Где всего прекрасней на земле павлычко стих


Д. Павлычко. Где всего прекрасней на земле? - Стихи о Родине поэтов разных стран - Методические комментарии к урокам слушания - Конспекты уроков внеклассного чтения в первом классе - Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие - Произведения школьной программы

Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие

Урок 3. Стихи о Родине поэтов разных стран

Д. Павлычко. «Где всего прекрасней на земле?»

Учебные задачи:

• развивать восприятие и формировать умение слышать читаемое вслух;

• расширять представление о Родине, сравнивая стихи русского поэта С. Дрожжина и украинского поэта Д. Павлычко;

• учить сравнивать модели обложек.

Учебные умения:

• выражать свое отношение к прослушанному произведению;

• выделять и запоминать фамилию автора и заголовок;

• называть правильно произведение (фамилия автора и заголовок), например: Дрожжин. «Привет»;

• читать слова и предложения из произведения.

Учебный материал: Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?».

Д. Павлычко

Где всего прекрасней на земле?

Где зеленой тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

— Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

— Каждый, — шепчет солнышко, — хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растешь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей...

Родина! Она всего милей!

На заметку учителю. Проводя уроки слушания, важно формировать нравственные ценности: любовь к Родине, служение ей, чувство гордости у каждого человека на Земле за свою Родину. Сравнивая стихотворения С. Дрожжина (русский поэт) и Д. Павлычко (украинский поэт), показать через звучащее слово поэта любовь к Родине. Важно найти ответ на вопрос, поставленный в заголовке: «Где всего прекрасней на земле?» Ответ слышится в словах солнышка: «А где ты родился и растешь, / Там, дружок, прекраснее всего».

Комментарии к уроку

1. Беседа по выявлению читательского опыта. Здесь можно использовать модель, которая «работала» на уроках 1 и 2.

Назвать произведения, которые подходят к этой модели (Е. Серова. «Мой дом», С. Дрож- жин. «Привет»).

2. Слушание и работа со стихотворением Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?».

Выявить понимание содержания, соотнести с готовой моделью, ответить на вопросы, выполнить задания в учебнике и тетради.

3. Работа со стихами о Родине в течение недели: выучить одно стихотворение наизусть, выполнить рисунок или подобрать иллюстрацию из старых журналов.

Работы детей выставляются в «уголке чтения» в течение недели, а затем оформляется книжка-самоделка «Стихи о Родине». Таких книжек получится много, так как в каждую войдет всего три стихотворения. Оформить книжки могут помочь родители или старшие ребята.



scribble.su

Классный час (4 класс) по теме: Викторина "Русь-Россия-Родина моя"

    Викторина   «РУСЬ-РОССИЯ-РОДИНА МОЯ »              

Вступительное слово

      Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, говорим родным нам языком, она защищает и бережет нас от врагов.

   Есть замечательное стихотворение:

 «Где всего прекрасней на земле        (Д.Павлычко)

Где зеленой тучей тополя

Застят небо голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

-Солнышко ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

-Каждый,- шепчет солнышко,- хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растешь,

Там дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей…

Родина! Она всего милей!

I.        Как наша Родина называлась раньше?(Русь)

2.В каком веке было создано первое государство с названием

«Русь»(9век)

З.Кто стал первым царем дщзцщна Руси? (Иван 4Грозный)

4.Почему старинный памятник прозвали «Царь-пушка» (из-за

величины и большого веса)

5. Какие битвы вошедшие в историю вы знаете?

(Невская битва-Александр Невский со Шведами, 1240гвустье реки Невы

« Ледовое побоище-Битва на Чудском озере Ал. Невский с немецкими рыцарями , 1242г рыцари в тяжелых доспехах тонули » Куликовская битва-Дмитрий Донской с ханом Мамаем? 1380г Бородинское сражение» 1812г с Бородино в 125 км. Западнее Москвы -русская армия с французской.

б.Кто построил город на Неве?(Петр 1)

  1. Чем прославил себя Петр 1?(создал флот, «прорубил окно в
    Европу»....
  2. Кто основатель Москвы? Князь Юрий Долгоруков

9 Что такое кириллица? (азбука созд. Кириллом и Мефодием)

 10. Что такое век?

I1.        В каком веке мы живем?

12. Как зовут президента России?

 13.Что изображено на государственном гербе?

14. Что такое конституция?( Основной закон государства, основные права и обязанности граждан)

15 Почему Россию называют Отечеством?

'

     

                                                                         

nsportal.ru

«Многими красотами прославлен ты» | Открытый класс

Данные об авторе

Автор(ы): 

Осипова Валентина Владимировна

Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8"

Регион: 

Владимирская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

начальное общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Класс(ы): 

3 класс

Предмет(ы): 

Окружающий мир

Цель урока: 

1.Познакомить с историей Родины, государственной символикой. 2.Развивать творческие способности детей. 3.Воспитывать любовь к большой и малой Родине.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемая методическая литература: 

Сборники стихов, журналы "начальная школа"

Используемое оборудование: 

магнитофон, аудио-касеты

Краткое описание: 

Урок наш край. «Многими красотами прославлен ты» Раздел 5. Я – гражданин России Тема: «Я - гражданин России» Литературно-музыкальная композиция.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Цели:

1.Познакомить с историей Родины, государственной символикой.

2.Развивать творческие способности детей.

