Как научиться правильно писать стихи


Как научиться писать стихи

 

Как писать стихи, возможно ли развить свой поэтический дар и каким образом это сделать, существуют ли законы стихосложения или надо «писать под диктовку небес»?.. Мы продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». В прошлых статьях мы больше говорили о прозе и о писательстве в целом. Мы говорили о значимости словарей и пополнении словарного запаса (см. тут), говорили о природе писательства (см. тут), даже ставили вопрос на обсуждения: «какие 3 составляющие необходимы писателю для достижения успеха» (см. здесь). Сейчас же пришло время поговорить о вершине литературы — о её величестве поэзии... Ирина Смирнова, наш постоянный автор рубрики, продолжает рассказывать о тонкостях поэтического мастерства... И всё-таки как научиться писать стихи?..

 

 

Как научиться писать стихи

 

Стихотворение должно состоять из строк,

каждая из которых — стихотворение.
Ралф Уолдо Эмерсон

 

Там, где рождается стихотворение.
В течение десяти лет написания стихотворений, я была твёрдо убеждена, что есть только вдохновение. Муза и перо – это единственное, что я признавала, отказываясь перечитывать свои произведения и вносить поправки. Стихи лились из меня, как поток света. Я ими дышала, я ими жила, я ими мыслила. Но вот теперь, перечитывая около тысячи (если не больше) маленьких рифмованных композиций, я начала понимать, что над ними ещё придётся очень долго и усиленно трудиться.

 

Искусство оттачивать слово – это не только нужно, но и крайне интересно. Как выбрать из веера разнообразных слов то, что надо? Как довести одну строку до совершенства, чтобы она оставалась в душе и влекла за собой? Как передать свои чувства и достучаться даже до самого глухого читателя?  Собственно, с этих простых вопросов и начался долгий путь в литературу.

 

 

Ритм и рифм. Или как писать стихи в рифму

 

Пожалуй, эти двое явно могут обречь на неудачу даже самое лучшее и пронзительное творение. Стихотворение – это песнь души, это естественный поток слов. Но если читателю приходится постоянно спотыкаться о неровности, то он перестанет следовать вашей мысли. Он начнёт озираться по сторонам и ожидать очередного бугорка, чтобы вовремя отступить.

 

Для того, чтобы этого не произошло, стоит иметь элементарное представление о системе стихосложения. Подробнее об этом мы говорим в других статьях. Вспомним лишь то, что самая подходящая система для нашего с вами языка – это силлабо-тоническая, которая держится на фиксированном чередовании ударных и безударных слогов.  Такие чередования возможны в пяти различных вариациях. Отсюда и названия:

 

  • хорей (ударный/безударный)
  • ямб (безударный/ударный)
  • дактиль (ударный/два безударных)
  • амфибрахий (безударный/ударный/безударный)
  • анапест (два безударных/ударный).

 

Бывают, конечно, различные нарушения, когда проскальзывают два ударных слога подряд (спондей) или два безударных (пиррихий). Чаще всего нарушение ритма объясняется особым авторским желанием подчеркнуть волнение, тревогу и другие сильные чувства лирического героя. Но не стоит прикрывать этими благородными целями собственное невежество. Когда мы имеем дело с текстом, в котором строки напоминают разбежавшихся утят, мы мгновенно разочаровываемся в авторе и уже не хотим продолжать с ним беседу.

 

Лирика – это гармония. Плавное и осмысленное сочетание слов, их безмятежное течение. Строки должны переливаться одна в другую, достигая самых высших сфер бытия.

К сожалению, безответственность молодых авторов распространяется и на подборку рифм. Кажется, что если ты зарифмовал слова «когда-никогда», то уже достиг высшей точки своего таланта. Увы, нет ничего печальнее убогих и неумело подобранных рифм. Конечно, рифмы тоже имеют свои разновидности и способы чередования, но сейчас хочется сказать о другом. Рифма – это то, на чём порой держится всё стихотворение.

 

Это те ключевые слова, которые наиболее запоминаются читателю. Вы можете подобрать самые искусные метафоры, самые неожиданные оксюмороны и самые восхитительные сравнения, но стоит вам повторить в рифме или сделать малейшую оплошность в её звучании – всё. Стихотворение испорчено, оно больше не будет переливаться всеми цветами радуги и манить волшебным звучанием. Оно потеряет свой голос и мгновенно станет тяжёлым и неуклюжим.

 

Конечно, речь идёт ещё о талантливых читателях. О тех, которые способны оценить красоту слога и стиля, которым не чужда сфера прекрасного. Быть читателем – это тоже талант, как не странно, ведь вся литература построена на сотрудничестве тех, кто пишет и кто читает.

 

Поэт же должен пробудить самые светлые ноты своего невидимого друга. Он должен так натянуть струны стихотворения, так ими перебирать, чтобы у читателя не осталось другого выбора, как поддаться общему очарованию. Замечали ли вы, что некоторые стихи хочется неоднократно перечитывать, запоминать, иллюстрировать? Замечали ли вы, что звучание строк иной раз напоминает музыку, которая исходит изнутри слов? Не в этом ли высшее таинство поэзии?

 

 

Художественные средства. Или как правильно писать стихи

 

И вот мы подошли к тому, что именуют тропами. Да, средства художественной выразительности – это действительно тропы возвышенного мира, по которым гуляют наши уставшие от суеты души.

