Евгений шпаликов стихи


Геннадий Шпаликов. Лучшие стихи Геннадия Шпаликова на портале ~ Beesona.Ru

Шпаликов Геннадий Фёдорович (1937 - 1974) - советский поэт, кинорежиссёр, киносценарист.

НазваниеТемаДата
На меня надвигается
Не принимай во мне участья
Геночка 1954 г.
Василию Ливанову
Саша, ночью я пришел
О, когда-нибудь, когда? Декабрь 1973 г.
Стихи к 8 марта
А Хохловой Октябрь 1973 г.
О собаках
А Княжинскому
Людей теряют только раз
В январе уже тепло
Ах, утону я в Западной Двине
Вчерашний день погас
До невозможного вкусные пирожки 1955 г.
П Финну
Далеко ли, близко 21 июля 1954 г.
На первое солнце Март 1957 г.
Ойстраху Октябрь 1974 г.
Утешение
Отпоют нас деревья, кусты Декабрь 1973 г.
А. Хохловой
Стихи о выздоровлении 1969 г.
Мы поехали за город
На подоконнике жена
Сжигала женщина листву Октябрь 1974 г.
Посвящается Феллини
Стихи 7 октября
1
Переделкино
Три посвящения Пушкину Ноябрь 1963 г.
П. К. Ф.
Апрельский вечер 10 апреля 1957
Сентиментальное путешествие 1968 г.
ВП Некрасову 1963 г.
Стихи про телефоны
Марианне Вертинской
Можайск 1956 г.
А. Княжинскому
Никогда не думал, что такая
Батум
Жила с сумасшедшим поэтом Январь 1974 г.
Острова в океане Октябрь 1974 г.
Я к вам травою прорасту
Я пуст, как лист
Ю. Файту
Противоположность мнений
Садовое кольцо
Сон (Там, за рекою...)
Бессонница
Перед снегом Декабрь 1973 г.
Лето Стихи о природе, Стихи про лето
Троим
О рыжий мой, соломенный Апрель 1974 г.
П Финну Стихи о дружбе
Половина девятого
В темноте кто-то ломом колотит
У лошади была грудная жаба 1959 г.
Посвящается Феллини
Бывает все на свете хорошо,-
П К Ф 1959 г.
* * *
Стоял себе расколотый
* * *
ВП Некрасову 29 октября 1974 г.
Песня (С паровозами и туманами...) Песни 1955 г.
В.П. Некрасову
Ах улицы, единственный приют Декабрь 1963 г.
Я шагаю по Москве 1963 г.
За два дня до конца високосного года
Марианне Вертинской
Рано утром волна окатит
Собака ты, собака Октябрь 1973 г.
Сквозь, насквозь Январь 1974 г.
Воспоминание о Ленинграде 65 года
Василию Ливанову
Эта улица тем хороша
В коммунальное помещение 1955 г.
Просыпаюсь и хожу 1970-е
(Песня из пьесы) 1959 г.
П. Финну
П Финну
То ли страсти поутихли
От мороза - проза
Поэтам следует печаль
Хоронят писателей мертвых 1959 г.
Я жизнью своей рискую Стихи о войне
Ю Файту
По дорожке мы идем 1970-е
Бывает все на свете хорошо

www.beesona.ru

Геннадий Шпаликов - Стихотворения читать онлайн

Геннадий Шпаликов. Стихотворения.

Не верю ни в бога, ни в черта,

Ни в благо, ни в сатану,

А верю я безотчетно

В нелепую эту страну.

Она чем нелепей, тем ближе,

Она — то ли совесть, то ль бред,

Но вижу, я вижу, я вижу

Как будто бы автопортрет.


Любите вы Листа, Моцарта, Сальери...

Любите вы Листа, Моцарта, Сальери,

Лавки букинистов, летний кафетерий,

Споры о Шекспире и о Кальдероне

В городской квартире в Киевском районе.

Ах, Париж весенний! Как к тебе добраться?

Рано утром в Сене можно искупаться.

Вы себя погубите западной душою,

Заграницу любите — ох, нехорошо.

Мастера палитры, вы не виноваты,

Ох, космополиты — милые ребята.

Любите вы Брамса,

нравится вам Врубель,

Так подайте рубль,

дорогие братцы.


Есть у раздражения самовыражение...

Есть у раздражения

Самовыражение.

Дверью — хлоп,

И пулю — в лоб.

Ах, как всем досадил!

И лежит в гробу — костюм,

Новые ботинки,

Галстук на резинке.

Две вдовы

(Две жены)

К случаю наряжены.

Он лежит — уже ничей

В ожидании речей.

Караул! Караул!

Вот почетный караул.

Хорошо ему в почете,

Жалко, ноги протянул.

Говорю ему — привет,

Ты — туда, а я — в буфет.

О чем во тьме кричит сова?

Какие у нее слова?

Спроси об этом у совы

На «ты» или на «вы».

На «вы» спросить — переспросить

На «ты» — невежливо спросить.

Поскольку женщина сова

И у нее свои права.

Иду дорогой через лес,

Держу ружье наперевес.

Охотник я. Но где же дичь?

Где куропатка или сыч?

Хотя — съедобны ли сычи,

Про то не знают москвичи.

Но я — неважный гастроном,

Давай зальем сыча вином!

Мы славно выпьем под сыча

Зубровки и спотыкача!

