Гроза в начале мая стих


Люблю грозу в начале мая... - времена года стихи русских поэтов о природе - запись пользователя Мария (vesna_2011) в сообществе Детские книги в категории стихи

У нас 1 мая была первая гроза да такая, что электричество отключилось (мы живем в деревне). И как же здорово было оторваться от привычных дел и понаблюдать за весенним дождем, послушать раскаты грома и почитать стихотворения на эту тему...

Девчонки с удовольствием прослушали стихотворение Ф.Тютчева. Помню его наизусть до сих пор!

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые...

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный -

Всё вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Потом попросили продолжения. И мы выборочно читали из этих книжечек стихотворения и рассматривали иллюстрации. А после даже взялись за краски

Вообще они у меня к поэзии ровно дышат, а тут такой интерес. Вот что значит, читать "по случаю".

Хочу показать наши сборники стихотворений о природе.

Времена года. Стихи русских поэтов о природе.

Художник: В.Канивец Редактор: Л.Кондрашова

Издательство: Эксмо, 2011 г.

Серия: Стихи и сказки для детей

ISBN: 978-5-699-49660-0

Страниц: 160 (Офсет)
Размеры: 263x205x21 мм

Тип обложки: 7Б - твердая (плотная бумага или картон)

Оформление: Тиснение цветное, Частичная лакировка

Иллюстрации: Цветные Сборник большой, увесистый. Помимо того, что заключил в себя стихотворения разнообразных авторов (А.Пушкин, С.Есенин, В.Жуковский, А.Блок, Е.Баратынский, А.Майков, А.Фет, Л.Якубович, Е.Бекетова, И.Тургенев, М.Лермонтов, И.Бунин, К.Бальмонт, А.Монастырский, Н.Греков, Я.Полонский, И.Никитин, Ф.Тютчев, И.Суриков и другие...), так ещё и иллюстрации В.Канивца не оставят равнодушными.

Книга разделена на четыре тематические части: весна, лето, осень, зима.



















Времена года. Стихи русских поэтов о природе.

В ЛАБИРИНТЕ

И ещё у нас есть вот такие тонкие книжечки, не менее замечательные по смешной цене))


Много разворотов показывала тут.

И, наконец, наше художество Не судите строго, просто порыв чувств.

Вера: 5 лет 8мес. "Дождь".

Аналогичная картина в интерпретации Светы: 3 года 5 мес.

Спасибо за внимание

смешное стихотворение для детей

www.babyblog.ru

Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая) — стихи Фёдора Тютчева — Сказки. Рассказы. Стихи

Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая) — стихи Фёдора Тютчева

 
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
 
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
 
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
 
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
 

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

 
Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.
 
Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.
 
Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил. В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.
 
Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.
 
Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.
 
Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.
 
В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.
 
Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.
 

