Есенин стих юность


Юность — Есенин. Полный текст стихотворения — Юность

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Сергей Есенин - Юность: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Мечты и слезы,
Цветы и грезы
Тебе дарю.

От тихой ласки
И нежной сказки
Я весь горю.

А сколько муки
Святые звуки
Наносят мне!

Но силой тертой
Пошлю все к черту.
Иди ко мне.

Анализ стихотворения «Юность» Есенина

Сергей Александрович Есенин в пору своей юности дарил друзьям и девушкам удачное фото, где он, чуть улыбаясь, сидит в кресле в рубахе с бантом и в кудрях. Именно на обороте такой фотографии и были записаны стихи «Юность».

Стихотворение написано в 1914 году. Его автору исполнилось 19 лет, он находится в Москве, впервые опубликовал свое стихотворение, ведет запутанную личную жизнь: кажется, влюбленный не на шутку в А. Сардановскую, он уже вскружил голову А. Изрядновой, наконец, в один из своих приездов он подарил Полине Рович свою фотографию, написав на обороте смелые стихи под обтекаемым названием «Юность». Особой художественной ценности они не несут, интересны только как пример ранней лирики поэта. По жанру — любовная лирика, по размеру — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой. Все рифмы открытые. Лирический герой — сам поэт. Строфа укороченная, рифмы примитивные. Интонация песенная (немного от городского романса, немного — от народной), чуть залихватская.

Кажется, это одно из тех его стихотворений, которые он писал «быстро и легко», по выражению его знакомого того времени. Поэт напускает на себя многоопытный вид бывалого соблазнителя. Возможно, его самого немножко смешит эта поза. В первой строфе автор использует прием рифмовки в начале строк: мечты-цветы. Здесь же традиционные «слезы-грезы». Он как будто смеется и над наивным романтизмом сельских девушек. Героиню он покровительственно зовет на «ты»: тебе дарю. Третья строфа завершает возвышенный флер этого стихотворения: святые звуки наносят муки. Именно в этом месте стоит патетическое восклицание: наносят мне!

Затем он уже переходит к делу: иди ко мне. Разумеется, предварительно послав «к черту» весь высокопарный бред, которым, видимо, давно пресытился девятнадцатилетний поэт. Читатель не знает, каковы были отношения С. Есенина с П. Рович на самом деле. Скорее всего, несмотря на напускную лихую интимную интонацию, поэт просто рисовался перед симпатичной девушкой, заодно демонстрируя ей свои успехи в стихосложении. Юность в его представлении в этот период довольно прямолинейна и жадна до удовольствий. Позднее он добавит глубокой философии в осмысление этого времени, этих людей, себя самого и чувств, которые его когда-то волновали. Достаточно сказать только о том тяжелом впечатлении, которое произвела на него ранняя смерть А. Сардановской.

Полина Рович — адресат юношеского стихотворения С. Есенина. Она входила в круг его друзей по учебе в селе Спас-Клепики.

rustih.ru

Сергей Есенин — Юность: Стих читать онлайн бесплатно

Мечты и слезы,
Цветы и грезы
Тебе дарю.

От тихой ласки
И нежной сказки
Я весь горю.

А сколько муки
Святые звуки
Наносят мне!

Но силой тертой
Пошлю все к черту.
Иди ко мне.

Анализ стихотворения «Юность» Есенина

Сергей Александрович Есенин в пору своей юности дарил друзьям и девушкам удачное фото, где он, чуть улыбаясь, сидит в кресле в рубахе с бантом и в кудрях. Именно на обороте такой фотографии и были записаны стихи «Юность».

