Габдулла тукай родная деревня стих


Школьное чтиво: Тукай Г. "Родная деревня"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Родная деревня" и их характеристика

  1. Поэт, лирический герой. Романтик, патриот, любящий Родину.

План пересказа стихотворения "Родная деревня"
  1. Деревня на горке
  2. Родник с водой
  3. Молитва из Корана
  4. Судьба пророка
  5. Счастливое время
  6. С братом
  7. Длинная жизнь
  8. Родная сторона

Главная мысль стихотворения "Родная деревня"
Нет ничего лучше Родины, лучше родного дома.

Чему учит стихотворение "Родная деревня"
Стихотворение учит любить Родину, учит быть настоящим патриотом, учит никогда не забывать отчий дом. Учит помнить о своих родителях, близких, о друзьях. Учит ценить и любить природу родного края. Учит чтить традиции предков.

Отзыв на стихотворение "Родная деревня"
Мне нравится это стихотворение, в котором автор признается в любви к родному краю. Это самое естественное для человека чувство - любить свою Родину, и поэтому тема стихотворения понятна и близка каждому.

Анализ стихотворения "Родная деревня"
Стихотворение было написано Габдуллой Тукаем в 1909 году.
По жанру это пейзажная и патриотическая лирика.
В стихотворении поэт описывает родную деревню, описывает свои первые детские впечатления, оставившие самый глубокий след в его памяти. Очень важными в становлении характера поэта оказались строки Корана, автор - человек глубоко верующий и чтящий заветы предков. Судьба забрасывает поэта в разные места, но везде он помнит о родной деревне, о тех временах, когда он был бесконечно счастлив. Для выражения этого ощущения автор использует несколько ярких гипербол.
Стихотворный размер ямб.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Родная деревня"
Эпитеты: горке некрутой, водой студеной, путь тяжелый, детских лет, черной борозде, родная сторона.
Метафоры: стоит деревня, подать рукой, вкус знаком, люблю душой и телом, бог вдохнул.
Олицетворения: ждет дорога, ты в памяти и сердце, родная сторона.
Гипербола: запомнились навеки, нет времени счастливей, забав беспечней нет.

Пословицы к стихотворению "Родная деревня"
Нет в мире краше родины нашей.
Родной край - сердцу рай.
Помни своих, не забывай наших.
На чужой стороне Родина мила вдвойне.
У кого память крепкая. для того разлуки нет.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Родная деревня"
Деревня поэта стоит на небольшой горке. Рядом имеется родник со студеной водой. Все вокруг любо автору. В этих местах он родился, впервые прочитал Коран, и узнал о судьбе пророка.
Авторы навеки запомнились детские годы, самые счастливые и беспечные. Он вспоминает как вместе со старшим братом работал в поле.
Жизнь длинна и автор надеется увидеть еще многое, но родная сторона всегда останется в его памяти.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Родная деревня"

Читать стихотворение "Родная деревня"
Стоит моя деревня на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я всё в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу — ведь жизнь еще длинна.
И ждет меня, наверно, дорога не одна;
Но только где б я ни был и что б ни делал я —
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

coolchtivo.blogspot.com

Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая

Имя Габдуллы Тукая, знаменитого татарского поэта, известно всем ценителям поэзии. Его произведения всегда отличались лиризмом, душевностью, искренней любовью к родине. Одним из ярких образцов лирики Тукая является стихотворение «Родная деревня». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родной деревни» по плану, который будет полезен для учеников 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1909 году, и посвящен малой родине поэта, небольшой деревушке Кырлай, где прошло его детство.

Тема стихотворения – Любовь к родной деревне – месту, где прошли детские и юношеские годы.

Композиция – Стихотворение состоит из 16 строчек, условно его можно разделить на три части: первая часть (описание родной деревни), вторая часть (перечисление всего того, чему научился автор во время жизни в деревне), третья часть (взгляд в будущее).

Жанр – Лирическая поэзия.

Стихотворный размер – Ямб.

Метафоры – «жизнь длинна», «вдохнул душу».

Эпитеты – «студеной», «тяжелый», «некрутой».

