Фет шепот робкое дыхание стих анализ


Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Шепот, робкое дыханье!» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Шепот, робкое дыханье.

История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.

Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени.

Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря».

Эпитеты«свет ночной», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».

История создания

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.

Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор неизвестно был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария – та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.

Произведение «Шепот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.

Тема

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.

Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.

Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Сравнений в тексте нет.

Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 80.

obrazovaka.ru

"Шепот, робкое дыханье" ℹ️ анализ стихотворения А.А. Фета, история создания, сюжет и композиция, тема и идея, средства выразительности, основная мысль, размер стиха

Краткая история создания

Стихотворное произведение совсем невелико по объему, однако многие литературоведы признают его одним из лучших романтических текстов всех времен. Год создания этого шедевра — 1850 год, в это время Фет был влюблен в Марию Лазич, что не могло не отразиться в его поэтическом творчестве. Чувства его были настолько сильны, что он желал заключить брак с Марией, но из-за финансовых сложностей был вынужден отказаться от девушки. Спустя непродолжительное время она умерла, до сих пор вызывает споры причина гибели — несчастный случай или самоубийство.

Мария Лазич, девушка, образ которой вдохновил поэта написать лучшие его стихи, погибла рано — она стала жертвой пожара, сильно обгорела и через несколько дней скончалась в муках. Однако она настолько сильно запала в душу Фета, что даже женившись (правда, по расчету), он не мог забыть очаровательную веселую брюнетку и посвящал ей свои творения.

Удивительно красиво звучит стихотворение «Шепот, робкое дыхание»: история создания этого лирического монолога примечательна тем, что он относится к раннему периоду творчества Афанасия Афанасьевича. Но, несмотря на это, содержит в себе массу новаторских особенностей. При анализе текста следует подчеркнуть, что поэт принял участие в споре литераторов, проходившем в период его работы:

  1. Одни выдающиеся писатели полагали, что в творчестве непременно должны присутствовать животрепещущие темы, раскрываться проблемы современной им России.
  2. Другие же искренне считали, что литература должна дарить прежде всего эстетическое наслаждение, искусство должно быть самоцелью. Вот почему основными темами этих лириков выступали красота природы, любовное чувство, искусство, прекрасные эмоции.

Фет относился ко второй категории, рассматривая поэзию как алтарь, как образец чистого искусства, все здесь должно быть прекрасным и совершенным, гражданские мотивы звучать не должны. Автор создал удивительно проникновенный текст, в котором темы природы и любви гармонично переплетены. Вот почему читатель получает сильные эмоции и впечатления.

Тематика и идея

Стих Фета «Шепот, робкое дыханье» уникален по форме, поскольку поэт отказался от использования части речи, обозначающей действие — глаголов. Кажется, что создаваемая им картина статична, но это не так, образы сменяют друг друга, динамика прослеживается, отчего чувства влюбленных предстают перед читателем особенно ярко и проникновенно.

В поэтическом тексте две основные темы — природа и любовь. При этом, несмотря на малый объем стихотворения (в нем всего 12 строк), глубина мыслей поражает читателя. В композиции художественного произведения выделяются 3 четверостишия (катрена), строфы которых помогают передать мысли и чувства лирического героя. Построфный анализ выглядит так:

  1. Первая. Главный герой текста пока не введен в ткань произведения, но незримо присутствует, поскольку читатель воспринимает описываемое его глазами. Именно лирический персонаж слышит трели соловья, видит колыханья «сонного ручья».
  2. Вторая. Визуальные образы становятся более динамичными: появляются «ночные тени», а «милое лицо» под влиянием света луны начинает подвергаться «волшебным изменениям».
  3. Третья. Это кульминация текста, свидание влюбленных заканчивается, но чувства героев нарастают, превращаясь в «лобзания и слезы». Наступает утро.

Любовные чувства развиваются и раскрываются на фоне потрясающих красот природы, при этом две темы — природа и любовь — все время сменяют одна другую. Главной становится то одна, то другая и совершенно невозможно понять, что именно важнее для поэта. Такова основная мысль поэтического текста — гармония человеческих чувств возможна исключительно на фоне красот живой природы, исключительно в единстве с ней.

Изобразительно-выразительные средства

Чтобы при анализе стихотворения не упустить важные моменты, следует придерживаться плана, поэтому после рассмотрения темы и основной мысли нужно изучить, какие тропы использовал поэт для создания неповторимого звучания текста. Основное изобразительно-выразительное средство — это звукопись (трели соловья, робкое дыханье, шепот), также имеются и элементы цветописи (пурпур розы, тени без конца, отблеск янтаря). Динамика поэтического текста рождается благодаря сменяющимся звуковым и цветовым образам.

Примеры тропов:

  • Эпитеты (милое, волшебные, робкое).
  • Метафоры (сонный ручей, отблеск янтаря).
  • Повторы (свет ночной, ночные тени, тени без конца).

Эти средства выразительности помогают автору наиболее точно описать все, происходящее в сердце лирического персонажа: он не хочет, чтобы волшебное свидание завершилось, он чувствует свое единение с природой, а чувства его искренние и глубокие. За счет использования повторов поэту удается нарисовать перед читателем картину единого мира, статичную и одновременно динамичную, все происходящие в тексте трансформации состояния окружающей среды вечны, нацелены на подчеркивание связи со вселенной. Таким образом Фет соединил два сложных мира — душевный и пейзажный, сумев создать сложный многогранный образ.