3.Воспитывать любовь к большой и малой Родине.

 

1.Организационный момент.

Звучит музыка « С чего начинается Родина» (дети входят в класс)

2. Вступительная беседа.

- Как вы ответите на этот вопрос? С чего начинается Родина?    (ответы детей).

- А как вы считаете, где всего прекрасней на земле?       (дискуссия).

Ученица читает стихотворение Д. Павличенко.

Где всего прекрасней на земле.

Где зелёной тучей тополя

Застят небо голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор:

 

- Солнышко, ты в блике и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле?

И какой понравился народ?

 

- Всякий, - шепчет солнышко, - хорош!

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь,

Там, дружок, прекраснее всего!

 

- Горы, море или ширь полей…

Родина! Она всего милей!

3.Сообшение темы и цели урока.

Вот о Родине и пойдёт сегодня речь. В какой Родине вы родились?

Ученик читает стихотворение С. Орлова

Родина

Россия – Родина моя,

Холмы, дубравы и долины,

Грома морей и плеск ручья,

Прими, Россия, слово сына!

Ты стала всем в моей судьбе,

А мне за жизнь свою признаться,

Как к матери, в любви к тебе

Не доводилось объясниться.

Россия – Родина моя!

Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба

В них слава древняя твоя

Взлетает с новою на гребень…

В густой траве осколки звёзд,

Средь утренней червлёной сини.

Огонь рябин и свет берёз,

Плотин бетонные твердыни…

Учитель:

Родину себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Неприлежно, как отца и мать.

Дни стояли сизые, косые…

Непогода улицы мела…

Родилась я осенью в России,

И меня Россия приняла.

Родина! И радости и горе

Неразрывно слиты были с ней.

Родина! В любви, бою и споре

Ты была союзницей моей.

Родина! Нежнее первой ласки

Научила ты меня беречь,

Ясную, просторную природу,

Кругозор на сотни вёрст окрест,

Истинную вольность и свободу.

Я люблю раскатистые грозы,

Хрусткий и накатанный мороз,

Клейкие живительные слёзы

Утренних сияющих берёз,

Безымянных реченек излуки,

Тихие вечерние поля,

Я к тебе протягиваю руки,

Родина единая моя.

                    / М. Алигер/

 

- Россия… Родина…

Это край, где мы родились, где мы живём, это наш дом, это все то, что нас окружает.

И мы все с вами являемся гражданами России. Я – гражданин России – это звучит гордо.

И это тема нашего сегодняшнего урока.

 

Россия… какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то.

                              / С. Есенин/

 

Группа учеников:

1.      Россия… Как из песни слово,

Берёзок юная листва

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

 

2.      Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

 

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называют

Одним широким словом: «Русь».

3.      Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

 

Д. Кобалевский «Наш край» ( исполняет ученица)

 

Учитель:Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Крепко любит её народ. Много сложил о ней пословиц и поговорок.

( дети читают пословицы о Родине)

Родина любимая, что мать родимая.

Если дружба велика – будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

На чужой сторонушке рад любой воронушке.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для Родины своей  не сил не жизни не жалей.

Родина мать – умей за неё постоять.

4.      Родина в символах и знаках.

А какая же родина без своих символов?

Каждый гражданин должен знать символы своей Родины. Давайте о них поговорим. ( материал о символах Родины в альбоме для занятий с детьми «Государственные символы России» Издательство ЮВЕНТА,  Москва, 2002).

1.      « Герб» - доклад ученицы.

2.      Флаг. Дидактическая игра « Собери Российский флаг» ( дети собирают из цветных полосок флаг  России). А что обозначают эти три цвета? Белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

3.      Гимн. Звучит «Государственный гимн Российской Федерации». Музыка А. В. Александрова, слова С.В. Михалкова.

( гимн дети слушают стоя)

5.      Москва- столица нашей Родины.

- Откройте атласы. Найдите на карте Россию. Велика и огромна наша страна.

Много в ней городов, но лишь один в ней выделяется. Что это за город? ( Москва)

- Почему он выделяется?

- Расскажите об истории создания Москвы.

Группа учеников читает стихотворение.

1.      Над Москвой рекой, на круче,

Где стоит твой кремль теперь,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Почему ж решили вы

Поселиться у Москвы?

2.      Мы сюда пришли ладьями,

И верхами, и пешком

Посидели, обсудили,

Осмотрели всё кругом.

Здесь стояла деревушка

За бревенчатой стеной,-

Пора домиков, церквушка

Над большой рекой Москвой.

 

3.      И решили: «Месте много,

       Есть что есть, и есть что пить.

Помолились дружно Богу,

Стали строится и жить».

 

4.      Да, родился город новый,

И надёжен кремль дубовый.

Говорит честной народ,

Что Москва растёт, растёт!

Так поднимем, братцы, чашу

За Москву, за гордость нашу!

 

5.      Многолюден, шумен, молод,

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут.

 

- О каком подземном городе здесь говорится?

Ученики рассказывают о памятнике Юрию Долгорукому, о гербе Москвы и легенду о Георгии Победоносце.

( Материал в альбоме «Государственные символы России» стр. 12-13)

 

 

 

6.Мой родной край.

Учитель: - Среди просторов нашей Родины, есть край, где ты  живёшь, где твой родной дом, где твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край.

- Как называется наш областной центр?