Читать другие стихи Фёдора Тютчева  

skazkibasni.com

Люблю грозу в начале мая. Попытка пародии

Вариант 1: ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, Стог сена, бабу между ног И снова водки не хватает С тобой закончить диалог. ГРЕМЯТ РАСКАТЫ МОЛОДЫЕ, Я в думу мрачно погружён, Повисли чресла удалые, Но я не этим удручён. С ГОРЫ БЕЖИТ ПОТОК ПРОВОРНЫЙ, Бутыль пустая жжёт глаза, Твой глупый смех, такой задорный, Мне уши режет, как фреза. ТЫ СКАЖЕШЬ: ВЕТРЕНАЯ ГЕБА Соснула мой адреналин, А я скажу, ругаясь в небо: Давай-ка быстро в магазин. ......................................................................................... – Фу,…какая пошлость!…интеллЕгентный, вроде, человечище… с высшим, кажется, образованием…надо-надо переделать… – О-о-о! Проснулся…привет, шиза! Ну, не знаю…а так: ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, Стог сена, запах прелых ног… …или может – « потных » лучше…?…нет…не так… ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, Намокший рыжий твой парик… …не-а, рыженьких мы любим, – не пойдёт…Рыжику – громадный приветище!!!…такой … прям таки – 38 попугаев!!!… а так: ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, Над головой – ветвей чертог, Где, в пламени любви сгорая, Я кончить, наконец-то, смог… – Да-а-а…хренотень какая-то!…налицо явные проблемы с потенцией у аФФтора… – Ну, тогда так: ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, Над головой – ветвей чертог, Где я, от страсти изнывая, Ласкал твой аленький цветок. – ЧЁ за цветок…?…почему аленький…?…народ безмолвствует… в непонимании…срочно к психоаналитику!..переделать последнюю строчку!.. – Да чем ты всё время недоволен?…образ это у меня такой – поЕтический… с намёком…может тогда так: …Порвал зубами твой чулок…..??? – ты ещё напиши: чёрный, в сеточку… …С ромашкой спутал твой ЛОБОК…??????????… – а-а-а, любит – не любит…ну ты, садист!…гы-гы…!! …Летал туда-сюда часок…??? – Карлсон ибн Гастелло уже был, тогда – Покрышкин в натуре! …На яйцах жарил шашлычок…??? – слишком большого мнения о своих яйцах, да и оставь эту рифму на -чок, после Рыжика на этой грядке делать нечего… …Дал подержать свой хоботок…??? – ничего, кроме ассоциации с хоббитом… …Тебя любил, как осьминог…??? – а это ещё как? …крабиком – знаю… …Палчонок кинул раз пяток…??? – гигант!…на пять, правда, забыл поделить…или ты по фрикциям считаешь? …Залез с ушами между ног…??? – непонятно какой стороной залез: с ногами по уши, или – только макушкой, на полшишечки… …Врубил отбойный молоток…??? – гы-гы!…шахтёр!…стахановец!…даёшь стране угля! …Пускал слюну на твой задок…??? – ну, это, признаться, лучше, чем клинтоновское – На платье вылил свой белок… …Сорвал невинности цветок….??? – так это ж – статья… – Да, кстати, а кто такая Геба? – Богиня такая…юности…нектар по чашам богов разливающая… – Сейчас спошлю… – Ты бы лучше о душе, придурок, о душе подумал бы, а не о своём члене… – ладно, тогда так: ________________________________________________ Вариант 2: ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, Над головой – ветвей чертог, Твой поцелуй – предвестник рая, Мой нежный, страстный монолог. (!) ГРЕМЯТ РАСКАТЫ МОЛОДЫЕ, Пролилась первая струЯ В твои уста…………………… – ты опять, да? – ну, хорошо: В твои ладони озорные, Что в них осталось от ЕЯ…? С ГОРЫ БЕЖИТ ПОТОК ПРОВОРНЫЙ, Но он не страшен – наш ковчег Окутан негой благовонной, В томленье замер стрелок бег. ТЫ СКАЖЕШЬ: ВЕТРЕНАЯ ГЕБА В сей оный час забыла нас, Перуны воспарили в небо, Умолк стихии трубный глас. ........................................................................................... – Как-то, на мой взгляд, несколько старомодно…натужно-средневеково-архаично…и бездарная рифма: «струя – ЕЯ»…??? – Так, ёп..тать, эта жа классика, имбецил! «И сладкий трепет, как струЯ, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ЕЯ Коснулись ключевые воды». ( Летний вечер ). Ладно, раз стилизация под старину не катит, – тогда как-нибудь так: ................................................................................................ Вариант 3: ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, Две молнии ползут змеёй, Нависших туч свинцовых стая, Как дирижабли над землёй. О-па!!!…КРЕАТИФФ!.. Свинцовый дирижабль – это же LED ZEPPELIN ! ГРЕМЯТ РАСКАТЫ МОЛОДЫЕ, Лед Зеппелин сорвал чердак, Трещат берёзы вековые – Джон Бонэм постучать мастак. С ГОРЫ БЕЖИТ ПОТОК ПРОВОРНЫЙ, Красавчик Плант запел тут блюз, Ударил ливень вдруг минорный,– Не выдержал последний шлюз. ТЫ СКАЖЕШЬ: ВЕТРЕНАЯ ГЕБА Влюбилась по уши в хард-рок, Да, « Лестница » упёрлась « в небо » Природа плачет… Эпилог. ........................................................................................... – Да ты, чувачок, древнее экскрементов волосатого слона – кто ж такую рухлядь сейчас слушает…ты про рэп, про рэп напиши… – А-а-а!…рЕп говоришь…х…п…в…п…з…б…ё…в…р…получай: Дебильный рЕп я презирая, Похоже не попал в струю, Люблю грозу в начале мая, А рЕп видал я на Х…Ю ! – Ну что у тебя всё Х… да П…, других слов что ли нет?…достал уже… « поЕзия должна быть поЕзией, а не таким сортирным хламом, как у тебя»…ты напиши так, чтоб девушкам читать не стыдно было… – Да девушки тебя сами…того…научат…ладно, попробуем, но предупреждаю сразу – я так не умею… .............................................................................................. Вариант 4: ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, В прожилках молний небосклон, Когда от ливня убегая, Ко мне ты льнёшь под пиджаком. ГРЕМЯТ РАСКАТЫ МОЛОДЫЕ, Искрятся капли на щеках, Глаза безумные, шальные, В них детский, затаённый страх. С ГОРЫ БЕЖИТ ПОТОК ПРОВОРНЫЙ, Прилипло платьице к тебе, Я отвожу свой взгляд смущённый, А ты смеёшься не робев. ТЫ СКАЖЕШЬ: ВЕТРЕНАЯ ГЕБА Подстроила грозу для нас, В свидетели позвав всё небо, Венчать не в церкви здесь, сейчас. ................................................................................................. – Как-то так, вроде бы…ну, что… пойдёт, мистер Хайд ты мой противоречивый ? – Ну, ты…и…и…вархуил!…ПрооооогрееееесссСС!!!…правда, «венчать не в церкви» было ещё у Тимофеева, но, зато обошлось без х…в. – А что сам-то заматерился? – Так с кем, как говорится, поведёшься, – от того и забеременеешь…от избытка чувств эта… __________________________________________________________________ Для «любителей»…привожу первоисточник: Тютчев Ф.И. Весенняя гроза. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Всё вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. / 1828 /