Жанровые особенности

Следующий пункт плана при анализе поэтического текста — определение размера и жанра стиха. Особенности таковы:

  1. Написано четырехстопным (строки 1 и 3) и трехстопным хореем (строки 2 и 4).
  2. Рифма перекрестная.
  3. В нечетных строчках рифма женская, в четных — мужская.

При написании Фетом активно использовались средства фонетики. Создать напевность, плавность стиха поэту помогло многообразие глухих согласных звуков, которое само по себе звучит очень тягуче. Кроме того, лирик отказался от пунктуационных знаков, завершающих предложения, внутри строфы поэтому небольшой по размеру текст читается на одном дыхании. Каждая строфа — это не только отдельная система звуковых и цветовых образов, но и отдельная синтаксическая конструкция, что помогло поэту добиться эффекта завершенности действия.

Жанр текста — элегия, поскольку основной особенностью его является не описание какого-либо занимательного сюжета, а рассказ о мыслях, чувствах, переживаниях лирического героя. Еще один прием, который использует Фет — аллитерация, большое количество сонорных согласных «р», «л», «м», «н». такой звуковой ряд создает особый ритм поэтического текста. В последних строках часто встречается звук «р», позволяющий подчеркнуть накал страстей между влюбленными.

Женский образ, нежный и чувственный, создан легкими штрихами. Сначала девушка очень робкая, ее речь — тихий шепот, при этом ее красота и прелесть сопоставляются поэтом с чудесными образами природы — сонным ручьем, серебряными красками. Во второй строфе образ становится более ярким, исчезают сомнения и тревоги, оба персонажа объяты чувствами. Наконец, в завершающем катрене, при расставании, поцелуи соединяются со слезами, грусть от разлуки — с радостным предвкушением предстоящей встречи. Изменение настроений персонажей прослеживается от строки к строке, хотя напрямую поэт о нем не говорит.

Музыкальность и поэтика произведения были замечены и по достоинству оценены композиторами, неслучайно стихи были положены на музыку и современный читатель может насладиться творениями Римского-Корсакова, Метнера, Балакирева, Матюхина (последний не только написал музыку, но и исполнил романс).

Таков анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье», завершая который следует кратко подвести итоги. Поэту удалось создать удивительно нежный и проникновенный поэтический текст, в котором, несмотря на отсутствие глаголов, передана динамика, описаны чувства двух влюбленных. Романтическое свидание проходит на фоне красоты ночи, которая также становится важнейшим действующим лицом.


nauka.club

Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыханье

Стихотворение Афанасия Фета "Шепот, робкое дыханье..." создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой.

В произведении просматривается связь лирического героя с женщиной, которая в судьбе поэта имела огромное значение. Не называя ее имени, не выделяя детали внешнего облика, автор передает красоту, нежность любимого образа. Встреча возлюбленных сопровождается присутствием соловья, его трелями, которые настраивают на романтический лад. Первая строфа наполнена смущением участников сюжета, осторожностью действий. Поэт подчеркивает "робкое движение", будто испытывая боязнь спугнуть счастливое мгновение, которые дарит им ночь. О ночном времени суток, его безмолвии говорит "колыханье сонного ручья".

Во второй строфе возникают движения с помощью игры теней при ночном свете. Свидание сопровождается бурными страстями, несдержанными эмоциями.

Если в начале лирического героя сопровождали "шепот" и "колыханье", то далее автор переходит к созданию образа женщины, которая чувствует приближение расставания. Именно поэтому читателю предоставляется возможность узнать о тех переменах, которые с ней происходят: "ряд изменений милого лица".

Цветовая, звуковая динамика изменяется, нарастая в третьей строфе. Насыщенный "пурпур розы", "в дымных тучах" подчеркивают сгущение красок, переживания героя, которые сопровождаются лобзаниями и слезами. Об отсутствии стабильности, мимолетности наслаждения говорят чередования светлых и темных тонов, содержащихся в тенях, которые в предрассветной тишине беспокойно мечутся, усиливая тайну темного времени суток.

Наблюдение за природой, ее состоянием неотделимо от развития отношений на протяжении всего произведения. С наступлением зари эмоциональный фон достигает пика.

Несмотря на такую особенность, как отсутствие глаголов, оно остается завершенным, не страдает от недостатка действий, образов, чувств, идеи, сохраняя четкий ритм. Олицетворение "сонный ручей", метафоры "тени без конца", "колыханье ручья", эпитеты "робкое дыханье", "дымные тучки" складывают картину, в которой имеет место своеобразное наслаждение ароматами природы, чувствами влюбленных, живописными местами.

Стихотворение понятно читателю. Оно позволяет воображению играть некоторыми элементами самостоятельно.

Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его творчество наполнено светом и гармонией. Он не стремился описывать политическую ситуацию, острые социальные проблемы, а концентрировался на «вечных» темах любви, природы. Его считают достойным последователем Пушкина, который старался сохранить гармоническое восприятие мира, чистые созерцания природы и переживание прекрасных чувств.

Рассмотрим стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», которое относится к любовной лирике, а также описывает природу. Стихотворение имеет всего лишь 12 строк! Но даже несмотря на такой небольшой объем, автор смог передать все чувства, которые испытывают влюбленные.Все те эмоции, которые они переживают. Если разбирать стихотворение более подробно, то можно заметить, что в тексте отсутствуют глаголы. Однако, это не делает произведение неинтересным, скучным, оно остается подвижным, веселым благодаря определенным словам: колыханье, изменения, лобзания. Автор сохраняет всю чувственность, глубину, но при этом стихотворение наполнено положительными эмоциями.

