Есенин стих про питер


последние три дня в Ленинграде

Сегодня день рождения Сергея Есенина. Он ушел из жизни в тридцать лет. Мы попросили астролога объяснить расположение светил на небе, которые могли предопределить трагический конец.

Приехал за спасением

Поэт дольше жил в Москве, но наш город был ему близок. Именно на невских берегах Есенин стал известен. Здесь он познакомился с Александром Блоком и читал ему свои стихи. А затем и императрице и великим княжнам. Здесь слушатели любили, принимали и понимали поэта.

Есенин сбежал в Ленинград и перед своей гибелью. Незадолго до этого в столице его поместили в психиатрическую клинику - лечиться от душевного расстройства. Оно было вызвано, как считали врачи, злоупотреблением алкоголем.

А вот о том, почему поэт выпивал, никто и не задумывался. Даже он сам лишь смутно догадывался, чем вызваны его терзания.

- Некую драматичность личности можно увидеть еще при рождении Есенина, - объяснил «Комсомолке» петербургский астролог Алексей Ваэнра. - Он родился в полнолуние. Поэтому в его гороскопе Солнце и Луна находятся напротив друг друга, в оппозиции. Таким людям свойственны душевные метания. Трагический разрыв между тем, что просит душа, и тем, что он делает и как живет.

Судя по всему, к моменту смерти поэта его метания достигли апогея.

И тогда Есенин, повинуясь смутным желаниям, сбежал из клиники и приехал в Ленинград. На холодных берегах Невы он надеялся найти успокоение.

Собирался жить долго

По другой версии, поэт лег в больницу, чтобы избежать судебного разбирательства за дебоши. Кроме того, в пьяном виде он умудрился оскорбить некое должностное лицо.

Курс лечения был рассчитан на два месяца, но Есенин покинул клинику через 25 дней. Отправился в Ленинград. Как утверждают некоторые исследователи, с желанием надолго остаться на невских берегах.

- Есть сведения, что в это время поэт в Москве чувствовал себя очень дискомфортно, - рассказал доктор филологических наук, ведущий сотрудник Института русской литературы Вячеслав Муромский. - Он разошелся в эстетических взглядах со столичными приверженцами литературного течения имажинизм, тогда как с ленинградскими имажинистами находился в хороших отношениях.

Поведение Сергея Есенина в последние дни жизни не свидетельствовало о приближающейся трагической развязке. Он поселился в гостинице «Англетер», встречался с друзьями, говорил, что хочет издавать в Ленинграде журнал.

- Люди, родившиеся в полнолуние, всегда более эмоциональны, - продолжает Алексей Ваэнра. - У Есенина это осложнялось еще и близостью осеннего равноденствия. Тогда Солнце находилось в Весах, а Луна - в Овне, что говорит о неспокойной душевной жизни. Внутренние противоречия поэт выплескивал через творчество.

Гостиница «Англетер». Здесь в ночь с 27 на 28 декабря Есенин покончил жизнь самоубийствомФото: Тимур ХАНОВ

Нашел смерть

Есенин приехал в Ленинград 24 декабря 1925 года. Три дня провел относительно спокойно. Почти не пил. Но, по словам тех, кто слушал поэму «Черный человек» в исполнении автора, в эти минуты их не покидало необъяснимое чувство тревоги.

И не зря. Уже 27 декабря, в последний день жизни, Сергей Александрович кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Почему кровью? В гостиничном номере не было чернил.

На другой день поэты Устинов и Эрлих тщетно стучали в дверь номера, в котором жил Есенин. Когда комендант гостиницы открыл дверь, то вошедшие в комнату люди увидели, что поэт висит на трубе парового отопления.

Загадочная смерть побудила множество самых разных версий. Кто-то утверждает, что его ликвидировали агенты ОГПУ, замаскировав убийство под самоубийство. А вот член Союза писателей России Ирина Измайлова считает, что Сергей Есенин был убит в результате драки. Однако убедительных доказательств, опровергающих официальную версию о самоубийстве, никто до сих пор так и не представил.

- Видите ли, поэты - люди с очень тонкой душевной организацией, у них бывают психические отклонения, - говорит Вячеслав Муромский. - Поэтому они могут совершать необъяснимые поступки, включая самоубийство. Особенно те, кто злоупотребляет алкоголем.

В начале двадцатых годов популярность Сергея Есенина была очень велика. Но после смерти на него обрушился поток критики. Вероятно, толчком послужила статья одного из партийных лидеров Николая Бухарина «Злые заметки». Пафос был направлен против «есенинщины» - упаднических настроений среди молодежи, мировоззрение которой определялось как вредное и чуждое советскому человеку. А формировалось оно якобы под влиянием «кабацких» стихов Есенина. Таким образом, великого поэта надолго фактически изъяли из духовной жизни народа.

ВЕРСИЯ

Получилось как всегда

- В судьбе Есенина заложен не трагизм, а личная противоречивость, которая в том числе могла стать основой для трагедии, - говорит астролог. - Душа просит что-то делать, а он делает не то, что душа просит. Это из разряда «хотелось как лучше, а получилось как всегда». То есть фактически поэт действовал не так, как чувствовал. Но я не могу согласиться, что в его гороскопе заложено именно то, что ему суждено было повеситься. Всегда есть свобода выбора, свобода воли. Скорее, так он разобрался со своими противоречиями.

www.spb.kp.ru

«Рязанский парень со стихами». Петербургские адреса Сергея Есенина | Люди | ОБЩЕСТВО

3 октября 1895 года родился Сергей Есенин.  Будущий великий поэт появился на свет в селе под Рязанью, а большую часть жизни провел в Москве, но с Петроградом его тоже многое связывало. Здесь происходили знаковые события в судьбе Есенина, здесь же он трагически ушёл из жизни.

Об особенных есенинских местах в Санкт-Петербурге рассказывает гид Ольга Михайловна Сологуб.

Невский проспект, 66

В Книжной лавке писателей на Невском Есенин выписывал литературу Фото: Commons.wikimedia.org

«Славу надо брать за рога!» – считал Сергей Есенин. Весной 1915 года он сошёл с поезда на Николаевском вокзале (сейчас Московский). В Москве, по его признанию, он «распечатался на всю ивановскую», но это было не в тех журналах, где ему хотелось, и не с теми авторами. Именно Петербург считался тогда культурной столицей. И Есенин во что бы то ни стало хотел покорить её.

19-летний молодой человек шёл по Невскому проспекту и спрашивал у людей, где живёт Александр Блок: его мнение о своём творчестве он хотел услышать в первую очередь. Он дошёл до Книжной лавки писателей (Невский проспект, 66), где Блок выписывал книги. Здесь Сергею и подсказали нужный адрес.  

