Кому посвятил пушкин стих я помню чудное мгновенье


"Я помню чудное мгновенье" А.С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

К ***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

История создания стихотворения, кому посвящено.

Анна Керн рисунок А.С. Пушкина 1829

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское. Впервые стихотворение «К***» было напечатано в известном альманахе «Северные цветы», издателем которого был лицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг, в 1827 году. В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн произвела на поэта неизгладимое впечатление.

В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила в имении своей тётки Прасковьи Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения.

Известно, что автограф произведения А. С. Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, однако автограф, согласно её воспоминаниям, находился в рукописи второй главы «Евгения Онегина», которую А. П. Керн должна была взять с собой перед отъездом. Пушкин неожиданно отобрал автограф и лишь после просьб вернул его опять (Губер П. Дон-Жуанский список А. С. Пушкина. Харьков, 1993). Помимо прочего, этот эксклюзивный беловой вариант был безвозвратно утерян — судя по всему, именно в Риге, в доме коменданта.

(С) Википедия.

 

 

svoikrugozor.ru

Версия об адресате стихов "Я помню чудное мгновенье"

Замечу, что любая версия это  всего лишь версия...

Пушкинисты утверждают, что поводом к рождению стихотворения была встреча поэта с очаровательной Анной Керн в 1819 году. Как пишет Б. Томашевский, стихи Анне Керн Пушкин вручил 19 июля 1825 года во время ее отъезда из Тригорского.

Эта красивая легенда, длившаяся без малого два века, подвергнута сомнению исследовательницей творчества поэта Кирой Викторовой, которая написала книгу «Неизвестный Пушкин». Автор использовала не только основные произведения поэта, но и его черновики, которые до сих пор были за семью печатями. Именно в них Кира Павловна нашла тот «код», тот ключ к пониманию творчества Пушкина, который помог ей раскрыть многие тайны поэта. И одну из них - связанную с Анной Керн.

Не хочется верить, что вместо очаровательной Анны была другая. Но давайте обратимся к фактам, которые приводит в своей книге Кира Павловна. Она считает: пушкинистика прошла мимо высказываний главной героини легенды - самой Анны Керн. Вот что читаем мы в воспоминаниях этой женщины: «На другой день я должна была ехать вместе с сестрой Анной Вульф. Пушкин пришел утром и принес мне экземпляр главы «Онегина». В неразрезанных листах я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье». Когда я собралась спрятать поэтический подарок в шкатулку, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил его и не хотел отдавать, насилу выпросила».

Так что не подарил Пушкин эти стихи Анне Керн, а она сама с трудом у него их выпросила через шесть лет после их написания. А вот что пишет Анна Керн о своей первой встрече с поэтом в 1819 году в доме ее родственников Олениных: «За ужином Пушкин уселся с братом позади меня и старался обратить на себя внимание льстивыми возгласами. Потом у них завязался разговор об аде и рае. Пушкин сказал брату, что в аду будет много хорошеньких. Спроси мадам Керн, хотела бы она попасть в ад? Я ответила очень серьезно и несколько сухо, что в ад я не желаю».

А вот цитата из письма Пушкина сестре Керн - Анне Вульф - на другой день после этой встречи: «Если хотите, все это похоже на любовь. Но клянусь, что это совсем не то. Будь я влюблен, в воскресенье со мной бы случились судороги от бешенства и ревности. Между тем было только досадно».

В воспоминаниях Анны Керн нет ни одной строчки о ее любви к Пушкину, о ее сердечных муках и невысказанных чувствах. В них одна только серая проза. Какое уж тут «и божество, и вдохновенье». Кстати, в поэзии Пушкина тоже нет ни одного лирического стихотворения, посвященного Анне Керн. Он посвящал ей только шуточные мадригалы. В его письмах немало едких комплиментов вроде: «Мадам, вы пристроили своих детей (в приют), а пристроили ли вы своего мужа! А ведь он немного стеснителен».

И вот Кира Викторова пишет: «Напрашивается вопрос: что же, Пушкин будет называть божеством женщину, о которой он такого мнения? А, знаете, она очень злая, эта «дама Керн», злопамятная. Когда собирали деньги на памятник Пушкину, ни рубля не дала, объяснив, что «он такой охальник». Она прекрасно знала, что не о ней написано это стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Так кому же тогда посвящены эти божественные стихи? Пушкину была послана на всю жизнь «как высшая награда» - по его словам - высокая любовь, ставшая музою, сделавшая его поэтом. Это была женщина высшего порядка, а любовь, утаенная любовь к ней Пушкина прошла через всю его жизнь.

Встреча с ней произошла 19 октября 1811 года на торжественном открытии Царскосельского лицея. Это была непревзойденная красавица императрица Елизавета Алексеевна. Можно только догадываться, какое впечатление произвела на юного Пушкина одна из красивейших женщин той эпохи. Да и не только на него. Лицеист Иван Пущин пишет: «Императрица Елизавета Алексеевна тогда же нас, юных, пленила непринужденной своей приветливостью ко всем».

На второй день после ее приезда в Царское Село Пушкин писал: «Как она мила! Как черное платье пристало к милой Н. С неописанным волнением смотрел я на снежную дорогу: ее не было видно». О том октябрьском дне Пушкин написал в «Онегине»: «Весь день минутной встречи ждал и счастье мук узнал». Ей посвящены лицейские элегии. Все события ее биографии, вся ее жизнь и смерть отражены в стихах и главных произведениях Пушкина.

Так кто же такая Елизавета Алексеевна?

...В 1792 году юная красавица баденская принцесса Луиза-Мария-Августа впервые перешагнула порог дома Романовых и стала супругой российского императора Александра I. Она была племянницей первой супруги Павла I - Натальи Алексеевны.