60 491 3 13 лет 8 лет

Теги

www.realrocks.ru

Тютчев. Анализ стихотворения "Весенняя гроза"

Ф.И. Тютчев «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

начало 1850-х годов

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

«Люблю грозу в начале мая…» - так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт – философ Тютчев считает природу частью вселенной, где царят гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов («повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность.

Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе.

По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

infourok.ru

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.

История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.

Эпитеты“весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.

Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.

Олицетворение“поток бежит”, “гром резвится и играет”.

История создания

Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.

Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Тема

Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Жанр

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.

Средства выразительности

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:

  • Эпитеты“весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 44.

obrazovaka.ru

«Люблю грозу в начале мая...» Стихотворение «Весенняя гроза» Тютчева. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»

«Люблю грозу в начале мая…» - именно так начинается одно из самых популярных произведений Федора Ивановича Тютчева. Поэт написал не так много стихотворений, но все они пропитаны глубоким философским смыслом и написаны красивым слогом. Федор Иванович очень тонко чувствовал природу, умел улавливать малейшие изменения, происходящие в ней. Весна – любимая пора поэта, она символизирует молодость, свежесть, обновление, красоту. Возможно, именно поэтому стихотворение «Весенняя гроза» Тютчева наполнено бодростью, любовью и надеждой на лучшее будущее.

