Как писать хорошие стихи


Почему мой стих корявый, или Как писать хорошие стихи? | Культура

Многих это расстраивает, многие бросают писать, думая, что у них никогда не получится слагать хорошие, радующие слух стихи, что это им не дано. А между тем всё гениальное, как известно, ужасно просто. Поэтому, пожалуй, сему и не уделяется должное внимание в различных учебниках по стихосложению. Авторы этих книг считают, что в этом нет необходимости, что всё и так ясно и понятно.

Они, безусловно, дают в своих книгах очень ценную информацию, но ценна она только для тех, кто владеет азами — теми самыми азами, которые столь сложны и столь просты одновременно. Именно об этих азах мы и поговорим в нашей кратенькой статье. Постараемся открыть сей гениальный секрет, сделав его действительно
общедоступной истиной.

И всё, действительно, очень и очень просто. Для того чтобы у вас получались хорошие стихи, чтобы они не казались вам корявыми и неотёсанными, нужно соблюдать всего лишь две нормы, два правила: стихотворный размер и структуру строф. Рассмотрим оба этих понятия более детально.

Стихотворный размер — что это такое? Это различные комбинации чередования ударных и безударных гласных звуков, сохраняющиеся на протяжении всего стиха или отдельных его частей. Это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.

Но как выбрать ритм? — спросите вы. Как его определить? Для этого всего-навсего нужно знать, какой ритм как выглядит, что он из себя представляет. Это как в музыке: зная, что такое рок, что такое джаз, танго, диско, вы, услышав какую-либо мелодию, ранее вами не слышимую, без особого труда определите её направление. В стихотворных размерах всё обстоит примерно таким же образом.

Стихотворных размеров, как и музыкальных стилей, довольно много. Мы же рассмотрим только основные, наиболее часто встречающиеся. Затем вы, открыв любой учебник по стихосложению, свободно сможете найти другие размеры, также применив их в своей стихотворной практике. Главное — чтобы вы поняли, что это такое и с чем его едят. А для достижения данной цели достаточно и нескольких основных размеров. Итак!

Ямб — это двухзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится второй гласный звук. Например, «куда глядят мои глаза?..» Как видите, каждый второй гласный звук находится под ударением. Всего в строке 4 пары — это означает, что данная строка написана четверостопным ямбом, то есть одним из стихотворных размеров (в нашем случае ямбом), повторяющимся на протяжении одной строки четыре раза.

Хорей — своего рода перевёрнутый ямб. Он тоже состоит из двух гласных звуков, но под ударением находится первый звук. Например, «мы поедем, мы помчимся…» Тоже, как видите, четырёхстопная строка, то есть состоящая из четырёх стихотворных размеров.

Дактиль — это уже трёхзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например, «я за тобою пойду…» Как видите, в приведённой строчке всего три повтора стихотворного ритма, причём третий повтор — неполный, что вполне допустимо.

Амфибрахий — также трёхзвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, «куда же пропала подруга моя?..» На строке четыре повторения ритма, один из которых — неполный.

Анапест — также трёхзвучный стихотворный размер, под ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например, «натопи ты мне баньку по-белому…» В строке четыре ритма, последний из которых неполный.

Вы, слагая свой стих, вольны выбрать любой из этих ритмов. Но, выбрав один из них, должны придерживаться его если не весь стих, то, по крайней мере, определённую его часть. Иногда допускаются комбинации ритмов, но не в одной строке. Можно, к примеру, одну строчку написать одним стихотворным размером, другую строчку — другим. Или же один куплет так, другой — иначе. Но на протяжении одной строки ритм должен быть только один.

И второй момент, на который также следует обращать внимание при написании стиха, это строфы.

Что такое строфа? Строфа — это своего рода стихотворный куплет; это определённая часть стихотворной конструкции, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке.

Наиболее простые и, пожалуй, наиболее сегодня распространённые строфы: перекрёстная и параллельная. Обе они состоят из четырёх строк. Но в первом случае рифмуются первая с третьей, а вторая — с четвёртой; во втором же случае — первая со второй, а третья с четвёртой.

Вот, к примеру, так:

Куда же пропала подруга моя?
Ей письма пишу, но ответа всё нет.
Терзает мне сердце грусть словно змея.
Ведь к ней так привык я за несколько лет…

Это пример перекрёстной строфы. А вот пример параллельной:

Без тебя мне не жить.
Мне тебя не забыть.
Ты останься со мной,
человек дорогой!..

Обратите внимание ещё на то, что количество гласных звуков в строчках либо одинаковое, либо разное, но чередующееся в строгом порядке. Если, скажем, вы решили писать стих перекрёстными строфами, и в первой строчке у вас получилось семь гласных звуков, а во второй — шесть, то в третьей, соответственно, должно быть семь, а в четвёртой — шесть. И так весь стих, до самой последней строчки. Вы, как автор, вольны выбирать любую длину строчки, но на протяжении всего стиха стоит придерживаться изначально выбранных размеров.