Стихотворение написано в 1914 году. Его автору исполнилось 19 лет, он находится в Москве, впервые опубликовал свое стихотворение, ведет запутанную личную жизнь: кажется, влюбленный не на шутку в А. Сардановскую, он уже вскружил голову А. Изрядновой, наконец, в один из своих приездов он подарил Полине Рович свою фотографию, написав на обороте смелые стихи под обтекаемым названием «Юность». Особой художественной ценности они не несут, интересны только как пример ранней лирики поэта. По жанру — любовная лирика, по размеру — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой. Все рифмы открытые. Лирический герой — сам поэт. Строфа укороченная, рифмы примитивные. Интонация песенная (немного от городского романса, немного — от народной), чуть залихватская.

Кажется, это одно из тех его стихотворений, которые он писал «быстро и легко», по выражению его знакомого того времени. Поэт напускает на себя многоопытный вид бывалого соблазнителя. Возможно, его самого немножко смешит эта поза. В первой строфе автор использует прием рифмовки в начале строк: мечты-цветы. Здесь же традиционные «слезы-грезы». Он как будто смеется и над наивным романтизмом сельских девушек. Героиню он покровительственно зовет на «ты»: тебе дарю. Третья строфа завершает возвышенный флер этого стихотворения: святые звуки наносят муки. Именно в этом месте стоит патетическое восклицание: наносят мне!

Затем он уже переходит к делу: иди ко мне. Разумеется, предварительно послав «к черту» весь высокопарный бред, которым, видимо, давно пресытился девятнадцатилетний поэт. Читатель не знает, каковы были отношения С. Есенина с П. Рович на самом деле. Скорее всего, несмотря на напускную лихую интимную интонацию, поэт просто рисовался перед симпатичной девушкой, заодно демонстрируя ей свои успехи в стихосложении. Юность в его представлении в этот период довольно прямолинейна и жадна до удовольствий. Позднее он добавит глубокой философии в осмысление этого времени, этих людей, себя самого и чувств, которые его когда-то волновали. Достаточно сказать только о том тяжелом впечатлении, которое произвела на него ранняя смерть А. Сардановской.

Полина Рович — адресат юношеского стихотворения С. Есенина. Она входила в круг его друзей по учебе в селе Спас-Клепики.

www.skazo4ka.ru

Анализ стихотворения Есенина Юность

С юного возраста Есенин был очень влюбчивым парнем. В 1914 году он написал первые строки о любви, они посвящались девушки из его класса. Для Есенина любовь была не только загадкой, но и чистым духовным созерцанием.

Стихотворение написано в порыве страсти, он очень хотел любить и дарить это чувство всем. Углубленность в мечтания и эмоции, представление глубочайшей преданности избраннице — все говорит о чувственном росте. Встревоженную картину расширяет прогнозируемый диссонанс, разводящий значительное ощущение нотками печали и колебаний. Автор метиться в своих страданиях и не может найти успокоение. Все стихотворение Есенин пытается прильнуть к своей избраннице, но у него ничего не получается. После чего наступает переломный момент.

В последних строках четко видна грань, между мальчишкой и взрослым парнем. В словах показывается нотка ярости. Грезы и печаль уходит на второй план, автор полностью владеет своими чувствами и контролирует эмоции.

Но силой тертой.
Пошлю все к черту.
Иди ко мне.

В этих строчках он добивается своей цели. Выбирая правильный путь, автор ищет успокоение. В строчках слышится оживление, появляется душа, которая рвется наружу. С каждым годом парень взрослеет и начинает понимать взрослую жизнь. В ней ему все кажется интересным, он продолжает писать свои стихотворения и радовать людей.

Картинка к стихотворению Юность

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова

    Ранняя любовная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена ощущением трагизма из-за невозможности счастливых отношений. Пылкие строки автора, обращённые к возлюбленной, часто носят обвинительный характер.

