Как сделать анализ стиха


Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

fb.ru

Анализ стихотворений по плану и кратко – описание стихов поэтов русской литературы для 5-11 классов

Анализ стихотворений по плану и кратко – описание стихов поэтов русской литературы для 5-11 классов
  • 5 класс

  • Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Зима» Сурикова
  • Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая
  • Анализ стихотворения «Россия» Блока
  • Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» Фета
  • Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина
  • Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина
  • Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова
  • Анализ стихотворения «Весна» Плещеева
  • Анализ стихотворения «Помню - долгий зимний вечер» Бунина
  • Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Города и годы» Дона Аминадо
  • Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева
  • Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета
  • Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Благовест» Толстого
  • Анализ стихотворения «Береза» Есенина
  • Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
  • Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока
  • Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского
  • 6 класс

  • Анализ стихотворения «Родное» Исаковского
  • Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
  • Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Учись у них - у дуба, у березы» Фета
  • Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
  • Анализ стихотворения «Пущину» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
  • Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «На дне моей жизни» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина
  • Анализ стихотворения «Посмотри - какая мгла» Полонского
  • Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
  • Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
  • Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи» Полонского
  • Анализ стихотворения «О, как безумно за окном» Блока
  • Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
  • Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Еще весны душистой нега» Фета
  • Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник» Бунина
  • Анализ стихотворения «Ветер принес издалека» Блока
  • Анализ стихотворения «Листья» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока
  • Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Бабье лето» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Весна, весна» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
  • Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина
  • Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета
  • Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова
  • 7 класс

  • Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Родина» Бунина
  • Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Вечер» Фета
  • Анализ стихотворения «Признание» Державина
  • Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Муза» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Птичка» Державина
  • Анализ стихотворения «Кавказ» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Июль - макушка лета» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба
  • Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Два богача» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Воробей» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Волчата» Сулейменова
  • Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Близнецы» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Родине» Белого
  • Анализ стихотворения «Снег» Анненского
  • Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова
  • Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого
  • Анализ стихотворения «Июль» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета
  • Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова
  • 8 класс

  • Анализ басни «Обоз»
  • Анализ «Туча» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Друзьям» Блока
  • Анализ стихотворения «Поэты» Блока
  • Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Жизнь» Блока
  • Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева
  • Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Песня про купца Калашникова» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова
  • Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова
  • Анализ стихотворения «Поле зыблется цветами» Майкова
  • Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина
  • Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Осень» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина
  • 9 класс

  • Анализ "Вечер" Жуковский
  • Анализ «Узник» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Светлана» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
  • Анализ стихотворения «Поэту» Бунина
  • Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Царское село» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Цветы последние милей» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Подражания Корану» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина
  • Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю...» Блока
  • Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко...» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
  • Анализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Море» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
  • Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Перемена» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета
  • Анализ стихотворения «Памятник» Державина
  • Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина
  • Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Арион» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Я встретил вас - и все былое» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Родина» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова
  • Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока
  • Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
  • Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
  • Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина
  • Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
  • Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина
  • 10 класс

  • Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого
  • Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Сияла ночь луной» Фета
  • Анализ стихотворения «Я помню время золотое» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова
  • Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета
  • Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
  • Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» Толстого
  • Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
  • Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина
  • Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
  • Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева
  • Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
  • Анализ стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкина
  • Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
  • Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета
  • Анализ стихотворения «Блажен озлобленный поэт» Полонского
  • Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева
  • 11 класс

  • Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Скифы» Блока
  • Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны» Цветаевой
  • Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский
  • Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Ночь» Бунина
  • Анализ стихотворения «Холмы» Бродского
  • Анализ стихотворения «Фабрика» Блока
  • Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
  • Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока
  • Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
  • Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского
  • Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока
  • Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Исаковского
  • Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова
  • Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
  • Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина
  • Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
  • Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
  • Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
  • Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин
  • Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака
  • Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам
  • Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Черный человек» Есенина
  • Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока
  • Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
  • Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
  • Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета
  • Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского
  • Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина
  • Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Листопад» Бунина
  • Анализ стихотворения «Зимняя ночь в деревне» Никитина
  • Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Поет зима - аукает» Есенина
  • Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

obrazovaka.ru

План и образец анализа стихотворения

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» - одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты (раскаты молодые, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит, повисли перлы дождевые), инверсии (поток проворный, в небе голубом). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» - одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты (раскаты молодые, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит, повисли перлы дождевые), инверсии (поток проворный, в небе голубом). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» - одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты (раскаты молодые, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит, повисли перлы дождевые), инверсии (поток проворный, в небе голубом). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» - одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты (раскаты молодые, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит, повисли перлы дождевые), инверсии (поток проворный, в небе голубом). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

 Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

 Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

 Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

 Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

infourok.ru

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

go2school.ru

Учимся анализу стихотворений

Самое сложное задание ЕГЭ по литературе – это анализ стихотворения. Во-первых, само стихотворение может быть незнакомым, как и поэт, его написавший. Во-вторых, может быть неправильно понят (или совсем не понят) вопрос задания для анализа. Да вообще мало кто понимает лирику: язык сломаешь из-за инверсий или этих ямбов-хореев! Однако анализировать лирику надо: это добрая треть всех заданий ЕГЭ, да и без экзамена человек, связывающий свою жизнь с литературой, должен уметь это делать. Должен... Заставляют... А вы попробуйте научиться получать удовольствие от этого на первый взгляд скучного и утомительного занятия – анализа стихотворений!

Как этому научиться? Рассказывает преподаватель TutorOnline Василий Михайлович. 

Шаг первый – с чего начать?

Лиха беда – начало... Действительно, как подступиться к стихотворению? Для многих стихи – это бессмысленный зарифмованный набор слов. Ну, во-первых, не всегда "зарифмованный".  Уж точно не бессмысленный!

Начните со стихотворений, в которых есть сюжет. То, за что критики упрекали Николая Алексеевича Некрасова. Вот с него и начните! "Тройка", "В дороге", "Железная дорога" – везде есть события. Как, в какой последовательности они изложены? Как автор относится к героям? Почему вы так решили? Что указывает на его отношение?

Привлеките литературоведческий материал. Попробуйте определить размер (у Некрасова он часто трехсложный!), обратите внимание на рифмовку и строфическое деление (если есть). В стихах средства художественной выразительности сконцентрированы в нескольких строках. Слов мало, поэтому каждое важно и несет огромную смысловую (идейную) и изобразительную (художественную) нагрузку. Поищите эпитеты, метафоры, сравнения. Может быть, они сосредоточены в каком-то определенном месте? В начале, в конце, в середине? Почему так?

Обратите внимание на лексику и синтаксис. Встречаются ли какие-то необычные обороты? Какая-нибудь фраза не совсем понятна? Не оставляйте "белых пятен"! Надо понять все!

"Есть ли у вас план?"

Герой великолепной мультэкранизации романа Жюля Верна "Вокруг света за восемьдесят дней" любил сам себе задавать такой вопрос. Да, перед началом любого дела нужно составить план его выполнения.

Существуют разные схемы анализа произведений литературы. Есть и схемы анализа стихотворений. Правда, с оговоркой: начинать можно и нужно с любого пункта. Что-то должно зацепить вас особенно. Ищите это "что-то". Как? Поговорим чуть позже.

Итак, план. Обязательных пунктов нет, потому что бывают разные ситуации во время анализа. Стихотворение или его автор могут оказаться абсолютно неизвестными. На экзамене, например. Всякое бывает. Надо как-то спасаться.

Хорошо, если вы что-то знаете об авторе, об истории создания стихотворения. Это может здорово помочь. Стихи очень часто биографичны. Кроме того, поэты выражают мысли и чувства своего поколения. Не все, конечно, и не всегда. Но порой историко-биографические факты могут пригодиться.

Как мы уже сказали, бывают ситуации, когда нам вроде бы не на что опереться. Нет! Такого не бывает! Помните, как говорил И.С.Тургенев в своем самом известном стихотворении в прозе: "...ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"? Его самое известное стихотворение "В дороге" ниже попробуем проанализировать. А как язык нам поможет? Своим богатством, конечно: стилевыми особенностями, выбором синонимов, антонимов, фонетическими особенностями (звукопись), повторами.

Как уже говорилось выше, обратите внимание на сюжеткомпозицию тоже). Если есть какие-то события, то им должно быть уделено особое внимание. Как о них рассказывается? Подробно или отрывисто, фрагментарно? Все ли сказано? Или, может, что-то важное опущено? Восстановимо ли это важное? Почему о чем-то не сказано прямо?

Какие образы созданы поэтом? Какие из них главные? Какие второстепенные? Что вы можете сказать о лирическом герое после прочтения стихотворения?

