что нашли зарубленного шашкой офицера. Это был Вулич. Его смерть в обличии пьяного казака с шашкой нашла его по дороге домой. Так Печорин невольно предсказал судьбу несчастному офицеру.

Казака-убийцу быстро нашли, он заперся в хате и сдаваться не собирался, угрожая стрельбой. Никто не решался взломать дверь и нарваться на его пулю. Тут у Печорина мелькнула странная мысль: подобно Вуличу он вздумал испытать судьбу. Через окно он проник в дом, казак выстрелил, но задел лишь эполет Печорина. Подоспевшие на помощь станичники скрутили и увели казака. Печорина чествовали как настоящего героя.

После этого случая Печорин долго не мог решить, быть ли ему фаталистом, ведь не всё так просто, как может казаться.

Кто знает наверное, убеждён ли он в чём, или нет?.. И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..

Возвратившись в крепость, Печорин рассказал о произошедшем Максиму Максимычу и спросил, верит ли он в предопре­деление. Штабс-капитан, значительно покачав головой, предположил, что оружие часто даёт осечку, а бедного офицера, конечно, жаль, но, видать, так на роду написано. На том и закончен был этот разговор.

lermontov-kratko.ru

краткое содержание стиха Лермонтова (сюжет произведения)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик» (в рукописи названия у него не было) стало известно после гибели поэта. В нем описывается кровопролитное сражение в Чечне, которое произошло на речке Валерик 11 июля 1840 г. под предводительством генерала Галафеева. Как известно, Лермонтов был военным и несколько лет провел на Кавказе, куда был сослан за неугодные царскому режиму стихи. Битва при Валерике была первым сражением в жизни поэта. Сопоставление журнала военных действий и стихотворения показывает точность описания событий. Название «Валерик» (Валариг) означает в переводе с чеченского языка «мертвый». И в день сражения река Валерик действительно стала рекой смерти.

В начале произведения поэт обращается к любимой женщине. Историки литературы считают, что этой женщиной была Варвара Бахметева (Лопухина), которой посвящены многие произведения Лермонтова. Поэт пишет, что не может ее забыть.

Дальше идет описание походной жизни: палатки, лошади, пушки. Барабан бьет подъем. Появляется генерал со свитой. Внезапно начинается перестрелка.

Поэт вспоминает, что так же начинался жестокий бой у реки Валерик, который продолжался два часа. Вода стала теплой и красной от крови. На шинели под деревом лежал умирающий капитан. Потом его, уже мертвого, унесли. После сражения генерал принимал донесения. Окрестный лес был покрыт пороховым дымом. Вдали виднелись вершины Казбека.

Поэта посетили мысли о бессмысленности вражды и ненужности этой войны: «под небом много места всем». Он спрашивает чеченца Галуба, своего кунака (побратима), как называется это место. Ему отвечают: «Валерик, что означает речка смерти». Он узнает, что в сражении приняло участие почти семь тысяч человек. Кто-то из солдат говорит, что враги надолго запомнят этот кровавый день, поскольку потери горцев очень велики. На что чеченец качает головой.

В конце стихотворения поэт вновь обращается к любимой женщине. Он понимает, что забавы света далеки от тревог войны. Едва ли она видела когда-нибудь, как умирают люди. И желает ей не знать этого. Он просит простить ему этот рассказ, как чудачество: «Простите мне его как шалость и тихо молвите: чудак!..».

Также читают:

Рассказ Валерик (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

  • Саша Чёрный

    Саша Черный один из лучших поэтов 20 века. Родился он в Одессе в 1880 году. Александр Михайлович Гликберг – так звали мальчика при рождении. Семья была еврейская, но очень хотела, чтобы их сын обучался в гимназии.

  • Союз Рыжих - краткое содержание романа Дойла

    «Союз рыжих» - детективный рассказ Артура Конан Дойла, входящих в сборник «Приключения Шерлока Холмса». События, описанные в рассказе, можно отнести к 1889 году. Ватсон уже не проживает в знаменитом доме на Бейкер стрит.

