И токмакова стихи 2 класс


И.П. Токмакова. Стихи 2 класс

Тема. И.П. Токмакова. Стихи

Цели: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой; совершенствовать технику выразительного чтения; учить анализировать произведения; развивать речь учащихся; воспитывать интерес и любовь к чтению

Оборудование: учебник, портрет и выставка книг И. Токмаковой, компьютер, презентация.

Тип урока комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

-Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?

-Сегодня вы знаете у нас необычный урок. Приветствуйте наших гостей.

-Ну, ребята, чур, молчок

Начинается урок (слайд 1)

2. Разминка

Игра «Послушай-опиши»

(осознание словесного материала)

Цель: давайте поразмышляем о словах

(учитель показывает слово, а дети увидев слово называют вкус, запах, звуки, которые оно может издавать)

-Кошка

-Счастье

-Слеза (слёзы радости) (слайд 2)

3. Речевая разминка

Ти – ди - ти – мне домой идти.

Ти – ти – ди –за руку его веди.

Те – те – де – рыба водится в воде.

Те – де – те – хорошо читайте. (слайд 3)

4.Проверка домашнего задания

а). Чтение стихов В. Берестова

б). Проверка творческих работ

История про учебные вещи

-На что они похожи? Представь, что они живые

-О чем они могут разговаривать?

4. Постановка цели урока

-Расшифруйте слова (слайд 4)

(Ирина Токмакова)

-Какие произведения И. Токмаковой вы читали?

5. Физминутка

6. Работа по теме урока

1). Беседа о жизни и творчестве И. токмаковой

Ирина Петровна Токмакова — становиться писателем, поэтом не собиралась. В начале работала переводчиком. Первая ее книжка для детей- перевод шотландских песенок, для собственного сына. Отец Ирины Петровны- художник. Лев Токмаков- увидев книжку и нарисовал к ней иллюстрации. Так появилась на свет первая книга. Ириной Токмаковой написаны не только стихи, но и рассказы, повести, сказки, пьесы. Герой ее стихотворений- очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазёр и выдумщик. Он очень любит играть со словами, повторять их, выдумывать новые. (слайд 8)

-Вот о таком выдуманном слове ее стихотворение «Плим»

2). Выставка книг И. Токмаковой (слайд 9-12)

3). Игра «Угадай предмет» (слайд 13)

Перед тем, как мы прочтём стих-ие «Плим» предлагаю игру «Предмет»

-Этим предметом чистят зубы

-Этот предмет раскрывают над головой, когда идет дождь,

Эти предметом играют в футбол

Каждое слово имеет свое значение

-А что означает слово «Плим»

7. Работа по учебнику

1).Чтение стихотворения «Плим» учителем.(слайды 14-17)

2). Беседа по содержанию

-Каким словом играл мальчик?

-Что оно значит? Какое открытие сделал мальчик? (Ничего не значит, встретить непонятные слова можно встретить в считалках)

-Как мы будем читать это стихотворение? (Весело)

3). Чтение стихотворения уч-ся

8. Речевая разминка (слайд 18)

Чтение скороговорки «У Сени и Сани в сетях сом с усами»

9. Продолжение работы по учебнику

1). Чтение учителем стихотворения « В чудной стране» (слайд 19)

2). Словарная работа

Лакает - пить, захватывая жидкость языком

На гнутых ножках – на изогнутых ножках

3). Чтение стих-ия учащимися.

4). Беседа по содержанию

-К кому обращается Токмакова в конце стихотворения?

-Верите ли вы ей? Почему?

-Где может находиться такая страна? (в снах, фантазиях)

-Кого вам напомнил ботинок? А остальные вещи?

-Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычные? (Внимательность, наблюдательность)

-А вы внимательны?

-Найдите в стихотворении олицетворение

Олицетворение - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. (Ботинок чёрным язычком. С утра лакает молочко. Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поёт. Стул танцует под гармошку.

10. Рефлексия (слайд 22)

-Мне понравилось…

-Было трудно…

-Я расскажу дома…

11. Итог урока

-Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

-Чему вы научились на уроке?

12. Домашнее задание

Выучить одно стихотворение, стр.153-154

infourok.ru

Литературное чтение во 2 классе. Тема. Стихи И. Токмаковой.

Литературное чтение во 2 классе.

