Грядущие гунны стих брюсов


Валерий Брюсов - Грядущие гунны: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Анализ стихотворения «Грядущие гунны» Брюсова

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Яковлевич Брюсов писал в неспокойное время социальных потрясений в стране. Оно было начато им в 1904 и закончено только в 1905 году. Возможно, к окончательному завершению произведения Брюсова подтолкнули события «Кровавого воскресенья». «Грядущие гунны» Брюсов написал в 32 года, будучи уже зрелым и сформировавшимся поэтом.

Основная тема стихотворения — отношение автора к революции. Массовые социальные волнения, предвестники революции, прокатившиеся в то время по России, вызвали у поэта отклик и заставили его задуматься о дальнейшем будущем своей страны. Это будущее Брюсов видел исключительно в мрачных красках и сравнивал судьбу России с падением Римской империи, что и нашло отражение в данном стихотворении.

Под иносказательным образом гуннов поэт изобразил своих современников-варваров — рабочих и крестьян, желающих радикально изменить веками существовавший в России привычный строй, устроить революцию и прийти к власти. Вместе с привычным строем варвары грозят уничтожить и многовековую культуру и традиции русского народа. Брюсов был уверен в таком мрачном исходе и не предсказывал для России светлого будущего. Волновало поэта также и то, что эти варвары не пришли откуда-то извне, а родились и жили в той же стране, что и он — но это не помешает им разрушить эту страну.

Носителей революционных идей автор видит абсолютным злом — опьяненным властью, сжигающим книги и разоряющим храмы. Для мыслящих же людей, мудрецов и поэтов, к которым Брюсов, несомненно, относил и себя, он видел только один выход — уйти в подполье, спрятаться от варваров, сохранить свое духовное наследие в тайне.

Однако автор утверждает «но вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», то есть не призывает бороться с варварами-революционерами. Брюсов считает, что их приход закономерен и происходит от возникающих в обществе потрясений. Великие империи не распадаются в одночасье и без каких-либо причин, это результат многолетних серьезных проблем, подтачивающих существующий социальный строй. Поэтому поэт не сопротивляется «грядущим гуннам» и встречает их спокойно, зная, что их появление предопределено самой историей.

Стихотворный размер произведения — трехударный дольник. Автор употребляет эпитеты («топот чугунный», «ордой опьянелой»), метафоры («тучей нависли», «Случай сохранит»), сравнения («неповинны, как дети»).

rustih.ru

Валерий Брюсов — Грядущие гунны: Стих читать онлайн бесплатно

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Анализ стихотворения «Грядущие гунны» Брюсова

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Яковлевич Брюсов писал в неспокойное время социальных потрясений в стране. Оно было начато им в 1904 и закончено только в 1905 году. Возможно, к окончательному завершению произведения Брюсова подтолкнули события «Кровавого воскресенья». «Грядущие гунны» Брюсов написал в 32 года, будучи уже зрелым и сформировавшимся поэтом.

Основная тема стихотворения — отношение автора к революции. Массовые социальные волнения, предвестники революции, прокатившиеся в то время по России, вызвали у поэта отклик и заставили его задуматься о дальнейшем будущем своей страны. Это будущее Брюсов видел исключительно в мрачных красках и сравнивал судьбу России с падением Римской империи, что и нашло отражение в данном стихотворении.

Под иносказательным образом гуннов поэт изобразил своих современников-варваров — рабочих и крестьян, желающих радикально изменить веками существовавший в России привычный строй, устроить революцию и прийти к власти. Вместе с привычным строем варвары грозят уничтожить и многовековую культуру и традиции русского народа. Брюсов был уверен в таком мрачном исходе и не предсказывал для России светлого будущего. Волновало поэта также и то, что эти варвары не пришли откуда-то извне, а родились и жили в той же стране, что и он — но это не помешает им разрушить эту страну.

Носителей революционных идей автор видит абсолютным злом — опьяненным властью, сжигающим книги и разоряющим храмы. Для мыслящих же людей, мудрецов и поэтов, к которым Брюсов, несомненно, относил и себя, он видел только один выход — уйти в подполье, спрятаться от варваров, сохранить свое духовное наследие в тайне.

