Как запоминать стихи


Как быстро запомнить стих: методики запоминания стихотворения

Иногда учить стихи нужно и школьникам, и взрослым. Но дело в том, что запомнить стихотворение проще, чем прозу, а значит, справиться с этой задачей может и человек без феноменальной памяти.

Снова в школу!

Чаще всего учить стихи наизусть приходится школьникам, поэтому ими придумано много способов запоминания поэтических творений классиков и современников быстро и продуктивно. В большинстве школьные методы основаны на работе короткой памяти, и запомнить надолго вряд ли получится. Но это вытекает только из недостатков нашей системы образования. Неизвестно, есть ли системы лучше, но школьникам приходится запоминать наизусть огромные объемы информации, и кроме короткой памяти, никакая другая такого просто не выдержит. Поэтому нужно быстро запомнить и также быстро забыть…

Итак, школьные способы выучить стихи быстро.

  1. Запоминаете стихотворение понемногу в течение дня, буквально по паре строчек. Полезно повторить его на ночь и сразу после пробуждения. Вспомнится он быстро, ведь память человека лучше работает непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.
  2. Знают школьники и о том, как учить стихи в последний момент. Для этого нужно за день до сдачи уложить в памяти только часть произведения либо целиком, но плохо. А дальше за 15 минут, до момента Х начать учить его перед самой сдачей, ни на что не отвлекаясь.

При этом мы понимаем, что другого шанса рассказать произведение просто не будет. Конечно же, это не лучшая методика заучивания стихотворений, но зато это легко для школьников: не придется тратить время на поэзию, когда необходимо сделать домашние задания на завтрашние шесть уроков…

  1. Выучить наизусть любой поэтический шедевр можно, просто разделив на части. Каждую хорошенько запомнить и связать первую со второй, вторую с третьей и все вместе.
  2. Еще один школьный способ. Просто много раз их читать, пока это не будет получаться быстро и легко. Лучше делать это после завтрака, а потом забыть об их существовании. Минут за 15 до сна снова прочесть стихотворение и заснуть. Утром оно вспомнится легко, и знать его вы будете наизусть.
  3. Также можно начитать на диктофон. Частично зубрить придется, но меньше привычного. Музыку же мы без труда сохраняем в памяти!
  4. Еще один способ выучить стихи быстро — просто переписать на бумагу. Запоминания легко добиться, если задуматься над каждым словом.
  5. Наконец, можно напевать их или даже положить на мотив любимой песни – так запомнить будет и лучше, и забавнее.
  6. Недавно появились и сервисы, цель которых — заучивание текстов наизусть. Достаточно вставить в них текст и нажать на кнопку «далее». Текст появится со скрытыми словами, которые необходимо вспомнить. После следующего нажатия исчезнут другие слова. Так текст выучится скорее, чем привыкли.

Для более качественного запоминания

Эта методика заучивания стихотворений эффективнее, чем школьное насилие над психикой. Выучить получится и не так скоро, но лучше, ведь запомнить все вы сможете надолго.

  1. Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
  2. При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
  3. Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
  4. Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
  5. Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
  6. Сам процесс запоминания. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше также поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
  7. На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.

Таким способом сохранить в памяти любое произведение можно буквально за час, но учить лучше начинать за пару дней до нужного момента, уделяя запоминанию по полчаса до сна.

Как заниматься с малышами

Это не очень легко, ведь у детей из младших классов неразвита никакая память.

Поэтому при прочтении стихотворения важно, чтобы он представлял себе, о чем рассказывается в произведении, причем четко и ярко. Можно даже изобразить. Картинки должны быть предельно ясными.

После пусть прочитает стихотворение в удобном для него темпе пару раз. В это время показывайте малышу всю историю жестами или же картинками.

Представляя историю, ребенку будет легко сохранить в памяти даже объёмный текст, но важно хвалить малыша, хотя бы если он запомнил только пару строчек, но рассказал без запинки.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

pamyatplus.ru

Как запомнить стих? Как научиться легко запоминать большое стихотворения? Советы по запоминанию при плохой памяти

В школе часто задают на дом различные стихотворения. Кто уже закончил учебное заведение, хорошо помнит, как приходилось заучивать фразы, которые никак не лезли в голову. Главной задачей вечера становилось заучивание рифм, чтобы на другой день не получить плохую оценку. В такие моменты очень хотелось научиться быстрому запоминанию строк. Рассмотрим подробнее, как быстро выучить стихотворение.

Как выучить?

Школьная программа недаром предусматривает частое заучивание стихотворений. Так тренируется память.