Елизавета Алексеевна никогда в полном смысле слова не была императрицей, ибо тогда властвовала вдова Павла I Мария Федоровна. Ни ум, ни красота, ни доброта души Елизаветы Алексеевны не затронули сердца Александра I: у него была побочная семья и две дочери от М.А. Нарышкиной. Елизавета оказалась в царскосельском уединенном затворничестве. Она всей душой привязалась к своему новому Отечеству. В трудном 1812 году она как истинная патриотка организовала первое в России женское патриотическое общество. Она предсказала гибель Наполеона в снегах России. «Я русская и с русскими погибну», - написала она в 1812 году на хрустальной вазе, которая хранилась тогда в Русском музее.

4 мая 1825 года Елизавета Алексеевна скончалась. Великий князь Николай Михайлович писал: «Те, кто имел счастье находиться вблизи Елизаветы Алексеевны, могли оценить широту ее ума. С ее появлением в России ничто не могло сравниться с ее сокрушительной красотой».

Вот кто был для Пушкина «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Вот кому были посвящены божественные строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

Ей, а не мадам Ризич, посвящены стихи «Для берегов отчизны дальней», ей, а не Раевской-Волконской, - посвящение к «Полтаве», ей, а не Наталье Гончаровой, - «Мадонна», ей, а не Екатерине Карамзиной, - «Акафист». С нее образован «Татьянин милый идеал» в «Онегине». Да она и есть та самая Татьяна «русская душою, сама не зная, почему». Елизавета Алексеевна была немкой, но, прожив много лет в России, считала себя русской и очень любила свою вторую Родину.

Пушкин в начале своего творчества писал, что он тайно пел Елизавету, а незадолго до своей трагической гибели вспоминал: «Вот поклонился твоему праху в Петропавловском соборе, теперь иду в Царское Село, где я тебя встречал». При всей своей страстности и поклонению женской красоте он был однолюбом, пронесшим свою неземную любовь от отрочества до конца дней своих.

Анна Керн в своих воспоминаниях пишет, что «после смерти Елизаветы Алексеевны Пушкин был часто мрачным, рассеянным и апатичным. В минуту рассеянности он беспрестанно повторял стихи барона Розена «Неумолимая, ты не хотела жить». А весной 1827 года, через два года после смерти Елизаветы Алексеевны, поэт напишет в седьмой главе «Онегина»:

«Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови».

Елизавета Алексеевна для поэта всю жизнь была «лампадой чистою любви». В мае 1829 года Пушкин проездом на Кавказ посетил то место, о котором он написал в первой главе «Онегина»:

«Где я страдал, где я любил,

Где сердце и похоронил».

Это был город Белев, где похоронено сердце Елизаветы Алексеевны.

Рассказывают о последней встрече Анны Керн с Пушкиным. Когда гроб с телом Анны Керн везли из Москвы в Тверскую губернию, у Тверских ворот процессии встретилась скорбная повозка, на которой доставляли бюст к памятнику великому поэту. Даже после смерти они разъехались в разные стороны.

Откровенно говоря, мне тоже не хочется расставаться с вековой легендой об этих прекрасных стихах и очаровательной Анне Керн. Но, чтобы разобраться в этом самому, нужно прочитать замечательную книгу Киры Викторовой «Неизвестный Пушкин», работе над которой она отдала тридцать лет своей жизни. К слову, Кира Павловна родилась в Ленинграде, в той самой квартире, где члены литературного кружка «Арзамас» принимали юного Пушкина, а отпевали ее в московской церкви Большое Вознесение, где венчался Пушкин. Священник тогда сказал, что, наверное, новопреставленная была тем самым биографом, о котором мечтал Пушкин, чтобы ему послал его Бог.

И, когда смотришь на портреты Анны Керн и Елизаветы Алексеевны, только тогда понимаешь, что на фоне венценосной красавицы Елизаветы Алексеевны Анна Керн выглядит типичной провинциалкой...

Несколько слов о самой Анне Керн. Девичья фамилия ее Полторацкая. Ее отец был интендантом русской армии. На первом же балу она познакомилась с генералом Керн, который был значительно старше ее, и сразу же вышла за него замуж. После его смерти Анна, сохранив фамилию Керн, жила страстями и меняла кавалеров как перчатки. Но в свои 42 года она вышла замуж за дальнего родственника - 22-летнего поручика Маркова-Виноградского и прожила с ним до конца дней своих.

http://www.babyblog.ru/user/Nekochan/1195716

pushkinskij-dom.livejournal.com

Споры вокруг стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Официально считается, что стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Петровне Керн . В основном для доказательства правдоподобия данной точки зрения приводятся следующие аргументы:

• А. П. Керн она внушила поэту, правда, скоропреходящее, но необыкновенно пылкое страстное чувство;

• она оставила весьма интересные воспоминания о Пушкине, не без её помощи до нас дошли его письма, адресованные к ней.

Последнее обстоятельство особенно важно. Пушкин писал ко многим женщинам, которых любил, но почти все они утаили от современников и потомства эту драгоценную корреспонденцию. А А. П. Керн заботливо сберегла ту часть, которая пришлась на её долю.

Для достоверности обращаемся к воспоминаниям самой А. П. Керн.

В начале 1819 года Анна Петровна попала в Петербург, куда муж её, имевший неприятности по службе, отправился хлопотать перед начальством. «Я приехала в Петербург, - рассказывала она, - с мужем и отцом, который, между прочим, представил меня в дом его родной сестры Олениной. На одном из вечеров у Олениных я встретила Пушкина, но не заметила его: моё внимание было поглощено шарадами. За ужином Пушкин уселся позади меня и старался обратить на себя внимание льстивыми возгласами».

В середине июня 1819 года А. П. Керн приехала в Псковскую губернию. Прибытие её в Тригорское явилось для поэта неожиданностью, хотя какое-то предчувствие подсказывало ему, что его ожидает нечто приятное. В один прекрасный день он тоже отправился в Тригорское. Именно там и произошла их первая встреча. «Мы сидели за обедом и смеялись над привычкою одного господина. Вдруг вошёл Пушкин с большою толстой палкой в руках. Тётушка, подле которой я сидела, мне его представила; он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили,- рассказывает Анна Петровна.