1. Владимир.

Ученица читает стихотворение Н. Ковалевского.

 

Где в ясных шлемах два собора

Стоят как два богатыря

Там расцветает древний город

Владимир город – Русь моя.

Она не раз на бой вставала.

Её победами горжусь.

От золотых ворот начало

Берёт Владимирская Русь.

Она влечёт к себе туристов

Своей завидною красой,

Разливом песен серебристых,

Высокой славой трудовой.

На горе, горе крутой

Русь в оправе золотой.

Я смотрю не насмотрюсь

На Владимирскую Русь.

( На доске фотографии с достопримечательностями города Владимира).

 

2.Муром.

Учитель: И, конечно, ты всегда будешь помнить свой родной уголок, свою малую родину.

Это город…   ( дети хором отвечают: «Муром!»)

- Дома я просила нарисовать свой любимый уголок природы. ( под музыку в исполнении Кадышевой « Край ты мой любимый» дети вывешивают рисунки и любуются ими).

Группа детей  читает стихи.

 

1.      Славен город наших дедов

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год-

Наша гордость и оплот.

И любыми временами

За кремлёвскими стенами,

Русь спасая от невзгод

Жил великий наш народ.

2.      О. Муром, город мой родной

Такой простой и величавый

Стоишь ты гордо над Окой

Овеянный великой славой.

Ты город юности моей,

Ты весь в моем воспоминанье.

Я помню звон твоих церквей,

Твоих садов благоуханье.

Весенних ярмарок суету,

Где всё так весело гремело:

Цыганки стройной красоту,

Которая нам песни пела…

Ты наша матушка Ока,

Ты нас кормила и поила

Твоя прозрачная вода

Прохладу городу дарила.

Прошли столетья чередой-

И годы летопись писали:

Как шли твои сыны на бой,

Родную землю защищали.

Хранили честь и верность ей

Всем сердцем понимали муки

И славу родины своей

Творили их святые руки.

                           / Л. Довиденко/

 

- Дети, догадайтесь, а  о ком нам поведает сейчас  врач нашего города Ж\Д больницы Г. Филатова в своём стихотворении?

3. Ты прошёл по Руси со своею дружиной.

Не жалел своих сил, защищая людей,

Но вернулся сюда, потому – что красивей

И родней нет нигде ни лесов, не полей.

Твои подвиги нам позабыть невозможно.

На века сохраним мы их в сердце своём.

И по Муромской старой заветной дорожке

Пусть приходят потомки к тебе на поклон.

- О ком шла речь  в стихотворении? (об Илье Муромце). Вывешивается фотография памятника Ильи Муромца.

_ А какой памятник вы видите на этой фотографии? ( Бронепоезд Илья Муромец)

3.      Воплощён в металле и граните

Подвигов народных след живой

Для потомства бережно храните

Памятники славы боевой!

                           / А. Жаров/

- К этому памятнику мы  сегодня совершим экскурсию и возложим цветы.

7. Итог урока.

- А что бы ты сделал для своей родины, если бы стал президентом России? (ответы детей).

* Домашнее задание.

Напиши мини- сочинение «Если бы я стал президентом России»

Наше право.

Мы говорим: - « Имеем право»,

Не представляя иногда,

Что это право на дубравы,

На города и поезда.

На колосящиеся нивы,

Зарю и щедрость соловья,

Морей кипящие разливы

И робкий голосок ручья.

По праву этому живём мы

Дорогу тянем сквозь пургу.

И, если надо, всю обойму

Мы выпускаем по врагу.

 

Имеем право на державу,

На Землю, а она – как мать…

И только не имеем право

Об этом праве забывать.

И право есть, и хватит силы.

Хранить в душе, в судьбе своей

И все солдатские могилы,

И наш бессмертный Мавзолей.

И площадь, что на век святая,

И на рябине первый снег.

И стяг, которого хватает-

Пусть миллионы нас – на всех.

                               \ Н. Рыбалко\

www.openclass.ru

Сергий Радонежский - Мои файлы - Каталог файлов

Классный час в 4 классе на тему:

"Святая Русь. Добро и милосердие Сергия Радонежского".

Классный час провела учитель начальных классов МБОУСОШ № 5 Тютюнникова М.А.

Цели. Рассказать детям о Святой Руси, о святом Сергии Радонежском. Обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом. Воспитывать у детей любовь к родной зем¬ле, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование. Икона Сергия Радонежского; проигрыватель, пластинка с колокольным звоном; рисунок храма, репродукции картин И.И. Шишкина "Рожь" и И.И. Левитана "Березовая роща", "Сосновый бор"; магнитофон, аудиокассета.

^ Ход занятия

Учитель. Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
У. Да, Россия, или Русь, как ее называли раньше. Чем же славится наша страна?
Д. Своими необъятными, широкими полями, лесами.
^ Учитель вешает на доску репродукцию картины И.И. Шишкина "Рожь".
- Рассмотрите картину. Кто её написал?
Д. Иван Иванович Шишкин.
У. Как она называется?
Д. "Рожь".
У. Нравится ли вам эта картина?
Д-Да-
У. Чем она вас привлекает? Какое настроение вызывает она у вас?
^ Выслушиваются ответы детей.
- Шишкин с любовью нарисовал хлебное поле, воспел красоту созревания хлеба.
Учитель вешает на доску репродукцию картины И.И. Левитана «Березовая роща».
- Рассмотрите эту картину. Какой день изобразил художник на своей картине? Д, Солнечный.
У. Какие краски он взял, чтобы изобразить березовый лес?
Д. Ярко-зеленые, желтые, белый
. У. Береза-символ нашего государства. Россию нельзя представить себе без белоствольной березки.
Наша страна богата лесами, раскинувшимися с севера на юг и с запада на восток. Лес - богатство нашей страны. И его надо беречь. Русские художники на картинах воспевают красоту родных лесов и полей, а поэты пишут стихи, выражая любовь к Родине. Послушайте некоторые из них.