Однако автор утверждает «но вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», то есть не призывает бороться с варварами-революционерами. Брюсов считает, что их приход закономерен и происходит от возникающих в обществе потрясений. Великие империи не распадаются в одночасье и без каких-либо причин, это результат многолетних серьезных проблем, подтачивающих существующий социальный строй. Поэтому поэт не сопротивляется «грядущим гуннам» и встречает их спокойно, зная, что их появление предопределено самой историей.

Стихотворный размер произведения — трехударный дольник. Автор употребляет эпитеты («топот чугунный», «ордой опьянелой»), метафоры («тучей нависли», «Случай сохранит»), сравнения («неповинны, как дети»).

www.skazo4ka.ru

«Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Грядущие гунны» было написано в период социальных потрясений. Оно создавалось почти в течение года и является осмыслением происходящих событий. Окончательно оформилось стихотворение под влиянием событий 1905 г. Брюсов увидел напор, с которым к переменам шли устраивающие демонстрации, забастовки и стачки рабочие и крестьяне.

Зрелый поэт, которому на момент написания стихотворение 32 года, предвидел или предчувствовал, что усилиям этого потока ничто не сможет противостоять. С другой стороны, невозможно было, став свидетелем «Кровавого воскресенья», не отречься от действий старого мира во имя нового.

Стихотворение было закончено в 1905 г. и в 1906 г. издано в сборнике, название которого с греческого переводится как «Венок». Первая публикация состоялась в журнале «Вопросы жизни» № 3 за 1905 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Грядущие гунны» символист Брюсов наполнил символами и иносказаниями, новым смыслом. В современной жизни Брюсов находит аналог и диким племенам варваров, гуннов, и мудрецам античности. Сопоставляя события пятого и двадцатого веков, Брюсов предвидит дальнейший ход истории и заявляет о нём.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, но оно не лишено философских обобщений.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – будущие социальные потрясения. Гунны в стихотворении – это не только символ определённых сословий, то есть новых людей, захватывающих власть, но и символ революционных перемен, которые никогда не бывают благоприятными для ныне живущих поколений.

Основная мысль: история ничему не учит человечество. Мудрецы знают о грядущих событиях, поэты предвидят их, но никто не в силах ничего изменить. Поэтому социальные потрясения происходят снова и снова. Это путь развития человечества, с которым нужно смириться.

Стихотворение состоит из 7 четверостиший. Первые 4 – это обращение к грядущим гуннам. Лирический герой предлагает им совершить ряд актов вандализма, как будто подсказывая, что можно сделать. Всё это уже было совершено в истории. Последние 3 строфы – судьба мудрецов и поэтов, к которым причисляет себя лирический герой, и их отношение к происходящему.

Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Аттила, предводитель гуннов, ещё в стихотворении из эпиграфа ассоциировался с новой грубой силой, которая видит красоту в пустоте.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, - это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным (эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая орда (эпитет) гуннов вливается в него «волною пылающей крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в каждой строке. Рифмовка перекрёстная. Рифмы женские.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
  • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
  • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
  • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
  • «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
  • «Работа(Единое счастье - работа…)», анализ стихотворения Брюсова
  • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
  • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
  • «В глуби тайные вселенной», анализ стихотворения Брюсова, сочинение
  • «Близким», анализ стихотворения Брюсова

По произведению: «Грядущие гунны»

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич


goldlit.ru

В.Я.Брюсов. Стихотворения "Юному поэту", "Нить Ариадны", "Кинжал", "Грядущие гунны", "Ассаргадон", "Антоний"

Валерий Яковлевич Брюсов
(1873 – 1924)

Юному поэту [1]

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
1896.

Ассаргадон [2]

Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.[3]
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала как закон,
Элам[4] читал судьбу в моём едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?
Деянья всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах – как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоён,
Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.
17 декабря 1897

Нить Ариадны [5]

Вперяю взор, бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?

Я помню сходы и проходы,
И зал круги, и лестниц винт,
Из мира солнца и свободы
Вступил я, дерзкий, в лабиринт.

В руках я нес клубок царевны,
Я шел и пел; тянулась нить.
Я счастлив был, что жар полдневный
В подземной тьме могу избыть.

И, видев странные чертоги
И посмотрев на чудеса,
Я повернул на полдороге,
Чтоб выйти вновь под небеса,

Чтоб после тайн безлюдной ночи
Меня ласкала синева,
Чтоб целовать подругу в очи,
Прочтя заветные слова…

И долго я бежал по нити
И ждал: пахнет весна и свет.
Но воздух был все ядовитей
И гуще тьма… Вдруг нити – нет.