Стихотворных строф тоже довольно много: это и сонеты, и октавы, и терцины, и ещё много других. Но об этом довольно подробно написано в большинстве учебников по стихосложению. Цель же данной статьи — не перечисление всех возможных стихотворных размеров и строф, а раскрытие данных понятий, подача тех самых азов, без которых невозможно обучаться далее. Надеемся, что вы теперь сможете во всём разобраться и исправить допущенные ранее ошибки, что среди великих поэтов станет ещё на одного человека больше!

Но все эти знания, конечно же, не являются основным. Всё это — техника, которая хоть и имеет большое значение, но всё же не заменит данный Богом талант. Талантливый поэт рано или поздно, но овладеет техникой стихосложения, но бездарь, изучив и вызубрив все правила, так и не напишет ни одного стиха, который мог бы вспомниться людям спустя многие десятилетия или даже века после смерти его автора.

Ищите, находите и развивайте данные вам Богом таланты, не давайте им захиреть, остаться невостребованными, зачахнуть, и тогда всё у вас получится. Обязательно получится!

shkolazhizni.ru

Стихосложение-30. Подведение итогов. Что нужно, чтобы писать хорошие стихи? | Культура

Перейти к предыдущей части статьи

Я старался, чтобы язык моих статей был, по возможности, простым, доступным и интересным. Надеюсь, что после них читателям будет легче перейти к более серьёзным и авторитетным учебникам. Ну, а мне осталось подвести некий итог и выделить главные тезисы данного цикла.

Итак…

1. Самое главное качество настоящего поэта — жгучая потребность в написании стихотворений. Стимул может быть самый разный, но без этой внутренней потребности — никуда! Как метко пошутил Г. К. Лихтенберг:

Родители, которые замечают, что их сын хочет стать профессиональным поэтом, должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплётства, либо не станет великим поэтом.

Георг Кристоф Лихтенберг
Фото: Johann Ludwig Strecker, ru.wikipedia.org

2. Неважно, с чего начнется ваш интерес к поэзии — со сказок Чуковского, стихов Пушкина, поэзии футуристов или текстов песен группы «Кино». Но если вы захотите стать полноценным поэтом, вам просто необходимо читать, знать, понимать и любить именно классику.

Столь элементарное правило, как ни странно, понятно далеко не каждому начинающему поэту. Многие творят по принципу «Чукча — не читатель, чукча — писатель», а на вопрос, кто их любимые поэты, от силы могут вспомнить разве что Пушкина, Лермонтова и Есенина. При этом можно с уверенностью сказать, что и этих поэтов они знают в пределах школьного курса. А ведь для полноценного творчества надо знать разнообразную поэзию, опыт которой бесценен. Не обязательно всю её любить, но знать нужно.

3. Старайтесь не писать в стол. Ищите своего читателя. Ищите или создавайте свою поэтическую среду. Поэту крайне тяжело творить без адекватных читателей, критики и коллег (соратников или соперников, неважно). Мало кто способен объективно оценивать свое творчество, а многие ошибки и недочеты вообще заметны только постороннему глазу. Вильям Адольф Бугро, «Вдохновение», 1898 г.
Фото: artchive.ru

4. Главный источник стихотворчества — вдохновение. Стяжайте его, как стяжали христианские подвижники Святой Дух. Не превращайте стихи в зарифмованную прозу. Запомните хорошую формулу С. Аксёненко:

Настоящая поэзия не есть мысли, настоящая поэзия не есть чувства; настоящая поэзия есть чистый дух, чистое вдохновение, ритм которого рождает и мысли, и чувства.

5. Маяковский в своей работе «Как делать стихи» написал:

…я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила.

И действительно, особо жестких правил в поэзии нет. Само развитие поэзии часто и заключается в опровержении и изменении старых правил и создании новых. Однако экспериментаторство возможно лишь при условии, что вам знаком прошлый опыт поэзии, если вы владеете ее элементарным арсеналом.

В. Маяковский:
Человек, впервые формулировавший, что «два и два четыре», — великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, — все эти люди — не математики.

Представьте музыканта, который свои беспорядочные удары по клавишам называет авангардной симфонией, но при этом не может написать элементарной мелодичной трехаккордной мелодии. Разве это музыкант? И разве можно назвать художником того, кто рисует черные квадраты или разноцветные пятна, но сам не в состоянии изобразить всем знакомую собачку? Так точно и поэт, не умеющий писать стихотворения с рифмами и ясным размером, вряд ли экспериментатор. Скорее всего он — лентяй и неумеха. Эжен Делакруа, «Автопортрет», 1837 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Конечно, настоящему поэту просто необходимо чувство беспредельной внутренней свободы. Но именно знание предыдущего опыта и дает эту внутреннюю свободу. Об этом гениально написал Эжен Делакруа:

Необходимо постоянно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества.

Очень важно, чтобы это знание освобождало поэта, а не сковывало его по рукам и по ногам, не превращало живой огонь вдохновения в мертвую математику.