Олицетворения – «ждет дорога».

Гипербола – «памятны навеки».

История создания

Судьба известного татарского поэта Габдуллы Тукая весьма трагична. В четырехлетнем возрасте он оказался круглым сиротой, и его дальнейшая судьба во много зависела от милосердия тех людей, у которых он жил.

Тукаю пришлось немало хлебнуть на своем веку – далеко не все опекуны были к нему добры, и во многих приемных семьях мальчик считался обузой, лишним ртом.

В 1892-1895 годах Габдулла жил в семье простого крестьянина Сагди в небольшой деревушке Кырлай. Это был, пожалуй, самый светлый период в детстве будущего поэта. Мальчик приобщился к труду, научился ценить те небольшие радости, которые дарила незамысловатая крестьянская жизнь. Именно тогда Габдулла впервые осознал всю любовь к родной земле, единение со своим народом.

Кырлайский период оставил глубокий след в памяти Тукая, наложил отпечаток на его дальнейшее творчество. Так в 1909 году им было написано стихотворение «Родная деревня», навеянное светлыми воспоминаниями о жизни в деревне.

Тема

У каждого человека есть место, которое он вспоминает с особой теплотой. Это его малая родина – родная деревня, город, где прошли детские и юношеские годы. Это место, где человек был особенно счастлив, где познавал жизнь во всем ее разнообразии, учился дружить, любить, верить.

Для Габудллы Тукая таким местом стала небольшая деревушка Кырлай. Именно там он впервые познакомился со священным словом Корана, научился преодолевать трудности, работать на совесть, находить радость в каждом дне. Поэт с большой любовью и некоторой грустью описал родные края, где когда-то был счастлив.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. В образе лирического героя выступает сам поэт.

Композиционно произведение можно разделить на три условные части:

  • первая часть – описание родной деревушки;
  • вторая часть – воспоминания детства и то, чему научился лирический герой за годы жизни в деревне: крестьянскому труду, религии, осмыслению жизни;
  • третья часть – оптимистический взгляд в будущее, в котором всегда будет место чудным воспоминаниям о родном крае.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэзии, благодаря которой автору удается в полной мере отобразить глубину своих чувств и эмоций.

Стихотворный размер – ямб.

Средства выразительности

Стихотворение написано живым языком, эмоционально, душевно. Для достижения подобного эффекта Тукай мастерски использовал широкую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры жизнь длинна», «вдохнул душу»), эпитеты студеной», «тяжелый», «некрутой»), олицетворения ждет дорога»), гиперболы памятны навеки»).

Также Тукай использует инверсию, риторические обращения и восклицания.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 63.

obrazovaka.ru

Родная деревня - Габдулла Тукай. Читать текст.

Перевод: В.Тушнова

Стоит моя деревня на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я всё в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу — ведь жизнь еще длинна.
И ждет меня, наверно, дорога не одна;
Но только где б я ни был и что б ни делал я —
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая

Габдулла Тукай — знаменитый татарский поэт, его стихотворения всегда отличаются душевностью и лиризмом. Этого автора знают не только татары, он известен многим другим народам. На самом деле, его творчество многогранно: он и поэт, и публицист, общественный деятель и литературный критик.

История создания

К сожалению, оставшись в 4 года без попечительства родителей, мальчик стал жить плохо. В приемных семьях его считали обузой, но когда в 1892 году он начал жить в крестьянской семье, Габдулла осознал любовь к родной земле.

Произведение «Родная деревня» написано в 1909 году и посвящено родине поэта — деревне Кырлай. Именно в этой деревушке поэт провел свое детство, познакомился со словом Корана и научился преодолевать жизненные трудности. Габдулла Тукай с особой любовью, но в то же в время с ноткой грусти, рассказывает о родном крае.

Тема

Лирический герой стихотворения — сам Габдулла Тукай. Произведение состоит из 16 строк.

Композицию стихотворения можно разделить на несколько частей:

  1. Рассказ о родной деревне.
  2. Воспоминания из детства (как жил, чему научился). Самыми яркими воспоминаниями мальчика являются: родник, из Корана и работы в полях со старшим братом.
  3. Описание своих взглядов на будущее. Автор утверждает, что в будущем он всегда будет вспоминать родной край.