Тема. Стихи И. Токмаковой.

Урок общеметодологической направленности

Цель урока: ознакомить детей с произведениями И.П. Токмаковой.

Задачи: совершенствовать технику и выразительность чтения; повторить правила запоминания

стихотворных текстов; учить оценивать свою работу; воспитывать интерес и любовь к чтению.

Планируемые результаты

Предметные. Научатся подбирать рифмы, навыкам выразительного чтения, совершенствовать чёткую дикцию.

УУД. Р: учитывать ориентиры действия выделенные учителем

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

К: координация разных точек зрения

Личностные результаты. Оценивать свою речь и речь товарищей на предмет успешности.

Оборудование: выставка книг ИЛ. Токмаковой.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

II. Проверка домашнего задания

Дети рассказывают свои истории про учебные вещи.

III. Постановка цели урока

- Сегодня мы повторим правила запоминания наизусть стихотворений и познакомимся (или вновь встретимся, кто уже читал ее стихотворения) с творчеством еще одной детской писательницы и поэтессы - Ирины Петровны Токмаковой.

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ об авторе.

- Становиться писателем и поэтом Ирина Петровна Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая ее книжка для детей - перевод шотландских песенок для собственного сына. Отец Ирины Токмаковой - художник Лев Токмаков - увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга. Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. («Звездоход Федя», «Стрела Робин Гуда».) Герой ее стихотворений - очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазер и выдумщик. Он очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, выдумывать новые. Вот о таком выдуманном слове ее стихотворение «Плим».

2. Чтение стихотворения «Плим» (про себя).

  • Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат?

  • Где мы можем их встретить?

(Не часто. Слово - это вообще название чего-то, люди в древности придумывали их для обозначения каких-то явлений, действий. Встретить непонятные слова можно в считалках.)

  • Как надо читать это стихотворение?

  • (Весело, забавно.)

- Прочитайте выразительно.
Повторное выразительное чтение.

3. «В чудной стране» - читает учитель.

  • Где может находиться такая страна?

  • (В снах, в фантазиях.)

  • Какие картинки вы могли бы нарисовать к этому стихотворению.

- Прочитайте сами вслух выразительно.
4.Повторное чтение детьми.

5. Чтение детьми стихотворения «Весна» с предварительной
подготовкой.

- Какой литературный прием использовала И. Токмакова?
(Олицетворение.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

1. Повторение правил запоминания стихов.

- Если вам надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, как вы будете работать?

(Прочитаю, выясню значение всех непонятных слов, прочитаю еще раз, чтобы уловить мелодию, ритм. Прочитаю выразительно. Повторю, после того, как сделаю другие уроки.)

  • Надо ли повторять стихотворение перед сном?

  • Что вы сделаете, когда проснетесь утром?

(Прочитаем еще раз и повторим наизусть. А потом еще раз перед уроком.)

  • Как надо действовать, чтобы запомнить длинное стихотворение? (Надо разделить его на смысловые части, выучить каждую, потом соединить.)

  • Если не получается запомнить с текста? (Попрошу кого-нибудь прочитать и попробую запомнить на слух.)

  • Какие еще приемы можно использовать? (Можно придумать картинки и представлять их себе. Можно ходить по комнате и инсценировать. Можно взять в руки предметы, например, для стихотворения И. Токмаковой - ложку, тряпку, шапку...)

  • Молодцы! Не забудьте, что у вас есть памятки, как учить стихи.

VII. Итог урока. Рефлексия.

  • Что мы сегодня успели сделать на уроке?

  • Что вы запомнили?

  • Как вы поработали?

  • Поставьте себе оценку.

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившееся стихотворение И. Токмаковой.

infourok.ru

Литературное чтение. Биография Ирины Токмаковой (2 класс)

Ирина Петровна Токмакова

(3 марта 1929 – 5 апреля 2018)

Биография

На детских стихах и повестях Ирины Токмаковой выросло не одно поколение школьников. «Может, нуль не виноват?», «Аля, Кляксич и буква А», «И настанет веселое утро», «Вечерняя сказка» и десятки других – каждое слово в этих произведениях пропитано добротой и светом, а именно – частичкой души самого автора. Всю жизнь Ирина Петровна посвятила детскому творчеству: известна блестящими переводами произведений зарубежных авторов для маленьких читателей.