 

Пусть на небе светит луна. Вы захотели об этом написать. Но как привлечь читателя к тому, что он и без вас видит почти каждый вечер и каждую ночь? Давайте попробуем подобрать такие неожиданные ассоциации, которые подогреют воображение и заставят посмотреть на всё иначе. Например: «Золотом дышит луна на чёрном пергаменте неба». Красиво? Хотите что-то более агрессивное и современное? Пусть  будет так: «Луна на небе кальяном дымится». Впечатляет? А можно продолжить эксперимент: «Крохотной капелькой лунного вина пролилась на небо медная луна».

 

Пусть каждый подберёт ту метафору, которая выразит его личные чувства. Главное, чтоб это было неожиданно и интересно. Пытайтесь отступать от банальности. Банальность хороша в технической стороне: соблюдение языковых норм, правил орфографии и пунктуации… Но когда дело доходит до образов, то вся власть в ваших руках. Никаких ограничений! Однако не переусердствуйте. Любое художественное средство должно быть на своём месте.

 

Ваша задача не только – удивить и покорить уникальностью образов, но и придать им всем глубокий внутренний смысл. Задайте себе несколько вопросов: «Что я хочу этим сказать? Чего я хочу достичь? Могу ли я себе объяснить, что такое «зелёное небо» или «кислое облако»?

 

 

Ясность и прозрачность

 

Из последнего следует ещё один фактор, о котором не надо забывать. Стихотворение должно быть понятным. Оно может иметь тысячу намёков, десятки иносказаний, но читатель, пусть и не сразу, обязательно должен вас понять. Ведь понять – это значит и запомнить. Разве вы не этого хотите? Крик души – это хорошо, но тогда не претендуйте на звание народного любимца и не спрашивайте, почему вдруг вы не победили в каком-нибудь конкурсе, где вы должны были непременно победить! Вы можете ежедневно называть себя лучшим и мечтать о признании, но ваши стихи явно другого мнения об этом.

Один русский поэт Спиридон Дрожжин рассказывал о том, что все написанные стихи сначала читал своей неграмотной жене. Если она понимала, значит, — хорошо. Если нет, значит, надо было что-то дорабатывать, подбирать другие способы выражения мысли. Безусловно, не стоит ориентироваться на крайне невежественного читателя, который не понимает даже собственных мыслей. Однако не стоит замахиваться исключительно на тех, кто способен открыть все двери разума. Стихотворение должно быть уникально и становиться близко абсолютно всем (не в эмоциональном или содержательном плане, а точки зрения восприятия).  Пусть одни почувствуют или увидят больше, чем другие. Пусть кого-то зацепит всё стихотворение, а кого-то – лишь одна строка. Все мы разные. И нравится нам разное. Но вот если из всех ваших читателей не находится ни один, кто смог бы проникнуть в ваш глубинный смысл, значит, проблема в вас, а не в том, кто сидит по обратную сторону книги. Задумайтесь об этом.

 

 

 

Подражание или новаторство?

 

Есть и ещё одна крайность: бегство к большинству. Попытка угодить всем. Особенно молодым и современным людям, которые и являются большей частью активной публики. Однако стихотворение, хоть и должно отражать время, не должно уродоваться молодёжным сленгом, русифицированными версиями зарубежных словечек и прочей мишурой, которая превращает искусство в мусорную яму. Быть современным – это не значит деградировать со всеми. Это значит, иметь представление о культуре настоящего времени и использовать только лучшие её достижения.

Наши дети никогда не выучат русский язык, если мы будем писать для них исключительно напыщенные тексты с постоянными сокращениями и лишённые всяких моральных устоев. Есть простая цепочка: стихотворение – искусство – красота – вечность. Никто не предлагает использовать архаизмы и историзмы, а также соблюдать традиции стихосложения XVIII века. Но всегда остаётся та золотая середина, которая не позволит современной поэзии оторваться от своего прошлого, нарушив этим связь преемственности.

Быть новатором – это не значит полностью отвергать опыт предыдущих поколений. Быть новатором – это опираться на бесценный клад прошлого, приумножая его новыми достижениями. Как-то так, друзья мои.

 

ББДП

Самоучитель, шпаргалки, книги, методические пособия и др. ДЛЯ тех, кто пишет стихи.

С ББДП (большая библиотека ДЛЯ писателей (поэтов и прозаиков)). Полный обучающий писательскому мастерству контент, с пожизненным обновлением:

СКАЧАТЬ БИБЛИОТЕКУ

 

 

Неологизм или ошибка?

 

Говорят, что все свои промахи и неудачно можно вполне грамотно объяснить другим и остаться правым. Представьте, что вы употребили «наисильнее всех», но когда вам указали на явную грамматическую ошибку, вы не опустили руки и не пошли исправлять недочёт. Напротив, вы попытались доказать, что нарушили законы русского языка для того, чтобы усилить впечатление. Использовали гиперболу, так сказать.

Так же обстоит дело с неологизмами. Люди сначала придумывают непонятные слова, а потом обвиняют других в несообразительности. Конечно, стать автором нового в языке слова – это крайне радужная перспектива, но к этому ещё надо прийти. Ради этого стоит ещё постараться. Если же вам явно не хватает слова, то отложите стихотворение. Вы обязательно найдёте необходимую лексическую единицу. Со временем. Если вы заглянете в словарь русского языка, то увидите, как много вы ещё не знаете. Велосипед уже изобретён. Давайте же тратить время и силы на другое. Например, на отшлифовку собственного мастерства.