  • Станционный смотритель - краткое содержание повести Пушкина

    Размышляя о превратностях судьбы станционных смотрителей, рассказчик повести пребывает на небольшую станцию. Там он знакомится с ее начальником Самсоном Выриным, еще не старым крепким мужчиной

  • Приключения муравьишки - краткое содержание сказки Бианки

    Высоко на березу залез Муравей да устал по дороге. Сел на сухой листочек отдохнуть немножко, чтобы вниз спуститься. Жизнь муравьиная строгим правилам подчинена: не вернешься домой до заката солнца

sochinimka.ru

«Бородино» краткое содержание для читательского дневника по стихотворению Лермонтова (5 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

Стихотворение «Бородино» воспевает мужество и отвагу простого русского народа, которому пришлось сражаться с наполеоновской армией. Решающей в этом противостоянии стала битва под Бородино, которая красными буквами была вписана в историю России.

Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: «Бородино»

Число страниц: 64. М. Лермонтов. «Бородино». Издательство «Оникс». Москва. 2004 год

Жанр: Стихотворение (баллада)

Год написания: 1837 год

Главные герои

Старый солдат – ветеран бородинского сражения, отважный, решительный, и вместе с тем добрый мужчина.

Молодой человек – юноша, которому интересно узнать подробности бородинского сражения, племянник старого солдата.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Юноша принялся расспрашивать своего дядю о событиях 1812 года. Старый солдат, прошедший от начала до конца всю войну с Наполеоном, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино. Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил свое поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть свое недовольство, когда узнали приказ главнокомандующего об отступлении российских войск. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что планы изменились, и было выбрано место для сражения.

Неподалеку от деревни Бородино в течение двух суток шли ожесточенные бои, но силы противников были все еще равны. Решающим оказался третий день Бородинского сражения, когда русская армия нанесла сокрушительный удар по войску Наполеона.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

План пересказа

  1. Интерес юноши к событиям 1812 года.
  2. Рассказ старого солдата о героях Бородинского сражения.
  3. Настроение бойцов во время отступление.
  4. Определено место решающей битвы.
  5. В ожидании сражения.
  6. Бородинская битва.
  7. Почести павшим в бою.

Главная мысль

Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.

Чему учит

Произведение учит быть смелым и отважным, любить свою Родину и быть готовым защитить ее в случае вражеского наступления.

Отзыв

Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом, и не дали ему возможность завоевать родную землю.

Пословицы

  • Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
  • Где отвага, там и победа.
  • Славна богатырями земля русская.

Что понравилось

Понравилось то, с каким воодушевлением и гордостью старый солдат рассказывал о знаменательном в истории России сражении. Прошло уже много лет, но он все еще полон задора и готовности дать отпор неприятелю.

Тест по стихотворению

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 98.

obrazovaka.ru

Творчество Лермонтова кратко (самое важное), описание произведений

Михаил Юрьевич Лермонтов, русский писатель, творчество которого оценить невозможно. За короткие 26 лет своей жизни этот писатель создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

По-настоящему серьезно Лермонтов увлекся поэзией, учась в Московском благородном пансионе. В этот период написаны поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Демон» и «Монолог». В произведениях Лермонтов рисует образ измученного духовно человека, вступающего в бой с обществом, настоящего романтического героя. В этих поэмах мы видим мрачное настроение, глубокие размышления о жизни и судьбе.

Пик творческой деятельности приходится на 30-е годы XIX века. Лермонтов заканчивает пансион. В этот период происходит подавление восстания декабристов. Одним из самых ярких стихотворений Лермонтова этого периода является «Предсказание», в котором поэт выражает свою надежду на перемены в обществе «Настанет год… Когда царей корона упадет».

В эти годы Лермонтов поступает в Московский университет и продуктивно пишет стихи и поэмы. Он пытается выразить в стихах движение своей души. Драма «Странный человек» имеет много автобиографических мотивов, связанных с переживаниями автора.

После окончания школы прапорщиков Лермонтов живет в Петербурге и наблюдает за жизнью светского общества. Его негативные наблюдения стали основой драмы «Маскарад», написанной в 1834 году. В драме он отразил критику нравов светских личностей.

В 1837 году Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта» после известия о смерти Пушкина. Он тяжело переживал его смерть Стихотворение пропитано страданием и резкой критикой не только убийцы, но и властей. За это Лермонтова сослали на Кавказ.