Еще раз вдумайтесь в смысл прочитанного. Как средства художественной выразительности помогают поэту выделить наиболее важное? Если все-таки поэт вам хотя бы немного знаком, вспомните основные (ключевые) особенности его творчества. Как они отражены в данном стихотворении?

Тема, проблема и идея, жанр и ритм, форма и содержание – все важно. Но что-то, конечно, особенно.

"Где же у него кнопка?"

Вор-философ Урри из телефильма "Приключения Электроника" по мотивам произведений Е.Велтистова постоянно спрашивает это у себя. Нам воры, конечно, не пример (мы сочинения сами пишем!), но вопрос правильный.

Итак, мы уже говорили, что надо найти в стихотворении то, за что можно зацепиться. Где же искать зацепку? Всегда ли она на виду?

Ищите в самом начале. И в конце. Как правило, в том, как начато и закончено стихотворение, и заключено главное.

Вспомните пушкинский "Анчар". Начало: "В пустыне чахлой и скупой..." Конец: "...соседям в чуждые пределы". Поэт начинает с описания пустынного мира. Мира без людей. Зло вне людей. Опасное, но только тому, кто его потревожит. А вот в финале оно уже в мире, населенном людьми. Зло уже в мире людей. И не само туда попало, а принесено человеком. По воле человека. То есть за зло в мире отвечает человек, а не какой-то анчар из пустыни. Причем не один человек, а минимум двое: пославший и принесший. Готов анализ? Нет, это только ключ к нему.

Или возьмем упомянутое выше стихотворение Тургенева: "Утро туманное, утро седое...". Так оно начинается. А дальше повторы: "вспомнишь", "вспомнишь", "вспомнишь". Три раза, как заклинание. Вспомнишь, "глядя задумчиво в небо широкое". Вспомнишь "лица", события, историю любви – от первой до последней встречи. Одной любви. И задумаешься. О своей жизни, о вечном. И кажется, что ты видишь седого, как утро из его стихотворения, поэта, смотрящего в небо сквозь окно мчащегося поезда. Под "ропот колес"... А потом прочитаешь дату написания – 1843 год – и первая строчка зазвучит по-другому. Потому что Тургеневу в 1843 году было всего лишь 25 лет! Откуда же эта седина в восприятии мира? Зацепило?

Умение находить подобные "зацепки" надо в себе вырабатывать. Постепенно вы научитесь анализировать абсолютно любое стихотворение. В том числе и отвечая на конкретный вопрос. Как в 15-м или 16-м задании ЕГЭ по литературе. У целевого анализа есть свои особенности, о которых мы поговорим в следующий раз. Впрочем, вы можете не ждать следующего раза, а записаться на занятия к репетиторам школы Tutoronline. До встречи!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Как правильно анализировать стих

Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.

  1. Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
  2. Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
  3. Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
  4. Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: “О чем оно?”, “Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?”. Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
  5. Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
  6. Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
  7. Попробуйте определить ритм стиха.
  8. Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.

Очень полезно знать биографию автора, хотя бы самые важные периоды и изменения в его жизни. Возможно, именно знание жизненного пути, взглядов и убеждений автора поможет вам раскрыть суть его произведения.

При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.

1

Автор и название

В первом пункте анализа стихотворения укажите имя автора и заголовок его работы.

Если название отсутствует, напишите причину, по которой автор решил оставить произведение без заголовка.

2

История создания

В этом пункте укажите, кому адресовано стихотворение. Под чьим впечатлением автор его создал, что натолкнуло его на написание, кто вдохновил, какие жизненные моменты повлияли на сюжет произведения.

3

Основная мысль

В третьем пункте анализа всегда указывается тема, идея и основная мысль, пронзающая всю работу.

  • Тема указывает, о чем написано произведение. Очень часто она совпадает с названием работы.
  • Идея состоит из того, что именно автор желает нам донести с помощью стиха.
  • Основная мысль – понятие более широкое. Описывая ее, следует указать, что автор одобряет в работе – какого героя, какую человеческую черту, поступок, ситуацию, взгляд.

Также, не забудьте написать о том, что автор осуждает: какого героя, какой момент, какие слова и действия. Кроме этого, обязательно черкните несколько строк о том, над чем автор заставляет задуматься.

Возможно, смысл стиха очень глубокий, или в его сюжете открытый финал. Может быть, в произведении есть спорные моменты, которые можно рассматривать, исходя из разных точек зрения.