Будем же честными с собой и забудем про щит из нелепых объяснений. Авторство не является надёжным объяснением грубых ошибок. Когда вы садитесь за перо (ручку или ноутбук), вы берёте на себя огромную ответственность. Вы не только выражаете самого себя, но и выражаете своё время, своё окружение. Вы не только излагаете свои мысли и чувства, но и становитесь хранителем многовековой мудрости, культурных знаний. Невозможно быть поэтом наполовину. Невозможно думать о смысле, забывая о материальной оболочке. Помните, Достоевский говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно? Так и здесь… Так давайте не кабы как писать стихи. В крохотном литературном произведении должно быть безупречно всё, и только в этом случае оно станет достойным проявлением вашего таланта.

Друзья, писать стихи — это одно, а стать поэтом... Впрочем, читайте в этой статье...

Успехов вам, друзья!

С уважением, Liter-RM

 

 

liter-rm.ru

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

Александра Ардова

Поэтесса, автор сборника «Счастье. Отрочество. Юность».

Что значит «сильно» и «стильно»

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Марина Цветаева

Стильно — это примерно как с одеждой. Такое стихотворение подходит темпераменту и жизненному опыту автора, описанный образ — целостный, ничто из него не выбивается. Его приятно читать другим, и другие хотят написать так же. Стильные стихи соответствуют времени, но останутся актуальными и в «следующем сезоне». В общем, вы или в леопардовых лосинах, или в добротном пальто.

Текст регистратора в загсе про «корабли любви» и «два хрупких сосуда» не стильный. Стихи с открыток к юбилею — в большинстве случаев тоже.

Потому что такие строки должны быть универсальны, обращены одновременно ко всему населению РФ. А стильный текст можно составить лишь для более узкой аудитории. (К слову, если слова и стильные, и «для всех» — это уже гениально, классика.)

А ещё мне нравится фраза, которая встречается в соцсетях: «Есть только один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Всё. И так во всём».

Что необходимо для создания хороших стихов

Как и любому профессионалу, поэту необходимо владеть «матчастью». Что можно сделать, чтобы ваши стихи не пролистнули в ленте?

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

  • «Ходила — заводила» — не очень хорошо.
    «Ходила — кадило» — хорошо.
  • «Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
    «Мурлыча — добыча» (как у Марины Цветаевой) — хорошо.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Вера Полозкова

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

Когда человек рассказывает вам о том, как прошёл его день, сразу понятно, рисуется он или говорит искренне. Ведёт себя излишне пафосно или приветлив с вами. В стихах это тоже заметно. Метафора должна быть «вынута» изнутри, а не взята со стороны. Она должна быть уникальной, ненадоевшей. Должна дарить приятную прохладу или тёплую надежду.

  • «И воск слезами с ночника на платье капал» (Борис Пастернак).
  • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Эльдар Рязанов).

В обоих случаях метафора легко «вдыхается», а ещё передаёт атмосферу происходящего: от освещения и температуры воздуха до глубоких чувств героев.

4. Подружить язык и замысел

Есть такое упражнение для графических дизайнеров (дизайн — мой основной род деятельности): например, курсивным шрифтом с завитками набрать слова «с юбилеем» и «терминатор».

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

Убедитесь сами 📚

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

Необходимо знать значения основных заимствованных корней, чтобы не попасть впросак. Начинающие поэты с пеной у рта рассказывают, как плохо рифмовать «ботинки» и «полуботинки», и тут же рифмуют «вояж» и «саквояж».

Выберите подходящий 💬

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

Для начала достаточно пары ваших лучших стихотворений на личной странице. Если строки удачные, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Да это же гениально, я буду про тебя всем рассказывать». Ведите свой блог аккуратно и с уважением к читателю.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?


Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

lifehacker.ru

Как писать стихи. Техника поэтического мастерства

© Владимир Кочнев, 2019

ISBN 978-5-0050-2350-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 
Техника Поэтического мастерства
 
 
Как писать стихи
теория, приемы, упражнения
 

Введение: коротко о поэзии. Загадочность и иррациональное.

C чего начать учебник поэзии? С техники или с короткой попытки объяснить, что такое сущность поэзии, выявить иррациональное зерно поэзии? Техника сложна и многогранна и заняла бы много томов. Ее следует искать в литературоведческих и филологических статьях и исследованиях. Она крупицами разбросана по различным ресурсам (лучшее мы стараемся привести здесь). Сущность поэзии – вопрос сложный и требующий литературного вкуса. Но начинать, видимо, следуют все же с нее.

Стихи, как и искусство вообще выражают эмоции, питаются эмоциями, но стихов не существует без иррационального зерна, без загадки, тайны, уникальной и собственной интонации, того, что, собственно, составляет сущность поэзии.

Иногда способ создания загадки, тайны используется напрямую, как в этом стихотворении Михаила Кузьмина:

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре любили, но все имели разные «потому что»:

одна любила, потому что так отец с матерью ей велели,

другая любила, потому что богат был ее любовник,

третья любила, потому что он был знаменитый художник,

а я любила, потому что полюбила.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре желали, но у всех были разные желанья:

одна желала воспитывать детей и варить кашу,

другая желала надевать каждый день новые платья,

третья желала, чтобы все о ней говорили,

а я желала любить и быть любимой.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре разлюбили, но все имели разные причины:

одна разлюбила, потому что муж ее умер,

другая разлюбила, потому что друг ее разорился,

третья разлюбила, потому что художник ее бросил,

а я разлюбила, потому что разлюбила.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

а, может быть, нас было не четыре, а пять?

