|
Евгений шпаликов стихи
www.beesona.ru Геннадий Шпаликов - Стихотворения читать онлайнГеннадий Шпаликов. Стихотворения. Не верю ни в бога, ни в черта, Ни в благо, ни в сатану, А верю я безотчетно В нелепую эту страну. Она чем нелепей, тем ближе, Она — то ли совесть, то ль бред, Но вижу, я вижу, я вижу Как будто бы автопортрет. Любите вы Листа, Моцарта, Сальери... Любите вы Листа, Моцарта, Сальери, Лавки букинистов, летний кафетерий, Споры о Шекспире и о Кальдероне В городской квартире в Киевском районе. Ах, Париж весенний! Как к тебе добраться? Рано утром в Сене можно искупаться. Вы себя погубите западной душою, Заграницу любите — ох, нехорошо. Мастера палитры, вы не виноваты, Ох, космополиты — милые ребята. Любите вы Брамса, нравится вам Врубель, Так подайте рубль, дорогие братцы. Есть у раздражения самовыражение... Есть у раздражения Самовыражение. Дверью — хлоп, И пулю — в лоб. Ах, как всем досадил! И лежит в гробу — костюм, Новые ботинки, Галстук на резинке. Две вдовы (Две жены) К случаю наряжены. Он лежит — уже ничей В ожидании речей. Караул! Караул! Вот почетный караул. Хорошо ему в почете, Жалко, ноги протянул. Говорю ему — привет, Ты — туда, а я — в буфет. О чем во тьме кричит сова? Какие у нее слова? Спроси об этом у совы На «ты» или на «вы». На «вы» спросить — переспросить На «ты» — невежливо спросить. Поскольку женщина сова И у нее свои права. Иду дорогой через лес, Держу ружье наперевес. Охотник я. Но где же дичь? Где куропатка или сыч? Хотя — съедобны ли сычи, Про то не знают москвичи. Но я — неважный гастроном, Давай зальем сыча вином! Мы славно выпьем под сыча Зубровки и спотыкача! Прекрасен ты, осенний лес, — Какая к черту мне охота! Пересеку наперерез Твои осенние болота. Товарищ дал мне сапоги - Размеры наши совпадают, Подарок с дружеской ноги Сейчас в болоте пропадает! Но притяжение болот Мы все–таки преодолеем, Тому надежда и оплот, Что силу воли мы имеем. Мы — это я и сапоги, Подарок с дружеской ноги. Они ходили с малых лет Через болота и овраги, А покупали их в сельмаге, Для них асфальт — уже паркет. Люблю я эти сапоги, Заклеенные аккуратно, Подарок с дружеской ноги - Я не верну его обратно. Уже светлеет. Переход От тени к свету непонятен, Число полутонов растет, А воздух влажен и приятен. Рога трубят? Рога трубят… Апрель 1964 Я голову приподнимаю... Я голову приподнимаю, Прошедший день припоминаю. Улицу наклонную, по улице — туман, С дворянскими колоннами старинные дома. Старого точильщика, Лудильщика кастрюль, Военного училища Медленный патруль. Заберите меня, заберите, Посадите меня под арест, Десять суток мне подарите, Прикажите позвать оркестр. Пусть по улицам бьют барабаны И в подзорные трубы глядят, И суровые ветераны Пощадить меня не велят. По несчастью или к счастью, истина проста... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути. А не то рвану по следу - Кто меня вернет? — И на валенках уеду В сорок пятый год. В сорок пятом угадаю, Там, где — боже мой! — Будет мама молодая И отец живой. Рио–рита, рио–рита Городок провинциальный, Летняя жара, На площадке танцевальной Музыка с утра. Рио–рита, рио–рита, Вертится фокстрот, На площадке танцевальной Сорок первый год. Ничего, что немцы в Польше, Но сильна страна, Через месяц — и не больше - Кончится война. Рио–рита, рио–рита, Вертится фокстрот, На площадке танцевальной Сорок первый год. Я жизнью своею рискую, с гранатой на танк выхожу Я жизнью своею рискую, С гранатой на танк выхожу За мирную жизнь городскую, За все, чем я так дорожу. Я помню страны позывные, Они раздавались везде - На пункты идти призывные, Отечество наше в беде. Живыми вернуться просили. Живыми вернутся не все, Вагоны идут по России, По травам ее, по росе. И брат расставался с сестрою, Покинув детей и жену, Я юностью связан с войною И я ненавижу войну. Я понял, я знаю, как важно Веслом на закате грести, Сирени душистой и влажной Невесте своей принести. Пусть пчелы летают — не пули, И дети родятся не зря, Пусть будет работа в июле И отпуск в конце января. За лесом гремит канонада, А завтра нам снова шагать. Не надо, не надо, не надо, Не надо меня забывать. Я видел и радость и горе, И я расскажу молодым, Как дым от пожарища горек И сладок отечества дым. Москва сортировала поезда... Москва сортировала поезда: Товарные, военные, почтовые. Нас увозили в дальние места, Живыми оставались чтобы мы. Для жизни дальней оставались жить, Которая едва