Средства выразительности

Стихотворение было написано в лирической ноте для того, чтобы максимально ярко продемонстрировать читателям свою глубокую любовь к родным местам.

Кроме этого, любовь к родине автор выражает с помощью средств выразительности:

  1. Эпитеты (черной борозде, родная сторона).
  2. Олицетворения (ждет дорога).
  3. Метафоры (узнал путь).
  4. Гипербола (памятны навеки).
  5. Фразеологизмы (подать рукой).

Стихотворение написано шестистопным ямбом, который придает стихотворению душевную и плавную интонацию.

Заключение

Несмотря на то, что стихотворение состоит из 4-х четверостиший, ценность произведения от этого не уменьшается. Тенденция «зацепить» читателя прослеживается во всех творениях Габдуллы Тукая. Поэт обращается ко всем людям, живущим в селах и деревнях.

Г. Тукая многие не считают каким-то заурядным поэтом, но он словами умел зажечь сердца людей. Его произведения написаны в начале 20 века, но это не уменьшает их достоинства. «Родную деревню» можно поставить на один уровень со стихотворениями С. Есенина «Стихи о родной деревне» и К. Симонова «Родина».

rostih.ru

Николай Рубцов - Родная деревня: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…

Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова

Стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Родная деревня» — дань малой родине, размышление о путях человеческих. Оно носит автобиографический характер, навеяно годами, проведенными поэтом в детском доме села Никольское.

Стихотворение написано в 1970 году. Поэту 34 года, он отец семилетней дочери, за плечами у него Литературный институт, а из печати вышел последний прижизненный сборник «Сосен шум». Посвящена «Родная деревня» его малой родине — селу Никольское Вологодской области.

По жанру — элегия, интимная лирика, размер — трехстопный амфибрахий. Рифма смежная, однако во 2 строфе — перекрестная. Композиция кольцевая: заканчивается той же мыслью, что и начиналась: где кончил начальную школу. Лирический герой — уроженец деревни Николы (именно так, по-простецки и с нежностью, поэт называет Никольское), взрослый человек, который с грустью наблюдает за сорванцом, мечтающем о столице. Завершается стихотворение ностальгическим выводом-размышлением о ценности малой родины, которую, рано или поздно, осознает каждый человек.

Поэт использует прямую речь, усиливает эмоции восклицательными знаками. Интересно, что фраза мальчишки явно подслушана у взрослых: ну что по провинции шляться? Завершается стихотворение задумчивым многоточием. Лексика разговорная, с доброй иронией. Среди выразительных средств можно выделить эпитет: пыльный мальчишка. Казалось бы, один штрих, а перед глазами сразу встает вихрастый, чумазый деревенский постреленок. Есть и гипербола: храбрится, едва из пеленок. Теплая интонация поэта подчеркнута употреблением уменьшительных суффиксов: мальчишка, девчонок, пеленок. Просторечное слово: шляться.

Инверсия: проклинает проезжий, люблю я. Если слово «проезжий» кажется устаревшим, то «приезжий» — вполне современным. Метафорично выражение: посмотрит на жизнь. Метафорой принято считать и высокопарную, но явно шутливую строку: дороги моих побережий. Стихотворение написано в реалистической традиции, с едва уловимой отсылкой к классической литературе XIX века.

Поэт Н. Рубцов всю жизнь не порывал со своей малой родиной, Вологодчиной. В 1970 году, всего за год до смерти, он гостит в родном селе, прислушивается к разговорам и настроениям. И словно видит себя самого много лет назад в шустром мальчонке, стремящемся прочь из провинции. Позднее эти впечатления легли в основу элегического стихотворения «Родная деревня».

rustih.ru

Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю?

Прощу прощения у модераторов, что процитирую, сначала, данного поэта на его родном языке, татарском.

Это вступительная часть стихотворения Тукая к произведению "Шуралэ".

К сожалению, не смотря на множество переводов, ни одного качественного не встречал. Видимо, татарский и русский языки, в силу своего строения, далеки, чтоб стих можно было переводить сохраняя и мелодию, и смысл.