Стихотворение имеет свою загадку, которую нужно разгадать. Делая это усилье, читатель погружается в поэтическую интонацию. Я обычно привожу это стихотворение в самом начале занятий, чтобы показать разницу между образным и логическим мышлением, левым и правым полушариями. Чтобы «разгадать» его требуется мыслить образно. Нелогично.

Вот стихотворение Егора Летова, когда-то я потратил много времени пытаясь разгадать его. Я был тогда новичком. Мне было 17. Суть, однако, в том, что стихотворение это не ребус, хотя и не исключает временами наличие сложных логических параллелей. Когда я понял это, я понял как примерно должны строяится стихи, и что в них должно быть, а чего быть не должно.

Заброшенная ж-д

Заржавелый прогнивший завод

Карликовый городок на горизонте

Бродячие кучи деревьев живых по привычке

Разумеется, свалка

И серые сумерки.

Вот здесь-то меня и убили.

А потом не нашли.

В хорошем стихотворение мы не можем предсказать, какой будет следующая строчка, следующий образ, это происходит потому, что мышление подлинно талантливого автора уникально и мы имеем дело с абсолютно, принципиально новым произведением искусства, стихи же написанные графоманами и версификаторами, как правило предсказуемы, и поэтому скучны и привычны. И по темам и по образам, и по технике и по исполнению. Каждое же новое настоящее стихотворение – абслютно новое уникальное произвдение искусства. Именно поэтому по —настоящему хороших стихов так мало. Поэт создавая новое стихотворение изобретает и новые приемы, новые метафоры, берет новые темы или иначе их раскрывает.

Но вернемся к Егору Летову

Сперва мы видим здесь пейзаж, картину. Описание ничем непримечательного и даже какого —то совсем скучного, кажется позабытого самим богом места. Однако, последняя фраза резко все меняет. О чем хотел сказать поэт? Об абсурдности существования таких вот никому ненужных пустынных мест. Убей в таком месте человека – ничего не измениться, ни капли.

У Летова полно таких замечательных загадочных текстов.

В белом лесу

Никто

никого

не нашел

Он изумительно работает с эмоцией. Передает очень сложные ощущения неопределенности, абсурда, ужаса, удивления, иногда веселья. Возможно однажды, я сделаю учебник поэзии, цитируя исключительно Егора Летова

Ангел устал,

Он сидит на табуретке

Ест колбасу

И смотрит как медленно падает снег.

Ангел устал.

(печаль, грусть)

***

В сумасшедшем доме

Художнику

Приснилось

Что кровавые туши убитых зверей

На мясокомбинате

Превратились в огромные сочные

Апельсины гранаты лимоны

И вот они

На крюках

Легонько покачиваются

Тихонько звенят.

(ужас, абсурд)

На что похоже стихотворение?

Стихотворение по своей структуре напоминает анекдот. Только не смейтесь, сходств удивительно много. Анекдот – это короткий рассказ (текст) с неожиданно глупым и смешным концом. Стихотворение тоже короткий, как правило, текст с неожиданным концом.

В анекдоте важна неожиданность. В стихотворении также важна неожиданность

В анекдоте важен порядок слов. Переставь что-то и все измениться. Эффект анекдота исчезнет. В стихотворение то же самое – сдвинь хоть слово – и все зашатается, упадет.

Анекдот должен быть свежим, новым. Стих-е тоже должно содержать новизну.

Удачность анекдота легко проверить – люди либо смеются над ним, либо нет. Стих-е – тоже самое. Катарсис либо есть, либо нет.

Образ используется не только в стихах, но и в обыденной речи. Свечка (о многоэтажке). буфера (в переносном значении о женской груди), пластилин (о наркотиках), тупой человек (также троп, он же не букавльно острый), железный характер. и т. п. и т. д. Образ экономит усилия, экономит информационный объем, образ емок пластичен, мы думаем образами, говорим ими, чувствуем ими. Наше мышление и переживание образно. Тот, кто может изобретать образы, синтезировать их, переводить из сферы бессознательного в сферу языка (сознания) – тот великий художник, поэт.

Поэт говорит о том, что все чувствуют, но не могут выразить.

Пример. (из воспоминания Гайто Газданова о поэте Борисе Поплавском):

Мы были с Поплавским в кинематографе, оркестр играл неизвестную мне мелодию, в которой было какое-то давно знакомое и часто испытанное чувство, и я тщетно силился его вспомнить и определить.

– Слышите? – сказал Поплавский. – Правда, все время – точно уходит поезд?

Это было поймано мгновенно и сказано с предельной точностью. Его другие суждения, когда он давал себе труд задуматься, а не говорить подряд все, что приходит в голову, отличались такой же быстротой понимания.

Как говорит поэт? Используя образы опять же!!! Уходит поезд!

Итак, следующие элементы поэзии:

 
иррациональность
загадка
неожиданность
эмоция
эстетика
образность
 

Предметный ряд. Кирпичики художественного текста.

Следующее, а вернее самое первое, что нужно усвоить – предметный ряд. Это очень важное понятие. Дело в том, что мир, в котором мы живем, состоит из предметов. Чтобы понять это, достаточно оглядеться по сторонам. Рука, монитор, клавиша с буквой, стена, чашка чая и т. п. и когда мы пишем стихотворение – мы должны выражать наши эмоции через этот самый предметный ряд. Начинающие стихотворцы упускают это из вида, и поэтому их стихи часто очень абстрактны, в них мало или нет совсем конкретных предметов, зато много абстрактных понятий «боль», любовь, вселенная ненависть и т. п. Но для нашего образного мышления этого мало, требуется конкретные вещи, конкретные являения. Предметность. Материальность.