И я один в беззвучном зале.
Мой факел пальцы мне обжег.
Завесой сумерки упали.
В бездонном мраке нет дорог.

Я, путешественник случайный,
На подвиг трудный обречен.
Мстит лабиринт! Святые тайны
Не выдает пришельцам он.
28 октября 1902

Кинжал [6]

      Иль никогда на голос мщенья
      Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...
                М. Лермонтов

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
                        И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
                        В века, загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
                        Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,
                        Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, – затем, что я поэт.
                        Затем, что молнии сверкали.
1903 год

Грядущие гунны [7]

          Топчи их рай, Аттила.
                             Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий –
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме, –
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что́, под бурей летучей,
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
Осень 1904– 30 июля–10 августа 1905

IX
АНТОНИЙ[8]

Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времён,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий незабвенный сон.

Боролись за народ трибуны
И императоры — за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил — страсть!

Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, —
И перевесила любовь!

Когда вершились судьбы мира
Среди вспенённых боем струй, —
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.

Когда одна черта делила
В веках величье и позор,
Ты повернул своё кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.

Как нимб, Любовь, твоё сиянье
Над всеми кто погиб любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель — за тебя!

О дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой![9]
1905

literatura5.narod.ru

"Грядущие гунны", Брюсов, Валерий Яковлевич — Поэзия


Анализ стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова "Грядущие гунны"

Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее гибель могучей русской державе.

Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров – рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.

Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель – показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти. Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизни не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность. Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.

poesy.site

Мое понимание стихотворения В. Брюсова “Грядущие гунны” 👍

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный.
По еще не открытым Памирам.
Читая строки стихотворения “Грядущие гунны”, удивляешься прозорливости и интуиции их автора – В. Брюсова, одного из самых ярких поэтов Серебряного века. В. Брюсов посвятил написанию этого стихотворения почти целый год.
В его строках, тревожных, эмоциональных, – предчувствие того государственного переворота 1917 года, который изменил весь мир, дал власть тем людям, которые еще вчера были никем…
Конечно, ни в

коем случае нельзя окрашивать историю исключительно в черные цвета. Революция открыла путь к знаниям, ликвидировала безграмотность, боролась с беспризорностью и безработицей. Во многом благодаря ей открывались школы, больницы, людям предоставляли бесплатную медицину и бесплатное образование.

Советское общество строило заводы и фабрики, выращивало богатые урожаи, возводило новые города, покоряло целинные земли.
Но, помимо этого, новая власть несла в себе, бесспорно, разрушительное начало. Гибла культура, веками создаваемая нашими предками. Были разрушены тысячи храмов, над верующими смеялись, их презирали.

Революция

принесла с собой кровь, разрушение, насилие.
“Слышу ваш топот чугунный”, – со страхом говорит лирический герой. Что он имеет в виду?
На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий –
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.
Разве “пылающая кровь” не стала страшным атрибутом октябрьского переворота? Для поэта люди, способные разрушить культуру предков, – “орда опьянелая”:
Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.
И опять – пророчество. “Веселое поле на месте тронного зала” – это разрушение прекрасных памятников как атрибутов ненавистной социалистам дворянской культуры.
В строках стихотворения ощутимо осознание поэтом, что он и его сподвижники-художники стоят на рубеже двух культур: одной – гибнущей, другой – пока еще только нарождающейся, неведомой, чуждой…
Говоря о “грядущих гуннах”, В. Брюсов пишет о “варварах”, которые придадут “огню” то, что веками создавалось нашими мудрыми, талантливыми предками, да еще и будут кощунствовать. Они “сложат” “книги кострами”, спляшут “в их радостном свете”, да еще и сотворят “мерзость в храме”.
Таким образом, перед нами стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. Заставляют задуматься строки:
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
“Катакомба”, “пустыня”, “пещера”… Эти слова навевают мысли об уединении. Поэт будто предвидел, что возникнет необходимость в духовном подполье, которое должно будет спасти культуру, когда новые “гунны” сложат и сожгут устаревшие, на их взгляд, книги. “Катакомбами”, “пустынями”, “пещерами” станут для хранителей русской культуры очаги эмиграции, куда они унесут “зажженные” художниками “светы”, ставшие негодными в России.
Для Брюсова люди, осознающие необходимость бережного, сыновнего отношения к культурному наследию своих предков, – “мудрецы” и “поэты”.
Необходимо отметить: предрекая их великую роль, Брюсов говорит – “мы”. Он – один из тех людей, которые понимают, что нельзя построить прекрасное новое, попирая прекрасное старое. Уничтожать культуру прошлого, не видеть его замечательных традиций, красоты – варварство. И предвидя эту гибель культуры, Брюсов вопрошает:
И что, под бурей летучей,
Под этой грозой разрушений
Сохранит играющий случай
Из наших заветных творений?
В этих строчках – надежда поэта, что не все погибнет в этом страшном огне революции и разрушения.
Я долго размышляла над последними строками стихотворения:
Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
Почему разрушителей культуры Брюсов вдруг встретит “приветственным гимном”? Ведь в предыдущих строках поэт четко обозначил свое негативное отношение к этим варварам. Возможно, Брюсову интересно узнать, что припасено у “грядущих гуннов” взамен “старой культуры”, “старого искусства”. Но интересно это поэту только для того, чтобы убедиться в одной бесспорной истине: создавать новую культуру, не помня, не зная и не уважая культуры прошлого, ее прекрасных традиций, невозможно.