По смыслу попробую перевести, но я ни разу не поэт.

Прямо за Казанью, там деревня есть, называют его Кырлай.

Говорят, если народ там поет, то куры мелодию подпоют.

Не там я родился, но немало лет прожил.

И немножко землю "бороздил". Сеял, убирал.

Не забуду деревню эту. Кругом леса.

Поляна, и ковром трава.

Большая деревня? Нет, она очень мала.

Там родничок то, и то мелька.

Там не жарко. Не бывает холодно.

Там ветер дует и дождь идет когда она нужна.

В лесу краснотой и спелостью поражает малина и земляника.

Ты наберешь мгновенно пару ведер.

А какие там ели и сосны! Стоят рядами.

Лежал под ними. Наслаждение смотреть на небо.

Под липой, илҗ березой грибы

И рядышком прекрасные цветы.

Разных цветов, алые и красные, желтые, багряные,

Волшебно пахнет...

Цветы эти целуют бабочки разные

Прилетают птицы божьи.

Врезается в душу красота.

Здесь это бульвары, оркестр и цирк.

Огромный лес, без края, словно войска Чингизидов.

.Вспоминаются истории страницы. Все что пережили наши прадеды.

И спектакль истории видится тогда.

.. Почему же так? Ведь мы тоже от бога?

Лето описал. Про осень и зиму не стану писать.

Не стану писать про красавиц со светлым взглядом.

Не напишу про Сабантуй, про людей (точнее Мәйдан, но после определенных событий в иной стране слово стало нарицательным).

Пугаюсь что далеко от основного забреду.

Далее поэт описывает уже саму историю, известную как "Шурале", и включенную в мировую "сокровищницу" произведение.

Как мы видим из стихотворения, Кырлай не родная деревня Тукая. И это действительно так. Родился он в деревне Кушлауч, не очень далеко от Кырлая. Судьба поэта была, от начала до конца, очень трагична. Рано оставшийся без родителей он был отдан на воспитание. В деревне Кырлай он провел несколько лет. Эти годы жизни запомнились ему, тогда еще ребенку, как очень счастливые годы. Он был окружен любовью, и Кырлай для него, хоть и родился он там, стала родной деревней.

Человек счастлив там где его любят.

Судьба поэта очень трагична. Но он великий человек, его наследство ценно для каждого кто хоть немного знаком с татарской культурой.

Ииии как заключение. Понимаю, модераторы вправе на меня сердится, но это не буду пытаться переводить.

Өзелгән өмет.

www.bolshoyvopros.ru

«Родная деревня» Тукай анализ | Kratkoe.com

Анализ стихотворения «Родная деревня» поможет подготовиться к уроку

«Родная деревня» Тукай анализ

Автор — Габдулла Тукай

Год написания — 1909

«Родная деревня»- лирическое стихотворение. В нем поэт рассказывает о местах своего счастливого детства. Он с любовью вспоминает о своей деревне, о прекрасной природе, о красотах родимого края. События детских лет в течении всей жизни возвращают поэтов в родные края.

Стихотворный размер— ЯМБ

Средства выразительности в стихотворении «Родная деревня»

эпитеты: на горке некрутой, с водой студёной, вкус воды, молитву из Корана, путь тяжёлый, времени счастливей, забав беспечней, чёрной борозде, дорога не одна, родная сторона;
метафоры: вдохнул душу, узнал путь, жизнь длинна, дорога не одна, ты в памяти и сердце;
олицетворения: вкус знаком, ждёт дорога;
гипербола: памятны навеки;
фразеологизмы: подать рукой, увидел свет.

инверсия (есть почти в каждой строке) ;
► риторическое обращение: родная сторона;
риторическое восклицание (последнее предложение)

«Родная деревня» Тукай

Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.

Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу — ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

kratkoe.com

Кто знает стих Габдуллы Тукая Родная деревня

Стоит деревня наша на горке некрутой. Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем. Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, Молитву из Корана впервые смог прочесть, Впервые здесь услышал слова пророка я, Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь. Мне памятны навеки событья детских лет, Нет времени счастливей, забав беспечней нет. Я помню, как, бывало, по черной борозде Шагал со старшим братом я за сохою вслед. Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна, И ждет меня, наверно, дорога не одна. Но только, где б я ни был и что б ни делал я, Ты в памяти и сердце, родная сторона!

РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ Стоит деревня наша на горке некрутой. Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем. Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, Молитву из Корана впервые смог прочесть, Впервые здесь услышал слова пророка я, Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь. Мне памятны навеки событья детских лет, Нет времени счастливей, забав беспечней нет. Я помню, как, бывало, по черной борозде Шагал со старшим братом я за сохою вслед. Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна, И ждет меня, наверно, дорога не одна. Но только, где б я ни был и что б ни делал я, Ты в памяти и сердце, родная сторона! (1909)

Габдулла Тукай (1886-1913) Стих: Родная Деревня: Стоит деревня наша на горке некрутой. Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем. Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, Молитву из Корана впервые смог прочесть, Впервые здесь услышал слова пророка я, Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь. Мне памятны навеки событья детских лет, Нет времени счастливей, забав беспечней нет. Я помню, как, бывало, по черной борозде Шагал со старшим братом я за сохою вслед. Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна, И ждет меня, наверно, дорога не одна. Но только, где б я ни был и что б ни делал я, Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Стоит деревня наша на горке некрутой. Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем. Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, Молитву из Корана впервые смог прочесть, Впервые здесь услышал слова пророка я, Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь. Мне памятны навеки событья детских лет, Нет времени счастливей, забав беспечней нет. Я помню, как, бывало, по черной борозде Шагал со старшим братом я за сохою вслед. Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна, И ждет меня, наверно, дорога не одна. Но только, где б я ни был и что б ни делал я, Ты в памяти и сердце, родная сторона!

touch.otvet.mail.ru

анализ стихотворения родная деревня габдулла тукай

Габдулла Тукай создавал свои стихи на татарском языке, поэтому было бы корректнее говорить о тех художественных средствах, которые использовал переводчик, так как в оригинале, возможно, этих средств нет.

Итак, в стихотворении «Родная деревня» выражена любовь лирического героя к родному краю, которая подчёркивается с помощью таких средств художественной выразительности, как

► эпитеты: на горке некрутой, с водой студёной, вкус воды, молитву из Корана, путь тяжёлый, времени счастливей, забав беспечней, чёрной борозде, дорога не одна, родная сторона;
► метафоры: вдохнул душу, узнал путь, жизнь длинна, дорога не одна, ты в памяти и сердце;
► олицетворения: вкус знаком, ждёт дорога;
► гипербола: памятны навеки;
► использование фразеологизмов: подать рукой, увидел свет.

Из синтаксических средств художественной выразительности (стилистических фигур) использованы

► инверсия (есть почти в каждой строке) ;
► риторическое обращение: родная сторона;
► риторическое восклицание (последнее предложение) .

Стоит деревня наша на горке некрутой. (эпитет, всё предложение – инверсия)
Родник с водой студёной от нас подать рукой. (эпитет и инверсия в подчёркнутых словосочетаниях, фразеологизм)
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, (эпитет, олицетворение, инверсия во всей строке)
Люблю душой и телом я всё в краю моём. (инверсия во всей строке)

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь, (метафора, свет увидел – инверсия и фразеологизм)
Молитву из Корана впервые смог прочесть, (эпитет, инверсия – молитву смог прочесть)
Впервые здесь услышал слова пророка я, (инверсия)
Судьбу его узнал я и путь тяжёлый весь. (эпитет, узнал путь – метафора, инверсия вся строка)

Мне памятны навеки событья детских лет, (гипербола, инверсия)
Нет времени счастливей, забав беспечней нет. (эпитеты)
Я помню, как, бывало, по чёрной борозде (эпитет)
Шагал со старшим братом я за сохою вслед. (инверсия)

Я многое увижу – ведь жизнь ещё длинна, (метафора)
И ждёт меня, наверно, дорога не одна. (олицетворение, дорога не одна – метафора, инверсия)
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона! (в памяти и сердце – метафора, риторическое обращение, риторическое восклицание, родная – эпитет)

Все определения есть на табличках их Интернета.

vashurok.ru

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения Габдуллы Тукая "Родная деревня".