Джон Донн уснул, уснуло все вокруг.

Уснули стены, пол, постель, картины,

уснули стол, ковры, засовы, крюк,

весь гардероб, буфет, свеча, гардины.

Уснуло все. Бутыль, стакан, тазы,

хлеб, хлебный нож, фарфор, хрусталь, посуда,

ночник, бельё, шкафы, стекло, часы,

ступеньки лестниц, двери. Ночь повсюду.

Повсюду ночь: в углах, в глазах, в белье,

среди бумаг, в столе, в готовой речи,

в ее словах, в дровах, в щипцах, в угле

остывшего камина, в каждой вещи.

В камзоле, башмаках, в чулках, в тенях,

за зеркалом, в кровати, в спинке стула,

опять в тазу, в распятьях, в простынях,

в метле у входа, в туфлях. Все уснуло.

Это многостраничная поэма Бродского, построенная на перечеслениях существительных, Иосиф Бродский вообще любил грешить перечислениями, я не буду приводить здесь поэму полностью, но советую прочесть ее. Заметьте, насколько она рельефна, детальна, зрима.

Ниже стихотворение Дмитрия Лазуткина. Он пишет о любви и разлуке вообще не произнося таких абстрактных слов – понятий как «любовь» и «разлука», но использует образный язык, выраженный через предметы.

* * *

я коробок

а ты спичка —

чуть потёрлась об меня

и – зажглась

правда и погасла как-то быстро

у меня же до сих пор

с левой стороны след остался…

я – пустой коробок

Упражнения :

1) написать стихотворение из одних существительных.

2) взять строчки любимого поэта и посчитать сколько там существительных (слов, обозначающих предметы материального мира) – взять свои и посчитать, сколько там слов, обозначающих предметы.

Прочитать стихотворение Сергея Гандлевского

Сигареты маленькое пекло.

Тонкий дым разбился об окно.

Сумерки прокручивают бегло

Кроткое вечернее кино.

С улицы вливается в квартиру

Чистая голландская картина —

Воздух пресноводный и сырой,

Зимнее свеченье ниоткуда,

Конькобежцы накануне чуда

Заняты подробною игрой.

Кактусы величественно чахнут.

Время запираться и зевать.

Время чаепития и шахмат,

Кошек из окошек зазывать.

К ночи глуше, к ночи горше звуки —

Лифт гудит, парадное стучит.

Твердая горошина разлуки

В простынях незримая лежит.

Милая, мне больше длиться нечем.

Потому с надеждой, потому

Всем лицом печальным человечьим

В матовой подушке утону.

…Лунатическим током пронизан,

По холодным снастям проводов,

Громкой кровельной жести, карнизам

Выхожу на отчетливый зов.

Синий снег под ногами босыми.

От мороза в груди колотье.

Продвигаюсь на женское имя —

Наилучшее слово мое.

Узнаю сквозь прозрачные веки,

Узнаю тебя, с чем ни сравни.

Есть в долинах великие реки —

Ты проточным просторам сродни.

Огибая за кровлею кровлю,

Я тебя воссоздам из ночей

Вороною бездомною кровью —

От улыбки до лунок ногтей.

Тихо. Половицы воровато

Полоснула лунная фольга.

Вскорости янтарные квадраты

Рухнут на пятнистые снега.

Электричество включат – и снова

Сутолока, город впереди.

Чье-то недослышанное слово

Бродит, не проклюнется в груди.

Зеркало проточное померкло.

Тусклое бессмысленное зеркало,

Что, скажи, хоронишь от меня?

Съежилась ночная паутина.

Так на черной крышке пианино

Тает голубая пятерня.

1973

mybook.ru

Конспект "Как научиться писать стихи".

Как научиться писать стихи: советы начинающим

Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?

Первое, с чем вы должны определиться — это о чем писать.

Определитесь с темой

Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое-то событие, абстрактное понятие или чувство.

Когда вы только начинаете писать стихи, пишите о том, что знаете и о чем действительно можете рассказать. Вам может не хватить убедительности, если вы решите построить стихотворение на выдумке, и читатель сразу заподозрит вас в неискренности.

Запишите в столбик какие-то ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло», «расцвет». 

Продумайте структуру будущего стиха, как в обыкновенном сочинении. Главную мысль будет эффективнее всего оставить для концовки стихотворения. 

Ознакомьтесь с основами стихосложения

Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.

 

Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.

Какой стихотворный размер выбрать

В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных.

 

В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться.

 

Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное — не нарушать ритмический рисунок стихотворения. 

Какую рифмовку выбрать

Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?

К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.

Используйте художественно-поэтические средства

Дайте волю своему воображению — то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии. Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями.

Обратите внимание на подбор рифмы: избегайте банальностей в духе «любовь — вновь — кровь», «слезы — розы — морозы», и т. д. Глагольные рифмы в духе — «знать — летать» также считаются тривиальными. 

Не забывайте про выразительные средства и стилистические приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение. 

Важно научиться не оставлять проходные строки, которые создаются, чтобы заполнить место и закончить рифму. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку.

Читайте много поэзии

Часто начинающие поэты не интересуются работами признанных авторов, лишая себя возможности не только найти вдохновение, но и поучиться у мастеров своего дела.