В произведении передается то радостное состояние, в котором находится влюбленный человек. Вдохновение, счастье, которое переполняет его. Отсутствие глаголов помогает добиться некой гармонии, мелодичности, слова будто бы «льются» очень легко, их звучание прекрасно. Данное стихотворение можно условно разделить на несколько частей. В первой, которая составляет первое четверостишье, описывается первая встреча влюбленный, их еще робкие чувства. Во второй части, (соответственно, которая занимает второе четверостишье) автор описывает прекрасную ночь. Частое повторение слова тени придает некой таинственности. Третья часть представляет собой описание утра, слезы и расставание. Каждая строка показывает искренние эмоции, радость, которую испытывают влюбленные.

Когда читаешь это стихотворение кажется, будто ты находишься в каком – нибудь прекрасном месте, тебя окружает природа, свежий ветерок проносится мимо тебя и на душе невероятно ясно и тепло. Фету удалось изобразить чувство любви, как что-то чудесное, волшебное. Не даром его считают одним из лучших поэтов 19 века.

Вариант №3

Афанасий Афанасьевич Фет является большим мастером в стихосложении, яркий пример поэта-романтика золотого века русской литературы. В его творениях тема живого мира зачастую связывается с любовной лирикой и стихотворение "Шепот, легкое дыханье..." не исключение.

Исключительной чертой творчества поэта является отсутствие конкретно выбранного образа, которому характерны харизма и исключительные черты. Строки его стихов позволяют вдохнуть сентиментальность первой влюбленности, когда человек окунается в чувства радости, удивления окружающему миру и познания самого себя. Центром фетовского мира является таинственная Она.

В стихотворении ведется повествование о встрече двух влюбленных. Читателю говорится о соловьиных трелях и робком дыхании двух любящих сердец, которые взволнованны желанной встречей. Окружающий мир словно наблюдает за их свиданием, словно пытаясь не спугнуть их трепетные чувства и сохранить торжественность момента.

Поэт использует лирические повторы. Они помогают создать ясную и прозрачную картину происходящего. Но сам герой не замечает метаморфоз окружающего мира, ведь весь его взгляд сосредоточен только на Ней. Он лицезреет изменяющиеся тени на лице возлюбленной и это представляется настоящим волшебством.

Героями ощущается тоска от необратимого расставания. Они находятся в смятении и тут им открывается природное великолепие. Вот наступает рассвет. Он и Она наблюдают на небе "отблеск янтаря" и "пурпур розы". Они понимают, что печальный миг разлуки неумолимо наступит.

Афанасий Афанасьевич, завершая стихотворение, как бы ускоряет его темп, чтобы сильнее и колоритнее выявить душевное состояние героев. Отражение этого находятся в последних двух строчках.

Важно отметить, среди строк невозможно отыскать глаголы. Такой стиль описания выбран для показательности тесного сплетения двух миров - мира природы и мира человеческой души.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Шепот, робкое дыханье

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Под венком лесной ромашки

    «Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.

  • Анализ стихотворения Некрасова Колыбельная песня

    Одно из своих самых известных стихотворений Некрасов написал в 1845 году. Автор пишет про то, как младенец ведет сравнение своей жизни в будущем с нынешней жизнью его отца. Некрасов использует критику, которую всячески скрывает,

  • Анализ стихотворения Фета Весна на дворе

    Весна! Прекрасная пора года, когда природа вокруг просыпается от зимней спячки и оживает. Всё распускается, расцветает, вокруг зелено, свежо – радость-то какая! И если март ещё напоминает о зиме, то апрель окончательно свидетельствует:

  • Анализ стихотворения Пастернака Белая ночь

    Борис Пастернак - это известный русский поэт, писатель, а также переводчик. Его известное произведение “Доктор Живаго”. Благодаря чему был награждён Нобелевской премией. Также Борис Пастернак написал очень хорошее стихотворение,

  • Анализ стихотворения Тютчева Дым

    Произведение Федора Тютчева « Дым » было написано в 1867 году, как и многие стихотворения поэта, его отличает особый смысл, который хитро замаскирован среди целого мира образов и сюжетных линий. Точно к такой же серии стихов

analiz-stihov.ru

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Шёпот. Робкое дыханье…»

Литературное направление 

«Чистое искусство», элементы романтизма.

Размер стиха 

Сочетание 4-х стопного и 3-х стопного хорея.Рифма перекрёстная. Женская и мужская чередуются.

Композиция.

Стихотворение состоит из трёх строф, каждая из которых создаёт законченную картину. Но, сливаясь в одну, они передают сильнейшие чувства, которые испытывает поэт, охваченный любовью и к женщине, и  к природе, её красоте.

Тема, идея, проблемы
Стихотворение одновременно можно отнести к двум видам лирики.

Пейзажная лирика. Автор с восхищением показывает, как всё в природе в ожидании зари. Ещё полусонная, она уже предвкушает радость дня.

Любовная лирика. Прекрасны чувства любящих, нежны и взаимны. Поэтому так много ласки в словах «милое» лицо, потому-то наряду с «лобзаниями»- «слёзы», слёзы счастья.