С. Маршак:
…никакие нововведения в поэзии, никакие ее завоевания в области формы, никакое совершенствование общепоэтической техники не облегчают работу поэта, не уменьшают его душевных затрат, не делают поэтический труд общедоступным. Как я уже говорил однажды, формально упражняться в искусстве версификации (поэтической технике — С.К.) — все равно, что учиться плавать на суше.

6. Никакая теория не будет иметь смысла без постоянной практики. Практика, то есть собственно писание стихов — для поэта ВСЁ.

Не бойтесь прослыть графоманом. На первых порах обильное стихотворчество пойдет только на пользу, ведь именно так вы оттачиваете своё мастерство, стараетесь достигнуть совершенства. Не падайте духом от первых неудач. Ни один поэт не рождался сразу великим. Как говаривал, по-моему, Б. Шоу, прежде чем написать хорошую книгу, вы непременно напишете несколько плохих — это же правило относится и к хорошим стихам. Бернард Шоу
Фото: ru.wikipedia.org

Вдохновения вам, упорства и успехов!

shkolazhizni.ru

Советы, как писать стихи правильно для начинающих

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о литературе не вообще, а в частности: о моей литературной деятельности, если можно так выразиться, о поэзии и прозе, которые я написал в молодые, а некоторые уже и в зрелые годы. Что из этого получилось – судить вам. Также дам несколько советов, как писать стихи правильно для начинающих: с чего начать и про что писать.

Так случилось, что сначала я увлекся поэзией, а в дальнейшем решил попробовать себя в прозе. В то время я ощущал себя, как начинающий поэт. Что из этого вышло, вы скоро поймете, прочитав эту заметку и мои белые стихи. Сочинять я стал в студенческие годы. Однажды я написал небольшое произведение ко дню 8 Марта нашим однокурсницам. Это был первый хороший стишок. С тех пор пошло и поехало.

Не то, чтобы я писал каждый день, но раз в месяц, иногда чаще, иногда реже, я писал белые стихи. Я думал, что это увлечение со временем пройдет, но шли месяцы и годы, но муза не покидала меня. Меня это удивляло, радовало и огорчало. Жизнь шла своим чередом, я работал и учился в прямом смысле слова, это были самые напряженные годы в моей молодости, но я продолжал сочинять.

В то время я показал свои произведения в редакции двух местных газет, но мне сказали, что надо учиться, нет рифмы и т.д. Одним словом, я положил свои тетрадки в стол, и они пролежали там долгие годы.

Со временем я набрал свои труды на компьютере, распечатал, но никому не показывал, за редким исключением близким друзьям и родственникам.

Советы для начинающих: как писать стихи правильно

Что можно сказать по этому поводу, какой дать совет, а именно как написать стихи для начинающих? Во-первых, надо любить поэзию, читать не только современных поэтов 20-21 веков, но и классиков русской и зарубежной словесности 18 и 19 веков. Надо определиться для себя с темой – о чем писать и для кого? Когда есть цель, то, как правило, идешь к ее достижению. Далее мы рассмотрим, как писать стихи для начинающих.

Прежде всего человек должен начинать с азов. Надо научиться писать грамотно, соблюдать рифму и изучить вопрос, как писать правильно. Обязательно ознакомиться с основами стихосложения, какой размер выбрать. В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Дальше, какую рифмовку выбрать К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую. Дайте волю своему воображению – то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии.

Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями, необыкновенными сюжетами.

Не забывайте про выразительные средства и стилистические приёмы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие подходящие по смыслу выражения. Но не перестарайтесь и не загромождайте свое выстраданное произведение. Я надеюсь, что ответил коротко на вопрос.

А также хочется добавить следующие важные пункты для правильного написания произведений: читайте много поэзии и развивайте словарный запас, пишите грамотно, чаще практикуйтесь и не бойтесь критики. Также используйте художественно-поэтические средства. Подробнее вы можете прочитать в статье Анастасии Сергеевой:

Как научиться писать стихи — советы начинающим

Здесь я попытаюсь немного рассказать, как научиться писать стихи с нуля, с самого начала. Вспомним школу, уже на уроках литературы в начальных классах учитель предлагает ученикам продолжить известные строки русских писателей своими авторскими рядами.

У кого получается хорошо, а кто-то и двух слов связать рифмой не может. В юном возрасте приходит первая любовь, душа рвется на волю, хочется писать стихи и творить.

чтение стихов

На ум приходят сладостные речи, человек во весь голос кричит словами о своих чувствах. Насколько это профессиональные строки, судить сложно, ведь эти слова льются от души и предназначены только любимому юноше или любимой девушке.

А как научиться писать стихи так, чтобы можно было смело демонстрировать их обществу, своим сверстникам, друзьям и родственникам, а также гордиться своими плодами литературного творчества?

Писать или не писать – вот в чем вопрос?

У многих начинающих поэтов возникает вопрос, как придумать стих. А в дальнейшем времени и про что написать? Со временем в процессе обучения и тренировки это отойдет на второй план. Главное – это желание писать, высказать правильно свои мысли и грамотно облечь все это в стихотворную форму.