Развивайте словарный запас

Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, выбирая неизбитые обороты, умело избегая шаблоны, и чтобы подбор рифмы никогда не был препятствием — вам необходимо быть как можно более красноречивыми.

Расширить лексикон поможет активное чтение, при чем не только поэзии, а в обязательном порядке и прозы.

Полезно будет учить наизусть стихотворения и отрывки из прозы, поработать со словарем синонимов, а также следить за своей собственной речью и стараться не употреблять одни и те же фразы в разговоре.

Пишите грамотно

Вы можете научиться писать замечательные стихотворение и по форме, и по содержанию, но допускать досадные ошибки в орфографии или пунктуации и свести на нет приятное впечатление для читателя.

Чаще практикуйтесь

По началу ваши стихи не будут идеальными, но с практикой придет умение.

Пробуйте писать стихи на случайные темы: придумайте стихотворение о том, как прошел ваш день, напишите про ваш город, родственников, друзей, опишите в стихотворной форме любимую книгу, главное — пишите, пишите и еще раз пишите! Анализируйте написанное, вносите исправления, делайте выводы.

Не бойтесь критики

Слушать нелестные отзывы не очень приятно, но именно здоровая критика поможет вам расти над собой.

Сочинение стихотворений — увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. Посвящайте этому делу побольше времени и прогресс не заставит себя ждать.

Стих, написанный ученицей 6 «А» класса

Утро…

А у Коли день учебный

Начинается вот так.

Прозвенел будильник смелый,

Но его рукой умелой

Мальчик быстро отключил.

Часик полежал в кровати,

А потом, ну так некстати,

Папа на ноги вскочил,

Громко сына разбудил.

Коля вскрикнул: "Что ж так рано!?"

" Марш скорее на уроки!" –

Был на то ему ответ.

Бедный мальчик вяло встал,

Натянул рубашку, брюки,

И тихонечко пошёл,

Запевая песню скуки.

infourok.ru

Как научится писать и сочинять стихи с нуля?

 

Уже на уроках литературы в начальных классах учитель предлагает ученикам продолжить известные строки писателей своими авторскими рядками. У кого-то это получается хорошо, а кто-то и двух слов связать рифмой не может.

В подростковом возрасте приходит пленная любовь, душа рвется на волю, хочется писать и творить. На ум приходят сладостные речи, человек кричит словами о своих чувствах. Насколько это профессиональные строки – судить сложно, ведь эти слова льются от души и предназначены только любимому или любимой.

А как научиться писать стихи так, что смело демонстрировать их обществу, гордиться своими  плодами творчества? Основные рекомендации от известных творческих личностей!

Писать или не писать?

 

  1. Магическая форма стихосложения включается в себя следующие понятия: знание + чувства+ воображение = результат творчества. Не зря все говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, вот и получается стихотворение.
  2. Важно знать правила ритмики стиха, чередование безударных и ударных слогов в строке. Стихотворные размеры делятся на хорей и ямб (двусложные) и дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложные). Эти особенности отличают прозу от стихосложения.
  3. Нужно поработать над изучением ритма, конечно, не стоит часами сидеть и придумывать рифму к одному слову, но вот подобрать логическое окончание строки – нехитрое дело! Освоив ритмику, можно будет писать не только простые четыре куплетные стишки, а посягнуть на более литературные «мысли».
  4. Использование художественных средств позволит Вам украшать свое творчество, выражать в скрытой форме свои чувства, зашифровывать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение -  и тогда стихотворение заиграет новыми благодатными красками.

Чтобы поэзия была не такая скучная и однообразная, нужно ежедневно читать классику, восполнять свой словарный запас, учиться формировать предложения, создавая свой, индивидуальный стиль, который будет Вашей визитной карточкой на будущее.

Чувства в душе не запрячешь!

Когда человека что-то волнует, слова скачут на бумагу, получаются трепетные и задушевные строки. Писать под заказ – получается уныло и бессердечно. Даже если эти строки наивысшего литературного качества. Живые мысли становятся словами, рождают свое детище – стихотворение, которое заставляет читателей сопереживать, радоваться ил плакать с главным героем поэзии.

Если после прочтения Вашего стихотворения человеку нечего сказать, он полон эмоций, в душе клокочут чувства – значит, Вы правильно подобрали слова и ритм поэзии. Задели за тайные струны души читателя – это много стоит!

Воображать?

Да, такие стихотворения наполнены изысканными образами, удивляют и приносят удовольствие читателям. Зашифрованные смысли, затерянные мысли, загадочные образы – вот цель настоящего искусства. Чтобы добиться таких результатов – нужно много читать, думать, мечтать, мысленно создавать образы для будущего стихосложения.

Рекомендации для новичков

Начинающим писателям следует помнить про ритм стихотворения, один лишний слог способен погубить всю композиции. Не стоит жертвовать смыслом ради замысловатой фразы, чем проще – тем доступнее для общества.

Творчество – это процесс, а не результат. Нельзя утром сказать – вот я сегодня напишу стихотворение, ведь муза посещает человека в состоянии душевных переживаний, эмоций, а в «сухую» строчить бездарные строки – бесполезно.

Чтобы стихотворение было поэтичным следует избегать штампованных рифмовок, мол, слезы-грезы, небеса-чудеса. Это просто и скучно. И не нужно никому подражать, Ваш стиль должен быть индивидуальным и неповторимым!

Внимание! Нужно всегда много читать, как классику, так и современное творение писателей, учится и всегда стремиться к совершенству.