Именно здесь были написаны лучшие произведения писателя «Узник», «Молитва», «Желанье», «Бородино», «Герой нашего времени». Эти работы навеяны наблюдениями за военными действиями, общением с декабристами, желанием быть свободным. Символом ссылки является стихотворение «Узник», в котором ярко проявился мотив прекрасной свободы и заточения.

Особенно известным стал роман «Герой нашего времени», в котором Лермонтов создал героя с противоречивым характером, который мечется и не находит в мире своего уголка, цели жизни. В романе отразились мрачные настроения автора, который находился в тяжелой жизненной ситуации и размышлял о человеке и его психологии.

Поэт возвращается из ссылки в Петербург, где создает «Песню про царя Ивана Васильевича…». Он ведет спокойную жизнь, пишет, общается с другими писателями и входит в среду петербургских литераторов.

В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу.

Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться.

В своем блокноте писатель оставляет свои последние стихи: «Утес», «Тамара», «Листок», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». В каждом из стихов можно увидеть итог жизни писателя. Особенно интересно в этом плане стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором поэт говорит,что не хотел бы скорой смерти. И он её предсказал.

Во время лечения он встретился со старым товарищем, Н. Мартыновым, поссорился и был убит на дуэли. Многие осознали в тот момент, что литература «осиротела» и лишилась множества великих произведений.

Оценка: 4.6 (34 голоса)

obrazovaka.ru

Узник (Лермонтов) – анализ стихотворения

Одним из наиболее известных произведений М. Ю. Лермонтова является стихотворение «Узник», написанное им во время заключения в Петербургской тюрьме. Предлагаем ознакомиться с анализом стихотворения «Узник» Лермонтова , который пригодится при подготовке к уроку литературы и написании сочинений на заданную тематику.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.

История создания – Стихотворение написано в 1837 году.

Тема стихотворения – Потеря свободы.

Композиция – Композиция основана на принципе антитезы.

Жанр – Лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей.

Метафоры – «пышный терем», «добрый конь», «стены голые».

Эпитеты – «черноглазая», «младая», «пышный», «добрый».

Олицетворения – «тускло светит луч лампады умирающим огнем».

История создания

Стихотворение «Узник» было написано Лермонтовым во время его заточения в тюрьме, где он оказался по приказу государя за стих «На смерть поэта», посвященного гибели А. С. Пушкина. Единственным человеком, который имел право навещать поэта, был его камердинер. Даже в тюрьме Лермонтов продолжал писать стихи, используя для этого засаленные кусочки бумаги, в которую была завернута еда.

Тема стихотворения

Центральная тема произведения – неволя, заточение в тюрьме. Свобода для отчаявшегося узника является недостижимой мечтой. Он понимает всю тщетность своих мечтаний, и его настроение пронизано унынием и безысходностью. Заточение еще больше усугубляется одиночеством и невозможностью поговорить с кем-то по душам.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, композиция основана на антитезе. Так, первая строфа демонстрирует оптимизм лирического героя, однако уже во второй строфе настроение его заметно меняется. В третьей части стиха узник уже обреченно принимает свою горькую участь.

Жанр

При проведении в лирическом стихотворении Лермонтова «Узник» анализа, стоит указать, что оно написано четырехстопным хореем, которое очень точно подчеркивает трагизм произведения.

Средства выразительности

Для передачи настроения в стихотворении поэт использует разнообразные художественные средства: метафоры («пышный терем», «добрый конь», «стены голые»), эпитеты черноглазая», «младая», «пышный», «добрый»), олицетворения тускло светит луч лампады умирающим огнем»).

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 59.

obrazovaka.ru

О Лермонтове — кратко

Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

Творчество М. Ю. Лермонтова

Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий. Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли.

Гибель поэта

В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года.

Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе. Такие произведения, как «Мцыри», «Бородино», «Демон», «Узник», «Герой нашего времени» навсегда останутся в истории отечественной литературы!

О Лермонтове — кратко

3.5 (69.43%) 263 votes

sochinyshka.ru

Краткое содержание: Тучи (Лермонтов) 👍

Тучи

Небесные тучки именуются вечными стран­никами, которые постоянно путешествуют по небу. “Степью лазурного” и “цепью жемчужно­го” простора они спешат с севера на юг. Такая же судьба уготована и лирическому герою.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурного, цепью жемчужного Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

И здесь лирический герой задается вопросом, кто или что становится причиной этого бегства по прекрасному небу. Может быть, это веление судьбы. А может, причиной

побега стала тайная зависть или открытая злоба.

