Горные вершины лермонтов стих


Из Гете (Горные вершины…) - читать текст стиха Лермонтова

 

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Стихотворение «Горные вершины» — это вольный перевод стихотворения «Ночная песня странника», написанного немецким поэтом и драматургом Иоганном Вольфгангом Гёте. Лермонтов создал свое творение в 1840 году, через 8 лет после смерти немецкого поэта. Анализ лермонтовского творчества показывает, что он был знаком с произведениями Гете не понаслышке, не в рамках краткого университетского курса. Лермонтов читал Гете в оригинале. Отголоски творчества немецкого поэта отразились в романе «Герой нашего времени» в образе девушки, из главы «Тамань». В «Пире Асмодея» читатель встречается с Мефистофелем и Фаустом. «Завещание» Лермонтова перекликается с «Завещанием Вертера», литературного героя произведений Гете.

Лермонтов остается последователем романтического направления в литературе. Ему по духу ближе Байрон, Шиллер и Пушкин. В стихотворении «Горные вершины» описана умиротворяющая картина природы. Поэт обещает путнику, что раз спит, отдыхает природа, то и путник обязательно отдохнет. Ему только надо завершить свой путь. В этом произведении нет обреченности, уныния. Напротив, оно отражает светлые чувства, отдохновение, покой.

Стихотворение Лермонтова получилось настолько светлым и жизнеутверждающим, что после его создания не менее 40 композиторов положили его на музыку. Самые известные романсы написаны Александром Варламовым и Антоном Рубинштейном.

lermontovm.ru

Книга Стихотворения читать онлайн бесплатно, автор Михаил Лермонтов – Fictionbook

Книга Стихотворения читать онлайн бесплатно, автор Михаил Лермонтов – Fictionbook

Горные вершины
Из Гёте

 
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
 
 
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
 

Дары Терека
(Отрывок)

 
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
 
 
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
 
 
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов, им на славу,
Стадо целое пригнал».
 

Два великана

 
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
 
 
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
 
 
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
 
 
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою…
Ахнул дерзкий – и упал!
 
 
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
 

fictionbook.ru

Михаил Лермонтов - Из Гёте: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

Анализ стихотворения «Из Гёте» Лермонтова

Наследие Михаила Юрьевича Лермонтова включает в себя и его переводческую деятельность. Переосмысливая оригинал, поэт создает вполне самостоятельные произведения, среди которых особое место занимает короткое стихотворение «Из Гете».

Стихотворение написано в 1840 году, поэт издал свой единственный прижизненный сборник стихотворений, роман «Герой нашего времени», и был отправлен после дуэли в действующую армию на Кавказ. Поручик Тенгинского пехотного полка, он дважды был представлен к наградам за храбрость, только опала помешала ему их получить. М. Лермонтов в тот год ждал только отставки, чтобы, наконец, вполне предаться творчеству. До смерти ему оставался один год. Иногда ошибочно полагают, что Гете в своей «Ночной песне странника» обозревал прошедшую жизнь. Нет, ему был 31 год. М. Лермонтов пересоздал его творение, сохранив аутентичность только первой строки и двух последних.

По жанру — пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру — хорей с перекрестной открытой рифмой. Лирический герой — некий наблюдатель, который будто переводит взгляд от созерцания природы на странника и говорит ему сакраментальное «отдохнешь и ты». Или же это мысли самого одинокого путешественника о себе. Царящий покой кажется неземным, его величие и простота подавляют, путнику впору растеряться и потерять цель.

О смертном покое напоминают «тьма» и «мгла». Эпитеты: тихие долины, свежей мглой. Олицетворение: вершины спят. Мир словно бы остановился. Многоточие подчеркивает этот момент. Взгляд наблюдателя скользит от горных пиков к долинам и, наконец, к дороге: такой шумной, обыденной днем, где пыль стоит столбом. Дневной открыточный вид ночью приобретает совсем другой смысл.

Лексика нейтральная, ритм песенный. Повторы: не. Задействована также конструкция «не с глаголом», усиливающая отрицание. Простой синтаксис, глагольность придают картине скрытую динамику. «Подожди немного»: то ли до ближайшего жилья идти осталось совсем чуть-чуть, то ли отдых имеется в виду иной. Обычно это стихотворение принято считать вольным переводом. Однако поэт существенно переработал оригинал, иначе расставив акценты и нарушив более строгую, сухую структуру творения своего предшественника.

Произведение «Из Гете» — вершина философской лирики М. Лермонтова. Эти строки были положены на музыку множеством композиторов как XIX, так и XX века.

rustih.ru

Из Гете (Горные вершины...) ~ стихотворение Михаила Лермонтова ~ Beesona.Ru

Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Михаил Лермонтов ~ Из Гете (Горные вершины...)

На этой странице читайте стихотворение «Из Гете (Горные вершины...)...» русского писателя Михаила Лермонтова, написанное в 1840 г. году.

Стихотворение Михаила Лермонтова

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

Год создания: 1840 г.
Опубликовано в издании:
Русская и советская поэзия
для студентов-иностранцев.
А.К.Демидова, И.А. Рудакова.
Москва, изд-во "Высшая школа", 1969.