Улица Декабристов – Театральная площадь – Малая Посадская улица

На улицу Декабристов Есенин приходил к Блоку (дом слева). Фото: Commons.wikimedia.org

Александр Александрович жил в угловом доме № 57 в конце Офицерской улицы (на углу Декабристов и р. Пряжки). «Был он для меня словно икона», – вспоминал Есенин. Во время визита поэт объяснил причину своего появления и прочитал несколько стихотворений. Сергей потом признавался, что так волновался, что пот градом стекал по его спине. Блок же оставил запись в дневнике: «Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».

Он дал юноше рекомендательные письма. Одно из них предназначалось писателю и издательскому работнику Михаилу Мурашёву, который жил в доме № 2 на Театральной площади.

Другое было к Сергею Городецкому. Он жил тогда на Петроградской стороне – на Малой Посадской улице, 14. Именно Городецкий ввёл его в мир петроградских журналов и издательства, а также во многие поэтические салоны, в том числе и к Мережковским, которые тогда проживали на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, дом № 83).

Лиговский проспект – набережная реки Фонтанки – Невский проспект

На набережной Фонтанки располагалось издательство, с которым сотрудничал молодой поэт. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1915-м в еженедельнике «Голос жизни» были опубликованы первые стихотворения Есенина. Он часто бывал в редакции, которая находилась на Лиговской улице, 114 (сейчас Лиговский проспект). Здесь же печатались Александр Блок, Сергей Городецкий, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян и многие другие.

Бывал поэт и в доме № 15 по набережной Адмиралтейского канала, где располагалась популярная газета «Биржевые ведомости». В издательстве М. В. Аверьянова (набережная Фонтанки, 38) вышел в свет сборник его стихов «Радуница».

Во время Первой мировой войны Сергей Есенин служил санитаром в поезде № 143, который привозил раненых с поля боя в Царскосельский госпиталь. В этот же период он выступал в Обществе «Возрождение Художественной Руси», читал свои стихи перед царской семьёй.

После Февральской революции Есенин был частым гостем газеты «Дело народа» на Галерной улице. Именно здесь в 1917-м Сергей встретился с Зинаидой Райх, служившей секретарём-машинисткой. Через несколько месяцев они обвенчались.

Литейный проспект, 33

На Литейном проспекте Есенин жил со своей супругой Зинаидой Райх. Фото: Commons.wikimedia.org

Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге не так много адресов Есенина. Но, тем не менее, именно в Северной столице есть единственная его семейная квартира. В доме № 33 на Литейном проспекте Сергей вместе с супругой Зинаидой Райх поселился осенью 1917-го. Они сняли две комнаты с мебелью. Это был перелом эпох, трудное и сложное время. Однако им удалось создать тёплое, уютное гнёздышко, куда знакомые и друзья приходили с большим удовольствием.

В двух комнатах жили супруги, а в другой – их друг Алексей Ганин. Вели общее хозяйство, как зачастую бывало в те годы. Жили не богато, часто угощением был поджаренный чёрный хлеб и морковный чай. При этом Зинаида Райх готовила на всех и была хорошей хозяйкой. Есенину нравилась красавица-жена, дом, стол с самоваром и друзья. Он часто добродушно «покрикивал»: «Почему самовар не готов?», «Ну, Зинаида, что ты не кормишь?», «Положи-ка ещё». Пожалуй, это был самый счастливый период совместной жизни Есенина и Райх. В то время Сергей ещё не пристрастился к алкоголю.

Гагаринская улица, 1

Некоторое время Есенин жил в квартире своего друга на Гагаринской улице (дом справа). Фото: Commons.wikimedia.org

В 1924 году у Есенина появился ещё один адрес в Ленинграде. Он жил в квартире своего друга - издательского работника Александра Сахарова на Гагаринской, 1, (позже Фурманова) – в угловом, выходящем на Неву доме (второй двор, направо). У Сахаровых сложился почти литературный салон. Здесь Есенин встречался со многими писателями, поэтами и букинистами. В 1922 году Александр издал отдельной книгой есенинского «Пугачёва». Сергей говорил: «Люблю я Сашку! И он меня любит! …больше граммофона. Сашка продал свой граммофон, чтобы издать моего «Пугачёва». Этого я ему вовек не забуду!» Интересно, что часть есенинских архивов находилась в городе на Неве у Сахарова, а часть - в Москве, у Гали Бениславской. Отношения у них были напряжёнными из-за ревности, делиться друг с другом даже для пользы дела они не хотели.

Думская улица, д. 1-3

Есенин выступал в концертном зале Лассаля на Думской улице. Фото: Commons.wikimedia.org

В Концертном зале Лассаля (большой зал Городской думы) состоялось триумфальное выступление Есенина. Об авторском вечере поэта предупреждали афиши, расклеенные по всему городу. Время близилось, а Есенина не было. Организатор кинулся в гостиницу «Европейская» (Невский проспект, 36). В номере лежала записка: мол, ждал... вас не было, если очень нужен, найдёте в кабачке за углом. Есенин был уже выпивший, в растрёпанном виде, но взял себя в руки и вышел к публике.

Сперва беседа со зрителями не складывалась: бросал обвинения в зрительный зал, сквозило разочарование в революции. Дошёл до откровений: «Блок и я первыми пошли за революцией, а они нас…». К тому времени Александр Блок уже трагически погиб, и Есенин тяжело переживал его смерть. Зал зашумел, засвистел, началось возмущение. Но вдруг поэт словно очнулся, начал читать свои стихи. Люди стихли и стали слушать, словно зачарованные.

Он читал им до полного изнеможения. В конце концов толпа его подхватила и понесла в «Европейскую». По дороге поклонницы вынули у него шнурки из ботинок и порвали на части, отрезали кусочки его галстука и другой одежды. Потом он писал Гале Бениславской: «Вечер прошёл блестяще. Меня чуть не разорвали».

Малая Морская, 24

Жизнь поэта оборвалась в гостинице "Англетер" на Малой Морской. Фото: Commons.wikimedia.org

Вернувшись из Москвы в Ленинград, поэт решил начать всё заново. У него были дерзкие замыслы - вести свой журнал, продуктивно работать. Есенин привез стопки стихотворений, все свои рукописи и черновики, чемодан модной одежды из Америки. Самое главное, что здесь готовилось к выпуску полное собрание его сочинений. Он очень беспокоился, что без него всё сделают не так.

Последние дни и часы жизни поэта окружают загадки. Даже то, как он оказался в «Англетере» (Малая Морская улица, 24), странно. Известно, что вначале он хотел поселиться у Вольфа Эрлиха, но почему-то не смог. По странному совпадению, номер Есенину достался тот, где он уже был с Айседорой Дункан. Тогда они поменяли его, так как он очень плохо отапливался. И вот ему попался тот же самый номер. До сих пор по поводу смерти Серея Есенина существует много версий, споров и теорий. Нет единого мнения, что же именно произошло в тот роковой день в холодном номере гостиницы.

spb.aif.ru

Есенин о петербурге стихи — Есенин

Ссылка на "Коллекция Стихов о Городах и Людях", это объединяющая выделенная коллекция для расширения границ поиска Авторов и Стихов.