Звучит сомнение лирического героя в предположении о том, что основой для путешествия тучек-странников ста­ло совершенное преступление. Хотя возможно, что причиной была ядовитая клевета друзей, ко­торые раньше помогали на жизненном пути.

И лирический герой сам находит ответ на этот вопрос. Тучкам-странникам наскучили бесплод­ные нивы. Возможно, что и еще что-то, так как поэт ставит многоточие в этой строке. Они слиш­ком холодные, поэтому им чужды страсти и стра­дания.

Они вечно свободные, поэтому у них нет и, наверное, не будет ни родины, ни приюта в из­гнании.

Нет,

вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные.

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В этом стихотворении М. Ю. Лермонтова ярко проявляются мотивы одиночества и тоски, ха­рактерные для многих его произведений. Также стихотворение переполнено любовью странника и изгнанника к отставляемой ему родине. По­явилось стихотворение в 1840 году, когда поэт готовился отправиться в ссылку на Кавказ.

И во время прощального вечера он за окном увидел тучи, которые стали объектом его произведения. Он ощутил в них родственную душу. Ведь, как и он сам, они никогда и нигде не смогут найти приюта, который согревает сердце в нелегкие минуты. И в этот прощальный вечер поэт понял это наиболее остро.

И выбранный образ, и мело­дика стихотворения наводят тоску и ощущается горький вкус разочарования, что предстоит но­вый нелегкий путь, который, возможно, сулит новые опасности на пути. И самое главное, что рядом не окажется ни одного друга, который мог бы разделить с тобой трудные этапы пути.

Основой стихотворения становится прием сравнения, который заключается в том, что поэт сравнивает себя с тучками небесными. Сравне­ние – это слово или выражение, которое содер­жит уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. Подобное сравнение поэт ис­пользует для того, чтобы показать, что и его судьба, как и у тучек, состоит в вечном странни­честве.

Он тоже всегда будет путешествовать на этой земле, не находя нигде себе приюта.

lit.ukrtvory.ru

«Родина» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, средства выразительности, лирический герой

Стихотворение Лермонтова “Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Родина” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную”, потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Жанр

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви”. Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям”.

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 161.

obrazovaka.ru

Краткое содержание Лермонтов Вадим для читательского дневника

Молодой нищий, который к тому же горбач, встречает возле церкви дворянина Палицына. Он просится к нему на работу и представляется Вадимом.

В доме Бориса Петровича Палицына воспитывается девушка, которая не знает своих родителей. Её зовут Ольга. Когда жена не видит, дворянин пристает к воспитаннице своей супруги. Ольга возмущена поведением Палицына.

Все события в книге происходят во времена Пугачёвской смуты.

Вадим знакомится с Ольгой. Он признаётся, что девушка его родная сестра. Они не простые бедняки. Их отец раньше был богатым дворянином, но Палицын разорил его. Дворянин не выдержал потрясения и умер. Вадим поклялся отомстить разорителю. Ольга согласна помочь брату.

Затем к Палицыным приезжает сын Юрий. Ольга и Юрий полюбили друг друга. Вадим не одобряет выбор сестры. Он считает виновной всю семью дворянина Палицына в смерти своего отца и их тяжёлой жизни. Сестра и брат ссорятся.

В округе начинаются народные волнения. Вадим является одним из предводителей у Пугачева. Он стремится всеми силами уничтожить семью Палицына. Жена дворянина повешена повстанцами возле церкви, а сам Борис Петрович прячется в надежном месте. Его кормит вдова солдата, которая состоит с ним в любовной связи. Юрию также удалось избежать смерти.

Вадим просто сходит с ума от мести. Он убивает невинного, перепутав его с Юрием.

Ольга с Юрием вместе убегают от Вадима и случайно приходят в лес, где прячется Палицын. Юрий требует от отца уважительного отношения к его любимой.

Сын солдатки не принёс еду беглецам и Юрий отправляется в дом к крестьянке. В это время Вадим приводит повстанцев к этому же дому, чтобы найти и казнить Палицына.  Повстанцы пытают женщину и её сына, но ничего не могут добиться. Юрий успел спрятаться в подвале.