^ Ученик читает стихотворение П.Вронского "Лучше нет родного края". Ученик 1.

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!

^ Другой ученик читает стихотворение Д.Павлычко "Где всего прекрасней на земле".

Ученик 2.
Где зеленой тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор,
- Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
- Каждый, - шепчет солнышко, -
хорош,

Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей...
Родина! Она всего милей.

У. А еще наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много их было на Руси. И сейчас стали строить церкви. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. В тяжелые времена нашествия врагов именно церковь сплачивала россиян на борьбу с ними. Храмы строители возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им.

И льется над землей колокольный звон. Люди называют колокола "гласом Божьим", так как они зовут в церковь, на службу. Вот уже скоро будет 1600 лет, как христиане слышат колокола. Русские мастера издавна научились отливать самые звонкие и самые крупные колокола.

^ Учитель включает грамзапись с колокольным звоном.

- Величайшая слава и гордость России - ее люди.

На доске открывается изображение Троице - Сергиевой лавры.

- Перед вами Троице-Сергиева лавра, названная так в честь ее основателя Сергия Радонежского, жившего более 600 лет назад. Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.

^ Учитель показывает икону.

- Перед вами икона великого русского святого Сергия Радонежского.

В знак любви и уважения я зажгу перед иконой свечу.

Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым, В детстве Сергия Радонежского звали Варфоломеем, а мама ласково называла его Варфушей. Его родители часто ходили в церковь и всегда помогали бедным людям. Таким же добрым и отзывчивым рос и Варфуша. Представьте себе карапуза с белесыми бровками и ярко-синими глазами. Вот на полу он нашел жука, зажал его в кулачок и несет вo двор, чтобы выпустить. Жук больно вцепился челюстями в ладошку, но мальчик терпит, лишь приговаривает: "Не кусяй, не кусяй".

А вот он стоит в белой рубашонке на крыльце. К нему склоняется белая конская морда, и теплые мягкие губы берут с ладони хлеб — кусок за куском. Как все дети на свете, варфуша любил сказки. Няня рассказывала сказку так, что ему казалось, что он уже не здесь, на печке, а в лесу, едет на Сером Волке. Он представляет, как выводит волшебного коня, как ловит Жар-птицу. Он бы, конечно, послушался волка, не трогал клетку, и не зазвенели бы струны, и не пришлось бы обманывать грозного царя. А мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа. Варфуша с нежностью заботился о младшем братике Пете, водил его за ручку.

Время, когда жил Варфоломей, было очень страшным. На Русь постоянно нападали иноземные племена. Они грабили и жгли города и села, убивали русичей и оставшихся в живых забирали в плен. Однажды отец Варфоломея нашел в снегу обмороженных русских людей которые бежали от захватчиков. Среди них была и пятилетняя девочка Уля. Варфоломей всю ночь ухаживал за ней, поил горячим молоком. Он очень устал, ему хотелось спать, но он не уходил. А девочка все повторяла: «Нас в сарай посадили, мама говорит «Беги!», я все бегу, бегу. Где в стогу заночую, где в поле». Варфуша успокаивал ее, а когда она все-таки умерла, читал молитвы.

Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работах в огороде. Но больше всего он любил молиться.

Когда Варфуша подрос, он пошел в школу, но никак не мог научиться читать И это его очень огорчало. Однажды отец послал его в лес, чтобы он пригнал до мой лошадей. В лесу под дубом он встретил старика, который усердно молился Варфуша опустился на колени и тоже стал молиться. Старик спросил мальчика "Чего ты просишь у Господа?" "На учиться читать". Старик благослови, мальчика и дал ему кусочек церковное хлеба-просфоры. Вечером Варфоломей читал молитвы хорошо и правильно. Случилось чудо.

Вам понравился мальчик? Чем? Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик? Можем ли мы назвать его трудолюбивым?

^ Выслушиваются ответы детей.

- Да, ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много лет назад, мне кажется, что он очень похож на вас. Как и вы, он любит все живое на земле, умеет трудиться, любит сказки как и вы, он очень хотел учиться.

Продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым

Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар.

Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защит землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а после смерти ушел в лес. Теперь его стали звать Сергием. Он построил избу, церковь, жил один, сам колол дрова, плел лапти, ухаживал за огородом, пек себе хлеб и молился в церкви.

В долгие зимние вечера под окнами выли страшные волки. Но Сергий ничего не боялся. Был у него я друг лесной. Однажды Сергий увидел медведя, слабого от голода. Он его пожалел и накормил хлебом. Медведь не раз приходил к избушке. Сергий всегда клал на пенек хлеб. Медведь стал совсем ручным.

К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением.

Набеги татаро - монголов на Русь продолжались. Горели города, села, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.

Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.

В это время хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско.

Сергий благословил русичей на Куликовскую битву. Он сказал Дмитрию: "Иди, не бойся, Бог поможет тебе", - а на ухо шепнул: "Ты победишь".

^ Ученики читают стихи Николая Старшинова о Куликовской битве.

Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной.
Но, ее удары принимая,
Выстроились русичи стеной.
Вот порубят, как снопы соломы,
А потом - бесчинствуй и топчи...
Но крепки у русичей шеломы,
Но остры у русичей мечи!
Кони, обезумев, рвут поводья –
И своих растопчут, и врагов.
И от крови, словно в половодье.
Скоро выйдет Дон из берегов.
"Други! Мы живем под небом Божьим,
А в бою сражаться нам самим.
Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим.
Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь.
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!"

- Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени,
молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю.

^ Звучит грамзапись молитвы об Отечестве.

- И русичи одержали победу! Добро победило зло. Русские воины во главе с Дмитрием Донским совершили ратный подвиг, то есть военный, А Сергий Радонежский совершил подвиг духовный - он помирил князей, помог русскому народу поверить в свои силы.

-За что боролись русские люди? Что они хотели? Как Сергий помог победить татар?
^ Ответы детей.

- Да, истинная слава принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истине, добру, благу всех людей.

Народ не забывает своих героев. Князя Дмитрия после Куликовской битвы стали называть Донским. А в Радонеже был поставлен в 1992 году памятник: маленький Варфоломей держит книгу, а святой Сергий молится за свободу и счастье земли Русской. О Сергии Радонежском создана народная духовная песня.

^ Учитель включает аудиокассету с записью духовной народной песни'.

Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.
Он отвращал молитвой беды
И в грозный час у Бога сил
Дар силы, славы и победы
Стране любимой испросил.
Толпы несчетные народа
К святыням дивным на поклон
Сюда приходят год от года
Со всех концов, со всех сторон.
И в дивных храмах многократно
Под сенью дивных алтарей
Внимает небо благодатно
Святым молениям людей.
И на мгновенье не смолкают
Здесь песнопений голоса,
И каждый миг проистекают
Небесной силы чудеса.
И верят все, что здесь пред Богом
Предстатель чудный есть за нас,
И благодать его во многом
Все видят каждый день и час.
Его святую память ныне
Почтим молитвой от души.
Придя туда, где он в пустыне
Молился Господу в тиши.
С молитвой нашею сердечной
Предстанет он пред Богом сам.
И Царь миров, Творец Предвечный,
Дарует мир и благо нам.

- Что, ребята, вы узнали о Сергии Радонежском? Почему Русь называется Святой?

^ Ответы детей.

- Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел на поросшую лесом гору Маковицу никому не известным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре прославленным русским праведником. Его сейчас знает каждый.

Сегодняшнее занятие подошло к концу. Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский. Дай Бог, чтобы вы никогда не увидели войны.

Словарь

Лавра - название некоторых крупных мужских монастырей,

Просфора, просвира- маленький круглый белый хлебец, употребляется в православном богослужении.

Шелом (шлем) - старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов.

Рака - гроб, где лежит тело святого.

Инок - монашеский чин.

ou-kar5.ucoz.ru

Презентация. Муса Джалиль. Земные краски

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Муса Джалиль. Земные краски»

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЛУШАНИЕ

МУСА ДЖАЛИЛЬ

ЗЕМНЫЕ КРАСКИ

Составила: учитель начальных классов

МБОУ « Икрянинская СОШ»

Лятифова Любовь Владимировна

Привет тебе, мой дом родной, С твоими тёмными лесами С твоей великою рекой. И ненаглядными полями!

С .Дрожжин. Привет.

У меня есть родной Удивительный дом: Нет стены ни одной В этом доме моем.

Е.Серова. Мой дом

Солнышко, ты в блеске и тепле Проплываешь у любых ворот, Где всего прекрасней на земле И какой понравился народ?

Д.Павлычко. Где всего прекрасней на земле .

М.Михайлов. Лесные хоромы

МУСА ДЖАЛИЛЬ

Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье

Муса Джалиль был на фронте

25 августа 1944 года казнён на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине.

Посмертно ему было присвоено звание

Героя Советского Союза.

Памятник в Оренбурге

Кремлевская спасская башня и памятник Мусе Джалилю

multiurok.ru

Дмитро Павлычко: "Як добре, що на світі є Москва, Моя земля, столиця і надія!": tertiaroma — LiveJournal

І на Схід дивились галичани.
На Москву дивись в надії, Львів...

Обитатель Девятого круга

Кому как не ему лучше знать?

Известный писатель и общественный деятель Дмитрий ПАВЛЫЧКО призывает украинцев голосовать за кандидата в президенты Юлию ТИМОШЕНКО, потому что она стала «против бездушной, антиукраинской, управляемой агентурой КГБ клики ЯНУКОВИЧА».