Художественные средства
Синтаксическое средство: наличие одних назывных предложений. Полное отсутствие глаголов. Действие словно происходит где-то там, за рамками описываемых событий,  а здесь — реальная обстановка, ведь для поэта главное- показать, что именно вызывает такие сильные чувства.
Эпитеты: «сонный» ручей, «робкое « дыханье, «милое» лицо.
Полисиндетон- повтор союза : «…И лобзания, и слёзы, и заря-заря!..»
Синтаксическое средство — однородные члены. Перечисление элементов обстановки действия, усиленное эпитетами, передаёт незабываемую картину: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…» и др.
Лексический повтор: « И заря- заря!..»,- усиливающее накал эмоций.
Риторическое восклицание в конце стихотворения словно высшая точка эмоционального напряжения: «И заря-заря!..»
Многоточие в конце стихотворения свидетельствует о том, что всё ещё только начинается: и любовь, и сильные эмоции, что всё ещё впереди .Заря- начало нового дня, любовь- начало взаимоотношений.
Возвышенная лексика ( « лобзания») подчёркивает  важность происходящего в душах любящих.

literatura-ege.ru

«Шепот, робкое дыханье» анализ стихотворения Фета по плану кратко – кому посвящено, метафоры и история создания

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Шепот, робкое дыханье!» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Шепот, робкое дыханье.

История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.

Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени.

Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря».

Эпитеты«свет ночной», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».

История создания

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.

Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор неизвестно был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария – та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.

Произведение «Шепот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.

Тема

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.

Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.

Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Сравнений в тексте нет.

Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Гой ты, Русь, моя родная» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, история создания

Следующая

Анализ стихотворений«Блажен озлобленный поэт» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – история создания, жанр

sprint-olympic.ru

Материал по литературе (10 класс) на тему: Анализ стихотворения А.А.Фета "Шёпот,робкое дыханье"

А.А.Фет

Шепот. Робкое дыханье...

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

АНАЛИЗ

        Это стихотворение особенно интересно тем, что за него А.А.Фету больше всего досталось упрёков от критики и больше всего похвал и восхищений от читателей. Литературоведы упрекали поэта в излишней описательности, в отсутствии действия как такового. Странно. Тогда что же привлекло в нём искушённого читателя? Именно обыватель если не увидел, то почувствовал здесь то, что ускользнуло от профессионала.

        Итак, первая строфа… Романтический пейзаж. Краткость, размеренность, параллельность действия достигается путём использования бессоюзия. Метафора «серебро» и эпитет «сонный» передают неподвижность, спокойствие, статичность ручья. Описывается его металлический блеск, гладкая, будто шлифованная, поверхность. Первое четверостишие – это как бы указание на место действия. Но уже есть намёк на присутствие человека – «шёпот».

        Вторая строфа демонстрирует время действия – это ночь. «Тени без конца» - видимо, тени в движении. И это не одинокий созерцатель природы. Людей, как минимум, двое. Далее можно догадаться о том, что это встреча двух влюблённых. Эпитет «милый» говорит о том, что человек любит кого-то. Возможно, он любим. Раз изменения лица «волшебные» (тоже эпитет), значит, к нему благосклонны.

        Последняя строфа – это скрытое описание чувств. Метафора «пурпур розы» откровенно заявляет, что близится восход солнца. Самого светила ещё не видно, но оно будет оранжевым, ярким, жгучим, на что указывает метафора «отблеск янтаря». Многосоюзие здесь помогает раскрыть быстроту, стремительность, с которой  нарастает свежее утро. А отсюда прощальные поцелуи и, конечно, слёзы, так как заря сулит расставание.

nsportal.ru

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье"

19 сентября 2016       админ            Просмотров:   15662

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» появилось в печати в 1850 году. К этому времени Фет уже был вполне сложившимся поэтом со своим особым голосом: с резко субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнять слово живой конкретностью и одновременно улавливать новые обертоны, «мерцающие» нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции, «структуры» развития чувства. Фет новаторски разрабатывал образный строй стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой и вызывал возмущение нежеланием прислушиваться к элементарным законам грамматики.

50-е годы можно назвать его «звездным часом», так как именно они принесли ему наибольшее признание у ценителей поэзии, если соотносить это время с общим фоном многолетнего непонимания, неприязни и равнодушия к нему читающей публики.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», будучи опубликованным на пороге 1850-х годов, укрепилось в сознании современников как наиболее «фетовское» со всех точек зрения, как квинтэссенция индивидуального фетовского стиля, дающего повод и для восторгов и для недоумения:

В этом стихотворении неодобрение вызывала прежде всего «ничтожность», узость избранной автором темы, отсутствие событийности — качество, которое казалось неотъемлемо присущим поэзии Фета. В тесной связи с указанной особенностью стихотворения воспринималась и его выразительная сторона — простое перечисление через запятую впечатлений поэта, чересчур личных, незначительных по характеру. Нарочито же простую и одновременно до дерзости нестандартную форму можно было расценить как вызов. И в ответ действительно посыпались острые и меткие, в сущности, пародии, поскольку пародия, как известно, обыгрывает наиболее характерные качества стиля, концентрирующие в себе и его объективные свойства, и индивидуальные художественные пристрастия автора. В данном случае предполагалось даже, что стихотворение Фета не проиграет, если его напечатать в обратном порядке — с конца… С другой стороны, нельзя было не признать, что поэт блестяще добивался своей цели — колоритного изображения картины ночной природы, психологической насыщенности, напряженности человеческого чувства, ощущения органического единства душевной и природной жизни, полной лирической самоотдачи. В этом смысле стоит привести высказывание принципиального противника Фета в плане мировоззренческом — Салтыкова-Щедрина: «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение г. Фета «Шепот, робкое дыханье» (30; 331).