За вечер

Следует выполнять следующую пошаговую инструкцию:

  • начните читать произведение вслух; желательно такую манипуляцию провести несколько раз;
  • когда будете читать, то представляйте полную картину того, что хочет вам передать автор стихотворения;
  • после чего перейдите на медленный режим, то есть читайте строки не спеша, при этом попробуйте частично запоминать слова;
  • возьмите лист бумаги и перепишите стихотворение, проговаривая его вслух, при этом разделите каждый отдельный столбик на несколько строк;
  • читайте произведение с листа; лучше повторять каждую строчку отдельно, начиная с самой первой;
  • очень часто человек, рассказывая стихотворение, начинает запинаться; так вот начало той строки, которая дается особенно плохо, напишите на отдельном листе и подглядывайте в него;
  • если у вас до сдачи стихотворения есть время, то читайте его перед сном по несколько раз; уже на другой день вы увидите хорошие результаты.

За 5 минут

Эта методика лишь немногим отличается от общих правил. Сначала необходимо с чувством и расстановкой прочитать стихотворение несколько раз, при этом определитесь с основной темой. Когда начнете читать, то попробуйте сразу же выстроить ассоциации и предметы, которые присутствуют в произведении. Выработайте хронологический порядок и при прочтении постарайтесь вдумываться в каждое слово.

Еще можно сделать так:

  • запишите стихотворение на диктофон;
  • прослушивайте диктофонную запись ровно столько, сколько понадобится или попросите прочитать вам стихотворение несколько раз вслух близкого человека;
  • после этого повторите произведение самостоятельно.

Когда вы начнете заучивать стихотворение перед сном, то увидите, какой эффективный этот метод. Уже наутро вы заметите, что запомнили почти все строчки из произведения. Чтобы закрепить результат, вам останется лишь только повторить их вслух. А еще можно совмещать полезное с приятным. Попробуйте, например, мыть посуду и одновременно с этим нехитрым занятием заучивать стихотворение. Между заучиваниями делайте частые и небольшие перерывы. Пусть ваш мозг осознает и «переварит» навязываемую информацию. А ту строчку, которую вы не можете сразу вспомнить, лучше пропустите и продолжите декламировать стих. Выучите основные фразы. А те слова, которые не поддаются быстрому запоминанию, выучите после.

Пользуйтесь шпаргалкой. Запишите в нее трудно поддающиеся фразы и постоянно подглядывайте. Данный метод подействует не сразу. Нужно оттачивать мастерство. Главное – подключите подсознание, тогда у вас все получится.

Большой объем текста

Длинный текст можно выучить, применяя зрительное или слуховое восприятие информации. Если говорить конкретно, то существуют следующие способы запоминания больших объемов:

  • рациональное запоминание предполагает использование логической памяти, то есть нужно осознать текст;
  • мнемотехническое запоминание предусматривает запоминание смысловой информации;
  • механическое запоминание предусматривает обыкновенную зубрежку.

Есть некоторые тонкости, которые позволяют быстро выучить большой текстовый объем. Для этого нужно придерживаться следующих действий:

  • определиться с главными составляющими текста и выделить их;
  • можно просто спеть то, что вам предстоит заучить или прочитать с выражением;
  • читать до тех пор, пока вы не поймете суть, после этого задать себе вопросы по тексту и ответить на них;
  • написание текста «непривычной» рукой – тоже действенный способ.

Методика запоминания

Тем, кто имеет хорошую память, легко запоминать информацию. Возникает вопрос, как выучить текст при плохой памяти. Для этого есть специальные техники. Однако помните, что точно нельзя сказать, какая методика станет лучшей, так как информация имеет различную степень сложности. Посмотрите на нижеприведенные методики и воспользуйтесь той, которая вам подойдет.

  • Если говорить кратко – это ОВОД (основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка). Сначала просто читаем текст, потом читаем его внимательно. Следующим этапом должно стать чтение текста наоборот. Так вы на интуитивном уровне будете проверять то, как вам текст запомнился. А дальше идет повторение, а это «мать» учения.
  • Еще одна методика, которая предусматривает несколько правил заучивания на родном языке. Сначала записываем текст, потом графически нужно выделить основные тезисы. Затем делим текст на части и переходим к постоянному запоминанию.
  • Используем пиктограммы. Сначала выделяем ключевые слова и выражения при помощи пиктограмм. Просто изображаем слова так, как вы их представляете. Если перед вами слово «птица», то рисуем птицу, если следующее слово – человек, значит, рисуем человечка. Потом все запоминаем и пересказываем.
  • Еще можно разделить текст на пункты и распечатать их по отдельности. Развесить листы по комнатам и читать время от времени.