желание писать стихи

Форма включается в себя следующие понятия: знание плюс чувства, плюс воображение равно результату творчества. Иногда говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, в результате чего и получается произведение. Существуют правила написания стихов, вот некоторые из них.

Важно знать правила ритмики, чередование безударных и ударных слогов в строке. Напомню, что размеры делятся на хорей и ямб (двусложные) и дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложные). Эти особенности отличают прозу от поэзии.

Как писать стихи в рифму? Надо поработать над изучением ритма, конечно, не стоит часами сидеть и придумывать рифму к одному слову, а подобрать логическое окончание строки – нехитрое дело!

Многие думают, что сочинить стих – нет ничего проще. Они заблуждаются, сочинять – это кропотливый труд.

Использование художественных средств позволит вам украшать свое творчество, выражать в скрытой форме свои чувства, передавать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение, и тогда произведение заиграет новыми яркими красками.

Когда человека что-то волнует, и он хочет сочинить что-нибудь, слова сами ложатся на бумагу, получаются трепетные и задушевные строки. Он не думает в этот момент, о чем писать. Живые мысли становятся словами, рождают свое детище – произведение, которое заставляет читателей сопереживать, радоваться или плакать с вашим героем. Предупреждаю, что писать под заказ не каждый сможет – иногда это получается уныло и бессердечно.

Если после прочтения человеку есть, что сказать, он полон эмоций, в душе клокочут чувства, значит, вы правильно подобрали слова и ритм поэзии. Написать хорошие стихи, что может быть лучше! Задели за тайные струны души читателя – это многого стоит!

Да, такие стихотворения наполнены изысканными образами, удивляют и приносят удовольствие читателям. Тайные смыслы, затерянные мысли, загадочные образы – вот цель настоящего искусства.

Чтобы добиться таких результатов, нужно много читать, думать, мечтать, мысленно создавать образы для будущего творчества. Как сочинить стих, и какие существуют способы для этого? Способов выразить свою мысль существует множество, перечислим основные виды поэтических произведений:

  • белый стих – несмотря на то что отсутствует рифма, четко сохраняется размер и ритм;
  • акростих – первые буквы каждой строки образуют новое слово, а может два или три;
  • стихи в прозе – особо выразительный стиль передачи чувств писателя, могут относиться и к поэмам;
  • верлибр – непростой стиль, отличается особым построением строк, насыщением образов и отсутствием установленной рифмы;
  • смешанный сочетает в себе несколько видов рифм.

Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу неустанно. Наслаждайтесь поэтическим творчеством классиков, современных писателей, творите свои шедевры – и делайте мир краше, добрее и счастливее! Вот основная задача поэтического и писательского слова!

Некоторые полезные рекомендации для новичков

Начинающим писателям следует помнить про ритм, один лишний слог способен погубить всю композицию. Не стоит рисковать смыслом ради замысловатой фразы, чем проще, тем доступнее для людей и общества.

Творчество – это непрерывный процесс, а не результат. Нельзя утром сказать “Вот я сегодня напишу что-нибудь”, ведь муза посещает человека в состоянии душевных переживаний, эмоций, а просто строчить бездарные строки – бесполезно. Вначале нужно придумывать обучение, с помощью которого вы освоите правила написания стихов.

Сроки о любви

Чтобы произведение было поэтичным, вам следует избегать штампованных рифмовок, мол “слезы-грезы”, “небеса-чудеса”. Не нужно никому подражать, ваш стиль написания должен быть индивидуальным и неповторимым! Стих, как песня, должен быть понятным и музыкальным. Нужно много читать, как классику, так и современное творения писателей, учиться и всегда стремиться к совершенству.

Пишите, по возможности чаще, пусть из десяти девять уйдут в корзину, зато вы будете оттачивать мастерство. Учиться правильно подбирать причастные и деепричастные обороты, умело использовать метафорические структуры, искать свои неожиданные и неповторимые образы. Написание стихов дело сложное, но интересное. Научить себя правильно писать – это большой труд.

Думаете, что все они про любовь? Нет, конечно. Можно попробовать себя в разных жанрах, например, послания: рассказать друзьям, родным, и даже незнакомым людям про свои чувства и переживания. Открыть свою душу, стать на миг ближе к окружающим людям, подарить им теплое слово и хорошее настроение! Я надеюсь, теперь вы знаете, как написать стихотворение.

Повышайте общую грамотность, изучайте правила грамматики и правописания, читайте, пишите диктанты, пересказывайте тексты, наслаждайтесь процессом обучения и вдохновляйте на новые литературные свершения своих любимых. Помните, что поэтическим даром обладают немногие, но научиться писать может каждый! Ссылка на статью:

Как научится писать и сочинять стихи с нуля?

Стихи Николая Зверева

я вам пишу

Здесь творчество на разные темы: о любви, о дружбе, о природе, о работе на селе, об учебе, о родственниках, о друзьях и недругах, о том, что мне дорого и близко. Писались они в разные годы, и выбрал, на мой взгляд, я самые удачные и лучшие, что было из написанного мной в те, уже далекие, годы моей молодости.