Ты царской прихоти каприз.

Ты прозван Северной Пальмирой,

Петром любимый Парадиз!

Знаком и мил в нём каждый штрих,

Витиеватый стиль барокко

Дворцов изящных и палат,

Работ скульптурных без укора…

Виват, Санкт-Петербург, виват!

На свете града лучше нет.

Тебя нисколько не пугают

Ни наводнения, ни швед.

И знаменитый порт Кронштадт

С врага сбивают всю свирепость –

Руси не страшен супостат.

Их охраняет стольный град.

Здесь отмечает пушка полдень.

Здесь ночи белые стоят.

Те, что любой назвать готов:

Великий Пётр, Екатерина,

Князь Меньшиков и граф Орлов…

Царь Пётр работы Фальконе.

Он свой осматривает город

Верхом на вздыбленном коне.

Зефир всегда здесь свеж и юрк…

Да здравствует в веках и славен

Белые ночи и невский настрой.

С жизнью играешь в очко бесшабашно-

Молодость, как ты беспечна порой!

Радуги любишь из капель ловить,

В Царском селе или в Павловске странном

Как лицеисты в аллеях бродить.

Город Петра для приезжих людей,

Кровью невинно убитых украшен,

Ветер помянет их песней своей.

Памяти сердца ему не отдам-

Пушкин и Лермонтов были с тобою,

Блок и Ахматова и Мандельштам.

Умер Филонов в блокадный мороз,

Здесь расцветал Шостаковича гений,

Бродский Иосиф родился и рос.

Тайно замечены кем-то вчера,

Бьют карабельные звонкие склянки,

Осень рыдает и эт цетера.

Росси, Растрелли и Зимний дворец,

Здесь декабристы сидели в остроге.

Сколько разбилось судеб и сердец!

Чтоб заглянуть за парадный фасад.

Санкт-Петербург, тебе правда-неважно,

Ты не приемлешь пришедших назад?

Очарованье тобой велико,

Любят тебя, Петербург гордоокий,

Те, кто с тобою и кто далеко.

По родному Ленинграду, Петербургу, Петрограду.

На «Казань» и на «Исакий» и на Летнего ограду,

На Ростральные колонны погляжу и подивлюсь.

Вдоль по набережным старым белой ночью тихой, лунной

Поброжу в тумане лёгком, и гитарой шестиструнной

Отзовётся в сердце мрачном всё, что связано с тобой.

Предстоит мне с ним расстаться, несмотря на боль потери.

Навсегда, иль только на год. Я вернусь, я в это верю.

А пока что напоследок я ещё раз поброжу.

Поле Марсово тихонько, не спеша, пересеку я

И по Невскому пройдусь я, красоту его смакуя;

А к утру домой вернувшись, я печаль свою найду.

Сердце ноет. Ему город покидать больно.

И в предверьи расставанья, слёзы капают невольно.

До свиданья, Милый город, ну а может быть — Прощай!

Всадник в бронзе – угорелый, всё в Европу нас ведёт.

Я по берегу шагаю древней матушки – Невы.

В кружева мостов вплетаю, золотых церквей главы.

Липы с древними стволами мне о чём–то шелестят.

Вижу белок с голубями – парков праздничный наряд.

Белка на руку садится, и орешки там грызёт.

Невским воздухом напиться мне, надеюсь, повезёт.

Белый город в дымке белой умывается зарёй.

И мосты навеки слиться вновь стремятся над Невой.

Я иду в заре, как в платье, словно девица – весна.

Мне с мечтою той расстаться, не дано уж никогда.

Чтоб посмотреть Петра творенье –

Золотоглавый белокаменный тот град…

Дворцы и статуи тревожат,

И сердце кровь унять не может

Со мной столетья все там говорят…

Забыл, что это в настоящем

И слышу стоны тех несчастных,

Что сотни лет назад работали в глуши…

В ужасных топях, на болотах

Построили сей град до срока,

Который стал «окном в Европу» для души…

Никогда не была я в Питере,

Не бродила по улицам тем,

Где вожди проживали-воители,

Где поэтам стоит постамент.

Никогда не была в Ленинграде я,

Не видала его красоты,

На Неве не следила за чайками,

Не любила, не знала мечты.

Петербург не назначит мне встречу,

Слишком много забот и своих,

Я проездом, с вокзального вече

Отошлю незнакомцу цветы.

Не проявленный звук,

Не удержанный спазм,

Не разборчивый сон.

Не прощупанный пульс,

Это все — Петербург.

От этих стен чарующего камня

Из четкости своих огран

Ваяющего облик града

Скрывающего в облик дня

Чуть начавшийся облик ночи

Раз вновь и вновь не удержать себя

Чтоб видное не ощутить на ощупь

И из дали еще любуя

Иду из сует все туда

Где явь над топью в камне холст рисует

В движеньях кисти точных сгибы

Уже так просто угадать брегов

Проспектов струны Па лепные

Фасадов Своды арк мостов

Над бежью тихой купола седые

И шпилей взлеты и венец святой

И только мнится голове больной

Его гранитный холодок

На пальцев кончиках

Насытить верою сознание свое

Что я не сплю Что город существует

Что приду сюда ни раз еще

Помрачневшие мосты и деревца.

Сквозь туманную ощеристость Синода

Проступает лик усталого Творца.

В этом флере, – полуясном и слепом,

Оживают неподвижные фигуры

С ненавязчивым загадочным лицом.

Отдаленным перезвоном в час глухой,

Легкий шум волны о мраморную раму

И спектральный высверк башни золотой.

Грусть листвы и опустенье берегов,

Хлад Невы, то шумно стонущей, то спящей,

И в тиши ночной далекий стук подков.

Тень недлинную бросая на Неву

В час, когда туманом схваченные волны

Лижут с берега опавшую листву.

Робким локоном приникшие к воде,

Ностальгией прозвучавшие мотивы,

Как тоскливый крик взлетевших лебедей.

Это чудное мгновенье пред грозой,

Эти дни дождей, переходящих в ливни

Или в морось хмурую по мостовой..

Leggierissimo вивальдъевской струны,

Грусть шопеновских мечтаний в ми-миноре,

боль Чайковского над чернотой Невы:

Здесь души эзотерической ковчег.

Три столетья историческая фуга

Ткет сплетенья человеческих судеб.

Достоевского отчаянье и свет,

Здесь рисует Пушкин без палитр и красок,

И встает пророком Блока силуэт.

Уникальный петербургский феномен,

Завораживающим осенним флером

Без баталий и боев берущий в плен.

Наступай из подворотен, мрак глухой,

И звените, колоннады строевые

В унисон с адмиралтейскою иглой!

Я люблю, когда течешь ты сквозь века

Не величественной поступью романа,

А незримым ветром тонкого стиха.

Неслась земля светило огибая,

Знаменьем, отмечая новый век.

Издала вдруг Нева тревожный всхлип,

Волнением стихию возбуждая.