Прекрасен ты, осенний лес, —

Какая к черту мне охота!

Пересеку наперерез

Твои осенние болота.

Товарищ дал мне сапоги -

Размеры наши совпадают,

Подарок с дружеской ноги

Сейчас в болоте пропадает!

Но притяжение болот

Мы все–таки преодолеем,

Тому надежда и оплот,

Что силу воли мы имеем.

Мы — это я и сапоги,

Подарок с дружеской ноги.

Они ходили с малых лет

Через болота и овраги,

А покупали их в сельмаге,

Для них асфальт — уже паркет.

Люблю я эти сапоги,

Заклеенные аккуратно,

Подарок с дружеской ноги -

Я не верну его обратно.

Уже светлеет. Переход

От тени к свету непонятен,

Число полутонов растет,

А воздух влажен и приятен.

Рога трубят? Рога трубят…

Апрель 1964


Я голову приподнимаю...

Я голову приподнимаю,

Прошедший день припоминаю.

Улицу наклонную, по улице — туман,

С дворянскими колоннами старинные дома.

Старого точильщика,

Лудильщика кастрюль,

Военного училища

Медленный патруль.

Заберите меня, заберите,

Посадите меня под арест,

Десять суток мне подарите,

Прикажите позвать оркестр.

Пусть по улицам бьют барабаны

И в подзорные трубы глядят,

И суровые ветераны

Пощадить меня не велят.


По несчастью или к счастью, истина проста...

По несчастью или к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

Даже если пепелище

Выглядит вполне,

Не найти того, что ищем,

Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно

Я бы запретил,

Я прошу тебя, как брата,

Душу не мути.

А не то рвану по следу -

Кто меня вернет? —

И на валенках уеду

В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,

Там, где — боже мой! —

Будет мама молодая

И отец живой.


Рио–рита, рио–рита

Городок провинциальный,

Летняя жара,

На площадке танцевальной

Музыка с утра.

Рио–рита, рио–рита,

Вертится фокстрот,

На площадке танцевальной

Сорок первый год.

Ничего, что немцы в Польше,

Но сильна страна,

Через месяц — и не больше -

Кончится война.

Рио–рита, рио–рита,

Вертится фокстрот,

На площадке танцевальной

Сорок первый год.

Я жизнью своею рискую, с гранатой на танк выхожу

Я жизнью своею рискую,

С гранатой на танк выхожу

За мирную жизнь городскую,

За все, чем я так дорожу.

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде -

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили.

Живыми вернутся не все,

Вагоны идут по России,

По травам ее, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену,

Я юностью связан с войною

И я ненавижу войну.

Я понял, я знаю, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

Пусть пчелы летают — не пули,

И дети родятся не зря,

Пусть будет работа в июле

И отпуск в конце января.

За лесом гремит канонада,

А завтра нам снова шагать.

Не надо, не надо, не надо,

Не надо меня забывать.

Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок отечества дым.


Москва сортировала поезда...

Москва сортировала поезда:

Товарные, военные, почтовые.

Нас увозили в дальние места,

Живыми оставались чтобы мы.

Для жизни дальней оставались жить,

Которая едва обозначалась,

Теперь — глаза в слезах, едва смежить,

За все начала, за все начала.


ПЕРЕУЛОК ЮНОСТИ

Звон трамвая голосист и гулок,

Парк расцвечен точками огней,

Снова я пришел на переулок -

Переулок юности моей.

Над асфальтом наклонились вязы,

Тенью скрыв дорожку мостовой.

Помню, как к девчонке сероглазой

Торопился я под выходной.

Как, промокнув под дождем веселым,

За цветущий прятались каштан,

Девочка из сорок третьей школы

И до слез смущенный мальчуган.

Мне хотелось слез необычайных,

Клятву, что ли, дать или обет.

Этот дождь, короткий и случайный,

Стал причиной близости к тебе.

Знаю — случай ничего не значит.

Но сегодня поздно пожалел,

Что могло случиться все иначе,

Если б дождь подольше прозвенел.

Звон трамвая голосист и гулок,

Парк расцвечен точками огней,

Снова я пришел на переулок -

Переулок юности моей.


В лето хорошо бы без билета ...

В лето хорошо бы без билета.

В лето? У него куда билет?


libking.ru

Поэт Шпаликов Геннадий :: Поэмбук

Геннадия Шпаликов – талантливый советский поэт и сценарист, жизнь которого, к сожалению, сложилась довольно трагическим образом. На протяжении многих лет он страдал от алкоголизма. Отчасти причиной этому были жизненные неудачи, отчасти наоборот – проблемы в жизни Шпаликова были напрямую связаны с алкоголем. В конечном счёте финал вышел действительно трагическим – Геннадий Шпаликов покончил с собой 1 ноября 1974 года, ему было всего 37 лет.
 
Поэт и сценарист не успел раскрыть свой талант полностью – именно последние стихи Геннадия Шпаликова и его прозу литературоведы считают наиболее глубокими и значимыми. Особенно многообещающим был проект его неоконченного романа. И сам Шпаликов в дневнике признавал, что не реализовал далеко всё, что мог: «Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше». Увы, на его решение уйти из жизни это осознание не повлияло.
 
Юность Геннадия Шпаликова, начало творческого пути
 
Шпаликов родился 6 сентябра 1937 года в семье военного инженера. Место его рождения – город Сегежа в Карелии. Учился в Суворовском училище в Киеве. Геннадий Шпаликов стихи и рассказы начал писать именно в эти годы; училище он окончил в 1955.
 