Интересно мнение Л. Н. Толстого, высоко ценившего поэзию Фета: «Это мастерское стихотворение; в нем нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение — картина. <…> Но прочтите эти стихи любому мужику, он будет недоумевать, не только в чем их красота, но и в чем их смысл. Это — вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве» (33; 181).

Попробуем определить, как Фет добивается, чтобы «каждое выражение» стало «картиной», как он достигает поразительного эффекта сиюминутности происходящего, ощущения длящегося времени и, несмотря на отсутствие глаголов, присутствия внутреннего движения в стихотворении, развития действия.

Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. Но наше восприятие его как неделимой текстовой единицы накрепко спаяно с ощущением его внутренне компактной композиционной цельности, имеющей смысловое начало, развитие и кульминацию. Дробное перечисление через запятую, которое может показаться главным двигателем в динамике переживания, в действительности лишь внешний структурный механизм. Главный двигатель лирической темы — в ее смысловом композиционном развитии, которое основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении двух планов — частного и общего, интимно-человеческого и обобщенно-природного. Этот переход от изображения мира человека к миру вокруг, от того, что «здесь, рядом», к тому, что «там, вокруг, вдали», и наоборот, осуществляется от строфы к строфе. При этом характер детали из мира человека соответствует характеру детали из мира природы.

Робкая завязка в сцене человеческого свидания сопровождается первыми по впечатлению, возникающими вблизи от сцены действия, неброскими деталями ночного мира:

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

Во второй строфе взгляд поэта расширяется, захватывая более крупные, дальние и в то же время обобщенные, более неопределенные детали. Эти изменения тут же отражаются на деталях изображения человека — туманных, расплывчатых:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

В заключительных четырех строчках конкретность изображения природы и ее обобщенность сливаются, создавая впечатление огромности, объемности мира (в поле зрения поэта-небо, охваченное зарей). Состояние же человека само по себе делается одной из деталей этого мира, органически входит в него, наполняясь его общим содержанием:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Личному человеческому переживанию неизменно сопутствует нечто большее, мир человека находится в слиянии с миром природы. А конечное восклицание «И заря, заря!..» служит как бы замыкающей связкой обоих планов, являясь выражением высшей точки напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы.

Оба плана проявляются соответственно в сосуществовании и чередовании двух зрительных рядов, в своеобразном монтаже зримых картин, кадров: укрупненные, близкие, подробные картины сменяются отдаленными, «смазанными», общими. Таким образом, поток чувства имеет здесь не только временную протяженность, но, будучи переданным через смену зрительных образов, обретает и пространственную характеристику, пространственную структуру. Стихотворение представляет собой «ряд волшебных изменений» и во времени и в пространстве.

Произведение Фета необычайно живописно, оно располагает на своем общем полотне несколько маленьких полотен, равных локальному сектору обзора, фрагменту действительности, ограниченному взглядом поэта. Все вместе эти полотна обрамлены единой «рамкой» заданного поэтического настроения.

Взаимопроникновению и внутреннему развитию человеческого и природного планов полностью соответствует цветовая симфония в стихотворении: от приглушенных, «разведенных» красок («серебро… ручья», «свет ночной, ночные тени…») — к ярким, резко контрастным тонам в финале («В дымным тучках пурпур розы, Отблеск янтаря…»). Эта эволюция в живописных средствах Фета фактически выражает течение времени (от ночи к заре), которое грамматически в стихотворении никак не воплощается. Параллельно, в сторону экспрессии, развивается и чувство, настроение поэта, сам характер его восприятия человека и природы («И лобзания, и слезы, И заря, заря!..»). Становится очевидным, как не правы были те современники Фета, которые полагали, что суть стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» не изменится, если переписать его в обратном порядке — с конца к началу. Они не увидели внутренних закономерностей развития лирической темы, которые определяют структуру стихотворения и делают возможным его принципиальное существование.

Стихотворение абсолютно лишено аналитических моментов, оно фиксирует ощущения поэта. Конкретного портрета героини нет, а неясные приметы ее облика, по сути дела, переданы через впечатления самого автора и растворяются в потоке его собственного чувства (в этом сказывается индивидуальное свойство поэтического почерка Фета).

Почти в каждом существительном, призванном передать состояние человека и природы в данный момент, потенциально заключено движение, скрыта динамика. Перед нами как бы само застывшее движение, процесс, отлитый в форму. Благодаря такому качеству перечисленных в стихотворении существительных создается впечатление непрерывного развития, изменения, причем перечисление само по себе способствует нагнетанию напряжения.

Первая и третья строфы содержат не только зрительные, но и звуковые картины, живописные образы здесь обладают и звуковой характеристикой (это касается даже строк «Серебро и колыханье Сонного ручья…»). Вторая же строфа по контрасту к ним создает впечатление абсолютной тишины. Такой звуковой, вернее, слуховой образ мира еще более усиливает «живую жизнь» стихотворения, образуя в нем некое психологическое пространство. Все средства в стихотворении мобилизованы на то, чтобы передать сам процесс «длящегося» лирического переживания.