В молчание прибрежного тумана,

Из моря вышел город пенных глыб.

Дав граду имя стойкого Петра,

Склоняясь долу будущего храма.

Закалки веры в тяжких испытаньях,

Хоралы пели грустные ветра.

Торжественно воссел на островах,

Глаголющий небес предначертанья.

Являясь вещим разумом России,

По свету веял грез напрасных прах.

Указывал ветрам златым крылом,

Куда и как им направлять стихии,

Крушащий старое, для жизни вечной,

В руины сея новое зерно.

Грядущее собой отображал –

Пророк отечества, времен предтеча.

Величье разума и брашну хама –

Зародыш исторических начал.

На смену слову приходил солдат,

За Родину штыком разя упрямо.

Великих зодчих яркие творенья,

Ваяли рукотворно стольный град.

Застывшим чудом старых мастеров

Блистало светлой мысли озаренье.

Дыханьем, замирая улиц стройных,

Мечтал ноктюрном разводных мостов.

В ответ река с поклоном шлет в залив

Неторопливый бег волны спокойной.

Вбивали гениальнейшие вирши

В булыжные тетради мостовых,

Груз вдохновенья, принося творцам

И к звездам унося поэзий стишья.

Валторнами серебряных каналов

Поёт Луна мечтательным сердцам.

Окрашивает царственный завет

Закатами малиновых кораллов.

Туманный призрак скроется под воду,

Оставив по себе былинный след,

Волной, укрывшись от мирских забот,

Простор, освобождая небосводу.

Из слез страданий, кровью обагренных,

Отыдет в бездну океанских вод.

С собою свою тайну унесет,

Никем, до той поры, непобежденный…

И сизокрылый голубь веры снова

Крылатою надеждой принесет

Собор Казанский над рекой:

«Позвольте же обнять вас, братья,

Прижавшись мраморной щекой…».

Румянцем солнечных зарниц

Скрывает возраст многолетний,

Припудрив нос пометом птиц.

Взошли над гордою Невой,

Под медный звон заснул Исакий,

А Медный всадник удалой

Под гул волшебный и густой

Сошел с гранитного обломка,

И осмотрев тот край морской,

Узрел дела своих потомков,

А утром – снова на постой…

…Вот ночь укутала весь город

Своею звездною фатой,

И утоляет жадно голод,

Съедая свет и звуков рой.

Зевая в сонной тишине…

И растворилась вся во мне…

И Петропавловки иглой

С рождения я привит к столице —

Прекрасной, чопорной и злой.

Сканворд из улиц, переулков.

Ты черен в сумерках и бур,

Но так приятен для прогулки

Между ростральных двух колонн,

Богатства символ и престижа,

Не отвечает на поклон

Нахалка, ей бы лишь пролиться

Волною через парапет

В подсветке желтой, как в пижаме,

Исаакий грузный мирно спит

В прохладе ночи запотел.

Перекурить решил автобус,

Устав от человечьих тел

Фонарные сочтя столбы,

Иду, вытаскивая взглядом

Людские лица из толпы.

Мосты — смешные горбунки.

Весной под ними рыба мчится

С рекою на перегонки

Лущит течение Невы.

Тут я с подругою встречаюсь

Как жаль, что милая — не Вы.

. горький Максим смотрит Троицкий мост,

слева мечеть, справа Царский погост.

Можно не ждать завершения ночи,

если сигнал к переправе короче.

Будет иначе мое возвращение,

если забуду слова.

тянутся ветви холодной руки.

Тлеет пред ликом фасадов холодных

бывших парадных, ныне доходных,

местом хранимая, плод вдохновения

в каждом лице повторяется время,

в каждом кафе дети Наполеона

ищут забвенья в напитках холодных.

В теплых объятьях отчизны разборчивой

есть вековая печаль.

в черных пилотках Иона-пророк

отшвартовавшись от дома родного,

в бездну морскую спешил к Посейдону.

С этой легендой изустно-доходчивой,

номер и чин вместо имени-отчества

приобретя, расписавшись в журнале,

я уезжал с Петроградской.

Если мольбой упраздяется мера,

если тот город святыми покинут,

будет на стогнах звучать только имя.

Если немыслимо возвращенье,

на острова перекрыто движенье,

Если в садах листопады не часты,

если душа разорвалась на части,

и не собрать лоскутков запыленных

памятью горькой, далекой, влюбленной

той стороной Петроградской.

ангел над шпилем гласит "Аллилуйя"

дальней стране Петроградской.

и в неземном мерцаньи фонарей

все то, что днем казалось мне знакомым,

вдруг отзовется сказкою своей.

. и каждый вечер непохож на прошлый.

и каждый волшебством своим открыт.

и вновь мотив мелодии хорошей

мне пропоет веков седой гранит.

. деревья лишь застыли удивленно.

всё вслушиваясь в песенку реки.

идет девчонка, в город свой влюбленная,

и улыбается в предчувствии строки.

. вечерний город мой. такой домашний.

уютом царствуешь над вечной красотой.

и отражением в реке веков вчерашних

ты улыбаешься и мне своей мечтой.

. а завтра сказка новая проснется.

откроет тайну светлую под вечер.

и город мой мне нежно улыбнется.

— я обязательно приду к тебе.

. Очень дорог мне его уют.

. Я брожу по улочкам заветным,

. где меня всегда с улыбкой ждут.

. здесь мелодия особенно чиста.

. Ты с Исаакия свальсируешь по крышам.

Под свет прелюдии крылатого моста.

Он пропоет с небесной высоты

те песни. что поэты так любили.

. их искренность почувствуешь и ты.

Города, что Родиной зовешь.

Но, может быть, в душе, с ним по соседству,

Ты место и для Питера найдешь.

. Ну что поделать, если при тебе

вдруг закапризничает матушка-природа.

и вспомнит своенравно о дожде.

С тобой сверяя — "громче" иль "потише".

Мой город лишь души твоей коснется.

Чтоб песню ты сумел его услышать.

. Красой каналов, переулочков, дворцов.

. Любовью светлой в твоем сердце отзовется.

. лишь если ты ее в себе принять готов.

ты скажешь "Питер узок". — не спеши.

когда-нибудь про новое свидание

тебе напомнит часть твоей души.

Тебе о Петербурге пропоёт.

Здесь столько светлых тайн для новых песен.

. Тебя мой город ждет.

. Я каждый раз влюбляюсь.

. В энергетику твою.

. Я вечером гуляю.

. На Неве я сумерки

. Близко-близко возле ног вода.

. Я брожу в молчаньи.

. чтоб наслушаться мгновением.

. город после нудной суматохи

. словно перед сном.

. И не надышаться

. в который он влюблен.

. в котором луч мелодий

. Он взлетает вроде.

. У Нарышкина спектакль

. Чтоб удивиться вновь.

. и чуть поплакать.

. в театр тот войдет.

. будто снова в детство

. перелетит заветная душа.

. иль затрепещет сердце.