Советы для взрослых

Такой категории населения можно порекомендовать использовать приемы мнемотехники. Тем, кто еще не знает сути, следует прочитать следующую информацию. Соединение различных способов, которые помогают быстро запомнить огромный объем информации, специалисты называют мнемотехникой. Ее суть заключается в запоминании чисел и цифр, а также информации и последовательности. Мнемотехника позволяет выработать хорошую память каждому желающему. Главное – начать тренировки, что можно сделать в любом возрасте. Еще необходимо понять принцип работы данного метода и научиться использовать его на практике.

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются приемы мнемотехники. Итак, человеку проще запомнить логические, ассоциативные, образные или другие связи между объектами. А вот сами объекты воспринимаются плохо. Поэтому если нет связи между объектами, то их нужно создать. Для этого есть определенные рекомендации. Например, объекту, несущему основную информацию, придается некий облик. Также поступаем и с другими объектами. Затем объединяем придуманные образы. Таким образом мы кодируем образы, а потом, когда их нужно вытащить из памяти, расшифровываем.

Методика не всем понятна и сложна. Но это так покажется на первый взгляд. Когда вы поймете суть, то увидите, что все работает довольно просто. Главное – такой метод здорово тренирует память. Данные, полученные при помощи мнемотехники, нашим мозгом хранятся очень долго, так как запоминание происходит на основе визуального решения. Например, если вам необходимо запомнить цифру 3, то ассоциируйте ее со Змеем Горынычем, а цифра 5 легко ассоциируется с ладонью. Таким образом можно запомнить любую математическую формулу. И учтите: чем красочнее будет картинка, тем быстрее вы запомните цифры.

Важно! Если число довольно большое, то разделите его на несколько частей.

Инструкция для творческих людей

Таким людям всегда все дается проще, поэтому и рекомендации будут простыми, но действенными, а именно:

  • используйте бумажные источники (книги, распечатанный текст), когда учите наизусть информацию; телефон или планшет не сгодятся;
  • при чтении в вашей руке должен быть карандаш, когда вы делаете заметки, то текст быстро запоминается; работая карандашом, мы посылаем сигнал мозгу о том, что информация очень важна, мы даем толчок к интеллектуальному восприятию текста;
  • когда перед вами большой объем информации, которая размещена на нескольких страницах, то делайте закладки там, где размещается информация для заучивания;
  • законспектируйте то, что вам предстоит хорошо запомнить; если это стихотворение, то перепишите его на бумагу по памяти;
  • цитаты из текста или из большого стихотворного произведения обязательно записывайте в отдельную тетрадь;
  • изготавливайте ассоциативные карты; этот самый творческий подход поможет быстро запомнить большой текст;

Пересказывайте прочитанные тексты другим людям, так вы поделитесь полезными сведениями с людьми и закрепите в голове нужную информацию.

vplate.ru

Как научить ребенка запоминать стихи?

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

azbyka.ru

Как научить ребенка быстро запоминать стихи

Каждый родитель , хоть раз в жизни задавался вопросом как научить ребенка быстро запоминать стих?  Счастье и радость переполняют, когда его чадо рассказывает стишок на утреннике в садике? 

      Но не многие дети на это отважатся, особенно в возрасте 3- 4 х лет. Ребенок может не только отказаться выходить рассказывать стих, но и, вообще, отказаться их учить.        Причиной может быть невозможность усвоить большой объем информации, и мозг ребенка как бы противиться этому, отстраняется от новой информации и перегруза. Выучить стих для таких детей – целое испытание. И это, скорее всего, потому что учат не правильно.

  Рассмотрим несколько советов в помощь родителям:

     Совет 1.   С самого рождения знакомьте ребенка с музыкой и стихотворениями. Пока ребеночек лежит в кроватке, пойте ему песенки, потешки «Гуси, гуси, Га-Га-Га». Это важно, так как с возрастом это поможет ему с запоминанием, этот опыт с младенчества позволит легче заучивать стихи.
      Возраст 4-5 лет — самый лучший для запоминания. Память очень быстро развивается. Текст ребенок запоминает уже осознанно, понимает смысл слов. Если что — то не понимает, родитель обязан объяснить. Учите много стихов, песен в этом возрасте; пересказывайте сказки. Это нужно для формирования памяти.

      Совет 2. В раннем возрасте можно давать стихи, соответствующие темпераменту ребенка. Спокойным малышам подойдут плавные, размеренные стихи, а вот малышам-непоседам и активным подойдут ритмичные стишки.