  • Анализ стихотворения Пушкина Дельвигу

    Стихотворений с таким названием написано Пушкиным два. Одно в 1830 году, другоё в 1817. В 1830 году, в пору знаменитой Болдинской осени, Пушкин пишет стихотворение своему другу Дельвигу. Он издаёт «Литературную

  • Анализ стихотворения Пушкина Была пора

    В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин пишет стихотворение, посвященное своему любимому лицею, в котором он когда-то учился. Произведение своего рода дружеское послание, которое он дарит своим товарищем по лицею. Через свое

  • Анализ стихотворения Державина Бог

    В 1780 году к Державину пришла мысль о создании произведения «Бог». Но по сколько поэт в то время был сильно занят по долгу службы, тогда он не смог осуществить написание этой оды. Чуть позже Державин возобновил свою идею и довел

  • Анализ стихотворения Бунина Слово

    Что бессмертно и нетленно? Исчезнет человек, канет в небытие, но что он способен оставить после себя? Иван Бунин считал, что слово будет звучать и на «мировом погосте», а речь – это «бессмертный дар», который дан людям во имя чего-то свыше.

analiz-stihov.ru

Детство великих. 21 факт из детства и юности Сергея Александровича Есенина

С. А. Есенин. Москва. 1921 - начало 1922 г.

 

«Есенин, может быть, самый русский поэт, ибо ничья другая поэзия настолько не происходила из шелеста берез, из мягкого стука дождевых капель о соломенные крыши крестьянских изб, из ржания коней на затуманенных утренних лугах, из побрякивания колокольцев на шеях коров, из покачивания ромашек и васильков, из песен на околицах. Стихи Есенина будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой. Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор», - трудно найти более точные слова, определяющие суть творчества Есенина, чем слова поэта, прозаика, публициста, режиссера, актера Евгения Евтушенко. И вот еще очень точные слова самого Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». Как родилась эта любовь; откуда пришла поэзия простоты, искренности, сочности, солнечности? Каким было детство и юность поэта, стихи которого звучали на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» в Царском Селе, на встрече с Императрицей Александрой и ее дочерьми, с Великой княгиней Елизаветой Романовой, а всего через год – перед эсерами и прочими «певцами революции»? Как восторженная встреча «обновления» России революцией обернулась для поэта глубочайшим разочарованием, драмой? В чем истоки личной драмы поэта? Веровал ли Есенин в Бога?

 

 

  • «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября (3 октября) в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости», - рассказывает поэт в своей автобиографии от 1922 г. Отец - Александр Никитич Есенин (мальчиком пел в церковном хоре), мать - Татьяна Федоровна, урожденная Титова - крестьяне села Константиново.

 

 

  • 24 сентября 1895 г. младенец Сергей, которому исполнилось всего 4 дня, принимает крещение в Константиновской церкви Казанской иконы Божией Матери. По воспоминаниям одной из сестер С.А. Есенина, храм казался удивительно легким и стройным: «В проемах колокольни видны колокола: большой, средний и четыре маленьких. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За оградой было несколько могил церковнослужителей и константиновского помещика Кулакова. За церковью на высокой крутой горе – старое кладбище». Сегодня при входе в храм Казанской иконы Божией Матери можно увидеть надпись: «В 1895 году в этом храме настоятель протоиерей Иоанн Смирнов совершил таинство крещения великого поэта земли Русской Сергея Александровича Есенина».

 

Храм Казанской иконы Божией Матери в Константиново. Фото с сайта pravoslavie.ru

 

  • В семье Есениных родилось четверо детей: Сергей (1985-1925 гг.), Ольга (1898-1901 гг.), Екатерина (1905-1977), Александра (1911-1981). После ссоры родители Сергея некоторое время жили раздельно.

 

 

  • Двухлетний Сережа был отдан на воспитание дедушке с бабушкой: «С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду», - отмечается в автобиографии С. Есенина от 1922 г. 

 

Дед С. Есенина - Титов Ф.А.

 

  • «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом Госте из Града неведомого. Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю», - вспоминает поэт в своей автобиографии от 20 июня 1924 г.  

 

  • «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил», - пишет Сергей Есенин в автобиографии от 1923 г. Поэт вспоминает о том, как дед давал ему 4 копейки на просфору, которую он должен был подавать на Проскомидию. Просфору Сережа покупал, а на Проскомидию не подавал: «Я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили».