Скажу вам честно, писалось не всегда легко и сразу. Муза – подруга капризная: может посетить и уйти в одночасье. Каждое произведение прошло через душу и сердце, в каждом много из пережитого и увиденного в жизни. Но теперь пришло время, я решил выставить на ваш суд, читатель, свои произведения.

Прежде чем их выложить в данной заметке, я десятки раз перечитывал их, да и другие, не вошедшие сюда. И мне кажется, что все сложилось и получилось более менее удачно. Конечно, я не профессиональный поэт и писатель, но как говорится, что написано пером, не вырубить топором! Читайте, жду ваших откликов. Ниже дана ссылка на мои первые произведения.

МОЛОДОСТИ БЕЛЫЕ СТИХИ. ЧАСТЬ I.

Мои сборники “Откровение души” и “На рубеже веков”

Продолжаем наш разговор о поэзии. Вернее сказать, я продолжаю знакомить вас, дорогой читатель, со 2-ой частью сборника своих белых стихов. Большинство из них были написаны в конце прошлого бурного двадцатого века, так что пора было им появиться на свет.

рождение стиха

"Откровение души" – так я назвал 2-ю часть сборника своих стихов. В ней прослеживаются те же темы, но присутствует больше любовной лирики. Как получилось, судить вам. Ссылка на чтение:

Стихи Николая Зверева. Откровение души 2-я часть

Продолжаем разговор о поэзии, о моих произведениях. В юности и молодости я любил читать А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова – это мои самые любимые поэты 19 века. Также читал Федора Тютчева, Афанасия Фета, Евгения Баратынского и многих других.

Из современных поэтов, к сожалению, никого не знаю, но в 70-90 годы прошлого века читал Евгения Евтушенко, Эдуарда Асадова, Николая Доризо, Расула Гамзатова и других. Тогда эти мастера жанра гремели на всю Россию, их знал каждый школьник и студент.

разговор стихами

Сегодня я представляю последнюю часть своих рукописей, она называется “На рубеже веков”. Часть 3. Продолжение всех предыдущих тем и, конечно, любовной лирики, которая занимает определенное место в моем творчестве. Поверьте, писать о себе, о пережитом – это одновременно легко и сложно. Кто когда-либо занимался сочинением, тот поймет меня. Читайте по этой ссылке: Стихи Николая Зверева. На рубеже веков. Часть III

Заключение

Хочется еще добавить в заключение несколько слов о поэзии, как источнике вдохновения и красоты, об этом удивительном способе передавать свои чувства и переживания посредством написания стихотворных произведений.

Не каждому дано правильно и красиво излагать свои мысли на бумаге. Но если вы серьезно решили освоить это ремесло, то смело изучайте то, что вам интересно в сфере познания поэзии.

И со временем результат будет, уж поверьте мне. И тогда вам не стыдно будет показать свои творения родным, друзьям и близким людям! Дорогой друг! Я надеюсь, что в данной статье ответил на вопрос “как писать стихи правильно для начинающих”.

Если вас тронули мои произведения, я буду рад узнать ваше мнение о том, что вам понравилось или нет. На все ваши комментарии отвечу с удовольствием. Желаю вам здоровья, приятного чтения и хорошего настроения! До свидания. До новых встреч!

domenzn.ru

Как научиться писать стихи? | Обучение

У меня для вас хорошая новость! Не важно, на каком уровне вы находитесь в данный момент. Написание стихов — это навык, который можно и нужно развивать. Достичь мастерства или нет — это ваш выбор. Вы всё же решились? Тогда поехали!

Магическая формула стихосложения

Она формулируется следующим образом: ЗНАТЬ + ЧУВСТВОВАТЬ + ВООБРАЖАТЬ = ТВОРИТЬ

Рассмотрим подробно каждый из этих пунктов.

Знать

Что такое нужно знать, чтобы писать лучше? Прежде всего, вспомним, что мы знаем о ритмике стиха. Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в строке. Стихотворные размеры делятся на двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий и анапест). Именно ритм отличает стихи от прозы. Мы не будем подробно рассматривать этот пункт. В Интернете вы сможете найти описание каждого стихотворного размера с примерами.

Да, этап изучения ритмов может показаться скучным и сложным. Но главное, научиться их чувствовать и различать. Вам не придётся часами думать о том, какой тип слов подходит к выбранному размеру. Как только вы отработаете навык, всё пойдёт намного легче.

А нужно ли это вообще, ведь многие благополучно сочиняют стихи и без знаний теории? Решать вам. Помните, что, освоив ритмику, вы попрощаетесь с нескладными стихами.

Ещё одним секретом является знание и применение различных художественных средств. Метафора, метонимия, гипербола, аллегория, сравнения — вот лишь небольшой перечень изобразительных приёмов, позволяющих сделать стихи менее плоскими.