Мне нравится:

0

Количество просмотров: 378
Количество комментариев: 0
Опубликовано: 17.03.2014

© Михаил Лермонтов

Другие стихи Михаила Лермонтова:

Она поет — и звуки тают

Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;

Чума в Саратове

I
Чума явилась в наш предел;
Хоть страхом сердце стеснено,
Из миллиона мертвых тел

Чаша жизни

1
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края

Одиночество

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно......
А годы проходят - все лучшие годы!

Утро на Кавказе

Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.

Один среди людского шума

Один среди людского шума,
Возрос под сенью чуждой я.
И гордо творческая дума
На сердце зрела у меня.

www.beesona.ru

Горные вершины ~ Стихи и проза (Литературоведение)


Горные вершины

(И.В.Гете "Ночная песнь странника" -1780 год, перевод М.Ю.Лермонтова)

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Удивительное стихотворение! Великому Гете, а вслед за ним и гениальному Лермонтову, удалось найти гармоничное сочетание душевного настроения и слов.

Каждое слово в этом стихотворении рождает незабываемые образы, которые сопровождают нас всю жизнь.

Одновременно, по прочтении стихотворения, появляется ощущение целостности и огромности мира, единства Вселенной, а также некоторой напряженности, усталости, вслед за которыми - ощущение приближающегося покоя.

Стихотворение - как музыка. Это музыка тишины, горной прохлады и свежести.

Интересно, что в повести Аркадия Гайдара "Судьба барабанщика" это стихотворение подано, как солдатская песня.

"Помню, как посадит он меня, бывало, за весла, и плывем мы с ним вечером по реке.
— Папа! — попросил как-то я. — Спой еще какую-нибудь солдатскую песню.
— Хорошо, — сказал он. — Положи весла.
Он зачерпнул пригоршней воды, выпил, вытер руки о колени и запел:
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
— Папа! — сказал я, когда последний отзвук его голоса тихо замер над прекрасной рекой Истрой. — Это хорошая песня, но ведь это же не солдатская.
Он нахмурился:
— Как не солдатская? Ну, вот: это горы. Сумерки. Идет отряд. Он устал, идти трудно. За плечами выкладка шестьдесят фунтов… винтовка, патроны. А на перевале белые. «Погодите, — говорит командир, — еще немного, дойдем, собьем… тогда и отдохнем… Кто до утра, а кто и навеки…» Как не солдатская? Очень даже солдатская!"

Немецкий текст стихотворения:

Ueber allen Gipfeln
Ist Ruh,
In allen Wipfeln
Sp;rest du
Kaum einen Hauch;
Die V;gelein schweigen im Walde.
Warte nur, balde
Ruhest du auch.

www.chitalnya.ru

Лермонтов М - Горные вершины (чит. В.Качалов)

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
1840

читает Василий Качалов
Василий Иванович Качалов, настоящая фамилия Шверубо́вич (1875—1948) — ведущий актёр труппы Станиславского, один из первых Народных артистов СССР (1936). Его имя носит Казанский драматический театр, один из старейших в России.
http://ru.wikipedia.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября [15 октября] 1814, Москва — 15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835, когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть "Хаджи-Абрек" в "Библиотеку для Чтения". Повесть имела успех. Когда разнеслась весть о смерти Пушкина, некоторые, "особенно дамы, оправдывали противника Пушкина", находя, что "Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою". Негодование охватило поэта и появилось стихотворение, оканчивавшееся словами: "И на устах его печать". Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, тот в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам". Стихотворение было понято как "воззвание к революции". Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвард и Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 - в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в "большой свет", где снова играет роль "льва". 16 февраля 1840, на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. В двух походах - в Малую и Большую Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к награде золотою саблею с надписью: "за храбрость". В январе 1841 получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью. По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". В 1899 в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
ttp://svetlanal.ru

staroeradio.ru

Из Гете (Лермонтов) — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к навигации Перейти к поиску

Авторские и издательские редакции текста[править]

ИЗ ГЁТЕ



Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

1840

  1. ↑ Вольный перевод стихотворения Гёте Ночная песня странника (II) — Wanderers Nachtlied. II. Ein Gleiches (Über allen Gipfeln…). Датируется 1840 г. Автограф не найден. По воспоминаниям А. Н Струговщикова, стихотворение было написано в конце ноября 1840 года, когда автор воспоминаний встретил Лермонтова у В. А. Соллогуба: «На вопрос его < Лермонтова >: не перевел ли я „Молитву путника“ Гете? я отвечал, что с первой половиной сладил, а во второй — недостает мне её певучести и неуловимого ритма, „А я, напротив, мог только вторую половину перевести“, сказал Лермонтов и тут же, по просьбе моей, набросал мне на клочке бумаги свои „Горные вершины“» («Русск. старина», 1874, № 4, стр. 712). Однако Струговщиков несомненно ошибся: в ноябре 1840 года Лермонтов был уже на Кавказе. См. также Ночная песня путника I в переводе А. А. Фета.
  2. ↑ В «Стихотворениях» датировано 1840 годом. Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 119—120).
  3. ↑ Впервые — в журнале «Отечественные записки», 1840, том XI, № 7, отд. III, с. 1.
Скрытые категории:

ru.wikisource.org

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Тема: Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Наглядный: видео, учебная презентация.