Ирина Петровна родилась 3 марта 1929 года в Москве. Отец Петр Мануков (Манукян) работал инженером-электротехником. Мама Лидия Дилигенская – по профессии педиатр, заведовала столичным «Домом подкидышей».

Еще одним домочадцем была тетушка – сестра отца, она-то и занималась воспитанием Иры и ее старшей сестры Елены, вела хозяйство, готовила, шила. Лидия Александровна много работала: параллельно с основной службой преподавала в 1-м Медицинском институте курс детских болезней.

Поэзией в семье «болел» папа – очень любил творчество Пушкина. Часто сажал маленькую Иру на коленки и декламировал стихи. Отец и тетушка разговаривали с детьми и на русском, и на армянском. Наверное, поэтому языки давались Ирине легко. В школе с удовольствием учила немецкий, увлеклась английским. А еще девочке легко давалась рифма, и как-то незаметно для себя она стала писать стихи.

Ирина Токмакова и её книги

В 1941 году семью Ирины вывезли в эвакуацию в Пензу. После войны Мануковы вновь вернулись в Москву. Близился выпускной класс, и Ирина стала готовиться к поступлению на филологический факультет МГУ, изменив давнему решению поступать в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию.

В университет девушку взяли без экзаменов благодаря золотой медали. Столь же блестяще, с отличием, окончила вуз и поступила в аспирантуру.

Литература

В период учебы в аспирантуре Ирина была уже замужем за художником Львом Токмаковым и работала гидом-переводчиком. Однажды к ней в группу попал турист из Швеции, завязался разговор. Гость приятно удивился тому, что Токмакова знает его родной язык (второй язык в вузе), любит шведскую поэзию. По приезде на родину он отправил новой знакомой сборник шведских народных песен. Ирина тут же перевела несколько и стала читать маленькому сыну.

Супруг втайне отнес переводы стихов в детское издательство, и скоро их напечатали: в 1961 году вышла первая книга Токмаковой «Пчелы водят хоровод». Воодушевленная Ирина забросила диссертацию и стала не только переводить дальше, но и писать собственные стихи.

Поэтэсса Ирина Токмакова

«Я ведь начала сочинять стихи, еще будучи школьницей, но получила негативную оценку своих сочинений и перестала», - признавалась она в интервью.

Поэтесса и прозаик много ездила по миру: работала в жюри Международной премии Г. Х. Андерсена, являлась членом исполкома Международного совета по детской книге. И сама удостоена почетными регалиями: лауреат Государственной премии России и Российской литературной премии имени Александра Грина.

Личная жизнь

С будущим супругом, художником Львом Алексеевичем Токмаковым, писательница познакомилась, будучи на третьем курсе филфака. Юноша тогда оканчивал Строгановское училище. У супругов есть сын Василий.

Ирина Токмакова с супругом Львом Токмаковым

Именно Лев Алексеевич вернул жену в творчество, и всю оставшуюся жизнь супруги проработали в слаженном тандеме: она писала книги, а он рисовал к ним иллюстрации, создавал оформление. Обратиться друг к другу за помощью или советом было для них обычным делом.

infourok.ru

План-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме: Урок литературного чтения. Стихи Ирины Токмаковой

Литературное чтение.

Учитель начальных классов  Дегтярь Н. И.

Урок 103 Стихи И. П. Токмаковой

Цели урока:

  1. Познакомить детей со стихами И. П. Токмаковой;
  1. Совершенствовать технику и выразительность чтения. Повторить правила запоминания стихотворных текстов;
  1. Учить оценивать свою работу. Воспитывать интерес и любовь к

чтению.

Оборудование:

Выставка книг И. Токмаковой.

Ход урока

                I.        Организационный момент

                II.        Проверка домашнего задания

III. Постановка цели урока

        -        Сегодня мы повторим правила запоминания наизусть стихотворе-
ний и познакомимся (или вновь встретимся, кто уже читал ее стихи) с творчеством еще одной детской писательницы и поэтессы -Ирины Петровны Токмаковой.

IV. Изучение нового материала

                1.        Рассказ об авторе.