Немного об авторе

Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года на Брянщине в Овстуге, здесь прошли его детские годы, а вот юность он провел в Москве. Поэт получил домашнее образование, а также окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук. С юности Тютчев увлекался поэзией, принимал активное участие в литературной жизни, пробовал писать свои произведения. Так получилось, что почти 23 года своей жизни Федор Иванович провел на чужбине, работая чиновником Русской дипломатической миссии в Мюнхене.

Несмотря на то что связь с родиной на долгое время прервалась, поэт в своих работах описывал русскую природу. После прочтения его стихотворений создается впечатление, что он писал их не в далекой Германии, а где-то в глуши России. За свою жизнь Тютчев написал не так много произведений, ведь он работал дипломатом, занимался переводом творений немецких коллег, но все его работы наполнены гармонией. Через свое творчество поэт неустанно повторял людям о том, что человек является неотъемлемой частью природы, нельзя забывать об этом ни на миг.

История написания стихотворения

«Люблю грозу в начале мая…» - это стихотворение, точнее его первый вариант, Федор Тютчев написал в 1828 году, в то время он пребывал в Германии, работая там дипломатом. Читая строки произведения, человек видит перед взором русскую природу, небо, которое заволокли грозовые тучи, слышит рокот грома и журчание ручейков воды, образовавшихся на дороге после проливного дождя.

Сложно представить, как поэт сумел настолько точно передать природу России, пребывая в это время далеко от родины. Следует сказать, что стихотворение «Весенняя гроза» впервые увидело свет в 1828 году, а сразу после написания Федор Иванович опубликовал его в журнале «Галатея». Через 26 лет поэт вновь вернулся к своей работе, в 1854 году он дописал вторую строфу и немного изменил первую.

Основная тема стиха

Основной темой произведения является весенняя гроза, поскольку для автора она ассоциируется с переменами, движением вперед, изгнанием застоя и упадка, рождением чего-то нового, появлением других взглядов и идей. Практически во всех своих работах Федор Иванович проводил параллель между природой и миром людей, находя какие-то общие черты. Весна (судя по тому, с какой любовью поэт описывает это время года) вызывает у Тютчева трепет, подъем настроения.

И это не просто так, ведь весенние деньки ассоциируются с молодостью, красотой, силой, обновлением. Точно так же, как природа громогласно заявляет о приходе тепла пением птиц, раскатами грома, шумом ливня, так и человек, ступив во взрослую жизнь, стремится во всеуслышание заявить о себе. Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева лишь подчеркивает единство людей с окружающим миром. Что еще можно сказать о данном произведении?

Единение божественного начала с природой

«Люблю грозу в начале мая…» - Федор Тютчев специально использовал в произведении сквозные образы воды, неба и солнца, чтобы лучше и ярче показать идею единения человека с окружающей средой. Различные природные явления в стихотворении как бы оживают, автор приписывает им человеческие черты. Гром сравнивается с малышом, который играет и резвится, туча, веселясь и смеясь, проливает воду, а поток бежит.

Стихотворение написано в форме монолога главного героя, состоит оно из четырех строф. Вначале вводится образ грозы, затем разворачиваются основные события, в конце автор отсылает нас к древнегреческой мифологии, объединяя природу с божественным началом, показывая цикличность нашего мира.

Звуковая наполненность стиха

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева показывает, как поэт сумел при помощи четырехстопного ямба с пиррихием наполнить произведение мелодичностью и легким звучанием. Автор использовал перекрестную рифмовку, чередуя женскую и мужскую рифму. Поэтический образ Федор Иванович раскрыл при помощи различных художественных средств.

Чтобы картинка зазвучала, поэт использовал огромное количество сонорных согласных и аллитерацию «р» и «г». Также он прибегнул к деепричастиям и личным глаголам, которые создали движение, развитие действия. Тютчеву удалось добиться эффекта быстро сменяющихся кадров, на которых гроза изображена в различных проявлениях. Удачно подобранные метафоры, эпитеты, инверсия, олицетворения также сыграли значительную роль в придании стиху выразительности и яркости.