ПОЭТ Дмытро Павлычко - был националистом, коммунистом, нардепом СССР и УССР, снова националистом, ведал в Раде вопросами внешней политики - очень характерный представитель этой породы. Ниже мы приведем лишь некоторые из документов, которые подобрал писатель Даныло Кулыняк и опубликовал в газете “Незборыма нация” (№ 6, 1994). Мы никогда не разделяли националистические позиции этой газеты, но показательно, что даже в этом лагере не очень любят перевертышей.
Итак, начинал Павлычко как бандеровец: “Во время ареста энкаведистами Дмытро Павлычко признался про свое сотрудничество с подпольем ОУН... Счел за благо подписать “признания”, купить себе свободу ценою мучений, а то и самой жизни других” (“Прикарпатська правда”, 6 июля 1991).
Затем доносил на бандеровцев: “В 1955 году Дмытро Павлычко “топил” товарища по перу - Васыля Крывця, обеспечив ему своими показаниями восемь лет лишения свободы” (“Робитныча газета”, 24 апреля 1991). “Кривец... показал себя с отрицательной стороны как человек, имеющий враждебные нашей деятельности, буржуазно-националистические идеи... Кривец отрицал колоссальные изменения в развитии экономики и культуры в Советской Украине, происшедшие в результате социалистической революции и великих побед советских людей за годы существования Советской власти... Считаю необходимым указать и на то, что Кривец расхваливал поэзию украинских националистов...” (показания Павлычко на допросе 9 июня 1955 г. - архивное дело № 016012, т. 2, ст. 99-104).
Лично Берия содействовал публикации его первых стихов: “Главный редактор Львовского книжно-журнального издательства Цмокаленко, которому Павлычко представил сборник своих стихов, уже два года задерживает издание этой книги. Учитывая, что стихи Павлычко талантливые и в основном направлены против Ватикана и буржуазных националистов, такая книга могла бы сыграть большое воспитательное значение для местной молодежи” (Из докладной записки Л. Берии Президиуму ЦК КПСС).
В 1985 г. Павлычко писал: “Я знал, что отец мой мечтал про приход большевиков, встречал их, что он, в то время председатель колхоза, не боится сам проводить новые советские порядки в жизнь на глазах разбойников и убийц из националистического подполья” (Павлычко, “Наука и культура”, Киев, 1985, с. 513).
Добавим и свои наблюдения. Еще в 1989 г. (!) на Х сессии Верховной Рады II-го созыва, настаивая на принятии Закона Украины о языках, который представил один из нынешних лидеров КПУ Б. Олейник(12) , Павлычко выступал как убежденный коммунист: “Мы должны спасать украинский язык, а вместе с ним - идею социализма. Поскольку там, где гибнет нация, там гибнет и социализм. Мы должны помнить, что в мировой практике двуязычия сейчас нет”. И как на высший авторитет, ссылался на слова Ленина: “Пусть прозвучит в этом утреннем зале слово Владимира Ильича Ленина... Это и есть наша главная платформа”.
НО ПРОШЛО лишь четыре месяца, и Павлычко выходит из КПУ, написав соответствующее заявление: “Не знал ни про голод 1932-1933 годов, ни про масштабы ГУЛАГА... не знал про несчетное число преступлений, совершенных по отношению к украинскому народу и другим народам под руководством партии”.
Правда, еще через год Павлычко, те ли забыв о своем заявлении о выходе из КПСС, то ли решив рассказать, как было на самом деле, пишет:

Ми знали: був голодомор
I розстріли в підвалах
Та, як вогонь із пащ потвор,
Лякав нас правди спалах,

А вот павлычковы строки в некогда любимом вожде, написанные весной этого года:

Земля рабів обдерта й боса,
Але вона візьме своє:
Зламає наляк малороса
І на коня для Кривоноса
Ульянова перекує.

Впрочем, стихи Павлычко - лучший способ наглядно показать, что такое ренегатство, кто такой перевертыш.

І на Схід дивились галичани.
На Москву дивись в надії, Львів...

Як добре, що на світі є Москва,
Моя земля, столиця і надія!

Ми триста років Москві служили,
Пора настала - вставай з колін!

До краю свого перепечену кров'ю
Ми чуємо в серці московську стрілу.

Это один и тот же Павлычко. О Москве - с разницей в несколько лет. А это - о Кремле, даже не меняя стихотворного размера, как по шаблону, лишь наполнение разное:

Я син простого лісоруба,
Гуцула із Карпатських гір.
Мені всміхнулась доля люба
У сяєві Кремлівських зір.
Хай бачить він, лакей з природи,
Як виправляються хребти,
Як валяться кремлівські сходи,
Що він во них навчивсь повзти.
Очень занятно пишет Павлычко о своей бывшей партии: интересно, когда он такое же напишет о своей новой - Демократической партии Украины?
До комунізму стрімки плаї -
Йде Україна - зоря моя.
Партія - серце її,
Ум її - партія!
Ми відали - КПРС -
нагайка твердотіла,
Але ж лизали, наче пес,
Кров, що на ней горіла.
И уж совсем бесподобно про нынешний державный прапор:
Тож не вдалось огидливим ізгоям
Вас отруїти жовто-синім гноєм
У холодно-вітряній чужині.
Прапор вносят до залу
Синьо-жовтий!
Імперія - в шок!
І сходить із п'єдесталу,
Згубивши кепку злинялу,
Ненависті й зла божок.(13)
Последние строчки - тоже про Ленина. Уж очень ему этот образ понравился. Такие параллели в творчестве Павлычко можно продолжать бесконечно - о Боге, о Союзе, о Бандере и т. д. Всюду Павлычко находит аргументы и за, и против. Но неужели нет ничего святого, стабильного, чего-то, что не подвержено политической конъюнктуре? Как же - есть. С неизменно звериной злобой и фашистской жестокостью Павлычко пишет о врагах (враги, правда, разные, но злоба - одинаковая):

Я дуже хочу у вашім полку
Бути снайпером.
Бачу: молитись іде дванадцятий Пій
І не перший убивця-папа)...
Спокійно стрілятиму,
щоб не промахнутися зопалу
.