Вадим не смог найти Палицыных и отомстить за смерть отца.

Оцените произведение: Голосов: 41

Читать краткое содержание Вадим. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Вадим

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Гамбринус

    Самые главные начальные события разворачиваются в обычной пивной под названием «Гамбринус». Весьма необычное название для пивного бара, но тем не менее. Это место получило такое альтернативное название недаром.

  • Краткое содержание Цветаева Мой Пушкин

    Это произведение даже литературоведы не относят однозначно к какому-либо жанру. Здесь и автобиография, и эссе, и… Всё это похоже на белый стих. С самого раннего детства Марина чувствовала свою избранность

  • Краткое содержание Два жадных медвежонка

    За высокими горами, за густыми лугами стоял непроходимый таинственный лес. В чаще леса жила большая старая медведица со своими маленькими медвежатами. Дети её жили дружно, вместе играли и никогда не разлучались.

  • Краткое содержание Облако в штанах Маяковского

    Молодой юноша ждал встречи с любимой. Девушка пришла на свидание с опозданием и заявила герою о своем замужестве с другим. Автор расстроен, его сердце пылает, но он не показывает своих истинных чувств

  • Краткое содержание Пантелеев На ялике

    Солнечным июльским утром рассказчик ожидал переправы на ялике. Сидя у воды, он радовался погожему дню и старался не думать о бушевавшей неподалеку войне.

chitatelskij-dnevnik.ru

краткое содержание, анализ и история создания

В 1840 году М. Ю. Лермонтов был повторно выслан на Кавказ. Вторая ссылка для поэта в творческом плане была довольно продуктивной. Именно в ней был написан стих Лермонтова — «Валерик». Анализ и краткое содержание этого произведения можно использовать на уроке русской литературы в 11 классе, это позволит ученикам лучше подготовиться к сочинению.

История написания

Черновой вариант был привезен одним из родственников Лермонтова в Москву, в это время поэт уже умер. Копию стихотворения передал князь Голицын русскому публицисту Самарину. Отчего существует две гипотезы написания стиха:

  1. Июль 1840 г. — создание произведения тут же после сражения возле реки Валерик.
  2. 1841 год — уже при нахождении писателя в Пятигорске.

Какое время написания является точным, доподлинно неизвестно.

Стих посвящается сражению при реке Валерик. Писатель непосредственно принимал участие в этой битве, и именно по этой причине ему с легкостью дается описание произошедших военных действий. Читатель как бы оказывается вместе с автором на Кавказе, может наблюдать, как солдаты находятся в полевых условиях, молятся, отдыхают.

Писатель отдельно ставит ударение на свое учтивое отношение к мирным татарским жителям, к их религиозным убеждениям. На войне любые средства хороши, но нужно помнить и о человечности. Произведение в себе объединяет антивоенный пафос и любовное послание.

Размер и жанр

С одной стороны, автор пытается использовать в стихотворении нотки романтизма, например, невозможность несчастного и одинокого главного персонажа находиться возле любимой (а в романтизме начала XVIII века всегда ключевой темой был мотив неразделенной любви).

Однако его описания сражения наполнены живыми красками, это говорит о том, как сильно главный персонаж переживает события. Читатель ярко может представить себе казаков, которые сражаются с врагами, отметить их мужество в бою, невзирая на полученные раны в процессе сражения, — все это относит это стихотворение к реализму.

Написанный в духе военно-любовной лирики этот стих является посланием. Это исповедь лирического персонажа, и одновременно признание любимой и непосредственно себе в еще находящихся в душе живых чувствах, которые не могут погубить ни дальние расстояния, ни жестокая война, ни вынужденная ссылка. Размер стихотворения — двух- и четырехстопный ямб. Жанр — реализм.

В этом произведении уникальная трехчастная композиция. Все части стихотворения кратко обрамляют основную тему — описание сражения.

Такая структура выбрана неспроста — с помощью изображения военных событий писатель открывает перед любимой девушкой и читателем свои чувства, указывает, что в жизни все может хитро перекликаться. Безответная любовь переплетается с далекой ссылкой на Кавказ, на которой писатель томится по уходящим друзьям, где каждый бой собой представляет настоящее зло.