обозначалась, Теперь — глаза в слезах, едва смежить, За все начала, за все начала. ПЕРЕУЛОК ЮНОСТИ Звон трамвая голосист и гулок, Парк расцвечен точками огней, Снова я пришел на переулок - Переулок юности моей. Над асфальтом наклонились вязы, Тенью скрыв дорожку мостовой. Помню, как к девчонке сероглазой Торопился я под выходной. Как, промокнув под дождем веселым, За цветущий прятались каштан, Девочка из сорок третьей школы И до слез смущенный мальчуган. Мне хотелось слез необычайных, Клятву, что ли, дать или обет. Этот дождь, короткий и случайный, Стал причиной близости к тебе. Знаю — случай ничего не значит. Но сегодня поздно пожалел, Что могло случиться все иначе, Если б дождь подольше прозвенел. Звон трамвая голосист и гулок, Парк расцвечен точками огней, Снова я пришел на переулок - Переулок юности моей. В лето хорошо бы без билета ... В лето хорошо бы без билета. В лето? У него куда билет? libking.ru Поэт Шпаликов Геннадий :: ПоэмбукГеннадия Шпаликов – талантливый советский поэт и сценарист, жизнь которого, к сожалению, сложилась довольно трагическим образом. На протяжении многих лет он страдал от алкоголизма. Отчасти причиной этому были жизненные неудачи, отчасти наоборот – проблемы в жизни Шпаликова были напрямую связаны с алкоголем. В конечном счёте финал вышел действительно трагическим – Геннадий Шпаликов покончил с собой 1 ноября 1974 года, ему было всего 37 лет.Поэт и сценарист не успел раскрыть свой талант полностью – именно последние стихи Геннадия Шпаликова и его прозу литературоведы считают наиболее глубокими и значимыми. Особенно многообещающим был проект его неоконченного романа. И сам Шпаликов в дневнике признавал, что не реализовал далеко всё, что мог: «Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше». Увы, на его решение уйти из жизни это осознание не повлияло. Юность Геннадия Шпаликова, начало творческого пути Шпаликов родился 6 сентябра 1937 года в семье военного инженера. Место его рождения – город Сегежа в Карелии. Учился в Суворовском училище в Киеве. Геннадий Шпаликов стихи и рассказы начал писать именно в эти годы; училище он окончил в 1955. Однако военной карьеры у Шпаликова не сложилось – он ею не слишком интересовался. Вместо получения дальнейшего военного образования, он в 1956 году поступил на сценарный факультет ВГИКа. Его первой работой как сценариста был фильм «Застава Ильича» - и он же стал первой творческой неудачей. Цензура обошлась с фильмом весьма жёстко, вырезав массу сцен, в результате чего после выхода на экраны кинолента получила массу заслуженных негативных отзывов. Шпаликов при разборе киноленты резко раскритиковал действия цензоров, но это, разумеется, ничего не изменило. Творчество Шпаликова в 1960-е годы В 1962 году Шпаликов был сценаристом знаменитого фильма Григория Данелия «Я шагаю по Москве» - заглавная песня киноленты также была написана на стихи Геннадия Шпаликова. Эта картина также пострадала от цензуры, её путь на экран был непростым, однако в итоге фильм ждал огромный успех. В это время Шпаликов уже страдал от алкоголизма, и на этой почве от него ушла первая жена. Он вскоре снова женился – на актрисе Инне Гулая. В 1966 году Шпаликов в первый и последний раз выступил в качестве режиссёра – снял фильм «Долгая счастливая жизнь». Лента была принята восторженно, получила гран-при на фестивале авторского кино в Бергамо. В том же году вышел фильм «Я родом из детства» - также успешная картина, сценаристом которой был Шпаликов. Однако вслед за этим успехом началась череда неудач – Шпаликов перестал быть востребован в кинематографе по цензурным соображениям. До 1970-х на экраны вышло лишь две киноленты по его сценариям. Семья жила на зарплату жены, крайне бедно. Последние годы жизни Шпаликова В 1970-е Геннадий Шпаликов стихи писал наиболее продуктивно, создал лучшие свои поэтические произведения. Однако это не могло решить его финансовых проблем, к тому же обострилось пристрастие к алкоголю. В итоге Шпаликов ушёл из семьи, жил у друзей и знакомых. В 1971 году появилось ещё два фильма на сценарии Шпаликова. Первый – «Ты и я», лента, размышлявшая об итогах деятельности поколения «шестидесятников». Фильм получил серебро на Венецианском кинофестивале, но при этом полностью провалился в советском прокате. Что же касается фильма «Пой песню, поэт», то Госкино выпустило её крайне малым тиражом, что сделало гонорар сценариста ничтожным. Шпаликов даже не смог выплатить накопившиеся долги. Всё это предопределило печальный финал жизни поэта. © Poembook, 2013 poembook.ru Стихи Шпаликова Геннадия о любвиГеннадия Шпаликов – талантливый советский поэт и сценарист, жизнь которого, к сожалению, сложилась довольно трагическим образом. На протяжении многих лет он страдал от алкоголизма. Отчасти причиной этому были жизненные неудачи, отчасти наоборот – проблемы в жизни Шпаликова были напрямую связаны с алкоголем. В конечном счёте финал вышел действительно трагическим – Геннадий Шпаликов покончил с собой 1 ноября 1974 года, ему было всего 37 лет.