В ПАРИЖЕ, с ненавистью разглядывая посетителей Музея восковых фигур, “сытых и довольных от денежных карьер”, поэт выдает строчку и вкладывает ее в уста воскового Робеспьера: “Вот кому бы отрубить безмозглую голову”. Что бы ни говорили про коммунистическую цензуру, но такая кровожадность отнюдь не была обязательной, тем более в начале 80-х.
И сейчас Павлычко не утратил злобного пыла. Вот как он отвечает людям в Чигирине, которые не избрали его нынешней весной в Верховную Раду, да еще, видите ли, требовали от него “вернуть нам брежневские времена”:

Я ж повернув би їм в'язниці,
Голодомори, вбивства душ...

После проигрыша Павлычка “Літературна Україна” изрекла следующие мысли: “Нет, это не Дмытро Павлычко проиграл на выборах. Проиграла Украина”. “Если за стенами парламента остался Павлычко - мы духовно обнищали”. Впрочем, из приведенного выше вполне можно читателям самим составить представление об этой личности

Нет, меня совершенно не интересует лично поэт Д. Павлычко. В конце концов, у него встречаются и хорошие пророческие строчки:

І хай не лізуть братовбивці з шкіри -
Ніхто ще не зробив з трезуба ліри,
Не вийде з ката й холуя поет!

Здесь важно само явление павлычек. Свифт писал в известном памфлете: “Каждый, кто взялся бы описать нрав змеи, волка, крокодила или лисы, разумеется, стал бы это делать ради блага других, а не из личных чувств любви и ненависти к этим животным”. И эстетам, недовольным тем, что приходится копаться в грязи, можно ответить: пусть персонально поэта Дмытра Павлычка чигиринские жители провалили на выборах (проиграть может и самый порядочный человек), и внешней политикой в Раде будет ведать кто-то другой(14) . Но ведь этот новый депутат может оказаться не лучше своего предшественника. Ведь павлычек много, очень много. И страшно, как раз то, что они вообще чем-то ведают - министерствами, заводами, университетами, школами.

РАССЧИТЫВАЯ на нашу снисходительность, на нашу чистоплотность и миролюбие, павлычки не перестанут рваться к власти. Они будут идти, нагло попирая всех, кто мыслит не так, как они, всех, кто сохранил понятие о чести и принципах. Они будут упорно карабкаться по ступеням общественной лестницы. Расталкивать всех локтями. Менять идеологии и партии как перчатки. Сжигать то, чему поклонялись, и поклоняться тому, что сжигали, причем делая это отнюдь не единожды в отличие от короля франков Хлодвига, к которому якобы сия формула ренегатства относится. И в этом своем стремлении они опаснее, чем даже убежденные ультраправые или левацкие экстремисты, ибо ради того, чтобы удержаться на крутом вираже, чтобы выслужиться перед любой властью, они будут совершать гнусность за гнусностью, отравляя миазмами своего перманентного предательства духовную жизнь общества.
...

http://varjag-2007.livejournal.com/1384010.htm


tertiaroma.livejournal.com

Книга "Стихи" автора Павлычко Дмитро Васильевич

 
 

Стихи

Автор: Павлычко Дмитро Васильевич Жанр: Другая поэзия Год: 1981 Добавил: Admin 13 Июл 13 Проверил: Admin 13 Июл 13 Формат:  DOC (665 Kb)


Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

В строке известного украинского поэта, лауреата Государственной премии УССР
им. Т. Г. Шевченко Дмитра Павлычко нет места случайностям — его поэтическую манеру
отличает строгая взыскательность, ответственность за всякое произнесенное слово, благо-
родный, отточенный вкус. Будучи глубоко современным в выборе тем и образов, он
остается классичным той высокой классичностью, которая живет для нас в понятии
«пушкинская традиция».
Лучшие стихи из сборников «Любовь и ненависть», «Моя земля», «Правда зовет».
«День». «Гранослов» и других, составивших настоящее издание, посвящены нашим современникам, воссоединению украинских земель в единой Советской державе, дружбе народов.

Объявления

Где купить?



Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Павлычко Дмитро Васильевич

Похожие книги

Комментарии к книге "Стихи"


Комментарий не найдено

Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

 

www.rulit.me

Все стихи Дмитрия Павлычко

Рубаи

 

* * *

 

Я встретил гриб, сказал ему о том,

Что он сравниться может с божеством.

А он: – Я знаю сущность человека,

Меня похвалишь ты и съешь потом.

 

* * *

 

Всю жизнь, как в детстве, удивляюсь я,

Что вижу солнце, слышу звон ручья…

Но удивительней, что умереть я должен,

Уйти в небытие из бытия.

 

* * *

 

Я не был справедливым до конца,

Покойника прощал. Играл слепца

И речь произносил над мёртвым волком

Так жалобно, что плакала овца.

 

* * *

 

В труде приходит вдохновенье, но

Когда – знать человеку не дано.