Становиться писателем и поэтом И. Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая ее книжка для детей - перевод шотландских песенок для собственного сына. Отец И. Токмаковой - художник Лев Токмаков - увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга. И. Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. («Звездоход Федя», «Стрела Робин Гуда».) Герой ее стихотворений - очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазер и выдумщик. Он очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, выдумывать новые. Вот о таком выдуманном слове ее стихотворение «Плим».

2.        Чтение стихотворения «Плим» (про себя).

  • Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встретить? (Не часто. Слово это вообще название чего-то, люди в древности придумывали их для обозначения каких-то явлений, действий. Встретить такие непонятные слова можно в считалках.)
  • Как надо читать это стихотворение? (Весело, забавно.)

-        Прочитайте выразительно.

                Повторное выразительное чтение.

3.        «В чудной стране» — читает учитель.

  • К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?
  • Верите ли вы ей? Почему?
  • Где может находиться такая страна? ( В снах, в фантазиях.)
  • Какие картинки вы могли бы нарисовать к этому стихотворению.
  • Прочитайте сами вслух выразительно. Повторное чтение детьми.

4.        Чтение детьми стихотворения «Весна» с предварительной подготовкой.

-        Какой литературный прием использовала И. Токмакова? (Олицетворение)

5.        Чтение стихотворения «Гном» учителем.

  • Понравилось ли вам это стихотворение?
  • Зачем в дом приходит гном?
  • Давайте прочитаем его по ролям. (Дети размечают текст, учитель назначает чтецов.)

Выразительное чтение по ролям.

6.        Чтение и разгадывание загадки по заданию учебника на с. 131

                V.        Физкультминутка

                VI.        Закрепление нового материала

1. Повторение правил запоминания стихов.

  • Если вам надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, как вы будете работать? (Прочитаю, выясню значение всех непонятных слов, прочитаю еще раз, чтобы уловить мелодию, ритм. Прочитаю выразительно. Повторю, после того, как сделаю другие уроки.)
  • Надо ли повторять стихотворение перед сном?
  • Что вы сделаете, когда проснетесь утром? (Прочитаем еще раз и повторим наизусть. А потом еще раз перед уроком.)
  • Как надо действовать, чтобы запомнить длинное стихотворение? (Надо разделить его на смысловые части, выучить каждую, потом соединить.)
  • Если не получается запомнить с текста? (Попрошу кого-нибудь прочитать и попробую запомнить на слух.)
  • Какие еще приемы можно использовать? (Можно придумать картинки и представлять их себе. Можно ходить по комнате и инсценировать. Можно взять в руки предметы, например, для стихотворения И. Токмаковой "- ложку, кошку, тряпку, шапку...)
  • Молодцы! Не забудьте, что у вас есть памятки, как учить стихи.

                VII.        Итог урока

  • Что мы сегодня успели сделать на уроке?
  • Что вы запомнили?
  • Как вы поработали?
  • Поставьте себе оценку.

Домашнее задание

Выучить  наизусть  понравившееся   стихотворение   И.Токмаковой (можно найти дома любимое стихотворение).

nsportal.ru

Конспект по литературному чтению на тему "Стихи И. Токмакова «Плим» , «В чудной стране»"(2 класс)

Урок литературного чтения

2 б класс

Тема Стихи И. Токмакова

«Плим» , «В чудной стране»

Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературных терминов «олицетворение», «рифма» и  нового поэтического термина “ритм».

Задачи:

  • обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства язы ковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.

  • развивающие - развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь.

  • воспитательные - доброту, умение чувствовать красоту слова, взаимоуважение.

ланируемые  результаты

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению

2) формировать способность устно  оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций

4) развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя

  2. осознавать и принимать  учебную задачу

  3. оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью таблиц оценивания своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос

2) учить работать с дополнительным материалом (Интернет, дополнительная литература)

3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

4) перерабатывать полученную информацию,  делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

4) строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты

1) научить сравнивать произведения, определять основную мысль произведения

2) научить подбирать рифму и чувствовать ритм

3) развивать технику выразительного чтения

4) грамотно использовать в речи литературные термин

Ход урока

1. Орг. момент

- Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?.

Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок!

2. Актуализация знаний

Речевая разминка.

Ти – ди - ти – мне домой идти.

Ти – ти – ди –за руку его веди.

Те – те – де – рыба водится в воде.

Те – де – те – хорошо читайте.

. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов В.Берестова по выбору, проверка творческих работ.

3. Постановка цели урока.

- Сегодня мы повторим правила запоминания наизусть стихотворений и познакомимся (или вновь встретимся) с творчеством ещё одной детской писательницы и поэтессы И.П.Токмаковой.

4. Изучение нового материала.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Отец И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на свет первая книга. И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. Герой её стихотворений – очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазёр и выдумщик. Он очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”.

Перед тем как мы прочтём это стихотворение, предлагаю вам игру “Угадай предмет”

Например:

1. Этим предметом чистят зубы.

2. Этот предмет раскрывают над головой, когда идёт дождь.

3. Этим предметом играют в футбол.

Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово “плим”?

5. Речевая разминка

- Прочитайте чистоговорку.

  • Ти – ди – ти - мне домой идти

  • Ти – ти – ди – за руку меня веди.

  • Те – те – де – рыба водится в воде.

  • Те – де – те – хорошо читайте.

6. Учитель читает стихотворение.

– Как вы думаете, кто мог придумать такое слово, от чьего имени писательница написала это стихотворение? Обоснуйте свое мнение.

7. Чтение стихотворения “Плим” (про себя)

- Как вы думаете, кто мог придумать такое слово, от чьего имени писательница написала это стихотворение?

- Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?

- Как надо читать это стихотворение?

- Прочитайте выразительно.

8. Физминутка.

Повторяем движения за словами: 
Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем. 
А потом их развернем 
И к себе скорей прижмем. 
А потом быстрей, быстрей 
Хлопай, хлопай веселей. 

9. Речевая разминка.

- Прочитайте на одном выдохе: ста – сто – сту – сты, смо – сму – сма – сми, сда – сдо – сду – сды.

- Прочитайте скороговорку четко и быстро: У Сени и Сани в сенях сом с усами.

Продолжение работы по учебнику

1). Чтение учителем стихотворения « В чудной стране»

2). Словарная работа

Лакает - пить, захватывая жидкость языком

На гнутых ножках – на изогнутых ножках

3). Чтение стих-ия учащимися.

4). Беседа по содержанию

-К кому обращается Токмакова в конце стихотворения?

-Верите ли вы ей? Почему?

-Где может находиться такая страна? (в снах, фантазиях)

-Кого вам напомнил ботинок? А остальные вещи?

-Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычные? (Внимательность, наблюдательность)

-А вы внимательны?

-Найдите в стихотворении олицетворение

Олицетворение - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. (Ботинок чёрным язычком. С утра лакает молочко. Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поёт. Стул танцует под гармошку.

10.Дом. задание.

Выучить одно стихотворение, стр.153-154

11.. Итог урока

- Что показалось удивительным вам сегодня на уроке?

- Что восхитило вас?

- Как вы поработали?

Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.

12.Рефлексия 

-Мне понравилось…

-Было трудно…

-Я расскажу дома…

infourok.ru

Урок 58. в. берестов «знакомый», «путешественники». и.токмакова «плим», «в чудной стране» - Литературное чтение - 2 класс

Литературное чтение, 2 класс

Урок 58. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники». И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое литературные приёмы.
  2. Какие литературные приёмы бывают
  3. Биографии В. Берестова и И. Толмаковой.

 

Глоссарий по теме

Поэт, ритм, литературный приём, олицетворение, метафора, образ

 

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

Цели: познакомиться со стихами В.Берестова и И.Толмаковой.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем, что такое ритм и литературные приёмы. Научимся выразительно читать произведение. Сможем дать характеристику героям произведения.

 

Основное содержание урока

На прошлых занятиях мы уже успели познакомиться с творчеством В. Берестова. Давайте вспомним наиболее известные его произведения: «Катя в игрушечном городе», «Весёлое лето», «Кошкин щенок», «В магазине игрушек», «Лягушата».

Первым произведением сегодня будет стих этого замечательного автора «Знакомый»:

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем.
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То он, то я, то он, то я.

Объятья, шутки, разговоры.
– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.

– Побудь со мной ещё немного! –
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.

Вы поняли, что же за знакомый повстречался на пути главному герою? Как необычно писатель смог описать нам обыкновенного пса, даже ни разу не назвав его собакой: он как хороший друг радостно бежит навстречу своему приятелю, как будто бы болтает с ним и убегает дальше по своим делам. В данном произведении автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. В. Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.