Для творческой манеры зрелого Фета характерна определенная стабильность, большей части своих художественных принципов он сохранил верность до конца жизни. Одно из подтверждений этого вывода -стихотворение, написанное в восьмидесятые годы, — «Это утро, радость эта…». Так же, как «Шепот, робкое дыханье…», оно представляет собой безглагольное перечисление и построено в виде одного предложения, произносится на едином дыхании и выражает тончайшие оттенки единой эмоции.

Интересно признание Фета, сделанное в конце жизни (30 декабря
1888 года. Письмо к Я. Полонскому), но словно отсылающее нас назад,
к 1850 году, ко времени появления стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»:

«Тот, кто прочтет только несколько моих стихотворений, убедится, что мое наслаждение состоит в стремлении наперекор будничной логике и грамматике только из-за того, что за них держится общественное мнение, которому мне так сладостно поставить в нос гусара» (29, 450-451).

У нашего современника, читательское восприятие которого привычно к самым неожиданным и вычурным поэтическим формам, возможность существования стихотворения, написанного в виде одного предложения, вряд ли вызовет сомнения. Для сознания читателя 1850-х годов такой свободно, даже дерзко выраженный поток чувства, не знающий границ, был слишком необычен.

Свободное от всех внешних жанровых признаков, основанное на смысловой композиционной цельности, стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» отразило стремление лирики середины XIX века передать конкретный процесс прихотливого развития чувства, а через него — психологически сложный мир человеческой личности.

info-shkola.ru

«Шепот, робкое дыхание» анализ стихотворения Фета – сочинение

Публикации и правки стихотворения

Анализ «Шепот, робкое дыханье» Фета хорошо иллюстрирует особенности его поэзии. Следует сразу отметить, что могут встречаться разные варианты названия. Они связаны с изменениями орфографии («Шопот, робкое дыханье», «Шепот, робкое дыхание»), другие с правкой стихотворения И.С. Тургеневым, напечатанного во втором номере «Москвитянина» в 1850-ом году. Считая такой вариант более благозвучным, он заменил первую строку:

«Шепот сердца, уст дыханье…»
А также восьмую и девятую:
«Бледный блеск и пурпур розы,
Речь – не говоря»

Прижизненные сборники поэта содержали именно этот вариант (издания 1856-го, 1863-го годов). Вообще, Тургенев нередко правил стихи Фета, что не всегда хорошо сказывалось на них, так как у поэта все-таки был свой стиль, который не всегда понимал и принимал Иван Сергеевич.

Афанасий Фет – импрессионист с юношеской душой

Афанасий Афанасьевич Фет – нестареющий русский поэт, поэзию которого считают импрессионистической. Он до старости сохранил чувствительность к природе, свежесть юношеских чувств и переживаний. Импрессионистической его поэзию называли из-за музыкальности стихотворений (многие из них положены на музыку и стали знаменитыми романсами), обилия красок, выразительности. А.А. Фет – мастерски выражал волнения души, неслучайно с Л.Н. Толстым они были близкими друзьями. Картины, портреты женщин в поэзии Афанасия Афанасьевича фрагментарны, расплывчаты, он называет отдельные детали, из которых и создается пейзаж, женский образ. Такое же впечатление производят полотна импрессионистов: выразить чувства, впечатления – их главная задача.

«Шепот, робкое дыханье» – знаменитое стихотворение поэта, которое вызвало массу откликов, и, можно сказать, стало визитной карточкой А.А. Фета. Говоря об истории создания этой миниатюры, следует вспомнить юношескую любовь унтер-офицера Афанасия, Марию Лазич. Несмотря на взаимные чувства, помолвка не могла состояться из-за финансовых трудностей молодых людей, поэтому Фет уехал продолжать службу, а Мария вскоре после разлуки трагически погибла. Позже Афанасий Афанасьевич разбогател, женился, но не забывал Лазич в своих стихах до глубокой старости. «Шепот, робкое дыханье…» он также посвятил ей.

Нелегкая судьба «чистого искусства»

Простота, в чем-то даже банальность формы и содержания, вызвали ряд негативных отзывов, упреков и пародий. Пародистами выступили Н.А. Добролюбов и Д.Д. Минаев. Фета обвиняли в выборе столь «засаленной» тематики, когда в обществе витали революционные и реформистские настроения. Следует отметить, что его поэзию относят к «чистому искусству» (в Западной Европе это движение также называли «искусством ради искусства»), которое не стремилось влиять на общественную жизнь или же описывать ее трудности и проблемы, представители этого направления предпочитали творить ради получения эстетического наслаждения. Этот факт во многом оправдывает личный выбор поэта.

Обвиняли и в технической неумелости, относя такую «поэзию» к разряду стишков молоденьких семинаристов. Однако все эти нападки несправедливы и даже неграмотны. Фет оказал значительное влияние на поэтов Серебряного века, шестидесятников и считать его лишенным таланта, а стихи – технически слабыми, было бы просто глупо.

Художественные особенности стихотворения.