Мощным импульсом для вас станет ежедневное чтение стихов. Это очень важный этап! Без него не надейтесь сочинить что-нибудь стоящее. Не исключено, что и Пушкин не смог бы стать гениальным поэтом, если бы не читал чрезвычайно много. Вы сами почувствуете, как после прочтения любимого поэта начнёте говорить стихами. Старайтесь чередовать классику и творчество современных авторов. Знакомство с разными стилями и формами повысит качество ваших стихов и сделает их менее однородными.

Чувствовать

Естественно, что пишут всегда о том, что волнует. Стихи, «написанные интеллектом», без души, не смогут привлечь ничьё внимание. Даже для вас они не будут представлять никакой ценности. Сделайте чувство главной доминантой вашего творчества. Мысли, направляемые живым чувством, станут точнее, слова — ярче. Спрашивайте себя: «Что именно я чувствую в данный момент?»

Воображать

Развитие воображения, образного и ассоциативного мышления — необходимый навык, который позволит вам создавать неожиданные и цепляющие образы. У кого-то он развит хорошо. Но если вы чувствуете, что здесь ваше слабое место, начните его тренировать. От этого в большой степени зависит уровень ваших стихов.

Полезные советы

1. Повышайте общую грамотность. Ваши стихи вызовут смех, если в них будут нарушения согласования членов предложений, неправильные употребления причастных и деепричастных оборотов и тому подобные ошибки. Исправить их в стихотворениях зачастую невозможно.

2. Рифмы должны быть точными. В хорошей рифме совпадает и ударная гласная, и следующие за ней согласные. Если поначалу вам сложно их придумывать, обратитесь к электронным словарям рифм.

3. Расширяйте свой словарный запас. Всё просто: читайте-читайте-читайте! Книги — это не только кладезь интеллектуальных знаний, но также источник слов для вашего лексического запаса. Повышение словарного запаса — путь к свободе! Также полезно будет обращаться к словарям синонимов.

4. Пишите как можно чаще. Ваш уровень мастерства напрямую зависит от того, как часто вы практикуетесь. Напишите 100 стихов, и несколько из них, поверьте, будут потрясающими. Помните слова Э. Хемингуэя: «Я пишу одну страницу шедевра на девяносто одну страницу дерьма, а потом моя цель — выбросить дерьмо в мусорную корзину».

5. Пишите обращения. Возникает вопрос: о чём писать? А знаете ли вы, что послания — это целый жанр литературных произведений. Все великие поэты-классики писали стихотворные обращения. Вам всегда есть что сказать вашим друзьям, так почему бы не сделать это в виде стиха? Им будет приятно, поверьте.

Как только вы начнёте применять данные рекомендации, ваше мастерство стихосложения резко повысится. Вы сэкономите время и больше не будете входить в творческий ступор. Успехов вам!

shkolazhizni.ru

Как написать стихотворение? | Обучение

Берете любое слово. Например, слово «потерял». Какую рифму можно придумать к этому слову? Например, «поменял», «восхвалял», «изменял», «желал», «плутал», «скакал», «таскал», «вмещал», «нырял», «знал», «гулял», «вонял», «завял», «фырчал», «изумлял», «изучал», «проверял», «помял», «возвращал», «предвещал», «умилял», «приручал», «укреплял», «разрыхлял», «сообщал», «настоял», «замял», «сиял», «гонял», «валял», «зазвучал» и т. д.и т. п.Сотни слов можно придумать в рифму (кстати, придумывание рифм — само по себе отличное хобби и упражнение для ума в свободное время). Фото: olly, Shutterstock.com

Берём, к примеру, слово «гулял». Итак, у нас есть парная рифма — «потерял» и «гулял». Пробуем построить из этих двух слов предложение. Думай: «потерял» и «гулял»… Кто на это способен? Это должно быть какое-то живое существо — человек, олень, изюбрь, жираф, барсук, бегемот, осёл, хорёк, суслик, шакал, длиннохоботный долгоносик, леопард, кот… Возьмём, к примеру, кота.

Итак, рифмуем. Что получается?

Однажды кот … потерял,
Когда … гулял.

Что кот мог потерять? И где он мог гулять? Допустим, вот так:

Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.

Или:

Однажды кот терпенье потерял,
Когда по крыше с кошечкой гулял.

Или, например, вот так:

Однажды кот котёнка потерял, —
Котёнок просто взял и убежал…

Фото: sipa, pixabay.com

Нет, это слишком грустно. Остановимся лучше на первом варианте. И придумаем продолжение. Итак…

Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.

Каким может быть продолжение? Раз он что-то потерял, значит, он должен что-то найти. Берём слово «нашёл». Придумываем к нему рифму. Например, «вошёл», «подошёл», «зашёл», «перешёл», «ушёл»… Подходящих рифм мало.

Берём тогда другое слово. Думаем: когда, где и как кот мог что-то найти? Например, раз он гулял ночью, значит мог найти свой хвостик утром или днём. К слову «утром» подобрать рифму ещё сложнее.

Пойдём на хитрость. С чем ассоциируется утро? С рассветом, восходом солнца, светом, зарёй… Возьмём последнее слово — «заря». Какие рифмы можно подобрать? Например, «беря», «деря», «благодаря», «декабря», «дикаря», «монастыря», «секретаря», «главаря», «снегиря», «фонаря», «горя», «боготворя», «зря»…

Возьмём парную рифму — «заря» и «зря». И получим:

Но вот … заря
Нашёлся … зря.