Следующий стих этого же автора называется «Путешественники»:

В прекрасных городах старинных,
В музеях всех материков
Встречаешь их, румяных, длинных,
Седых и лёгких стариков.

Здесь, впечатления вбирая,
Они, блаженные, живут
Почти уже в пределах рая,
Куда их скоро призовут.

Но пусть посредством путешествий
Они впрямь продлят свой век.
Ведь в путешествиях, как в детстве,
Мгновенья замедляют бег.

Необыкновенное стихотворение! Автору удаётся создать удивительную атмосферу лёгкости при помощи слов: «прекрасные, лёгкие, блаженные». Образ создаётся очень ярким и живым – путешествующие пожилые люди, наслаждающиеся отдыхом и новыми впечатлениями, столь важными в преклонном возрасте. Автор явно очень благосклонно относится к таким людям и от души желает им продления жизни за счёт открытия новых горизонтов, получения свежих эмоций и ощущений.

Другим автором, произведения которого мы сегодня разберём, является замечательная поэтесса Ирина Токмакова. Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача. Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у неё нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.

Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнёс переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.

Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А» », «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет весёлое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.
Давайте прочитаем её стихотворение «Плим»:

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Что мы можем сказать о герое её стихотворения? Он внимателен к окружающему миру, добрый, фантазёр и выдумщик. Вероятно, он любит играть со словами: повторять их, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове стихотворение И. Толмаковой «Плим». Оно как живое прыгает и скачет с языка главного героя. И всем весело и радостно от такого коротенького и ничего не значащего слова.

Другое её стихотворение называется «В чудной стране»:

В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?

Вы обратили внимание, что при прочтении стихотворения мы произносим «в чуднОй стране», а не «в чУдной»? Почему так получается? Оказывается, в любом стихотворении должен присутствовать ритм, это одно из средств выразительности. Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц, в стихотворении – это ударный и безударный слоги. Ритм помогает прочитать стихотворение выразительно, красиво.

А знаете ли вы, как называется литературный приём, когда неодушевлённые предметы оживают и действуют как одушевленные? Например, «ботинок лакает молочко»? Это называется приёмом олицетворения. В этом стихотворении автор использует ещё один литературный приём скрытого сравнения – метафору. Подумайте, на что похожи описываемые в стихотворении предметы? Можно предположить, что бутылка похожа на певицу, стул – на танцора, ботинок на кошку или щенка, картошка – на бабушку. Такой приём погружает нас в мир фантазии, позволяет представить неоживлённые вещи живыми и, соответственно, наделить такими качествами, как способность смотреть, кушать, танцевать и т.д., то есть олицетворять.

Вот с такими забавными и милыми стихотворениями мы сегодня познакомились. А также узнали подробные биографии двух известных детских писателей, разобрали их литературные приёмы и их отношение к окружающим предметам и существам.

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам.

Произведения «Знакомый», «Путешественники», «Плим», «В чудной стране»

Правильный ответ:

 

«В чудной стране»

 

«Плим»

 

«Знакомый»

 

«Путешественники»

 

Контрольное задание, 1 вариант:

Что означает слово «Плим»:

А) число;

Б) ничего не означает;

В) животное;

Г) город.

Правильный ответ:

Б) ничего не означает

Контрольное задание 2 вариант:

Кто глядит глазком в окошко?

А) картошка;

Б) подножка;

В) ложка;

Г) одёжка.

Правильный ответ:

А) картошка

resh.edu.ru

Презентация "Веселые стихи. И.Токмакова"

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Веселые стихи 2 класс.ppsx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-190021

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru

Урок 58. в. берестов «знакомый», «путешественники». и.токмакова «плим», «в чудной стране» - Литературное чтение - 2 класс

Литературное чтение, 2 класс

Урок 58. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники». И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое литературные приёмы.
  2. Какие литературные приёмы бывают
  3. Биографии В. Берестова и И. Толмаковой.

 

Глоссарий по теме

Поэт, ритм, литературный приём, олицетворение, метафора, образ

 

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

Цели: познакомиться со стихами В.Берестова и И.Толмаковой.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем, что такое ритм и литературные приёмы. Научимся выразительно читать произведение. Сможем дать характеристику героям произведения.