Мы не особенно склонны верить непривычной застенчивости Пушкина. Он действительно любил А. П. Керн, правда, недолго, но сильно. Она была уже не так хороша собою, как в юные годы, но, по-видимому, ей свойственна была особенная, томная и чувственная грация, от которой неизменно кружились все мужские головы. И любовь в сердце Пушкина, как это с ним часто бывало, должна была загореться сразу, в первую же минуту этого нечаянного свидания в столовой Тригорской усадьбы. Эта встреча произвела на поэта сильное впечатление. Нахлынули желания, туманившие мозг. И расчётливый Донжуан обратился на минуту в неловкого, объятого замешательством влюблённого.

«Через несколько дней тётушка предложила нам всем после ужина прогулку в Михайловское. Пушкин очень обрадовался этому – и мы поехали. На другой день я должна была уехать в Ригу. Он пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр II главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами:

Я помню чудное мгновенье

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать: насилу выпросила я их опять: что у него мелькнуло тогда в голове – не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных Цветах». М. И. Глинка сделал на них прекрасную музыку и оставил их у себя»,- повествует Анна Керн.

Изучая по переписке душевную жизнь Пушкина за летние и осенние месяцы 1825 года, мы поражаемся мощной интенсивности его переживаний. В сентябре 1825 года произошла вторая встреча Пушкина с Керн, но уже в Петербурге. Самые разнообразные думы, заботы и планы волновали поэта. Чувство к А. П. Керн пышно расцвело за это время. Волнение и беспокойство не гасили, а, наоборот, подогревали и возбуждали его.

Был январь месяц 1828 года. Мороз трещал страшный. Пушкин всегда был задумчивый и грустный в торжественных случаях, не прерывал молчание. Какой-то горький осадок сохранился в душе Пушкина в результате его увлечения А. П. Керн. Отзывы о ней, попадающиеся время от времени в его письмах, были пренебрежительны и грубы. Любовь прошла безвозвратно и уступила место глухому раздражению. Истинным объектом этого раздражения являлся он сам со своим былым чувством, а вовсе не Анна Петровна, которая ведь была не виновата, что поэт увидел «гения чистой красоты» в образе вавилонской блудницы. Поэтому к самой Анне Петровне Пушкин мог относиться просто и дружелюбно. Пушкин стыдился своего былого самообмана; впрочем, может быть, он был немножко сердит и на саму Анну Петровну, которая, такая сговорчивая с другими, отвергла его домогательства или, если даже уступила им, то слишком поздно, когда рассеялся без остатка душный, сладкий туман страсти и уцелела одна только обнажённая, прозаическая похоть. И оттого он писал чуть-чуть грубее и циничнее, нежели следовало бы, чтобы вполне точно выразить оттенок его тогдашних чувствований.

Общий тон и писем Пушкина и приведённого стихотворения довольно нескромны. Об А. П. Керн он говорит словами, не показывающими особенного уважения к ней. В его глазах это была молоденькая, хорошенькая генеральша. Анна Петровна появилась перед ним воочию, и перемена наступила с волшебной быстротой. Воображение вспыхнуло и осветило женщину всем блеском своих многоцветных огней. «Гений чистой красоты» проглянул под довольно банальными чертами легкомысленной барыни. Это преображение длилось очень недолго, и огни вскоре погасли, распространяя дым и копоть. Но в течение нескольких месяцев поэт находился всецело под обаянием – если не Анны Петровны – то того её образа, который он сам себе создал.

Таким образом, можно утверждать, что адресатом и вдохновительницей стихотворения «Я помню чудное мгновенье» является Анна Петровна Керн. Это подтверждается биографическими фактами из жизни А. С. Пушкина, названием данного стихотворения «Кернъ» и «к Кернъ А. П. К. » в двух черновых перечнях произведений, предназначенных для публикации в двухтомнике, вышедшем в 1829 году.

Глава 2. Версия К. П. Викторовой.

Существует вторая точка зрения на то, кому адресовано стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Её выдвинула Кира Викторова, пушкинистка, автор книги о Пушкине «Прощение с легендой».

В своей работе она отмечает, что в академическом 10-томном собрании сочинений А. С. Пушкина (1949 год) в примечании к стихотворению написано: «Стихи были вручены Пушкиным Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года, в день её отъезда из Тригорского». А в двухтомнике «А. С. Пушкин в воспоминаниях современников» сообщается: «Анна Петровна Керн (1800-1879) – вдохновительница одного из шедевров лирики Пушкина «К**» («Я помню чудное мгновенье»). То есть «божество» - это она?

Пушкинистка прошла мимо собственных «показаний» Керн. Вот что пишет Анна Петровна о том, как ей были вручены эти стихи: «На другой день я должна была уехать в Ригу. Он пришёл утром и принёс мне экземпляр 2-ой главы «Евгения Онегина», а неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» - и прочее.

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок. Он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю».

Почему он судорожно выхватил и не хотел возвращать? Что у поэта промелькнуло в голове?

Объясняют и так, что он был смущён собственной дерзостью. Но он если и был смущён, вернее, ошеломлён, то тем, как повела себя Керн. Нашла вчетверо сложенный листок и сказала: «Это мне подарок, спасибо». «Нет, позвольте!» - вот что хотел сказать Пушкин. Но даже не в этом дело, а в самих стихах. О чём они? Давайте прочтём, строка за строкой:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

Пушкинисты считают, что это Пушкин вспоминает свою встречу с Керн в 1819 году. О том же Анна Петровна пишет в своих Воспоминаниях. Читаем далее:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты

Что же Пушкин напрасно непрестанно с 1819 года думал о ней? Читаем следующее:

В глуши во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

То есть без «божества», которое давало вдохновение и жизнь, без «слёз» поэта, связанных с вдохновительницей стихов

Всё это Пушкин соединяет с тем «чудным мгновеньем». Но разве стихи, говорящие об этих чувствах и написанные после 1819 года, хоть как-то связаны с Анной Петровной?