Начиная анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» следует указать на главную особенность этого стихотворения – безглагольность, на что указывал еще Л.Н. Толстой. Несмотря на это мы наблюдаем динамику и градацию в изменении изображаемых картин: сначала перед нами томный вечер со стесненным «шепотом», «робким дыханием», после наступления ночи возлюбленная храбреет и лирический герой наблюдает «Ряд волшебных изменений // Милого лица», а уже перед зарей наступает время для «лобзаний» и «слез» из-за предстоящего расставания. Кроме того каждое «событие», произошедшее во время свидания, имеет свою параллель, отраженную в природе: шепоту и дыханию соответствуют «трели соловья» и «колыханье ручья»; изменениям мимики и выражениям «милого лица» девушки соответствуют сменяющиеся со светом «тени»; достигшая своего пика страсть освобождается словно заря, описанная с помощью искусной метафоры: пурпурная роза, пронзающая мрак.
В стихотворении четко прослеживается идея слияния с окружающим, а также указание на тонкую взаимосвязь между внутренними переживаниями влюбленных и природными явлениями.

Особенности «Шепот, робкое дыхание…» проявляются также в красоте и силе выразительности языка стихотворения. Мы наблюдаем здесь дивно подобранные эпитеты: «робкое» дыханье подсказывает, что свидания эти нечастые, тайные и волнительные для обоих, «сонный» ручей, «ночной» свет и тени тонко указывают на позднее время суток, а «волшебные» изменения лица отражают перемену настроения. Сравнения блеска воды с серебром, а зари с пурпуром розы и янтарем изящно рисуют в воображении нужные краски. Поэт пользуется также и мелодикой слов: ассонанс (повторяющиеся «о», «а») и аллитерация («р», «л») делают строки певучими, протяжными, плавными:

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья

Разная длина строк создает ритм прерывистой интимной беседы.

Несложно заметить, что стихотворение «Шепот, робкое дыхание…» богато не только художественными средствами (параллелизмы, метафоры, эпитеты, сравнения, звукопись (ассонанс, аллитерация)), но и содержит идею единства человека с природой, которую автор выражает не в одном своем стихотворении, воспитывая в людях внимание и чувствительность к окружающему нас миру.

Самые популярные материалы апреля для 10 класса:

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыхание 👍

Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок. Критики отмечали новаторство и удивительный лиризм стихотворения.

При этом Фета обвиняли в беспредметности и излишней интимности.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В этой области Фет наиболее ярко раскрыл себя как поэт.

Основная тема стихотворения – любовь и единение с природой. Всего лишь в нескольких строках Фет мастерски передает

любовную атмосферу. Подобно художнику, поэт несколькими яркими, но уверенными мазками, рисует чудесную картину чувственных отношений, неразрывно связанных со звуковыми и зрительными ощущениями природных явлений.

В плане композиции в стихотворении чередуются описания человеческого и природного, что создает впечатление органической связи. Становится невозможно отделить “шепот” от “трелей”, “отблеск янтаря” от “лобзаний”.

Размер стихотворения сочетает четырех – и трехстопный хорей, перекрестная рифма.

Изюминка произведения заключается в том, что в нем нет ни одного глагола.

Преобладают существительные, что делает стихотворение крайне необычным. Отсутствие движения не делает его статичным. Динамика достигается умелым сочетанием выразительных средств.

Эпитеты неярки, но употреблены уместно, каждый “на своем месте” (“робкое”, “сонный”, “ночной”). Метафоры удивительны по красоте: “серебро ручья” и “пурпур розы”.

Плавность и лиричность стихотворения подчеркивается перетеканием слов во второй строфе: “ночной-ночные-тени-тени”. Эмоциональность усиливается в концовке благодаря многократному повторению союза “и”. Восклицание и одновременно многоточие в конце создают ощущение торжественности и незавершенности.

Читатель понимает, что счастье не имеет границ.

В целом стихотворение является одним из образцов любовной лирики при минимальном размере.

Фет Шепот-робкое дыхание анализ стихотворения

В поэзии А. А. Фета тема природы практически всегда взаимосвязана с темой любви, и это стихотворение не исключение. Особенностью любовной лирики поэта является отсутствие конкретного образа лирической героини, которой присущи характерные черты. Его лирика передает ощущение первой влюбленности, состояние радости и счастья, удивления миру и открытие его для себя заново, когда человек ощущает гармонию и единство с внешним миром.

А центром вселенной для лирического героя становится Она.

В стихотворении изображено свидание влюбленных: ожидание, встречу. Мы слышим трели соловья, шепот и робкое дыхание возлюбленных, взволнованных встречей. Мир вокруг них будто застывает, сопереживая их встрече и, словно боясь, спугнуть очарование момента.

Во второй строфе мы видим, что настает ночь, которая меняет окружающий мир:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца…

Используемые поэтом лирические повторы помогают создать точную, яркую, объемную картину происходящего. Однако для лирического героя важно не изменение внешнего мира, он замечает только Ее. Он видит, как ночные тени меняют освещение лица возлюбленной и это кажется ему волшебным.
Но наступает рассвет, влюбленные видят на небе “отблеск янтаря”, “пурпур розы”, и осознают, что для них скоро наступит миг расставания.

Герои ощущают грусть от предстоящего расставания, смятение чувств и видят красоту окружающего их мира. Здесь автор использует многосоюзие, это помогает увеличить темп стихотворения, чтобы ярче и точнее показать душевное состояние героев. А. А. Фет мастерски передал это следующими строчками:

И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Читая это стихотворение не сразу понимаешь, что оно написано без единого глагола. Такая манера написания выбрана не случайно, она помогает поэту изобразить переплетение 2 миров:природы и душевных переживаний героев. Кроме того, это способствует и созданию более ярких осязаемых образов.