. от приобщения к искусству,

. совсем поближе к ночи.

. по Петропавловке бродить.

. что скучает в одиночестве,

. И, вновь прощаясь,

. проходить по улочкам

. что помнит и Петра.

. "Я вновь к тебе вернусь.

. на пеньке сидящего.

. снова в настоящее.

Погода неустойчива совсем,

И неизвестно, сколько завтра будет

Ноль градусов или плюс семь.

Лишь бьётся учащённо пульс,

А это сердце значит.

Дни солнечные сочтены,

И светлый тёплый лучик

На долгие бы дни.

Меняться может каждый час.

Сегодня куртки — завтра шубы:

Не балует погодой нас.

Насквозь заиндевел Полюстровский прогон.

Автобус подошёл. Сейчас прижмут у двери

И быстро запихнут в простуженный салон.

Я целых полчаса смогу глазеть на мир,

Вот только подышу на изморозь немножко –

Исчезнет без следа изысканный ампир.

Рекламы торжество – заманчивая сеть…

А вот и мост Петра – ажурный свод портала

Как будто над Невой подвешенная клеть.

Собор в барочном стиле похожий на мираж.

Его голубизну мороз в туман укутал…

Мы съехали с моста – совсем иной пейзаж!

Кому-то по душе сей пошленький набор.

Вот снова промелькнул за правым поворотом

Без пастырских забот болеющий Собор.

Заснеженный простор молчит без детворы.

Когда-то пышный парк, а ныне – захолустье –

Как будто сотню лет гуляли топоры…

Озябшая спешу и, чтоб развеять грусть,

Мечтаю заказать я лилии для свадьбы,

Есенина стихи читая наизусть.

Над крышами жилых домов

Летает небо облаками,

Пытаясь выдать смысл без слов.

О всех увиденных делах.

И о балах, о маскараде,

Каким здесь было счастье, крах.

То счастья, мира обещанье,

Что всё грядущее-удачно,

Залог для мира процветанья.

Что зародились на Сенной,

Не будет больше так, как прежде,

Я знаю: мне не быть одной.

Когда поНевскому я шла.

Я у прохожих не стыдилась

Спросить: "А как ваши дела?"

Как здесь положено, глазах

Читала яркие ответы:

"Отлично всё! Да как всегда!"

Собор Казанский над рекой:

«Позвольте же обнять вас, братья,

Прижавшись мраморной щекой…».

Румянцем солнечных зарниц

Скрывает возраст многолетний,

Припудрив нос пометом птиц.

Взошли над гордою Невой,

Под медный звон заснул Исакий,

А Медный всадник удалой

Под гул волшебный и густой

Сошел с гранитного обломка,

И осмотрев тот край морской,

Узрел дела своих потомков,

А утром – снова на постой…

…Вот ночь укутала весь город

Своею звездною фатой,

И утоляет жадно голод,

Съедая свет и звуков рой.

Зевая в сонной тишине…

И растворилась вся во мне…

Основатель Коллекции Стихов о Городах оставляет за собой право выбора произведений.

esenin-s.ru

афоризмы, высказывания, красивые фразы великих людей, список лучших и их авторы

Самый красивый город России, а для кого-то и мира. Санкт-Петербург из-за своей удивительной архитектуры и неоднозначной погоды, а также большого культурного прошлого, оброс цитатами, высказываниями и, несомненно, юмором. Питерский юмор, питерская любовь и питерская жизнь. Статусы про Питер в этой статье, а также все самое дождливое, романтичное и смешное. Наслаждайтесь!

Питер или Петербург?

Город, который невозможно забыть, без которого больше невозможно жить. Сюда хочется возвращаться, бродить по этим улицам, вдыхать запах старых домов, испытывать дрожь от величия памятников. Это город, подаривший всем нам необыкновенное наследие, город императора, город революции, герой войны, культурного переворота, авангарда, город бандитов и интеллигенции.

Петербург собрал в себе особую культуру, парадные и поребрики, шаверму, крыши, Невский, мосты и Есенина. Питер - это любовь. Новый, современный, протестующий! В этом городе - жизнь, сквозь беспросветную пелену дождей и всех оттенков серого, это город контрастов, протестов, художников и поэтов, романтических свиданий и бандитских разборок. Для молодых русских туристов это Питер, для петербуржцев - Петербург, для иностранцев - Санкт-Петербург, а для нас, родившихся в советское время, - Ленинград.

Старый Петербург

Молодой город за свои 300 лет накопил такой огромный багаж наследия, который уже не умещается во всех печатных изданиях! Петр I оставил нам дворцы, невозможно красивую архитектуру и уникальную культуру. Достоевский, Гоголь, Пушкин, Есенин, Маяковский, Цой - трагической судьбой впечатали свои имена в атмосферу удивительного города.

Революция и война стали испытанием для жителей города, которые те прошли гордо и достойно! История наложила свой отпечаток на судьбу величественного Петербурга.

Старый Петербург - это его жители, его история и его запах, неповторимый, особенный, питерский.

Если ты ни разу не был в Питере, но был в Лондоне, Париже, Венеции, ты все равно ни разу не был в Питере.

Белла Ахмадулина очень любила Ленинград и много своих творческих работ посвятила любимому городу. Так, в 1978 году родилось стихотворение "Возвращение в Ленинград", откуда были взяты эти строки:

Все б глаз не отрывать от города Петрова, гармонию читать во всех его чертах и думать: вот гранит, а дышит, как природа...

Петербург всегда любили поэты и писатели, одним из них был Николай Гоголь. В 1834 году он так опишет родной город в своем произведении "Невский проспект":

Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле.

Культурный Питер

Не просто так Петербург называют культурной столицей России. Один Эрмитаж чего стоит! Питер - это, конечно, памятники архитектуры, это питерская интеллигенция, это Довлатов, это Веллер. Несколько смешных и образных цитат о культурном Петербурге. Короткие статусы про Питер:

  • Питер настолько культурный город, что, пролетая над ним, птицы терпят.
  • Самуил Маршак жил и работал в Ленинграде, кроме переводов и детских рассказов он еще и писал стихи, потрясающие стихи о любимом Ленинграде.
Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад - Онегина глава. О Блоке вспоминают острова. А по Разъезжей бродит Достоевский.
  • Только в Петербурге в объявлении о сдаче квартиры или комнаты в особенностях может быть указано "интеллигентные соседи".
  • Пушкин родился в Москве, а всю жизнь прожил в Питере, Есенин родился в Рязани, жил и умер в Питере. Вот так цены на жилье сделали Петербург еще и культурной столицей.
  • На полчаса канал "Культура" прервал вещание свое, и сразу же кровавый хаос накрыл вечерний Петербург.

Питер и Москва

Противостояние двух городов, настолько разных и непохожих, не могло не найти свое отражение в современном фольклоре. Волею судеб два города были столицами великой России, и по сей день считается, что у нас две столицы. Жители обоих городов бесконечно спорят друг с другом. У нас даже футбольные клубы делят всю Россию на Питер и Москву. А что придумывают горожане... Несколько цитат про Питер и Москву.