Поэт и сценарист не успел раскрыть свой талант полностью – именно последние стихи Геннадия Шпаликова и его прозу литературоведы считают наиболее глубокими и значимыми. Особенно многообещающим был проект его неоконченного романа. И сам Шпаликов в дневнике признавал, что не реализовал далеко всё, что мог: «Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше». Увы, на его решение уйти из жизни это осознание не повлияло. Юность Геннадия Шпаликова, начало творческого пути Шпаликов родился 6 сентябра 1937 года в семье военного инженера. Место его рождения – город Сегежа в Карелии. Учился в Суворовском училище в Киеве. Геннадий Шпаликов стихи и рассказы начал писать именно в эти годы; училище он окончил в 1955. Однако военной карьеры у Шпаликова не сложилось – он ею не слишком интересовался. Вместо получения дальнейшего военного образования, он в 1956 году поступил на сценарный факультет ВГИКа. Его первой работой как сценариста был фильм «Застава Ильича» - и он же стал первой творческой неудачей. Цензура обошлась с фильмом весьма жёстко, вырезав массу сцен, в результате чего после выхода на экраны кинолента получила массу заслуженных негативных отзывов. Шпаликов при разборе киноленты резко раскритиковал действия цензоров, но это, разумеется, ничего не изменило. Творчество Шпаликова в 1960-е годы В 1962 году Шпаликов был сценаристом знаменитого фильма Григория Данелия «Я шагаю по Москве» - заглавная песня киноленты также была написана на стихи Геннадия Шпаликова. Эта картина также пострадала от цензуры, её путь на экран был непростым, однако в итоге фильм ждал огромный успех. В это время Шпаликов уже страдал от алкоголизма, и на этой почве от него ушла первая жена. Он вскоре снова женился – на актрисе Инне Гулая. В 1966 году Шпаликов в первый и последний раз выступил в качестве режиссёра – снял фильм «Долгая счастливая жизнь». Лента была принята восторженно, получила гран-при на фестивале авторского кино в Бергамо. В том же году вышел фильм «Я родом из детства» - также успешная картина, сценаристом которой был Шпаликов. Однако вслед за этим успехом началась череда неудач – Шпаликов перестал быть востребован в кинематографе по цензурным соображениям. До 1970-х на экраны вышло лишь две киноленты по его сценариям. Семья жила на зарплату жены, крайне бедно. Последние годы жизни Шпаликова В 1970-е Геннадий Шпаликов стихи писал наиболее продуктивно, создал лучшие свои поэтические произведения. Однако это не могло решить его финансовых проблем, к тому же обострилось пристрастие к алкоголю. В итоге Шпаликов ушёл из семьи, жил у друзей и знакомых. В 1971 году появилось ещё два фильма на сценарии Шпаликова. Первый – «Ты и я», лента, размышлявшая об итогах деятельности поколения «шестидесятников». Фильм получил серебро на Венецианском кинофестивале, но при этом полностью провалился в советском прокате. Что же касается фильма «Пой песню, поэт», то Госкино выпустило её крайне малым тиражом, что сделало гонорар сценариста ничтожным. Шпаликов даже не смог выплатить накопившиеся долги. Всё это предопределило печальный финал жизни поэта. © Poembook, 2013 poembook.ru Шпаликов, Геннадий Фёдорович — ВикипедияГенна́дий Фёдорович Шпа́ликов (6 сентября 1937, Сегежа, Карельская АССР — 1 ноября 1974, Переделкино, Москва) — советский киносценарист, кинорежиссёр, поэт. Ранние годы[править | править код]Родился в семье военного инженера Фёдора Григорьевича Шкаликова (во время учёбы в Военно-инженерной академии имени Куйбышева, оформляя паспорт, сменил фамилию на более благозвучную Шпаликов[3]), уроженца села Зирган, строившего бумажно-целлюлозный комбинат в городе Сегежа и погибшего в 1944 году при освобождении Польши[4] (по другим сведениям[5], пропал без вести 29 января 1945 года в Германии). Геннадия растила мать Людмила Никифоровна, сестра