Словесный:  формулирование темы и целей; ответы на вопросы; монологические высказывания уч-ся.

11:01-11:10

Определение темы и целеполагание.  

-  Чтобы узнать, тему сегодняшнего  урока, посмотрите видео.

 О каком авторе мы будем сегодня говорить?   (М.Ю.Лермонтов).(Слайд 1)

Как, будет звучать тема нашего урока? (Биография и творчество М.Ю.Лермонтова )(Слайд 2)

- Действительно, тема нашего урока «Биография и творчество М.Ю.Лермонтова». Мы познакомимся со стихотворением «Горные вершины».

Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке литературного чтения? (Слайд 3)

С чем мы познакомимся? (мы познакомимся с творчеством М.Ю.Лермонтова и с его произведением «Горные вершины»).

Чему научимся? (научимся выразительно читать и анлизировать, сравнивать).

Молодцы, ребята!

Просматривать видео запись.

Формулировать тему урока.

 Отвечать на вопросы.

Предполагать цели урока.

П: Целеполагание.

П: строят речевое высказывание.

П: осуществляют подведение под понятие.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.  Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: чтение по цепочке, по ролям, составление вопросов,слушание,

работа в парах.

 

Наглядный:

рассматривание иллюстраций;

11:10-11:15

Изучение нового материала.

Откройте содержание учебника и найдите поэта М.Ю.Лермонтова, о котором, мы сегодня будем говорить. Какую страницу нам нужно открыть?  (страница 100).

Класс, откройте учебник на странице 100.

Слово об авторе.

Сейчас, мы будем читать текст который называется «Рождение стихов».

Первичное знакомство с текстом.

Читать будем цепочкой по абзацу с первого ряда.

Теперь, поработайте в парах и попробуйте составить вопросы к этому тексту. На выполнение у вас 2 минуты.  

(Как выглядел М.Ю.Лермонтов? Кто воспитывал М.Ю.Лермонтов? Как называлась гора в Пятигорске? Почему М.Ю.Лермонтову иногда становилось печально и одиноко?) Давайте, проверим. Кто хочет ответить?

Вы задаете вопрос, класс внимательно слушает и отвечает.

Молодцы! Вы составили очень хорошие вопросы.

Посмотрите на иллюстрации в учебнике. На них мы можем увидеть М.Ю. Лермонтова в детстве и его дом.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать новую информацию.

Составлять вопросы к тексту в парах.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать иллюстрации.

П: совершенствуют уровень читательской компетентности.

П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;  формулируют ответы;

П: строят речевое высказывание.

III. Решение частных задач

Наглядный: выразительное чтение учителя.

Практический: чтение шепотом.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выборочное чтение; слушание.

Практический: чтение выразительно.

Наглядный: работа с иллюстрацией.

Словесный: ответы на вопросы.

 

Практический: анализ текста.

Практический: чтение про себя, монологическое чтение.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выразительное чтение.

11:15-11:35

11:25-11:26

- Молодцы! Ну, а сейчас откройте свои учебники на странице 102.  Найдите стихотворение «Горные вершины».

Первичное знакомство с текстом.

- А сейчас, ребята, я прочитаю вам стихотворение «Горные вершины».

Повторное чтение и углубленный анализ.

Теперь, давайте прочитаем стихотворение шепотом, не мешая друг другу.

Теперь, давайте попробуем ответить  на  вопросы после текста.

N, прочитай первый вопрос.

 1. Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения? (чувство усталости, мысли о природе).

2. Какие картины вы видите? Расскажите. (картины природы).

Кто хочет более подробно описать?

3. Какие слова помогают нашему воображению? (Горные вершины, тихие долины).

N, прочитай четвертый  вопрос.

4. Перечитайте стихи, прислушайтесь к их звучанию. Какой темп чтения наиболее полно будет отражать содержание?

Ребята, кто хочет выразительно прочитать  стихотворение?

Какой темп должен быть при чтении этого стихотворения? (медленный.) Почему?  Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе? Удалось ли Н, прочитать в нужном темпе? Кто еще хочет попробовать прочитать в медленном темпе?Удалось ли М, прочитать в нужном темпе? Молодцы!

Динамическая пауза.

- Предлагаю отдохнуть.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

N, прочитай пятый  вопрос.

5. Сравните стихи и рисунки Лермонтова о Кавказе. Что в них общего? (Слайд 4)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике.

Кто может ответить на пятый вопрос? (на иллюстрации и в произведение описывается природа, в стихотворение описываются горные вершины, которые также изображены на пейзаже. На пейзаже виднеется желтый отблеск заката, а в стихотворение описывается спокойное время суток. На пейзаже мы так же видим единственное место, которое нарушаем безмолвие- это речка, спокойное небо и горы).

N, прочитай шестой  вопрос.

6. Почему во второй строфе повторяются глаголы с частицей «не»? Кто может ответить? (эти частицы усиливают спокойствие и безмолвие ночи).

7. Знаете ли вы, что стихотворение Лермонтова является переводом стихотворения известного немецкого поэта Гёте?(Слайд 5). Подумайте, почему так мало глаголов употребляет Лермонтов. Чего он этим достигает?( В этом стихотворении происходит описание природы и в основном поэт использует прилагательные и существительных, глаголов в шести строчках всего 3 это: спят, не пылит, не дрожат.Обычно в стихотворение авторы используют глаголы в каждой строчке).