Каждое со своих мнений желательно подкреплять цитатами из произведения.

4

Художественные приемы

Это очень важные момент в процессе анализа стихотворения. Для усиления смысла и насыщения содержания творческими элементами, авторы используют множество приемов:

Необходимо указать наличие тех или иных художественных приемов и подкрепить свою мысль цитатами. Цитаты могут повторяться в описаниях приемов.

5

Рифма, размер

Чтобы определить рифму стиха, прочитайте его несколько раз. Обратите внимание на последние буквы строк. В зависимости от частоты их совпадений можно определить вид рифмовки:

  • Параллельная – если рифмуются каждые две последовательные строчки;
  • Перекрестная – если рифмуются строки через одну;
  • Кольцевая – если в четверостишии рифмуются первая с четвертой, а вторая с третьей строкой.

Стихотворный размер также следует указать:
  1. Для начала, выпишите все гласные буквы, помечая их чертами. Прочитайте стих вслух с интонацией.
  2. Над чертами, которые обозначают ударные гласные, ставьте пометку.
  3. Затем определите размер: ямб (двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе), хорей (двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе), дактиль (трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге), амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге) или анапест (трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге).
  4. Также, укажите наличие пиррихия (двух неударных слогов подряд) или спондея (двух ударных слогов подряд).

6

Собственное мнение

Конечно же, анализ стиха будет неполным, если вы не укажите личное мнение о стихотворении. Напишите, что вас наиболее впечатлило, что вы думаете о главном герое и ситуациях, описанных в произведении.

Почитать в тему:

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

9 Да Нет 1

Еще инструкции на эту тему:

evrikak.ru

❶ Как провести анализ стихотворения 🚩 алгоритм анализа стихотворения 🚩 Гуманитарные науки

Инструкция

Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.

Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.

Раскройте творческую историю стихотворения. Если оно было начато в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализе произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения. Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов написал, когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями-крестьянами у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.

Укажите тему стихотворения: любовная лирика, размышления о назначении поэта и поэзии, описание природы, любовь к Родине и т.д. Попытайтесь проанализировать, при помощи каких художественно-выразительных средств, стилистических фигур и т.д. поэт раскрывает эту тему.

Если поэт использует метафоры, эпитеты, оксюморон и др. художественно-выразительные средства, укажите их. Также отметьте олицетворение, если оно имеется.

Опишите настроение, которым проникнуто данное стихотворение: светлая печаль, умиротворение, тоска и одиночество, радость и восторг и т.д. Охарактеризуйте (по возможности) образ лирического героя. Сообщите о своем отношении к нему.

Если настроение или темп стихотворения меняется от первых строф к последним, укажите это в анализе. Например, в стихотворении А.С.Пушкина "Узник" первые строки проникнуты мрачным настроением, а в заключении, когда поэт пишет о вольной жизни, темп в стихотворении убыстряется, а безысходность и тоска сменяются на ожидание чуда, радости, счастья.

Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест и т.д.

Укажите рифмовку, которую применил автор: парную, перекрестную, охватывающую.

Сообщите о том, какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения, а также о том, какие выводы о творчестве поэта, о его личности вы смогли сделать. Если у вас возникло желание познакомиться с произведениями этого автора подробнее после проведенного вами анализа, обязательно отметьте это.

www.kakprosto.ru

Что такое анализ стихотворения? 🤓 [Есть ответ]

План анализа стихотворения

Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.

Сюжет:
есть сюжет: образы событий (…каких именно…) ;
без сюжета: образы чувств (…).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
‘_ _ _ дактиль;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест.

Рифма:
аабб – парная;
абаб – перекрестная;
абба – кольцевая.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет – художественное определение;
сравнение;
аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония – скрытая насмешка;
гипербола – художественное преувеличение;
литота – художественное преуменьшение;
олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация – повторение одинаковых согласных;
ассонанс – повторение гласных;
анафора – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское “Я”.
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет) , эпитафия (посмертное) , элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви) , ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д

obrazovaka.ru

О том, как делать анализ стихотворения :: SYL.ru

Что такое анализ стихотворения

Это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха.

Для чего нужен анализ стихотворения

Он применяется, как правило, критиками и литературоведами для создания объективной характеристики того или иного произведения. Был даже создан специальный алгоритм того, как делать анализ стихотворения. Он также используется как средство "донесения" идей автора до широких масс.