Итак… Подставляем нужные слова и получаем:

Но вот на небе вспыхнула заря —
Нашёлся хвостик. День прошёл не зря.

Или:

Но вот взошла на небосвод заря —
Нашёлся хвостик. Плакал кот наш зря.

Или вот так:

Но вот при свете утренней зари —
Нашёлся хвостик, чёрт его дери…

Итак, получилось четверостишие:

Однажды кот свой хвостик потерял,
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Но вот при свете утренней зари
Нашёлся хвостик, чёрт его дери…

15 апреля 2012 г. (Ставьте под каждым своим стихотворением дату написания — так будет удобнее потом сортировать стихи, если их будет много.)

Как видите, в стихосложении нет ничего сложного.

  • Придумайте некую ситуацию и ищите ключевые слова, которые можно зарифмовать.
  • А потом — просто добавляйте к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания.

И не слушайте высоколобых литературоведов, которые утверждают, что нормальные поэты так стихи не пишут. Если есть желание писать — обязательно пишите. Это очень способствует развитию речи.

shkolazhizni.ru

Стихосложение-2. Зачем люди пишут и читают стихи? | Культура

Перейти к предыдущей части статьи

Искусство есть запись смещения действительности, производимого чувствами.
Б. Пастернак

Субъективное человеческое сознание и восприятие одновременно уникально и ограниченно. Мы чувствуем и понимаем мир по-разному, но наше восприятие постепенно «устаканивается», эмоции теряют былую яркость, глаз замыливается, а некоторые сферы бытия вообще оказываются недоступными.

Кадр из к/ф «Приключения Буратино», 1975 г.
Фото: kinopoisk.ru

Тут-то и помогает искусство, посредством которого люди обмениваются эмоциями, чувствами и даже мировосприятием. Благодаря картинам, музыке, романам и стихотворениям, мы можем не только получить новые впечатления, но и увидеть привычные вещи и явления свежим нестандартным взглядом. Обыденность как бы оживает под другим углом зрения. Наш внутренний мир становится богаче, а мир воспринимается ярче и разнообразнее.

Творец, способный очаровать и увлечь своим видением, своим ритмом и звуком других людей, в итоге и становится востребованным и популярным.

Конечно, стихотворчество не обязательно может быть рассчитано на публику. Начинающие поэты нередко утверждают, что творят «для себя». И в этом есть определенный смысл. Всё зависит от того, какие цели в данный момент ставит перед собой человек.

Если цель — просто излить переполняющие душу эмоции, снять напряжение, провести сеанс психологического самоанализа, то в этом нет ничего зазорного. Недаром писание стихов часто начинается в подростковом периоде, когда внутренний мир особенно бурлит от избытка гормонов. Недаром любимыми темами становятся влюбленность, депрессии, непонимание окружающими. Обычные прозаичные дневниковые записи зачастую не в состоянии передать весь этот накал и тонкие переливы настроения. Подобные стихотворные «дневники души» очень помогают осознать самого себя, провести внутренний диалог, дают психологическую разрядку и зарядку. Не зря Марсель Пруст писал, что «Поэзия есть чувство собственного существования». Марсель Пруст
Фото: Otto Wegener, ru.wikipedia.org

Беда у такого подхода одна. Как правило, в творчестве, направленном исключительно на себя, для автора не важна ни форма, ни техника. Поэтому такие стихи редко являются актом искусства, и со временем их или перестают писать, или они вырождаются в некий «душевный онанизм». По сути дела, это самый низкий уровень поэтического самовыражения, хотя, повторяю, в этом нет ничего зазорного, если стихотворчество доставляет вам удовольствие и приносит удовлетворение.

Чтение «плохих» стихов — удовольствие слишком краткое, они быстро вызывают насыщение. Но зачем читать? Почему бы каждому самому не сочинять «плохие» стихи? — Возьмитесь, и вы увидите, что сочинение «плохих» стихов делает человека намного счастливее («…уверенным в себе божьим любимцем, довольным собственной верой…»), чем чтение самых «распрекрасных» стихотворений…
Г. Гессе

Нет ничего зазорного и в том, что поэт хочет своими поэтическими опытами произвести впечатление на окружающих. Где-то в глубине души любой «новобранец» хочет стать «генералом». Если же вы не адресуете своё творчество другим читателями (реальным читателям, а не воображаемому духовному «двойнику»), то знайте — ваша «поэзия» умрет вместе с вами.
Герман Гессе
Фото: ru.wikipedia.org

На самом деле немного людей сравнится по своему тщеславию с деятелями искусства. И причина здесь не только в подверженности низкому чувству. Творя стихи, вы автоматически попадаете в поле мировой культуры, чувствуете себя если и не в одном ряду с Пушкиным и Блоком, то, по крайней мере, сопричастными им, лучше понимаете их талант и мастерство.