Обратимся снова к самой Керн и посмотрим, что это за встреча, могла ли она многие годы заставить помнить её и страдать в ожидании чудного мгновенья новой встречи. Анна Петровна так пишет об их встрече, случившейся в 1819 году в доме её родственником Олениных: «За ужином Пушкин уселся с братом моим позади меня и старался обратить на себя моё внимание льстивыми возгласами. Потом завязался между ними шутливый разговор о том, кто грешник и кто нет, кто будет в аду и кто попадёт в рай. Пушкин сказал брату: «Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады. Спроси у m-me Керн, хотела бы она попасть в ад? «Я отвечала очень серьёзно и несколько сухо, что в ад не желаю. «Ну, как же ты теперь, Пушкин?» - спросил брат. «Я раздумал, - ответил поэт – Я в ад не хочу, хотя там и будут хорошенькие женщины»

Она подытоживает: «Впечатление от встречи со мной он выразил в известных стихах: «Я помню чудное мгновенье»- и прочее. Вот так.

Если этого не достаточно, почитаем включенные Керн в свои воспоминания, относящиеся к ней выдержки из писем Пушкина (к её сестре А. Н. Вульф). Вот характерный отрывок из письма от 21 июля 1819 года: «Всё это, если хотите, похоже на любовь. Но клянусь вам, что это вовсе не то, будь я влюблён, воскресенье со мной бы сделались судороги от бешенства и ревности; между тем мне было только досадно». «Это очаровательное создание», - пишет Пушкин о ней несколькими строками ниже. Божество? Гений чистой красоты? Жизнь? Слёзы? Любовь? у Пушкина нет случайных слов.

В строках «Я помню чудное мгновенье» - целая история любви поэта. Обратимся к пушкинскому правилу стихосложения, то есть – поэтике.

Вот стихотворение 1817 года:

Воображение в мечтах не возгоралось,

С дарами юности моей отлетал,

И сердце медленно хладело

Но вдруг

Душа проснулась, ожила,

Узнала вновь любви надежду, скорбь и радость,

Всё снова расцвело!

Я жизнью трепетал.

Вновь лиры сладостной раздался голос юный

И с звонким трепетом воскреснувшие струны

Несу к твоим ногам!

И вот через восемь лет – те же слова, те же чувства «Я помню чудное мгновенье» опубликовано Дельвигом в его «Северных Цветах». «Вчетверо сложенный почтовый листок» А. П. Керн передала ему. Дельвиг сразу пишет Пушкину: «Разреши мне воспользоваться стихами «К**» - и вместо адресата ставить две звёздочки, а не «Керн». Но Анна Петровна не такая уж неизвестная особа, и можно было бы вполне прямо назвать её имя, это не повредило бы её положению в обществе. Пушкин открыто посвящал стихи «тому-то или той». Почему же здесь вместо имени две звёздочки?

К. П. Викторова уверена, что стихи были написаны ещё до приезда Керн в Тригорское. На обороте попавшего к ней почтового листа были такие слова: «Зима, короче стали дни, А ночи доле» Случайно ли то, что вообще нет ни одного лирического стихотворения Пушкина к Керн?

Он посвящал ей шуточные мадригалы, в письмах немало комплиментов, но всё же отношение к ней было известно, среди многочисленных льстивых высказываний мелькали и унизительные, и даже уничтожительные слова для неё. Что же, Пушкин будет называть божеством женщину, о которой он такого мнения? Зачем?

Пушкинисты говорят, что быт, повседневная жизнь – это одно. А высокая поэзия - совсем другое. Нет, не другое Пушкинисты, говоря, что у Пушкина не было единственной божественной любви, а лишь нескончаемая вереница страстных увлечений, оскорбляют божественное чувство поэта. Говорить о двух «утаенных» любовях поэта, так же безнравственно, как искать вторую Беатриче у Данте или новую Лауру Петрарки.

Напоследок обратимся ещё раз к воспоминаниям Керн о второй встрече. «Пушкин в эту зиму бывал часто мрачным, рассеянным и апатичным, - отмечает она. – В минуты рассеянности он напевал какой-нибудь стих и раз был очень забавен, когда повторял беспрестанно стих барона Розена: «неумолимая, ты не хотела жить» Ей это казалось забавным. А он повторял стих беспрестанно. Читаем сносочку: в ней пушкинисты сообщают, что это строка из стихотворения Е. Ф. Розена «К венценосной страдалице». А к кому? Почему не пишут, какой такой венценосной страдалице посвящено стихотворение? Керн, как и все, знала кому: скончавшейся в 1826 году императрице Елизавете Алексеевне . Она прекрасно знала, что не о ней было написано «чудное мгновенье».

С помощью Керн мы показали, что нет никаких оснований посвящения «К**» к Анне Петровне Керн. А кому же посвящён это шедевр? У Пушкина было одно божество – единственная неземная любовь, дарившая и вдохновение, и жизнь, и слёзы, и любовь, - это незабвенная Елизавета Алексеевна, это ей он писал в 1818 году:

Не ты ль чудесный Гений мой,

Меня страданью покорила

И мысль о ней одушевила

Моей цевнице первый звук

И тайне сердце научила.

Вот такие отзывы о стихотворении «Я помню чудное мгновенье» поместила Кира Викторова в своей книге о Пушкине «Прощание с легендой».