Однако военной карьеры у Шпаликова не сложилось – он ею не слишком интересовался. Вместо получения дальнейшего военного образования, он в 1956 году поступил на сценарный факультет ВГИКа.
 
Его первой работой как сценариста был фильм «Застава Ильича» - и он же стал первой творческой неудачей. Цензура обошлась с фильмом весьма жёстко, вырезав массу сцен, в результате чего после выхода на экраны кинолента получила массу заслуженных негативных отзывов. Шпаликов при разборе киноленты резко раскритиковал действия цензоров, но это, разумеется, ничего не изменило.
 
Творчество Шпаликова в 1960-е годы
 
В 1962 году Шпаликов был сценаристом знаменитого фильма Григория Данелия «Я шагаю по Москве» - заглавная песня киноленты также была написана на стихи Геннадия Шпаликова. Эта картина также пострадала от цензуры, её путь на экран был непростым, однако в итоге фильм ждал огромный успех.
 
В это время Шпаликов уже страдал от алкоголизма, и на этой почве от него ушла первая жена. Он вскоре снова женился – на актрисе Инне Гулая. В 1966 году Шпаликов в первый и последний раз выступил в качестве режиссёра – снял фильм «Долгая счастливая жизнь». Лента была принята восторженно, получила гран-при на фестивале авторского кино в Бергамо. В том же году вышел фильм «Я родом из детства» - также успешная картина, сценаристом которой был Шпаликов.
 
Однако вслед за этим успехом началась череда неудач – Шпаликов перестал быть востребован в кинематографе по цензурным соображениям. До 1970-х на экраны вышло лишь две киноленты по его сценариям. Семья жила на зарплату жены, крайне бедно.
 
Последние годы жизни Шпаликова
 
В 1970-е Геннадий Шпаликов стихи писал наиболее продуктивно, создал лучшие свои поэтические произведения. Однако это не могло решить его финансовых проблем, к тому же обострилось пристрастие к алкоголю. В итоге Шпаликов ушёл из семьи, жил у друзей и знакомых.
 
В 1971 году появилось ещё два фильма на сценарии Шпаликова. Первый – «Ты и я», лента, размышлявшая об итогах деятельности поколения «шестидесятников». Фильм получил серебро на Венецианском кинофестивале, но при этом полностью провалился в советском прокате. Что же касается фильма «Пой песню, поэт», то Госкино выпустило её крайне малым тиражом, что сделало гонорар сценариста ничтожным. Шпаликов даже не смог выплатить накопившиеся долги. Всё это предопределило печальный финал жизни поэта. 

© Poembook, 2013
Все права защищены.

poembook.ru

Стихи Шпаликова Геннадия о любви

Геннадия Шпаликов – талантливый советский поэт и сценарист, жизнь которого, к сожалению, сложилась довольно трагическим образом. На протяжении многих лет он страдал от алкоголизма. Отчасти причиной этому были жизненные неудачи, отчасти наоборот – проблемы в жизни Шпаликова были напрямую связаны с алкоголем. В конечном счёте финал вышел действительно трагическим – Геннадий Шпаликов покончил с собой 1 ноября 1974 года, ему было всего 37 лет.
 
Поэт и сценарист не успел раскрыть свой талант полностью – именно последние стихи Геннадия Шпаликова и его прозу литературоведы считают наиболее глубокими и значимыми. Особенно многообещающим был проект его неоконченного романа. И сам Шпаликов в дневнике признавал, что не реализовал далеко всё, что мог: «Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше». Увы, на его решение уйти из жизни это осознание не повлияло.
 
Юность Геннадия Шпаликова, начало творческого пути
 
Шпаликов родился 6 сентябра 1937 года в семье военного инженера. Место его рождения – город Сегежа в Карелии. Учился в Суворовском училище в Киеве. Геннадий Шпаликов стихи и рассказы начал писать именно в эти годы; училище он окончил в 1955.
 
Однако военной карьеры у Шпаликова не сложилось – он ею не слишком интересовался. Вместо получения дальнейшего военного образования, он в 1956 году поступил на сценарный факультет ВГИКа.
 
Его первой работой как сценариста был фильм «Застава Ильича» - и он же стал первой творческой неудачей. Цензура обошлась с фильмом весьма жёстко, вырезав массу сцен, в результате чего после выхода на экраны кинолента получила массу заслуженных негативных отзывов. Шпаликов при разборе киноленты резко раскритиковал действия цензоров, но это, разумеется, ничего не изменило.
 
Творчество Шпаликова в 1960-е годы
 
В 1962 году Шпаликов был сценаристом знаменитого фильма Григория Данелия «Я шагаю по Москве» - заглавная песня киноленты также была написана на стихи Геннадия Шпаликова. Эта картина также пострадала от цензуры, её путь на экран был непростым, однако в итоге фильм ждал огромный успех.
 
В это время Шпаликов уже страдал от алкоголизма, и на этой почве от него ушла первая жена. Он вскоре снова женился – на актрисе Инне Гулая. В 1966 году Шпаликов в первый и последний раз выступил в качестве режиссёра – снял фильм «Долгая счастливая жизнь». Лента была принята восторженно, получила гран-при на фестивале авторского кино в Бергамо. В том же году вышел фильм «Я родом из детства» - также успешная картина, сценаристом которой был Шпаликов.
 