Поэтому, даже если из вас и не получится великого поэта, вы станете хорошим читателем и удовольствия от чужого творчества получите намного больше.

* * *

Неверно представлять всё здание поэзии неким «замком из слоновой кости», парящим в невиданной выси над грешной землёй. Безусловно, истинная поэзия всегда устремлена ввысь. Но это вовсе не обязывает стихосложение служить только идеальным возвышенным целям. Умение сочинять стихи может пригодиться и для самых утилитарных целей.

К таким целям относятся стихотворные посвящения и поздравления своим родным, друзьям, возлюбленной. Поверьте, даже написанные коряво и безыскусно, они доставят огромное удовольствие адресату. По-моему, нет ничего хуже открыток с заранее заготовленными и напечатанными стандартными поздравлениями.
Норберт Шроедл, «Поэт Анакреон с своими музами»
Фото: artchive.ru

Немало удовольствия приносит и сочинение смешных, шуточных и даже скабрезных стишков. Сюда можно отнести и детские дразнилки, и деревенские частушки. Подобным творчеством не брезговало и большинство великих поэтов.

Какой-то гражданин, не то чтоб слишком пьяный,
Но, всё-таки, в нетрезвом виде, —
В квартире у себя установил орган.
ИнстрУмент заревел. Толпа жильцов в обиде.
За управдомом шлют — тот гневом обуян, —
И тотчас вызванный им дворник Себастьян
Бах! бах! — машину смял, мошеннику дал в зубы.
Не в том беда, что Себастьян — грубьян,
А плохо то, что бах какой-то грубый…
О. Мандельштам

Некоторые из написанных к случаю стишков имеют даже более долгую жизнь и громкую славу, чем «возвышенные» творения. Например, далеко не каждый знает поэму В. Маяковского «Облако в штанах», зато многие вспомнят, написанное на злобу дня:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй!

Д. Д. Бурлюк, «Владимир Маяковский», 1925 г.
Фото: artchive.ru

Умение слагать стихи требуется и для множества других бытовых целей. Например:

  • написание сценариев для детских мероприятий или игр;
  • написание пародий и шуток для КВН;
  • сочинение рекламных слоганов, девизов и т. п.

И, наконец, еще один важный момент. Последнее время, когда чистая поэзия уже не имеет былой популярности и влияния на умы, огромное количество поэтической энергии уходит в песенное творчество — немало поэтов проявляет себя в бардовской или рок-музыке. Конечно, написание текстов песен имеет свою специфику, но без умения писать стихи вы вряд ли напишите сильный песенный текст.

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

❶ Как писать стихи 🚩 как писать в общем 🚩 Культура и общество 🚩 Популярное

Талантливы вы или нет, но ваши стихотворения должны подчиняться стандартным законам — быть ритмичными и рифмованными, конечно, если речь не идет о белых стихах, в которых, к слову, тоже есть свой ритм. Несмотря на то, что многие одаренные люди пишут стихотворения и без знания теории, все-таки полезно изучить основные поэтические приемы, тропы и размеры.

Писать стихи правильно, конечно, можно. Но для этого как минимум следует понять основные принципы построения ритма и рифмования строк. Так, рифма — это одинаковое звучание последних слогов строк. Она может присутствовать в двух, идущих подряд строках, а также через строку.

Ритм — понятие, с одной стороны, достаточно ясное, но с другой — в стихосложении ритмов много, разобраться в них непросто. Главное — понять систематичность расположения ударений.


Основные принципы ритмичности

Чтобы писать стихи, необходимо чувствовать их ритм. Перечитайте любое стихотворение — вы поймете, о чем идет речь. Ритм возникает в результате определенного расположения ударных и безударных слогов в строке. Так, различают двустопные и трехстопные размеры (двудольные и трехдольные, то есть ритм, состоящий из двух или трех слогов).

Не вдаваясь в подробности типов размеров, следует увидеть, как именно создается ритм в стихотворении. Для этого возьмите любой пример и разбейте его на слоги, как здесь: «Мой дя-дя са-мых чест-ных пра-вил…» (Пушкин А.С., «Евгений Онегин»). Теперь расставьте ударения, у вас получится схема: _ ′/ _ ′/_ ′ и т.д. Как вы видите, в данном примере ритм создают два слога, второй из которых под ударением.

Аналогичные примеры можно найти с ритмом в три слога и ударением на один из них. Но основное правило заключается в том, что ударение падает на определенный по порядку слог. Конечно, не нужно подбирать только короткие слова, чтобы соответствовать порядку ударных буквосочетаний. Длинные слова не мешают построению ритма, главное — чтобы их ударный слог попадал в общую схему.


Другие правила написания стихотворений

Разобравшись с ритмом и рифмой, вы сможете писать стихи правильно. Но остается еще один, немаловажный фактор — эмоциональность. Даже одно четверостишие — это продукт творчества автора, в котором должна присутствовать душа поэта. Стихи призваны отобразить чувства, переживания, опыт автора. Они становятся способом его самовыражения.

www.kakprosto.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.