Полезные советы на каждый день

  1. Пишите каждый день, пусть из 10 стихов 9 уйдут в мусорную корзину, зато Вы будете оттачивать мастерство стихосложения. Учиться правильно подбирать причастные и деепричастные обороты, умело использовать метафорические структуры, искать свои неожиданные и цепляющие образы.
  2. Думаете, что все стихи про любовь? Нет, конечно. Можно попробовать себя в жанре послания, рассказать друзьям, родным, и даже незнакомым людям про свои чувства и переживания. Открыть свою душу, стать на миг ближе к окружающим, подарить им теплое слово и хорошее настроение!
  3. Повышайте общую грамотность, изучайте правила грамматики, читайте, пишите диктанты, пересказывайте тексты, наслаждайтесь процессом обучения и вдохновляйте на новые литературные свершения своих любимых.

«Поэтическим даром обладают немногие, но научиться писать стихи может каждый!»

Разновидности стихосложения

Способов выразить свою мысль существует множество, перечислим основные виды поэтических произведений:

  • белый стих, несмотря на то, что отсутствует рифма – четко сохраняется размер и ритм;
  • акростих – первые буквы каждой строки образуют новое слово, а может два или три;
  • смешанный стих сочетает в себе несколько видов рифм;
  • стихи в прозе – особо выразительный стиль передачи чувств писателя, могут относиться и к поэмам;
  • верлибр – непростой стиль, отличается особым построением строк, насыщением образов и отсутствием установленной рифмы.

Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу безустанно.

Наслаждайте поэтическим творчеством классиков, современных писателей, творите свои шедевры – и делайте мир краше, добрее и счастливее! Вот основная задача писательского слова!

vremya-sovetov.ru

Запись дневника «Как научиться писать стихи», поэт Аня Санина

Думаешь, писать стихи – это дар, который можно получить только при рождении, а ответа на вопрос, как сочинить стих, просто не существует? Вовсе нет! Конечно, без природного таланта невозможно стать Пушкиным или Есениным, но чтобы сочинять стихи для себя или в подарок друзьям и родным, важны лишь практика и знание нескольких нехитрых приемов, которым мы тебя сейчас научим.

 

 

1)Тренировка, тренировка и снова тренировка: полезные упражнения

2) Бесконечный стих обо всем на свете

3) Рифмуем все

4) Призываем на помощь классиков

5) Ищи, что тебя вдохновляет

6) Больше читай и учи стихи наизусть

 

1)Тренировка, тренировка и снова тренировка: полезные упражнения:

 

Не расстраивайся, если рифмы не льются из тебя сами собой. Всегда можно пойти другим путем и просто набить руку. Для этого попробуй проделать несколько простых упражнений:

 

2) Бесконечный стих обо всем на свете:

Итак, суть проста: возьми любую строчку и начни придумывать к ней стихотворение. О смысле в данном случае думать не надо, просто рифмуй любые, даже самые абсурдные предложения до тех пор, пока тебе не надоест. Давай попробуем вместе:

 

«На столе стояла кружка,

Кошка села на подушку,

От очков сломала дужку,

Не стреляет больше пушка,

Я приклею себе мушку…и т. д.»

 

3) Рифмуем все:

А теперь давай отдельно потренируемся искать рифмы. Бери любые слова и придумывай к ним так много рифм, как только сможешь. При этом имей в виду: чем точнее рифма, то есть чем созвучнее слова, тем лучше. Поехали? Мы начнем, а ты продолжишь:

 

Цветок — листок — чуток — промок — жесток — лоскуток — флагшток...

Кино — домино — бревно — окно — кимоно — заодно — темно...

 

Можешь поиграть так с подружкой, по очереди придумывая рифмы к словам. Кстати, легче всего искать рифмы к глаголам: мечтала — блистала — улетала — уплетала — загорала...Но хорошие поэты стараются не злоупотреблять такими отглагольными рифмами, так как это считается слишком просто. Не приветствуются и банальные «затертые» рифмы, такие как «любовь — морковь — кровь», «розы — слезы».

 

4) Призываем на помощь классиков:

 

Очень хороший способ потренироваться писать стихи в нужном ритме — это взять любое известное стихотворение и переписать каждую его строчку на свой лад. Например:

 

Я помню чудное мгновенье:

(У мамы есть обыкновенье)

Передо мной явилась ты,

(Описывать свои мечты)

Как мимолетное виденье,

(Как неземное откровенье)

Как гений чистой красоты...

(Как полуночные коты…)

 

Не стесняйся «издеваться» так над любыми стихами, которые тебе нравятся. Не волнуйся, ни Пушкин, ни Лермонтов тебя не осудят.

 

Чтобы проверить, соблюдаешь ли ты размер в своем стихотворении или нет, посчитай слоги в каждой строчке. Если число слогов примерно совпадает (плюс-минус 1–2), то все в порядке.

 

5) Ищи, что тебя вдохновляет

как сочинить стих

Как ты понимаешь, одной рифмы и правильного ритма для стихотворения недостаточно. Очень важно, чтобы оно было наполнено чувствами и смыслом.

 

Попробуй написать стихами о том, что тебя по-настоящему волнует: о любви и дружбе, о своих мечтах. Если у тебя получится сделать это по-настоящему искренне, никто даже не обратит внимания на возможные огрехи или неточные рифмы. Сначала ты можешь писать для себя, например, в своем дневнике, а потом, когда ты станешь более уверенной в себе, начни показывать свои сочинения друзьям, родителям или учителю по литературе.