Эту же точку зрения поддерживает пушкинист С. Г. Ржеутский. Более того, он дополняет её новыми фактами. Ржеутский в рамках версии о «потаённой любви» Пушкина к императрице Елизавете Алексеевне Романовой, супруге Александра I, пишет: «Елизавету Алексеевну с ходу влюблявшийся Пушкин-лицеист впервые увидал в Царскосельском парке. Он был поражён её красотой. Прошли годыСоздано «Чудное мгновенье». Сам Пушкин считал его всплеском чистого и красивого юношеского чувства и после него не написал больше ни одного посвящения своей «тайной любви». Он тщательно скрывал подлинного адресата своего посвящения, поскольку, узнай об этом общество или Александр I, последствия могли оказаться самыми печальными. Ржеутский утверждает, что поэт готовился передать сложенный вчетверо листок, вложенный в только что увидевшую свет первую главу «Евгения Онегина» лично Елизавете Алексеевне, которая должна была проезжать в Таганрог через Псковскую губернию (где и находился сам поэт) 6 сентября 1825 года и на почтовой станции Опочка остановиться на моление. Накануне Карамзин прислал Пушкину письмо, в котором сообщал о том, что Елизавета Алексеевна очень интересуется его новыми произведениями.

Наивны и недостаточно убедительны рассуждения Ржеутского о возможных интригах в литературных салонах по поводу адресации стихотворения Елизавете Алексеевне и грозной реакции на это Александра I, как и предположение о том, что императрица не только была поклонницей творчества влюблённого в неё Пушкина, но и «тоже его тайно любила»

Интересна и увлекательна точка зрения Киры Викторовой. Если бы удалось доказать, что императрица Елизавете Алексеевна действительно проезжала через Псковскую Губернию, то данная точка зрения имела бы право на существование. А может, Пушкин действительно посвятил стихотворение Елизавете. Но так как её не удалось совершить путешествия по предполагаемому маршруту, он не смог передать ей это стихотворение. Может, данный том «Евгения Онегина» предназначался также императрице, но опрометчиво был отдан А. П. Керн, таким образом, стихотворение случайно попало в руки красавицы.

Глава 3. Версия девятиклассников.

В начале работы над рефератом был проведён опрос среди 44 учащихся 9х классов. Им были предложены два вопроса (на тот момент творчество Пушкина было не изучено):

1. Кто автор стихотворения «Я помню чудное мгновенье»;

2. Кому посвящено данное стихотворение.

Мы получили следующие ответы.

1. Пушкин – 100%;

2. а) А. П. Керн – 41%; б) Няне, Арине Родионовне – 27%; в) Татьяне Лариной (из Евгения Онегина) - 4,5%; г) Императрице Елизавете Алексеевне – 4,5%; д) нет ответа – 23%

Обработав результаты опроса, мы пришли к выводу, что самой правдоподобной версией (на тот момент) оказалась – официальная версия, о том, что стихотворение посвящено А. П. Керн.

Затем на уроках литературы подробно было изучено творчество Пушкина. Учащиеся были ознакомлены с теоретической частью данного реферата. По итогам изучения был задан вопрос: «Какая точка зрения наиболее убедительна. И почему?»

В результате опроса голоса разделились поровну. Свои точки зрения учащиеся обосновывали с помощью следующих доводов:

I. Версия о том, что стихотворение посвящено А. П. Керн.

1. Выдержки из переписки А. С. Пушкина и А. Н. Вульф (сестры А. П. Керн), в которой он признаётся, что у него была недолгая, но страстная любовь к А. П. Керн;

2. По некоторым фактам, черновые листы стихотворения «Я помню чудное мгновение» в черновом списке стихотворений для собрания сочинений 1929 года А. С. Пушкин подписал именем А. П. Керн.

II. Версия о том, что стихотворение посвящено Елизавете Алексеевне Романовой.

1. Выдержки из писем А. С. Пушкина, в которых он признаётся в том, что тайно влюблён в Императрицу Елизавету Алексеевну ещё со времён обучения в лицее.

2. Версия Ржеутского о том, что Императрица должна была проезжать через Псковскую губернию (где и находился сам поэт).

3. Спонтанное вручение стихотворения А. П. Керн, дерзкое поведение поэта при этом.

4. Выдержки из переписки А. С. Пушкина с Дельвигом, в которой Пушкин нелестно отзывался об А. П. Керн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели две разные точки зрения на адресата стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Каждый из исследователей провёл большую работу, последовательно и доказательно раскрывая свой взгляд по данному вопросу. Нам понятна и знакома с уроков версия о том, что адресатом бессмертного творения поэта является Анна Петровна керн, что подтверждено в её личных воспоминаниях.

Также немало интересна и поэтична версия К. П. Викторвой, что стихотворение посвящено императрице Елизавете Алексеевне Романовой.

На основе выше изложенного материала мы считаем наиболее правдоподобной официальную точку зрения, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено А. П. Керн. Это связано с тем, что умозаключения исследователей творчества Пушкина по данной точке зрения более логичны, последовательны и органически сплетаются с биографией поэта. Но и другие точки зрения имеют право на существование.

В процессе изучения литературы мы выявили, что существуют и другие точки зрения на адресата стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», а именно:

• стихотворение написано под влиянием «Лалла Рук» В. А. Жуковского;

• стихотворением написано под впечатлением от картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

А значит, исследования радикальных пушкинистов будут продолжаться и мне хотелось бы, чтобы была доказана версия, что бессмертный шедевр «Я помню чудное мгновенье» был посвящён Елизавете Алексеевне.

www.hintfox.com

Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновение»

А.С. Пушкин, как и  любой поэт, очень остро переживал чувство любви. Все его переживания, ощущения выливались на листе бумаге чудесными стихами. В его лирике можно увидеть все грани чувства. Произведение «Я помню чудное мгновенье» можно назвать хрестоматийным образцом любовной лирики поэта. Наверное, всякий человек без труда сможет наизусть рассказать хотя бы первое четверостишье знаменитого стихотворения.