8. Прочитайте прозаический перевод стихотворения и один из вариантов перевода В. Брюсова. Обсудите с другом, в чем вы видите различие.

Первичное знакомство с текстом.

Давайте, прочитаем следующее стихотворение: «Над всеми вершинами». Прочитайте его про себя.

Кто хочет прочитать полностью стихотворение.

Повторное чтение.

Какой темп должен быть у этого текста? (медленный,спокойный, умеренный.) Почему?                      Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе?

Удалось ли Н, прочитать в нужном темпе?

Кто еще хочет попробовать прочитать в медленном темпе?Удалось ли М, прочитать в нужном темпе?  

Ребята, кто хочет выразительно прочитать это стихотворение?

Слушать образец выразительного чтения

Читать шепотом.

Отвечать на вопросы.

 

Читать выборочно.

Анализировать прочитанный текст.

Отвечать на вопросы.

Читать мологически.

Выполнять двигательные упражнения.

Работать с иллюстрацией.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Читать про себя.

Читать выразительно.

П:читают художественный текст.

П: строят речевое высказывание; рассуждение; анализируют текст.

П: строят рассуждение.

П: анализируют объекты.

П: строят речевое высказывание;  анализируют текст.

П: строят рассуждение.

П: анализируют объекты.

П: анализируют прочитанный текст.

Практический: слушание.

Наглядный: рассматривание иллюстраций.

Практический: чтение текста шепотом.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: повторное, выборочное чтение текста.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выразительное чтение.

11:35-11:40

Слово об авторе.

Перевод стихотворения Гёте есть и у  В.Брюсова. Я вам о нем немного расскажу.

Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов родился в Москве —  он русский поэт, переводчик,  литературный критик и историк.  (Слайд 6-7)

Научился читать с трех лет.  Он писал не только стихи, но и рассказы, научные статьи. Брюсов был убежден, что человек в жизни обязательно должен трудиться. И сам трудился. Знал иностранные языки, математику, читал лекции по литературе и истории. Написал несколько тысяч стихотворений,  статьи о творчестве Пушкина и Тютчева. Вот каких высот сумел достичь своим трудом внук крепостного крестьянина.

Первичное знакомство с текстом.

Прочитайте, стихотворение «На всех вершинах» шепотом, не мешая друг другу.

Повторное чтение и углубленный анализ.

 Кто хочет прочитать полностью стихотворение.

Теперь, давайте попробуем ответить  на  вопросы.

1. Какие мысли и чувства появляются у вас при чтении этого стихотворения? (чувство усталости, мысли о природе).

С какой интонацией нужно читать это стихотворение? (спокойно-умеретворенно, с чувчтвом усталости).Почему?  Кто хочет прочитать стихотворение с нужной интонацией? Удалось ли Н, прочитать с нужной интонацией ? Кто еще хочет попробовать прочитать со спокойной интонацией?Удалось ли М, прочитать с нужной интонацией ? Молодцы!

2. Какие картины вы видите? Расскажите. (картины природы).

3. Какие слова помогают нашему воображению? (На вершинах, в листве, долинах, птицы спят в молчании бора.)

 Ребята, кто хочет выразительно прочитать второе стихотворение?

Воспринимать информацию.

Читать  шепотом.

Читать повторно.

Отвечать на вопросы.

Читать выборочно.

Читать выразительно.

П:  анализируют текст.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей.

П: выявление основной информации из текста.

П: повторное чтение текста.

П: осмысленно читают; анализируют текст.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачеП: строят речевое высказывание;  анализируют текст.

П: осуществляют подведение под понятие.

П: осмысленное чтение текста.

IV. Рефлексия

Практический: работа в парах;

Словесный: ответы на вопросы; самоанализ.

11:40-11:45

 Какое из двух стихотворений понравилось больше? Почему?

Обсудите, в парах в чем сходство этих стихотворений. На работу у вас 2 минуты. Кто хочет ответить? (оба подробно описывают пейзаж и т.д.)

- А теперь подведём итоги (Слайд 8: УЗНАЛИ… НАУЧИЛИСЬ…) Что мы сегодня узнали? А чему научились? Достигли ли мы целей поставленных в начале занятия?

У вас на столах круг разделеный на сектора.

Ваша задача в парах написать что нового вы узнали на уроке в одном секторе.

Во втором секторе напишите что вам понравилось на уроке.

В третьем секторе напишите ваши эмоции.

И в четвертом секторе напишите что не понравилось на уроке.

Если не знаете что написать поставьте прочерк. (Слайд 9)

Кто хочет сказать какие эмоции у него были на уроке? (3 чел.)

Кто хочет сказать что понравилось на уроке? (2-3 чел.)

Отвечать на вопросы, анализировать, оценивать свои достижения.

Участвовать в парной работе.

Р: осуществляют итоговый контроль.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии;

К: работать с соседом по парте.

Домашнее задание.