Для создания которых А. А. Фет использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры: “пурпур розы”, “серебро сонного ручья”, эпитеты “милое лицо”.

Стихотворение написано хореем, этот двустопный размер отличается тем, что придает произведению ритмичность и выразительность. Этому способствует и перекрестная рифмовка строк стихотворения.

Анализ стихотворения Шепот-робкое дыхание по плану

lit.ukrtvory.ru

"Шепот, робкое дыханье" - анализ стихотворения Фета

Образец анализа стихотворения А. Фета "Шепот, робкое дыханье".

Этот поэтический текст невелик по объему. Графически он представлен тремя четверостишиями. Всего 12 строчек. Тема стихотворения (а его жанр лирический) – тема природы. Но это не совсем пейзажная лирика. За картинами природы отчетливо виден человек (точнее влюбленная пара), поэтому можно говорить о теме любви. Лучше сказать, что в этом стихотворении воссоздано психологическое восприятие природы влюбленным человеком. 

Основными признаками стиха являются здесь рифма, ритм и метр. Рифме в этом тексте принадлежит организующая функция. Рифма – перекрестная, чередуются мужские и женские рифмы (1-3 – женская, 2-4 – мужская). Рифмы в основном простые (розы – слезы, соловья – ручья), есть и сложные (ночные тени – изменений). Размер стихотворения – четырехстопный хорей. 

Поэтический язык стихотворения включает слова общеупотребительной лексики, особых лексических ресурсов нет, нет неологизмов, нет диалектизмов, нет провинциализмов. В основном использована прямая номинация – изображение с помощью называния. В стихотворение входят 36 слов. Из них существительных – 23, прилагательных – 7, союзов – 4 (причем однотипный «И»), предлогов – 2. В основном употребленные слова относятся к нейтральной лексике, но встречается и высокая лексика (лобзанье). Однако и нейтральная лексика воспринимается как высокая за счет определений-эпитетов (дыханье – это одно, а робкое дыханье – это уже совсем другое, или ручей – и сонный ручей). 

Редким прилагательным (эпитетам) принадлежит в стихотворении особая роль (эстетическая). Изображенная существительными картина была бы далеко неполной без прилагательных (эпитетов). В тексте нет ни единого глагола и, тем не менее, изображенное не статично, наблюдается динамика, движение (а лучше сказать, внутренняя жизнь природы). Изображенная картина представлена зрительными (серебро сонного ручья, ночной свет, янтарный и пурпурный отблеск туч) и звуковыми образами (соловьиные трели, еле слышное течение ручья). Особенной динамикой наполнена вторая строфа – движение теней, изменяющееся в этих тенях милое лицо. Появление человеческого лица очень оживляет картину, привносит в нее

primersoch.ru

Анализ стихотворения А.А. Фета "Шёпот, робкое дыханье..."

Анализ стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

  1. Лирическое произведение «Шёпот, робкое дыханье…» относится к ранним стихотворениям А.А. Фета. Оно стало новым поэтическим словом для русской литературы.

Написано в конце 40 – ых г. 19 века. Впервые напечатано в журнале «Москвитянин» в 1850 году.

Высокую оценку дали стихотворению многие известные писатели, критики, среди них Ф.М. Достоевский,

И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, В.П. Боткин.

  1. На первый взгляд, в произведении есть только ряд зрительных образов, впечатлений, но, в действительности, они образуют художественную убедительную последовательность.

Вот, какой образ представляется: вечер, Она приходит на свидание к Нему; встреча влюблённых. После – ночь, проведённая наедине. И, наконец, утро новой жизни, слёзы радости, вера в светлое будущее …

  1. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» построено на развернутом параллелизме: мир природы и жизнь человека. И хотя в стихотворении нет ни одного глагола, оно насыщено действием. Построено на одних назывных предложениях-образах, сменяющих друг друга: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…». Образы привычны и, вместе с тем, в данном сочетании очень необычны: «серебро и колыханье сонного ручья», «пурпур розы», «любзания», «слёзы»…

Все предметы существуют как знаки чувств: называя предмет, поэт будит в читателе чёткую ассоциацию.

  1. Основная тема стихотворения – чувство любви: тончайшее, хрупкое, порой невыразимое словами.

Стихотворение написано в духе импрессионизма (изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных и случайных «снимках памяти»).

  1. Как всегда у А.А. Фета, - очень значим финал. Последние слова «и заря, заря» звучат торжественно, как будто бы выделено. Образ зари – символ высшего проявления выражения чувства, свет любви.

  2. Кроме этого, обращают на себя внимание следующие тропы: метафоры «серебро и колыханье ручья», «пурпур розы», «ряд изменений милого лица»; интересны образы «робкое дыханье», «сонный ручей» (метафора с элементами олицетворения). «Свет ночной, ночные тени, тени без конца»… - не случайны повторы слов, утрирующих образ ночи, движения, силы жизни, некоего волшебства.

  3. Стихотворение написано хореем. Преобладает женская рифма, придающая мелодичность и выразительность стиху.

  4. Бессоюзие в первых строках передаёт динамику происходящего. Как бы завершая сцену свидания, в последней строке трижды повторяется союз «и», который снимает напряжение, вносит спокойную мелодику, передающую состояние души влюблённых.

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.