Мне кажется, Брюсову важно еще и другое: чтобы сами новые “грядущие гунны” осознали эту простую и замечательную истину.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Грядущие гунны Брюсова

Произведение относится к литературному направлению в виде гражданской лирики, написанное в стиле символизма, одним из основателей которого является поэт.

Основной мыслью стихотворения является изображение образа русского народа, готового к свершению революционных изменений в обществе, представленного в произведении в виде символического описания нашествия кочевой народности – гуннов.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает трехударный дольник, который в сочетании с многочисленными средствами художественной выразительности в виде метафор, эпитетов, сравнений, аллитерации, оксюморона иллюстрирует ключевую тематику стихотворения, выраженную в негативном изображении людей, опьяненных жаждой власти.

Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг описания в образах кочевников варварских черт людей, несущих беспощадную жестокость, разрушения и разорения. Авторский замысел демонстрирует утверждение революции как любого проявления злой силы, которой необходимо иметь противостояние, в противном случае общество превратиться в страну вандалов.

Понимая, что современный общественный строй нуждается в революционных переменах, лирический герой стихотворения выражает свою точку зрения на развитие страны, категорически не принимая возможность развязывания войн и катаклизмов, поскольку считает их катастрофами для человечества. Однако при этом герой не отрицает закономерность революционных событий. Для сохранения культурного наследия в период начала военных действий лирический герой, приравнивая себя к мудрецам, являющимся творческими людьми, придерживается позиции возможном спасении в горных пещерах и катакомбах с целью дальнейшего восстановления разрушенного мира, который поэт представляет в абстрактной форме.

Образ гуннов ассоциируется лирическим героем с нравами правящей власти того периода времени, которой поэт содержанием стихотворения бросает своеобразный вызов, ощущая приближение неминуемых политических изменений. В повествование включается саркастические высказывания лирического героя в форме принятия вражеского нашествия неприкрытым смехом и приглашения совместного празднования победы врага.

Финал стихотворения наполняется незримой нитью надежды, которая остается в душе лирического героя и символизируется со смирением, покоем и тишиной.

Вариант 2

Поэт Брюсов был известен своим равнодушием по отношению к разным революционным течениям, однако он понимал что обществу необходимы кардинальные изменения.

Тем не менее, поэт отрицал произведение изменений посредством войн и потрясений. Произошедшие в 1904-1905 году массовые забастовки и стачки, позже нахлынувшие на Россию еще с большей силой в 1917 году, подтолкнули Валерия Брюсова более детально разобрать происходящее, он решил изучить это общественное явление. Падение Российской империи поэт сравнивал с падением римской империи. Брюсов создал своё стихотворение "Грядущие гунны", предрекая им падение и низложение могучей Российской империи.

В понимании автора "грядущие гунны" - те самые люди выступавшие против Российской империи,  союз рабочих и крестьян, который во имя своей идеи, готов был уничтожить давние традиции и культуру русского народа. Брюсов заранее знал, что эти варвары разрушат Российскую империю. Отличие состоит в том, что если в древности разрушительные набеги на державу совершали иные народы, то сейчас страну разоряют люди в ней родившиеся и выросшие. Страна уничтожается самими жителями, её разорение начинается изнутри. Для людей громящих страну, не важен тот факт что эта страна их вскормила и вырастила - они все равно разрушат всё то что создавалось продолжительное время, они сотрут с лица земли всё то что являлось гордостью Российской империи.