- Ребята, запишите в дневник домашнее задание:

Выучить наизусть одно из стихотворений на страницах 102-103. (Слайд 10)

nsportal.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Горные вершины

Обращаясь к творчеству Лермонтова, невозможно остаться равнодушным перед темой одиночества в его стихотворениях. Насколько мы знаем, поэт всю жизнь страдал от чувства одиночества, оно преследовало его везде и всегда, ему не ведомо было понимание и это очень тяготило поэта. Поэтому большинство произведений посвящённых этому чувству имеют такую яркость, что после прочтения, у нас в душе еще долгое время остается печальный след и сострадание к лирическому герою. И для подтверждения этой мысли хотелось продемонстрировать короткое стихотворение « Горные вершины », написанное в 1840 году. Это стихотворение было создано по мотивам стихотворения « Ночной песни странника » одного немецкого писателя.  

 После прочтения стихотворения, сразу выделяется образ предчувствия, покоя и свободы. В строчках, по сути, нет ни одного упоминания о лирическом герое, но мы, почему то можем представить его неким страдальцем, который жаждет безмятежного покоя. Чувство спокойствия в произведение передаётся благодаря  описанию пейзажных картин, которые и создают атмосферу душевного упокоения. Так в первых строчках поэт рисует читателю картины горных вершин спящих в ночи.

Эта зарисовка сама по себе излучает покой, и как мы понимаем, лирический герой очарован этим видом, он ощущает единство с этой безмятежной красотой, которая способна спрятать все его тревоги. В следующих строчках, мы видим долины, наполненные прохладой которые словно остужают раскаленную от знойных  ветров душу лирического героя. Дальнейшим образом в стихотворение является дорога, что так же олицетворяет, странствие человека и долгий поиск чего то важного в своей жизни. Неподвижные листья деревьев, говорят нам о безветрие, абсолютной тишине и гармонии, нам так и видятся ночные деревья, стоящие среди прохлады, и абсолютная неподвижность разлилась между ними, словно весь мир застыл в одно мгновение.

Созерцание природы, доставляет упокоение герою стихотворения, он словно растворяется среди целительных образов природы, которые дарят ему немного облегчения. Конец произведения проникнут тонким намеком на скорую кончину, которая для лирического героя станет настоящим избавлением.

Подводя итоги произведения, хочется сказать, что проблема одиночества пусть не прямо, но прослеживается, как накопившиеся страдание от нехватки понимания, вечного поиска покоя на земле, и единственным выходом из такого положения является только смерть.

Картинка к стихотворению Горные вершины

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Баратынского Элегия 9 класс

    Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,

  • Анализ стихотворения Маяковского Облако в штанах

    Стихотворение Маяковского «Облако в штанах» длинное и изумительно красивое. Четыре его части воплощают в себе четыре разных посыла: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию».

  • Анализ стихотворения Брюсова Памятник

    В 1912 году написана элегия Брюсова «Памятник» . Свое творение он срочно посылает к 2 грандиозным подобным творениям Русской прозе. Из 20 века стихотворец знается с Державиным и Пушкиным. Помимо этого, Валерий Яковлевич озирается

  • Анализ стихотворения Жуковского Приход весны

    Короткое, но запоминающееся стихотворение "Приход весны", написанное известным и любимым поэтом Жуковский Василием Андреевичем стало одним из самых прекрасных произведений поэта.

  • Анализ стихотворения Некрасова Ты всегда хороша несравненно

    Хорошо, когда рядом есть любимая женщина. Она поможет тебе снести тягости и невзгоды жизни, и вылечит лаской душевную боль, если есть таковая. У Некрасова были любимые женщины, но наиболее примечательной можно считать

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Лермонтова "Горные вершины" (Из Гёте)

5 декабря 2016       админ            Просмотров:   13946

«Из Гёте» («Горные вершины … ») (1840).
Шедевр поэтического перевода второй «Ночной песни странника» Гёте. Тот редкий случай, когда перевод становится едва ли не лучше оригинала. Пейзажная зарисовка заключает в себе глубокий философский смысл.

В восьми строчках Лермонтову удалось передать ощущение гармонии и целостности мира, единство его кажущегося внешнего спокойствия и скрытой внутренней напряжённости. Человек, природа и мироздание одухотворены, слиты и неделимы. Взгляд Лермонтова движется сверху вниз: от вершин к человеку, идущему по дороге, от большого к малому (вершины — долины — дорога — листы).

Дорога становится метафорой жизненного пути, а человек странником. Главная мысль заключена в последних двух строчках: «Подожди немного, / Отдохнёшь и ты». Лермонтов углубляет первоначальный смысл о смерти как покое, заложенный Гёте.

У Гёте эти слова обращены к страннику, идущему в ночи) у Лермонтова- к самому себе. Для него покой не равен смерти. Лирический герой хочет освободиться от земных страстей, слиться с природой, стать частью Божественного мироздания. Там, где нет человека («не пылит дорога»), там всё гармонично для поэта (ср. «Выхожу один я на дорогу», 1841).

Точно переведены только первая, седьмая и восьмая строки. Система мотивов и образов не совсем совпадает с оригиналом (у Гёте — гора) деревья) тишина, птицы) лес, отдых; у Лермонтова — долины, полные свежей мглой, и пустынная ночная дорога вместо молчания птиц). У Гёте отсутствуют художественно-выразительные средства) стихотворение Лермонтова наполнено образами.