История создания

По сути, стихотворение, «Я помню чудное мгновенье» является историей одной любви. Поэт в красивой форме передал свои чувства о нескольких встречах, в данном случае о двух самых значимых, сумел трогательно и возвышенно передать образ героини.

Стихотворение было написано в 1825 году, а в 1827 году опубликовано в альманахе «Северные цветы». Публикацией занимался друг поэта — А. А. Дельвиг.

Кроме того, после выхода в печать произведения А.С. Пушкина стали появляться различные музыкальные интерпретации стихотворения. Так, в 1839 году М.И. Глинка создал романс «Я помню чудное мгновенье…» на стихи А.С. Пушкина. Поводом к написанию романса послужила встреча Глинки с дочерью Анны Керн — Екатериной.

Кому посвящено?

Посвящено стихотворение А.С. Пушкина племяннице президента Академии художеств Оленина — Анне Керн. Впервые поэт увидел Анну в доме Оленина в Петербурге. Это было в 1819 году. На тот момент Анна Керн была замужем за генералом и не обратила внимания на юного выпускника Царскосельского лицея. Но тот самый выпускник был очарован красотой молодой женщины.

Вторая встреча поэта с Керн случилась в 1825 году, именно эта встреча послужила толчком к написанию произведения «Я помню чудное мгновенье». Тогда поэт находился в ссылке в селе Михайловское, а Анна приехала в соседнее имение Тригорское. Они весело и беззаботно проводили время. Позже Анну Керн и Пушкина связывали больше дружеские отношения. Но те мгновенья счастья и восторга навсегда запечатлелись в строках пушкинского произведения.

Жанр, размер, направление

Произведение относится к любовной лирике. Автор раскрывает чувства и эмоции лирического героя, который вспоминает лучшие мгновенья своей жизни. И связаны они с образом любимой.

По жанру это любовное послание. «…Передо мной явилась ты…» — герой обращается к своему «гению чистой красоты», она стала для него утешением и счастьем.

Для данного произведения А.С. Пушкин выбирает пятистопный ямб и перекрёстный тип рифмовки. С помощью этих средств передаётся ощущение рассказа. Мы как будто вживую видим и слышим лирического героя, который неторопливо излагает свою историю.

Композиция

В основе кольцевой композиции произведения лежит антитеза. Стихотворение разделено на шесть катренов.

  1. Первое четверостишье повествует о «чудном мгновенье», когда герой впервые увидел героиню.
  2. Затем по контрасту автор рисует тяжёлые, серые дни без любви, когда образ любимой постепенно начал стираться из памяти.
  3. Но в финале героиня вновь является ему. Тогда в его душе снова воскресает «и жизнь, и слёзы, и любовь».

Таким образом, произведение обрамляется двумя чудесными встречами героев, мигом очарования и озарения.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» представляет собой человека, жизнь которого меняется, как только в его душе появляется незримое чувство влечения к женщине. Без этого чувства герой не живёт, он существует. Только прекрасный образ чистой красоты может наполнить его существо смыслом.

В произведении нам встречаются всевозможные символы. Например, образ-символ бури, как олицетворение житейских невзгод, всего того, что пришлось пережить лирическому герою. Образ-символ «мрак заточенья» отсылает нас к реальной основе данного стихотворения. Мы понимаем, что здесь говорится о ссылке самого поэта.

И главным образом-символом выступает «гений чистой красоты». Это нечто бестелесное, прекрасное. Так, герой возвышает и одухотворяет образ возлюбленной. Перед нами не простая земная женщина, а существо божественное.

Темы и проблемы

  • Центральной темой в стихотворении является любовь. Это чувство помогает герою жить и выживать в суровые для него дни. Кроме того, тема любви тесно связана с темой творчества. Именно волнение сердца пробуждает в поэте вдохновение. Автор может творить, когда в его душе расцветают всепоглощающие эмоции.
  • Так же А. С. Пушкин, как настоящий психолог, очень точно описывает состояние героя в разные периоды его жизни. Мы видим, как поразительно контрастны образы рассказчика во времена встречи с «гением чистой красоты» и во времена его заточения в глуши. Это как будто два совершенно разных человека.
  • Кроме того, автор затронул проблему несвободы. Он описывает не только свою физическую неволю в ссылке, но и внутреннюю тюрьму, когда личность замыкается в себе, отгораживается от мира эмоций и ярких красок. Именно поэтому те дни в одиночестве и тоске стали для поэта заточением во всех смыслах.
  • Проблема разлуки предстает перед читателем неизбежной, но горькой трагедией. Жизненные обстоятельства часто являются причиной разрыва, который больно бьет по нервам, а после скрывается в недрах памяти. Герой даже утратил светлое воспоминание о возлюбленной, ведь осознание потери было невыносимо.

Идея

Главная мысль стихотворения состоит в том, что человек не может жить полноценно, если его сердце глухо, а душа спит. Только открывшись любви, её страстям, можно по-настоящему прочувствовать эту жизнь.

Смысл произведения в том, что всего одно маленькое, даже незначительное для окружающих событие способно полностью поменять тебя, твой психологический портрет. А если меняешься ты сам, то меняется и твоё отношение к окружающему миру. Значит одно мгновенье способно изменить твой мир, как внешний, так и внутренний. Нужно лишь не пропустить его, не потерять в сутолоке дней.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении А.С. Пушкин использует разнообразные тропы. Например, для более яркой передачи состояния героя автор использует следующие эпитеты: «чудное мгновенье», «грусти безнадёжной», «голос нежный», «небесные черты», «шумной суеты».

Встречаем в тексте произведения и сравнения, так уже в первом катрене видим, что появление героини сравнивается с мимолётным видением, а она сама — с гением чистой красоты. Метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», подчёркивает, как время несчадно забирает у героя его единственное утешение — образ любимой.