  • Сергей Любавин в песне "Цветок" сравнил любовь москвички и петербурженки:
И мне всегда тепло под питерским дождем, а ты под золотым московским солнцем мерзнешь.
  • В боевике режиссера Юрия Стааль "Slove. Прямо в сердце" главный герой произносит такие строки:

— Вы не из тех людей, что считает Петербург раем на земле, а Москву — геенной огненной с девятью кругами МКАДА?

— Да нет, красивый город, ну был во всяком случае...

  • Цой как-то сказал:
В Ленинграде рок делают герои, в Москве — шуты.
  • Российский рок-музыкант Андрей Князев однажды очень точно подметил особенность двух городов.
В Питере любят подумать. В Москве любят действовать.
  • В Москву едут работать, в Питер жить.
  • В Москву едут по работе, в Питер - по любви.
  • Диана Арбенина живет и работает в Петербурге, множество ее стихов и песен посвящено родному городу. И, конечно, не обойти стороной сравнение двух великих городов, в которых ей часто приходится бывать.
Для меня Питер - это такой строгий франт, немножко денди, такой изящный, тонкий, аскетичный. Что касается Москвы, то это такая широкая купчиха, с пирогами, с блинами, баранками.
  • Москва — это город, предназначенный для того, чтобы быстро работать и быстро принимать решения, а не для того, чтобы рефлексировать. Особенность Петербурга заключается в том, что у нас есть время думать (Л. Лурье).

Высказывания о Санкт-Петербурге

Наверное, впору уже создавать отдельную книгу, дабы собрать в ней хотя бы малую часть всех высказываний про Питер. Про этот город невозможно не говорить, невозможно не думать. Но у кого-то говорить получается лучше, и говорить можно бесконечно! Но мы собрали короткие красивые высказывания про Питер.

Вера Полозкова - уникальная, необычная, молодая поэтесса современности. Именно она уловила суть, назвав Петербург добрым папой, в сравнении с властной Москвой - мамой.

Питер - это папа, а Москва - мама! Они в разводе, и живешь ты, понятно, с мамой, властной, громогласной, поджарой теткой за сорок, карьеристкой, изрядной стервой. А к папе приезжаешь на выходные раз в год, и он тебя кормит пышками с чаем.

Только Михаил Лермонтов мог так пронзительно описать петербургское небо. У поэтов тонкая душа, они чувствуют иначе.

Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию здешнего неба. Какое-то печальное равнодушие, подобное тому, с каким наше северное солнце отворачивается от неблагодарной здешней земли, закрадывается в душу, приводит в оцепенение все жизненные органы. В эту минуту сердце не способно к энтузиазму, ум к размышлению.

Во время чтения строк А. Белого о типичной питерской погоде невольно чувствуешь холод, но от этого город не становится хуже. В дожде тоже есть своя романтика, и он в наших сердцах.

Петербургская улица осенью проницает весь организм: леденит костный мозг и щекочет дрогнувший позвоночник; но как скоро с нее попадешь ты в теплое помещение, петербургская улица в жилах течет лихорадкой.

Детектив Елены Котовой "Третье яблоко Ньютона" сразу разобрали на цитаты. Автор очень четко подметила те чувства, что испытывает турист, впервые попадая в город Петра. Эта мощная энергетика архитектурных строений, несмотря на часто серое небо, яркие фундаментальные здания. Все это оставляет неизгладимое впечатление у каждого, кто впервые идет по Дворцовой площади. Это совершенство, от которого действительно захватывает дух.

Действительно, город был неземной. Не хотелось искать для него слов, просто идти и наслаждаться. Когда они прошли под аркой на Дворцовую площадь, он подумал, что не зря сюда прилетел. Александрийскому столпу и Зимнему дворцу еще можно было найти аналогии — что-то перекликается то ли с Трафальгаром, то ли с Вандомской площадью. Но колонны Адмиралтейства там, на втором плане... Как сумел человеческий ум, глаз собрать столько в одну перспективу?! Город невероятно мощный, массивный, строгий, и вместе с тем непредсказуемо чувственный. От его совершенства захватывало дух.

Юмор о Питере

Ну, как же в России без юмора? Питер славится своей непогодой и чрезмерной образованностью, а также большим желанием жить здесь у каждого, кому только исполнилось 17. Обойти юмор нельзя. Как по-летнему укутаться в шарф и какие резиновые сапоги на каблуке сегодня надеть? Погода Питера - это уже не недостаток, это данность, с которой надо жить, и хочется жить весело! Прикольные статусы про Питер:

  • В темном питерском дворе хулиганы напали на Вассермана и, неожиданно для себя, получили среднее образование.
  • Как узнать оптимиста в Питере? Он перед выходом на улицу чистит обувь.
  • Вообще, «50 оттенков серого» - это должен быть фильм про жизнь в Петербурге без наркотиков, а не вот это все.

***

- Вы откуда?

- Из Питера.

- Здесь все из Питера, конкретнее!

- Вологда.

Смешные высказывания про Питер и его погоде дальше.

Город дождей

Говоря о Петербурге, нельзя не сказать о дожде, о погоде в целом. Это уникальное место для всевозможных погодных неурядиц. Здесь даже зима мокрая, а солнце - что-то вроде природной аномалии. Просто одеваться надо удобнее, ведь у природы нет плохой погоды...

Питерцы шутят о своем мокром городе, туристы в надежде, что с погодой повезет, но все равно все любят Петербург. Высказывания про Питер короткие:

  • - Мальчик, а у вас когда-нибудь бывают в Питере дни без дождя? - Откуда мне знать! Мне всего 8 лет.
  • В Библии написано, что дождь шел 40 дней и 40 ночей, они называли это катастрофой. В Питере это называется лето.
  • "Дождь не может идти весь год, человек не может быть бедным всю жизнь" - китайская пословица. Эти китайцы никогда не были в Питере.
  • - А в Петербурге давно дождь? - С 1703 года.
  • Ветер по петербургскому обычаю дул на него со всех четырех сторон.

Коротко о Питере

Конечно, хотелось бы долго разглагольствовать, ведь, говоря о Петербурге, невозможно остановиться. Но краткость - сестра таланта. Почитаем статусы про Питер красивые и короткие

  • Евгений Ханкин, известный своими афоризмами, очень романтично и оптимистично высказался:

Черные дни лучше пережить там, где есть белые ночи.

  • А, может быть, в Питер, и все образуется... (Земфира)
  • Гончаров в своей "Обыкновенной истории" описывал старый Петербург, все действия романа которого проходили в городе на Неве, где прошла жизнь его персонажа Обломова.
  • Петербург уже давно описан, а что не описано, то надо видеть самому.
  • Внутри себя я в Петербурге.
  • Даже если у тебя ничего нет, у тебя есть Петербург, в котором ты найдешь все!
  • Петербург – сильный. Он уникальный (Анатолий Собчак).