генерала Семёна Никифоровича Перевёрткина[6]. В июле 1955 года Шпаликов окончил Киевское суворовское военное училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в училище, начал писать стихи и рассказы[7]. Затем поступил в Московское высшее военное командное училище. Спустя год, во время учений, он повредил ногу (мениск колена) и был комиссован[8]. С 1956 по 1961 год[7] обучался во ВГИКе на сценарном факультете. На параллельных курсах учились Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, с которыми у него сложилась общая компания[9]. Творчество[править | править код]Первая крупная работа — кинофильм «Застава Ильича» режиссёра Марлена Хуциева. Сценарий Шпаликов писал, будучи студентом последнего курса. Никита Хрущёв, посмотрев картину, сравнил её с идеологической диверсией, попеняв на то, что «три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают»[10]. Фильм подвергли цензуре, был исключён ряд сцен, от сценария потребовали многочисленных правок и доработок. На одном из худсоветов Шпаликов не выдержал и выступил с резкой критикой цензурных ограничений[11]. Переписывать сценарий он не хотел, часто пропадал днями и неделями, что ещё больше тормозило выпуск картины[8]. В 1965 году фильм всё же вышел на экраны в сокращённом варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков — создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и прочем[12]. В 1962 году его пригласил Георгий Данелия для работы над фильмом «Я шагаю по Москве». По воспоминаниям Данелии, худсовет изначально не хотел утверждать сценарий по тем же причинам, что и «Заставу Ильича» — в нём тоже три парня и девушка «шлялись и ничего не делали». Но после того, как режиссёр, минуя все инстанции, отнёс сценарий первому заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову и заверил его, что никакой «фиги в кармане» в нём нет, работа пошла «легко, быстро и весело»[10]. Худсовет отказывался принимать финальный вариант сценария под предлогом «непонятно о чём фильм». Шпаликов и Данелия срочно придумали сцену «со смыслом» (ею стал эпизод с полотёром в исполнении Владимира Басова, в котором они подспудно высмеяли членов худсовета), а также новый жанр «лирической комедии»[10]. Выйдя на экраны, картина сразу же полюбилась зрителям. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке)[13]. В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена — Наталия Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная (сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими») актриса Инна Гулая. Новая семья и рождение дочери Даши на некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки[14]. В 1966 году на экраны страны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — единственная режиссёрская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Кирилл Лавров и Инна Гулая, для которой эта роль и писалась[4]. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясён Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств»[15]. На Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной[12]. В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства» режиссёра Виктора Турова по сценарию Шпаликова. В 1995 году белорусские критики назвали его лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино[16]. В условиях наступившей брежневской эпохи у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированными лишь два мультипликационных фильма — «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату, которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактёра, но несмотря на это Шпаликов помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов перестали печатать[17]. На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю (причём, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов ушёл из дома, перебивался временным жильём у друзей и знакомых[12][18]. В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «Ты и я», в сценарии которого Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен наградой молодёжной программы на Венецианском кинофестивале[19], но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным оказался фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Филипп Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат[20]. По словам историка анимации Георгия Бородина, в 2015—2016 годах при разборе архивов «Союзмультфильма» им был обнаружен сценарий Шпаликова к мультфильму под названием «Азбука», хранившийся в двух экземплярах. Однако вскоре оба варианта исчезли из архива[21]. Последние годы[править | править код]Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по сохранившимся фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла[22]. В 1970-е годы в письмах и дневниках писателя настойчиво звучит тема подведения итогов: «…Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел». В 1974 году Геннадий Шпаликов покончил с собой — повесился в Доме творчества писателей (по другим сведениям, на одной из дач) в Переделкине. Рядом нашли предсмертную записку[8]:
Также в его доме было обнаружено последнее стихотворение, которое также часто называют его завещанием родным[4]:
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (уч. 34)[23]. Незадолго перед смертью от него ушла жена Инна Гулая, которая, устав бороться с пьянством мужа, уже просто опасалась за судьбу дочери. Родные и близкие Шпаликова обвинили её в том, что она подтолкнула бывшего мужа к самоубийству. Это, по словам матери Гулая, привело к депрессиям, алкоголизму, потере работы и, в конечном итоге, к гибели самой актрисы, которую некоторые также считают самоубийством[14]. Фигура Геннадия Шпаликова — часть скульптурной композиции у входа во ВГИК имени С. А. ГерасимоваВ 2003 году в Москве на доме, где в 1956—1960 годах жил Шпаликов (1-я Тверская-Ямская, д. 13 стр. 1), установлена мемориальная доска. В 2009 году при входе в здание ВГИКа был открыт памятник Геннадию Шпаликову, Андрею Тарковскому и Василию Шукшину как трём выпускникам, «определившим художественное лицо отечественной и мировой кинематографии второй половины XX века»[9].
Режиссёрские работы[править | править код]
Сценарии[править | править код]
Актёрские работы[править | править код]Обе работы Шпаликова в титрах фильмов не значатся[33].
ru.wikipedia.org 7 самых известных стихотворений Геннадия ШпаликоваОн родился в небольшом городке Сегежа в Карелии, где его отец, военный инженер Федор Григорьевич Шпаликов работал на строительстве Сегежского бумажно-целлюлозного комбината. В Москву семья Шпаликовых вернулась в 1939 году. «28 января 1944 г. в Польше погиб мой отец, инженер-майор Шпаликов. В 1945 году я поступил в школу, а в 1947 году военкоматом Ленинградского района г. Москвы был направлен в Киевское суворовское военное училище, как сын погибшего офицера» — писал Геннадий Шпаликов в автобиографии при поступлении во ВГИК. Именно в Суворовском он начал писать стихи и рассказы, попробовал свои силы в качестве редактора молодежной и приобрел привычку, которую сохранил до конца своей недолгой жизни — начал вести дневник. В одной из центральных газет в 1955 году было опубликовано первое стихотворение суворовца Шпаликова. Реакция на это событие для многих 18-летних могла бы стать причиной острого приступа звездной болезни, но Шпаликов отреагировал на него с изрядной долей самоиронии: Не смотри на будущее хмуро, Пусть моя строка другой заслонится, В Суворовском он провел восемь лет, а в 1955 году серьезная травма колена (пролежал три месяца в госпитале) поставила крест на военной карьере Шпаликова: его признали негодным к военной службе и комиссовали. Геннадий вернулся в Москву и с ходу, без труда поступил во ВГИК. Общительный, дружелюбный, а главное искренне доброжелательный, он мгновенно стал лидером и любимцем студенческой «тусовки»: редко какие посиделки обходились без компанейского Гены Шпаликова. Правда, уже тогда его друзья-приятели отметили, что даже солидная доза возлияний не парализовывала работоспособность весельчака Генки: в отличие от большинства из них, после дружеского застолья он садился за письменный стол — писать сценарий. Многих восхищала, а в ком-то вызывала зависть и другая особенность Шпаликова: писал он легко и очень быстро. И стихи тоже. «…Поначалу я не особенно прислушивался к его стихам… Казалось, ну да, пишет какие-то песенки, пишет для себя, а потом, когда я вчитался, когда вслушался, то понял, какой это серьезный замечательный поэт, — вспоминал режиссер-фронтовик Петр Тодоровский. — Когда я вдруг набрел у него на эти строки — «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот, на площадке танцевальной сорок первый год», — я просто задрожал, я понял, что мой фильм (я снимал «Военно-полевой роман») без этих слов в чем-то очень сильно потеряет или чего-то не найдет, — вспоминал режиссер-фронтовик Петр Тодоровский. — Самое