 

Основное содержание урока

На прошлых занятиях мы уже успели познакомиться с творчеством В. Берестова. Давайте вспомним наиболее известные его произведения: «Катя в игрушечном городе», «Весёлое лето», «Кошкин щенок», «В магазине игрушек», «Лягушата».

Первым произведением сегодня будет стих этого замечательного автора «Знакомый»:

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем.
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То он, то я, то он, то я.

Объятья, шутки, разговоры.
– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.

– Побудь со мной ещё немного! –
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.

Вы поняли, что же за знакомый повстречался на пути главному герою? Как необычно писатель смог описать нам обыкновенного пса, даже ни разу не назвав его собакой: он как хороший друг радостно бежит навстречу своему приятелю, как будто бы болтает с ним и убегает дальше по своим делам. В данном произведении автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. В. Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.

Следующий стих этого же автора называется «Путешественники»:

В прекрасных городах старинных,
В музеях всех материков
Встречаешь их, румяных, длинных,
Седых и лёгких стариков.

Здесь, впечатления вбирая,
Они, блаженные, живут
Почти уже в пределах рая,
Куда их скоро призовут.

Но пусть посредством путешествий
Они впрямь продлят свой век.
Ведь в путешествиях, как в детстве,
Мгновенья замедляют бег.

Необыкновенное стихотворение! Автору удаётся создать удивительную атмосферу лёгкости при помощи слов: «прекрасные, лёгкие, блаженные». Образ создаётся очень ярким и живым – путешествующие пожилые люди, наслаждающиеся отдыхом и новыми впечатлениями, столь важными в преклонном возрасте. Автор явно очень благосклонно относится к таким людям и от души желает им продления жизни за счёт открытия новых горизонтов, получения свежих эмоций и ощущений.

Другим автором, произведения которого мы сегодня разберём, является замечательная поэтесса Ирина Токмакова. Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача. Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у неё нет. Школу окончила с золотой медалью, поступила на филологический факультет МГУ, работала переводчиком. Вышла замуж, родила сына.

Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнёс переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.

Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А» », «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет весёлое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.
Давайте прочитаем её стихотворение «Плим»:

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Что мы можем сказать о герое её стихотворения? Он внимателен к окружающему миру, добрый, фантазёр и выдумщик. Вероятно, он любит играть со словами: повторять их, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове стихотворение И. Толмаковой «Плим». Оно как живое прыгает и скачет с языка главного героя. И всем весело и радостно от такого коротенького и ничего не значащего слова.

Другое её стихотворение называется «В чудной стране»:

В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?

Вы обратили внимание, что при прочтении стихотворения мы произносим «в чуднОй стране», а не «в чУдной»? Почему так получается? Оказывается, в любом стихотворении должен присутствовать ритм, это одно из средств выразительности. Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц, в стихотворении – это ударный и безударный слоги. Ритм помогает прочитать стихотворение выразительно, красиво.

А знаете ли вы, как называется литературный приём, когда неодушевлённые предметы оживают и действуют как одушевленные? Например, «ботинок лакает молочко»? Это называется приёмом олицетворения. В этом стихотворении автор использует ещё один литературный приём скрытого сравнения – метафору. Подумайте, на что похожи описываемые в стихотворении предметы? Можно предположить, что бутылка похожа на певицу, стул – на танцора, ботинок на кошку или щенка, картошка – на бабушку. Такой приём погружает нас в мир фантазии, позволяет представить неоживлённые вещи живыми и, соответственно, наделить такими качествами, как способность смотреть, кушать, танцевать и т.д., то есть олицетворять.

Вот с такими забавными и милыми стихотворениями мы сегодня познакомились. А также узнали подробные биографии двух известных детских писателей, разобрали их литературные приёмы и их отношение к окружающим предметам и существам.

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам.

Произведения «Знакомый», «Путешественники», «Плим», «В чудной стране»

Правильный ответ:

 

«В чудной стране»

 

«Плим»

 

«Знакомый»

 

«Путешественники»

 

Контрольное задание, 1 вариант:

Что означает слово «Плим»:

А) число;

Б) ничего не означает;

В) животное;

Г) город.