Красиво о Петербурге

Все, что о Питере, все красиво. Красивые статусы про Питер:

  • Группа "Несчастный случай" в своей песни "Питер" попыталась "выразить невыразимую сущность" лучшего города на земле. Одна из строк песни:
Ай, Питер, Питер, ты слишком красив, чтобы быть просто другом!
  • "Я останусь с тобой, даже если предложат Париж. С желтых щек этих свеч слезы грусти никто и не вытер на чужой стороне. Я роднее тебе, говоришь, многих кровных детей, мой мужчина по имени Питер".
  • "Я уеду завтра - уже билет. Там колонны, словно колпак кондитера. Да, вот так, прожить 18 лет и ни разу не видеть Питера".
  • Пройтись по Невскому проспекту – то же самое, что прослушать симфонию.
  • Легендарный Сальвадор Дали также не оставил без внимания удивительный город:
По-моему, самым великим художником России был Петр I, который нарисовал в своем воображении замечательный город и создал его на огромном холсте природы.
  • Иосифу Бродскому пришлось оставить Ленинград по политическим мотивам, но город всегда жил в его сердце. Как и многие поэты и писатели непростого Советского времени, он будет вспоминать о нем до конца своих дней:
Объясняйте это, как хотите, но в Петербурге есть эта загадка – он действительно влияет на твою душу, формирует ее. Человека, там выросшего, или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать.

Современный Питер

"Быть петербуржцем - не значит родиться в Санкт-Петербурге, а значит, родиться в Питере заново".

Очень много людей ежедневно приезжают в Санкт-Петербург, чтобы остаться там навсегда. У кого-то это получается, а кто-то не справляется с его энергией. Ведь как бы ни были красивы проспекты, соборы и улицы старого города, Петербург - это прежде всего мегаполис, где надо уметь выживать.

Современный Петербург собрал в себе все возможности большого города. Здесь можно получить достойное образование, найти хорошую работу, купить квартиру и, кроме музеев и замысловатых арт-выставок, найти свою нишу в ритме второй российской столицы. Не каждый готов к такому ритму, к такой жизни.

Конечно, здесь своя атмосфера и своя "публика", она разношерстная, где-то уникальная, где-то непонятная, она питерская. Статусы про Питер:

  • Знаменитая цитата известного в 18-м веке писателя и путешественника Франческо Альгаротти:
Петербург - окно, в которое Россия смотрит в Европу.
  • В любой непонятной ситуации езжай в Питер.
  • Нежное стихотворение Эммы Меньшиковой трогает до глубины души, у города действительно есть душа, и она прекрасна.
Ты знаешь, Питер имеет душу, там даже камни умеют слушать. Я приезжаю, и мне там лучше и жить, и прятаться, и грустить. Его вода для меня живая, в его автобусах и трамваях я от забот своих уезжаю, чтоб теплый свет его ощутить.
  • В Питере все иначе...

В заключение

Юрий Лотман сказал:

За этот исторически ничтожный срок своего существования Петербург накопил такое количество текстов, высказываний, цитат, ассоциаций, такой объем культурной памяти, что по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации.

С этим не поспорить. Такой молодой город умудрился собрать в себе столько исторических событий, взрастить столько гениев! Мы стали безмолвными свидетелями его триумфа и по сей день наблюдаем за жизнью и развитием любимого города.

В этой статье собрано немного статусов про Питер, в сущности их бесконечно много. Поэты, писатели, литераторы, общественные деятели, музыканты, кинорежиссеры и просто люди, хоть раз побывавшие в городе на Неве, оставляли свои мысли в песнях и стихах.

К этому городу нельзя относиться равнодушно, а вообще, как писал Ремарк, самый лучший город - это тот, в котором ты был счастлив.

fb.ru

Есенин, Сергей Александрович — Википедия

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября [3 октября] 1895[a], Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя — 28 декабря 1925, Ленинград[2], СССР) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма[3].

Родился Сергей Есенин в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955). Сёстры — Екатерина (1905—1977), Александра (1911—1981), единоутробный брат[4] — Александр Иванович Разгуляев (1902—1961).

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской, второклассной учительской школе[5] (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках.

По окончании школы, в августе 1912 года, Есенин переехал в Москву и начал работать в мясной лавке купца Крылова, где служил старшим приказчиком его отец. В это время Есенин жил в Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова (сейчас там располагается Московский государственный музей С. А. Есенина). Позже Есенин находит работу в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка[3].

Литератор[править | править код]

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые опубликованы стихотворения Есенина. Первое его стихотворение «Береза» было опубликовано под псевдонимом «Аристон»[6].

В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В апреле на одном из литературных вечеров Есенин познакомился с искровцем, литератором-рецензентом, членом ЦК РСДРП Щеколдиным Ф. И. (Повар).

В январе 1916 года Есенина призвали на войну. Благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны по рекомендациям Григория Распутина и Николая Клюева[7][8]. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.

В 1915—1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером[9], впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.

К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.

В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая[10] по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. Он совершил также короткую поездку в Самарканд[3].

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили за границу (Германия, Франция, Бельгия, Италия и на 4 месяца в США).[11]. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё его время. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в Константиново.

В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный Восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну».

В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы.

В газетах стали появляться резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках.. На Есенина было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве.

Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…»[12] На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно — найти Есенина не мог».

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».

В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И. И. Садофьевым, Н. Н. Никитиным и другими литераторами[3].

Личная жизнь[править | править код]

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в 1937 году, реабилитирован 28 ноября 1956 г. ВКВС СССР[13]).

В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх, российской актрисой, будущей женой режиссёра В. Э. Мейерхольда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев[14], крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты — Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды[15]. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна (1918—1992), журналистка и писательница[16], и сын Константин (1920—1986) — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист. В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом. В 1919—1921 годах встречался с поэтессой Екатериной Эйгес, которой также оставил на хранение часть своего рукописного архива.

В 1920 году Есенин живёт дома у своего литературного секретаря Галины Бениславской. Их периодические личные отношения продолжались вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.

В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца[17]. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке[18]. В Туркестан Есенин приехал в вагоне своего друга Колобова[19] — ответственного работника НКПС. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд, Бухару и Полторацк (нынешний Ашхабад). 3 июня 1921 года Сергей Есенин уехал из Ташкента и 9 июня 1921 года вернулся в Москву. По стечению обстоятельств бóльшая часть жизни дочери поэта Татьяны прошла в Ташкенте[16].

Есенин в 1924 году

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан[20], на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США[3]. Несмотря на скандальный антураж пары, литературоведы полагают, что обоих сближали и отношения творчества[21]. Тем не менее их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву.

В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?»[22][23]. Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась[24].

12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения. Александр Есенин-Вольпин умер в США 15 марта 2016 года в возрасте 91 года[25].

18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957)[26], внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём[27].