Однако вслед за этим успехом началась череда неудач – Шпаликов перестал быть востребован в кинематографе по цензурным соображениям. До 1970-х на экраны вышло лишь две киноленты по его сценариям. Семья жила на зарплату жены, крайне бедно.
 
Последние годы жизни Шпаликова
 
В 1970-е Геннадий Шпаликов стихи писал наиболее продуктивно, создал лучшие свои поэтические произведения. Однако это не могло решить его финансовых проблем, к тому же обострилось пристрастие к алкоголю. В итоге Шпаликов ушёл из семьи, жил у друзей и знакомых.
 
В 1971 году появилось ещё два фильма на сценарии Шпаликова. Первый – «Ты и я», лента, размышлявшая об итогах деятельности поколения «шестидесятников». Фильм получил серебро на Венецианском кинофестивале, но при этом полностью провалился в советском прокате. Что же касается фильма «Пой песню, поэт», то Госкино выпустило её крайне малым тиражом, что сделало гонорар сценариста ничтожным. Шпаликов даже не смог выплатить накопившиеся долги. Всё это предопределило печальный финал жизни поэта. 

© Poembook, 2013
Все права защищены.

poembook.ru

Шпаликов, Геннадий Фёдорович — Википедия

Генна́дий Фёдорович Шпа́ликов (6 сентября 1937, Сегежа, Карельская АССР — 1 ноября 1974, Переделкино, Москва) — советский киносценарист, кинорежиссёр, поэт.

Ранние годы[править | править код]

Родился в семье военного инженера Фёдора Григорьевича Шкаликова (во время учёбы в Военно-инженерной академии имени Куйбышева, оформляя паспорт, сменил фамилию на более благозвучную Шпаликов[3]), уроженца села Зирган, строившего бумажно-целлюлозный комбинат в городе Сегежа и погибшего в 1944 году при освобождении Польши[4] (по другим сведениям[5], пропал без вести 29 января 1945 года в Германии).

Геннадия растила мать Людмила Никифоровна, сестра генерала Семёна Никифоровича Перевёрткина[6]. В июле 1955 года Шпаликов окончил Киевское суворовское военное училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в училище, начал писать стихи и рассказы[7].

Затем поступил в Московское высшее военное командное училище. Спустя год, во время учений, он повредил ногу (мениск колена) и был комиссован[8]. С 1956 по 1961 год[7] обучался во ВГИКе на сценарном факультете. На параллельных курсах учились Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, с которыми у него сложилась общая компания[9].

Творчество[править | править код]

Первая крупная работа — кинофильм «Застава Ильича» режиссёра Марлена Хуциева. Сценарий Шпаликов писал, будучи студентом последнего курса. Никита Хрущёв, посмотрев картину, сравнил её с идеологической диверсией, попеняв на то, что «три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают»[10]. Фильм подвергли цензуре, был исключён ряд сцен, от сценария потребовали многочисленных правок и доработок. На одном из худсоветов Шпаликов не выдержал и выступил с резкой критикой цензурных ограничений[11]. Переписывать сценарий он не хотел, часто пропадал днями и неделями, что ещё больше тормозило выпуск картины[8]. В 1965 году фильм всё же вышел на экраны в сокращённом варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков — создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и прочем[12].

В 1962 году его пригласил Георгий Данелия для работы над фильмом «Я шагаю по Москве». По воспоминаниям Данелии, худсовет изначально не хотел утверждать сценарий по тем же причинам, что и «Заставу Ильича» — в нём тоже три парня и девушка «шлялись и ничего не делали». Но после того, как режиссёр, минуя все инстанции, отнёс сценарий первому заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову и заверил его, что никакой «фиги в кармане» в нём нет, работа пошла «легко, быстро и весело»[10]. Худсовет отказывался принимать финальный вариант сценария под предлогом «непонятно о чём фильм». Шпаликов и Данелия срочно придумали сцену «со смыслом» (ею стал эпизод с полотёром в исполнении Владимира Басова, в котором они подспудно высмеяли членов худсовета), а также новый жанр «лирической комедии»[10].

Выйдя на экраны, картина сразу же полюбилась зрителям. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке)[13].

В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена — Наталия Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная (сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими») актриса Инна Гулая. Новая семья и рождение дочери Даши на некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки[14].

В 1966 году на экраны страны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — единственная режиссёрская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Кирилл Лавров и Инна Гулая, для которой эта роль и писалась[4]. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясён Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств»[15]. На Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной[12].

В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства» режиссёра Виктора Турова по сценарию Шпаликова. В 1995 году белорусские критики назвали его лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино[16].

В условиях наступившей брежневской эпохи у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированными лишь два мультипликационных фильма — «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату, которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактёра, но несмотря на это Шпаликов помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов перестали печатать[17].

На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю (причём, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов ушёл из дома, перебивался временным жильём у друзей и знакомых[12][18].

В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «Ты и я», в сценарии которого Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен наградой молодёжной программы на Венецианском кинофестивале[19], но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным оказался фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Филипп Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат[20].

По словам историка анимации Георгия Бородина, в 2015—2016 годах при разборе архивов «Союзмультфильма» им был обнаружен сценарий Шпаликова к мультфильму под названием «Азбука», хранившийся в двух экземплярах. Однако вскоре оба варианта исчезли из архива[21].