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые современные образовательные технологии

Орг. момент

Приветствие  учителя

Приветствие учащихся

Здоровьесбережение

Определение темы урока и постановка целей урока.

- Как понимаете значение слова «родной»?

- Это то, что очень близко к сердцу, например, родной дом, родной язык, ро

Технологии проблемного обучения

- Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Родной- свой по рождению, по духу, по привычкам; родной край, родная страна, родной язык (язык своей родины, на котором говорят с детства)

Послушайте отрывок из стихотворения

 М. Матусовского.

 С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

Ребята, а что для вас является  родиной?

- Все самое родное, дорогое: родители, дом, город или деревня ,в котором родились и живем.

Ребята , есть много произведений посвященных родине. Сегодня мы познакомимся с одним из низ. Это стихотворение Г.Тукая «Родная деревня».

Давайте вместе определим цель нашего урока?

- познакомиться со стихотворением Г. Тукая «Родная деревня», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Наши задачи на урок?        

- Познакомиться с биографией поэта;

- Прочитать стихотворение;

-Провести различные виды информации по стихотворению

Вспомним биографию, а точнее детские годы Г.Тукая.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье простого муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. Дальнейшая судьба мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его, хотя и ненадолго, и проявивших к нему родительские чувства. Так, в 1892-1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям.

 

Работа с текстом стихотворения.

Прослушивание стихотворения в чтении учителя.

-Постарайтесь внимательно прослушать стихотворение и уловить интонацию

Прослушивают  стихотворение.

Коллективная  система обучения

- Теперь вы прочитайте  

Читают стихотворение

-«Родная деревня»- лирическое стихотворение, в его содержании лежат чувства героя. Какие?

-Наш герой с теплотой вспоминает свои родные места, описывает, как проходило его детство в деревне.

- Приходилось ли вам когда-нибудь скучать по родным местам?

- Какие чувства вы переживали в этот момент?

- Грусть, тоску по родным местам, людям.

-Найдите в словаре Ожегова значение слова «отрада».

-Запишите лексическое значение нового для вас слова.

Работа учащихся со словарем.

Отрада – удовольствие, радость, удовлетворение.

Делают записи в тетради.

Технология текстоориентированного обучения.

- Ребята, а как вы понимаете выражение «подать рукой»?

- Очень близко

- Как в языке называются такие словосочетания в переносном значении?

- Фразеологизмами

- Как вы думаете, для чего в речи нужны фразеологизмы?

- Фразеологические обороты обогащают язык: делают речь яркой, образной, меткой

- Какое еще художественное средство использует  Тукай?

- Метафору.(«Здесь бог вдохнул мне душу»)

- А какие еще религиозные термины вы увидели?

Коран, пророк.

- Что такое Коран?

-Священная книга.

-Правильно.

Коран – Священное Писание мусульман. В переводе с арабского означает «напоминание».  Эта Книга описывает различия между Добром и Злом, между Истиной и ложью. Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха.

- Какие еще художественные средства использует поэт?

- Эпитеты. С водой студеной, путь тяжелый, жизнь длинна.

- Какими называет автор детские годы?

-Счастливыми, беспечными.

- Какое слово вам  непонятно?

- Соха

Посмотрите в словаре

Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

- Какие надежды питает автор?

- Надеется на длинный и интересный жизненный путь.

- Какими строчками заканчивается стих, какие чувства испытывает Тукай?

- О том, что не забыть ему никогда родину…

- Какие вопросы вы задали друг другу после работы с этим стихотворением? А может быть, у вас остались вопросы и для автора?

-  Поближе познакомиться с детством поэта.

- Узнать, кто из русских поэтов повлиял на творчество Тукая?

.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

Что мы делали сегодня на уроке?

- Читали текст и делали анализ к стихотворению

- Ответы учеников.

Коллективная  система обучения

Подведение итогов.

- Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки»

Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.