 

 

Вдохновляйся еще больше историями таких же девчонок, как ты:

Кстати, сочинение стихов может стать своего рода психотерапией. Как только ты выплеснешь на бумагу всю свою грусть и печаль, ты сразу почувствуешь, что тебя стало намного легче, а уж выражать положительные эмоции — вообще одно удовольствие

 

6) Больше читай и учи стихи наизусть

как сочинить стих:

Чем больше ты будешь читать стихи талантливых поэтов и учить их наизусть, тем проще тебе будет писать самой. Во-первых, так ты воспитаешь в себе хороший вкус, а во-вторых, тебе будет легче даваться техника. Но не пытайся подражать, ищи свой собственный голос.

 

 

Не расстраивайся, если у тебя не получится написать стих с первого раза. Ты же не думаешь, что Марина Цветаева сразу написала гениальное стихотворение? Просто продолжай тренироваться, а главное, получай удовольствие от процесса.

 

А ты пишешь стихи?

poembook.ru

Как научиться писать стихи для песен?

Бывает для какого-то случая нужно написать стихи для песни: для возлюбленного или на день рождение. Как же это провернуть, если никогда такого не делали? В данной статье вы сможете узнать парочку советов, которые помогут вам не ударить в грязь лицом.

Чувства

Чувства представляют собой одну из главных привилегий, которые есть у человека. Не столь важно нежные вы или грубые, ненавидите любовь или верите в это чувство. У вас все равно есть шанс писать красивые стихи. Просто посидите в тишине и подумайте, какие чувства вас переполняют, а затем попытайтесь выплеснуть их на бумагу. Ниже будет описано, какие чувства больше подходят для создание стихотворений. Не нужно ограничивать себя какими-то стандартами. Чувства это ваш помощник, если вы вложите их в стихи, то читателям обязательно они понравятся.

Бессердечие, эгоизм, грубость, жесткость – это темные чувства. Если именно они доминируют в вашем подсознании, то вы можете писать стихи преимущественно в готическом стиле. К примеру, про демонов, любящих жесткость и кровь. Но не стоит сильно преувеличивать, ведь это не мемуары маньяка, а стихи. Можете добавить чуть-чуть романтики, она только украсит ваш стих. Также его можно написать и о предательстве друга или разбитом сердце, есть много разных тем.

Романтичность, юмор, доброта, нежность – светлые чувства. Если вы чувствуете именно их, то в этом случае у вас есть много разных стилей для написания шикарных строк. К примеру, про историю, природу, вечную любовь. Выбирать, о чем писать можете только вы, и не стоит забывать, что если вы дадите волю чувствам, то сможете написать восхитительное произведение искусства.

Вдохновение

Это также немаловажный аспект. Вдохновение может быть душевным или искусственным. Если у вас его нет, вы не сможете написать хорошее стихотворение.

Душевное вдохновение само приходит и часто неожиданно. Важно чтобы в это время у вас под рукой были ручка и листок. Воспоминания или грустная музыка могут пробудить его. Душевное вдохновение лучше искусственного тем, что у вас появляется больше мыслей.

Искусственное вдохновение можно самостоятельно развить, к примеру, послушать музыку, которая способна поднимать настроение. Есть и другие методы: погулять на пляже, в парку, лесу, саду и так далее. Свежий воздух поднимает настроение и освежает мысли. Подумайте о чем-то грустном или романтичном, поиграйте с домашним животным, посмотрите фильмы, аниме. Вдохновение появляется лишь тогда, когда у вас есть вера в себя.

Рифма

Рифма в стихотворениях не всегда важна. Если у вас нет таланта сочинять рифму, то можете писать «Белый стих». В этом случае вам необходимо только вложить в стих максимум чувств и смысла. Люди больше любят рифмованные стихи, однако это не значит, что вам следует этому. Талант писать рифмы может прийти со временем, подождите и не бросайте раскрывать свой талант.

Чтобы помочь себе развить рифмование, советуем читать много всевозможных стихов. Это позволит вам приблизиться к познанию и совершенствованию рифмы. Предпочтительнее читать великих поэтов, например, Шекспир, Толстой, Пушкин и прочие. Именно классика поможет вам в этом не легком деле.

Грамматика

Этот аспект никогда нельзя нарушать. Если вы творите с ошибками и потом выкладываете в интернет, то над вами будут смеяться. Если вы знаете, что не сильны в грамматике, то следует воспользоваться онлайн программами, позволяющими исправлять ошибки или обычным текстовым редактором Word. Ошибки не сделают вас хорошим поэтом.

Фантазия

Фантазия является мощным инструментом в написании стихотворений, смотрите фильмы в жанре фэнтези, рисуйте, читайте сказки и у вас получиться развить собственную фантазию. Не стоит писать только о любви! У фантазии нет пределов и это большой плюс. Вы являетесь волшебником и творцом собственной сказки, которая называется стих.

Желание

Когда нет желания, то у вас не получиться ни одного вышеупомянутого аспекта. Если вы хотите просто прославиться, то не стоит тратить время впустую. Просто представьте, что вы являетесь творцом какой-то скульптуры, из которой необходимо сделать произведение искусства и, что именно на вас лежит обязанность сделать ее идеальной.

В 21 веке остается все меньше поэтом и романтиков, Интернет, гонки на мотоциклах, ночные клубы – это меняет людей и у них нет времени на поэзию. Те люди, которые продолжают развивать свой талант, на берегу океана строят замки из песка и верят, что океан не сможете сломать их замок.

Видео уроки

hr-portal.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.