Своим произведением поэт Брюсов стремится показать, до чего могут опуститься люди, жаждущие власти. Валерий Брюсов осознает всю губительную сущность революции, он придерживается мнения, что любые вооруженные восстания и революции являются большим злом. Он стремится передать читателю, что против такого зла необходимо сражаться. Если не делать этого, страна станет варварской. В такой стране жизнь человека не имеет ценности.

Людей распространяющих революционные идеи, Брюсов сравнивает с маленькими детьми, которым в радость танцевать подле костра и взрывать храмы. Несмотря на всё это, беспощадному злу некому противостоять, поскольку все люди не зараженные революционными идеями постоянно вынуждены прятаться от варваров. Брюсов считал что у произошедших в Российской империи событий есть закономерность. Если народ сам не может устранить какие-либо проблемы, появляется сила, уничтожающая всё без разбора.

Анализ стихотворения Грядущие гунны по плану

Грядущие гунны

Возможно вам будет интересно

sochinite.ru

Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны

Известный литературный деятель Брюсов жил во время революционных волнений. Это выражается в произведении «Грядущие гунны», которое автор закончил в 1905 году. На написание стихотворения ушел целый год жизни писателя. В нем автор показывает свою позицию, которая касается грядущей революции.

Автор словно знал, что спасение государственной культуры лежит в руках духовно обогащенных деятелей. Все эти люди с приходом революционных движений уход под землю, в катакомбы. Автор и себя считает таким человеком, который также будет находиться в пещерах, и будет там хранить все сокровища культуры России.

Поет, уже не сомневается в том, что гунны прейдут и их марш слышен все сильнее. Автор говорит о том, что это совсем другие люди с другими ценностями. Они будут нести за собой разрушения и беды, а также не оставят в покое церкви и храмы православия.

Также автор, словно предсказатель, увидит то, что люди, которые не смогут защитить себя или скрыться в подполье погибнут. Не совсем понятно и даже удивительно, то, что Брюсов считает себя изгоем в новом порядке, но с радостью бы приветствовал его.

С приходом новой власти именно эти слова дали надежду на спасение автора. Некоторые думали, что эти высказывания не что иное, как самоубийство, но не Брюсов. Но были люди, кто понял хитрость и дальновидность автора. Новый порядок пощадил поэта и даже принял его. К тому же вскоре ему было разрешено продолжить свою литературную деятельность.

Выходит, что если б не такой поет как Брюсов, то ценители культуры и литературы никогда б не увидели все сокровища русской культуры в теперешнее время. Благодаря этому много удалось сберечь, а главное передать. Многие говорят, что это было, не совсем правильно, и это была хитрость, но разве теперь это имеет значение, когда удалось сохранить духовное и культурное богатство.

По плану

Картинка к стихотворению Грядущие гунны

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Колыбельная песня

    Одно из своих самых известных стихотворений Некрасов написал в 1845 году. Автор пишет про то, как младенец ведет сравнение своей жизни в будущем с нынешней жизнью его отца. Некрасов использует критику, которую всячески скрывает,

  • Анализ стихотворения Некрасова Русские женщины

    В XIX веке в 70-года в России начинаются общественные движения, уделяется большое внимание социальным проблемам. Много писателей того времени пишут свои литературные произведения посвященные этим темам. Николай Алексеевич

  • Анализ стихотворения Блока Предчувствую тебя

    Стихотворение "Предчувствую тебя" символизирует внутренние переживания самого автора. Его главный герой словно исповедуется перед возлюбленной, признаваясь ей в чувствах. Любимая Дама, словно тот образ женщины, которой на самом

  • Карамзин

    В семье дворянина на свет появился долгожданный сын, это знаменательное событие произошло 1 декабря 1766 года, мальчика назвали Николай. Его род шел от татарского мурзы. Все своё детство он провел в родовом поместье Знаменское.

  • Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом

    Известное стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» было создано в сентябре 1824 года в Михайловском. Нужно отметить, что оно было написано в особый для Пушкина период жизни.

analiz-stihov.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.