Последние годы[править | править код]

Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по сохранившимся фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла[22].

В 1970-е годы в письмах и дневниках писателя настойчиво звучит тема подведения итогов: «…Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел».

В 1974 году Геннадий Шпаликов покончил с собой — повесился в Доме творчества писателей (по другим сведениям, на одной из дач) в Переделкине. Рядом нашли предсмертную записку[8]:

Вовсе это не малодушие, — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов.

Также в его доме было обнаружено последнее стихотворение, которое также часто называют его завещанием родным[4]:

Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Всё прощание — в одиночку,
Напоследок — не верещать.
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (уч. 34)[23]. Незадолго перед смертью от него ушла жена Инна Гулая, которая, устав бороться с пьянством мужа, уже просто опасалась за судьбу дочери. Родные и близкие Шпаликова обвинили её в том, что она подтолкнула бывшего мужа к самоубийству. Это, по словам матери Гулая, привело к депрессиям, алкоголизму, потере работы и, в конечном итоге, к гибели самой актрисы, которую некоторые также считают самоубийством[14].

Фигура Геннадия Шпаликова — часть скульптурной композиции у входа во ВГИК имени С. А. Герасимова

В 2003 году в Москве на доме, где в 1956—1960 годах жил Шпаликов (1-я Тверская-Ямская, д. 13 стр. 1), установлена мемориальная доска.

В 2009 году при входе в здание ВГИКа был открыт памятник Геннадию Шпаликову, Андрею Тарковскому и Василию Шукшину как трём выпускникам, «определившим художественное лицо отечественной и мировой кинематографии второй половины XX века»[9].

  • Стихи Геннадий Шпаликов начал писать в конце 1940-х годов. Первые стихи были опубликованы в 1955 году: 26 июня газета «Сталинское племя» напечатала «Два стихотворения», 1 ноября — подборку стихотворений под общим названием «Лирические стихи»[24]. Первый сборник стихов был опубликован посмертно: «Избранное» (1979). Позднее также вышли и другие сборники, в том числе «Я жил как жил» (1998), «Прощай, Садовое кольцо» (2000), «Пароход белый-беленький».
  • Песня Александра Галича «За семью заборами»[25] была написана в соавторстве с Геннадием Шпаликовым:

Мы поехали за город,
А за городом дожди,
А за городом заборы,
За заборами — вожди.

  • В фильме «Коллеги» (1962) звучит песня «Палуба» (музыка Юрия Левитина) на стихи Геннадия Шпаликова в исполнении Олега Анофриева[26].
  • Геннадий Шпаликов является автором слов песни «Спой ты мне про войну» (музыка Исаака Шварца в фильме «Рабочий посёлок» (1965).
  • В фильме «Мальчик и девочка» звучат две песни композитора Бориса Чайковского на стихи Геннадия Шпаликова: «Лёд Ладогой плывёт» в исполнении Николая Губенко и «Яблони и вишни снегом замело»[27].
  • Большинство своих сценариев Шпаликов написал в подмосковном доме творчества кинематографистов «Болшево». Коллеги и друзья Шпаликова — Эдуард Тополь и Павел Финн упоминают об этом в своих книгах.
  • В финале фильма «Подранки» звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью…», которое читает режиссёр фильма Николай Губенко[28].
  • В финале фильма «Гений» звучит песня на стихи Геннадия Шпаликова «Ах, утону я в Западной Двине…» в исполнении Александра Абдулова, музыкальное сопровождение — Андрей Макаревич[29].
  • В финале фильма «Чёрный квадрат» звучит отрывок из стихотворения Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве».
  • В проекте «Первого канала» «„Оттепель“ в стихах», предшествующем показу телесериала «Оттепель», Михаил Ефремов читает стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью, истина проста…»[30], Александр Яценко — «Людей теряют только раз», "Лают бешено собаки"[31], Евгений Цыганов — «Прощай, Садовое кольцо»[32].

Режиссёрские работы[править | править код]

  1. 1966 — Долгая счастливая жизнь

Сценарии[править | править код]

  1. 1962 — Звезда на пряжке (новелла в киноальманахе «Маленькие мечтатели»)
  2. 1962 — Трамвай в другие города
  3. 1963 — Я шагаю по Москве
  4. 1964 — Застава Ильича / Мне двадцать лет (совместно с Марленом Хуциевым)
  5. 1966 — Жил-был Козявин (совместно с Лазарем Лагиным)
  6. 1966 — Я родом из детства
  7. 1966 — Долгая счастливая жизнь
  8. 1968 — Стеклянная гармоника
  9. 1971 — Ты и я
  10. 1971 — Пой песню, поэт… (совместно с Сергеем Урусевским)
  11. 1994 — День обаятельного человека

Актёрские работы[править | править код]

Обе работы Шпаликова в титрах фильмов не значатся[33].