Чтоб дней не растерять счастливых этих,

Нам целый век трудиться суждено.

 

* * *

 

Я жил бы безмятежно и счастливо,

Коль совершил бы маленькое диво:

Ум с сердцем помирил или узнал,

Кто всё же говорит из них правдиво.

 

* * *

 

В самолёте жук летает,

Но куда летит, не знает,

И не знает, что летит,

Если даже отдыхает.

 

* * *

 

Когда народ пустынь, придя на воды,

Увидел рощи, нивы, огороды,

Он возвратился в страшные пески,

Дабы мечтать о щедростях природы.

 

* * *

 

По рабству плачут вольные рабы.

А те же, кто спаслись от злой судьбы,

Рабами в рабстве не были, те ищут

Себе врагов на воле для борьбы.

 

* * *

 

Забыв о том, кто делал ей добро,

Душа чернеет, словно серебро.

А если зло забыть она не может,

То ржавчина разъест её нутро.

45ll.net

урок слушания в 1 классе Где всего прекрасней на земле???


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Презентация для урока литературного слушанияв 1 классе Козлова Жанна ВладимировнаУчитель начальных классовМБОУ Лицей № 21 г.Уфы Powerpoint Templates Где всего прекрасней на земле??? Где зеленой тучей тополяЗастят неба голубой простор,С ясным солнцем повстречался я,С ясным солнцем начал разговор.— Солнышко, ты в блеске и теплеПроплываешь у любых ворот,Где всего прекрасней на землеИ какой понравился народ?— Каждый, — шепчет солнышко, — хорош.Не могу обидеть никого.А где ты родился и растешь,Там, дружок, прекраснее всего.Горы, море или ширь полей...Родина! Она всего милей! Народы мира Азербайджанцы Албанцы Аргентинцы Болгары Буряты Грузины Казахи Латыши Маори Йо (Китай) Русские Татары Башкиры Марийцы Чуваши Источники и ресурсы http://www.etnolog.ru/world-dress.php - костюмы народов мираhttp://gif-smail.ucoz.ru/photo/solnce_kartinki/0_61746_e7778dc4_l/32-0-1064 - изображение солнцаhttp://www.google.ru/imgres?um=1&hl=en&newwindow=1&sa=N&biw=1366&bih=588&tbm=isch&tbnid=CrriR3Ethzsf6M:&imgrefurl=http://2freshok.ru/2010/11/01/&docid=ss9feWspLaCqPM&imgurl=http://2freshok.ru/uploads/posts/2010-11/1288593143_1283438895_russia_2.jpg&w=781&h=434&ei=sWuJUJnzNfDS4QTL2YCICQ&zoom=1&iact=rc&dur=2&sig=108443648327621722900&page=1&tbnh=167&tbnw=301&start=0&ndsp=1&ved=1t:429,r:0,s:0,i:68&tx=300&ty=294 Россия Флаг в картеhttp://www.google.ru/imgres?um=1&hl=en&newwindow=1&biw=1366&bih=588&tbm=isch&tbnid=UCMMsjGWkgv-DM:&imgrefurl=http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/nature/pic65068_raz1920x1080&docid=QYqcQhZQUa-bNM&imgurl=http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/14/hq-wallpapers_ru_nature_65068_1920x1080.jpg&w=1920&h=1080&ei=AmyJULCkGaSB4gSS1IGABg&zoom=1&iact=hc&vpx=168&vpy=268&dur=114&hovh=168&hovw=300&tx=210&ty=46&sig=108443648327621722900&page=1&tbnh=168&tbnw=300&start=0&ndsp=9&ved=1t:429,r:0,s:0,i:67 слайд № 23 http://www.google.ru/imgres?um=1&hl=en&newwindow=1&biw=1366&bih=624&tbm=isch&tbnid=xZgfb-OEqJeQ5M:&imgrefurl=http://www.vibiraem.com/oboi-wallpapers/page/90/&docid=4e1jeurlDglneM&imgurl=http://www.vibiraem.com/uploads/posts/2010-01/1264013808-img-c9973.jpg&w=1680&h=1260&ei=dWyJUJC5M6T14QT9sIFY&zoom=1&iact=hc&vpx=181&vpy=183&dur=585&hovh=194&hovw=259&tx=199&ty=58&sig=108443648327621722900&page=1&tbnh=185&tbnw=259&start=0&ndsp=9&ved=1t:429,r:0,s:0,i:65 слайд № 22. картинка http://www.google.ru/imgres?um=1&hl=en&newwindow=1&sa=N&biw=1366&bih=588&tbm=isch&tbnid=vopHHZPzfa0WyM:&imgrefurl=http://www.goodfon.com/wallpaper/340070.html&docid=WajX1ConPgWbXM&imgurl=http://wallpaper.goodfon.com/wallpaper/previews/58314-n.jpg&w=290&h=181&ei=MG6JUOvSBomh5gSVqYh5CQ&zoom=1&iact=hc&vpx=708&vpy=216&dur=42&hovh=144&hovw=232&tx=117&ty=79&sig=108443648327621722900&page=1&tbnh=144&tbnw=209&start=0&ndsp=10&ved=1t:429,r:2,s:0,i:74 – слайд № 21Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. — 2-е изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 224 с. ISBN 5'88717'701'2

Приложенные файлы

schoolfiles.net


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.