Как делать анализ стихотворения. Шаг первый

Хотя схема построения анализа и существует, она весьма приблизительна, и в ней много субъективного. В первую очередь, нужно вдумчиво прочитать произведение. Как делать анализ стиха, не поняв его? После этого нужно выявить основную мысль, "зерно" произведения. И это значит, что ее нужно объективно сформулировать в короткой и понятной словесной форме. Задайте себе вопрос: "Что хочет сказать автор?". После того как вы найдете на него ответ, все будет намного проще. Далее нужно обнаружить микротемы текста и определить, как они связаны между собой.

Как делать анализ стихотворения. Шаг второй

После того как вы поняли, что говорит автор, обратитесь к тому, как он это говорит. Здесь речь пойдет о его приемах, слоге и экспрессии. Все это иначе никак не выявить, кроме как делать анализ стихотворения правильно. Обратите внимание на общую композицию, рифмовку, наличие лексических повторов. Далее приступайте к более детальному рассмотрению: ищите средства эмоциональной выразительности, тропы и прочие приемы. При этом обращайте внимание на то, как они соотносятся с микротемами и сверхзадачей самого произведения. Проще говоря, анализ состоит из двух этапов: выявления цели, которой хочет достичь автор, и выявления средств, которыми он для этого пользуется. И здесь одинаково важно все: от главной мысли до скромного эпитета. Поскольку, определив направление анализа, нужно понимать, что все детали стихотворения должны ему соответствовать.

Трудности исследования

Многие люди, столкнувшись с тем, что объективно оценить авторскую позицию зачастую оказывается намного сложнее, чем это выглядит на первый взгляд, склоняются к субъективному анализу. Он сводится к описанию личных впечатлений и мыслей по поводу стихотворения. Такие анализы правильнее было бы назвать рецензиями. Но ничего плохого в них нет, напротив, в некоторых сферах (к примеру, в публицистике) подобные описания даже упрощают задачу аналитика и работают ему на пользу. А вот ученикам школ не приходится выбирать, как делать анализ произведения, - только с общепринятой точки зрения.

Подведем итоги

Анализ любого художественного произведения - неотъемлемая часть коммуникаций между автором и людьми. Ведь многие не понимают значение того или иного стихотворения, поэтому критикам приходится его толковать, раскладывая все по полочкам. Но так как их мнения зачастую расходятся, анализ произведения становится способом понять скорее влияние автора на различных людей, чем его самого. Но несмотря на это (или благодаря этому), разбор поэтических произведений еще долгое время будет актуальным способом их оценки.

www.syl.ru

Как делать анализ текста ℹ️ план комплексного и целостного анализа, алгоритм, вопросы, критерии, примеры текстового разбора по литературе

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.


nauka.club

Ответы Mail.ru: Как сделать анализ стихотворения?

Пиши по пунктам 1) Анализ названия (в названии может быть тема или основная мысль) , или расскажи, почему названия нет 2)Тема, идея и основная мысль. (Тема - о чём, идея - ради чего было написано, мысль - то, что доносил до нас автор. ) 3) Средства выразительности. (Метафоры, гиперболы, литоты ит. д. ) 4) Поиск авторских неологизмов. (Это можно отнести к третьему пункту) 5)Твоё личное мнение о стихотворении.

В инете можно найти примеры, и даже на конкретное стихотворение

Не проще выложить стихотворение? Есть идейно-художественный анализ, есть анализ где нужно указывать тропы. В принципе, нужно написать тему, главную мысль. Показать, с помощью чего автор достиг нужного эффекта (эпитеты, сравнения, метафоры, гротеск, гипербола, аллитерация и т. д.) . Выразить свое мнение. При надобности узнать стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, перихий).

План анализа стихотворения 1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся. 2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках. 3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам) 4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая. 5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо) 6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение. 7. Роль звуков в стихотворении. 8. Цвет стихотворения. 9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) . 10. Категория пространства (реального и астрального) 11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату? 12. Особенности композиции стихотворения. 13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада) 14. Литературное направление, если можно определить. 15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон) 16. Мое восприятие этого стихотворения. 17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

пвврноуо77уш75ушцу57ш7

спасибо большое за помошь

Автор и название стихотворения. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). .. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). .. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: ... Композиция лирического произведения. .. Поэтическая лексика.

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.