  1. 1962 — Трамвай в другие города — эпизод
  2. 1964 — Застава Ильича / Мне двадцать лет — эпизод
  3. 1966 — Я родом из детства — эпизод
  • Геннадий Шпаликов. Избранное.— М.: Искусство, 1979. — 408 с., 24 л. илл., 30 000 экз.
  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Library of Congress Authorities — Library of Congress.
  3. Кулагин А. В. «Я шагаю по Москве»: Отрывок из новой биографии Геннадия Шпаликова (неопр.). КиноПоиск (13 августа 2017).
  4. 1 2 3 Легенды кино. Геннадий Шпаликов (неопр.). Телеканал «Культура» (2016). Дата обращения 22 апреля 2017.
  5. ↑ Шпаликов Фёдор Григорьевич (неопр.). Память народа. Дата обращения 22 апреля 2017.
  6. Рязанцева Н. Б. Бывшая жена Шпаликова: «Я очень старалась, но полюбить Гену так и не смогла…» (неопр.). Караван историй (апрель 2015).
  7. 1 2 Шпаликов Г. Ф. Бывает всё на свете хорошо : сб. стихов / сост. А. Нехорошев, ред. А. Корина, предисл. Б. Ахмадулиной. — М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 432 с. — ISBN 5-04-088108-8.
  8. 1 2 3 4 Вьюгина Л. В. Я шагаю по Москве. Геннадий Шпаликов (неопр.). Russia.tv (2008). Дата обращения 22 апреля 2017.
  9. 1 2 Рыжакова, Александра. Когда мы были молодыми (неопр.). Российская газета (2 сентября 2009). Дата обращения 22 апреля 2017.
  10. 1 2 3 Данелия Г. Н. Чито-грито. — М. : Эксмо, 2007. — С. 212. — ISBN 5-699-17248-3.
  11. Раззаков Ф. И. Звёздные трагедии: загадки, судьбы и гибели. — С. 75—81.
  12. 1 2 3 Полухина Л. С. Инна Гулая. Геннадий Шпаликов. — М.: Алгоритм, 2007. — С. 32, 72, 81. — 248 с. — ISBN 978-5-9265-0439-9.
  13. Марина Мурзина. «Слишком оптимистичный фильм». Как снимали «Я шагаю по Москве» (неопр.). Аргументы и факты (4 ноября 2014).
  14. 1 2 Булкина Т. И. Поклон советскому кино. — М. : Издательский дом «Московия», 2011. — С. 99—104. — ISBN 5-7151-0333-9.
  15. Кудрявцев С. В. 3500. Книга кинорецензий. А-М. — М.: Печатный двор, 2008. — С. 333. — 1424 с. — ISBN 978-5-9901318-3-5.
  16. Анастасия Лукьянова. Деятели кино, имена которых должен знать каждый белорус (неопр.). TUT.BY (18 декабря 2014).
  17. Данелия Г. Н. Гена Шпаликов // Безбилетный пассажир. — М. : 1С-Паблишинг, 2007. — ISBN 5-9677-0575-9. — ISBN 978-5-9677-0575-5.
  18. По материалам Лианы Полухиной. Шпаликов уходит из дома (неопр.). Геннадий Шпаликов. Сайт памяти.
  19. ↑ Лариса Шепитько (неопр.). ruskino.ru. Дата обращения 8 декабря 2013.
  20. Соловьёв С. А. Записки конформиста. Книга 2. — СПб.: Амфора, 2008. — С. 47. — 385 с. — ISBN 978-5-901586-28-0.
  21. Георгий Бородин. Украденный Шпаликов (неопр.). Живой Журнал (6 сентября 2019).
  22. Шпаликов Г. Ф. Я жил как жил / сост. Ю. А. Файт. — М.: Подкова, 1998. — С. 441. — 528 с. — ISBN 5-89517-030-7.
  23. ↑ Могила Геннадия Шпаликова (неопр.). Могилы знаменитостей. Дата обращения 22 апреля 2017.
  24. ↑ Хроника жизни и творчества Геннадия Шпаликова (неопр.). (недоступная ссылка) — Сост. по: Шпаликов Г. Ф. Прощай, Садовое кольцо : сб. стихов. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
  25. ↑ Александр Галич, Геннадий Шпаликов. «За семью заборами» (неопр.). ШАОВ.net. Дата обращения 22 апреля 2017.
  26. ↑ Песня «Палуба» из к/ф «Коллеги» (неопр.). YouTube. Дата обращения 24 сентября 2013.
  27. ↑ «Мальчик и девочка» (неопр.). Геннадий Шпаликов. Сайт памяти поэта, сценариста и режиссёра. Дата обращения 28 декабря 2013.
  28. ↑ «По несчастью или к счастью…», «Подранки» (неопр.). YouTube. Дата обращения 9 декабря 2013.
  29. ↑ «Ах, утону я в Западной Двине» (неопр.). YouTube. Дата обращения 9 декабря 2013.
  30. ↑ Оттепель» в стихах. Часть 2. Михаил Ефремов (сериал «Оттепель») читает стихотворение Геннадия Шпаликова (неопр.). gazeta.ru (29 ноября 2013). Дата обращения 9 декабря 2013.
  31. ↑ «Оттепель» Александр Яценко читает стихотворение Геннадия Шпаликова (неопр.). youtube.com. Дата обращения 9 декабря 2013.
  32. ↑ «Оттепель» Евгений Цыганов читает стихотворение Геннадия Шпаликова (неопр.). youtube.com. Дата обращения 9 декабря 2013.
  33. ↑ Сайт памяти поэта, сценариста и режиссёра Геннадия Шпаликова, Сценарист.

ru.wikipedia.org

7 самых известных стихотворений Геннадия Шпаликова

Он родился в небольшом городке Сегежа в Карелии, где его отец, военный инженер Федор Григорьевич Шпаликов работал на строительстве Сегежского бумажно-целлюлозного комбината. В Москву семья Шпаликовых вернулась в 1939 году.