Образы героев

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова показывает, какие необычные образы отважных воинов-казаков и противостоящую им армию горцев хочет изобразить поэт. К одному из главных персонажей можно отнести женщину, которая читает послание, а также автора-рассказчика, искренне надеющегося, что его любимая никогда не познает ужасов сражения и не столкнется с войной.

Мирное описание, в котором используются как символы белые палатки, общие лошади и легкий дымок от фитилей, сочетается с описанием кровавой войны, притупляющей чувства жалости к умершим товарищам, настраивающей лишь на выживание.

Но зачем нужно воевать, если в итоге люди становятся бесчувственными истуканами? И речка, и небо пропитаны огнем, даже природа противится пролитой крови. Гибнет русский капитан, а генерал, как будто ничего не случилось, принимает рапорты. Появляется чувство, что совершенно всем уже без разницы, к чему может привести эта война, но это неверно — не зря в печали «усачи седые» о погибших товарищах. Название Валерик переводится как «река смерти», а, соответственно, это предопределило человеческие потери в этом сражении.

Тематика и проблематика

В произведении «Валерик» подняты извечные темы выживания, войны и любви, сочувствия и настоящих человеческих ценностей. Читатель начинает задумываться: зачем нужна война, если она может принести столько бед, если после сражения даже река стала кровавой? Именно про это спрашивает и лирический персонаж, это главная тема стихотворения.

Герой письмом хочет показать своей любимой, что ему нужно было пережить. Возможно, он пытается вызвать ее сочувствие. В личной жизни у писателя не получилось добиться разрешения на свадьбу с Лопухиной, однако он еще за нее сражается — как на войне, так и в написанном стихотворении, в котором рассказчик показывает готовность любыми способами добиться девушки (даже невзирая на якобы «случайность» этого произведения).

В стихе подняты такие общественные актуальные вопросы, как взаимоотношение людей на войне, недостижимое обоюдное понимание между народами, храбрость в битве, взаимопомощь на поле сражения. Солдаты представлены как звери, которые готовы покусать друг друга, но зачем это нужно?

«Тревоги дикие войны» обязаны волновать только солдат, которые находятся на страже страны, и их основная цель — сделать все что можно, чтобы мирное население не столкнулось с ужасами смерти, особенно девушки, поскольку «других тревог довольно есть».

Главная мысль

С одной стороны, идея произведения — контрастное сопоставление пылкого чувства к любимой и жара войны. С другой — послание, писатель уверен, что не нужно войны.

Лермонтов этим стихотворением отчитывается перед возлюбленной и непосредственно перед собой в совершенных действиях. Вероятней ему нужно быть настойчивей, чтобы достучаться до сердца Варвары, быть более решительным, как во время битвы при Валерике, и в этом случае его ждало бы счастье. Это основная мысль его размышлений. Но через этот стих и биографию писателя читатель понимает, что совершенно не все время жизнь бывает справедлива.

Средства художественной выразительности стихотворения можно охарактеризовать следующими цитатами:

  • метафоры: «в струе потока», «река смерти»;
  • эпитеты: «лукавый темный взгляд», «кровь стекала струей дымной по камням», «ожидать любви заочной», «сверкал главой остроконечной»;
  • риторические проблемы: «Жалкий человек… один воюет он — зачем?», «Не лучше закончить жизни путь и беспробудным сном уснуть с мечтой о близком пробужденье?».

Все художественные приемы в этом стихотворении создают уникальный колорит, а образ природы как бы переносит читателей на Кавказ.

Можно увидеть диалоги обычных солдат, соратников, их мгновенную реакцию на случившееся. Военная музыка, громыхание барабанов, боевые выкрики казаков показывают сплоченность русской армии, ее цель на победу, на уничтожение своего противника.

Произведение «Валерик» очень выраженное, живое и яркое, оно воспевает настоящую любовь, искренность и смелость в сражении. Читатель осознает, что герой не боится смерти в этой битве, но его воспоминания о когда-то сильно любимой им девушке является единственным спасением.

И хоть Лермонтов и написал: «Душою мы друг другу чужды», все же неспроста он посвятил возлюбленной такое длинное и искреннее письмо. Вероятно, такое подробное описание войны в действительности является только маской, которая лишь прикрытие для настоящих, не погибших чувств в душе писателя.

1001student.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.