Природа одушевлена («горные вершины спят», «не шумят кусты»). «Ночная песня странника» Гёте написана дольником) Лермонтов заменяет его «плавным» мелодичным трёхстопным хореем.

По своей структуре стихотворение абсолютно симметрично, отсутствует деление на строфы, хотя по способу организации стиха (1-4-я строки с пиррихием во второй стопе в 1, 3-ей строчках; 5-8-я с пиррихием в первой стопе каждой строки) его можно условно поделить на две контрастные части: небо ( «горные вершины») и земля («дорога») путник).

Лермонтов достигает равновесия с помощью ритмико-синтаксического параллелизма, который создаёт ощущение соразмерности.

3-я строки построены по схеме: прилагательное + существительное; 5, 6-я: не с глаголом + существительное). Синтаксис предельно прост: бессоюзные сложные предложения, состоящие из простых двусоставных. С помощью глаголов Лермонтову удалось передать состояние покоя («спят», «не пылит», «не дрожат», «подожди», «отдохнёшь»).

Одни исследователи считали лермонтовский текст самостоятельным стихотворением (В.Жирмунский, А.Фёдоров), другие признавали его переводом стихотворения Гёте (Б.Эйхенбаум). В.Брюсов считал стихотворение Лермонтова недосягаемо прекрасным переводом.

На русский язык «Ночную песню странника» Гёте также переводили Н.Хвостов, И.Ф.Анненский, В.Я.Брюсов, Б.Л.Пастернак. Стихотворение положено на музыку, самые известные произведения: романс А.Е.Варламова и дуэт А.Г.Рубинштейна.

    Метки: Лермонтов     

info-shkola.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Горные вершины сочинения и текст



Анализ стихотворения Лермонтова «Горные вершины» (Из Гёте)

«Из Гёте» («Горные вершины … ») (1840).
Шедевр поэтического перевода второй «Ночной песни странника» Гёте. Тот редкий случай, когда перевод становится едва ли не лучше оригинала. Пейзажная зарисовка заключает в себе глубокий философский смысл.

В восьми строчках Лермонтову удалось передать ощущение гармонии и целостности мира, единство его кажущегося внешнего спокойствия и скрытой внутренней напряжённости. Человек, природа и мироздание одухотворены, слиты и неделимы. Взгляд Лермонтова движется сверху вниз: от вершин к человеку, идущему по дороге, от большого к малому (вершины — долины — дорога — листы).

Дорога становится метафорой жизненного пути, а человек странником. Главная мысль заключена в последних двух строчках: «Подожди немного, / Отдохнёшь и ты». Лермонтов углубляет первоначальный смысл о смерти как покое, заложенный Гёте.

У Гёте эти слова обращены к страннику, идущему в ночи) у Лермонтова- к самому себе. Для него покой не равен смерти. Лирический герой хочет освободиться от земных страстей, слиться с природой, стать частью Божественного мироздания. Там, где нет человека («не пылит дорога»), там всё гармонично для поэта (ср. «Выхожу один я на дорогу», 1841).

Точно переведены только первая, седьмая и восьмая строки. Система мотивов и образов не совсем совпадает с оригиналом (у Гёте — гора) деревья) тишина, птицы) лес, отдых; у Лермонтова — долины, полные свежей мглой, и пустынная ночная дорога вместо молчания птиц). У Гёте отсутствуют художественно-выразительные средства) стихотворение Лермонтова наполнено образами.

Природа одушевлена («горные вершины спят», «не шумят кусты»). «Ночная песня странника» Гёте написана дольником) Лермонтов заменяет его «плавным» мелодичным трёхстопным хореем.

По своей структуре стихотворение абсолютно симметрично, отсутствует деление на строфы, хотя по способу организации стиха (1-4-я строки с пиррихием во второй стопе в 1, 3-ей строчках; 5-8-я с пиррихием в первой стопе каждой строки) его можно условно поделить на две контрастные части: небо ( «горные вершины») и земля («дорога») путник).

Лермонтов достигает равновесия с помощью ритмико-синтаксического параллелизма, который создаёт ощущение соразмерности.

3-я строки построены по схеме: прилагательное + существительное; 5, 6-я: не с глаголом + существительное). Синтаксис предельно прост: бессоюзные сложные предложения, состоящие из простых двусоставных. С помощью глаголов Лермонтову удалось передать состояние покоя («спят», «не пылит», «не дрожат», «подожди», «отдохнёшь»).

Одни исследователи считали лермонтовский текст самостоятельным стихотворением (В.Жирмунский, А.Фёдоров), другие признавали его переводом стихотворения Гёте (Б.Эйхенбаум). В.Брюсов считал стихотворение Лермонтова недосягаемо прекрасным переводом.

На русский язык «Ночную песню странника» Гёте также переводили Н.Хвостов, И.Ф.Анненский, В.Я.Брюсов, Б.Л.Пастернак. Стихотворение положено на музыку, самые известные произведения: романс А.Е.Варламова и дуэт А.Г.Рубинштейна.

Анализ стихотворения Лермонтова «Горные вершины»

17 августа 2009

Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.