«28 января 1944 г. в Польше погиб мой отец, инженер-майор Шпаликов. В 1945 году я поступил в школу, а в 1947 году военкоматом Ленинградского района г. Москвы был направлен в Киевское суворовское военное училище, как сын погибшего офицера» — писал Геннадий Шпаликов в автобиографии при поступлении во ВГИК. Именно в Суворовском он начал писать стихи и рассказы, попробовал свои силы в качестве редактора молодежной и приобрел привычку, которую сохранил до конца своей недолгой жизни — начал вести дневник. В одной из центральных газет в 1955 году было опубликовано первое стихотворение суворовца Шпаликова. Реакция на это событие для многих 18-летних могла бы стать причиной острого приступа звездной болезни, но Шпаликов отреагировал на него с изрядной долей самоиронии:

Не смотри на будущее хмуро,
Горестно качая головой…
Я сегодня стал литературой
Самой средней, очень рядовой.

Пусть моя строка другой заслонится,
Но благодарю судьбу свою
Я за право творческой бессонницы
И за счастье рядовых в строю.

В Суворовском он провел восемь лет, а в 1955 году серьезная травма колена (пролежал три месяца в госпитале) поставила крест на военной карьере Шпаликова: его признали негодным к военной службе и комиссовали. Геннадий вернулся в Москву и с ходу, без труда поступил во ВГИК.

Общительный, дружелюбный, а главное искренне доброжелательный, он мгновенно стал лидером и любимцем студенческой «тусовки»: редко какие посиделки обходились без компанейского Гены Шпаликова. Правда, уже тогда его друзья-приятели отметили, что даже солидная доза возлияний не парализовывала работоспособность весельчака Генки: в отличие от большинства из них, после дружеского застолья он садился за письменный стол — писать сценарий. Многих восхищала, а в ком-то вызывала зависть и другая особенность Шпаликова: писал он легко и очень быстро. И стихи тоже.

«…Поначалу я не особенно прислушивался к его стихам… Казалось, ну да, пишет какие-то песенки, пишет для себя, а потом, когда я вчитался, когда вслушался, то понял, какой это серьезный замечательный поэт, — вспоминал режиссер-фронтовик Петр Тодоровский. — Когда я вдруг набрел у него на эти строки — «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот, на площадке танцевальной сорок первый год», — я просто задрожал, я понял, что мой фильм (я снимал «Военно-полевой роман») без этих слов в чем-то очень сильно потеряет или чего-то не найдет, — вспоминал режиссер-фронтовик Петр Тодоровский. — Самое поразительное, Генке Шпаликову в сорок первом году было четыре года! …И этот четырехлетний мальчик запомнил и в этих строфах — «городок провинциальный, летняя жара» — точно описал эту атмосферу, эту беззаботность, эту безответственность, это непонимание того, что сейчас случится…»

В 1962 году Геннадий Шпаликов написал сценарий лирической комедии «Я шагаю по Москве», которая была блестяще поставлена режиссером Георгием Данелией. Кстати, песня из фильма, как уверяли очевидцы, была написана Шпаликовым, что называется, на одном дыхании, тут же, на съемочной площадке. Успех картины был потрясающим. И как только она вышла на экраны, песню стала распевать вся огромная страна. Не менее популярной стала еще одна песня Геннадия Шпаликова — «Пароход белый, беленький…».

Личную жизнь Геннадия Шпаликова счастливой нельзя назвать даже с натяжкой. Первая жена Наталья Рязанцева, с которой они познвкомились во время учебы во ВГИКе, ушла от него, не собираясь мириться с пристрастием мужа к алкоголю. Через некоторое время он женился на актрисе Инне Гулая (две «главных» картины в ее творческой биографии — «Когда деревья были большими» и «Время, вперед!»). Люди, общавшиеся с их семьей, отмечали, что некоторое время Шпаликову удалось справиться со своей тягой к спиртному, чему, безусловно, помогло и рождение дочки Даши.

В 1966 году Шпаликов как режиссер снял фильм «Долгая счастливая жизнь», в котором главную роль исполнила его жена Инна Гулая. Эта лента стала единственной режиссерской работой Шпаликова. Кстати, международный фестиваль авторского кино в Бергамо отметил картину главным призом, а в Советском Союзе она прошла практический незамеченной.

В этом же году белорусский режиссер Виктор Туров снял фильм «Я родом из детства» по сценарию Геннадия Шпаликова. По мнению многих критиков, это лучший из сценариев, написанных Шпаликовым. А белорусские кинокритики по сей день называют картину шедевром белорусского кинематографа, лучшим, что было снято за все время существования белорусского кинематографа.

За период с 1966 по 1968 год были экранизированы лишь два мультфильма по сценариям Шпаликова («Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника»). Семья Шпаликова попала в сложную материальную ситуацию: приходилось в основном жить на деньги, которые получала Гулая в Театре-студии киноактера. В довершение к этому вновь «наладились» отношения Шпаликова с алкоголем. В семье начался разлад…

Из воспоминаний Петра Тодоровского: «К сожалению, Генка много пил — пил, как часто это бывает с мужчинами, от мужского одиночества. Жена от него ушла, мать его тоже не пускала, он болтался по друзьям, средств к существованию не было, и самое больное место — он писал, но писал не то, что хотел. У него была огромная масса замыслов, о которых он рассказывал. И почти ничего не удалось воплотить».