Смерть[править | править код]

Достоверность разделов «Смерть» и «Версия убийства» поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обсуждения идёт дискуссия по теме. (7 октября 2019)

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер» его друг Г. Ф. Устинов с супругой. В момент смерти поэта дверь внутрь номера была наглухо заперта, её взламывали ломом. После взлома дверей вошедшие друзья Есенина увидели страшную картину: весь номер был перевёрнут вверх дном, на шее лежавшего на диване поэта была подвешена петля, сделанная из разорванной простыни. Последнее стихотворение поэта — «До свиданья, друг мой, до свиданья…»[3] — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью[28].

Вскрытие тела проводил судебно медицинский эксперт А. Г. Гиляревский 29 декабря 1925 года. В результатах вскрытия отмечались незначительные повреждения на теле. В заключении А. Г. Гиляревский указал, что смерть Есенина наступила от асфиксии через повешение[29].

Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

Посмертное фото Есенина

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина 29 декабря было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Версия убийства[править | править код]

В 1970-е — 1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов[30][31]. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005). Сторонники этой версии утверждают, что, если детально рассмотреть посмертные фото поэта в высоком разрешении, то можно с уверенностью предположить, что поэт перед смертью был сильно избит[32]. По их мнению, в пользу этой версии говорит известный факт: Сергей Есенин, с юности увлекавшийся кулачными боями, был, по воспоминанию современников, достаточно сильным бойцом, который мог оказать активное сопротивление напавшим на него убийцам.

Могила Сергея Есенина в 1983 г.

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по его просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших по его мнению к следующему выводу: «опубликованные „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева)[33]. Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или малоубедительными[34] и другими биографами поэта.

Поэзия[править | править код]

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

В 1919—1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

После опубликованной Н. И. Бухариным в центральном партийном органе газете «Правда» статьи «Злые заметки»[35], утверждавшей, что Есенин «представляет самые отрицательные черты русской деревни», и призывавшей дать по «классово чуждой» есенинщине «хорошенький залп», вокруг имени поэта развернулась широкая кампания травли. В результате длительное время книги поэта не издавались. Однако, это не предотвратило его признания народом. На стихи Есенина повсеместно пелись песни, распространялись его переписанные от руки сборники[36]. Как заметил литературовед Д. М. Фельдман, «Злые заметки» не столько отражали литературную позицию Бухарина, сколько преследовали цель публично контратаковать литераторов, связанных с Троцким.[37] Многолетний соратник Троцкого Александр Воронский, попытавшийся вступить в дискуссию с Бухариным и «защитить память» Есенина, был снят с поста редактора журнала «Красная новь»[38].

Тематика произведений[править | править код]

Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).

Портрет и автограф Есенина на паспарту, 1923 год

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».

В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910—1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.

Творчество Есенина 1914—1917 годов предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей — это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:

Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза…

Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве».

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию — «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.

И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:

Не в моего ты Бога верила,
Россия, родина моя!
Ты, как колдунья, дали мерила,
И был, как пасынок твой, я.

В Москве[править | править код]

  • Б. Строченовский пер., 24, стр. 2 — поэт жил и был прописан в этом доме в Замоскворечье у отца с 1911 по 1918 годы.
  • Чернышевского пер., 4 — филиал московского музея Есенина. В этом доме Есенин бывал в 1913—15 годах, посещая Суриковский литературный кружок. Тут же рядом находилась редакция журнала «Парус», где печатался поэт.
  • Петровский (бывш. Богословский) переулок, 5 — здесь поэт снимал три комнаты вместе с товарищем Анатолием Мариенгофом с 1918 по 1921 гг.
  • Большая Никитская ул., 15 — здесь находилась Лавка Имажинистов.
  • Тверская ул., 37 — адрес кафе «Стойло Пегаса».
  • Большая Садовая ул., 10 — в этом доме 3 октября 1921 года в мастерской у художника Якулова Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
  • Пречистенка, 20 — дом-студия Айседоры Дункан, где Есенин жил с 1921 по 1922 гг.
  • Брюсов пер., 2/14 стр. 3 — в этом доме жила Галина Бениславская. С 1922 по 1924 годы в её квартире жил Есенин.
  • Гагаринский пер., 20 — храм Св. Власия. Этот храм объехал трижды экипаж Есенина и Дункан.
  • Померанцев пер., 3 — адрес Софьи Толстой, последней супруги Есенина. Здесь поэт жил в 1925 году.
  • Ваганьковское кладбище, участок № 17 — место упокоения С. А. Есенина.

В Петрограде — Ленинграде[править | править код]

  • 1915 год — квартира С. М. Городецкого — Малая Посадская улица, 14, кв. 8.
  • Декабрь 1915 — март 1916 года — Квартира К. А. Расшепиной в доходном доме — набережная реки Фонтанки, 149, кв. 9.
  • 1917—1918 годы — доходный дом — Литейный проспект, 33.
  • 1917—1918 годы — квартира П. В. Орешина — 7-я Советская улица, 40.
  • Начало 1922 года — гостиница «Англетер» — улица Гоголя, 24.
  • Апрель 1924 года — гостиница «Европейская» — улица Ласаля, 1.
  • Апрель — июль 1924 года — квартира А. М. Захарова — Гагаринская улица, 1, кв. 12.
  • 24—28 декабря 1925 года — гостиница «Англетер» — улица Гоголя, 24.
С. А. Есенин в 1922 году

Строки стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» (опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь») произвели впечатление и на молодого композитора Василия Липатова (1897—1965). С тех пор романс на музыку Липатова звучал в исполнении Дмитрия Гнатюка, Юрия Гуляева, Вадима Козина, Клавдии Шульженко, Александра Малинина, других исполнителей. Эту песню Липатов написал всего за один день.[39] Липатову также принадлежит авторство первой музыкальной версии на стихотворение «Клён ты мой опавший».

Лирика Есенина превращалась в романсы благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Пономаренко (1921—1996). Его произведения «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова» входили в репертуар Иосифа Кобзона, Владимира Трошина, Аркадия Северного, ансамбля «Радуница», ВИА «Орэра» и других.

К творчеству Есенина обращались Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Иван Козловский («Ты поила коня», «Я по первому снегу»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»), Валерий Ободзинский («До свиданья друг мой, до свиданья»), Владимир Высоцкий (на любительской плёнке сохранился отрывок из сказки «Сиротка»[40]).

Песни на стихи Есенина входили в репертуар заслуженной артистки России Клавдии Хабаровой. С музыкой Алексея Карелина стали знаменитыми песни «Цветы мне говорят — прощай», «Черёмуха душистая», «Вот оно — глупое счастье» и другие. Аркадий Северный включал в свои выступления романсы «Ты меня не любишь», «Белая свитка и алый кушак», «Вечер чёрные брови насопил», «До свиданья друг мой, до свиданья» и другие. На музыку Александра Вертинского Алексей Покровский исполнял «Последнее письмо» и многие другие песни. Композитор

ru.wikipedia.org


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.