 

Протоиерей Иоанн Смирнов — священник церкви с. Константиново. Фото. 1903 г. Фото с сайта pravoslavie.ru

 

  • Мало ли верил в Бога Есенин? Вопрос очень непростой. Известно, что в отроческие годы Сергей прислуживал в алтаре, пел на клиросе, звонил в колокола. Между избой Есениных и церковью стоял дом протоиерея Иоанна Смирнова, крестившего Сергея. Отец Иоанн настоятельствовал в Казанском храме на протяжении нескольких десятилетий на рубеже XIX–XX веков. На его глазах протекала жизнь Сергея Есенина от самого рождения до совершеннолетия. Как отмечает кандидат богословия Михаил Ефимов в статье-исследовании «Паломничество к Есенину», опытный священник выделял Сережу Есенина из толпы деревенских мальчишек, примечая в нем печать Божиего избранничества и тягу к просвещению. Часто и подолгу он беседовал с одаренным отроком, просвещая его евангельским учением и наставляя в правилах христианского благочестия. Отец Иоанн был заядлым книгочеем, выписывал журнал «Нива», газету «Русские ведомости». Сергею Есенину было интересно бывать у священника. Сама обстановка в доме протоиерея была необычной. На стенах висели картины на религиозные сюжеты, на полках стояли интересные книги. В доме священника любознательный и восприимчивый отрок открывал для себя интересный, необычный мир. Есенин проникся уважением к своему духовному наставнику. И даже уехав в Москву, поэт не прерывал своего общения с отцом Иоанном, писал ему письма, прислал фотографию с дарственной надписью. А возвращаясь в Константиново, он первым делом спешил в дом священнослужителя. Протоиерей Иоанн Смирнов оказал большое влияние на духовное становление поэта. Нынешний настоятель храма протоиерей Александр Куропаткин подчеркивает: «Раньше я относился к поэзии Есенина без особого внимания. Когда же стал настоятелем Казанской церкви, то удивился тому, сколько народа приезжает в Константиново. Тысячи и тысячи людей со всего мира! Я задумался: в чем же причина того, что эти люди так любят Есенина? Стал читать о нем книги Ю.Л. Прокушева, С.П. Кошечкина и других есениноведов. Особенно поразило меня исследование О.Е. Вороновой «Сергей Есенин и русская духовная культура». Благодаря этому труду я открыл православный мир Есенина, его высокую духовность и глубокую веру в Бога, которая отражена во многих стихотворениях поэта, а также в его письмах».

 

 

  • Есенин с улыбкой вспоминает о своем детстве в Рязанской губернии, по словам поэта, оно было совершенно таким же, как у всех сельских ребятишек: «Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе».

 

  • Бабушка мечтала, чтобы Сережа стал сельским учителем. Благодаря ее усилиям он в пять лет научился читать, пытался сочинять частушки. «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам», - вспоминает поэт в автобиографии от 1923 г.

 

  • В 1904 году 9-летний Сережа поступает в Константиновское земское четырехгодичное училище. В этом же году Сережа возвращается вместе с матерью в семью отца. В училище Сережа учится пять лет вместо четырех. В последний класс мальчика переводят только со второй попытки «из-за отвратного поведения». Оканчивает училище Сергей с похвальным листом, однако, как вспоминает поэт в автобиографии от 1924 г, из училища он выносит только знание церковнославянского языка: «Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес. Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину».

 

Сергей Есенин с односельчанами, 1909 г. Фото с сайта istihi.ru

 

  • В 1909 году 14-летний Есенин успешно выдерживает вступительные экзамены и начинает учебу в церковно-приходской второклассной учительской школе (село Спас-Клепики Рязанской губернии и уезда). Во время учебы живет в Спас-Клепиках, во время каникул приезжает в Константиново. Обучаясь в школе, Сергей осознает, что стезя учительства – точно не его: «Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось», - вспоминает поэт в автобиографии от 1922 г. 