Дети выполняют задание

Технология оценивания образовательных достижений

Дом. задание

-Предлагаю вам домашнее задание:

- написать небольшой рассказ о своей малой родине, то есть о городе или селе в котором родились и выросли;

- нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

-выучить стихотворение.

Учащиеся выбирают одно задание.

Технология разноуровневого обучения

nsportal.ru

«Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея

Имя Габдуллы Тукая, знаменитого татарского поэта, известно всем ценителям поэзии. Его произведения всегда отличались лиризмом, душевностью, искренней любовью к родине. Одним из ярких образцов лирики Тукая является стихотворение «Родная деревня». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родной деревни» по плану, который будет полезен для учеников 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1909 году, и посвящен малой родине поэта, небольшой деревушке Кырлай, где прошло его детство.

Тема стихотворения – Любовь к родной деревне – месту, где прошли детские и юношеские годы.

Композиция – Стихотворение состоит из 16 строчек, условно его можно разделить на три части: первая часть (описание родной деревни), вторая часть (перечисление всего того, чему научился автор во время жизни в деревне), третья часть (взгляд в будущее).

Жанр – Лирическая поэзия.

Стихотворный размер – Ямб.

Метафоры – «жизнь длинна», «вдохнул душу».

Эпитеты – «студеной», «тяжелый», «некрутой».

Олицетворения – «ждет дорога».

Гипербола – «памятны навеки».

История создания

Судьба известного татарского поэта Габдуллы Тукая весьма трагична. В четырехлетнем возрасте он оказался круглым сиротой, и его дальнейшая судьба во много зависела от милосердия тех людей, у которых он жил.

Тукаю пришлось немало хлебнуть на своем веку – далеко не все опекуны были к нему добры, и во многих приемных семьях мальчик считался обузой, лишним ртом.

В 1892-1895 годах Габдулла жил в семье простого крестьянина Сагди в небольшой деревушке Кырлай. Это был, пожалуй, самый светлый период в детстве будущего поэта. Мальчик приобщился к труду, научился ценить те небольшие радости, которые дарила незамысловатая крестьянская жизнь. Именно тогда Габдулла впервые осознал всю любовь к родной земле, единение со своим народом.

Кырлайский период оставил глубокий след в памяти Тукая, наложил отпечаток на его дальнейшее творчество. Так в 1909 году им было написано стихотворение «Родная деревня», навеянное светлыми воспоминаниями о жизни в деревне.

Тема

У каждого человека есть место, которое он вспоминает с особой теплотой. Это его малая родина – родная деревня, город, где прошли детские и юношеские годы. Это место, где человек был особенно счастлив, где познавал жизнь во всем ее разнообразии, учился дружить, любить, верить.

Для Габудллы Тукая таким местом стала небольшая деревушка Кырлай. Именно там он впервые познакомился со священным словом Корана, научился преодолевать трудности, работать на совесть, находить радость в каждом дне. Поэт с большой любовью и некоторой грустью описал родные края, где когда-то был счастлив.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. В образе лирического героя выступает сам поэт.

Композиционно произведение можно разделить на три условные части:

  • первая часть – описание родной деревушки;
  • вторая часть – воспоминания детства и то, чему научился лирический герой за годы жизни в деревне: крестьянскому труду, религии, осмыслению жизни;
  • третья часть – оптимистический взгляд в будущее, в котором всегда будет место чудным воспоминаниям о родном крае.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэзии, благодаря которой автору удается в полной мере отобразить глубину своих чувств и эмоций.

Стихотворный размер – ямб.

Средства выразительности

Стихотворение написано живым языком, эмоционально, душевно. Для достижения подобного эффекта Тукай мастерски использовал широкую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры («жизнь длинна», «вдохнул душу»), эпитеты («студеной», «тяжелый», «некрутой»), олицетворения («ждет дорога»), гиперболы («памятны навеки»).

Также Тукай использует инверсию, риторические обращения и восклицания.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Рассказ танкиста» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – сравнение, эпитеты, идея, история создания

Следующая

Анализ стихотворений«Россия» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, лирический герой, рифма, художественные приемы

sprint-olympic.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.