Так, красиво и поэтично, А.С. Пушкин смог рассказать свою историю любви, многими незамеченную, но дорогую для него.

Автор: Екатерина Евсеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» (А.С. Пушкин)

«Я помню чудное мгновенье…» — одно из самых популярных произведений А. С. Пушкина. Стихотворение входит в «Золотой фонд» русской литературы. Его знают даже те люди, которым не очень интересна русская классика. За эти годы оно стало по-настоящему народным и обрело самостоятельную, независящую от автора, жизнь в памяти миллионов людей.

История создания

Стихотворение написано в 1825 году. Впервые опубликовано в «Северных цветах» в 1827 году. О том, кому посвящено произведение, до сих пор доподлинно не известно, ведь автор еще при жизни обрел такую славу, что ею желали воспользоваться многие его современники.

  1. Версия 1: Пушкин посвятил произведение Анне Керн. Александр Сергеевич был влюблён в девушку, но она была замужем, поэтому о своих чувствах он умолчал. Когда они встретились во второй раз, поэт отбывал ссылку в селе Михайловское, однако, Анну он совсем не интересовал. Пушкин все же посвятил девушке несколько произведений, самое трогательное их которых- «Я помню чудное мгновенье…». Об этом заявила сама Керн и всячески поддерживала это мнение, сохранив и предав огласке всю корреспонденцию Пушкина.
  2. Версия 2: Пушкинисты К. П. Викторова и С.Г. Ржеутский утверждают, что Пушкин в других своих письмах грубо и пренебрежительно отзывается о А.П. Керн. Эта женщина «была сговорчивее с другими», но высокомерно отвергла поэта. Ему впоследствии было стыдно за свои чувства. Даже в момент передачи стихотворения он передумал и попросил женщину вернуть его ему. Она же не вернула, так как данное послание льстило ей. Она же отнесла его в редакцию журнала, чтобы непременно опубликовать. Сам же Пушкин попросил Дельвига заменить название — не «Керн», а «К***», что нетипично для автора, который всегда заявлял о посвящениях открыто. Из всего этого исследователи сделали вывод, Керн присвоила себе стихотворение, а поэт не хотел передавать его, но в то же время не мог обнаружить, кому он его посвятил. Поэтому честь музы пушкинисты присвоили Елизавете Алексеевне — жене императора Александра Первого. Известно, что Пушкин увлекся ею и восторженно описывал ее красу.

Жанр, размер, композиция

  • Жанр стихотворения — любовное послание, вперемешку с размышлениями о жизни. 
  • Композиция у произведения двулика: с одной стороны, мы видим биографию поэта, этапы его жизни. Тут и Петербург, и южная ссылка, и село Михайловское. С другой, поэт описывает все моменты любви: вначале — нежные воспоминания, далее — пустота, в конце — снова вдохновение и любовь. Такое строение позволяет отнести композицию к кольцевой.
  • Стихотворение написано пятистопным ямбом, каждая строка — новая, оформленная мысль. Из-за музыкального ритма стихи были положены на музыку более 20 раз.

Образы и символы

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» жизнь лирического героя наполняется смыслом лишь от любви и мыслей о его возлюбленной. Без нее он будто не живет. Сложно не заметить центральный символ произведения— «гений чистой красоты». Герой буквально обожествляет своею возлюбленную, она чиста и прекрасна, а потому, словно из другого мира. 

Образ героини оторван от реальности, он максимально прозрачен и бестелесен. Она — виденье, а не человек, мечта, а не земная женщина. Поэт отождествляет ее с самой любовью. Только от ее появления сердце воскресло и пробудилось.

Бурь порыв мятежный — это отражение конфликта с царем и ссылок, в которых пребывал поэт, лишенный привычного для него общества.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Я помню чудное мгновенье» интуитивно понятна:

  • Основная тема произведения — любовь. Любовь неразделенная, глубокая, требующая самоанализа. В стихотворении лирический герой испытывает все доступные человеку эмоции, он живет, постоянно думая о своей любимой, и эти воспоминания будоражат его чувства. Но именно такая неземная и бестелесная любовь помогает ему выжить «во мраке заточенья», наполняет жизнь заветным смыслом.
  • Красота — тоже тема для размышления поэта. Она приравнивается к дару, к творчеству. Это роднит автора с его музой. Поэтому высшая похвала для женщины прозвучала из уст Пушкина — гений. К этому титулу он стремился, и им, как высшим признанием, награждает избранницу.
  • Настроение произведения нежное, печальное. Когда герой вспоминает о любимой девушке, его сердце трепещет. Когда он понимает, что не интересен ей, описание его чувств становится проще, грустнее, он будто возвращается назад, к обычной, непримечательной жизни.
  • Проблемы внутреннего заточения и страха неизбежной разлуки Пушкин отводит на второй план, но при этом они не теряют своей значимости. Из-за одиночества герой закрывается в себе, ему недоступны больше те эмоции, что он испытывал ранее. Ему больно, он потерял самое дорогое, что у него было. Но стоит божественному образу вновь появиться в его жизни, он сразу же вновь преображается и воскресает.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в полной отдаче себя такому светлому чувству, как любовь. Поэт говорит нам, что даже если нам больно, если любовь не взаимна, те эмоции, что мы переживаем благодаря ей — неоценимы. Любовь учит нас жить и наполняет смыслом каждый миг нашей жизни. 

Несмотря на то, что ты заключаешь себя в мыслях лишь об одном человеке, ты живешь намного ярче, чем отказываясь от любви. Любите, самоотверженно и сильно, несмотря ни на что— вот смысл стихотворения «Я помню чудное мгновение».

Средства выразительности

Для создания более яркого образа автор использует эпитеты: «милые черты», «чудное мгновенье», «голос нежный», они помогают составить нам целостную картину божественного образа его возлюбленной.