В том, что было написано Шпаликовым в 70-е, громко звучит тема «хороших, но невыносимых друг для друга» людей.
В 1971 году на экраны вышел фильм режиссера Ларисы Шепитько «Ты и я» по сценарию Геннадия Шпаликова. На фестивале в Венеции лента получила серебряную награду, а в Советском Союзе зритель его фактически проигнорировал.

Неудачей стал и еще один фильм по его сценарию — «Пой песню, поэт» Сергея Урусевского (1971-й). Это стало еще одним ударом — и не только по творческим амбициям Шпаликова. Ведь благодаря картине он надеялся наконец расплатиться с долгами...
Вот что писал Петр Тодоровский о последнем периоде жизни Шпаликова: «Я знаю, что он работал над сценарием о Маяковском. И эта судьба оказывала на него свое воздействие — у него, как мне рассказывали, были острые приступы отчаяния, депрессии…»
1 ноября 1974 года Геннадий Шпаликов повесился на втором этаже одной из писательских дач в Переделкино…

"Вечерняя Москва" составила подборку самых известных стихотворений поэта.

1. "Геночка"

Москва, июль печет в разгаре,
Жар, как рубашка к зданиям прилип.
Я у фонтана, на Тверском бульваре
Сижу под жидковатой тенью лип.

Девчонки рядом с малышом крикливым,
Малыш ревет, затаскан по рукам,
А девочки довольны и счастливы
Столь благодатной ролью юных мам.

И, вытирая слезы с мокрой рожи,
Дают ему игрушки и мячи:
«Ну, Геночка, ну перестань, хороший,
Одну минутку, милый, помолчи».

Ты помолчи, девчонки будут рады,
Им не узнать, что, радостью залит,
Твой тезка на скамейке рядом
С тобою, мальчуган, сидит.

И пусть давным-давно он не ребенок,
Но так приятно, нечего скрывать,
Что хоть тебя устами тех девчонок
Сумели милым, Геночкой назвать...

1954

2. "Ах улицы, единственный приют.."

Ах улицы, единственный приют,
Не для бездомных -
Для живущих в городе.
Мне улицы покоя не дают,
Они мои товарищи и вороги.

Мне кажется - не я по ним иду,
А подчиняюсь, двигаю ногами,
А улицы ведут меня, ведут,
По заданной единожды программе.

Программе переулков дорогих,
Намерений веселых и благих.

Декабрь 1963

 

3. "Далеко ли, близко прежние года..."

Далеко ли, близко
Прежние года,
Девичьи записки,
Снов белиберда.

Что-то мне не спится,
Одному в ночи —
Пьяных-то в столице!
Даром, москвичи.

Мысли торопливо
Мечутся вразброд:
Чьи-то очи... Ива...
Пьяненький народ.

Все перемешалось,
В голове туман...
Может, выпил малость?
Нет, совсем не пьян.

Темень, впропалую,
Не видать ни зги.
Хочешь, поцелую —
Только помоги.

Помоги мне верный
Выбрать в ночи путь,
Доберусь, наверное,
Это как-нибудь.

Мысли торопливо
Сжал — не закричи!
Чьи-то очи... Ива...
Жуть в глухой ночи.

21 июля 1954

4. Весна в Москве

Мимозу продают у магазина,
Голуби в небе —
не знаю чьи,
И радужно сияют
от бензина
Лиловые
московские
ручьи.

Апрель 1956

5. "Можайск"

В желтых липах спрятан вечер,
Сумерки спокойно сини,
Город тих и обесцвечен,
Город стынет.

Тротуары, тротуары
Шелестят сухой листвою,
Город старый, очень старый
Под Москвою.

Деревянный, краснокрыший,
С бесконечностью заборов,
Колокольным звоном слышен
Всех соборов.

Полутени потемнели,
Тени смазались краями,
Переулки загорели
Фонарями.

Здесь остриженный, безусый,
В тарантасе плакал глухо
Очень милый, очень грустный
Пьер Безухов.

1956

6. "Пароход белый-беленький"

На меня надвигается

По реке битый лед.
На реке навигация,
На реке пароход.

Пароход белый-беленький,
Дым над красной трубой.
Мы по палубе бегали -
Целовались с тобой.

Пахнет палуба клевером,
Хорошо, как в лесу.
И бумажка наклеена
У тебя на носу.

Ах ты, палуба, палуба,
Ты меня раскачай,
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.

1960-е

[OBJ Песня "Палуба" из к/ф "Коллеги"]

7. "Жила с сумасшедшим поэтом"

Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.

О нежная та безнадежность,
Когда все так просто и сложно,
Когда за самой простотою —
Несчастья верста за верстою.

Несчастья? Какие несчастья,—
То было обычное счастье,
Но счастье и тем непривычно,
Что выглядит очень обычно.

И рвано и полуголодно,
И солнечно или холодно,
Когда разрывалось на части
То самое славное счастье.

То самое славное время,
Когда мы не с теми — а с теми,
Когда по дороге потерей
Еще потеряться не верим.

А кто потерялся — им легче,
Они все далече, далече.

Январь 1974

 

vm.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.