Анализ работы с философской точки зрения

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева показывает, что поэт в произведении описал лишь одно из многочисленных мгновений жизни. Чтобы сделать его жизнерадостным, полным сил, бодрым, автор выбрал майский день с ливнем и рокочущей грозой. Стих нужно рассматривать с философской точки зрения, потому что только так можно раскрыть всю гамму чувств, понять, что именно хотел донести до читателя Федор Иванович.

Гроза – это не просто явление природы, а стремление человека вырваться из оков, бежать вперед, открывать новые горизонты, придумывать различные идеи. Теплый майский дождь как бы окончательно пробуждает землю от зимней спячки, очищает ее, обновляет. Почему именно весенняя гроза, а не летняя или осенняя? Возможно, Тютчев хотел показать именно импульсивность и красоту молодости, передать собственные ощущения, ведь когда он впервые сел за написание стихотворения, поэт был еще достаточно молод. Вносил коррективы в свою работу он в более зрелом возрасте, глядя на прошедшие безвозвратно дни с высоты жизненного опыта.

Эмоциональная наполненность стихотворения

«Люблю грозу в начале мая…» - сколько непередаваемых эмоций содержится в этой короткой строчке. Весенний гром у автора ассоциируется с юношей, только расправляющим крылья, готовящимся выйти в свободное плаванье. Молодой человек только-только вырвался из-под родительской опеки, он готов горы перевернуть, поэтому переживает такой всплеск эмоций. Бегущий с горы поток также сравнивается с молодыми людьми, не определившимися, чем они будут заниматься, какому делу посвятят свою жизнь, но упрямо несущимися вперед.

Юность проходит, и тогда наступает период переосмысления своих поступков – именно об этом говорит автор в стихотворении «Весенняя гроза». Ф. И. Тютчев сожалеет о прошедшей молодости, когда он был здоровым, сильным, бодрым, свободным от обязательств.

Главная мысль поэта

В этом мире все циклично, повторяются одни и те же события, люди переживают схожие эмоции – именно об этом хотел предупредить потомков Федор Иванович. Сколько бы сотен лет не прошло, но каждый год люди будут слышать рокот майского грома, наслаждаться шумом весеннего дождя, провожать взглядом шустрые потоки, бегущие по дороге. Через сотни лет молодые люди все так же будут наслаждаться свободой, думать, что они властелины мира. Потом наступит пора зрелости и переосмысления своих поступков, но им на смену придет новая молодежь, не знавшая горечь разочарований, желающая покорить мир.

Тютчев хотел сакцентировать внимание на том, что дарит чувство свободы, покоя и внутреннего очищения весенняя гроза. Анализ стихотворения говорит о том, что автор испытывал ностальгию по давно ушедшим дням, когда он был молод. В то же время Федор Иванович прекрасно понимает, что процессы становления личности неизбежны. Человек рождается, растет, взрослеет, набирается жизненного опыта и житейской мудрости, стареет, умирает - и от этого никуда не деться. Через десятки лет уже другие люди будут радоваться весенней грозе и майскому дождю, строить планы на будущее и покорять мир. От этого становится немного грустно, но ведь так устроена жизнь.

Красота и глубокий смысл стиха

Можно написать огромное произведение красивым слогом, но оно не зацепит читателя, не оставит в его душе неизгладимый след. Можно сочинить короткое стихотворение, вложив в него глубокий философский смысл, но оно окажется слишком трудным для понимания. Федор Тютчев сумел найти золотую середину – его стих небольшой, красивый, эмоциональный, со смыслом. Такую работу приятно читать, она надолго остается в памяти и заставляет хоть немножко задуматься о своей жизни, переосмыслить некоторые ценности. А это значит, что поэт достиг своей цели.

fb.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.