 

  • Начало систематического поэтического творчества приходится на 1910 год. Юному поэту всего 15 лет. Сергей Есенин пишет стихи: «Вот уж вечер. Роса...», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима - аукает...», «Подражанье песне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Сыплет черемуха снегом...», «Калики» и др. «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице», - отмечается в автобиографии поэта от 1922 г.

 

 

  • В 1912 году 17-летний Есенин перебирается в Москву, трудится конторщиком в мясной лавке, где работал его отец.

 

  • В 1913 году 18-летний поэт поступает вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Активно рассылает свои произведения известным поэтам, участвует в литературных конкурсах: «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас, несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели», - пишет Сергей Есенин в своей автобиографии от 1922 г.

 

Сергей Есенин. 1914 г.

 

  • В январе 1916 года Есенина призывают на военную службу, Есенину – 21 год: «В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи Императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия». (Автобиография Есенина от 1923 г.). Читал свои стихи Есенин и перед великой княгиней Елизаветой Романовой. В том же году С. Есенин вместе с Н. Клюевым в древнерусских костюмах, сшитых по эскизам В. Васнецова, выступали на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

 

Ивнев, Чернявский, Есенин, 1915 г. Фото с сайта istihi.ru

 

  • «Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике. В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт. При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград. В Москве 18 года встретился с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым», - рассказывает Есенин в автобиографии от 1923 г. В автобиографии от 1924 года добавляет: «Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно». Есенин приветствует грядущую революцию, видя в ней возможность обновления. Однако увидев ее кровавые плоды, переживает сильнейшее разочарование. Есенин терзается тем, что ожидания и правда жизни, которую он наблюдает каждый день, никак не совпадают. В стихах появляются следы печальных раздумий о том, «куда несет нас рок событий».

 

Есенин С.А., Мариенгоф А. Б., Кусиков А. Б., Шершеневич В. Г. Фото с сайта istihi.ru

 

  • В 1919-1921 гг. Есенин много путешествует по России, Европе, Северной Америке: «1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку» (Автобиография Есения от 1923 г.). «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка - это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.», - пишет Есенин в автобиографии от 1924 г.

 

 

  • Пытаясь сбежать в метафоричный мир полусказочных образов, поэт принимает участие в создании нового литературного течения – имажинизма, несколько эпатажного, местами проповедующего хулиганство и анархизм. Незадолго до своей смерти Есенин разочаруется и в этом своем детище, а пока он активно колесит по стране, посещает Узбекистан и Азербайджан, выступает перед самой разной публикой. Ищет, ищет, ищет… Чего? То ли душевного покоя, то ли той правды, которая никак не дается ему в руки. Он много пьет и все чаще ввязывается в разные скандалы. Все чаще в его выступлениях прорывалась критика «сильных мира сего», которую обычно списывали на алкоголический бред или нервное расстройство. Поздние произведения поэта полны горечи, безысходности, они напоминают исповедь безнадежно обманутого человека. В одном из последних своих произведений – в поэме «Страна негодяев» - поэт обличает советскую власть. В газетах появляются резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. Поэт своим поведением порой сам дает основание для подобного рода критики.

 

  • В апреле–мае 1925 года поэт открыто исповедует свою веру во Христа, ответив стихами на антихристианские стихи Демьяна Бедного (Ефима Придворова). В своем «Послании «евангелисту» Демьяну» Сергей Есенин пишет:
    • Ты сгустки крови у Креста
      Копнул ноздрей, как толстый боров.
      Ты только хрюкнул на Христа,
      Ефим Лакеевич Придворов.

 

  • 25 октября 1925 года Раковский в письме  к Дзержинскому просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе»: «Пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…». На письме - резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно — найти Есенина не мог».

 

Сергей Есенин, 1925 г.