Каждое слово стихотворения «Горные вершины» проникает сначала в сердце, рождает настроение. И только потом, уже сквозь призму этого настроения, возникают образы. Не нужно даже вдумываться в каждое слово, нужно просто смотреть на мир глазами Лермонтова, чувствовать его душой. Кажется, что в стихотворении очень тонко, проникновенно и совершенно точно описано твое собственное состояние, часть твоей души.

«Горные вершины спят во тьме ночной» — это музыка тишины, живительный покой. Но так ощущать покой может только человек, перенесший бурю страстей, вышедший буквально из ада. Вырвавшись на миг из омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.

Спящая природа незаметно наполнила силами, вдохнула надежду: «Подожди немного, отдохнешь и ты», И чувств всех не выразить словами, разве что можно неуловимо передать их из сердца в сердце.

Именно такие стихи обогащают душу человека. Их нельзя пересказать, о них нельзя написать. Хвалить такие стихи можно только стихами, и притом такими же прекрасными… И еще можно прочесть, почувствовать и молчать, чтобы не расплескать, не потерять целебной силы воздействия тишины.

Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.

Каждое слово стихотворения «Горные вершины» проникает сначала в сердце, рождает настроение. И только потом, уже сквозь призму этого настроения, возникают образы. Не нужно даже вдумываться в каждое слово, нужно просто смотреть на мир глазами Лермонтова, чувствовать его душой. Кажется, что в стихотворении очень тонко, проникновенно и совершенно точно описано твое собственное состояние, часть твоей души.

«Горные вершины спят во тьме ночной» — это музыка тишины, живительный покой. Но так ощущать покой может только человек, перенесший бурю страстей, вышедший буквально из ада. Вырвавшись на миг из омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.

Спящая природа незаметно наполнила силами, вдохнула надежду: «Подожди немного, отдохнешь и ты», И чувств всех не выразить словами, разве что можно неуловимо передать их из сердца в сердце.

Именно такие стихи обогащают душу человека. Их нельзя пересказать, о них нельзя написать. Хвалить такие стихи можно только стихами, и притом такими же прекрасными. И еще можно прочесть, почувствовать и молчать, чтобы не расплескать, не потерять целебной силы воздействия тишины.

«Из Гете (Горные вершины…)» М.Лермонтов

«Из Гете (Горные вершины…)» Михаил Лермонтов

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

Анализ стихотворения Лермонтова «Из Гете (Горные вершины…)»

Маленькому шедевру, созданному в 1840 г. была суждена долгая жизнь в искусстве: к нему обращались Брюсов, Анненский, Пастернак, а композиторы положили стихи на музыку. Романсы, в которых поется о горных вершинах, стали появляться с 40-х гг. XIX в. Всего насчитывается более 40 музыкальных вариантов лермонтовского восьмистишия.

Название произведения отсылает к источнику — «Ночной песне странника», написанной немецким классиком. Лирический герой короткого произведения очарован спокойствием пейзажной картины. Постепенно погружаясь в атмосферу тишины, он ощущает духовное единство с природными силами. Это единение способно исцелить человека, утомленного жизненными тревогами.

Вариацию Лермонтова обычно обозначают как вольный перевод. Действительно, точно воспроизведены лишь первая строчка и последнее двустишие оригинала. Природная зарисовка, изображенная русским автором, выглядит иначе: художественное пространство расширяется, оно включает в себя не только лесную чащу на фоне гор, но «тихие долины» и дорогу. Обозрев величественную панораму, лирический герой останавливается на элементе ближнего плана — листве на деревьях.

Немецкий поэт акцентирует внимание на двух деталях пейзажа: полном отсутствии ветра и молчании птиц. С их помощью поддерживаются мотивы неподвижности и покоя, основополагающие для стихотворения. Лермонтов прибегает к олицетворениям, которые оживляют оцепеневшую природу: «спят», «не дрожат». Еще одним знаковым приемом служит игра двойственным значением определения: мгла — «свежая», прохладная и дарующая обновление. Реальные приметы картины ночи наполняются философским смыслом. Наступающие сумерки несут не только холод, но вечный сон, долгожданное успокоение измученному герою.

Символичный иносказательный пейзаж — примета зрелого лермонтовского стиля. Движение «небесных тучек», одинокая сосна, засыпанная снегом, или «прекрасная пальма» — изображая природную зарисовку, автор повествует о состоянии души: одиночестве и неприкаянности, обреченности на скитальчество и жажде покоя.

Финальные строки обоих авторов объединяет мотив успокоения, однако в лермонтовской трактовке больше трагизма: его вариант покоя-сна омрачен семантикой смерти как желанного освобождения от жизненных тягот и страданий. На первый план выдвигается тема космизма: душа, избавившаяся от земного плена, сливается с вечной бессмертной природой.

Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме:
Сравнительный анализ стихотворений И.Гете "Одинаковое" и М. Лермонтова "Горные вершины"

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Сравнительный анализ стихотворений И.В.Гете «Одинаковое» (1780) и М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» (1840)выполнила учитель русского языка и литературы Хову-Аксынской средней школы Чамыян З.М.

