Есенин стихи клен ты мой опавший


С Есенин стих "Клен ты мой опавший, клен заледенелый" - анализ текста

За месяц до трагической гибели, находясь не в лучшем психологическом состоянии, Сергей Есенин пишет строки «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», которые для многих стали визитной карточкой поэта. 1925 год – это время развенчания иллюзий, у автора строк уже нет надежды на встречу с настоящей любовью, автор так и нашёл общего языка с властями, а многие друзья отвернулись. Анализ текста стихотворения поможет лучше понять Сергея Александровича и позволит многое разглядеть между строк.

Алкоголь как спасательный круг?

В последние годы жизни застолья и разгульный образ жизни стали постоянными спутниками поэта, но было ли это проявление слабости? Скорее нет, ведь Есенин с помощью спиртного просто получал допинг для работы и жизни, без него всё теряло цвета и наступало отвращение к самому себе.

Сергей забывался в алкогольном дурмане, но делал это не по слабости, а умышленно, боясь добавить к потерянной любви и недопониманию власти ещё и творческую пустоту. Он выжимал из себя всё, словно бы предчувствуя скорый уход и пытаясь сделать максимально много на ниве творчества.

Исповедь клёну

В стихотворении «Клён ты мой опавший» автор описывает, как он возвращается с дружеской попойки и по дороге обращается к клёну. Несмотря на городскую жизнь в душе Есенин остался простым деревенским рубаха-парнем, который никогда не променяет Родину и русскую природу на вечную суету столицы.

Чтобы диалог с клёном вёлся на равном, автор представляет дерево, как утонувшего в сугробе пьяного сторожа.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Этому придуманному клёну Есенин доверят больше, чем людям, природа не обманет и не предаст, она выслушает его и не оттолкнёт. Разговор с деревом прямой и открытый, как между старыми приятелями. Это и понятно, ведь детство и отрочество Сергея прошли в тесной упряжке с природой.

Миражи одиночества

Во время исповеди клёну Есенин представляет себя молодым и полным сил. Сергей окунается в то время, когда ещё были живы мечты, когда строились планы, когда девушку в белом сменяла девушка в голубом и каждый день рождались новые надежды.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Конечно, частично погружению в юность помогает алкоголь, под воздействием которого человек чувствует прилив физических и душевных сил, но не он один строит замки на песке иллюзий. Сергею Александровичу хотелось бы вернуться назад и пройти свой путь заново, уже не наступая на грабли, идя в том же направлении, но другой дорогой.

В строках ярко выражено чувство одиночества. Заметьте, в стихе фигурируют только деревья – людей здесь нет, они не достойны на этот момент внимания (на этот ли только). Тоска заметна в каждой строфе, горечь чувствуется в каждом слове.

В финале стихотворения на «сцене» появляется березка, которую автор строк обнимает, как чужую жену. Почему чужую? Возможно, это прилагательное не случайно и не является простой рифмой – в деревне за обнимашки с чужой женой часто приходится дорого платить. Плата Есенина за любовь к родной земле и природе – это неприятие его творчества в городе, отсюда пьянки и случайные женщины.

Стихотворение является одним из последних лирических работ Сергея, со стороны может показаться, что в нём он уже начинал прощаться с тем, что было более всего дорого его сердцу.

П. С. Стих написан примерно 26 ноября 1925 года в палате психиатрической больницы, где Есенин пытался скрыться от возможного ареста. До смерти оставалось меньше месяца…


Текст

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

1925 год

Исполняет Н Сличенко

Послушайте, как исполняет романс на слова стихотворения Николай Сличенко. Просто красиво… .

 

stihirus24.ru

Клён ты мой опавший — стихи Сергея Есенина — Сказки. Рассказы. Стихи

Клён ты мой опавший — стихи Сергея Есенина

 
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
 
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
 
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
 
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
 
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
 
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
 
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
 

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый»

 
Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» было написано Есениным в ноябре 1925 г., когда поэт находился в состоянии глубочайшего душевного кризиса. Есенин мучительно искал выход из создавшейся непростой ситуации. Его угнетало усиливающееся давление власти. Личная жизнь поэта была окончательно разрушена, любовь для него стала лишь многочисленными встречами на одну ночь. Есениным все больше овладевала алкогольная зависимость. Он это прекрасно осознавал, но практически перестал сопротивляться. Алкоголь способен создавать иллюзию расширения сознания, поэтому можно предположить, что Есенин боялся окончательно порвать с пьянством, так как считал, что оно помогает ему в творчестве.
 
Неизвестно, в каком состоянии Есенин писал стихотворение. Несмотря на поведение главного героя, оно стало настоящим шедевром поэта. Кажется, что невероятно трогательные и пронзительные строки исходят из самой измученной души. Есенин уже давно распрощался с родным селом, но в трудную минуту обращается за помощью именно к образам русской природы. Не находя отклика в людях, он выбирает в собеседники «клен заледенелый». Поэт находится в городе, но клен в его сознании – сельский гость («за деревню… ты вышел»). Поэтому автор чувствует свое кровное родство с деревом, оно напоминает ему о милой родине, до которой очень далеко.
 
Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома. Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека. В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.
 
Поэт рассказывает клену, что на пути встретил разные деревья. Несомненно, попадались ему и люди, но они даже не заслуживают упоминания. Зато вербе и сосне он читал свои произведения, ободрял их, напоминая о жарком лете. Сменив надоевшее человеческое окружение на общество деревьев, Есенин представлял сам себя «зеленым кленом». На него вновь нахлынула тоска по ушедшей молодости. Последней выходкой поэта, которую он сам со стыдом характеризует, как «одуревши в доску», стали объятия с березой.
 