 

  • В конце ноября 1925 года Софья Толстая (внучка Льва Толстого, последняя жена Сергея Есенина) договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер». 28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер» его друг Г. Ф. Устинов с супругой. Согласно версии, которая является ныне общепринятой, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством. Позже возникает версия об убийстве поэта сотрудники ОГПУ, инсценировавших самоубийство. По словам работавшего в 1991–1993 годах заместителем председателя комитета по делам архивов при Правительстве России А.С. Прокопенко, «исследователи причин смерти Сергея Есенина пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ. Документы об этом есть в архивах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одного снятия греха самоубийства с души великого поэта должны быть названы нечестивцы, оборвавшие его жизнь». Есенинская же комиссия, созданная  в 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева, по просьбе которого был проведён ряд экспертиз, полагает, что «опубликованные «версии» об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы». Тем не менее, как отмечает кандидат богословия Михаил Ефимов, среди работников музея С.А. Есенина и среди жителей села в самоубийство Есенина никто не верит. 

 

Дом-музей С. Есенина. Фото с сайта pravoslavie.ru

 

Всего 21 факт из жизни Сергея Есенина. Детство, юность, молодость… Поэту было всего 30 лет, когда его жизнь трагически оборвалась.

 

Отговорила роща золотая...

Сергей Есенин

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

1924 г.

 

Евгений Евтушенко

- Есенин, может быть, самый русский поэт и потому, что, пожалуй, ни в ком другом не было такой беззащитной исповедальности, хотя она иногда и прикрывалась буйством. Все его чувства, мысли, метания пульсировали с такой очевидностью, как голубые жилки под кожей, настолько нежнейше прозрачной, что она казалась несуществующей. Человеком, который написал "и зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове", мог быть только Есенин. И был действительно "цветком неповторимым" нашей поэзии».

 

Митрополит Сергий (Фомин):

- Есенин – это наши духовные корни, которые будут способствовать возрождению России. Говоря о Есенине, надо говорить о России, о ее трагедии. Отражение правды о России является основой творчества поэта. Миру еще предстоит узнать Есенина заново.

(Слова из интервью владыки, приведенном в фильме В. Паршикова «Дорогие мои! Хорошие!»)

 

 

Архимандрит Авель (Македонов, † 2006), наместник Иоанно-Богословского монастыря, расположенного в нескольких километрах от Константинова:

- Сергей Есенин был человек чистой души. И стихи его такие же чистые. А те наслоения, которые складывались вокруг имени Сергея Есенина, производились теми людьми, которые хотели, чтобы имя русского поэта было забыто.

(Вечерняя Рязань. 2005. № 39. 6 октября. С. 20)

 

Источники:

  1. Биография Сергея Есенина. http://esenin-poet.ru/biografiya-sergeya-esenina/
  2. Биография Сергея Александровича Есенина. http://www.rybnoe.net/publ/rybnoe/dose_i_biografii/biografija_s_esenina/9-1-0-25
  3. Есенин С.А. Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г. (Берлин). // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002. Т. 7. Кн. 1. - С. 8-10. http://www.esenin-sergej.ru/esenin/bio/avtobiografiya/avtobiografiya-1922.php
  4. Есенин Сергей Александрович. https://ru.wikipedia.org/wiki/Есенин,_Сергей_Александрович
  5. Ефимов Михаил, кандидат богословия. Паломничество к Есенину. http://www.pravoslavie.ru/50017.html
  6. Скороходов М. В., Юсов Н. Г., Юшкин Ю. Б. Хронологическая канва жизни и творчества Сергея Александровича Есенина (1895-1925) // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002. http://www.esenin-sergej.ru/esenin/bio/hronologicheskaya-kanva/hronologicheskaya-kanva.php
  7. С. А. Есенин в литературной критике. Е. Евтушенко. Строфы века. Антология русской поэзии. http://litrusia.ru/9532-s-a-esenin-v-literaturnoy-kritike.html

vverh-dm.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.