Слайд 2
Иоганн Вольфганг Гёте (1749- 1832)великий немецкий поэт 18 века
В сентябре 1780 года Гете побывал в охотничьем лагере на горе Кинельхан у Ильменау. Ему было 31 год.

Слайд 3
Прошло 60 лет. Гете уже не было в живых.
3

Слайд 4
Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины» (1840)Перевод стихотворения «Одинаковое»
Горные вершиныСпят во тьме ночной;Тихие долиныПолны свежей мглой;Не пылит дорога,Не дрожат листы…Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

Слайд 5
«Горные вершины» (1840 год)
Горные вершины Спят во тьме ночной;Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты.
Варламов Александр Егорович – композитор автор романса

Слайд 6
Горные вершины Спят во тьме ночной;Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты.
Над вершинами горПокой.Во всех вершинах деревьевНе ощущаешь тыНи дуновения:Птички молчат в лесу,Подожди только, скороОтдохнёшь ты тоже.
КомпозицияМноготочиеПорядок словВыразительные средстваЛирический герой

Слайд 7
Таблица
ПредметыВершины ГорыВершины ДеревьяТыДуновениеПтичкиЛесТы Состояние природы чередуется с состоянием лирического героя: над вершинами гор покой – не ощущаешь ты; птички молчат – созерцаешь ты тоже
ДействияНе ощущаешьМолчатПодождиОтдохнёшь Все вокруг находится в состоянии покоя, молчания, тишины. В одном мгновении выразилась вечность. Человек причастен к состоянию природы. Интонация перечисления. Нет всплеска эмоций.

Слайд 8
Таблица
Предметы ВершиныТьмаДолиныМглаДорогаЛистыТы
ДействияСпятНе пылитНе дрожатОтдохнёшь нет движения, покой, отдых

Слайд 9
Что хотел сказать поэт?
Показал картину покоя (сна) в природе, которая даёт отдых, спокойствие человеку. Скоро и человек уснёт, как и природа. Покой в природе дарует человеку душевное спокойствие. Произойдёт единение человека и природы

Слайд 10
«Одинаковое» ( 1780 )
Над вершинами горПокой.Во всех вершинах деревьевНе ощущаешь тыНи дуновения:Птички молчат в лесу,Подожди только, скороОтдохнёшь ты тоже.

Слайд 11
Вывод:
раздумье о смысле жизни;Духовное единство человека и природы;Природа – место, где утомленный человек находит целительный покой и обретает душевное спокойствие;Таинственность природы, её сила дают человеку уверенность в будущее, надежду на лучшее;

Слайд 12
Другие переводы стихотворения И.В. Гете «Одинаковое»

Слайд 13
Над высью горнойТишь…В листве уж чёрнойНе ощутишьНи дуновения.В чаще затих полёт…О подожди. Мгновенье.Тишь и тебя… возьмёт.
На всех вершинахПокой;В листве, в долинахНи однойНе дрогнет черты;Птицы спят в молчании бораПодожди только скороУснёшь и ты.
И Анненский В. Брюсов

Слайд 14
Что нового вы узнали?Что было интересно?Что особенно понравилось?Что вызвало затруднение?Какие задания были сложными?

Слайд 15
Вершина – самый верх, верхняя часть

Слайд 16
Тьма – отсутствие света, мрак, мгла.Мгла – непрозрачный воздух от тумана, пыли, сумерек.Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед наступлением рассвета.

Слайд 17
Долина - удлиненная впадина вдоль реки, среди гор;

Слайд 18
Покой – 1.неподвижность, отсутствие движения; 2. состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства;

Слайд 19
Ощущать – чувствовать, испытывать

Слайд 20
Дуновение – легкое движение воздуха

Слайд 21
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей

Слайд 22
Многоточие – предполагает вздох, раздумье, всплеск эмоций;
Всплеск эмоций – яркое проявление душевных переживаний

Слайд 23
Прямой порядок слов:Восток горит новой зарёйИнверсия – обратный порядок словГорит восток зарёю новой

Слайд 24
Эпитет – художественное, образное определение: роща золотаяОлицетворение – художественный прием, где свойства человека переносятся на неодушевленные предметы: поют деревьяМетафора – перенесение значения по сходству (скрытое сравнение):сыплет черёмуха снегом

Слайд 25
Лирический герой – главное действующее лицо, чьи мысли и чувства раскрываются в стихотворении;Созерцать – рассматривать, наблюдать;Проникаться – глубоко понять, осознатьПриобщиться – стать участником чего-нибудь

Слайд 26
Композиция стихотворения
1 - 6 строки – описание природы;Многоточие предполагает вздох, раздумье, всплеск эмоций;7, 8 строки – описание состояния лирического героя; он со стороны созерцает картину природы, проникается её состоянием и приобщается к ней.Спят – отдохнёшь И ты. ( союз И подчёркивает, что человек – часть природыКонкретное время суток (ночь)Нет названия, читатель сам должен подумать над основной мысльюИнверсия – обратный порядок слов.

Слайд 27
Домашнее задание
Составить сравнительную таблицу стихотворений И. Анненского и В. БрюсоваНаписать мини-сочинение «Чьё стихотворение мне больше понравилось? Почему?»

Послушать стихотворение Лермонтова Горные вершины

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Горные вершины

ostihe.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.