В стихотворении всего одна метафора— «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». Пушкин не нуждается в завуалированном и переносном значении, он говорит о своих чувствах прямо. Для передачи неземного образа лирической героини поэт использует прием сравнения: 

Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.

Автор: Анастасия Антонова

litrekon.ru

"Я помню чудное мгновенье" ✒️ анализ стихотворения А.С. Пушкина, история создания, тема, жанр, основная идея, размер стиха, средства художественной выразительности

История создания

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» («К***", «Керн» или «К Керн») является своеобразным признанием в любви. В чувствах поэт признавался Анне Петровне Керн, с которой он впервые познакомился на светском приёме в Санкт-Петербурге в 1819 году. Ей удалось в тот же час очаровать его своей глубокой натурой и чувственной красотой.

Ещё тогда Александр Сергеевич попытался произвести впечатление на барышню, но та так и оставила его попытку незамеченной, возможно, из-за того, что Анна на тот момент была замужем. Пушкин в то время был ещё малоизвестен, ведь он всего два года назад окончил лицей.

Анна Петровна, родившаяся в 1800 году, была племянницей соседки Пушкина П. А. Осиповой. Второй раз им суждено было встретиться через шесть лет, когда в 1825 году Пушкин отбывал ссылку за недозволенные стихи в Михайловском имении.

«В глуши, во мраке заточенья» поэт чувствовал себя морально поддавленным, ущемлённым в своих правах, ему даже было не с кем поделиться своими мыслями и чувствами. Когда же он узнал, что в соседнем Тригорском поместье гостит его знакомая Анна Петровна, чей образ пленил поэта на долгие годы, он готов был бежать к ней, лишь бы поскорее произошла долгожданная встреча.

Керн тогда уже потеряла мужа и встретила Александра Сергеевича очень благосклонно. У них завязалась пылкая, но весьма короткая история любви. Анна Петрова была окружена вниманием многих мужчин, из-за этого у них с поэтом часто случались конфликты.

Одна из таких ссор поставила точку в их отношениях, а в день отъезда из Тригорского Анна Петровна Керн получила от Пушкина прощальный подарок — первую главу «Евгения Онегина», в которой находился вчетверо сложенный листочек бумаги со стихом «Я помню чудное мгновенье…». Как только женщина прочла его, через мгновение поэт забрал своё творение. Анне Петровне пришлось потратить много усилий на уговоры, чтобы вернуть свой подарок. Керн так и не удалось разгадать причину этого поступка.

Позднее женщина передала данное стихотворение лицейскому приятелю Пушкина А. А. Дельвигу, а тот опубликовал его в альманахе «Северные цветы» в 1827 году. В 1839 г. М. И. Глинка создал романс на стихи Пушкина после встречи с дочерью Анны Керн от первого брака Екатериной. Стихотворение с практически идеальным тактом и ритмом другими композиторами было положено на музыку более 20 раз.

Тема и композиция

Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.

Однако спустя некоторое время снова «сердце бьётся в упоенье», и поэт красочно описывает незабытое за долгие годы воскресшее чувство, которое он испытывает при новой встрече с возлюбленной, и тогда жизнь его наполняется новым смыслом.

Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.

Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.

Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.

Жанр и размер

Жанр стиха — любовная лирика, которая характеризуется точной расстановкой лексических повторов нескольких фраз, усиливающих эмоциональное воздействие и изящество звучания. Стихотворение имеет вид любовного послания некого лирического героя к своей возлюбленной. Он, обращаясь к ней, как к «гению чистой красоты», рассказывает историю своих чувств: зарождение влюблённости, тоску от разлуки, забытье и печаль, возрождение былой любви и призыв к жизни.

Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:

  1. Чередование ударных и безударных гласных, присущее ямбу. Текст начинается с безударного слога, стих приобретает спокойное, но постепенно нарастающее звучание.
  2. Преобладание сонорных согласных придает стиху грустное, минорное настроение.
  3. Сквозные рифмы (виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье) дополняют картину, делая стихотворение более мелодичным, но с отчётливым ритмом.

Средства выразительности

Для Пушкина характерно в своих стихотворениях делать упор на средства художественной выразительности, однако в данном произведении их совсем немного, но они подобраны тщательно и с особым трепетом.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты «чудное мгновенье», «грусти безнадёжной», «голос нежный», «небесные черты», «шумной суеты», «мимолётное виденье» используются для усиления эмоционального состояния героя. Они одновременно просты для понимания, но в то же время звучат возвышенно и одухотворённо.
  2. Единственная метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» является средством передачи роковой скоротечности времени, когда герой начинает понемногу забывать свою былую любовь.
  3. Пушкин сравнением «передо мной явилась Ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» идеализирует героиню своего стихотворения, придаёт ее образу возвеличенность, но в то же время оставляет простоту и лёгкость.

Как известно, Александр Сергеевич Пушкин был человеком влюбчивым, имел множество бурных романов и мимолётных интрижек. Нельзя сказать, что всем женщинам, которым удалось затронуть его сердце и запасть в душу, он посвящал стихотворения. Но Анна Петровна Керн, сама того не ведая, стала для поэта музой на долгие годы. Увы, их любовная история продлилась совсем недолго.

Многие считали, что для Керн Пушкин был лишь мимолётным увлечением. Обольстительной даме с лёгкостью удавалось привлекать внимание мужчин, а Пушкин, овеянный таинственностью и славой, тогда находился на первом месте в светских кругах, где довольно часто обсуждалось его творчество. Анна Петровна вскружила голову молодому и ещё неопытному в делах любовных мужчине, тот даже сделал ей предложение, но получил отказ. Свободолюбивая женщина рассматривала его, как одарённого поэта, поэтому приложила все усилия, чтобы стих Пушкина «Керн» увидел мир.

Стих Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» является бесценным примером русской любовной лирики. Он пропитан духом того времени, однако и сейчас, спустя 200 лет, является лёгким для понимания.


nauka.club


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.