      Совет 3. Разучивать нужно эмоционально, с выражением, чтобы ребенку было интересно, интригующе. Монотонно рассказанное стихотворение теряет смысл для ребенка. Красоту поэзии нужно взращивать с детства, вот именно рассказывая стих с выражением и чувством.

      Совет 4. Малыши, в основном, учат стихи для кого-то, как подарок (маме, папе, бабушке, дедушке) или за подарок (деду морозу). Это как стимул для малыша.

      Алгоритм действий развития памяти.

      1. Сначала ребенка нужно успокоить, попросите его просто повторять слова одной строчки. Только одну строчку.
      2. Спросите у ребенка, что не понятно ему в сточке. Поясните значение непонятных фраз.
      3. После объяснения непонятных слов, повторите сточку еще раз. Повторяйте с ребенком до тех пор, пока он не запомнит. Количество повторений зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
      4. Когда первая строчка будет произноситься без запинок, тогда приступаем ко второй.
      5. Затем, соедините с ребенком 1 и 2 строчку, заучите их вместе.
      6. Затем, читаем третью строчку, заучиваем ее. Соединяем с 1,2 строчкой и читаем 3 строчки вместе.

      Игровой прием для развития памяти.

       Если не помогает алгоритм выше, то можно использовать прием многократного повтора одной и той же фразы.

 Сначала повторяйте стих «для себя» в присутствии ребенка (повтор 2-3 раза).
Потом начинайте произносить по 2-3 строчки медленно с выражением и интонацией. А если вы еще рассадите игрушки и расскажете стихотворение им, то это не останется без внимания малыша. Повторяйте своим голосом по строчке из стихотворения для каждой игрушки, меняйте голос и интонацию. Ребёнка это 100% заинтересует и он подключиться к игре.

Многократное повторение отлично развивает детскую память.

Заучивание стиха в процессе игры происходит незаметно для ребенка, и не нужно будет его заставлять запоминать стих.

Для хорошего запоминания нужно заучивать не более 2 строчек в день. Так за неделю вы выучите стишок к утреннику.

 Методы

 1. Слуховой метод – самый популярный. Такой метод применяют в садиках. Сначала разучивают каждый куплет, затем целиком весь текст. Получается слуховое восприятие, опора на рифму.

2. Двигательный метод. Под ритм стихотворения, делайте движения руками, ногами, хлопайте в ладоши.
Для заучивания стишка можно использовать мячик. Одну строчку произносит взрослый, передает мяч ребенку и ребенок произносит вторую строчку, и так далее. Такое заучивание хорошо способствует формированию внимания.

 3. Визуальный метод. Этот метод наглядных картинок к стишку из книжки. Но картинки лучше нарисовать самим.
     1). Разбиваем стих на блоки (по 1,2,3 строчки). Рисуем на бумаге образ который возникает. На каждый блок стиха по образу. Не Нужно рисовать сложную картину. Чем проще, тем легче ребенку запомнить. Пусть лучше он сам будет придумывать и рисовать. Вы помогайте в процессе рисования. Разъясняйте незнакомые слова и выражения.
      2). После того, как картинки нарисована, попросите ребенка рассказать стих по картинкам.
      Взрослому не следует навязывать тот образ и ту картинку, которые не понятны для ребенка. Пусть он сам придумает свой образ и соединит его со строчкой стиха и произнесет вслух.
      3). Потом попросите рассказать без помощи картинок, по воспоминаниям нарисованных образов.

Для примера возьмем стихотворение С. Маршака:

«В октябре, в октябре

Чистый дождик на дворе.

На лугах мертва трава, замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова на зиму для печек».

Разбиваем стихотворение на блоки и рисуем.

 Картинки можно пронумеровать и скрепить как книжку. Сделайте с ребенком обложку для его книжки. На обложке можно нарисовать выученное произведение. Подпишите название и автора. Заведите папку и складывайте в нее изготовленные книжки и рисунки. В будущем вам будет приятно рассматривать и вспоминать  выученные стихотворения.

  С помощью этого метода, вашей помощи и хорошего настроя, у ребенка проявляется фантазия, развиваются творческие способности, пополняются литературные знания.

Ведите подсчет его достижений! Это отличная мотивация для ребенка.

Расскажите, как вы учите стихотворение со своими детьми или внуками?  Какой из методов вы применяете для ребенка?

Понравилась статья? Поделитесь!

Также по этой теме:

Поделиться статьей

moskovskaya.site


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.