Правильный ответ:

Б) ничего не означает

Контрольное задание 2 вариант:

Кто глядит глазком в окошко?

А) картошка;

Б) подножка;

В) ложка;

Г) одёжка.

Правильный ответ:

А) картошка

vcs.resh.edu.ru

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой 1 класс Школа России

Тема: Стихи-загадки писателей

И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой

учитель начальных классов

МКОУ «Кош-Агачская СОШ им.В.И.Чаптынова»

Толебаева Жаслана Николаевна

Дата: 4.04.19г

Цели: познакомить со стихотворениями-загадками о весне И, Токмаковой, Л. Ульянипкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой; учить разгадывать и составлять загадки; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; находить » читках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения; сочинять загадки; работать в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Упражнение « Частичка тепла»

- Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.

Девиз урока: Хочешь грамотным быть, учись думать и творить!!

II. Проверка домашнего задания

(Чтение наизусть стихотворений Т. Белозерова «Подснежни­ки» и С. Маршака «Апрель», выставка иллюстраций.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку медленно.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон.

— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.

— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая гром­кость.

— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.

— Прочитайте с ускорением.

— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх — из последних букв. ЗОЛА АРЫК ГОД

АНГИНА ДОЛГ КОРА АЛМАЗ

— Какое получилось слово? (Загадка.)

Арык — в Средней Азии, Казахстане, Закавказье: ороситель­ный канал, канава.

Сегодня на уроке мы будем с вами читать стихи-загадки заме­чательных писателей. С некоторыми из них мы уже встречались, а с кем-то познакомимся во время урока. А еще мы будем пробо­вать себя в роли авторов загадок.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 68. Прочитайте, кто написал стихо­творение «Ручей». (И. Токмакова.)

— Какое произведение И. Токмаковой мы изучали на уроках литературного чтения? («Аля, Кляксич и буква "А"».)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. (После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)

— Что вы почувствовали при чтении? (Как звонко и весело зву­чал, ручей.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Кто автор следующего стихотворения-загадки? (Л. Ульяницкая.)

— Прочитайте стихотворение-загадку. Отгадайте, что это. (Одуванчик.)

— Как вы догадались?

— Прочитайте стихотворение выразительно. Послушайте, какое стихотворение про одуванчик написал Тимофей Белозеров,

Одуванчик. Отчего прохладно стало Одуванчику в бору? Оттого, что прошлой ночью Облысел он на ветру!

В Европе одуванчик считают сорняком, а в Китае — овощем. ( Совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В старину одуванчик называли «одуван» от сло­ва «дуть», что значит «обдуть».

— Прочитайте, кто автор следующего стихотворения-загадки. (Л. Яхнин.)

 

—Прочитайте стихотворение-загадку. Назовите отгадку. (Ро­машка.)

—Как вы догадались? Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

—Прочитайте на с. 70, кто автор следующего стихотворения. (Е. Трутнева.) —Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.

— Объясните, как вы понимаете подчеркнутые выражения.

— Нравятся ли вам такие сравнения?

— Я прочитаю стихотворение, а вы следите за моим чтением.

— Понравилось вам стихотворение?

— Отгадайте загадки, заключенные в стихах. (Выразительное чтение стихотворений Е. Трутневой учащи­мися.)

— Кто автор следующего стихотворения? {Я. Токмакова.) (Выразительное чтение стихотворения учителем. Беседа по во­просам учебника. Выразительное чтение стихотворения учащи­мися.)

— Ребята, а сейчас мы с вами будем продолжать учиться со­ставлять загадки. Откройте учебник на с. 69. Прочитайте план.

(Дети читают план. При необходимости пункты плана разъясняются. Далее ученики в парах или самостоятельно составляют загадки и загадывают их одноклассникам.)

VIII.Подведение итогов урока

— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?

— Какие произведения читали?

— Какое из них вам больше всего понравилось? 1

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему мы учились на уроке?

IX. Рефлексия

— Что вас на уроке радовало?

— Что огорчало? Почему?

Рефлексия «Кораблики» (закрасьте флаг кораблю , зеленым – успешно справился со всеми заданиями, желтый- было трудно, но ты мог прийти к верному ответу, красный трудно и требуется помощь)

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.

Домашнее задание

Работа над проектом в группах: составить азбуку загадок по плану (учебник, с. 72).

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.