Есенин совершил множество ошибок в жизни: разрушал женское счастье, устраивал пьяные скандалы и драки. Но в народной памяти он навсегда останется великим поэтом. Только настоящий гений мог создать произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», которое стало популярным романсом.
 

Читать другие стихи С.Есенина  

skazkibasni.com

Клён ты мой опавший, клён заледенелый… — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2015; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2015; проверки требуют 22 правки.

«Клён ты мой опа́вший, клён заледене́лый…» — стихотворение русского поэта Сергея Есенина (1895—1925), написанное в 1925 году; успешно положено на музыку. Основная тема — сравнение человека и дерева[1][2].

«Клён ты мой опавший…» — одно из первых стихотворений, написанных поэтом в психиатрической клинике 1-го Московского государственного университета, где он, по настоянию близких — во избежание возможного ареста, лежал с 26 ноября 1925 года. Ему была выделена светлая и довольно просторная комната на втором этаже, с окнами в сад. По мнению исследователя гибели Есенина Э. А. Хлысталова, вдохновить на написание мог росший под окнами клиники клён и действительно бывшая 28 ноября 1925 года, которым датирован автограф, метель.[3][4]

Впервые опубликовано 3 января 1926 года в вечернем выпуске ленинградской «Красной газеты» (№ 2) и в журнале «Красная нива» (№ 1). Ставший классическим текст основан на публикации в «Красной ниве» и черновом автографе, хранящемся в РГАЛИ (в ГЛМ также имеется совпадающий с ними список руки С. А. Толстой-Есениной с пометой «Проверено С. Е.»). Текст в «Красной газете» в мелочах отличается: двустишия даны как четверостишия, вместо «приморозил» — «заморозил», «чтой-то стал нестойкий» — «стал чтой-то нестойкий», «вон» — «вот», «песни» — «песню».[4]

Стихотворение неоднократно положено на музыку. Наиболее известная песня создана неизвестным композитором.[5] Также музыку писали Д. С. Васильев-Буглай (песня и романс: для смешанного хора без сопровождения, 1927; для высокого голоса и фортепьяно, 1929), Г. Ф. Пономаренко (1954)[6], А. Н. Покровский (1971) и В. Н. Липатов[5]. Предположительно, автором музыки является Виктор Николаевич Шевченко, артист хора Большого театра конца пятидесятых годов.

ru.wikipedia.org

Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Есенина

Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» было написано Есениным в ноябре 1925 г., когда поэт находился в состоянии глубочайшего душевного кризиса. Есенин мучительно искал выход из создавшейся непростой ситуации. Его угнетало усиливающееся давление власти. Личная жизнь поэта была окончательно разрушена, любовь для него стала лишь многочисленными встречами на одну ночь. Есениным все больше овладевала алкогольная зависимость. Он это прекрасно осознавал, но практически перестал сопротивляться. Алкоголь способен создавать иллюзию расширения сознания, поэтому можно предположить, что Есенин боялся окончательно порвать с пьянством, так как считал, что оно помогает ему в творчестве.

Неизвестно, в каком состоянии Есенин писал стихотворение. Несмотря на поведение главного героя, оно стало настоящим шедевром поэта. Кажется, что невероятно трогательные и пронзительные строки исходят из самой измученной души. Есенин уже давно распрощался с родным селом, но в трудную минуту обращается за помощью именно к образам русской природы. Не находя отклика в людях, он выбирает в собеседники «клен заледенелый». Поэт находится в городе, но клен в его сознании — сельский гость («за деревню… ты вышел»). Поэтому автор чувствует свое кровное родство с деревом, оно напоминает ему о милой родине, до которой очень далеко.

Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома. Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека. В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.

Поэт рассказывает клену, что на пути встретил разные деревья. Несомненно, попадались ему и люди, но они даже не заслуживают упоминания. Зато вербе и сосне он читал свои произведения, ободрял их, напоминая о жарком лете. Сменив надоевшее человеческое окружение на общество деревьев, Есенин представлял сам себя «зеленым кленом». На него вновь нахлынула тоска по ушедшей молодости. Последней выходкой поэта, которую он сам со стыдом характеризует, как «одуревши в доску», стали объятия с березой.

Есенин совершил множество ошибок в жизни: разрушал женское счастье, устраивал пьяные скандалы и драки. Но в народной памяти он навсегда останется великим поэтом. Только настоящий гений мог создать произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», которое стало популярным романсом.

www.inpearls.ru

Анализ стихотворения Есенина “Клен ты мой опавший…” 👍

Стихотворение “Клен ты мой опавший…”.

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Клен ты мой опавший…” было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I Московского университета. Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста.

Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения.

Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской

“Красной газе­те” и в журнале “Красная нива”.

Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно бук­вально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедаль­ными, грустными интонациями, искренностью чувств. Созда­ется впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным.

Разговорные интонации переданы соответствую­щей лексикой, поэт использует просторечия (“чтой-то”, “нын­че”, “одуревши в доску”). За природными образами угадываются

размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимо­проникновение

человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только “не опавшим, а вовсю зеленым”. Этот образ зеленого кле­на, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ус­ловные части. Первая часть – это обращение героя к образу кле­на, своеобразный разговор с ним. Вторая часть – это размышле­ние о себе и своей жизни.

Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт ис­пользует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Му­зыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной вырази­тельности: эпитетов (“клен заледенелый”, “под метелью белой”), сравнений (“как жену чужую, обнимал березку”), инверсий (“сам себе казался я таким же кленом”), аллитераций (“там вон встре­тил вербу”), ассонансов (“Утонул в сугробе, приморозил ногу”). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором.

Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.

lit.ukrtvory.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.