поразительное, Генке Шпаликову в сорок первом году было четыре года! …И этот четырехлетний мальчик запомнил и в этих строфах — «городок провинциальный, летняя жара» — точно описал эту атмосферу, эту беззаботность, эту безответственность, это непонимание того, что сейчас случится…» В 1962 году Геннадий Шпаликов написал сценарий лирической комедии «Я шагаю по Москве», которая была блестяще поставлена режиссером Георгием Данелией. Кстати, песня из фильма, как уверяли очевидцы, была написана Шпаликовым, что называется, на одном дыхании, тут же, на съемочной площадке. Успех картины был потрясающим. И как только она вышла на экраны, песню стала распевать вся огромная страна. Не менее популярной стала еще одна песня Геннадия Шпаликова — «Пароход белый, беленький…». Личную жизнь Геннадия Шпаликова счастливой нельзя назвать даже с натяжкой. Первая жена Наталья Рязанцева, с которой они познвкомились во время учебы во ВГИКе, ушла от него, не собираясь мириться с пристрастием мужа к алкоголю. Через некоторое время он женился на актрисе Инне Гулая (две «главных» картины в ее творческой биографии — «Когда деревья были большими» и «Время, вперед!»). Люди, общавшиеся с их семьей, отмечали, что некоторое время Шпаликову удалось справиться со своей тягой к спиртному, чему, безусловно, помогло и рождение дочки Даши. В 1966 году Шпаликов как режиссер снял фильм «Долгая счастливая жизнь», в котором главную роль исполнила его жена Инна Гулая. Эта лента стала единственной режиссерской работой Шпаликова. Кстати, международный фестиваль авторского кино в Бергамо отметил картину главным призом, а в Советском Союзе она прошла практический незамеченной. В этом же году белорусский режиссер Виктор Туров снял фильм «Я родом из детства» по сценарию Геннадия Шпаликова. По мнению многих критиков, это лучший из сценариев, написанных Шпаликовым. А белорусские кинокритики по сей день называют картину шедевром белорусского кинематографа, лучшим, что было снято за все время существования белорусского кинематографа. За период с 1966 по 1968 год были экранизированы лишь два мультфильма по сценариям Шпаликова («Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника»). Семья Шпаликова попала в сложную материальную ситуацию: приходилось в основном жить на деньги, которые получала Гулая в Театре-студии киноактера. В довершение к этому вновь «наладились» отношения Шпаликова с алкоголем. В семье начался разлад… Из воспоминаний Петра Тодоровского: «К сожалению, Генка много пил — пил, как часто это бывает с мужчинами, от мужского одиночества. Жена от него ушла, мать его тоже не пускала, он болтался по друзьям, средств к существованию не было, и самое больное место — он писал, но писал не то, что хотел. У него была огромная масса замыслов, о которых он рассказывал. И почти ничего не удалось воплотить». В том, что было написано Шпаликовым в 70-е, громко звучит тема «хороших, но невыносимых друг для друга» людей. Неудачей стал и еще один фильм по его сценарию — «Пой песню, поэт» Сергея Урусевского (1971-й). Это стало еще одним ударом — и не только по творческим амбициям Шпаликова. Ведь благодаря картине он надеялся наконец расплатиться с долгами... "Вечерняя Москва" составила подборку самых известных стихотворений поэта. 1. "Геночка" Москва, июль печет в разгаре, Девчонки рядом с малышом крикливым, И, вытирая слезы с мокрой рожи, Ты помолчи, девчонки будут рады, И пусть давным-давно он не ребенок, 1954 2. "Ах улицы, единственный приют.." Ах улицы, единственный приют, Мне кажется - не я по ним иду, Программе переулков дорогих, Декабрь 1963
3. "Далеко ли, близко прежние года..." Далеко ли, близко Что-то мне не спится, Мысли торопливо Все перемешалось, Темень, впропалую, Помоги мне верный Мысли торопливо 21 июля 1954 4. Весна в Москве Мимозу продают у магазина, Апрель 1956 5. "Можайск" В желтых липах спрятан вечер, Тротуары, тротуары Деревянный, краснокрыший, Полутени потемнели, Здесь остриженный, безусый, 1956 6. "Пароход белый-беленький" На меня надвигается По реке битый лед. Пароход белый-беленький, Пахнет палуба клевером, Ах ты, палуба, палуба, 1960-е [OBJ Песня "Палуба" из к/ф "Коллеги"] 7. "Жила с сумасшедшим поэтом" Жила с сумасшедшим поэтом, О нежная та безнадежность, Несчастья? Какие несчастья,— И рвано и полуголодно, То самое славное время, А кто потерялся — им легче, Январь 1974
vm.ru |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|